Особняк шехтеля на большой садовой. Собственный особняк Шехтеля на Большой Садовой, встреча с почетным реставратором Г.В. Мудровым. Вид на парадный зал с балкона


Если в районе Триумфальной площади Вы покинете суету Садового кольца
и немного углубитесь в спокойствие московских переулков,
то на углу Ермолаевского и Трехпрудного Вам неожиданно откроется
небольшой особняк, больше всего напоминающий средневековый готический замок.
Сейчас там находится посольство Уругвая.

Этот дом построил для своей семьи в 1896 году замечательный русский архитектор (немецкого происхождения)
Федор Осипович Шехтель, один из самых известных в России мастеров стиля модерн.
К этому времени ему исполнилось 36 лет. После завершения строительства особняка Морозовых на Спиридоновке
(1893 год) он был уже известен и популярен.
Гонорар, полученный Шехтелем за этот готический дворец, позволил архитектору приступить к постройке своего
нового жилища.

Как отмечают Д.О.Швидковский и Е.А.Шорбан в своей книге "Особняки Москвы" , именно собственный дом лучше
всего может рассказать о творческой индивидуальности архитектора. Конечно, речь идет о конкретном временном
промежутке творческой жизни мастера. И дом этот всей своей душой и содержанием очень хорошо показывает начало
перехода Шехтеля в своем творчестве от готики к модерну. Готика очень сильна как в архитектуре особняка,
так и в оформлении его интерьеров, но уже во многом здесь зарождаются, пробиваются ростки нового стиля.

Известный исследователь творчества архитектора, его биограф Е.И.Кириченко, считает, что готика в русском искусстве
своим возникновением обязана именно Шехтелю. Она соответствовала духу того времени, романтизму.
Как в свое время Возрождение "открыло" античность, так XIX век "открыл" средневековое искусство, чьи формы
и принципы стали средством преодоления старой архитектурной системы и зарождения новой.
Но со временем Шехтель переосмысливает использование "старых, средневековых" архитектурных форм,
упрощает их, пластически перерисовывает, добавляя плавность линиями, все больше используя идеи символизма,
и приходит в начале XX века к новому звучанию архитектуры - стилю модерн.
Начальные ноты этого перехода мы и будем наблюдать в архитектуре и интерьерах дома в Ермолаевском переулке.

Сам Федор Осипович с юмором писал Антону Чехову о своем доме: "…построил избушку непотребной архитектуры,
которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу".
Внешняя пластика дома обусловлена, с одной стороны, сложной формой участка, а с другой стороны, она характерна
для готики (архитектурное решение фасадов), а затем и модерна (компоновка различных по размеру, форме и высоте
объемов здания). Композиция особняка динамична, у нее нет одного ярко выраженного фасада, дом одинаково
живописно смотрится со всех сторон.
Вид его непрерывно меняется в зависимости от угла зрения - стены то подступают, то отходят, башни поворачиваются
в неожиданных ракурсах - создается впечатление движущегося живого организма

Основным, доминирующим элементом фасада, выходящего в Ермолаевский переулок, является башня с высоким
щипцом и фронтоном, с классическим перпендикулярным окном кабинета, характерным для английской готики XV века.
Плоскость стен не имеет пышности готической отделки, как в особняке Морозовых на Спиридоновке.
В этом упрощении декора как раз уже видно влияние нового стиля. В отделке стен фактура кирпича
(его имитирует светло-коричневая керамическая плитка) чередуется с оштукатуренной поверхностью.
Две островерхие башни по углам фасада отступают вглубь территории: в левой, круглой, - "черная" лестница,
в правой, имеющей шестиугольную форму - парадный вход в особняк.

Внешняя архитектура дома и его внутренняя планировка очень ярко иллюстрируют совершенно новый принцип
построения жилых зданий, характерный для всего творчества Шехтеля, - проектирование "изнутри наружу",
когда архитектор вначале строит планировку помещений внутри дома, а затем проектирует фасады.
Центр тяжести переносится внутрь здания.

Обращает на себя внимание ограда дома - это уже несомненная дань модерну - кованная решетка с растительным
орнаментом из извивающихся побегов

Над главным входом - роскошное мозаичное панно, выполненное в мастерской
В.А.Фролова по эскизу Шехтеля.На нем - три времени жизни ириса,
цветка модерна, - рождение, расцвет, увядание,
и три символа - латинская буква S - начальная буква фамилии архитектора
в латинском написании и число 96 - год постройки дома.
Существует мнение, что число 96 можно трактовать, как латинскую же
букву N - начальную букву имени жены Федора Осиповича, Натальи
(ее отец, увлекавшийся искусством и коллекционированием, был близким
приятелем П. М. Третьякова).
Таким образом, уже перед входом в дом мы видим символику семьи архитектора.


До нашего времени дом Шехтеля сохранился почти в неизменном виде.

Доминирующим элементом фасада является угловая многогранная башня,
верхнюю часть которой завершает глухой парапет смотровой площадки,
отделенный от общего массива башни профилированным карнизом.
В башне расположен парадный вход, декорированный консольным порталом.
В верхней части стену башни прорезает узкое окошко, освещающее прихожую.

Въездные ворота ограничены двумя пилонами с двускатными навершиями.

Сегодня в особняке находится резиденция посла Республики Уругвая.
Отношения между нашими странами завязались в 19 веке.
Неоднократно связи эти нарушались и вновь восстанавливались.
А с 1950-х годов главы дипломатических миссий Уругвая,
а затем и послы стали жить в особняке,построенном для себя
архитектором Францем Шехтелем.

Черезвычайный и полномочный посол республики Уругвай
Альберто Фахардо Клаппенбах и его супруга мария Тереса поселились здесь в 2001 году.
Несмотря на изменение обстановки,новым хозяевам удалось сохранить изящество интерьера.
"Это дом,в котором приятно жить,-замечает посол.-Все комнаты разные.Каждая-отдельная вселенная,
но в целом это очень гармоничный мир."
Господин Клаппенбах прекрасно знает историю дома и с удовольствием показывает его гостям.


Двухэтажная хозяйственная постройка с подвалом, построенная Шехтелем одновременно с домом, облицована,
как и фасады, керамической плиткой коричневатых оттенков. Скошенный угол декорирован композицией из полихромной
плитки в виде круга с изображением геральдического символа, изображающего рычащего льва.

Интерьер у Шехтеля достигает и даже превосходит значимость внешней архитектуры. Внутренняя планировка дома
логична и тщательно продумана, это всегда результат заботы о комфорте и удобстве жилья, учета особенностей быта
обитателей дома, для кого бы Шехтель не строил. Свой собственный дом архитектора подтверждает это правило -
он является обителью уюта и благополучия. Внутри господствует спокойная, изысканная, соразмерная человеку красота.
Благодаря стараниям бывших и нынешних обитателей особняка, интерьеры сохранены практически полностью в том виде,
в каком они были созданы Шехтелем.

Войдем в дом.
Небольшая прихожая в башне с парадным входом сохранена полностью - и вешалка для одежды, и пол, выложенный
метлахской плиткой, и витраж в окне под потолком… В верхней части витража - два круглых медальона с
изображениями мужчины и женщины, стилизованные под средневековье).
И звучит вопрос - а может быть, это портреты хозяев дома -Натальи и Федора Шехтелей?
.. Ответа нет, но эта красивая версия сразу настраивает гостей на романтический лад.

Вестибюль, в который через несколько ступеней и стрельчатую арку "перетекает" прихожая, оформлен
деревянными панелями.

Очень красива рама большого зеркала, напоминающая зубчатые стены средневековой крепости, но не создающая
ощущения массивности. И здесь, и в прихожей мы видим пересекающиеся балки потолка - дань готике.

В помещениях первого этажа сохранились массивные филенчатые двустворчатые и одностворчатые двери с оригиналь-
ными латунными ручками, первоначальный паркет.

Малая гостиная с камином. У Шехтеля здесь был кабинет.

Это наиболее оригинальная, пышно отделанная комната. Главный элемент кабинета -
огромный белый камин из Родосского мрамора, который не утратил своего назначения
и используется по сей день.Он украшен сложной лепниной, в которой переплетаются ленты,
фрукты и сказочные существа - сфинксы, грифоны и химера - будто духи, населяющие особняк.

Слева от камина деревянная винтовая лестница ведет на галерею, деревянная балюстрада которой красивым тяжелым
орнаментом ложится на камин, на галерее находилась библиотека архитектора.

Напротив - во всю стену огромное окно, то самое, перпендикулярное, из английской готики. Верхняя часть его
украшена витражом, состоящим из трех частей с изображениями средневековых сюжетов - рыцарей и их прекрасных дам.

Потолок разделен на квадраты мощными деревянными балками, в центре - чудесная люстра, выполненная по эскизам
Шехтеля, со сказочными то ли петушками, то ли дракончиками.

Рядом с большим окном - маленькое окошко, прорезающее толщу стены на манер бойницы.
Назначение его - дополнительный свет для работы мастера.

Все что вы видите в комнатах,привезено из Уругвая.Это мебель из дома посла.Господин Клаппенбах изучал право
и экономику в Уругвае,США и Англии.Он молод и остроумен,увлекается историей и архитектурой.
"Этот дом построен и оформлен знаменитым Шехтелем.Меня интересует его судьба,и я хочу больше знать
о его творчестве,"-признается он.Посол рассказывает о современной жизни особняка.В бывшей мастерской
архитектора,где по меньшей мере восемь углов,ныне столовая.Кабинет бывшего хозяина теперь музыкальная гостинная.
Иногда камерный ансамбль занимает место на деревянной галерее,и треск поленьев в пылающем камине служит естественным дополнением к струнной музыке.

Притягивают и манят своей глубиной витражи, вставленные в створки встроенного шкафа справа от камина.
Необыкновенно изысканный геометризированный растительный рисунок (чувствуем модерн) подобен вдруг
увеличившимся в размерах ювелирным украшениям старых мастеров.

В гостиной-кабинете царит атмосфера романтики средневековья, здесь хочется задвинуть шторы, зажечь камин и,
уютно устроившись в кресле, читать захватывающие романы Вальтера Скотта…

Композиционным центром во внутренней планировке дома является лестница, вокруг которой разворачивается
анфилада комнат первого этажа — они, как бусины, нанизаны на нить парадной лестницы: гостиная, кабинет с камином,
столовая и опять гостиная.

Шехтель верен новому принципу объединения пространства при построении интерьера - центрическому.
Великолепная резная парадная лестница темного дерева начинается с величественного фонаря-башни, украшенного
волнообразными линиями - каннелюрами.Многогранный фонарь и ломанная спираль пролетов лестницы -
это центральная ось интерьера.

Гостиная — самое большое помещение в доме — разделена аркой на две части.
Первая часть практически лишена декора, во второй части, как и при входе, использованы потолочные балки,
но отштукатуренные в цвет потолка. Светлый цвет стен делает комнату более торжественной, что соответствует ее
назначению и служит наиболее удачным фоном для украшавших стены картин (в их числе были «Садко» Врубеля,
«Самарканд» Сарьяна и «Масленица в Париже» Рериха).

Необычное украшение гостиной — кованая решетка со стилизованным изображением масок таинственных персонажей,
похожих на сатиров.
При Шехтеле под ней крепился занавес, отделявший пространство гостиной от центральной лестницы дома.
Сейчас занавеса нет.

Официальные приемы происходят в большой гостинной,которая для семьи Шехтеля была и столовой.
Кто только здесь не бывал:Антон Чехов,Константин Коровин,Леонид Собинов,Исаак Левитан,Михаил Врубель,
не говоря уж о влиятельных заказчиках...

Смежная с кабинетом столовая, примечательная своей неправильной многоугольной формой, оформлена лишь
скромной лепной розеткой на потолке. В этой комнате у Шехтеля была мастерская, а в верхнем этаже дома
располагались спальные комнаты.Где и сейчас спальные комнаты.

Примечательное окно второго этажа с круглым витражным стеклом.

В особняке в Ермолаевском переулке Шехтель прожил долгих 14 лет, а в 1910-м переехал в свой новый дом
на Большой Садовой, откуда семь лет спустя был выселен пришедшими к власти большевиками.
Архитектор скитался по коммунальным квартирам, тяжело болел, голодал и бедствовал, но продолжал упорно работать.
«Я строил Морозовым, Рябушинским, Фон-Дервизам — и остался нищим.
Глупо, но я чист», — писал он книгоиздателю Сытину.
В 1926 году Шехтель скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище…

Шехтель писал, что он искал в архитектуре «музыку форм и радость красок» —
эти слова во многом относятся и к его собственному особняку в Ермолаевском переулке.

Источники информации:

Д.О.Швидковский, Е.А.Шорбан. Особняки Москвы. Москва, 1997 год
Е.И.Кириченко. Ф.О.Шехтель. 1973 год.
А.Минкин. Шехтель + эпоха = модерн. Журнал "Наследие", №28 от 13 июля 1999 года.
О.Торчинский. Мастер строил для себя. Журнал "Дипломат", декабрь, 2003 года.
О.М.Леплинская. Историко-архитектурное обследование владения 28, Ермолаевский пер. ГУОП. Москва, 1993 год.
Журнал Salon.ru
Фотографии мои,сделанные в День музеев в мае 2012г.

Федор Шехтель - один из самых известных российских архитекторов. Среди его творений - особняки Рябушинского, Морозова, Смирнова, здания МХТ и Ярославского вокзала, которые стали символом Серебряного века и образцами стиля модерн.

Федор Шехтель, фото 1890-х годов

Рассказывает научный сотрудник Музея архитектуры им. Щусева Людмила Сайгина.

Федор (настоящее имя Франц-Альберт) Шехтель немец по происхождению, приехав в Москву из провинциального Саратова, оказывается в доме мецената Павла Третьякова , куда его мать устраивается экономкой. Третьяков, заметив способности юноши, сводит его с семейным архитектором Каминским, с подачи которого Шехтель поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его однокурсниками становятся Исаак Левитан и Николай Чехов - брат Антона Чехова . Из училища Шехтеля вскоре отчисляют за прогулы, но это не мешает блестящей реализации молодого человека.

Шехтель начинал свою карьеру как художник театра. В начале 1880-х он поступил на службу к известному антрепренеру Михаилу Лентовскому в московский сад «Эрмитаж» , который располагался тогда на Божедомке. Зодчий создавал декорации и костюмы для театральных постановок, проектировал летние и стационарные театры.

В дальнейшем, театральность станет определяющий чертой в оформлении интерьеров домов, созданных Шехтелем. Как известно, Шехтель рисовал дом целиком — от ворот до камина и дверных ручек. Во внутренних интерьерах его построек всегда присутствовало смешение стилей, напоминающее смену сценок в театре. Заказчики того времени любили сказочные, поражающие воображение, интерьеры. В очередь к архитектору выстраивались богатейшие купцы России: Морозовы , Кузнецовы , Локаловы и другие.

Шехтель, безусловно, один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, но ошибочно привязывать его только лишь к этому направлению. После театра он продолжительное время занимался готикой, а через нее, синхронно с развитием европейской архитектуры, пришел и к модерну.

Еще один миф о Шехтеле связан с трагическим финалом его карьеры и жизни. После 1917 года архитектор остается без всякой работы, но причина этого не во вкусах новой власти, а в том, что всякое строительство в стране после революции прекратилось. Федор Осипович заседал в бесконечных комиссиях, его всюду приглашали и не игнорировали, но заказов просто не было. Архитектор попал в мрачную эпоху безвременья, революции и гражданской войны. Строить Советы начали лишь в 1929 году, с началом пятилеток, но Шехтель умер в 1926…

Несмотря на трагические эпизоды биографии, архитектурное наследство зодчего огромно, только в Москве около 80 построек, среди которых настоящие шедевры.

Особняк в Ермолаевском переулке

Ермолаевский пер., 28, с. 1

Небольшой псевдосредневековый особняк на углу Трехпрудного и Ермолаевского переулка стал вторым собственным домом зодчего. Архитектор переезжает в центр и на собственном примере осваивает новейшие принципы современного зодчества. Все помещения особняка выходят в двухсветный лестничный холл, образуя так называемую «круговую» анфиладу — этот прием будет повторен в построенном на четыре года позже особняке Рябушинского.

Маленький двор окружен оградой с решеткой, над крыльцом сделано небольшое мозаичное панно с литерами F и S (Franz и Shektel) — Федором Осиповичем обрусевший немец Франц Альберт стал только в 1914 году, после начала Первой мировой войны, в знак солидарности с русским народом.

«Построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли за синагогу», - иронично оценивал зодчий свой труд в письме к Антону Чехову. И, действительно, при пристальном взгляде на дом можно увидеть и средневековый английский замок, и русскую избу.

Дом Шехтеля в Ермолаевском переулке

Особняк Рябушинского

Малая Никитская, 6/2 с. 5

Особняк на Малой Никитской Федор Шехтель построил для своего близкого друга фабриканта Степана Рябушинского в 1900-1903 годах. Дом является классическим образцом модерна. Каждый фасад отличается своим неповторимым обликом. В декоре использована морская тематика: изображения медуз, морских коньков, ракушек. Центральным украшением внутренних интерьеров является мраморная лестница, выполненная в форме волны. Искусствоведы усматривают символизм в каждом из этажей дома: первый - подводное царство, второй - мир воздуха и света, молельня - высшее духовное пространство. Заказчик дома Степан Рябушинский был представителем богатого рода старообрядцев, коллекционером древних икон. В момент постройки здания старообрядчество было запрещено, и молельня проектировалась как тайная комната. Если смотреть с улицы, ни за что не догадаешься, что она там есть. С 1931 по 1936 годы в особняке жил Максим Горький, сегодня здесь находится дом-музей писателя.

Особняк Рябушинского

Особняк Дерожинской

Кропоткинский пер., 13 с. 1

Первый муж заказчицы этого дома Александры Дерожинской, дочери известного суконного фабриканта Ивана Бутикова, приходился братом Степану Рябушинскому, владельцу особняка на Малой Никитской. Роскошный особняк для Дерожинской Шехтель строит в 1901-1903 годах. Дом спрятан вглубь участка, его обрамляет кованая изящная решетка ограды - классический признак модерна. Выступающую часть фасада почти полностью занимает огромное арочное окно. Постройка выглядит элегантно за счет плиточной облицовки светло-зеленого цвета с белыми окантовочными полосами. Шехтель также полностью разработал концепцию интерьеров: по его эскизам была сделана каждая мелочь, включая торшеры и ручки дверей (кстати, входная была в виде черного паука). Особняк был оснащен всеми новейшими на тот момент инженерными технологиями: паровым отоплением, канализацией водопроводом, электричеством, телефонной связью. После революции имущество Дерожинской было национализировано. Здание же занимали различные советские учреждения. С 1959 года здесь находится посольство Австралии.

Особняк Дерожинской

Ярославский вокзал

Комсомольской пл., 5

Ярославский вокзал назывался изначально Троицким и в первое время связывал Москву с Троице - Сергиевой Лаврой (Сергиев Посад). С продлением дороги до Ярославля в начале 1870-х годов вокзал был перестроен. В 1898 - 1899 годах железная дорога дотянулась до Архангельска, к ней примкнули другие линии, вокзал в Москве стал тесным. Тогда началась очередная его перестройка, к которой был приглашен архитектор Федор Шехтель. Зодчий пристраивает к старому зданию вокзала новый фасад с залом ожидания, применяя современные строительные материалы. Ярославская железная дорога связывала Москву с северными губерниями, поэтому Шехтель избрал для своего проекта новорусский стиль, преломленный архитектором в индивидуальной манере.

Высокая, как у древнерусских теремов, кровля, широкий фриз из зелено-коричневой глазурованной плитки, майоликовые вставки с сюжетами по «северным» рисункам Шехтеля, - здание выглядит как сказочный замок.

Ярославский вокзал в начале XX века

Особняк Морозовой

Спиридоновка, 17

Федор Шехтель был знаком практически со всеми представителями рода Морозовых, но настоящая дружба связывала его с известным меценатом Саввой Тимофеевичем Морозовым. По заказу купца Шехтель строит особняк на Спиридоновке, ставший одним из лучших его произведений. Савва Морозов был выпускником Кембриджа, обожал все английское и готическое. И для себя и своей жены Зинаиды вознамерился построить в Москве роскошную усадьбу с намеком на Англию. Шехтель, тогда еще не бывший в звании архитектора, выполнил задачу безупречно: соединил в одном здании элементы укрепленного замка и роскошного особняка. В строительстве «замка» он использовал архитектурные новации. Внешне здание выглядит довольно аскетично, а внутренние пышные интерьеры воссоздают романтическую атмосферу рыцарского средневековья. Над убранством интерьеров работал сам Врубель. Сейчас здесь располагается дом приемов МИД России.

Особняк на Спиридоновке

Ольга Ваганова/АиФ

Фарфоровый дом

Мясницкая ул., 8/2

В 1898 году фарфоровый магнат Матвей Кузнецов заказывает Шехтелю строительство нового здания для торгового дома «Товарищества Кузнецова» на Мясницкой. В тот год «Товарищество» стало крупнейшим производителем фарфора в Европе и нуждалось в достойном представительстве. В этом магазине выставлялись фарфоровые изделия, которые выпускались на всех многочисленных кузнецовских фабриках. Посуду на любой вкус здесь могли купить и крестьяне, и мещане, и купцы, и аристократы. Шехтель проектирует в здании огромные витрины, чтобы товар можно было рассмотреть издалека. Фасад дома украшен масками покровителя торговли крылатого бога Меркурия. Первый этаж занимал магазин, а на втором были конторские помещения. После революции сюда въехал синдикат силикатной промышленности, а после войны войны здание опять отдают магазину посуды, и сегодня на первом этаже, как и при Кузнецове, торгуют фарфором и фаянсом.

Дом фарфора

Здание МХТ

Камергерский пер. , 3

В 1902 году по просьбе купца Саввы Морозова архитектор Федор Шехтель реконструирует здание Московского Художественного театра в модном тогда стиле модерн. Делает он это совершенно безвозмездно. Шехтель продумал освещение зала, сцены, цвет стен, ковры, поглощавшие звуки, гримерки отделывались с учетом пожеланий актеров. Летящая над волнами чайка — образ, созданный Шехтелем на театральном занавесе, — до сих пор остается символом МХТ. Знаменитую крутящуюся сцену зодчий конструировал вместе с Морозовым, который не гнушался никакой работы и принимал участие непосредственно в ее установке. Обновленный театр открылся в 1902 году премьерой Чеховской пьесы «Мещане».

Помните, я вам рассказывал про то, что на прошедшей неделе я посетил два возрожденных объекта историко-архитектурного наследия Москвы? Это стало возможным благодаря проекту Департамента культурного наследия. Пост с интерьерами и историей восстановленного я уже опубликовал.

Сегодня мы переместимся в дом известного русского архитектора Федора Шехтеля на Большой Садовой улице. Наверняка, вы обращали внимание на этот красивый старинный особняк. Но попасть в него можно только во время различных мероприятий. Так давайте же совершим виртуальную экскурсию по Дому Шехтеля и, параллельно, перенесемся на лекцию-встречу из цикла «Линия жизни» с почетным реставратором города Москвы Григорием Валерьевичем Мудровым.

Чем был дорог этот особняк для архитектора Федора Осиповича Шехтеля? Элементы какого более «раннего» архитектурного стиля он воспроизвел в элементах фасада своего дома на Большой Садовой? Как история особняка Шехтеля связана с драматическими событиями из жизни архитектора? И кто чуть не уничтожил старинный особняк в наши дни?

Внимательные москвичи знают, что в столице есть несколько особняков Шехтеля. И это действительно так. Особняк на Большой Садовой - это третий дом, который прославленный архитектор построил для себя и своей семьи.

2.

29 мая 2018 года в рамках проекта Департамента культурного наследия города Москвы была организована лекция-встреча из цикла «Линия жизни» с почетным реставратором города Москвы Григорием Валерьевичем Мудровым.

4. Дом был возведен в 1910 году.

Начал архитектор-реставратор с небольшого рассказа о себе, а основную часть лекции посвятил, конечно, своему творческому пути. Григорий Валерьевич занимается реставрацией более 30 лет, за эти годы он отреставрировал свыше 60 памятников культурного наследия. На встрече со слушателями он рассказал о наиболее значимых для него проектах, о тех работах, которые ему особенно полюбились и подарили богатый опыт. Посетители услышали рассказ о реставрации дома Лобанова-Ростовского, Петровского путевого дворца и усадьбы Замятиных-Третьякова на Гоголевском бульваре. Реставратор не только поведал о том, как восстанавливались эти памятники, но и показал собравшимся уникальные макеты и фотографии из своего архива.

6. Декор фасада дома относит нас к архитектурным канонам эпохи ампир, который был популярен в начале XIX века.

Григорий Валерьевич - талантливый реставратор и прекрасный рассказчик. Он сумел вовлечь в историю о своей профессии гостей, далеких от этой сферы. Реставратор рассказывал простыми словами о сложных аспектах и деталях своего ремесла. На примере красивых образов объяснил собравшимся разницу между работой архитектора и реставратора: архитектор - словно композитор, а реставратор - исполнитель музыкального произведения.

8. Центральным помещением особняка был большой холл высотой в два этажа. Здесь находилась парадная лестница.

9. Библиотека над балконе парадного зала.

Гости с огромным интересом слушали Григория Валерьевича и задавали в ходе лекции уточняющие вопросы. В конце лекции слушатели горячо благодарили реставратора за то, что полученные знания позволяют им по-новому оценивать архитектурные памятники - те, что они уже видели и те, с которыми еще не знакомы. Встреча прошла в стенах особняка Шехтеля на Большой Садовой, что придало мероприятию особое очарование. После окончания встречи гости не спешили расходиться и с удовольствием прогулялись по залам старинного особняка, осматривая интерьеры усадьбы новым взглядом.

10. Наш замечательный лектор, почетный реставратор Москвы Григорий Валарьевич Мудров. И сегодня кстати день рождения у А.С. Пушкина.

11. Вид на парадный зал с балкона.


12. Федор Шехтель очень любил свой дом, и, по воспоминаниям современников, обрел в нем полную гармонию.

Григорий Валерьевич Мудров - титулованный специалист, архитектор-реставратор высшей категории, обладатель премии «Московская реставрация-2014» за блестяще выполненную работу над объектом "Усадьба Замятина-Третьякова, XIX в.". Он является членом Научно-методического совета при Департаменте культурного наследия города Москвы, а также конкурсной комиссии премии «Московская реставрация».

14. К сожалению, семье архитектора было отпущено мало времени на жизнь в своем идеальном особняке.

15. Вид с крыши особняка. Семья Шехтеля вечерами пила здесь чай и любовалась Патриаршими прудами.

Среди других известных работ архитектора-реставратора такие, как "Городская усадьба А.Л.Кнопа, 1-я пол. XX в., техник архитектуры К.Г. Трейман" (Колпачный пер., д. 5; Главный дом), Городская усадьба Н.Я. Аршеневского, сер. XVIII в. - нач. XIX в., XX в. (Главный дом, флигель, Таганская ул., д. 13). В 1998-2005 гг. под руководством Г.В. Мудрова завершена реставрация Петровского путевого дворца (Дом приемов Правительства Москвы, Ленинградский проспект, д.40).

16. Федор Шехтель тяжело переживал революционные события и утрату собственных домов, к которым он был очень глубоко привязан. Архитектор долго болел и умер в 1926 году.

17. Вид на Большу Садовую с кры В советские годы в доме некоторое время жил известный военный деятель Роберт Эйдеман.

18. Девяностые годы прошлого века особняк встретил в удручающем виде. В нем стали жить маргиналы, которые разводили в особняке костры, жгли остатки мебели и рушили декор посещений.

19. В 1993 году особняк взял под опеку Фонд «Стратегия». Дом приспособлен под общественный культурный центр.

20. За несколько лет особняк был постепенно восстановлен.

В 2016 году безымянный проезд в Москве между Большой Садовой улицей и Ермолаевским переулком, параллельный Большому Козихинскому переулку, назван аллеей Архитектора Шехтеля . Вблизи аллеи расположено несколько зданий, связанных с именем архитектора, в том числе его последний собственный особняк. Реставрация этого дома на Большой Садовой, №4 завершилась к дню рождения Шехтеля в том же году. Раньше особняк выглядел так, что признать в нём творение Шехтеля было довольно трудно...

Федор Шехтель построил особняк в 1910 году очень быстро - всего за 4 месяца, с конца 1909 года до апреля 1910-го. Усадьба состояла из выходящего на красную линию улицы жилого дома и двухэтажного жилого корпуса во дворе. Первоначально вместо него предполагалось устройство студии-мастерской архитектора с колоссальным окном, занимавшим почти всю ширину фасада, однако в ходе строительства назначение дворового корпуса изменилось. Вместо студии появился жилой дом, и на каждом из двух его этажей разместилось по квартире. В одной поселилась внучатая племянница Шехтеля, художник-авангардист Вера Попова, во второй - его сын, художник и теоретик искусства Лев Жегин.


Ф. О. Шехтель (1859-1926). Проект собственного дома на Большой Садовой улице в Москве, 1910.

В конце 1900-х - начале 1910-х годов в творчестве Шехтеля появились новые черты, и этот дом сильно отличался от знаменитых его построек. К моменту его проектирования Шехтель уже перешел от чистого модерна к неоклассике, от украшений к простоте. Дом выглядит благородно, сдержанно, даже строго, но и красиво.


Особняк в 1910 году. Строители России. Москва в начале века, M, 2001, ISBN 5-9207-0001-7

Особняк Шехтеля стал одним из лучших московских памятников неоклассицизма. Колонны на фасаде, правильной формы арка, рельеф над аркой на античный сюжет напоминают о классических усадьбах столетней давности.

От модерна осталась только асимметричность фасада и общая композиция.

Крыша выполнена в виде мансарды. Раньше на ней можно было пить чай, любоваться Патриаршими прудами и даже кататься на роликах. Между крышей и жилыми помещениями Шехтель устроил технический этаж.

На рельефе над въездной аркой представлен авторский вариант знаменитого фриза, украшавшего стены Парфенона на Афинском акрополе.

В центре композиции изображена богиня мудрости древних греков Афина, а с обеих сторон фигуры, олицетворяющие главные искусства - живопись, скульптуру, музыку и архитектуру.

Еще одно украшение-метафора находится над входом в дом, и связано с семьей архитектора. Сына архитектора звали Лев, а сам Шехтель был Львом по гороскопу, возможно, это образно отражено во фризе.

В этом доме часто бывал Владимир Маяковский, друживший с детьми Шехтеля и ухаживающий за младшей дочерью Верой (1896-1958). Ему было 20, ей - 14, и футуристическое поведение кавалера приводило родителей девушки в ужас. Но поэт часто бывал в доме, читал с балкончика стихи, а в комнате Веры вместе с ее братом Львом и его другом Василием Чекрыгиным рисовал свой первый рукописный сборник стихов. Роман оборвался, когда выяснилось, что ухаживания поэта закончились беременностью Веры. Ему отказали от дома, а Веру отправили в Париж прервать беременность. В ее жизни будет еще два супруга, но она бережно сохранит свои дневники, воспоминания и вещи, имеющие отношение к поэту, и в 1953 году передаст всё в музей Маяковского.

Впоследствии Вера Шехтель вышла замуж за сотрудника отца, архитектора польского происхождения Генриха Гиршенберга. В 1919 году у них родилась дочь Марина, ставшая театральным художником. Позже Генрих Гиршенберг уехал за границу, а Вера осталась. Вторым мужем Веры Шехтель был Сергей Васильевич Тонков. В 1932 году у них родился сын Вадим, ставший артистом.

В холле-гостиной часто устраивались выставки работ детей архитектора. По стенам также висели работы его друзей - художников. Жилые помещения выходили окнами во двор, который соседствовал с двором здания Московского Архитектурного общества, возглавляемого Шехтелем. Первый этаж был общественный, и центральной его частью был просторный зал с потолками в 7 метров. Здесь была мастерская архитектора, а рядом находилась библиотека и столовая.

Летом 1917 года Шехтелю удалось найти покупателя на свой особняк на Большой Садовой, после чего семья поселилась в небольшом арендованном доме на Первой Брестской улице, 59. Архитектор рассматривал варианты переезда из Москвы в Крым, однако уехать Шехтелю не удалось, о чём он позднее сожалел. Последние три года жизни до 1926 года Федор Шехтель после скитаний по Москве прожил на Малой Дмитровке, 25 в квартире, которую он купил для дочери ещё в 1913 году.


Фёдор Шехтель в холле собственного дома. Фото 1910-х годов.

В советский период здесь находился сначала детский сад, а потом отдел КГБ, и о его авторстве забыли. В 1991 году в доме поселились бомжи, и два года жили, сжигая в камине все, что могло гореть. Когда в 1993 году сюда въехал только что образованный фонд "Стратегия", состояние здания было ужасное. От разрушения его спасли только железобетонные перекрытия. Фото интерьеров: Петр Антонов

При реставрации столовой, во время разборки позднейших наслоений с потолка, раскрыли небольшой фрагмент горизонтальной колонны с растительным орнаментом виноградной лозы и по найденному кусочку восстановили по всему потолку.

Хотя в здании не осталось вещей Шехтеля, его можно считать мемориальным с точки зрения планировки. Дом создавался под нужды, привычки и образ жизни Федора Осиповича, его жены и троих детей.

Некоторые шехтелевские детали восстанавливали по фотографиям и аналогиям. Было известно, что в комнате с камином были витражи, но какой у них был рисунок и цвет было неизвестно. Пришлось ориентироваться на узор витражей в предыдущем доме архитектора. Гобелены над камином тоже восстановили по фотографиям, но цвет пришлось подбирать.

Особняк на Большой Садовой мог бы стать замечательным местом для музея Фёдора Осиповича Шехтеля.


Фото

Источники информации:
Кириченко Е. И. Фёдор Шехтель. — М.: Издательский дом Руденцовых, 2011.
Строители России. Москва в начале века, M, 2001.

Особняк по адресу Ермолаевский переулок, 28 в Москве известный московский зодчий Ф.О. Шехтель спроектировал лично для себя. В создании ставшего архитектурным шедевром дома ему помогал его ученик В.Д. Адамович.

Архитектура и история дома

История строительства особняка началась в 1896 году, когда 37-летний Франц Шехтель, к тому времени достаточно известный архитектор и обеспеченный человек, выкупает участок небольших размеров на углу Ермолаевского и Трехпрудного переулков. Место было примечательно тем, что некогда здесь стояла церковь во имя священно мученика Ермолая, к тому времени давно снесенная.

Стоит отметить, что на момент строительства дома в Ермолаевском пер., д. 28, Шехтель уже возвел особняк Морозова в стилистике английской готики на Спиридоновке. Подобное он воплотил в проектировании уже собственного жилья, но привнес сюда новые архитектурные идеи, которые совсем скоро стали основой стиля «московский модерн».

Будто из сказки, особняк-замок в миниатюре сам Шехтель шутливо называл «избушкой непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли за синагогу».


Строение возвышается за ступенчато-образной оградой из камня. Доминантой стала цилиндрическая башня с завершением в виде шпиля конусовидной формы.

Внушительное по размерам окно по центру особняка Шехтеля по Ермолаевскому переулку, 28 некогда обрамляли сплетения плюща, который вился по большей части фасада, цепляясь своими усами за керамическую плитку. Такой антураж привносил некую таинственность и особый колорит строению.


Притягивает взгляд и расположенная в правой части массивная башня, в плане представляющая собой шестиугольник. Именно в ней, так напоминающей о средневековых готических замках, и расположен парадный подъезд, который великолепно декорирован искусной мозаикой, создающей рисунок трех ирисов с лиловатым оттенком на темно-золотистом фоне. Только распускающийся, вовсю цветущий и уже увядший — ирисы символизируют собой три сущности бытия.


В сказочном доме-замке зодчий Шехтель проживал на протяжении 14 лет. В 1910-м отсюда он переехал в свой новый особняк на Большой Садовой. Это же владение по адресу Ермлоаевский переулок, дом 28 было переуступлено Е.А. Дунаевской, имевшей чин почетной гражданки.