Михаил Козаков: биография и личная жизнь. Михаил козаков - биография, информация, личная жизнь Последние годы Козакова

14 октября актеру и режиссеру Михаилу Козакову исполнилось бы 78 лет. Он говорил, что главное в жизни для него – не стихи и фильмы, а дети. В последние годы жизни Козаков особенно трепетно относился к своим младшим детям – сыну Мише и дочке Зое от предпоследней жены Анны Ямпольской. Про Зою актер мог говорить часами. Рассказывал, как она любит музыку и стихи. Но недавно дочь Козакова выложила снимки в социальной сети, которые заставили усомниться в примерном поведении Зои.

У 17-летней Зои Козаковой , дочери знаменитого актера Михаила Козакова, есть своя страничка в одной из социальных сетей. Здесь она недавно выложила несколько снимков с вечеринки в одном из ночных клубов Тель-Авива, где отдыхала в компании друзей.

Зоя превратилась в настоящую красавицу – густые волосы, черные с поволокой глаза. Она очень похожа на отца. Для вечеринки девушка надела обтягивающую майку и коротенькие джинсовые шорты, подчеркивающие достоинства ее фигуры – осиную талию, длинные стройные ноги. Но больше всего друзей Зои поразила фотография, на которой дочь актера позирует с кубинской сигарой.

Для Михаила Михайловича младшая дочь Зоя с самого рождения была светом в окошке. Михаил Михайлович не раз отмечал поразительное сходство девочки со своей покойной матерью, которую он обожал. Радовало Козакова и то, что Зоя, когда подросла, стала, так же как и он, тянуться к искусству – поэзии, музыке. Михаил Михайлович прочил ей большое будущее, мечтал, чтобы она стала актрисой, благо для этого у нее есть все данные.

– У Зои очень много талантов: она читает стихи, играет на трубе, знает языки, – говорил о любимой дочке Козаков.

С его слов, девочка росла скромной, вдумчивой, на первом месте для нее была учеба. Неужели сейчас она поменяла ориентиры в жизни?

С этим вопросом я обратилась к Анне Ямпольской , матери Зои и Миши, детей актера. Услышав про сигару, Ямпольская сначала не поверила моим словам.

– Этого просто не может быть! – поспешила разуверить меня Анна. – Ведь ее отец умер от рака легких и она знает, насколько вредно курение. Не думаю, что Зоя смогла забыть такой страшный урок, который преподнесла жизнь. Уверена: на этих фотографиях всего лишь шалости невинные, дети просто дурачатся, – продолжает Ямпольская. – Я дочь не защищаю, в этом возрасте всякое бывает, и даже не отрицаю, что это могло быть. Но я никогда не видела, чтобы Зоя напивалась или выкидывала другие подобные фокусы. Что касается ее друзей – они хорошие, славные ребята, которые прекрасно учатся, они из хороших семей.

По словам Ямпольской, дочь актера бережно хранит воспоминания об отце. Больше всего она дорожит одной черно-белой фотографией. На ней Михаил Михайлович здоров и бодр, полон сил, планов. Маленькая Зоя сидит рядом с ним. Он крепко прижимает ее к себе одной рукой, а она не отрывает от него восхищенных глаз…

Зоя заканчивает престижную израильско-американскую школу и собирается служить в армии.

– Дочка пойдет в армию 14 октября – в день рождения своего отца, – рассказывает Ямпольская. – Когда нам сообщили эту дату, мы, признаться, даже вздрогнули. Миша очень гордился, когда наш сын пошел в армию, и хотел, чтобы Зоя тоже служила. Возможно, она будет специалистом по пиару. В Израиле служба в армии – это большая честь. Кроме того, прошедшие армейскую подготовку получают в дальнейшем большие скидки при поступлении в университет.

– Вы говорите о скидках, но так ли они нужны, если вы можете оплатить обучение дочери в вузе?

– Конечно, скидки мне нужны. У Михаила Михайловича не было денег, они все куда-то исчезли. Я тоже небогата. Наш сын Миша получит свою часть наследства после того, как мы продадим квартиру в Москве. Какая-то сумма из этих денег пойдет на оплату учебы Миши и Зои. Сейчас сын учится в Университете Торонто в Штатах. Он очень талантлив, получил большую скидку, выиграл грант, и благодаря этому мы смогли оплатить его учебу. Но я ему все равно должна помогать. Это мой долг. Он очень много работает, у него почти нет свободного времени. Сейчас Миша создает биохимическую программу для одного из крупнейших местных госпиталей. Может быть, уже в следующем году она спасет жизнь миллионам людей.

– Я слышала, что Козаков хотел продать свою квартиру еще при жизни.

– Муж действительно хотел ее выставить на торги раньше, но из-за того, что бывшая жена не давала ему развод, сделать это не получилось. Он хотел продать квартиру, чтобы были деньги на оплату обучения детям. И я собираюсь выполнить его волю.

– Что еще Михаил Михайлович завещал вам сделать?

– Я надеюсь, в ближайшее время мне удастся начать работу над его третьей книгой. Не буду с этим торопиться. Пока мне боязно. Хочу все сделать вдумчиво и аккуратно.

Мне надо понять мысли и поступки мужа. Не удивляйтесь: он многое переосмыслил, пересмотрел в этот последний год. Чтобы понять его нового, мне предстоит целиком погрузиться в изучение его личных записей. Не ошибусь, если предположу: он чувствовал, что это будет его итоговый год, он все предчувствовал, все знал. И решил, что хочет больше времени провести с нами, своей семьей, быть среди нас. Мы много говорили с ним по поводу профессии, людей. Миша пришел к неожиданным выводам под конец жизни. Но я пока об этом говорить не хочу, мне до сих пор больно.

– После ухода Михаила Михайловича исчезли многие его дневники, рукописи…

– Я сразу хочу внести ясность: муж никогда не вел дневников. Многое из его наследия – мемуары, сценарии – хранится у нас дома. Многое из этого украдено, исчезло. Какие-то вещи просто пропали из дома, что-то уже всплыло в прессе, у меня есть догадки, кто это мог сделать, но я не буду сейчас это озвучивать.

– Хранятся ли у вас дома личные вещи Михаила Михайловича?

– К сожалению, очень мало. Остались очки, часы и крестик его. Даже вещей нет. Вот ведь как. Крестиков у него было два. Один мы отдали ему с собой в последний путь, а другой, который он носил, оставили себе. Сейчас он висит в одной из комнат и, как мне кажется, охраняет нас. Сын Миша взял себе на память отцовские часы и очки. Он их не надевает конечно же, просто носит с собой. Они не представляют какой-то особой материальной ценности. Мой муж никогда не был собирателем злата-серебра. Зато он оставил много ценного в наших душах.

– Не было ли у вас мысли передать сценарии Михаила Михайловича его сыну Кириллу?

– Муж оставил все права на свои произведения нашим детям. Кирилл, старший сын, не мог забрать его рукописи, потому что по завещанию Михаила Михайловича они должны перейти Мише и Зое. Если Кириллу что-то нужно, мы всегда договоримся, у нас не было никогда проблем: он знал волю своего отца.

– Понимаю, что сейчас у вас все мысли о детях, но ведь вы – молодая, эффектная женщина, в прошлом успешный театральный продюсер…

– Хотите спросить, чем я сейчас занимаюсь? Мол, когда же вы подумаете о себе? (Смеется.) Признаюсь: у меня есть одна идея, скоро я пущусь в свободное плавание. Это будет коммерция. Оговорюсь, что это никак не будет связано с театром. Это именно коммерция. Я ведь теперь единственный кормилец в семье.

Справка

Первый раз Михаил Козаков женился на Грете Антоновне Таар. Брак с ней длился с 1955 по 1965 год. Она родила актеру двоих детей – дочь Катерину и сына Кирилла.

Вторая супруга актера – Медея Берелашвили. С ней Козаков прожил с 1968 по 1971 год. От нее у Козакова дочь Манана.

Третья спутница жизни Михаила Михайловича – Регина Соломоновна Козакова. С ней он состоял в браке с 1971 по 1988 год.

В четвертый раз Козаков женился на Анне Ямпольской. Это был один из самых долгих его браков – с 1988 по 2003 год. Анна родила двоих детей – Михаила и Зою.

С пятой супругой Надеждой Седовой актер прожил четыре года – с 2006 по 2010 год.

Фото из архива редакции

В Московском Доме кино отметили 45-летний юбилей легендарного фильма «Человек-амфибия». Зал ломился от звезд. Не было только исполнительницы главной женской роли Анастасии ВЕРТИНСКОЙ - в это время она выступала на вечере памяти отца в Питере. В центре же внимания оказался Михаил КОЗАКОВ с очаровательной молодой спутницей.

С Надюшей мы познакомились примерно год назад, - поведал Михаил Михайлович. - Я сразу понял, что она - мой человек. Такая отзывчивая, добрая... Хотя разница в возрасте у нас почти полвека. Надя хорошо образованна, работает культурологом. У нас полное взаимопонимание!

Однако в разгар вечеринки между Козаковым и его молодой супругой произошла размолвка.

Когда поздравить виновников торжества вышла певица Алена Свиридова в глубоко декольтированном платье, Михаил Михайлович выбежал на сцену и пустился с ней в пляс. Он тесно прижимался к полуобнаженной груди «бедной овечки». Жена Надя демонстративно отводила взор, а на реплики соседок по столу, мол, гляди, как твой-то зажигает, отговаривалась:

Да он любому юнцу даст фору!

Когда 72-летний мэтр вернулся на свое место, он, смущенно улыбаясь и поглаживая супругу по руке, зашептал:

Не расстраивайся, это всего лишь танец! Ты же знаешь, я люблю только тебя!

ЖЕНЫ И ДЕТИ МИХАИЛА КАЗАКОВА

* Первой супругой стала одноклассница - Грета Таар . За 10 лет брака у них родились сын Кирилл и дочка Катя .

* Второй женой была грузинка Медея , родившая дочку Манану .

* Третьей - переводчица Регина , которая теперь работает в Голливуде.

* Четвертая попытка оказалась самой удачной - с супругой Анной Ямпольской , которая была моложе мэтра почти вдвое, Козаков прожил 15 лет. За это время у них родился сын Мишенька и дочка Зоя . После разрыва Анна с детьми уехала в Израиль, где и живет по сей день.

* Про пятую жену ходят только слухи - якобы после развода с Ямпольской Михаил Михайлович утешился с педагогом Викторией , которая моложе его на 40 лет и очень похожа на предыдущую супругу не только внешне, но и характером. Коллеги актера утверждают, что с Викой он прожил гражданским браком полтора года, после чего и встретил Наденьку.

Накануне Пасхи в Израиле на 77-м году жизни скончался актер Михаил Козаков - человек-легенда, в котором умещалось все - любовь к кино, музыке, поэзии, женщинам, жизни… Михаил Михайлович был необычным и очень одаренным человеком. Он всю жизнь что-то искал - менял жен, занятия, страны. Проснувшись знаменитым после фильма «Человек-амфибия», устремился в режиссуру. Сняв великолепный фильм «Покровские ворота», захотел читать стихи и гастролировал по городам и весям. При этом зарабатывал крохи. Ютился в однокомнатной небольшой квартирке, про которую шутил: мол, жен у меня все больше, а квартира все меньше. Уезжал работать в Израиль, где возглавлял свой театр, а вернувшись на Родину, ставил антрепризные спектакли. Увлекся литературой, написав несколько автобиографических книг. Обожал музыку и придумывал моноспектакли - читал стихи Бродского под саксофон. Ему нравилось экспериментировать. При этом он всегда был самокритичен. Говорил про себя: «Разве я гениальный актер? Нет, я хороший актер. Разве я лучший режиссер? Нет, хороший режиссер. Еще я чтец и литератор. Но главное - это все вместе». Он всю жизнь был неугомонен, непоседлив, энергичен. И потому казалось, что Козаков, как вечный двигатель, проживет лет сто. Все знали, что у него был рак. Но столько в Михаиле Михайловиче было энергии, неуемной страсти к жизни, что так хотелось верить: сможет побороть смертельный недуг.

Последние годы Козакова были омрачены скандалами с женами, трудностями с деньгами. Был дамским любимцем - а в конце жизни остался никому не нужен. Тяжело расстался с пятой женой.

Уехал лечиться в Израиль к жене четвертой, Анне Ямпольской , и последние дни страшно мучился и страдал. Деньги на его похороны сыну пришлось собирать, вокруг московской квартиры, которую Козаков оставил дочери Зое, грядут тяжбы. Печальный итог яркой и творческой жизни. А мы помним его молодым, неотразимым и... вечно влюбленным. Татьяна Кваша: «Мне завидовали, думали, Козаков - мой парень» В книге воспоминаний Козаков пишет о родительском доме, в котором бывали Раневская, Ахматова , Пастернак, Окуджава , Зощенко … Его с детства окружали блестящее общество и красивые девочки. Одной из его подружек была Татьяна Путиевская-Штейн . Михаил пытался ухаживать за Таней, но она предложила ему просто дружбу, впоследствии выйдя замуж за приятеля Козакова актера Игоря Квашу. - Я воспринимала Мишу только как друга, - призналась «КП » Татьяна Кваша. - Мы маленькие были, когда наши семьи жили в Болотове . Росли в особом кругу, в который входили писатели, художники, артисты. Миша слыл забиякой. Но из него вырос очень красивый парень, на него девчонки заглядывались. А поскольку в юности мы часто с Мишей гуляли, некоторые думали, что он мой парень, и завидовали… Помню, как у меня дома мы вместе ждали звонка с «Мосфильма » - утвердят ли его в фильм «Убийство на улице Данте». А когда узнал, что утвердили, схватил меня за голову и чуть уши не вырвал мне от радости! Миша был у нас на свадьбе с Игорем. А я гуляла на его свадьбе с его первой женой Гретой Таар. Интересная девушка, ленинградка, эстонка. Они вместе еще в школе учились. Она за ним в Москву приехала.

Говорят, был у него роман с его однокурсницей актрисой Софьей Зайковой ? - Он был влюбчивым… Но, по-моему, Соня просто приятельница его была. С Гретой у нас всегда были хорошие отношения. А всех остальных его жен я уже не знала. По-моему, он с ними не очень счастлив был. Грета Таар - очаровательная женщина, такого северного, эстонского типа. У нее отец был знаменитый гример на «Мосфильме». Она работала художницей по костюмам на «Мосфильме» и на телевидении… Было жалко, что они расстались. Мы дозвонились первой жене Козакова Грете Таар. Но та отказалась что-либо говорить о бывшем муже, заметив все же, что зла на него не держит… В своей автобиографической книге Козаков написал о ней не лучшим образом: «Так случилось, что моя первая жена была моей первой женщиной. Нужно было восполнять пробелы. Восполнял. Случайные связи... Малорадостен был брак, безрадостны были и связи. «Живу, как все, - успокаивал я себя. - Любовь? Дело - вот главное в жизни». Расходиться я не помышлял. К тому же - дети. И я шатался. Лет через десять дошатался до одной секретарши. И вот тут я узнал, что и почем! Страсть. Греховная. Оголтелая. Наша случка длилась год. Раздвоение для меня губительно. И я расстался. С женой. Вроде даже... она ушла к человеку, с которым у нее был роман… Прожили мы с секретаршей под одной крышей ровно десять дней. Говорить нам с ней было не о чем даже во время прощального разговора. Я со своими двумя чемоданами приполз к маме на раскладушку». Переживал из-за самоубийства брата - Мы с Михаилом познакомились на курсе Школы-студии МХАТ , - рассказал «КП» Виктор Сергачев . - Вместе дипломный спектакль делали. Хоть мы и дружили, но он был из другой среды. И жили они лучше, чем мы, дети простых людей. Мы их называли «кооперативщиками», потому что все мы жили в коммуналках, а они в квартирах. С курса он никого к себе близко не допускал. Я же прижился в его доме скорее потому, что напоминал его маме, Зое Александровне, ее старшего сына, брата Миши, покончившего жизнь самоубийством в 14 лет. Это была большая трагедия в их семье. Никто об этом не знал, думали, что Миша в семье был один. Но сейчас, наверное, об этом можно сказать…


Про Козакова говорили, что он донжуан. - Он скорее был не донжуан, а любитель этого дела… Но на курсе нашем не пользовался успехом. Самой красивой считалась Таня Доронина . Но Козаков был не в ее вкусе. А девушка у Миши была не с нашего курса - внучка писательницы Анастасии Зуевой . Но их отношения были недолгими. Миша рано женился. Его всегда привлекала исключительность. То жена - эстонка с необычным именем. То вторая - грузинка Медея, художница-реставратор, которая оказалась княжной из знатного рода! Они познакомились на гастролях в Тбилиси , ее клан не принимал Козакова, был жуткий скандал. Миша забрал Медею в Москву. Они поженились. Родили дочку. И быстро развелись. Медея увезла дочь в Тбилиси... Была у него замечательная жена Регина , переводчица, литератор. Они с ней прожили 18 лет, под ее влиянием и начал писать. Детьми не обзавелись. Но последние годы у Регины накопилась усталость. И тут Роберт Де Ниро, с которым актер водил дружбу, пригласил семью с ответным визитом к себе. Обоих супругов в те годы (конец 80-х) из страны бы не выпустили, и Ко заков решил: пусть Регина едет в Америку . Она уехала и... не вернулась. Через три месяца подала на развод. - А он не говорил, почему он так легко оставляет детей? - Шутил, что женщины рожают от одного его взгляда... Думаю, он и не хотел быть семьянином. Это сковывало бы его свободу. Но он очень изменился за последние 10 лет. Стал внимательнее и теплее к людям относиться. Постоянных друзей, на которых можно положиться, у него не было. И мне показалось, что его это последние годы тяготило… О тайной любви Мало кто знает, что в 60-х годах Козаков был влюблен еще в одну грузинку - Викторию Лазич, актрису, драматурга. Она устраивала творческие вечера в Доме архитектора. И пригласила Козакова. По телефону Козаков ее спросил: «А как я вас узнаю?» «Угадаете - я буду самой красивой девушкой вечера», - смело ответила Виктория. Козаков угадал и сам подошел к Лазич - яркой, эффектной брюнетке с пышным бюстом… Судачили, что он потерял голову от знойной красавицы. Мы ей дозвонились. - Да, Козаков за мной ухаживал, - призналась «КП» Виктория. - Он бывал у меня дома на Патриарших. Читал мне стихи, дарил цветы. Приходил с другом поэтом Арсением Тарковским . Был красив, эрудирован, аристократичен. С ним было очень интересно. Но я его отвергла. Он тогда был женат на Медее. Да и я знала, что он гулена...

О романах Один из ярких романов у Козакова случился с прекрасной Анастасией Вертинской на съемках фильма «Безымянная звезда». Сначала Козаков предлагал роль Марине Нееловой , но та отказалась. А Вертинская дала согласие. «Я был очень доволен ее работой и даже влюбился, но что произошло потом - об этом не будем», - признался однажды Козаков. Они пытались скрывать чувства - Козаков был женат. Но это им плохо удавалось. Режиссер «Мушкетеров» Юнгвальд-Хилькевич вспоминает, что Анастасия озвучивала Констанцию, а Козаков - кардинала. «Они смотрели друг на друга такими влюбленными глазами, что все присутствующие замирали. Голос Вертинской звенел от любви, было видно, она переполнена чувствами! Они тогда переживали самый пик романа…» Говорят, они расстались тяжело - Козаков пустился в новое романтическое приключение. Может быть, поэтому, когда мы сегодня позвонили Вертинской, она ответила спокойно: «Я не буду рассказывать о Козакове. Не хочу». ...Когда в Израиле у Михаила Козакова родилась дочка, он хотел назвать ее Аней, но во сне увидел покойную маму, она была маленькой девочкой, узнал ее, но отчего-то спросил: «Ты кто?» «Я твоя дочка Зоя». А до этого жене актера предсказательница напророчила, что у нее родится дочка и в нее вселится душа бабушки. И Козаков назвал дочку Зоей. ЖЕНЫ, ДЕТИ, ВНУКИ 1-я жена (1955 - 1965): Грета Таар, одноклассница, художник по костюмам. Дети: Екатерина Козакова (род. 1956), филолог, и Кирилл Козаков (род. 1962), киноактер (женат третьим браком на дочери поэта Юрия Ряшенцева ). Внучки от Екатерины: Дарья (род. 1979) и Полина. Внуки от разных жен Кирилла: Антон (живет в Нью-Джерси ) и Маша. 2-я жена (1968 - 1971): Медея Берелашвили , художник-реставратор. Дочь: Манана Козакова (род. 1969), актриса Тбилисского театра имени Котэ Марджанишвили . Внучка: Тинатин Цуладзе (род. 1995). 3-я жена (1971 - 1988): Регина Козакова (род. 1940), переводчица, литератор, с 1988 года живет в Нью-Йорке . 4-я жена (1988 - 2003): Анна Исаевна Ямпольская (род. 1959, Кишинев ), выпускница ГИТИСа , актриса и театральный продюсер. Дети: Михаил (род. 1989), Зоя (род. 1995), живут в Израиле. 5-я жена (2006 - 2010): Надежда Седова (род. 1979, Нижний Новгород ), историк.

x HTML-код

Таким мы запомним Михаила Козакова.

Анна Козакова: «Миша позвонил мне и простонал: «Я оступился, я не могу жить. Я пытался купить пистолет, но я трус и не могу уйти из жизни»

Анна Козакова-Ямпольская красива, молода, успешна. Ставит в Израиле спектакли, мюзиклы. У нее двое замечательных детей. У нее и Михаила Козакова, которому сегодня исполнилось бы 80 лет. 24 из них они прожили вместе. Безумно любили друг друга, так понимали, как никто. Враждовали до смерти, устали, разбежались. Но умирать он приехал к ней. И она все сделала, чтобы этот миг настал как можно позже. Сейчас она говорит, что выросла из него, что живет им. И так было всегда.

«О, товарищ Амфибия!»

— Аня, уже три с половиной года прошло, как нет Михаила Михайловича. Вы познакомились в 87-м. Потом были разные периоды в ваших взаимоотношениях, вплоть до того, что вы вынуждены были расстаться. А сейчас, за всю вашу с ним совместную жизнь, как преломляется Козаков в вашем восприятии?

— Сегодня мне столько лет, сколько было Мише, когда мы с ним познакомились. Я не понимаю, как я решилась на это… И как он решился. Я только сегодня начинаю понимать масштаб этой личности, характер, какие-то вещи, с которыми можно смириться… Нет, смириться — плохое слово. Можно, понимая, жить правильно. Я удивляюсь, что мы вообще так долго продержались вместе. Но я точно знаю, что не жалею ни одной секунды о том, что это случилось. Даже не сумев сделать, наверное, жизнь Михал Михалыча счастливой.

— А почему вы так категоричны? Может, если бы Козаков был сейчас жив, то с высоты прожитых лет, сказал бы: «Нет, именно с Аней я был счастлив»?

— Да, у нас были счастливые моменты. Мы вместе начали работать. Тогда уже я видела, как люди неточно с ним общаются, не вполне понимая его самоотдачу, экстремальные отношения к работе, самосжигание. Люди не дотягивали до уровня его требований, и я встала рядом, плечом к плечу. В общем, я встала на защиту.


С женой Анной. Фото: Борис Семенов.

— Да, вечные сомнения в себе, но и в других. Значит, он мучил и себя, и окружающих в этом смысле.

— Все время. Он никогда не чувствовал себя признанным. Мы же жили в стране, где давали регалии, звания — народный, не народный… У него ничего этого не было. У него было только одно звание — народный артист РСФСР, что, в общем, маловато.

— Неужели для него важны были эти побрякушки?

— Побрякушки никогда не были важны, но он понимал: вот есть способ, что тебя отметили, заметили. А артист — это диагноз, и в этом диагнозе одно из проявлений — ну заметьте меня, посмотрите. Ведь человек все время показывает свою работу чужим людям, такую работу, через которую открывает свой мир, обнажает себя.

— Что такое «заметьте»? В разные времена — советские, перестроечные, постсоветские — скажи кому угодно: Козаков — и все знали, о ком идет речь. А ему хотелось, чтобы его на руках носили?

— Нет, просто то, что он любил больше всего делать — чтение стихов, — здесь был достаточно узкий круг понимающих людей.

— Но это же нормально. Ну, были когда-то в шестидесятые моменты, когда поэты собирали стадионы, но они прошли давно. Он же это понимал.

— Да, таких людей меньше пяти процентов. Мы же приезжали с ним куда-нибудь в аэропорт, на вокзал, и тут же находилась тетя, которая, увидев его, кричала: «О, товарищ Амфибия!»

— Ну а это: «Донна Роза, я старый солдат и не знаю слов любви» — так тоже узнавали?

— Но здесь он актер, и там, на съемках, было ужасно весело. Это был вообще такой веселый междусобойчик, который вылился в очень популярную картину неожиданно для них самих.


«Здравствуйте, я ваша тетя!»

— Когда Раневскую дети дразнили: «Муля, не нервируй меня», она им отвечала: «Пионэры, идите в жопу». Такое Козаков позволить себе не мог.

— Не мог. Он как настоящий аристократ очень уважительно относился к людям абсолютно любого сословия. Его обожали монтировщики, костюмеры, он с ними любил посидеть после спектакля. Я ему даже говорила: ну, перестань со всеми фотографироваться, хватит, мы так не уйдем никуда. А он мне: «Аня, я не могу, не имею права».

«Ты меня обманула. Я женился на таком тихом ангеле, а посмотри, что ты творишь»

— По-моему, это ехидный Гафт говорил: «Миша такой интеллигентный, так боится кого-то обидеть, что если у него был роман с девушкой, то он всегда женился».

— Да, вот Бог и забрал его, а так бы еще женился и женился (смеется). Когда он приехал к нам в Израиль уже после разрыва, сказал: «Ань, я хочу пожениться с тобой», а я ему: «Дорогой, мы женаты, по израильскому паспорту мы с тобой и не разводились». Насколько мне известно, ловеласом он не был. Ему очень важен был человек, который был рядом, даже не его физические достоинства. Конечно, этот человек не должен быть очень противным, наверное, но прежде всего он хотел общаться. Сейчас я понимаю, что могла больше ценить его, быть по отношению к нему более чуткой, тонкой. Когда он вернулся и когда был наш последний с ним год… Это был год удивительных открытий друг друга, откровений. Он мне наговорил столько прекрасных слов, которые не говорил за все 24 года нашего знакомства. Я ему сказала тогда: «Знаешь, Миш, ты столько раз был женат. Наверное, тебе не надо было иметь детей». А ведь он их очень любил. Понимаете, его так много, что он вытеснял всех. Но вот у меня появился первый ребенок. А я же еврейская мама, сумасшедшая. И все, кусок съеден от нашего с Мишей времени. Там, наверное, начались первые проблемы: а мне, а я?..

— То есть при всем уме, чуткости это был большой ребенок, а в чем-то — эгоист?

— Конечно, эгоист. Это обязательное условие таланта. По-другому не будет результата. Он требует такой концентрации, такого к себе отношения… И я от этого стала уставать эмоционально. Вот закончился спектакль, после которого я еще два-три часа крутилась, я же продюсер. Прихожу домой на ушах, а он говорит: «Посмотри передачу, принесли запись. Садись». Я просто была в ужасе: ну как же ты так можешь со мной, я хочу спать, у меня сейчас глаза слипнутся… И вот там начались все эти проблемы. Сначала я сидела, потом засыпала. А он мне: «Тебе неинтересно?!» «Я хочу пить», — говорю я. «Сейчас нельзя. Вот закончится…» А потом появился второй ребенок, представляете? Было много эмоций, много ошибок, и они разрушили брак. Я смею думать, что он очень сильно меня любил. Мы были особенной парой, и это не ущемляет никаких его других отношений с женщинами, абсолютно. Но наш период жизни был очень яркий. Для обоих. Мы много прошли. Я думаю, он ни с кем такого не проходил: эти наши эмиграции, возвращения, этот наш театр, который я все равно построила для него. Но дальше уже начались производственные споры, и он мне говорил: «Ты меня обманула. Я женился на таком тихом ангеле, а посмотри, что ты творишь!»

— Так все-таки — почему вы уехали в 92-м? Козаков говорил тогда, что ничего нет, даже детского питания, и вот ради детей…

— Нет, это не главное. У него перестал звонить телефон, просто замолчал. То есть, можно сказать, исчезло «детское питание» для Миши — духовное питание, кислород. А если говорить о продуктах… Всегда находились какие-то люди, открывавшие для него склады, чего он страшно стыдился. Но он закончил фильм по Шварцу, а ему сказали: «Это была последняя картина Советского Союза». Театры были пусты, у артистов — голодные обмороки. И вот как-то он увидел спектакль «Костюмер» с Гердтом и Якутом, пришел за кулисы высказать благодарность. А режиссер Женя Арье тут же спросил: «Миша, как ты?» А Миша на такой вопрос никогда не отвечал: «Спасибо, хорошо». Тогда Женя предложил ему работу в Израиле, и Козаков просто воспрял. Пришел домой, воскликнул: «Аня, готовься, мы уезжаем». Потом, помню, Познер в какой-то передаче сказал: «Ну, Козаков за длинным долларом поехал». Я так и представила этот длинный-длинный доллар. А мы сидим, смотрим телевизор, и Миша выдохнул: «Ну он дает!»

— Но он никогда не был доволен собой и не мог от себя убежать — неважно, Израиль это, Россия… И, значит, опять все попадало на вас.

— Сейчас бы я по-другому к этому относилась — как доктор. Но тогда… Конечно, он срывался, не умел ничего делать так, чуть-чуть. Если он пил — значит, пил, и тогда держись. Потом он извинялся, не знал, как с этим быть. Все его страхи, фобии вырывались этим страшным зверем чудовищного роста. Были люди, так его любящие, они ему все прощали, понимали, что это не про него. Что что-то из него вылезает, выходит, и ему это надо выдавить из себя, как дурную кровь. Я боролась с этими вещами, требовала остановки, а сегодня понимаю, что это тоже было неправильно. Потому что у него это был единственный способ снять с себя стресс, собрать себя. Он не спал, ему снились сны, которые его мучили. Он работал во сне. Я ему говорила: ну выпей ты две рюмочки, как человек. А он мне: «Так неинтересно, лучше совсем не буду пить». И вот он сидит, смотрит на нас: «Ну что вы, у вас бутылка уже час стоит, какие вы странные». А утром просыпался как новенький, свежий, с хорошим настроением. Я всегда думала: вот это организм!


«Соломенная шляпка».

«Мы должны были разбежаться, чтобы не убить друг друга»

— Вы расстались в 2003-м, уже после нового возвращения в Москву?

— Да, но связь наша никогда не прекращалась. Не подумайте, будто я заносчива, будто я хочу сказать, что я главная жена. Никакая я не главная жена, у меня есть место в его жизни, у него — в моей, больше ничего. Тогда мы должны были разбежаться, должны были остановить этот брак, чтобы не убить друг друга, не травмировать детей. Наш брак устал, выдохся, так бывает. Мы начали просто травить друг друга. И мы приняли решение разъехаться. Я ему купила в Москве маленькую квартиру, куда он и пошел. Мы договорились, что скажем детям, будто у папы студия, и он там работает. Тогда про нас стали писать такие гадости… А дети уже ходили в школу, и им начали показывать это. Вот тогда, несмотря на свой успешный бизнес в России, я поняла, что надо менять жизнь. Мы приехали в Израиль в декабре 2003 года на рождественские каникулы к моим родителям с одной сумкой — и вдруг я поняла, что остаюсь здесь. Он потом кричал: «Как ты могла, ты украла детей!» Но потом он начал приезжать к нам, начались другие отношения. Нет, мы тоже ссорились, но уже по другому поводу. Вот он прочитает книжку и начнет мне рассказывать, а я ему: ну не надо, не говори ничего.

— Да, высокие отношения, как сказали бы герои фильма Михаил Михалыча…

— Да, высокие. Он звонил, когда был один. Я уже знала, что у него отношения с другой женщиной, но, как ни странно, у меня не было ни ревности, ничего. Просто был наш мир, который уже никто не мог разрушить.

— Мне кажется, что это новая девушка была совсем другой, духовно ему чужой.

— И такая разница в возрасте — почти пятьдесят лет. Он позвонил мне тогда и сказал, что обманут. «Я совершил самую страшную ошибку в своей жизни, и я за нее плачу», — сказал он. Это не про деньги было, а про унижение. В результате стресс и… болезнь. Пришел человек из какой-то другой жизни и стал, не считаясь ни с чем, рубить саблей. Ведь все женщины, которые у него были до этого, все равно все-таки из его среды (всего официально у Козакова было пять жен. — Авт. ).


— Сколько длилась последняя ваша жизнь с Козаковым — самая последняя?

— Год. Он приехал 11 мая, а ушел из жизни 22 апреля. А еще за год до своего приезда он мне позвонил и сказал: «Аня, мне так плохо, я в неврологической клинике. Понимаю, ты можешь злорадствовать, но лежачего не бьют, а я лежу сейчас на больничной койке в буквальном смысле. Я оступился, я не могу жить. Я пытался купить пистолет, но я трус, я не могу уйти из жизни. Но и так я жить не могу. Я так устал. Пожалуйста, могу я приехать к вам? Мне больше некуда, у меня больше никого нет». И я не могла ему сказать «нет», потому что иначе бы он погиб. Где-то внутри себя я знала, что это произойдет, и поэтому была готова. Бессознательно. Потому что этот человек — часть моей жизни. Это я. А я — он, мы просто вросли друг в друга. Разговоры, будто я украла мужа, это все сказки.

— Понимаю, что вам трудно, но вспомните, пожалуйста, это последний год.

— Когда он приехал, был похож на старика, еле ходил. Постепенно ему становилось лучше. Мы сидели с ним на балконе, выходящем на море, и часами беседовали… И были просто счастливы… А затем поставили диагноз. Сначала думали — воспаление легких. Потом узнали, что на самом деле… Наш уже взрослый сын Миша так за ним ухаживал, чистил ему зубы. И это Миша, такой брезгливый…

Слеталась желтая пресса, им нужна была фотография умирающего Козакова. Я сказала: этого не будет никогда. «Не будет? — отвечали они. — Ну-ну, мы еще посмотрим». В декабре началась химиотерапия, а уже в апреле Миши не стало.

Дальше начался абсурд. Как в «Визите старой дамы», пьесе, которую он снял. Когда гроб везли в поезде. Здесь гроб везли в самолете. А мне казалось, что это вообще не со мной происходит. А Зоя, дочка… Она нарисовала его портрет с фотографии, одной из последних фотографий перед приговором. Это такая сила, такой выплеск эмоций... Она там схватила всё. А эта картина теперь всегда с нами.

Детство Михаила Козакова

Михаил Михайлович Козаков родился в семье литературных работников. Отец будущего артиста – Михаил Эммануилович Козаков – был известным писателем. Мать работала редактором в издательстве. Семья была загружена работой, свободное время практически не появлялось, но тем не менее родители старались как можно больше внимания уделять воспитанию Михаила. Воспитывался Михаил общением. Разговоры родителей с их друзьями велись обычно при Михаиле, давая ему представление о серьезных понятиях – порядочности, долге, жизненных принципах. Если разговор перетекал во «взрослое» или политическое русло, то мать говорила по-французски: «Не при детях», и друг семьи писатель Анатолий Мариенгоф говорил Козакову-младшему: «Мишка, сыпь отсюда».

Еще родители любили разговаривать и спорить с сыном об искусстве, литературе, глубинных смыслах и назначении произведений искусства. Козаков очень любил книги, читал запоем, часто задавал отцу вопросы, на что Козаков-старший мог ответить: «Тебе рано это читать. Потерпи, потом поймешь больше», но книгу не забирал.

Начало карьеры. Первый брак

Окончив среднюю школу в Ленинграде, Козаков поступил в Школу-студию при МХАТ. Дебют в кинематографе состоялся на последнем курсе школы-студии. Политическая драма режиссера Михаила Рома «Убийство на улице Данте» стала дебютом не только для Козакова, сыгравшего в картине роль Шарля Тибо, но и для таких актеров, как Иннокентий Смоктуновский и Валентин Гафт . Дебют оказался успешным, Козаков начал набирать популярность. После окончания школы-студии при МХАТ Михаил женился на своей бывшей однокласснице Грете Таар, эстонке по национальности.

Позднее у них родятся двое детей – дочь Екатерина и сын Кирилл. Окончив вуз, Козаков начал творческую карьеру в театре им. Маяковского. В первый же год работы в театре Маяковского, в возрасте 22 лет, Козаков играет Гамлета. Эта роль произвела на молодого актера огромное впечатление, надолго сформировав его актерское амплуа. В театре Маяковского Козаков проработал три года, в 1959 году перейдя в «Современник», где провел на сцене более десяти лет.

Михаил Козаков читает стихи Иосифа Бродского

Из киноработ Козакова того времени стоит отметить фильм Григория Рошаля «Восемнадцатый год» из кинотрилогии по роману «Хождение по мукам» Алексея Толстого, мелодрама «Трудное счастье» (режиссер – Александр Столпер) и др. Однако настоящая популярность к Михаилу пришла немного позже.

Михаил Козаков в шестидесятые годы

1961 год ознаменовался появлением на советских экранах фантастического фильма «Человек-амфибия». Михаилу Козакову досталась в картине роль главного отрицательного персонажа – Зуриты. Режиссеры Геннадий Казанский и Владимир Чеботарев значительно изменили сюжет Александра Беляева, превратив фантастический приключенческий роман в романтическую мелодраму. Фильм был принят советской публикой с небывалым восторгом, а актеры, снявшиеся в картине, стали чрезвычайно популярными.

После феерического успеха «Человека-амфибии» в следующие несколько лет Козаков практически не снимался. Исключение составили яркие роли в драме Н. Трахтенберга «Выстрел» по повести А. С. Пушкина и в трогательной, душевной картине Виктора Соколова «День солнца и дождя». В этом фильме Козаков играл самого себя, Михаила Козакова, который снимается в кинооперетте «На рассвете» в комической роли Мишки-Япончика. Роль в роли удалась Козакову, став одной из малоизвестных, но примечательных его киноработ.

Личная жизнь Михаила Козакова

В конце 1960-х годов Козаков разводится с Гретой Таар и вскоре женится во второй раз – на малознакомой ему темпераментной грузинке с древним греческим именем Медея. Брак оказался очень скандальным и коротким, после года ссор, постоянных скандалов и упреков Михаил вышвыривает Медею на улицу, после чего они разводятся. Не спасают брак ни венчание во время свадьбы в грузинской церкви, ни рождение дочери Мананы. Единственное приятное воспоминание у Козакова о том периоде – грузинская кухня, к которой Медея привила любовь Козакова на всю жизнь.

После развода с Медеей Козаков пристрастился к спиртному. В начале семидесятых Михаил женится в третий раз – на переводчице Регине. Регина очень сильно любила Козакова, пыталась создать ему все условия для реабилитации после второго развода, отучала его от спиртного. С ней Козаков прожил 18 лет, детей у них не было. Регина прощала Михаилу все, даже роман с Анастасией Вертинской, который чуть было не разрушил их союз.

«Безымянная звезда»

В 1971 году Михаил Козаков уходит из «Современника», около года работает во МХАТе, а в 1972 году становится актером Театра на Малой Бронной. На семидесятые годы приходятся самые значительные и популярные свои кинороли в фильмах «Вся королевская рать», «Лев Гурыч Синичкин», «Соломенная шляпка», «Здравствуйте, я ваша тетя!» и других фильмах. К середине семидесятых годов Козаков решает попробовать себя в качестве кинорежиссера. Телеспектакль по произведению О. Голдсмита «Ночь ошибок» вышел на экраны в 1975 году, а трагикомедия «Безымянная звезда» - в 1978. Работу над «Безымянной звездой» Михаил начал еще в 1970 году, и именно она должна была стать режиссерским дебютом Козакова, однако смена руководства телевидения помешала осуществлению задуманного.

Реализацию пришлось отложить, несмотря на то, что уже начались репетиции. К этому телеспектаклю Михаилу удалось вернуться только через семь лет, утвердив съемки телеспектакля на Свердловской киностудии. К тому времени Олег Даль, рассматривавшийся на главную роль в картине, начал переживать тяжелые времена и практически ушел из кинематографа. После отказа Даля от роли Козаков остановил свой выбор на Игоре Костолевском. Творческий дуэт Костолевского и Анастасии Вертинской оказался невероятно успешным. «Безымянная звезда» в копилке Козакова не только как режиссерская работа – Михаил сыграл в картине небольшую, но колоритную роль Грига.


Михаил Козаков в фильме «Покровские ворота»

В театре на Малой Бронной в начале семидесятых Козаков решил попробовать себя как театральный режиссер. Первой постановкой Михаила стала пьеса Леонида Зорина «Покровские ворота». Это автобиографическое произведение известного драматурга, посвященное Москве пятидесятых годов, молодости, в которую так хотел вернуться актер, запало в душу Козакову и вылилось в бесподобную театральную постановку. «Покровские ворота» входили в репертуар театра на Малой Бронной больше семи лет. Зрительский успех спектакля был поистине огромным, и в начале восьмидесятых Козаков принимает решение экранизировать его.

Принеся сценарий Борису Хейсину, тогдашнему руководителю «Экрана», Козаков столкнулся с трудностями. Фильм пропускать не хотели, Хейсин раз за разом говорил режиссеру: «Давайте повременим. Там есть подводные течения». Не помогли даже недавние заслуги Михаила Михайловича – Госпремия СССР и две премии КГБ за роль Дзержинского, сыгранную в трех различных фильмах начала восьмидесятых.

В итоге «продавить» «Покровские ворота» на съемочную площадку помогла актриса МХАТа, хорошая подруга Козакова Софья Пилявская, лично знавшая Лапина. Разрешение удалось получить. Киноверсия «Покровских ворот» вошла в число лучших фильмов советского кино: искрометная, веселая с легкими ностальгическими нотками картина сразу же полюбилась советскому зрителю.


Сейчас картины, пользующиеся таким успехом, принято называть культовыми. Актерам участие в этом фильме принесло всесоюзную популярность, многие из них на долгие годы были «переименованы» зрителями по именам их персонажей – Равиковича называли не иначе как Хоботовым, а Ульянову – Маргаритой Павловной.

После «Покровских ворот»

Михаил Козаков совмещал режиссерскую деятельность с актерской: зрителям запомнились его роли фармацевта Иллария Данилевского и бандита Вахрамеева в приключенческой ленте «Шестой», Бирона в исторической эпопее «Демидовы», Эраста Цыкады в лирической комедии «Герой ее романа» и многие другие.

Режиссерская карьера на «Покровских воротах» не закончилась – следующие его работы (детская комедия «Если верить Лопотухину», экранизация спектакля по произведению Лермонтова «Маскарад» и другие) оказались практически столь же популярными у зрителя, как и «Покровские ворота».

Самой значительной режиссерской работой Козакова считается фильм-трагифарс «Визит дамы» по мотивам пьесы Дюрренматта «Визит старой дамы». В главных ролях в картине сыграли Екатерина Васильева с Валентином Гафтом. Эта лента по праву входит в Золотой фонд советского кинематографа.

Последний брак Михаила Козакова

В конце восьмидесятых годов Регина уезжает в США работать с Робертом Де Ниро и обратно в Советский Союз уже не возвращается, через три месяца после отъезда подав на развод. Козаков впадает в очередную депрессию, и снова новая пассия выводит его из этого состояния. На этот раз роль спасительницы взяла на себя Анна Ямпольская. С ней Козаков познакомился во время одной из вечеринок. Девушка приехала в столицу из Кишинева, работать на телевидении. В обаятельного Козакова Анна, которая была на 25 лет моложе его, влюбилась с первого взгляда. Чувство было взаимным. Вскоре Козаков женился в четвертый раз – в 1989 году. В том же году Анна родила Михаилу сына, которого также назвали Михаилом, а в 1996 году, уже после того, как супруги переехали в Израиль, родилась дочь Зоя


Эмиграция Михаила Козакова в Израиль

В Израиль вместе с женой и сыном Козаков уехал в 1992 году. В течение нескольких лет он играл на сцене камерного театра в Тель-Авиве, после чего организовал эмигрантскую труппу. С труппой Козаков поставил четыре спектакля, затем, в 1996 году, вернувшись в Россию и возглавил антрепризу, названную незамысловато - «Русская антреприза Михаила Козакова».

Киноролей в то время у Козакова практически не было. Пожалуй, самой яркой работой девяностых можно назвать роль в фильме Алексея Учителя В кино в эти годы Михаил Козаков снимался редко. Самая яркая работа тех лет – роль Акима Волынского в фильме Алексея Учителя «Мания Жизели». Фильм, в котором режиссером был собран поистине звездный состав – Галина Тюнина, Андрей Смирнов, Алексей Герман, Иван Охлобыстин – рассказывает о жизни театральной богемы времен величайшей русской балерины Ольги Спесивцевой.

Последние годы Михаила Козакова

В двухтысячных годах Козаков продолжал сниматься в картинах, снимать собственные фильмы. В 2004 году на экраны вышел еще один фильм по пьесе Леонида Зорина «Медная бабушка», оставшийся практически незамеченным зрителями. На следующий год Михаилом была снята 6-серийная мелодрама «Очарование зла», повествующая о жизни русских эмигрантов во Франции 30-х годов XX века.

Памяти Михаила Козакова.

В 2010 году после продолжительной болезни Козакову был поставлен страшный диагноз – рак легких. Несмотря на это, Михаил Михайлович буквально до последнего дня оставался на ногах и снимался в фильмах «Зоя» Виталия Павлова, «Борис Годунов» Владимира Мирзоева, «Любовь-морковь-3». Озвучить последнюю роль Козаков не успел – это пришлось делать его сыну Кириллу.

22 апреля 2011 года недалеко от Тель-Авива в одной из клиник Михаил Михайлович Козаков скончался.