Нужно ли учиться в институте? Почему ребенку не стоит идти в институт после школы Стоит ли поступать в институт

Итак, средняя зарплата очень среднего молодого специалиста по сравнению с 2015 годом в 2016 году выросла... аж на 300 рублей. Это если выпускник вуза нашел работу. Недавно опубликованный мониторинг Минобрнауки дает цифры: находят чем заняться только 75% окончивших университеты и институты. В мониторинге, правда, не говорится соответствует ли полученная в высшем учебном заведении специальность тому, за что молодому человеку платят зарплату. Могу предположить: работа продавцом в овощном магазине или приемщиком в химчистке - тоже вариант для выпускников экономических и юридических факультетов.

Вопрос только - нужно ли было просиживать четыре года в аудитории, чтобы потом раскладывать по полкам капусту и укроп? И зачем вообще нужно высшее образование? (Кстати, выпускники экономических и юрфаков в среднем даже недотягивают и до 27 700 - у них зарплаты 27 тысяч и 26 тысяч рублей соответственно.)

Кто молодец

Собственно, мониторинг дал вполне ожидаемые результаты. Находят работу по специальности и неплохо зарабатывают выпускники МГУ , СПбГУ и Национальных исследовательских университетов - такой статус не так давно получили ведущие российские вузы (см. таблицу). Среди нужных специалистов - авиационные и ракетно-космические инженеры, медики, фармацевты, знатоки ядерной энергетики, теплоэнергетики, химических технологий, геологи, горняки и нефтяники (см. таблицу).

Но таких специалистов у нас готовят полсотни вузов. Вопрос - а кого готовят остальные почти девять сотен?

Вуз или не вуз

А-а-а, вот ваши дети университеты пооканчивали, а наших вы в ПТУ запихнуть хотите! - это обычная первая реакция на разговор о том, куда поступать и зачем.

И на следующий вопрос: «А вы уверены, что именно вуз сделает дальнейшую жизнь вашего ребенка счастливой и успешной?» возникает долгое задумчивое молчание.

Школа, вуз, работа - это давно привычная схема. И мало кто из родителей, а тем более бабушек и дедушек готов согласиться, что она устарела. Между тем большинство вузов не столько учат, сколько доращивают детишек. Первые два года минимум. Только где-то лет в 19 у ребят просыпается понимание: «Ой, куда я поступил? Зачем мне это?!»

Главный игрок на рынке профориентации - вуз, - рассказывал на Радио «КП » Владимир Оглоблин , партнер профориентационного портала «Проект Про», эксперт комитета по образованию «Деловой России ». То есть только в вузе, и то не сразу студенты соображают, какую профессию получают. И задумываются.

В итоге выходят условными «специалистами» и не в состоянии выстроить карьеру. Да и какому работодателю нужен вялый специалист, который из-под палки делает нелюбимое дело?

А можно было поступить по-другому? Можно! Вуз - это только одна из возможных траекторий. И не всегда лучшая. Слабый вуз - почти всегда гарантия неуспешности в жизни после его окончания. Знаний мало, перспективы доучиться немного. При этом сегодня вариантов, чтобы выстроить успешную карьеру, множество.

Главный вопрос - не где учиться, а какой набор навыков, умений, знаний ты хочешь получить, чтобы стать успешным и востребованным на рынке труда, - объясняет Оглоблин. - Ты выбираешь учебное заведение по тому, какие компетенции оно тебе дает, как изменится твоя цена после этого на рынке. Это как в компьютерной игре. Занял один уровень, прокачал, набрал силу и иди на следующий. Для этого есть колледжи, курсы, онлайн-обучение, короткие программы, образовательные семинары. В колледже за два-три года можно получить профессию программиста, системного администратора, специалиста по туризму или гостиничному хозяйству, дизайнера, слесаря, оптика. Мерчандайзер (товаровед по-старому) в Москве может рассчитывать максимум на 35 - 40 тысяч рублей. А токарь 5-го разряда, разбирающийся в современных станках и технологиях, будет зарабатывать от 50 тысяч, а то и все 100. Хочешь развиваться дальше - прокачивай следующий уровень.

Выбор вуза в этом смысле - это длинное, сложное и рискованное дело, - продолжает Оглоблин - В советское время можно было за пять лет получить диплом и потом почти всю жизнь его монетизировать. Сегодня надо постоянно развиваться. Помните, в прошлом десятилетии были популярны пейджеры? Их выпускали сотнями тысяч, компании работали. За пять лет индустрия развернулась и исчезла. А скоро исчезнет такая отрасль, как автомобильные перевозки. Вернее, принципиально изменится. Не нужно будет столько водителей, диспетчеров - по дорогам будут ездить машины с автопилотом.

- А если все-таки родители настаивают - надо идти в вуз?

Мой совет: выбирать максимально сложное для себя. Если уж ты тратишь 4 - 5 лет жизни, постарайся выжать из них максимум, пока мозг активный, пока нет нагрузки в виде семьи, ипотеки. Думаю, менеджмент, экономика, юриспруденция, любая гуманитарная специальность, которую можно получить, почитав книги, послушав онлайн-курсы, - это не то, на что стоит тратить время в вузе.

ВАЖНО!

По данным Аналитического центра при правительстве РФ , в ближайшее время каждый десятый выпускник вуза может остаться без работы после завершения обучения. Предложение превышает спрос на рынке труда на 18%.

Для того чтобы получать образование, а не «доращиваться» в вузе, теряя годы, нужно еще в школе понимать, кем хочет стать ребенок. Можно ли определиться еще за партой? Владимир Оглоблин говорит: можно.

У ребенка, вполне естественно, не может быть полного представления о той или иной профессии, - объясняет Владимир. - Поэтому мы употребляем такое слово, как «гипотеза». В каком месте ребенку было бы интересно, комфортно, где бы мог зарабатывать? - рассуждаем мы вместе с родителями. - Ребенок говорит: хочу быть маркетологом. Отлично. Что для этого нужно, чтобы проверить эту его гипотезу? Можно пройти тест, посмотреть, как твои способности коррелируют с этой профессией. Можно сходить в компанию, которая занимается маркетингом, посмотреть на этих людей, понять, хочешь ли ты среди них всю жизнь прожить. Есть вузы, в которые можно сходить. Есть лидеры профессионального мнения, состоявшиеся маркетологи, биографию которых ты можешь изучить и подумать, насколько тебе такой путь в жизни близок. Есть практики и стажировки - не думаю, что какая-то компания откажет, если придет школьник с родителями и попросит посмотреть, как здесь работается сотрудникам.

- Насколько объективны тесты?

Тест позволяет ребенку сориентироваться хотя бы в первых двух-трех гипотезах, кем он хочет стать. Тесты бывают разные. Есть Центр гуманитарных технологий при МГУ с базой, основанной еще на исследованиях советской школы. Причем тест можно пройти дистанционно из любого региона. Он помогает найти свой вуз. У нас тоже есть свой тест - он больше ориентирует на выбор профессии, а не вуза. Чем раньше вы нащупаете, что вашему ребенку интересно, тем больше шанс, что он станет успешным.

Поступать в ВУЗ или нет? Этот вопрос волнует многих выпускников. Стоит ли тратить еще минимум пять лет на получение диплома о высшем образовании? Какие перспективы ожидают выпускников институтов и университетов? На практике мы то и дело сталкиваемся с людьми, которые построили свой бизнес и чувствуют себя вполне комфортно и без наличия диплома. Стоит ли повторять их опыт? Вопреки распространенному мнению о том, что наличие высшего образования не дает молодым людям практически никаких преимуществ, желающих поступить в ВУЗ, год от года не становится меньше. Какие же причины поступления в ВУЗ считают наиболее важными сами выпускники?

Перспективы дальнейшего трудоустройства

Среди причин, повышающих значимость высшего образования, в первую очередь следует отметить возможность трудоустройства. При этом речь идет не только о получении высокооплачиваемой престижной работы. В наши дни молодые люди понимают, что на рынке труда без опыта и знаний им будет непросто найти работу и любое конкурентное преимущество при поиске вакансии будет очень кстати. При этом большинство востребованных специальностей можно получить только в высшем учебном заведении. Если выпускник хочет стать юристом, врачом, IT-специалистом, получить инженерную специальность – поступление в вуз для него будет обязательным.

Достойный уровень жизни, стабильное материальное положение

Многие выпускники связывают наличие высшего образования с возможностью достойным образом обеспечить себя и свою семью. Несомненно, что в современных условиях, это относится далеко не к каждой специальности, которую можно получить в институте или университете. И далеко не всегда даже наличие диплома юриста престижного ВУЗа гарантирует в будущем высокие доходы и стабильное материальное положение.

Карьерный рост

Возможность карьерного роста напрямую связана с наличием соответствующего образования. Это касается как государственных служб и организаций, так и коммерческих компаний. Даже если вы давно работаете в компании и показываете отличные результаты, для продвижения по карьерной лестнице может потребоваться наличие высшего образования. Именно поэтому многим людям приходится получать диплом в среднем возрасте, а это уже намного сложнее.

Самореализация

Получение высшего образования с целью самореализации – причина для тех выпускников, которые уже определились со своими интересами и предпочтениями и уверены в выборе специальности. Но в большинстве случаев этот выбор достаточно сложен и сразу после школы сделать его удается не многим.

Повышение уровня знаний

Далеко не все выпускники ставят перед собой определенные практические цели. Среди современных молодых людей немало и таких, кто хочет расширить свой кругозор и получить новые знания. Для них необходимость получения высшего образования заключается в самом образовании. В этом случае полученная специальность нередко не находит практического применения, но при этом способствует повышению самооценки, что для современного человека также очень важно.

Другие причины

Также среди причин поступления в ВУЗ выпускники отмечают престиж, необходимость угодить родителям, возможность не служить в армии. Многих привлекает студенческая жизнь как таковая: расширение круга знакомств, возможность повеселиться, а также удачно выйти замуж.

В наши дни выпускники могут выбирать не только любой из отечественных ВУЗов, но и престижные зарубежные высшие учебные заведения. Широкие возможности выбора ВУЗа также повышают популярность высшего образования.

«Как ушёл? Почему?!» - эту фразу я слышу каждый раз, когда пытаюсь ответить на вопрос о том, почему я сейчас не в университете. «У тебя, наверное, что-то плохое произошло, из-за чего тебе пришлось уйти, да?» Конечно, ведь просто так никто из университета не уходит, верно? Или нет?

Понимая, что, кроме такой реакции, мой уход больше ничего не вызовет, я стараюсь не отвечать на этот вопрос или уходить от дискуссий, ведь каждый считает своим долгом сказать мне, что я поступил неверно. Со временем я понял, что нет смысла стыдиться своего решения, особенно если я считаю, что поступил на 100% правильно.

Поэтому я хочу рассказать вам, почему университет в его теперешнем состоянии - это не то, что нужно мне, вам и вашим детям.

Мы хотим быть как остальные

Вспомните, что происходит в школах с детьми, которые носят очки или стараются хорошо учиться. В лучшем случае их не примут в компанию «крутых», в худшем - главной целью этой компании станет сделать их жизнь невыносимой. Но, конечно, как там любят говорить? «Они же дети, они не понимают». Ну да, не понимают.

Итак, с самого детства мы хотим быть такими же, как остальные. А что делают «все остальные» после школы? Стараются попасть в университет. Желательно на бюджет. Если это удаётся, цель-максимум выполнена. Если нет, то родителям придётся потратить тысячи долларов на ваше обучение или же выбрать учебное заведение попроще - техникум или модный колледж, который, по сути, является тем же техникумом.

Начинается то время, о котором говорят как о самом лучшем времени в жизни человека, подразумевая под этим, конечно же, не учёбу. А скорее то, что вы будете пить (много), общаться с противоположным полом и иногда ходить на занятия, стараясь высидеть хотя бы половину. Перечитав этот абзац, я понял, что звучит он не так уж плохо.

И большинству этого достаточно. Они забывают о том, сколько времени уходит в пустоту, сколько денег тратится на учёбу, которая не приносит никакой пользы. Я, к примеру, учился не в самом дорогом вузе Украины, и за это время только на учёбу было потрачено 7 000 долларов. Думаю, это самая большая инвестиция моих родителей в меня. Оправдалась ли она? Увы.

Учёба в университете - это не единственный путь

Сколько курсов я мог бы посетить на эти деньги? Курсов настоящих профессионалов, которые посвятили своему делу десятки лет, которые обожают то, что они делают, и готовы делиться полезными знаниями. Сколько книг можно было купить? Буду заканчивать с банальными вопросами, вы и так знаете ответ.

Учёба в университете больше не гарантирует профессионального успеха в будущем.

Одна из причин этого заключается в мотивации. Когда мы делаем то, что нам нравится, мы руководствуемся . То есть нам нравится сам процесс. Деньги, поощрение или похвала отходят на второй план. Ведь, согласитесь, гораздо приятнее заниматься делом и получать удовольствие не только от вознаграждения, но и от самого процесса.

К сожалению, университет идёт совсем другим путём. Учёба подразумевает скуку, монотонность и отсутствие интереса, и всё это ради эфемерной цифры в бумажном журнале. А если эти эфемерные цифры будут хорошими, то через пять лет вы сможете получить эфемерную красную пластиковую бумажку. Для этого стоит жить.

Это сродни тому, когда долго пьёшь колу и забываешь, что жажду можно утолять водой. Или когда долго ездишь на машине и забываешь, что дойти от работы до кафе можно и пешком. Так же и с университетом.

Мы забываем, что сам процесс обучения, а потом и работы может быть приятен.

У меня есть друг, который тоже ушёл из университета. Четыре года обучения в вузе дали возможность понять, что ему хочется чего-то другого. В его случае это дизайн. Всего полгода интенсивного самообучения, несколько неудачных попыток устроиться на работу, и он всё-таки работает веб-дизайнером. Это ещё не компания его мечты, но однозначно одна из ступеней на дороге к ней. Такой пример очень вдохновляет.

Не означает того, что вы должны закрыться в комнате и не контактировать с другими людьми. Семинары, конференции, люди с похожими интересами - у вас есть огромное количество способов общаться с интересными людьми, а главное - учиться. Когда обучаешься не для награды в будущем, а просто потому что это нравится, сам процесс безумно вставляет.

Я наконец смог сформулировать то, что мне больше всего не нравится в университете:

В учёбе в университете нет страсти.

Более того, если ты приходишь туда со своей страстью, у тебя её наверняка отобьют. Университеты в их текущем состоянии убивают желание учиться. Это касается даже медицины, которую так любят приводить в пример защитники стандартного образования. В моём городе медицинский университет уже давно заслужил репутацию самого взяточнического учебного заведения. Вспомните об этом, когда придёте на приём к молодому специалисту.

Разве не будет более логичным самому выбирать интересные предметы? Но нет, финансисту нужно учить философию, медику - историю экономической мысли, а архитектору - химию. Расширяем кругозор - так это называется? Я не хочу расширять свой кругозор бесполезными знаниями, умноженными на субъективизм преподавателя.

Учась самостоятельно, вы можете сами выбирать свой путь.

Хотите выучить английский язык? Можете составить программу, которая будет включать в себя просмотр фильмов в оригинале с субтитрами, чтение английских книг, изучение новых слов из статей в интернете и использование Duolingo. Это гораздо лучше, чем каждый день сидеть с учебником Голицинского, от которого со временем начинают появляться приступы тошноты.

С появлением таких сервисов, как , становится понятно, что в текущей системе образования нужно что-то менять. Самообразование даёт возможность почувствовать, что ваши знания полезны и пригодятся в реальной жизни. Вы не всегда будете идти вперёд, иногда придётся что-то кардинально менять, но это всё равно в тысячу раз лучше.

Получение университетской корочки - это уже давно не безопасный и далеко не самый интересный жизненный путь. Не пытайтесь быть похожим на других, будьте особенным и забудьте о том, что университет - это единственный путь. Есть и другие.

Среди подростков все более популярной становится идея gap year — брать год перерыва перед поступлением в вуз. Поможет ли gap year определиться с выбором будущей профессии или навсегда закроет дверь в мир высшего образования?

Время на «перезагрузку»

Gap year дословно переводится как «разрыв» и «год». Это означает вырваться из привычного течения жизни и взять после окончания школы перерыв, чтобы отдохнуть, заняться делами и наконец понять, чему ты хочешь посвятить свою жизнь. На самом деле необязательно проводить целый год в поисках себя, иногда достаточно и двух недель, чтобы «перезагрузиться». Для старшего поколения желание молодежи взять паузу после окончания школы и не поступать в вуз может показаться проявлением лени и безответственности. На самом деле это не так.

По статистике почти 60% россиян работают не по специальности. Обычно подросток в 11-м классе судорожно выбирает предметы, которые будет сдавать в конце года. Сдав ЕГЭ, он смотрит, в какой вуз может поступить. Многие, как правило, еще не представляют, чего ждать от дальнейшего обучения. Иногда подросток, мечтавший о конкретной профессии и целенаправленно готовившийся поступить в определенное учебное заведение, понял, что ошибся. В этот непростой период важно поддержать его, а не нагнетать обстановку. Решиться на gap year непросто, к тому же в России это не принято.

В европейских странах и США, напротив, совершенно нормально относятся к gap year, и многие подростки вовсе не планируют становиться абитуриентами после выпускного. На Западе для тех, кто решил повременить с поступлением, есть множество программ, которые помогают с пользой провести свободный год и в то же время не потратить много денег. Они дают возможность устроиться на работу, пожить в другой стране. В России таких программ пока нет. Поэтому если ваш ребенок решил отложить поступление на год, ему потребуется помощь родителей, чтобы не «утонуть» во взрослых проблемах и не поддаться соблазну полностью отказаться от высшего образования.

План поступления

Прежде всего необходимо поговорить с подростком и взвесить все «за» и «против». Если он или она привели весомые доводы для gap year, то важно обсудить план действий на ближайший год и понять, чего в действительности хочет подросток. Может быть, он уже знает, куда хочет поступать, но решил набраться сил перед напряженными годами обучения, а может, только ищет себя. Важно, чтобы gap year не прошел бесполезно, ведь время летит очень быстро.

Стоит заранее договориться о финансовой стороне вопроса, поощрениях и наказаниях за отклонение от плана. Например, вы можете оплатить путешествие в Европу на несколько месяцев, но договориться, что по возвращении подросток найдет подработку или пойдет на курсы подготовки к поступлению в вуз. Однако не надо забывать, что ваш сын или дочь уже выросли и стали личностями, пусть пока и нуждаются в вашей финансовой помощи, и вправе сами выбирать свою будущую профессию. В этот период крайне важно сохранить теплые отношения друг с другом.