Лентяй посреди реки просит напиться смысл. Присмотреться к окружающим нас людям

Помогите пожалуйста, нужны цитаты о Печорине из "Герой нашего времени" из глав "Тамань" и "Княжна Мэри" и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Блеск его глаз "ослепительный, но холодный".
"Взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый,
оставлял по себе пеприятное впечатление нескромного
вопроса и мог бы казаться дерзкий, если б не был столь
равнодушно спокоен" "Тамань" (разрыв между разумом и
чувствами).
"Тамань" - первая глава дневника Печорина.
В этой главе начинает вырисовываться внутренний облик
Печорина. Здесь появляются наметки тех качеств,
которые более подробно будут раскрываться в других частях
дневника.
Из "Тамани" мы еще не можем составить себе представление
о жизненной философии Печорина, но уже начинаем
понимать, что это за характер.
Печорин невольно разрушант быт "честных"
контрабандистов
Он признаётся:" Что сталось со старухой и с бедным
слепым-не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий
человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с
подорожной по казенной надобности".
В этом заключается парадокс души Печорина:
он тонко чувствует природу, но равнодушен к людям,
он жаждет бури, но для его душевной бури нет даже
такой примитивной цели, как контрабанда товаром,
которая движет Янко и другими контрабандистами.
"...первое мое удовольствие – подчинять моей воле все,
что меня окружает..."
В "Княжне Мери"
Григорий Александрович Печорин - человек противоречивый,
неоднозначный.
Сам он перед дуэлью говорит:
"Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец.
И то и другое будет ложно"
"...никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен..."
любовь не трогает его сердца:
"...влюблялся в светских красавиц и был любим – но их любовь
только раздражала мое воображение и самолюбие,
а сердце осталось пусто..."
"...Она мне кинула взгляд, исполненный любви и благодарности.
Я привык к этим взглядам; но некогда они составляли
мое блаженство..."
Он живет разумом, а не чувствами:
"...Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами..."
"...Я давно уж живу не сердцем, а головою.
Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и
поступки с строгим любопытством, но без участия..."
"...Она была далеко не красавица, но я имею свои
предубеждения также и насчет красоты..."
Печорин не хочет жениться, потому что слишком дорожит
своей свободой: "...как бы страстно я ни любил женщину,
если она мне даст только почувствовать, что я должен на
ней жениться, – прости любовь!
мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет
снова.
Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою,
даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам..."

). Как показывает само его заглавие, Лермонтов изобразил в этом произведении типичный образ, характеризующий современное ему поколение. Мы знаем, как невысоко ценил поэт это поколение («Печально я гляжу…»), – на такой же точке зрения стоит он и в своем романе. В «предисловии» Лермонтов говорит, что его герой – «портрет, составленный из пороков» людей того времени «в полном их развитии». [См. также статьи Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» , Печорин и женщины .]

Впрочем, Лермонтов торопится сказать, что, говоря о недостатках своего времени, не берется читать современникам нравоучений – он просто рисует «историю души» «современного человека, каким он его понимает и, к его и несчастью других, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж Бог знает»!

Лермонтов. Герой нашего времени. Бэла, Максим Максимыч, Тамань. Художественный фильм

Итак, героя своего автор не идеализирует: как Пушкин казнит своего Алеко , в «Цыганах », – так и Лермонтов в своем Печорине сводит с пьедестала образ разочарованного байрониста , – образ, когда-то близкий его сердцу.

Печорин не раз в своих записках и в беседах говорит о себе. Он рассказывает, как разочарования преследовали его с детства:

«Все читали на моём лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой».

Он сделался «нравственным калекой» потому, что его «исковеркали» люди; они не поняли его, когда он был ребенком, когда сделался юношей и взрослым... Они навязали его душе двойственность, – и он стал жить двумя половинами жизни, – одной показной, для людей, другой – для себя.

«У меня несчастный характер, – говорит Печорин. – Воспитание ли меня создало таким, Бог ли так меня создал – не знаю».

Лермонтов. Герой нашего времени. Княжна Мери. Художественный фильм, 1955

Оскорбляемый пошлостью и недоверием людей, Печорин замкнулся в себе; он презирает людей и не может жить их интересами, – он все испытал: как Онегин, он наслаждался и суетными радостями света, и любовью многочисленных поклонниц. Занимался он и книгами, искал сильных впечатлений на войне, – но признал, что все это вздор, – и «под чеченскими пулями» так же скучно, как за книгами Он думал заполнить свою жизнь любовью к Бэле, но, как Алеко ошибся в Земфире, – так и он не сумел жить одной жизнью с первобытной женщиной, неиспорченной культурой.

«Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, – говорит он, – может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать».

В этих, словах обрисовывается во всю величину незаурядный человек, с сильной душой, но без возможности к чему-нибудь применить свои способности. Жизнь мелка и ничтожна, а сил в его душе много; смысл их неясен, так как некуда их приложить. Печорин – это тот же Демон , которому спутали его широкие, свободные крылья и облачили его в армейский мундир. Если в настроениях Демона выразились главные черты души Лермонтова – его внутренний мир, то в образе Печорина изобразил он себя в сфере той пошлой действительности, которая свинцом пригнетала его к земле, к людям… Недаром Лермонтова-Печорина тянет к звездам, – не раз он восторгается ночным небом, – недаром только свободная природа ему дорога здесь, на земле...

«Тоненький, беленький», но крепко сложенный, одетый, как «денди», со всеми манерами аристократа, с холёными руками, – он производил странное впечатление: в нем сила соединялась с какой-то нервическою слабостью». На его бледном благородном лбу – следы преждевременных морщин. Его красивые глаза «не смеялись, когда он смеялся». – «Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти». В этих глазах «не было отражения жара душевного, или играющего воображения, – то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый». В этом описании Лермонтов заимствовал кое-какие черты из своей собственной внешности.

С презрением относясь к людям, и их мнениям, Печорин, однако, всегда, в силу привычки, – ломался. Лермонтов рассказывает, что даже он «сидел, как сидит Бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах, после утомительного бала».

Приучив себя не уважать других, не считаться с чужим миром, – он весь мир приносит в жертву своему эгоизму. Когда Максим Максимыч пытается задеть совесть Печорина осторожными намеками на безнравственность похищения Бэлы , Печорин спокойно отвечает вопросом: «да когда она мне нравится?» Он без сожаления «казнит» Грушницкого не столько за его подлость, сколько за то, что он, Грушницкий, осмелился попробовать одурачить его, Печорина!.. Самолюбие было возмущено. Чтобы потешиться над Грушницким («без дураков было бы на свете очень скучно!»), он увлекает княжну Мери; холодный эгоист, он, в угоду своему желанию «развлечься», вносит целую драму в сердце Мери. Он губит репутацию Веры и её семейное счастье все из того же безмерного эгоизма.

«Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!» – восклицает он. Но не одно холодное равнодушие вызывает у него эти слова. Хотя он и говорит, что «печальное – смешно, смешное – грустно, а, вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя» – это только фраза: Печорин не равнодушен к людям, – он им мстит , зло и беспощадно.

Он признает за собой и «мелкие слабости, и дурные страсти». Он готов свою власть над женщинами объяснять тем, что «зло привлекательно». Он сам находит в душе своей «скверное, но непобедимое чувство», – и он объясняет нам это чувство в словах:

«Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она, как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца, его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить по дороге: авось, кто-нибудь поднимет!»

Он сам осознает в себе наличность чуть ли не всех «семи смертных грехов»: у него «ненасытная жадность», которая все поглощает, которая на страдания и радости других смотрит только, как на пищу, поддерживающую душевные силы. У него бешеное честолюбие, жажда власти. «Счастье» – он видит в «насыщенной гордости». «Зло порождает зло: первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого» – говорит княжна Мери и, полушутя, полусерьезно, высказывает ему, что он – «хуже убийцы». Он сам признается, что «есть минуты», когда он понимает «Вампира» .Все это свидетельствует, что совершенного «равнодушия» к людям у Печорина нет. Как у «Демона», у него большой запас злобы, – и он может это зло делать то «равнодушно», то со страстью (чувства Демона при виде ангела).

«Я люблю врагов, – говорит Печорин, – хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда на страже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым и вдруг, одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов – вот, что я называю жизнью ».

Конечно, это опять «фраза»: не вся жизнь Печорина ушла на такую борьбу с пошлыми людьми, в нем есть мир лучший, который часто заставляет его осуждать самого себя. Порою он «грустит», сознавая, что разыгрывает «жалкую роль палача, или предателя». Он презирает себя», – он тяготится пустотой своей души.

«Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные . Но я не угадал этого назначения, – я увлекся приманками страстей, пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы. Как орудие казни я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления. Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил; я любил для себя, для собственного удовольствия; я удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания – и никогда не мог насытиться». В результате – «удвоенный голод и отчаяние».

«Я, как матрос, – говорит он, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там, на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус». (Ср. стихотворение Лермонтова «Парус »).

Он тяготится жизнью, готов умереть и не боится смерти, и если не договаривается до самоубийства, то потому только, что еще «живет из любопытства», в поисках души, которая бы его поняла: «может быть, я завтра умру! И не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно!»

Лень, лень, отвори дверь, сгоришь! - Хоть сгорю, да не отворю.

— Тит, иди кисель есть! — А где моя большая ложка? За дело — не мы, за работу — не мы, а поесть да поспать — против нас не сыскать.

— Тит, иди молотить! — Брюхо болит.

— Что делаешь? — Ничего. — А он что? — Помогать пришел.

Авось да небось - хоть брось.

Артели брюхо да руки - нет иной поруки.

Без волненья, без заботы не жди радости от работы.

Без дела жить - только небо коптить.

Без погулки день потеряешь, не воротишь, а работа всегда перед тобой.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Безделье — мать всех пороков.

Бездельнику всегда тяжело.

Белые ручки чужие труды любят.

Берется за дело ровно нетесаный (словно сам недоделан).

Бить баклуши (чурбаны, из которых точат деревянные чашки).

Блины съел, вареники съел, а уж на третью работу — цепом махать — сил не хватает.

Бобы не грибы: не посеяв, не взойдут.

Бог дал здоровье в дань, а деньги сам достань!

Бог труды любит. Божья тварь богу и работает.

Богу молись, а сам трудись!

Богу молись, крепись да за соху держись!

Боже, поможи, а ты на боку не лежи!

Больше спишь - меньше грешишь. Кто спит - не грешит.

Большой говорун — плохой работник.

Бредет, как Ивашкин лапоть.

Будет досуг, когда вон понесут (т. е. как помрешь).

Будешь вперёд двигаться - горы одолеешь, а сиднем засядешь - ничего, кроме своей ямы не увидишь.

Будешь лениться - узнаешь голод.

Была бы охота, а впереди еще много работы.

Была бы охота, закипела бы работа.

Была игла, да спать легла.

Были б хлеб да одежа, так и ел бы лежа.

Были бы руки, а молотило дадут (найдем).

В красный день прясть ленно.

В лапоть звонить.

В лес не поедем, так и на полатях замёрзнем.

В лес не съездим, так и на полатях замерзнем.

В пашне огрехи, а на кафтане прорехи.

В поле Маланья не ради гулянья, а спинушку гнет для запаса вперед.

В поле серпом да вилой, так и дома ножом да вилкой,

В просе на печи лежать (южн.).

В пустой бочке много звону.

В работе заяц, а в еде жидовин.

В работе отстаем, а за едой обгоняем.

В стоячей воде много тины.

В страдную пору и лежник дельником, а в жиру - и дельник дородный лежник.

Валит, как пень через колоду.

Дело не малина, в лето не. опадет. Дело не голуби, не разлетятся.

Дело не медведь, в лес не уйдет.

Дело пытаем, а от дела лытаем.

Дело пытает, а от дела лытает.

Дело учит, и мучит, и кормит.

Дело шутки не любит. С делом не шути!

День в день, а топор в пень; смотрю не на работу, а на солнышко (о барщине, т. е. не пора ли кончать).

День в день, а топор в пень; смотрю не на работу, а на солнышко.

День гуляет, два больной, а следующий выходной.

День к вечеру, а работа к завтрему.

Держись сохи плотнее, так будет прибыльнее.

Детки леноваты — родители виноваты.

Длинная (Долгая) нитка - ленивая швея.

Днем гуляет по селу, ночью лечит пятки.

Дни-то долгие (весной), да нитки-то короткие (т. е. лень прясть).

До обеда проспали, встали да обедать стали: наелись, помолились да спать повалились.

До поры точи топоры, а придёт пора - не надо и топора.

Добро за готовым хлебом на печи лежать.

Добывай всяк своим горбом!

Долгая нитка — ленивая швея.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Дома не лежу, а в людях не стою.

Доплясались, что без дела остались.

Египетская работа. Каторжная работа.

Едет, будто с яйцами в торг.

Едет, как с горшками, как по горшки, как с простоквашей.

Ем, а дела не вем. Едим, едим, а работа впереди.

Ему дай яичко, да еще и облупленное.

Ему замеси, да и в рот поднеси.

Если бы да кабы, на печи росли грибы.


Кто рано встает, тому бог подает.

Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

Кто толчет, тот и хлеб печет.

Кто труда не боится, того и лень сторонится.

Курица на седало, худа прялья за пряслицу.

Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.

Легко добыто, легко и прожито. Легко пришло, легко и ушло.

Легко поел, легко и сделал. .

Легче руками работать, чем головой.

Лежа на меже - урожай не ожидай.

Лежа на печи, прогладил кирпичи. Печь не пролежишь.

Лежа пищи не добудешь.

Лежа цела одежа, да брюхо со свищом.

Лежебоке и солнце не в пору всходит.

Лежень лежит, а счастье бежит.

Лежи моя куделя, хоть целую неделю.

Лежи на боку да гляди за Оку!

Лежи на печи да ешь калачи!

Лежи, моя куделя, хоть целую неделю!

Лежит лежень до вечера, а поесть нечего.

Лежит на боку да глядит за реку. Лежа не работают.

Лежит на боку, да глядит на реку.

Лежит на печи, да ест калачи.

Ленивого дошлюсь, сонливого добужусь, а с дураком ничем не развяжусь.

Ленивого знать и по платью.

Ленивого не дождёшься, сонливого не добудешься.

Ленивого нукают, прилежного тпрукают.

Ленивого отправлять только за смертью в лес.

Ленивого только за смертью посылать.

Ленивой кошке мышей не поймать.

Ленивой кошке не поймать мышей.

Ленивой овце и своя шерсть тяжёлой кажется

Ленивому будень чем не праздник?

Ленивому всегда некогда.

Ленивому всегда некогда.

Ленивому всегда праздник.

Ленивому и в будни праздник.

Ленивому и гриб поклона не стоит.

Ленивому и лениться лень.

Ленивому Микишке все не до книжки.

Ленивому не болит в хребте.

Ленивому не болит в хребте. Ленивому и гриб поклона не стоит.

Ленивому пятница — тяжелый день, суббота — потягота, воскресенье — недели поминовенье, понедельник — бездельник.

Ленивые руки — не родня умной голове.

Ленивые руки не родня умной голове.

Ленивый — к обеду, ретивый — к работе.

Ленивый всегда бедный

Ленивый всегда так: хлеба давай по луду, а работать не буду.

Ленивый да вялый походя спят.

Ленивый дважды ходит, скупой дважды платит.

Ленивый и в своей избе промокнет.

Ленивый и могилы не стоит.

Ленивый к работе, ретивый к обеду.

Ленивый конь на оглоблю глядит.

Ленивый ложится с курами, а встает со свиньями.

Ленивый обувается — до обеда оборы мотает.

Ленивый сидя спит, лежа работает.

Ленивый три раза ходит, а скупой три раза платит.

Ленивый ученик в почете невелик.

Ленивый что богатый: всегда гуляет.

Ленивым больше всех приходится прилагать усилий

Лениться да гулять — добра не видать.

Леность наводит на бедность.

Лентяев в народе не любили, над ними смеялись и не жалели:

Лентяй — брат нищего.

Лентяй горазд на отговорки.

Лентяй да шалопай — два родных брата.

Лентяй день спит — намается, а ночь пришла — месту рад.

Лентяй до обеда здоров, а после обеда болен.

Лентяй за едой здоров, за работой болен.

Лентяй и сидеть устает.

Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.

Лентяй посреди реки просит напиться.

Лентяй пупка не надорвет.

Лентяй смекалист на отговорки.

Лентяю вели рукава засучить - он же тебя и начнёт учить.

Лентяя хлебом не корми, только с печи не гони.

Ленцо, на яйцо! — А оно чищеное?

Лень — барыня, — села да и поехала.

Лень — мать всех пороков.

Лень — на ремень, а лихо — на лыко.

Лень без соли обедает.

Лень без соли хлебает.

Лень без соли хлебает. Лень одежу бережет. Лень, отвори дверь, сгоришь! - Хоть сгорю, да не отворю. Лень, отвори дверь! - Подай кочергу! (т. е. чтобы достать с печи).

Лень голодом изгоняют.

Лень да неохота — то ли не работа?

Лень да перелень — родные сестры.

Лень да потягота живут на болоте.

Лень да потягота на болоте живут.

Лень до добра не доводит.

Лень добра не даёт.

Лень добра не деет. Лень к добру не приставит.

Лень добра не делает, без соли обедает, без причин спит.

Лень добра не делает, без соли обедает, без ужина спит.

Лень добра не делает, без соли обедает.

Лень добра не делает.

Лень доводит до бедности.

Лень за пазухой гнездо свила.

Лень и за работой потягивается.

Лень и щи без соли хлебает.

Лень к добру не приставит.

Лень лежа на печи замерзла.

Лень лени за ложку взяться, а не лень лени обедать.

Лень лени с места встать, да ложку достать.

Лень мужа не кормит, только портит.

Лень мужа портит, а встаньё его кормит.

Лень мужика не кормит.

Лень на бок валит, сон постелю стелет.

Лень не кормит, а только пучит (портит).

Лень не ремень. Ленивого подвеселить (батожком).

Лень одёжу бережет.

Лень перекатная: палец о палец не ударит.

Лень прежде нас родилась. Лень старше нас.

Лень раньше нас родилась.

Лень старше нас.

Лень хуже болезни.

Лень, на яйцо! — А оно чищенное?

Лень, отвори дверь! — Дай кочергу, я и с печи отворю.

Лень, отвори дверь! — Подай кочергу (т. е. чтобы достать с печи).

Лес сечь - не жалеть плеч. Орать (пахать) - так в дуду не играть.

Лесом шел, а дров не видал.

Лето прохлопали, осень протопали, а тут и снег на голову.

Лето прохлопали, осень протопали, а тут снег на голову.

Лето работал, зиму хлопотал; пришла весна - счелся, так жолвь сшелся (т. е. вничью работал).

Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь.

Либо ткать, либо прясть, либо песни петь.

Либо трынка-волынка, либо прялка-моталка.

Лодырь в цехе, что трус в бою: оба позорят свою страну.

Лодырь всегда найдет причину, только бы не работать.

Лодырь да бездельник - им праздник в понедельник.

Лодырь да бездельник празднуют и в понедельник.

Лодырь сам ляжет и коня положит.

Лодырь ударнику не товарищ.

Лодырь хочет прожить не трудом, а языком.

Лодырю всегда нездоровится.

Лонивого и по платью узнаешь.

Лошадка с ленцой хозяина бережет (не надорвется и не введет его в убыток).

Люблю серка за обычай: кряхтит, да везет.

Любо глядеть на молотильщиков (только бы самого не заставши).

Люди жать, а мы под межою лежать.

Люди жать, а мы с поля бежать.

Люди пахать, а мы руками махать.

Люди пахать, а он руками махать.

Люди работали, а он воздухом торговал.

Лямку три, налегай да при! Кобылку в хомут, а бурлака в лямку.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Масло само не родится.

Матушкины рубашки изношены, отцовска указка новёхонька.

Медведь лег - игра стала, (т. е. покуда работаешь, дело спорится, устанешь - дело стоит).

Мельник не бездельник, хоть дела нет, а из рук топор нейдет.

Меньше строй, да больше крой (т. е. работай, а не затевай).

Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем (или: с ума не сойдешь).

Мни лен доле, волокна будет боле (волокно будет доле).

Молодец, гуляй, да сам себя знай!

Молоть мелко - постоять; прясть тонко - посидеть.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Моты мотать - дни коротать (т. е. ост безделья).

Мужик не живет богат, а живет горбат.

Муравей не велик, а горы копает.

Муравей не по себе ношу тащит, да никто спасиба ему не молвит; а пчела по искорке носит, да богу и людям угождает.

Мух бить.

Мух бить. Меледу меледить. В лапоть звонить.

Мысли в небе, а ноги в постели.

На бога уповай, а без дела не.бывай!

На дворе молотится, так в избе не колотится.

На дело не набивайся и от дела не отбивайся!

На крепкий сук - острый топор.

На людей поглядеть и себя показать.

На мир не наработаешься.

На наши заработки и годовой псалтыри не закажешь.

На ниве потей, в клети молись, с голоду не помрешь.

На одном месте лежа, и камень мохом обрастает.

На острую косу много сенокосу (покосу).

На палатях лежать, так и хлеба не видать.

На полатях лежать - ломтя не видать.

На полатях лежать, так и ломтя (и хлеба) не видать.

На полатях лежать, так и ломтя не видать.

На поле с дермом, поле с добром.

На работу позади последних, на еду наперед первых.

На ретивую лошадку не кнут, а вожжи,

На что прясть, коли готового страсть? Прялицу в подлавицу, а сама - бух в пух!

На чужую работу глядя сыт не будешь.

Наелся, напился и на бок повалился.

Наживать, так раньше вставать.

Нажил - чирий на боку.

Налога (от гл. налегать) в работе берет.

Нам бы лошадка ружье везла, а мы бы за, ней и пеши шли.

Нам бы так пахать, чтоб мозолей не набивать.

Нашей работы не переработаешь.

Наши пошли зажинати ржи.

Наши пряли, а ваши спали. Давай взапуски прясть! - Что за неволя? - А ну, взапуски спать! - Ложись!

Не бойся меня работа, я тебя не трону!

Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Не будет скуки, коль не будешь сидеть сложа руки.

Не все работа у мельника, а стуку вволю.

Не вспахал (Не передвоил), так не дивись и сурепице.

Не выработаешь плечом, так не убьешь и клячом (бурлацк.).

Не гляди на дело, гляди на отделку!

Не говори: это дело сделаю завтра — завтрашний день свое дело имеет.

Не домнешь мялкой, так не возьмешь и прялкой.

Не жалуйся на соседа, коли сам спишь до обеда.

Не за своё дело не берись, а за своим - не ленись.

Не каждый больной, что стонет.

Не лиха тишина, лиха гребь.

Не много работников, да много ломотников (едоков).

Не на себя пчела работает.

Не наше дело горшки лепить, а наше дело горшки колотить.

Не наше дело ставцы (чашки) точить, наше дело из ставца хлебать.

Не наше дело тесать да гладить, а наше дело готовое владить.

Не от росы (урожаи), а от поту.

Не отрубить дубка, не надсадя пупка.

Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.

Не печь кормит, а руки (а нивка).

Не пиры пировать, коли хлеб засевать.

Не по работе еда.

Не поле кормит, нива. Не загон кормит, а нивка.

Не посеяв ни горсти, да пошли бог пригоршни!

Не потрудиться, так и хлеба не родится (не добиться).

Не привыкай к безделью, учись рукоделью.

Не пугай молодца работой, а сыпь ему молу (т. е. что молоть).

Не пускай козла к капусте, а лодыря к колхозному амбару.

Не работа сушит, а забота.

Не рада баба повою, рада б покою.

Не разгрызешь ореха, так не съешь и ядра.

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки!

Не срубишь дуба, не отдув губы.

Не столько богачей на свете, сколько горбунов (т. е. сутулых).

Не столько роса, сколько пот.

Не строй наспех - построишь курам на смех.

Не терт, не мят - не будет калач.

Не терши, не мявши - не будет и калач.

Не то беда, что крыша худа, а то горе, что починить лень.

Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет.

Не толченое, так и не пшено; не молот хлеб - не мука.

Не тяжело суму носить, коли хлеб в ней есть.

Не ударишь в дудку, не налетит и перепел.

Не уедно, да улежно; не корыстно, да вольно.

Не устала кобыла, что до Киева сходила.

Небольшой дождишко, а лодырям отдышка.

Некстати спесив: ему замеси да и в рот понеси.

Нем, да свое ем; а речист, да не плечист - голодный сидит.

Нет ему лучше игры, чем переглядушки.

Нет мошны, так есть спина.

Нечем платить долгу, так идти на Волгу (т. е. либо в бурлаки на заработку, либо на грабеж).

Ни на какое дело не называйся и ни от какого дела не отказывайся!

Нивка, нивка, отдай мою силку (говорят жнецы, катаясь по ниве, когда выжнут хлеб).

Нужда и голод погонят на холод. Выгонит голод на холод.

Нужда учит, а барщина мучит.

Ныне гуляшки и завтра гуляшки - находишься без рубашки.

О добре трудиться, есть чем похвалиться.

Один рубит, семеро в кулаки трубят.

Один сбирает, другой зевает. Один с сошкой (т. е. работник), а семеро с ложкой.

Одна пора: страда (время покоса и уборки хлеба).

Одной рукой узла не завязать.

Ой-ой-ошеньки! болят боченьки; бока болят, а лежать не велят.

Около помолимся (т. е. как-нибудь, поскорее).

Он в святцы не глядит: ему душа праздники сказывает.

Он служит за козла на конюшне.

Он состоит в комитете по утаптыванию мостовой.

Орать пашню - копить квашню.

Орем землю до глины, а едим мякину.

Ори, да бога моли: паши, ни о чем не тужи!

От безделья человек киснет.

От кикиморы не дождемся рубахи (хотя он и прядет).

От лени - болезнь, от работы - здоровье.

От лени губы блином обвисли.

От лени мохом оброс.

От лени опузырился (распух).

От лени мхом обрастают.

От лени человек хворает, а от труда делается здоровым.

От нечего делать и таракан на полати лезет.

От работы не будешь богат, а будешь горбат.

От трудов праведных не нажить палат каменных.

От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь.

От шаты да баты (т. е. болтовни) не будем богаты.

Отлежав бока, не любо за молотило взяться.

Отсталый да ленивый всегда позади.

Отчего кот гладок? - Поел да и на бок.

Пахарю земля — мать, а лодырю — мачеха.

Пахать - так не дремать. Либо пахать, либо песни играть.

Пашешь - плачешь, жнешь - скачешь.

Пашню пашут - руками не машут.

Пеняй на соседа, что спится до обеда; а он рано встает, дрова рубит, а нас не разбудит.

Перевести дух (отдохнуть телесно или духовно):

Песню играть - не поле орать.

Печка дрочит, долги клочит (т. е. лакомая еда).

Пиво с кваском (с кислотой), лошадь с запинкой да человек с ленцой два века живут.

Пилось бы да елось, да работа на ум не шла.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

По готовой работе вкусен обед.

По промыслу кишки дели (из побаски о лисе).

По работе еда вкусней.

По работе и работника (и мастера) знать.

Побить да подуть, вскочить да поточить, а дел нету (говор, кузнец).

Поваля, бог кормит (т. е. лежим да едим).

Поваля, бог не кормит. Спи: государь казны пришлет.

Под лежачий камень и вода не течет.

Под одним окном постучит, под другим выпросит, под третьим отдохнёт - поддёвочка-то сера, да волюшка своя.

Подать оплачена, хлеб есть, и лежи на печи.

Поел казак да и на бок, оттого казак и гладок.

Пойду погулять, на белый свет позевать.

Пойду похожу, на добрых людей погляжу.

Пока едет до овина, пота дня половина; пока едет до двора, пота завтракать пора.

Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.

Покуда цеп в руках, потуда и хлеб в зубах.

Полениться и хлеба лишиться.

Полно балы точить, пора голенища строчить.

Понурая свинка глубок корень роет.

Поп не устал, что рано к заутрени встал.

Посеешь «но», вырастет «ничего».

Посеешь с лукошко, так и соберёшь немножко.

Посеяно с лукошко, так и выросло немножко.

Послал Бог работу, да отнял черт охоту.

После дела и гулять хорошо.

После хлеба, после соли отдохнуть часок, так завернется сала кусок да лени мешок.

После хлеба-соли отдохнуть часок — завернется сала кусок да лени мешок.

Пот ключом льет, а жнец свое берет.

Похваля (клячу), да в соху.

Пошел бы журавль а мерщики, так не берут, а в молотильщики не хочется.

Пошел черных кобелей набело перемывать.

Права ножка, лева ножка - подымайся понемножку!

Праздники памятны, а будни забывчивы.

Праздники помнит, а будни забывает.

Праздники частые, а руки одинакие.

Праздность - мать пороков (переводная).

Праздность скуку любит.

Пресная шлея (лентяй). У него руки вися отболтались.

Прет, как сивый мерин.

Принялся за дело, как вошь за тело. Из кожи вон лезет.

Проглотить-то хочется, да прожевать-то лень.

Прогульные дни - воровству сродни.

Пролениться - и хлеба лишиться. Ел бы да пил - вот мое дело.

Проленишься, так и хлеба лишишься.

Проснулась Ульяна ни поздно, ни рано: все с работы идут, а она тут как тут.

Просо полоть - руки колоть.

Прощай квашня, я гулять пошла.

Прощай, квашня, я гулять ушла!

Пряди, девица, не ленись, по лавкам не тянись!

Пусть невестка и дура, только б огонь поране дула.

Пчела трудится - для бога свеча пригодится.

Пых, пых, по горам, не спи по зарям!

Пять дней ничего не делаем, а шестой отдыхаем.

Что такое лень, каждый знает не понаслышке: кому же не приходилось лениться! Лень ― это отсутствие желания что-либо делать.

О лени сложено много пословиц и поговорок: «Труд человека кормит, а лень портит», «Лентяй посреди реки просит напиться», «У ленивой пряхи и для себя нет рубахи» и пр. Немало народных притч также посвящены лени, и традиционно лень считается пороком. Лениться ― плохо, потому что «под лежачий камень и вода не течет», а ленивый, как правило, живет за чей-то счет, то есть попросту нахлебник.

Когда мы говорим: «Я не буду это делать, потому что мне лень», в глубине души мы понимаем, что поставленная задача нам неинтересна или же мы ощущаем ее ненужность, поэтому внутренне сопротивляемся ее выполнению. При этом мы всячески тянем время, лишь бы не заниматься тем, к чему не лежит душа. Ведь лень ― это не обязательно ничегонеделание.

Студент, который, мягко говоря, не любит свою , предпочтет бесцельно сидеть в интернете, часами говорить по телефону, играть в «стрелялки», лишь бы не делать то, что он должен в данный момент.

Еще один пример: можно годами лениться , если человек понимает, что он ему никогда не пригодится.

3. Пожалуй, главная причина лени ― отсутствие мотивации

Человеческий организм устроен так, что он сам нас на действия, необходимые для нашего выживания. Там, где присутствуют основные инстинкты, лени не бывает. Например, вряд ли здоровому человеку будет лень покушать, если он сильно проголодался.

В более сложных случаях поведения, обусловленного мотивацией или отсутствием таковой, все не так однозначно. Например, безработный муж лежит перед телевизором, а раздраженная жена совестит его и уговаривает . Но ему лень, ведь его все устраивает, кроме, конечно, нотаций жены. Однако приятная возможность лежать на диване перевешивает раздражение от ее слов, поэтому он и дальше будет лениться. Скорее всего, он сдвинется с места только тогда, когда за долги отключат свет, закончатся продукты, то есть когда данная ситуация его уже не будет устраивать и когда у него появится мотивация (если, конечно, та же жена не продолжит его обеспечивать).

Это слишком простой пример, но он говорит о том, что если отсутствует мотивация, то отсутствует и энергия, и человек становится ленивым.

Отсутствие должной мотивации, например соответствующего вознаграждения, со стороны руководства может привести к тому, что ленью «заболеет» весь коллектив в любой сфере деятельности. И эта болезнь опасна тем, что она прогрессирует. В этом случае каждый сотрудник будет ждать, что его работу выполнит кто-то другой, а не он сам.

4. Недостаток дофамина

Некоторые ученые сделали вывод, что лень может передаваться по наследству благодаря гену лени, который препятствует выработке тканями мозга достаточного количества нейромедиатора под названием дофамин. Дофамин принимает участие в формировании мотивации и оказывает на организм бодрящее действие. Недостаток же дофамина делает человека вялым и инертным.

Хотя, конечно же, свое ничегонеделание проще всего оправдать словами: «Таким уж я уродился, против природы не пойдешь».

5. Лень заразна

Проводя слишком много времени в компании с инертными людьми, мы рискуем и сами облениться и стать такими же.

Можно ли побороть лень?

Вообще-то существует множество методик, как бороться с ленью. В то же время кое-кто из хронических лентяев пришел к заключению, что бороться с ленью невозможно ― зато ее можно выгодно использовать, подружившись с ней. То есть не тратить силы на борьбу с ней, принуждая себя заниматься неинтересными делами, работать через «не хочу», а делать пусть меньше, но то, что нравится и ведет к успеху.

Некоторые люди шутят: «Лень побороть можно, но лень».

Кроме того, есть мнение, что в большинстве случаев борьба с ленью является причиной . Проигравший в этой борьбе испытывает разочарование, неудовлетворенность, что в конечном итоге может привести к депрессии.

Тем не менее, почему бы не попытаться? Тем более, что зная причину собственной лени, нам будет легче это сделать.

1. Пересмотреть режим дня и питания

Человека, которым овладели апатия, отсутствие интереса к чему-либо и нежелание что-либо делать из-за усталости и снижения жизненного тонуса, ничто не заставить работать, пока он не вернется в прежнюю форму. А значит, он должен отдохнуть и пересмотреть режим дня и питания.

В качестве тонизирующих средств при физическом и умственном переутомлении применяют природные стимуляторы: настойку элеутерококка, китайского лимонника и корня женьшеня.

2. Присмотреться к окружающим нас людям

Если окажется, что мы копируем их поведение и легко поддаемся чужому влиянию, в частности перенимаем привычку праздно проводить свое время, стоит постепенно сменить окружение. Недаром говорят, что короля делает свита.

3. Мотивировать себя

Чтобы победить лень, нужно иметь достойный стимул и четко представлять себе выгоду от наших действий, то есть мотивацию, которая и будет служить нам движущей силой на пути к намеченной цели.

4. Иногда все-таки полениться

Существует притча о лени: один человек после смерти попал в замечательное место, где можно было ничего не делать, лишь наслаждаться вкусной едой и получать всевозможные удовольствия. И так в праздности шло время, пока такая жизнь не наскучила человеку. И он спросил проходящее мимо существо в белых одеждах, когда же он сможет хоть чем-то заняться, ведь такая жизнь хуже, чем в аду. На что существо ответило: «А как ты думаешь, куда ты попал?».

Таким образом, если порой хочется полениться, нужно предоставить себе такую возможность. Через какое-то время безделье нам наскучит, и мы сами разовьем активную деятельность.

5. Почаще себе напоминать, что жизнь коротка и лениться некогда

Порой стоит сделать над собой усилие и вместо слов «я должен это сделать» сказать себе: «Я хочу это сделать», ведь «дорогу осилит идущий». В противном случае, если мы не научимся управлять своей жизнью сами, велик риск того, что ей будет управлять кто-то другой. И далеко не всегда заслуживающий доверия и уважения.