Новый танк т 90м. Сравнение силовых установок. Сведения об улучшениях

В августе прошлого года министерство обороны и научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» подписали несколько контрактов на поставку бронетехники ряда типов. Вместе с другими образцами был заказан основной боевой танк Т-90М «Прорыв-3». За прошедшие несколько месяцев организация-подрядчик выполнила все необходимые подготовительные и теперь готова строить технику и затем передавать ее заказчику. Первые танки нового типа пойдут в войска в ближайшее время.

Последние сообщения о ходе работ по танку Т-90М появились 31 марта. Информационное агентство «Интерфакс-АВН» со ссылкой на неназванный источник, имеющий отношение к текущей программе, писало, что выполнение контракта с Минобороны уже началось. Часть заказанных основных танков будет передана заказчику уже в этом году. В то же время, источник не стал приводить точное количество бронемашин, сборка и поставка которых запланирована на текущий 2018 год.

Источник «Интерфакса-АВН» раскрыл любопытную особенность нынешних работ. Оказалось, что новая техника будет выпускаться двумя способами. НПК «Уралвагонзавод», выполняя заказ военных, построит с нуля лишь определенную часть танков нового типа. Оставшиеся Т-90М будут собраны путем перестройки, ремонта и модернизации базовых Т-90, в настоящее время служащих в разных частях вооруженных сил. Таким образом, актуальный контракт предусматривает и строительство, и модернизацию техники. Доли полностью новых и модернизированных танков в заказе не уточнялись.

Следует отметить, что новые сообщения из Нижнего Тагила подтверждают уже известные сведения. Так, в начале марта предприятие «Уралвагонзавод» огласило свои планы на ближайшее будущее, в том числе и в контексте проекта «Прорыв-3». Готовясь к визиту президента России Владимира Путина в Свердловскую область, корпорация опубликовало некоторые сведения о своей деятельности. Среди прочих тем было затронуто выполнение контракта на поставку танков Т-90М. Официально было объявлено, что строительство таких боевых машин начнется в этом году. Первая партия так же будет передана до конца года.

Чуть ранее, в самом конце января, информагентство ТАСС рассказало о ходе работ и текущей подготовке к ожидаемому производству танков. Представитель НПК «Уралвагонзавод» тогда сообщил о выполнении ряда основных подготовительных мероприятий. Кроме того, была сформирована межведомственная комиссия, которой предстоит осуществлять надзор над всеми требуемыми работами.

Тогда же были упомянуты количественные аспекты имеющегося контракта. Источник ТАСС указал, что первая партия танков Т-90М, выпуск которой запланирован на 2018 год, фактически будет представлять собой батальонный комплект. Напомним, в настоящее время батальону отдельной танковой бригады сухопутных войск полагается 42 танка. Таким образом, уже в этом году российская армия получит не менее нескольких десятков новейших бронемашин Т-90М.

В конце января также упоминались общие сроки и объемы текущей программы производства техники. ТАСС писало, что бронемашины типа «Прорыв-3» будут выпускаться в течение всего времени действия текущей Государственной программы вооружений. Какая именно программа имелась в виду – завершающаяся, рассчитанная на 2011-2020 годы, или стартовавшая, действующая в 2018-2025 годах, – не уточнялось. Общее число желаемых танков так же не было названо. Представитель корпорации-разработчика указал, что объемы производства будут определяться заказчиком.

На тот момент оставался актуальным вопрос официального принятия Т-90М на вооружение российской армии. По данным ТАСС, это событие должно будет состояться в ближайшие месяцы. Очевидно, приказ о принятии танка на вооружение появится почти одновременно со сдачей первых серийных машин.

Темпы производства новой бронетехники в ближайшие годы несколько недель назад были озвучены руководством министерства обороны. В феврале заместитель министра обороны Юрий Борисов, рассказывая о новых проектах, заявил, что ежегодно армия будет получать по 200 танков. В это число будут входить как машины новой постройки, так и модернизированные образцы. Речь идет о технике нескольких современных модификаций, в том числе новейшей Т-90М. При этом доля перспективных Т-90М в этих планах не уточнялась. Можно предполагать, что такие танки станут одними из самых массовых среди планируемых к постройке или модернизации.

В недавнем прошлом неоднократно указывалось, что строительство новых танков Т-90М «Прорыв-3» позволит заметным образом повысить боеспособность танковых частей. Получая такую технику, подразделения смогут более эффективно решать поставленные задачи, что положительным образом скажется на общих показателях сухопутных войск. Кроме того, поставка построенных и модернизированных машин позволит решить одну из главных задач текущих Госпрограмм вооружения, предусматривающих серьезное повышение доли новой техники в войсках.

Напомним, основной боевой танк Т-90М стал последним на данный момент результатом программы с шифром «Прорыв». В рамках нескольких последовательно разработанных проектов предлагались те или иные способы обновления и улучшения существующей конструкции танка Т-90. Самый новый и совершенный вариант такой модернизации в прошлом году получил одобрение военного ведомства, и теперь ему предстоит поступить в войска.

Все основные опытно-конструкторские работы и переговоры были завершены не позднее августа прошлого года. Во время международного военно-технического форума «Армия-2017» министерство обороны России и НПК «Уралвагонзавод» подписали первый контракт на производство танков, названных Т-90М. Тогда сообщалось о желании военного ведомства получить не менее нескольких десятков боевых машин, однако точные цифры не назывались. Не уточнялась и стоимость контракта. Впрочем, официальные лица указали, что нижнетагильское предприятие за реализацию нескольких контрактов получит более 22 млрд рублей.

К этому времени уже стали известны некоторые подробности перспективного проекта. Через несколько недель сложившаяся картина была дополнена новыми сведениями. В середине сентября 2017 года на одной из площадок Ленинградской области состоялась первая публичная демонстрация опытного танка Т-90М. К тому времени, как сообщалось, танк-прототип справился с заводскими испытаниями и вышел на государственные. Также осенью стало известно, что новые боевые машины, вероятнее всего, будут выпускаться путем перестройки и обновления имеющихся. Согласно последним данным, модернизация строевой техники будет вестись параллельно со строительством новой.

Согласно официальным данным, новый проект «Прорыв-3» предусматривает использование некоторых компонентов серийных танков семейства Т-90 в сочетании с рядом совершенно новых изделий. Кардинальному обновлению подвергается боевое отделение машины. Изменяется радиоэлектронное оснащение в целом и средства управления огнем в частности. Штатная защита дополняется современными устройствами нескольких типов. За счет всего этого достигается существенный рост боевой эффективности и основных технических характеристик.

Сохраняя имеющийся броневой корпус с комбинированной защитой лба и классической компоновкой, танк Т-90М получает новое внутреннее оснащение. Так, в корме корпуса помещаются основной двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. и вспомогательная силовая установка, предназначенная для энергоснабжения бортовых систем при выключенном моторе. Снаружи на корпусе монтируются блоки динамической защиты «Реликт». Упоминалась возможность применения новейшего комплекса активной защиты «Афганит».

Боевые качества также улучшаются за счет кардинальной переработки боевого отделения. В качестве основного используется орудие-пусковая установка типа 2А46М-4. Также в недавнем прошлом появлялась информация о возможности оснащения Т-90М современным изделием 2А82-1М. В обоих случаях танк сохраняет возможность использования всех существующих 125-мм боеприпасов и управляемых ракет комплекса «Рефлекс». На одной установке с орудием остается спаренный пулемет ПКТМ. Над командирской башенкой монтируется дистанционно управляемый боевой модуль с пулеметом.

Серьезной переработке подвергаются система управления огнем и рабочие места экипажа. Так, командиру и наводчику теперь предстоит использовать пульты с жидкокристаллическими экранами, совмещенные с некоторыми традиционными органами управления. По известным данным, СУО и ее компоненты позволят модернизированному танку работать в любое время суток и находить цели на больших дальностях.

Заказ на серийное производство танков Т-90М появился в конце лета прошлого года. Как стало ясно чуть позже, на тот момент опытная техника этого типа уже завершала необходимый комплекс испытаний. До недавнего времени НПК «Уралвагонзавод», которой предстоит выпускать такую технику, вела работы по подготовке строительства новых танков и модернизации серийных Т-90. В обозримом будущем предприятие-подрядчик должно будет изготовить и передать военному ведомству первую партию Т-90М в количестве нескольких десятков машин. Затем работы будут продолжены, и в течение нескольких следующих лет армия получит ряд новых партий такой техники.

До конца года российские сухопутные войска получат и начнут освоение первого батальонного комплекта новейших основных боевых танков Т-90М. Параллельно будет продолжаться поставка модернизированных Т-72Б3, а затем стартует производство машин Т-80БВМ, так же прошедших ремонт и модернизацию. Актуальные планы министерства обороны предусматривают самое серьезное обновление парка бронетанковых войск при помощи реализации нескольких проектов модернизации разных танков. Это, как ожидается, должно положительным образом сказаться на армии в целом. В самом ближайшем будущем свой вклад в боеспособность сделают новые танки, созданные в рамках программы «Прорыв-3».

По материалам сайтов:
http://militarynews.ru/
http://rg.ru/
http://interfax.ru/
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://uvz.ru/
https://bmpd.livejournal.com/

Уралвагонзавод параллельно с созданием танка и боевых машин на платформе «Армата» модернизирует и стоящую на вооружении бронетехнику. Появилась фотография новейшего варианта российского основного боевого танка Т-90. Причем, не на сайте компании, а на корпоративном календаре на 2017 год Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ), которое входит в состав корпорации Уралвагонзавод.

Новая модификация получила обозначение Т-90М и была создана в рамках ОКР «Прорыв-3». Впервые сведения об этой машине появились на форуме «Армия-2015». Было заявлено, что по сравнению с предыдущей модификацией, у Т-90АМ (экспортный вариант — Т-90СМ), будут повышены такие боевые характеристики, как огневая мощь, управляемость и защищенность.

Главным отличием танка от предыдущих модификаций является башня новой конструкции с размещением боеукладки за пределами боевого отделения. Также увеличена длина ствола 125-мм пушки и внедрена новая система управления огнем. Что предполагает увеличение дальности и точности стрельбы, в том числе и с хода. Пространство между башней и корпусом дополнительно защищено висячими экранами, улучшена динамическая защита брони.

Предполагается, что Министерство обороны подпишет контракт на закупку четырехсот Т-90М.

Сообщаются и некоторые характеристики обновленного танка. Экипаж — 3 человека. Боевая масса — 50 тонн. Клиренс — 450 мм. Мощность двигателя — 1130 л.с., что на сотню больше, чем у предыдущей версии. Запас хода по шоссе — 550 км. Основное орудие танка — гладкоствольная пушка калибра 125 мм. Есть два пулемета — 7,62 мм и 12,7 мм.

Поскольку сведения о новых свойствах танка ограничены, то при сравнении Т-90М с некоторыми основными танками мира будем пользоваться характеристиками предыдущей модификации. Разумеется, с учетом того, что они у Т-90М выше.

Танк имеет автомат заряжания, что, казалось бы, само собой разумеющееся качество для современного танка. Однако у немецкого танка «Леопард-2» такового нет. А это в определенной мере ухудшает боеспособность танка за счет снижения скорострельности пушки. К тому же часть боекомплекта находится в непосредственной близости от заряжающего, что чревато трагическими последствиями в случае детонации или пожара.

M1 Abrams (Фото: defense.gov)

Примерно так же обстоят дела и в американском «Абрамсе», поскольку в нем используется та же самая 120-мм пушка немецкой компании «Рейнметалл». Правда, конструкторы танка «подстелили соломки»: в случае детонации боекомплекта внутри орудийной башни срабатывает вышибной люк, через который взрывная волна выходит наружу.

Что же касается сравнения пушек, то тут характеристики примерно одинаковые. Однако в новой модификации конструкторы совершили, смело можно сказать, прорыв по части огневой мощи. Пушка 2А46М заменена на «пушку нового столетия» 2А82. Она имеет не только более длинный ствол, но и оснащается боеприпасами, имеющими большую мощь. Несмотря на удлинение ствола, он на 60 сантиметров короче, чем у немецкой пушки L-55, используемой в «Абрамсе» и «Леопарде-2». Но дульная энергия у 2А82 в 1,2 раз выше, чем у L-55.

Сравнивать толщину брони мы не имеем возможности, поскольку данные по Т-90 засекречены. Известно лишь, что у всех танков комбинированная многослойная броня. У российского и американского танков есть динамическая защита брони, которая противовзрывом накладных ячеек «ломает» неприятельский боеприпас. Немцы решили ограничиться лишь дополнительным обвесом нереактивными защитными элементами. Нет у них и активной защиты танка.

Активная защита «Абрамса» и Т-90 представляет собой лазерную систему, которая «обманывает» головки самонаведения управляемых боеприпасов, уводя их в сторону. Также имеются гранатометы для поставки дымовых завес.

При сравнении габаритов этих трех танков понятно, что Т-90 менее уязвим для обстрела: его лобовая проекция почти на 20% меньше, чем у «немца» и у «американца». А за счет меньшей на 12 тонн массы Т-90 обладает лучшей подвижностью и проходимостью. Но не скоростью. Т-90АМ развивает на шоссе 65 км/ч, «Абрамс» — 67 км/ч, «Леопард-2» — 72 км/ч. Что обеспечено использованием существенно более мощных, 1500-сильных, двигателей.

Leopard 2A5 (Фото: Bundeswehr-Fotos/de.wikipedia.org)

К значительному недостатку предыдущих модификаций Т-90 относится низкая технологичность ремонтно-восстановительных работ. Так, например, на замену двигателя уходит 6 часов. В то же время немецкие механики справляются с аналогичной задачей всего лишь за четверть часа.

Как ни странно, в боекомплект немецкого танка входят только фугасные и бронебойные подкалиберные снаряды, обладающие большой пробивной мощностью. Но эта мощность сокращается с увеличением дальности стрельбы. А управляемые ракеты, сохраняющие энергию на всей дальности полета, отсутствуют. Относительно такого оружия у «Абрамсов» точных сведений нет. Но, поскольку пушка у танков одна и та же, то и стрельба из нее ПТУРсами весьма проблематична. Танк Т-90 оснащен ракетами «Рефлекс-М» с дальностью стрельбы до 5 километров. Наводится на цель по лазерному лучу. Оснащена тандемной кумулятивной боевой частью, служащей для преодоления брони под динамической защитой.

Эта разница в составе боеприпасов очень существенна. Т-90 при встрече с «американцем» и «немцем» способен наносить по ним удары на расстоянии в 5 км. И лишь через 1,5 км, когда расстояние сократится до 3,5 км, они будут способны открыть ответный огонь.

Периодически составляются рейтинги танков, наиболее авторитетными считаются американские. Именно на них все и ссылаются. Именно на них обращают внимание и закупочные комиссии. Насчет своего «Абрамса» американцы не скупятся, по большей части он выдвигается на первую позицию. Рядышком находится «собрат по пушке» — «Леопард-2». В пятерку допускают также японский «Тип 50» и британский «Челленджер-2». В пятерку то попадают, то покидают ее наш Т-90 и израильский «Меркава» (Колесница). Порой возникают скандалы. По результатам войны в Ираке 2003 года абсолютным рекордсменом, к которому близко никто не может приблизиться, стал «Абрамс». Однако через год стало известно, что иракцы при помощи примитивных гранатометов РПГ-7 и самодельных мин уничтожили 80 американских танков. А вскоре из 1135 использовавшихся в Ираке «Абрамсов» 530, почти половина (!), были отправлены в США для ремонта в заводских условиях.

Существует и еще один показатель эффективности бронетехники — спрос на нее на мировом рынке. Он значительно более объективен. Так вот, основных боевых танков отечественного производства продается за границу больше, чем всех вместе взятых у конкурентов российской бронетехники. В процентах за последнее трехлетие это составило 56,6% от мирового рынка.

Американцы сознательно отодвигают за пределы первой тройки не только Т-90, но и «Меркаву». Поскольку она, как минимум, равноценна по возможностям «Абрамсу», но, скорее всего, превосходит его. В значительной степени это предопределено тем, что последняя модификация, очень глубокая, с изменением даже корпуса, — «Меркава-4» — появилась в начале нулевых годов. В то время как «американец» и «немец» пришли в войска в 80-е годы. И, следовательно, новый израильский танк более развит как в технологическом отношении, так и в концептуальном. Кстати, Т-90 постарше всего лишь на 10 лет.

В «Меркаве» впервые в истории использована активная защита. «Армата» будет второй. Комплекс активной защиты (КАЗ) танка «Меркава-4» «Трофи» включает в себя 4 антенные решетки РЛС, расположенные под углом 90 градусов относительно друг друга, и системы реактивных гранат, установленных в амбразурах по бокам танка. При обнаружении при помощи РСЛ неприятельского боеприпаса, угрожающего танку, вычисляется его траектория. И в нужный момент выстреливается граната, уничтожающая осколками этот боеприпас. При этом автоматически производится перезарядка отстреленных гранат.

КАЗ был разработан в 2003 году. Однако из-за проблем с финансированием его установку на танки отложили на неопределенный срок. Ошибочность этого решения в полной мере танкисты ощутили на себе во время ливанской войны 2006 года, когда из 400 танков были подбиты 52. Преимущественно при помощи ракет новейшего российского ПТРК «Корнет». После чего все танки начали комплектоваться КАЗ «Трофи». В результате последующей эксплуатации танков комплекс доказал свою эффективность, 100-процентно отразив несколько выпущенных по израильским танкам реактивных гранат и даже ракет ПТРК «Конкурс» и «Корнет». «Немец» и «американец» на такое не способны.

К достоинствам израильского танка следует отнести и стрельбу через орудийный ствол управляемыми ракетами, имеющими дальность 8 км, и мощную динамическую защиту, включая даже верхнюю проекцию, и эффективную противоминную защиту. Все это, конечно, хорошо, но вес танка возрос до 70 тонн. 1500-сильный двигатель с весом справляется, однако подвижность и проходимость танка на слабых почвах невелики. Впрочем, танк создавался, прежде всего, для местных условий, и в них он работает нормально.

Так что именно «Меркава» и наш Т-90М могли бы поспорить за первое место в рейтинге, оттеснив нынешних лидеров на третье и последующие места.

Т-90М – это средний или основной танк, который в ближайшее время будет запущен в серийное производство и поставлен на вооружение армии России. Машина уже была продемонстрирована широкой публике при прохождении испытаний в сентябре 2017 года.

Разумеется, новый танк сложно назвать самостоятельной и уникальной единицей боевой техники. Скорее, речь идёт о глубокой модернизации танка Т-90 и его модификаций. Однако, конструкторы внесли в привычную компоновку машины ряд серьёзных изменений, поэтому Т-90М вполне мог претендовать на индивидуальное название. Познакомимся поближе с конструктивными особенностями и боевыми возможностями этой техники.

История проекта

Датой создания этой машины можно считать 1989 год, когда под руководством главного инженера Владимира Поткина прошли первые и весьма успешные испытания нового танка Т-90. В серию эта модель пошла в 1992 году, и за время выпуска танк неоднократно модернизировался.

Если говорить конкретно о Т-90М, эта машина появилась в результате проекта «Прорыв», над которым в 2005 году вело работы Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения. В рамках данного проекта разрабатывался унифицированный боевой модуль, получивший кодовое название «Прорыв-2», и впоследствии представленный на полигоне в качестве модернизированного танка Т-90С.

Однако, на этом деятельность УКБТМ не была завершена, и стартовал проект «Прорыв-3», целью которого было создание боевой машины, превосходящей по эффективности немецкие «Леопарды» и американские «Абрамсы». Опытный образец был создан в цехах Уралвагонзавода, и наглядно продемонстрировал, что конструкторы КБ справилось с поставленной задачей. Кстати, этим же предприятием выпускаются боевые машины класса «Армата», поэтому работы над созданием Т-90М велись параллельно.

Что нового

В целом, привычный вид Т-90 изменился мало: сохранилась общая компоновка, была немного переработана башня и корпус. Однако, инженеры не занимались рестайлингом, они повышали боевую эффективность машины и эргономику производства. В рамках модернизации, серьёзные изменения претерпели системы управления огнём, командная управляемость, навигационно-поисковое оборудование и другие элементы, имеющие отношение к повышению эффективности и боевой мощи.

К существенным изменениям можно отнести переустройство боевого отделения. Теперь у экипажа появилось больше свободного пространства, устанавливаются комфортабельные кресла. Кроме этого, танк получил автоматическую систему заряжания. В целом, это вполне стандартное требование для современных боевых машин, однако, автозаряда орудия нет у «Леопардов» и «Абрамсов», поэтому эти-таки заметно проигрывают российскому аналогу в плане скорострельности и огневой мощи.

Отдельно можно выделить экономику производства. Проект «Прорыв-3» планируется внедрять без создания новых машин. В частности, в качестве базовой основы будут использованы основные узлы и механизмы Т-90. Поэтому поставки новой техники для сухопутных частей будут осуществляться путём переоборудования старых машин.

Конструктивные особенности

Рассмотрим характеристики основных узлов.

Командная управляемость

В оснащение танка интегрирована система БИУС – бортовое информативное управление. В результате осуществляется постоянный контроль и диагностика основных узлов, выполняется блокировка ошибочных действий механика-водителя. Благодаря БИУС, заметно повышается рабочий ресурс основных узлов и электроники, снижается вероятность поломок.

Помимо этого, здесь установлена система управления тактического звена, которая объединяет всю необходимую аппаратуру единую мультиплексную сеть. В результате упрощается взаимодействие всех бортовых систем: заряжание, постановка дымовых завес, топографическое ориентирование, распознавание сигналов «свой-чужой». Радиоаппаратура обеспечивает скрытую связь с эффектом постановки защитных помех. Кроме этого, предусмотрена функция программного изменения частоты.

Подвижность и манёвренность

Динамика Т-90М находится на высоком уровне. Здесь установлена новая силовая установка В-92С2Ф, производительностью 1 130 л. с. Здесь нужно уточнить, что российский танк обходит все западные аналоги в плане динамики и проходимости, хотя и проигрывает по скоростным показателям.

Отделение механика-водителя оснащается информативным ЖК-дисплеем, куда выводятся данные о состоянии двигателя и узлов трансмиссии. Отдельного внимания заслуживает автоматическое переключение скорости, что заметно снижает утомляемость во время длительных переходов.

Защита

Ключевой особенностью защиты стало размещение боеукладки за пределами боевого отделения, что повышает уровень безопасности экипажа в случае детонации снарядов. Кроме этого, были учтены недостатки защищённости танков предыдущих моделей.

В частности, лобовую проекцию башни и бортов закрывают комплекты динамической защиты класса «Реликт». Моторное отделение и периметр башни защищены дополнительными сетчатыми экранами. Боевое отделение изнутри покрыто противоосколочным подбоем на основе арамидных нитей. Нужно отметить, что динамическая защита построена по модульному принципу, что позволяет вариативно изменять отдельные компоненты в зависимости от поставленных задач.

Вооружение

В качестве основного вооружения Т-90М получил 125-миллиметровое гладкоствольное орудие 2А46М-4. К дополнительному вооружению относится ракетный комплекс «Рефлекс» с дальностью поражения целей до 5 километров, спаренная пулемётная точка.

Управляется вооружение посредством высокоэффективной СУО «Калина». К безусловным преимуществам можно отнести панорамный прицел командира – абсолютная новинка для российских танков. Кроме этого, система управления огнём сопряжена с автоматическим указателем цели, что упрощает ведение боя в режиме «Hunter-Killer».

Технические характеристики

Основные тактико-технические характеристики модернизированной машины пока держатся в секрете и не подлежат разглашению. Однако достоверно известны следующие параметры:

  • Снаряжённая масса – 50 000 кг.
  • Дорожный просвет 450 мм.
  • Мощность дизеля – 1 130 л. с.
  • Основное орудие – 125 мм.
  • Спаренный пулемёт – ПКТМ калибра 7.62 мм.
  • НСВ для подавления огневых точек и воздушных целей – 12.7 мм.
  • Запас хода – 550 километров по шоссейной дороге.
  • Экипаж – 3 человека.

Согласно предварительным данным, Министерство обороны РФ уже подписало контракт на поставку в войска порядка 400 единиц Т-90М. Предполагается, что эти машины должны поддержать боеспособность армии до появления в достаточных количествах более перспективных танков «Армата».