Однажды летом в чулимске сюжет. Прошлым летом в чулимске

Написанная в 1971 г.

История создания

Пьеса написана в начале 1971 года. Первый вариант создавался специально для Московского академического театра им. Вл. Маяковского, однако на сцене поставлен не был. Один из вариантов пьесы заканчивался самоубийством Валентины.

Первоначально назвал пьесу «Валентина», однако название пришлось изменить, так как, пока пьеса проходила утверждение цензурой, стала широко известна пьеса Михаила Рощина «Валентин и Валентина», написанная позднее. Название было изменено на «Лето красное - июнь, июль, август…» В свой первый однотомник Вампилов включил пьесу под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске» - и после смерти автора оно стало окончательным.

Сюжет

Действие пьесы происходит в таёжном райцентре.

Главная героиня пьесы, Валентина, работает в местной чайной. Она влюблена в следователя Шаманова. Он «городской» и «далеко бы пошел, если бы не свалял дурака»: решил во что бы то ни стало добиться справедливости и засудить сына высокопоставленного чиновника, сбившего человека, однако потерпел поражение и буквально сбежал в Чулимск. Он чувствует себя раздавленным жизнью и мечтает только о пенсии.

Поначалу Шаманов не обращает внимания на Валентину, но внезапно проявляет к ней интерес: сначала он пытается понять, зачем она все время чинит палисадник, который раз за разом ломают посетители чайной, а позже вдруг осознает, что она напоминает ему первую любовь - и это словно пробуждает его к жизни:

«Этот мир я обретаю заново, как пьяница, который выходит из запоя. Все ко мне возвращается: вечер, улица, лес, - я сейчас ехал через лес, - трава, деревья, запахи - мне кажется, я не слышал их с самого детства…»

На признание Валентины Шаманов сначала отвечает сухо, однако, узнав, что её добивается сын буфетчицы Павел, требует, чтобы тот оставил ее в покое. Любовный конфликт усложняется вмешательством бухгалтера Мечеткина, который по совету Кашкиной сватается к Валентине и получает одобрение ее отца.

Павел зовет Валентину на танцы, она отказывается, но, услышав, как Павел ссорится с матерью (она буквально выгоняет его из дому), из жалости соглашается пойти с ним. Они возвращаются поздно ночью, отцу Валентина говорит, что была с Мечеткиным и просит, чтобы ни Павел, ни Шаманов к ней «больше не вязались».

Персонажи

    Шаманов - Шаманову тридцать два года, роста он чуть выше среднего, худощав. Во всем у него - в том, как он одевается, говорит, движется - наблюдается неряшливость, попустительство, непритворные небрежность и рассеянность. Иногда, слушая собеседника, он, как бы внезапно погружаясь в сон, опускает голову. Время от времени, правда, на него вдруг находит оживление, кратковременный прилив энергии, после которого, впрочем, он обычно делается особенно апатичным.

    Пашка - Пашке двадцать четыре года, в деревне он в гостях, на нем ярко-красная экстравагантная куртка, но одновременно и грубые рабочие башмаки. Парень он крупный, неуклюжий. Взгляд чуть исподлобья, говорит басом. Вообще склонность идти напролом хорошо согласуется с его внешностью.

    Помигалов

    Дергачев

    Мечеткин

  1. Валентина - Валентине не более восемнадцати лет, она среднего роста, стройна, миловидна.

Театральные постановки

Первая постановка

    1974 - («Прошлым летом в Чулимске» ) Театр им. М. Н. Ермоловой, режиссер В. Андреев

    1974 - («Чулимск») Ленинградский БДТ им. М. Горького, режиссер Г. Товстоногов

Известные постановки

    2005 - («Чулимск, прошлым летом») Государственный академический театр им. Е. Вахтангова, режиссёр Дмитрий Петрунь

    2008 - Нижегородский государственный академический театр драмы имени М. Горького, режиссёр Александр Кладько

    Московский Новый драматический театр

    («Однажды в Чулимске») Шадринский государственный драматический театр, режиссёр и художник Владимир Лаптев, в ролях Валерий Мазур (Шаманов), Светлана Соловьёва и Наталья Медведева (Валентина), Шаура Бурлакова (Хороших), Владимир Баранов (Дергачёв) и др.

    Московский драматический театр им. А.С. Пушкина, режиссёрский дебют Игоря Бочкина, в ролях Игорь Бочкин (Шаманов), Анастасия Панина (Валентина), Анна Легчилова (Кашкина), Денис Ясик (Мечеткин) и др.

    2010 - Белгородский государственный академический драматический театр им. М.С. Щепкина, режиссер - народный артист России Виталий Стариков.

Экранизации

1981 (в титрах - 1980 год) - «Валентина » - режиссёр Глеб Панфилов. В главных ролях: Дарья Михайлова - Валентина , Родион Нахапетов - Шаманов , Инна Чурикова - Хороших , Сергей Колтаков - Павел , Лариса Удовиченко - Кашкина , Всеволод Шиловский - Мечеткин .

Библиография

    Гушанская Е. Самоосознание по Вампилову // Звезда . - 1989. - № 10.

    Журчева Т. Поэтика «Утиной охоты» А. // Поэтика реализма . - Куйбышев, 1982.

    Лейдерман Н.Л., Липовецкий М. Н. Александр Вампилов // Современная русская литература . - М., 2001. Книга вторая: 70-е годы. С.184-194

    Липовецкий М.Н. Маска, дикость, рок (перечитывая Вампилова) // Литература . - 2001. - № 2

    Сушков Б.Ф. Александр Вампилов. - М., 1989, С.84-126

    Туровская М. И. Вампилов и его критик // Туровская М. И. Памяти текущего мгновения. - М., 1987

Действие происходит в таежном райцентре ранним летним утром. Валентина, стройная миловидная девушка лет восемнадцати, направляется в чайную, где она работает, а по дороге осматривает палисадник перед домом: опять доски из ограды вынуты, калитка сорвана. Она вставляет доски, расправляет примятую траву и принимается чинить калитку. На протяжении всего действия она делает это несколько раз, потому что прохожие почему-то предпочитают ходить напрямик, по газону, минуя калитку.

Валентина влюблена в местного следователя Шаманова, который не замечает её чувства. Шаманов ходит к аптекарше Кашкиной, которая живет рядом с чайной, и потому Валентине, как и всему поселку, известно об их связи. Она молча страдает. Шаманову около тридцати, но он чувствует себя много пожившим и уставшим человеком. Любимое его присловье: «Хочу на пенсию». Его любовница Кашкина обижается, что он ничего ей про себя не рассказывает, хотя она и без того знает о нем много от городских знакомых. Раньше он работал следователем в городе, ему прочили большое будущее, у него была красивая жена, машина и всякие прочие блага. Однако он был из тех, для кого правда важнее положения, и потому, расследуя дело сына какого-то сановника, сбившего человека, Шаманов, вопреки давлению сверху, не захотел замять дело. В результате, однако, нашлись люди сильней его. Суд перенесли, следствие дали вести другому. Шаманов обиделся, уволился с работы, расстался с женой, стал одеваться кое-как, а затем уехал сюда, в таежный райцентр, uде нехотя, почти формально выполняет свои обязанности. Свою жизнь Шаманов считает конченой. Через два дня должен состояться суд по тому самому делу, которое начинал вести он и из-за которого ушел, его приглашают принять участие как свидетеля, но он отказывается. Ему не интересно. Он разочаровался и не верит больше в возможность установления справедливости. Он больше не хочет бороться. Однако в райцентре Шаманов все равно резко выделяется, - и Кашкина, и Валентина чувствуют его неординарность и тянутся к нему.

В Валентину влюблен Пашка, сын буфетчицы Хороших, и пасынок местного рабочего Дергачева. Приехав из города, Пашка постоянно крутится возле Валентины, зовет её на танцы. Но Валентина твердо отказывает ему. Пашка намекает, что знает своего соперника и, изображая из себя крутого, даже угрожает расправиться с ним. Пашка постоянно в центре семейных раздоров. Его мать и Дергачев привязаны друг к другу, можно сказать, любят друг друга. Однако Пашка - незаживающая даже со временем рана Дергачева, потому что родился от другого человека, когда Дергачев был на фронте. Мать просит сына уехать, но Пашка не очень-то расположен её слушаться. Ему тоже обидно: почему это он должен бросать собственный дом, когда в его планах жениться на Валентине, осесть здесь.

Дергачев ремонтирует чайную, видно, что он в раздражении, и это раздражение он вымещает на жене, от которой прямо с утра требует выпивки по случаю встречи с давним приятелем, пришедшим из тайги старым промысловиком-эвенком Еремеевым. Оставшийся после смерти жены в одиночестве, Еремеев пришел хлопотать о пенсии. Однако здесь ему предстоят трудности: у него нет ни трудовой книжки, ни справок о работе, - всю жизнь он охотился, работал в геологических партиях и не думал о старости.

Еще один участник действия - бухгалтер Мечеткин, зануда и бюрократ. Он хочет жениться и поначалу имеет виды на Кашкину, намекая той, что её связь с Шамановым вызывает в поселке пересуды и оскорбляет общественную нравственность. Однако тут же, едва только Кашкина приглашает его зайти к ней и даже предлагает выпить, разомлевший Мечеткин признается в своих серьезных намерениях. Кашкина знает о том, что Валентина влюблена в Шаманова, и потому, опасаясь возможного соперничества, советует Мечеткину обратить свое внимание именно на Валентину. Она уверяет Мечеткина, что он, уважаемый в поселке человек, легко может добиться успеха, если солидно обратится к отцу Валентины. Не откладывая в долгий ящик, Мечеткин сватает Валентину. Ее отец не возражает, но говорит, что ничего без Валентины решить не может.

Между тем между Шамановым, ожидающим в чайной служебную машину, и Валентиной, чинящей ограду палисадника, завязывается разговор. Шаманов говорит, что Валентина напрасно занимается этим, потому что люди никогда не перестанут обходить его. Валентина упрямо возражает: когда-нибудь они обязательно поймут и будут ходить по тротуару. Неожиданно Шаманов делает Валентине комплимент: она - красивая девушка, она похожа на девушку, которую Шаманов любил когда-то. Он расспрашивает её, почему она не уехала в город, как многие её сверстницы. И неожиданно слышит признание, что она влюблена, и не в кого-нибудь, а именно в него, Шаманова. Шаманов растерян, ему трудно в это поверить, он советует Валентине выбросить это из головы. Но тут же вдруг начинает испытывать к девушке нечто особенное: она вдруг становится для него «лучом света из-за туч», как он говорит случайно подслушавшей их беседу Кашкиной.

Явившемуся с угрозами Пашке Шаманов советует пойти остудить голову, между ними завязывается ссора. Шаманов явно хочет скандала, он протягивает Пашке свой пистолет и нарочно дразнит его, сообщая, что у них с Валентиной на десять часов назначено свидание и что любит она его, Шаманова, а Пашка ей не нужен. Пашка в ярости нажимает курок пистолета. Осечка. Пашка испуганно роняет оружие. Но и Шаманову тоже не по себе. Он пишет записку Валентине, действительно назначая ей свидание на десять часов, и просит Еремеева передать. Однако записку хитростью перехватывает ревнующая Кашкина.

Тем же вечером Валентина, став свидетельницей очередного раздора между отчимом и Пашкой, которого оскорбляет и гонит его собственная мать, из жалости соглашается пойти с ним на танцы. Чувствуется, что Валентина решилась на что-то серьезное, потому что тоже идет напрямик через палисадник, как бы потеряв веру, что сможет преодолеть общее сопротивление. Они уходят. Вскоре появляется Шаманов и, встретив Кашкину, воодушевленно признается ей, что с ним сегодня вдруг что-то произошло: он как бы заново обретает мир. Это связано с Валентиной, про которую он спрашивает Кашкину. Та честно сообщает ему, что записка Шаманова у нее и что Валентина, не зная о назначенном свидании, ушла с Пашкой. Шаманов бросается на её поиски. Поздно ночью Валентина и Пашка возвращаются. Ясно, что они были близки, хотя это нисколько не изменило их отношений: Пашка как был, так и остался для нее чужим. Испытывая угрызения совести, Кашкина сообщает Валентине, что Шаманов искал её, что он её любит. Вскоре появляется и сам Шаманов, он признаётся Валентине, что благодаря ей с ним произошло чудо. Валентина рыдает. Появившемуся отцу, готовому вступиться за её честь, она говорит, что была на танцах не с Пашкой и не с Шамановым, а с Мечеткиным.

На следующее утро Шаманов уезжает в город для выступления на суде. Пьеса кончается тем, что взгляды находящихся в чайной оборачиваются к вышедшей из дома Валентине. Она гордо подходит, как обычно, к калитке и начинает налаживать её, а затем вместе с Еремеевым поправляет палисадник.

«Прошлым летом в Чулимске»


Действие пьесы А.В. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» происходит в таежном райцентре. На глазах зрителей разворачивается серьезная драма молодой девушки Валентины, влюбленной в следователя Шаманова. Чувства Валентины ни для кого не являются секретом, только сам Шаманов сначала о них и не подозревает.

Валентина в пьесе символизирует образ красоты поруганной. За нее идет борьба между молодым парнем Пашкой, который в свое время уехал в город, а на родину приезжает в отпуск к матери, и Мечеткиным. Павел вырос избалованным и привык брать от жизни все, что захочет. Он рассматривает выбранную им девушку как свою собственность, убежден в том, что добьется своего и готов взять ее силой. Мечеткин тоже уверен в себе, несмотря на то, что уже не молод. Он слывет в округе хозяйственным и состоятельным человеком. Ему нужна в дом работящая хозяйка. Чувства Валентины при этом его мало интересуют. Прежде чем поинтересоваться, пойдет ли за него девушка, он идет сватать ее к отцу, как было принято в давние времена.

Шаманов, узнав о чувствах Валентины к нему, тоже спохватывается и решает начать новую жизнь. Желание изменить судьбу усиливается в нем еще и после попытки выстрела Пашки в него, когда происходит осечка. Следователь сам подталкивает соперника к этому выстрелу, как будто хочет испытать судьбу. И судьба дает герою возможность одуматься и возродиться для новых поступков и начинаний, а также для того, чтобы выполнить до конца свой служебный и человеческий долг. До этого он пал духом, и символом этого состояния является отношение героя к оружию, которое он частенько забывает у любовницы Зинаиды.

Примечателен также тот факт, что к Зинаиде Шаманов ходит с оглядкой, утром крадется от нее вниз по лестнице, хотя слух о его похождениях уже не является новостью. Об отношениях с Валентиной он говорит открыто. Бравируя перед Пашкой тем, что якобы встречается с Валентиной, следователь заставляет парня действовать грубо и напористо. Когда девушка соглашается пойти с Пашкой на танцы, тот по дороге берет ее силой. Павел даже не осознает всю низость совершенного им преступления. Ведь он делает это не из мести, а для того, чтобы Валентина была посговорчивее и вышла за него замуж.

Несмотря на обещания Шаманова увезти Валентину и начать с ней новую жизнь, девушка отвергает возлюбленного и решает подчиниться воле отца, который хочет выдать ее за обеспеченного Мечеткина.

Для понимания символического значения образа Валентины важен образ палисадника, за которым она ухаживает. Никто, кроме Шаманова, не обходит его стороной. Все идут напрямую. Даже следователь говорит, что чинить заборчик - бесполезный труд: его тут же сломают, так как сложившиеся нравы не переделать. В финале Валентина все-таки продолжает укреплять доски в ограде палисадника. Ей помогает Еремеев, так и не получивший желанную пенсию, так как у него нет соответствующих справок. А Шаманов, который уехал когда-то из города, не добившись справедливого решения в судебном деле, хочет выступить в суде. Любовь Валентины помогла ему поверить в себя и изменить свое отношение к жизни. До этого он был чем-то похож на во всем разочаровавшегося Зилова (героя пьесы А. Вампилова «Утиная охота»), все мечтал выйти на пенсию. Теперь Шаманов понимает, что только он может остановить безнаказанность. Если следователь не выступит в суде, то люди, подобные Пашке, будут безнаказанно убивать и насиловать.

А.В. Вампилов показывает социальную среду, в которой живут героя пьесы. Из их разговоров мы узнаем, что до ближайшей танцплощадки надо идти пешком пять-семь километров. А в Дом культуры привозят один и тот же кинофильм. Молодежи в такой глуши нечем заняться. Старшие сестры Валентины, например, давно уехали в город, хотя и жизнь у них сложилась по-разному. Помигалов, торопясь выдать Валентину замуж, не только хочет материально устроить ее жизнь, но и боится, что она уедет вслед за сестрами в город. Он заявляет: «Об городе не мечтай. Помни: пока я жив, твой дом здесь. Вот он стоит. Советская, тридцать четыре. Отсюда и располагай». Помигалов по-своему любит дочь, но в то же время жизненная программа, которую он ей приготовил, состоит лишь из хозяйственных обязанностей и рабочих будней. Неслучайно отец так удивился, когда выяснил, что дочь ушла с кем-то на танцы.

При всей идейной наполненности сюжет пьесы выглядит несколько схематичным. Но это выглядит не как недостаток, а как желание автора подчеркнуть символическое содержание произведения. Неожиданно цельная и упрямая в своих душевных пристрастиях Валентина вдруг соглашается пойти с Павлом на танцы. Еще более непредсказуемым выглядит ее отказ Шаманову и желание покориться воле отца, хотя следователь готов остаться с ней («что бы ни случилось», как два раза заявляет он девушке). Очевидно, все эти сюжетные ходы должны подчеркнуть опять-таки основную идею пьесы: герои произведения вольны растоптать чувства Валентины, лишить ее счастья, но с непобедимым упорством она продолжает чинить ограду палисадника, которую они все по очереди ломают. И эта сцена становится в конце произведения своеобразным укором всем действующим лицам, которые молчаливо смотрят на героиню.

Прошлым летом в Чулимске

Действие происходит в таежном райцентре ранним летним утром. Валентина, стройная миловидная девушка лет восемнадцати, направляется в чайную, где она работает, а по дороге осматривает палисадник перед домом: опять доски из ограды вынуты, калитка сорвана. Она вставляет доски, расправляет примятую траву и принимается чинить калитку. На протяжении всего действия она делает это несколько раз, потому что прохожие почему-то предпочитают ходить напрямик, по газону, минуя калитку.

Валентина влюблена в местного следователя Шаманова, который не замечает её чувства. Шаманов ходит к аптекарше Кашкиной, которая живет рядом с чайной, и потому Валентине, как и всему поселку, известно об их связи. Она молча страдает. Шаманову около тридцати, но он чувствует себя много пожившим и уставшим человеком. Любимое его присловье: "Хочу на пенсию". Его любовница Кашкина обижается, что он ничего ей про себя не рассказывает, хотя она и без того знает о нем много от городских знакомых. Раньше он работал следователем в городе, ему прочили большое будущее, у него была красивая жена, машина и всякие прочие блага. Однако он был из тех, для кого правда важнее положения, и потому, расследуя дело сына какого-то сановника, сбившего человека, Шаманов, вопреки давлению сверху, не захотел замять дело. В результате, однако, нашлись люди сильней его. Суд перенесли, следствие дали вести другому. Шаманов обиделся, уволился с работы, расстался с женой, стал одеваться кое-как, а затем уехал сюда, в таежный райцентр, uде нехотя, почти формально выполняет свои обязанности. Свою жизнь Шаманов считает конченой. Через два дня должен состояться суд по тому самому делу, которое начинал вести он и из-за которого ушел, его приглашают принять участие как свидетеля, но он отказывается. Ему не интересно. Он разочаровался и не верит больше в возможность установления справедливости. Он больше не хочет бороться. Однако в райцентре Шаманов все равно резко выделяется, - и Кашкина, и Валентина чувствуют его неординарность и тянутся к нему.

В Валентину влюблен Пашка, сын буфетчицы Хороших, и пасынок местного рабочего Дергачева. Приехав из города, Пашка постоянно крутится возле Валентины, зовет её на танцы. Но Валентина твердо отказывает ему. Пашка намекает, что знает своего соперника и, изображая из себя крутого, даже угрожает расправиться с ним. Пашка постоянно в центре семейных раздоров. Его мать и Дергачев привязаны друг к другу, можно сказать, любят друг друга. Однако Пашка - незаживающая даже со временем рана Дергачева, потому что родился от другого человека, когда Дергачев был на фронте. Мать просит сына уехать, но Пашка не очень-то расположен её слушаться. Ему тоже обидно: почему это он должен бросать собственный дом, когда в его планах жениться на Валентине, осесть здесь.

Дергачев ремонтирует чайную, видно, что он в раздражении, и это раздражение он вымещает на жене, от которой прямо с утра требует выпивки по случаю встречи с давним приятелем, пришедшим из тайги старым промысловиком-эвенком Еремеевым. Оставшийся после смерти жены в одиночестве, Еремеев пришел хлопотать о пенсии. Однако здесь ему предстоят трудности: у него нет ни трудовой книжки, ни справок о работе, - всю жизнь он охотился, работал в геологических партиях и не думал о старости.

Еще один участник действия - бухгалтер Мечеткин, зануда и бюрократ. Он хочет жениться и поначалу имеет виды на Кашкину, намекая той, что её связь с Шамановым вызывает в поселке пересуды и оскорбляет общественную нравственность. Однако тут же, едва только Кашкина приглашает его зайти к ней и даже предлагает выпить, разомлевший Мечеткин признается в своих серьезных намерениях. Кашкина знает о том, что Валентина влюблена в Шаманова, и потому, опасаясь возможного соперничества, советует Мечеткину обратить свое внимание именно на Валентину. Она уверяет Мечеткина, что он, уважаемый в поселке человек, легко может добиться успеха, если солидно обратится к отцу Валентины. Не откладывая в долгий ящик, Мечеткин сватает Валентину. Ее отец не возражает, но говорит, что ничего без Валентины решить не может.

Между тем между Шамановым, ожидающим в чайной служебную машину, и Валентиной, чинящей ограду палисадника, завязывается разговор. Шаманов говорит, что Валентина напрасно занимается этим, потому что люди никогда не перестанут обходить его. Валентина упрямо возражает: когда-нибудь они обязательно поймут и будут ходить по тротуару. Неожиданно Шаманов делает Валентине комплимент: она - красивая девушка, она похожа на девушку, которую Шаманов любил когда-то. Он расспрашивает её, почему она не уехала в город, как многие её сверстницы. И неожиданно слышит признание, что она влюблена, и не в кого-нибудь, а именно в него, Шаманова. Шаманов растерян, ему трудно в это поверить, он советует Валентине выбросить это из головы. Но тут же вдруг начинает испытывать к девушке нечто особенное: она вдруг становится для него "лучом света из-за туч", как он говорит случайно подслушавшей их беседу Кашкиной.

Явившемуся с угрозами Пашке Шаманов советует пойти остудить голову, между ними завязывается ссора. Шаманов явно хочет скандала, он протягивает Пашке свой пистолет и нарочно дразнит его, сообщая, что у них с Валентиной на десять часов назначено свидание и что любит она его, Шаманова, а Пашка ей не нужен. Пашка в ярости нажимает курок пистолета. Осечка. Пашка испуганно роняет оружие. Но и Шаманову тоже не по себе. Он пишет записку Валентине, действительно назначая ей свидание на десять часов, и просит Еремеева передать. Однако записку хитростью перехватывает ревнующая Кашкина.

Тем же вечером Валентина, став свидетельницей очередного раздора между отчимом и Пашкой, которого оскорбляет и гонит его собственная мать, из жалости соглашается пойти с ним на танцы. Чувствуется, что Валентина решилась на что-то серьезное, потому что тоже идет напрямик через палисадник, как бы потеряв веру, что сможет преодолеть общее сопротивление. Они уходят. Вскоре появляется Шаманов и, встретив Кашкину, воодушевленно признается ей, что с ним сегодня вдруг что-то произошло: он как бы заново обретает мир. Это связано с Валентиной, про которую он спрашивает Кашкину. Та честно сообщает ему, что записка Шаманова у нее и что Валентина, не зная о назначенном свидании, ушла с Пашкой. Шаманов бросается на её поиски. Поздно ночью Валентина и Пашка возвращаются. Ясно, что они были близки, хотя это нисколько не изменило их отношений: Пашка как был, так и остался для нее чужим. Испытывая угрызения совести, Кашкина сообщает Валентине, что Шаманов искал её, что он её любит. Вскоре появляется и сам Шаманов, он признаётся Валентине, что благодаря ей с ним произошло чудо. Валентина рыдает. Появившемуся отцу, готовому вступиться за её честь, она говорит, что была на танцах не с Пашкой и не с Шамановым, а с Мечеткиным.

На следующее утро Шаманов уезжает в город для выступления на суде. Пьеса кончается тем, что взгляды находящихся в чайной оборачиваются к вышедшей из дома Валентине. Она гордо подходит, как обычно, к калитке и начинает налаживать её, а затем вместе с Еремеевым поправляет палисадник.

Действие происходило летом в районном таежном центре ранним утром. Валентина, являясь стройной и миловидной девушкой восемнадцати лет, отправляется на работу в чайную. По пути она осматривает перед домом палисадник: снова из ограды вынуты доски, а калитка сорвана. Она вставила доски, расправила примятую траву и принялась ремонтировать калитку. Все это она делает по нескольку раз, поэтому прохожим приходилось ходить по газону напрямик, чтобы миновать калитку.

Валентина влюбляется в Шаманова, местного следователя, который не замечал ее чувств. Шаманов ходил к Кашкиной, аптекарше, которая жила поблизости с чайной, и поэтому Валентине, впрочем, как и всему поселку, об их связи известно. Она страдала молча. Шаманову примерно тридцать лет, но чувствует он себя утомившимся человеком. Любимым его присловьем является желание уйти на пенсию. Кашкина, его любовница обижалась на то, что он ей про себя ничего не рассказывал, хоть она и без этого знала о нем множество вещей от знакомых в городе.

Ранее он работал в городе следователем, и ему пророчили крупное будущее, у него была очень симпатичная супруга, автомобиль и другие блага. Но он был из тех, для кого важнее положения была правда, и поэтому Шаманов, расследуя тяжбу сына какого-то чиновника, который сбил человека, наперекор давлению верхов не стал заминать это дело. В итоге нашлись люди, которые были сильнее его. Суд был перенесен, и следствие отдали другому вести. Шаманов обижается, увольняется с работы, расстается с супругой, начинает одеваться непонятно как, а после этого уехал в таежный районный центр, где он нехотя выполнял свой долг в работе.

Шаманов считает свою жизнь конченой. Спустя 2 дня должен пройти суд именно по этому делу, которое он начинал вести и из-за которого уволился. Его пригласили поучаствовать в качестве свидетеля, однако он отказался. Ему это было совсем не интересно. Он был разочарован и не больше верил в вероятность принятия справедливости. Он не хотел больше бороться. Но Шаманов в районном центре все равно очень резко выделялся на фоне других. Валентина и Кашкина чувствовали его неординарность и тянулись к нему.

Пашка, сын буфетчицы Хороших, влюблен в Валентину. Паша также являлся пасынком Дергачева, местного рабочего. По приезду в город, Пашка все время вертелся возле Валентины, звал ее танцевать. Но Валентина всегда ему твердо отказывала. Пашка намекал, что своего соперника знает в лицо и, показывая себя крутым, даже угрожал с ним расправиться. Пашка все время был в центре семейных споров. Его мама и Дергачев друг к другу привязаны, можно даже сказать о том, что они друг друга любят. Но Пашка является раной Дергачева, которая даже со временем не заживал, поскольку был рожден от другого человека, когда на фронте был Дергачев.

Мама просила сына уехать, однако Пашка не очень был расположен ее слушать. Ему также было обидно, это почему же ему нужно было бросать отчий дом, если он планировал пожениться на Валентине и жить тут. Дергачев отремонтировал чайную, но все видят, в каком он находится раздражении, и его он вымещает на своей супруге, от которой с утра прямо требует по случаю встречи с давним другом выпивки. Этот друг пришел из тайги старым промысловиком и эвенком Еремеевым.

Он после смерти супруги находится в полном одиночестве, и приходит хлопотать о своей пенсии. Но тут ему предстоит перенести некие трудности: у него не было ни трудовой книжки, ни справки о работе, – всю свою жизнь он работал в геологической партии, охотился и о старости даже не думал. Еще одним участником действия является бухгалтер Мечеткин, он является занудой и бюрократом. Он желает жениться и вначале смотрит на Кашкину. Он не раз намекал ей о том, что ее с Шамановым связь в поселке вызывает пересуды и обижает коллективную нравственность. Но тут же, как только Кашкина пригласила его зайти в ее дом выпить, Мечеткин разомлевший признался в своих намерениях. Кашкина знала о том, что Валентина влюбилась в Шаманова, и поэтому в опаске за возможное соперничество, советует обратить свое внимание Мечеткину как раз на Валентину.

Она уверила Мечеткина в том, что он, как уважаемый человек в поселке, сможет легко добиться успеха, если обратится солидно к папе Валентины. Мечеткин не откладывает дело в долгий ящик и сватает Валентину. Ее папа не возражает, однако говорит о том, что без Валентины ничего не может решить. Тем временем между Шамановым, который ожидал служебную машину в чайной, и Валентиной, которая чинила ограду в палисаднике, завязался разговор. Шаманов говорил, что напрасно Валентина этим занимается, поскольку люди не перестанут никогда его обходить. Валентина настойчиво возражала: когда-то они все равно поймут и станут ходить по тротуару. Внезапно Шаманов говорит Валентине о том, что она очень красивая девушка, и что она похожа на ту, которую когда-то любил Шаманов. Он расспросил ее, почему она в город не уехала, как ее многие сверстницы. И внезапно он услышал признание о том, что она в него влюблена. Он растерялся и ему было трудно поверить в это, он Валентине советует это выбросить из головы. Но в то же время неожиданно для себя начинает ощущать нечто особенное к девушке: она становится вдруг для него лучиком света из-за туч.

К Шаманову явился с угрозами Пашка. Он решает ему посоветовать остудить голову, и они начинают ссориться. Шаманов явно хотел скандала, он протянул свой пистолет Пашке и нарочно дразнил его, говоря, что на десять часов у них с Валентиной назначено свидание и что она его любит, а не Пашу. В ярости Пашка нажал на курок пистолета. Но тут произошла осечка. Пашка роняет оружие испуганно. Шаманов пишет Валентине записку, назначая в действительности ей на десять часов свидание, и просит передать записку Еремеева. Но ее хитростью перехватила ревнивая Кашкина. Валентина тем вечером стала свидетелем очередной ссоры между Пашкой и отчимом.

Пашку гнала его мать, и из жалости Валентина соглашается с ним пойти на танцы. Чувствовалось, что Валентина осмелилась на кое-что серьезное, поскольку тоже идет через палисадник напрямик. После того, как они ушли, появился Шаманов. Он встречает Кашкину и признается ей воодушевленно, что вдруг с ним сегодня что-то произошло, что он якобы заново обрел мир. Это было связано с Валентиной, о которой он спросил у Кашкиной. Та честно сообщила ему о том, что у нее записка Шаманова и что Валентина ничего не знает о назначенном свидании и ушла вместе с Пашкой. Шаманов бросился на ее поиски. Ночью поздно Пашка и Валентина возвращаются. Они были очень близки, но это не изменило нисколько их отношений: Пашка так для нее чужим и остался. Кашкина испытывала угрызения совести и сообщила Валентине о том, что Шаманов ее искал, и что он любит ее. Тут появился и сам Шаманов, который сразу же признался Валентине, что с ним благодаря ей произошло чудо. Валентина разрыдалась. Своему папе она сказала, что была с Мечеткиным на танцах, а не с Пашкой или Шамановым.

На следующий день Шаманов уехал в город, чтобы выступить на суде. Пьеса заканчивается тем, что в чайной взгляды посетителей обратились к Валентине, вышедшей из дома. Она подходит, как обычно, гордо к калитке и начинает ее налаживать, а после этого поправляет вместе с Еремеевым палисадник.

(Пока оценок нет)