Определение принципа суверенного равенства государств. Международное право. Принцип территориальной целостности государств

Принцип суверенного равенства государств

Этот принцип является как бы исходным началом современного
международного права в целом, объединяя в себе два характеризующих
каждое государство специфических юридических признака — присущее
государству свойство, обозначаемое термином «суверенитет» (см. гл. V), и
равноправие с другими государствами в международном общении. Поэтому
часто в договорах между государствами речь идет о взаимном уважении ими
суверенитета друг друга. Суверенность государств предопределяет и метод
международно-правового регулирования их взаимоотношений — соглашение
между ними.

Впервые толкование термина «суверенное равенство» государств было дано
на Сан-Францисской конференции, принявшей Устав ООН. Оно содержалось в
докладе Комитета I/1 этой Конференции, который был одобрен затем Первой
комиссией и пленумом Конференции.

Согласно этому толкованию, «суверенное равенство» государств должно
означать, что:

1) государства юридически равны;

2) они пользуются всеми правами, которые вытекают из их суверенитета;

3) личность государства должна уважаться, так же как его территориальная
целостность и политическая независимость;

4) государство должно в международном общении добросовестно выполнять
свои обязанности и международные обязательства.

Это толкование полностью сохраняет свое значение и поныне.

В свою очередь, согласно Декларации о принципах международного права
1970 г., основное содержание рассматриваемого принципа сводится к
следующему.

Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые
права и одинаковые обязанности и являются равноправными членами
международного сообщества, независимо от различий экономического,
социального, политического или иного характера (п.1).

Понятие суверенное равенство включает, в частности, следующие элементы:

a) государства юридически равны;

b) каждое государство пользуется правами, присущими полному
суверенитету;

c) каждое государство обязано уважать правосубъектность (личность)
других государств;

d) территориальная целостность и политическая независимость государства
неприкосвенны;

e) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои
политические, социальные, экономические и культурные системы;

f) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои
международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Поясним, что выражение о том, что государства «имеют одинаковые права и
одинаковые обязанности», касается норм общего международного права, т.е.
норм, установленных международным сообществом государств в целом. Ныне
они общепризнанны в качестве не только конвенционных, но и
обычноправовых норм.

Однако одинаковость прав и обязательств государств по общему
международному праву вовсе не означает, что государства не могут брать
на себя по локальным соглашениям новые международные обязательства или
обязательства, уточняющие и развивающие действующие нормы, если они не
противоречат основным принципам международного права. Именно таким путем
прежде всего и развивается современное международное право — от
локальных норм к универсальным.

§ 3. Принцип неприменения силы или угрозы силой

Этот принцип является новеллой современного международного права. Ранее
действовавший со времени Лиги Наций принцип ненападения имел существенно
иное содержание.

Ныне это общепризнанный принцип международного права, изложенный в п. 4
ст. 2 Устава ООН и имеющий одновременно силу обычноправовой нормы.

Основные положения этого принципа, согласно Декларации о принципах
международного права 1970 г., предусматривают следующее.

Каждое государство обязано воздерживаться в своих международных
отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной
неприкосновенности или политической независимости любого государства,
так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Такая угроза
силой или ее применение являются нарушением международного права и
Устава ООН, они никогда не должны применяться в качестве средства
урегулирования международных проблем.

Агрессивная война составляет преступление против мира, за которое
предусматривается ответственность в соответствии с международным правом.

Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее
применения с целью нарушения существующих международных границ другого
государства или в качестве средства разрешения международных споров, в
том числе территориальных споров, и вопросов, касающихся государственных
границ.

Равным образом каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой
или ее применения с целью нарушения международных демаркационных линий,
таких, как линии перемирия, установленных или соответствующих
международному соглашению, стороной которого является данное государство
или которое это государство обязано соблюдать на каком-либо ином
основании.

Государства обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связанных с
применением силы.

Территория государства не может быть объектом военной оккупации,
являющейся результатом применения силы в нарушение положений Устава ООН.
Территория государства не должна быть объектом приобретения другим
государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие
территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее
применения, не должны признаваться законными.

Однако ничто в вышеприведенных положениях не должно истолковываться как
расширяющее или ограничивающее каким-либо образом масштабы действия
положений Устава ООН, затрагивающих случаи, при которых применение силы
является законным.

Вышеизложенные положения, касающиеся существа принципа неприменения силы
или угрозы силой в межгосударственных отношениях, являются фундаментом
современной системы поддержания международного мира и безопасности.

Основные, связанные с толкованием и применением настоящего принципа
юридические проблемы, были рассмотрены нами ранее. * Коротко они
сводятся к следующему.

* См.: Ушаков Н.И. Правовое регулирование использования силы в
международных отношениях. М.,1997.

В ходе разработки и принятия Декларации о принципах международного права
1970 г. организованным международным сообществом государств в лице
Организации Объединенных Наций было бесспорно установлено и
общепризнано, что рассматриваемая норма-принцип запрещает применение
вооруженной силы (вооруженных сил) или угрозы ее применения государством
в его взаимоотношениях с другими государствами.

Единственным исключением из этого запрещения в соответствии с
положениями ст. 51 Устава ООН является самооборона государства в случае
вооруженного нападения на него другого государства до тех пор, пока
Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания
международного мира и безопасности.

С таким толкованием принципа, запрещающего угрозу силой или ее
применение в межгосударственных отношениях, были согласны все
государства, единодушно одобрившие Декларацию о принципах международного
права.

Однако значительное число государств настаивало на том, чтобы такое
запрещение касалось также использования в межгосударственных отношениях
мер, не связанных с применением вооруженных сил. Но такое толкование
существа рассматриваемого принципа решительно отвергалось другими
государствами как не соответствующее системе коллективной безопасности,
предусмотренной Уставом ООН.

Компромисс был найдет в результате включения в Преамбулу Декларации
абзаца, напоминающего «об обязанности государств воздерживаться в своих
международных отношениях от военной, политической или какой-либо другой
формы давления, направленного против политической независимости или
территориальной целостности любого государства».

При этом политико-юридически необходимо учитывать, что, создавая
Организацию Объединенных Наций, государства заявили в ее Уставе от имени
своих народов о решимости жить в мире друг с другом, объединить свои
силы для поддержания международного мира и безопасности, принять
принципы и установить методы, обеспечивающие применение вооруженных сил
не иначе, как в общих интересах.

Соответственно, главной целью организованного международного сообщества
государств в лице ООН является поддержание международного мира и
безопасности, в частности, путем принятия эффективных коллективных мер
для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии
или других нарушений мира (п. 1 ст. 1 Устава).

Таким образом, в лице ООН с учетом ее целей, функций и полномочий
создана система коллективной международной безопасности, основанная на
идее применения вооруженных сил «не иначе, как в общих интересах»,
исключительно для поддержания международного мира и только по решению
ООН.

Принимать такие решения правомочен Совет Безопасности, на который
государства-члены, ныне практически все государства мира, возложили
«главную ответственность за поддержание международного мира и
безопасности» (ст. 24 Устава) и согласились «подчиняться решениям Совета
Безопасности и выполнять их» (ст. 25 Устава).

Совет Безопасности призван определять «существование любой угрозы миру,
любого нарушения мира или акта агрессии» и решать «какие меры следует
предпринять», не связанные с использованием вооруженных сил или с
использованием таковых, для поддержания или восстановления
международного мира и безопасности (ст. 39 Устава).

В Совете Безопасности действует принцип единогласия великих держав —
постоянных его членов, иначе говоря, право вето каждого из них при
принятии решений, кроме процедурных. Политико-юридически это означает,
что решение Совета о принудительных мерах против постоянного его члена
не может быть принято.

Следовательно, законное использование вооруженных сил возможно только и
исключительно по решению ООН в лице Совета Безопасности в общих
интересах международного сообщества государств, а также в случае
законной самообороны.

И это тоже одна из основ современной системы коллективной безопасности,
исходящая из решающей роли великих держав — постоянных членов Совета в
деле обеспечения международного мира и безопасности.

В результате коллективные принудительные действия по решению Совета
Безопасности возможны практически лишь в случае угрозы миру, нарушения
мира или акта агрессии со стороны государства, не являющегося постоянным
членом Совета.

Такова суть концепции коллективной безопасности, воплощенной в Уставе
ООН и современном международном праве.

Однако в реальной международной действительности такой правопорядок
существенно нарушается, свидетельством чему явились десятки вооруженных
межгосударственных конфликтов в период после Второй мировой войны. В
связи с этим получили хождение концепции неэффективности ООН и разного
рода проекты ее реформы.

Действительно, практически тотчас же после вступления Устава ООН в силу
началась «холодная война» именно между постоянными членами Совета
Безопасности, место Китая в ООН долгое время оставалось узурпированным
тайваньским режимом, великими державами была развязана беспрецедентная
гонка вооружений, началось пресловутое балансирование на грани войны,
т.е. всемирной катастрофы.

В международно-правовом плане и государствами, и в доктрине была
предпринята попытка обосновать правомерность использования вооруженных
сил в межгосударственных отношениях в случаях, явно не соответствующих
предусмотренным в Уставе ООН и действующем международном праве.

Однако альтернативы международному правопорядку в соответствии с Уставом
ООН и действующим международным правом нет и предложить ее невозможно.

Такая альтернатива, очевидно, будет возможна в условиях всеобщего и
полного разоружения под эффективным международным контролем, к чему,
кстати, призывает и один из пунктов принципа неприменения силы и угрозы
силой Декларации 1970 г. Но это, по-видимому, пока весьма отдаленная
перспектива.

Современной системе международной безопасности будет посвящена
специальная глава (гл. XIV).

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

02 Окт 2010

Данный принцип лежит в основе всех межгосударственных отношений и касается любых сфер таких отношений, занимает в системе принципов особое место, в определенном смысле создавая юридически благоприятную основу для формирования остальных принципов и их нормального функционирования. Это – один из краеугольных камней международного права и международного правопорядка. Современный мир состоит из государств, разных по размеру территории, географическому положению, составу и численности населения, характеру и составу природных ресурсов, уровню развития, политическому влиянию, экономической силе, военной мощи и т.д. В этих условиях поддерживать определенное равновесие и обеспечивать сотрудничество возможно в значительной степени благодаря существованию правового принципа суверенного равенства государств. За его соблюдением государства следят особенно тщательно.

Немного истории: Данный принцип берет свое начало еще в период Средневековья, когда монархи стремились юридически уравнять свой международный статус. Для этого была заимствована юридическая формула древнеримских юристов par in parem non habet imperium (равный над равным власти не имеет). В основу её был положен принцип равенства монархов – суверенов.

Современное международное сообщество признает суверенитет неотъемлемым свойством каждого государства и важнейшей основой существования международного правопорядка.

Данный принцип сложился как международно-правовой обычай и был в последующем закреплен в Уставе ООН (статья 2), Заключительном акте СБСЕ 1 августа 1975 года, Итоговом документе Венской встречи представителей государств-участников СБСЕ 1989 года, Парижской хартии для новой Европы 1990 года, Хартии экономических прав и обязанностей государств, в уставах международных организаций системы ООН, региональных международных организаций, во множестве двусторонних и многосторонних соглашений, Итоговом документе Всемирного саммита, посвященного 60-летию ООН 2005 года.

Все международное сообщество основано на принципе суверенного равенства всех государств. Только взаимное уважение государствами суверенного равенства друг друга обеспечивает их сотрудничество и поддержание международного правопорядка.

Декларация о принципах международного права указывает на следующие элементы принципа суверенного равенства государств:

Государства равны юридически, т.е. обладают равными основными правами и обязанностями, вправе участвовать в международных договорах и организациях;

Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету , т.е. самостоятельно осуществляет на своей территории законодательную, исполнительную, судебную власть, строит международные отношения по своему усмотрению;

Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

- территориальная целостность и политическая независимост ь государств неприкосновенны;

Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы ;

Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

В Заключительном акте СБСЕ государства приняли на себя обязательства не только соблюдать принцип суверенного равенства, но и уважать права, присущие суверенитету.

В своих взаимных отношениях государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами. Государства обладают правом принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками международных договоров, включая союзные договоры, а также правом на нейтралитет.

Принцип суверенного равенства государств как бы распадается на два принципа – принцип суверенитета и принцип равноправия государств .

Суверенитет – это полновластие государства внутри страны и независимость вовне.

Суверенитет государств, согласно теории общественного договора (ДЖ.ЛОКК,Т.ГОББС,Ж.-Ж.РУССО), - явление вторичное. Суверенитет принадлежит народу (первичный суверенитет). Народ в общих интересах по общественному договору – конституции – передает государству часть своих прав, присущих суверенитету. Таким образом, суверенитет государства – это суверенитет вторичный.

Из этого следует, что народы сами определяют, как им жить, какую власть иметь, какую общественную систему строить и в какую сторону её развивать. Государство – представитель народа, который обязан выражать его волю. Государственный суверенитет распространяется не только в пределах территории, но и на объекты, действия физических/юридических лиц государства за пределами его территории (в части и объеме, которые предусмотрены международным правом).

Суверенитет не означает полной свободы в действиях или тем более, их изолированности, поскольку они живут и сосуществуют во взаимосвязанном мире. Свобода действий государств ограничена правом – международным правом. Международное право – это инструмент «состыковки» и обеспечения «суверенитетов».

С другой стороны, увеличение числа вопросов, которые государства на добровольной основе подчиняют международному регулированию, не означает их автоматического изъятия из сферы внутренней компетенции.

На необходимость уважения прав, присущих суверенитету, особенно часто указывают в связи с достижениями научно-технического прогресса, которые не должны использоваться в ущерб другим государствам. Это касается, например, опасности военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду и т.п.

Государства все чаще передают часть своих полномочий, которые ранее считались неотъемлемыми атрибутами их суверенитета, в пользу международных организаций. Происходит это по разным причинам, в том числе в связи с возрастанием числа глобальных проблем, расширением сфер сотрудничества и соответственно, увеличением числа объектов международно-правового регулирования. Но, передавая часть своих полномочий организациям, государства не ограничивают суверенитет, а, наоборот, реализуют одно из своих суверенных прав – право на заключение договоров. Заключая договор, государство реализует суверенитет, ограничивает свободу действий, но не свои суверенные права. Более того, договор открывает перед государством новые возможности, которые превосходят согласованные ограничения. Иначе бы государства не вступали бы в правоотношения.

ПРИМЕР: В решении Постоянной палаты международного правосудия (предшественница Международного Суда ООН, действовала в рамках Лиги Наций) по делу «Уимблдон» (1923 г.) говорилось: «Палата отказывается видеть в заключении любого договора …отказ от суверенитета».

Кроме того, государства, как правило, оставляют за собой право контроля за деятельностью международных организаций.

Довольно часто высказывается мнение о несовместимости суверенитета с международным правом. Между тем, благодаря суверенной власти, государства способны создавать нормы международного права, наделять их обязательной силой и обеспечивать их реализацию внутри страны и в международных отношениях.

Международное право перестает защищать суверенные права государств, в которых антидемократический режим попирает права человека. Государство не вправе издавать законы, нарушающие права человека, народа. Нарушение двусторонним договором императивной нормы является делом всех государств.

Частью принципа суверенного равенства государств является также иммунитет государства (его лиц и вещей) от юрисдикции другого государства в силу принципа «равный над равным власти не имеет».

Равноправие означает, что каждое государство – это субъект международного права. Государства взаимодействуют между собой как равные, несмотря на их фактическое неравенство. Да, одно государство – большое, другое – меньше; одно государство – экономически мощное, другое является ещё только развивающимся; у одного государства много международных договоров и вытекающих из них международных обязательств, у другого – меньше; но юридически они равноправны, равны перед международным правом, обладают равной способностью создавать для себя права и принимать обязанности.

Все государства вправе участвовать в решении международных проблем, в которых они правомерно заинтересованы. При этом государства не вправе навязывать другим государствам созданные международно-правовые нормы.

Вместе с тем, нет оснований упрощать проблему обеспечения равноправия. Вся история международных отношений пронизана борьбой за влияние, за господство. И сегодня эта тенденция причиняет вред сотрудничеству и правопорядку. Немало ученых полагают, что равноправие государств является мифом. Никто, в том числе и я, не станет отрицать фактического неравенства государств, но это лишь подчеркивает значение установления их юридического равенства. Неравны и люди по своим возможностям, однако это не вызывает сомнений в значении их равенства перед законом.

ПРОБЛЕМА: Не являются ли нарушением принципа суверенного равенства отдельные международно-правовые режимы, скажем, например, положение постоянных членов Совета Безопасности ООН

(КОММЕНТАРИЙ: число членов Совета Безопасности составляет 15. Для принятия решений по вопросам существа требуется девять голосов, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов. Это - правило «единогласия великих держав», которое часто называется «правом вето» (Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция) ),

статус ядерных держав по Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года,

(КОММЕНТАРИЙ : Договор устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие или устройство до 1 января 1967 (т. е. СССР, США, Великобритания, Франция, Китай). Договор состоит из преамбулы и 11 статей. Наиболее важными являются ст. I и II, содержащие основные обязательства ядерных и неядерных государств. Ст. I обязывает государства, обладающие ядерным оружием, не передавать неядерным странам это оружие и контроль над ним, а также не помогать им в его производстве или приобретении; ст. II обязывает неядерных участников Д. не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия, не производить его и не добиваться в этих целях чьей-либо помощи. Ст. III договора говорит о гарантиях соблюдения неядерными государствами обязательств не производить собственного ядерного оружия; проверка выполнения их обязательств возлагается на Международное агентство по атомной энергии. Вместе с тем договор предусматривает, что требуемые гарантии не должны создавать помех для экономического развития государств или международного сотрудничества в области использования ядерной энергии в мирных целях и обязывает его участников обмениваться в этих целях оборудованием, материалами, научной и технической информацией, содействовать получению благ неядерными государствами от любого мирного применения ядерных взрывов (ї 3, ст. III, IV и V)),

(КОММЕНТАРИЙ : В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам).

Отражая реальное положение вещей, международное право в исключительных случаях, допускает неравенство в правах, но при этом особые права связывает с дополнительными обязанностями. Все вышеприведенные примеры касаются конкретных прав, а не суверенных прав. Суверенный статус у всех государств одинаков.

На мой взгляд, эти исключения лишь подтверждают правило и нарушения принципа суверенного равенства государств не усматривается. Это правомерные исключения из него. Исключения, согласованные между государствами и закрепленные в нормах международного права, несущие дополнительные обязанности, особую ответственность государств. Правомерным исключением из данного принципа следует считать и общую систему преференций, которая предоставляет особые льготы и преимущества развивающимся и наименее развитым странам в международной торговле.

ПРИМЕР:

Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам.

Такая система рассматривается как способ приближения от формального равенства государств к равенству фактическому.

Многое еще зависит и от правовой активности государства. При прочих равных условиях более активное участие в международных правоотношениях наделяет государство более широким кругом прав и юридических возможностей. Реальность суверенного равенства государства зависит в немалой мере и от того, с какой последовательностью оно его отстаивает. Суверенное равенство должно осуществляться с учетом законных интересов других государств и международного сообщества в целом. Оно не дает право блокировать волю и интересы большинства.

Равенство правового статуса государств означает, что все нормы международного права применяются к ним одинаково, обладают равной обязательной силой. Государства обладают равной способностью создавать права и принимать на себя обязательства. По мнению Международного Суда ООН, равенство означает также равную свободу во всех делах, не регулируемых международным правом.

Все государства обладают равным правом участвовать в решении международных проблем, в которых они законно заинтересованы. В Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года говорится: «Все государства юридически равноправны и как равноправные члены международного сообщества имеют право полностью и эффективно участвовать в международном процессе принятия решений…».

При этом, не следует закрывать глаза на реальность. Фактическое влияние крупных держав на нормотворческий процесс ощутимо.

ПРИМЕР: Так, режим космического пространства был определен именно ими. От них зависит создание договоров в области ограничения вооружений. На этом основании некоторые ученые высказывают мнение о том, что равенство характерно для правоприменительной стадии, чем при стадии создания норм международного права. Однако, международные акты и международная практика все больше признают равное право всех государств на участие в нормотворческом процессе. Кроме того, создаваемые по инициативе крупных держав акты должны учитывать интересы международного сообщества в целом.

Юридическим инструментарием обеспечения принципа суверенного равенства в различных сферах являются «принципы-стандарты»: принцип взаимности, принцип недискриминации, принцип предоставления режима наиболее благоприятствуемой нации, принцип предоставления национального режима и другие.

ВЫВОД: Пока существуют суверенные государства, данный принцип будет оставаться важнейшим элементом системы принципов международного права. Строгое его соблюдение обеспечивает свободное развитие каждого государства и народа. Суверенное равенство реально лишь в рамках международного права.

Принцип суверенного равенства государств - это правовая основа современного межгосударственного общения. Именно поэтому в Декларации 1970 года указанный принцип назван имеющим первостепенное и основополагающее значение. Согласно данному принципу, все государства равны в своих правах и обязанностях на международной арене, имеют равные возможности для реализации своей внутренней и внешней политики. Важно подчеркнуть, что действующее международное право устанавливает органическую связь между равенством государств и таким атрибутом, как суверенитет . Под суверенитетом в международном праве понимается верховенство государства в его внутренних делах и независимость в международных отношениях. Суверенитет как свойство государственной власти в одинаковой степени присущ любому государству, поэтому речь идёт не о фактическом равенстве государств, а лишь о суверенном равенстве. Государства равны между собой потому, что суверенитет каждого из них - величина постоянная. Как люди рождаются равными в силу самого факта принадлежности к данному биологическому виду, так и государства равны в силу обладания суверенитетом. Поэтому равны между собой лишь суверенные государства, а сам суверенитет, в свою очередь, немыслим без равенства субъектов международных отношений. Это - не софистика, а формула сложной диалектической связи между суверенитетом и юридическим равенством всех государств. Из этой формулы вытекает ряд важных следствий. Например, рассматриваемый принцип неприменим к отношениям между субъектами федерации, самоуправляющимися политико-территориальными образованиями, автономиями и суверенными государствами, так как лишь последние обладают суверенитетом в международно-правовом смысле этого слова.

Декларация 1970 года называет следующие элементы суверенного равенства государств:

1)все государства юридически равноправны;

2)каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

3)каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

4)территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны;

5)каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, экономическую и социальную систему;

6)каждое государство обязано добросовестно выполнять свои международные обязательства.

Как видно из перечисленного, принцип суверенного равенства государств не может рассматриваться в отрыве от ряда других принципов международного права, так как суверенитет с необходимостью предполагает правосубъектность, свободное развитие, политическую независимость и т.д.

Заключительный акт 1975 года, раскрывая содержание принципа суверенного равенства государств, назвал ещё ряд прав, присущих государствам в силу суверенитета: участие в международных договорах, членство в международных организациях, осуществление юрисдикции, установление дипломатических отношений. Все перечисленные правомочия (как показывает практика, в том числе судебная, их перечень не является исчерпывающим) имманентно присущи государственному суверенитету; лишение любого государства какого-либо из этих прав признается грубым нарушением рассматриваемого принципа. Что касается Устава ООН, то в нем отдельно подчёркивается, что сама Организация Объединенных Наций и входящие в нее государства действуют на основе суверенного равенства всех её членов.


Закрепление принципа суверенного равенства государства известно и договорной практике Республики Казахстан. Например, в статье 1 Договора о дружбе, взаимопонимании и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Французской Республикой от 23 сентября 1992 года закреплено, что стороны “...во взаимных отношениях выступают в качестве суверенных, равноправных государств”.

Анализ действующих международно-правовых документов и практики международных отношений показывает, что международное право закрепляет не фактическое, а юридическое равенство государств . С этой точки зрения, огромные различия между возможностями различных государств влиять на международные отношения и политику отдельных организаций не всегда противоречат принципу суверенного равенства государств. Например, у пяти государств - постоянных членов Совета Безопасности ООН гораздо больше правомочий, чем у остальных государств. Однако их особый статус закреплён действующим международным правом, он общепризнан и в известной степени сам является проявлением государственного суверенитета членов мирового сообщества. Иными словами, правовое положение постоянных членов Совета - это добровольное решение членов ООН, акт их суверенной власти. Поэтому неравенство государств в данном случае нельзя толковать как противоречащее принципу суверенного равенства. Аналогичное утверждение можно сделать и относительно различных международных организаций, в которых принята система так называемого взвешенного голосования. В таких организациях различный “вес” государств является свободным решением всех их членов. Наконец, не является отступлением от принципа суверенного равенства практика предоставления особых льгот и преференций наименее развитым и развивающимся государствам, так как она направлена на укрепление международного мира и безопасности, ликвидацию несправедливого экономического порядка. Нетрудно заметить, что аналогичные нормы присущи и национальному законодательству, которое провозглашает равенство граждан перед законом при различиях в их правовом статусе.

Вместе с тем, следует признать, что на практике принцип суверенного равенства государств неоднократно грубо нарушался. Призванный не допустить одностороннего политического лидерства в международных отношениях, этот принцип нередко становится помехой агрессивной внешней политике отдельных стран. Как правило, игнорирование данной императивной нормы международного права приводит к серьёзным осложнениям в международных отношениях.

ПРИНЦИП СУВЕРЕННОГО РАВЕНСТВА ГОСУДАРСТВ - общепризнанный , означающий, что все государства юридически равны между собой в качестве суверенных, независимых участников международного общения, в целом пользуются одинаковыми правами и несут равные , несмотря на различие их экономических, социальных и политических систем. П. с.р.г. сформировался в международном праве в период перехода от феодализма к капитализму. Однако окончательное его утверждение в современном виде произошло лишь к середине XX в. В п. 1 ст. 2 Устава ООН закреплено , что ООН основана на принципе суверенного равенства всех ее членов.

В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. определяется понятие суверенного равенства, которое включает следующие элементы: 1) государства юридически равны; 2) каждое пользуется правами, присущими полному суверенитету; 3) каждое государство обязано уважать других государств; 4) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны; 5) каждое государство имеет свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; 6) каждое государство должно выполнять полностью и добросовестно свои международные и жить в мире с другими государствами. Формально-юридическое государств не означает их фактического равенства в отношении, в частности, их территории, численности населения, экономической и военной мощи, политического влияния в системе международных отношений и т.д. П.с.р.г. предполагает, что все государства обладают в силу своей суверенности одинаковой правоспособностью и в равной мере обязаны строго соблюдать общепризнанные и нормы международного права. Равноправие государств означает право каждого государства принимать участие на равных началах с другими государствами в решении всех международных вопросов, затрагивающих законные данного государства, равенство голосов всех государств при принятии решений на международных конференциях и в международных организациях, участие на равноправной основе в создании норм международного права. П.с.р.г. предполагает т.ж. равноправие всех народов и наций, независимо от их величины, расы, языка, религии, уровня культурного и экономического развития и т.д.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ПРИНЦИП СУВЕРЕННОГО РАВЕНСТВА ГОСУДАРСТВ" в других словарях:

    ПРИНЦИП СУВЕРЕННОГО РАВЕНСТВА ГОСУДАРСТВ - общепризнанный принцип международного права, означающий, что все государства юридически равны между собой в качестве суверенных, независимых участников международного общения, в целом пользуются одинаковыми правами и несут равные обязанности,… … Юридическая энциклопедия

    - (см. ПРИНЦИП СУВЕРЕННОГО РАВЕНСТВА ГОСУДАРСТВ) …

    ПРИНЦИП МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ Юридическая энциклопедия

    ПРИНЦИП ВЗАИМНОСТИ - принцип международного, в частности, торгового права, вытекающий из более общего принципа суверенного равенства государств. В соответствии с П.в. государства предоставляют друг другу на своей территории равные права и несут равную… … Юридическая энциклопедия

    Принцип международного, в частности торгового, права, вытекающий из более общего принципа суверенного равенства государств. В соответствии с П.в. государства предоставляют друг другу на своей территории равные права и несут равную… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Один из основополагающих принципов международного права, в соответствии с которым государства обязаны урегулировать свои споры путем обращения к мирным средствам разрешения международных споров и таким образом, чтобы не подвергать угрозе… … Энциклопедический словарь экономики и права

    ПРИНЦИП ДОБРОСОВЕСТНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ Юридическая энциклопедия

    Один из основополагающих императивных принципов современного международного права. Возник в форме международно правового обычая pacta sunt servanda на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находит отражение в… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Организация американских государств - (ОАГ; исп. Organización de los Estados Americanos, англ. Organization of American States), региональная международная организация, объединяющая страны Латинской Америки, Карибского бассейна и США. Создана 30 апреля 1948 на 9 й Межамериканской… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

Поддержание международного правопорядка может быть обеспечено исключительно при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить ϲʙᴏю внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что в обобщенном виде отражено в п. 1 ст. 2 Устава ООН, кᴏᴛᴏᴩый гласит: "Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов".

Данный принцип закреплен также в уставах международных организаций системы ООН, в уставах подавляющего большинства региональных международных организаций, в многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций, в правовых актах международных организаций. Объективные закономерности международных отношений, их постепенная демократизация привели к расширению содержания принципа суверенного равенства государств. Отметим тот факт - что в современном международном праве он с наибольшей полнотой отражен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Уставом ООН. Позднее ϶ᴛᴏт принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 года, Парижской хартии для новой Европы 1990 года и ряде других документов.

Основное социальное назначение принципа суверенного равенства - обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства будут равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

Согласно Декларации 1970 года, понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

а) государства юридически равны;

б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

г) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

д) каждое государство имеет право ϲʙᴏбодно выбирать и развивать ϲʙᴏи политические, социальные, экономические и культурные системы;

е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно ϲʙᴏи международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ государства приняли на себя обязательства не только соблюдать принцип суверенного равенства, как он изложен в Уставе ООН и Декларации 1970 года, но и уважать права, присущие суверенитету. Последнее означает, что в ϲʙᴏих взаимных отношениях государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по ϲʙᴏему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами. К числу элементов принципа суверенного равенства относится право государств принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

Указание на связь между принципом суверенного равенства и уважением прав, присущих суверенитету, одновременно конкретизирует и расширяет содержание данного принципа, кᴏᴛᴏᴩый лежит в основе международго сотрудничества. Отмеченная связь особенно отчетливо пробудет в области международных экономических отношений, где наиболее остро стоит проблема защиты суверенных прав развивающихся государств. В последние годы на необходимость уважения прав, присущих суверенитету, особенно часто указывают в связи с достижениями научно-технической революции, кᴏᴛᴏᴩые не должны использоваться в ущерб другим государствам. Это касается, например, проблемы непосредственного телевизионного вещания, опасности военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду и т. п.

Юридическое равенство государств не означает их фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Важно заметить, что одним из примеров ϶ᴛᴏго

будет особое правовое положение постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Встречаются утверждения, что нормальные международные отношения невозможны без ограничения суверенитета. Между тем суверенитет будет неотъемлемым ϲʙᴏйством государства ц фактором международных отношений, а не продуктом международного права. Никакое государство, группа государств или международная организация не могут навязывать созданные ими нормы международного права другим государствам. Включение субъекта международного права в любую систему правоотношений может осуществляться только на базе добровольности. Материал опубликован на http://сайт

В настоящее время государства все чаще передают часть ϲʙᴏих полномочий, кᴏᴛᴏᴩые ранее считались неотъемлемыми атрибутами государственного суверенитета, в пользу создаваемых ими международных организаций. Происходит ϶ᴛᴏ по разным причинам, в том числе в связи с возрастанием числа глобальных проблем, расширением сфер международного сотрудничества и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно увеличением количества объектов международно-правового регулирования. В ряде международных организаций государства-учредители отошли от формального равенства при голосовании (одна страна - один голос) и приняли метод так называемого взвешенного голосования, когда количество голосов, кᴏᴛᴏᴩым обладает страна, зависит от размера ее взноса в бюджет организации и иных обстоятельств, связанных с оперативно-хозяйственной деятельностью международных организаций. Так, при голосовании в Совете министров Европейского Союза по ряду вопросов государства обладают неодинаковым количеством голосов, причем малые страны - члены ЕС неоднократно и на официальном уровне отмечали, что подобное положение способствует укреплению их государственного суверенитета. Принцип взвешенного голосования принят в ряде международных финансовых организаций системы ООН, в Совете Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) и др.

Есть все основания предполагать, что жизненно важная необходимость сохранения мира, логика интеграционных процессов и другие обстоятельства современных международных отношений приведут к созданию таких юридических конструкций, кᴏᴛᴏᴩые адекватно отражали бы данные реалии. При этом ϶ᴛᴏ ни в коей мере не означает умаления принципа суверенного равенства в межгосударственных отношениях. Передавая часть ϲʙᴏих полномочий международным организациям добровольно, государства не ограничивают ϲʙᴏй суверенитет, а, наоборот, реализуют одно из ϲʙᴏих суверенных прав - право на заключение соглашений. Исключая выше сказанное, государстватрадиционно оставляют за собой право контроля за деятельностью международных организаций.

Пока существуют суверенные государства, принцип суверенного равенства будет оставаться важнейшим элементом системы принципов современного международного права. Строгое его соблюдение обеспечивает ϲʙᴏбодное развитие каждого государства и народа.

Как уже отмечалось, в Декларации о принципах международного права 1970 года подчеркивается, что при истолковании и применении изложенных в ней принципов они будут взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других. По данной причине особенно важно подчеркнуть тесную связь, существующую между принципом суверенного равенства государств и их обязанностью не вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию. Международное право в принципе не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, по϶ᴛᴏму вмешательством должны считаться любые меры государств или международных организаций, представляющие собой попытку воспрепятствовать субъекту международного права решать ϲʙᴏи внутренние проблемы самостоятельно.

Понятие внутренней компетенции государства на практике часто вызывает споры. Стоит заметить, что оно меняется с развитием международных отношений, с ростом взаимозависимости государств. В частности, современная концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к ϲʙᴏей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в т.ч. и их обязательства по Уставу ООН, будут критерием, кᴏᴛᴏᴩый позволяет правильно подходить к решению ϶ᴛᴏго сложного вопроса. В частности, не подлежит сомнению, что понятие "дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства" не будет чисто территориальным

понятием. Это означает, что какие-то события, хотя они и происходят в пределах территории конкретного государства, могут рассматриваться как не ᴏᴛʜᴏϲᴙщиеся исключительно к его внутренней компетенции. К примеру, если Совет Безопасности ООН констатирует, что события, происходящие в пределах территории какого-либо государства, угрожают международному миру и безопасности, то такие события перестают быть внутренним делом данного государства, и действия Объединенных Наций в отношении данных событий не будут вмешательством во внутренние дела государства.

Суверенитет не означает полной независимости государств или тем более их изолированности, поскольку они живут и сосуществуют во взаимосвязанном мире. С другой стороны, увеличение числа вопросов, кᴏᴛᴏᴩые государства на добровольной основе подчиняют международному регулированию, не означает их автоматического изъятия из сферы внутренней компетенции.