Организация и управление службой логистики на предприятии. Как организовать логистику в компании

Логистика — крупный бизнес, в котором задействовано множество разнопрофильных компаний — транспортные, информационные, производственные… Должность логиста в любой из этих компаний является востребованной и при этом ответственной.

Логист — это специалист, который организует и координирует доставку товаров от производства до точек реализации. Хороший специалист всегда имеет несколько вариантов доставки груза и знает, как сделать так, чтобы товар дошел до потребителя своевременно и с минимальными издержками.

Среди логистов есть масса специализаций: закупщики, транспортные логисты, специалисты ВЭД, менеджеры склада и много узких

Роботы и современная логистика . Одним из лидеров автоматизации складской работы считается торговая компания и одновременно крупнейший интернет-магазин Amazon. На 2018 год они на складах внедрили более ста роботов-погрузчиков, повысив эффективность работы на 22%. То, что человек выполняет за один час, робот успевает сделать за 15 минут.

Компания Амазон продолжает свои исследования и, возможно, в ближайшем будущем жители США увидят беспилотные грузовики, доставляющие товары в различные уголки Америки.

Места работы

Должность логиста востребована в первую очередь в фирмах, занимающихся грузоперевозками. Кроме того, логисты нужны любым производственным компаниям — от промышленных предприятий до агрофирм, поскольку производимую продукцию необходимо доставлять покупателям.

История профессии

«Логистика» — понятие еще древнегреческое, означающее буквально «расчет, размышление». И в Древней Греции, и позднее в Византийской империи логистика была способом организации армейских поставок. А поскольку войны в те времена случались повсеместно, то наука о перевозках вооружения была очень востребована. Постепенно из способа обеспечения войск логистика перешла «на гражданское положение», и обязанности современного менеджера по логистике стали выполнять купцы и торговые компании, расширяющие свою торговлю за пределы родного города.

Обязанности логиста

Основные должностные обязанности логиста выглядят следующим образом:

  • Организация и координация грузоперевозок.
  • Составление маршрутов транспортировки грузов.
  • Управление складскими запасами и заказами;
  • Ведение документооборота (как правило, в 1С), контроль договоров и счетов от контрагентов, составление отчетов.
  • Прием и контроль автотранспорта.
  • Координация работы водителей.
  • Мониторинг и анализ затрат на логистику.

Также список того, чем занимается логист, может включать следующие дополнительные функции:

  • Формирование товарных отчетов, проведение анализа дебиторской и кредиторской задолженности для бухгалтерии.
  • Распределение товаров на складе (учет наличия складских мест).
  • Взаимодействие с представителями компаний-импортеров.
  • Оповещение руководителей компаний-партнеров об изменениях цен и условий работы.
  • Деятельность в сфере ВЭД.

Требования к логисту

Обязательные требования к логисту:

  • Высшее образование.
  • Владение ПК, знание офисных программ и 1С.
  • Знание основ документооборота.
  • Знание транспортного законодательства.
  • Опыт работы по специальности или в смежных сферах.

Помимо того, что должен знать логист обязательно, работодатели часто выдвигают дополнительные требования:

  • Гражданство РФ.
  • Свободное владение иностранным языком (чаще английским, иногда — немецким или французским).
  • Опыт работы в сфере ВЭД:
    • знание нормативно-правовой базы ВЭД, законодательства в сфере международных перевозок;
    • опыт работы с таможней;
    • опыт работы с международными перевозчиками (ж/д, морскими, авиа).
  • Знание основ складского учета и систем контроля складских запасов.

Кроме того, часто компании-работодатели обращают внимание на возраст претендента — обычно он указывается в пределах 23-35 лет.

Образец резюме логиста

Как стать логистом

Базовые знания и навыки логиста можно освоить, получив высшее экономическое образование. Но чаще всего, этого достаточно только для того, чтобы устроиться помощником менеджера по логистике и заниматься мелкими делами.

Основной опыт специалисты получают в процессе работы, т.к. в грузоперевозках очень быстро меняется ситуация, цены, сроки. Информация быстро устаревает и это требует постоянного самообучения и участия в организации перевозок. Требуется около 2-х лет, чтобы понять рынок на хорошем уровне и найти высокооплачиваемую работу в логистике.

  • Каковы функциональные области логистических систем.
  • Какие задачи выполняет логистическая система.
  • По каким принципам строится логистики на предприятии.
  • Что обуславливает успешную систему логистики в фирме.
  • Какая структура у логистической системы.
  • Как информация влияет на работу логистики предприятия.
  • Какие службы входят в состав логистической системы.

Система логистики на предприятии – неотъемлемый элемент компании, заинтересованной в уменьшении издержек на производство, транспортировку и реализацию товаров. А задача руководителя – правильно организовать этот процесс. Эта статья подробно расскажет о том, как устроена логистика, как ее внедрить в деятельность вашей компании.

Полезные для вас статьи ☆

Обзор полезных инструментов транспортировки и складирования.

Совет для генерального директора.

О том, как правильно организовать транспортировку, управление запасами и работу склада.

Опыт группы компаний Asia Import Group.

Функции системы логистики на предприятии

Понятие логистики объединяет в себе управление транспортом, информацией и закупками , распределение материальных ресурсов и другие задачи предприятия. Чтобы эти задачи было легче воспринимать, логистика разделяется на 5 функциональных областей:

  • Производственная . В рамках функциональной области рассматриваются вопросы о предоставлении услуг либо изготовлении товаров для дальнейшего потребления. В процессе создания товаров и услуг изготовители опираются на решения, принимаемые отделом управления предприятием.
  • Закупочная . Данная область занимается решением вопросов, связанных с поставками сырья для поддержания производственного процесса. Сюда же входит взаимодействие с поставщиками и со службой снабжения предприятия, а еще заключение договоров поставок и контроль их соблюдения.
  • Транспортная . Главная задача этой области – обеспечение доставки готовых товаров и услуг до их конечных потребителей .
  • Распределительная . Рассматриваемая область отвечает за оперирование готовыми товарами. Оно может осуществляться как самим производителем, так и фирмами, которые выполняют функцию посредника. В результате выполняется главная задача – доведение продукции до конечных потребителей.
  • Информационная . Использование современных технологий, компьютерного оборудования и систем положительным образом влияет на скорость и качество движения материальных потоков. Особенность этой области заключается в том, что она тесно взаимодействует с остальными сферами.

Система логистики на предприятии может называться эффективной, если в ее составе есть все 5 перечисленных функциональных областей. Между ними должно быть налажено тесное взаимодействие.

Применение логистики на предприятии, ее задачи

На отдел логистики предприятия возлагаются ответственные задачи. От их выполнения во многом зависит конкурентоспособность компании, прибыль и устойчивость бизнеса.

Если товары будут доставляться до потребителей слишком долго, испортится их срок годности, из-за чего предприятие потерпит убыток . И это только один из примеров того, что может быть, когда не выполняются главные задачи логистики.

Базовые задачи

Специалисты в логистической сфере считают, что у логистики есть всего 3 базовые задачи:

  • снабжение;
  • производство;
  • сбыт.

Из них выходят такие задачи, как управление закупками, перевозки, ценообразование и многие другие. Базовый функционал логистики встречается на каждом предприятии независимо от направления работы, масштабов и иных свойств.

Ключевые задачи

Под ключевыми задачами логистики понимаются действия, вытекающие из базовых задач, от которых напрямую зависит работа предприятия:

  • управление резервами и закупками;
  • управление заказами и производством;
  • распределение готовой продукции;
  • улучшение стандартов обслуживания;
  • перевозка сырья, материалов и товаров;
  • формирование стоимости продукции.

Поддержание высокого уровня обслуживания клиентов , как и улучшение свойств реализуемой продукции – это одни из главных задач логистического отдела на любом предприятии. Сюда же относится и послепродажный сервис, который увеличивает лояльность потребителей к производителю. Важность перечисленных задач только подкрепляется тем фактом, что сегодня широко используются стандарты сертификации продукции ISO 9000.

Управление материальными закупками – не менее важная сфера логистического комплекса в компании. В эту область входит грамотный подбор поставщиков и налаживание с ними взаимовыгодного сотрудничества. Если поставки будут происходить нестабильно и с отставанием от запланированного графика, это плохо повлияет на размер издержек. То же самое будет происходить при сотрудничестве с недобросовестными поставщиками .

Поддерживающие задачи

  • Обработка грузов . Этот процесс тесно связан с процедурой складирования. Сюда входит перемещение грузов, их погрузка и разгрузка, сортировка, консолидация, а также ряд иных логистических процедур.
  • Складирование товаров . Под складированием понимается пространственное расположение резервов предприятия на складских помещениях. Это важно для фабрик с большим ассортиментом продукции.
  • Изготовление упаковки . Защитная упаковка продлевает срок службы изготовленных товаров, а также снижает риск повреждения продукции на пути к конечному потребителю. Это повышает лояльность.
  • Возврат продукции . Возможность обменять неподходящий товар на тот, что нужен, положительным образом сказывается на отношении потребителей к компании. Поэтому это значимая опция логистики.

В список поддерживающих логистических действий входит сбор возвратных отходов, информационная поддержка и сервисное обслуживание . Компании, которые интегрируют перечисленные операции в работу предприятия, занимают более высокие позиции по сравнению с конкурентами.

Принципы организации логистики

Организация логистики на предприятии должна осуществляться таким образом, чтобы выполнялись главные принципы построения логистической системы. Существует 4 принципа, которые должны выполняться:

  • Целостность и делимость . С одной стороны комплекс логистики представляет собой объединенные в единую систему элементы, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом. С другой стороны, сохраняется возможность разбить комплекс на отдельные элементы на макро или микроуровне. Например, на такие составляющие, как сбыт, закупка, производственное управление, транспортировка.
  • Связанность . Отдельные компоненты логистического комплекса располагают тесной взаимосвязью друг с другом. Во внешней логистической сфере эти связи формируются договорами между компанией и поставщиками материалов или сырья. Во внутренней логистической сфере взаимосвязи представлены внутрипроизводственными отношениями, которые сформированы между подразделениями и цехами.
  • Организованность . Перечисленные во втором пункте связи между элементами логистического комплекса должны не просто существовать, а еще и быть организованными, упорядоченными должным образом.
  • Интегративность . Логистический комплекс характеризуется свойством интегративности в то время, как ни один из отдельных элементов, входящих в комплекс логистики, не обладает таким свойством.

Только одновременное соблюдение перечисленных принципов дает приобретать материалы и сырье, пропускать их через производственный комплекс, получать на выходе готовую продукцию и реализовывать ее конечному потребителю. Применение логистики на предприятии – ключ к достижению целей.

3 условия достижения успеха компанией

Существует 3 условия, которые должны выполняться в логистической системе предприятия. Только в этом случае можно уверенно говорить о том, что в компании работает действительно продуктивная логистика:

  • Условие первое . Для каждого сотрудника логистического отдела на предприятии должен быть создан подробный список должностных обязанностей, инструкций и выполняемых функций. Расписываются не только права и обязанности каждого работника, но и устанавливаются четкие границы ответственности.
  • Условие второе . Руководство компании должно обладать сведениями о том, какое количество людей и с какой квалификацией потребуется для формирования логистического отдела на предприятии. Также должен быть план по персоналу на ближайшее будущее, чтобы работа логистики не останавливалась.
  • Условие третье . Не должность должна подбираться для сотрудника, а сотрудник под должность. Только направленный выбор квалифицированных кадров приведет к ситуации, когда работники справляются с вверенными обязанностями на должном уровне.

3 уровня структуры системы логистики на предприятии

Среди современных российских и зарубежных предприятий популярностью пользуется система логистики, построенная из 3 уровней. Эти уровни находятся в тесном взаимодействии друг с другом, чем и обуславливается результативность работы логистического отдела.

Уровень №1 – главное управление

Это фундаментальный уровень, на котором осуществляется общее управление логистическим комплексом. Этим процессом управляет лично руководитель компании. На уровне выполняются такие задачи:

  • Формирование и редактирование логистических планов.
  • Регулярное проведение оценки функционирования логистики.
  • Координация работы отдела логистики с прочими отделами.
  • Формирование стандартов, затрат, цен и других условий.

Первый уровень работает просто – на вход поступают сведения о работе логистического отдела и иных отделов компании, информация о проблемах и вопросах, требующих безотлагательного решения. На выходе получаются сами решения проблем, сведения о корректировки логистической политики и работы подсистем.

Уровень №2 – программное управление

На рассматриваемом уровне работают менеджеры логистического отдела, к каждому из которых приписаны конкретные подсистемы. Их задача – управление материалами, заказами и хозяйственным имуществом фирмы. Регулярно по работе подсистем подводятся итоги, сведения о которых отсылаются вышестоящему начальству. В управлении подсистемами менеджеры опираются на решения, принятые на первом уровне системы логистики.

Уровень №3 – оперативное управление

На этом уровне решаются конкретные проблемы, связанные с работой предприятия: взаимодействие с поставщиками, информирование второго уровня об обнаруженных проблемах, транспортировка продукции и другие конкретные действия. Для решения проблем на этом уровне используются заранее разработанные и утвержденные алгоритмы, поэтому оперативное управление заключается в контроле над работой .

Роль информации в системе логистики предприятия

Информационные системы занимают особую позицию в трехуровневой структуре логистического комплекса предприятия. Они имеют свою иерархию, согласно которой разбиты на 4 уровня, каждый из которых отвечает за конкретные функции:

  • Оперативный . На этом информационном уровне логистического комплекса реализуются оперативные действия как ответная реакция на появление справочной, аналитической либо другой информации.
  • Контролирующий . Здесь информация применяется в рамках как краткосрочного, так и долгосрочного планирования работы логистической службы фирмы. Тут же ведется контроль за исполнением решений.
  • Средний . На этом уровне наблюдается не такой широкий информационный поток, как на описанных выше двух. Но здесь информация уже обработана, используется для принятия управленческих решений.
  • Высший . Сведения, которые находятся на высшем информационном уровне, идут в ход при создании и корректировки стратегии развития компании. Здесь же принимаются глобальные решения для бизнеса.

На каждом из уровней управления работой логистики предприятия именно информация выступает в качестве основы. Поэтому информационные системы играют важную роль в логистике компании.

Какие службы входят в состав логистики предприятия

Логистика на современном предприятии представлена большим количеством служб, каждая из которых несет ответственность за исполнение тех или иных производственных процессов. Чтобы организовать эффективную логистическую систему в компании, следует позаботиться о создании перечисленных ниже служб:

  • Логистическая . Главная служба, на которой лежит разработка и осуществление процесса приемки, а также организация транспортных перевозок, постановка задач для других служб, снабжение.
  • Хранения . Служба хранения занимается размещением, оприходованием и учетом материалов, сырья и готовой продукции на складских помещениях предприятия. Она же осуществляет и отбор товаров.
  • Контроля . Сотрудники службы контроля проверяют, правильное ли количество товара было отобрано работниками службы хранения. Они же дают разрешение на комплектацию и упаковку продукции.
  • Упаковки . Задачи – разработка требований к упаковке, подбор тары, обеспечение полной сохранности и безопасности продукции на всем протяжении транспортировки и доставки конечному потребителю.
  • Экспедиторская . Эта служба играет роль посредника между складом и конкретными перевозчиками товаров. Сотрудники службы формируют графики движения грузов, проверяют упаковку и маркировку.
  • Грузовая . Эта служба ответственна за разработку технологии погрузки и разгрузки, проведение инструктажа для перевозчиков, формирование состава бригад по разгрузке и погрузке товаров.
  • Диспетчерская . Подразделение занимается планированием и диспетчеризацией работ, связанных с отправкой грузов, их движением от поставщиков на предприятие, а также с предприятия к потребителям.
  • Технологическая . Главная задача этого отдела – формирование, тестирование и внедрение технологии работы с документацией и продукцией. Также эта служба выявляет нарушения в ходе работы с товарами.
  • Претензионная . Занимается решением проблем с браком, недостачей, разбирает претензии по качеству и количеству продукции. Наличие этой службы косвенно повышает лояльность клиентов к компании.

Для обеспечения согласованного взаимодействия всех служб требуется грамотное руководство и правильный подбор исполнителей на ключевые должности.

Вывод

Организация логистической системы на предприятии – ответственный шаг, который приближает компанию к достижению поставленных корпоративных целей. Если у руководства отсутствует опыт в сфере логистики, настоятельно рекомендуется обратиться за консультациями к специалистам в этой области.

Транспортный бизнес – весьма выгодное вложение для вашего капитала. Сегодня грузоперевозки востребованы как никогда: спрос потребителей на самые разнообразные товары неустанно растёт, вследствие чего растёт и предложение. Крупные производители организуют, в основном, оптовые поставки. А вот мелкооптовая, розничная торговля и многочисленные онлайн-маркеты – постоянные клиенты транспортных компаний. Но, разумеется, чтобы организовать конкурентоспособный бизнес, следует хорошенько изучить сферу, в которой вы планируете работать.

На начальных этапах всю основную организаторскую деятельность вам придётся возложить на свои плечи. Разумеется, если у вас изначально нет «под рукой» толкового помощника с хорошей репутацией и опытом работы на руководящих должностях в экспедиторских и логистических фирмах. Такой партнёр вам необходим, как воздух. Если вам не удастся найти опытного в этой сфере консультанта, лучше отложите свою затею на время – велика вероятность всё «завалить» в самом начале. Но, если вы твердо решили создать логистический бизнес, то рассмотрим, как открыть свою транспортную компанию пошагово.

Особенности транспортного бизнеса

Суть логистики – в разработке оптимальных маршрутов перевозок, включая время на отдых водителя, заправку и любые «тормозящие» процесс обстоятельства, которые могут возникнуть в пути. Экспедиторский отдел постоянно курирует процесс, контролируя местонахождение каждой машины, собирая информацию и следя за тем, чтобы клиенты были полностью довольны оказываемой им услугой. Несомненными плюсами в транспортном бизнесе являются:

  • отсутствие необходимости получения лицензии;
  • «старт» и начальные этапы развития бизнеса не потребуют слишком больших финансовых вложений;
  • «плавучесть» и «крепость»;
  • согласно статистическим данным, среди транспортных компаний процент банкротства один из самых меньших, поскольку после первой и второй волн кризиса представители этого сегмента рынка восстановились весьма быстро.

Открытие транспортной компании с нуля — что говорят владельцы подобного бизнеса? В видео ниже представлен ответ.

Регистрация фирмы

Большинство транспортных фирм зарегистрированы как ЗАО (закрытые акционерные общества), ООО, ОАО, а также ПБОЮЛ (предприниматель без образования юрлица). Каждая из этих организационно-правовых форм наделена своими недостатками и преимуществами. При ПБОЮЛ имеет место налог на добавочную стоимость.

Акционерные общества – отличная форма при создании бизнеса с перспективой серьёзного расширения, но для того чтобы открыть ОАО (а тем более, ЗАО), следует пройти множество очень сложных процедур, сопряжённых утомительной бумажной волокитой и получением тонн справок. Поэтому, оптимальной формой на сегодняшний день считается ООО, которому отдают предпочтение многие предприниматели, владеющие самыми различными фирмами.

Кстати, вы можете приобрести и готовую компанию, но в этом случае следует хорошенько ознакомиться с объектом покупки, выявить «подводные камни», возможные скрытые причины, по которым продаётся данный бизнес.

Регистрацию можно пройти значительно проще, если обратиться за помощью к надёжной фирме, оказывающей услуги юридического сопровождения. Так вы избежите нежелательных ошибок, суеты, конфликтных ситуаций, выстаивания очередей. Перед выбором такой фирмы-помощника удостоверьтесь в её порядочности, опытности и компетентности. Кроме всего прочего, от вас потребуется внесение стартового капитала и открытие счёта предприятия в банке.

Выбор помещений

Офисное помещение будет не только юридическим адресом предприятия (в связи с чем между собственником площади и новообразованной фирмой потребуется заключить договор аренды), но также будет и «лицом» вашей компании, о чём не следует забывать. Не обязательно, даже не желательно, чтобы офис «утопал в роскоши», но выглядеть он должен прилично: простенький евроремонт и новая оргтехника, а также внушительная плазма или проектор в комнате для презентаций – это необходимый минимум.

Складские помещения должны быть просторными и соответствующими всем нормам безопасности: пожарной, санитарной, охраны труда и т.д. То есть, полы должны быть не скользкими, идеально ровными (без трещин и ям), рампы удобными и соответствующими высоте транспорта. Неплохо бы оборудовать склады электроподъёмными рампами.

Вы должны учитывать, что работа склада – это 70% успеха транспортной компании. Это означает, что условия для рабочих должны быть максимально комфортными – столовая с микроволновкой и чайником, наличие холодной воды, душ с холодной и горячей водой – многие предприниматели об этом «забывают», не желая учитывать, что времена феодалов давно закончились и зарабатывание капиталов на здоровье и унижении простых работяг рано или поздно приводят к коллапсу.

Оборудование

Лучше всего покупать новое. Так, вы будете уверены, что в случае каких-либо неполадок в период гарантии вам всё исправят или же пришлют новое. Как сказал в своё время Уинстон Черчилль: «Я не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи». С этим не поспоришь – экономить, конечно, нужно, но приоритет, всё-таки, следует ставить на качестве. В среднем, новая рокла (гидравлическая тележка) обойдётся вам в 7500 – 9000 рублей. Таких приспособлений у вас должно быть в идеале по 1 шт на каждого складского рабочего.

Кроме того, вне зависимости от размера склада, вам понадобится наличие вилочного погрузчика, приспособленного для работы с поддонами (паллетами). Новый стоит около 500 000 рублей. Здесь смотрите сами – если дорого, можно приобрести и б/у в отличном состоянии. Но тогда при покупке возьмите с собой специалиста, который как следует проинспектирует машину.

Погрузчик не обязательно покупать сразу, но крайне желательно. Дело в том, что кому-нибудь из ваших потенциальных клиентов может потребоваться перевозка чего-либо слишком тяжёлого. Выгрузить такое вручную – невозможно, с помощью роклы – крайне сложно и грозит ей поломкой, а также повреждением самого груза. Поэтому, машина-погрузчик в значительной степени упростит и ускорит работу.

Следите за тем, чтобы на складе всегда было достаточное количество расходного материала – стретч-ленты и скотча, экономить на них – нецелесообразно, но ведите строгий учёт, во избежание хищений. Что касается автомобилей, обычно транспортные компании заключают договоры с владельцами грузовых авто, часто являющимися по совместительству и водителями. Таким образом, перевозка щедро оплачивается, но ответственность за возможные повреждения транспорта и груза в дороге возлагаются на владельца транспорта.

Персонал и продвижение

Первое время можно ограничиться минимальным персоналом, совмещая сразу по несколько функций для каждого из работников. В целях экономии и получения бесценного опыта и сам владелец фирмы может в начале возложить на себя несколько важных функций. Но учтите, если ваши работники будут перегружены разнопрофильной работой это значительно снизит эффективность их труда.

Желательно отдавать предпочтение специалистам с опытом работы, пусть даже в смежных сферах и не на руководящих должностях. Ведение бухгалтерии – слишком ответственный момент, поэтому нельзя поручать это дилетанту. Неплохо воспользоваться услугами аудиторской компании, но значительно лучше – самостоятельно найти толкового специалиста.

В зависимости от ваших творческих способностей, связей и финансовых возможностей, вы можете полностью возложить функцию продвижения вашего бизнеса на авторитетное рекламное агентство, либо попытаться заняться этим лично, ограничившись заказом профессиональным рекламщикам разработки «лица» и стиля вашего бренда.


Агентство, с учётом ваших пожеланий, придумает логотип для предприятия, фирменную цветовую гамму, слоган, возможно, рекламный аудиоролик для радио или постер на бигборд; брендбук, фирменные канцтовары. С тем, где, в каком количестве и каким образом размещать рекламную продукцию, вы определитесь сами. Разумеется, полностью положиться на агентство – удобно, но не всегда по карману.

Возможные проблемы

Начинающие транспортные компании часто сталкиваются с такими препятствиями:

Хищения . Вы должны быть уверены в своём «костяке» — сотрудниках, с которыми начинаете бизнес. К тому же, следует предусмотреть систему контроля – камеры видеонаблюдения, охрана, личные проверки бухгалтерии, регулярное ведение отчётной документации.

Сервис . Клиенты могут быть недовольны качеством услуг. Особенно на этапе развития, нередко что-то может пойти не так. Задержки груза, нанесение ущерба клиенту. Этот процесс необходимо контролировать, нельзя допускать хамства со стороны персонала, каждый клиент должен быть доволен – от этого напрямую зависит репутация предприятия.

Контроль перевозчика. Желательно, чтобы машины были оборудованы системами GPS.

Качество перевозок. Груз должен быть компактно и надёжно уложен. Для этого у рабочих склада всегда должно быть достаточное количество расходных материалов и надлежащее оборудование. Следует установить уровень допустимого «боя» груза и разницу изымать из заработных плат сотрудников, чтобы стимулировать их к качественному труду.

Также установите средний месячный процент боя – в случае хороших показателей, сотрудники должны быть премированы. При этом, следует учитывать: если вы вводите систему штрафов, она не должна быть чрезмерно жёсткой, к тому же и зарплаты должны быть достаточно высокими – в противном случае даже вполовину эффективной и качественной работы вы не добьётесь никогда

Как новичку в профессии, связанной с логистикой, найти первое место работы? Это сложно сделать без опыта. С чего начать, как быть, если нужно работать, а компании не заинтересованы в тех, у кого нет стажа?

Еще ни один новичок не стал сразу директором по логистике. Но знаю начальника отдела логистики, который только что закончил вуз - он работал в отделе логистики компании во время обучения в вузе. Есть, конечно, вопрос к уровню его знаний. Но опыт на достаточно высоком уровне, чтобы руководить логистикой компании.

«Начинайте с самого начала», - говорит директор департамента логистики компании «Алина» Александр Семенцов. Планировать сразу стать директором по логистике - верный шанс убить в себе профессионала в будущем, обжегшись или наломав дров на первом месте работы, так как теория далеко не всегда может заменить практику. Легче войти в логистику, имея за спиной опыт в коммерческом блоке (продажи). Будет прое и в будущем, легче будут решаться вопросы с клиентом.

Некоторые крупные иностранные компании предпочитают брать новичков без опыта, но с английским языком, погружать их в работу без обучения и смотреть, как выплывают. Позиции могут быть совершенно разные - от продаж до операций, причем на сложных перевозках. Такие новички нужны для экономии на специалистах и для выращивания (если выплывут) своих новых специалистов.

Если вы хотите развиваться в профессии логиста, но не можете продать работодателю имеющиеся знания, то соглашайтесь и на грузчика. Но, смотря в какой компании. Идите в такие компании, где действительно можно получить передовой опыт, практические профессиональные знания на мировом уровне, возможен понятный карьерный рост, и вообще компания ориентирована на выращивание собственных кадров. Примеры таких компаний: FM Logistic, Itella, DHL, Кюне+Нагель. Но такие компании не ждут, когда к ним придут новички наниматься в грузчики, а стараются задействовать и направить их еще студентами.

Таким образом, устраивайтесь на любую позицию, связанную с логистико й. Один из генеральных директоров Макдоналдс-Москва вообще начинал с позиции уборщика помещений. Он говорит, что если устроят чемпионат по влажной уборке помещений, то он, вне всякого сомнения, станет чемпионом. Так, что поработайте на различных операционных позициях.

С какой позиции лучше начинать карьеру в логистике?

«Большинство молодых людей без опыта чаще всего идут работать торговыми представителями», - говорит Александр Семенцов. Нужна "аналогия" такой же должности в логистике. Соответственно, путь в логистику человеку с высшим образованием идет либо через аналитику/учет, либо из других подразделений компании, где сотрудник получает первичный опыт.

Начните с любой стартовой позиции в логистике, связанной с практической операционной работой на полях: грузчика, водителя, аналитика, диспетчера, экономиста, помощника менеджера. Важен операционный опыт.

Елена Никитина не советует начать карьеру в логистике с позиции аналитика или продажника. Невозможно делать аналитику, не имея опыта и всестороннего понимания процесса деятельности. На выходе получатся результаты, с которыми могут не согласиться операционные подразделения, так как не учтены детали и специфика деятельности.

Менеджер по продажам логистических услуг как стартовая позиция

Нельзя построить эффективную логистику, не наладив коммуникацию с продажами. Продажники всегда на виду, в центре. «А лучшая логистика - это та, о которой вспоминают в компании только при бюджетировании», - говорит Александр Семенцов. Хороший продажник в совершенстве владеет продуктом/сервисом, который он продает, иметь операционное прошлое или работать ранее в операциях. Опытный продажник увидит, что может улучшить логистику и, главное, захочет эти изменения реализовать.

«Есть уникумы, которые могут без опыта продать так как надо то, что компания реально может предложить в плане операций и сервиса», - говорит Елена Никитина. Но таких единицы, и то при постоянном обучении и контроле со стороны руководителя продаж. Важно быть продажником, понимающим, что нужно продавать с точки зрения операций.

Аналитик как стартовая позиция

Важно начать с аналитика, но периодически выезжая на склад, на поля. Работа аналитиком требует комплексного взгляда на работу, построения цепочки.

«Если аналитик с продаж, то будет польза», - говорит Александр Семенцов. Особенно из венсейлинга, например, когда вы возите товар, планируете запас на своей машине.

Грузчик как стартовая позиция

«Работая грузчиком есть риск так и остаться на этом уровне», - говорит Александр Семенцов. Но он не отрицает пользы начала со склада. Просто с него меньше шансов двинуться вверх по карьерной лестнице.

«Грузчик с нормальным мышлением может вырасти в комплектовщика или кладовщика. А это уже другое качество, более высокий уровень специализации», - не соглашается с коллегой директор по проектам Major Cargo Service Кирилл Якунин. Потом - заведующий складом. Изучение технологий, обучение, изучение производственного процесса клиента, практический опыт - и следующий карьерный шаг - директор склада.

Так, что если вы готовы начинать со склада с видением своей карьеры, то смело идите в грузчики.

Насколько важны знания?

Высшее образование дает вам возможность начать мыслить, размышлять, анализировать.

Логистическое образование в базе полезно. Главное, чтобы мозги были гибкие, не зашоренные. Важно все время получать дополнительное образование.

Какие знания нужны новичку в логистике?

Нужно иметь знания финансов, страхования, лицензирования, таможенного права, юриспруденции. Но это уже позже. Этому надо учиться со временем.

Какие качества важны для новичка?

Важно быть общительным, открытым ко всему новому, проактивным. Не бойтесь работы и трудностей. Ищите вызовы. Будьте мотивированным. Важно видеть логистику, как карьеру с самого начала. Понимать, как можно строить карьеру.

О роли руководителя

Многое зависит от вашего руководителя, его понимания целей логистики в компании.

«Важно, чтобы руководитель был тем, у кого есть, чему хотелось бы поучиться. Руководитель должен оказывать поддержку молодым амбициозным кадрам, создавать возможность реализовывать собственные идеи и проекты. Не всегда компании могут позволить себе привлечь опытные кадры. Принимаются кандидаты с минимальным опытом с последующим обучением. Тогда есть шанс проявить себя», - говорит Елена Никитина. Дальше, как в любой работе - постоянное развитие. Важно не быть "лежачим камнем". В логистике движение намного меньше вертикальная, чем в тех же продажах.

О значимости технологий

Владение навыками продаж и коммуникаций важно, но в совокупности. «Если вы не знаете хотя бы основу технологий, то никакой опыт в продажах не поможет», - говорит Кирилл Якунин. Он советует изучать промышленные технологии: производства, добычи, торговли, сервиса: «Без этого не построить оптимизированных процессов». Например, важно знать, чем отличается и в чем тонкости в газовых и газогенераторных агрегатах.

Как найти компанию вашей мечты?

Как распознать компанию, в которой вам потом будет интересно работать? «При поступлении на работу в такую компанию вам расскажут возможный карьерный рост», - говорит Александр Семенцов. Потом, если вы себя проявите, то с вами фиксируется план развития. Тогда можно идти хоть на начальную должность грузчика.

Будьте талантливы

Талантливого человека видно сразу: огонь в глазах, имеет желание учиться, узнавать новое, не боится трудностей, не ленится и не очерчивает "рамки" своей работы.

Как готовить себя к будущей карьере?

Один из признаков стремления к карьерному росту - штудирование содержания книг по логистике. Имейте свою личную библиотеку таких книг, в том числе электронных, изучайте логистику самостоятельно.

Как вести себя на новом и первом месте работы?

Работайте и продолжайте учиться. Читайте литературу. Больше времени проводите не в белой рубашке за столом в офисе, а езжайте в поля. Без живой практики вырасти не получится, даже с книжками.

Посещайте различные учебные программы. Но программы семинаров типа "грузы хранятся на складе, и современные тенденции позволяют" не подходят. Курсы должны быть специализированными.

Ырысбек Ташбаев, к.т.н., заместитель председателя Координационного совета по логистике

Одно из наиболее успешных направлений – логистика. С чего начать логистический бизнес? Как открыть свою компанию с нуля? Эти и многие другие вопросы рассмотрим в данной статье.

Что такое логистика?

Это перевозки различных грузов по территории одной страны или вовсе между странами.

Направление имеет обширную потенциальную клиентуру за счет мнения многих оптовиков о надежности и комфортности грузовых перевозок. Многие заказчики чувствуют быстроту доставки их товара, да и отправлять транспортной службой есть возможность как крупногабаритные партии, так и вовсе маленькие поставки.

Конечно, иногда представители служб сталкиваются с проблемами в виде несостоятельных клиентов, требующих неправильных условий предоставления услуг, но зачастую клиенты доверяют фирмам, потому работа получается приятной и успешной.

Конкуренция

Бизнес имеет достаточно высокий уровень конкуренции – в России зарегистрировано около 80 тысяч компаний.

Снизить конкуренцию помогает то, что организации часто специализируются на чем-то определенном: малые грузы, поставки по СНГ или возможность импорта и экспорта, и прочее. Кроме того, собственно фирм, нуждающихся в услугах логистики настолько много, что спроса хватает даже новичкам.

Скачайте бесплатно готовый , чтобы использовать его в качестве образца для своего.

Оформление документации

Стандартно подобные организации регистрируются как ЗАО, ООО или ОАО, реже в качестве предпринимателя без юридического лица. Любая из перечисленных правовых форм достойна на существование, но не лишена определенных особенностей. Стоит разобраться:

  1. ПБОЮЛ отличается наличием налога на добавочную стоимость.
  2. ОАО и ЗАО прекрасно подойдут, если по плану вы собирались организовать быстрое и значительное расширение бизнеса. Эти же обе правовые формы достаточно трудоемко и долго получаются, сопровождаясь тоннами официальных бумаг, часами в ожидании своей очереди и потерянными нервами.
  3. ООО лучше всего подойдет конкретно для начинающего предпринимателя. Конечно, оформляется регистрация тоже значительно количество времени, зато возможностей достаточно именно для того, чтобы создать собственную компанию с нуля.

Дабы не тратить собственное драгоценное время на бумажную волокиту, стоит обратиться в специализирующуюся на данных вопросах фирму. Прежде чем начать работать с ней, обязательно сверьтесь с отзывами о ее услугах, с ее репутацией в плане надежности и скорости.

Подбор помещения

Деньги обязаны уходить в организацию надежных услуг, а не роскошь офиса, поэтому будет достаточно подыскать небольшое помещение где-то ближе к окраине города, возможно, с имеющимся косметическим ремонтом.

В данном месте вы или официальный представитель станете заниматься организацией транспортных процессов, поэтому могут пригодиться большая плазма, широкий стол и удобные кресла.

Помните, складское офисное помещения обязаны подходить под требования пожарной службы и СЭС:

  • наличие противопожарной сигнализации;
  • присутствие вентиляционной системы;
  • налаженная работа водоснабжения и отопления;
  • отделка пола нескользким материалом без каких-либо неровностей и ям;
  • организация соответствующих нормам рамп для автомобилей (желательно электрических).

Также для подобных предприятий важно организовать комфортные условия для работников: столовая-кухня с минимальным набором вроде электрического чайника и электроплиты, ванная комната с душем и собственное подсобное помещение.

Закупка оборудования

Как и в любом бизнесе, бизнес-процессы вашей личной логистической компании потребуют присутствия на предприятии конкретного оборудования. Несомненно, покупать по возможности лучше новое, дабы уберечь себя и бизнес от будущих проблем. Кроме того, на новое оборудование всегда налагается гарантия, позволяющая вызвать бесплатного мастера для ремонта неполадок.

Первое, в чем нуждается транспортный бизнес и логистика – закупка рокл. Стандартно на предприятии необходимо иметь по одной рокле на сотрудника. Помимо этого, на складах понадобится вилочный погрузчик, работающий с поддонами, на которых станут доставляться грузы.

Стоит он довольно дорого, потому начинающие владельцы бизнеса часто покупают данный аппарат в б/у. Делать так можно, но исключительно с предварительной проверкой мастером работоспособности аппарата и наличия внутренних поломок.

Кстати, начало работы организации вовсе может обойтись без погрузчика, особенно если среди потенциальных клиентов нет предприятий с крупногабаритным грузом. Зато без мелкого инвентаря не обойтись вовсе. В перевозках грузов важна надежность, потому запасы стретч-ленты и рабочего скотча не должны заканчиваться ни на день работы предприятия.

Персонал

В самом начале владелец постарается обойтись минимальным набором сотрудников, оплачивая их работу чуть больше, но и нагружая их большим количеством обязанностей.

Владелец сам наверняка станет выполнять работу бухгалтера и ответственного за связи с клиентурой. Помните, что проект по перевозке грузов достаточно выматывающий, а потому долгое время держать одних работников на нескольких должностях не стоит, это снизит их продуктивность.

Собственно, кто конкретно нужен для быстрой и эффективной транспортировки товаров заказчика? В список обязательных вакансий входят:

  1. Бухгалтер, отвечающий за кассовую дисциплину и работу с документацией.
  2. Менеджер по работе с заказчиками, он же отвечающий по грузоперевозкам.
  3. Водитель грузового транспорта. На каждое авто стоит брать по два, а в будущем и по три человека для безопасных круглосуточных поездок по стране. Кроме того, чем больше людей, тем быстрее станут осуществляться погрузки и выгрузки грузов.
  4. Механик, осуществляющий контроль за всеми аппаратами и техническими средствами на предприятии. До покупки в парк 6-7 авто данного человека можно нанимать из других организаций.

Сотрудничество с водителями

Водители – основные рабочие единицы, как аптекари в фармацевтическом или мейды в гостиничном бизнесе. Именно поэтому крайне важно заключать с ними договора только при наличии необходимого для официальной работы пакета документации.

Это необходимо для того, чтобы ответственность за испорченный по дороге груз лежала не на организации, а на самом водителе. Создание подобных договоров обязано должно включать в себя информацию о массе груза, его типе, официальном наименовании, местах погрузки и выгрузки товара по пути следования, номера транспорта, на котором перевозился товар и подписей от обоих участников договора. Не забудьте проставить печать.

Платить же водителям у фирмы имеется возможность как наличными деньгами, так и по безналичному способу.

План расходов

Составлять таблицу затрат мы станем на примере небольшой логистической фирмы в крупном региональном городе России.

Предположим, что данная организация занимается доставкой грузов исключительно в пределах страны. Для возможности закупить все необходимое владелец решил кредитоваться, поэтому фирме также придется ежемесячно выплачивать сумму по кредиту. Таблица расходов на первое время в данном случае выглядит следующим образом:

Строка расходов Сумма затрат, тыс. руб.
1 Первоначальная аренда за два месяца 60
2 Косметический ремонт 20
3 Мебель в офис 100
4 Коммунальные услуги и средства связи 30
5 Оформление документов 25
6 Заработная плата всех сотрудников 250
7 Покупка оборудования 700
8 Маркетинговая кампания 30
9 Закупка автомобилей 5 000
10 Выплата по кредиту 50
11 Непредвиденные расходы 50
Итого: 6 315

Организуя собственное предприятие, предполагайте, что денег на стартовые закупки у вас выйдет около шести с половиной миллионов. Решите для себя, стоит ли игра свеч, ведь риск не выйти за пределы конкуренции существует.

По плану некоторые из вышеперечисленных строк расходов являются ежемесячными, а именно выплата аренды, оплата коммунальных услуг, заработная плата сотрудников, выплата по кредиту и поддержание рекламы.

Видео: 5 шагов достижения успеха в транспортной логистике.

Прибыль организации

Если следовать достаточно оптимистичному сценарию, в котором после своего открытия фирма практически не оставалась без клиентов, иногда принимая заказы сразу от нескольких предприятий, поначалу доходы бизнеса станут составлять примерно два миллиона рублей за месяц. Учитывая ежемесячные расходы, чистой прибыли будет около 1 200 тысяч рублей.

Далее бизнес остается только расширять, пополняя автомобильный парк и штат сотрудников, арендуя площадки для других центров и увеличивая клиентскую базу с возможным выходом на импорт или экспорт в другие страны. Уже после решения кредитных процессов прибыль увеличится еще больше. Полная рентабельность проекта же наступит примерно через 8-12 месяцев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .