Падение нравственности в российском обществе. Падение нравов Причины и последствия падения нравов

12 октября 2016 Просмотров: 1539

Кто-нибудь скажет, что периоды вырождения не раз бывали у различных народов и различных цивилизаций. Да! Нравственное падение бывало и раньше, правда, такого падения, как сейчас, не было за всю историю человечества. О деградации прошлого говорить трудно, т. к. часто место реальных фактов занимают домыслы. Например, говорят, такой-то композитор был гомосексуалистом. Проверить этого нельзя, сам он об этом не говорил, документов, подтверждающих домыслы, нет. Таким образом, можно обвинить кого угодно в чем угодно.

Например, врач Д. Хайден в своей книге «Pox: genius, madness and the mysteries of syphilis» рассказывает о том, как сифилис способствовал проявлению либо искажению талантов великих людей. По ее мнению, сифилисом страдал немецкий философ Ницше. Хайден даже знает подробности: узнал о своем заражении Ницше в 23 года, заразился, еще находясь в утробе матери. Но «нацисты, пожелавшие взять на вооружение ницшеанскую философию сверхчеловека, предприняли необходимые меры, чтобы упоминание о сифилисе исчезло из истории болезни философа» , т. е. документов, подтверждающих заболевание философа, нет. Каким образом Хайден узнала о заболевании философа, непонятно, раз документов нет, видимо, у нее есть машина времени. Подобным образом Ницше можно обвинить в чем угодно, в том, что он не только болел сифилисом, но и был гомосексуалистом, педофилом, садомазохистом и т.п. Просто нацисты уничтожили все документы. А если серьезно, то здравомыслящему человеку не стоит даже обращать внимание на произведения людей, пытающихся заработать не продаже эпатажных вымыслов.

Надо также учитывать, что народы, у которых встречались элементы духовного разложения, например древние греки или римляне, жили в далекое и во многом дикое время, и сами только-только вышли из варварского состояния. Если младенец ходит в туалет в штаны — это нормально, но если он будет продолжать это делать, когда вырастет, то это болезнь. Поэтому то, что было простительно им, непростительно народам, которые любят себя называть цивилизованными.

В марте 2002 года в Санкт-Петербурге открылась выставка авангардных ювелирных украшений. Естественно, все они сделаны на примитивно-дефективном уровне — например, кольцо, которое можно носить на плече. В телесюжете, посвященном этой выставке, говорилось, что эти работы очень напоминают изделия людей бронзового века. Значит, авангардные украшения есть продолжение традиции, а не деградация. Нашли на кого равняться! Можно предложить создателям таких украшений и выставок, раз они в своей жизни равняются на столь отдаленное прошлое, переселиться жить в пещеры.

Не стоит идеализировать древний мир, в Древнем Риме наслаждались гладиаторскими боями , в Древней Греции было развито мужеложство. Но надо помнить, что у всех подобных цивилизаций есть общее — они погибли. Неважно, что, у кого и когда было, — важно, что такого нравственного разложения не было у нас, и мы не желаем повторять судьбу ни Древней Греции, ни Древнего Рима.

Что касается европейской, русской цивилизации, то стоит признать, что раньше тоже не все было безупречно. Например, существовала проституция, хотя не в таком объеме, как сейчас. Да и вообще сегодня обыкновенная женщина одевается так, как еще в прошлом веке не позволила бы себе самая опустившаяся проститутка. Безнравственность всегда была исключением, и самое главное — она всегда осуждалась. Сегодня осуждают лишь по инерции. Постепенно меняются ценности общества, и это самое страшное. Вот как описывает прошлое и настоящее гедонизма Э. Фромм:

«Хорошо известно, что в истории человечества богатые следовали в своей жизни принципам радикального гедонизма. Обладатели неограниченных средств — аристократы Древнего Рима, крупных итальянских городов эпохи Возрождения, а также Англии и Франции XVIII и XIX веков — пытались найти смысл жизни в безграничном наслаждении. Но хотя максимальное наслаждение в смысле радикального гедонизма и было целью жизни определенных групп людей в определенное время, оно никогда — за единственным до XVII века исключением — не выдвигалось в качестве теории благоденствия никем из великих Учителей жизни в Древнем Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Европе» .

Падение нравов — норма сегодняшнего дня: например, во многих странах Европы официально разрешена проституция, легализованы наркотики и деятельность гомосексуалистов. Quae fuerant vitia, mores sunt — «Что было пороками, то теперь нравы»: в этой латинской пословице слышится голос умирающей, некогда великой древнеримской цивилизации, и эта пословица очень точно характеризует сегодняшнее положение в нравственной сфере.

Разложившийся и исковерканный Запад изо всех сил тянет нас тоже вниз, в пучину животной жизни и нижнеастральных привычек и интересов. Если мы не поймём губительность этого, то тоже превратимся в незатейливых разумных животных…

Каждый взрослый, свободный человек выбирает свой путь сам. Ребёнок приходит в этот мир чистым, с широко распахнутыми глазами. Он пока сам не может выбирать свой путь, он не знаком ещё с нашим миром. Ему этот путь показываем мы: мама, папа, общество. Какой же путь мы показываем нашим детям?

Растление и развращение несовершеннолетних детей, дискриминация института семьи – это принципиальная политика нашего государства. Замалчивание этой политики, при этом обличая существующую безумную картину без(с)предела – это обречение народа на слепое, отчаянное вымирание. И нашему народу необходимо знать этот курсгосударства, т.к. это знание даст ориентиры, сможет мобилизовать людей на борьбу за своё достояние – детей . И пока льётся непрерывным потоком пропаганда разврата, никто не сможет доказать обратное. Потому что государство ведёт либо политику растления, либо политику предотвращения растления. Третьего быть не может.

Девственность, нравственность, чистота детей – это основные ценности , которыми дорожит каждое государство, думающее о будущем. И только безумное государство будет уничтожать эти ценности и позволит делать такое со своими детьми. Либо государство, у власти которого стоят враги собственного народа.

Почему народ допускает такое отношение к себе? Народ, который всегда был непобедим для врагов? И шлейф славы побед наших предков до сих пор ещё спасает жизнь морякам. Сомалийские пираты, завидев флаг СССР, зачастую отказываются от захвата судна, понимая, что судно охраняется русскими. И, неважно, сколько там русских. Они знают одно: русские не сдаются , они будут сражаться до последнего вздоха. Так что же случилось с нашим народом? Почему мы живём под действием снотворного укола, почему мы позволили себя ослепить, прикрывая эту слепоту смертельным стереотипом: «Препятствовать другим, делать то, что они хотят, мы не имеем права»?

Мы обмануты стереотипом миражной свободы.

И не перестаёт удивлять реакция людей на ту важную информацию, которую им стараются донести те, кто уже понял – откуда «ноги растут». В основном, изначально информация не воспринимается, отвергается с убеждением: «Этого не может быть!» Люди не верят, вернее, я бы даже сказала, не хотят верить собственным глазам . Потому что любая принятая подобная информация заставляет задуматься. И практически все понимают, что это правда. И люди, которые позволяют себе не просто слушать, ауслышать , начинают реагировать на эту информацию действиями. А это уже труд, и этоуслышание может кардинально изменить жизнь. И лёгкой она не будет. Поэтому единицы позволяют себе именно услышать .

Ведь мы довольно таки часто слышим фразу: «Лучше этого всего не знать, а просто жить. Так легче». Сама слышала подобное не раз. Да, согласна так легче. Но потом, когда предостережения о каких-то событиях превращаются уже в констатацию фактов, мало кто задумывается, что всё можно было предотвратить, проявив минимальное мужество и приняв решение услышать . Но ещё больше потрясает, нежелание видеть уже очевидное ивопиющее .

Никого не удивляет уже стремительно увеличивающееся количество подростков, распивающих спиртные напитки на каждом углу, курящих в неконтролируемых уже масштабах и без стеснения ругающихся матом. Никого не удивляет, что молодеет возраст этих самых подростков, ведущих раннюю, зачастую безобразную половую жизнь . Общество привыкает к этому. Это становится нормой нашей жизни. Это воспринимается как что-то, само собой разумеющееся.

Иногда кто-то может возмутиться вопиющей развратностью молодёжи, бросив несколько осуждающих слов, и дальше этого возмущения дело не идёт. И только лишь увидев, как растление коснётся их собственных детей , некоторые родители зачастую начинают бить тревогу. А многие родители этого просто не замечают. Я бы даже сказала –не хотят замечать . Я стала свидетельницей разговора двух шестилетних детей в детском садике. Опишу этот случай:

Мальчик сидит на скамеечке и к нему подходит девочка, садится рядышком, и, как настоящая взрослая женщина-кокетка, обнимает его за плечи, произнося томнымсоблазняющим голоском:

– Я хочу с тобой секс.

Мальчик отодвигается от неё, пытается вырваться из её объятий и говорит далеко не детским голосом:

– Я не хочу с тобой секс.

Девочка повторила эту фразу три раза, подходя с разных сторон, она кружилась просто вокруг него. А мальчик повторял также три раза свою фразу. При этом он не выглядел настороженным ребёнком, не понимающем, что от него хотят. Видимо, у него были какие-то свои ассоциации с этим словом.

Почему наше общество докатилось до того, что такие разговоры шестилетних детей стали спокойно восприниматься? Некоторые родители даже находят такие разговоры весьма забавными. Они радуются тому, какие у них уже взрослые дети. Скажите, как родители-зомби могут воспитать свободных детей? Кого они могут воспитать? Таких же самых зомби, как они сами! Они закладывают детям ту информацию, которой зомбируются сами ежедневно.

Наши дети подвергаются массированному влиянию мультфильмов, закладывающими в их головы недетские образы, и фильмами с сексуальными сценами, которые влияют, и в юном возрасте формируют сексуально активных детей. Приведу итог одного психологического исследования.

Большинство девочек шести лет уже рассматривают себя в качестве сексуальных объектов. Был проведён эксперимент, с использованием бумажных кукол. Это позволило узнать отношение девочек 6-9 лет к вопросу сексуальности. Так, две куклы были одеты сексуально привлекательно, а остальные – в просторную одежду. Участницам эксперимента нужно было выбрать куклу, похожую на них самих, куклу, на которую бы они хотели походить, и куклу, ассоциирующуюся с популярной девочкой в школе. Из 60 участниц 68% выбирали сексуальную куклу, отвечая на вопрос, как они сами хотят выглядеть. 72% признались: эта кукла популярнее. По словам, руководителя исследования, в сознании ребёнка сексуальность была тесно связана с популярностью.

Развратом зомбируется подсознание наших детей во всё более раннем возрасте.

Гуляя со своим ребёнком на площадке, я не раз слышала, как многие мамы говорят, что они будут приспосабливать своих детей к новым условиям весьма оригинальными методами. Они сами планируют дать выпить спиртное, они сами планируют угостить детей первой сигаретой и они сами расскажут, как можно раньше своим детям, как пользоваться противозачаточными средствами. Руководствуются утверждением: «Пусть будет как все, я не хочу, чтобы мой сын (моя дочь) чем-то выделялись. Я помогу своему ребёнку быть как все , чтобы ему было легче». Это и есть их главная ошибка .

По результатам многих исследований становится ясно, что дети, чьи родители сами предлагали попробовать «вкус» современной жизни, во много раз уязвимее перед пропагандируемым растлением. Государство создаёт только видимость заботы о будущем нации, о нравственности детей. Идёт открытая якобы «пропаганда» нравственности и скрытая зловещая пропаганда разврата. Это невидимый для основной, большей части населения геноцид нашего народа.

И ещё один факт , подтверждающий политику растления детей государством, а точнее сказать – теми, кто за ним прячется. Осенью небольшой город в Киевской области посетил передвижной детский Луна-парк , как обычно, разместившийся в городском парке. Проходя мимо, я была шокирована следующей картиной. На большей части аттракционов были изображены агрессивные картинки парней и девушек, полуобнажённые девушки. Причём у этих девушек были откровенно видны определённые интимные части тела. Звучала какая-то песня на английском языке, при этом количество слова «секс» в этой песне в какой-то степени прозомбировало даже меня. Просто какое-то время эта песня не выходила у меня из головы.

А теперь задумайтесь. Кто рассматривал эти картинки и слушал музыку? Маленькие детки до 5 лет! Никто не обращал внимания на картинки, никто к ним не присматривался, кроме этих маленьких детей. Они смотрели широко раскрытыми глазами на изображения и подпрыгивали в колясочках. А ведь мы знаем, как влияет музыка и иллюстрированный материал на формирование кругозора детей и их познание мира, и насколько это опасно для них . Куда смотрели городские власти, давая разрешения на размещение подобного луна-парка? Ведь дети наиболее беззащитны перед информацией, она легко входит им в подсознания, формируя их мировоззрение. А затем лет через 10, родители с трудом будут узнавать своих детей, когда их дети начнут применять в своей жизни все заложенные навыки практически.

Мы также знаем, как наполнен Интернет эротическим содержанием, и насколько сейчас Интернет доступен детям. Период формирования сексуальности – это детский и подростковый возраст. Учитывая лёгкую доступность такой информации и несформированную детскую психику, подумайте, насколько мы можем погубить сексуальность и покалечить детей на всю оставшуюся жизнь.

Наше общество деградирует с большим ускорением . Каждое поколение более деградировано, чем предыдущее, и это ускорение увеличивается невообразимыми темпами. Мы должны думать не только о себе, о своей душе, но и о других людях, о своей Родине, о своём народе. И наш долг – спасти нацию от уничтожения, от вымирания, защитить наше достояние, наших детей. В этом состоит долг перед Родиной, перед нашими предками, пролившими кровь за нашу землю, за нас, за наши жизни. Благодаря их подвигу, мы живём. И это также наш долг перед будущими поколениями, которые либо будут нас ненавидеть, вымирая, как последние гои, либо будут нами гордиться.

Позволяя уничтожать своих детей, мы уничтожаем саму жизнь , мы уничтожаем себя, свою Родину. Если не будет наших детей, не будет ни нас, ни памяти о нас, как о народе. А потомки тех, кому мы позволяем себя уничтожать сейчас, будут презирать наших исковерканных потомков, высмеивая и оплёвывая их, как потомков «великих русов».

Падение нравов в истории

Кто-нибудь скажет, что периоды вырождения не раз бывали у различных народов и различных цивилизаций. Да! Нравственное падение бывало и раньше, правда, такого падения, как сейчас, не было за всю историю человечества. О деградации прошлого говорить трудно, т. к. часто место реальных фактов занимают домыслы. Например, говорят, такой-то композитор был гомосексуалистом. Проверить этого нельзя, сам он об этом не говорил, документов, подтверждающих домыслы, нет. Таким образом, можно обвинить кого угодно в чем угодно.

Например, врач Д. Хайден в своей книге «Pox: genius, madness and the mysteries of syphilis» рассказывает о том, как сифилис способствовал проявлению либо искажению талантов великих людей. По ее мнению, сифилисом страдал немецкий философ Ницше. Хайден даже знает подробности: узнал о своем заражении Ницше в 23 года, заразился, еще находясь в утробе матери. Но «нацисты, пожелавшие взять на вооружение ницшеанскую философию сверхчеловека, предприняли необходимые меры, чтобы упоминание о сифилисе исчезло из истории болезни философа» , т. е. документов, подтверждающих заболевание философа, нет. Каким образом Хайден узнала о заболевании философа, непонятно, раз документов нет, видимо, у нее есть машина времени. Подобным образом Ницше можно обвинить в чем угодно, в том, что он не только болел сифилисом, но и был гомосексуалистом, педофилом, садомазохистом и т.п. Просто нацисты уничтожили все документы. А если серьезно, то здравомыслящему человеку не стоит даже обращать внимание на произведения людей, пытающихся заработать не продаже эпатажных вымыслов.

Далее. Возможно, какие-то единичные случаи деградации были, возможно, они касались даже выдающихся людей, тем не менее такой массовой эпидемии деградации, как сейчас, не было никогда, и это самое важное. Например, можем ли мы представить парад гомосексуалистов в прошлом?

Надо также учитывать, что народы, у которых встречались элементы духовного разложения, например древние греки или римляне, жили в далекое и во многом дикое время, и сами только-только вышли из варварского состояния. Если младенец ходит в туалет в штаны - это нормально, но если он будет продолжать это делать, когда вырастет, то это болезнь. Поэтому то, что было простительно им, непростительно народам, которые любят себя называть цивилизованными.

В марте 2002 года в Санкт-Петербурге открылась выставка авангардных ювелирных украшений. Естественно, все они сделаны на примитивно-дефективном уровне - например, кольцо, которое можно носить на плече. В телесюжете, посвященном этой выставке, говорилось, что эти работы очень напоминают изделия людей бронзового века. Значит, авангардные украшения есть продолжение традиции, а не деградация. Нашли на кого равняться! Можно предложить создателям таких украшений и выставок, раз они в своей жизни равняются на столь отдаленное прошлое, переселиться жить в пещеры.

Не стоит идеализировать древний мир, в Древнем Риме наслаждались гладиаторскими боями, в Древней Греции было развито мужеложство. Но надо помнить, что у всех подобных цивилизаций есть общее - они погибли. Неважно, что, у кого и когда было, - важно, что такого нравственного разложения не было у нас, и мы не желаем повторять судьбу ни Древней Греции, ни Древнего Рима.

Что касается европейской, русской цивилизации, то стоит признать, что раньше тоже не все было безупречно. Например, существовала проституция, хотя не в таком объеме, как сейчас. Да и вообще сегодня обыкновенная женщина одевается так, как еще в прошлом веке не позволила бы себе самая опустившаяся проститутка. Безнравственность всегда была исключением, и самое главное - она всегда осуждалась. Сегодня осуждают лишь по инерции. Постепенно меняются ценности общества, и это самое страшное. Вот как описывает прошлое и настоящее гедонизма Э. Фромм:

«Хорошо известно, что в истории человечества богатые следовали в своей жизни принципам радикального гедонизма. Обладатели неограниченных средств - аристократы Древнего Рима, крупных итальянских городов эпохи Возрождения, а также Англии и Франции XVIII и XIX веков - пытались найти смысл жизни в безграничном наслаждении. Но хотя максимальное наслаждение в смысле радикального гедонизма и было целью жизни определенных групп людей в определенное время, оно никогда - за единственным до XVII века исключением - не выдвигалось в качестве теории благоденствия никем из великих Учителей жизни в Древнем Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Европе» .

Падение нравов - норма сегодняшнего дня: например, во многих странах Европы официально разрешена проституция, легализованы наркотики и деятельность гомосексуалистов. Quae fuerant vitia, mores sunt - «Что было пороками, то теперь нравы»: в этой латинской пословице слышится голос умирающей, некогда великой древнеримской цивилизации, и эта пословица очень точно характеризует сегодняшнее положение в нравственной сфере.

Из книги Свои и чужие автора Хомяков Петр Михайлович

1. Повторение пройденного. Эволюция нравов Настала пора признаться читателю, что включённые в эту книгу работы, и в первую очередь глава «Экология антропогенеза», помимо удовлетворения чисто творческой (в том смысле, о котором мы говорили ц данной работе) потребности

Из книги Пятиэтажная Россия автора Пищикова Евгения

Предводительница Новые дворяне. Очерк нравов I.Я чувствовала, что мне должно повезти. Всякое усердие бывает вознаграждено, а я усердно искала своего героя: губернского или уездного предводителя дворянства, который не считал бы себя обязанным играть роль самую

Из книги Проблемы культуры. Культура переходного периода автора Троцкий Лев Давидович

Культура нравов Культурно торговать значит, в частности, не обманывать, т.-е. порвать с национальной торговой традицией: не обманешь – не продашь.Ложь, обман – не личный только порок, а функции (действия) общественного порядка. Ложь есть средство борьбы и, следовательно,

Из книги Союз Правых Сил. Краткая история партии автора Бенедиктов Кирилл

Глава 3 Падение

Из книги Жизнь ничего не значит за зеленой стеной: записки врача автора Профессор Z

Глава 19. Падение Одна из причин, почему академические конфликты так дики, в том, что ставки очень низки. Артур Бауэ 18 февраля 2000 годаСегодня первая полоса в «Нью-Йорк Репорт» посвящена нейрохирургу из Нью-Йорка, он стал предметом расследования ОНПМД. Государственный

Из книги Стихи и эссе автора Оден Уистан Хью

ПАДЕНИЕ РИМА Пирс нещадно волны бьют; на равнине дождь всерьез лупит брошенный обоз; каторжане в горы прут. В сером платье вечерок. Фиск агентов шлет отряд: недоимщики шалят, игнорируя налог. Завершив с Богиней спор, проститутки в храме спят; в подсознании вершат два

Из книги Газета Завтра 432 (9 2002) автора Завтра Газета

Из книги Страсти по власти: от Ленина до Путина автора Пазин Михаил Сергеевич

Падение Маленкова Получив пост Первого секретаря ЦК КПСС, Хрущев на этом не остановился, он хотел большего – одновременно стать и главой правительства. Пример ему подавали Ленин и Сталин: они были и лидерами партии, и лидерами государства. И Хрущев начал медленно

Из книги Итоги № 33 (2013) автора Итоги Журнал

Законодатель нравов / Политика и экономика / Профиль Законодатель нравов / Политика и экономика / Профиль Виталий Милонов: от демократической Гоморры - до библейского Содома Спросите любого: с чем ассоциируется Санкт-Петербург? И

Из книги Секс (июнь 2008) автора Русская жизнь журнал

Падение Дистанция - примерно сто метров, асфальт. Участвуют пары. Каждый участник-мужичок должен взять на руки участницу, свою жену (можно просто подругу, в паспорта никто не смотрит), и пробежать с женой (подругой) на руках расстояние от старта до финиша с максимально

Из книги Литературная Газета 6461 (№ 18 2014) автора Литературная Газета

Комедия нравов, блин! На экране - самая едкая сатирическая кинокомедия 1979 года. Актив гаражного кооператива заседает ночь напролёт. И вот слово берёт седой фронтовик: "Я ведь на войне ни х... не боялся". Именно так прозвучала эта фраза – а вместо отточий зрители услышали

Из книги Чертова дюжина Путина [Хроника последних лет] автора Пионтковский Андрей Андреевич

Падение Парижа 12 октября 2013 годаКогда бывший канцлер Германии пошел служить лакеем на путинской бензоколонке за какие-то жалкие 2 миллиона евро в год, он опозорил прежде всего себя самого, а не свое государство. Его имя стало нарицательным и собственная

Из книги Германия. Свой среди своих автора Мосьпанов Анна

Энциклопедия немецких нравов В предыдущих главах мы с вами подробно поговорили о тех, кого принято называть мигрантами. Настало время вспомнить и тех, кто по праву рождения называет себя коренными немцами. Что мы, собственно, о них знаем? Существует стандартный набор

Из книги Хелависа и группа «Мельница». Не только песни [сборник] автора О`Шей Наталья Хелависа

Падение Сердце мое Меня не может простить, Как я, поднявшись к тебе В седые неба стаи, Вдруг отпустил тебя и ты Стала в небе таять. Сердце мое Тебя простило - лети один. Не зная пути, Я не стою у края. Падаю, приближая тень Одна я не летаю. Так невозможно Не оступиться, Не

Из книги Что к чему [сборник] автора Веллер Михаил

Падение цивилизаций Какой, спрашивается, может быть исторический смысл в покорении варварской ордой цивилизации великой и богатой?Конечно же, скорей все бегом к Риму – велик, культурен, мощен и отлично изучен.Итак. Что мы имеем в Риме. Высочайшая многовековая культура,

Из книги О природе сакрального. К истокам духовного опыта автора Луговский Григорий

Про «быдло», «элиту» и традиционализм (из истории истории) Тема естественного (или сверхъестественного) деления людей на устойчивые группы, отличающиеся по духовным запросам и другим видам специализации стара как мир. Тут можно вспомнить и Платона с его идеальным

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Русской Православной Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда признал Церкви в трагических событиях Октябрьской революции.

Солдаты и матросы, сыгравшие большую роль в тех и последующих событиях, - «эта среда в особенности была расцерковлена», сказал он. «Конечно, это во многом вина и ответственность тех священников, - добавил Владимир Легойда. - Это одна из причин, и причин очень серьезных. Церковь не может быть успокоенной».

Он напомнил, что в 1916 году в российской армии отменили обязательную исповедь, после чего добровольно исповедоваться стали менее 10% солдат и офицеров.

О Российской империи вообще в обществе существуют два противоположных представления. Одни представляют «тюрьмой народов», мрачным государством, которое держалось на насилии и на непросвещенности людской. Другие рисуют ее потерянным раем: счастливое государство, населенное благочестивым и высоконравственным народом - но в таком случае становится непонятно, почему этот рай обрушился.

«Как вы представляете себе Российскую империю предреволюционных лет? ? Как не повторить тогдашних ошибок?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Добродеев , заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями , напомнил, что «мы все - наследники первородного греха и впитали в себя грехи всего человечества, всех поколений. Если бы мы хотели построить отдельное государство без греха, думаю, вряд ли бы это удалось».

«Российская империя была мощнейшим государством, сильным и духом, и остальными возможностями. Мы знаем, что при Николае II население страны увеличилось на 50 миллионов за 22 года правления. Это колоссальный показатель процветания государства, - а потом миллионы жертв и войны, в которых не просто внешние силы виноваты, это внутри общества зародилась коррозия, которая все разрушила», - убежден пастырь.

«В это время мы наблюдаем величайшие духовные подвиги, - но мы увлеклись духовными высотами, а коррозия пошла в глубину. И Церковь не может снять с себя ответственность, потому что ее задача - глубинное проникновение в души людей, чтобы извлекать оттуда всю нечистоту, которая там есть, - считает отец Александр. - Недостаточно глубокое душевное попечение тогда особенно проявилось в армии и силовых структурах».

«И это перекликается с современной эпохой. В наших силовых структурах мало священников, которые могли бы по-настоящему преобразить людские души, поэтому царит коррупция во всех эшелонах, - с сожалением констатировал священник. - Так что отсутствие действенного, мощного корпуса военных священников влияет на сегодняшнюю ситуацию. Поэтому Церковь не должна успокаиваться, она должна активизироваться и много работать».

Протоиерей Константин Головатский , священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии , сказал: «Действительно, это трагическая коллизия. С одной стороны, процветание государства, возрождение российской культуры, духовности…. В то время было много замечательных представителей Церкви, которые впоследствии пострадали за веру. Первый, кого хочется вспомнить - святой праведный Иоанн Кронштадский, пророк, который призывал людей вспомнить о духовных и нравственных устоях - о том, на чем основывается жизнь».

«С другой стороны, - продолжил он, - происходило расцерковление общества, интеллигенция была увлечена различными западными идеями, в том числе революционными. Среди народа царил духовный упадок. А Церковь - это не только священники, но и весь народ. Конечно, в этом смысле Церковь несет ответственность, тут я согласен с Владимиром Романовичем Легойдой. Падение духовности, нравов в предреволюционные годы было очевидно. На мой взгляд, это одна из главных причин произошедших в России трагических событий».

«Как не повторить тех ошибок? - задается вопросом он. - На мой взгляд, нужно возвращать людей к Православию. Дело, прежде всего, в нравственном состоянии общества. Почему происходят разрушительные события? Это результат серьезных нравственных проблем. Если нравственность не связана с верой, она превращается в идеологию, которая нежизнеспособна и отталкивает людей. Так что, на мой взгляд, это вопрос веры».

Священник Филипп Ильяшенко , клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент , разделяет позицию Владимира Романовича. «Говоря словами великого святителя Иоанна Златоуста, немногие из нас, стоящих у престола, спасутся. Пастыри ответственны за состояние пасомых, - подчеркнул он. - В канун грозных потрясений Русская Православная Церковь была названа «ведомством православного исповедания», - не богочеловеческим организмом, не телом Христовым, а ведомством, учреждением, находящимся на содержании у государства, выполняющим задачи, которые ставило государство. Более того, имевшее свое представительство перед высшей властью, то есть Императором, в лице светского чиновника, обер-прокурора Святейшего Синода. Конечно, говорить, что такое ведомство могло быть властителем душ и сердец, трудно. Мы знаем: образованная часть общества с пренебрежением и презрением относилась к «долгополым», для большой части православного населения Православие выражалось в обрядности, иногда густо приправленной языческими пережитками. И мы знаем, что для самих людей Церкви она, увы, не всегда была местом служения, подвига, спасения, а способом, если хотите, устроить свою жизнь. Это действительно так».

«Но я хочу сказать еще вот о чем. При всей ответственности Церкви за произошедшие события (о чем говорит Владимир Романович), мы обязаны сказать и о том, что ответственность за положение, в котором она оказалась, в основном, лежит на высшей светской власти, которая ограбила Церковь (причем неоднократно), - уверен пастырь. - Вначале за счет образованных людей, - потому что у государства, превращающегося в империю, Великую европейскую державу, иных источников, поставляющих хотя бы минимально образованных людей, просто не было. Это мы должны констатировать. Потом некоторые персоны, будучи узурпаторами высшей власти, не имея на нее никаких прав, и стремясь укрепить свое положение, еще раз ограбили Церковь, лишив ее имущества. Все это делалось под благими предлогами - "вы молитесь и занимайтесь высшими материями, а мы позаботимся о вашем быте и хозяйстве". Но мы знаем, что материальное положение Церкви всегда было бедственным - несмотря на ее безусловно привилегированный статус в империи. Это, конечно, вина государства, высшей власти».

«Наконец, надо сказать, что Церковь была лишена собственной формы управления, первого епископа, то есть Патриарха. Ей был по совершенно протестантскому образцу предложен Синод - некая коллегия. Так что высшая власть, будучи покровительницей и защитницей Церкви, тем не менее, ее ограбила, лишила возможности управлять каноничным образом, проводить Соборы, - полагает он. - Заметим: хотя в последнее время перед революцией к Собору готовились, он стал возможен только после прекращения существования прежней формы власти - монархической».

«И второй момент: не зря говорят, что в Синодальный период было немного святых - за 200 лет церковь прославила всего несколько человек. Но именно эта эпоха вырастила в Церкви не десятки, не сотни, а десятки тысяч людей, которые, несмотря на революционные потрясения и Гражданскую войну, усилия богоборческой власти, не просто где-то по углам сохраняли свою веру, а засвидетельствовали верность Церкви своей смертью. Это очень важно. Несмотря на растерянность Церкви, ее ответственность за происходящие события, именно в ней родились и выросли эти люди, которые своей кровью сумели сохранить Церковь в самые страшные времена», - заключил отец Филипп.

Священник Димитрий Лин , клирик Храма святителя Николая на Трех Горах , сказал: «Я бы, прежде всего, уточнил, что подразумевается под словом «Церковь». Если мы говорим о Церкви как о богочеловеческом организме, то она, конечно, свята и непорочна, и поэтому говорить о ее вине мы, конечно, не можем. Если же говорить о Церкви как об организации, одном из общественных институтов, тесно связанным с Российским государством, фактически ведомстве православного исповедания, можно сказать: это ведомство не справилось со многими стоявшими перед ним духовными задачами - прежде всего, с духовным просвещением. Церковь, точнее, люди Церкви, несомненно, ответственны за те трагические события, за крах Российской империи - всего строя дореволюционной русской жизни».

«В том, что было прервано органическое развитие русской истории, русской культуры, у меня никакого сомнения нет. В любом обществе есть и плохие, и хорошие черты, но если не было бы этой катастрофы, не было бы и чудовищных злодеяний, которыми наполнена советская история XX века - а может, и вся мировая история. Революция привела к страданиям миллионов, десятков, сотен миллионов людей. Говоря о роли Церкви в этих событиях как общественного института, мы, конечно, понимаем: все это накапливалось, начиная с петровских реформ, и даже со спора Патриарха Никона с Алексеем Михайловичем. К сожалению, уровень духовного просвещения русского народа был несоизмерим со строгостью благочестия. Хорошо, когда человек Церкви и благочестив, и молитвенен, и строг к себе, и в то же время духовно просвещен (то есть может отделить главное от второстепенного). К сожалению, этого не было», - посетовал отец Димитрий.

«С этого момента история Церкви, русского государства, прежде всего, духовная история, пошла в неправильном направлении, ну а реформы Петра I завершили дело, - считает пастырь. - Нельзя говорить, что Синодальный период - это сплошная ошибка. Мы видим: многих успехов духовного просвещения в России добились именно в Синодальный период. Это время - расцвет богословия, образования народа (особенно в конце XIX века), - но, к сожалению, и отчуждения народа от власти, от Церкви, потому что она была приводным ремнем монархической власти».

«Мы знаем: Церковь, уважая и чтя императора, тяготилась такой повышенной над ней опекой, долгие годы желала более свободно от властей решать свои внутрицерковные проблемы. Но, как мы знаем, Император в последний момент не принял решения о восстановлении Патриаршества. И, наверное, это тоже одна из его ошибок», - полагает священник.

Отец Димитрий считает, что «главная причина трагедии русской жизни - недостаток духовного просвещения. Исправить это можно только активным просвещением русского народа, православных людей».

Священник Георгий Белодуров , клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери , питает огромную любовь и симпатию к дореволюционной России, прежде всего потому что «это монархия, - государство, которое во многом определяется Божественным промыслом. Рождение и смерть в руках Божьих, а не человеческих. Поэтому когда умирает один монарх или рождается его наследник - это дело Божье, а не как в демократическом обществе, когда народ голосует, а потом темные личности еще и подтасовывают результаты голосования. Так что я считаю большой ошибкой со стороны официальных церковных структур признавать ответственность за революцию 1917 года».

«Церковь практически ничего не могла изменить, - считает он, - хотя и находилась в начале ХХ века на подъеме. Человек, который возьмется за изучение церковной жизни, увидит, что Церковь во многом участвовала в жизни народа. Например, у нас в Тверской области многие батюшки выводили на своих участках какие-то новые экспериментальные растительные культуры, Церковь возглавляла борьбу с пьянством, занималась множеством других важных дел. И, на мой взгляд, отмена исповеди вообще не может быть никак сюда приплетена. Если мы скажем, что это повлияло на революционные события, значит, признаем, что исповедь - некое полицейское действие, которое позволяло контролировать настроения солдат. А исповедь - это тайна, она не может быть открыта. Поэтому с точки зрения церковной логики все иначе».

«Наше государство было православным, и, может быть, плохо, что Церковь была частью госструктур, была же канцелярия обер-прокурора и консистории на местах. Все-таки Церковь не человеческое, а Божье дело. Бог создает Церковь и управляет ею. Этим мы и отличаемся от католиков. Но народ смотрел на Церковь, которая обладала авторитетом, и государство брало Церковь под свою защиту. Помните замечательную фразу "Если Бога нет, то все позволено"? Так вот революция, Гражданская война, кровопролития, ужасная безнравственная смута, ГУЛАГ и все остальное объясняется этим лозунгом. То есть разрушение церковности, начиная с верхов и до низов, разрушение ее авторитета произошло из-за власти, которая отказалась от Церкви в феврале 1917 года, когда Временное правительство открыто заявило, что православие не может больше пользоваться поддержкой государственной власти. Это во многом подтолкнуло людей, особенно тех, кто был склонен к насилию, к хаосу, кровопролитию и страшной катастрофе. Так что я с любовью и уважением отношусь к дореволюционному государству, для меня революция - это национальная катастрофа, не меньше», - заключил отец Георгий.

Иерей Вячеслав Кочкин , благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки , полагает, что «очень серьезное заявление, серьезный поступок - взять на себя ответственность за крушение Российской империи. Если мы посмотрим на Российскую империю конца XIX- начала XX века, увидим, насколько она многогранна и многолика. Там было много интересного, развивающегося, но много и архаичного. Главное, за что Церковь действительно обязана нести ответственность, - за расцерковление общества. Полный формализм в отношении вероисповедания как раз и привел к распаду России, этой многонациональной, многоконфессиональной, многокультурной империи. А любая империя может держаться только на вере. Должно быть связующее идеологическое звено (религия - это связь не только человека с Богом, но и людей в единое целое). Если этой связи нет, государство существовать не в состоянии».

«В экономическом плане у России были огромные успехи: строился Транссиб; пшеница, сливочное масло, пенька вывозилась за границу, - напомнил отец Вячеслав. - С другой стороны, был, очень низкий уровень жизни крестьян, рабочих, высокая детская смертность. Об этом тоже не нужно забывать. Нельзя ни идеализировать "несостоявшийся рай на земле", ни преуменьшать заслуги того государства. Не было объединяющего фактора, который мог бы соединить братьев и сестер различных сословий, религиозных групп. Была любовь к Родине (много ее примеров в Первую Мировую войну), но когда начинают целенаправленно разрушать и этот оплот - патриотизм, империя дальше существовать не может».

«Нас, церковников, часто ругают за то, что мы во все вмешиваемся, и 80% населения считают себя православными - к сожалению, это не так. Честные социологические опросы показывают: посещают Церковь, как-то связаны с религией не более 9% населения. А нам нужно наполнить глубоким смыслом слово "патриотизм", он должно стать тем, что связывает нас воедино, а пока это просто транспарант, за которым ничего нет. А раз так, он долго не провисит, его сорвет ветер. Его нужно закреплять, постоянно подкрашивать, и тогда ветры перемен с Запада, с Востока, отовсюду - нам не повредят», - сказал священник.

«Империей Россия всегда была, есть и будет, и другой формы существования наш народ просто не представляет. И если мы от этого откажемся, мы разделимся. Мы помним примеры страшных крушений - в 17 году разрушилась Российская империя, затем рухнул Советский Союз. Главное - чтобы наша нынешняя империя не распалась. И, думаю, Церковь внесет в ее сохранение существенный вклад. Она - единственный институт, который может объединить людей, мобилизовать их на борьбу и с внешним врагом, и с внутренним, а главное - с самими собой, чтобы зверь (дьявол), живущий в каждом, мог быть поруган, выгнан, а в душе царил Христос - пусть это и звучит высокопарно…» - заключил пастырь.