«На железной дороге» А. Блок. Блок александр - на железной дороге

Стихотворение А. Блока "На железной дороге" начинается с описания гибели героини – молодой женщины. К смерти ее возвращает нас автор и в конце произведения. Композиция стиха, таким образом, кольцевая, замкнутая.

На железной дороге
Марии Павловне Ивановой
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом...

В стихотворении «На железной дороге» можно отыскать множество других символов. Символом пути – судьбы выступает железная дорога. Изображая непрерывные вереницы пассажирских вагонов, Блок задает тему дороги, жизненного пути человека. Люди постоянно переходят из вагона в вагон, кому – то сопутствует удача, кто – то терпит горечь поражения. Жизнь людей проходит в постоянном движении. Поезд, паровоз, станция – символ этапа или момента пути. Но путь, дорога еще и предвестники исхода, к которому каждый человек движется, как к обрыву. Может быть, поэт воспринимал этот исход как смерть старой России и рождение новой, которую весь народ ждал с нетерпением. Железная дорога – это знак страшного мира, безжалостного к людям.
В большей части стихотворения поэт пишет о прошлом, но оно неразрывно связано с настоящим.
Интересна и цветовая гамма стихотворения. Цвет поэзии Блока – средство выражения эмоциональной оценки, отношения к образам. По цветовой гамме первое и последнее четверостишие практически не содержат красок, они бесцветны. В прошлом, в другом мире - иной колорит. Здесь и «яркие глаза» (огни) набегающего поезда, и нежный, живой румянец на щеках этой девушки, и многоцветие вагонов (видимо, разделение по классам), Синий – цвет неба, возвышенный – вагоны для богатых, желтый – яркий, режущий глаза цвет тепла и в то же время болезни – средний класс, а зеленый – цвет травы, близости к земле – вагоны третьего класса. Примечательно, что вид с платформы совершенно иной, нежели вид из-за стекол вагонов. Изнутри мир виден в блеклых, бесцветных тонах. Единственный яркий, резкий цвет в вагоне – алый. Он может символизировать кровь, раздражение, агрессию и жестокость этих людей. Снаружи растут лесные деревья, за лесом – длинная платформа, на ней – навес. Цветовая гамма не приглушенная, но довольно спокойная. Зеленый цвет деревьев, по-видимому, синяя форма жандарма и, скорее всего, деревянная платформа. Блок намеренно не дает «цветовых» определений к некоторым словам, предоставляя читателю возможность в собственном воображении представить эту картину.
В стихотворении автор использует прием обратного повествования, то есть начинает с гибели героини, трагедии, постепенно раскрывая предшествующие события.

«На железной дороге» Александр Блок

Марии Павловне Ивановой

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих —
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,
Скользнул — и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая…

Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.

Анализ стихотворения Блока «На железной дороге»

Стихотворение Александра Блока «На железной дороге», написанное в 1910 году, входит в цикл «Одина» и является одной из иллюстраций дореволюционной России. Сюжет, по признанию самого автора, навеян произведениями Льва Толстого. В частности, «Анной Карениной» и «Воскресеньем», главные героини которых погибают, не в силах пережить собственного позора и утратив веру с любовь.

Картина, которую мастерски воссоздал в своем произведении Александр Блок, величественная и печальная. На железнодорожной насыпи лежит молодая красивая женщина, «как живая», однако уже с первых строк явно, что она погибла. Причем, не случайно, а бросилась под колеса проходящего поезда. Что заставило ее совершить этот страшный и бессмысленный поступок? Ответ на этот вопрос Александр Блок не дает, считая, что если при жизни его героиня не была никому нужно, то после ее смерти тем более нет смысла искать мотивацию самоубийству. Автор лишь констатирует свершившийся факт и рассказывает о судьбе той, которая погибла в расцвете сил .

Кто она была – понять сложно. То ли благородная дворянка, то ли простолюдинка. Возможно, она принадлежала к достаточно огромной касте дам легкого поведения. Однако тот факт, что красивая и молодая женщина регулярно приходила на железную дорогу и провожала взглядом поезда, ища в респектабельных вагонах знакомое лицо, говорит об очень многом. Вполне вероятно, что, как и толстовская Катенька Маслова, она была соблазнена мужчиной, который впоследствии ее бросил и уехал. Но героиня стихотворения «на железной дороге» до последнего момента верила в чудо и надеялась, что возлюбленный вернется и увезет ее с собой.

Но чуда не случилось, и вскоре фигура молодой женщины, постоянно встречающей поезда на железнодорожной платформе, стала неотъемлемой часть унылого провинциального пейзажа. Путешественники в мягких вагонах, несущих их к куда более привлекательной жизни, холодно и безразлично скользили по таинственной незнакомке взглядами, и она не вызывала у них абсолютно никакого интереса, равно, как и пролетающие за окном сады, леса и луга, а также представительная фигура полицейского, дежурившего на вокзале.

Можно лишь предположить, сколько часов, полных тайно надежды и волнений, провела героиня стихотворения на железной дороге. Однако никому не было до нее совершенно никакого дела. Разноцветные вагоны носили вдаль тысячи людей, и лишь однажды бравый гусар одарил красавицу «улыбкою нежную», ничего не значащей и такой же эфемерной, как мечты женщины. Следует учитывать, что собирательный образ героини стихотворения Александра Блока «На железной дороге» является вполне типичным для начала 20 века . Кардинальные изменения в обществе наделили женщин свободой, однако далеко не все из них смогли правильно распорядиться этим бесценным даром. К числу представительниц слабого пола, которые не сумели преодолеть общественное презрение и вынуждены были быть обречены на жизнь, полную грязи, боли и страданий, безусловно, относится и героиня этого стихотворения. Понимая всю безвыходности ситуации, женщина решает покончить жизнь самоубийством, надеясь таким нехитрым образом сразу же избавиться от всех проблем. Однако, по мнению поэта, не так уж важно, кто или что убили молодую женщину в расцвете лет – поезд, несчастная любовь или же предрассудки. Важно лишь то, что она мертва, и эта смерть – одна из тысяч жертв в угоду общественному мнению, которое ставят женщину на гораздо более низкую ступень, чем мужчину, и не прощает ей даже самых незначительных ошибок, заставляя искупать их собственной жизнью.

В пронзительном цикле «Родина» во всех стихотворениях разлиты печаль и боль, безбрежная тоска, с давних времен объявшие и не отпускающие Русь. Лишь два произведения посвящены образам людей, а не Родины в целом. О бесцветной жизни молодой девушки рассказал А. Блок. Анализ стихотворения «На железной дороге» будет дан ниже.

Под мерный рокот ямба

Идет неспешное и, по сути, страшное описание существования юной девушки где-то в глубине России, которая не знает, как удержать пролетающую молодость. Показаны ее мучительные ежедневные приходы на станцию с пустыми надеждами на какие-то (какие?) перемены в жизни. Ведь она «красивая и молодая», характеризует ее Блок. На железной дороге покажет это) жизнь сожмет сердце и душу героини такой нестерпимой тоской, что с первой строфы ясно, как страшно и быстро она покончит счеты с жизнью и надеждами.

В трясине жизни

В страшном однообразном бытии героини было одно лишь развлечение - поход вечером, приодевшись, на станцию. Весь нудный томительный тягучий день завершался приходом к скорому поезду, в окна которого можно было заглянуть и увидеть другую жизнь - яркую и нарядную. И щеки румянились, и локон круче завивался, и героиня, стоя рядом с жандармом около блеклых пыльных кустов, изнемогала в пустых мечтах, увязая в косности. Издалека видела три ярких фары мчащегося поезда, и вагоны, подрагивая и скрипя, шли и шли мимо, без остановки, и тоска разрывала сердце: опять она стоит, никому не нужная. Поезд мелькнул, посмотрел вагонов - и все, и больше ничего нет.

Сплошное безразличие, хоть кричи, хоть не кричи, никому дела до нее нет. Существование без событий происходит на маленьком полустанке (и его ярко описывает Блок), на железной дороге. Анализ стихотворения говорит, что героине некуда приложить свои силы, чувства, ум, красоту.

Лишь один только раз

Всего лишь разок на нее обратил внимание гусар, небрежно облокотившись на алый бархат. Нежно улыбнулся, скользнув взглядом - и больше ничего не осталось.

Время не ждет, поезд умчался вдаль. Но на секунду она была оценена. Это и прекрасно, и унизительно. Как поезд, мчалась бесполезная юность. А что потом? И сейчас-то ничего нет, кроме унылого однообразия, кроме отупляющих и огрубляющих ум и душу мелких дел. А что потом? Неужели вот так бесцветно надо состариться, чтобы никто не порадовался ее живому веселому характеру и нежной прелести юности? Горечь, сожаления, беспросветную тоску, снедающие героиню, показывает Блок ("На железной дороге"). Анализ стихотворения не позволяет надеяться на какие-либо изменения в жизни героини.

Крутой поворот

Сколько раз пришлось бедняжке проходить через лесок на станцию, сколько раз потребовалось постоять под навесом, сколько раз была пройдена длинная платформа, знают только она сама и Всевышний. Ведь так неудержимо влекло из этого тихого места туда, где бурлит и меняется жизнь каждый день. И ничего не случалось. И тогда пришло моментальное желание навсегда покончить с сонным туманом жизни (рассказывает Блок) на железной дороге. Анализ стихотворения говорит о спонтанном, но не случайном решении девушки прощально улыбнуться и без желаний, как в омут, броситься под поезд.

Страшное начало и страшный конец

Как музыкальное рондо, начинают и завершают первое и последнее четверостишия резко оборванную несчастную убогую жизнь, которая даже не распустилась, да и не могла расцвести в полную силу. И вот, словно живая, с открытыми остановившимися глазами она лежит в некошеном рву, скатившись с рельсов под насыпь. Собственно, умерла она не сейчас, а еще тогда, когда тлели и с каждым проходящим днем угасали надежды.

Физически живая, она уже погибала, когда бросала жадные взгляды на окна вагонов. Какие теперь могут возникнуть к ней вопросы? Да и захотела бы девушка отвечать на них? Ведь всем все безразлично. Все - только пустое любопытство. Так повествует Блок ("На железной дороге"). Анализ стихотворения только констатирует, как врач, факт смерти.

Россия

Одинока и никому не нужна, ни себе, ни людям, девушка. А как же Россия без дочери? Она сама нищая, лежит в дремоте, униженная и дикая. Такой ее увидел на перепутье, на железной дороге Блок. Анализ, проделанный поэтом, как скальпелем вскрывает ее хаотичность и гибельность пути. Но именно такой безмерно любил и ненавидел одновременно ее поэт. Противоречиво, с облитым кровью сердцем, с горечью смотрел, что творилось на железной дороге, Блок. Анализ российской действительности он проводил в течение всего цикла стихотворений «Россия». «На железной дороге» - это кусочек мозаики, из которого сложилась «Россия» - безбрежная тоска.

У поэта плачет сердце, из него струится кровь на Куликовом поле. И художник сам не знает, что делать с собой, не то что давать советы и рецепты детям России. Одно знает точно, что «не может сердце жить покоем», Блок. «На железной дороге» (анализ стиха дает нам это понять) - пронзительный крик души, разрывающий сердца и поэта, и героини произведения. Пошлость, дикость и вековая тьма торжествуют.

Читая Блока вслух

Стихотворения должны восприниматься на слух, как музыка, потому что только так можно услышать звуки и понять, почувствовать, как складываются образы.

Начнем с языка метафор. Вагоны, желтые и синие, предназначены для состоятельных людей, которые могут позволить себе ездить в первом и втором классе, что поэтом не уточняется, а зеленые - для нищеты, потому что современникам это ясно без объяснений. В этом четверостишии, кроме того, интересны звуковые ассонансы и аллитерации: повторяющиеся слоги «ли» смягчают грозный стук колес и делают его напевней. Мягкое повторяющееся 10 раз «л» в четверостишии о гусаре делает мягче неизбежность мимолетной встречи взглядами чужих друг другу людей. Свистящие и шипящие «с» и «ж» подчеркивают быстрый ход состава. Если внимательно почитать и произнести вслух, то эта экспрессивная окраска будет слышна. А прием в композиции, когда развязка предшествует рассказу, усиливает созданный далее образ железной дороги как символа жизненной колеи, с которой не свернуть ни вправо, ни влево. Временные формы глаголов также важны. В первом и последнем четверостишиях глагольные формы используются в настоящем времени, и это также усиливает его обратную композицию. Образ пути, пройдя через все стихотворение, становится центральным, давящим и умертвляющим человека. Так строит Блок «На железной дороге». Анализ, даны кратко. Их можно дополнять и далее.

Сущность мира у Блока страшна и наполнена разлетающимся злом, бездушным и безразличным, человеческой глупостью, безысходной, величавой, бесконечной. Но нет, это не конец, говорит поэт. Есть еще леса, поляны, туманы, шелесты в овсе. Прекрасное существует вне людей. Его можно и нужно увидеть.

А.А. Блок, по свидетельству хорошо знавших его людей, оказывал на окру-жающих колоссальное нравственное воздействие. «Вы больше человека и больше поэта, вы несете не свою, человеческую тяжесть», - писала ему Е. Караваева. М. Цветаева посвятила Блоку более двадцати стихотворений, называла его «сплош-ной совестью». В этих двух оценках, может быть, заключено главное в Блоке как личности.
А. Блок всегда очень тонко чувствовал биение пульса своей страны, своего народа, близко к сердцу принимал все перемены в жизни общества. После лири-ческого дневника, обращенного к Прекрасной Даме, в поэтический мир поэта входят новые темы, новые образы. Изменяется пейзаж: вместо горных высот и лучезарных горизонтов – болотная вязь или город с его страшными язвами. Если раньше для блока существовали лишь его личные переживания и его Небесная Дева, то теперь он видит рядом с собой людей, замученный нуждой, затерянных в лабиринте каменного города, задавленных беспросветностью и безысходностью нищеты и бесправия.
Одно за другим появляются стихотворения, в которых поэт выражает со-чувствие угнетенным и осуждает равнодушие «сытых». В 1910 году он пишет знаменитое стихотворение «На железной дороге».
Когда читаешь это стихотворение, то сразу же вспоминаются некрасовские строки о невыносимо тяжелой судьбе русской женщины. Особенно близка тема и идея стихотворения «Тройка». Мне кажется, что сюжеты и даже композиционная организация этих произведений перекликаются. Александр Блок как бы подхва-тывает тему, глубоко и всесторонне исследованную Николаем Некрасовым более полувека назад, и показывает, что мало что изменилось в судьбе русской женщи-ны. Она по-прежнему бесправна и угнетена, одинока и несчастлива. У нее нет бу-дущего. Юность проходит, в «пустых мечтах изнемогая». В мечтах о достойной жизни, о верном и внимательном друге, о счастливой семье, о покое и достатке. Но женщине из народа не вырваться из железных лап нужды и непосильной рабо-ты.
Сравним у Некрасова:
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
А вот у Блока:
Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною…
Скользнул – и поезд вдаль умчало.
Блоковское стихотворение более трагично: девушка бросилась под колеса паровоза, доведенная «тоской дорожной, железной» до отчаяния:
Под насыпью, во рву некошеном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая…
Самое страшное, что никто из окружающих не придал случившемуся осо-бого значения. «Вагоны шли привычной линией», несчастную «обводили ровным взглядом» и, думаю, через несколько минут забывали об увиденном. Равнодушие, бессердечие поразили общество. Это общество больно, больно нравственно. Сти-хотворение буквально кричит об этом:
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей – довольно:
Любовью, грустью иль колесами
Она раздавлена – все больно.
Стихотворение написано в реалистических традициях. Через все произве-дение проходит сквозной образ дороги. Железная дорога является не просто сим-волом трудного пути, но и безысходности, «чугунности» существования и омерт-вления души. Тема «гибели на пути» появляется в стихотворении с первой стро-фы и уходит уже за рамки произведения.
Пятистопный ямб чередуется с четырехстопным, создавая какой-то моно-тонно-заунывный ритм, постепенно переходящий в однообразный стук колес. По-езд в темноте превращается в страшное трехглазое чудовище (олицетворение). Поэт мастерски использует синекдоху: «молчали желтые и синие, в зеленых пла-кали и пели». По цвету вагонов мы узнаем об их пассажирах. В желтых и синих ехала богатая публика, а в зеленых – простой народ.
Эпитеты соответствуют настроению автора («блеклые кусты», «привычная» линия, рука «небрежная»). Яркие метафоры поражают точностью и своеобразием («пустынные глаза вагонов», «железная» тоска). Блок рисует в этом стихотворе-нии и обобщенный образ самодержавной России. Это жандарм, истуканом стоя-щий у жертвы, лежащей во рву.
После создания стихотворения «На железной дороге» Блок все чаще пишет стихи, представляющие собой сюжетные сцены о судьбах людей, загубленных, замученных, задавленных обстоятельствами, суровой действительностью. Все уг-лубляется в творчестве поэта разрыв между мечтой и действительностью, все бо-лее тесным кольцом окружает его унылая проза жизни. Поэта не покидает пред-чувствие надвигающейся катастрофы, ощущение неминуемой гибели старого ми-ра. Одной из главных тем в лирике Блока делается тема возмездия – возмездия обществу, которое сковало, заморозило, поработило человека, которое бросало под колеса своего железного равнодушия юных, молодых, сильных людей. После стихотворения «На железной дороге» он напишет:
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной беззвездный.
Беспечный брошен человек!
****
Двадцатый век…еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла.
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла) (Из поэмы «Возмездие»)

Стихотворение А. Блока "На железной дороге" начинается с описания гибели героини – молодой женщины. К смерти ее возвращает нас автор и в конце произведения. Композиция стиха, таким образом, кольцевая, замкнутая.

На железной дороге
Марии Павловне Ивановой
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом...

Имя Александра Блока тесно связано в сознание читателя с таким течением, как символизм, тоже мне очень близким. Ведь все поэты, принадлежавшие этой школе, смотрели на все события, происходящие в этом мире совсем не так, как, например, это делали реалисты или приверженцы романтизма. В стихах, и прозе символистов всегда присутствуют какие – то таинственные символы, над разгадкой которых иногда приходится долго размышлять. Но Блок часто выходил за рамки символизма. При прочтении его стихов кажется, что поэту «надели» эти рамки, ему тесно. Именно поэтому тема «Блок и символизм» меня очень привлекает. В своей работе я постараюсь выяснить отношение Блока к символизму, причину его разногласий, а после и разрыва с поэтами- символистами.

Поэт, оставивший заметный след в истории литературы, неизбежно принадлежит тому или иному литературному направлению. Но он никогда не принадлежит только одному литературному направлению. Это в полной мере относится к творчеству одного из крупнейших русских поэтов XX в. – Блока. Блок может рассматриваться как продолжатель и завершитель традиций великой русской литературы XIX в – и как зачинатель новой русской поэзии XX в, и как наследник и продолжатель традиций романтических, как автор вдохновенных пророчеств о гибели старого мира – и как создатель первой поэмы об Октябрьской революции. Все эти подходы оправданы богатствам и многогранностью творчества Блока.