От европейской к мировой войне. Урок "на пути ко второй мировой войне"

9а класс 11, 16.10.2017 год ур.№12-13

Тема урока: Вторая Мировая Война.

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о переломном моменте Вторая Мировой войны. Рассказать об основных сражениях на фронтах 1943-1945г. Продемонстрировать наглядно все тяготы боевых действий. Осветить деятельность антигитлеровской коалиции.

Проследить вклад СССР в победу над странами оси, тем самым способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости и патриотизма за страну и народ.

Продолжить формирование у учащихся умений пересказывать текст, выделять главное, работать с текстом.

Основные понятия и термины: антигитлеровская коалиция, коренной перелом, “Второй фронт”, капитуляция.

Ход урока:

1)Организационный момент.

2)Актуализация знаний учащихся по теме:

Итак, началу Второй мировой войны послужили ряд причин. И, в первую очередь то, что к началу 30-х гг. XX века в мире сложились государства с различными политическими системами, появились страны-агрессоры.

1.Вспомните, какие политические режимы установились в мире? В каких государствах?

Отв.: Демократический- Англия, США, Франция;

Тоталитарный - СССР, Германия, Италия.

2. Назовите страны, избравшие агрессивную внешнюю политику.

Отв.: Германия, Италия, Япония.

3. Какая внешнеполитическая обстановка сложилась накануне Второй мировой войны? Какая политика проводилась западными государствами и СССР по умиротворению агрессора?

Отв.: Страны запада и СССР вели закулисные переговоры с Германией.

4. К чему это привело? Какие соглашения были заключены?

5. Кто принимал участие в этом сговоре? Какие решения были приняты?

Отв.: Великобритания (Н.Чемберлен), Франция (Э.Даладье), Германия (А.Гитлер), Италия (Б.Муссолини). Было подписано соглашение о расчленении Чехословакии.

6. Почему Англия и Франция пошли на сговор с Германией?

Отв.: в случае отказа, Гитлер угрожал войной в Европе.

7. К чему привели советско-германские переговоры? Какую оценку можно дать дипломатии этих стран?

Отв.: 23 августа 1939 г. был подписан Пакт о ненападении и. Победа дипломатии фашистской Германии и поражение англо-французской и советской дипломатии.

8. Все с этим мнением согласны?

Отв.: Нет. В результате зимней войны, СССР обнаружил неподготовленность армии к ведению боевых действий и уничтожения командного состава в результате репрессий 1937г, необходимость перевооружения. Именно эти причины заставили СССР пойти на сближение с Германией и подписание пакта.

9. Только ли вопрос о ненападении был решен пактом, подписанным Германией и СССР?

К договору прилагался секретный дополнительный протокол о разделе стран Восточной Европы на сферы немецких и советских интересов на случай «территориально-политического переустройства» этих стран. Этим протоколом предусматривалась возможность включения Латвии, Эстонии, Восточной Польши, Финляндии и Бессарабии в сферу интересов СССР.

10. Когда началась Вторая мировая война?

11. Самый значительный этап во Второй мировой войне занимает Великая Отечественная война. Когда началась ВОВ?

12. В первые дни войны 28 советских дивизий были разгромлены полностью, 72 – более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 км. вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, Молдавия.

Какие причины способствовали поражению Красной Армии?

Военно-экономический потенциал Германии, подчинившей себе почти всю Европу, значительно превышал возможности СССР.

Гитлеровская армия была очень мощной, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе. Красная Армия уступала в профессионализме, особенно командного состава (на что повлияли массовые репрессии в армии накануне войны).

Просчёты советского руководства в определении военной доктрины, в частности недооценки роли механизированных соединений и т.д.

Просчёты руководства страны в анализе международной ситуации накануне войны, а также в определении сроков начала войны, что привело к фактору внезапности.

4)Новая тема:

1)Коренной перелом

3)Антигитлеровская коалиция

4)Завершающий этап второй мировой

6)итоги второй мировой.

5)оценивание учащихся.

Изложение текста сопровождается показом презентации «Основные сражения Второй мировой 1943-1945».

1)Коренной перелом

19 ноября 1942 года Красная Армия переходит в контрнаступление под Сталинградом , в результате которого удаётся окружить и разгромить две немецкие, две румынские и одну итальянскую армии.

В июле 1943 года немецкое командование в последний раз пытается вернуть себе стратегическую инициативу в битве под Курском , однако она заканчивается серьёзным поражением немецких войск. Начинается отступление немецких войск по всей линии фронта - им приходится оставить Орёл , Белгород , Новороссийск . Начинаются бои за Белоруссию и Украину . В битве за Днепр Красная Армия наносит Германии очередное поражение, освободив Левобережную Украину и Крым .

2)Военные действия на других театрах войны.

Вопрос учащимся

На каких театрах союзники в основном вели боевые действия?

Отв.: Тихоокеанский с Японией и Северная Африка с Германией и Италией

8 ноября 1942 года в Марокко высаживается крупный англо-американский десант преодолев 900 км, вступают в Тунис , куда к этому времени немцы перебросили часть своих войск из Западной Европы .

Тем временем английская армия переходит в наступление в Ливии . Находившиеся здесь итало-немецкие войска не смогли удержаться у Эль-Аламейна и к февралю 1943 года, понеся большие потери, отступают в Тунис . 20 марта объединённые англо-американские войска переходят в наступление вглубь территории Туниса . Итало-немецкое командование пытается эвакуировать свои войска в Италию , однако к тому времени британский флот полностью владел Средиземноморьем и перерезает все пути к отступлению. 13 мая итало-немецкие войска капитулируют.

10 июля 1943 года союзники высаживаются в Сицилии . Находящиеся здесь итальянские войска сдаются почти без боя, В сентябре 1943 года англо-американские войска высаживаются на юге Апеннинского полуострова. Бадольо подписывает с ними перемирие и объявляет о выходе Италии из войны. Однако, воспользовавшись замешательством союзников, Гитлер освобождает Муссолини, и на севере страны создаётся марионеточное государство Республика Сало .

Войска США и Великобритании довольно медленно продвигаются на север. В начале 1944 года они предпринимают три безуспешные попытки прорвать оборону противника на реке Гарильяно и войти в Рим . Лишь 4 июня союзным армиям удаётся прорвать оборону итальянской столицы , которую держали немецкие войска.]

С августа 1942 года по февраль 1943 года японские и американские войска сражаются за контроль над островом Гуадалканал в составе архипелага Соломоновы острова . В этой битве на истощение в конце концов верх одерживают Соединённые Штаты . В ноябре 1943 года союзникам удаётся овладеть японским островом Тарава .

3)Антигитлеровская коалиция

Антиги́тлеровская коали́ция - объединение государств и народов, боровшихся во Второй мировой войне 1939-45 гг. против блока Стран Оси : Германии , Италии , Японии и их сателлитов . Антигитлеровская коалиция не была формальным объединением, а вклад её участников в борьбу с фашизмом крайне неравномерен: одни участники вели активные военные действия с Германией и её союзниками, другие помогали им поставками военной продукции, третьи участвовали в войне только номинально. Так воинские соединения некоторых стран - Польши, Чехословакии, особенно Югославии, а также Австралии, Бельгии, Индии, Канады, Новой Зеландии, Филиппин, Эфиопии и других - принимали участие в военных действиях. Отдельные государства антигитлеровской коалиции (например, Мексика ) помогали основным ее участникам главным образом поставками военного сырья. Число участников коалиции в ходе войны увеличивалось; к моменту окончания войны с Японией в состоянии войны с Германией и её союзниками находилось 53 государства мира.

Предтеча Антигитлеровской коалиции, коалиция «Западных Союзников » возникла после вторжения Нацистской Германии в Польшу в 1939 г., когда связанные с последней и между собой союзными соглашениями о взаимопомощи вступили в войну Великобритания , Франция и некоторые другие страны.

До нападения Германии в 1941 г., СССР не был среди Антигитлеровской коалиции.

Широкая Антигитлеровская коалиция сложилась сначала по духу после заявлений правительств США и Великобритания о поддержке Советского Союза после нападения на него Германии, а затем и по дву- и многостронним документам в результате длительных переговоров правительств трёх держав о взаимной поддержке и совместных действиях.

Вопрос учащимся:Сыграла ли роль помощь Антигитлеровской коалиции СССР?

Отв: Да, нехватка вооружения и амуниции восполнялась на начальном этопе Великой отечественной войны именно помощью Антигитлеровской коалиции,поставками вооружения.

Наиболее значимые события в ходе действия коалиции: Московское совещание (1941), Атлантическая хартия (август 1941), Вашингтонская Декларация двадцати шести (Декларация объединённых наций, январь 1942), Тегеранская конференция (1943), Бреттон-Вудская конференция (1944), Ялтинская конференция (март 1945).

Помощь, полученная Советским Союзом от участия в Антигитлеровской коалиции, в отличие от таковой для других стран, может оцениваться различными источниками как значительная и как незначительная - см. ленд-лиз .

Влияние коалиции на военный и послевоенный политический расклад огромно, на её основе была создана ООН

4)Завершающий этап Второй мировой.

6 июня 1944 года союзные силы США , Великобритании и Канады после двух месяцев отвлекающих манёвров проводят крупную десантную операцию и высаживаются в Нормандии , тем самым открыв второй фронт .

В августе выброшены десанты на юге Франции , освобождены города Тулон и Марсель . 25 августа союзники входят в Париж , который к тому времени уже почти полностью контролировали отряды французского сопротивления.

В сентябре начинается союзное наступление на территорию Бельгии . К концу 1944 года немцам с большим трудом удаётся стабилизировать линию фронта на западе. 16 декабря немцы переходят в контрнаступление в Арденнах , которое становится полной неожиданностью для союзников. Немцам удаётся продвинуться на 100 км вглубь Бельгии , однако к концу января 1945 года они останавливаются, а потом и вовсе перебрасывают войска на Восточный фронт, где Советская армия начинает Висло-одерскую операцию. С февраля 1945 года боевые действия переводятся на территорию Германии. Германия к тому времени начала перебрасывать свои основные силы на защиту Берлина , и поэтому серьёзной обороны на западе у немцев не было.

В Италии наступление союзников продвигалось очень медленно. Несмотря на все попытки, им так и не удалось в конце 1944 года прорвать линию фронта и форсировать реку По .28 апреля 1945 года итальянские партизаны захватывают и казнят Муссолини . Полностью Северная Италия была очищена от немцев лишь в мае 1945 года.

Советское наступление

Вопрос учащимся: в каком году из войны вышла Финляндия?

Отв в 1944

Летом 1944 года начинается наступление Красной Армии по всей линии фронта. К осени от немецких войск очищена почти вся Белоруссия , Украина , Прибалтика . Лишь на западе Латвии окружённая группировка немецких войск смогла продержаться до окончания войны.

В результате наступления советских войск на севере Финляндия объявила о своём выходе из войны. Однако немецкие войска отказываются покинуть территорию Финляндии. В результате бывшие «братья по оружию» вынуждены сражаться друг против друга. В августе в результате наступления Красной Армии выходит из войны Румыния , в сентябре - Болгария . Немцы начинают эвакуацию войск с территории Югославии и Греции , где власть в свои руки берут народно-освободительные движения.

В феврале 1945 года проводится Будапештская операция , после которой последний европейский союзник Германии - Венгрия - вынуждена капитулировать. Начинается наступление в Польше , Красная Армия занимает Восточную Пруссию .

В конце апреля 1945 года начинается битва за Берлин . Осознавая своё полное поражение, Гитлер и Геббельс покончили с собой. 8 мая после упорных двухнедельных боёв за германскую столицу немецкое командование подписывает акт о безоговорочной капитуляции. Германия разделена на четыре оккупационные зоны: советскую, американскую, британскую и французскую.

14-15 мая в северной Словении состоялась последнее сражение Второй мировой войны в Европе , в ходе которого Народно-Освободительная армия Югославии нанесла поражение немецким войскам и многочисленным силам коллаборационистов.

Тихоокеанский театр военных действий

На Тихом океане боевые действия складывались также довольно успешно для союзников. В июне 1944 года американцы овладели Марианскими островами . В октябре В марте 1945 года начались упорные сражения за южные японские острова Иводзима и Окинава .

После окончания войны в Европе последним противником стран антифашистской коалиции осталась Япония . К тому времени войну Японии объявили около 60 стран. Однако, несмотря на сложившуюся обстановку, японцы не собирались капитулировать и объявили о ведении войны до победного конца. В июне 1945 года японцы потеряли Индонезию , вынуждены были оставить Индокитай. 26 июля 1945 года США, Великобритания и Китай предъявили японцам ультиматум, однако он был отвергнут. 6 августа на Хиросиму , а через три дня на Нагасаки были сброшены атомные бомбы , и в результате два города оказались почти стёрты с лица земли. 8 августа СССР объявил войну Японии, а 9 августа начал наступление и в течение 2 недель нанёс сокрушительное поражение японской Квантунской армии в Маньчжурии . 2 сентября был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии . Крупнейшая война в истории человечества завершилась.

5)Итоги войны

Вторая мировая война оказала огромное влияние на судьбы человечества. В ней участвовало 62 государства (80 % населения земного шара). Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн человек. Общие людские потери достигли 50-55 млн чел., из них убито на фронтах 27 млн чел. Наибольшие людские потери понесли СССР, Китай, Германия, Япония и Польша.

Военные расходы и военные убытки составили 4 триллиона долларов. Материальные затраты достигли 60-70 % национального дохода воевавших государств. Только промышленность СССР , США , Великобритании и Германии изготовила 652,7 тыс. самолётов (боевых и транспортных), 286,7 тыс. танков, самоходных орудий и бронемашин, свыше 1 млн артиллерийских орудий, свыше 4,8 млн пулемётов (без Германии), 53 млн винтовок, карабинов и автоматов и огромное количество другого вооружения и снаряжения. Война сопровождалась колоссальными разрушениями, уничтожением десятков тысяч городов и деревень, неисчислимыми бедствиями десятков миллионов людей.

В результате войны ослабла роль Западной Европы в общемировой политике. Главными державами в мире стали СССР и США. Великобритания и Франция, несмотря на победу, были значительно ослаблены. Война показала неспособность их и других западноевропейских стран содержать огромные колониальные империи. В странах Африки и Азии усилилось антиколониальное движение. В Восточной Европе , занятой советскими войсками, были установлены социалистические режимы. Одним из главных итогов Второй мировой стало создание Организации Объединённых Наций , на основе Антифашистской коалиции, сложившейся в ходе войны, для предотвращения мировых войн в будущем.

Фашистская и нацистская идеологии были признаны преступными на Нюрнбергском процессе и запрещены. Во многих западных странах выросла поддержка коммунистических партий, благодаря их активному участию в антифашистской борьбе в ходе войны.

Европа капиталистический ) и восточный (социалистический Холодная война .

Итог урока:

Итак, сегодня мы рассмотрели перелом период в ходе Второй мировой войны. Мы проследили вклад стран антифашистского союза в победу над Германией и Японией, основные сражения и договоры. Однако самым удивительным в истории войны является то что наша страна находясь в катастрофических условиях в 1941г, смогло остановить германские войска и перейдти в наступление, освобождая свои города от захватчиков, под обстрелом врага солдаты добивались успехов, а население давало фронту своевременно обмундирование, провиант, разрабатывало в кратчайшие сроки оружие, аналогов которому просто не существовало.

Как говориться кто с мечем к нам придет от меча и погибнет.

Закрепление урока:

Сегодня мы с вами рассмотрели перелом и окончание Второй мировой войны.

1. Какое событие считается началом перелома в ходе Второй Мировой Войны?

Проигрыш Германии в битве за Курскую дугу. Однако многие склонны считать что основа была заложена в С талинградской битве.

2. Какую помощь оказала Антигитлеровская коалиция СССР?

нехватка вооружения и амуниции восполнялась на начальном этопе Великой отечественной войны именно помощью Антигитлеровской коалиции,поставками вооружения.

3. Что стало итогом войны?

Разделение Берлина между СССР, Британией, США, Францией. Европа оказалась разделена на два лагеря: западный (капиталистический ) и восточный (социалистический ). Отношения между двумя блоками резко ухудшились уже через пару лет после окончания войны. Началась Холодная война .

6)Оценивание учащихся

Домашнее задание:

§20. Стр.141-146.Составить проспект «основные события Второй мировой»

Вопрос 01. Назовите основные события первого этапа войны. Определите в них место и роль СССР.

Ответ. Во всех событиях I этапа II мировой войны СССР либо принимал непосредственное участие, либо имеет отношение к оным, по крайней мере подписанием Пакта Молотова-Риббентропа. Это следующие события:

1.09.1939 – вторжение гитлеровских войск в Польшу;

5-17.09.1939 – битва за Варшаву;

9-22.09.1939 – битва на Бзуре;

17.09.1939 – вступление Красной армии на территорию Польши;

22.09.1939 – совместный парад вермахта и Красной армии в Бресте;

28.09.1939 – начало размещения советских войск на территории Прибалтийских республик и процесса их включения в состав СССР;

6.10.1939 – подавлены последние очаги обороны Польши;

30.11.1939-12.03.1939 – Советско-финская война.

Вопрос 02. На основании документа и текста параграфа дайте характеристику «странной войне».

Ответ. Странная война включает практическое отсутствие боевых действий при том, что война была объявлена и войска находились на боевых позициях. Она включает попытки наступления, например, Саарское, но они не были достаточно масштабными, чтобы оказаться успешными. Французский корреспондент Ролан Доржелес, который пребывал на линии фронта, писал: «Я был удивлён спокойствием, которое там царило. Артиллеристы, которые расположились на Рейне, спокойно смотрели на немецкие поезда с боеприпасами, которые курсируют на противоположном берегу, наши лётчики пролетали над дымящимися трубами завода Саару, не сбрасывая бомб. Очевидно, главная забота высшего командования заключалась в том, чтобы не беспокоить противника».

Вопрос 03. Чем вы можете объяснить лёгкость побед гитлеровской Германии над странами Западной Европы?

Ответ. Причины:

1) недооценка противника со стороны Франции и Великобритании (например, считалось, что Гитлер будет полностью повторять немецкое наступление I мировой войны через Бельгию, удар в Арденнах оказался полной неожиданностью);

2) эффективность блицкрига (эта тактика обеспечивала не только небывалую до этого скорость продвижения войск, но и эффективность их действий);

3) превосходство немецкой бронетехники (относительно лёгкие и быстроходные танки вермахта и тактика их использования в едином кулаке оказались куда эффективнее хорошо бронированных, но не поворотливых английских и французских моделей, применявшихся для непосредственной поддержки пехоты по образцу ещё I мировой войны);

4) хорошее состояние европейских дорог и обилие бензозаправок (танки вермахта начала войны заправлялись обычным автомобильным бензином), что увеличило скорость продвижения передовых немецких частей.

Вопрос 04. В чём состояла суть Тройственного пакта?

Ответ. Формально это был договор между Германией, Италией и Японией о взаимной поддержке в случае нападения на одну из этих стран, фактически он означал взаимную поддержку в ходе дальнейших завоеваний.

Вопрос 05. Почему Германия рассчитывала на быструю победу над Советским Союзом?

Ответ. Германия планировала победить СССР быстро, так как понимала пагубность затяжной войны в такой обширной стране. Она надеялась на осуществление своих планов, так как располагала подробными разведывательными данными о приграничных частях Красной армии (разведку с воздуха советское командование запретило пресекать), а блицкриг уже показал свою эффективность.

Вопрос 06. В чём состояли просчёты советского руководства относительно расстановки военно-политических сил в Европе накануне нападения Германии на СССР?

Ответ. И.В. Сталин считал, что Гитлер не станет нападать на СССР, пока продолжает войну против Великобритании (хотя из сухопутных сил вермахта лишь небольшая часть была задействована в этой войне (в Африке)). Кроме того, в Москву приходила не только верная разведывательная информация, но и грамотно сфабрикованная дезинформация, которая оказалась более убедительной.

Не встречая реального противодействия, в марте 1938 г. Гитлер осуществил аншлюс (присоединение к Германии) Ав-стрии . Западные державы рассматривали поглощение Австрии не как акт нацистской агрессии и ревизию Версальского договора, а как шаг на пути «умиротворения» Германии.

Следующей жертвой стала Чехословакия. Воспользовавшись не-решённостью национальных проблем в этой стране, фюрер потребо-вал передачи Германии Судетской области , в основном населённой немцами. В сентябре 1938 г. в Мюнхене состоялась международная конференция глав правительств Германии, Италии, Англии и Фран-ции, на которой западные страны фактически предали своего союз-ника — Чехословакию, согласившись на отторжение от неё промыш-ленно развитых Судетов. Потеряв пограничные укрепления и склады вооружений, чехословацкая армия лишилась возможности оказывать серьёзное сопротивление агрессору. В марте 1939 г. немецкие войска оккупировали Чехию , а в Словакии было создано марионеточное го-сударство. Аншлюс Австрии и захват Чехословакии возвестили пра-вительствам и народам Европы о приближении войны и необходи-мости действенных мер для блокирования германской агрессии.

21 марта 1939 г., спустя неделю после аннексии Чехии , Германия предъявила Польше ультимативные требования о передаче ей «воль-ного города» Данциг и предоставлении экстерриториального права на строительство автострады и железной дороги в Восточную Прус-сию через принадлежавший Польше «Данцигский коридор». В тот же день на борту крейсера «Дойчланд» А. Гитлер направился в ли-товский порт Мемель (Клайпеду) с требованием вернуть этот город Германии. Польша отвергла ультимативные требования, Литва же вынуждена была отдать Клайпеду. Германия аннулировала договор с Польшей о ненападении, заключённый в 1934 г. Англо-франко-со-ветские переговоры о взаимной помощи в случае гитлеровской аг-рессии также начались 21 марта. Эти переговоры велись вяло, без стремления к достижению скорейшего результата. Гитлер же дейст-вовал быстро и решительно, на опережение.

Насыщенными событиями оказались и два следующих месяца. 15 апреля Ф. Д. Рузвельт обратился к А. Гитлеру и Б. Муссолини с призывом в течение 10 лет воздержаться от нападения на перечис-ленные в обращении 31 государство. Кроме того, президент США выступил с инициативой созыва международной конференции по вопросам разоружения и мирного сотрудничества. Предложение поддержали Великобритания, Франция и СССР, но конференция была сорвана Германией и Италией. В свою очередь, уже через два дня СССР предложил Великобритании и Франции заключить трой-ственный союз о взаимопомощи. Но эти страны, действуя само-стоятельно, заявили о готовности помочь Польше в случае нападе-ния на неё, а также выступили гарантами независимости Румынии и Греции. Хотя реально выполнить эти обязательства двум самым сильным державам Западной Европы без союза с СССР было прак-тически невозможно.

Германия продолжала вести агрессивную политику: она денон-сировала англо-германский договор о военно-морском флоте, предъявила повторный ультиматум Польше и подготовила план во-енных действий против неё. В мае между Германией и Италией был заключён военно-политический договор. Нападению Японии в районе реки Халхин-Гол подверглась Монголия. СССР, согласно своим обязательствам, оказал ей помощь. Военный конфликт на Дальнем Востоке приобрёл масштабный характер.

В августе события стали развиваться с невероятной быстротой. В Москву была направлена англо-французская военная делегация, которая, однако, не обладала должными полномочиями для заклю-чения конкретного по взаимным обязательствам договора. Перего-воры, которые продолжались с 11 по 21 августа, зашли в тупик. Гер-манское и советское политическое руководство начали искать пути к сближению. С целью развязать себе руки для агрессии против Польши Гитлер решил нейтрализовать СССР . И. В. Сталин, разуве-рившись в возможности заключения договора с Великобританией и Францией, но убеждённый в близости империалистической войны, решился на сговор с Гитлером. Материал с сайта

В результате 23 августа 1939 г. гитлеровским министром ино-странных дел Иоахимом Риббентропом и советским наркомом ино-странных дел В. М. Молотовым был заключён договор о ненападе-нии . С формальной точки зрения в этом документе не было ничего предосудительного. Однако все понимали, что договор открывал «зелёную улицу» гитлеровской агрессии против Польши. Более того, между Германией и СССР было достигнуто соглашение о разделе сфер влияния в Европе — так называемый секретный протокол , со-гласно которому СССР претендовал на часть Польского государст-ва, включавшую Западную Украину и Западную Белоруссию, т. е. на земли, отошедшие к Польше по Рижскому договору 1921 г. Герма-ния признавала особые интересы СССР в Прибалтике, Финляндии и Бессарабии, вошедшей в состав Румынии в 1918 г.

Конспект урока всеобщей истории в 9 классе.

Тема: Причины второй мировой войны.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: познакомить учащихся с причинами второй мировой войны.

Задачи урока:

  1. Воспитательная - воспитание нравственной личности; воспитание неприятия войны, жестокости, уважение к человеческой личности как к высшей ценности.
  2. Образовательная - познакомить учащихся с основными аспектами международных отношений; на основе материала урока выявить причины второй мировой войны.
  3. Развивающая - развитие логического мышления, как основы для выявления причинно-следственных связей; формирование навыков работы с опорным конспектом.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, учебная презентация, карточки с заданиями, карта «Европа в 1933-1939гг.»

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация учащихся на работу.
  2. Постановка целей урока.
  3. Активизация и актуализация знаний учащихся на основе изученного ранее материала.
  4. Объяснение нового материала (с привлечением учащихся), работа по составлению опорного конспекта.
  5. Закрепление пройденного материала (контрольные вопросы).
  6. Подведение итог урока (задание на дом, выставление оценок).

Урок включает в себя использование различных педагогических технологий (или их элементов):

Информационно-коммуникативной технологии (учебная презентация);

Технологии проблемного обучения;

Технологии развития критического мышления;

Классно-урочной технологии;

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Представление учителя.

Вступительное слово учителя:

1 сентября 2011 года человечество отметило 72 годовщину начало второй мировой войны. Всё дальше и дальше от нас те трагические дни, те страшные военные годы. Всё меньше и меньше остаётся в живых участников и очевидцев тех событий. Современное поколение знает о войне только из книг и кинофильмов.

(Демонстрируются кадры нападения Германии на Польшу)

А может, не было войны?

И людям всё это приснилось:

Опустошенная земля,

Расстрелы и концлагеря,

Хатынь и братские могилы.

А может, не было войны?

1Слайд «Вторая мировая»

1сентября 1939 года Германия напала на Польшу, началась вторая мировая война - крупнейший конфликт в истории человечества. Конфликт, который разделил 20 век на 2 эпохи. Позже люди будут говорить о своём прошлом, это было не в 20 или 30-е годы. Они будут говорить: «Это было ещё до ВОЙНЫ».

Вторая мирровая - стала переломным моментом во всей мировой истории. Это самая страшная и самая кровопролитная война.

2 Слайд « Театры боевых действий».

Во время второй мировой военные действии велись на территории 3-х континентов и водах 4 океанов (назвать). Перед вами основные театры боевых действий (комментарии к слайду).

3 Слайд «Статистика».

Великая Отечественная война, которую вёл СССР против фашистской Германии - это часть Второй мировой. Наша страна потеряла в годы войны 27 млн. человек.

Вторая мировая война - единственный конфликт в истории человечества, в ходе которого было применено ядерное оружие.

2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, почему началась эта страшная война, какие события привели к самому кровавому конфликту в истории.

Тема нашего урока: «Причины второй мировой войны». (Запись темы в тетрадях).

3.Актуализация и активизация знаний учащихся.

Вопросы учащимся.

1.На предыдущих уроках вы познакомились с основными событиями начала 20 века. Скажите, какие события, изученные вами ранее, оказали, на ваш взгляд, большое влияние на дальнейшую мировую историю?(Ответы учащихся. Должны выделить Первую мировую войну и мировой экономический кризис.)

2. Когда произошли эти события? (Ответы учащихся. 1913-1918гг., 1929-1933гг.)

Вы абсолютно правы, называя эти события. Они действительно стали переломными моментами мировой истории. Первым событием, которое вы назвали, является 1 мировая война.

1.Объясните, что значит мировая война? Чем она отличается от войн локальных? (Ответы учащихся. Локальные - местные, в них как правило принимают участие 2 страны, военные действия проходят на небольшой территории, в мировых войнах участвуют большинство государств мира, масштабы и охват территории значительно больше)

2. Назовите основную причину 1 мировой. (Ответы учащихся. Борьба за передел мира)

3.Как вы считаете, все ли страны были удовлетворены её результатами? (Ответы учащихся. Результатами первой мировой войны были недовольны побеждённые страны и, прежде всего, Германия.)

Действительно, 1 мировая война не только не разрешила противоречия между ведущими странами мира, а напротив ещё больше обострила их. Как вы знаете, международные отношения после 1 мировой войны регулировались на основе Версальско - Вашингтонской системы

(международные договоры, заключённые после войны ведущими странами мира).

4. Вспомните решения Версальской конференции, которые непосредственно касались главной виновницы войны-Германии. (Ответы учащихся. Германия потеряла 1/8 своих территорий, была отменена всеобщая воинская повинность, ей запрещалось иметь армию более 100 тысяч человек, подводный флот, крупные надводные корабли, танковые соединения, военную авиацию, тяжёлую артиллерию. Германия должна была выплатить огромные репарации (132 млрд. золотых марок). Однако, Версальский мир носили скорее унижающий Германию характер, но имели весьма слабую сдерживающую функцию. Немцам были сохранены государственное единство, промышленный, финансовый и научный потенциал, контроль над основными территориями и коммуникациями. Немцам удалось обойти ограничения союзников и создать внушительную теневую армию (под видом спортивных и оздоровительных обществ).

Германия была унижена, но не побеждена.)

Германия, которая стремилась захватить новые территории, теряет 1/8 собственных земель! Немецкие газеты писали, что немцы начали мечтать о реванше в тот же день, когда подписали перемирие.

5.Скажите, ребята, как вы понимаете слово «реванш»? (Ответы учащихся. Стремление проигравшей страны отплатить за поражение, изменить результаты войны в новом противостоянии .)

Германия была вынуждена соблюдать условия Версальского договора. ПОКА вынуждена…

А теперь остановимся на втором событии, которое вы отметили - это экономический кризис 1929-1933 гг. Экономический кризис, как мы знаем, привёл к резкому спаду производства в ведущих мировых странах, к росту безработицы, к падению уровня жизни.

6. Какие серьёзные политические изменения произошли в Европе в годы кризиса?

(Ответы учащихся. В годы кризиса, в январе 1933 года, к власти в германии пришла фашистская национал-социалистическая рабочая партия во главе с А.Гитлером. Гитлер и его единомышленники использовали национализм в качестве важнейшего средства добиться влияния на широкие слои немецкого населения. Они утверждали, что немцы представляют собой «избранную арийскую расу», которой судьба предначертала создать «новый мировой порядок». Они обещали, что все социально-экономические проблемы в стране будут решены после устранения «внутреннего врага» - коммунистов, демократов, евреев и цыган и после того как экономика страны будет поставлена под полный контроль государства. Немцам были обещаны земли (прежде всего на Востоке), которые следует отнять у «неполноценных» народов.

Из всего выше сказанного становится ясно, что к власти в Германии в 1933 году пришла партия реванша и войны.)

Придя к власти, Гитлер не только стал нарушать условия Версальского договора (отказ от выплаты контрибуций, введение всеобщей воинской повинности), но и открыто заявлять о своих притязаниях на новые территории и даже на мировое господство. Версальско- Вашингтонская система оказалась непрочной. Она не смогла предотвратить новой войны.

4. Изучение нового материала.

Для того, чтобы понять почему стала возможной эта война нам необходимо разобраться в особенностях международных отношений в 30-е годы 20 века.

По ходу нашей работы в тетрадях появится опорный конспект, который поможет вам правильно понять основные хитросплетения международных отношений в данный период.

СОСТАВЛЕНИЕ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА .

Международные отношения в 30-е годы 20 века.

Мир после 1 мировой войны был направлен на наказание побеждённых. Он не ликвидировал, а обострил противоречия. К середине 30-х гг. на международной арене обозначились 3 группы государств с различными идеалами и целями в области внешней политики.

1) Право - тоталитарные (Германия, Италия и милитаристская Япония).

2)Буржуазные демократии (США, Англия, Франция).

3)Лево-тоталитарные (СССР)

Основные направления внешней политики ведущих государств мира.

3.Концепция коллективной безопасности.

2.Умиротворение агрессора

Недовольство результатами 1 м.в.

Экономические трудности, неготовность к современной войне.

Нежелание воевать, желание избавиться от коммунизма.

Пересмотр результатов 1 м. в. Завоевание мирового господства.

Максимально отсрочить войну.

Столкновение Германии с СССР (направить агрессию на Восток)

Практические действия.

Восстановление германской армии и флота. Аншлюс Австрии1938г. Захват Чехословакии1939г..

Система международных договоров (1935-с Францией и Чехословакией)

Мюнхенский сговор.

Срыв англо-советских переговоров в 1939г.

О том, как Гитлер начал осуществление своих планов расскажет нам (опережающее задание учащемуся)

(Выступление ученика, работа с картой. Гитлер не скрывал своих захватнических планов. Фашисты считали, что все немцы должны жить в едином государстве. В марте 1938 года был проведён аншлюс (присоединение) Австрии к Германии. После этого Гитлер стал готовиться к захвату Чехословакии. В качестве предлога фашисты использовали положение в Судетской области Чехословакии, где большинство населения составляли немцы. Гитлер требовал отторжения этой области от Чехословакии и присоединения её к Германии. Чехословакия пыталась сопротивляться этим требованиям, рассчитывая на поддержку Англии и Франции. Однако, западные державы отказали Чехословакии в помощи. 29 сентября 1938 года в Мюнхене главы правительств Англии, Франции, Германии и Италии, решили судьбу Чехословакии. Согласно принятому соглашению она была обязана в десятидневный срок передать Германии Судетскую область, что составляло 1/5 её территории. Чехословацкого представителя на совещании не было. Это событие вошло в историю под названием «Мюнхенский сговор». Чехословацкое правительство вынуждено было принять германские требования.

Германия обещала Англии и Франции, что отныне все спорные вопросы будут решаться путём переговоров. Но эти обещания были грубо нарушены. В марте 1939 года Германия захватила территорию всей Чехословакии. Потребовала у Польши г.Гданьск оккупировала в Литве Клайпедскую область. )

Срыв англо-советских переговоров в 1939 году.

Вынужденная мера.

10 лет.

Раздел сфер влияния.

Через неделю после заключения этого договора началась 2 м. в.

Мы рассмотрели наиболее важные аспекты международных отношений, попытались проследить, как мир постепенно приближался к новой войне.

В начале урока была обозначена главная задача нашего урока - выяснить основные причины 2 м.в.

Давайте попробуем сформулировать ответ на главный вопрос урока и назовём основные причины войны. (Ответы учащихся.)

Запись в тетрадях.

Слайд. Причины второй мировой войны.

1.Непрочность Версальско-Вашингтонской системы.

2.Мировой экономический кризис.

3. Реваншистские устремления ряда государств.

4. Противоречия между государствами с различными политическими системами.

5. Закрепление пройденного материала.

На экран по очереди выводятся вопросы, на которые устно отвечают учащиеся.

  1. Каковы были внешнеполитические планы Гитлера?
  2. Каково содержание политики умиротворения и каковы её результаты?
  3. Почему не удалось создать систему коллективной безопасности?
  4. В чём причины советско-германского сближения в 1939 году?
  5. Перечислите основные причины второй мировой войны.
  6. Можно ли было предотвратить вторую мировую войну? (Ответ обоснуйте)

Вывод: Вторая мировая война стала итогом целенаправленной деятельности небольшой

группы государств-агрессоров, которую мировое сообщество не смогло обуздать.

6. Подведение итогов урока.

Агрессия Японии, Италии и Германии в 1931-1939гг.