Мужские армянские имена и значения — выбор лучшего имени для мальчика. Значение армянских имен Армянское мужское имя сивак

"ПОНАЕХАЛИ ТУТ ВСЯКИЕ"
Я провел небольшой опрос среди своих знакомых, обращаясь к ним с единственным вопросом - когда, по вашему, в Москве появились армяне? Получил такие лаконично самоуверенные ответы:
- А при советской власти.
- Когда частные автомастерские открылись, так они и повалили. Там одни армяне.
- Исстари они в Москве жили...
Последний ответ принадлежал человеку, взявшему на себя труд познакомиться с историей Москвы, с народностями, которые ее заселяли. Он-то и оказался прав.
Первое, если можно так сказать, официальное упоминание об армянах в Москве зафиксировано еще в 1390 году. В одной из монастырских летописей сообщалось о некоем армянине Авраме, во дворе которого возник пожар, перекинувшийся затем на Китай-город. Китай-город удалось отстоять, а армянин Аврам таким образом попал в скрижали истории. Стало быть, уже свыше шести веков на московских улицах слышна армянская речь. Хотя историки предполагают, что армяне появились в Москве значительно раньше. Это были армянские купцы, неустанно колесившие по всему свету. Они способствовали возникновению первых контактов между Московией и странами Востока. Так что, пожалуй, мы уже тысячу лет знакомы. А некоторые говорят, при советской власти. Ленимся мы, братцы, изучать собственную историю. А потом гневные письма в газеты строчим: мол, "понаехали тут всякие, жизнь нам отравляют".
Кстати, насчет "понаехали". Армян в Москву звали сами русские государи. Начиная от царя Алексея Михайловича и заканчивая Николаем II. В Оружейной палате все желающие могут видеть знаменитый алмазный трон, подаренный армянскими купцами из Персии Алексею Михайловичу. Иной читатель может воскликнуть - задабривали, ловкачи, царя-батюшку, небось, льгот себе выспрашивали! Не выспрашивали, но благодарили царя за расположение и возможность жить и работать в Москве.
Армяне покидали родину не по своей воле. Известно, сколько бед причинила этому народу Турция. На протяжении веков янычары огнем и мечом проходились по этой земле. Безжалостно вырезались целые деревни, города. Армяне стойко и героически сопротивлялись, но силы были неравные, и тогда приходилось покидать родные места. Армяне сегодня разбросаны по всему миру, и во многих странах звучит армянская речь, тяжелая и вечная, как камень.
Прислушайтесь: вода по-армянски - джур, источник - джаджур...
В Москве армяне обретали вторую родину. Приезжали целыми семьями, многие из которых стали знамениты, получили дворянские титулы. Самой известной, пожалуй, была семья Лазаревых - торговцев и предпринимателей. В начале позапрошлого века Лазаревы на свои деньги построили в Москве крупное армянское учебное заведение. В Армянском переулке был воздвигнут замечательный архитектурный ансамбль. Причем учились в нем не только армяне. В гимназии преподавали персидский, турецкий, арабский языки. Впоследствии в 1828 году гимназия превратилась в Армянский Лазаревский институт восточных языков. Иван Сергеевич Тургенев получил среднее образование в пансионате при институте. Реформатор отечественной театральной сцены Станиславский набирался знаний именно в этом институте. Сегодня в этом здании располагается посольство Армении.
Армяне всегда были сильны своей верой. Первая армянская церковь в Москве построена в
1779 году в Столповом переулке, который впоследствии был переименован в Армянский.
Князья Абамелики, Аргутинские, графы Лорис-Меликовы способствовали развитию российской промышленности, своими капиталами участвовали в становлении Российского государства. Известны коммерсанты-благотворители Меликенцев, Лианозов, Джанумов, Ананов.

Знаете ли вы, что знаменитый театр "Кабаре "Летучая мышь" создал и содержал на свои деньги армянин Балиев, а МХАТ поддерживал меценат-армянин Тарасов? Многого мы не знаем и не торопимся узнать. Куда легче бубнить под нос: "Понаехали тут всякие..."

КТО ЕСТЬ КТО?

"Жизненное наполнение армян, их грубая ласковость, их благородная трудовая кость, их неизъяснимое отвращение ко всякой метафизике и прекрасная фамильярность с миром реальных вещей...", - писал Осип Мандельштам. По данным переписи населения Москвы за 1989 год, армян в столице насчитывалось порядка 44 тысяч. Сегодня эту цифру никто не берется назвать - их гораздо больше. Не знают ее и в Московской армянской общине, возглавляет которую вот уже четырнадцать лет Гегам Халатян.

- Вы же понимаете, - говорит Гегам Левонович, - с той поры много воды утекло. Обострился межнациональный конфликт между армянами и азербайджанцами, пролилась кровь, и армяне опять были вынуждены искать счастья в другой стороне.

Гегам Халатян знает жизнь армянской общины очень хорошо. Все ее беды он пропускает через свое сердце и поэтому выглядит усталым человеком. Каждое упоминание в газетах "лиц кавказской национальности" воспринимает очень остро и ревностно.

- Вот смотрите, - говорит он, с силой очерчивая прокуренным ногтем газетные строчки, - опять были арестованы армяне по подозрению в криминальной разборке. В заметке несколько раз упоминаются армяне, причем в прямолинейном контексте с криминалом, что формирует у читателя совершенно одностороннее и откровенно враждебное отношение к армянам.

Армян в России около 2 миллионов, то есть примерно 1,3 процента от численности населения России. Судебная статистика свидетельствует о том, что доля преступников-армян в общем количестве осужденных не больше 0,5 процента.

Нельзя сказать, что армяне чувствуют себя в Москве изгоями. Армянские дети учатся в обыкновенных школах. Армяне легко ассимилируются, вступают в браки с русскими.

- Но я не думаю, что "растворение" одного народа в другом обогащает их, -продолжает Халатян. - Согласитесь, такой человек уже и не русский и не армянин. Хотя, подчеркиваю, армяне не являются противниками смешанных браков. Я вот, например, женат на русской.

АРМЯНЕ В БЫТУ

Армяне - большие гурманы. Огромное значение придается столу, вернее тому, что на него "мечется". Армянки - большие мастерицы готовить, этому их обучают с детства. Пусть сегодня в их распоряжении только газовые плиты и духовки, однако бозбаш или тархана, кололак или кчуч, югатерт или багардж (супы, мясные блюда, сладости) они готовят мастерски. Когда в дом или в квартиру впервые входит незнакомый человек, за него поднимают тост и говорят: "Пусть твоя нога принесет счастье!"

Есть у армян любопытный обычай: перед свадьбой жениха заставляют срубить специальный "женихов" пень, чтобы проверить силушку молодожена. В условиях мегаполиса соблюсти такой обычай сложно, так что приходится проверку проводить при помощи тестов на смекалку. Вот вам несколько советов от армянских женихов: "Пусть будет некрасивой, лишь бы хорошей женой была", или "Беря в жены дочь, посмотри на ее мать". Свадьбы гуляются - как положено - несколько дней, под аккомпанемент дудука и зурны. Наступает время - арах хмел - благочинного возлияния...

Дети - большая радость в семье, даже дети сестры или брата считаются родными. Воспитываются они по "японской методе", то есть свободны в поведении до определенного возраста. Почитание старших - закон. При их появлении все встают, в их присутствии стараются говорить тише, курят только с разрешения. Эта славная традиция поддерживается до сих пор. В отличие от российских мужчин, считающих для себя приемлемым "угостить" супругу тычком в бок - "бью, значит люблю!" - армянин себе такого никогда не позволит. Поднять руку на женщину - позор. Незыблем и по сей день для всех армян закон гостеприимства. Если вам когда-нибудь доведется побывать в гостях у армянской семьи, вы, быть может, даже не захотите возвращаться домой - для вас все будет самое лучшее. Однако хозяева ни намеком, ни словом не обмолвятся о том, что "пора и честь знать".

И СЛЕСАРИ, И ХУДОЖНИКИ

Армяне всегда были мастеровыми людьми. Сколько раз им приходилось поднимать собственную страну из пепла! Они занимаются в Москве тем, что им удается делать лучше других. Как отличные каменщики они восстанавливают церкви, возводят жилые дома, строят дороги. Ремонт автомобилей они освоили блестяще. В Москве нередко можно услышать фразу:

- Нет, поехали к армянам, у них дешевле и качественнее.

Лично знаю одного очень толкового человека - Ашота Галстяна, автослесаря. Передвигается он, как и я, на автомобиле марки "Ока" (многие же уверены в том, что армяне только на "мерседесах" разъезжают), так что нам довольно часто приходится встречаться, и не потому

что Ашот плохо ремонтирует машину, а потому, что такова ее природная сущность - ломаться через каждые сто километров.

- Уеду я из Москвы, - говорит Ашот, "перетряхивая" двигатель. - Уеду.

- Милиция, что ли, задергала?

- Нет, Москва - мой родной город. Но хочу попробовать себя в большом деле - открыть собственную мастерскую. В Америке. Здесь у меня что-то не получается. Многие мои знакомые уже уехали, устроились, теперь меня зовут.

Так что, как видите, армяне не только "понаехали" в Москву, но и покидают этот город, порой без сожаления, и об этом, быть может, стоит пожалеть. А что касается того, будто приезжие, в частности армяне, занимают рабочие места, так это не правда. Уж позвольте привести в качестве примера слова Гегама Халатяна:

- Я тридцать лет проработал на строительстве энергетического комплекса Москвы и за все это время ни разу не встретил во всем многотысячном коллективе строителей - уроженцев Москвы...

Нам следует быть благодарными армянам за то, что они взялись за наши дороги. Может, мы бы и сами могли с дорогами справиться, но почему-то никак не брались за дело. Вероятно, все прикидывали, собирались с силами...

Много ли среди нас знатоков армянских художников? Случайно узнал, что еще при Алексее Михайловиче, в середине XVII века, работал в Москве знаменитый художник из Персии Богдан Салтанов, армянин, "иноземец шаховы земли". Согласно документу, датированному 15 июня 1667 г., царь предложил Салтанову обучить своему мастерству "из русских людей учеников впредь для его государевых живописных дел..."

А вот два имени даже неискушенному могут сказать о многом - Сарьян и Аветисян. Картины их необыкновенные, пропитанные любовью к родине, насыщенные светом, солнцем, поэзией и глубокой печалью.

Сурен Григорьевич Мальян. Скульптор и художник, один из тех, кто составляет армянскую диаспору Москвы. Он живет как художник, не думает о миллионах, целиком поглощен работой. Недавно закончена работа, посвященная 1700 летию со дня принятия Арменией христианства, - традиционный крест-камень, хачкар, воздвигаемый в честь какого-нибудь значительного события.

- Москва для меня - родной город, - говорит Сурен Григорьевич, - Мы, московские армяне - граждане России, и судьба страны нас волнует ничуть не меньше, чем судьба такой далекой и такой близкой Армении.

Московские армяне - разные. Как и другие национальности, проживающие в Москве, они вписывают свою яркую страницу в историю ее развития, жизни. Армяне - прекрасные врачи, ученые, военные, артисты, музыканты. Вспомним Евгения Вахтангова, Рубена Симонова, Арама Хачатуряна, Микаэла Таривердиева, Тиграна Петросяна. Всех перечислить невозможно. И чтобы там ни было, нам предстоит жить вместе и дальше. В этой ситуации важно разрушить стереотипы, представляющие людей с Кавказа исключительно торговцами и пройдохами. Таких хватает в любом народе. Но судить о нации следует по ее лучшим представителям, каковых среди армян предостаточно.

НАЦИОНАЛЬНОЕ БЛЮДО

Как готовится кололак аштаракский

1,5 кг говядины, 1 цыпленок, 3 яйца, 10 луковиц, 100 г масла, стакан риса, 2 литра мясного бульона, 3ст. ложки зелени эстрагона, 3 ст. ложки зелени петрушки, 1 стакан зелени чабера, 50 гр. конька, 1 чайная ложка черного молотого перца.

Из мяса делается суфлеобразная масса. Аккуратно укладываем массу на полотняную салфетку ровным слоем, берем цыпленка и нежно заворачиваем его в полотно. Опускаем кололак в кипящий бульон и варим до 1 часа. Запах... Из другой половины бульона готовим суп, добавив туда перечисленные выше ингредиенты. Огонь требуется слабый. Перед подачей влить в суп взбитые яйца.

Первая буква О имени ОГАНЕС расскажет о характере

Предел мечтаний - остаться только вдвоем. Вы видите свою счастливую жизнь только в замкнутом мире. Почаще общайтесь с друзьями и помните: Ваша любовь к логическому анализу может испортить даже самые лучшие отношения.

Характерные черты имени ОГАНЕС

  • власть
  • комфорт
  • внимание к деталям
  • добросовестность
  • таинственность
  • болтливость
  • жизнестойкость
  • проницательность
  • страстность
  • эмоциональность
  • энергичность самовыражения
  • интерес к здоровью
  • острый ум
  • творческие амбиции
  • большая эмоциональность
  • таинственные волнения
  • властность
  • здравый смысл
  • капризность
  • угнетенность

ОГАНЕС: число взаимодействия с миром «7»

Люди, находящиеся под влиянием семерки, реже других бывают правильно поняты окружающими. Часто их считают надменными снобами, не склонными к общению и мало с кем идущими на контакт, однако это вовсе не так; просто в данном случае поведение, особенно в кругу малознакомых людей, в очень малой степени соответствует внутренней сущности. Итак, «семерочник», это вовсе не мрачный бука, который только и ждет, пока другие ошибутся или выставят себя в смешном свете; на самом деле он наделен любовью к миру и всем его представителям, а также душой неутомимого искателя, любопытство которого безгранично.

«Семерочники» сами выбирают, с кем им общаться, и обычно предпочитают одиночество скучному обществу и пустым разговорам, но они чутко прислушиваются к словам каждого в надежде найти в них разумное зерно. Склонный к переменам и непостоянству, человек семерки лучше других понимает, что в одну реку нельзя войти дважды – но он верит в то, что люди меняются к лучшему, и всегда готов дать некогда провинившемуся второй, а то и третий шанс. Саморазвитие является неотъемлемым атрибутом жизни «семерочников», а для того, чтобы не стоять на месте, им необходимы свобода и отсутствие ограничений, в том числе и внутренних. Именно поэтому, взрослея, они первым делом пробуют то, что долгое время запрещалось родителями, не ведут себя так, как их учили, а, освободившись от опеки, начинают формировать собственную личность.

Завоевать расположение «семерочника» не трудно, поскольку такой человек обычно щедр на эмоции, но сохранить его привязанность надолго практически невозможно. Это удается только тем, кто готов работать над собой, не раскрываться до конца, ускользать и скрываться; тот, в ком нет непредсказуемости и загадки, «семерочнику» быстро наскучит.

Личная жизнь людей семерки складывается непросто. На их долю выпадает череда браков, легкомысленных и серьезных связей, а вместе с ними – болезненные разрывы, скандалы, взаимные претензии. Такова плата за право не принадлежать до конца никому, кроме самого себя.

«Семерочники» часто стремятся к недосягаемому и обычно прекрасно знают это. В своей борьбе, пусть даже обреченной на неудачу, они обретают бесценный опыт, необходимый им для движения вперед. Эти люди обладают сильной склонностью к философии и метафизике; часто именно знание оккультных наук помогает им не падать духом.

ОГАНЕС: число душевных стремлений «5»

Рожденные под влиянием пятерки с удовольствием провели бы всю жизнь в путешествиях и поисках своей мечты. С детства они чрезвычайно любознательны, однако в школе редко преуспевают ввиду своей непоседливости. Вот почему эти люди предпочитают учиться на собственных ошибках и выбирают практику, а не голословную теорию.

Даже если пятерочник живет в роскошной квартире, он довольствуется малым, не уделяя большого внимания бытовым удобствам. Его обитель сложно назвать уютной, а если уж она оказывается чистой, то точно не благодаря стараниям хозяина.

В юном возрасте люди, находящиеся под влиянием пятерки, стремятся добиться расположения окружающих, не забывая при этом о собственной свободе. После 30 они избегают отношений, потому что начинают быстро уставать от них. Их брак будет счастливым только в том случае, если партнер смирится с непостоянством пятерочника и будет в одиночку справляться со всеми возникающими проблемами.

Чего точно не стоит делать, так это пытаться перевоспитать человека пятерки или обременять его какими-либо требованиями. Амурные отношения играют огромную роль в его жизни. Срок у таких связей, как правило, недолгий, но они всегда наполнены искренними эмоциями и переживаниями.

Рожденным под воздействием пятерки очень важно выражать свои чувства, из-за чего многим их поведение кажется чересчур наигранным. Если в юности эти люди сталкиваются с непониманием, они уходят в себя, продолжая при этом надеяться на встречу с искренним человеком, который не будет скрывать своих чувств.

Несмотря на то что люди пятерки не особо вникают в денежные вопросы и нюансы даже самых интересных дел, им удается достичь успеха в работе, поскольку в наличии рассудка им точно не откажешь. Преисполненным уверенности в себе пятерочникам нравится выступать на публике, поэтому часто они выбирают адвокатскую деятельность, связи с общественностью или актерское поприще.

У них много знакомых, и, находясь в благоприятном расположении духа, эти люди проявляют себя как замечательные собеседники и деловые партнеры. Однако если пятерочник столкнулся с черной полосой в жизни, то он, как правило остается один в этот период, поскольку немногие способны вынести его вспышки гнева в таком состоянии.

ОГАНЕС: число истинных особенностей «2»

Людей, рожденных под воздействием двойки, с радостью принимают в любой компании. Двигаясь к своей цели, они точно не пойдут по головам, не пустятся в интриги и не станут нарушать правила. Им интереснее отыскать компромисс или уступить оппоненту, нежели пытаться навязать собственную точку зрения. Люди двойки с прилежанием выполняют любое дело, для них нет незначительного труда.

Двоечники – незаменимые работники: они не только беспрекословно подчиняются начальству и избегают конфликтов, но и стремятся установить неформальные отношения в коллективе. Эти люди дружелюбны и коммуникабельны, с легкостью адаптируются в новой компании и умеют поддержать беседу даже с малообщительными гостями.

Человек, находящийся под влиянием двойки, обладает яркой харизмой. Он уверен в себе, без смущения пользуется своим обаянием и может превратиться из милого фантазера в хитрого манипулятора, хотя довольно быстро раскаивается и теряет интерес к обману. Комфортнее всего двоечник чувствует себя, демонстрируя лучшие черты своего характера: заботясь о друзьях и близких, помогая нуждающимся, проявляя себя как замечательный супруг и родитель.

Эти люди не любят нарушать правила, поскольку резкость и агрессивность им совершенно не свойственны. Впрочем, слепо подчиняться они тоже не станут, поскольку у них всегда есть собственная точка зрения на происходящие события, хотя они и не спешат делиться ей с окружающими.

Рожденным под влиянием двойки не всегда удается справляться с трудностями, они нервничают, если понимают, что приложенные усилия оказались тщетными. Однако они предпочитают не копить в себе негатив, а стремиться навстречу новым мечтам и целям.

Грезя о всеобщем благополучии, люди двойки, как правило, начинают с собственной семьи. Нельзя сказать, что им все дается легко, однако эти неутомимые трудоголики умеют радоваться даже мелочам. Идеальная семья, стабильный заработок, верные друзья – вот что приносит двоечнику настоящее счастье.

Правильно подобранное имя оказывает на характер и судьбу человека сильное позитивное воздействие. Активно помогает развиваться, формирует позитивные качества характера и состояния, укрепляет здоровье, убирает различные негативные программы бессознательного. Но как подобрать идеальное имя?

Несмотря на то, что в культуре существуют интерпретации, что означают разные армянские мужские имена, в реальности влияние имени на каждого мальчика индивидуально.

Иногда родители пытаются выбрать имя до рождения, мешая ребенку формироваться. Астрология и нумерология выбора имени растратили все серьезные знания о влиянии имени на судьбу в веках.

Календари святок, святых людей, без консультации видящего, прозорливого специалиста не оказывают никакой реальной помощи в оценке влияния имен на судьбу ребенка.

А списки … популярных, счастливых, красивых, мелодичных мужских имен и вовсе закрывают глаза на индивидуальность, энергетику, душу ребенка и превращают процедуру подбора в безответственную игру родителей в моду, эгоизм и невежество.

Разнообразные характеристики по статистике - положительные черты имени, отрицательные черты имени, выбор профессии по имени, влияние имени на бизнес, влияние имени на здоровье, психологию имени можно рассматривать только в контексте глубокого анализа тонких планов (кармы), энергетической конструкции, задачи на жизнь и рода конкретного ребенка.

Тема совместимости имен (а не характеров людей) является абсурдом, который выворачивает с изнанки на взаимодействия разных людей внутренние механизмы влияния имени на состояние своего носителя. И аннулирует всю психику, бессознательное, энергетику и поведение людей. Сводит к одной ложной характеристике всю многомерность взаимодействия людей.

Значение имени не имеет буквального воздействия. Например Виген (сильный), это не значит что молодой человек будет сильным, а носители других имен слабыми. Имя может перекрыть ему сердечный центр и он не сможет отдавать и принимать любовь. Другому мальчику наоборот будет помогать решать задачи по любви или власти, сильно облегчит жизнь и достижение целей. Третьему мальчику может не приносить вообще никакого эффекта, что есть имя, что нет. И т.д. Причем все эти дети могут быть рождены в один и тот же день. И иметь одинаковые астрологические, нумерологические и прочие характеристики.

Самые популярные армянские имена для мальчиков 2015 года это тоже заблуждение. При том что 95% мальчиков называют именами которые не облегчают судьбу. Ориентироваться можно только на конкретного ребенка, глубокое видение и мудрость специалиста.

Тайна мужского имени, как программа бессознательного, звуковая волна, вибрация раскрывается особым букетом прежде всего в человеке, а не в смысловом значении и характеристике имени. И если это имя разрушает ребенка, то какое-то бы красивое, мелозвучное с отчеством, астрологическое точное, благостное оно не было, это все равно будет вред, разрушение характера, осложнение жизни и утяжеление судьбы.

Ниже представлено несколько сотен мужских армянских имен. Попробуйте выбрать несколько, наиболее подходящих по вашему мнению ребенку. Затем если вас интересует эффективность воздействия имени на судьбу, .

Список мужских армянских имен по алфавиту:

А:

Абиг — воспевающий
Авет, Аветик, Аветис — благосвет, священное знание
Агаси — непоколебимый
Азат — свободный
Айк, Айказ — единство
Акоп — бог да поможет, да охранит
Амазасп — победоносно идущий защитник
Амаяк — искренний, высший дух
Амбарцум — вознесение, светящийся, сверкающий в небе
Амо — идущий
Анания — единственный в своем роде
Ара — благородный
Аракел — апосол, божественный защитник
Арам — благородный
Аргам — достойный
Аргишти — достойный любви
Арег — солнце, священное движение (знак)
Аристакес — святой защитник
Армен, Арменак — дух ариев
Арсен — благородный воин
Артавазд — обитель истины
Артак — стремящийся к солнцу
Арташ, Арташес — стремящийся к истине
Артем — путь к истине
Артур — свет истины
Артуш — стремящийся к свету
Арутюн — воскресение
Арушан — солнечный лик
Аршавир — солнечный герой
Аршак — животворящее солнце
Атом — божественный дух
Ашот — надежда этого мира

Б:

Бабкен — отец-мудрец
Багдасар — благодатная сила
Багиш — упоение счастьем
Баграм — счастье любви
Баграт — радость любви
Барсег — очень влиятельный
Бархудар — почитающий силы

В:

Ваагн — вездесущий огонь
Ваан — щит, вездесущий
Вагарш, Вагаршак — вездесущее солнце
Ваграм — стремительность тигра
Вазген — свет священного знания
Ваник — купец
Вараздат — дар пространства
Вардан — награда
Вардван — патриот, любящий страну
Вардгес — царь (лев) страны
Варужан — рожденный быть защитником
Васак — свет очей
Вахак — вездесущее солнце
Вахинак — солнечный воин
Вачаган — огненная речь
Ваче — речь, слово
Виген — сильный, могущественный
Вираб — герой-защитник
Врамшапух — благая клятва

Г:

Гагик — небесный
Галуст — приход, приход в дом
Герегин — огонь священного знания
Гарник — ягненок, жертвенный агнец, ведомый к огню
Гарсеван — огнепоклонник
Гаспар — идущий освобождать
Гегам — дом
Грант — священная книга
Гурген — священное знание от духовного учителя

Д:

Давид — любимый
Дереник — смиренно поклоняющийся богу
Дживан — живая воплощенная душа

Е:

Егиш — жаждущий могущества
Ерванд — святая вера, святое почитание

Ж:

Жирайр — бойкий, живой арий (мужчина)

З:

Завен — благовоспитанный, смиренный
Зорий — жрец культа солнца и огня
Зураб — божественный, благоухающий

К:

Камари — святая любовь
Карапет — владыка лучей солнца, солнце
Карен — слон
Кероп — солнечная стрела
Кикос — твердый, стойкий
Киракос — летописец
Корюн — воспевающий, восхваляющий бога, солнце

М:

Мамикон — мой
Маркар — путь ариев, благородный путь
Мгер — солнечный
Мелкон — встречающий солнце
Мелкум — встречающий рассвет
Месроп — лунная стрела
Мехак — гвоздика, солнечный глаз
Мигран — солнечный лик
Минас — рыба
Мушег — превосходный

Н:

Нерсес — рождение героя
Нубар — восхваление

О:

Оган, Оганес, Ованес — огненный

П:

Панос — удивительный, чудесный
Паркев — награда, обычай возлияний (связано с жертвоприношением)
Партев — властелин, царь, воин
Паруйр — спираль, наполненный светом
Парунак — частица бога
Патвакан — достоинство, честь смолоду
Петрос — камень, отчий, отцовский
Погос — мальчик

Р:

Рачия — созидание, творение

С:

Саак — могущество солнца
Сагател — знак могущества
Сако — божественный
Санасар — сила вечности
Сантур — священный свет
Сапах — почитающий бога
Саргис — могущество природы
Саро — сильный

Т:

Татевос — путь предков
Татос — отцовский
Татул — радость отца
Тиран — священное лицо
Торгом — идущий спаситель
Торос — напор, Энергия
Трдат — дар богов

У:

Унан — золотой лик, солнце
Усик — утренний

09 Mar 2017 - 16:27

Армянские имена обычно делят на 5 категорий:

титулованные,
по родителям,
по географии,
по роду занятий или
по отличительному признаку человека.

Армянские имена и фамилии, в силу влияния армянских диаспор разных стран, необычайно разнообразны. У армян можно встретить не только исконно армянские, но также персидские, арабские, тюркские, славянские, ветхозаветные, восточно-христианские, западно-христианские имена и др.

Ա - А

Абгар (Աբգար) - по некоторым данным, "Абгар" является названием титула целого ряда властителей Эдесского царства. Распространение имени в армянском народе связано с Абгаром V Уккамой, получившим известность благодаря апокрифической переписке с Иисусом Христом. Согласно Моисею Хоренскому, Абгар Уккама происходил из армянского рода и положил начало христианизации Армении.

Степан, Степанос (Ստեփան, Ստեփանոս) - восходит к др.-греч. Στέφανος (стефанос) - «венок, венец, корона, диадема»

Վ - В

Ваагн (Վահագն) - в древнеармянской мифологии герой-змееборец.

Ваган (Վահան) - щит

Вагаршак (Վաղարշակ) - вездесущее Солнце

Ваге (Վահե) - сильный; выносливый

Вагинак, Вахинак (Վաղինակ) - солнечный воин

Ваграм, Вахрам (Վահրամ) - стремительность тигра

Вазген (Վազգեն) - потомок царя (гр.)

Вануш (Վանուշ)

Вараздат (Վարազդատ) - дар небес

Вардан, Вартан (Վարդան) - Есть несколько версий происхождения имени Вардан. Чаще всего считают, что имя армянское, однако расходятся в трактовании его перевода. Некоторые считают, что Вардан - это мужской вариант имени Вардануш, что означает «сладострастная роза». Другие полагают, что имя происходит от названия элитарной части армянского духовенства - так называемых монахов-Вардапетов, поэтому имя переводят как «награда».

Вардкес (Վարդգես) - Царь (лев) страны

Варужан (Վարուժան) - рожденный быть защитником

Васпурак (Վասպուրակ) - от названия древней области Армении Васпуракан (благородная страна)

Вахтанг (Վախթանգ) - происходит от персидского «волчье тело»

Вачаган (Վաչագան) - от персидского "детеныш, юнец"

Виген (Վիգեն) - от латинского Vincent "побеждающий, победитель".

Вреж (Վրեժ) - месть

Вруйр (Վրույր)


Տ - Т

Тарон (Տարոն) - Тарон - один из главных исторических центров Армении. По легенде, древние армяне назвали край Тароном в честь одного из потомков Ноя Торгома.

Татул (Թաթուլ) - большерукий, рукастый

Тигран (Տիգրան) - от армянского «большое копьё» рыцаря, царь

Тонакан (Տոնական) - праздничный

Тонапет (Տոնապ ետ) - властелин праздника, хозяин праздника

Трдат (Տրդատ) - имянескольких царей Великой Армении из династии Аршакидов

Ր - Р" (лёгкое)

Раффи (Րաֆֆի) - происходит от еврейского «(רפאל) "Бог (Эль) исцели. Тот Бог - кто излечивает"».

Ց - Ц

Цакан (Ցական)

Цолак (Ցոլակ) - с блестящим глазами

Փ - П" (прибл.)

Фанос (Փանոս) - с др.-греч. «бессмертный»

Пайлак (Փայլակ) - блестящий

Ք - К" (прибл.)

Кадж (Քաջ) - храбрый

Каджаз (Քաջազ)

Каджик (Քաջիկ) - храбрец

Кочар (Քոչար)

Крист (Քրիստ) - сокращенное от Христос

Օ - О

Оган (Օհան) - огненный

Ֆ - Ф

Фрунзе (Ֆրունզե)

Подпишитесь на сайт, поставив лайк на официальной странице в Facebook (

Вопросы, связанные с происхождением и трансформацией имен и фамилией, изучает наука, которая называется ономастика. При рождении ребенка, родители нарекают его тем или иным именем, чтобы отличать его от других людей.

Имена возникли на ранней стадии человечества и в основном происходили от имен нарицательных. Раньше, в глубокой древности, людей нарекали осмысленными именами, которые соответствовали их внешнему качеству, или такими, которые выражали желание видеть человека в будущем наделенным теми или иными качествами.

Например, армянское имя Рачия означает «огненные глаза», Зармайр – «знатный мужчина», Зорайр – «мужчина, наделенный силой». Очень многие мужские армянские имена сложатся так: перед словом «айр» – («мужчина» – арм.) добавляется характеризующее прилагательное. Также женские имена, перед словом – духт («дочка» – арм.), добавляется имя отца и получается новое имя. Например, Вормиздухт, Айкандухт и т. д.

У многих народов имена возникли от наименований различных тотемов – обожествляемых животных, растений, явлений природы. Из армянских имен некоторые также происходят от названий животных, птиц, растений (Гарник, Айцемник, Ахавни, Арцвик, Шушан, Наргиз, Езник, Манушак, Асмик, Цахик и т. д.), но не связаны с их обожествлением, как, например, принято у аборигенов островов Самоа в Тихом океане, где при рождении ребенка они произносят названия разных тотемов, и произнесенное в самый момент рождения, становится именем ребенка.

Армянские имена такого характера в основном являются выражением силы, красоты, нежности и т. д.

На древнем Востоке существовали личные имена, составленные из имен богов как и у армян, например, Артамазд, Анаит и т.д. Когда начало распространяться христианство, в употребление вошли упомянутые в Ветхом и Новом завете имена. Однако обладающие развитой культурой народы сохранили и свои древние имена. Христианские имена распространились почти среди всех европейских народов. Но каждый из этих народов преобразовал на свой лад.

Например, имя «Иоганнес» для итальянцев стал Джованни, для французов – Жаном, для поляков – Яном, для англичан – Джоном, для русских – Иваном, для испанцев – Хуаном а для армян – Ованесом, сохранив наиболее близкое к оригиналу звучание. Также вошли в наш быт имена Карен, Абель, Ева, Лазарь и др.

Для различия между женскими и мужскими армянскими именами можно пользоваться правилом, согласно которому к слову добавляется суффикс или окончание, определяющее род, «уи» – ж.род (н-р: Србуи), «айр» – м.род (н-р: Норайр). Но не все имена можно классифицировать по данному типу.

Есть имена, происходящие от армянских топонимов (Айастан, Арарат, Ани, Ваник, Вануи, Наири, Наируи, Наира, Сисак, Аракси, Масис, Тарон, Мушег и др). Ряд армянских имен отражают религиозное содержание, и являются переводами чужеродных христианских имен:
Арутюн – воскресение,
Хачатур – ниспосланный св. Крестом,
Аракел – апостол,
Аствацатур – ниспосланный богом и др.

Все перечисленные имена переведены с греческого языка.

Имеются также новообразованные имена религиозного содержания:
Амбарцум – вознесение,
Галуст – явление,
Србуи – святая,
Аветис – благовест,
Мкртич – креститель и т. д.

Многие имена отражают внешние и внутреннее достоинства человека:
Жирайр – бойкий,
Патвакан – почтенный,
Амест – скромная,
Назан – нежная, грациозная,
Гехецкуи – красавица,
Макруи – чистенькая и т. д.

Некоторые имена, хотя по происхождению чужеродные, тем не менее, видоизменившись, стали армянскими (Егише, Ваграм, Рузан, Седа и т. д.). А есть имена, которые несмотря на то, что употребительны и у других народов, тем не менее, осознаются как армянские (Рубен, Самвел, Левон, Давид и др.).

Если внимательно слушать исключительно благозвучные и содержательные армянские личные имена, то без особых усилий можно понять заключенный в них смысл:
Аревик – Солнышко,
Астхик – звездочка,
Азат – свободный,
Арпи – заря,
Размик – воин,
Драхт – рай,
Мартик – воин,
Зепюр – ветерок т. д.

Происхождение армянских фамилий

Фамилия («азганун» – арм.) – на армянском языке означает имя рода. Но первоначально родовых наименований не было, потому что люди жили маленькими группами, изолировано, и все друг друга хорошо знали. Ну, а если случилось так, что в одном поселении жили несколько Арамов или несколько Анаит, то определяли их разным образом: например, Арам, внук Гарника, или Арам – внук Айка. Или всегда находили какую-либо характеризующую особенность, например, хромой Амаяк или, Анаит, имеющая десять детей.

Изучению армянских имен особое внимание уделил Рачия Ачарян, который составил уникальный в своем роде пятитомный «Словарь армянских личных имен».

Рачия Акопович Ачарян (арм. Հրաչյա Աճառյան) - армянский лингвист, филололог, этимолог, член Академии наук Армянской ССР. Родился 8 марта 1876 года в Константинополе, в квартале Саматия. Отец был сапожником.

В детстве, кроме обязательного турецкого овладел армянским и французским. Учился в Сорбоннском и Страсбургском университетах, где изучил новые языки и тогда же стал известен своими исключительными исследованиями в области арменоведения.

После завершения многолетного образования Грачья Ачарян работал учителем в Эчмиадзине, а потом в Шуши, где женился.

Вместе с 600 армянами, чудом спасшимися во время Шемахинской резни, супруги перебрались в Тебриз. Там же в 1923 году, уже выдающийся педагог и ученый, получил приглашение от властей Советской Армении вместе с женой поселиться в Ереване, где ему предстояло преподавать в Ереванском Государственном Университете. На последующие 30 лет ЕГУ был для великого учёного, как родной дом.

В 1937 году, по сфабрикованному делу был арестован, но спустя два года выпущен на свободу и реабилитирован. Продолжил работу в ЕГУ и исследования в области лингвистики.

Известен своими работами в области изучения диалектов и говоров армянского языка. Рачья Ачарян владел более чем 50 языками.

Умер Рачья Ачарян 16 апреля 1953 года. После его смерти осталось несколько десятков неопубликованных трудов в рукописях. Все это он оставил в наследство родному народу, которому посвятил свою жизнь.

P.S. Выписки из пятитомника «Словарь армянских личных имен»

Женские имена

АЛМАСТ “Алмаз”
МАНУШАК “Фиалка”
АМАЛИЯ “Незапятнанная,чистая”
МЕЛАНЬЯ “Встреча”
АНАИТ “Сердце”
НАИРА “Свободная”
АНУШ “Дыхание утра”, “Сладострастная”
НАНА “Мама”
АРАКСИЯ “Священный Дозор”
НАРИНЭ “Женщина, жена”
АРЕВИК “Солнышко”
НУНЭ “Восхваляющая”
АРПЕНИК “Святая защитница”
ПАРАНДЗЕМ “Схожая с ослепительным Высшим Божеством”
АРУСЬ “Солнечная”
РИПСИМЭ “Выше всяких похвал”
АСТХИК “Звездочка”
САТЕНИК “Истинная лань”
АШХЕН “Небесная”
САТЭ “Истинная”
ГАЯНЭ “Дом,семья”
СЭДА “Нежность”
ЕГИНЭ “Стремление к Солнцу”
ТАТЕВИК “Путь предков”
ЗАРУИ, ЗАРА “Жрица храма огня”
ШАГАНЭ “Кроткая, Благочестивая”
КАРИНЭ “Ликующая”
ШОГЕР, ШОГИК “Красота”
ШУШАН “Лилия”

Мужские имена

АБИГ “Воспевающий”
АРЕГ c арм. “Солнце”;
АВЕТ, АВЕТИК, АВЕТИС – с арм. “Благосвет”,
с санскрита “Священное Знание”
АРИСТАКЕС “Святой защитник”
АГАСИ “Непоколебимая гора”
АРМЕН, АРМЕНАК “Дух Ариев”
АЗАТ “Свободный”
АРСЕН “Благородный воин”
АЙК “Единство”
АРТАВАЗД “Обитель истины”
АЙКАЗ “Единство”
АРТАК “Стремление к Солнцу”
АКОП “Бог да поможет,да охранит”
АРТАШ, АРТАШЕС “Стремление к истине”
АМАЗАСП “Победоносно идущий защитник”
АРТЕМ “Путь к истине”
АМАЯК “Искренний”, “Высший дух”
АРТУР “Свет Истины”
АМО (начинается с “h”) – с арм. “Вознесение”;
с санскр. “Светящийся, сверкающий в небе”
АРТУШ “Стремление к Свету”
АНАНИЯ “Единственный в своем роде”
АРУТЮН “Воскресение”
АРА “Благородный”
АРУШАН “Солнечный Лик”
АРАКЕЛ “Апостол”
АРШАВИР “Солнечный Герой”
АРАМ “Он благородный”
АРШАК “Животворящее Солнце”
АРГАМ “Он достойный”
АТОМ “Божественный дух”
АРГИШТИ “Достойный любви”
АШОТ “Надежда этого Мира”

БАБКЕН “Отец-мудрец”
БАГРАТ “Радость Любви”
БАГДАСАР “Благодатная сила”
БАРСЕГ “Очень влиятельный”
БАГИШ “Упоение счастьем”
БАРХУДАР “Почитание силы”
БАГРАМ “Счастье Любви”

ВААГН “Вездесущий Огонь”
ВАРУЖАН “Рожденный быть защитником”
ВААН “Щит”
ВАСАК “Свет очей”
ВАГАРШ, ВАГАРШАК “Вездесущее Солнце”
ВАХАК “Вездесущее солнце”
ВАГРАМ “Стремительность тигра”
ВАХИНАК “Солнечный Воин”

ГАГИК “Небесный”
ГАСПАР “Идущий освобождать”
ГАЛУСТ “Приход”
ГЕГАМ “Дом”
ГЕРЕГИН “Огонь Священного Знания”
ГРАНТ “Священная книга”
ГАРНИК “Жертвенный агнец”
ГУРГЕН “Священное Знание от Духовного Учителя”
ГАРСЕВАН “Огнепоклонник”

ДАВИД – “Дающий знание”
ДЕРЕНИК – “Смеренно поклоняющийся (Богу) ”
ДЖИВАН – “Живая воплощенная душа”

ЕГИШ – “Жаждущий могущества”
ЕРВАНД – “Святая Вера”

ЖИРАЙР – “Бойкий,живой арий (мужчина)”

ЗАВЕН – “Небесный”
ЗОРИЙ – “Жрец Культа Солнца и Огня”
ЗУРАБ – “Божественный”
КАМАРИ “Святая любовь”
КИКОС “Твердый,стойкий”
КАРАПЕТ “Владыка лучей солнца”, “Солнце” КИРАКОС “Летописец”
КАРЕН “Слон”
КОРЮН “Воспевающий,восхваляющий (Бога,Солнце)”
КЕРОП “Солнечная стрела”

МАМИКОН “Мой”
МЕСРОП “Лунная стрела”
МАРКАР “Благородный путь”
МЕХАК “Гвоздика” с санскр. “Солнечный глаз”
МГЕР “Солнечный”
МИГРАН “Солнечный Лик”
МЕЛКОН “Встреча Солнца”
МИНАС “Рыба”
МЕЛКУМ “Встреча рассвета”
МУШЕГ “Превосходный”

НЕРСЕС – “Рождение героя”
НУБАР – “Восхваление”

ОГАН, ОГАНЕС, ОВАНЕС “Огненный”

ПАНОС “Чудесный”
ПАРУНАК “Частица Бога”
ПАРКЕВ “Обычай возлияний”
ПАТВАКАН “Достоинство”
ПАРТЕВ “Воин,Царь”
ПЕТРОС “Камень”
ПАРУЙР “Спираль”
ПОГОС “Мальчик”

РАЧИЯ – “Созидание,творение”

СААК “Могущество Солнца”
САРО “Сильный”
САГАТЕЛ “Знак могущества”
САСУН “Живой”
САКО “Божественный”
СЕРОП “Выпущенная стрела”
САНАСАР “Сила вечности”
СМБАТ “Друг,Родственник”
САНТУР “Священный свет”
СПАРТАК “Освободитель”
САПАХ “Почитающий Бога”
СУКИАС “Счастливое лицо”
САРГИС “Могущество природы”
СУРЕН “Божественный

ТАТЕВОС “Путь предков”
ТОРГОМ “Идущий спаситель”
ТАТОС “Отцовский”
ТОРОС “Энергия”
ТАТУЛ “Радость отца”
ТРДАТ “Дар Богов”
ТИГРАН “Священное лицо”

УНАН – “Золотой лик”
УСИК – “Утренний”

ХАРПУТ – “Солнечный Лотос”
ХОРЕН – “Солнце”
ХОСРОВ – “Бросающий жертву в поток огня”

ШАВАРШ – “Могущество солнца”
ШМАВОН – “Миролюбивы