Оптимизм пьесы сказки двенадцать месяцев. Сценарий по пьесе-сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев" материал на тему. На сцене появляются девочки - снежинки

Сказка Двенадцать месяцев смотреть мультфильм онлайн:

Самуил Яковлевич Маршак – сказка Двенадцать месяцев, читать текст онлайн:

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

Двенадцать.

А как их зовут?

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Как же это случилось? А вот как.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица - все не так, как ни повернется - все не в ту сторону. Дочка по целым дням на перине валялась, да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи. Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.

Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер. Люди сидели в домах и топили печки. В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице:

Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.

Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает ее в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадешь в лесу, увязнешь в сугробах.

А сестра говорит ей:

Если и пропадешь, так плакать о тебе никто не станет. Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей. Ветер снегом ей глаза порошит, платок с нее рвет. Идет она, еле ноги из сугробов вытягивает. Все темнее становится кругом. Небо черное, ни одной звездочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега. Вот и лес. Тут уж совсем темно - рук своих не разглядишь. Села девочка на поваленное дерево и сидит. Все равно, думает, где замерзать.

И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонек - будто звезда среди ветвей запуталась. Поднялась девочка и пошла на этот огонек. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. “Только бы, - думает, - огонек не погас!” А он не гаснет, он все ярче горит. Уж и теплым дымком запахло и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла.

Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди – кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют. Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков еще того меньше: вон они какие нарядные - кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате. Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое - совсем еще мальчики.

Молодые у самого огня сидят, а старики - поодаль.

И вдруг обернулся один старик - самый высокий, бородатый, бровастый – и поглядел в ту сторону, где стояла девочка. Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает ее старик громко:

Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно?

Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит:

Да, нужно мне набрать в эту корзинку подснежников.

Засмеялся старик:

Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала!

Не я выдумала, - отвечает девочка, - а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться. Тут все двенадцать поглядели на нее и стали между собой переговариваться.

Стоит девочка, слушает, а слов не понимает - будто это не люди разговаривают, а деревья шумят.

Поговорили они, поговорили и замолчали.

А высокий старик опять обернулся и спрашивает:

Что же ты делать будешь, если не найдешь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут.

В лесу останусь, - говорит девочка. - Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться.

Сказала это и заплакала. И вдруг один из двенадцати, самый молодой, веселый, в шубке на одном плече, встал и подошел к старику:

Братец Январь, уступи мне на час свое место!

Погладил свою длинную бороду старик и говорит:

Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.

Ладно, уж, - проворчал другой старик, весь лохматый, с растрепанной бородой. - Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо ее знаем: то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.

Ну, будь, по-вашему, - сказал Январь.

Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил:

Не трещите, морозы,

В заповедном бору,

У сосны, у березы

Не грызите кору!

Полно вам воронье

Замораживать,

Человечье жилье

Выхолаживать!

Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями.

Ну, теперь твой черед, братец, - сказал Январь и отдал посох меньшому брату, лохматому Февралю.

Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землею.

Пусть бежит в полях поземка

Белою змеею!

Только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.

А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал:

Теперь твой черед, братец Март.

Взял младший брат посох и ударил о землю. Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками. Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос:

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Девочка даже руками всплеснула. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке! Под ногами у нее - мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течет, журчит. Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под темной кожуры первые зеленые листики. Глядит девочка - наглядеться не может.

Что же ты стоишь? - говорит ей Март. - Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили.

Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками - куда ни поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник - и скорее опять на полянку, где костер горел, где двенадцать братьев сидели. А там уже ни костра, ни братьев нет… Светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня свет, а от полного месяца, что взошел над лесом.

Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побеждала домой. А месяц за нею поплыл.

Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей - и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи.

Ну, что, - спросили ее мачеха и сестра, - уже домой вернулась? А подснежники где?

Ничего не ответила девочка, только высыпала из передника на лавку подснежники и поставила рядом корзинку.

Мачеха и сестра так и ахнули:

Да где же ты их взяла?

Рассказала им девочка все, как было. Слушают они обе и головами качают - верят и не верят. Трудно поверить, да ведь вот на лавке целый ворох подснежников, свежих, голубеньких. Так и веет от них мартом месяцем!

Переглянулись мачеха с дочкой и спрашивают:

А больше тебе ничего месяцы не дали? - Да я больше ничего и не просила.

Вот дура, так, дура! - говорит сестра. - В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила! Ну, будь я на твоем месте, я бы знала, чего просить. У одного - яблок да груш сладких, у другого - земляники спелой, у третьего - грибов беленьких, у четвертого - свежих огурчиков!

Умница, доченька! - говорит мачеха. - Зимой землянике да грушам цены нет. Продали бы мы это и сколько бы денег выручили! А эта дурочка подснежников натаскала! Одевайся, дочка, потеплее, да сходи на полянку. Уж тебя они не проведут, хоть их двенадцать, а ты одна.

Где им! - отвечает дочка, а сама - руки в рукава, платок на голову.

Мать ей вслед кричит:

Рукавички надень, шубку застегни!

А дочка уже за дверью. Убежала в лес!

Идет по сестриным следам, торопится. Скорее бы, - думает, - до полянки добраться!

Лес все гуще, все темней. Сугробы все выше, бурелом стеной стоит.

Ох, - думает мачехина дочка, - и зачем только я в лес пошла! Лежала бы сейчас дома в теплой постели, а теперь ходи да мерзни! Еще пропадешь тут!

И только она это подумала, как увидела вдалеке огонек - точно звездочка в ветвях запуталась. Пошла она на огонек. Шла, шла и вышла на полянку. Посреди полянки большой костер горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Сидят и тихо беседуют. Подошла мачехина дочка к самому костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться. Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу. И вдруг стукнул Январь-месяц посохом о землю.

Ты кто такая? - спрашивает. - Откуда взялась?

Из дому, - отвечает мачехина дочка. - Вы нынче моей сестре целую корзинку подснежников дали. Вот я и пришла по ее следам.

Сестру твою мы знаем, - говорит Январь-месяц, - а тебя и в глаза не видали. Ты зачем к нам пожаловала?

За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц - огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август - яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц - орехов спелых. А Октябрь…

Погоди, - говорит Январь-месяц. - Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко еще до июня-месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду.

Ишь, какой сердитый! - говорит мачехина дочка. - Да я не к тебе и пришла - от тебя, кроме снега да инея, ничего не дождешься. Мне летних месяцев надо.

Нахмурился Январь-месяц.

Ищи лета зимой! - говорит.

Махнул он широким рукавом, и поднялась в лесу метель от земли до неба заволокла и деревья и полянку, на которой братья-месяцы сидели. Не видно стало за снегом и костра, а только слышно было, как свистит где-то огонь, потрескивает, полыхает.

Испугалась мачехина дочка. - Перестань! - кричит. - Хватит!

Да где там!

Кружит ее метель, глаза ей слепит, дух перехватывает. Свалилась она в сугроб, и замело ее снегом.

А мачеха ждала-ждала свою дочку, в окошко смотрела, за дверь выбегала – нет ее, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдешь кого-нибудь в чаще в такую метель и темень!

Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замерзла. Так и остались они обе в лесу лета ждать. А падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила.

И был у нее, рассказывают, около дома сад - да такой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо.

У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! - говорили люди.

Кто знает - может, так оно и было.

Год издания книги: 1943

Пьеса «Двенадцать месяцев» Маршака впервые увидела свет в 1943 году. Произведение было написано специально для постановки его в одном из московских театров. По мотивам рассказа были сняты мультипликационные и художественные фильмы. Последней экранизацией пьесы сказки «Двенадцать месяцев» стало одноименное японское аниме, выпущенное в 1980 году.

Пьесы «Двенадцать месяцев» краткое содержание

В зимнем дремучем лесу переговариваются между собой и звери и птицы. Их замечает маленькая девочка, которую мачеха отправила в лес, чтобы набрать дрова. Там Падчерица встречает Солдата и заводит с ним беседу о погоде и лесных животных. Она рассказывает служивому о том, как видела, что маленькие звери играют между собой. Тот рассказывает, что под Новый год возможно увидеть и не такие чудеса. В пьесе «Двенадцать месяцев» читать можем, что, заметив, как Падчерица холодно, Солдат решает помочь ей насобирать нужное количество дров. Он рассказывает, что отправился в лес, чтобы найти самую пышную и красивую елку для Королевы. Как только они прощаются, на поляне появляются двенадцать месяцев. Они разводят костер и начинают вести душевные беседы.

Маленькая Королева, как и Падчерица, была круглой сиротой. Целыми днями четырнадцатилетняя девочка должна была учиться у Профессора, как правильно писать и считать. Однако у неё ничего не получалось, ведь Королева не любила, когда ее критикуют. Когда Профессор начинает рассказывать девочке о весенних цветах, она тут же желает, чтобы ей как можно быстрее доставили подснежники. Учитель говорит, что это невозможно, однако девочка выдает указ, которым обещает целую корзину золота тому, кто как можно быстрее принесет ей цветы. Приказ этот быстро расходится во все углы. Слышит его и Мачеха. Старуха со своей Дочкой начинает мечтать о том, как получит большую награду. Как только Падчерица возвращается домой, они тут же как в выгоняют ее обратно на улицу, чтобы та пошла искать подснежники.

Если «12 месяцев» пьесу читать полную версию, то увидим, как, бродя по лесу, девочка ужасно замерзла. Она замечает вдалеке костер и решает подойти и погреться. Там она видит двенадцать месяцев. Они спрашивают у Падчерицы, почему же она бродит так поздно в дремучем лесу, и девочка рассказывает им свою историю. Тогда Апрель решает помочь новой знакомой. Он просит своих братьев, чтобы тебе разрешили ему на несколько минут сделать так, чтобы наступила весна. Тут же кругом появляются маленькие белые цветы. Взяв нужное количество, Падчерица уже собиралась отправиться домой. Как тут Апрель, как в , преподнес ей красивое кольцо. Он сказал, что, если во время беды подбросить украшение и сказать волшебные слова, он его братья тут же придут на помощь. Прощаясь, они просят девочку никому не рассказывать о том, что она их видела.

Той же ночью, когда Падчерица вернулась домой, Дочка старухи украла у неё подаренное кольцо. Та со слезами на глазах просила вернуть ей подарок, однако утром Мачеха быстро взяла подснежники и вместе со своей Дочерью направилась к королеве. В пьесе «Двенадцать месяцев» краткое содержание рассказывает, что тем временем во дворце происходит переполох. Королева утверждает, что Новый год не наступит до тех пор, пока она не увидит букет подснежников. Все придворные пытаются угодить ей и преподносят самые разнообразные цветы. Однако это не делает девочку счастливой. Тут заходит Мачеха и преподносит Королеве то, чего она так хотела. Та просит их сказать, что это за волшебное место, в котором растут весенние цветы.

Мачеха начинает врать, рассказывая о некоем волшебном месте с полянами, полными грибов, цветов и самых вкусных ягод. Королева говорит, что хочет отправиться туда вместе с ними. Тогда пьеса «12 месяцев» описывает, как Мачеха со своей Дочкой испугались и сказали правду. Королева всё ещё хочет отправиться в то волшебное место. Она говорит, чтобы Мачеха, ее Дочка и Падчерица сопровождали ее во время поездки. По дороге в лес Падчерица говорит Королеве, что ее сводная сестра украла у неё подаренное кольцо. Та тут же приказывает вернуть украшение его владелице. Спустя некоторое время Королева спрашивает у Падчерицы о том, где именно она видела подснежники. Однако та, помня свое обещание двенадцати месяцам, отказывается говорить правду. Тогда маленькая Королева со злостью бросает золотое кольцо в холодную прорубь.

В произведении Маршака «Двенадцать месяцев» пьесе читать можем о том, что, пока кольцо летело в воду, Падчерица успела сказать волшебные слова. Тут же девочка исчезла, а вокруг всех остальных наступила весна. Далее происходило что-то невероятное. Уже через несколько минут настало лето, и Королева увидела возле себя в большого медведя. Она ужасно испугалась, а Профессор вместе с Солдатом кинулись защищать девочку. Скоро погода сменилась на осеннюю: пошёл ужасный ливень и поднялся сильный холодный ветер. А через несколько минут снова настала зима. Королева хотела отправиться обратно во дворец, однако заметила, что все придворные ускакали на лошадях, оставив ей только сани.

Вдруг показывается седой Старик в длинной светлой шубе. Он говорит, что выполнит одно желание каждого присутствующего. Королева заявляет, что хочет поехать домой, Профессор просит сделать так, чтобы времена года снова шли своим чередом и со своей скоростью. Замерзший Солдат ужасно хочет погреться возле огня, Мачеха же со своей Дочерью говорят, что хотят получить в подарок хоть какую-то тёплую шубу, пусть даже и из собачьего меха. Старик тут же кидает им две шубы и те начинают ругаться между собой. Мачеха злиться, что не попросила в подарок соболиные шубы. Так кричали они друг на друга, пока не превратились в собак. Герои пьесы «Двенадцать месяцев» решают запрячь их в сани.

Тем временем Падчерица вместе с двенадцатью месяцами греется возле большого костра. Братья подарили девочке большой сундук с одеждой и огромные сани с двумя белыми лошадьми. Тут мимо проезжают сани Королевы, запряженные двумя собаками. Все решают выйти и погреться возле костра. Когда Королева замечает сани Падчерицы, она требует у девочки пустить ее вместе со своей свитой. Та отказывается, и Солдат говорит маленькой Королеве, что нужно попросить вежливо. Как только она произносит слово «пожалуйста», Падчерица с радостью даёт ей шубу и помогает сесть в сани. Упряжка скрывается за горизонтом, а двенадцать месяцев продолжают сидеть и разговаривать возле костра.

Пьеса «Двенадцать месяцев» на сайте Топ книг

«Двенадцать месяцев» пьесу читать всегда было очень популярно. Не даром именно по пьесе был снят художественный фильм. Это позволило произведению попасть в наш . И учитывая стабильно высокий интерес к пьесе мы еще не раз увидим ее на страницах нашего сайта .

«Двенадцать месяцев» пьесу читать полностью на сайте Топ книг вы можете .

Марина Комягина
Сценарий сказки «12 месяцев» для детей старшей группы

Картина 1

Комната во дворце королевы. Она сидит за столом, пишет в тетради. Профессор в

очках с указкой в руках ходит по комнате, время от времени заглядывая в тетрадь.

Королева.

Трав-ка зе-ле-не-ет,

Сол-ныш-ко блес-тит,

Профессор

Ласточка с весною

В сени к нам летит!

Королева (бросает

Ненавижу я писать!

Разорву сейчас тетрадь.

Профессор.

Потерпите же хоть малость,

Строчка лишь одна осталась.

Королева.

Думать, думать я должна,

Можно так сойти с ума!

Ваш урок мне надоел,

Без того хватает дел.

Вы меня развеселите,

Что-нибудь мне расскажите.

Профессор.

Если будет Вам угодно,

Месяцев двенадцать ровно

Составляют целый год.

И у всех них свой черед.

Только лишь один уходит,

Сразу же другой приходит.

Раньше брата Января

Вы не ждите Февраля.

Раньше Августа – Сентябрь,

Раньше Октября – Ноябрь

Не приходят никогда.

Королева.

Фу, какая ерунда!

Надоела мне метель,

Я хочу, чтоб был Апрель.

Профессор.

Вы не властны над природой,

Занимайтесь лучше модой!

Королева.

Я могу издать закон.

Ну а Вас я вышлю вон. (В сторону.)

Принесите мне печать.

Профессор.

Вы позволите сказать?

Месяцы нам все нужны:

Дарит нам Февраль блины,

Дарит нам грибы Октябрь,

Елку дарит нам Декабрь,

В Марте ручейки бегут.

А подснежники цветут,

Если за окном Апрель

И везде звенит капель.

Королева.

Я подснежники люблю,

Посему я повелю…

Кто найдёт подснежников простых.

Тому я дам за это корзину золотых!

Картина 2

Комната в доме мачехи. Дочка на скамье перебирает корзинки, разные по размеру, а

мачеха раскатывает тесто.

Три корзинки я нашла:

Эта вот совсем мала.

В этой вот уже дыра.

А вот эта подойдет.

Много золота войдет!

Что об этом говорить?

Где цветочки раздобыть?

Может быть, в лесу растут,

Под сугробами цветут?

В лес отправлюсь их искать,

Во дворец хочу попасть.

Видно, ты сошла с ума,

За окном метель и тьма.

Ничего ты не найдешь,

Там замерзнешь, пропадешь.

Коль идти мне не велите,

То тогда сестру пошлите.

Доченька, а ты права!

Привезет она дрова,

Снова в лес ее пошлем.

Коль найдет цветы, снесем

Мы подснежники с тобой

Королеве молодой.

Коль замерзнет, знать, судьба.

Одно слово – сирота.

Свист ветра, вой вьюги. Хлопает дверь, входит падчерица, снимает платок, стряхивает

снег, подходит к огню, греет руки.

Ну, согрелась? Одевайся,

Снова в лес ты отправляйся,

Там подснежники найдешь

И в корзине принесешь.

Падчерица.

Что-то я не поняла,

Видно, шутишь ты, сестра?

Страшно выйти за порог,

Кружит вьюга, валит с ног.

Темень, холод на дворе,

И цветов нет в декабре.

Дочка верно все сказала.

Про указ ты не слыхала?

Кто подснежники найдет,

Во дворец их принесет,

Будет щедро награжден.

Золото получит он.

Свой платок-то надевай,

Вот корзинка. И ступай.

Дает падчерице старую корзину.

Лучше под ноги смотри.

Без цветов не приходи!

Падчерица уходит.

А нам Ужинать пора,

Некогда поесть с утра.

Картина 3

Зимний лес. Сумерки. Падчерица пробирается через сугробы. Кутается в платок. Устало

садится на пенек.

Падчерица.

Ой, какая тишина.

Я в лесу совсем одна.

Кто-то ходит за спиной.

(Вскакивает, оглядывается.)

Показалось. Мрак какой:

Рук своих не разглядеть.

Что же делать? Здесь сидеть?

В глушь такую забрела.

Видно, смерть моя пришла.

Садится на пенек. Дремлет. Из-за дерева выскакивает заяц.

Эй, замерзнешь так, не спи!

Белка, белка, помоги! (Белка бросает в падчерицу шишки.)

Падчерица.

Кто-то что-то мне сказал?

Шишками в меня бросал.

Кажется, уснула я.

На морозе спать нельзя!

Падчерица прыгает с ноги на ногу, дышит на руки. Смотрит в сторону кулисы.

Падчерица.

Что за огонек сверкнул?

Меж ветвей опять блеснул,

Чудится, костер горит,

Хворост весело трещит.

На сцене горит костер. Вокруг него сидят братья-месяцы.

Падчерица выглядывает из-за дерева.

Июнь (бросает в огонь хворост).

Гори, гори ярче –

Лето будет жарче,

Гори, гори с треском!

Пусть по перелескам,

Где сугробы лягут,

Будет больше ягод.

Пусть несут в колоду

Пчелы больше меду.

Сентябрь.

Пусть в полях пшеница

Густо колосится.

Все месяцы.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Падчерица.

Добрый вечер! Разрешите

Мне погреться у костра.

Я замерзла очень сильно –

Ночь сегодня холодна.

Здравствуй! Что ж ты, не стесняйся,

К огню ближе придвигайся.

Что ты делаешь в лесу?

Падчерица.

Я подснежники ищу. (Месяцы громко смеются.)

Ну за шишками, дровами. (Смеясь.)

Но зимою за цветами!

Не соскучишься с тобой.

Зацветут они весной.

Падчерица.

Меня мачеха послала

И к тому же приказала

Без цветов не возвращаться.

Лучше мне в лесу остаться.

Май (толкает в бок Апрель).

Что ж сидишь, Апрель?

Твоя гостья.

Принимай!

Брат Декабрь, помоги!

Свое место уступи.

Я помочь, конечно, рад,

Но еще Февраль и Март.

Я, пожалуй, уступлю.

Спорить, братцы, не люблю.

Декабрь берет посох и ударяет им о землю.

Вьюга белая – пурга,

Взбей-ка летучие снега.

Ты курись, Ты дымись,

Пухом на землю вались,

Кутай землю пеленой,

Перед лесом стань стеной.

Январь с посохом.

Не трещите, морозы,

В заповедном бору,

У сосны, у березы

Не грызите кору!

Полно вам воронье

Замораживать,

Человечье жилье

Выхолаживать!

(Становится тихо. Посох берет Февраль.)

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи.

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землею.

Пусть бежит в полях поземка

Белою змеею!

Шум ветра, свист вьюги. Звучит музыка. Посох берет Март.

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся сережки.

Звенит капель. Шумят ручьи. Посох берет Апрель.

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи.

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник!

Ты время попусту не трать,

Подснежники спеши собрать.

Нам подарили только час.

Нас братья ждут.

Падчерица.

Бегу, сейчас! (Собирает подснежники.)

Танец с подснежниками

Мы ее отлично знаем:

То у проруби встречаем.

То несет вязанку дров.

То корзинку для грибов.

То по ягоды придет.

Весела, всегда поет. (Возвращается падчерица с цветами.)

Падчерица.

Вам спасибо всем за ласку,

Вы мне подарили сказку.

Путь сюда не открывай,

А теперь беги. Прощай!

Падчерица.

Я вас всех благодарю.

Вашу тайну сохраню.

Уходит. Звучит музыка.

Картина 4

Где ты ночь всю прогуляла?

Ты подснежники сыскала?

Падчерица.

Нарвала я их в лесу.

Королеве отнесу.

Ах, святая простота!

На готовом всем живешь!

Во дворец не ты пойдешь!

Мы подснежники нашли,

И в дворец их принесли

Будет мы награждены.

Золото получит мы!

Картина 5

Будуар королевского дворца. Королева красит ногти. Вбегает профессор, за ним входят Мачеха с Дочкой.

Профессор

О, ваше величество!

Принесли сейчас мне весть,

Что подснежники уж здесь.

Королева.

Что же Вы столбом стоите?

В зал доставить прикажите!

Входят мачеха и дочка с корзиной подснежников. Кланяются. Королева подбегает,

снимает платок с корзины.

Королева.

Значит, вот цветок какой

Ты, подснежник голубой!

Королева (дочке и мачехе).

Где подснежники нашли?

Что молчишь? Ты говори.

Как указ мы услыхали,

Сразу же себе сказали:

Пусть замерзнем, пропадем,

А подснежники найдем.

В лесу холодно и страшно.

И мороз такой ужасный.

Сквозь сугробы пробирались.

На полянке оказались.

Там подснежники цветут.

Птички разные поют.

Профессор.

Мир и впрямь полон чудес!

Королева.

Вы ступайте снова в лес.

Не губите нас напрасно.

Королева.

Что такое? Мне не ясно?

Обе (плача).

Так не мы цветочки рвали,

Мы случайно вам соврали.

Падчерица там была

И подснежники нашла.

Королева.

Значит, в лес ее послали,

А сюда с собой не взяли.

Падчерицу привести велю,

Вас же на кол посажу.

Профессор приводит Падчерицу.

Королева.

Ты – девица, я узнала,

Что подснежники сыскала.

У меня всего не счесть

Для тебя подарок есть.

Падчерица

Благодарна всей душой!

Но боюсь идти домой:

Заберут же всё опять.

Королева

Теперь некому отнять.

Падчерица

Где же мачеха, сестрица?

Королева

Да, не долго им томиться.

Завтра на кол посажу.

Падчерица

Королева, я прошу

Пусть по-прежнему живут,

Ну а я останусь тут.

Королева

Будь, по-твоему. Приказ:

Всех помиловать сейчас.

Пусть девица навсегда

Будет дамой у двора

С Новым Годом! С новым счастьем!

Пусть минует вас ненастье!

Двенадцать месяцев – сказка, которая неизменно ассоциируется с Новогодними праздниками. Сюжет сказки, ставший любимым у многих поколений, был создан С. Маршаком. Сказка Двенадцать месяцев была изначально задумана как драматическое творение, предназначенное для постановки сразу в нескольких ведущих театрах. Наверное, именно поэтому и сегодня это нетленное произведение для детей часто разыгрывается в детских садах и школах. Читать сказку Двенадцать месяцев не только интересно, но и чрезвычайно полезно: помимо поучительного сюжета, из которого малыши непременно извлекут нужные уроки, волшебная история поможет ребятишкам разучить названия месяцев. Мы советуем вам читать сказку вашим детям – и пусть они рисуют братьев-месяцев в характерных нарядах. Так вы поможете крохам в становлении зрительной фантазии.

Сюжет сказки Двенадцать месяцев.

Своенравная принцесса считает, что по ее велению в зимнюю стужу могут расцвести подснежники, поэтому она издает указ щедро наградить любого, кто принесет ей заветные цветы. Злая мачеха, прослышав об указе, отправляет в зимний лес свою падчерицу, чтобы та любыми способами раздобыла подснежники. Уже порядком замерзшая девчушка случайно набредает на поляну, где у яркого костра греются братья-месяцы. Они помогают падчерице найти цветы. А самый красивый брат Апрель дарит девушке колечко. Но на этом наша история только начинается… Интересно? Тогда читайте сказку своим детям и получайте удовольствие от красивой истории.

Сказка Маршака многократно переиздавалась в советское время — и пере-изда-ется сей-час. Она входит в стандартную программу по литературе для сред-них школ. В 1947 году ее впервые поставили в театре — во МХАТе, и за этой поста-новкой последовали сотни других. В 1956-м «Двенадцать месяцев» адап-тиро-вали для мультфильма, в 1972-м — экранизировали. В 1980-м на основе пьесы в Японии сняли мультфильм.

Реабилитация Нового года

Обложка пьесы-сказки Самуила Маршака «Двенадцать месяцев». 1946 год Российская государственная детская библиотека

«Двенадцать месяцев» — новогодняя сказка: ее действие происходит 31 декабря и 1 января. Этот хронологический рубеж особенно важен, если вспомнить, что в оригинальной богемской сказке, которую перекладывал для театра Маршак, мачеха и сестра посылают па-дче-рицу в лес за фиалками в середине января, а не под Новый год. Образ Нового года как времени чудес и удивительных происшествий неоднократ-но подчеркивается и обыгрывается в пьесе. Для чего это понадобилось Маршаку?

Возобновление празднования Нового года как аналога и светского замещения Рождества в Советском Союзе произошло после долгого перерыва только в 1935 году. Многие родители и дети, не говоря уже о работниках детских учре-ждений, плохо представляли себе, как следует отмечать Новый год: как наря-жать елку, организовать ритуал дарения подарков, какое представление поста-вить, какие стихи читать. Начиная с 1936 года в помощь родителям, учителям и массовикам-затейникам издавались специальные сборники со сценариями детских праздников, стихами о елке и Новом годе. Немало написал в предвоен-ные годы для таких сборников и Самуил Маршак. Его пьеса «Двенадцать меся-цев» стала, наверное, самым популярным советским сценарием для Нового го-да, поддержав начатую в 1935 году традицию создания семейного светского праздника.

Военная сказка

«Двенадцать месяцев» написаны зимой 1942-го — ранней весной 1943 года, в раз---гар битвы за Сталинград. В позднейших воспоминаниях Маршак писал о том, что, создавая свою пьесу, пытался максимально отдалить ее от тревож-ных военных событий: «Мне казалось, что в суровые времена дети, да, пожа-луй, и взрослые, нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэти-ческой сказке». Однако он не скрывал, что писал свое драматургическое сочи-нение в перерывах между работой для газет, писанием листовок и плакатов и выступлениями на фронте.

На первый взгляд, в пьесе действительно нет ни войны, ни боев, ни враждую-щих стран и наций. Однако в ней есть рассказ о тяжелом труде, который выпа-дает на долю главной героини, и о лишениях, которые она претерпевает в доме мачехи. Первые читатели и зрители сказки не могли не обратить внимания на эти подробности — ведь их и без того не самые благополучные жизни пере-вернула война.

«Юный Фриц», режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. 1943 год

Впрочем, в пьесе можно увидеть и более глубокие связи с советской культур-ной историей военного времени. Маршак начинал в 1920-е годы как автор пьес для детского театра, однако потом надолго оставил это занятие. В «Двенадцати месяцах» он вернулся к драматургической форме и сразу стал писать текст для театральной постановки. Этому предшествовал еще один опыт — не театраль-ного, но кинематографического рода: Маршак написал стихотворный сценарий к фильму Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Юный Фриц» — о немец-ком мальчике, которого воспитали в «истинно арийском духе», потом взяли на службу в гестапо, потом отправили в завоевательные походы по странам Европы и, наконец, на Восточный фронт, где он и закончил свою военную карье-ру, попав в плен. Фильм был снят, но так и не вышел на экраны. Маршак считал, что причиной тому стала слишком юмористическая и легкомысленная манера постановки. Спустя несколько месяцев после запрета фильма Маршак взялся за пьесу.


Киностудия «Союзмультфильм»

В «Двенадцати месяцах» есть отчетливые структурные переклички с «Юным Фрицем---», которые заставляют нас иначе посмотреть на некоторые сцены пьесы. В обоих произведениях едко высмеивается рабское послушание, в кото-ром в фа--шистской Германии и сказочном королевстве живут подданные. Но осо-бенно яркое сходство проявляется в финалах обоих произведений. Фриц и его военный товарищ, кутаясь в женские шубы и муфты, едва не замерзают до смер--ти зимой 1942 года в подмосковном лесу — зимний лес становится мес-том их «проверки на прочность». Точно такое же испытание проходят и отри-цательные персонажи «Двенадцати месяцев» — королева, мачеха и доч-ка. Симметричны и наказания, которые победители раздают побежденным: ма--чеху и дочку месяцы-волшебники превращают в собак, а Фрица помещают в клетку в зоопарке и демонстрируют детям на экскурсии. Эти трансформации тел и душ должны были сообщить зрителям очевидную мораль: корыстные и глупые люди, начав служить силам зла, заслуживают исключения из мира людей.

Антитоталитарная сказка


Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

Определение «антитоталитарная сказка» чаще всего используется примени-тельно к драматическим сказкам Евгения Шварца «Тень», «Дракон» и «Обык---но--венное чудо», а также к сказочной пьесе Тамары Габбе «Город мастеров». В этом жанре под видом сказочных королевств и их обитателей изображаются худшие черты тоталитарных государств XX века и то разруши-тельное влияние, которое они оказали на человеческую психологию. Неудиви-тельно, что своего расцвета в советской литературе антитоталитарная сказка достигла в годы войны, когда под видом сатиры на нацистскую Германию мож-но было писать и даже публиковать сатиру, которая была нацелена и на совет-ские порядки. Из военных лет особенно щедрыми на произведения такого жанра стали 1942-1943 годы, когда появились «Двенадцать месяцев», «Город мастеров» и «Дракон».

О причинах такой урожайности писал и Василий Гроссман в романе «Жизнь и судьба», и Мариэтта Чудакова в своих статьях по истории советской литера-туры: советское государство, а за ним и советская цензура, почувствовав смер-тель-ную опасность, несколько ослабили прессинг, и в печати стали появляться ранее недозволенные вещи. Однако уже к лету 1943 года маятник качнулся в противоположную сторону — военная оттепель оказалась очень недолгой.


Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

Мотивы бездумного распоряжения чужими жизнями, безосновательных угроз лишить жизни из-за малейшей прихоти самовлюбленного правителя видны в «Двенадцати месяцах». Все помнят сцену урока, на котором королева пове-левает казнить одного из своих подданных только потому, что слово «казнить» более короткое, чем «помиловать», а задуматься над собственным решением, как просит ее профессор, категорически не хочет. В другом эпизоде королева угрожает казнью главному садовнику: тот не смог найти в январе подснежни-ков. Механизм репрессивного страха запускается, и садовник в панике объявля-ет виновным главного лесничего.


Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

В январе королева решается на лесную прогулку за ягодами, орехами и слива-ми. Никто не смеет ей перечить, и прогулка заканчивается настоящей ката-стро-фой: пережив за несколько минут смену всех времен года, королева и при--дворные остаются в лесу без средств передвижения и без зимней одежды в один из самых холодных зимних дней. Конечно, эту цепочку событий можно воспринимать только в сказочном контексте, ведь сказка не была пря-мой сати-рой на советскую действительность. Однако к концу 1942 года у мно-гих выро-сло ощущение неуверенности и неудовлетворенности решениями, кото-рые руководители страны, в том числе Сталин, принимали и на фронте, и в ты-лу. Об этом, конечно, должен был неоднократно думать и автор «Двенадцати месяцев».

Апокалипсис 1942 года


Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

Юная королева у Маршака — правительница, своими безответственными реше-ниями радикально меняющая весь ход мировых событий. В сказке она устраи-вает просто-таки конец света, от которого все спасаются только чудом:

К о р о л е в а (гневно) . Никаких месяцев в моем королевстве больше нет и не будет! Это мой профессор их выдумал!
К о р о л е в с к и й п р о к у р о р. Слушаю, ваше величество! Не будет!
Становится темно. Поднимается невообразимый ураган. Ветер валит деревья, уносит брошенные шубы и шали.
К а н ц л е р. Что же это такое? Земля качается…
Н а ч а л ь н и к к о р о л е в с к о й с т р а ж и. Небо падает на землю!
С т а р у х а. Батюшки!
Д о ч к а. Матушка!
<…>
Тьма еще больше сгущается.

Среди произведений советской литературы, написанных незадолго до «Две-надцати месяцев», есть одно, в котором порядок действий именно таков: пра-витель принимает одно-единственное безответственное решение — и меня-ет всю мировую историю, причем роковой и необратимый характер его реше-ния, как и вселенский масштаб происходящих событий, подчеркивается наступаю-щей тьмой и ураганом. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Мар-шак должен был прочитать в 1941-1942 годах Судя по сохранившимся документам, вплоть до 1942 года в руководстве Союза писателей обсуждалась возможность издания много-томного собрания сочинений Булгакова. . После распятия Иешуа «тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокура-тором го-род». В этот момент Пилат — желающий, видимо, встретить стихию (или волю высшей силы?) лицом к лицу — остается в колоннаде дворца и прояв-ля-ет само-дурство, ничем не уступающее злым капризам королевы:

«Слуга, перед грозою накрывавший для прокуратора стол, почему-то растерялся под его взглядом, взволновался от того, что чем-то не уго-дил, и прокуратор, рассердившись на него, разбил кувшин о мозаичный пол, проговорив:
— Почему в лицо не смотришь, когда подаешь? Разве ты что-нибудь украл?
Черное лицо африканца посерело, в глазах его появился смертельный ужас, он задрожал и едва не разбил и второй кувшин, но гнев прокура-тора почему-то улетел так же быстро, как и прилетел» Другой очевидный источник сцены апока-лип-сиса в «Двенадцати месяцах» — «Мисте-рия-буфф» Маяковского, где есть и слово «тьма»: «Нечистые двинулись ввысь. Ломае-мые, па-дают тучи. Тьма». .

Маршак регулярно общался с Булгаковым в последние месяцы его жизни, а по-сле смерти писателя 10 марта 1940 года вошел в комиссию по его литератур-ному наследству. Члены комиссии иногда собирались у Маршака дома. Он не то-----ль-ко имел доступ к неопублик--ованному роману, но и, как член комис-сии по литературному наследству, был обязан его прочитать.


Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

Вероятно, после того, как «Юного Фрица» обвинили в излишнем легкомыслии, Маршак в самом деле решил написать нечто более серьезное и моралистичес-кое. Он создал сказку, в которой могущественные потусторонние силы — оли-цетворенные духи времени — после мирового катаклизма восстанавливают спра-ведливость, спасая слабых и униженных и наказывая надменных и само-уве-ренных.