Падение реки вятка. Хозяйственное значение реки. Князья-богатыри Алтыбай, Урса и Ямшан

Сам я родом из г.Котельнич Кировской обл.(бывшая Вятская губерния). Город районный примерно 30тыс. населения. Известен тем, что ещё до революции "В городе Котельниче было 3 мельничи водянича, паровича и ветренича". А ещё в ходу там не рубль, а РУБЕЛЬ и в семьях родители воспитывают и даже в школах учителя учат не детей, а РЕБЁНКОВ. Но зато не дай вам бог вместо город Котельнич или в городе Котельниче сказать КотельничИ или В КотельничАХ, если в бане так скажете, то могут шайками закидать . Стоит город на высоком, красивом правом берегу реки Вятки. В 5км от города в Вятку впадает крупный приток р.Молома. Лет 5 назад прочитал на сайте родного города путевые очерки своего земляка и ровесника писателя и журналиста Анатолия Вылегжанина о том как в течении 3-х сезонов они прошли реку Вятку под парусом от самого истока и до устья, всего более 1300км. ... сразу загорелся желанием попасть хотя бы на Исток.

А нынче как раз у нас сбор одноклассников был намечен на 11 июня (40 лет как школу закончили). Да ещё и геокешеры масла в огонь подлили, около года назад отайничили исток. Мне сам то тайник не нужен, я не геокешер, но определённую популяризацию этого знакового места они то же получилось сделали. ....И вот всё, звёзды сложились, нынче я уже не мог не поехать!
Пролопатил интернет, в результате ни одного заезда на автомобиле. На поезде, сколько угодно, на велосипеде пожалуйста. Один товарищ пешком 200км из Кирова дошёл, причём без приёма пищи. Отчётов об автомобильных экспедициях не нашёл ни одного. Ну что же, так даже интереснее. Сам выбрал себе маршрут. От Москвы до Котельнича он мне известен досканально, т. к. проехал его раз 20, если не больше. Есть конечно варианты, но я езжу обычно Владимир, Нижний Новгород, Семёнов, Урень, Яранск, Котельнич.
9-го июня, в самое неудачное время, в 15-00 (пик пробок перед длинными выходными, но по работе других вариантов небыло), подхватил в Красногорске ещё одну землячку и одноклассницу, стартовали. Суровая реальность превзошла все мои неблагоприятные прогнозы. Из московскиих пробок по горьковке вырвались только через 3 часа, на выезде из Владимира пробка до Боголюбова 1час, в Нижнем в 12часов ночи пробка на мост через Волгу 1,5часа. После Нижнего машин обычно бывает мало, а тут фуры пёрли часов до 4-х ночи до самой границы Нижегородской области, устал обгонять. В результате вместо привычных 11-12часов получилось 16 с лишним часов в пути. Приехали в седьмом часу утра. Сразу к однокласснику Игорю. Деревня Кардаковы рядом с Котельничем по дороге на Киров в живописном месте на берегу Моломы.
И вот она долгожданная баня, я знал, что она уже натоплена

150 вискаря на грудь, попарились и тут произошло ещё одно событие, о котором я заранее знал, что оно свершится. Моя старшая сестра (старше на 5 лет) живёт в Чебоксарах и у неё тоже 40 лет окончания, только не школы, а Кировского Политеха, ехала в это время мимо тоже на встречу с сокурсниками в г.Киров и завернула на заранее забитую стрелку. Что характерно отец моего одноклассника Игоря, по совместительству ещё и школьный классный руководитель моей сестрицы. В 86 лет очень молодой душой и телом человек, целый час читал нам стихи о любви собственного сочинения.
Проводил сестру часов в 11 и отрубился, как убитый. Через 5,5часов в 16-30 подъём и за руль и уже начал встречать одноклассников.
Ну следующий день описывать не буду (тема не та), сами понимаете, волна ностальжи, шашлыки-башлыки, задушевные разговоры за жисть. Но я держал руку на пульсе, походу сформировал команду на Исток, контролировал себя по алкоголю, но понимал, что 750г. сухого и 150г. коньячку за световой день на такой прекрасной природе мне не повредит.

Вытащенные на берег остатки парома, который когда то ходил через реку на ручной тяге. Через реку был натянут трос и вдоль него шёл паром, зацепленый соответствующим такелажем, трос перебирали руками сами переправлявшиеся. На той стороне сенокосные заливные луга, а так же на лето вывозили скот пастись, обратно везли молоко.

Это я уже 12-го утром раньше всех встал и всё поснимал. Одноклассников вечером всех на такси отправили. До города километров 10 такси 200руб(шоб я так жил, почти даром). Осталась только команда на Исток. В составе: ваш покорный слуга; Володя Криницин (мой лучший школьный товарищ, сидели за одной партой); хозяин дома Игорёк (Так между делом инвалид по зрению 1-я группа, практически не видит, но баню построил сам, слегка Володя и сыновья помогали. И пасеку один содержит, которая в сезон порядка 200тыр. приносит, деньги по тем местам хорошие. Живёт практически безвылазно в деревне, т.к. в городе ему некомфортно по зрению); сын Игоря Рома (недавно отслужил срочную в десанте) и его подруга Аня.
Поднял я их в 5-00 и в 6-00 тронулись. Первый крупный пункт г.Киров (наш областной центр), обогнули стороной по окружной. Особо город ничем не знаменателен, короче говоря, губернский город N. Нет всё же один факт упомяну: когда через Вятку (а именно так он раньше назывался) гнали по этапу Декабристов, то губернатор Вятки забил болт на царя-батюшку и устроил им шикарный приём и бал, на котором Декабристы танцевали прямо в кандалах. Вот так то, Вятичи перед верховной властью никогда не прогибались.
Дальше вырулили на Кирово-Чепецк.

В этом городе огроменный химкомбинат. Даже на щите у мужика с тёткой написаны какие то химические элементы. У химкомбината есть хоккейная команда Олимпия, когда то она играла в классе "А" (вторая ступенька в Советские времена после высшей лиги) и из неё вышли Александр Мальцев и не безызвестный вратарь Мышкин, который стоял за сборную после Третьяка года 2-3.
Далее миновали райцентр Фалёнки. Это было место где кончается асфальт. Знаменито с совковых времён колхозами и совхозами, которые занимались селекцией картофеля. Живо там это дело и поныне, если кто поедет, думаю в инете пошукать, можно узнать, где там элитных клубней прикупить (если кто на даче этим делом до сих пор балуется).

Поскольку асфальт в Фалёнках кончился и началась самая интересная часть маршрута...

Грунтовочка пошла примерно вот такая, до цели 68 км. Сори за качество кадр вытащен из видео, снятого на ходу через стекло оператором, который узнал, что он оператор 4 часа назад

Дальше по треку пошли населённые пункты Удмуртии Усть Лекма и Пудем жилые и с магазинами, потом Лекавай, там уже часть домов заброшенная. В Лекавае встретили тракториста на Белорусе, узнали, что до Малого Малагово доедем без проблем, за Малагово километр не более, а дальше, как он сказал и ему не проехать. И действительно до Малого Молгово на стоковой резине доехали без проблем.

Дальше поставил цепи на задний мост. Поскольку от Малагова до Истока километров 8, а экспедиция была однодневная, то решил не рубиться ради победы над бездорожьем, а действовать наибыстрейшим способом, т.е. ехать пока буду уверен, что проеду наверняка (с учётом что в багажнике съёмная лебеда), а дальше пешком.

Вот в такую, машинка стала обузой и её оставили отдыхать. От Малого Малагова проехали километра 2.5-3. Но в принципе маршрут до упора в железную дорогу вполне проходимый даже на моих стоковых колёсах с цепями и съёмной лебёдкой. Хотя по яндексу вроде как дорога пересекает железку, но реально переезда там нет. Видимо был когда то, т.к. стоит в этом месте пара будок около железки. И на другой стороне на входе в болото какие то намёки на остаток дороги имеются.
Надо сказать, что Володя с Игорьком встали утром после бурной встречи тяжеловато и пока я отмахал 300 с лихом км слегка поправили здоровье. Кроме того кирзачи, которые подобрали Вовику у Игоря оказались ему слегка тяжеловаты и он быстро "устал". Ромик посмотрел на него и сказал: поскольку десантура своих не бросает, то лучше полжить его здесь в тенёчке около машины и на туристическую пенку, нежели бросать в болоте. Так и сделали. До Истока по навигатору было 5,6км. Километра 2,5-3 отмесили по болотистой лесной дороге. И вышли на пересечение с железкой.

Поскольку у Игорька проблемы со зрением, то по незнакомой местности он передвигается практически интуитивно копируя движения идущего в метре- полутора впереди него человека. После поправки здоровья в пути соответствующей жидкостью эти рефлексы у него несколько ослабли и он тоже "устал". Пришлось положить его отдыхать на бетонную площадку между лестницей и ж/д путями, благо она была хорошо прогрета на солнце. Дальше вдоль ж/д путей пара километров, остались я и молодёжь.

Наконец выходим к поставленной вероятно строителями железной дороги стелле, здесь из под мостика Вятка вытекает уже полноценной речкой, шириной метра 2. Но вот парадокс, это не настоящий исток. Просто когда построили железку, то насыпь перекрыла ручей, он растёкся в болото, а на выходе установили стеллу для лохов. Но мы не такие. Мы то знаем, что если пройти от стеллы по рельсам на север ещё метров 500 и потом практически перпендикулярно ж/д путям рубануть почти на запад, а точнеее чуть чуть градусов на 20 на северозапад, то на точке N58град 27,083мин и Е52град 10,207мин должен быть настоящий Исток. Эти координаты я взял с путевых заметок Анатолия Вылегжанина. Идём на них, но у Ани сапожки по щиколотку, ну а там на болоте почти по эти самые, ну не по пояс конечно, как в фильме, но ведь и не война сейчас. Короче, поскольку десантура своих не бросает, а в Аниной обувке туда ломиться было не айс, то Ромик с Аней остались на входе на болото, а я пошёл к Истоку один.

Видимо духи лесные были готовы к встрече только со мной и остальных к Истоку не допустили. Навигатор без машины уже умирал, компаса небыло и я крутился по болоту километра полтара-два, периодически включая навигатор и наконец вышел на искомую точку. Она оказалась в центре болота, поросшего мелким осинником, но никаких признаков истока пока не наблюдалось. Дальше я рубанул с центра болота ещё на запад метров 250 и при входе в лес обнаружил искомый объект.

Помимо всех этих лесных духов и избушки на курьих ножках там ещё действительно есть голова Удмуртской женьщины в национальном головном уборе изо рта которой и вытекает родник.

Реальные координаты места совпали с координатами указанными на геокешерском сайте. N58град 27,178мин Е52град 09,995мин. Ну осталось сказать, что на обратной дороге мы собрали в кучу всех уставших и отдыхавших на лоне природы товарищей. Однако при выезде обратно я расслабился и на проторенной дороге, сел два раза. Причём первый раз метрах в 40 от ближайшего дерева и был весьма удивлён, что в багажнике не оказалось 40м удлинителя, который я всегда возил с собой. 15м кевлара на лебёдке ничем нам не помогли. Хай-джека у меня нет, в результате копали БСЛом и домкратились штатным домкратом часа полтора. Второй раз вообще по лоховски, уже с болота выехали и цепи сняли, но для объезда очередной лужи на дороге сдал назад неглядя и задние колёса ушли вместе с мостом в хорошую промоину, причём карданом и диференциалом сели на край лужи жёстко жёстко. Слава богу в 10 метрах была берёза см.10-15 в диаметре, чуть её из земли не выдернули, нагнулась под 45 градусов, но выдержала. Это нас видимо духи лесные не отпускали, скучно им одним на болоте, редко наверное к ним люди заходят..
В деревню вернулись часам к 4 утра. Как до Москвы вернулся даже писать не интересно. Банально это поспать 5часов, а потом 1000км по асфальту без пробок.

Еще больше фото с моей поездки можно посмотреть

Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Река Вятка

Река Вятка берет свое начало в одном километре к западу от ст. Перелом Иудейского района Удмуртии. Впадает река Вятка в Каму на территории Татарии. Длина реки — 1314 км, площадь бассейна — 129 200 кв. километров. На всем своем протяжении она несколько раз изменяет направление и очень извилиста. Расстояние от истока до устья по прямой составляет 300 км.Коэффициент извилистости 4,15. Наличие изгибов и большой извилистости связано с особенностями рельефа, с различным временем образования отдельных участков долины и с геологическим строением территории. Самый верхний участок течения р. Вятки имеет северное направление, параллельное верховьям Камы.

На этом участке русло ее очень извилистое, долина широкая и сильно заболоченная. Правый берег реки — крутой, левый— пологий. От с. Екатерининского Омутнинского района река Вятка поворачивает на запад и до устья р. Солоной протекает также по широкой и заболоченной долине, образовавшейся в ложбине стока талых ледниковых вод. Близ устья р. Кобры направление течения меняется на юго-западное, которое сохраняется до впадения в нее р. Моломы. Отсюда река Вятка поворачивает на юго-восток. Это направление, при наличии в среднем и нижнем течении различных изгибов, сохраняется до устья.

На всем этом большом отрезке течения долина реки состоит из расширенных и суженных участков. Особенно широка она ниже г. Котельнича, где достигает местами до 20 км. Наиболее узким является участок в районе прорыва р. Вяткой Вятского увала между г. Советском и с. Лебяжьем. Здесь ширина изменяется от 750 до 4000 м, берега — крутые и высокие. Почти на всем протяжении долина реки имеет асимметричное строение и несколько террас. Ширина меженного русла р. Вятки нарастает от 40—50 м в верхнем до 200—450 м в нижнем и среднем течении.

Вятка река, как типичная равнинная река, обладает плавным продольным профилем, сравнительно небольшими уклонами и небольшой скоростью течения. Средний уклон реки — 0,00014. Средняя скорость течения летом, в межепь, у г. Кирова равна 0,5 м в секунду, а весной, в половодье, увеличивается до 1,5 м. Глубина реки летом в верхнем течении изменяется от 3—5 м на плесах до 0,3 м на перекатах, а ниже г. Кирова — соответственно от 7—10 до 0,55 м. Рыхлость пород, слагающих берега и ложе реки, чрезвычайно благоприятствует образованию перекатов, отмелей, песчаных кос и островов, которые препятствуют судоходству. Особенно трудны для прохода судов в нижнем и среднем течении р. Вятки Симановские, Халтуринские, Моломские, Волковские, Ишетские, Ситьминские и некоторые другие перекаты. По водному режиму река Вятка , как и остальные реки области, характеризуется весенним половодьем и летней и зимней меженями. Весеннее половодье начинается в среднем в начале 3-й декады апреля и достигает максимума в первой половине мая. Во время половодья уровень реки поднимается на 4—6 м над обычным летним меженным уровнем, и она затопляет полыми водами свою широкую пойму, отлагая на ней тонкий слой ила.

В это время река также размывает берега или изменяет направление русла, образуя новые протоки. Продолжительность половодья в верхнем течении в среднем около 58 дней. Ниже г. Кирова половодье растягивается под влиянием неодновременного развития его на крупных притоках Вятки — Моломы, Пижмы, Кильмези. Летняя межень устанавливается в начале июня и удерживается до конца августа. Осенью бывает два, а иногда и три заметных подъема воды, вызванных обильными дождями. Зимняя межень устанавливается в ноябре. Зимние уровни обычно выше летних. Водность ее определяется в основном количеством зимних осадков, выпадающих в бассейне реки. В средний по водности год расход воды р. Вятки у г. Кирова составляет 386 кубометров в сек., что соответствует модулю стока 8 л в сек., а в устье расход равен 890 куб. м в сек., модуль стока — 6,9 л в сек. Наибольший расход воды наблюдается весной, наименьший — зимой, перед началом весеннего половодья.

Ледостав происходит от верховья к низовью. В верхней части течения он устанавливается в среднем в первой декаде ноября, в нижней — в начале 3-й декады ноября. Вскрытие идет от низовьев к верховьям: в низовьях река Вятка очищается от льда в средине апреля, а в верховьях — в конце апреля. Ледоход на ряде участков сопровождается заторами. Средний период, свободный от льда, 188—195 дней. Вода в реке большую часть года довольно светлая. Вероятно, поэтому удмурты назвали Вятку Серебряной рекой. Мутность воды р. Вятки у г. Кирова — 60 г на куб. м, она возрастает вниз по течению. Увеличивается только в половодье.

По химическому составу вода р. Вятки отличается малой минерализацией, особенно в верхнем течении. Это объясняется песчаными и супесчаными почвами и сильной заболоченностью местности. Даже в зимний период она не превышает 150 мг на литр воды. Ниже впадения Чепцы минерализация повышается и достигает зимой 300 мг, в летнюю межень — 200—250. Река Вятка имеет большое народнохозяйственное значение, являясь судоходной и сплавной рекой.

Про притоки Вятки

От истоков до устья в Вятку впадает более 120 больших и малых притоков. Правобережные притоки Вятки : Кобра, Летка, Великая, Молома, Пижма, Буй, Уржумка, Шошма; левобережные: Черная Холуница, Белая Холуница, Чепца, Быстрица, Воя, Кильмезь.

Река Кобра


Основной приток Вятки, впадающий в нее в верхнем течении на 921 километре от устья. Ее бассейн включает в себя очень развитую сеть притоков, многие из которых, в свою очередь, являются довольно крупными реками (Федоровка, Соз, Суран, Пашняк и др.). Все реки бассейна Кобры, как большие, так и малые, имеют широкие долины и высокие и обрывистые берега. Русло реки расположено среди супесчаных и суглинистых легко размываемых отложение. Оно очень извилистое. Ширина Кобры в верховье не более 30 м, в среднем течении 30—40 и в низовье — 80—85 м. Кобра — типичная лесная равнинная река со слабым уклоном и медленным течением.

Леса занимают до 90 проц. площади бассейна. На плесовых участках падение реки (разность высот поверхности воды) в межень составляет в среднем 2—4 см на 1 км, возрастая на перекатах до 10—12 см. Глубина реки в межень — от 0,15—0,5 на перекатах и до 1,5—3,0 м на плесах. Средняя скорость в нижнем течении очень мала — 0,01—0,15 м в сек. и немного больше в других частях. Максимальный расход воды приходится на весеннее половодье. Минимальный расход наблюдается в летнюю межень. Самый большой приток Кобры — р. Федоровка. Для этой реки характерны малые скорости течения: от 0,2—0,5 на плесах, до 0,1—0,3 м в сек. на перекатах. Сплав по ней производится на расстоянии 133 км от устья.

Река Летка


Берет начало в 6 км юго-восточнее с. Кольваж Коми и впадает в Вятку на 804 километре от устья. Большую часть пути протекает в пределах Коми, и только нижнее течение расположено на территории Кировской области. Бассейн этой реки имеет высокую лесистость — 85 проц. и сравнительно высокую заболоченность — около 10 проц. Речная сеть бассейна состоит из 44 притоков, большая часть которых имеет протяженность от 8 до 15 км. Русла рек извилистые, с многочисленными перекатами. В нижнем течении берега Летки достигают высоты 4—4,5 м, в верхнем течении высота их уменьшается до 1,2—2 м. Ширина реки колеблется от 15 до 40 м. Скорость течения на перекатах в паводок — 1,5 м в сек., а в межень 0,5 м. Скорость на плесах соответственно равна 0,8 и 0,2—0,3 м в сек. Среднегодовой расход воды у с. Казань Слободского района — 20,6 куб. м в сек. и более. Летка является сплавной рекой на расстоянии 62 км от устья. Затрудняют сплав в устьевом участке небольшие глубины и остров, образовавшийся при слиянии с р. Вяткой и разделивший русло на два узких рукава.

Река Молома


Крупный правый приток Вятки. Почти весь ее бассейн расположен на территории Кировской области, верховья — в Вологодской. Река имеет направление с севера на юг, впадает в Вятку в 10 км выше г. Котельнича. Падение реки от истока до устья примерно 80 м. В верхнем и среднем течении ширина долины реки незначительна, в нижнем — увеличивается до 5—10 км. Левобережная пойма в низовьях занята обширными лугами р. Вятки. В этом участке пойма реки нуждается в осушительной мелиорации. Молома протекает в постоянном устойчивом русле с малоразмы-тыми берегами, покрытыми кустарниками и лесом. Русло ее не очень извилистое. Ширина его в межень от 30—50 до 100 м, глубина на перекатах не более 0,5 м. Наиболее крупные притоки Моломы: Кая, Маромица, Волманга, Кузюг, Вонданга, Шубрюк, Кобра, Куринка, Черная, Черняница, Спасовка. Судоходство возможно только в паводковый период — весной и осенью.

Река Пижма


Берет начало у с. Смирново Нижегородской области и впадает в Вятку вблизи г. Советска. Падение реки от истоков до устья — 85 м. Берега Пижмы до впадения р. Ярани невысокие — до 3 м и легко размываемые. Начиная от устья р. Ярани, берега несколько повышаются. В верховьях долина р. Пижмы покрыта кустарником и лесом. В нижнем течении лесов меньше. Лесистость всего бассейна — 34 проц. Левобережье бассейна более заболочено, чем правобережье. Ширина реки в межень — от 20 до 180 м, глубина на плесах — до 8 м, на перекатах — от 0,25 до 0,5 м. Скорость течения на перекатах в межень — до 1 м в сек., на плесах — значительно меньше. Судоходство освоено на протяжении 127 км от устья до Яранского тракта. Главные левые притоки р. Пижмы: Сюзюм, Юма, Боковая; правые: Ошма, Ярань, Иж и Немда. Самый крупный приток Пижмы — р. Немда. Эту речку можно записать в достопримечательности России или хотя бы области за свою уникальность. На большей части своего пути она протекает в известняково-доломитовых толщах Вятского увала. Отличается значительной скоростью течения и напоминает по своему характеру горную реку.

Река Белая Холуница


Левый приток Вятки, впадает в нее вблизи г. Слободского. Среднее падение ее — 0,28 м на километр. Река имеет свыше 20 притоков, верховьями подходящих очень близко к левым верхним притокам Черной Холупицы. Ширина реки в низовьях — до 30—50 м. Глубина в нижнем течении от 1,4 в межень до 3—3,5 м в половодье. Река протекает в довольно высоких и крутых берегах. У г. Белая Холуница имеется пруд площадью 1530 га. Белая Холуница — сплавная река.

Река Черная Холуница


Средний уклон ее — 0,0003. Протекает она по холмистой местности. Ширина реки на разных участках колеблется от 5 до 15 м в период межени и от 10 до 35 м в паводок. Глубокие и длинные плесовые участки чередуются с короткими и мелкими перекатами. Водосборная площадь Черной Холуницы имеет много лесов (до 89 проц.) и болот.

Река Чепца


Самый крупный левый приток Вятки. Среднее падение реки — 0,1 м на километр. В пределах области находятся нижняя и средняя части бассейна этой реки, а верхняя часть расположена в Удмуртии. У Чепцы — низкие, преимущественно глинистые берега. Однако правый берег ее в среднем течении заметно выше левого. Здесь, на правом берегу, имеются остатки сильно размытой конечной морены днепровского ледника, вдоль края которой и протекает р. Чепца. Река очень извилистая. Русло ее песчаное, местами покрыто галечником. В нем имеется много островов, образующих рукава и протоки. Ширина русла в межень в верховьях реки 20—40 м, а в нижней части 100—120 м. Весной река разливается на 2—3 км, достигая глубины 2—6 м. Плесовые лощины различной длины чередуются большей частью с короткими перекатами. Скорость течения на плесах — от 0,4 до 0,5 м в сек. и на перекатах — 1,2 м в сек. Судоходный период составляет всего 30—40 суток. Река Чепца имеет свыше 60 притоков. Наиболее крупные из них — Коса, Святица, Б. Кордяга, Филипповка.

Река Быстрица


Берет начало у с. Верхобыстрицкого Куменского района. Почти на всем протяжении течет в северо-западном направлении. Быстрица принимает более десяти значительных притоков, самымибольшими из которых являются pp. Ивкина, Кумена и Снигиревка. Основные притоки впадают в реку слева. Справа, из-за узости водораздела р. Быстрицы с pp. Вяткой и Чепцой, значительные притоки образоваться не могли. Бассейн реки поэтому асимметричный. Лесистость его около 25—30 проц., заболоченность 4—5 проц. Общее падение реки — 107 м, средний уклон — 0,00075. Берега невысокие — 3—5 м, но местами повышаются до 20 м. Как и для всего бассейна р. Вятки, для Быстрицы характерны значительные колебания уровней воды в течение года. В период низкой воды скорость течения у д. Шипицыно Оричевского района — 0,3—0,38 м в сек. при ширине русла реки 50—60 м и глубине 42— 77 см.

Вообще течение реки сравнительно быстрое, она оправдывает свое название. Вода Быстрицы отличается средней минерализацией с несколько повышенным содержанием сульфатов — до 19,7 мг на куб. метр. Это объясняется тем, что в бассейне ее имеются залежи гипса. Вода реки мягкая, со значительной окисляемостью —до 17,3 мг кислорода на литр в весенний период из-за наличия болот в ее долине. На расстоянии 46 км от г. Кирова, на полуострове реки Быстрица у с. Бурмакино имеются минеральные источники и лечебные грязи. Здесь располагается Центр реабилитации Вятские Увалы . Самый большой приток Быстрицы — р. Ивкина. Она имеет извилистое русло с невысокими, но довольно крутыми и живописными берегами. В долине этой реки на пойме у с. Нижнее Ивкино также имеются минеральные источники и лечебные грязи. Свое начало она берет с высокой части Вятского увала вблизи д. Опаринцы Верхошижемского района и течет на всем протяжении в северном направлении. Общее падение — 145 м.

Река Воя


Берет свое начало у д. Опары Богородского района и впадает в Вятку на 304-м км от ее устья. Почти на всем протяжении Воя течет в юго-западном направлении вдоль восточной окраины Вятского увала. Справа в нее впадает ряд рек и речек: Ошлань, Курчум, Опан, Суна, Кырчанка и др., а слева — из крупных только р. Вома. Таким образом, Воя имеет асимметричный бассейн. Песчаное русло ее на всем протяжении извилистое. Берега обрывистые или крутые, местами задернованные. Высота их колеблется от 3 до 6 м. Средний уклон реки — 0,0013. Ширина реки в период летней межени в среднем 15—25 м, средняя глубина изменяется в пределах от 1 до 2 м. Скорость течения в межень от 0,2 до 0,5 м в сек., достигая в половодье 1,5—1,8 м в сек. Лесистость бассейна р. Вой низкая — 10—15 проц., поэтому река сплавного значения не имеет.

Река Кильмезь


Второй по длине приток Вятки. Истоки Кильмези находятся в Удмуртии. Она принимает справа и слева много притоков. Наиболее значительные из правых — Лумпун, Лобань, из левых самый большой — Вала. Долина Кильмези слабо врезанная, но сравнительно широкая и сложена преимущественно песками. Ширина реки — от 20 в верхнем течении, до 100 м в нижнем. Средняя глубина — 2,5 м. В верхнем течении уклон около 0,0006 м, в нижнем — 0,0003. В правобережной части бассейна имеются большие массивы лесов.

Резко отличаются от других притоков Вятки небольшие речки Суводь и Ошеть, впадающие в нее в среднем течении слева. Они имеют горный характер, располагаясь в наиболее приподнятой части Вятского увала, сложенного в этих местах преимущественно известняками и мергелями. Падение и скорость течения их настолько значительны, что местами слышен шум ог бурного течения. Падение р. Суводь в верховьях составляет 4—6 м на 1 км. Узкие и глубокие долины этих речек ограничены очень крутыми и высокими берегами, которые покрыты хвойными лесами и сильно расчленены крутостенными и узкими оврагами. В берегах по многих местах имеются выходы родников, против которых русло реки не замерзает даже в сильные морозы.


Вятка - река с характером. Она только кажется неторопливой и даже сонной. На самом деле вся она состоит из множества перекатов и коварных мелей, поджидающих неопытного речника. Да и передвигаться по ней лучше в сезон высокой воды. В самой же воде - множество рыбы. А по берегам - лесные хозяйства и громадные заводы, питающиеся водой из все той же Вятки, чтобы «ковать ядерный щит родины».

ДЕСЯТЬ ИМЕН ВЯТКИ

Река несет свои воды по землям, издавна заселенным разными народами, каждый из которых давал название тому отрезку реки, на берегу которого жил.

Вятка - крупнейший правый приток Камы, протекает по территории европейской части Российской Федерации в пределах Кировской области, Татарстана и Удмуртии .

Река Вятка берет свое начало на Верхнекамской возвышенности. Следуя по равнинной территории, несколько раз резко меняет направление течения: сначала река течет на север, затем с севера на запад и юго-запад, затем на юг и юго-восток. Для Вятки в целом характерна извилистость на всем протяжении русла. Река проходит в широкой долине с пологими склонами. Правый берег Вятки, как правило, выше левого. По всему течению много перекатов, затрудняющих судоходство.

По пути принимает притоки справа и слева, главных - около десятка, всего же притоков разной величины - более 70. Главные из них: справа - Кобра, Летка, Великая, Молома, Пижма; слева - Чепца, Быстрица, Воя, Кильмезь.

Питание реки главным образом снеговое, в меньшей степени - дождевое за счет множества ручьев, переполняемых во время ливней и несущих свои воды в Вятку.

Бассейн Вятки находится довольно близко к Северному Ледовитому океану , сюда постоянно вторгаются холодные воздушные массы, зимой нередки сильные морозы, а летом - внезапное резкое похолодание.

Берега реки - чередование холмов и низменностей на всем протяжении Вятки. В прошлом они все были покрыты густыми пихтово-еловыми и сосновыми лесами, впоследствии в значительной степени сведенными на строительство и просто на дрова.

В реке Вятке обитает много рыбы, преимущественно лещ, плотва, линь, чехонь, сом, щука, окунь, судак, карась, стерлядь. В последние годы из рыбоводных прудов в Вятку попали белый амур, толстолобик, пелядь, карп.

Относительно происхождения названия реки существует несколько версий. С одной стороны, положение реки в области древнего расселения удмуртов, у границ современной Республики Удмуртия , говорит о сходстве названия реки с употреблявшимся до 1920-х гг. названием удмуртов (вотяки, воть) и с удмуртским племенным самоназванием (ватка). Так же как удмурты называют реку Ватка, татары именуют ее Нократ (утверждается, что от персидского «ногора» - серебро), марийцы - Виче и Вичы. По другой версии, название Вятка может происходить от финно-угорского «венто», что означает «медленный, спокойный, глубокий». Наиболее распространенное мнение: название Вятка близко древнерусскому слову вятше (вяче, вяще), что означает «больше», к которому со временем присоединился суффикс - ка, свойственный русским названиям рек. Отсюда и толкование названия реки как «большая».

Русские начали массово заселять берега Вятки только с 1374 г., когда здесь появились первые переселенцы-новгородцы. Постепенно Вятка стала важной водной артерией, соединявшей Среднюю Волгу - территорию Волжской Булгарии, а впоследствии Казанского ханства - с Сухоно-Вычегодским речным путем и Новгородскими землями.

С 1874 г. по Вятке осуществляется регулярное судоходное движение.

Исторически река Вятка и ее притоки стали водными путями, по которым переселенцы из центральной части нынешней России добирались до Урала и далее.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РЕКА

Значение Вятки многократно возросло в годы Великой Отечественной войны, когда на ее берегах появились предприятия, эвакуированные из центральной части СССР.

В старину река Вятка была одной из важнейших для центральной России торговой водной дорогой. По ней перевозили главным образом зерно, дрова и лесоматериалы. Но самым важным товаром очень долгое время оставалась каменная
соль.

По реке издавна осуществлялся сплав леса, и по ее берегам были построены десятки предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности: мебельной, фанерной, спичечной (первая спичечная фабрика была открыта в 1873 г.). Предприятия продолжают работу, хотя и в меньшем объеме: в целях предотвращения дальнейшего загрязнения реки существовавший веками молевой сплав леса по Вятке прекращен в 1980-е гг., а плотовой сплав - в начале 1990-х гг.

Пожалуй, самое большое промышленное предприятие в бассейне Вятки - огромный Кирово-Чепецкий химический комбинат, для продукции которого, в том числе различных минеральных удобрений, требуется громадное количество воды.

В городе Сосновка сохранилось уникальное предприятие - судостроительный завод, открытый в 1924 г., выпускающий для судоходства по Вятке катера, шлюпки и суда на воздушной подушке.

Вятка - река судоходная, но мелководная, с большим количеством перекатов. Образуются они вследствие рыхлости пород, слагающих берега и ложе реки, что чрезвычайно благоприятствует образованию отмелей, песчаных кос и островов, которые препятствуют судоходству, особенно в летнее время, когда уровень воды в реке понижается. Глубины на перекатах в межень составляют едва 0,45 м в верхнем течении, а в среднем и нижнем - до 0,65-0,85 м. Глубина на плесах чаще всего 3-5 м, реже 7-10 м. Поэтому она судоходна летом от впадения в Каму до города Кирова на протяжении 700 км, а весной, когда вода поднимается над порогами, - на протяжении 966 км, от поселка Подрезчиха до пристани Кире.

Большинство населения по берегам вятки - русские (около 95%), далее - по мере убывания численности - удмурты, татары, марийцы.

Вятка - главная река Кировской области, и на ней стоят многие ее города. Большинство городов располагаются на месте древнейших поселений. Так, например, ученые-археологи относят первые крепостные сооружения города Слободского к XIII в. Не менее древние находки сделаны в Кирово-Чепецке и его окрестностях: свидетельства жизни здесь еще древнерусского населения - Кривоборское городище и Усть-Чепецкий могильник XII-XV вв.

Крупнейший и старейший город на Вятке - Киров , административный центр Кировской области, в старину именовавшийся просто Вятка по названию реки, на которой он стоит Согласно «Повести о стране Вятской» - сборнику народных и церковных преданий XVIII в., город был основан после 1181 г. новгородцами. А первое упоминание о городе Вятке (или Вятской земле) в общерусских летописях датируется 1374 г. в связи с походом новгородских ушкуйников на Булгар - столицу Волжской Булгарии.

Город Котельнич - один из малых исторических городов России, основанный, вероятно, одновременно с Вяткой (Кировом). В истории края запомнился Алексеевской ярмаркой, возникшей в 1647 г, когда город стал одним из центров торговли северо-востока Российской империи, и ужасающим по своим последствиям пожаром 1926 г., спалившим две трети города.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ В 1946 г. Кирово-Чепецкий химкомбинат был включен в программу создания атомной бомбы: здесь было налажено производство гексафторида урана, необходимого для последующего обогащения самого урана. В 1951 г. было начато производство обогащенного лития-6, из которого изготавливались компоненты термоядерного оружия.

■ В Кирово-Чепецке существует предприятие со статусом «традиционного народного промысла на Вятке», занимающееся художественным плетением из ивового прута и ленты. А в городе Советске находится одно из самых известных в России производств валенок.

■ На правом берегу Вятки, в 18 км к югу от города Котельнича, найдено Котельнич-ское местонахождение парейазавров - уникальное собрание фауны пермского периода, где ежегодно открывают все новые виды ископаемых животных: дицинодонтов, пробурнетий, различных звероящеров. Миллионы лет назад они гибли здесь, увязая в липком глинистом иле в период сезонных наводнений. Единственный аналог подобного местонахождения в мире - на плато Карру в ЮАР , где, однако, сохранность ископаемых куда ниже котельничских.

■ Реки Вятка и Кама начинаются на севере Удмуртии , от истока они протекают параллельно, устремляясь на север, пока Вятка не сворачивает на запад, а Кама - на восток.

■ Бассейн реки Вятки почти симметричен: площадь правобережной части - 61 200 км2, левобережной - 67 800 км2.

■ Вопреки распространенному утверждению название реки - Вятка - не имеет ничего общего с восточнославянскими племенами вятичей, населявших в VIII-XIII вв. бассейн Верхней и Средней Оки. Доказано, что вятичи никогда не проникали так далеко на север.

■ За основу современного герба города Слободского взят исторический герб уездного города Слободска Вятского наместничества, утвержденный Екатериной II в 1781 г. Символом, подчеркивающим значение города как богатого рыбного промысла, стали две скрещенные рыболовные верши (снасти-ловушки) из золотых прутьев.

■ Колокольня Преображенской церкви в Слободском, возведенная в 1823 г., - символ города. Первоначально была выполнена в виде триумфальной арки в честь победы над Наполеоном, впоследствии достроена верхними ярусами и шпилем.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Исторические: Пижемское городище Ананьинской культуры (Советск, до X-XI вв.), деревянная проездная башня-часовня Михаила Архангела (Слободской, 1610г.).
■ Культовые: Преображенская церковь(колокольня 1823 г., Слободской).
■ Природные: государственный природный заказник «Пижемский», Жерновогорская пещера (Советская штольня), родник Царский ключ, древовидные можжевельники, Разбойный бор.
■ Киров: Свято-Успенский Трифонов мужской монастырь (1684 г.), Александровский сад (1825 г.), Спасо-Преображенский женский монастырь (1696-1883 гг.), собор Серафима Саровского (1904 г.), Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых (1910 г.), часовня Архангела Михаила (1866 г., восстановлена в 1999 г).
■ Котельнич: Котельничское местонахождение парейазавров (255 млн лет), Ковровское городище (II тыс. до н. э.), Скорняковское городище (X-XIII вв.), Гостиный двор (1856 г.), Никольская церковь (1903 г.), Вятский палеонтологический музей (1994 г.), Нургушский заказник.
■ Кирово-Чепецк: стоянки людей эпохи мезолита (VII тыс. до н. э.), Кривоборское вятское городище (XII-XIV вв.), Усть-Чепецкий древнерусский могильник (XII-XV вв.), Всехсвятский собор (1989-2002 гг.).

Река Вятка и ее бассейн занимают большую часть территории Кировской области. Это самый крупный и полноводный приток Камы. Последняя, в свою очередь, воссоединяется с Волгой, и далее путь водной артерии лежит прямиком в Каспийское море. Длина р. Вятки превышает 1300 километров, а территория, относящаяся к ней, составляет 129 тысяч квадратных километров. Истоки реки находятся в Верхнекамской возвышенности на севере Удмуртии, а в Каму она впадает ниже города Мамадыша в Татарстане. Вятка отличается резкими сменами направления течения, что обуславливает на всем ее протяжении большую извилистость. Это типичная река равнин, следующая по широкой долине. Берега Вятки преимущественно пологие. Основное водное питание река Вятка получает от снеготаяния. Лед на Вятке обычно встает в начале ноября, а сходит к концу апреля. Река имеет множество притоков, основные из них: Великая, Пижма, Кобра, Шошма, Белая, Молома, Кильмезь и Быстрица.

Рельеф дельты Вятки

Бассейн Вятки практически идеально пропорционален и симметричен. Площадь левобережной части - более 61 тысячи квадратных километров, правобережной - около 68 тысяч. На севере территория граничит с бассейном а с запада, востока и юго-востока - с бассейном река Вятка. В верховьях водной артерии много болот, поскольку рельеф местности равнинный и близко залегают грунтовые воды. В этой части реки растут многочисленные леса - до 90% территории. Далее в низовьях Вятки залесенность сокращается до 40%. В верховьях ширина долины реки простирается на 5 километров. Вниз по течению у села Мелянда, где ее ограничивают высокие незатопляемые берега, она сужается до 750 метров. Ниже Атарской снова расширяется до 5 километров. Пойма Вятки по большей части заболочена, покрыта растительностью. В основном - это луга со множеством озер.

Судоходство на Вятке

Судоходство по Вятке затруднено, поскольку она мелководна и имеет большое количество перекатов, глубина которых составляет не более 45 сантиметров в верховьях, а в низовьях - не более 85. На плесах глубина реки изредка достигает 10 метров, но в основном - до 5 метров. На перекатах вода течет со скоростью 0,9 м/с. Но если Вятка высокий, то скорость ее увеличивается до 1,2 м/с. Падение реки от истоков до впадения в Каму составляет 220 метров. Вятка используется для сплава леса. Летом регулярное судоходство открыто до города Вятка, весной, в половодье, до пристани Кирс. Основные речные порты Вятки: Вятка, Советск, Вятские Поляны и Котельнич.

Ихтиофауна реки Вятка

Река Вятка имеет высшую рыбохозяйственную категорию. Ихтиофауна несколько отличается в верховьях и низовьях. Общая рыба для реки - это щука, язь, судак, налим, голавль, стерлядь, чехонь, ерш и окунь. В верхнем течении встречаются: пескарь, елец, плотва, сопа, уклея, подкаменщик и щиповка. Иногда попадаются сом, сазан, подуст и берш. В среднем и верхнем течение встречаются: быстрянка, бычок. В водоемах, принадлежащих бассейну Вятки, водятся: вьюн, красноперка, озерный гольян и верховка. В последнее десятилетие в пруды были запущены толстолобик, карп и пелядь. В низовьях в большом количестве обитают раки. Рыбалка на реке возможна практически всеми способами: на спиннинг, кораблик, удочку с поплавком, донку и нахлыстом.

Хозяйственное значение Вятки

Река Вятка имеет большое хозяйственное значение для Кировской области. Она удовлетворяет хозяйственно-питьевые и промышленные нужды. По реке осуществляются местные перевозки пассажиров и грузов. Также Вятка - судоходная (минерально-строительные грузы) и сплавная река. На берегах реки расположены около 30 крупных промышленных предприятий Кировской области, которые далеко не благотворно влияют на состав воды. Особенно преуспевает в этом Кирово-Чепецкий химический комбинат. Только по содержанию аммонийного азота за последние 5 лет показатели значительно увеличились. На сегодняшний день администрация области уделяет вопросу чистоты Вятки пристальное внимание: ведутся постоянные наблюдения за сбросами в реку и купирование негативных последствий. Но этих мер недостаточно. Сейчас разрабатывается Федеральная программа, которая позволит сохранить чистоту воды в Вятке.

Отдых и туризм

Река Вятка притягательна для любителей пешего и водного туризма. На отдельных территориях вскрываются пласты пермских пород, и путешественники имеют возможность осматривать гроты, скалы и пещеры. Особым местом паломничества туристов является водопад на реке Вятка. Он имеет высоту 7 метров. Зимой, во время сильных морозов, водопад превращается в сказочное сооружение, блистающее на солнце всеми оттенками голубого и зеленого цвета. Опытные туристы реализуют маршруты самостоятельно. Новичкам же предлагается несколько максимально интересных вариантов: поездки в Пижемский заповедник, в Буржагский природный комплекс, «Вятская кругосветка», программы по тим-билдингу, для детей - в «Заповедник сказок», по лесной реке Холунице и многое другое.

В те давние времена, когда лучшими дорогами были реки по речным системам, пользуясь часто волоком, шло освоение новых земель. А что если и нам отправиться по пути древних поселенцев, заодно попытаться открыть для себя нечто новое? Тут, как нельзя кстати, попался мне «Путеводитель Вятско-Волжского пароходства. Река Вятка и Вятский край» 1910 года, а значит путь наш будет лежать в бассейн реки Вятка а путешествие, по обыкновению, будет в прошлое…


Река Вятка, второй после Белой приток Камы, вытекает из болот Глазовского уезда и всем своим течением принадлежит Вятской губернии. До села Екатерининского, где Вятка ближе всего подходит к Каме, она течет в низменных лесистых берегах.


Интересно отметить, что обе реки берут начало очень близко друг от друга, а затем расходятся в разные стороны. Кама на восток, а Вятка на запад.

Возле села Екатерининского Вятка делает свой первый крутой поворот, после которого берега ее поднимаются и становятсяхолмистыми.

Увеличивается также и ширина реки.

Мелководье, основное свойство большинства русских рек, является большой проблемой для судоходства. По этой причине, такая громадная река как Вятка, могла быть названа судоходной только отчасти, а о притоках и говорить нечего.

Вскрывалась она в среднем около 13 апреля, а замерзала около 2 ноября. Если исключить из этого периода время, необходимое на ледоход и ледостав, то окажется, что навигационный период на Вятке равен был приблизительно 6 месяцам.

Вятка весной допускала сплав от впаденияр.Омутинцы (недалеко от истока), а судоходнойстановилась от г. Слободского , где превращалась уже в крупную реку. Сюда некогда ходили мелководные пассажирские пароходики Вятско-Волжского пароходства .

Но все зависело от состояния воды. Бывали такие периоды, когда ни о каком «правильном» движении по реке не могло быть и речи. Обычнотак было в июне, хотя и тогда случался иногда второй, после весеннего, подъем воды. Количество дождей,выпадающих особенно в верховьях Вятки,имело громадное влияние на уровень воды в ней. C лучались «паводки»(прибыль воды) и среди лета, что отражалось самым положительным образом на возможности судоходства.

Как уже упоминала, от Слободского ходили небольшие пассажирские пароходики Товарищества Вятско-Волжского Пароходства , а от Вятки пароходы этой же компаниибыли сравнительно большие и комфортабельные, впрочемуступающие Волжским и Камским только величиной, но оборудованные нисколько не хуже.

Таким образомполучалось, чтобы пройти по Вятке максимально возможное расстояние приходилось менять средство передвижения два, а иногда и три раза. Пока возможно и позволяла осадка судна, здесь ходили пароходы «американского», общепринятого на большинстве реках, типа, на мелководье они заменялись пароходами мелкосидящими, однодечными.

«Американцы»доходили до Камско-Вятской пристани Соколки , где и происходила пересадка и перегрузка.




Иногда эти мелководные пароходыне могли доходить до самой Вятки, тогда происходила пересадка на самые маленькие пароходы Товарищества.

Удобства для пассажиров Товарищество старалось предоставить и на своих мелких пароходах, но сравнить с «американцами» их, конечно, было нельзя. Несмотря на всезатруднения и задержки, для пассажиров было сделано все максимально удобно. От такого положения дел Товарищество терпело убытки, но его нельзя было в чем-либо упрекнуть.


Уместно здесь упомянуть о транзитном пароходстве между Москвой и Вяткой, которое осуществлялось Товариществом Вятско-Волжского Пароходства в начале века. Смелое начинание вскоре было подхвачено. За вятскими речниками потянулись в Москву водным путем волгари.

Прошло совсем немного времени и уже несколько пароходств начало работу между Москвой и Волго-Камо-Вятскими пристанями. Благодаря этому значительно сократились фрахты ко благу населения.

О притоках Вяткитой далекой поры сказать почти нечего. Известно только, что наиболее значительные из них с правой стороны - Великая Молома и Пижма, а с левой - Чепца и Кильмезь. Весной по этим рекам осуществлялся значительный сплав, а в Молому, Пижму и Чепцу даже заходили маленькие пароходы. Река Пижма была когда то судоходна приблизительно на последних 100 верстах до впадения в Вятку. На правом берегу Пижмы за несколько километров до Вятки расположилась некогда слобода Кукарка .

Еще один приток Вятки - река Чепца .Она брала начало в Сарапульском уезде близ границы Пермской губернии. Течение она имело извилистое и быстрое, особенно с приближением к реке Вятка. Глубина реки местами значительна, но летом открывались мели. В прежнее время в Чепце водилась стерлядь, по своим качествам не уступающая знаменитой сурской стерляди. На Чепце обосновался город Глазов .

Глубина этих рек была изменчива, что крайне мешало судоходству. Конечно при некоторых условиях они могли быть использованы с большей нагрузкой(если произвести дноуглубительные работы), но к сожалению позаботиться об этом было некому. В еще худшем положении находились другие притоки Вятки. По ним производился только сплав и то преимущественно весной, а в остальное время они были совсем забыты…


Немного предыстории и краткие сведения о Товариществе Вятско-Волжского Пароходства.

Пароходство на реке Вятке началось с 1858 г. С 1863г. фирма Булычева открыла на Вятке буксирное движение, а в 1874 - пассажирское.

Первоначально «на линии» ходили всего два парохода Т.Ф.Булычева- «Ф.Булычев» и «Почетный»всего два раза в неделю, но уже через два года число пароходов пришлось удвоить. Через три года линия была продолжена за Казань до Нижнего и в ней было задействовано шесть пароходов.Дело начало постепенно развиваться.Были попытки увеличения района деятельности Пароходства(линия Васильсурск-Промзино) по Суре.

Но вскоре было решено не разбрасываться,ограничиться вятскими линиями исообщением с Казанью и Нижним во время Ярмарки.Это было правильное решение т.к. получилась возможность выбранное изначально направление улучшать и увеличивать дело.К 1894 г. пассажирскую линию поддерживали 10 пароходовиз которых некоторые были с электрическим освещением и удобствами.

На буксирной линии работало 4 парохода.

В 1900г. во избежании конкуренции все вятские пароходчики предпочли работать совместно и, таким образом, под одним флагом оказалось 38 пассажирских и буксирных пароходов и целый флот баржей и подчалков.Так в 1902 году образовалось Товарищество Вятско-Волжского Пароходства с основным капиталомв 3 млн.рублей и 36-ю пароходами.

С 1905 года Товарищество открыло линию до Москвы, о чем было рассказано выше. Была попытка наладить пассажирское судоходство из Нижнего в Казань, но вскоре эту затею отложили. Пароходам было достаточно работы на своих линиях, что не дало возможным устроить ежедневное отправление на новом направлении.

Товарищество решило ограничиться поддержанием срочной товарной линии между Вяткой и Москвой.К 1910г. Товарищество состояло из 38 пароходов (из которых 7 американского типа), 34 железнодорожных барказов, 55 дебаркадеров и 60 нефтяных и хлебных баржей.


Такой флот существовал на реке, обойденной вниманием Министерства Путей Сообщения.

В то время все реки находились в ведении Министерства Путей Сообщения, которое ставило на первый план железнодорожное строительство и совсем пренебрегало естественными путями.

Вот какие слова можно прочитать в Путеводителе по Вятке 1910 года П.Оленина-Волгаря: «это и не удивительно, если принять во внимание, что во главе Министерства Путей Сообщения никогда не было человека «от реки». Министрам -железнодорожникам, конечно, не может быть так близко к сердцу речное дело, как настоящему речному деятелю. Речное дело требует не только знания и опыта, но и любви. Не ошибусь если скажу, что ни опыта, ни любви к этому великому делу не было и у тех деятелей Министерства Путей Сообщения, которые из Петербурга руководили и руководят судьбами русских рек. Как бы то ни было, но большинство их не только не оборудованы как следует, но не изучены, а многие даже неизвестны…»