От чего умер Андрей Миронов? Последний спектакль Андрея Миронова

14 августа 1987 года он два часа на солнцепёке играл в теннис, обмотавшись полиэтиленом, чтобы согнать лишний вес. Вечером того же дня вышел на сцену рижского театра в роли Фигаро. Шёл третий акт, пятая картина, последнее явление. Завершить фразу своего монолога артист не смог, потерял сознание. За кулисы Андрея Миронова унёс Александр Ширвиндт, успев крикнуть «Занавес!» В зрительном зале даже не поняли, что этот недоигранный спектакль — последний в жизни Андрея Миронова... Два дня медики бились за его жизнь. 16 августа сердце артиста остановилось навсегда.

Текст: Карина Ивашко
После смерти выяснилось, что у Андрея Миронова была врождённая аневризма головного мозга (врачи говорят: это, как правило, врождённый дефект, иногда следствие инфекций, травм, гипертонии). Многие в семье актёра по отцовской линии умерли в результате этой болезни. Так что ранняя и внезапная смерть Андрея Александровича в какой-то степени была предопределена. Если бы своевременно, когда случился первый приступ (в 1978 году), было проведено всестороннее обследование и определён правильный диагноз, встал бы вопрос о неизбежной операции. После которой Миронову, скорее всего, пришлось бы уйти из театра и кино. Впрочем, история не терпит сослагательного наклонения, а потому всё свершилось так, как свершилось... В 1978 году лопнул сосуд головного мозга, кровь запеклась, и этот сгусток «дремал» ровно 9 лет, пока не оборвал жизнь 46-летнего артиста.
Удачный дебют на сцене и неудачный в кино
Путь в артисты, похоже, был для него предопределён с рождения. Ведь его мама, прославленная актриса Мария Владимировна Миронова, до последнего выступала на сцене, а когда начались схватки, ехать в роддом было уже поздно. Пришлось ей рожать за кулисами. Горячий роман между Марией Мироновой и Александром Менакером вспыхнул в Ростове-на-Дону, во время летних гастролей театра. Оба были несвободны, но... Александр Семёнович ухаживал столь галантно и так стремился произвести впечатление на даму сердца, что та не устояла. По свидетельству очевидцев, однажды Менакер заказал моднейший костюм цвета увядшей розы у лучшего портного, накупил в Елисеевском разной вкусной всячины и явился в Ростов покорять остроумную и своенравную Марию Владимировну. «Это тебе даром не пройдёт», — прокомментировала её подруга Рина Зелёная, увидев «джентльменский набор» потенциального жениха. И как в воду глядела. Вскоре решительная Миронова известила мужа о своём уходе, потребовав того же и от возлюбленного в отношении жены. 20 сентября 1939 года они расписались. А спустя полтора года (в марте 1941-го) во время вечернего спектакля у Марии Владимировны начались схватки, и хотя всё произошло за кулисами, позднее родилась красивая легенда о том, что Андрей Миронов появился на свет на сцене. В документах дату рождения мальчика перенесли с 7-го на 8-е марта. «Будет подарок всем женщинам!» — пошутили родители. И не ошиблись. Женщины обожали Андрея Миронова.


Между тем, семью Мироновой-Менакера ждали испытания. Через несколько месяцев началась война. Артистов Театра миниатюр эвакуировали в Ташкент. Там Андрюша серьёзно заболел. «Это были бессонные ночи, когда я слушала, дышит он или нет, и мне казалось, что уже не дышит. Он лежал на полу, на газетах, не мог уже даже плакать. У него не закрывались глазки. Я жила тем, что продавала с себя всё», — вспоминала те страшные дни Мария Владимировна. К счастью, мир не без добрых людей: жена известного лётчика Громова достала для малыша лекарства, и тот пошёл на поправку.
До 12 лет воспитанием Андрюши занимались няня Анна Сергеевна и домработница Поля. В лексиконе мальчика появилось «утойди» и «нонича». И всё же за хороший русский язык ребёнка можно было не волноваться: в квартире на Петровке собирались Михаил Зощенко, Валентин Катаев, Борис Ефимов, Вера Марецкая, Фаина Раневская. Дом был пропитан атмосферой дружеских посиделок, блестящих актёрских импровизаций и живого, радостного общения. Одним из самых близких друзей семьи был Леонид Утёсов — он очень любил Андрюшу, дарил ему разные пиликалки, дудочки и скрипочки, а тот их всегда ломал. Утёсов страшно огорчался.


До 9 лет Андрей был Менакером — как и положено, он носил фамилию отца, но «дело врачей» и последовавшие репрессии вынудили родителей изменить фамилию ребёнку, чтобы впоследствии он избежал неприятностей с «пятой графой». Так стране суждено было узнать артиста Андрея Миронова. Кстати, старший сын Менакера Кирилл при получении паспорта тоже взял фамилию матери — Ласкари, объясняя это тем, что отец ушёл из семьи, когда ему было три года. И хотя Александр Семёнович заботился о старшем сыне, прилагал усилия к тому, чтобы мальчики общались и были дружны, вырастила Кирилла мама.
Из воспоминаний Кирилла Ласкари: «Андрюшу родители воспитывали на положительньгх примерах. Эталоном для подражания почему-то был избран я. «Посмотри, как он шаркает ножкой, какой он интеллигентный мальчик», — говорил Андрюше наш папа. Даже удивительно, как после всего этого Андрюша меня не возненавидел! Андрюша приезжал ко мне в Ленинград на каникулы или я выбирался в Москву. Мы весело проводили время. Помню, когда ему было лет 12, мы сильно увлеклись джазом. Андрей мечтал научиться играть на ударной установке, а я уже вовсю музицировал на фортепиано. И мы устраивали для домашних джазовые концерты. Андрюша вместо барабанов использовал кастрюлю и сковородку».
Андрей учился в престижной школе на Петровке. Здесь учились дети учёных, артистов и писателей, но были и местные пацаны из близлежащих переулков — из «трудных». Миронов был заводилой по части футбола, регби, стенгазет, в самодеятельном джаз-оркестре от души стучал на пионерском барабане и уже тогда обожал театр. Свою первую роль он сыграл в школьном спектакле. Хлестаков! Мог ли он тогда представить, что скоро будет играть его на большой сцене?! А его немец фон Краузе в пьесе Константина Симонова «Русские люди», поставленной всё в том же школьном театре, превратился в главного героя спектакля. «Кончилось тем, что я затмил всю партизанскую линию. Небольшая роль стала чуть ли не основной в сюжете пьесы. Партизаны все меркли рядом с моим разнузданным немцем», — с иронией рассказывал артист спустя годы.


Напрасно Мария Владимировна опасалась, что сын окажется обычным мальчиком, лишённым таланта. За школьным театром последовала студия при Центральном детском театре. Андрей пытался писать стихи, пробовал силы в живописи и отбивал ритмы джаза на кастрюлях. Вот только дебют в кино оказался неудачным. Подвела природная чистоплотность Миронова. Дело было так. В подмосковное Пестово, где в Доме отдыха мхатовцев проводили отпуск родители, приехала съёмочная группа фильма «Садко». Андрей получил роль в массовке. Ему предстояло сыграть нищего, но он побрезговал надевать на голое тело рваную дерюгу. И когда в кадре оказался колоритный попрошайка в носочках под лаптями и в рубище поверх модной тенниски с блестящей молнией, режиссёр был взбешён, а «чистюля» с позором выдворен со съёмочной площадки. Андрюше было 11 лет.
«Я просто Миронов, и всё!»
Трудно представить, что он мог избрать какую-либо другую профессию кроме актерской. (Мальчишеское желание стать футбольным вратарём не в счёт.) Правда, родители прочили сыну дипломатическую стезю. Или переводческую, поскольку у Андрея были явные способности к языкам. А вот желание юноши поступать после школы в Театральное училище имени Щукина у Марии Владимировны восторга не вызвало. Она панически боялась, что сын окажется посредственным артистом. Перед вступительным экзаменом его решили показать знаменитому педагогу Цецилии Мансуровой. Андрей принял позу и срывающимся голосом начал пушкинское «Прощай, свободная стихия!» От напряжения хлынула носом кровь. «Темперамент у мальчика точно есть, — тактично отметила Мансурова. — Для начала и это неплохо». Мария Миронова комментировала потом историю поступления сына так: «Мы приехали с гастролей с Дальнего Востока и у диетического магазина встретили Синельникову, артистку Вахтанговского театра. Она сказала, что в тот день они приняли очаровательного парня. И добавила: «Между прочим, с вашей фамилией». Оказывается, Андрюша даже не сказал на экзамене, что он наш сын. Для нас это тоже был сюрприз: с его великолепным английским, мы думали, что он пойдёт в МГИМО». А поступил Миронов блестяще, сдав все экзамены на «пять». Он мечтал получить красный диплом, и «четвёрку» тут же шёл пересдавать. Несмотря на огромную любовь к родителям, он взрывался, когда о нём говорили как о сыне Мироновой и Менакера: «Я просто Миронов, и всё!» Он должен был добиться «своего» успеха. А пока среди однокурсников Андрей больше выделялся маниакальной аккуратностью, щегольской одеждой и дорогим парфюмом. На четвёртом курсе он впервые снялся в кино — в фильме Юлия Райзмана «А если это любовь?» «Текст роли был невелик, — вспоминал потом Миронов, — и я стремился компенсировать это: в перерывах между съёмками острил и развлекал съёмочную группу. Как-то после очередной моей шутки Юлий Яковлевич подошёл и тихо сказал: «Артист в жизни должен говорить гораздо меньше. Нужно что-то оставить для сцены и для экрана. Не трать себя попусту».


За красным дипломом последовал безоговорочный приём в Театр сатиры, которому актёр отдаст 25 лет жизни. На просмотре Андрей фонтанировал, чем просто влюбил в себя главного «сатира» Валентина Плучека. Он сразу стал давать новичку главные роли, но даже и предположить не мог, на какие высоты поднимется его фаворит. Позже Плучек не сможет совладать с ревностью к такому успеху и причинит Миронову немало страданий. Но это потом, а пока... 1962 год, поступление в театр, большая роль в кино «Три плюс два» и первая влюблённость. На съёмочной площадке Андрей страстно увлекся первой красавицей Советского Союза Натальей Фатеевой. Вспыхнул яркий роман, но... В загс в первый раз Миронов отправился не с ней, а с актрисой Екатериной Градовой. С «синеглазкой» Фатеевой любовь не получилась. Екатерина Градова пришла в театр в мае 1971-го. Андрей влюбился с первого взгляда и в июне сделал предложение. Благодаря этому браку на свет появилась Маша — будущая актриса Мария Миронова. «Он был нежным мужем и симпатичным, смешным отцом, — вспоминала Екатерина Градова. — Боялся оставаться с маленькой Манечкой наедине. На мой вопрос, почему, отвечал: «Я теряюсь, когда женщина плачет». Очень боялся кормить Машу кашей. Спрашивал, как засунуть ложку в рот: «Что, так и совать?» А потом просил: «Давай лучше ты, а я буду стоять рядом и любоваться вами». Но что-то не получилось в этой семейной жизни. Миронов и Градова расстались тихо, без скандалов.
Новый поворот
На дне рождения у Натальи Фатеевой Андрей познакомился со своей второй будущей женой — Ларисой Голубкиной. Идея знакомства принадлежала Фатеевой: «Это твой... Прямо для тебя создан». «И вот удивительно, — вспоминала Голубкина, — он переключился на меня. Нельзя сказать, чтобы родилась какая-то безумная любовь, любил он Наташу. Но отношения с ней зашли в тупик. Он тут же решил на мне жениться и сделал предложение. Я говорю: «Не хочу!» — «Как не хочешь? Все хотят, а ты не хочешь!» Я говорю: «Зачем нам жениться? Ты меня не любишь. Я тебя не люблю». — «Потом полюбим». Довольно длинная это была история». Но однажды Миронов всё-таки уговорил строптивую Ларису выйти за него замуж. И вновь слово Голубкиной: «Если Андрюша за что-нибудь брался в доме, то все вокруг понимали: он главный. Помню, красивый старинный столик выносили, так он не мог сообразить, как просунуть его в дверь, и его это заело. Разозлился и заорал. А Маша, крошка, спросила: «Мам, чего это с ним?» Он вдруг очень удивился и спросил: «Что, вы меня не боитесь?» — «Нет, пап, не боимся!» И тут же с него всё как-то свалилось: «Чего ж я ору тогда? Для кого?» Приёмную дочь Машу, дочку Ларисы Голубкиной, Андрей Миронов воспитывал как родную. Она тоже стала актрисой.
«Жизнь, как выясняется, очень недлинная»


Уже первые работы Миронова в спектаклях «Клоп», «Баня», «Над пропастью во ржи» произвели фурор. Он стал знаменит на всю Москву. А спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» стал знаковым для артиста во многих смыслах. Миронову присудили звание «Заслуженный артист РСФСР», Госкино повысило ему «съёмочную ставку» до максимального уровня, подтверждая принадлежность артиста к элите кино. А меж громких премьер и побед случились одни неудачные пробы: на роль Жени Лукашина. Во всём виновата каверзная фраза героя «Иронии судьбы»: «Я у женщин никогда не пользовался успехом». Режиссёр Эльдар Рязанов «не поверил». Да, поверить в это было сложно. Андрея Миронова обожала вся страна, фильмы с его участием смотрели миллионы зрителей. Судьба написала для своего баловня особенный сценарий, наделив его даром блистательно играть, виртуозно дружить, талантливо жить и любить...
«Бриллиантовая рука» сделала Миронова поистине всенародным кумиром. И хотя самого артиста огорчал тот факт, что он навсегда для публики останется «Гешей Козодоевым», мы помним разного Миронова. И это главное. «Жизнь — великое благо. И она у человека, как выясняется, очень недлинная. В ней хватает и несчастий, и горя, и драматизма, сложностей, неурядиц. И поэтому надо особенно ценить мгновения счастья и радости — они делают людей добрыми. Когда человек улыбается, смеётся, восхищается или сострадает, он становится чище и лучше», — сказал однажды Андрей Миронов. Как выяснилось, сказал за два года до смерти.

Источник от Виктора Хомутского

Когда речь заходит об Андрее Миронове, его коллеги по актерскому цеху единодушно признаются, что он был лучшим из них - а в артистической среде это большая редкость. Идеальный актер, остроумный без пошлости и драматичный без лишнего пафоса, он навсегда останется кумиром миллионов и одной из главных легенд советского кино.
16 августа 1987 года Андрея Миронова не стало.
Вот так хрен к нам пожаловал!
Как-то в Звенигороде Андрей Миронов стоял на улице с Эльдаром Рязановым и вспоминал о съемках фильма «Бриллиантовая рука» в Сочи. В частности, вспоминал о том, как во время съемок эпизода, в котором участвовали Юрий Никулин, он сам и Анатолий Папанов, из толпы зевак прорвался к самой площадке какой-то верткий небритый тип и, оттолкнув Миронова с Папановым, подбежал к Никулину с криком: «Здорово, разгильдяй!»
- Вот тут-то мы, - сказал Андрей Миронов, - по-настоящему позавидовали популярности Юрия Никулина в народе. Нас-то с Папановым он не заметил…
В это время мимо проезжал на велосипеде какой-то звенигородский обыватель. Он резко затормозил и, уставившись на Миронова, закричал на всю улицу:
- Вот так хрен к нам пожаловал!
- Вот так-то, Андрей, - заметил Рязанов. - Теперь я вижу, что вы с Никулиным вполне сравнялись по популярности в народе!


Анатолий Папанов и Андрей Миронов.


Свадьба Андрея Миронова и Екатерины Градовой, 1971.
Без дублеров
Андрей Миронов очень редко пользовался услугами дублеров и каскадеров, все трюки старался выполнять сам. Во время съемок «Невероятных приключений итальянцев в России» он вылезал из окна шестого этажа, цепляясь за ковровую дорожку, и повисал на ней. Болтался над Невой, ухватившись руками за край разведенного моста. Он сам вылезал из окна несущейся машины, проползал по пожарной лестнице и прыгал на другую машину.


На съемках фильма «3+2», 1963
Я поднимаю
Андрей Миронов - сын популярных эстрадных артистов - поступил в театральное училище совершенно самостоятельно и вопреки воле родителей. Он не только никогда не прикрывался их славой, но даже склонен был скрывать свое родство со знаменитыми Мироновой и Менакером. Лишь товарищи Андрея это знали.
Однажды в Баку на съемках «Бриллиантовой руки» всю киногруппу пригласили в гости артисты местного драматического театра и устроили им вечер. Все сидели за столом, и вдруг поднимается Юрий Никулин и торжественно произносит:
- Товарищи! Вы все знаете, что есть такие замечательные артисты - Миронова и Менакер. Так вот, здесь присутствует (Миронов весь позеленел, замер)… артист Анатолий Папанов, за которого я и поднимаю этот тост!
Миронов показал Никулину кулак, а бакинские актеры долго не могли понять, отчего москвичи так хохочут…

Андрей Миронов и Александр Ширвиндт.

Миронов на гастролях в Одессе, начало 80-х.
Заложник образа
В сознании массового зрителя Миронов всегда оставался комическим актером, хотя у него была возможность сыграть и драматические роли в кино. Так, режиссер Марлен Хуциев пригласил его в фильм «Июльский дождь», но сам же в конце концов кандидатуру Миронова отклонил. Режиссер попросил актера произнести одну только фразу, которую произносит главный герой фильма в минуту трагическую: «И потом, мне нужна женщина, которая бы меня понимала...» За этой фразой должна была, по-видимому, стоять трагедия одиночества и прочее, но Андрей Миронов решил и тут схохмить, и с неподражаемым выражением произнес:
- И потом мне нужна женщина!
В ту же секунду все покатились со смеху, настолько двусмысленно прозвучала эта фраза. И Марлен Хуциев тотчас сказал: «Нет!»


С дочерью Машей Мироновой.
Патологическая чистополотность
Андрей Миронов был патологически чистоплотный человек. Однажды отцовская компания подарила ему на день рождения живого поросенка. Он эту свинью тут же сунул в ванну и мыл ее, мыл… Двое суток она жила в ванне, пока Андрей ее куда-то не пристроил. А сам он мылся несколько раз в день.


Кадр из фильма «Будьте моим мужем», 1981.


Андрей Миронов в роли Клаверова в спектакле «Тени»
Ты что жуешь?
Василий Ливанов решил как-то подшутить над Мироновым. Он позвонил ему в день рождения - 8-го марта и сообщил, что нужно немедленно поехать на «Мосфильм» для съемки, поскольку вся труппа ждет. Миронов поверил и помчался на студию, но его не впустила охрана, поскольку день был праздничный и выходной. Миронов задумал мщение и скоро осуществил его. Однажды он как бы ненароком столкнулся с Ливановым на студии, и при этом что-то с наслаждением жевал.
- Ты что жуешь? - спросил голодный Ливанов.
- Шоколад, - ответил Миронов. - Из Швейцарии привезли, великолепный вкус…
- Дай-ка, - попросил Ливанов.
Миронов полез в карман, вытащил заранее припасенный кусок коричневой плитки и протянул Ливанову. Тот запихал плитку в рот и едва не сломал зуб. «Швейцарский шоколад» оказался обыкновенным сургучом.

Кадр из фильма «Сказка странствий», 1983.
Последние дни
14 августа Миронов играл на сцене Рижского оперного театра в спектакле «Женитьба Фигаро». Представление началось без опозданий и ровно двигалось до 3-го акта, 5-й картины, последнего явления. Затем произошло неожиданное: Фигаро в исполнении Миронова потерял сознание, не доиграв последней сцены. Актеры тут же вызвали «Скорую». Бесчувственного артиста положили на носилки и повезли в городскую клинику. Два дня врачи боролись за жизнь Миронова, однако медицина оказалась бессильна. Утром 16 августа Миронов скончался в результате обширного кровоизлияния в мозг.

Цитаты актера
- Надо стараться все делать хорошо: плохо оно само получится.
- Надо особенно ценить мгновения счастья и радости - они делают людей добрыми.
- Относиться к актёрской работе как к приятному времяпрепровождению можно только по недоразумению.
- Любой актёр должен испытывать чувство белой зависти, если он настоящий актёр. Иначе - самовосхищение, а это - гибель.
- Популярность лишь поначалу кажется судьбой, потом нередко это ирония судьбы, которую до поры до времени поддерживают печать, радио, телевидение и горячность особенно преданных почитателей.
- Когда человек улыбается, смеется, восхищается или сострадает, он становится чище и лучше.
- Я не скажу, чтобы я был безумно счастлив каждую минуту жизни, и что мне всегда хочется скакать и веселиться, но, тем не менее, я - оптимист.

Андрей Миронов - легендарный советский актер. Большинство фильмов, в которых он снялся, вошли в золотую коллекцию отечественного кинематографа. «Удивительный человек, искренний, обаятельный, невероятно талантливый… Настоящий баловень судьбы!» - именно так говорили про актера его коллеги и друзья. Как складывалась жизнь одного из самых известных актеров советского кино и театра и от чего умер Андрей Миронов?

Детство и юность

Прежде чем перейти к основной теме нашей статьи и узнать, от чего умер Андрей Миронов, стоит поговорить о нем как о личности, о его творчестве, достижениях и личной жизни. Он родился в семье актеров. Его отец и мать Мария Миронова познакомились во время гастролей Театра сатиры, когда оба состояли в супружеских отношениях с другими людьми. После начала романа Александр и Мария сразу же расторгли свои браки и официально оформили создание новой семьи.

Хотя Андрей Миронов (при рождении Менакер) появился на свет 7 марта, родители записали другую дату рождения - 8 марта, так как уже тогда были уверены, что их обаятельный сын станет настоящим подарком для всех женщин, и не прогадали. Андрей родился за пару месяцев до начала Второй мировой войны. Поскольку театр эвакуировали в Ташкент, именно там вместе с родителями Андрей провел свое раннее детство, но в школу пошел уже в Москве. Так как отец знаменитого актера был по национальности евреем, а в СССР начались «чистки», было решено записать сына на фамилию матери. Так Андрей стал Мироновым.

Поскольку родители часто брали сына на театральные репетиции, а отдыхали в Подмосковье в доме отдыха, который был построен для артистов, с детства Андрей Миронов находился среди творческих людей и сам рос очень артистичным молодым человеком. В возрасте 11 лет будущий РСФСР решил попробовать себя в актерской профессии. Он пришел на пробы на кинокартину «Садко» и был выбран актером для массовки. Андрей должен был играть нищего, но под разорванную рубаху он надел свою футболку, и режиссер прогнал его с площадки за непослушание. После этого случая мальчик твердо принял решение стать артистом и начал участвовать во всех школьных постановках, определившись с будущей профессией.

Становление карьеры

В 1958 году Миронов Андрей Александрович становится студентом Театрального училища имени Щукина. Молодого человека зачислили на курс, даже не догадываясь, что перед ними сын известных артистов. Самым главным для Андрея Миронова был красный диплом, потому он не стремился, как другие его однокурсники, сниматься в массовке, а старательно учился. Среди прочих он отличался веселым характером, обаянием и неподражаемым талантом. На четвертом курсе начинающему актеру предложили сыграть небольшую роль в кинокартине про подростковую любовь «А если это любовь?». Кинокритикам фильм не понравился, так как они считали, что любовные отношения между героями показаны были аморально.

После окончания училища, сразу же после первого прослушивания, Миронова приняли в Театр сатиры. Новичок сразу же привлекает внимание всей театральной труппы и мгновенно становится одним из самых узнаваемых артистов. Театральные премьеры удаются одна за одной и проходят с невероятным аншлагом - «Над пропастью во ржи», «Доходное место», «Клоп».

Роли Андрея Миронова

Больше всего Андрей Миронов, конечно, прославился своими киноролями. Несмотря на активную театральную деятельность, он сыграл более чем в 50 фильмах. Его карьера в кино начинается с Александра Зархи под названием «Мой младший брат». Андрей Миронов сыграл роль второго плана - Юру, баскетболиста и мечтателя, юношу из поколения оттепели.

Свою первую главную роль Миронов сыграл в бессмертной комедийной мелодраме «Три плюс два», которая пользуется популярностью у зрителей и сегодня. Актеру досталась роль ветеринара Романа, который влюбился в прекрасную артистку цирка Зою. Картина описывает прелести отдыха на Черном море «дикарем». После премьеры кинофильма в Советском Союзе поездка на берег моря с палатками стала самым популярным видом отдыха.

В 1965 году Миронова ожидал еще один подарок судьбы - роль в картине Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», которая получила множество различных наград. Актер сыграл Диму Семицветова, который зарабатывает нечестным путем, продавая из-под прилавка дефицитную бытовую технику и живет не по средствам.

Другими известными ролями Андрея Миронова стали роль Феликса в «Уроках литературы» и Фридриха Энгельса в киноленте «Год как жизнь». Несмотря на то что в «Бриллиантовой руке» актер сыграл афериста Геннадия Козодоева, образ преступника был настолько обаятельным, что для многих зрителей Андрей Миронов узнаваем и любим именно благодаря этой роли. Песня «Остров Невезения», которую актер спел для съемок фильма, до сих пор является легендарным хитом.

«Невероятные приключения итальянцев в России» стали дебютом Миронова в международном кинематографе. Картина завоевала любовь и зрителей, и кинокритиков, и в большинстве своем именно благодаря неподражаемому таланту Андрея Миронова. К удивлению своих коллег из Италии, актер все трюки выполнял самостоятельно, без дублера, что не могло не вызывать восхищения. Миронов сыграл Андрея Васильева, майора милиции под прикрытием, который помогает итальянцам отыскать клад умершей эмигрантки. После выхода этого фильма Андрей Миронов стал заслуженным артистом РСФСР.

«Соломенная шляпка» - еще одна кинокартина, которая принесла Андрею признание. Роль Леонидаса Фердинанда, повесы и покорителя женских сердец, которому перед свадьбой пришлось искать соломенную шляпку, удалась актеру на отлично. Мюзикл «12 стульев» также вошел в число любимых кинофильмов с участием Андрея Миронова, сыгравшего роль молодого обаятельного авантюриста Остапа Бендера, охотника за бриллиантами, которые одна богатая дама по глупости зашила в стул из своего гарнитура.

Малоизвестный факт, но Андрей Миронов должен был сниматься в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Режиссер предлагал актеру сыграть Ипполита, но он попросил роль Жени Лукашина. Когда Миронов начал репетировать, стало ясно, что ничего не получится, так как из-за привлекательной внешности актера, его обаяния и природной харизмы он просто не мог сыграть робкого Лукашина, который, по его собственному признанию, никогда особенно не нравился женщинам.

В 1980 году актер получил звание народного артиста РСФСР. В 1981-м вышел фильм «Будьте моим мужем» - красивая романтическая история о том, как молодой женщине, которая приехала на курорт, чтобы поселиться в частном доме, приходится просить первого встречного притвориться ее супругом. Именно его самозабвенно сыграл Андрей Миронов.

Комедийное амплуа немного тяготило актера, и потому он старался искать роли в драматических фильмах. «Мой друг Иван Лапшин» становится в некотором смысле материалом для обучения студентов в театральных вузах. Актер сыграл Ханина, режиссера, который, устав от внутренних переживаний после смерти супруги, пытается застрелиться в ванной, но ему не хватает решимости. Именно сцена в ванной до сих пор считается лучшей драматической сценой, сыгранной Андреем Мироновым.

Последним фильмом актера стал «Человек с бульвара Капуцинов», в котором он сыграл Джонни Феста, миссионера, который принимает решение открыть кинотеатр немого кино в одном из захолустных городков Дикого Запада. Он верит, что людей может перевоспитать доброе и хорошее кино. Этот фильм наглядно демонстрирует влияние кинематографа на культуру людей.

Личная жизнь

Андрей Александрович был обворожительным мужчиной, всегда модно и аккуратно одет, известен своими изысканными манерами и неподражаемой улыбкой. Женщины интересовались биографией и личной жизнью Андрея Миронова. Поклонницы в прямом смысле боготворили его. Потому личная жизнь Андрея Миронова (биография подтверждает этот факт) была богата романами.

Во время студенчества Миронов встречался с предложил девушке выйти за него замуж, но свадьба была отменена, так как умер отец актера. Поскольку пассия сына матери не понравилась, воспользовавшись ситуацией, Мария Владимировна сделала все возможное для того, чтобы начинающий артист быстро порвал с невестой все отношения.

Второй избранницей Андрея стала красавица Екатерина Градова, которая была известна широкому кругу советских зрителей благодаря роли радистки Кэт в культовом сериале «Семнадцать мгновений весны». Девушка настолько понравилась Андрею Александровичу, что он сразу же приступил к активным действиям, пытаясь завоевать ее сердце. Поскольку молодая актриса дала понять, что в кратковременных интрижках участвовать не намерена, Миронов, сгорая от страсти и будучи уверенным, что Катя - его настоящая любовь, на втором свидании сделала ей предложение, а в 1971 году они поженились.

Мария Владимировна, мать Андрея Миронова, сначала встретила свою невестку достаточно холодно, но после увидела, что жена сына очень покладистая и с большой любовью относится к ее сыну. И свекровь старалась не влезать в отношения счастливой семейной пары. В 1973 году у молодоженов родилась дочь, которую Миронов назвал в честь своей матери Машей. Как только девочке исполнился год, Екатерина Градова ушла от мужа, так как он изменил ей с одной из актрис Театра сатиры. Миронов оставил квартиру жене и дочери, а сам вернулся к родителям.

После Андрей Александрович имел несколько романов, но это были несерьезные отношения. Встретившись на съемочной площадке с Натальей Фатеевой, актер безоглядно в нее влюбился, но та не приняла его ухаживаний, потому что была старше его и считала, что для молодого артиста она всего лишь очередное увлечение.

Жена великого актера

Именно Наталья познакомила актера с его будущей супругой Ларисой Голубкиной, которая стала его последней любовью. Влюбившись в звезду «Гусарской баллады», Миронов практически сразу же переехал к ней. Будущая жена Андрея Миронова растила дочь Машу, ровесницу дочери актера. Несмотря на совместное проживание, Лариса не принимала предложение Андрея выйти замуж, так как не верила в его любовь, а когда он подтверждал свои чувства поступками, сомневалась в том, что она его любит.

Но все же, когда Миронов в очередной раз сделал своей возлюбленной предложение, Лариса Голубкина неожиданно согласилась, и в 1976 году они поженились. В браке пара прожила 10 лет. Как поговаривали в актерских кругах, актер продолжал крутить романы, но рассудительная и мудрая жена Андрея Миронова не обращала на них внимания.

Причина смерти

Так от чего умер Андрей Миронов? Что оборвало жизнь такого талантливого человека? Уже в конце 70-х годов актер начал чувствовать острое недомогание. Во время гастролей театра в Ташкенте в 1978 году у Андрея Александровича произошло кровоизлияние в мозг. Актеру успели оказать медицинскую помощь, и он выжил. С диагнозом менингит Миронову пришлось на время забыть о работе в театре, но, невзирая на предупреждения врачей об опасности заболевания, актер уже через два месяца стоял на сцене.

Зрители с благодарностью оценили поступок любимого артиста, и вся сцена была усыпана цветами, хотя найти их в декабре было очень непросто. Лимфатическая система актера была сильно поражена, в 80-е годы состояние здоровья еще больше ухудшилось. Все тело Миронова было покрыто фурункулами, они приносили ему огромную боль, но он все так же стремился выйти на сцену, так как не представлял своей жизни без театра и кино.

За несколько недель до смерти Андрея Александровича умер его близкий друг Причина - остановка сердца. У могилы Миронов как заговоренный повторял, что не хочет больше играть один и хочет, чтобы Папанов забрал его с собой.

До гастролей в Риге актер консультировался у одного из лучших нейрохирургов СССР по поводу ухудшения своего здоровья. Профессор Коновалов выявил у него аневризму в головном мозге, которую срочно нужно было оперировать, иначе актер мог в любой момент умереть. Однако Миронов боялся даже на мгновение остаться без театра, потому принял решение лететь в Ригу вместе с Театром сатиры - и совершил роковой поступок.

От чего умер актер

14 августа 1987 года на сцене Рижского оперного театра Миронов играл в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» главную роль. Он не сумел доиграть финальную сцену и произнести последний монолог, так как ему резко стало плохо. Его едва успел спасти от падения Александр Ширвиндт.

От чего умер Андрей Миронов? Сосуд в головном мозге лопнул, и произошло обширное кровоизлияние. Двое суток врачи не отходили от постели народного артиста, пытаясь спасти ему жизнь и поддерживая сердцебиение и дыхание, но все оказалось напрасно. В 5:35 утра сердце остановилось, и всеми любимый Андрей Миронов скончался, так и не придя в сознание.

В каком возрасте умер актер

В каком возрасте умер Андрей Миронов? Народный будучи еще совсем молодым, ему исполнилось только 46 лет. Еще когда Андрей Александрович был молод, цыганка нагадала ему, что если он не начнет беречь себя и не перестанет работать на износ, его ждет ранняя смерть. Однако актер не придавал этому значения и продолжал активно сниматься в кино и играть на театральной сцене, радуя своих поклонников. Возможно, именно работа на износ и стала причиной смерти Андрея Миронова.

Последний спектакль великого артиста

Последним спектаклем Андрея Миронова стал «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Он шел в Театре сатиры 18 лет и был любим зрителями. В 1974 году вышла телеверсия спектакля, в котором Миронов, как и в спектакле, играл Фигаро, а графа Альмавиву играл Александр Ширвиндт. Его коллегами на сцене были Валентин Гафт, Вера Васильева, Роман Ткачук.

«Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Миронов в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» сыграл Фигаро, домоуправителя графа Альмавивы. Герой должен был жениться на горничной Сюзанне. Однако к красивой девушке неравнодушен и сам граф. Фигаро осведомлен о тайной страсти Альмавивы, но и свою возлюбленную терять не намерен. Эту роль заслуженный артист играл с 1969 года, и, по признанию критиков, его игра была несравненной. Фигаро Миронова был очень умен, резв и находчив, и с каждым выходом на сцену актеру удавалось добавлять в персонаж новые краски.

Похороны Андрея Миронова

Смерть великого актера как будто была срежиссирована кем-то свыше. В день, когда у Миронова началось обширное кровоизлияние в мозг, в Риге оказались и его две любимые жены, и приемная и родная дочери. Тело Андрея Миронова (причина смерти уже вам известна) транспортировали в Москву. По словам очевидцев, в каждом городе или в поселке, мимо которого проезжала машина с гробом, на улицу выходили люди и бросали живые цветы. 20 августа 1987 года состоялись похороны Андрея Миронова на Ваганьковском кладбище. Проститься с Мироновым не смогли его коллеги из Театра сатиры, так как им запретили прерывать гастроли. Хоронили Андрея Александровича в костюме Фигаро.

Могила актера

Могила Андрея Миронова находится на Ваганьковском кладбище, самом известном кладбище в Москве. Рядом с постаментом с огромным крестом посередине расположены шесть высоких плит. На могилу близкие Андрея и его поклонники постоянно приносят живые цветы.

Театр великого актера

В Санкт-Петербурге работает Театр антрепризы имени Андрея Миронова, который был основан 1 ноября 1988 года. На его подмостках выступали более 90 актеров, среди которых самыми известными были А. Б. Фрейндлих, Н. П. Караченцов, В. С. Золотухин, В. В. Панина. За время своего существования в театре имени Андрея Миронова было поставлено более 60 спектаклей по произведениям как русской, так и зарубежной литературы.

«Андрей - подарок женщинам в день 8 Марта», - исполнили короткий шуточный номер по случаю его рождения родители-актеры, даже не подозревая, насколько окажутся правы.

Впрочем, он оказался подарком для всех. Аферист ли в «Бриллиантовой руке», милиционер под прикрытием в «Невероятных приключениях итальянцев в России» или великий комбинатор в «12 стульях»: каждая его фраза - афоризм, каждая песня - хит, каждое движение - повод для подражания. Лучезарный Андрей Миронов, которому исполнилось бы 77 лет, по-прежнему любим миллионами.

Про него говорили, что он родился в театре. Действительно, вплоть до последнего дня своей беременности мама Андрея, известная актриса Мария Миронова, была на сцене. Да и предродовые схватки начались у нее во время одного из представлений - роженицу едва успели довезти до родильного дома 7 марта 1941 года. Указанную же в документах дату рождения 8 марта приписывают желанию его отца, Александра Менакера, определившего, что сын должен стать подарком всем женщинам к празднику.

Творческая атмосфера, в которой рос Андрей, во многом и предопределила его выбор. Правда, сами родители не видели в сыне артистического таланта и прочили ему будущее дипломата. В 1950 году, ввиду антисемитской политики властей, родителями было принято решение о смене фамилии сына, и во второй класс школы пришел уже не Андрей Менакер, а Андрей Миронов.

В школе Андрей с удовольствием занимался в театральной студии, и первой ролью мальчика на школьной сцене был Хлестаков из «Ревизора». Окончив школу, он втайне от родителей поступил Театральное училище имени Щукина, где самостоятельно, не козыряя знаменитыми родителями, блестяще сдал экзамены. Он вообще никогда не прикрывался родительской славой и долгое время даже скрывал свое родство со знаменитыми Мироновой и Менакером. На четвертом курсе Миронов впервые снялся в кино - в фильме Юлия Райзмана «А если это любовь?». Популярным на следующее утро он, правда, не проснулся, да и критиками фильм был принят весьма резко. Но вот уже следующие его работы в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и фильмах «Три плюс два», «Берегись автомобиля» и, конечно же, «Бриллиантовая рука» вмиг сделали его одним из самых обожаемых зрителями актеров. На спектакли с его участием в Театре сатиры «Клоп», «Над пропастью во ржи», «Баня», «Доходное место» билеты раскупались за считанные часы. Люди ходили не просто в театр, а «на Миронова», который буквально завораживал их своей игрой.

И даже после этого он постоянно сомневался в себе. «Не было ни одной роли (в нашей с ним совместной жизни), - вспоминала его первая жена Екатерина Градова, - репетируя которую, он бы не говорил: “Меня снимут”. И говорил это абсолютно искренне. А когда я его спрашивала: “Тебя? А кем тебя можно заменить?”, в ответ он начинал перечислять фамилии своих товарищей по театру, искренне считая, что это может быть другая трактовка, а он уже приелся, заигрался. Это качество меня поражало».

С начала 70-х Андрей Миронов был у кинорежиссеров нарасхват. «Достояние республики», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Шаг навстречу», «Трое в лодке, не считая собаки» - и даже это не полный перечень фильмов с его участием, которые до сих пор остаются любимы зрителями. Исполняемые им в фильмах песни тут же становились шлягерами. Ну кто не напевал хоть раз его бабочку, которая «крылышками бяк-бяк-бяк-бяк»? Или «Остров невезения», или «Женюсь», или «Белеет мой парус, такой одинокий». А кто хоть раз не цитировал: «Лелик, только без рук, я все исправлю!», «Береги руку, Сеня, береги!», «А кто у нас муж? - Волшебник. - Предупреждать надо», «Браво, Киса! Браво! Что значит моя школа!» Да, это были сценарные фразы, но полюбились бы они нам без фирменного откидывания челки, узнаваемого прищура и лучезарной улыбки?

Тем не менее все его роли в кино были, как правило, комическими, о чем Миронов постоянно переживал. Сам актер в одном из интервью в середине 70-х скажет: «С точки зрения открытия в себе новых возможностей кино мне мало что дало. В театре я используюсь в самых разных планах. В кино - пока очень однопланово».

Рассказывают, что тогда же, в 70-х, во время гастролей в Болгар ии одна гадалка в ресторане сообщила ему: «Вы очень многого достигли, но это не предел. Вы сделаете еще очень много такого, что удивит всех. Но учтите, у вас очень плохое здоровье. Вы должны его беречь». К сожалению, Миронов не принял это всерьез. Осенью 1978 года во время гастролей в Ташкенте у него произошло первое кровоизлияние в мозг. Со стороны казалось, что каждая роль давалась ему легко. В действительности же Миронов работал на износ. Считал, что не может подвести ни режиссера, ни коллег, ни зрителей. Порой он неделями мог репетировать крохотный эпизод, занимавший в фильме не более минуты. Но он должен был сделать это предельно хорошо, чтобы не отнять ни у кого времени на повторный дубль. Только с такой личной установкой Миронов подходил к работе.

Последней работой Андрея Миронова в кино стала роль мистера Фёста в картине Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов». Выйдя на экраны страны в 1987 году, фильм стал одним из лидеров проката и пользовался успехом не меньшим, чем «Бриллиантовая рука» в свое время. Но насладиться этим успехом актер, к сожалению, не успел.

14 августа Миронов играл на сцене Рижского оперного театра в спектакле «Женитьба Фигаро». Находившийся на сцене в роли графа Альмавивы Александр Ширвиндт вспоминал: «Фигаро: “Да! Мне известно, что некий вельможа одно время был к ней неравнодушен, но то ли потому, что он ее разлюбил, то ли потому, что я ей нравлюсь больше, сегодня она оказывает предпочтение мне…” Произнеся реплику, он отступил назад, оперся рукой о витой узор беседки и медленно-медленно стал ослабевать…» Подхватившему его Ширвиндту он произнес: «Шура, голова болит», - и это были его последние слова, после которых Миронов потерял сознание. Через два дня, не приходя в сознание, он скончался в результате обширного кровоизлияния в мозг.

По удивительному стечению обстоятельств в это время в Прибалтике отдыхали многие друзья и родные Андрея. Дочь Миронова Маша позже вспоминала: «Я не знаю, почему пошла на этот спектакль… В тот день мама купила нам билеты на концерт Хазанова. Но в последний момент я сказала: лучше я посмотрю спектакль. Я очень любила “Женитьбу Фигаро”, видела ее уже несколько раз. Но в тот день меня как будто что-то толкало в театр… Конечно, никто не предполагал, что с отцом так плохо… Еще несколько дней назад мы с ним гуляли по Вильнюсу, ходили вместе в театр Некрошюса, смотрели “Дядю Ваню”. Папа был в восторге, поздравлял актеров, шутил… В антракте того рокового спектакля я зашла к нему за кулисы. Спросила: “Что у тебя такое с лицом?” Он говорит: “Немножко на солнце перегрелся - переиграл в теннис”. И все. Я пошла дальше смотреть спектакль… Он умер на глазах всего зала. Потом кто-то из актеров сказал: прекрасная смерть…» Смерть, на которую, как писал в посвященных Андрею Миронову строках Роберт Рождественский, «продавались билеты за месяц вперед…»

На протяжении всей жизни многие считали Миронова маменькиным сынком. Он и сам не оспаривал тот факт, что мама занимала главенствующее место в его судьбе. Женщина властная, авторитарная, но при этом невероятно обаятельная, Мария Владимировна Миронова распоряжалась сыном, как хотела, с первых секунд его жизни. В частности, велела записать в графу «дата рождения» 8 марта, чтобы появление на свет Андрюши, по ее словам, стало «подарком для всех женщин». На самом деле Миронов родился накануне, 7 марта.

Следующим поворотным шагом стала смена фамилии. По рождению Андрей был записан как Менакер, на фамилию отца, известного эстрадного артиста Александра Менакера. Но послевоенные годы, отмеченные антисемитскими настроениями в обществе, внесли свои коррективы. Мария Владимировна, в оставившая свою фамилию, посчитала, что и сын должен стать Мироновым - чтобы его будущая карьера не была подпорчена графой о национальности в паспорте. В третьем классе документы Андрюши были окончательно и бесповоротно изменены.

Он рос «подающим надежды»: таким его хотела видеть мать. Получил музыкальное образование, учил английский язык. Играл в школьных спектаклях, рано обнаружив в себе страсть к перевоплощению. Будучи пятиклассником, Андрюша (как называли его близкие люди с детства и всю жизнь) пробовался на роль в кинофильм «Садко», но режиссер его забраковал, не разглядев таланта в пухленьком, круглощеком парнишке. К слову, лишний вес с детства был большой проблемой для артиста. И, обнаруживая недюжинную силу воли, Миронов всегда боролся с ним, при необходимости сидел на . Впрочем, при его перманентной занятости и невероятной пластичности килограммы уходили от одних только упражнений на сцене и перед софитами.

А вот еще с одной проблемой здоровья - фурункулезом - дело обстояло сложнее. Андрей Миронов периодически вынужден был делать надрезы на фурункулах, чтобы выпустить из них гной, однако меры не давали полного излечения. Напарники актера, зная о болезни, даже по сюжету фильма или спектакля старались не дотрагиваться до его шеи или подмышек, где гнездились нарывы. Именно из-за этой болезни Миронов позволял себе выйти на сцену во время творческого вечера или гастролей не в рубашке, как было принято, а в водолазке с высоким горлом. Элегантный и холеный, он не хотел, чтобы отвратительные фурункулы были видны зрителям...

Несмотря на проблемы со здоровьем, внешне Миронов казался советским женщинам, как минимум, полубогом. Голубоглазый, с золотыми волосами, потрясающей улыбкой и невероятным обаянием, он практически не знал отказов у противоположного пола. Встречаться предпочитал с коллегами по цеху: одним из первых стал громкий роман с Натальей Фатеевой. Красавцы-актеры вместе снимались в комедии «Три плюс два». Однако дальше любовной связи их отношения не пошли: потенциальную невестку не одобрила всемогущая Мария Владимировна. Фатеева была старше Андрюши, с ребенком от первого брака... Миронова приложила все усилия, чтобы роман завершился как можно скорее.

Откровенную неприязнь она высказывала и к еще одной возлюбленной сына: актрисе Татьяне Егоровой. Миронов и Егорова несколько раз подавали заявление в ЗАГС, однако до дела у них так и не дошло, в том числе и из-за страха угодить в немилость к Андрюшиной маме. Повезло в этом плане белокурой радистке Кэт - Екатерине Градовой. Она стала законной супругой знаменитого артиста, родила ему дочку Машу (сегодня Мария Миронова - известная , у нее есть сын Андрей, названный в честь деда). Правда, долго не продержался: супруги не сошлись характерами. Вторая женитьба Миронова - на давней подруге, актрисе Ларисе Голубкиной - оказалась более удачной. Он усыновил падчерицу Машу (актрису Марию Голубкину). Голубкина оставалась с мужем до конца его жизни, замуж она больше не вышла.

Говорить о карьере такого артиста, как Андрей Миронов, в какой-то мере даже глупо: она, эта карьера, вершилась у всех на глазах. Целое поколение выросло на фильмах с участием замечательного актера. «Достояние республики», «Старики-разбойники», «Бриллиантовая рука», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Двенадцать стульев»... В театре Сатиры, где Андрей Александрович прослужил всю жизнь, ему удалось сыграть не менее яркие и запомнившиеся роли: Лопахина в «Вишневом саде», Хлестакова в «Ревизоре», Олега Баяна в «Клопе», Чацкого в «Горе от ума»... Благодаря телеверсии, пожалуй, самым известным театральным образом стал веселый плут Фигаро из бессмертной комедии Бомарше. Именно в этой роли Миронов вышел на сцену в последний раз. Во время рижских гастролей, в возрасте 46 лет он скончался от обширного кровоизлияния в мозг. Умирая, Андрей Миронов договаривал слова своей роли...