Медведем называют человека. Почему медведя мы называем мишкой? Ну и жадный же ты, мишка! Ну и прожорливый

Придумать вовсе не сложно. Для этого стоит посмотреть на хищника, обратить внимание на его повадки и придумать кличку, подходящую именно этому животному.

Почему медведя называют медведем?

А откуда пошло название «медведь»? Почему крупных хищников называют именно так? Слово «медведь» состоит из двух частей. Первая - это «мёд», а вторая «ведь». Слово «ведь» берет свое начало от слов «ведать» и «знать». Получается, что медведь - это такой хищник, который ведает, где находится мед.

Можно ли назвать животное человеческим именем?

Для медведя, как и для любого другого животного, выбирать кличку из людских имен считается грехом. Христианская церковь выступает против таких имен и предполагает, что таким образом человек укорачивает жизнь хищника. Медведи, названные человеческими именами, чаще болеют, проявляют апатию или агрессию.

Кроме того, бытует мнение о том, что имя человека несет в себе большую энергетическую нагрузку. Сила такого имени достаточно тяжела для животного. В отличие от клички, которая звучит гораздо милее и положительно воздействует на животное.

Судя по таким размышлениям, при выборе клички для медведя гораздо проще воспользоваться именами любимых персонажей из мультфильмов. И никаких проблем!

Имена медведей из мультиков

Итак. Очень часто медведи являются главными героями мультипликационных фильмов для ребят всех возрастов. Как правило, их изображают мудрыми и рассудительными или веселыми и забавными. Юные животные в анимационных лентах отличаются любознательностью, что делает их достаточно схожими с детьми. Больших медведей и маленьких медвежат можно встретить как среди работ отечественных мультипликаторов, так и среди анимационных картин зарубежного производителя. Выбор велик.

Если попробовать вспомнить все имена для медведей, придуманные для героев полюбившихся картин, это займет достаточно большое количество времени. Начать стоит с маленького Умки, мама которого пела чудесные мелодичные песенки. Имя белого медведя-малыша вызывает улыбку и милые воспоминания как у детей, так и взрослых. Очаровательный медведь Балу - лучший друг Маугли. Он также запомнился многим благодаря своему беззаботному характеру и веселому нраву.

Однако в настоящее время самое для медведя - Миша. Естественно. Многосерийный мультфильм «Маша и Медведь» с участием милого и заботливого зверя по имени Миша покорил не одно детское сердце. Он приобрел огромнейшее количество поклонников.

Дворец борьбы имени Медведя

А вот и еще один интересный факт. Кроме того, что, вопреки верованиям, медведей называют человеческими именами, бывают и такие случаи, когда название животного становится фамилией.

То есть? Не так давно в столице Беларуси, городе Минске, на месте кинотеатра «Вильнюс» был создан Дворец борьбы имени Александра Васильевича Медведя, который является трехкратным олимпийским чемпионом.

Праздничное открытие нового спортивного заведения было приурочено ко дню 75-летия известного спортсмена. Однако необходимо заметить, что Александр Васильевич является не только трехкратным олимпийским чемпионом, но и заслуженным мастером спорта СССР, семикратным чемпионом мира, заслуженным тренером БССР и СССР.

Запланировано, что в помещении нового спортивного сооружения будут заниматься молодые борцы вольного и классического стиля. В помещении имеются тренажерный зал, сауна, кафе, несколько залов для борцовских соревнований и тренировок любого уровня. Также в здании расположен Зал борцовской славы, в котором хранятся награды трех самых выдающихся борцов из Беларуси: Камандара Маджидова, Александра Медведя и Олега Караваева.

Помимо того, во Дворце борьбы находятся две скульптуры. Бронзовый медведь с тремя олимпийскими медалями и два борца во время схватки. Среди посетителей зала ходит легенда, согласно которой, загадывая желание, необходимо коснуться медали в лапах животного, после чего задуманное обязательно осуществится.

Быстрые новости сегодня

Славянский характер

Когда иностранцу говорят о России, его воображение, помимо других ассоциаций, живо рисует медведя. Этот зверь уже давно стал нашим символом. И не только за рубежом. Образ Русского медведя можно встретить у нас самих и в живописи, и в геральдике, и в современной символике товаров и организаций. Почему медведь так популярен у нас и почему именно с ним сравнивают нас иностранцы?

Кажется, ответ лежит на поверхности: это давнишний стереотип. Его формированию положили начало «Записки о московитских делах» барона С. Герберштейна, вышедшие в 1526 году, и последовавшие за ними многочисленные карикатуры, изображающие Россию в виде глупого и злого медведя. В «Записках…» «правдивый» барон пишет, что по улицам русских селений и городов ходят медведи, а в голодное зимнее время они вламываются в дома и нападают на людей. И эти сведения так полюбились неразборчивой западной публике, что барону вторили многие писатели на протяжении столетий.

Но на деле с этим стереотипом всё сложнее. И «Записки…» барона повлияли на его формирование не самым главным образом. Конечно, на Руси скоморохи всегда водили с собой дрессированных медведей. Но ведь и в Индии на улицах до сих пор можно увидеть и слонов, и коров, и обезьян. А называть индусов этими животными никому не приходит в голову. Значит, ответ искать нужно глубже… в психологии людей.

«Да вы сами виноваты!»

Стереотип – вещь мощная. Он, как предрассудок, даёт человеку шаблон представлений, рождается быстро и легко, а вот разрушается долго, трудно. Особенно стойки негативные стереотипы. Поэтому мы для Запада долго ещё будем (а, может, и вечно) медвежьей страной.

Негативен ли образ Русского медведя? В глазах иностранцев – да. Рассмотрите старые зарубежные офорты, гравюры и иллюстрации по этому поводу. Россия-медведь на них – просто глыба тупой силы, неуправляемый агрессивный зверь, символ отсталости, неграмотности, жестокости и всего худшего, что есть в человеке. Можно только руками разводить, откуда они взяли о нас такое представление? Чем-чем, а вот агрессией и жестокостью, например, Россия никогда особенно не отличалась. Так в чём же дело?
По-моему, привычка сравнивать русских с медведем возникла по двум причинам.

Первая причина . На Руси с незапамятных времён существовал культ медведя (подробнее об этом речь пойдёт в конце статьи). Он пришёл к нашим предкам из зоолатрии – ранней формы религии, обожествляющей животных – людей каменного века. Этот зверь был тотемом праславян. А у славян образ медведя трансформировался в бога домашнего скота Велеса. Доказательством этому может служить факт, что одна ипостась Велеса – медведь.

Но и после формирования самобытной религии, и даже после прихода христианства, почитание медведя сохранилось. Его уважали, почти что приравнивали к богам, считали своим покровителем и оставляли ему в лесу подношения и подарки. Ведь жизнь большинства русских народов протекала в лесу. А медведь – самый сильный зверь, хозяина леса.

Чтобы обратить на себя милость своего тотема-покровителя – медведя, его изображения наносились на боевые щиты, паруса ладей, вышивали его символические обозначения на одежде. Также он был излюбленным персонажем на праздниках ряжений. Некоторые княжеские дружины назвали себя медведями – чтобы подчеркнуть свою силу и неустрашимость. Из-за частого упоминания этого зверя иноземные купцы и путешественники стали нарицательно называть русских медведями. А потом это вошло в традицию.

Вторая причина . Что ни говори, но Русь с самого своего начала была сильным, независимым и большим государством. Были времена упадка и раздробленности, но даже тогда никто не мог сломить её. Эта жизнестойкость, свободолюбие и патриотизм всегда вызывали уважение, трепет и даже страх у окружающих соседей.

Европейские соседи, похоже, кроме страха ничего не испытывали. Если проследить их историю, то они всегда были маленькими или небольшими государствами, постоянно воюющими друг с другом. После покорения Европы Римской империей в начале нашей эры, они утвердились во мнении, что любое большое, единое и сильное государство есть угроза для маленьких стран. Поэтому страх перед сильным у европейцев в крови.

Когда индивид не может справиться с какими-то сильными эмоциями, он вытесняет их из своего сознания другими, не менее сильными, но не травмирующими его. Такой процесс психологи называют замещением. Например, ребёнок может ненавидеть своего отца, чтобы не бояться его.

Также и европейцам легче презирать Россию, чем бояться её. И чем сильнее страх, тем сильнее презрение. А в выказывании своего презрения все средства хороши – от карикатур, до животных прозвищ. Но почему медведь? Ответ прост. Он вызывает у человека сходные чувства – смесь страха с уважением. Этот зверь такой же большой и сильный, основательный и неторопливый, миролюбивый, но яростный, если его потревожить.

В России образ медведя так же популярен, как и за границей. Как было выше сказано, этого зверя наши предки почитали всегда. И хотя в фольклоре он может показаться нам неуклюжем и тугоумным персонажем, в народном сознании медведь – олицетворение силы, спокойствия и уверенности.

Наши предки так долго жили бок о бок с медведем, что в нашем сознании сложился и до сих пор жив архетипический образ медведя. Он частый персонаж народных сказок («Теремок», «Колобок», «Медведь и Лиса» и т.д.), басен и литературных произведений (Н.И. Сладков «Медвежий характер», К. И. Чуковский «Краденое солнце» и другие), живописи. Даже сейчас этот архетип популярен, и образ медведя найдётся в геральдике областей и в символике спорта и политических организаций.

На Руси на любые празденства кто-нибудь обязательно наряжался медведем, молодожёны проводили свадебный обряд, сидя на медвежьей шкуре, в барских домах часто бывали ручные медвежата. Из уважения наши предки называли его Топтыгин, Потапыч или ласково мишкой. Также они считали его своим предком, а позднее заколдованным человеком или грешником.

Чем же медведь покорил воображение славян? Его поведение и некоторые черты облика напоминают человека: медведь может ходить на ногах, лазать по деревьям и плавать, кормить грудью и нянчить своих детёнышей, кряхтеть как старый дед, а его следы похожи на отпечатки босых ног человека. Даже характером он похож на русского человека: добродушный, спокойный, медлительный и всю зиму проводит в спячке. Наверное, поэтому медведь так прочно вошёл в нашу ментальность.

Но это не все причины любви славян к медведю. Он олицетворял необыкновенную силу, тайные знания и находчивость. По древнему преданию, эти качества переходили к тому, кто победит дикого медведя в поединке. Но для русского человека с широкой душой было интереснее приручить, а не победить этого страшного зверя.

В 2009 году в Америке прошёл социологический опрос «Медведь как символ России». По его результатам почти 80% респондентов выделили агрессивность и жестокость как самые главные качества Русского медведя. А как вы воспринимаете наш символ?

Ежедневно, много раз в день, я произношу/пишу слово мишка . При этом, я имею ввиду не человека по имени Михаил, а медведя. Мне стало интересно - почему и когда? мы стали называть медведя мишкой? Попыталась разобраться. Пришлось начать с самого начала...


Сразу оговорюсь, что приведенные ниже цитаты спорны. Я прочитала разные дискуссии, версии. Единого истинного мнения не нашла. Невероятно всё сложно, поэтому привела лишь некоторые, который на мой взгляд дают хоть какое-то представление о том, почему медведь, которого мы часто называем мишкой, спит в логове Бера...Мой поиск был очень увлекательным и интересным. Итак!
"Берлога"
Судя по всему это должно быть Логовом Бера, так почему в нем спит Медведь? И кто такой этот Бер?
Как выяснилось, у славян слово «Бер» означало имя духа стихии. Каждому духу соответствовало какое-то животное. Беру соответствовал медведь-шатун. В разбуженном раньше срока медведе просыпался опасный дух стихии
.
-"Как появилось само слово «Бер»? Из сочетания двух звуков «б» и «р» - «бр». Произнесите громко «бр», и почувствуете, что это сочетание звуков настораживает, как бы предупреждает об опасности. «Бр» - не влезай убьет! «Бр» - не стой под падающим деревом без берета. А гласный звук «е» вставлялся между согласными, когда надо было подчеркнуть активное действие. В сочетании с будоражащим, пробуждающим «р-р-р», в слоге «ер» ощущалось активное действие. Поэтому «е» и добавлялась между согласными, чтобы его подчеркнуть. «Бер» - это активная опасность!"
-"В старину даже было такое слово «берлять» - хулиганить. Так и говорили – «Ванька по ночам опять берлять начал. Как шатун шатается по большаку»"
-"Волхвы предупреждали: берлоги медведи интуитивно образуют в особых местах, где дух Бера должен спать. Иначе, беда!"

В разных языках часто встречаются слова похожие на "бер". Приведу ещё одну интересную цитату:

- "Оригинальное же имя, судя по всему, звучало примерно как бер (бир, бур, быр, бр) . У европейских народов, не скованных предрассудками относительно тотема, оно сохранилось (ср. немецкое Bar или английское bear). В русском же последним намеком на исчезнувшее слово являются производные — существительное «берлога» (логово бера) и прилагательное «бурый» (цвет медвежьей шерсти)."
- " Английское «bear» и древнее английское «bera» («бурый») произошли из праславянского «бер» .
У нас в слове медведь ухваченная внутренняя суть – ведающий, что делать с медом, а у англичан - чисто внешний признак – бурый.

Из русского – ведающего, что делать с медом, - получился английский и немецкий «бурый» . Слово это закрепилось даже за цветом коричневый (brown). А потом, когда начали варить пиво, и оно тоже оказалось коричневым, то и пиво стали называть «beer». Практически, в честь нашего Бера.
У нас же в русском языке имя духа Бера получило развитие совсем в другом направлении.
Сберечь – не дать разбушеваться Беру. Связать его.
Оберег – спасающий от духа стихии.
Берег – оберег от моря и бурь."

Каков он русский язык - ОБЕРЕГ!




"Медведь"
В древние времена люди пользовались эвфемизмами – словами-заменителями. Истинное название зверя-божества было столь священным, что его запрещалось произносить вслух. Считалось, что если назвать зверя его именем, тут-то он и явится. Медведь - это иносказательное прозвище того самого о ком написано выше.
- "...этимологией слова медведь будет, например, объяснение его происхождения из сложения корней медв- (медв - то же, что мед, - сравни медвяный) + ???д (???д-а), что устанавливает, следовательно, за ним исконное значение ("верное значение" - etymon logos) в виде "медо-ед", "поедателя меда";.
Все просто! Но клянусь, никогда ранее я не задумывалась об этом.



Так почему же медведя мы теперь называем мишкой?
Сначала я предполагала, что это от мужского имени Миша, Михаил..Но и здесь не все так однозначно...
-"Нарицательное употребление собственных имен возникает не произвольно, а всегда обусловлено некоторыми причинами. Одна из главных — это созвучие. Имя собственное просто похоже на название какого-то предмета, животного или действия и со временем обретает в сознании пользователей языка устойчивую связь с этим явлением. «Емеля», то есть Емельян, — обычное обозначение болтуна и пустомели, потому что само это имя похоже на слова «мельница» и «молоть», которые связаны с понятием пустой болтовни.

К этой же категории относится и слово «мишка» как обозначение медведя. По мнению ученых, оно появилось на основе древнерусского «мечька»/ «мешька» — «медведь». В дальнейшем это слово в русском языке было утрачено (хотя по‑болгарски медведь и сейчас называется «мечка»), а медведя стали иногда называть полной формой имени — Михаил, Михайло, порой даже с добавлением отчества — Иванович или Потапович"

Во всем Северном полушарии, наверное, не найдется человека, который не знал бы медведя. Большинству этот зверь знаком с колыбели: нередко первая игрушка ребёнка – это медвежонок. Знаком медведь и по старым русским сказкам, басням и поговоркам, в которых он – один из главных героев. Часто возникает вопрос, а почему этого дикого лесного зверя назвали медведем?

Нет сомнений, что слово «медведь» состоит из двух частей. Первая часть – это «мёд», с давних пор известный человеку продукт, вырабатываемый и запасаемый пчёлами. Вторая часть – «ведь» — происходит от слова «ведать», то есть «знать». Выходит, что медведь – это зверь, «ведающий мёдом» или «знающий место нахождения мёда». Интересно, что у других народов, соседствующих с Россией, название этого зверя составлено из тех же слов, иногда, правда, в другом порядке. Так украинцы называют зверя «ведмiдь», белорусы «мядзведзь». Болгары тоже связывают его название с мёдом.

Так почему же всё-таки медведя назвали «медведем»? Если немного пофантазировать, не отступая от истины, можно предположить, что причиной была не только любовь зверя к мёду, но и свойственное ему любопытство. Известно, что медведь, зверь по своей природе очень осторожный и сообразительный, встретив в лесу свежий след человека, не преминет пройти по нему, чтобы выяснить, что делал в его угодьях непрошеный гость. Такой уж это любознательный зверь. Теперь вообразим, что охотник, бродя по лесу, мог наткнуться на дерево с дуплом диких пчёл. Находка редкая, но желанная. Прикинул человек, сколько можно добыть мёда, и заметил место. Через день-два он с товарищами, с посудой, топорами и пилами является за мёдом. А мёда уже нет. Дерево раскрошено, дупло разбито, мёд вместе с сотами выеден, кругом вьются злые осиротелые пчёлы. По следам видно — медведь был. Такая история могла повториться не раз и не два и навести людей на мысль, что лес-это пасека звериная, где все пчёлы на учете. Возможно, люди рассуждали так: заметит, мол, зверь, что человек на его пасеке пчёл обнаружил, и спешит мёд уничтожить, чтобы добро чужому не досталось. После этого и стали называть лесного зверя «медведем», то есть зверем, знающем, где находится мёд. Невдомёк было человеку, что он сам своим следом приводит зверя к дуплу пчёл.

Слово «медведь» встречается в древнерусском языке с XI века. Однако знали зверя много раньше: изображение пещерного медведя известны ещё по наскальной живописи. С тех далёких времён сохранилось много названий и прозвищ, который человек присваивал медведю.

Знакомясь с повадками медведя, люди с давних пор удивлялись силе и сообразительности зверя: говорили, что у него «силы на десятерых, а ума на дюжину»; уверяли, что если бы у зверя на передних лапах был «супротивный» палец, он мог бы удерживать «в руках» разные предметы и во многом превзошел бы человека.

В народе до настоящего времени сохранилось двойственное отношение к медведю: с одной стороны — почтение, а с другой — страх. В глухих уголках Сибири охотники с давних пор, чтобы не накликать беду, называли медведя иносказательно: он, сам, хозяин леса, черный зверь или просто зверь. До середины XIX века на медвежьей охоте применяли не очень надёжное оружие — рогатину, кремневые и шомпольные ружья. Бывали случаи, когда охотник попадал в лапы медведю, и дело кончалось трагически. Видимо, тогда хищник и получил такие прозвища, как лапистый зверь, ломыга, бурило, костоправ, косматый чёрт, чёрная немочь и другие.

В Средней России к западу от Уральских гор медведь, по отношению к человеку всегда был менее агрессивен, и называли его по-иному. В малолесных полупромышленных районах, где люди знали медведя больше понаслышке, в нём видели добродушного и миролюбивого зверя и давали ему безобидные, вызывающие симпатию имена: Михаил Иванович, Топтыгин, Косолапый, Медведь-батюшка, Дедушка. Охотники и жители лесных районов ближе сталкивались с медведем и считали его опасным, не предсказуемым зверем, способным легко переходить от добродушия к раздражению, а иногда и к внезапному нападению. Они знали, что медведь может и скотину «заломать», и пасеку разорить, и овёс вытоптать, если поле близко к опушке леса. В таких местах медведя называли скотинником, стервятником, овсянником, бортовиком (от слова «борть», то есть пчелиный улей) или вообще пакостником.

Многие народные названия медведя, основанные на повадках и характере зверя, исключительно удачны. В некоторых местах Сибири медведя называют босоногим стариком, видимо, потому, что отпечаток его задней лапы напоминает след босой ноги человека, но с широкой стопой и узкой пяткой. Кстати сказать, у человека тоже бывают « медвежья стопа», то есть плоскостопие. Не зря медведя называют и косолапым: при ходьбе он действительно «косолапит»: носки его лап смотрят внутрь, а пятки наружу. Название Топтыгин, по-видимому, тоже как-то связано со сходством стопы медведя и человека (топтать, топтаться).

Молодой медведь-годовик, который перезимовал в берлоге с матерью, у охотников называется лончак. По составителю толкового словаря В.И.Далю, это слово происходит от старинного выражения лони (лонись, лонясь, лонысь), означающего «в прошедшем году». Раньше лончаком называли любое первогодовалое животное.

В народе, да нередко и в популярной литературе, годовалого медведя называют пестуном, от старинного слова пестовать, то есть нянчить. Дело в том, что иногда в выводке медвежат-сеголеток можно встретить медвежонка-годовика. Объясняли это тем, что медведица будто бы оставляет при себе одного детёныша из прошлого выводка в качестве няньки будущих медвежат. Однако подобное маловероятно, так как медведица приносит потомство один раз в два-три года, следовательно, когда у неё появляются новые медвежата, детям её уже два- два с половиной года и в «няньки» они не годятся. По-видимому, уже в первое лето к медведице с выводком мог пристать одинокий чужой медвежонок-годовичок (лончак), по какой либо причине отбившийся от семьи или потерявший мать. Его-то и стали называть пестуном.

Медведя, недостаточно ожиревшего к осени и по этой причине не залёгшего на зиму в берлогу, называют шатуном. Шатуны чаще бывают в Сибири, особенно в годы неурожая основного нажировочного корма медведя – кедрового ореха. К западу от Урала, где у медведя в основном травяно-ягодное питание, шатуны – явление редкое. Бескормица для медведя губительно: если, бродя по глубокому снегу, истощенный шатун не найдёт падаль или не добудет крупного зверя, до весны он не доживёт.

Сельские жители и охотники лесных районов Нечерноземья крупных и смелых медведей, нападающих на скот, называют стервятниками, а мелких, питающихся растениями и насекомыми, — муравьятниками. Считают даже, что это два разных вида. В действительности различие в характере и размерах взрослых зверей, обитающих в одной местности, зависит от условий, сложившихся в год их рождения. Например, если медведица принесёт двух или трёх медвежат в неурожайный на корма год или, что ещё хуже, если медвежата в первое же лето потеряют мать и будут вынуждены перейти к самостоятельному образу жизни, они, как недокормыши, навсегда останутся недомерками. – наоборот, если у медведицы родится один детёныш и это совпадёт с урожаем ягод и других кормов, медвежонок хорошо развивается и вырастает крупным смелым зверем.

У медведя немало и региональных названий, связанных с особенностями питания. Например, на Камчатке и в некоторых районах Тихоокеанского побережья его называют рыбоед; на востоке Якутии, где медведь часто добывает сусликов, раскапывая их норы, у местного населения он именуется сусленником, а чаще евражкоедом; тянь-шаньского белокоготного медведя называют пищухоедом, на Малом Кавказе он известен как фруктоед и так далее. В общем, у медведя названий больше, чем у любого другого зверя нашей фауны.

И недаром бурый медведь, самый популярный из лесных зверей, как символ силы и предусмотрительности изображён на гербах многих городов России и Западной Европы.

Н.РУКОВСКИЙ

Фото В.Животченко

Охота и охотничье хозяйство 8/2003 г.

Слово «медведь» появилось на Руси не ранее XI века, но на самом деле это одно из многочисленных прозвищ самого сильного лесного жителя. Многие народы, проживающие в регионах обитания медведя, относились к нему как к божеству, отождествляя зверя со своим тотемным предком. Табу на произношение настоящего имени связано не только с признанием священности животного, но и с опасностью, которая от него исходила. Этот запрет имел место еще в ведической культуре и передавался из века в век, поэтому даже эвфемизм «медведь» получил множество замещений. Только в словаре Даля можно обнаружить 37 наименований: лесник, ломака, костоправ, косолапый, лохматый, Потапыч, Топтыгин, мишук, пчелух и многие другие. Медведицу зачастую именовали маткой, матухой, мечкой или давали ей человеческие : Матрена, Аксинья.

В поисках настоящего названия медведя

Ученые-лингвисты ломают голову, пытаясь добраться до разгадки настоящего медведя. Для этого они обращаются, прежде всего, к самым ранним языкам: санскрит и латынь. В санскрите медведь именовался bhruka, где bhr переводится «ворчать, браниться». Во многих название не сильно изменилось: по- – bear, по- – Bär, в Дании и Швеции – bjrn. Надо сказать, что корень «бер» в русском « », вовсе не заимствованный из романских . Так древние славяне называли медведя. Иногда рассматривается связь с прагерманским bero – бурый.

Авторитетный ученый А.Н. Афанасьев в ходе своих исследований пришел к выводу, что название медведя у многих народов связано с отношением к нему не только как к дикому зверю со страшным ревом, но имеющему разрушительные наклонности. В санскрите этому пониманию соответствует ksha – буквально «терзатель», а в латыни - ursus. Отсюда по- – ours, по-итальянски – orso, в русском праязыке – урс, рус.

Некоторые лингвисты выдвигают гипотезы, что, возможно, самым архаичным названием медведя и было «рус», возникшее при перестановке звуков или слогов, ведь такое можно наблюдать даже на более позднем этапе развития языка (медведь – ведмедь). Нетрудно догадаться, что отсюда выводится «Русь» – страна, где поклоняются священному медведю. Однако все это лишь одна из многочисленных версий ученых. Надо сказать, что понимание названия животного, как ведающего медом ошибочно, поскольку глагол «ведать» означает «есть, поедать».

Действительно ли первый блин комом

Медведь в России, а особенно в Сибири, больше чем медведь. Это национальный символ мощи и величия. Древние языческие племена, проживающие на территории Сибири, называли медведя не иначе как Великий Кам. Подобное можно найти в корейском, где «ком» - медведь. Перевод с тунгусского «кам» - шаман и с айнского – дух лишь подтверждают отношение к медведю как к божеству. Причем айны считали, что под шкурой медведя скрывается дух охотника.

До христианства все народы ведической культуры праздновали Камов день. Этот древнейший праздник был ознаменованием прихода весны, когда Великий Кам выходит из берлоги. Чтобы умилостивить хозяина тайги, нужно было отнести для него блины. Это не значит, что блины подносили прямо к берлоге, но оставляли их где-нибудь на окраине лесной чащи. Поэтому самый первый блин доставался Камам. Со временем эта поговорка приобрела другой смысл, вполне понятный, поскольку первый блин действительно далеко не всегда удачный.

По сути, Камов день, хотя и был языческим праздником, являлся прототипом христианской масленицы. Праздник «пробуждающегося медведя» - комоедицы характерен и для восточных , который отмечали обычно 24 марта. Отголоски первобытной архаики настолько сильны, что в Белоруссии, вплоть до середины XIX века его отмечали в это день, даже если на него приходился пост. Празднование непременно сопровождалось плясками в медвежьей шкуре или подобии ей – вывернутом наизнанку овечьем тулупе.