Оружие пулемет максим. Интересные исторические факты о пулемете «Максим

Cтанковый пулемёт, созданный британским оружейником американского происхождения Хайремом Стивенсом Максимом в 1883 году. Пулемёт Максима является одним из родоначальников автоматического оружия; он широко применялся во время Англо-бурской войны 1899-1902 гг., Первой мировой и Второй мировой войн, а также во многих малых войнах и вооружённых конфликтах.

История создания

В 1873 году американский изобретатель Хайрем Стивенс Максим (1840-1916) сконструировал первый образец автоматического оружия - пулемёт Максим. Он пришёл к решению применить энергию отдачи оружия, которая до этого никак не использовалась. Но испытания и практическое применение этого оружия были прекращены на 10 лет, так как Максим был не только оружейником и помимо оружия интересовался другими вещами. В его круг интересов входила разная техника, электричество и так далее, а пулемёт был всего лишь одним из многих его изобретений. В начале 1880-х годов Максим, наконец, возобновил работу над своим пулемётом, но по внешнему виду его оружие уже имело сильное отличие от образца 1873 года. Хайрем Максим подал прошение правительству США о принятии его пулемёта на вооружение. Но пулемёт никого в США не заинтересовал, и тогда Максим уехал в Великобританию, где его изобретение первоначально также не вызвало особого интереса со стороны военных. Однако им всерьез заинтересовался присутствовавший на испытаниях нового оружия британский банкир Натаниэль Ротшильд, давший согласие финансировать создание и выпуск пулемёта.

«Оружейная компания Максима» начала производить и рекламировать пулемёты, демонстрируя их работу во многих государствах. Хайрему Максиму удалось добиться отменной живучести и высокой надёжности своего оружия, и в конце 1899 года, его пулемёт, спроектированный под британский патрон калибра.303 (7,7 мм) совершил 15 тыс. выстрелов без каких-либо серьёзных затруднений.

Система

Пулемёт системы Максима (или просто «Максим») - автоматическое оружие, основанное на автоматике с отдачей ствола, имеющего короткий ход. Во время выстрела пороховые газы отправляют ствол назад, запуская в движение механизм перезаряжания, извлекающий из матерчатой ленты патрон, досылающий его в казённик и при этом одновременно взводящий затвор. После производства выстрела операция повторяется заново. Пулемёт имеет средний темп стрельбы - 600 выстрелов в минуту, а боевая скорострельность равна 250-300 выстрелов в минуту.

Для стрельбы из пулемёта образца 1910 года испорльзуются винтовочные патроны 7,62х54 мм R с пулями образца 1908 года (лёгкая пуля) и образца 1930 года (тяжёлая пуля). Спусковая система создана только для автоматического огня и снабжена предохранителем от случайных выстрелов. Питание пулемёта осуществляется патронами из приёмника ползункового типа, с матерчатой или металлической лентой ёмкостью 250 патронов, которая появилась позже. Прицельное приспособление состоит из стоечного прицела и мушки с прямоугольной вершиной. Некоторые пулемёты также оснащались оптическим прицелом. Пулемёт изначально ставили на громоздкие лафеты, по образцу лафетов митральез; затем появились портативные станки, обычно на треногах; в русской армии с 1910 года стал применяться колесный станок, созданный полковником А. А. Соколовым. Этот станок давал пулемёту хорошую устойчивость при стрельбе и разрешал, в отличие от треног, легко передвигать пулемёт при смене позиции.

Устройство пулемета Максима: 1 - предохранитель, 2 - прицел, 3 - замок, 4 - пробка наливного отверстия, 5 - кожух, 6 - пароотводное устройство, 7 - мушка, 8 - надульник, 9 - трубка вывода гильз, 10 - ствол, 11 - вода, 12 - пробка выливного отверстия, 13 - колпачок, пароотводная кишка, 15 - возвратная пружина, 16 - спусковой рычаг, 17 - рукоятка, 18 - приемник.

Применяемый патрон
Патрон Название оружия Калибр, мм Начальная скорость пули, м/с Кинетическая энергия пули, Дж Масса патрона, г Масса пули, г Масса порохового заряда, г Длина патрона, мм Длина гильзы, мм
7,62х54 мм Максим обр. 1910 7,62 830 2920-4466 22,7-25,1 9,6-11,8 3,1 77,16 53,72
7,92х57 мм MG-08 7,92 735-837 3600-3666 нет данных 12,8 (со стальным сердечником) 3,05 80,5 56,75
.303 British Виккерс 7,71 701-760 2888-3122 нет данных 9,98-11,6 2,43 77 56,4
7,5х55 Шмидт-Рубин MG 11 7,77 750-910 3437-3700 нет данных 8-13 нет данных 77,7 55,6

Пулемёт «Максим» в России

После успешного показа пулемёта в Швейцарии, Италии и Австрии Хайрем Максим совершил визит в Россию с демонстрационным образцом пулемёта.45-го калибра (11,43 мм).

В 1887 году прошли испытания пулемёта «Максим» под 10,67-мм патрон винтовки Бердана оснащённого дымным порохом.

8 марта 1888 года из него стрелял сам император Александр III. После завершения испытаний, представители русского военного ведомства сделали заказ Максиму на 12 пулемётов обр. 1895 года под 10,67-мм патрон винтовки Бердана.

Поставлять пулемёты «Максим» в Россию стала фирма «Сыновья Виккерс и Максим». Пулемёты прибыли в Санкт-Петербург весной 1899 года. Интерес к новому оружию проявил и российский флот, он сделал закз ещё на два пулемёта для проведения испытаний.

В последующем, винтовка Бердана была снята с вооружения, и пулемёты «Максим» переделали под 7,62-мм патрон русской винтовки Мосина. В 1891-1892 гг. для испытаний были куплены пять пулемётов под патрон 7,62х54 мм. В течение 1897-1904 гг. был приобретён ещё 291 пулемёт.

В 1901 году 7,62-мм пулемёт Максима на колёсном лафете английского образца был принят на вооружение сухопутных войск, в течение этого года в русскую армию прибыло первые 40 пулемётов Максим. Пулемёт (масса которого на тяжёлом лафете с большими колёсами и большим бронещитом была 244 кг) отдали в подчинение к артиллерии. Пулемёты планировалось применять для обороны крепостей, для отражения огнём с заранее оборудованных и защищённых позиций массовых атак пехоты противника.

В марте 1904 года был заключён контракт о создании пулемётов «Максим» на Тульском оружейном заводе. Стоимость производства тульского пулемёта (942 рубля + 80 фунтов стерлингов комиссионного вознаграждения фирме "Виккерс", всего около 1700 рублей) была значительно дешевле, чем стоимость приобретения у англичан (2288 рублей 20 копеек за пулемёт). Весной 1904 года на Тульском оружейном заводе стартовал серийный выпуск пулемётов.

Варианты

На основе конструкции Хайрема Максима в различных странах было сделано множество вариантов пулемёта.

«Максим» образца 1910 года
«Максим» образца 1910/30 года

Во время использования пулемёта «Максим» стало ясно, что в большинстве случаев огонь ведётся на дистанции от 800 до 1000 м, а на такой дальности нет большого отличия в траектории легкой пули обр. 1908 г. и тяжёлой пули обр. 1930 г.

В 1930 году пулемет был вновь модернизирован, в оружие были внесены следующие изменения:

Оборудован откидной затыльник, в связи с чем были изменены правая и левая задвижки, а так же соединение спускного рычага и тяги
-предохранитель был перемещён на спусковой крючок, это избавило от необходимости действовать двумя руками при открытии огня
-поставлен указатель натяжения возвратной пружины
-изменился прицел, введена стойка и хомутик с защелкой, на целике боковых поправок увеличена шкала
-появился буфер - держатель для щита, прикрепленный к кожуху пулемета
-оборудован отдельный боек к ударнику
-специально для стрельбы на дальние дистанции и с закрытых позиций введена тяжелая пуля обр. 1930 года, оптический прицел и угломер - квадрант
-для большей прочности кожух ствола стал выполняться с продольным рифлением
Модернизированный пулемет получил обозначение «7,62 станковый пулемет системы Максима образца 1910/30 года»

В 1940 году, по итогам опыта Советско-финской войны, пулемёт был оборудован широким заливным отверстием и сливным краном для выливного отверстия (по примеру финского M32), теперь в зимних условиях в кожух можно было набивать лёд и снег.

«Максим» M/32-33

Этот финский пулемёт представляет собой модификацию русского пулемёта образца 1910 года. «Максим» M/32-33 был создан финским оружейником Аймо Лахти в 1932 году, он мог вести огонь с темпом стрельбы 800 выстр./мин., в то время как российский пулемёт образца 1910 года вёл огонь с темпом 600 выстр./мин.; кроме этого «Максим» M/32-33 имел ряд других новшеств. Он активно использовался финской стороной в Советско-финском конфликте. Применяемый боеприпас отличался по допускам от советского.


ТТХ «Максим» M/32-33

Калибр: 7,62 мм
-Патрон: 7,62х53 мм R финский.
-Темп стрельбы: 650-850 выстр./мин.
-Эффективная дальность стрельбы: 2000 м

«Виккерс»

MG 08

MG 11

Швейцарская модификация Максима, за основу взят MG 08. Применял стандартный швейцарский винтовочный патрон 7,5х55 мм Шмидт-Рубин.

ПВ-1 (пулемёт воздушный)

Тип 24

Тип 24 - китайский вариант пулемёта Максим, представляющий из себя копию немецкого MG-08. Впоследствии многие из них были модернизированы под советский патрон 7,62х54 мм R.

Крупнокалиберные варианты

Кроме вариантов под винтовочный калибр, выпускались и крупнокалиберные версии Максима: Vickers .50 (12,7х81 мм), использовавшиеся в британском флоте и сухопутных войсках и экспериментальный MG 18 TuF (13,25х92 мм SR). Vickers .50 использовался во время Второй мировой войны. Также были счетверённые модификации применявшиеся в качестве зенитных пулемётов.

ТТХ пулемёта "Максима"

Тип: станковый пулемёт
-Масса, кг: 64,3
-Длина, мм: 1067
-Длина ствола, мм: 721
-Патрон: 7,62х54 мм R (Максим обр. 1910); 7,92х57 мм Маузер (MG 08); .303 British (Виккерс); 7,5х55 мм (MG 11); 8х50 мм R Mannlicher
-Калибр, мм: 7,62
-Принципы работы: отдача ствола, кривошипно-шатунное запирание
-Скорострельность, выстрелов/мин: 600
-Начальная скорость пули, м/с: 740
-Вид боепитания: пулемётная лента на 250 патронов

  • Карты
  • Фотографии
  • Музей
  • Пулеметы "Максим"

    Пулемёт системы Х. Максима образца 1910/30 года

    Пулемёт "Максим" образца 1910 года - русский вариант британского пулемёта, прошедший модернизацию на Тульском оружейном заводе под руководством мастеров И.Пастухова, И.Судакова и П.Третьякова. Был уменьшен вес тела пулемёта и изменены некоторые детали: принятие на вооружение патрона с остроконечной пулей образца 1908 года вызвало необходимость изменить в пулемёте прицельные приспособления и переделать приёмник, чтобы он подходил под новый патрон. Английский колёсный лафет был заменён на облегченный колёсный станок А.Соколова . Кроме того, А. Соколов спроектировал патронные коробки, двуколку для перевозки патронов, герметичные цилиндры для ящиков с патронами. Часть пулеметов имела кожух с продольным оребрением, повышавшим жесткость и увеличивавшим поверхность охлаждения, но от оребрения пришлось отказаться ради упрощения производства. (С. Федосеев. Станковый пулемет "Максим" обр.1910 г. )

    Пулемёты "Максим" применялись в ходе Первой мировой войны и Гражданской войны, их использовали в качестве станковых пулемётов, устанавливали на бронеавтомобили, бронепоезда и тачанки. В 1929 была выпущена опытная партия с рифленым кожухом, по некоторым данным с широкой горловиной, но в производство не принято. (С. Л. Федосеев. "Пулеметы России. Шквальный огонь" ). В 1930 проводится модернизация "Максима" в связи с принятием нового патрона с тяжелой пулей. Также вводится рифленый кожух для облегчения пулемета. Модернизированный пулемёт получил название "7,62 станковый пулемёт системы Максима образца 1910/30 года".

    Основные тактико-технические характеристики:

    Вес тела пулемёта Максима с охлаждающей жидкостью - 24,2 кг

    Вес станка Соколова со щитом - 43,4 кг
    Длина тела пулемёта - 1107 мм
    Наибольшая ширина пулемёта - 140 мм
    Темп стрельбы - 500-600 выстрелов в минуту
    Предельная дальность полёта пули:

    тяжёлой образца 1930 г. - до 5000 м
    лёгкой образца 1908 г. - до 3500 м

    Станковый пулемёт Максима образца 1910/30 года относится к системам автоматического оружия с отдачей ствола (короткий ход). Запирание осуществляется механизмом кривошипно-шатунного типа (шатун и мотыль). Спусковой механизм пулемёта рассчитан на ведение только автоматического огня и имеет предохранитель от случайных выстрелов. Питание пулемёта патронами производится из приемника ползункового типа с металлической или холщовой лентой на 250 патронов. Ствол при стрельбе охлаждается жидкостью, помещённой в кожухе. Прицел пулемёта стоечный, мушка с прямоугольной вершиной.

    К концу 30-х годов конструкция пулемёта была признана морально устаревшей для стрелковых частей. Время тачанок прошло, а против танков пулемет был бессилен. Одним из недостатков стало его прежнее достоинство, позволявшее вести непрерывную стрельбу - водяное охлаждение ствола. Оно значительно увеличивало массу оружия, повреждение кожуха приводило выливанию воды, снижению скорости и точности стрельбы и через некоторое время приводило к выходу пулемету из строя. Особенно неудобным становился пулемет при действиях в горах и в наступлении. Пулемёт со станком имел массу около 65 кг, вес коробки с патронной лентой - от 9,88 до 10,3 килограмм, коробки с ЗИП - 7,2 килограммов. При каждом станковом пулемете возился боевой комплект патронов, 12 коробок с пулеметными лентами, два запасных ствола, одна коробка с запасными частями, одна коробка с принадлежностями, три бидона для воды и смазки, оптический пулеметный прицел. (Из руководства для бойца пехоты. Глава 12. Cлужба станкового пулемета. 1940г. ). Такой вес значительно снижал маневренность пулемета во время боя, а выступающий щиток затруднял маскировку. На марше пулемет обслуживала команда, состоящая из 5-7 человек (пулеметное отделение), во время боя - из 2-3 человек.

    Осознавалась необходимость в звеньевой металлической ленте. Такую ленту использовали в авиационном пулемете ПВ-1, созданном на основе "Максима". То, что данную ленту не приняли для наземных пулеметов, объясняется отсутствием штамповочно-прессового оборудования позволяющего ее массовое изготовление.

    На смену "Максиму" 22 сентября 1939 г. на вооружение был принят новый станковый пулемет "Дегтярев станковый образца 1939 года" с воздушным охлаждением. Но Тульский оружейный завод продолжал производить "Максимы" образца 1910/30 - в 1940 году было выпущено 4049 пулеметов "Максим", в плане заказов наркоматов обороны по сухопутному вооружению на 1941 было намечено 3000 штук (С. Л. Федосеев. Пулеметы России. Шквальный огонь ). Конструктивно пулеметы ДС-39 оказались недоведенными, в июне 1941 г. они были сняты с производства, а производство "Максимов" с началом войны стало наращиваться. Но уже в октябре 1941 г. производство пулеметов резко снизилось из-за эвакуации заводов.

    Основным производителем станковых пулеметов был Тульский машиностроительный завод № 66. В октябре 1941 г., в связи с приближением гитлеровских войск к Туле, оборудование завода № 66 эвакуировали на Урал. Производство пулеметов резко снизилось. За время осады Тулы (ноябрь - декабрь 1941 г.) на базе Тульского оружейного завода и с использованием оборудования, собранного с остальных предприятий города, среди прочего оружия, было собрано станковых пулеметов Дегтярева — 224, пулеметов системы «Максим» - 71". В последнем квартале 1941 г. фронт вместо запланированных 12 тысяч пулеметов "Максим" получил 867 штук. За весь 1941 год был выпущен 9691 пулемет "Максим" и 3717 пулеметов ДС. (С. Л. Федосеев. Пулеметы России. Шквальный огонь ).

    С 4 по 12 октября 1941 года инженеры Ю.А. Козарин и И.Е. Лубенец под руководством главного конструктора А.А. Троненкова на Тульском оружейном заводе предприняли еще одну модернизацию пулемета «Максим» в соответствии с новыми боевыми и производственно-экономическими требованиями. Для заполнения кожуха льдом и снегом его снабдили широкой горловиной имеющей крышку на петле - данное решение было позаимствовано у финского Maxim M32-33, с которым Советской армии пришлось столкнуться в 1940 году. Пулемёт оснастили упрощенным прицелом с одной прицельной планкой вместо двух, сменяемых раньше в зависимости от стрельбы легкой или тяжёлой пулей, со станка пулемёта был снят кронштейн для оптического прицела, так как последний пулемёту не придавался.

    Для использования металлической и холщовой лент И.Е. Лубенцом был разработан фрезерованный приемник, для удобства разряжания его оснащали специальным выключателем верхних пальцев. Но, с целью максимального использования значительных запасов холщовых лент, приемники только для них продолжали выпускаться на протяжении всей войны. Тогда же, в октябре, Наркомат вооружений и ГАУ утвердили изменения конструкции, однако совершенствование продолжалось. Приемники с 1942 года начали производить из силумина литьем под давлением или из стали протяжкой.

    В 1873 году американский изобретатель Хайрем Стивенс Максим изобрел оружие, впоследствии существенно повлиявшее на исход многих сражений конца XIX и первой половины XX века. Это был станковый пулемет, принцип работы которого был основан на использовании отдачи при стрельбе. Его можно назвать первым автоматическим оружием в истории человечества.

    За десятилетие до Максима, Ричард Гатлинг уже изобрел пулемет , но для стрельбы из него приходилось крутить рукоятку, поэтому «автоматическим» его можно было назвать весьма условно. Так что первое полностью автоматическое устройство для стрельбы было изобретено именно Хайремом Стивенсом Максимом.

    Максим не специализировался исключительно на создании оружия, его интересы лежали и в других областях, поэтому между эскизами нового устройства и созданием первого рабочего образца прошло 10 лет.

    В 1883 году изобретатель продемонстрировал свое детище американским военным, но оно не произвело на них должного впечатления. Генералы посчитали, что пулемет имеет слишком большую скорострельность, а это приводит к большому расходу боеприпасов.

    Успешный старт пулемета Максим

    Хайрем эмигрировал в Великобританию и предложил свое оружие там. Британские военные тоже не проявили особого восторга по отношению к пулемету, хотя он и вызвал у них интерес. Выпуск нового устройства начался благодаря банкиру Натаниэлю Ротшильду, который согласился финансировать это начинание.

    Созданная Максимом оружейная компания стала выпускать и рекламировать пулеметы. Схема работы этого оружия, тщательно разработанная изобретателем, была столь совершенна, что пораженные его безотказностью англичане приняли пулемет на вооружение, и он успешно использовался в ходе Англо-Бурской войны, вызывая протесты пацифистских организаций.

    Максим приезжает в Россию

    В Россию изобретатель привез свой пулемет в 1887 году. Калибр его оружия был 11, 43 мм. Впоследствии пулемет переделали под калибр патрона винтовки Бердана , стоявшей тогда на вооружении русской армии (10,67 мм). Проявили интерес к пулемету и моряки. Впоследствии оружие было переделано под калибр патрона винтовки Мосина (7,62 мм).

    С 1897 по 1904 год было закуплено около 300 пулеметов, и началась история этого оружия в русской армии. Вес пулемета оказался велик – 244 кг. Установленный на тяжелый колесный лафет, похожий на пушечный, и оборудованный большим бронещитом, пулемет Максим предполагалось использовать для обороны крепостей. Поэтому он был отнесен к артиллерийскому ведомству. С 1904 года Максим стал производиться на Тульском оружейном заводе.

    Свою необычайную эффективность новый пулемет доказал в ходе Русско-Японской войны 1904-1905 годов. В частях его снимали с пушечного лафета, размеры которого были слишком велики, и устанавливали на треноги.

    С 1910 года начинается собственно русская часть биографии этого оружия. Оружейники Тульского завода Пастухов, Судаков и Третьяков модернизировали конструкцию пулемета, а Соколов снабдил его удобным компактным лафетом. В результате оружие полегчало до 70 кг вместе с водой, заливаемой в кожух для охлаждения ствола.

    Модернизированный пулемет имел следующие ТТХ:

    • патрон калибра 7,62 мм;
    • начальная скорость полета пули 800 м/с;
    • прицельная дальность стрельбы 3000 м;
    • боевая скорострельность 300 выстрелов в минуту;
    • вес 66 кг.

    Оружие успешно использовалось в ходе Первой мировой и Гражданской войн в России. Пулемет устанавливали на кавалерийские тачанки, что широко отображено в фильмах об этом периоде российской истории.

    Последующие модернизации пулемета Максим

    Модернизация пулемета производилась и в 1930 году, но была уже незначительной. В частности, увеличили отверстие для залива воды в кожух, что позволило заполнять его снегом. Ддля стрельбы на дальние дистанции добавили тяжелую пулю образца 1930 года. Калибр оружия при этом не изменился. Для более точной стрельбы пулемет стали снабжать оптическим прицелом и угломером. Кожух ствола приобрел продольное рифление, увеличившее его прочность.

    Можно сказать, что пулемет Максим – самый распространенный советский пулемет Великой Отечественной войны .

    Применение Максима в авиации и ПВО

    Пулемет Максим стали устанавливать на самолетах, танках, бронемашинах. Впрочем, в авиации он большого распространения не получил из-за своего большого веса.

    Еще в 1928 году пулемет установили на треногу и стали использовать как зенитную установку, весьма успешную против авиации того времени. В 1931 году знаменитым советским оружейником Н. Ф. Токаревым была создана зенитная установка из 4 пулеметов. Был разработан и специальный прицел. Установка эта широко использовалась на протяжении всей Великой Отечественной войны.

    Создание ручного пулемета

    Знаменитый конструктор-оружейник Н. Токарев еще в 1924 году создал на базе станкового ручной пулемет, значительно снизив вес модели. Ручной пулемет Максим весил всего 12,5 кг — но и это считалось слишком много. Тем не менее, его приняли на вооружение, и только за один год Тульский оружейный завод выпустил почти 2,5 тыс. единиц этого оружия. Однако популярность его была, увы, далека от славы станкового собрата.

    Завершение производства пулемета Максим, но продолжение истории

    В 1943 году Максим был заменен новым оружием – СГ-43. Так назывался новый пулемет с воздушным охлаждением ствола, разработанный оружейником П. Горюновым. Калибр его тоже был равен 7,62 мм, но он имел уже другие ТТХ. Его характеристики были более приспособлены к ведению боя в современных условиях, хотя и он тоже имел достаточно большой вес – 27,7 кг на треноге. Выпуск Максима прекратился — но не его биография, и его использовали еще достаточно долго. Последним применением этого легендарного оружия считается 1969 год, когда советские пограничники использовали его во время конфликта с Китаем на острове Даманском.

    Есть факты, что Максим применялся в 2014 году в ходе обороны ДНР. Таким образом, история этого оружия продолжается уже более 100 лет.

    Сегодня почти в каждом историческом музее можно увидеть или настоящий пулемет, или макет легендарного Максима.

    Интересный факт. В фамилии изобретателя, ударение ставилось на первом слоге. Но говоря об этом оружии, ударение обычно ставят на последнем слоге, как это более принято в русском языке.

    Видео о пулемете Максим

    Пулемет в действии

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

    Пулемет Максим сконструирован Хайрамом Стивенсом Максимом (4 февраля 1840 - 24 ноября 1916) в 1884 году.

    Свою конструкцию пулемета он предложил военному ведомству США, но военное ведомство им не заинтересовалось, сочтя новое чересчур расточительным из-за большого расхода патронов, назвав пулемет Хайрама Максима всего лишь интересной, но бесперспективной механической диковиной.

    Не убежденный данным отказом в бесперспективности своей конструкции, Хайрам Максим эмигрирует в Великобританию, где его оружие получает совсем иную оценку.

    Максим создает компанию «Максим-Норфельд», в городе Крэйфорд, графство Кент, которая после объединения в 1897 году с английской оружейной фирмой «Виккерс» преобразуется в корпорацию «Виккерс, сыновья и Максим Лтд» (позднее - «Виккерс лимитед»).

    В 1899 году Хайрам Максим получает британское гражданство, а в 1901 году рыцарское звание от Королевы Виктории.

    После успешной демонстрации пулемета в Швейцарии, Италии и Австрии в 1887 г. пулемет Максима прибывает в Россию. Испытания пулемета прошли в апреле 1887 года, но вопреки многообещающим данным нового оружия большого восторга у экспертов русского военного ведомства не вызвал. Военных отпугивала сложная автоматика пулемета, и, как не парадоксально, его высокая скорострельность. Излишняя быстрота стрельбы, по мнению генерала Драгомирова, вовсе не нужна для того, чтобы «расстреливать вдогонку человека, которого достаточно подстрелить один раз».

    Несмотря на мнения скептиков, был сделан первый заказ на поставку 12 пулеметов в калибре русского ружья Бердана 10,67 мм.

    В мае 1889 года пулеметы доставили в Санкт-Петербург. Российский морской флот тоже заинтересовался ими и заказал два образца для проведения испытания. На экспертов морского флота новое оружие произвело, вероятно, несколько лучшее впечатление, и в течение 1897-1904 годов русский морской флот заказал и получил 291 пулемет системы Максима.

    К тому времени ружье Бердана уже было снято с вооружения, и пулеметы Максима были приспособлены к калибру русской трехлинейки Мосина: 7,62 мм.

    Хайраму Максиму удалось добиться удивительной живучести своего оружия. Так, во время испытаний в ноябре 1899 г. его пулемет под британский патрон калибра.303 произвел 15 тыс. выстрелов без каких-либо серьезных задержек.

    К лицензионному изготовлению пулемета «Максима» в России приступили в феврале 1904 года на Тульском оружейном заводе, что позволило, во первых, существенно сократить затраты на закупку пулеметов за рубежом, а во вторых, оперативно модернизировать пулеметы с учетом практики их боевого применения русской армией.

    Окончательное признание в России пулемет «Максима» получает в первых сражениях русско-японской войны, показав в бою свою чрезвычайную эффективность.

    Тульские оружейники Третьяков и Пастухов, ознакомившись с производством пулеметов в Англии, проведя на Тульском оружейном заводе обширные конструкторско-технологические изыскания, существенно переработали и во многом улучшили конструкцию «Максима», а в 1908 году конструктор Соколов создал очень удачный пехотный колесный станок.

    Одновременно с разработкой более маневренного станка была уменьшена масса самого пулемета, а также изменены некоторые детали в связи с введением нового патрона образца 1908 года с остроконечной пулей.

    Первый «Максим», сделанный в России на заводе «Тульский арсенал», назвали моделью 1905 года. Русский инженер Захаров в 1910 году облегчил пулемет Максима. Его модель весила 20 килограммов, что на несколько килограммов легче модели 1905 года.

    Модернизированный туляками пулемет был в 1910 г. принят на вооружение русской армии под официальным наименованием «7,62-мм станковый пулемет».

    Станковый пулемет 1910 г. не раз подвергался улучшениям, которые существенно повысили его эксплуатационные показатели и несколько снизили производственные затраты при его изготовлении.

    При последней модернизации пулемета в 1941 г. на него был установлен упрощенный прицел, в кожухе системы охлаждения была сделана широкая горловина (заимствованная у финского пулемета образца 1932 г.), позволявшая зимой заполнять кожух снегом или льдом.

    Хайрем Стивенс Максим ( - ) создал первый образец автоматического оружия - пулемёт Максим. Он решил использовать энергию отдачи оружия, которая до этого никак не использовалась. Но испытания и практическое применение этого оружия были прекращены на 10 лет , так как Максим был не только оружейником и помимо оружия интересовался другими изобретениями. В его диапазон интересов входила различная техника, электричество и так далее, а пулемёт был лишь одним из многих его изобретений. В начале 1880-х годов Максим, наконец, взялся за свой пулемёт, но по внешнему виду его оружие уже сильно отличалось от образца 1873 года. Возможно, эти десять лет ушли на обдумывание, расчёты и усовершенствование конструкции в чертежах. После этого Хайрем Максим дал предложение правительству США о принятии его пулемёта на вооружение. Но изобретение никого в США не заинтересовало, и тогда Максим эмигрировал в Великобританию , где его разработка первоначально также не вызвала особого интереса со стороны военных. Однако им всерьез заинтересовался присутствовавший на испытаниях нового оружия британский банкир Натаниэль Ротшильд , согласившийся финансировать разработку и производство пулемёта.

    Применение

    Пулемёт «Максим» был предназначен для поддержки пехоты огнём, а также для подавления огня противника и расчистки пути пехотинцам при наступлении, или для прикрытия при отступлении. В обороне пулемёт «Максим» был предназначен для борьбы с огневыми точками противника, для обстреливания открытых подступов. В конце XIX - начале XX века европейские пацифисты часто предъявляли требования ввести полный запрет на использование пулемёта в военных конфликтах, как негуманного оружия. Спровоцированы эти требования были тем, что Великобритания первой среди колониальных империй выявила преимущества пулемёта и активно стала применять его в столкновениях с плохо вооруженными туземными повстанцами.

    К концу 1930-х годов конструкция «Максима» была морально устаревшей . Тело пулемёта (без станка, воды в кожухе и патронов) имело массу около 20 кг. Масса станка Соколова - 40 кг, плюс 5 кг воды. Поскольку использовать пулемёт без станка и воды было невозможно, то рабочая масса всей системы (без патронов) составляла около 65 кг. Перемещать такой вес по полю боя под огнём было непросто. Высокий профиль затруднял маскировку; повреждение тонкостенного кожуха в бою пулей или осколком практически выводило пулемёт из строя. Сложно было применять «Максим» в горах, где бойцам приходилось использовать самодельные треноги вместо штатных станков. Значительные трудности в летнее время вызывало снабжение пулемёта водой. Кроме того, система Максима была весьма сложна в обслуживании. Много хлопот доставляла матерчатая лента - её трудно было снаряжать, она изнашивалась, рвалась, впитывала воду. Для сравнения, единый пулемёт вермахта MG-34 имел массу 10,5 кг без патронов, питался металлической лентой и не требовал воды для охлаждения (при этом несколько уступая «Максиму» по огневой мощи, будучи по этому показателю ближе к ручному пулемёту Дегтярёва , хотя и с одним важным нюансом, - MG34 имел быстросменный ствол, позволявший при наличии запасных стволов вести из него более интенсивную стрельбу очередями). Стрельба из MG-34 могла вестись без станка, что способствовало скрытности позиции пулемётчика.

    С другой стороны, отмечались и положительные свойства «Максима»: благодаря безударной работе автоматики он был очень устойчив при стрельбе со штатного станка, давал кучность даже лучше, чем более поздние разработки, и позволял очень точно управлять огнём. При условии грамотного обслуживания пулемёт мог служить вдвое дольше установленного ресурса, который и так был больше, чем у новых, более лёгких пулемётов.

    Ещё до войны была разработана и запущена в производство существенно более совершенная и современная конструкция станкового пулемёта - ДС конструкции В. Дегтярёва. Однако из-за проблем с надёжностью и существенно большей требовательности к обслуживанию его производство вскоре было свёрнуто, а большинство имевшихся в войсках экземпляров - потеряны на начальном этапе боевых действий (во многом схожая судьба постигла и другой образец вооружения РККА - самозарядную винтовку Токарева , которую не успели довести до должного уровня надёжности до начала войны, а впоследствии производство было вынужденно свёрнуто в пользу устаревшей, но хорошо отработанной и привычной бойцам «трёхлинейки»).

    Тем не менее, настоятельная необходимость замены «Максима» более современным оружием не исчезла, поэтому в 1943 году на вооружение был принят станковый пулемёт системы Петра Горюнова СГ-43 с воздушной системой охлаждения ствола. СГ-43 превосходил «Максим» по многим параметрам. Поступать в войска он начал во второй половине 1943 года. Между тем, «Максим» продолжал выпускаться вплоть до конца войны на Тульском и Ижевском заводах , и до завершения производства он оставался основным станковым пулемётом РККА.

    Последний факт применения пулемёта Советской армией произошёл в 1969 году во время пограничного конфликта на Даманском острове .

    Однако, этот пулемёт активно применялся и применяется во многих горячих точках и поныне: в частности, его используют обе противостоящие стороны в ходе войны на Донбассе, в основном в качестве стационарных огневых точек.

    Варианты

    На основе конструкции Хайрема Максима в разных странах было создано множество вариантов пулемёта.

    Пулемёт Максима образца 1910 года

    7,62-мм пулемёт «Максим» образца 1910 года - русский вариант британского пулемёта «Максим», прошедший модернизацию на Тульском оружейном заводе под руководством мастеров И. А. Пастухова, И. А. Судакова и П. П. Третьякова . Был уменьшен вес тела пулемёта и изменены некоторые детали: принятие на вооружение патрона с остроконечной пулей образца 1908 года вызвало необходимость изменить в пулемёте «Максим» прицельные приспособления, переделать приёмник, чтобы он подходил под новый патрон, а также расширить отверстие втулки надульника, во избежание слишком большой тряски пулемёта при стрельбе. Английский колёсный лафет был заменён на облегченный колёсный станок А. А. Соколова, броневой щит английского образца - на бронещит уменьшенных размеров. Кроме того, А. Соколов спроектировал патронные коробки, двуколку для перевозки патронов, герметичные цилиндры для ящиков с патронами.

    Пулемёт Максима обр. 1910 года со станком весил 62,66 кг (а вместе с жидкостью, заливаемой в кожух для охлаждения ствола - около 70 кг).

    Пулемёты Максима обр. 1910 года применялись в ходе Первой мировой войны и гражданской войны , их использовали в качестве станковых пулемётов, устанавливали на бронеавтомобили, бронепоезда и «тачанки ».

    Пулемёт Максима образца 1910/30 года

    В ходе боевого применения пулемёта «Максим» стало ясно, что в большинстве случаев огонь ведётся на дистанции от 800 до 1000 м , а на такой дальности нет заметного отличия в траектории легкой пули образца 1908 года и тяжёлой пули образца 1930 года.

    В 1930 году пулемёт был снова модернизирован, в конструкцию были внесены следующие изменения:

    • установлен откидной затыльник, в связи с чем изменились правая и левая задвижки и соединение спускного рычага и тяги
    • предохранитель перенесён на спусковой крючок, что избавило от необходимости действовать двумя руками при открытии огня
    • установлен указатель натяжения возвратной пружины
    • изменен прицел, введена стойка и хомутик с защелкой, на целике боковых поправок увеличена шкала
    • появился буфер - держатель для щита, прикрепленный к кожуху пулемёта
    • введен отдельный боек к ударнику
    • для стрельбы на дальние дистанции и с закрытых позиций введена тяжёлая пуля образца 1930 года, оптический прицел и угломер - квадрант
    • для большей прочности кожух ствола выполняется с продольным рифлением.

    Модернизированный пулемёт получил название «7,62 станковый пулемёт системы Максима образца 1910/30 года»

    • Калибр: 7,71 мм
    • Начальная скорость пули: 745 м/с
    • Масса в боевом положении со щитом: около 45 кг
    • Длина тела пулемёта: 1100 мм
    • Темп стрельбы: 500-600 выстр./мин.
    • Ёмкость ленты: 250 патронов
    • Вес ленты с патронами: 6,4 кг
    • Прицельная дальность стрельбы: 1000 м

    MG 08


    ПВ-1

    Whatever happens, we have got
    The Maxim gun, and they have not.

    Подстрочный перевод:
    Что бы ни случилось, у нас есть
    «максим», а у них нет.


    Пулемёты «максим» встречаются во многих фильмах о событиях Первой мировой войны, гражданской войны и Великой Отечественной войны («Чапаев », «Офицеры » и др.). Пулемёт часто появляется в фильмах например «Дежа вю » (1989), в том числе ставших культовыми, например в фильме «Брат-2 ».

    Правильное ударение в названии пулемёта легко запомнить по строкам поэта Алексея Суркова «Бился „ма́ксим“ в порыве суровой прилежности» . Однако привычное русскому уху ударение на втором слоге распространено гораздо шире. Например, в известной песне С. Каца на слова В. Дыховичного «Два Максима» :

    На границе шумели берёзки.
    Где теперь пришлось нам воевать,
    Там служили - дружили два тёзки
    И обоих Максимами звать.

    Был один пулемётчик толковый,
    Познакомьтесь с Максимом моим,
    А другой пулемёт был станковый
    По прозванию тоже Максим.

    И без кожуха
    Из сталинградских квартир
    Бил «максим»,
    И Родимцев ощупывал лёд.
    И тогда еле слышно сказал командир:
    - Коммунисты, вперед! Коммунисты, вперёд!

    Правильное ударение также в стихотворении Е. М. Винокурова «Балы! От шпор до штукатурки…» , которое заканчивается четверостишьем:

    А ведь от вольтерьянских максим
    Совсем не долог путь к тому,
    Чтоб пулемёт системы «максим»
    С тачанки полоснул во тьму.

    У группы «Агата Кристи » есть песня «Пулемёт Максим».

    • Изготовление одного пулемёта Максима требует 2448 операций и занимает 700 рабочих часов.
    • Многие ошибочно считают, что пулемёт Максима является русским пулемётом, хотя на самом деле это британский пулемёт.

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Пулемёт Максима"

    Примечания

    Ссылки

    • (недоступная ссылка)
    • на сайте liveguns.ru (недоступная ссылка)
    • на сайте gewehr.ru [ ]
    • на сайте Dishmodels.ru
    • на сайте weaponplace.ru [ ]
    Видео
    • в передаче «Военное дело » (YouTube)
    • на YouTube
    • на YouTube

    Отрывок, характеризующий Пулемёт Максима

    На крыльце и на дворе уезжавшие люди с кинжалами и саблями, которыми их вооружил Петя, с заправленными панталонами в сапоги и туго перепоясанные ремнями и кушаками, прощались с теми, которые оставались.
    Как и всегда при отъездах, многое было забыто и не так уложено, и довольно долго два гайдука стояли с обеих сторон отворенной дверцы и ступенек кареты, готовясь подсадить графиню, в то время как бегали девушки с подушками, узелками из дому в кареты, и коляску, и бричку, и обратно.
    – Век свой все перезабудут! – говорила графиня. – Ведь ты знаешь, что я не могу так сидеть. – И Дуняша, стиснув зубы и не отвечая, с выражением упрека на лице, бросилась в карету переделывать сиденье.
    – Ах, народ этот! – говорил граф, покачивая головой.
    Старый кучер Ефим, с которым одним только решалась ездить графиня, сидя высоко на своих козлах, даже не оглядывался на то, что делалось позади его. Он тридцатилетним опытом знал, что не скоро еще ему скажут «с богом!» и что когда скажут, то еще два раза остановят его и пошлют за забытыми вещами, и уже после этого еще раз остановят, и графиня сама высунется к нему в окно и попросит его Христом богом ехать осторожнее на спусках. Он знал это и потому терпеливее своих лошадей (в особенности левого рыжего – Сокола, который бил ногой и, пережевывая, перебирал удила) ожидал того, что будет. Наконец все уселись; ступеньки собрались и закинулись в карету, дверка захлопнулась, послали за шкатулкой, графиня высунулась и сказала, что должно. Тогда Ефим медленно снял шляпу с своей головы и стал креститься. Форейтор и все люди сделали то же.
    – С богом! – сказал Ефим, надев шляпу. – Вытягивай! – Форейтор тронул. Правый дышловой влег в хомут, хрустнули высокие рессоры, и качнулся кузов. Лакей на ходу вскочил на козлы. Встряхнуло карету при выезде со двора на тряскую мостовую, так же встряхнуло другие экипажи, и поезд тронулся вверх по улице. В каретах, коляске и бричке все крестились на церковь, которая была напротив. Остававшиеся в Москве люди шли по обоим бокам экипажей, провожая их.
    Наташа редко испытывала столь радостное чувство, как то, которое она испытывала теперь, сидя в карете подле графини и глядя на медленно подвигавшиеся мимо нее стены оставляемой, встревоженной Москвы. Она изредка высовывалась в окно кареты и глядела назад и вперед на длинный поезд раненых, предшествующий им. Почти впереди всех виднелся ей закрытый верх коляски князя Андрея. Она не знала, кто был в ней, и всякий раз, соображая область своего обоза, отыскивала глазами эту коляску. Она знала, что она была впереди всех.
    В Кудрине, из Никитской, от Пресни, от Подновинского съехалось несколько таких же поездов, как был поезд Ростовых, и по Садовой уже в два ряда ехали экипажи и подводы.
    Объезжая Сухареву башню, Наташа, любопытно и быстро осматривавшая народ, едущий и идущий, вдруг радостно и удивленно вскрикнула:
    – Батюшки! Мама, Соня, посмотрите, это он!
    – Кто? Кто?
    – Смотрите, ей богу, Безухов! – говорила Наташа, высовываясь в окно кареты и глядя на высокого толстого человека в кучерском кафтане, очевидно, наряженного барина по походке и осанке, который рядом с желтым безбородым старичком в фризовой шинели подошел под арку Сухаревой башни.
    – Ей богу, Безухов, в кафтане, с каким то старым мальчиком! Ей богу, – говорила Наташа, – смотрите, смотрите!
    – Да нет, это не он. Можно ли, такие глупости.
    – Мама, – кричала Наташа, – я вам голову дам на отсечение, что это он! Я вас уверяю. Постой, постой! – кричала она кучеру; но кучер не мог остановиться, потому что из Мещанской выехали еще подводы и экипажи, и на Ростовых кричали, чтоб они трогались и не задерживали других.
    Действительно, хотя уже гораздо дальше, чем прежде, все Ростовы увидали Пьера или человека, необыкновенно похожего на Пьера, в кучерском кафтане, шедшего по улице с нагнутой головой и серьезным лицом, подле маленького безбородого старичка, имевшего вид лакея. Старичок этот заметил высунувшееся на него лицо из кареты и, почтительно дотронувшись до локтя Пьера, что то сказал ему, указывая на карету. Пьер долго не мог понять того, что он говорил; так он, видимо, погружен был в свои мысли. Наконец, когда он понял его, посмотрел по указанию и, узнав Наташу, в ту же секунду отдаваясь первому впечатлению, быстро направился к карете. Но, пройдя шагов десять, он, видимо, вспомнив что то, остановился.
    Высунувшееся из кареты лицо Наташи сияло насмешливою ласкою.
    – Петр Кирилыч, идите же! Ведь мы узнали! Это удивительно! – кричала она, протягивая ему руку. – Как это вы? Зачем вы так?
    Пьер взял протянутую руку и на ходу (так как карета. продолжала двигаться) неловко поцеловал ее.
    – Что с вами, граф? – спросила удивленным и соболезнующим голосом графиня.
    – Что? Что? Зачем? Не спрашивайте у меня, – сказал Пьер и оглянулся на Наташу, сияющий, радостный взгляд которой (он чувствовал это, не глядя на нее) обдавал его своей прелестью.
    – Что же вы, или в Москве остаетесь? – Пьер помолчал.
    – В Москве? – сказал он вопросительно. – Да, в Москве. Прощайте.
    – Ах, желала бы я быть мужчиной, я бы непременно осталась с вами. Ах, как это хорошо! – сказала Наташа. – Мама, позвольте, я останусь. – Пьер рассеянно посмотрел на Наташу и что то хотел сказать, но графиня перебила его:
    – Вы были на сражении, мы слышали?
    – Да, я был, – отвечал Пьер. – Завтра будет опять сражение… – начал было он, но Наташа перебила его:
    – Да что же с вами, граф? Вы на себя не похожи…
    – Ах, не спрашивайте, не спрашивайте меня, я ничего сам не знаю. Завтра… Да нет! Прощайте, прощайте, – проговорил он, – ужасное время! – И, отстав от кареты, он отошел на тротуар.
    Наташа долго еще высовывалась из окна, сияя на него ласковой и немного насмешливой, радостной улыбкой.

    Пьер, со времени исчезновения своего из дома, ужа второй день жил на пустой квартире покойного Баздеева. Вот как это случилось.
    Проснувшись на другой день после своего возвращения в Москву и свидания с графом Растопчиным, Пьер долго не мог понять того, где он находился и чего от него хотели. Когда ему, между именами прочих лиц, дожидавшихся его в приемной, доложили, что его дожидается еще француз, привезший письмо от графини Елены Васильевны, на него нашло вдруг то чувство спутанности и безнадежности, которому он способен был поддаваться. Ему вдруг представилось, что все теперь кончено, все смешалось, все разрушилось, что нет ни правого, ни виноватого, что впереди ничего не будет и что выхода из этого положения нет никакого. Он, неестественно улыбаясь и что то бормоча, то садился на диван в беспомощной позе, то вставал, подходил к двери и заглядывал в щелку в приемную, то, махая руками, возвращался назад я брался за книгу. Дворецкий в другой раз пришел доложить Пьеру, что француз, привезший от графини письмо, очень желает видеть его хоть на минутку и что приходили от вдовы И. А. Баздеева просить принять книги, так как сама г жа Баздеева уехала в деревню.
    – Ах, да, сейчас, подожди… Или нет… да нет, поди скажи, что сейчас приду, – сказал Пьер дворецкому.
    Но как только вышел дворецкий, Пьер взял шляпу, лежавшую на столе, и вышел в заднюю дверь из кабинета. В коридоре никого не было. Пьер прошел во всю длину коридора до лестницы и, морщась и растирая лоб обеими руками, спустился до первой площадки. Швейцар стоял у парадной двери. С площадки, на которую спустился Пьер, другая лестница вела к заднему ходу. Пьер пошел по ней и вышел во двор. Никто не видал его. Но на улице, как только он вышел в ворота, кучера, стоявшие с экипажами, и дворник увидали барина и сняли перед ним шапки. Почувствовав на себя устремленные взгляды, Пьер поступил как страус, который прячет голову в куст, с тем чтобы его не видали; он опустил голову и, прибавив шагу, пошел по улице.
    Из всех дел, предстоявших Пьеру в это утро, дело разборки книг и бумаг Иосифа Алексеевича показалось ему самым нужным.
    Он взял первого попавшегося ему извозчика и велел ему ехать на Патриаршие пруды, где был дом вдовы Баздеева.
    Беспрестанно оглядываясь на со всех сторон двигавшиеся обозы выезжавших из Москвы и оправляясь своим тучным телом, чтобы не соскользнуть с дребезжащих старых дрожек, Пьер, испытывая радостное чувство, подобное тому, которое испытывает мальчик, убежавший из школы, разговорился с извозчиком.
    Извозчик рассказал ему, что нынешний день разбирают в Кремле оружие, и что на завтрашний народ выгоняют весь за Трехгорную заставу, и что там будет большое сражение.
    Приехав на Патриаршие пруды, Пьер отыскал дом Баздеева, в котором он давно не бывал. Он подошел к калитке. Герасим, тот самый желтый безбородый старичок, которого Пьер видел пять лет тому назад в Торжке с Иосифом Алексеевичем, вышел на его стук.
    – Дома? – спросил Пьер.
    – По обстоятельствам нынешним, Софья Даниловна с детьми уехали в торжковскую деревню, ваше сиятельство.
    – Я все таки войду, мне надо книги разобрать, – сказал Пьер.
    – Пожалуйте, милости просим, братец покойника, – царство небесное! – Макар Алексеевич остались, да, как изволите знать, они в слабости, – сказал старый слуга.
    Макар Алексеевич был, как знал Пьер, полусумасшедший, пивший запоем брат Иосифа Алексеевича.
    – Да, да, знаю. Пойдем, пойдем… – сказал Пьер и вошел в дом. Высокий плешивый старый человек в халате, с красным носом, в калошах на босу ногу, стоял в передней; увидав Пьера, он сердито пробормотал что то и ушел в коридор.
    – Большого ума были, а теперь, как изволите видеть, ослабели, – сказал Герасим. – В кабинет угодно? – Пьер кивнул головой. – Кабинет как был запечатан, так и остался. Софья Даниловна приказывали, ежели от вас придут, то отпустить книги.
    Пьер вошел в тот самый мрачный кабинет, в который он еще при жизни благодетеля входил с таким трепетом. Кабинет этот, теперь запыленный и нетронутый со времени кончины Иосифа Алексеевича, был еще мрачнее.
    Герасим открыл один ставень и на цыпочках вышел из комнаты. Пьер обошел кабинет, подошел к шкафу, в котором лежали рукописи, и достал одну из важнейших когда то святынь ордена. Это были подлинные шотландские акты с примечаниями и объяснениями благодетеля. Он сел за письменный запыленный стол и положил перед собой рукописи, раскрывал, закрывал их и, наконец, отодвинув их от себя, облокотившись головой на руки, задумался.
    Несколько раз Герасим осторожно заглядывал в кабинет и видел, что Пьер сидел в том же положении. Прошло более двух часов. Герасим позволил себе пошуметь в дверях, чтоб обратить на себя внимание Пьера. Пьер не слышал его.
    – Извозчика отпустить прикажете?
    – Ах, да, – очнувшись, сказал Пьер, поспешно вставая. – Послушай, – сказал он, взяв Герасима за пуговицу сюртука и сверху вниз блестящими, влажными восторженными глазами глядя на старичка. – Послушай, ты знаешь, что завтра будет сражение?..
    – Сказывали, – отвечал Герасим.
    – Я прошу тебя никому не говорить, кто я. И сделай, что я скажу…
    – Слушаюсь, – сказал Герасим. – Кушать прикажете?
    – Нет, но мне другое нужно. Мне нужно крестьянское платье и пистолет, – сказал Пьер, неожиданно покраснев.
    – Слушаю с, – подумав, сказал Герасим.
    Весь остаток этого дня Пьер провел один в кабинете благодетеля, беспокойно шагая из одного угла в другой, как слышал Герасим, и что то сам с собой разговаривая, и ночевал на приготовленной ему тут же постели.
    Герасим с привычкой слуги, видавшего много странных вещей на своем веку, принял переселение Пьера без удивления и, казалось, был доволен тем, что ему было кому услуживать. Он в тот же вечер, не спрашивая даже и самого себя, для чего это было нужно, достал Пьеру кафтан и шапку и обещал на другой день приобрести требуемый пистолет. Макар Алексеевич в этот вечер два раза, шлепая своими калошами, подходил к двери и останавливался, заискивающе глядя на Пьера. Но как только Пьер оборачивался к нему, он стыдливо и сердито запахивал свой халат и поспешно удалялся. В то время как Пьер в кучерском кафтане, приобретенном и выпаренном для него Герасимом, ходил с ним покупать пистолет у Сухаревой башни, он встретил Ростовых.

    1 го сентября в ночь отдан приказ Кутузова об отступлении русских войск через Москву на Рязанскую дорогу.
    Первые войска двинулись в ночь. Войска, шедшие ночью, не торопились и двигались медленно и степенно; но на рассвете двигавшиеся войска, подходя к Дорогомиловскому мосту, увидали впереди себя, на другой стороне, теснящиеся, спешащие по мосту и на той стороне поднимающиеся и запружающие улицы и переулки, и позади себя – напирающие, бесконечные массы войск. И беспричинная поспешность и тревога овладели войсками. Все бросилось вперед к мосту, на мост, в броды и в лодки. Кутузов велел обвезти себя задними улицами на ту сторону Москвы.
    К десяти часам утра 2 го сентября в Дорогомиловском предместье оставались на просторе одни войска ариергарда. Армия была уже на той стороне Москвы и за Москвою.
    В это же время, в десять часов утра 2 го сентября, Наполеон стоял между своими войсками на Поклонной горе и смотрел на открывавшееся перед ним зрелище. Начиная с 26 го августа и по 2 е сентября, от Бородинского сражения и до вступления неприятеля в Москву, во все дни этой тревожной, этой памятной недели стояла та необычайная, всегда удивляющая людей осенняя погода, когда низкое солнце греет жарче, чем весной, когда все блестит в редком, чистом воздухе так, что глаза режет, когда грудь крепнет и свежеет, вдыхая осенний пахучий воздух, когда ночи даже бывают теплые и когда в темных теплых ночах этих с неба беспрестанно, пугая и радуя, сыплются золотые звезды.
    2 го сентября в десять часов утра была такая погода. Блеск утра был волшебный. Москва с Поклонной горы расстилалась просторно с своей рекой, своими садами и церквами и, казалось, жила своей жизнью, трепеща, как звезды, своими куполами в лучах солнца.
    При виде странного города с невиданными формами необыкновенной архитектуры Наполеон испытывал то несколько завистливое и беспокойное любопытство, которое испытывают люди при виде форм не знающей о них, чуждой жизни. Очевидно, город этот жил всеми силами своей жизни. По тем неопределимым признакам, по которым на дальнем расстоянии безошибочно узнается живое тело от мертвого. Наполеон с Поклонной горы видел трепетание жизни в городе и чувствовал как бы дыханио этого большого и красивого тела.
    – Cette ville asiatique aux innombrables eglises, Moscou la sainte. La voila donc enfin, cette fameuse ville! Il etait temps, [Этот азиатский город с бесчисленными церквами, Москва, святая их Москва! Вот он, наконец, этот знаменитый город! Пора!] – сказал Наполеон и, слезши с лошади, велел разложить перед собою план этой Moscou и подозвал переводчика Lelorgne d"Ideville. «Une ville occupee par l"ennemi ressemble a une fille qui a perdu son honneur, [Город, занятый неприятелем, подобен девушке, потерявшей невинность.] – думал он (как он и говорил это Тучкову в Смоленске). И с этой точки зрения он смотрел на лежавшую перед ним, невиданную еще им восточную красавицу. Ему странно было самому, что, наконец, свершилось его давнишнее, казавшееся ему невозможным, желание. В ясном утреннем свете он смотрел то на город, то на план, проверяя подробности этого города, и уверенность обладания волновала и ужасала его.
    «Но разве могло быть иначе? – подумал он. – Вот она, эта столица, у моих ног, ожидая судьбы своей. Где теперь Александр и что думает он? Странный, красивый, величественный город! И странная и величественная эта минута! В каком свете представляюсь я им! – думал он о своих войсках. – Вот она, награда для всех этих маловерных, – думал он, оглядываясь на приближенных и на подходившие и строившиеся войска. – Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица des Czars. Mais ma clemence est toujours prompte a descendre sur les vaincus. [царей. Но мое милосердие всегда готово низойти к побежденным.] Я должен быть великодушен и истинно велик. Но нет, это не правда, что я в Москве, – вдруг приходило ему в голову. – Однако вот она лежит у моих ног, играя и дрожа золотыми куполами и крестами в лучах солнца. Но я пощажу ее. На древних памятниках варварства и деспотизма я напишу великие слова справедливости и милосердия… Александр больнее всего поймет именно это, я знаю его. (Наполеону казалось, что главное значение того, что совершалось, заключалось в личной борьбе его с Александром.) С высот Кремля, – да, это Кремль, да, – я дам им законы справедливости, я покажу им значение истинной цивилизации, я заставлю поколения бояр с любовью поминать имя своего завоевателя. Я скажу депутации, что я не хотел и не хочу войны; что я вел войну только с ложной политикой их двора, что я люблю и уважаю Александра и что приму условия мира в Москве, достойные меня и моих народов. Я не хочу воспользоваться счастьем войны для унижения уважаемого государя. Бояре – скажу я им: я не хочу войны, а хочу мира и благоденствия всех моих подданных. Впрочем, я знаю, что присутствие их воодушевит меня, и я скажу им, как я всегда говорю: ясно, торжественно и велико. Но неужели это правда, что я в Москве? Да, вот она!»
    – Qu"on m"amene les boyards, [Приведите бояр.] – обратился он к свите. Генерал с блестящей свитой тотчас же поскакал за боярами.
    Прошло два часа. Наполеон позавтракал и опять стоял на том же месте на Поклонной горе, ожидая депутацию. Речь его к боярам уже ясно сложилась в его воображении. Речь эта была исполнена достоинства и того величия, которое понимал Наполеон.
    Тот тон великодушия, в котором намерен был действовать в Москве Наполеон, увлек его самого. Он в воображении своем назначал дни reunion dans le palais des Czars [собраний во дворце царей.], где должны были сходиться русские вельможи с вельможами французского императора. Он назначал мысленно губернатора, такого, который бы сумел привлечь к себе население. Узнав о том, что в Москве много богоугодных заведений, он в воображении своем решал, что все эти заведения будут осыпаны его милостями. Он думал, что как в Африке надо было сидеть в бурнусе в мечети, так в Москве надо было быть милостивым, как цари. И, чтобы окончательно тронуть сердца русских, он, как и каждый француз, не могущий себе вообразить ничего чувствительного без упоминания о ma chere, ma tendre, ma pauvre mere, [моей милой, нежной, бедной матери,] он решил, что на всех этих заведениях он велит написать большими буквами: Etablissement dedie a ma chere Mere. Нет, просто: Maison de ma Mere, [Учреждение, посвященное моей милой матери… Дом моей матери.] – решил он сам с собою. «Но неужели я в Москве? Да, вот она передо мной. Но что же так долго не является депутация города?» – думал он.
    Между тем в задах свиты императора происходило шепотом взволнованное совещание между его генералами и маршалами. Посланные за депутацией вернулись с известием, что Москва пуста, что все уехали и ушли из нее. Лица совещавшихся были бледны и взволнованны. Не то, что Москва была оставлена жителями (как ни важно казалось это событие), пугало их, но их пугало то, каким образом объявить о том императору, каким образом, не ставя его величество в то страшное, называемое французами ridicule [смешным] положение, объявить ему, что он напрасно ждал бояр так долго, что есть толпы пьяных, но никого больше. Одни говорили, что надо было во что бы то ни стало собрать хоть какую нибудь депутацию, другие оспаривали это мнение и утверждали, что надо, осторожно и умно приготовив императора, объявить ему правду.
    – Il faudra le lui dire tout de meme… – говорили господа свиты. – Mais, messieurs… [Однако же надо сказать ему… Но, господа…] – Положение было тем тяжеле, что император, обдумывая свои планы великодушия, терпеливо ходил взад и вперед перед планом, посматривая изредка из под руки по дороге в Москву и весело и гордо улыбаясь.
    – Mais c"est impossible… [Но неловко… Невозможно…] – пожимая плечами, говорили господа свиты, не решаясь выговорить подразумеваемое страшное слово: le ridicule…
    Между тем император, уставши от тщетного ожидания и своим актерским чутьем чувствуя, что величественная минута, продолжаясь слишком долго, начинает терять свою величественность, подал рукою знак. Раздался одинокий выстрел сигнальной пушки, и войска, с разных сторон обложившие Москву, двинулись в Москву, в Тверскую, Калужскую и Дорогомиловскую заставы. Быстрее и быстрее, перегоняя одни других, беглым шагом и рысью, двигались войска, скрываясь в поднимаемых ими облаках пыли и оглашая воздух сливающимися гулами криков.
    Увлеченный движением войск, Наполеон доехал с войсками до Дорогомиловской заставы, но там опять остановился и, слезши с лошади, долго ходил у Камер коллежского вала, ожидая депутации.

    Москва между тем была пуста. В ней были еще люди, в ней оставалась еще пятидесятая часть всех бывших прежде жителей, но она была пуста. Она была пуста, как пуст бывает домирающий обезматочивший улей.
    В обезматочившем улье уже нет жизни, но на поверхностный взгляд он кажется таким же живым, как и другие.
    Так же весело в жарких лучах полуденного солнца вьются пчелы вокруг обезматочившего улья, как и вокруг других живых ульев; так же издалека пахнет от него медом, так же влетают и вылетают из него пчелы. Но стоит приглядеться к нему, чтобы понять, что в улье этом уже нет жизни. Не так, как в живых ульях, летают пчелы, не тот запах, не тот звук поражают пчеловода. На стук пчеловода в стенку больного улья вместо прежнего, мгновенного, дружного ответа, шипенья десятков тысяч пчел, грозно поджимающих зад и быстрым боем крыльев производящих этот воздушный жизненный звук, – ему отвечают разрозненные жужжания, гулко раздающиеся в разных местах пустого улья. Из летка не пахнет, как прежде, спиртовым, душистым запахом меда и яда, не несет оттуда теплом полноты, а с запахом меда сливается запах пустоты и гнили. У летка нет больше готовящихся на погибель для защиты, поднявших кверху зады, трубящих тревогу стражей. Нет больше того ровного и тихого звука, трепетанья труда, подобного звуку кипенья, а слышится нескладный, разрозненный шум беспорядка. В улей и из улья робко и увертливо влетают и вылетают черные продолговатые, смазанные медом пчелы грабительницы; они не жалят, а ускользают от опасности. Прежде только с ношами влетали, а вылетали пустые пчелы, теперь вылетают с ношами. Пчеловод открывает нижнюю колодезню и вглядывается в нижнюю часть улья. Вместо прежде висевших до уза (нижнего дна) черных, усмиренных трудом плетей сочных пчел, держащих за ноги друг друга и с непрерывным шепотом труда тянущих вощину, – сонные, ссохшиеся пчелы в разные стороны бредут рассеянно по дну и стенкам улья. Вместо чисто залепленного клеем и сметенного веерами крыльев пола на дне лежат крошки вощин, испражнения пчел, полумертвые, чуть шевелящие ножками и совершенно мертвые, неприбранные пчелы.
    Пчеловод открывает верхнюю колодезню и осматривает голову улья. Вместо сплошных рядов пчел, облепивших все промежутки сотов и греющих детву, он видит искусную, сложную работу сотов, но уже не в том виде девственности, в котором она бывала прежде. Все запущено и загажено. Грабительницы – черные пчелы – шныряют быстро и украдисто по работам; свои пчелы, ссохшиеся, короткие, вялые, как будто старые, медленно бродят, никому не мешая, ничего не желая и потеряв сознание жизни. Трутни, шершни, шмели, бабочки бестолково стучатся на лету о стенки улья. Кое где между вощинами с мертвыми детьми и медом изредка слышится с разных сторон сердитое брюзжание; где нибудь две пчелы, по старой привычке и памяти очищая гнездо улья, старательно, сверх сил, тащат прочь мертвую пчелу или шмеля, сами не зная, для чего они это делают. В другом углу другие две старые пчелы лениво дерутся, или чистятся, или кормят одна другую, сами не зная, враждебно или дружелюбно они это делают. В третьем месте толпа пчел, давя друг друга, нападает на какую нибудь жертву и бьет и душит ее. И ослабевшая или убитая пчела медленно, легко, как пух, спадает сверху в кучу трупов. Пчеловод разворачивает две средние вощины, чтобы видеть гнездо. Вместо прежних сплошных черных кругов спинка с спинкой сидящих тысяч пчел и блюдущих высшие тайны родного дела, он видит сотни унылых, полуживых и заснувших остовов пчел. Они почти все умерли, сами не зная этого, сидя на святыне, которую они блюли и которой уже нет больше. От них пахнет гнилью и смертью. Только некоторые из них шевелятся, поднимаются, вяло летят и садятся на руку врагу, не в силах умереть, жаля его, – остальные, мертвые, как рыбья чешуя, легко сыплются вниз. Пчеловод закрывает колодезню, отмечает мелом колодку и, выбрав время, выламывает и выжигает ее.
    Так пуста была Москва, когда Наполеон, усталый, беспокойный и нахмуренный, ходил взад и вперед у Камерколлежского вала, ожидая того хотя внешнего, но необходимого, по его понятиям, соблюдения приличий, – депутации.
    В разных углах Москвы только бессмысленно еще шевелились люди, соблюдая старые привычки и не понимая того, что они делали.
    Когда Наполеону с должной осторожностью было объявлено, что Москва пуста, он сердито взглянул на доносившего об этом и, отвернувшись, продолжал ходить молча.
    – Подать экипаж, – сказал он. Он сел в карету рядом с дежурным адъютантом и поехал в предместье.
    – «Moscou deserte. Quel evenemeDt invraisemblable!» [«Москва пуста. Какое невероятное событие!»] – говорил он сам с собой.
    Он не поехал в город, а остановился на постоялом дворе Дорогомиловского предместья.
    Le coup de theatre avait rate. [Не удалась развязка театрального представления.]

    Русские войска проходили через Москву с двух часов ночи и до двух часов дня и увлекали за собой последних уезжавших жителей и раненых.
    Самая большая давка во время движения войск происходила на мостах Каменном, Москворецком и Яузском.
    В то время как, раздвоившись вокруг Кремля, войска сперлись на Москворецком и Каменном мостах, огромное число солдат, пользуясь остановкой и теснотой, возвращались назад от мостов и украдчиво и молчаливо прошныривали мимо Василия Блаженного и под Боровицкие ворота назад в гору, к Красной площади, на которой по какому то чутью они чувствовали, что можно брать без труда чужое. Такая же толпа людей, как на дешевых товарах, наполняла Гостиный двор во всех его ходах и переходах. Но не было ласково приторных, заманивающих голосов гостинодворцев, не было разносчиков и пестрой женской толпы покупателей – одни были мундиры и шинели солдат без ружей, молчаливо с ношами выходивших и без ноши входивших в ряды. Купцы и сидельцы (их было мало), как потерянные, ходили между солдатами, отпирали и запирали свои лавки и сами с молодцами куда то выносили свои товары. На площади у Гостиного двора стояли барабанщики и били сбор. Но звук барабана заставлял солдат грабителей не, как прежде, сбегаться на зов, а, напротив, заставлял их отбегать дальше от барабана. Между солдатами, по лавкам и проходам, виднелись люди в серых кафтанах и с бритыми головами. Два офицера, один в шарфе по мундиру, на худой темно серой лошади, другой в шинели, пешком, стояли у угла Ильинки и о чем то говорили. Третий офицер подскакал к ним.
    – Генерал приказал во что бы то ни стало сейчас выгнать всех. Что та, это ни на что не похоже! Половина людей разбежалась.
    – Ты куда?.. Вы куда?.. – крикнул он на трех пехотных солдат, которые, без ружей, подобрав полы шинелей, проскользнули мимо него в ряды. – Стой, канальи!
    – Да, вот извольте их собрать! – отвечал другой офицер. – Их не соберешь; надо идти скорее, чтобы последние не ушли, вот и всё!
    – Как же идти? там стали, сперлися на мосту и не двигаются. Или цепь поставить, чтобы последние не разбежались?
    – Да подите же туда! Гони ж их вон! – крикнул старший офицер.
    Офицер в шарфе слез с лошади, кликнул барабанщика и вошел с ним вместе под арки. Несколько солдат бросилось бежать толпой. Купец, с красными прыщами по щекам около носа, с спокойно непоколебимым выражением расчета на сытом лице, поспешно и щеголевато, размахивая руками, подошел к офицеру.
    – Ваше благородие, – сказал он, – сделайте милость, защитите. Нам не расчет пустяк какой ни на есть, мы с нашим удовольствием! Пожалуйте, сукна сейчас вынесу, для благородного человека хоть два куска, с нашим удовольствием! Потому мы чувствуем, а это что ж, один разбой! Пожалуйте! Караул, что ли, бы приставили, хоть запереть дали бы…
    Несколько купцов столпилось около офицера.
    – Э! попусту брехать то! – сказал один из них, худощавый, с строгим лицом. – Снявши голову, по волосам не плачут. Бери, что кому любо! – И он энергическим жестом махнул рукой и боком повернулся к офицеру.
    – Тебе, Иван Сидорыч, хорошо говорить, – сердито заговорил первый купец. – Вы пожалуйте, ваше благородие.
    – Что говорить! – крикнул худощавый. – У меня тут в трех лавках на сто тысяч товару. Разве убережешь, когда войско ушло. Эх, народ, божью власть не руками скласть!
    – Пожалуйте, ваше благородие, – говорил первый купец, кланяясь. Офицер стоял в недоумении, и на лице его видна была нерешительность.
    – Да мне что за дело! – крикнул он вдруг и пошел быстрыми шагами вперед по ряду. В одной отпертой лавке слышались удары и ругательства, и в то время как офицер подходил к ней, из двери выскочил вытолкнутый человек в сером армяке и с бритой головой.
    Человек этот, согнувшись, проскочил мимо купцов и офицера. Офицер напустился на солдат, бывших в лавке. Но в это время страшные крики огромной толпы послышались на Москворецком мосту, и офицер выбежал на площадь.
    – Что такое? Что такое? – спрашивал он, но товарищ его уже скакал по направлению к крикам, мимо Василия Блаженного. Офицер сел верхом и поехал за ним. Когда он подъехал к мосту, он увидал снятые с передков две пушки, пехоту, идущую по мосту, несколько поваленных телег, несколько испуганных лиц и смеющиеся лица солдат. Подле пушек стояла одна повозка, запряженная парой. За повозкой сзади колес жались четыре борзые собаки в ошейниках. На повозке была гора вещей, и на самом верху, рядом с детским, кверху ножками перевернутым стульчиком сидела баба, пронзительно и отчаянно визжавшая. Товарищи рассказывали офицеру, что крик толпы и визги бабы произошли оттого, что наехавший на эту толпу генерал Ермолов, узнав, что солдаты разбредаются по лавкам, а толпы жителей запружают мост, приказал снять орудия с передков и сделать пример, что он будет стрелять по мосту. Толпа, валя повозки, давя друг друга, отчаянно кричала, теснясь, расчистила мост, и войска двинулись вперед.