Отличительные признаки государства от первобытного общества. Отличие государства от общественной власти первобытного общества. Роль государственные права в организации общества и осуществлении политической власти

Черты, отличающие государственную организацию от организации власти первобытного общества

Государство как особая организация политической власти отличается от родоплеменной организации тем, что:

1) вместо кровнородственных связей, которые существовали в первобытном обществе, население в государстве делится по территориальному признаку (поселка, села, города, района, округа, области и других территориальных единиц);

2) государство имеет свой суверенитет, олицетворяя суверенитет народа и национальный суверенитет;

3) для государства характерна особая публичная власть, отделенная от основной массы населения (особый механизм управления людьми);

5) главным орудием в руках государства для управления людьми является закон - нормативный акт, установленный или санкционированный государством (или другой источник права).

Характерные признаки, отличающие право от социальных норм первобытного общества

В первоначальном социально однородном обществе нормы поведения отражали интересы и волю всех членов рода и племени, возникали в сознании членов этого общества, были одновременно правами и обязанностями (то есть право и обязанность не разграничивались), обеспечивались внутренним убеждением людей, их привычками, одобрением или осуждением родственников.

В отличие от социальных норм поведения в первобытном обществе, нормы юридического права выражают волю определенных классов, других слоев социально неоднородного общества. Они внешне объективирован, общеобязательные и формально определены в нормативных актах, правовых обычаях, нормативных договорах, судебных и административных прецедентах, которые устанавливаются или санкционируются государством (его органами). В нормах права четко разграничиваются права и обязанности. Это означает, что каждое субъективное право одного субъекта обеспечено обязанностью другого субъекта. Нормы права обеспечиваются всеми средствами убеждения и государственного принуждения.

Итак, в отличие от социальных норм первобытного общества нормы юридического права в условиях государственности является средством, которое государство использует для управления населением. Они выражают волю экономически и политически господствующих слоев населения, устанавливаются или санкционируются государством в виде субъективных прав и юридических обязанностей. Реализацию норм юридического права обеспечивает государство.

Роль государственные права в организации общества и осуществлении политической власти

Общество должно давнюю историю. С позиции теории государства и права, а не философии, нас интересует общество в его взаимодействии с государством и правом. Нам предстоит понять общество как систему, его структуру. В этом аспекте и надо исследовать понятие "общество", место и роль в нем государства и права.

Общество - социальный организм, часть природы, состоящая из людей, которые постоянно работают над совершенствованием орудий и средств производства.

Природа - это то, что окружает человеческое общество, географическая среда. Влияние географической среды всегда опосредуется общественными условиями и прежде всего уровнем развития производства.

Воздействие человека на природу зависит от уровня развития производительных сил, от характера общественного строя, от уровня развития общества и самого человека.

Организация общества и осуществления политической власти государством зависит и от того, какой смысл вкладывается в определение общества. Здесь есть две позиции: широкая и узкая.

В широком смысле общество - это часть материального мира, отделилась от природы и является формой жизнедеятельности людей, исторически развивается. В узком смысле общество - это определенный этап истории человечества, внутренне формационные или мижформацийни степени исторического развития или индивидуальное, отдельное общество.

Примерами такого понимания общества могут быть: а) общественно-экономическая формация; б) раннефеодальное общество, докапиталистическое общество и т. др.; в) французское, русское, американское-общество и т. д.

Существуют различные мнения относительно развития общества. Одна из них та, что общество развивается в рамках конкретной общественно-экономической формации.

Общественно-экономическая формация - это определенный тип общества, целостная социальная система, функционирующая и развивается по своим специфическим законам на основе конкретного способа производства.

В философии XVII-XIX в. рассматривался и договорное общество. Критикуя его, Гегель выдвинул концепцию гражданского общества.

Государство, осуществляя политическую власть в гражданском обществе:

1) подчиняет свою деятельность служению этому обществу;

2) обеспечивает равные возможности для всех людей во всех сферах их жизнедеятельности на основе социальной справедливости и милосердия;

3) не вмешивается в личную жизнь человека;

4) регулирует общественные отношения в рамках действующей конституции, законов и других нормативно-правовых актов (или других источников права).

С появлением государства и права в обществе возникают новые виды общественных отношений: политические и правовые. Это побудило к возникновению политической и правовой систем.

Политическая система в теории государства и права определяется по-разному. Различные позиции по этому вопросу можно свести к двум: широкого и узкого понимания этого общественного явления.

Узкое понимание политической системы сводится к совокупности государственных организаций, общественных объединений и трудовых коллективов, осуществляющих функции по реализации политической власти.

Политическая система в широком смысле - это самая совокупность материальных и нематериальных компонентов, связанных политическими отношениями при осуществлении политической власти.

К материальным компонентов как признаков политической системы относят: а) политическую организацию общества или субъектов политики; б) политические нормы; в) политические отношения; г) политические функции; политический режим; д) политический процесс и др.

К нематериальным компонентов относятся: а) политические взгляды; б) политическое сознание; в) политическую культуру.

Политика - это часть жизнедеятельности людей, связанная с главными для жизни и деятельности человека, государства и общества интересам, в основе которых лежат потребности народов, наций, социальных групп, государства и других социальных субъектов. Известно, что чистой политики, не связанной с другими сферами жизнедеятельности людей, не бывает. В широком смысле политика охватывает экономику, собственно политику, социальную, духовную и другие сферы жизнедеятельности человека. С развитием общества в пределах общественно-экономической формации происходит и развитие политики, оформление ее в целостную политическую систему. В теории права политика как многогранное явление определяется по-разному: как способ практической деятельности партий, классов, государств и средства, с помощью которых защищаются интересы этих субъектов; как особый вид деятельности людей, связанный с организацией всего процесса социальной жизни; как платформа выбора целей, стратегии и тактики, ведущих к осуществлению этих целей; как сфера взаимоотношений народов, национальностей, партий, других объединений граждан, государств и других общественности; как сознательная и целенаправленная деятельность политических субъектов, затрагивает отношения между государствами и народами.

Роль государства в организации общества и осуществлении политической власти обусловлена тем, что она является центром, ядром политической системы.

Поэтому только государство обладает суверенной властью, является верховной, самостоятельной, полной, единой и неделимой в пределах ее территории, а также независимой и равноправной во внешних отношениях; выступает официальным представителем всего населения страны или большинства его; олицетворяет суверенитет народа и нации, а также способна реализовать права народа на самоопределение; имеет специальный аппарат управления и принуждения, с помощью которого способна обеспечить реализацию своих функций, охране прав человека и гражданина, удовлетворить в-социальные и общечеловеческие потребности; с целью реализации управления обществом выдает общеобязательные для всех правила поведения в виде юридических норм, а также индивидуально-правовые предписания, необходимые для регулирования прав и обязанностей конкретных лиц относительно конкретных жизненных ситуаций.

Таким образом, политика государства охватывает все сферы жизнедеятельности общества. В ее основе лежат потребности народа, нации, социальных слоев и групп, личности и государства, других социальных субъектов.

Важная роль в организации общества и осуществлении политической власти относится и праву.

Право, как и государство - это надстройка над экономическим базисом общества, является частью правовой системы общества.

Правовая система представляет собой совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых государство осуществляет необходимый нормативный влияние на общественные отношения, закрепляя, регулируя, охраняя и защищая их1.

Следовательно, можно рассматривать соотношение экономики, политики и права в обществе.

Роль права в обществе прежде всего проявляется в соотношении его с экономикой.

Во-первых, производственные отношения в экономике объективно определяют, каким должно быть право.

Во-вторых, экономика определяет право не непосредственно, а через другие социальные явления: социальную структуру общества (классы, слои, группы), политику, правосознание, идеологию, способ производства, отражаются в праве.

В-третьих, право, в свою очередь, влияет также на экономику. Такое воздействие происходит как непосредственно, так и через различные экономические рычаги. Государство как собственник средств производства и другого имущества владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом. Государство также определяет субъектов и размеры налогов, минимальной заработной платы и пенсии, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, нормирования труда, правила технической, экологической безопасности труда и производства, санитарии и тому подобное. Все эти отношения государство регулирует с помощью права.

Право соотносится и с политикой, а именно:

1) право зависит от политики и прежде всего от руководящей части общества, имеет государственную власть;

2) право является формой проявления политики указанной части общества;

3) в праве отображается только и политика руководящей части общества, к которой она стремится, которой может оказать общеобязательность с помощью государства и других субъектов политической системы общества;

4) право е концентрированным выражением политики той части общества, осуществляет руководство;

5) политика в праве формируется в виде конкретных прав и обязанностей человека и гражданина;

6) политика, со своей стороны, зависит от права, поскольку право является средством декларирования, осуществление и обеспечение политики, а также пропаганды отдельных политических программ или их положений.

Роль права в гражданском обществе и осуществлении политической власти зависит от взаимосвязи государства и права. Как уже отмечалось, право (как юридическое явление) и государство (как политическая организация власти) возникают одновременно и тесно взаимосвязаны.

Право зависит от государства, поскольку:

1) возникает как институированный система источников, устанавливаются или санкционируются государственными органами и должностными лицами, а это означает, что юридическое право исходит от государства;

2) более или менее устойчивым и неприкосновенным благодаря государству;

3) благодаря государству и его органам внедряется в жизнь;

5) сущность права отражает социальную сущность и назначение государственной организации.

Но необходимо помнить, что право обладает относительной самостоятельностью и влияет на государство (его органы), а следовательно, и государство зависит от права. Право как явление цивилизации и культуры: 1) ограничивает в демократическом обществе государственной власти;

2) упорядочивает государственную власть через процессуальную и процедурную форму;

3) позволяет государственным органам соответствующие действия;

4) организует строительство, структуру, совершенствование и развитие государственных органов, определяет их функционирования;

5) предоставляет государственным органам престижа и авторитета.

В реализации своих функций государство использует правовые и никак правовые формы и методы.

Итак, как государство, так и право играет определенную роль в организации общества и осуществлении политической власти.

Таким образом государство и право в современном обществе существовали не всегда. Основной причиной возникновения государства и права были распад первобытного строя, потребность в осуществлении управления людьми в новых условиях, появление социально неоднородного, классового общества, противоречий между классами, которые не могли быть преодолены общественной властью первобытного строя. Государство и право отличаются рядом признаков от общественной власти, обычаев, традиций и морали первобытного общества. В демократическом обществе формируются правовое государство и правовая система, защищающие интересы всех слоев населения.

Вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

1. Дайте определение теории государства и права как науки.

2. Проанализируйте предмет теории государства и права.

3. Что составляет методологию теории государства и права?

4. Определите функции теории государства и права и ее место в системе юридических наук.

5. Какие этапы развития науки теории государства и права в Украине?

6. В чем заключаются основные закономерности возникновения государства и права?

7. Рассмотрите особенности формирования государственно-правовых институтов у разных народов.

8. Покажите различные теории возникновения государства.

9. Какие вы можете назвать черты, отличающие государственную организацию от организации власти первобытного общества?

10. Назовите характерные признаки, отличающие право от социальных норм первобытного общества.

11. Какая по вашему мнению роль государства и права в организации общества и осуществлении политической власти?

Первобытные люди создавали объединения, чтобы защитить себя от внешней среды и добыть пищу. В результате такие объединения были очень неустойчивыми и не могли обеспечивать благоприятные условия для выживания.

Род являлся первым объединением организации людей. В нем взаимоотношения людей определялись кровно-родственным характером. В дальнейшем роды стали объединяться в племена, а также союзы племен. Во главе родов стояли вожди и старейшины, которые показывали пример поведения для других. В повседневной жизни вождей и старейшин рода признавали равными среди равных. Высшей властью обладало общее собрание всего взрослого населения рода. Оно имело также судебную функцию. В союзе племен отношения между племенами регулировалось советом старейшин.

Необходимость в координировании деятельности объединений, решение вопросов, связанных с их выживанием, направляли деятельность людей на создание более совершенных форм управления обществом.

На ранних этапах первобытно-общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов: заклятий, табу, обетов, зароков и т. д.

Формы норм, с помощью которых регулировалось поведение людей в первобытно-общинном строе:

1) миф (сказание, предание) – художественно-образная, фантастическая форма передачи информации о запрете на какое-либо поведение или о нужном поведении. Информация, которую люди получали через миф, имела для всех характер справедливости и святости;

2) обычай – передача информации, носящей нормативный и поведенческий характер, от одного поколения другому. В форме обычаев закреплялись правила поведения людей в различных ситуациях в соответствии с интересами всех членов общества. Обычаи регламентировали все области деятельности в первобытном обществе. Но их сила находилась не в принуждении, а в привычке людей следовать за обычаем;

3) ритуал – действия, которые последовательно совершались людьми и носили символический характер.

Возникшие государства имели различные формы, но при всем этом многообразии им были присущи некоторые свойства, которые значительно отличали их от первобытной организации родовой публичной власти.

Отличие государства от общественной власти родового строя:

1) государство основывается на территориальной общности своих граждан, подданных. Именно территория государства предопределяет границы, отделяющие одно государство от другого, весь порядок создания и структуру органов государственной власти, их функции и задачи. В отличие от государства, первобытно-общинная организация власти строилась на кровном родстве членов родоплеменного объединения;

2) государство – это особая организация власти, которая уже не совпадает со всем населением. Реализация организаций общественной власти в первобытном обществе осуществлялась в форме самоуправления, а в государстве – в виде особенной организации публичной и политической власти, которую осуществляет специальный государственный аппарат;

Отличие государства от первобытного общества

Государство, пришедшее на смену родоплеменной организации в условиях антагонистического общества, существенно отличается от родовой организации.

Власть в первобытном обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание, - это то, что власть опиралась на силу авторитета, ᴇᴦο носителя и не имела территориального характера. Власть в государстве распространяется только на тех, кто находится на ᴇᴦο территории, таким образом, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку˸ волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Для государства становится важным проживание человека, а не ᴇᴦο принадлежность к роду Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту жительства. Таким образом, территория становится важнейшим отличительным признаком государства.

Организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением. В условиях государственности для управления общественными делами создается особая организация - публичная власть, возвышающаяся над обществом, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное вознаграждение. Публичная власть опирается на принуждение (появляется полиция, тюрьмы, армия) в отношении тех, кто не исполняет предписания государственной власти.

Содержание аппарата государственной власти предполагает средства, которые собираются с населения в виде налогов (обязательные платежи) и сборов (обязательные взносы). Обществу вменяется в обязанность содержать государственный аппарат, уплачивая часть своих доходов в государственную казну. Налоги, сборы, пошлины необходимы для содержания армии, полиции, тюрем, государственных чиновников - словом, государственного аппарата. Они берутся как с граждан, так и с организаций. Это также один из важнейших отличительных признаков государства.

В целях управления обществом государство активно использует правовые нормы, их разрабатывает и издает. Начинает складываться система права как установленных государством и обязательных для населения правил. Между государством и правом возникает тесная взаимосвязь. Они не могут существовать друг без друга и во многом предполагают друг друга.

Право приобретает все большее значение. Оно юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает пределы осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государственной деятельности легитимный характер.

Признаки государства, отличия его от первобытнообщинной организации общества.

Сегодня вряд ли остались сомнения в том, что государство не существовало вечно, а возникло лишь на определенном этапе развития человеческого общества – скорее всего, на заре цивилизации. Видимо, государственное устройство пришло на смену кровнородственной (первобытнообщинной) организации общества . Каковы были ее характерные черты?

Во-первых, все члены первобытного общества (общины) были связаны кровнородственными отношениями, т. е. были большой разросшейся семьей, жившей, как правило, одним поселением;

Во-вторых, власть принадлежала всем, а общие дела решались совместно (так называемая «первобытная демократия»). Вождь (или старейшина) был лишь первым среди равных, он обладал авторитетом , но не принудительной властью;

В-третьих, для охоты и защиты от чужаков оружие мог иметь и использовать каждый;

В-четвертых, поведение людей регулировалось обычаями и традициями, существовавшими с незапамятных времен, в т. ч. и традициями общей собственности на все добываемое всеми членами общества («первобытный коммунизм»).

Государство резко отличается от первобытнообщинной организации общества . Так, выделяют пять признаков государства :

- территория , т. е. пространство, четко обозначенное границами государства;

- аппарат управления и принуждения , т. е. особый слой людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций, а также особые отряды вооруженных людей в виде армии, полиции (милиции), разведки, и материальные придатки государства – тюрьмы, исправительные лагеря и т. д.;

- правовая система , т. е. совокупность установленных государством правил поведения людей на его территории, исполнение которых контролируется самим же государством (законы, указы, постановления и пр.);

- налоги и займы , т. е. денежные поступления, за счет которых государство содержит аппарат управления и принуждения, а также выполняет иные функции (обеспечение бесплатной медицинской помощи населению, обеспечение бесплатного образования, пенсионное обеспечение , строительство общественных объектов – дорог, мостов, и т. д.). При этом налоги – это безвозвратные отчисления в пользу государства, а займы – возвратные ;

- суверенитет, т. е. единство, верховенство и независимость государственной власти . Предполагается, что государство, обладающее суверенитетом, представляет собой единую систему управления (а не две параллельных системы – как, к примеру, в оккупированных странах порой существуют местная система управления и система оккупационных властей, или не «разорванная» пирамида власти, когда ни на ком нет обязанности по выполнению принятых решений). Также предполагается, что решения, действующие на территории суверенного государства, обладают верховенством , т. е. общеобязательны для всех находящихся на данной территории лиц. Независимость государственной власти предполагает, что на формирование внутренней и внешней политики государства никто не может оказывать влияние. При этом в мире иногда бывает так, что государство лишено суверенитета не на всей территории, а лишь в отношении ее части (например, Сербия – в отношении области Косово), либо суверенитет провозглашен государством формально, но фактически другие государства диктуют ему свою волю при принятии решений (например, местные органы власти в формально независимом Ираке фактически подчиняются решениям администрации США).

Все перечисленные признаки государства отсутствуют в первобытной общине.

2. Государство - это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политичес­кий характер. Ее специфика в следующем:

Если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало учас­тие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;

11. Теории происхождения государств: теологическая, патриархальная, насилия.

Рассмотрим следующие теории:

2. Патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство - наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха - естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

5. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники эт ой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, - в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации порабощения одних народов другими.

По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инстру­ментом организации и управленческого воздействия завоевате­лей, государство становится мощным средством защиты завое­ванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Гер­манией в качестве официальной идеологии.

studfiles.net

12 Отличие государства от органов власти родового строя.

Первобытные люди создавали объединения, чтобы защитить себя от внешней среды и добыть пищу. В результате такие объединения были очень неустойчивыми и не могли обеспечивать благоприятные условия для выживания.

Род являлся первым объединением организации людей. В нем взаимоотношения людей определялись кровнородственным характером. В дальнейшем роды стали объединяться в племена, а также союзы племен. Во главе родов стояли вожди и старейшины, которые показывали пример поведения для других. В повседневной жизни вождей и старейшин рода признавали равными среди равных. Высшей властью обладало общее собрание всего взрослого населения рода. Оно имело также судебную функцию. В союзе племен отношения между племенами регулировалось советом старейшин.

Необходимость в координировании деятельности объединений, решение вопросов, связанных с их выживанием, направляли деятельность людей на создание более совершенных форм управления обществом.

На ранних этапах первобытнообщинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов: заклятий, табу, обетов, зароков и т. д.

Формы норм, с помощью которых регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:

1) миф (сказание, предание) – художественно-образная, фантастическая форма передачи информации о запрете на какое-либо поведение или о нужном поведении. Информация, которую люди получали через миф, имела для всех характер справедливости и святости;

2) обычай– педача информации, носящей нормативный и поведенческий характер, от одного поколения другому. В форме обычаев закреплялись правила поведения людей в различных ситуациях в соответствии с интересами всех членов общества. Обычаи регламентировали все области деятельности в первобытном обществе. Но их сила находилась не в принуждении, а в привычке людей следовать за обычаем;

3) ритуал– дйствия, которые последовательно совершались людьми и носили символический характер.

Возникшие государства имели различные формы, но при всем этом многообразии им были присущи некоторые свойства, которые значительно отличали их от первобытной организации родовой публичной власти.

Отличие государства от общественной власти родового строя:

1) государство основывается на территориальной общности своих граждан, подданных. Именно территория государства предопределяет границы, отделяющие одно государство от другого, весь порядок создания и структуру органов государственной власти, их функции и задачи. В отличие от государства, первобытно-общинная организация власти строилась на кровном родстве членов родоплеменного объединения;

2) государство – это особая организация власти, которая уже не совпадает со всем населением. Реализация организаций общественной власти в первобытном обществе осуществлялась в форме самоуправления, а в государстве – в виде особенной организации публичной и политической власти, которую осуществляет специальный государственный аппарат;

studfiles.net

Признаки государства, отличающие его от родоплеменной организации первобытного общества.

При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно от­личали их от первобытной организации публичной власти.

1. Если первобытно-общинная организация власти основыва­лась на кровном родстве всех членов родоплеменного объедине­ния, то государство - на территориальной общности своих граж­дан или подданных.

Территория предопределяет пространственные пределы, гра­ницы, отделяющие одно государство от другого, порядок фор­мирования и структуру органов государства, их задачи и функ­ции.

Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их прожи­вания, устанавливающее принадлежность граждан определенно­му государству.

2. Государство - это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политичес­кий характер. Размещено на реф.рфЕе специфика в следующем˸

Если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в её формировании принимало учас­тие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;

Реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от об­щества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

Обеспечение решений политической власти осуществляет­ся с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия (армия, милиция, разведка, тюрьма и т.д.).

11. Теории происхождения государств˸ теологическая, патриархальная, насилия.

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен истори­ческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

Рассмотрим следующие теории˸

1. Теологическая. Представитель - Ф. Аквинский. Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта кон­цепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является резуль­татом проявления божественной воли, практическим воплоще­нием власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ, должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной води. как продолжению воли божественной.

referatwork.ru

Признаки и определение государства. Отличие государства от социальной организации первобытного общества.

Признаки государства:

1. Политическая публичная власть. Власть – это способ-ть чьей-либо воли возд-ть на волю другого, подчинять её себе. Государство, используя власть, стремится установить границы возможного и должного в обществе поведения, определённого порядка, кот. называется правовой порядок. Наряду с гос. властью в обществе может существовать власть в рамках семьи, общественного объединения, религиозной общины и других организаций. Такая власть распр-ся на участников этих организаций.

Особенность государственной власти заключается в её публичности. Государство притязает на роль универсального представителя всего общества. В такой роли оно выступает внутри своих границ (например, судебные решения принимаются именем Российской Федерации) и во внешних отношениях с другими государствами или международными организациями.

С формальной стороны публичность государственной власти означает, что в обществе выделяется специальный аппарат управления состоящий из чиновников (государственных служащих), призванных принимать меры, направленные на реализацию общих социальных интересов. Используя свои властные полномочия, чиновники решают экономические, политические, социальные, культурные и иные задачи.

2. Территориальные организации населения. Государство охватывает всех без исключения людей, проживающих на данной территории и имеющих личную устойчивую правовую связь с государством, порождающую взаимные права, обязанности и ответственность (гражданство или подданство). Территориальные, а не кровнородственные связи между людьми характеризуют практически все современные государства. Территориальный принцип деления населения приводит к необходимости определения границ, установлению целостности (территориальной неприкосновенности) любого государства, появлению систем центрального и местного управления.

К территории внутри государственных границ относится: суша, в том числе недра и континентальный шельф, внутренние и внешние (12 морских миль) территориальные воды, воздушное пространство. К государственной территории приравниваются речные морские и воздушные суда, передвигающиеся под флагом государства. Военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские воздушные и морские суда – в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.

Государственная территория может подвергаться изменениям. Это должно происходить на основе свободного и ясно выраженного волеизъявления народа (например, референдума). Формами изменения территории государства может быть присоединение соседней территории, или уступка, передача части территории другому государству.

3. Связанность с правом. Государство распространяет своё влияние практически на все сферы жизнедеятельности общества. Государству присуща способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы.

Оно обладает монопольным правом издавать закреплённые в юридических источниках и распространяющиеся на всех правовые нормы. Такой возможностью не обладает больше ни одна другая властная организация. Право является основным средством выражения властных велений.

В то же время само гос-во в своей организации и деятельности руководствуется правовыми нормами. В соответствии с законами и подзаконными актами строится вся система государственных органов и органов местного самоуправления. Президент, министры, прокуроры, судьи – все выстраивают свою деятельность в соответствии с принципами и нормами права, подчиняются им.

4. Государственный суверенитет. Государственный суверенитет представляет собой политико-правовое свойство государства, заключающееся в возможности самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику, решать поставленные задачи.

Суверенитет государства имеет внутренний и внешний аспекты. Государство осуществляет деятельность независимо от власти иностранных держав, которые не могут навязывать ему свою волю (независимость вовне). Кроме того, государство имеет приоритет над всеми другими властными организациями этого же общества (верховенство внутри).

5. Государственная символика. К символике государства обычно относят его название, государственный флаг, герб и гимн. Как правило, по поводу государственной символики принимаются специальные законы, содержащие точное описание всех составляющих символов.

Подводя итог вышесказанному, сформулируем определение государства, которое в общем виде включало бы все его существенные признаки.

Государство – это обладающая суверенитетом, публичная властная политическая организация общества, охватывающая всех его членов, проживающих на данной территории и распространяющаяся на все сферы его жизнедеятельности.

Государство отличают от догосударственных организаций следующие признаки:

Наличие аппарата политической публичной власти, не совпадающей с населением страны. Он представлен органами управления и органами принуждения, иначе говоря, чиновниками, армией, судами, тюрьмами и т.д.

Система налогов, займов, податей, форм-щих государственную казну (бюджет), необходимую для: а) содержания аппарата управления и принуждения, не производящих материальных ценностей и занимающихся управленческой деятельностью; б) осуществления общесоциальных функций (строительство дорог, охрана правопорядка, организация производства и т.д.).

Деление населения по тер-рии и организация органов власти применительно к этому делению.

cyberpedia.su

Отличие государства от органов власти при первобытном строе - курсовая работа

В четвертых, государство предоставляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государства - это свойства государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимого государства по отношению к другим властям внутри страны, а также в сферах межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.22

Суверенитет - собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества. При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, вопросы государственного и общественного развития, формировать направление политики своего государства, состав его органов.

Понятие государственного суверенитета связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Таковы наиболее общие признаки государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. Сами по себе они не дают полного представления о сущности и социальном назначении государства в его историческом развитии. Далее с совершенствованием общественной жизни, самого человека, с его социальной политической зрелости изменялось государство. Его общие признаки, в принципе оставаясь неизменными наполняются новыми более рациональным содержанием

2.2. Понятие и признаки государственной власти и ее отличия от власти в условиях первобытного строя

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи, расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались "право", "правда". Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом). Появление права во многом связано с отделением индивида от коллектива, с осознанием им своей обособленности, свободы. Право по сути своей выражает меру свободы и ответственности в обществе. У индивидов, обладающих частной собственностью, появляется не только сознание собственной независимости от членов рода, но и притязания к другим индивидам, связанные с желанием максимально полно реализовывать свои возможности в своих интересах. На определенном этапе человек перестает быть неотъемлемой частью общины, племени, он становится более или менее независимым индивидом, частные (собственные) интересы которого могут уже не совпадать с интересами общества в целом. В этой ситуации неопределенные и немногочисленные нормы родовой организации уже не могут справляться с функцией упорядочения отношений в обществе. Обычаи архаичны, они не способны решить многие коллизии развивающегося общества. К тому же лицаобладатели частной собственности стремятся к установлению определенных правил, которые защитили бы их права и интересы. Все эти вопросы и должно решать право как особая система формализованных общеобязательных норм, которые бы поддерживались от нарушений достаточно действенными средствами принуждения.

В процессе возникновения права можно выделить три способа (пути), которые приводят к формированию одного из основных источников права. Эти пути таковы:

Санкционирование обычаев. Государство санкционирует, т. е. разрешает действие, берет под свою защиту определенные обычаи, выгодные и угодные господствующему классу или лицам, стоящим у власти. В результате формируется такой источник права как санкционированный обычай - исторически сложившееся общее правило поведения людей, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и поддерживаемое силой государственного принуждения. Подчеркнем, государство санкционирует не все обычаи, а лишь те, которые объективно необходимы, угодны и выгодны правящему классу.

Юридическая (прежде всего судебная) практика. При разрешении конкретных споров, конфликтов судебные (административные) органы выносят решения, основываясь на обычаях, собственных представлениях о справедливости. На эти решения ориентируются в дальнейшем при разрешении аналогичных конфликтов. Так формируется юридическая практика. В результате этого способа формирования права складывается такой источник права как правовой (судебный, административный) прецедент, формируется т. н. прецедентное право. Правовой прецедент - это решение суда по конкретному делу, которое в дальнейшем становится обязательным для других судов при разрешении аналогичных дел. Этот источник характерен для англосаксонской правовой системы.23

· Прямое нормотворчество государства. Для достижения своих целей, закрепления выгодных для себя порядков государственная власть издает особые акты (указы, уложения, декреты, законы и др.), обязательные для исполнения в данном государстве и поддерживаемые силой государственного принуждения. В результате прямого нормотворчества государства формируется такой источник права как нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт - это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на установление, изменение или отмену норм права.

Однако, способы формирования права и источники права - не одно и тоже. Способы формирования права - это определенная деятельность, процесс создания того или иного источника права. Источники права - это формы выражения вовне правовых норм, определенные носители, в которых содержатся сформированные нормы права. Во всех этих случаях речь идет о позитивном (объективном) праве, для него характерна неотъемлемая связь с государством. Как Вы могли заметить, все пути формирования позитивного права связаны с государством, именно государство превращает различные социальные нормы в правовые. Только после того, как некие правила санкционированы или сформулированы государством и взяты им под защиту государственного принуждения, они могут расцениваться как правовые.

Связь права и государства функциональная, они существуют вместе, поддерживая друг друга. Однако это не означает, что право должно рассматриваться в качестве признака государства, как это делается в некоторых учебных пособиях. Это очень сложный (и, возможно, неразрешимый) вопрос - что же первично, государство или право. В современном обществе они неразрывны. А более подробно вопрос о сущности права будет рассматриваться в теме 9.

В любом случае, право возникает, чтобы регулировать общественные отношения. Право - самый цивилизованный способ разрешения социальных конфликтов. Его назначение - внести упорядоченность в общественную жизнь, урегулировать значимые и потенциальноконфликтные социальные отношения. Право является регулятором общественных отношений. На определенном этапе развития общества социальные нормы родовой организации уже не могут справиться с функциями социальной регуляции в связи с существенным усложнением общественных отношений и их динамизмом. На этом этапе формируется право как особый вид социальной регуляции, обладающий рядом важных признаков, не характерных для мононорм родовой организации.

Итак, в отличие от социальных норм родовой организации, для права характерны:

1. Общеобязательность: оно распространяется на всех, находящихся на территории данного государства.

2. Формальность, формальная определенность. Для права очень важны формы внешней объективации, определенные источники, которые признаются официальными (указы, законы и др.) и, следовательно, содержащиеся в них нормы расцениваются как правовые. При этом само содержание правовой нормы приобретает четкость, определенность, что помогает избежать разночтений. Этот признак связан зачастую с появлением письменных источников права, в которых по возможности определенно формулируются правовые предписания. Для обычаев, социальных норм родовой организации формальная определенность, письменные формы закрепления нехарактерны, они существуют в устной форме.

3. В праве четко разграничиваются права и обязанности субъектов. Нормам родовой организации это не присуще, они выступают в качестве императива, обязательного варианта поведения, в котором права являются одновременно и обязанностями, они слиты воедино. Вообще право, как уже говорилось, существует в обществе формально равных, свободных индивидов, которые могут предъявлять друг к другу какие-либо требования. Эта возможность и появляется у них в результате наличия принадлежащих им определенных прав и обязанностей.

4. Право поддерживается силой государственного принуждения. Создается специальный аппарат принуждения, который следит за выполнением правовых предписаний и принимает меры к их нарушителям. Все это, естественно, не существовало в родовой организации с ее общественной властью.

5. Основные теории о происхождении государства и права Возникновение государства и права - сложный, трудно изучаемый процесс. Попыток объяснить его очень много. В процессе исторического развития и накопления знания выдвигались различные теории, каждая из которых имеет свое рациональное зерно. Теорий происхождения государства и права множество, поэтому остановимся на основных, самых известных и наиболее разработанных.24

Теологическая теория (основоположник - Фома Аквинский, имела распространение в средние века) связывает происхождение государства и права с божественной волей. Достоверность этой теории зависит от индивидуальной веры в Бога или атеистической установки исследователя. Патриархальная теория (Аристотель, Р. Фильмер, Н. К. Михайловский, М. Н. Покровский) рассматривала государство как результат разросшейся семьи. Правитель выступал в качестве отца, а подданные - его дети.

Договорная (естественно-правовая) теория (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Радищев, Ж.ж. Руссо, Б. Спиноза) исходит из того, что государству предшествует естественное состояние, которое сторонники теории характеризовали поразному. Одни считали, что это был "золотой век человечества" (Руссо), другие - "война всех против всех" (Гоббс). Важное достоинство этой теории - признание за людьми естественных, неотъемлемых, данных природой или Богом прав. В результате экономического развития и расслоения общества во избежание конфликтов, для достижения мира и благополучия заключается общественный договор, по которому люди передают часть своих естественных праве государству, обязуясь ему подчиняться, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность. Теория была прогрессивна для своего времени, т. е. предполагала возможность свержения власти (правителя), если он не выполнял условия общественного договора.

Теория насилия (завоевания) возникла в конце XIX- начале XX вв. (основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг). В общих чертах, государство возникает в результате завоевания одним народом других, после чего требуется создать особый аппарат для поддержания угнетенных в подчинении. Этим аппаратом и является государство.

Психологическая теория (Л. Петражицкий) выводила государство из психических особенностей человека: одним свойственно подчиняться, а другим - повелевать. Причины правообразования также кроются в психике людей, право представляет собой "императивноартибутивные правовые переживания" людей.

Марксистская теория основана на материалистическом подходе. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Государство - продукт непримиримых классовых противоречий. Социально-экономическая теория - на ее основе мы и изучаем происхождение государства и права. Она также основана на материалистическом подходе, но не абсолютизирует роль классообразования при возникновении государства. Упор делается на экономические факторы, которые постепенно приводят к разложению родовой организации и возникновению на ее основе единственно возможной альтернативы - государства.

Органическая теория (Г. Спенсер, Платон) проводит параллели между государством и человеческим организмом. Государство - результат органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. В обществе происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства. Органы государства уподобляются человеческому организму: правительство - мозг, низшие классы соответствуют выделительным органам и т. д.25

Итак, для более точного понимания различий государства и органов власти при первобытном строе составлена следующая таблица

Признаки и отличия государства от первобытного общества26

Признаки отличия

Первобытное общество

Государство

Публичная власть

Основа действенности публичной власти

В первобытном обществе публичная (т.е. общественная) власть организационно совпадает непосредственно с обществом, была не поли-тической, т. е. неклассовой публичной властью. Например, ее носителями является общее собрание, старейшина (выборная сменяемая должность). Структура органов публичной власти проста, а компетенция -- тотальна (решают любые вопросы)

Особенность публичной власти в лице возникшего государства состояла в том, что она принадлежала не всем членам общества, а лишь экономически господствующему классу, являлась политической властью. Эта власть осуществляется специальными отрядами людей, которые в целях удержания, укрепления и развития экономического господства эксплуататоров выполняют специфические функции управления, используя механизм принуждения и насилия. В его состав входят армия, различные карательные органы, чиновничество. Для содержания всего этого аппарата, необходимы материальные средства. Они взимаются с населения в виде налогов.

Объединение людей

Первобытное общество в своей родовой основе объединяло и делило людей по кровнородственному признаку. С появлением же частной собственности и классов родовые связи начинают слабеть, а затем исчезают совсем. Происходит смешение родов и племен, и родовая организация преобразуется в административно-территориальную.

Государственная власть соединяет и делит людей по месту жительства, т. е. по территориальному признаку (население страны, провинций, губерний и т.п.). Гражданам предоставлялось осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и племени. Место клана занимает административный округ, место старейшины государственный чиновник, назначаемый из центра или ему подчиненный. Возникает институт гражданства (подданства)

Налогообложение

Выделите причины способствовавшие превращению первобытного человека Врачевание в период разложения первобытного общества