Либерализм как идеология. Политическая идеология либерализма. Ее основатели

1. Либерализм и неолиберализм

Политическая идеология выступает в качестве рационально-ценностной формы мотивации политического поведения и представляет собой определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.

В зависимости от иерархии ценностей идеологии бывают либеральные, консервативные и социалистические. Остальные идеологии представляют собой модификацию трех вышеперечисленных и не претендуют на сплоченность больших социальных групп.

Термин «либерализм» в переводе с лат. языка («liberalis» –свободный) – означает свободное убеждение, стремящееся избавиться от традиций, обычаев, догм и стать на собственные ноги.

Либерализм – как политическая идеология, одна из самых влиятельных в современном мире, объединяющая сторонников парламентского строя, демократических свобод и свободного предпринимательства сформировалась, в конце XVII –XVIII вв. в борьбе против феодальных порядков и абсолютизма. Классиками теории либерализма по праву считаются: Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Вольтер, Ш. Монтескье. Либеральные ценности и принципы можно найти и у известных белорусских мыслителей А. Волана и Л. Сапеги.

Принципы либеральной идеологии :

Индивидуальная свобода человека;

Ценность человеческой личности и изначальное равенство людей;

Неотчуждаемость прав человека на жизнь, свободу, собственность;

Деятельность государства на основе общественного консенсуса ради сохранения и защиты естественных прав человека;

Взаимоотношения человека и государства носят договорной характер;

Верховенство закона и равенство всех перед законом;

Разделение властей (правотворчество, правоприменение, правосудие) и создание системы их сдерживания и противовесов;

Частная собственность и ее неприкосновенность как гарантия независимости и достоинства личности;

Свободный рынок, личная инициатива и честная конкуренция;

Развитое гражданское общество, независимое от государства и политических институтов.

Политическая идеология либерализма предлагает и свой набор ценностей: человек – высшая ценность, индивидуальная свобода, свобода от произвола государства, независимость от предрассудков, естественное неравенство людей, вера в социальный прогресс и силу разума и др.

С середины XX века начинается приспособление либеральной идеологии к новым целям социальной жизни, с чем и связано появление неолиберализма , основными идеями которого являются:

Зрелое гражданское общество и правовое государство;

Активное вмешательство государства в сферу рыночных и социальных отношений;


Использование плюралистических форм организации и осуществления политической власти;

Консенсус управляющих и управляемых, посредством стимулирования участия масс в управлении производством и в политическом процессе.

Современный либерализм включает множество течений и форм, между которыми имеются противоречия и даже возникают конфликты. Такие формы либерализма как политический либерализм, экономический либерализм, социальный либерализм, культурный либерализм в развитых странах смешиваются, а в развивающихся странах на передний план выходит либерализм третьего поколения. В Республике Беларусь более распространены идеи экономического, политического, социального и, к сожалению, культурного (о чем свидетельствует очередная попытка проведения парада сексуальных меньшинств в г. Минске) либерализма.

2. Консерватизм и неоконсерватизм

Консерватизм – (от лат. conserve – охраняю, сохраняю) – политическая идеология, ориентированная на сохранение и защиту традиционных, исторически сложившихся устоев общественной жизни, на признание нерушимости существующего порядка вещей, установленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а также ряда моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии, собственности. Возник в конце XVIII века в Англии, как реакция на успехи либерализма после буржуазных революций. Основоположниками консерватизма считаются Э. Берк, Ж. де Местр, Л. Де Бональд и Ф.Р. де Шатобриан, который впервые употребил данный термин. В Республике Беларусь многие исследователи считают умеренно-консервативными социально-политические воззрения С. Будного, жившего в эпоху Ренессанса.

Принципы консервативной идеологии:

Нравственный абсолютизм, признающий вечность и незыблемость нравственных идеалов и ценностей, так как природа самого человека не меняется;

Традиционализм, являющийся основой, фундаментом здорового общества. Необходимость укрепления таких традиционных ценностей как государство, семья, религия;

Элитарность как продолжение аристократизма;

Свобода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность к ней;

Сильная власть, сильное государство, которое не должно злоупотреблять социальным попечительством, ибо последнее приводит к иждивенчеству;

Сильная экономика, основанная на частной собственности, рыночных отношениях и свободном предпринимательстве;

Приверженность к местному самоуправлению, региональным (национальным) ценностям;

Закономерность социального неравенства, так как люди неравны в отношении физического, умственного и нравственного развития.

Во второй половине XX века консерватизм эволюционировал по пути либерализации и популизма, и к 80-м годам сложился неоконсерватизм. Формированию идей неоконсерватизма немало способствовал кризис научно-технической цивилизации и нравственных устоев. Неоконсерваторы предлагают : усилить государственное регулирование в экономической и социальной сферах; дать возможность каждому человеку зарабатывать, соблюдая принципы справедливого распределения доходов, справедливой заработной платы, справедливого налогообложения, справедливой помощи для проявления частной инициативы; предоставить возможность выбора, где учиться и учить детей, где лечиться; развить институты гражданского общества, усилить моральную ответственность гражданина и государства и укрепить приоритеты семьи и религии.

Консервативная идеологи, как и ее предшественница – либеральная идеология – носит реформистский характер и на современном этапе является одной из самых влиятельных в Великобритании, Германии, Италии, США. Идеи консервативной идеологии достаточно популярны и в Республике Беларусь, о чем свидетельствуют структурные элементы государственной идеологии.

3. Современная социал-демократия

Политическая идеология современной социал-демократии – продукт реформистского движения во II Интернационале (1889-1914гг.). Родоначальниками по праву считаются Э. Бернштейн и К. Каутский. Сам термин введен в конце XIX века, с момента возникновения массовых политических партий. Большинство сторонников и теоретиков социал-демократизма отрицают неизбежность крушения капитализма. По их мнению, наступление социалистической эпохи связано не с крушением капитализма, а с развитием новых форм производства в условиях мирного развития капиталистической экономики при установлении социального равенства всех членов общества. К социализму приведут социальные реформы, направленные на обеспечение эффективной работы экономики и реализацию принципа свободы. Главной целью идеологии социал-демократов является построение общества, основанного на либерально-демократических ценностях. Социальная политика социал-демократов достаточна, привлекательна и плодотворна, что и сделало ее в конце 90-х годов XX века одной из авторитетных идеологий современности.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ - ЛИБЕРАЛИЗМ

Предпочитаю быть вне политики, но если говорить об этой неотъемлемой части нашего бытия, то ближе всего по своим догмам мне конечно либерализм. В моём понятии, либеральное отношение к чему-либо или кому-либо - это, прежде всего уважительное отношение. Оно начинается в семье. Ребёнок, воспитанный в духе либерализма, вырастет гораздо более коммуникабельным и терпимым по отношению к своим сверстникам, чем дети из семей с устойчивыми принципами консерватизма и диктатуры. Либерализм в семье предусматривает свободный выбор увлечений, занятий во время личного досуга, высказываний собственного мнения. При таком укладе, так называемой, «ячейки общества», родители будут всегда советоваться с формирующейся личностью, привлекать её ко всем обсуждениям семейных проблем и планов, обязательно учитывать мнение ребёнка. Благодаря такому демократичному воспитанию, растёт человек, у которого есть своя точка зрения на окружающую действительность. Он может её не только высказать, но и аргументированно отстоять. При этом, его интересует мнение оппонентов, их доказательства. Идеология либерализма как бы говорит внутри человека: я думаю по-другому, но другие люди тоже правы, и их взгляды имеют место быть, и я их уважаю.

Средства массовой информации активно «нафаршированы» различными политическими диспутами, прениями, шоу, к примеру, «Время покажет» на НТВ. Просматривая телевизионные программы, носящие общественно-политический характер, без труда можно определить, каких взглядов и идеологий придерживаются участники дискуссий. Мне кажется, что либералов отличает даже некая особая интеллигентность. Они сдержаны, их выступления спокойны, убедительны и аргументированы. Выслушивая оппонента, либеральный политик не будет перебивать последнего, не будет навязывать свою точку зрения мыслимыми и не мыслимыми способами (крики, размахивание руками и т.д.). Чего не скажешь о представителях иных партий, союзов и платформ. Когда в новостях показывают заседания украинской Верховной Рады, создаётся впечатление, что присутствуешь на каких-то «боях без правил». Мало того, что депутаты не слышат друг друга, не дают выступающему представителю слова сказать, кричат, перебивают, так ещё и кулаки в ход идут. О каком либерализме может идти речь, если каждый уважает только самого себя, да и разговаривает исключительно с самим собой!? Остальные всё равно не слушают, поскольку у них своя точка зрения, и, как они полагают, единственно правильная и верная. Но и в Украине есть представители либеральной идеологии, которые настаивают на проведении экономических реформ с целью повышения уровня социальной жизни населения. Они же настаивают на выполнении Минских соглашений и отводе военной техники от границ с Донецкой и Луганской народных республик.

Нужно сказать, что каким бы общим не было понятие «либерализм», в каждый период истории, в каждой стране он свой, самостоятельный. Со своими особенными чертами и положениями.

Опираясь на традиции восточноевропейского либерализма, можно использовать, что и пытаются делать эти государства, определенные элементы либеральной идеологии в стратегии развития Беларуси и России в современных условиях. В этом смысле Президент А.Г. Лукашенко и подчеркивал, что «черты либерализма, хотя в меньшей степени, должны быть и нам присущи».

В РБ на данный момент можно выделить две основные либерально направленные политические партии - это Либерально-демократическая партия и Объединенная гражданская партия. Прочитав программы обеих партий, можно понять, что, они во многом очень схожи. Везде на первом месте стоит гражданин, непосредственное улучшение его социального и материального положения, а также свобода частной собственности. Обе партии выступают за возобновление доверия к государству и проведение срочных экономических реформ. Главной задачей в развитии экономики считают переход к экономическому росту на основе стимулирования развития исключительно легального сектора экономики, способного обеспечить наполнение бюджета, и вытеснения не нужной теневой экономики.

Либерально-демократическая партия выступает за обязательное утверждение в государстве позиций частной собственности, поскольку без неё не бывает ни свободы, ни процветания. Собственность, по мнению её представителей, является главным гарантом свободы. Без такого права народ безусловно будет беззащитным перед засильем государственной экономики. Право собственности - это право действовать в понятных обществу и четко очерченных рамках. Это право приобретать, содержать, использовать и продавать материальные ценности.

Доверие людей и бизнеса к власти - это предварительное условие осуществления любой эффективной экономической программы. Реальная и надежная правовая защита непосредственно собственности и собственника, независимо от их форм

Борьба с коррупцией в исполнительном и законодательном эшелонах власти. Ужесточение стороннего, независимого контроля над целевым расходованием всех бюджетных средств, в том числе средств, передаваемых конкретно региональным или местным бюджетам.

Либерально-демократическая партия Республики предлагает: Принять Закон о молодежи, гарантирующий ее права и определяющий обязанности молодого поколения. Принять все допустимые меры по обеспечению занятости молодежи. Создать условия для достойного и полноценного проведения досуга и отдыха молодежи, с этой целью развить сеть клубов по интересам, домов и дворцов культуры, молодежных кафе, спортивных сооружений, площадок и стадионов.

Создать равные возможности для каждого молодого человека в получении образования и начала профессиональной деятельности.

Некоторые из этих демократичных идей уже частично реализованы или реализовываются под натиском передовых положений демократии в экономике и идеологии белорусского государства. Отдельные пункты программ этих партий не соответствуют ныне действующей политике государства и особому менталитету белорусского народа. По всей вероятности, действующую власть в Республики не особо вдохновляют идеи либерализма. Консерватизм здесь присущ в большей мере.

Для того, чтобы понять, как зарождался и развивался либерализм, необходимо заглянуть в историю. Начнём с античности. Продолжая по истории Европы экскурс, нельзя упустить начало очень важного этапа, когда в 1073 году немецкий монах Гильдебранд становится папой Григорием VII. Он бросает вызов непосредственно германскому императоруВ данной, не стандартной ситуации для средневековья, раскрывается исторический факт - в незыблемости и могуществе власти образовалась прореха. Оказалось, что-то кто-то ещё может быть не менее сильным и властным. Подтверждением этому стали и независимые города в Европе. Эти территориальные единицы действительно оказались свободными социальными образованиями, в которых жили люди, строившие свою жизнь на основе исключительно либеральных ценностей. Для средневековой Европы с её архаичными порядками и устоями это был очень большой шаг вперёд в развитии демократии.

Еще одним вкладом в идеи либерализма послужили государственные хартии и законодательные акты. К слову говоря, именно на основе этих документов средневековья была сформулирована и оформлена первая Конституция Американских Соединённых Штатов, которая, претерпевая исторические изменения, дошла до наших дней.

Большую лепту в историю развития либерализма внесла Голландия. Вильгельм Оранский создал первое государство, в котором появился «средний класс». Население имело частную собственность, индивидуальные права, было наделено свободой слова, вероисповедания и правом избирать монарха. Голландцы послужили примером всей Европе и, в первую очередь, соседней Англии, где был утверждён принцип «никто и ничто не может быть выше закона». Здесь же зародилось первое движение, которое понимало, что оно либеральное - «уравнители». Но, исходя из их требований - свобода слова, уничтожение сословной власти, религиозная свобода, защита прав собственности, свобода торговли, равные права для всех - становится понятным, что «уравнителями» они были в хорошем смысле этого слова.

Об истории либерализма, как идеологии можно писать очень много, этой теме нужно посвящать отдельную тему. Если сократить повествование об истории развития либерализма, то необходимо отметить, что через либерализм, который боролся с рабством, либерализм, отрицающий феодальную зависимость крестьян Средневековья, через различные течения, претерпев изменения, эта идеология практически в своём изначальном варианте пришла в нашу современность.

Собственно либерализм «liberalis», то есть свободный, считается самой первой в истории политической идеологией. Он оформился, как идеология, выступающая в поддержку борьбы с рабством, борьбы против феодализма. Против духовного засилья средневековой церкви и политической системы абсолютизма.

Основной, главенствующей ценностью людского существования либерализм объявляет свободу, носителем свободы обозначается личность.

В политической сфере самыми главными принципами признаются:

  • - свобода личности и признание прав человека на самоопределение и самореализацию, приоритет народа по отношению к государству; для либерализма политическая и индивидуальная свобода едины; естественными правами человека - право на жизнь, частную собственность и свободу;
  • - обуздание сферы влияния государства, его произвола с помощью Конституции, которая защищает частную собственность и гарантирует в рамках закона свободу действий участника процесса;
  • - невмешательство государства в сферу деятельности гражданского общества;
  • - признание равенства всех граждан перед законом;
  • - свобода мысли, слова, учреждений, принцип политического плюрализма и демократии.

В экономической сфере:

  • - свобода абсолютно любой предпринимательской деятельности, либо индивидуальной, либо групповой;
  • - неприкосновенность частной собственности;
  • - невмешательство государственных институтов в экономическую сферу;
  • - по законам свободного рынка и конкуренции саморегулирование экономики.

В духовной сфере:

  • - право человека исповедовать или не исповедовать вообще любую религию, то есть право совести;
  • - исключительное право личности определять свои нравственные принципы и обязанности.

Либерализм сводит к минимуму влияние государства на общественную, духовную и нравственную сферы жизни населения. Идеология отдаёт предпочтение открытому обществу, которое основывается на демократии и плюрализме. Обязательным при этом является исключительное признание прав меньшинств и отдельных граждан.

Из всего вышеизложенного я и делаю вывод, что моя политическая идеология всё же либерализм, предполагающий свободу во всех направлениях общественной, политической и социально-экономической жизни общества.

Мне очень нравятся глубокие философские труды как античных и средневековых мыслителей - Тит Ливий, Марк Аврелий, Николо Макиавелли, Джон Лок, Жан Жак Руссо, Адам Смит - , выступавших против монархического правления, рабства, пропагандирующих всеобщее равенство, свободу слова и волеизъявления, так и современных.

Среди них Фридрих фон Хайек, который в своем труде «Дорога к рабству» утверждает, что чрезмерное государственное регулирование экономики может привести к потере гражданских и политических свобод.

Интересны и познавательны лекции Тома Палмера. Очень доступен и понятен в изложении язык Марио Варгас Льоса в работе «Либерализм в новом тысячелетии». При изучении этого труда не сразу понимаешь, что работа философская, таким художественно-литературным приёмом она написана. идеология либерализм сфера политический

Чем больше знакомишься с приверженцами либерализма или его критиками, тем четче понимаешь и убеждаешься, что это - идеология будущего.

В этом году отмечается 100-летие Октябрьской революции. Целый век, сто лет Россия строит демократическое общество. Изначально мешала диктатура пролетариата, но альтернативы на том этапе развития просто не существовало. Затем сталинские репрессии. Какой уж тут либерализм и «свобода слова». Вторая мировая война откинула страну в развитии на много лет назад. Советский социалистический период только провозглашал конституционно различные права и свободы, но единоличное господство Коммунистической партии определяло путь развития страны. И он был далеко не демократичным.

Современные руководители государства и политики провозглашают лозунги о всеобщей демократии и построении демократического общества. Но, необходимо понимать, что либеральное отношение и демократичное - очень родственные понятия.

Это философское, экономическое и политическое учение, которое исходит из свободы человека распоряжаться собой и своей собственностью как ему заблагорассудится. В идеале, исходя из положений мышления о либерализме, каждый в обществе должен быть свободным в своих действиях, не ограничиваться властью и государством, при этом именно власть ограничивается в своем влиянии, превыше всего становится только закон.

Также свободно можно заниматься предпринимательством, а частная собственность находится под охраной того же закона. Либерализм снял привилегии с монархов и других, стоящих у власти, у них отняли их божественное право монарха, статус наследника и устоявшуюся религию.

В либерализме считаются с индивидуальными правами на жизнь, личную свободу и собственность. Исходя из учения о либерализме, все равны перед законом и все наделены равными правами. Человек имеет равные со всеми права на успех – это зависит уже от него самого, добьется он его или нет.

Также предусматривается свобода в рыночных отношениях, то есть человек может спокойно заниматься предпринимательством и быть уверенным, что его не ограничат в этом праве, если, конечно, он не будет нарушать закон. Правительство должно избираться на открытых и честных выборах. У избирателей и избираемых будут свои права и все будут равны. Власть должна работать честно и прозрачно.

Функции государственной власти сводятся к минимуму, они предназначены только для того, чтобы максимально выполнять порученные ему дела и все, выходить за рамки дозволенного ему не разрешается. Либерализм современности также предпочитает открытые общества, которые основаны на принципах плюрализма и демократическом управлении государства.

Исходя из взглядов либерально настроенных людей, деятельность власти в стране должна быть направлена на обеспечение благосостояния населения государства, и руководить страной должны согласовываясь по общим государственно важным делам.

В начале становления либеральной идеологии считалось, что власть должна быть полностью сосредоточена в руках физических и юридических лиц, а само государство должно существовать и функционировать только для того, чтобы оберегать их собственность.

Современный либерализм значительно расширил границы классического мышления и объединил в себе множество течений, которые конфликтуют между собой и имеют глубокие противоречия, часто мешающие нормальному функционированию учения.

21.Консерватизм как политическая культура

Консерватизм (от лат. conservate - сохранять, охранять) - одно из политически-идейных течений политической мысли, отражающее приверженность его сторонников к сохранению традиций и устоев государства и общества.

Консерватизм ориентирован на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, ее ценностных устоев, воплощенных в религии, семье, собственности и т.д.

Консерватизм как политико-идеологический феномен первоначально оформился на Западе, а точнее - в англосаксонском культурно-историческом пространстве.

Основные принципы:

Общество - это система норм, обычаев, традиций, социальных институтов, которые надо сохранять и развивать;

Существующие социальные институты предпочтительнее любых новых программ, нацеленных на их преобразование;

Недоверие к социальным новациям и полное отрицание любых революционных изменений;

Упрочение универсального морального порядка, санкционированного и поддерживаемого религией;

Пессимизм в оценке человеческой природы, неверие в силу разума и способности индивида.

Основные политические цели:

Защиты традиционных устоев общественной жизни, незыблемость сложившихся ценностей;

Пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти;

Решительный отказ от вмешательства государства в экономику, социальную сферу и частную жизнь;

Идея национального величия, поддержки сильного государства, где власть должна принадлежать аристократической элите;

Главное право личности - право иметь собственность и свободно ею распоряжаться.

Исследователи обычно выделяют не этапы развития (как у либерализма), а три разновидности консервативной идеоло-

гии: традиционализм (консерватизм на уровне массовых чувств и настроений), либертаризм (консерватизм, основанный на приверженности идеям неограниченной свободы индивида) и неоконсерватизм. Этот новый консерватизм характеризуется тем, что он воспринял от либерализма "идею общественного развития социальной и политической активности человека, демократизации политики и социальных отношений, в значительной мере отошел от элитарных и аристократических воззрений на власть, порядок и традиции, стал ближе к современным общественным организациям".

Возрождение политического веса консерватизма произошло в 80-90-е годы XX века. Именно тогда на высшие государственные посты пришли такие консервативные деятели, как Р. Рейган и Д. Буш в США, М. Тетчер и Д. Мейджер в Великобритании, Г. Коль в ФРГ.

Консерватизм является национальным и, шире, цивилизационным феноменом. Главным системообразующим принципом консервативной идеологии является принцип опоры на традицию; поскольку каждому устойчивому социуму (народу, нации, цивилизации) присуща собственная уникальная традиция, постольку следует утверждать, что консерватизм как идеология, существует только в конкретной уникальной форме на основе собственной традиции в рамках конкретного цивилизационного пространства.

Каждая самостоятельная версия консервативной идеологии определяется своей собственной уникальной совокупностью принципов и ценностей. Принципы и ценности консервативных идеологий, относящихся к разным национальным и цивилизационным сообществам, могут частично совпадать или совсем не совпадать, однако их не следует подводить под общий знаменатель.

Консерватизм является необходимым идеологическим и политическим каркасом, обеспечивающим прочность и устойчивость каждой самостоятельной культурно-исторической общности нации и цивилизации. В этом состоит главная инструментальная Функция консерватизма. Проблема рационализации собственной Радиции, т.е. оформления консервативной идеологии фундаменально связана с проблемой жизнеспособности собственного народа и собственной цивилизации.

Что касается современной России, то в последнее десятилетие интерес к консерватизму усилился, поскольку 90-е годы предыдущего века прошли в России под флагом радикально-либеральных реформ, не приведших к улучшению жизни большинства российского населения. Цивилизационный разлом 90-х годов, произошедший в России, вызвал острую и мощную реакцию в российском обществе, результатом которой стало оформление современной консервативной идеологии.

Российская консервативная идеология оформилась, как известно, ещё в досоветский период как автохтонная идеология российской цивилизации с собственным уникальным, неповторимым идейным обликом. Возникновение российской консервативной идеологии как рационализированной формы собственной традиции произошло в первой половине XIX века; исторически первой формой российской консервативной идеологии явилось славянофильство.

Российский консерватизм досоветской формации, первоначально возникший как идейно-политическая реакция на западнические формы модернизации в России, в процессе своего исторического развития сложился в устоявшуюся и зрелую идеологическую систему, обладавшую собственной терминологией, собственным категориальным аппаратом, собственной автохтонной совокупностью принципов и ценностей.

В истории развития российской консервативной идеологии следует выделить два периода, которым соответствуют две достаточно самостоятельных ее исторических формы: первая - консервативная идеология досоветской формации; вторая - современная постсоветская консервативная идеология. Эти две формы российской консервативной идеологии имеют во многом различное идейно-политическое наполнение, обусловленное принципиально разными историческими эпохами.

Вместе с тем, традиция российской консервативной идеологии непрерывна. В течение 70-летнего советского периода эта непрерывность была в значительной мере нарушена и искажена, но не разорвана и не уничтожена, считают некоторые специалисты. Главные принципы и ценности российского консерватизма, сло-

жившиеся и утвердившиеся в досоветский период, константны они являются также принципами и ценностями современной российской консервативной идеологии. Эта константность обусловлена непрерывностью российского исторического процесса, проходящего в рамках константной цивилизации, имеющей в своей основе непрерывающуюся автохтонную традицию.

Идейные истоки современной российской консервативной идеологии берут свое начало в дооктябрьской консервативной идеологии, дореволюционный российский консерватизм является идейно-теоретической основой современного российского консерватизма. Имеет место преемственность главных принципов и ценностей, основных идейно-политических и мировоззренческих установок российского консерватизма досоветской формации с установками современной российской консервативной идеологии.

Современный русский консерватизм зародился, прежде всего, как культурный консерватизм, а с началом либеральных реформ на его основе сформировался политический и экономический консерватизм. В отличие от исчерпавшего себя к 80-м годам эмигрантского консерватизма, он обладал значительным опытом включенного наблюдения над сложной и противоречивой эволюцией СССР и России, возможностями осмысления новых тенденций, созревающих в недрах российского общества.

Политическая культура - Политическая культура – это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы; это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение; это система политического опыта, знаний, стереотипов, образцов поведения и функционирования политических субъектов.

Политическая культура – неотъемлемая составная часть общенациональной культуры и прежде всего политический опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и в конечном счете выражается в их политических ориентациях и установках, которые, в свою очередь, определяют политическое поведение людей. В этом определении объединены три взаимосвязанных понятия: политический опыт, сознание, политическое поведение. Это структурные элементы политической культуры.

Политический процесс - Политика по своей сути является деятельностью, поэтому она не может не быть процессом. Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. В узком смысле – деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений.

Политический процесс развертывается в данной стране в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, политических партиях и общественных движениях. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию, изменение во времени и пространстве.

Основные стадии политического процесса выражают динамику развития политической системы, начиная с ее конституирования и последующего реформирования. Его главное содержание связано с подготовкой, принятием и оформлением на соответствующем уровне, исполнением политических и управленческих решений, необходимой их коррекцией, социальным и иным контролем в ходе практического осуществления.

Процесс выработки политических решений дает возможность выделить в содержании политического процесса структурные звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу:

1. Представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения.

2. Выработка и принятие политических решений.

3. Реализация политических решений.

Политическому процессу присущи

Переплетение и взаимосвязь революционных и реформаторских начал

Сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс

Восходящих и нисходящих тенденций развития

Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, далеко не одинаково вовлечены в политический процесс. Некоторые безразличны к политике, другие участвуют в ней время от времени, третьи увлечены политической борьбой. Даже среди тех, кто играет активную роль в политических событиях, лишь некоторые азартно стремятся к власти.

Можно выделить по степени возрастания активности участия в политическом процессе следующие группы:

В настоящее время в политических процессах по сравнению с прошлым более активно участвуют представительные социальные слои и движения, в том числе партии, профсоюзы, армия, студенчество и молодежь, национальные организации, конфессии, группы поддержки и давления, творческие союзы.

На политические процессы внутри отдельных стран оказывают значительное воздействие внешний фактор, вся совокупность экономических, политических, военно-стратегических и других реалий международного характера. Поэтому можно сказать, что политические процессы бывают двух видов: внешнеполитические и внутриполитические. С точки зрения системных качеств организации политической власти они различаются на два крупных класса:

демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия

недемократические, внутреннее разнообразие которых определяется нахождением у власти теократических или военных группировок, авторитарных лидеров или монархов, партий того или иного типа.

С точки зрения публичности осуществления элитой и электоратом своих функций можно выделить

Открытый политический процесс, в котором политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений и т.д.

Скрытый (теневой) политический процесс, который базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти.

1. Политическое участие – действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют, или пытаются влиять на результаты ее деятельности.

2. Формы политического участия. Объективные характеристики политической деятельности и субъективные восприятия политики человеком, его понимание собственной роли в ней служат основанием выделения следующих уровней и типов участия:

1. Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике.

2. Деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или государственного уровня), референдумах и т. д.

3. Участие в деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений и др.

4. Выполнение политических функций в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации.

5. Профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность.

6. Участие во внеинституциональных политических движениях и акциях, направленных на коренную перестройку существующей политической системы.

1. В современной политической науке существует несколько концепций, претендующих на объяснение и понимание причин политического участия (и прежде всего электорального).

1. Теория рационального выбора (максимизация выгоды).

2. «Мичиганская модель» электорального участия (партийную идентификацию избирателей формируется через политическую социализацию, главным агентом которой является семья).

3. Психологическая школа делает акцент на мотивах и установках индивида.

4. Институциональный подход (по­литическая активность зависит от воз­можностей влияния избирателей на правительство, предоставляе­мое политическими институтами).

Политическое развитие - Политическое развитие как форма политического процесса

Политическое развитие мы можем охарактеризовать как последовательную смену качественных состояний политической системы в целом и ее отдельных составных частей, а также самого характера политического процесса. Другими словами, политическое развитие в отличие от политических изменений является качественным изменением. Масштаб политического развития – масштаб эволюции.

Политическое развитие – процесс, имеющий несколько эволюционных альтернатив, выбор которых зависит от конкретной совокупности влияющих на него факторов. Тем более у политического развития нет единого заданного алгоритма. Иными словами к политическому развитию не применимы понятия типа «тупиковая ветвь развития» и т.п. Кроме того, политическое развитие осуществляется не линейно. Исследователи отмечают циклический, волнообразный, дискретный и т.д. характеры политического развития. Таким образом, политическое развитие можно охарактеризовать как процесс, идущий разными путями с различными конкретными результатами.

Вместе с тем, при всей разности путей и результатов можно выделить основные элементы политического развития, а также факторы, на него влияющие, анализ которых позволяет проводить научное сравнение «путей и результатов».

Политическая модернизация - Современные политические системы, которые сложились в развитых странах, отличаются высокой степенью адаптивности к меняющимся условиям своего функционирования, низким уровнем политического принуждения и конфликтности вследствие высокой специализации и дифференциации функций политических институтов, их способности эффективно реагировать на требования новых социальных групп.

Переход от традиционной политической системы к современной стали обозначать терминами «политическое развитие» или «политическая модернизация». Понятия «развитие» и «модернизация» вводились в западной политологии для отражения динамики политической жизни, обозначения процессов ее изменения, для определения уровня политического развития общества. В самом деле, если экономическое развитие конкретной страны измеряется с помощью таких показателей, как валовой доход на душу населения, распределение доходов между различными группами населения, то что выступает в качестве критериев ее политической зрелости? Измеряется ли политическое развитие внешними по отношению к политике переменными, например, ростом благосостояния основных групп населения, уровнем образования и т. д., или существуют какие-то внутренние показатели политической зрелости?

Подобные вопросы имеют большое практическое значение, поскольку ответы на них позволяют понять источники, характер и направленность политических изменений. Смысл утверждений, будто характер политических изменений всегда прогрессивен, необратим и связан с продвижением общества к демократии, не столь непреложен и очевиден. Уже хотя бы потому, что в решении стратегически важных экономических и социальных задач, как свидетельствует опыт Испании, Чили, стран Юго-Восточной Азии, более эффективными оказались авторитарные режимы.

Стремление выявить источники, характер и направленность политических изменений, попытки их количественного и качественного измерения привели к широкому распространению в западной политологии в 50-х годах XX в. понятия «политическое развитие», а затем и теории «политического развития». Непосредственной предпосылкой активной разработки теории политического развития было стремление перенести модель британской или американской систем, считавшихся вершиной и образцом политического развития, в освободившиеся страны. Последние вступили в процесс модернизации традиционной политической системы и оказались перед выбором пути своего развития. Предполагалось, что западный путь модернизации позволит развивающимся странам создать благоприятные условия для преодоления социально-экономической, технологической и культурной отсталости. Однако предпринятый широкомасштабный эксперимент по внедрению институтов западной политической системы не дал ожидаемых положительных результатов, поскольку социокультурная среда традиционных обществ отторгала чужие институты. И тем не менее теория политического развития (или политической модернизации) оказала существенное влияние на современную политическую науку.

Принятие политических решений.

Принятие политических решений - центральный элемент преобразования политических требований различных групп и граждан в приемлемые для общества средства и методы регулирования социальных отношений. Коротко говоря, принятие решений - это технологическое преобразование политической власти в управление социальными процессами.

В настоящее время в политической науке сложилось два направления в понимании процесса принятия решений.

Нормативная теория трактует его как процесс рационального выбора политических целей в сложных ситуациях. В качестве важнейших средств оптимизации такого выбора предлагаются различные математические модели, исследование операций и другие инструментальные приемы.

Поведенческая теория, рассматривающая данный процесс как специфическое взаимодействие людей, сориентирована на описание разнообразных факторов, которые влияют на принятие решений в конкретной ситуации.

Оба подхода отражают двоякий характер управленческого процесса. С одной стороны, они подчеркивают громадную роль институтов и органов управления, регламента и процедур принятия решений, роль технического персонала и материального обеспечения деятельности всех лиц, занятых в этом процессе; с другой стороны, отражают господство в нем неформализованных процедур, зависящих от личного опыта лиц, определяющих цели и средства их достижения, интуиции и персональных знаний управляющих, их межличностных связей. Следует признать, что политическая власть реализуется через личное влияние управляющих и, несмотря на регламентирующую роль правил и процедур принятия решений, привносит в этот процесс непредсказуемость и непрогнозируемость. В конечном счете процесс принятия решений представляет собой симбиоз рациональности и иррациональности, организованного взаимодействия структур и институтов власти и значительного субъективизма управляющих.

В процессе принятия политических решений можно выделить следующие фазы (этапы):

1) подготовительный этап - этап представления политических интересов групп институтами, принимающими политико-управленческие решения;

2) этап формулирования политической воли и принятия политико-управленческих решений;

3) этап реализации политической воли, выраженной в управленческих решениях.

Либералимзм (фр. liberalisme) - философская и экономическая теория, а также политическая идеология, которая исходит из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью. Слово «либеральный» происходит от лат. liber («свободный»). Э. Арбластер, “либерализм следует рассматривать не как нечто застывшее и абстрактное, не как совокупность неизменных моральных и политических ценностей, но как историческое движение идей в эпоху современности...”.

Многие специалисты, изучающие либерализм, подчёркивают, что правильнее определять его исторически, прослеживая основные линии его эволюции, нежели логически, через перечисление основных принципов, идей или ценностных приоритетов. В европейской общественно-политической литературе понятие ""либерализм"" появилось в начале ХIХ в. Впервые этот термин был использован в Испании в 1811 г., когда группа политиков и публицистов определила составленную ими конституцию как либеральную. Позже это понятие вошло в английский, французский, а затем и во все европейские языки.

Либерализм - творение западноевропейской культуры и, в основном, плод уже греко-римского мира средиземноморской области. Корни либерализма уходят в античность и к этой первозданной его основе принадлежат такие вполне четко выработанные понятия, как правовая личность и субъективное право (в первую очередь право на частную собственность), а также некоторые учреждения, в рамках которых граждане участвовали в управлении государством и особенно в законодательной деятельности. Эта основа либерализма была вновь открыта западноевропейскими нациями и дополнена многочисленными новыми вкладами.

Либеральная теория первоначально сформировалась на Западе, точнее, в ряде стран на берегах Северной Атлантики. Причём исходно она не составляла некой единой школы общественной мысли: так, существовали значительные различия между английской, американской и французской либеральными традициями, складывавшимися приблизительно в одно и то же время, но опиравшимися на разные теоретические источники и, что даже более важно, решавшие разные исторические задачи. Позднее либеральные идеи были перенесены и в другие страны, в том числе в Россию

Либерализм упирается своими корнями в гуманизм, который в период Ренессанса бросил вызов власти католической церкви (следствием чего стали революции: Нидерландская буржуазная революция), английскую Славную революцию (1688 г.), во время которой Виги утвердили своё право выбирать короля, и др. Последнее стало предтечей воззрения, что верховная власть должна принадлежать народу. Полноценные либеральные движения возникли в эпоху Просвещения во Франции, Англии и колониальной Америке. Их противниками были абсолютная монархия, меркантилизм, ортодоксальные религии и клерикализм. Эти либеральные движения также первыми сформулировали концепцию прав личности на основе конституционализма и самоуправления посредством свободно выбранных представителей.



Либерализм как разработанная уже система сменил абсолютистское полицейское государство. Однако, в XVII и XVIII веках понятие "полиция" было гораздо шире, чем в дальнейшем. Под этим названием подразумевался весь бюрократический управленческий аппарат и весь административный строй, сильно развившийся в централизованных государствах XVIII века и выполнявший многочисленные и разнообразные функции. Естественным стремлением либеральных течений было ограничение этой системы управления с ее законами и ее организацией.

Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение. Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и политическое руководство страной должно осуществляться на основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний день политической системой, которая наиболее созвучна убеждениям либералов, является либеральная демократия. Идею, что свободные личности могут стать основой стабильного общества, выдвинул Джон Локк. Его «Два трактата о правлении» (1690 г.) сформулировали два фундаментальных либеральных принципа: экономической свободы как права на личное владение и пользование собственностью и интеллектуальной свободы, включающей свободу совести. Основой его теории является представление о естественных правах: на жизнь, на личную свободу и на частную собственность, которое явилась предтечей современных прав человека. Вступая в общество, граждане заключают общественный договор, согласно которому они отказываются от своих властных полномочий в пользу правительства, чтобы оно защищало их естественные права. В своих взглядах Локк отстаивал интересы английской буржуазии, в частности, он не распространял свободу совести на католиков, а права человека на крестьян и слуг. Идеи Джона Локка об ""Естественных правах"" гражданина: на жизнь, свободу, собственность; о разделении ветвей власти пришлись в Англии после Славной революции 1688 года как нельзя кстати. Его политологические наработки были активно использованы в конституционном оформлении Английского государства конца XVII - начала XVIII века. Это случилось, прежде всего, потому, что Джон Локк стал выразителем интересов широких слоёв населения, и прежде всего самого активного - ""третьего сословия"". По Локку собственность возникает независимо от государственной власти. Локк не одобрял демократию. Тем не менее, ряд положений его учения легли в основу идеологии американской и французской революций.



На европейском континенте развитием доктрины о всеобщем равенстве граждан перед законом, которому должны подчиняться даже монархи, занимался Шарль Луи Монтескьё. Основными инструментами ограничения государственной власти Монтескьё считал разделение властей и федерализм. Монтескье же считал, что в первобытном обществе отсутствовала частная собственность. Он заявляет, что, отказавшись от естественной независимости, чтобы жить под властью государственных законов, люди отказались и от естественной общности имущества, чтобы жить под властью государственных законов. Он рассматривает, таким образом, частную собственность как сравнительно поздний продукт исторического развития. Частная собственность, по Монтескье, является следствием ""общественного договора"", т.е. ставится в зависимость от юридических норм. Частная собственность - высшее проявление цивилизации. Монтескье полагал, что при частной собственности всякий человек может достичь материального благополучия и истинной свободы, в последствии эта идея стала одним из основных постулатов либеральной идеологии.

Его последователи, экономисты Жан-Батист Сэй и Дестют де Траси, были страстными популяризаторами «гармонии рынка» и принципа невмешательства государства в экономику. Из мыслителей эпохи Просвещения наибольшее влияние на либеральную мысль оказали две фигуры: Вольтер, который выступал за конституционную монархию, и Жан Жак Руссо, который развил учение о естественной свободе. Оба философа в разной форме отстаивали идею, что естественную свободу личности можно ограничивать, но нельзя уничтожать её суть. Вольтер подчёркивал важность религиозной терпимости и недопустимость пыток и унижения человеческого достоинства. Многие начальные попытки реализации либеральных идей имели лишь частичный успех и порой даже приводили к противоположным результатам (диктатурам). Лозунги свободы и равенства подхватывали авантюристы. Между сторонниками различных интерпретаций либеральных принципов возникали острые конфликты. Войны, революции, экономические кризисы и правительственные скандалы провоцировали массовое разочарование в идеалах. В силу этих причин, в различные периоды в слово «либерализм» вкладывался разный смысл. С течением времени пришло более системное понимание основ этой идеологии, которые стали фундаментом для одной из самых распространённых на данный момент политических систем в мире - либеральной демократии.

На сегодняшний день либерализм является одной из ведущих идеологий в мире. Концепции личной свободы, чувства собственного достоинства, свободы слова, всеобщих прав человека, религиозной терпимости, неприкосновенности личной жизни, частной собственности, свободного рынка, равенства, правового государства, прозрачности правительства, ограничений на государственную власть, верховной власти народа, самоопределения нации, просвещённой и разумной государственной политики - получили самое широкое распространение. К либерально-демократическим политическим системам относят такие разные по культуре и уровню экономического благополучия страны, как Финляндия, Испания, Эстония, Словения, Кипр, Канада, Уругвай или Тайвань. Во всех этих странах либеральные ценности играют ключевую роль в формировании новых целей общества, даже несмотря на разрыв между идеалами и реальностью.

Либерализм 85 – одна из самых распространенных идеологических систем.

Возникновение данной идеологии связано с эпохой буржуазных революций XVII–XVIII вв., становлением рыночных отношений и борьбой с остатками феодализма. Ее основы были заложены английским философом Джоном Локком (1632 – 1704) и шотландским экономистом, философом Адамом Смитом (1723 – 1790).

Идеологические ценности классического либерализма:

    индивидуализм как основополагающий моральный, политический и экономический принцип;

    идеал свободы, противостоящий феодальным ограничениям, но введенный в рамки закона (конституционализм, разделение властей, принцип сдержек и противовесов);

    идеал равенства, т.е. все люди равным образом рождены свободными;

    уважение со стороны государства и его равное отношение к любому индивиду;

    принцип добровольного согласия подчиненных для власти над ними;

    критическое отношение каждого индивида к общественному строю;

    идеал прогресса и рационализм, т.е. вера в прогресс и способности человеческого разума, вера в возможность рационального постижения и переустройства мира;

    идеал меритократии 86 , т.е. власть самых одаренных, тех, кто заслужил ее своими достижениями и добился некоторых привилегий;

    принципы терпимости и плюрализма.

Личность не только свободна от рождения, но и самоценна по отношению ко всем общественным институтам. Она должна быть наделена неотчуждаемыми правами и в то же время нести ответственность перед собой и перед обществом.

Для либерализма характерна рыночная интерпретация свободы как свободы частного предпринимательства. Частная собственность – гарант и мера свободы человека. Если в обществе есть экономическая свобода, значит, у людей также имеются политические и гражданские свободы.

Эволюция либеральной идеологии (неолиберализм ) связана, прежде всего, с корректировкой политико-экономических взглядов на государство. Правительство обязано ограждать личность от негативных последствий рыночной экономики. Государство должно регулировать экономические отношения, проводить активную социальную политику. Власть монополий необходимо ограничивать, материальные блага перераспределять через систему налогов и социальных программ в пользу непривилегированных слоев населения.

На современном этапе социальной базой либерализма является средний класс.

12.4. Консервативная идеология

Зарождение консерватизма 87 в конце XVIII–начале XIX вв. было обусловлено клерикально-феодальной реакцией на Французскую революцию, поэтому данная идеология вначале имела антибуржуазный характер и выступала оппонентом либеральной идеологии. Теоретические основы консерватизма были заложены английским мыслителем, политическим деятелем Эдмундом Бёрком (1729–1797) и французским философом Жозефом де Местром (1753–1821). Они были направлены на сохранение незыблемости установленных Богом порядков.

Идеологические ценности консерватизма:

    традиции и традиционализм, направленность на сохранение, консервирование в условиях перемен того, что необходимо сберечь;

    общество – продукт органического социально-исторического развития; ему противопоказаны волюнтаристские эксперименты;

    идея о неизбежности и благотворности общественной иерархии связана с идеей врожденного неравенства людей;

    несовершенство, греховность человеческой природы;

    ограниченные возможности разума;

    сдержанное отношение к идее свобод для «неразумных» масс;

    установка на сохранение традиционных консервативных ценностей, связанных с семьей, религией и сословными разграничениями.

Консерватизм отстаивает преемственность в общественном развитии, негативно относится к необходимости каких-либо преобразований, нововведений, реформ. Если все-таки возникает необходимость перемен, они должны быть приспособлены к обычаям, традициям и уже существующим общественно-экономическим и политическим институтам.

Иерархическое устройство общества, деление на бедных и богатых, управляющих и управляемых, установлено Богом и не может быть произвольно изменено человеком. Равенство противоречит природе человека и не может быть положено в основу общественного устройства, как того хотят, например, социалисты.

В конце XIX в. в США, а позднее в Европе возникла разновидность консерватизма, называющаяся либертатизмом . Его идеологами являются австро-британский экономист, политолог Фридрих Хайек (1899–1992) и американский экономист Людвиг фон Мизес (1881–1973).

Либертатизм защищает классические либеральные идеалы свободного рынка и конкуренции в условиях государственно-монополистического капитализма. Внешней форме классического либерализма было придано консервативное содержание. Индивидуальная свобода, прежде всего свобода личного выбора, – главный жизненный принцип. Для этого необходимо, во-первых, сократить масштабы государственного вмешательства в социально-экономическую сферу. Отсюда вытекают требования уменьшения размеров госаппарата и налогов, устранение практики перераспределения доходов и т.д. Во-вторых, государство должно отказаться от стремления к социальной справедливости и равенству. Необходимо сокращать государственные социальные программы. Государство должно создавать равенство возможностей, а не равенство результатов. Оно не должно превращаться в «дойную корову». Индивид может рассчитывать прежде всего на собственные силы, затем на помощь близких родственников и сограждан.

Эволюционируя, консерватизм сумел соединить старые ценности доиндустриальной эпохи (семья, религия, мораль, привилегии отдельных социальных групп) с ценностями буржуазных общественных отношений (индивидуализм, свобода рыночных отношений, конкуренция и т.п.). У либерализма и консерватизма в современных условиях есть общие (взаимопересекающиеся) идеологические ценности и принципы – частная собственность, приоритет (авторитет) закона и другие.

Социальная база консерватизма непостоянна. Этой идеологии придерживаются те социальные слои, положению которых начинают угрожать объективные тенденции социально-экономического развития (прежде всего это мелкие предприниматели и жители сельской местности). В условиях общественных перемен разные идеологии могут брать на себя консервативную функцию. Поэтому идеология консерватизма будет воспроизводиться и эволюционировать и в будущем. На современном этапе консервативная идеология выражает прежде всего интересы крупного капитала.