Определение международного экономического права • и его предмет. Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система Что представляет собой международное экономическое право

15.1. Истоки, понятие и система

международного экономического права

Международное экономическое право (далее - МЭП) в качестве особой правовой системы образовалось недавно - во второй половине XX в. Однако сами по себе регулируемые МЭП межгосударственные торговые и экономические отношения столь же древни, как, к сожалению, и войны между государствами, причем причинами войн очень часто были именно экономические, торговые интересы.

Зачатки международно-правового регулирования экономических и, прежде всего, торговых взаимоотношений государств относятся к глубокой древности. Изначально в международные договоры, а это были в первую очередь мирные или союзные договоры, включались обыкновенно и условия обеспечения торговли. При этом издревле и до наших дней внешнеторговая, а затем и внешнеэкономическая политика государств, находящая свое правовое выражение в международных договорах, слагается из двух концептуальных подходов, противостоящих друг другу и в то же время диалектически почти всегда сосуществующих в политике любого государства, а именно из протекционизма и либерализма .

Главный резон протекционизма - защита собственной экономики от иностранной конкуренции. Протекционизм свойствен отнюдь не только экономически слабым, стремящимся защитить свою экономику государствам. Протекционизм используется, когда выгодно, и самыми развитыми государствами, например, для ограждения от иностранной конкуренции собственного сельского хозяйства (США, Европейский союз и др.). Высшим выражением протекционизма является автаркия - политика самоизоляции и максимального самообеспечения государства продуктами собственного производства, ныне - аномалия.

Давно уже стали, однако, понятны преимущества свободной торговли. Одним из первых, кто четко выразил это понимание, был теолог Иоанн Златоуст (IV в., Византия), который, образно формулируя основы, по сути, либералистской торгово-политической концепции, как нельзя более актуальной в наше время, писал о том, что самим Богом предоставлена нам легкость взаимных торговых сношений, чтобы мы могли взирать на мир как на единое жилище, а также чтобы каждый, сообщая другому свои произведения, мог беспрепятственно получать в изобилии имеющееся у другого.

"Отец" науки международного права Гуго Гроций (XVII в.), облекая либерализационные идеи в правовую форму, указывал, что "никто не вправе препятствовать взаимным торговым отношениям любого народа с любым другим народом". Именно этот принцип jus commercii - право свободы торговли, понимаемой в широком смысле, - становится, по сути, основополагающим в науке международного экономического права.

Однако и до настоящего времени баланс протекционистских и либерализационных, иначе - фритредерских слагаемых во внешнеэкономической политике продолжает оставаться результатом борьбы и сотрудничества в сфере международных экономических отношений, а международно-правовое воплощение этих результатов и есть, по существу, международное экономическое право. В XVIII - XIX вв. вектор равновесия политики протекционизма и либерализма склонялся в пользу последнего. С начала же XX в. и до его середины с утверждением государственно-национальной идеи и со становлением торгово-экономической многополярности мира на авансцену выходят национализм (в разных формах) и протекционизм. А с окончанием Второй мировой войны и до наших дней в условиях преобладающей мощи США на мировом рынке концепция фритрейда фактически безраздельно доминирует.

При этом исключительно важно, что торгово-экономические факторы либерализма или протекционизма всегда взаимодействуют с общецивилизационного и геополитического значения процессами национализма, регионализма (объединение государств обычно по географическому положению) и, наконец, глобализма. Политика и практика либерализма, т.е. свободы движения товаров, услуг и людей (согласно принципу laisserfaire laisserpasser - свобода делать, свобода провозить), естественно, прямо корреспондируют с глобализацией, понимаемой как планетарно ориентированная многообразная экспансия отдельных индивидов, коллективов, государств в сферах торговли, финансовых потоков, промышленности, коммуникаций, информатики, науки, техники, культуры, религии, преступности и т.д. с конвергенционным эффектом. Феномен глобализации далеко не нов, прослеживаем в истории от Римской империи (Pax Romana) и до наших дней. Но в территориальном, временном аспектах, по предметному охвату, а также по воздействию на отдельные страны, регионы и человеческие сообщества развитие глобализации шло крайне неравномерно, перемежаясь с периодами фрагментации.

Современная глобализация имеет ряд характерных особенностей. Во-первых, реальные глобализационные достижения сосредоточены почти исключительно в сфере торгово-экономического экспансионизма . До подлинной, всесторонней глобализации (включая политические, социальные, культурные, конфессионные, миграционные, цивилизационные и другие составляющие) еще весьма далеко.

Во-вторых, хотя глобализация - явление, объективно обусловливаемое развитием промышленности, коммуникационной революцией, активизацией трансграничных перетоков капитала и т.д., явление это управляемое , в различных сферах либо стимулируемое, либо подавляемое. Международно-правовые инструменты (международные договоры, организации и т.п.) служат важнейшими рычагами управления глобализацией. Не случайно поэтому формирование и становление особой отрасли права - МЭП наглядно совпало во времени с крутым подъемом развития торгово-финансовой глобализации.

В-третьих, хотя к концу XX в. в футурологических прогнозах глобализация превратилась чуть ли не в фетиш, перспективы развития глобализации неоднозначны , о чем сигнализирует и современный глобализационный спад, связанный с кризисным спадом деловой активности в мире. Не снимается с повестки дня продолжающаяся конкуренция глобальной и региональной (и даже узконационалистической) тенденций развития. Практика показывает, что такие интеграционно-ориентированные системы, как Евросоюз, НАФТА и даже ВТО, с трудом открывают двери для стран-абитуриентов и тем самым вряд ли служат интересам подлинной глобализации.

Как одна из важнейших глобализационных задач декларировалась постепенная ликвидация разрыва и противостояния между "богатым Севером" и "бедным Югом". Однако этот разрыв, измеряемый темпами экономического роста и соотношением цен (terms of trade) на сырьевые товары "Юга" и промышленные товары "Севера", отнюдь не сокращается. Именно это неравное положение по отношению к преимуществам либерализации представляется важной подспудной основой незатухающих антиглобалистских выступлений в наше время, не случайно обращаемых прежде всего против отдельных международных учреждений глобализационной ориентации.

Международно-правовые формы экономического сотрудничества. До середины XX в. преобладающей международно-правовой формой были двусторонние договоры, а с окончанием Второй мировой войны и образованием ООН, в Уставе которой в качестве одной из целей создания Организации указывается осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического характера (ст. 1), происходит массированный переход к многосторонним формам сотрудничества. Создаются многочисленные международные экономические организации, появляются многие новые виды договоров. В это же время возникают экономические интеграционные международные объединения, в том числе и доныне здравствующие Европейские сообщества, и прекративший свое существование Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В 1947 г. был заключен первый в истории многосторонний торговый договор - Генеральное соглашение о тарифах и торговле, на базе которого в 1994 г. институализировалась Всемирная торговая организация (ВТО).

Львиная доля всех заключаемых международных договоров и существующих международных организаций приходится в наше время на экономические взаимоотношения государств. Поэтому не будет преувеличением сказать, что количественно нормативный корпус современного международного права на добрую половину является международным экономическим правом. С 50-х годов XX в. внешнеэкономическая политика и ее правовое воплощение в международно-правовых актах приобретают стратегическое значение и становятся на практике во многом доминирующей работой для дипломатов. Именно на этом фоне и на этой материально-правовой базе к 1970-м годам международное экономическое право (как и его наука) прочно утверждается как самостоятельная отрасль международного публичного права.

Предмет МЭП - международные экономические многосторонние и двусторонние отношения. Под международными отношениями в МЭП понимаются отношения между государствами, а также другими субъектами международного публичного права, а к экономическим относятся прежде всего торговые, коммерческие отношения в широком смысле слова, включая отношения производственные, научно-технические, валютно-финансовые, в области транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной собственности, туризма и т.п. Критерием разграничения сфер применения МЭП и других отраслей международного публичного права служит наличие коммерческого элемента. Те нормы международных актов, которые касаются, например, морских или воздушных перевозок грузов и пассажиров и которые трактуют торгово-экономические, коммерческие отношения, оправданно относить к международному экономическому праву.

Определение МЭП: это отрасль международного публичного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права в области международных экономических отношений.

Это определение МЭП соответствует его современному классическому пониманию как в отечественной (М.М. Богуславский, Г.Е. Бувайлик, Г.М. Вельяминов, Е.Т. Усенко, В.М. Шумилов и др.), так и в зарубежной доктрине (Я. Броунли, П. Верлорен ван Темаат, Г. Шварценбергер и др.). Но в настоящее время в западной литературе между тем широко распространена концепция, согласно которой источником норм МЭП является как международное право, так и внутригосударственное, а МЭП распространяет свое действие на всех субъектов права, участвующих в коммерческих отношениях, выходящих за пределы одного государства (В. Фикентшер - ФРГ, Е. Питерсман - Великобритания, П. Рейтер - Франция и др.). Эта вторая концепция смыкается и с выдвигаемыми на Западе теориями транснационального права (Ф. Джессен - США), используемыми и для того, чтобы уравнять в качестве субъектов международного права государства и так называемые транснациональные корпорации - ТНК (В. Фридман и др.).

В правовой литературе развивающихся стран получила распространение концепция "международного права развития", которая делает акцент на особом регулировании прав так называемых развивающихся и наиболее экономически бедных стран.

Существует также концепция так называемого lex mercatoria - "купеческого права", под которым понимается в теории либо весь массив национального и международного регулирования внешнеэкономических операций, либо автономный, обособленный от национальных правовых систем комплекс норм, регламентирующих международные торговые сделки, и определяемый как "транснациональное" (К. Шмитхоф), "вненациональное" (Ф. Фушар) право. К источникам lex mercatoria его сторонники относят международные конвенции и типовые законы, разрабатываемые на международном уровне, международные торговые обычаи, общие принципы права, рекомендательные решения международных организаций, арбитражные решения, даже условия контрактов и т.п. Сторонникам этой теории не удается, однако, представить lex mercatoria в виде упорядоченной и обшепризнаваемой системы правовых норм, и нет оснований рассматривать конгломерат разнородных форм, условно помещаемых в lex mercatoria, в качестве составной части МЭП - отрасли международного публичного права.

Системно МЭП представляет собой отрасль особенной части международного публичного права в ряду таких же отраслей, как, в частности, морское право, космическое, экологическое, гуманитарное и т.д. Научная система МЭП складывается из его общей части (генезис, понятие, субъекты, источники, принципы) и из особенной части, состоящей из трех основных разделов: первый - институционные, иначе - организационно-правовые формы универсального и регионального регулирования международных экономических отношений; второй - международное торговое право (торговля товарами, торговля услугами, валютно-финансовые операции) и третий - международное имущественное право (межгосударственные имущественные отношения, международное право интеллектуальной собственности, международное инвестиционное право, международное налоговое право и др.). Кроме того, особо выделяется (Г.М. Вельяминов) международное экономическое процессуальное право (урегулирование межгосударственных экономических споров, международно-правовое обеспечение урегулирования частноправовых споров).

Соотношение МЭП и международного частного права (МЧП). Проблема осложнена тем, что существуют различные научные теории, касающиеся понятия и состава МЧП. Не вдаваясь в анализ этих теорий, отметим, что важнейшим отличием МЭП является, во-первых, то, что его субъекты - это только субъекты международного публичного права, а субъекты МЧП - это прежде всего субъекты национальных систем права. Во-вторых, МЭП как отрасль международного публичного права применяется к регулированию международных публично-правовых отношений, а международные частноправовые отношения, в том числе с участием в некоторых случаях государств и иных субъектов международного публичного права, регулируются тем или иным частным, национальным применимым правом, в том числе включающим в себя в ряде случаев опосредованно нормы тех или иных международных договоров и конвенций, т.е. нормы, рецепированные/трансформированные в национальные правовые системы (Е.Т. Усенко, Д.Б. Левин, С.Ю. Марочкин, Г.М. Вельяминов).

15.2. Субъекты, источники и принципы МЭП

Субъекты МЭП те же, что и вообще в международном праве, а именно государства и некоторые подобные им образования, а также правосубъектные межгосударственные организации.

Но государства обладают также гражданско-правовой правосубъектностью и вправе непосредственно участвовать во внешнеэкономической коммерческой деятельности в так называемых диагональных (Е.Т. Усенко) отношениях, т.е. в гражданско-правовых отношениях с иностранными физическими или юридическими лицами. В таких случаях в западной доктрине иногда говорят о так называемом "торгующем государстве", которое, вступая в диагональные отношения, якобы ipso facto теряет присущие ему иммунитеты, в том числе от иностранной юрисдикции, судебно-исполнительных мер и от предварительного обеспечения исковых требований. Такого рода доктринальные мнения об утрате "торгующим государством" автоматически всех своих иммунитетов не разделяются полностью отечественной наукой, не воспринимаются и в практике иностранных судов.

Международные организации. Их правоспособность, а также международные привилегии и иммунитеты строго функциональны и обычно определяются их учредительными документами. Соответственно, субъектами МЭП реально могут быть лишь те международные организации, которые наделены функциональной правоспособностью, позволяющей им вступать в международные экономические правоотношения с другими субъектами МЭП.

Не обладают международной правосубъектностью, в том числе и в рамках МЭП, выделяемые в науке так называемые международные параорганизации (Г.М. Вельяминов), т.е. международные формирования, близкие ("пара"), подобные действительным организациям, но принципиально отличающиеся от них тем, что юридически не наделяются правосубъектностью, обычно функционируют хотя и с определенным составом членов, но без полноценных учредительных актов, не имеют формализованной организационной структуры, не обладают правом принятия юридически квалифицированных, обязывающих государства-члены решений. В современном мире количество параорганизаций, однако, все увеличивается и практическое значение их решений может быть весьма велико. Примерами могут служить так называемая "Большая восьмерка", ГАТТ (1948 - 1993 гг.), Парижский клуб государств-кредиторов, межправительственные комиссии, образуемые часто на базе долгосрочных торгово-экономических и тому подобных, обычно двусторонних, соглашений.

Глобальное значение, в том числе в сфере международных экономических отношений, имеет деятельность упомянутой "Большой восьмерки". Встречи на высшем уровне с 1975 г. проходили первоначально представителей семи ведущих государств западного мира (Великобритания, Италия, Канада, США, ФРГ, Франция, Япония), а с 1997 г. - с участием и России. Решения, принимаемые в ходе встреч, имеют кардинальное, хотя формально и не облигаторное значение, в том числе по вопросам оказания экономической, финансовой помощи другим странам, по проблемам погашения долгов странами-должниками и т.п.

Интеграционные объединения государств. Интеграцию можно определить как процесс, обеспечиваемый международно-правовыми средствами и направленный на постепенное образование межгосударственного экономического, а возможно, и политического единого, целостного (integro) пространства, базирующегося на общем рынке обращения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В наибольшей мере этот процесс осуществляется в рамках Евросоюза. Формы и правоспособность интеграционных объединений могут быть различными. К примеру, Евросоюз не правосубъектен, а составляющие его Европейское сообщество и Евратом - правосубъектны.

Преференциальные системы разного типа, такие как зоны (ассоциации) свободной торговли, иные таможенно-тарифные преференциальные системы, обычно правосубъектностью не наделяются. Не правосубъектны и международные экономические конференции.

В западной доктрине распространено мнение (в русле упомянутого выше lex mercatoria ) о придании так называемым транснациональным корпорациям (ТНК), с учетом их огромной экономической мощи, международно-правового статуса. Такой подход, однако, принципиально неприемлем формально-юридически и нереален практически.

Источники МЭП принципиально те же, что вообще в международном публичном праве.

Характерным для МЭП является обилие специфических рекомендательных норм , имеющих своим источником прежде всего решения международных организаций и конференций. Эти нормы юридически не императивны. Но юридическое значение их в том, что они не просто "рекомендуют", но и признают правомерность, в частности, таких действий (бездействия), которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной нормы. Например, Конференция ООН по торговле и развитию 1964 г. приняла известные Женевские принципы международных торговых отношений и торговой политики, в которых, в частности, содержалась необязывающая, но исключительно важная рекомендация о предоставлении промышленно развитыми странами развивающимся странам преференциальных таможенных льгот (скидок с таможенного тарифа) в изъятие из принципа наиболее благоприятствуемой нации, причем без распространения этих льгот на развитые страны. При этом развитая страна сама вольна определять товары, размеры скидок, как и вообще само их предоставление. Предположим, развитая страна "A" в одностороннем порядке предоставляет согласно указанной рекомендации определенную скидку с ввозной пошлины на апельсины, импортируемые из развивающихся стран. Но между страной "A" и другой развитой страной - "B" действует режим наибольшего благоприятствования, в силу которого и страна "B" имеет полное право воспользоваться этой скидкой. Однако в соответствии с указанной выше рекомендательной нормой скидка, предоставленная развивающимся странам, правомерно не распространяется на развитые страны, в том числе и на страну "B". Кроме того, применение рекомендательных норм хотя и факультативно, но может быть увязано с определенными обязательными условиями: так, в приведенном выше примере льготы не могут быть избирательно предоставлены лишь некоторым развивающимся странам, но должны распространяться на все и на каждую развивающуюся страну.

В формальном смысле в МЭП, как и вообще в международном праве, основным источником служат многосторонние и двусторонние договоры . В современном глобализирующемся мире центр тяжести постепенно смещается в сторону именно многостороннего экономического сотрудничества.

Примерами многосторонних, широкого охвата, международных экономических договоров являются Генеральное соглашение по тарифам и торговле - с 1948 г., а с 1994 г. - целый комплекс многосторонних соглашений, входящих в систему Всемирной торговой организации (ВТО); иные многосторонние конвенции об условиях торговли, а также уставы, другие учредительные акты международных экономических организаций.

Наиболее известным примером конвенционного документа учредительного характера служит Устав ООН, в котором две главы - IX "Международное экономическое и социальное сотрудничество" и X "Экономический и социальный совет" посвящены преимущественно международным экономическим отношениям.

Особо следует выделить международные конвенции по частному праву , иногда называемые в научной литературе конвенциями международного частного права , которые имеют целью унификацию национального частноправового регулирования, но по своей правовой природе остаются международными договорами в области МЭП, в их числе, например, Венская конвенция 1980 г. о международной купле-продаже товаров. Множество и других международных договоров, особенно в гуманитарной и социальной сфере, также нацелены на регулирование прав и обязанностей отдельных частных лиц. При этом, как отмечено выше, нормы и международных конвенций по частному праву, и иных международных договоров могут действовать для частных лиц отдельных государств, для внутригосударственных органов и для их должностных лиц лишь опосредованно, в порядке рецепции (трансформации).

Среди международных договоров, регулирующих двусторонние экономические отношения широкого плана, следует отметить и рамочные договоры общеполитического значения, в том числе договоры о дружбе (добрососедстве), сотрудничестве и взаимной помощи. Наряду с основными политическими обязательствами сторон в них закрепляются и обязательства, связанные с расширением экономического сотрудничества, с содействием заключению коммерческих сделок и т.п.

Существенны для формирования норм МЭП специфические виды международных экономических договоров отраслевого характера. Это, особенно в прошлом, двусторонние торговые договоры (о торговле и мореплавании), соглашения о товарообороте и платежах, кредитные и клиринговые соглашения. Это также соглашения об избежании двойного налогообложения, двусторонние инвестиционные договоры (bilateral investment treaties - BIT"ы) , соглашения об общих условиях поставок товаров, соглашения по таможенным, транспортным и транзитным вопросам, об охране интеллектуальной собственности и т.п.

Различное правовое значение могут иметь также многие решения (рекомендации, постановления) международных организаций , принимаемые ими по существу сотрудничества в рамках уставной компетенции и от своего имени.

Большое число рекомендаций по вопросам экономического сотрудничества принимается органами ООН. Решения их имеют большое морально-политическое значение, ибо распространяются практически на все мировое сообщество государств, но они (кроме резолюций Совета Безопасности ООН) не обладают императивностью. Надо отметить здесь такие значимые документы, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г., как Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о Новом международном экономическом порядке и Программа действий по установлению Нового международного экономического порядка (НМЭП). В этих документах (с рекомендательной силой) провозглашались недискриминационные, взаимовыгодные основы экономического сотрудничества. Выполняя в целом положительную роль, декларируя справедливые, недискриминационные экономические отношения, документы НМЭП содержали, однако, и несостоятельные установки, такие, например, как о солидарной ответственности всех развитых государств за последствия колониализма, о перераспределении мирового общественного продукта в пользу развивающихся стран путем прямых финансовых бюджетных отчислений и т.п.

Особой формой нормотворчества являются так называемые кодексы, правила поведения (codes of conduct, sets of rules, guidelines) , принимаемые в виде резолюций и в рамках ООН. Например, Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1980 г., проект Кодекса поведения для транснациональных корпораций, разработанный в ЮНКТАД. Такие международные акты обладают не более чем рекомендательной правовой силой, но, разумеется, могут толковаться и как имеющие нормообразующее значение, исходя из принципа consensus facit jus - согласие творит право.

Постановления органов многих международных экономических организаций, в том числе отдельных специализированных учреждений ООН, ВТО, а также региональных экономических учреждений, прежде всего Европейского союза, могут по уставной договоренности стран-участниц иметь и имеют не только рекомендательную, но и императивную правовую силу.

Решения межгосударственных экономических конференций , особенно оформленные в виде заключительных актов, рассматриваются в теории как могущие обладать в зависимости от договоренностей государств-участников рекомендательной или императивной правовой силой (Л. Оппенгейм) и даже понимаются в качестве решений одной из форм многостороннего договора (Я. Броунли). Среди документов международных конференций, имеющих существенное значение для формирования МЭП, особо важными являются, в частности, содержащиеся в Заключительном акте Женевской конференции ООН по торговле и развитию 1964 г. Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию; Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в 1975 г. в Хельсинки.

Международный обычай , аналогично обычному праву в национальных правовых системах, в настоящее время и в международном публичном праве все более уступает место писаному, прежде всего договорному, праву. Это тем более свойственно такой сравнительно молодой отрасли, как международное экономическое право. В доставшемся ему из прошлого обычно-правовом наследии классик международного права Г. Шварценбергер (Великобритания) усматривает лишь два принципа МЭП, основывающихся на обычае: это свобода морей во время войны и мира и минимальный стандарт режима иностранцев, если не реализуется принцип национального режима. Трудно добавить к этому какие-либо иные примеры.

Общие принципы права , упоминаемые, в частности, в ст. 38 Статута Международного суда ООН, используются широко и при применении, и при толковании норм МЭП, например lex specialis derogat generali (специальный закон ограничивает действие закона общего характера), и др.

Судебные прецеденты и доктрина в МЭП, как и вообще в международном праве, играют вспомогательную роль.

Коль скоро МЭП - отрасль международного публичного права, в нем, безусловно, применимы и соответствующие общепризнанные основные принципы международного права , его jus cogens .

Под правовым принципом понимается, с очевидностью, в юридическом смысле, во-первых, выраженная в "формуле" самого принципа общая установка, цель. Но сама по себе эта формула мало к чему может реально обязывать (например, даже понятие суверенитета неоднозначно). Во-вторых, - и это главное, - кроме "формулы" принцип содержит целый комплекс особо согласованных, конкретных правовых норм, в которых и содержатся реальные права и обязанности, обеспечивающие выполнение соответствующими субъектами права заявленных в "формуле" целей. Во многом понимание и толкование отдельных принципов может раскрываться также в международном обычае, в некоторых универсального или регионального значения правовых актах, а также субсидиарно в судебных решениях и в авторитетной доктрине (ст. 38 Статута Международного суда).

Естественно, не все из общепризнанных принципов международного права в одинаковой мере применимы в МЭП. Особое значение имеют:

- суверенное равенство , понимаемое прежде всего как равенство юридическое (иначе - равноправие), что не означает отрицания существующего в жизни неравенства фактического и стремления к его преодолению. И сам государственный суверенитет современная правовая наука и практика давно в отличие от прошлых веков не понимают как ничем не ограничиваемое, неделимое и неотчуждаемое, неделегируемое в своих отдельных элементах абсолютное право;

- неприменение силы в международных экономических отношениях включает и неприменение всякого рода неправомерного экономического принуждения и давления (экономический бойкот, эмбарго, дискриминационные меры в торговле и т.п.) одних государств в отношении других государств;

Международное экономическое право начало динамично развиваться только со второй половины XX века. вследствие понимания того, что либеральный подход к регулированию международных экономических отношений, который предусматривал полную свободу и дерегулирования действий хозяйствующих субъектов, не является таким эффективным и не учитывает интересов мирового сообщества в целом и, в связи с этим, возникает необходимость создания международных институциональных механизмов и правовых норм для координации международного экономического сотрудничества государств.

Международное экономическое право - это отрасль международного публичного права, регулирующая экономические отношения между государствами и другими субъектами международного публичного права.

Предметом международного экономического права являются межгосударственные экономические, в широком понимании, коммерческие отношения, а также международное экономическое сотрудничество государств, МО и других субъектов международного публичного права в различных сферах мировой хозяйственной деятельности: международной торговли, международных валютно-финансовых и кредитных отношениях, международных инвестиционных отношениях, международных таможенных отношениях, отношениях международной экономической помощи, в сфере транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной и иной собственности, туризма и т. д.

Особенностью международного экономического права как самостоятельной отрасли международного права является ее комплексный характер, который определяется тесной взаимозависимостью в этой сфере публично-правовых и частноправовых механизмов регулирования.

Важно, что одним из первых в 1928 г. предложил концепцию международного хозяйственного права как особого регулятора международных экономических отношений, на основе современного международного экономического права, выдающийся украинский юрист-международник В. М. Корецкий, который в свое время был вице-президентом Международного суда ООН в Гааге.

международное экономическое право базируется на нормах и принципах международного публичного права, оно тоже имеет свою систему и составляющие элементы, отрасли и институты. В зависимости от сферы правового регулирования выделяют такие отрасли международного экономического права:

Международное торговое право, в рамках которого осуществляется правовое регулирование торговли не только товарами, но и услугами, правами интеллектуальной собственности и т. д;

Международное финансовое право, которое регулирует транснациональное движение капиталов через расчетные, валютные, кредитные отношения;

Международное инвестиционное право, которое тесно связано с международным финансовым правом и регулирует отношения в сфере движения иностранных инвестиций;

Международное трудовое право, которое регулирует публично-правовые отношения в сфере движения международных трудовых ресурсов;

Международное транспортное право, которое регулирует отношения в сфере международного экономического сотрудничества по вопросам использования разных видов транспорта.

Отдельно можно назвать также отрасли международного экономического права, которые регулируют отношения в сфере региональной экономической интеграции (в частности европейской), промышленного, сельскохозяйственного и научно-технического сотрудничества.

Современная система международного экономического права, как и других отраслей права, включает в себя Общую и Особенную части. Упомянутые выше подотрасли составляют Особенную часть международного экономического права.

в Свою очередь, Общую часть международного экономического права составляют международно-правовые институты, определяющие предмет, источники и специальные (отраслевые) принципы международного экономического права, правовой статус государств, МО и других субъектов международного экономического права, особенности ответственности и применение санкций в международном экономическом праве, а также другие общие принципы формирования современного международного экономического правопорядка.

  • 7. Нормы международного права, их особенности и виды. Нормы juscogens. Кодификация в международном праве.
  • 8. Нормотворчество в международном праве. Теория согласования воль государств.
  • 11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
  • 12. Понятие и особенности основных принципов международного права, их место в иерархии международно-правовых норм
  • 13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств
  • 14. Принцип неприменения силы и угрозы силой. Определение агрессии. Самооборона в международном праве.
  • 15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ
  • 16. Принцип мирного разрешения международных споров. Юридическое содержание и становление принципа. Понятие международного спора и ситуации
  • 18. Принцип равноправия и самоопределения народов и наций. Содержание и значение. Соотношение с принципом территориальной целостности государств
  • 19. Субъекты международного публичного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности
  • 21. Международные организации как субъекты международного права: понятие, признаки, виды, особенности правосубъектности
  • 22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания
  • 23. Правопреемство в международном праве. Объекты правопреемства. Общая характеристика конвенций. Правопреемство в связи с распадом бывшего ссср
  • 24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.
  • 25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.
  • 26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.
  • 27. Процедура разрешения споров в рамках оон.
  • 28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.
  • 29. Стадии заключения международных договоров. Ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность. Вступление в силу. Регистрация.
  • 30. Форма и структура международных договоров. Оговорки. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация.
  • 31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.
  • 32. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 и факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм.
  • 33.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966г. Контрольный механизм.
  • 34. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г. И факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм
  • 35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций
  • 36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры
  • 37. Совет по правам человека оон: правовой статус, состав, компетенция.
  • 38. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: структура, протоколы, контрольный механизм, значение.
  • 40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.
  • 41. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств. Правовой статус. Показать на примере России.
  • 42. Дипломатические представительства: понятие, состав, функции. Порядок назначения и отзыва глав дипломатических представительств. Агреман.
  • 43. Классы и ранги дипломатических представителей. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус.
  • 44. Консульские учреждения: понятие, виды, состав, функции. Консульский округ.
  • 45. Классы консулов. Почетный консул. Консульские иммунитеты и привилегии. Прядок назначения и отзыва консулов. Консульский патент и экзекватура.
  • 46. Международная организация труда (мот). Конвенции мот по охране трудовых и социальных прав человека.
  • 47. Оон: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава оон. Система оон.
  • 48. Генеральная Ассамблея оон: состав, виды сессий, структура, порядок работы, юридическая сила решений.
  • 49. Совет Безопасности оон: состав, порядок голосования, полномочия по поддержанию мира, санкции, юридическая сила решений. Примеры.
  • 50. Международный суд оон: состав, порядок образования, компетенция, юрисдикция. Примеры решений и консультативных заключений Суда
  • 51. Специализированные учреждения оон: понятие, виды, связь с оон. Направления деятельности. Примеры
  • 52. Правовой статус Комиссии международного права оон, краткая характеристика деятельности, вклад в развитие международного права
  • 54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции
  • 55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.
  • 56. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Механизм контроля за соблюдением его положений
  • 58. Международные экономические организации. Всемирная торговая организация: краткая характеристика. Вто и Россия.
  • 59. Виды международных экономических договоров. Разрешение межгосударственных экономических споров в рамках вто. Разрешение международных инвестиционных споров
  • 60. Виды территорий в международном праве
  • 61. Государственная территория: понятие и виды. Правовые основания и способы изменения. Государственные границы
  • 62. Правовой режим Арктики. «Секторная» теория. Юридический статус морских пространств Арктики. Северный морской путь. Арктический континентальный шельф
  • 63. Международно-правовой режим Антарктики. Система Договора об Антарктике 1959 г. Контрольный механизм
  • 65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.
  • 66. Территориальное море: понятие, ширина, правовой режим. Право мирного прохода и порядок его осуществления
  • 68. Континентальный шельф: понятие, отсчет ширины, правовой режим. Суверенные права прибрежных государств. Права третьих государств. Законодательство рф о континентальном шельфе
  • 69. Открытое море: понятие, принципы свободы открытого моря. Права и обязанности государства флага. Преследование по горячим следам
  • 70. Международно-правовая борьба с пиратством
  • 71. Правовой режим Международного района морского дна. Международный орган по морскому дну. Порядок освоения ресурсов Района
  • 73. Международная организация гражданской авиации (икао): цели, структура, деятельность. Конвенции и регламенты
  • 75. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов. Правовой статус космонавтов.
  • 77. Международно-правовая охрана Мирового океана.
  • 78. Международно-правовая охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и сотрудничество в борьбе с изменением климата.
  • 80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.
  • 81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.
  • 82. Преступления против гражданской авиации.
  • 83. Интерпол: история создания, структура и основные направления деятельности. Рф и Интерпол.
  • 85. Международная уголовная ответственность ф/л. Международный уголовный суд: создание, компетенция, юрисдикция. Деятельность Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде
  • 1) деятельность международных организаций в сфере экономики (учредительные документы Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Устав Международного бюро по контейнерам, Соглашение о создании ВТО 1994 г., Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического Союза 1994 г. и др.);

    2) финансово-кредитные отношения:

    а) торгово-экономическое сотрудничество (Соглашение между правительствами России и Аргентины о торговле и экономическом сотрудничестве (1993 г.), Соглашение между правительствами России и Бахрейна о торговле, экономическом сотрудничестве (1999 г.) и др.);

    б) международные расчеты и кредиты (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Никарагуа об урегулировании задолженности Республики Никарагуа перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам (2004 г.), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Кубы о предоставлении Правительству Республики Куба государственного кредита (2009 г.) и др.);

    3) вопросы валютного регулирования и контроля (Соглашение между Правительством РФ и Северным инвестиционным банком о финансовом сотрудничестве (1997 г.), Соглашение между правительствами стран СНГ о единых принципах осуществления валютного контроля таможенными службами государств - участников СНГ (1995 г.));

    4) налоговые отношения (Соглашение между СССР и Швейцарией по налоговым вопросам (1986 г.), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Греции о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства и другими связанными с ними экономическими преступлениями (2000 г.) и др.);

    5) таможенные отношения (Таможенная конвенция о карнете А. Т.А. для временного ввоза товаров (Конвенция А. Т.А.) (Брюссель, 6 декабря 1966 г.), Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МД11) (Женева, 14 ноября 1975 г.) и др.);

    6) научно-техническое сотрудничество (Соглашение между правительствами России и Эстонии о сотрудничестве в области стандартизации, метрологии и сертификации (1994 г.), Соглашение между Правительством РФ и Европейским Сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий (2000 г.) и др.);

    7) инвестиции (Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 1985 г.), Договор СССР и ФРГ о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений (1989 г.) и др.);

    8) международные перевозки (Соглашение о международном пассажирском сообщении (1951 г.), Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (Женева, 10 октября 1989 г.);

    9) международная торговля товарами, услугами, правами на объекты интеллектуальной собственности (Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 14 нюня 1974 г.), Соглашение о мерах по регулированию доступа на рынки государств - участников таможенного союза товаров и услуг из третьих стран (2000 г.) и др.).

    Субъекты МЭП – государства, междунар орг-ции (прежде всего, экономические: МВФ, МБРР).

    Система МЭП – подотрасли: международное торговое, финансовое, инвестиционное право.

    Принципы: 1) суверенитет государства над естественными ресурсами (Резолюция ГА ООН от 14 декабря 1962 г.), 2) принципы научно-технического сотрудничества (конфиденциальности, запрещения передачи технологии без согласия иных стран-участниц разработки, совместности использования результатов н-т сотрудничества; 3) принципы экономического сотрудничества (взаимности, национального режима, режима наибольшего благоприятствования, недискриминации).

    Наиболее важными источниками являются:

    1) Женевские принципы, принятые на первой конференции ЮНКТАД в Женеве в 1964 г. («Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию»)

    2) Декларация об установлении нового международного экономического порядка. Принята резолюцией 3201 (S-VI) Генеральной Ассамблеи ООН от 1 мая 1974 года.

    Хартия экономических прав и обязанностей государств. Принята резолюцией 3281 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1974 года.

    3) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях» (1984 г.)

    4) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «О международной экономической безопасности» (1985 г.)

    Источниками международного экономического права являются:

    1. акты, регулирующие деятельность международных организаций в сфере экономики (Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 1994 г. и др.);

    2. соглашения по налоговым, таможенным, транспортным и иным вопросам (Соглашение между правительством Российской Федерации и Эстонии о сотрудничестве в области стандартизации, метрологии и сертификации 1994 г., Соглашение между СССР и Швейцарской Конфедерацией по налоговым вопросам 1986 г., Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о Таможенном союзе 1995 г. и др.);

    3. соглашения о научно-техническом сотрудничестве, в том числе соглашения о строительстве промышленных объектов (Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве между Российской Федерацией и Египтом 1994 г.);

    4. торговые соглашения (Протокол между правительством Российской Федерации и Кубы о товарообороте и платежах на 1995 г. и т. д.);

    5. соглашения о международных расчетах и кредитах (Соглашение между правительством России и Белоруссии о неторговых платежах 1995 г.);

    6. соглашения о международной купле-продаже товаров и другие договоры по отдельным вопросам гражданско-правового характера (Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже 1986 г.). Определенное значение для международного экономического права имеют решения международных судебных органов - Суда ЕС, Экономического суда СНГ.

  • Международное экономическое право - отрасль современного междуна­родного права, представляющая совокупность принципов и норм, которые ре­гулируют отношения между субъектами международного права. Междуна­родное экономическое право закрепляет и стабилизирует уже сложившиеся экономические отношения, содействует изменению или перестройке уста­ревших, неравноправных отношений. При осуществлении международных экономических отношений государства реализуют свои суверенные права. Нормы международного экономического права содействуют беспрепятствен­ному их осуществлению, равноправному сотрудничеству государств без ка­кой-либо дискриминации. Подобный смысл в понимании содержания между­народного экономического права вытекает из анализа положений Декларации об установлении нового международного экономического порядка и Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятых Генеральной Ас­самблеей ООН в 1974 г., хотя по сути своей указанные документы и носят декларативный характер.

    Нормы международного экономического права как отрасли международ­ного права регулируют межгосударственные отношения публичного порядка. Но сами государства в международные экономические отношения вступают редко. Основная масса экономических отношений осуществляется с участием иных субъектов - хозяйствующих субъектов различных государств, которые субъектами международного публичного права не являются, но при этом учи­тывают при осуществлении своего сотрудничества нормы международного экономического права. Кроме того, государства, принимая свои внутригосу­дарственные акты, регламентирующие внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности, учитывают действующие нормы меж­дународного экономического права. Так, Российская Федерация, осуществляя подготовку к вступлению во Всемирную торговую организацию, по многим вопросам внешнеэкономической деятельности привела свое законодательство в соответствие с требованиями ВТО. Это нашло свое отражение в формули­ровке правил Федерального закона «Об основах государственного регулиро­вания внешнеторговой деятельности» 2003 г., Федерального закона «О специ­альных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» 2003 г., Таможенного кодекса Российской Федерации, принятого в 2003 г., четвертой части Гражданского кодекса РФ, в ряде других актов. При осуществлении внешнеэкономического сотрудничества хозяйствующими субъектами России необходимо учитывать и нормы регионального характера,

    входящие в международное экономическое право. Для российских субъектов среди таких норм первостепенное значение имеют правила, принятые в рам­ках этих организаций, как Европейский союз и СНГ. Поэтому при разработке новейшего российского законодательства в области хозяйствования эти пра­вила были учтены. В частности, это можно видеть в формулировках Феде­рального закона «О защите конкуренции» 2006 г., в новой редакции Феде­рального закона «О лизинге» и др. При этом следует иметь в виду, что если по каким-либо вопросам российское законодательство и нормы международ­ных договоров экономической направленности не совпадают, то с учетом п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации приоритет будут иметь нормы международных договоров. Так, например, согласно нормам российского на­логового законодательства иностранные инвесторы имеют национальный правовой режим при осуществлении ими инвестиционной деятельности на территории РФ. В то же время Россия является участником довольно большо­го числа многосторонних и двусторонних договоров в области инвестиций, а также договоров по налогообложению. Если этими договорами предусмотрен не национальный режим по налогообложению, а преференциальный или ре­жим наибольшего благоприятствования, применению будут подлежать нормы международного договора.

    Исходя из сказанного, следует подчеркнуть, что нормы международного экономического права могут выступать непосредственно в регулировании международных экономических отношений, а также они оказывают сущест­венное влияние на развитие внутригосударственного законодательства.

    Международное экономическое право направлено не только на регу­лирование сотрудничества субъектов по экономическим вопросам. Его задачей является содействие в установлении и развитии устойчивого экономического правопорядка, обеспечение международной экономиче­ской безопасности. В принятой в 1974 г. Декларации об установлении нового международного экономического порядка государства заявили о своей решимости немедленно приложить усилия для установления ново­го международного экономического порядка. Его установление должно быть основано на справедливости, суверенном равенстве, взаимозависи­мости, общности интересов и сотрудничестве всех государств. Принятие Декларации имело значение прежде всего для развивающихся стран. Представляется, что и на современном этапе многие положения Деклара­ции сохраняют актуальность, поскольку еще сохраняется разрыв между развитыми странами и слаборазвитыми, отличается уровень жизни в раз­ных странах, что в какой-то мере можно объяснить несоблюдением в полной мере сформулированных в Декларации принципов, остается по- прежнему не решенной проблема контроля за деятельностью ТНК. Их несоблюдение не обеспечивает в полной мере и международную эконо­мическую безопасность как составляющую всеобъемлющей системы ме­ждународной безопасности.

    Еще по теме Понятие международного экономического права, его место в системе права:

    1. 2. Понятие налогового права и его место в системе российского права
    2. § 2. Понятие бюджетного права: предмет, место в системе финансового права
    3. § 1. Содержание международного сотрудничества в правоохранительной сфере, место и роль международного права в его регулировании

    Методические указания по изучению темы:

    Уяснить : понятие, принципы и источники международного экономического права. Виды экономических соглашений (торговые, кредитные, о расчетах, в сфере налогооблажения, инвестиционные, о научно-техническом сотрудничестве и др.) Многосторонние товарные соглашения и их особенности.

    Международные экономические организации универсального характера. Правосубъектность международных валютных и кредитных организаций (МВФ, МБРР, МФК, МАР и др.). Правовой статус Всемирной торговой организации (ВТО). Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

    Изучить вопросы правового регулирования экономического сотрудничества государств на региональном уровне. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Соглашение о создании европейского экономического пространства (ЕЭП), Региональные соглашения о таможенном сотрудничестве. Правовой статус региональных экономических организаций (ЕС, ЕАСТ, ЕврАзЭс и др.)

    Литература:

    1. Альтшулер, А.Б. Международное валютное право / А. Б. Альтшуллер. - М., 1984.
    2. Богатырев, А.Г. Инвестиционное право / А. Г. Богатырев. - М., 1992.
    3. Богуславский, М.М . Международное экономическое право / М. М. Богуславский. - М., 1986.
    4. Вельяминов, Г.М. Основы международного экономического права / Г. М. Вельяминов. - М., 1994.
    5. Войтович, С.А . Принципы международно-право-вого регулирования межгосударственных экономических отношений / С. А. Войтович. - Киев, 1988.
    6. Евсеева, А.И . Региональная экономическая интеграция в рамках СНГ: особенности правового регулирования / А. И. Евсеева // Российский ежегодник международного права. 2000. - СПб., 2000.
    7. Ушаков, Н.А. Режим наибольшего благоприятствования в межгосударственных отношениях / Н. А. Ушаков. - М., 1995.
    8. Шатров, В.П . Международное экономическое право / В. П. Шатров. - М., 1990.
    9. Шумилов, В.М. Международное экономическое право: учеб. пособие. В 2 т./ В. М. Шумилов. - М., 2002.
    10. Шумилов, В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации / В. М. Шумилов. - М., 2003.

    Вопросы по изучаемой теме:

    Форма контроля: групповая консультация

    Краткое содержание лекции:

    1. Понятие, источники и принципы международного экономического права.

    Международное экономическое - совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и иными субъектами в области экономического сотрудничества.

    Эта область охватывает широкий спектр взаимосвязей торговых, производственных, научно-технических, транспортных, финансовых, таможенных и т. д. Международные экономические отношения реализуются в форме: купли-продажи товаров и услуг (экспортно-импортных операций), подрядных работ, оказания технической помощи, перевозки пассажиров и грузов, предоставления кредитов (займов) либо их получения из иностранных источников (внешние заимствования), решения вопросов таможенной политики.

    В международном экономическом праве сложились подотрасли, охватывающие конкретные направления сотрудничества, международное торговое право, международное промышленное право, международное транспортное право, международное таможенное право, международное валютно-финансовое право, международное право интеллектуальной собственности и др.

    Существенная специфическая черта международных экономических отношений это участие в них различных по своей природе субъектов. В зависимости от субъектного состава можно выделить следующие разновидности: I ) межгосударственные - универсального или локального, в том числе двустороннего, характера; 2) между государствами и международными организациями (органами); 3) между государствами и юридическими и физическими лицами, принадлежащими к иностранным государствам, 4) между государствами и международными хозяйственными объединениями; 5) между юридическими и физическими лицами различных государств.

    Неоднородность отношений и их участников порождает специфику применяемых методов и средств правового регулирования, свидетельствующего о переплетении в этой области международного публичного и международного частного права, о взаимодействии международно-правовых и внутригосударственных норм. Именно посредством международного регулирования экономического сотрудничества государства воздействуют на гражданско-правовые отношения с иностранным (международным) элементом. Важнейшим фактором, определяющим содержание международного экономического права, являются интеграционные "процессы на двух уровнях ном (всемирном) и региональном (локальном)

    Существенную роль, в интеграционном сотрудничестве играют международные организации и органы, среди которых наиболее влиятельными являются Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), Всемирная торговая организация (ВТО); Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

    На региональном и межрегиональном уровнях следует отметить Европейский Союз, Организацию экономического сотрудничества и развития
    (ОЭСР), Содружество Независимых Государств (СНГ), ЕвразЭС (Евразийское экономическое сообщество), а также региональные экономические комиссии ООН.

    Источники международного экономического права столь же многообразны, как и регулируемые отношения. В число универсальных документов входят учредительные акты соответствующих международных организаций, Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г., Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г.. Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г., различные соглашения по сырьевым товарам. Большой вклад в формирование международного экономического права вносят двусторонние договоры. Наиболее распространенными являются договоры о международно-правовом режиме экономических связей, договоры, регулирующие движение товаров, услуг, капиталов через государственные границы, платежные, инвестиционные, кредитные и иные соглашения.

    В числе основополагающих факторов, определяющих взаимоотношения государств в экономической сфере лежат принципы экономического сотрудничества, т.е. установление вида правового режима, применяемого к конкретному государству, его юридическим и физическим лицам.

    Выделяют следующие режимы (принципы):

    Режим наибольшего благоприятствования означает обязательство государства предоставлять (как правило, на основе взаимности) другому государству участнику соглашения преимущества и привилегии, которые им предоставлены или могут быть предоставлены в будущем любому третьему государству. Область применения данного режима определяется договором и может охватывать как всю сферу экономических взаимосвязей, так и отдельные виды отношений. Из режима наибольшего благоприятствования допускаются определенные изъятия в отношении таможенных союзов, свободных таможенных зон, интеграционных объединений, развивающихся стран и приграничной торговли.

    Преференциальный режим означает предоставление льгот в сфере торговли, таможенных платежей, как правило, в отношении развивающихся стран либо в рамках экономического или таможенного союза.

    Национальный режим предусматривает уравнивание в определенных правах иностранных юридических и физических лип с собственными юридическими и физическими лицами государства Обычно это касается вопросов гражданской правоспособности, судебной защиты, социальных прав.

    Специальный режим, устанавливаемый государствами в сфере экономического сотрудничества, означает введение каких-либо особых прав дня иностранных юридических и физических лиц. Данный режим используется государствами при регулировании таких вопросов, как повышенная защита иностранных инвестиций, предоставление таможенных и налоговых льгот представительствам иностранных государств и сотрудникам этих представительств при приобретении и ввозе некоторых товаров.

    2. Международные организации в сфере регулирование экономического сотрудничества.

    В рамках международного экономического права роль межгосударственных организаций определяется тем, что, во-первых, это форумы для обсуждения важнейших экономических проблем; во-вторых, это постоянно действующий механизм, обеспечивающий государствам оперативное решение все более сложных вопросов международной экономической жизни; в-третьих, это квалифицированный аппарат для разработки проектов экономических договоров, особенно многосторонних, имеющих универсальный, региональный или локальный характер. Международные организации не имеют самостоятельных экономических интересов, вся их деятельность направлена на развитие экономического сотрудничества государств.

    На первом месте среди международных организаций по своему значению стоит Организация Объединенных Наций с ее разветвленной системой органов и организаций. Этими вопросами в Организации занимаются Генеральная Ассамблея (ГА) и Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Генеральная Ассамблея организует исследования и дает рекомендации государствам для содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и других областях (ст. 13 Устава ООН). Генеральная Ассамблея осуществляет руководящие функции по отношению к ЭКОСОС. Ее рекомендации в адрес Совета имеют обязательную силу (ст.ст. 60 и 66 Устава). ГА ООН учреждает на каждой сессии для предварительного обсуждения повестки дня Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет).

    Важным вспомогательным органом (постоянного характера) Генеральной Ассамблеи ООН является Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Основная ее функция заключается в содействии унификации права международной торговли. Определенное значение имеет Комиссия международного права ООН (например, в разработке вопроса о режиме наибольшего благоприятствования).

    ЭКОСОС как главный орган ООН, несущий ответственность за выполнение ее функций в области международного экономического и социального сотрудничества, осуществляет координацию деятельности органов и учреждений системы ООН. Большое место в деятельности ЭКОСОС занимает подготовка проектов международных конвенций для представления их на утверждение Генеральной Ассамблее.

    ЭКОСОС имеет вспомогательные органы, в том числе Комитет по программе и координации; Комитет по науке и технике в целях развития; Комитет по природным ресурсам; Комитет по планированию развития.

    Под руководством ЭКОСОС работают пять региональных экономических комиссий:

    — в Европейскую экономическую комиссию ООН (ЕЭК) входят
    европейские и постсоветские государства — члены ООН, а также США и
    Канада; штаб-квартира — в Женеве;

    — членами Экономической и Социальной комиссии ООН для Азии и
    Тихого океана (ЭСКАТО) являются государства Азии (кроме арабских стран
    Западной Азии), Океании, а также Великобритания, США и Франция; штаб-
    квартира — в Бангкоке;

    — Экономическая комиссия ООН для Африки (ЭКА) состоит из африканских государств; штаб-квартира — в Аддис-Абебе;

    —Экономическая комиссия ООН для Западной Азии (ЭКЗА) объединяет арабские государства Западной Азии, Египет, в нее также входит Организация освобождения Палестины; штаб-квартира — в Аммане;

    — членами Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и
    Карибского бассейна (ЭКЛАК) являются латиноамериканские государства, а
    также Великобритания, Нидерланды, Испания, Канада, США и Франция; штаб-
    квартира — в Сантьяго.

    В названных комиссиях в качестве ассоциированных членов, наблюдателей или консультантов могут сотрудничать и другие страны, а также международные организации. Цели деятельности и функции перечисленных комиссий аналогичны: содействие экономическому развитию стран соответствующих регионов, повышение уровня жизни их населения, поощрение экономических отношений, как между странами-членами, так и между ними и остальным миром. Аналогична и организационная структура комиссий. Высшим органом является пленарная сессия представителей государств-членов. Имеются также постоянные и временные вспомогательные органы. Исполнительным органом служит секретариат во главе с исполнительным секретарем. Комиссии проводят международные конференции, совещания и т.п.

    Каждая комиссия имеет разветвленную сеть специализированных вспомогательных органов (комитетов). Непосредственно или через эти вспомогательные органы комиссия поддерживает связи с международными организациями, как региональными, так и универсальными.

    Одной из важных функций ЭКОСОС является координация деятельности специализированных учреждений ООН, многие из которых занимаются вопросами международного экономического сотрудничества. Это прежде всего Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), получившая в 1985 году статус специализированного учреждения ООН. Она координирует деятельность ООН в этой области для ускорения индустриализации развивающихся стран. В рамках ЮНИДО разработаны, например, Лимская декларация и План действия по промышленному развитию и сотрудничеству (1975 г.), в которых утверждается право государств на суверенитет над природными ресурсами и контроль над деятельностью частного капитала.

    Международная продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) и Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), финансовые учреждения (МБРР, МВФ, МФК, MAP ).

    Созданная как вспомогательный орган ГА ООН Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) сохранила со времен своей первой сессии, состоявшейся в 1964 году, это название, хотя давно уже переросла в самостоятельную авторитетную организацию с многочисленными вспомогательными органами. Главной задачей ЮНКТАД является определение принципов и политики в сфере международной торговли, чтобы содействовать ускорению экономического развития, прежде всего в развивающихся странах. Большой вклад внесла ЮНКТАД в формирование новых представлений и концепций о коренной перестройке международных экономических отношений на справедливой и демократической основе.

    Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — крупнейшие Международные валютно-кредитные организации — созданы на основании соглашений, принятых Бреттон-Вудской конференцией (США) в 1944 году. МВФ и МБРР -специализированные учреждения ООН, они имеют соглашения об отношениях с ООН (1947 г.). Однако в отличие от других соглашений, определяющих принципы и формы взаимодействия и координации между Генеральной Ассамблеей, ЭКОСОС и специализированным учреждением, эти соглашения фиксируют значительную степень независимости МВФ и МБРР от ООН.

    По соглашению 1944 года основные цели МВФ состоят в том, чтобы координировать валютно-финансовую политику государств-членов и предоставлять им займы (краткосрочные, среднесрочные и частично долгосрочные) для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов. Фонд стремится также содействовать международному сотрудничеству в валютной области и расширению торговли. Для достижения этих целей Фонд обеспечивает финансирование государств-членов, испытывающих трудности с платежным балансом, и оказывает им техническую помощь для улучшения методов их хозяйствования. Государства-члены обязуются сотрудничать с Фондом и между собой с тем, чтобы обеспечить заключение соглашений об упорядоченном валютном обмене и создание стабильной системы валютных курсов наряду с многосторонней системой расчетов, свободных от ограничений, и, таким образом, способствовать сбалансированию платежей между странами.

    Предоставление займов сверх определенной суммы обусловливается выполнением рекомендаций МВФ в области экономической и социальной политики. В компетенцию Фонда входит также рассмотрение вопросов, связанных с режимом валютных курсов стран-членов.

    Право голоса каждой страны — члена МВФ в ее высшем органе отражает главным образом ее вклад в финансовые ресурсы Фонда, который в свою очередь связан с ее относительной долей в мировой экономике (принцип взвешенного голосования).

    Главная цель МБРР — содействовать реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей. Основная задача МБРР состоит в стимулировании частных иностранных капиталовложений путем предоставления гарантий или путем прямого участия, а также в содействии международной торговле и в поддержании платежных балансов.

    Банк предоставляет среднесрочные и долгосрочные кредиты под достаточно высокий процент. Займы даются государствам — членам Банка, а также их частным компаниям. Если займы предоставляются частным компаниям, то заинтересованное правительство государства — члена Банка обязано дать соответствующие гарантии. В последние десятилетия финансовая политика МБРР ориентирована в основном на развивающиеся страны. Главная роль в ней отводится вывозу капитала, стимулированию частного предпринимательства в развивающихся странах, осуществлению программ экономической помощи этим странам.

    В целях урегулирования торговых взаимоотношений государств в 1947 году было заключено многостороннее Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). ГАТТ - крупнейший многосторонний торговый договор, на базе которого за прошедшие годы сложился механизм, обладающий чертами международной организации. На базе этого соглашения с 1995 года начала действовать Всемирная торговая организация (ВТО). (В Республике Беларусь при Правительстве создана комиссия по вступлению в ВТО).

    Центральное место в ВТО занимает принцип применения режима наибольшего благоприятствования. По соглашению всякая таможенно-тарифная льгота, предоставляемая одной из стран-участниц другой стране-участнице, автоматически в силу принципа наибольшего благоприятствования распространялась на все другие страны — участницы ВТО. Основные задачи ВТО — либерализация внешней торговли, снижение таможенных тарифов, отказ от количественных ограничений импорта, устранение дискриминации, а также проведение других торгово-политических мероприятий на многосторонней основе.

    Для регулирования международной торговли отдельными сырьевыми товарами были заключены многосторонние соглашения и создан ряд международных организаций с участием государств — импортеров и экспортеров (по олову, пшенице, какао, сахару, натуральному каучуку, оливковому маслу, хлопку, джуту, свинцу и цинку) либо только экспортеров (по нефти - ОПЕК). Целями организаций с участием стран-экспортеров и импортеров являются смягчение резких колебаний мировых цен, установление сбалансированных соотношений спроса и предложения при помощи закрепления странами-экспортерами квот и обязательств импортеров по закупкам товаров, установления максимальных и минимальных цен и создания систем «буферных» запасов товаров.

    Наиболее значительным примером организации стран-экспортеров (в основном арабских) является Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), имеющая задачей защиту интересов нефтедобывающих стран посредством согласования допустимых цен на нефть и ограничения в этих целях нефтедобычи установленными для каждой страны квотами.

    Из числа международных организаций, образованных в целях содействия международной торговле и имеющих значение для развития МЭП, можно назвать Международную торговую палату, Международное бюро публикации таможенных тарифов, Международный институт по унификации частного права (ЮНИДРУА). Как и в рамках ЮНСИТРАЛ, в Международной торговой палате и в ЮНИДРУА ведется большая работа по гармонизации и унификации национального законодательства, регулирующего коммерческие, финансовые отношения между предпринимателями посредством выработки международно-правовых актов факультативного действия. Примером могут служить широко применяемые Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс», разработанные Международной торговой палатой.

    В 2000г. в рамках СНГ было заключено Соглашение об учреждении Евразийского экономического сообщества (Беларусь ратифицировала в 2001г.). В организацию вошли Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Армения (членство совпадает с ОДКБ). Главная цель – обеспечить принципы свободы перемещения товаров и услуг, капиталов и граждан; создание экономического и таможенного союза.