Международное экологическое законодательство. Экологические конвенции и соглашения, подписанные россией Международное экологическое право
Международное экологическое право (МЭП) - совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения его субъектов в области охраны окружающей среды и рационального использования ее ресурсов. В отечественной литературе более распространено название «международное право окружающей среды». Термин «экологическое право» представляется предпочтительным лишь в силу его интернационального употребления Виноградов С.В. Международное право и охрана атмосферного воздуха. - М.: Наука, 2007. - 174 с..
Объектом МЭП являются отношения субъектов международного права по поводу защиты и разумной эксплуатации окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений людей.
Процесс становления отрасли МЭП протекает с XIX столетия, и в своем развитии прошел несколько этапов. Выделяют три этапа становления и развития МЭП: 1839-1948 гг.; 1948-1972 гг.; 1972-по настоящее время.
Первый этап увязывается с первыми попытками «цивилизованных» государств разрешить региональные и локальные проблемы экологии, второй этап - с началом деятельности ООН, третий этап знаменует проведение глобальных международных конференций по данному вопросу Балашенко С. А., Макарова Т. И. Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека: учеб. пособие. - Минск: World Wide Printing, 2006. - 99 с..
Источниками отрасли МЭП являются нормы международных экологических соглашений, а также международные обычаи. Отрасль МЭП не кодифицирована. В системе источников превалируют нормы региональных международных соглашений. Важнейшими источниками являются такие акты, как Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Рамочная конвенция об изменении климата 1992 г., Конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1970 г. и др.
В современных условиях защита окружающей среды выдвигается на первый план. Последствия недостаточного внимания к проблеме могут быть катастрофическими. Речь идет не только о благополучии человечества, а о его выживании. Особенно тревожно то, что деградация природной среды может оказаться необратимой. Загрязнение вод наносит ущерб здоровью человека и рыбным запасам. Деградация сельхозугодий привела к засухе и эрозии почв во многих районах. Отсюда недоедание, голод, болезни. Загрязнение воздуха наносит все более ощутимый ущерб здоровью людей. Массовое уничтожение лесов отрицательно сказывается на климате и сокращает биоразнообразие, генофонд. Серьезной угрозой здоровью является истощение озонового слоя, защищающего от вредных излучений Солнца. К катастрофическим изменениям в климате Земли ведет «парниковый эффект», т.е. глобальное потепление в результате растущих выбросов углекислого газа в атмосферу. Нерациональное использование минеральных и живых ресурсов ведет к их истощению, что ставит проблему выживания человечества. Наконец, аварии на предприятиях, связанных с радиоактивными и ядовитыми веществами, испытания ядерного оружия, причиняют огромный ущерб здоровью людей и природе. Большой ущерб окружающей среде приносят вооруженные конфликты, о чем свидетельствует опыт войн во Вьетнаме, Кампучии, в Персидском заливе, в Югославии и др. Копылов М.Н. Введение в международное экологическое право / М.Н. Копылов. - Москва: РУДН, 2007. - 167 с.
Положение государств в отношении защиты окружающей среды различно. Государствам, образовавшимся в результате ликвидации СССР, досталось тяжелое наследие в результате длительного пренебрежения к интересам защиты природы. Обширные районы оказались отравленными и неспособными обеспечить нормальные условия жизни. Между тем ресурсы на исправление положения предельно ограниченны.
В развивающихся странах проблемы экологии могут поставить под вопрос успех процесса развития, а средства на изменение ситуации отсутствуют. В наиболее развитых странах существующая система потребления ведет к такому истощению ресурсов не только своих, но и других стран, которое создает угрозу будущему развитию во всем мире. Это свидетельствует, что защита окружающей среды касается всех аспектов развития общества и является жизненно важной для всех стран, независимо от уровня их развития. Поэтому такая защита должна стать элементом политики любого государства. Поскольку национальные части окружающей среды образуют единую глобальную систему, постольку защита ее должна стать одной из главных целей международного сотрудничества и составным элементом концепции международной безопасности. В резолюции 1981 г. Генеральная Ассамблея ООН указала значение мира для охраны природы и отметила обратную зависимость - сохранение природы вносит вклад в упрочение мира, обеспечивая правильное использование природных ресурсов Международное право: учебник для вузов / отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. - М. : НОРМА, 2010. - 133 с.. охрана природный ресурс международный
Все ранее сказанное стимулирует динамичное развитие международного экологического права. Заслуживает внимания особенность этого развития, состоящая в большой роли общественности и средств массовой информации. Многие акты и решения принимаются правительствами под их воздействием. Массовые движения в защиту природы, различные партии «зеленых» становятся все более влиятельными.
Развитие и функционирование МЭП, как и любой отрасли международного права строится на определенных основополагающих положениях, которые являются своеобразными юридическими аксиомами в относительно подвижной материи международного права - принципы МЭП. МЭП имеет основные начала 2 типов:
- - основные принципы международного права;
- - специфические принципы МЭП.
К основным принципам международного права относятся принципы, изложенные в Уставе ООН, Декларации о принципах ООН 1970 года, Заключительном листе Хельсинского саммита 1975 года и выработанные международно-правовой практикой. Это, прежде всего, основополагающие принципы международного права: суверенного равенства, неприменения силы и угрозы силой, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод, самоопределения народов, сотрудничества, добросовестного выполнения международно-правовых обязательств Международное право: учебник / отв. ред. Е. Т. Усенко, Г. Г. Шинкарецкая. - М.: Юристъ, 2005. - 120 с..
Специфические принципы международного экологического права - категория развивающаяся. Данные принципы еще не получили отражения в каком-либо полном кодифицированном виде, они разбросаны по множеству международно-правовых актов, имеющих как обязательный, так и рекомендательный характер. Подобное разнообразие вносит некоторую неопределенность в позиции юристов-международников по вопросу о количестве принципов МЭП.
Специфические принципы международного экологического права:
- 1. Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений - обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм международного экологического права. Его суть сводится к обязанности государств предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами.
- 2. Недопустимость нанесения трансграничного ущерба запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего пользования.
- 3. Экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов: рациональное планирование и управление возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами и т. д.
- 4. Принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования ядерной энергетики.
- 5. Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой и т.д.
- 6. Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству.
- 7. Обеспечение экологической безопасности: обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды.
- 8. Принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды предусматривает создание помимо национальной также разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды.
- 9. Принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде предусматривает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля Трусов А. Г. Международное экологическое право (международное право окружающей среды) : учеб. пособие. - М.: Академия, 2009. - 67 с..
Таким образом, международное экологическое право (МЭП) или международное право окружающей среды - составная часть (отрасль) системы международного права, представляющая собой совокупность норм и принципов международного права, регулирующих деятельность его субъектов по предотвращению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному использованию природных ресурсов.
Охрана окружающей природной среды относится к глобальным проблемам выживания человеческой цивилизации. Поэтому окружающая природная среда выступает важным объектом международно-правового регулирования.
Под экологическим правом понимают совокупность принципов и норм, регулирующих деятельность государств по предотвращению и устранению ущерба различного вида и из различных источников, наносимого национальным системам окружающей природной среды отдельных государств и системам окружающей природной среды, находящимся за пределами национальной юрисдикции.
Основными объектами международно-правовой охраны окружающей природной среды являются суша, недра, Мировой океан, небесные тела, воздушное пространство, космическое пространство, флора и фауна Земли, а также борьба с основными источниками загрязнения окружающей природной среды.
Основными источниками загрязнения окружающей природной среды являются промышленные и химические отходы, ядерное оружие и составные материалы, нефть и газ, транспортные средства, деятельность человека (правомерная и неправомерная).
Существуют следующие группы объектов международно-правовой охраны окружающей природной среды: I. Вся планетарная среда (экосистема) Земли:
Мировой океан и его природные ресурсы;
Атмосферный воздух;
Околоземное космическое пространство;
Отдельные представители животного и растительного мира;
Уникальные природные комплексы;
Часть пресноводных ресурсов, генетический фонд Земли (чернозем).
П. Национальные природные ресурсы^ находящиеся под юрисдикцией государства. В определении их правового статуса основную роль играют нормы внутреннего права. Наравне с этим по отдельным объектам увеличивается число международных договоров, касающихся их охраны.
III. Международные природные ресурсы, находящиеся за пределами действия национальной юрисдикции или которые в процессе своего развития (естественного цикла), оказываются на территории других государств.
Правовой режим охраны и использования этих ресурсов определяется нормами международного права.
Ресурсы делятся на две группы:
1. Универсальные, которые находятся в общем пользовании всех государств (например, открытое море, космическое пространство, Антарктика, морское дно за пределами национальной юрисдикции);
2. Многонациональные (разделяемые), которые принадлежат двум или более странам либо используются ими (например, водные ресурсы многонациональных рек, популяции мигрирующих животных, пограничные природные комплексы).
Источники международного экологического права делятся на две группы:
- международные договоры и
- международные обычаи. Виды международных договоров:
а) универсальные:
Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года;
Конвенция о предотвращении загрязнения с судов 1973 года;
Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящейся под угрозой исчезновения, 1973 года;
Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года;
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на дальние расстояния 1979 года;
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года; 6) региональные:
- Конвенция об охране фауны и флоры в Европе 1979 года;
Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения 1976 года.
И другие.
Основные принципы международного экологического права:
- международное природно-охранительное сотрудничество государств и других субъектов международного права;
Непричинение вреда окружающей природной среде;
Оценка трансграничных экологических последствий планируемой деятельности;
Окружающая природная среда вне государственной границы является общим достоянием всего человечества;
Международная ответственность за экологический ущерб;
Свобода исследования и использования окружающей природной среды и ее компонентов;
Рациональное использование окружающей природной среды;
И другие.
В условиях продолжающейся научно-технической революции, увеличения реальной угрозы чрезвычайных происшествий техногенного характера возрастает значение международного сотрудничества в этой сфере. Большую роль в таком сотрудничестве играет заключение международных договоров профильного характера. Так, например, к международным конвенциям по экологической безопасности относятся:
а) Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977 года, которая обязывает:
Не прибегать к военному или любому иному враж
дебному использованию средств воздействия на окру
жающую природную среду путем преднамеренного из
менения динамики состояния, структуры Земли, вклю
чая ее биоту, литосферу, гидросферу, атмосферу или
космос; i
Не помогать, не поощрять и не побуждать субъектов международного права к осуществлению военного или иного враждебного использования средств воздействия на окружающую природную среду;
Использовать средства воздействия на окружающую природную среду в мирных целях;
Принимать любые законные меры по запрещению и предотвращению любой деятельности, противоречащей осуществлению мер экологической безопасности;
б) Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха 1979 года, которая обязывает:
Охранять человека и окружающую природную, среду от загрязнения воздуха, ограничивать, сокращать и предотвращать загрязнение воздуха от источников, находящихся на государственной территории;
С помощью обмена информацией, консультаций и мониторинга (постоянного наблюдения) разработать стратегию борьбы с выбросами загрязнителей воздуха;
Разрабатывать наилучшие системы регулирования качества воздуха, меры по борьбе с его загрязнением.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды может быть глобальным, региональным, субрегиональным и межгосударственным.
В 1972 году в рамках ООН разработана Программа по защите окружающей природной среды (ЮНЕП), имеющая штаб-квартиру в Найроби (Кения). Эта программа представляет собой специальный международный механизм по координации сотрудничества государств в области охраны окружающей природной среды. В структуру ЮНЕП входят Совет управляющих, Секретариат и Фонд окружающей среды.
Возглавляют ЮНЕП директор и Совет управляющих, состоящий из представителей 58 стран. Основными функциями Совета являются:
Содействие международному сотрудничеству в области окружающей среды и предоставление по мере необходимости рекомендаций относительно проводимой с этой целью политики;
Осуществление общего руководства и координации программ в области окружающей среды, выполняемых организациями ООН;
Подготовка обзоров состояния окружающей среды и определение путей международного сотрудничества;
Осуществление постоянного наблюдения (мониторинга) за влиянием национальной и международной политики на состояние окружающей среды и природо-охранительных мер для развивающихся стран;
Подготовка обзора мероприятий, предусмотренных Фондом окружающей среды, и т.д.
ЮНЕП действует в сессионном порядке. Сессия собирается ежегодно, в ее подготовке участвуют исполнительный директор и секретариат.
Исполнительный директор возглавляет канцелярию, в которую входят: отдел оценки окружающей природной среды; отдел управления в области охраны окружающей природной среды; отдел но проблемам опус-
тынивания; сектор природоохранительного образования; | сектор докладов о состоянии окружающей природной! среды.
Под руководством секретариата действуют: бюро по вопросам программы; отдел внешних сношений и планирования политики; бюро связи в Нью-Йорке и Женеве; служба информации, региональные предста- j вительства.
В вопросах деятельности Фонда окружающей при-1 родной среды важную роль играет бюро по вопросам! Фонда окружающей природной среды и администрации. В него входит административный отдел и помощник исполнительного директора.
К важнейшим направлениям природоохранительной | деятельности ЮНЕП относятся:
Охрана отдельных природных объектов (защита j морской среды, охрана почв и пресных вод);
Борьба с различными видами вредного воздействия I (борьба с опустыниванием, загрязнением);
Рациональное использование природных ресурсов;
Создание мировой справочной службы по наблюдению за состоянием окружающей среды (мониторинг);
Изучение экологических особенностей развития j населенных пунктов;
Разработка международно-правовой основы природоохранительной деятельности и т.д.
При поддержке и активном участии ЮНЕП были разработаны и приняты Конвенция по охране Средиземного моря от загрязнения 1976 года, Кувейтская региональная конвенция по охране морской среды от загрязнения 1978 года, Боннская конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных 1979 года и многие другие.
Весьма актуальными и эффективными являются международные форумы, организованные под эгидой ООН и посвященные проблемам охраны окружающей природной среды. Одним из таких представительных международных форумов явилась Конференция по ох-
ране окружающей природной среды и развитию, которая прошла в 1992 году в Рио-де-Жанейро. Важнейшим результатом конференции явилось принятие Декларации.
Принципы, закрепленные в «Декларации Рио»:
Соблюдения прав человека в области охраны окружающей природной среды;
Сотрудничества государств в области охраны окружающей природной среды;
Устойчивого развития человеческого общества;
Мира и мирного разрешения экологических споров.
В этом же документе вновь были закреплены принципы сотрудничества государств в области охраны окружающей природной среды:
(а) защита окружающей природной среды - составная часть процесса мирного развития;
(б) принятие государствами эффективных законов в области охраны окружающей природной среды с установлением ответственности субъектов за загрязнение окружающей природной среды;
(в) предупреждение фактов перемещения в другие государства загрязнителей, наносящих ущерб окружающей природной среде и человеку;
(г) взаимная информация о мероприятиях, которые могут иметь негативные трансграничные последствия для окружающей природной среды;
(д) глобальное партнерство государств в целях сохранения экосистемы Земли;
(е) оценка предполагаемых экологических последствий в проспективной деятельности;
(ж) уважение международного права и обеспечение защиты окружающей природной среды в период вооруженных конфликтов.
Помимо универсальных международных организаций, проблемами охраны окружающей природной среды занимаются многие региональные организации общей и специальной компетенции.
Так, Маастрихтский договор о Европейском союзе (ЕС) закрепляет природоохранительные цели этой орга-! низации - содействовать на международном уровне мерам (| относящимся к региональным и общемировьи проблемам окружающей среды. Приложениями к Ма астрихтскому договору являются три декларации по эко логической тематике: директивы о вредных выбросах о воздействии мероприятий ЕС на охрану окружающе! среды; о защите животных.
В рамках ЕС в мае 1990 года были созданы Европейское агентство по окружающей среде и Европейская сеть информации и наблюдения за окружающей средой. Основной задачей этого Агентства является предоставление ЕС и государствам-членам объективной информации с целью разработки и реализации действенной и эффективной политики в отношении окружающей среды. Агентство составляет ежеквартальные отчеты о качестве, интенсивности и характере воздействия на окружающую среду, разрабатывает единые оценочные критерии, данные о состоянии среды. Приоритетными объектами наблюдения в деятельности Агентства являются: воздух, его качество и выбросы в атмосферу; вода, ее качество и агенты, загрязняющие водные ресурсы; почва, ее состояние, флора, фауна, биотоки и их состояние; землепользование и природные ресурсы; утилизация и повторное использование отходов, безотходные технологии; шумовое загрязнение; химические вещества, наносящие вред окружающей среде, и т.д.
Другие региональные организации (ОБСЕ, СЕ, СНГ) уделяют все больше внимания проблемам экологической безопасности. Так, в рамках ОБСЕ в Софии в 1989 году было проведено Совещание по защите окружающей среды. В рекомендациях Совещания, которые были позднее приняты Парижской встречей на высшем уровне (1990 год), подчеркивалась важность сотрудничества государств в научно-техническом, административном, правовом и образовательном аспектах защиты окружающей среды.
К региональным огранизациям специальной компетенции можно отнести Комиссию для стран южной части Тихого океана, которая была создана в 1947 году. Ее основной задачей является содействие улучшению экономических, социальных и культурных условий, а также охране окружающей среды посредством взаимных консультаций правительств государств региона.
Примером международного субрегионального сотрудничества государств в сфере природоохранительной деятельности может служить Программа по защите Черного моря, разработанная в рамках созданной в июне 1992 года Организации Черноморского экономического сотрудничества.
Большую роль в защите окружающей природной среды играют международные неправительственные организации (Всемирный фонд охраны дикой живой природы, Гринпис, Международный институт по окружающей среде и развитию, Международный совет по природоохранному праву, Международный экологический суд и др.). Их деятельность активизируется и приобретает на международной арене все более действенный характер, обеспечивая общественную поддержку и; контроль международной общественности в вопросах экологической безопасности. Международная практика в последние годы дает примеры позитивного взаимодействия государств и международных межправительственных организаций с этими общественными структурами в экологической сфере.
Литература:
1. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. - М., 1982.
2. Курс международного права. В 7 т. Т. 5. - М., 1992.
3. Сперанская Л.В., Третьякова К.В. Международное право окружающей среды. - М., 1995.
4. Тимошенко А.С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. - М., 1986.
5. Чичварин В.А. Охрана окружающей природной среды и международные отношения. - М., 1970.
Понятие «международное экологическое право». Субъекты международного экологического права. Объект (правового регулирования) в международном экологическом праве. Основные направления международного сотрудничества в международном экологическом праве. Объекты международно-правовой охраны международного экологического права. Некоторые особенности зарождения и развития международного экологического права. Основные источники международного экологического права. Основные принципы международного экологического права. Международно-правовая защита различных видов ресурсов мировой природы (объектов политико-правовой охраны международного экологического права). Основные проблемы современного международного экологического права.
Международное экологическое право (значительно реже в научной и учебной литературе используются следующие синонимичные обозначения: международное право окружающей среды, международное право охраны окружающей среды) - это совокупность юридических норм и принципов, в целях охраны и рационального использования мировых природных ресурсов регулирующих международные отношения в сфере защиты окружающей среды.
Субъектами современного международного экологического права являются современные государства, а также различные международные организации (в рамках данной международно-правовой отрасли роль и «удельный вес» вклада международных организаций в принимаемых решениях и документах существенны).
Таким образом, объектом (правового регулирования) международного экологического права являются отношения субъектов международного права по поводу защиты и разумной эксплуатации мировой окружающей среды, призванной осуществляться на благо нынешнего и будущих поколений людей.
Международное сотрудничество в системе современного международного экологического права осуществляется по двум базовым направлениям:
- 1) создание юридических норм и стандартов, охраняющих отдельные природные объекты;
- 2) осуществление надзора определенного государства или какой- либо международной организации за тем, чтобы та или иная промышленная, экономическая или иная деятельность осуществлялась с учетом последствий данной деятельности для окружающей среды.
К объектам международно-правовой охраны международного экологического права (международного права охраны окружающей среды) относятся:
- 1) различные водные ресурсы мировой природы;
- 2) атмосфера;
- 3) озоновый слой;
- 4) климат;
- 5) различные живые ресурсы мировой природы (флора и фауна);
- 6) различные экологические системы мировой природы (экосистемы);
- 7) почва;
- 8) Антарктика.
Международное экологическое право - одна из самых новых и, безусловно, наиболее важных отраслей современного международного права. В полной мере активно данная международно-правовая отрасль развивается в последние десятилетия, что связано с постоянным увеличением внимания со стороны развитых государств и влиятельных международных организаций к проблематике защиты окружающей среды и мировой природы, которое и характеризует собой мировую политико-правовую конъюнктуру последних десятилетий.
Соответственно, особое внимание природоохранной проблематике уделяется и многими наиболее современными международноправовыми документами и политико-правовыми стандартами. Так, в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций охрана, защита и рациональное использование всех живых организмов и природных ресурсов отнесены к фундаментальным ценностям человеческой цивилизации и современного международного политико-правового порядка.
Столь пристальное внимание со стороны основных «игроков» современной мировой политической «арены» связано и с тем, что все они понимают важность и значимость окружающей среды для всего современного человечества; ее универсальность и нераздельность, а также с тем, что с развитием масштабов промышленного производства и с увеличением численности населения Земли природные ресурсы все более истощаются, что прекрасно осознают современные международно-правовые субъекты.
При этом, необходимо отметить, что первые положения по защите окружающей среды начали появляться в международном праве в других его отраслях.
Например, положения по защите морских вод содержатся в отраслевых конвенциях по международному морскому праву, особое внимание в которых уделяется борьбе с загрязнением нефтью. Так, на решение данной проблемы была направлена первая «морская» международно-правовая конвенция, посвященная экологической проблематике - Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью, 1954 г. Данная Конвенция запретила губительную для водных пространств и ресурсов мировой природы практику слива нефти с морских судов.
С течением времени, однако, необходимость выделения политико-правовых стандартов, принципов, категорий по защите окружающей среды в отдельную международно-правовую отрасль стала окончательно понятной и была претворена в жизнь международноправовыми субъектами.
Основными источниками современного международного экологического права являются следующие международные правовые документы:
- 1) Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущих поколений 1980 г.;
- 2) Всемирная хартия природы 1982 г.;
- 3) Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций 2000 г.;
- 4) Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1976 г.;
- 5) Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г.;
- 6) Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.;
- 7) Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.;
- 8) Договор об Антарктике 1959 г., а также ряд других международно-правовых документов.
Наиболее существенными принципами современного международного экологического права являются:
- 1) общий принцип обязательности защиты окружающей среды всеми субъектами современного международного права;
- 2) принцип суверенитета государства над природными ресурсами, находящимися на его территории;
- 3) принцип не нанесения одним международно-правовым субъектом (чаще всего, государством) вреда природе другого государства какими-либо действиями, совершаемыми на собственной территории;
- 4) принцип ответственности каждого международно-правового субъекта за нанесение вреда природе другого государства;
- 5) принцип свободного доступа к информации, посвященной окружающей среде и проблемам ее охраны;
- 6) принцип недопущения радиоактивного загрязнения окружающей среды;
- 7) принцип недопущения военного или иного вредного воздействия на окружающую среду.
Как уже было указано выше, одним из первых объектов международно-правовой охраны окружающей среды, вызвавшим внимание субъектов международных отношений, стали морские водные ресурсы. За указанной выше Международной конвенцией по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. последовали развивавшие проблематику защиты морских ресурсов от различных вредных веществ международные конвенции универсального характера: Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. и Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.
Вопрос международно-правовой защиты вод и морских ресурсов отдельных морей послужил причиной создания межгосударственных региональных договоренностей.
Наиболее значительной среди межгосударственных региональных договоренностей, посвященных защите конкретных морей, стала Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря, 1974 г. Данная Конвенция строго запретила не только загрязнения Балтийского моря, осуществляемые с морских судов, но и все производимые с суши сбросы любых токсичных и вредных веществ, отходов, мусора. На основе положений данной Конвенции ее участниками была создана специальная Комиссия по защите морской среды Балтийского моря.
В 1992 г. странами Балтии была принята новая Конвенция по защите природной морской среды района Балтийского моря, установившая еще более строгие требования по защите его ресурсов.
Принятие новой Конвенции по вопросу защиты Балтийского моря было связано как с существенными изменениями в политико-правовом положении государств региона, так и со стремлением Балтийских государств максимально полно сохранить свою главную природную ценность, свой наиболее существенный природный ресурс, ориентируясь в этом вопросе на наиболее строгие (по отношению к защите природы в целом) политико-правовые стандарты Западной Европы.
Вслед за тематикой защиты морских ресурсов последовали универсальные международно-правовые стандарты и региональные межгосударственные договоренности, посвященные охране водных ресурсов рек и озер. Например, достаточно эффективной в плане ее выполнения государствами - участниками данной международной договоренности является Конвенция о защите Рейна от загрязнения химикалиями 1976 г., подготовленная образованной несколькими Европейскими государствами Комиссией по защите Рейна от загрязнений.
При этом вода как важнейшая природная ценность, приобретает все большее значение в условиях современного развития человечества, а в наибольшей степени - в связи с неуклонным ростом ее потребления на протяжении всего XX и начала XXI вв. и в связи с чрезвычайной ограниченностью ее ресурсов, что относится, в первую очередь, к ресурсам пресной воды.
Поэтому проблема защиты пресноводных бассейнов в настоящее время приобрела абсолютно исключительное значение не только для международного экологического права, но и для всего международного права, а также для существующего мирового политического порядка в целом.
Так, ряд серьезных политических аналитиков и специалистов в области геополитики со значительной долей вероятности прогнозируют возможность возникновения в ближайшем будущем военно-политических конфликтов, связанных именно с нехваткой пресной воды, например, в некоторых государствах Ближнего и Среднего Востока (в частности, вполне вероятны военные действия «за пресную воду» между Республикой Йемен и Королевством Саудовская Аравия).
В результате глубокого понимания субъектами современного международного права исключительной важности пресной воды в отрасли международного экологического права в последние десятилетия появляются новые чрезвычайно существенные новации. Так, например, Комиссия международного права ООН подготовила для Генеральной Ассамблеи ООН собственный проект статей, посвященный политико-правовому обеспечению несудоходного использования международных водотоков.
Под водотоками в проекте Комиссии понимаются не только поверхностные воды, но и те подземные воды, которые образуют с поверхностными водами единые природные системы (чаще всего «завязанные» в одну такую систему поверхностные и подземные воды текут к одному выходу). В свою очередь, в пространстве современного международного права, международными являются все водотоки, части которых расположены в разных государствах.
Режимы использования международных водотоков определяются двусторонними и многосторонними соглашениями государств, с территориями которых они связаны. При этом, согласно стандартам международного экологического права, все государства, по территориям которых протекают международные водотоки, в обязательном порядке обладают правом на участие в подобных международных соглашениях.
В свою очередь, все государства обязаны использовать международные водотоки исключительно таким образом, чтобы не повредить данным природным ресурсам. Современные государства обязаны обеспечивать охрану и защиту международных водотоков в необходимых пределах, а также сотрудничать друг с другом на равноправной основе в достижении данной цели.
Согласно современным отраслевым стандартам, субъекты международного экологического права должны также уделять пристальное внимание охране атмосферы, озонового слоя, климата Земли, живых ресурсов мировой природы (флоры и фауны), почв и других ресурсов мировой природы.
В 1979 г. была принята Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, дополненная впоследствии целым рядом посвященных защите воздуха от выброса различных вредных веществ Международных протоколов:
- 1) Протоколом о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30 процентов, 1985 г.;
- 2) Протоколом об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков, 1988 г.;
- 3) Протоколом об ограничении выбросов летучих органических соединений или их транспортных потоков, 1991 г. и некоторых других.
До этого, еще в 1963 г., проблематика международно-правовой защиты атмосферы Земли была начата заключенным ведущими мировыми державами Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, предусматривавшим, в частности, вызванные необходимостью защиты воздуха определенные ограничения режима испытаний ядерного оружия.
Важность международно-правовой защиты озонового слоя обусловлена тем, что именно данный природный ресурс охраняет Землю от разрушительного воздействия ультрафиолетового излучения. Однако, в настоящее время озоновый слой уже частично разрушен. Это обстоятельство, в первую очередь, вызвано негативными сторонами от промышленной и иной подобной деятельности современного человечества.
Именно в целях защиты озонового слоя в 1985 г. и была принята Венская конвенция об охране озонового слоя. В данном определяющем отраслевом международно-правовом документе прописаны политико-правовые стандарты международного контроля за состоянием озонового слоя, а также сотрудничества международно-правовых субъектов в целях его защиты.
Также в 1987 г. был принят Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (далее - Монреальский протокол). Данный Протокол появился по причине своевременно осознанной субъектами современных международных отношений необходимости существенных дополнений в положения Конвенции 1985 г. В ставшем конкретным носителем указанных дополнений Монреальском протоколе определены конкретные ограничения на производство веществ, отрицательно влияющих на состояние данного ресурса мировой природы.
Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата 1992 г. была посвящена непосредственно проблематике обеспечения международно-правовой защиты климата. Данная Конвенция определила общие положения и основные направления сотрудничества современных государств в деле защиты данной, во многом, ключевой, категории мировой природы. В этом международном документе были также установлены принципы и правила политико-правовой ответственности государств за совершение действий, которые могут привести к наступлению неблагоприятных для климата Земли последствий.
Необходимо особо подчеркнуть, что промышленная и иная подобная деятельность человечества способна существенно повлиять на мировой климат, а любые резкие изменения климата, в свою очередь, могут привести к таким негативным последствиям, как:
- 1) появление на карте Земли новых (в том числе обширных) пустынь или практически лишенных воды и растительности пространств;
- 2) существенный подъем уровня моря, а это может привести к затоплению многих давно освоенных человечеством пространств.
Поэтому защита климата и привлекает к себе постоянное внимание основных международно-правовых субъектов. В 1997 г. в японском городе Киото был принят протокол к Рамочной конвенции 1992 г., который обязал так называемые развитые страны, также как и государства (страны) с переходной экономикой, сократить выбросы парниковых газов в атмосферу (в первую очередь, двуокись углерода), что и является наибольшей угрозой для климата планеты.
Нормы и стандарты Киотского протокола носят обязательный характер для государств-участников данной международной договоренности. При этом, важность и определяющий характер данной международной политико-правовой договоренности в отрасли международного экологического права отчетливо видны хотя бы из факта участия в этом соглашении (на 2013 г.) более 190 государств.
Говоря о защите различных (в первую очередь, редких и исчезающих видов) представителей животного мира, необходимо особенно отметить положения:
- 1) «Всемирной хартии природы» 1982 г.;
- 2) Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения 1973 г.;
- 3) Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.;
- 4) Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.
Так, согласно основополагающему отраслевому положению «Всемирной хартии природы» 1982 г., все живые ресурсы Земли не должны использоваться субъектами международных отношений (а также любыми физическими и юридическими лицами) «с превышением возможностей их восстановления» (ст. 10).
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения 1973 г., в свою очередь, устанавливает политико-правовые основы контроля за торговлей животными-представителями находящихся на грани исчезновения видов.
Целью действия данной Конвенции является обеспечение гарантий существования диких видов животных и растений, выступающих в роли объектов международной торговли. Достижение данной цели должно быть осуществлено с помощью выполнения международных требований по лицензированию и сертификации торговли определенными видами животных и растений.
При этом данная Конвенция предусматривает определенные санкции в виде установления системы штрафов, а также возможности конфискации запрещенного товара у недобросовестных продавцов.
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. посвящена обеспечению международного сотрудничества в решении задачи охраны мест обитания исчезающих видов животных и растений, а также имеющих особое значение природных комплексов и экологических систем.
Таким образом, объектами правовой защиты Конвенции 1972 г. являются как флора и фауна, так и экологические системы мировой природы.
Правовые стандарты современного международного экологического права особенно выделяют мигрирующие виды диких животных как наиболее подверженные негативному воздействию со стороны различных факторов (в том числе действий человека).
К животным - объектам охраны Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г. относятся, в частности:
- 1) тюлени;
- 2) китообразные Балтийского и Северного морей;
- 3) летучие мыши, обитающие на Европейском континенте;
- 4) афро-евразийские и азиато-австралийские водоплавающие птицы;
- 5) белые журавли-стерхи.
Международно-правовые стандарты по охране флоры особенно выделяют защиту тропических лесов как одной из наиболее подверженных угрозе уничтожения категорий растительного мира Земли. Решению данной проблемы (а также регулированию отношений между государствами-производителями и государствами-потребителями тропической древесины) посвящено Международное соглашение по тропической древесине 1983 г.
Также, существенное значение в защите флоры имеют положения Международной конвенции по защите растений 1951 г., предусматривающие конкретные совместные действия государств по борьбе с распространением болезней и опасных вредителей среди различных растений.
Международно-правовой защите мировых почв посвящена Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке 1994 г.
Появление данной Конвенции было вызвано существенным обострением проблемы деградации земель (почв) в засушливых и полу- засушливых районах Земли (в первую очередь, на территории ряда стран Африки).
Высшим органом Конвенции стала обладающая полным комплексом полномочий по принятию необходимых политико-правовых решений в сфере действия Конвенции Конференция Сторон (англ. The Conference of the Parties ,; сокращенно COP), а ключевым вспомогательным органом Конференции - Комитет по науке и технике, задачей которого (в соответствии с положениями ст. 24 Конвенции) является представление профессиональной информации и специализированных консультаций по всем научно-техническим вопросам, относящимся к борьбе с опустыниванием и смягчению последствий засухи.
В целом, проблема международной охраны почв тесно связана с проблематикой защиты климата, флоры и мировых водных ресурсов.
Говоря о международной защите природы Антарктики, необходимо указать на Договор об Антарктике 1959 г.
Согласно положениям данного Договора, Антарктика провозглашается демилитаризованной территорией, на которой полностью запрещено строительство любых военных баз и объектов, а также проведение военных учений и испытаний, что существенно, в том числе и с позиций международного экологического права.
Кроме того, данный Договор провозглашает Антарктику безъядерной территорией, что означает полный запрет на захоронение, хранение и испытание радиоактивных материалов и ядерных отходов на ее территории, что особо важно в деле защиты природы на данной территории земного шара.
При этом особое место в развитии данной международно-правовой отрасли занимает природозащитная деятельность ООН. Так, нередко, самые принципиальные предложения и наиболее определяющие международные политико-правовые стандарты в сфере защиты мировой природы содержатся в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН.
Кроме того, активно занимается вопросами экологии и природоохраны Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС).
Существенная роль в деле защиты мировой окружающей среды принадлежит также другим специальным учреждениям и организациям системы ООН:
- 1) Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО);
- 2) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ);
- 3) ЮНЕСКО;
- 4) Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ);
- 5) Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
Существует также специальная Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая фактически представляет собой отраслевую международную организацию, хотя юридически это всего лишь некий вспомогательный орган, созданный в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1972 г. № 2997.
Данной «организации» (ЮНЕП) принадлежит первостепенная роль в содействии развитию международного экологического права, особенно в развитии международных стандартов и подготовке конвенций в области экологии и охраны окружающей среды.
Серьезную роль в деле международной защиты окружающей среды играют также и другие международные межправительственные организации, в первую очередь, ОБСЕ.
Данная организация (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) - это наиболее обеспокоенная, за исключением ООН, природозащитной проблематикой международная межправительственная организация современности. Защита мировой природы (в рамках ОБСЕ) - это, в первую очередь, обеспечение экологической безопасности на Европейском континенте (ОБСЕ - региональная организация).
Среди международных неправительственных организаций, занимающихся защитой окружающей среды (в том числе и подготовкой (проработкой) различных правовых инициатив), наиболее заметная роль принадлежит такой организации, как Greenpeace (в пер. с англ. «Зеленый мир»).
Именно различные международные организации являются, как правило, настоящим «локомотивом» развития такой важной отрасли современного международного права, как международное экологическое право.
Основными проблемами международного экологического права на данный момент остаются:
- 1) недостаточная защищенность атмосферы от выбросов различных вредных веществ;
- 2) недостаточная активность правительств государств «третьего мира» в деле защиты окружающей среды;
- 3) недостаточная разработанность мер по предотвращению различных техногенных катастроф и преодолению последствий данных чрезвычайных происшествий (ЧП).
Кроме того, нельзя не признать наличия объективных противоречий между социально-экономической необходимостью для многих государств и их правительств интенсифицировать развитие промышленного производства в тех его отраслях, которые могут негативно влиять на природу данных государств (и, следовательно, на мировую природу в целом), а также между постоянным увеличением потребления в мировых масштабах и одновременным сокращением мировых природных ресурсов.
Данные противоречия просто обязаны быть предметами постоянной работы для всех ответственных субъектов международного экологического права, что, тем не менее, вовсе не гарантирует стопроцентного их разрешения существующими политико-правовыми методами и инструментами.
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, Швейцария, 1989). Участники - 71 государство (РФ с 1990 г.) и ЕЭС.
Основные положения: запрет на вывоз и ввоз опасных отходов, координация действий правительственных организаций, промышленных предприятий, научных учреждений и др., создание национальных компетентных органов, внедрение системы письменных уведомлений на право трансграничного переноса опасных и других отходов.
Венская конвенция об охране озонового слоя (Вена, Австрия, 1985). Участники - 120 государств (РФ с 1988 г.) и ЕЭС.
Основные положения: сотрудничество в области исследования веществ и процессов, которые влияют на изменения в озоновом слое; создание альтернативных веществ и технологий; наблюдение за состоянием озонового слоя; сотрудничество в области разработки и применения мер, контролирующих деятельность, которая приводит к неблагоприятным последствиям в озоновом слое; обмен научной, технической, социально-экономической, коммерческой и юридической информацией; сотрудничество в области разработки и передачи технологий и научных знаний.
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, Франция, 1972). Участники - 124 государства (РФ с 1988 г.).
Основные положения: ответственность за выявление, защиту, охрану и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия; включение охраны наследия в программы развития, создание служб, развитие научно-технических исследований, принятие необходимых мер по правовой, научно-административной и финансовой защите наследия; поддержка в проведении исследований, обучении персонала, обеспечение оборудованием; предоставление займов и субсидий.
Конвенция ООН по морскому праву (Монтего Бей, Ямайка, 1982). Участники - 157 государств и ЕЭС.
Основные положения: определение границ территориальной морской и смежной зон; использование проливов для международного судоходства; определение границ исключительной экономической зоны; освоение континентального шельфа; предотвращение, снижение и контроль за загрязнением морской среды; проведение научных исследований.
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, Швейцария, 1979). Участники -33 государства (РФ с 1983 г.) и ЕЭС.
Основные положения: обмен информацией, консультациями, результатами научных исследований и мониторинга, политики и стратегических решений; сотрудничество в проведении научных исследований.
Конвенция по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, Финляндия, 1991). Участники - 27 государств и ЕЭС.
Основные положения: принятие стратегических, юридических и административных мер по контролю за негативным воздействием; введение системы уведомлений о негативных воздействиях; проведение исследований по улучшению методов оценки воздействия на окружающую среду.
Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (Вашингтон, США, 1946). Участники - 44 государства (РФ с 1948 г.).
Основные положения: создание международной Комиссии по китовому промыслу; проведение научных исследований, сбор и анализ статистических данных, оценка и распределение информации о китовом промысле и запасах; принятие правил, регулирующих охрану и использование запасов.
Рамочная конвенция ООН об изменении климата (Нью-Йорк, США, 1992). Участники - 59 государств (РФ с 1994 г.).
Основные положения: защита системы формирования климата, составление национальных списков по выбросам и мерам по их устранению; разработка и реализация программ по контролю за изменением климата; сотрудничество в области создания и развития сетей и программ научных исследований по изменению климата; принятие финансового механизма реализации Конвенции.
Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсар, Иран, 1971). Участники -61 государство (РФ с 1977 г.).
Основные положения: выявление национальных участков для включения в список водно-болотных угодий международного значения; определение международной ответственности за охрану, управление и рациональное использование ресурсов мигрирующих водоплавающих; создание охраняемых водно-болотных угодий, обмен информацией, обучение персонала по управлению водно-болотными угодьями; сбор и распространение информации.
СИТЕС: Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, США, 1973). Участники - 119 государств.
Основные положения: осуществление лицензирования торговых операций; проведение исследований состояния популяций охраняемых видов; создание сети национальных контрольных органов; взаимодействие правоохранных органов, таможенных служб, неправительственных организаций и частных лиц; контроль за выполнением Конвенции, классификация видов, разработка процедурных правил.
Соглашение об охране белых медведей (Осло, Норвегия, 1973). Участники - 5 государств (РФ с 1976 г.).
Основные положения: запрет на добычу белого медведя, за исключением научных и охранных целей; препятствие нарушению управления другими живыми ресурсами; сохранение арктических экосистем; проведение, координация и обмен информацией по управлению ресурсами и охране вида.
Соглашение по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Хельсинки, Финляндия, 1992). Участники - 24 государства.
Основные положения: обязательства участников в отношении предупреждения, контроля и сокращения загрязнения трансграничных вод; соблюдение принципа справедливости в их использовании; ограничение распространения загрязнения; использование принципа «загрязняющий платит» в качестве меры для предупреждения загрязнения; сотрудничество в области исследований и развития; ведение системы мониторинга.
ХЕЛКОМ: Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинки, Финляндия, 1974). Участники - 8 государств (РФ с 1980 г.).
Основные положения: ограничение и контроль за проникновением в регион опасных и вредных веществ, включая загрязнение от наземных источников; предотвращение загрязнения от морских судов, отходов и хозяйственного использования морского дна; борьба с морским загрязнением; составление списков веществ, использование которых подлежит контролю; учреждение Комиссии по охране морской среды Балтики.
ЛЕКЦИЯ 12.
1. Понятие, принципы международного права окружающей среды и формы сотрудничества государств.
2. Международно-правовое обеспечение охраны окружающей среды.
1. Понятие и принципы международного права окружающей среды.
1.1. Международное экологическое право - это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения по поводу охраны природной среды, ее рационального использования и воспроизводства, регламентирующих сотрудничество государств и других субъектов международного права в целях обеспечения благоприятной для жизни человечества экосистемы.
Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды началось еще 1913 г. на природоохранной конференции в Берне и было продолжено в 1972 г. на Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды. Большое значение имела также конференция ООН по проблемам окружающей среды и развития в Рио-де- Жанейро (Саммит «Планета Земля» 1992 г.), Всемирный Саммит 2002 г. в Йоханнесбурге и т.д.
Основные источники международного экологического права :
1. Международные договоры:
· Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г.;
· Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.;
· Конвенция о водно-болотных угодиях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц 1971 г.;
· Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г.;
· Конвенция о об изменении климата 1992 г.
2. Основные принципы международного права .
3. Двусторонние соглашения государств.
4. Внутригосударственное законодательство :
Закон Украины "Об охране окружающей природной среды";
Закон Украины "О животном мире"
Закон Украины “ Об экологической экспертизе"
Закон Украины "Об охране атмосферного воздуха" и др.
Специальные принципы международного экологического права :
1) защита окружающей среды на благо нынешнего и будущего поколений;
2) недоступность нанесения трансграничного ущерба;
3) экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов;
4)рациональное планирование и управление возобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущего поколений;
5)долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы;
6) оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории и др.
1.2. Формы сотрудничества государств по охране окружающей среды
Выделяются 2 формы сотрудничества государств по охране окружающей среды - нормативная (договорная) и организационная.
Договорная заключается в разработке и принятии договоров по различным проблемам охраны окружающей среды (использование природных ресурсов, охрана природный среды, охрана планетарной среды и космического пространства, охрана морской среды, охрана животного и растительного мира).
Организационная форма реализуется в проведении международных конференций на межгосударственном уровне, а также в создании и деятельности международных организаций.
В 1972 г. в Стокгольме состоялась созванная по решению Генеральной Ассамблеи ООН Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды . Основным решением конференции стала Декларация принципов - своеобразный свод правил, которыми должны руководствоваться государства и организации при осуществлении своих действий, так или иначе влияющих на природу. Еще одно важное ее решение - рекомендация Генеральной Ассамблеи учредить Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая была создана и фактически стала международной организацией.
Проблемой охраны окружающей среды повседневно занимается большое количество постоянных структур - международных организацией общей и с специальной компетенции, универсальных и рациональных, межправительственных и неправительственных.
Ведущая роль принадлежит ООН и ее главным органам, прежде всего Генеральной Ассамблее и Экономическому и Социальному Совету (ЭКОСОС ). В эту сферу вовлечены и некоторые специализированные учреждения ООН:
· ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения;
· ИМО - Международная морская организация;
· ФАО - Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН;
· ИКАО - Международная организация гражданской авиации;
· ЮНЕСКО - Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры;
· МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии и др.
Среди неправительственных организаций особую роль выполняет Международный
союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП).
На региональном уровне заметную роль играют:
· ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе;
· ЕС - Европейский союз;
· Северный совет и др.
В рамках СНГ созданы: Межгосударственный Экологический Совет (МЭС) и Межгосударственный Экологический Фонд.
Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды Украина осуществляет на трех уровнях :мировом (глобальном); европейском (ЕС и Восточной Европе), региональном (СНГ, ВЕКЦА (Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азиии). Украина подписала двусторонние межправительственные соглашения (меморандумы) по вопросам сотрудничества сфере охраны окружающей среды с рядом государств (Беларусь, РФ, Грузия, США, ФРГ), сохраняют свое действие и соглашения, зключенные в рамках СССР (Япония, Франция).
Объектами международно-правовой защиты являются :
· атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство;
· Мировой океан;
· животный и растительный мир;
· охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами.