Новые маргинальные слои общества в XX веке. Новые маргинальные слои

Понятие маргинальности (от лат. marginalis – находящийся на краю) служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к каким-либо социальным общностям (национальным, классовым, культурным). Маргинальность – это понятие, обозначающее промежуточность, пограничность положения человека между какими-либо социальными группами; утрата человеком объективной принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую подобную общность, что накладывает определенный отпечаток на его психику.

Маргинальный человек – это человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур, испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д. Главным признаком маргинальности служит разрыв связей человека (социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой.

Маргинальность может быть естественной и искусственно создаваемой или поддерживаемой. О естественной маргинальности следует говорить применительно к процессам экономического, социального или культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое "дно" в виде разорившихся и опустившихся элементов и групп, а также антисоциальных элементов – тех, кого отвергает само общество. Если процесс переструктурирования в обществе затягивается, маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным явлением. В этом случае мы имеем дел с поддерживаемой маргинализацией. В результате сознательно проводимой властью политики искусственной маргинализации происходит перевод в периферийное, дискриминационное или ограничительное положение сотен тысяч и даже миллионов людей. Примером массовой искусственной маргинализации может служить холокост еврейской нации в середине прошлого века, проводимой фашистской Германией. Катастрофические размеры искусственная маргинализация приобрела в эпоху сталинизма. Члены семей врагов народа, спецпереселенцы, лишенцы и др. – все это значительная часть советского общества, искусственно ограничиваемая в социальных и политических правах, дискриминируемая и эксплуатируемая властью. В данном случае маргиналы приобретают черты социально устойчивой группы.

Типология маргинальности осуществляется в науке по различным основаниям:

  • этномаргиналы – это люди, сформированные миграциями в чужую среду или выросшие в результате смешанных браков;
  • биомаргиналы – те, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума;
  • социомаргиналы – это группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения;
  • возрастные маргиналы – группы людей, формирующиеся при разрыве связи между поколениями;
  • политические маргиналы – те, кого не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы;
  • экономические маргиналы – это, например, пресловутые "новые бедные";
  • религиозные маргиналы – люди, стоящие вне конфессий или не решающиеся сделать выбор между ними, и др.

Специфика современной России заключается в продолжающемся углублении социального неравенства, что в значительной степени способствует маргинализации большой части населения. Обычными для современного человека становятся понятия "беспризорник", "бомж", "нищий" и т.д.

Тревожной тенденцией современности является увеличение доли маргиналов, приобретающих данный статус в результате их сознательного вытеснения на обочину жизни представителями "здорового" большинства. Маргинальный статус в современном мире стал не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. Маргинальное по сути положение в современном обществе (несмотря на декларируемую социальную защищенность) занимают одинокие старики, инвалиды, люди с хроническими заболеваниями (ВИЧ-инфицированные и т.п.), представители нетривиально мыслящей художественной и научной интеллигенции, этнических, сексуальных и религиозных меньшинств. Ныне маргинал – вовсе не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он – калека среди себе подобных.

Реализация в социуме – одна из психологических потребностей человека. Личность, выпадающую из социума, называют маргинальной, однако это не означает, что такой человек обязательно беден и ведет саморазрушающий образ жизни. Узнав, кто такие маргиналы, можно с удивлением обнаружить их и среди знакомых.

Кто такой маргинал - определение

По информации социологического толкового словаря, маргинальная личность – это человек, находящийся в пограничном состоянии между двумя или несколькими социальными группами, системами, культурами. Что значит, маргинал – асоциальный субъект, но не обязательно неблагополучный, аморальный или страдающий от патологических привязанностей. Считается, что первыми маргиналами были освобожденные от рабства люди, которые вышли из привычной среды, но стать полноценными членами общества смогли не сразу.

Если маргиналы в обществе не выполняют общественно полезные функции, значит создают разнообразные проблемы. Маргиналы способны сбиваться в группы и устраивать беспорядки. В европейских странах нередко такое явление как бунт мигрантов. Эти люди, которых приняли в чужой стране, обеспечили жильем и питанием, могут приносить множество проблем законопослушным коренным жителям. Несколько реже встречаются безобидные маргиналы, как пример можно привести представителей национальных меньшинств, модного движения дауншифтеров и т.д.

Статус «маргинал» может быть предписан человеку обществом или принят индивидом самостоятельно. «Клеймение» и «навешивание ярлыков» нестандартным людям может произойти в рабочем коллективе, в больнице, в школе. Такого рода вытеснениям часто подвергаются меньшинства – национальные, сексуальные и т.д. Это является нарушением прав человека. Осознать собственную маргинальность индивид может и сам. В данном случае он должен решить – «возвращаться к нормальности» или жить со статусом «маргинал».

Кто такие маргиналы и люмпены?

Термин «люмпен» был введен К. Марксом, к этой группе он относил бродяг, нищих, бандитов. По мнению обывателей - люмпены и маргиналы представляют собой одну группу людей со схожими интересами и образом жизни. Это не совсем так. Люмпен – деклассированный, физически и морально опустившийся элемент, «отброс общества», являющийся частью маргинальной группы, но при этом маргинальная личность далеко не всегда является люмпеном.

Признаки маргиналов

Основным признаком маргиналов социологи называют разрыв экономических, социальных и духовных связей, существующих в «домаргинальной» жизни. В основном маргиналами становятся мигранты, беженцы. Оказаться на краю социальных групп может бывший военный, уволенный со службы, но еще не нашедший себя в гражданском обществе. Связи с прошлым при увольнении разорвались, а новых еще нет, а в особо неблагополучных условиях – и не будет. Тогда человек может деклассироваться – т.е. опуститься на самое «дно» жизни.

Другие признаки маргинальности:

  • мобильность – возникает при отсутствии жилья, привязанностей;
  • психические проблемы – появляются вследствие невозможности найти свое «место под солнцем»;
  • выработка собственных ценностей, иногда враждебность к существующему обществу;
  • достаточная легкость вовлечения в противоправную деятельность.

Типы маргиналов

При позитивном развитии событий период маргинальности у человека длится не слишком долго – адаптировавшись, трудоустроившись, влившись в общество, он теряет статус маргинала. Исключение составляют люди, ставшие маргиналами вынуждено (беженцы) или те, кто сознательно избрал такой образ жизни (бродяги, радикалы, экстремисты, революционеры). Социологи так разделяют основные виды маргиналов: политические, этические, религиозные, социальные, экономические, биологические.

Политические маргиналы

Чтобы понять кто такой политический маргинал, значение этого термина, можно вспомнить период прихода к власти Фиделя Кастро на Кубе, сопровождающийся кровавыми репрессиями. «Остров свободы» стал невыносимым для жизни порядка 2 млн человек, которые сбежали в другие страны, став, по сути, политическими маргиналами – людьми, которых не устраивает существующий политический режим, его законы.

Этнические маргиналы

К людям, на которых распространяется этническая маргинальность, обычно относят индивидов, рожденных от представителей разных национальностей. Не любой межнациональный брак порождает маргиналов, это происходит лишь тогда, если ребенок не соотносит себя ни с одной национальностью родителей – его в таком случае нигде и не принимают. Еще один ответ на вопрос кто такие этнические маргиналы – это национальные меньшинства, представители крайне малочисленных народностей, живущие среди других национальностей.

Религиозные маргиналы

Основная масса людей в обществе или придерживается определенной конфессии, или вообще не верит в бога. Религиозными маргиналами называют индивидов, которые верят в существование высшей силы, но не могут назвать себя представителями ни одной существующей религии. Среди таких индивидов (пророков) можно встретить тех, кто собрал единомышленников и создал собственную церковь.


Социальные маргиналы

Такое явление как социальная маргинальность развивается в обществе, переживающем катаклизмы: перевороты, революции и т.д. Целые группы людей в меняющимся социуме теряют свое место и не могут найти его в новой системе. Такие социальные маргиналы зачастую становятся мигрантами, как пример можно вспомнить представителей дворянского сословия, уехавших из России после революции 1917 года.

Маргинал экономический

Ответ на вопрос, кто такой экономический маргинал, в основном сводится к безработице и сопутствующей этому явлению бедности. Экономические маргиналы вынуждено или намеренно теряют возможность зарабатывать и живут за чужой счет – получая помощь окружающих, пособия от государства, подаяние и т.д. В современном обществе к экономическим маргиналам причисляют и свехбогатых людей, которые также оторваны от общества.

Биомаргиналы

Идеальная общественная организация подразумевает заботу о тех, кто оказался в сложной ситуации из-за проблем со здоровьем, поэтому вопроса кто такой маргинал биологический не должно и возникать. На деле те, кто не имеет ценности для общества из-за нездоровья, оказываются полностью незащищенными. К биомаргиналам относят инвалидов, хронически больных, стариков, ВИЧ-инфицированных, и т.д.

Плюсы и минусы маргинальности

Изначально негативное значение термина «маргинал» уже изменилось и не всегда несет отрицательную нагрузки. Быть вне «стада», отличаться от многих – это модно и даже престижно, но положительные стороны маргинальности можно найти даже в классическом значении этого явления:

  • маргиналы более мобильны, чем обычные люди, им легче переехать в экономически более благополучный район, найти более высокооплачиваемую работу, сменить профессию;
  • благодаря своей несхожести с другими членами общества, некоторые маргиналы могут построить на этом свой бизнес, например, этнический маргинал может открыть магазин с товарами, которые производит его народ;
  • благодаря своей гибкости маргиналы часто привносят в общество что-то новое, прогрессивное.

К отрицательным моментам маргинальности можно отнести тот факт, что это явление в основном связано с радикальными изменениями структуры общества – реформами, революциями. В целом общество всегда страдает от таких изменений – государство беднеет, его покидают перспективные личности. Еще один минус маргинализации общества – в снижении уровня жизни и безопасности из-за люмпенизации большого количества маргиналов.

Отрицательна маргинальность и в случае, когда ее искусственно создают. При длительных революциях, войнах, число маргиналов растет в геометрической прогрессии, в результате гибнут и опускаются «на дно» невинные люди. Примерами вынужденной маргинализации являются холокост еврейской нации, устроенный фашистской Германией и сталинские репрессии, в результате которых были сосланы, переселены, лишены работы и жилья сотни тысяч людей.

Маргинальность и бедность

Поскольку в современном обществе ответ на вопрос кто такие маргиналы сильно изменился, далеко не всегда последствия маргинальности – бедность, лишение свободы или даже жизни. Маргиналами, как уже упоминалось, могут быть и очень богатые люди, которые в силу своей обеспеченности более свободны, чем другие члены общества. И нередки случаи, когда успешные бизнесмены уходят от дел и уезжают из больших городов в провинцию, в деревни.

В рамках такого явления как маргинальность стоит упомянуть и о не так давно появившихся дауншифтерах. С рождения индивид развивается в двух противоположных направлениях – как социальная и как индивидуальная личности. В идеале эти силы должны быть уравновешены, но в реальности одно из этих направлений зачастую перевешивает. При усилении социализации рождается конформист, а при усилении индивидуализации может родиться дауншифтер.

Дауншифтер – это человек, избравший жизнь вне общества или сильно ограничивший общение с людьми вне своей семьи. Это маргинал, которого вполне устраивает его нахождение в пограничном состоянии, когда он свободен передвигаться по миру, жить полностью независимо. Чаще всего дауншифтеры предпочитают заниматься искусством – рисуют, пишут книги и т.д. И их творчество почти всегда востребовано, т.к. автор обладает сильной энергетикой и .

Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных ее типа - вертикальная и горизонтальная. Они в свою очередь распадаются на подвиды и подтипы , которые тесно связаны друг с другом. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции или опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид в отличие от отца на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе такая мобильность называется социальной карьерой . Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй - к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором -перемещение из сферы физического труда в сферу умственного. Механизм инфильтрации в вертикальной мобильности. Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, т.е. повышать свой социальный, профессиональный, экономический и политический статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида и связано его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива порождает в конечном счете силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиция или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз. Реализация силы достижения зависит от многих причин. Схема инфильтрации индивида в слой с более высоким статусом ситуации, складывающейся в обществе. Типология общества Маркс выделял 5 типов общества: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое (или социалистическое). Согласно марксисткой традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экон. ресурсы. Классификация обществ может быть составлена и на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (например, франкоязычное общество). Существует классификация по способу добывания средств к существованию: общество охотников и собирателей, садоводческое, аграрное и промышленное (Г. Ленски, Дж. Ленски). Теннис классифицирует общества на традиционное (подразумевавшее крестьянскую общину) и промышленное (индустриально-городское общество). 53. понятие социальных изменений. Виды социальных изменений Социальные изменения преобразования происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении. Это переход социального объекта из одного состояния в другое, существенная трансформация социальных институтов, множественность и многообразие социальных форм. Виды: 1. по оценке изменений (прогресс, регресс) 2. по времени (красткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) 3. по уровню (индивидуальные, групповые, общественные и т.д) Формы соц. Изменений 1. функциональные – носят адаптивный характер, помогая приспособится к изменениям природной и социальной среды и внутренним потребностям социальной системы. 2. социальная модернизация – прогрессивные социальные изменения в результате которых социальная система улучшает параметры своего фукционирования. 3. трансформация – преобразования в обществе в результате определенного социального изменения как целенапрвленных так и хаотичных 4. социальный кризис – переходное состояние социальной системы предполагающее радикальные изменения для решения возникших проблем. 54. социальные процессы. Понятие, виды Социальные процессы Социальный процесс - последовательная смена состояний, стадий развития социальных систем и явлений; совокупность последовательных действий для достижения какого либо результата. Классификация социальных процессов Направленные - необратимые социальные процессы, в которая каждая последующая стадия отличается от предыдущей и включает ее результат, а более ранняя стадия подготавливает условия для более поздней. Ненаправленные - изменения которые носят либо чисто случайный, хаотический характер, не опирающийся на какой-либо образец, либо подчиняются определенным повторяющимся или, по крайней мере, сходим моделям, причем каждая последующая стадия идентична или качественно напоминает предыдущие виды. Обратимые – процессы которые приводят систему к изменениям, но затем система возвращается к прежнему состоянию. Необратимые Линейные – постепенное непрерывное восходящее или нисходящее изменения в системе Ступенчатые – постепенное наращивание количественного потенциала изменений, которые в определенный момент приводят к качественному скачку или прорыву Циклические – периодическое повторение определенных фаз развития системы Спиралевидные – восходящие или нисходящие циклические движения Культурные процессы Аккультурация - процессы взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры др. народа, обычно более развитого. Ассимиляция - это потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена заимствованными у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры. Амальгамизация - биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Элементы социального процесса 1. субъкт 2. объект 3. социальная среда 4. результат 55. реформы и революции. Отличительные признаки Революция – резкие и глубокие изменения во всей общественной жизни в результате которых общество переходит из одного качественного состояния в другое; совокупность большого числа или комплекса реформ проводимых одновременно с целью изменить основы социального строя Признаки: 1. грубое насилие 2. гибель людей 3. массовые бедствия населения 4. беззаконие 5. беспорядки в обществе Реформа – изменения, не приводящие к массовому насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в социальной структуре и ценностных ориентациях. Реформы предполагают постепенное преобразование тех или иных социальных институтов или сфер жизнедеятельности. Кроме революционных экспериментов существуют и другие способы улучшения и реконструкции социальной организации. Таковыми принципиальными канонами являются: 1. Реформы не должны попирать человеческую природу и противоречить ее базовым инстинктам. Русский революционный эксперимент, как, впрочем, и многие другие революции дают нам примеры обратного. 2. Тщательное научное исследование конкретных социальных условий должно предшествовать любой практической реализации их реформирования. Большинство революционных реконструкций не следовало этому правилу. 3. Каждый реконструктивный эксперимент вначале следует тестировать на малом социальном масштабе. И лишь если он продемонстрирует позитивные результаты, масштабы реформ могут быть увеличены. Революция игнорирует этот канон. 4. Реформы должны проводиться в жизнь правовыми и конституционными средствами. Революции же презирают эти ограничения.

В социологии термином «маргинал» обозначаются личности и группы, находящиеся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций. Впервые это понятие было введено американскими социологами, изучающими в 20-х годах ХХ века социокультурную ситуацию на Гавайях - территории с особой социальной и культурной пестротой населения.

Категория «маргинальная личность», введенная Парсонсом, использовалась для обозначения социально-психологических последствий неадапатации мигрантов к требованиям урбанизма как образа жизни. С тех пор понятие «маргинальных групп» («маргинальных слоев») прочно вошло не только в американскую социологию.

Маргинальность как явление – это неизбежный спутник социальной мобильности, как вертикальной, связанной с переходом из одной страты в другую, так и горизонтальной, связанной с перемещением на другую равную по престижности статусную позицию. В ходе такого переход потеря принадлежности к старой страте может значительно опережать процесс вхождения в новую страту. Принципы такого «запоздания» обусловлены особенностями индивида, который должен настроиться на принятие новой субкультурной среды, формирования нового типа идентичности, что требует определенного времени, в ходе которого и осуществляется субъективная адаптация.

Эталонной моделью маргинальной личности может служить мигрант из села в город. Приехав на постоянное место жительства в город, он с трудом привыкает к новому для него ритму жизни, новым порядкам и правилам, стереотипам поведения. Он уже не сельский житель, так как постоянно живет в городе, но и еще не горожанин, так как еще не адаптировался к городской культурной среде, в его поступках постоянно просматриваются усвоенные ранее нормы образа жизни.

Таким образом, процесс утраты объективной принадлежности к определенной социальной общности, страте без последующего субъективного вхождения в новую страту называется маргинализацией.

Маргинальный человек, вырванный из деревни и брошенный в жесткие джунгли города – самый распространенный герой Бальзака и Золя, Гюго и Мопассана, Чехова и Горького. Поведение такого человека отличается крайностью: он либо чрезмерно пассивен, либо очень агрессивен, легко преступает нравственные нормы и способен на непредсказуемые поступки.

Такой человек живет одновременно в двух мирах, не будучи адаптирован ни к одному из них. Сознание раздваивается, он легко теряет ориентиры, становится удобным объектом для политического манипулирования, легко впадает в агрессию или в социальную апатию. Оторванный от своих социальных корней такой человек испытывает чувство постоянной неудовлетворенности, не без основания видя основную и главную причину в общественных переменах.

Маргинальные группы возникают при массовой миграции (беженцы) или в условиях «выталкивания» определенного числа населения за пределы социально значимых структур (потеря работы, жилища, лишение гражданских и политических прав и др.). Угроза, исходящая от этого слоя связана с тем, что представители его теряют свои функциональные (профессиональные, производственные и др.), а затем и многие другие связи с обществом, оказываются вне сети социального контроля.

В Украине демонтаж прежней социальной структуры сопровождается интенсивным процессом маргинализации общества, все больше появляется промежуточных слоев (своего рода «перекати-поле»), людей, которые оторвались от традиционных социокультурных систем, но не вписались в новые структуры.

Вообще в условиях перехода к новым социальным условиям, к рыночным отношениям маргинализация приобретает массовый характер, или, как говорят социологи, происходит структурная маргинализация, которая связана с утратой целыми слоями своего прежнего статуса, с разрывом прежних связей, утратой устойчивых ценностных ориентиров, социальных корней, пониманием происходящего.

Вопросами такой массовой нисходящей мобильности в условиях общественных кризисов занимался П. Сорокин, который волею судеб сам оказался в таких «жерновах». Ситуация всеобщей социальной деструкции наступает не только в условиях революций, но в периоды экономической депрессии, модернизации и др.

Следует заметить, что маргинальный статус не обязательно несет в себе негативное содержание, это может быть и временное состояние, которое завершается довольно быстрой адаптацией. Сколько талантливых людей (писателей, артистов, ученых и др.) пришли в город из села и довольно быстро вписались в новую социокультурную ауру.

Вообще технические, социальные, культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивные взаимодействия между носителями разнородных этнокультур и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовых коммуникаций - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей.

От маргинальных слоев следует отличать люмпенов, которые представляют «социальное дно» (бомжи, наркоманы, алкоголики). Можно сказать, что состояние маргинальности может завершится либо переходом на более высокий статус, а может привести и к падению, опусканию на «социальное дно».

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Социология

Одесский национальный экономический университет.. Назарова Н С..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Назарова Н.С.
Социология: Учебное пособие. – Одесса, 2013. - с. В учебном пособии освещены основные темы курса социологии, включающие вопросы истории и теории социологии, методологии и методики социолог

Место социологии в системе общественных наук
Всякое общество нуждается в специальных науках, которые подобно зеркалу, показывали бы мир, в котором это общество существует. В семье социальных наук, которые имеют дело с поведением людей и орган

Предмет и объект социологии
Термин «социология» происходит от лат.sociеtas (общество) и греч. «логос» (слово, учение). В этом буквальном смысле слова социология есть наука об обществе. Стремление понять, осмыслить об

Функции социологии и методы социального познания
Социология, как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информаци

Структура социологии
Структура любой науки обусловлена теми задачами, которые она ставит, и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Во-первых, структура социологии обусловлена тем, что социология решает научн

Роль социологии в жизни общества
Возрастание роли и значения социологии в современных условиях обусловлено рядом обстоятельств: 1. В мире происходят быстрые социально-политические изменения. Наша страна переживает период

История социологической мысли
В истории развития социологической мысли различают два этапа: Классический(1850-1920 гг.). Это время О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и д

Социологические школы
В социологии XX века наиболее значительное место занимают две социологические школы: Чикагская и Франкфуртская. Чикагская школа – одна из первых школ в социологической

Развитие социологической мысли в Украине
Говоря о развитии социологической мысли в Украине, следует отметить, что вообще истоки социально-политических учений относятся еще к X веку (Острожская школа), затем в значительной степени Киево-Мо

Типы и структура (этапы) социологического исследования
Социологические исследования являются важным инструментом познания социальной реальности, они позволяют «поставить диагноз» социальным недугам, помогают найти пути лечения. Исторические корни прикл

Программа социологического исследования
Программа социологического исследования – это научный документ, который содержит методологические и процедурные основы исследования социального объекта. Социологическое исследование начинается с ра

Анализ документов и наблюдение как методы сбора эмпирического материала
В социологии под документом понимают специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи информации. По способам фиксирования информации различают документы

Опрос как метод сбора эмпирического материала
Метод опроса, основанный на грамотно спланированной выборке, оказывается весьма эффективным и экономичным, позволяя по сравнительно небольшим совокупностям опрошенных судить

Интервью
При всей важности анкетного метода он, тем не менее, нуждается в соответствующей корректировке и дополнении со стороны других методов, используемых в социологии. Такое дополнение осуществляется, пр

Выборка и обработка данных
После определения исследовательской стратегии составляется план выборки, который представляет собой комплекс принципов и процедуру формирования обследуемой (выборочной) совокупности. В социологии х

Предмет социологии социальной структуры общества
Социология социальной структуры общества и ее динамика – ключевая проблема социологии. Анализ и осмысление социальной структуры общества предполагает выяснение, что такое социальная структура, каки

Модели изучения социальной стратификации общества
Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены еще М. Вебером, рассматривавшим социальную структуру общества как многомерную систему. Для изучения этой многомерной си

Теория социальной стратификации
Страта в переводе с латинского означает слoй. В отличие от класса, страта позволяет проанализировать социальную структуру общества более детально. Это более гибкий и «тонкий» инструмент. Л

Статус и роль
Теория социального статуса составляет часть концепции социальной стратификации. Социальный статус обозначает положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхожден

Социальная мобильность
Составной частью теории социальной стратификации является понятие социальной мобильности, введенное в социологию П. Сорокиным. Сорокин исследовал большое количество различных обществ, включая тради

Виды, типы и формы социальной мобильности
№ Виды, типы и формы Краткая характеристика 1. Горизонтальная мобильность Изменения положения и

Средние слои
В стабилизации современного демократического общества так называемые средние слои играют определяющую роль. Большое внимание средним слоям или среднему классу уделял М. Вебер. Ведь в экономически р

Сущность и структура личности
На протяжении веков над вопросом, что такое «человек», «личность» задумывались и на него отвечали философы, теологи, антропологи, медики, психологи, социологи. Начало философскому осмыслению личнос

Теории личностного развития
Тип теории Родоначальники Ключевые положения теории «Я» - теория Ч. Кули (Концепция «зеркального «Я») &n

Социализация личности
Социализация - это процесс усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, это процесс интеграции индиви

Доверие versus Недоверие (младший возраст)
2. Автономия versus Стыд и сомнение (возраст 1 – 2 года). 3. Инициатива versus Чувство вины (от 3 до 5 лет). 4. Прилежание versus Нерадивость (младший школьный возраст).

Регуляция и саморегуляция личности
Проблема регуляции и саморегуляции личности – объект пристального внимания зарубежных социологов, предмет многочисленных исследований. На основе таких важных критериев, как отношение личности к цел

Сущность девиантного поведения
Проблемы социального «зла» всегда привлекали внимание ученых. Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи рассматривали и оценивали различные виды социальной патологии. Откло

Причины девиантного поведения
Преступность на планете растет быстрее, чем численность населения, валовый национальный доход и другие показатели. Корни же девиантного поведения социологи ищут в различных факторах. В нау

Суицид и некрофилия
Некоторые относят к отклоняющемуся поведению и самоубийство, хотя на самом деле здесь речь должна идти, скорее всего, о проблеме психологического здоровья человека и об усилении заботы общества о с

Структура культуры
В социологии выделяют следующие элементыкультуры: 1. Первым и наиболее важным элементом является познавательный знаково-символический элемент, т.е. знания

Функции культуры
В силу того, что культура явление многогранное и многомерное, то спектр выполняемых функций чрезвычайно широк. Назовем хотя бы некоторые. Гуманистическая – или ее еще назы

На общественную жизнь
Мир человеческой культуры выступает сферой развития, формирования и выявления сущностных сил человека, их реализации в природе и обществе. С позиций социологии выделяют три основные сферы проявлени

Социальные нормы и ценности. Символические и знаковые системы
Поведение людей в обществе, социальной общности или группе определяется прежде всего их ориентацией на определенные ценности (ценностной ориентацией). Конечно, далеко не все

Культурное наследие. Преемственность и традиции в культуре
Культурное наследие – это та часть материальной и духовной культуры, которая передается последующим поколениям, принята и усвоена ими. В отличие от этого категория «образ жизни личности», группы ил

Конфликт и диалог культур
В социологии культуры принято деление на западную и восточную культуры. К западной, в основном, относят: западноевропейскую, североамериканскую, всю среднеземноморскую и, пожалуй, мусульманскую кул

Смысл и причины возникновения субкультур
Возникновение субкультуры рассматривается в социологии как позитивная реакция на социокультурные и культурные потребности общества (профессиональная) и, с другой стороны, как негативная реакция на

Цивилизация и культура
Понятие «цивилизация» появилось в XVIII в. и использовалось вначале для обозначения определенной исторической ступени развития общества. Постепенно его стали трактовать как совокупность обычаев, ве

Массовая культура
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы: элитарную, народную и массовую (а также две ее разновидности: субкультуру и контркультуру, о которы

Социальные последствия науки
Отдельные элементы научных знаний начали формироваться уже в древних цивилизациях (Шумерская культура, Египет, Китай, Индия). Возникновение науки же, как таковой относят к VI веку до нашей эры, ког

Проблемы современного образования и пути их решения
Сейчас во всем мире говорят о кризисе образования. Вообще редко когда-либо общество было удовлетворено своей системой образования. Даже в относительно благополучное время типичны разговоры о кризис

Социальная сущность семьи и брака
Семья является предметом исследования многих общественных наук: социологии, экономики, права, этнографии, психологии, педагогики, демографии. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом и

Ролевые отношения в семье
Ролевые отношения в семье зависят от ряда факторов. И успех выполнения семейных ролей зависит от: - правильности ролевых представлений исполнителя (если в семье сын привык получать из рук

Функции семьи
Сфера семейной деятельности Общественные Индивидуальные Репродуктивная Биологическое воспроизводство населен

Семейное воспитание
Семья – реальное воплощение воспитательного воздействия на формирующуюся личность ребенка, воздействия, в сфере которого одновременно оказывается и интеллект, и эмоции ребенка, и его взгляды, вкусы

Структура, типы и формы семьи
Под структурой семьи обычно понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо родственных отношений между ее членами, также и систему духовных, нравственных отношений, в том числе

Проблемы современной семьи
Семья – это социальный институт, который многие столетия почти не подвергался принципиальным изменениям. Однако, политические, социальные, экономические, культурные изменения общества, которые прох

Демографические проблемы и демографическая политика
Демографическая подсистема общества находится в тесной взаимосвязи с другими подсистемами: экономической, политической, культурной, религиозной, от них зависит и на них влияет.

Семья и здоровье нации
Поскольку мы сейчас во многом повторяем издержки западной цивилизации, то вступили в полосу «сексуальной революции» то бишь либерализации норм сексуального поведения. А отсюда и целый ряд проблем:

Становление социологии религии
Социология религии изучает закономерности развития и функционирования религиозного сознания, место и роль религии в различных сферах жизнедеятельности людей, т.е. изучает религию как социальный инс

Социальные функции религии. Свобода совести
Социальная сущность религии реализуется через те функции, которые она выполняет. В числе важнейших следует отметить следующие. Компенсаторная. Эта функция связана с той ро

Типология религий
Ныне социологи выделяют три мировые религии: христианство, ислам и буддизм. В христианстве, как известно, различают три ветви: като

Религиозные организации
Религия не может существовать без своих организаций. Существует несколько основных типов религиозных организаций. Церковь – религиозная организация (открытая, формальн

Конфессиональаня ситуация в Украине
В настоящее время в Украине зарегистрировано около 60 конфессий, что является свидетельством свободы совести в стране. На смену тоталитаризму приходит возможность свободно исповедовать любую религи

Сущность и причины конфликтов
Проблема конфликта стара как мир, истоки ее исследования восходят еще к философам античности, которые пытались определить источник развития. В настоящее время теория конфликта одна из центральных в

Типология конфликтов
В современной социологии нет единой типологии конфликтов. Классификация конфликтов может строиться по: · структуре конфликта (горизонтальные, вертикальные);

Функции конфликтов
И в связи с этим следует отметить, что конфликты могут выполнять позитивные и негативные функции. К позитивным функциям конфликтов относятся: - стимулирование к изменениям

Динамика конфликта
Социальный конфликт, как правило, проходит три основные стадии: - конфликтная ситуация или предконфликтная; - открытая стадия, собственно конфликт; - завершение конфликта

Разрешение конфликтов
В социологии разработано немало рекомендаций, которые касаются различных аспектов конфликтной ситуации, поведения людей в этих условиях, выбора соответствующей стратегии поведения, а также средств

Объект и предмет социологии молодежи
В силу того, что многие проблемы социологии молодежи в той или иной мере освещались в других темах курса («Девиантное поведение», «Социология культуры», «Социология семьи и брака»), мы очертим толь

Социализация молодежи
Молодежь – это субъект истории, мощный фактор социальных перемен. Освоение молодежью культурных норм и социальных ролей осуществляется в процессе социализации, обусловленной экономическими, политич

Молодежная субкультура
Наиболее рельефно духовные искания молодежи проявляются в молодежной субкультуре. Молодежная субкультура – это культура молодежных общностей и групп с определенными типами ценностных ориентаций. Эт


Сборник подготовлен в память о нашем коллеге, безвременно погибшем докторе экономических наук, профессоре Андрее Николаевиче Нестеренко. В книге представлены его работы последних лет, опубликованные на страницах журнала `Вопросы экономики`, главы из монографии `Россия-2015: оптимистический сценарий`, главы из учебника `Экономика`, а также неоконченная рукопись монографии `Проблемы российской экономики: институциональный подход`.

История мировой экономики - это история человечества. Она аккумулирует хозяйственный опыт общества, воспитывает историзм, масштабность и реализм мышления, поскольку дает возможность познать и сопоставить развитие экономики разных стран в различные эпохи. Изучение истории мировой экономики показывает, как менялись от первобытности до настоящего времени производительные силы и отраслевая структура экономики, производственные отношения и формы организации производства, хозяйственный механизм управления и экономическая политика государства, а также социальная структура общества. Хронологический и страновой подходы к изложению материала позволили представить ведущие страны Древности, Средневековья, Нового и Новейшего времени и отразить основные особенности и тенденции в их экономическом развитии с выявлением факторов, обусловивших это развитие. Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, а также широкого круга читателей.

Рассматривается общая концепция функционирования экономики на основе математического анализа поведения отдельных участников экономического процесса в соответствии с преследуемыми ими целями и особенностями их взаимодействия. Первая часть книги посвящена содержательному анализу экономических процессов и не предполагает специальной математической подготовки читателя, вторая - его математическому обоснованию. Для специалистов в области общей экономики и теории управления, студентов вузов соответствующих специальностей, а также всех интересующихся нетрадиционными подходами к основам экономической теории.

Настоящая книга предлагает системный взгляд на политические механизмы выработки экономической политики в современном мире. Регулирование экономических процессов на национальном, региональном и глобальном уровне рассматривается как результат рыночного взаимодействия между группами, предъявляющими спрос на экономическую политику и осуществляющими ее предложение. На основе данного подхода формулируются рекомендации по широкому кругу практических вопросов экономической политики России. Книга предназначена для специалистов, исследующих вопросы экономического регулирования и занимающихся разработкой рекомендаций по его совершенствованию, а также для студентов, изучающих экономические дисциплины, политологию, мировую политику и международные отношения.

Предлагаемая вниманию читателя книга является продолжением двух опубликованных в 1998 и 2003 гг. работ под общим названием "Экономика переходного периода". В книге рассмотрены основные тенденции в экономическом развитии России в 2000 2007 гг. Подробно проанализированы макроэкономические, отраслевые и институциональные аспекты проводимых в стране экономических реформ. Выделены основные факторы, обеспечившие устойчивость экономического роста на протяжении рассматриваемого периода, а также ключевые нерешенные проблемы реформ, которые будут сдерживать дальнейшее развитие, в том числе ограничивать возможности по преодолению последствий развернувшегося финансового кризиса. Книга предназначена для специалистов в области экономической политики, для преподавателей, аспирантов и студентов экономических вузов.

В основе макроэкономического анализа российской экономики лежит критически переработанная доктрина Кейнса, а также концепции кейнсианско-неоклассического синтеза, "левых кейнсианцев", неравновесного анализа. Исследуется специфика проявления в российской экономике основных зависимостей, формулируемых кейнсианцами: эластичность агрегированного спроса по проценту и доходу, зависимость процента от предложения денег, мультипликативный эффект независимого спроса, влияние внешних факторов на распределение, инвестиции, экономический рост. Обосновывается необходимость модификации традиционных методов экономической политики, рекомендуемых кейнсианцами. Для научных работников, преподавателей экономических дисциплин, аспирантов, студентов экономических вузов.

Данная книга представляет собой компендиум опубликованных работ автора за 1988-2009 годы по проблемам трансформации российской экономики от плана к рынку, с упором на вопросы приватизации, развития финансовой системы и накопления в России. Первые работы относятся к рубежу 1990-х годов - времени кризиса плановой системы хозяйства и начала реформ. Последние пришлись на период мирового системного кризиса современного рыночного хозяйства либерального толка. Данная книга подготовлена не только как обычная научная монография для коллег по цеху, но и как "книга для чтения по истории и теории трансформации" для широких масс экономистов и всех работающих над теоретическими и практическими проблемами переходного периода и экономической политики в России. Она может быть полезна в университетах для преподавателей и студентов, для кого трансформация российской экономики и общества, прошедших двух десятилетий представляет интерес.

Данная книга представляет собой компендиум опубликованных работ автора за 1988-2009 годы по проблемам трансформации российской экономики от плана к рынку, с упором на вопросы приватизации, развития финансовой системы и накопления в России. Первые работы относятся к рубежу 1990-х годов - времени кризиса плановой системы хозяйства и начала реформ. Последние пришлись на период мирового системного кризиса современного рыночного хозяйства либерального толка. Данная книга подготовлена не только как обычная научная монография для коллег по цеху, но и как "книга для чтения по истории и теории трансформации" для широких масс экономистов и всех работающих над теоретическими и практическими проблемами переходного периода и экономической политики в России. Она может быть полезна в университетах для преподавателей и студентов, для кого трансформация российской экономики и общества прошедших двух десятилетий представляет интерес.

Данная монография является целостным научным исследованием индийской экономической истории и актуальных проблем ее современного экономического развития. Авторы рассматривают динамику и особенности развития страны на разных этапах ее доколониальной, колониальной и современной истории. Основное внимание в работе уделено анализу экономической политики, роли государственного сектора, аграрной экономики, социальной и экономической структуры промышленности, роли и места Индии в мировом хозяйстве, состоянию ее денежно-кредитной системы, государственных финансов, корреляции экономического роста и социальных процессов, российско-индийским экономическим отношениям. Книга рассчитана на научных работников, преподавателей, студентов и тех, кто интересуется состоянием и перспективами национального хозяйства одного из крупнейших государств современного мира.

В книге рассмотрены основные тенденции в экономике современной России. Подробно проанализированы макроэкономические, отраслевые и институциональные аспекты происходящих в стране экономических трансформаций. Выделены основные факторы изменений, а также ключевые проблемы, которые будут сдерживать дальнейшее развитие и ограничивать возможности преодоления последствий развернувшегося финансового кризиса. Для специалистов в области экономической политики, преподавателей, аспирантов и студентов экономических вузов, а также всех интересующихся современной экономической ситуацией.