Парашют д 5 серии 2 технические характеристики. Учебник сержанта воздушно-десантных войск. Виды армейских «воздушных зонтов»

Парашют Д-5 серии 2

Назначение:
Десантная парашютная система Д-5 серии 2 предназначена для десантирования личного состава в тыл противника. Имея большую площадь купола и сравнительно небольшую массу, они обеспечивают безопасность приземления парашютиста. В отличие от парашюта Д-1-5У, парашют Д-5, Д-6 имеет единый метод укладки и способ раскрытия при совершении прыжков из всех видов авиатранспорта при скорости полета до 400 км/ч. В комплекте парашютной системы применяется одна и та же запасная парашютная система З-5, З-6П. В целях страховки на ранце этих систем устанавливают усовершенствованные парашютные приборы ППК-У.
Тактико-технические данные (ТТД):
Эксплуатационные ограничения:
масса парашютиста-десантника - не более 120 кг;
скорость самолета во время отделения - не более 400 км/ч;
максимальная высота прыжка - 8000 м;
минимальная безопасная высота для прыжка со стабилизацией падения 3 с при скорости полета самолета, равной 160 км/ч, - 200 м;
скорость снижения на стабилизирующем парашюте - не более 35 м/с;
скорость снижения на основном парашюте - не более 5 м/с;
усилие, необходимое для раскрытия двухконусного замка с помощью звена ручного раскрытия - не более 16 кг-с;
масса парашютной системы без парашютного прибора и парашютной сумки - 13,8 кг;
масса парашютной системы в полном комплекте 15,5 кг;
срок хранения без переукладки - не более 3 месяцев;
количество применений - 140 раз;
гарантийный срок службы основного парашюта - 12 лет, решением комиссии технического осмотра парашютно-десантных средств, эксплуатирующей организации разрешается увеличить срок службы до 15 лет.
Описание комплектности:
В комплект парашюта входит:
1) камера стабилизирующего парашюта;
2) стабилизирующий парашют;
3) звено стабилизирующего парашюта;
4) камера основного парашюта;
5) основной парашют;
6) подвесная система;
7) ранец парашюта;
8) двухконусный замок;
9) звено ручного раскрытия;
10) парашютный прибор ППК-У;
11) парашютная сумка;
12) паспорт;
13) вспомогательные детали.
Камера стабилизирующего парашюта обеспечивает упаковку и введение стабилизирующего парашюта в действие. Размер камеры 0,3 х 0,19 м. Основа камеры предназначена для размещения в ней стабилизирующего парашюта и части стабилизатора. Камера стабилизирующего парашюта изготовлена из капронового авизента и имеет цилиндрическую форму. На основу камеры крепится карабин, лента зачековки, лента крепления карабина, четыре металлические кольца и завязка. Карабин служит для зацепления в самолете камеры с уложенным стабилизирующим парашютом к тросу (при прыжке из самолёта) или удлинителю (при прыжке из вертолёта). С помощью ленты-зачековки камера стабилизирующего парашюта закрепляется на ранце основного парашюта. Верхнее основание камеры после укладки в неё купола завязывается завязкой. В нижней части камеры нашиты 4 кольца для контровки её с кольцами стабилизатора.
Стабилизирующий парашют (вытяжной парашют) обеспечивает стабилизированное снижение парашютиста, введение в действие парашютного прибора ППК-У и основного парашюта. Стабилизирующий парашют состоит из купола, строп, стабилизатора. Купол площадью 1,5 м2, изготовлен из капронового полотна, имеет форму усеченного конуса и состоит из основы и боковины. К полюсной части основы купола пришиты 8 карманов из крашенного капронового полотна, которое служит для быстрого наполнения купола воздухом. На внешнюю сторону основы и боковины нашиты капроновые ленты, усиленные подгибом ткани и ленты, дополнительно нашиты с двух сторон. К кромке усилительного каркаса пришито зигзагообразной строчкой 16 строп. Стропы изготовлены из капронового шнура. Длина 1, 4, 5, 8, 9, 12, 13 и 16 строп в свободном состоянии от кромки купола до петли стабилизатора 0,52 м, а 2, 3, 6, 7, 10, 11, 14 и 15 стропы - 0,5 м. Различная длина строп обусловлена их разноской от кромки купола на 4 пера стабилизатора. Стабилизатор изготовлен из капронового полотна и состоит из четырёх треугольных "перьев", сшитых по центру. По боковым сторонам каждого пера стабилизатора нашиты капроновые ленты. В верхней части ленты образуют петлю для крепления строп. В нижней сведены в коуш, с помощью которого стабилизатор крепится к звену стабилизирующего парашюта. На каждое перо для контровки стабилизатора с кольцами камеры стабилизирующего парашюта нашито по одному металлическому кольцу.
Звено стабилизирующего парашюта предназначено для соединения стабилизирующего парашюта с ранцем во время стабилизации, а также для соединения стабилизирующего парашюта с куполом основного парашюта на всех последующих этапах его работы. Звено стабилизирующего парашюта длиной 1,03 м. Изготовлено из капроновой ленты в 2 сложения, которые в верхней части оканчиваются петлёй размером 130 мм для присоединения стабилизатора. На расстоянии 410 мм от неё для присоединения шнура включения прибора ППК-У пришита петля из ленты. К звену с помощью вшитой капроновой ленты крепится направляющее кольцо для шнура включения прибора ППК-У. Нижняя часть звена стабилизирующего парашюта разветвляется и образует 2 силовые ленты, в конце которой вшиты металлические пряжки. На эти ленты нанесены стрелки для контроля положения их при заряжении двухконусного замка. С двух сторон на ленты нашиты перемычки из капроновой ленты. Между перемычками вшита лента, которая образует петлю для присоединения звена стабилизирующего парашюта к уздечкам купола основного парашюта и его камерам. Образованный из лент треугольник с обеих сторон закрыт косынками из капронового авизента.
Камера основного парашюта обеспечивает упаковку и введение основного парашюта в действие в заданной последовательности и тем самым уменьшающая динамическую нагрузку в момент раскрытия основного парашюта. Размер камеры 0,63 х 0,45 м, изготовлена из капронового полотна, имеет форму цилиндра. Состоит из основы, косынки и фартука. Сторона основы камеры с сотами для строп усилена вторым слоем капронового полотна. С внешней стороны основы камера усилена двумя капроновыми лентами, которые в верхней части основы, пересекаясь, образуют уздечку, предназначенную для соединения камеры с куполом основного парашюта и звена стабилизирующего звена стабилизирующего парашюта. К основе верхней её части пришита косынка из капронового полотна, прикрывающая уложенный в камеру купол основного парашюта. Для затягивания верхней части основы после укладки в камеру купола основного парашюта через подгиб верхней части основы пропущена завязка. С внешней стороны стропы на основу нашиты соты (газыри), которые служат: одна средняя сота (газырь) и две группы боковых сот (газырей) с петлями - для укладки строп; в соты (газыри) из резинового шнура - для удержания строп трубчатых сот (газырей); две пары съёмных резиновых сот (газырей) - для зачековки с помощью фартука и пучков строп купола основного парашюта, уложенного в камеру. Нижняя часть основы заканчивается рукавом, в подгиб которого вставлено эластичное кольцо, облегчающее упорядоченный выход купола основного парашюта из камеры. Для прикрытия кромки купола основного парашюта к нижней части основы пришит фартук с двумя парами металлических окон и двумя нашитыми карманами, прикрывающими пучки строп, которые зачековывают нижнюю часть основы камеры.
Основной парашют. Купол 28-угольный, площадью 83 м2. Поверх купола нашит усилительный каркас. Изготовлен из полотнищ капроновой ткани. Усилительный каркас по кромке купола образует 28 петель для крепления строп. В центре купола основного парашюта для соединения его с камерой основного парашюта и звеном стабилизирующего пришита уздечка из капроновой ленты. Над петлями для крепления строп нашито 28 стягивающих лент для ускорения наполнения купола парашюта и уменьшает вероятность перехлёстывания его стропами. Между первой и 28й стропой имеется заводское клеймо - марка завода-изготовителя. На нём есть номер парашюта и дата его изготовления. К петлям купола основного парашюта прикреплены 28 строп из капронового шнура длиной 9 м. Другие концы строп крепятся к полукольцам, которые находятся на свободных концах подвесной системы. Для облегчения укладки на 14-ю стропу нашита оранжевая муфта.
Подвесная система является соединительным звеном парашютиста с парашютом. Изготовлена из капроновой ленты прочностью 1600 кг на разрыв. Состоит она из главного обхвата, который заканчивается двумя парами свободных концов: 2 передних и 2 задних с металлическими пряжками - полукольцами для крепления строп. Главный обхват сшит из капроновой ленты в два сложения. На нём находится также звено ручного раскрытия, карман для кольца звена ручного раскрытия, шлёвочка для шланга звена ручного раскрытия, гибкий шланг, 2 скобы для крепления запасного парашюта, круговая лямка, два ножных обхвата с двумя карабинами, изогнутая пряжка для соединения главного обхвата с наспинно-плечевым обхватом, 2 пары металлических пряжек для присоединения регулирующих лент ранца. Имеются также 2 наспинно-плечевых обхвата, 2 ножных обхвата с двумя карабинами и двумя D-образными пряжками, грудная перемычка, поясной обхват с прямоугольными пряжками.
Ранец парашюта предназначен для крепления и размещения в нём (укладке) основных частей парашюта (купола со стропами и части свободных концов). Изготовлен он из капронового авизента. Состоит из двойного дна, левого и правого клапанов. В дно ранца вставлена рама жёсткости. В верхней части ранца имеется 2 окна для прохода силовых лент звена стабилизирующего парашюта. К дну ранца крепятся две ленты для пряжек с зубчатыми перемычками, с помощью которых ранец соединяется с наспинно-плечевыми обхватами; двухконусный замок с пластиной; полукольцо для резиновой соты, которой закрепляется стабилизирующий парашют на ранце; 2 кнопки для застёгивания клапана двухконусного замка; гибкий шланг звена ручного раскрытия; клапан, прикрывающий двухконусный замок; 8 капроновых петель для крепления ранца к подвесной системе; 2 резиновые ленты для подтягивания ранца к главному обхвату подвесной системы; 2 косынки с металлическими пряжками для тесём с карабином крепления запасного парашюта; 2 ленты подтяга ранца [нет в Д-1-5У!]; карман для страхующего прибора ППК-У. Левый и правый клапана имеют металлические кольца для прохода через них силовых лент звена стабилизирующего парашюта. Кроме того, правый клапан имеет кольцо для контровки петли звена стабилизирующего парашюта с закреплённым на нём шнуром (переходником) для включения парашютного прибора ППК-У; резиновую соту для заправки звена стабилизирующего парашюта при выработанной слабине и монтажа камеры со стабилизирующим парашютом на ранец; карман с предохранительным клапаном для шнура предохранительного включения парашютного прибора ППК-У; карман с завязкой из лент для размещения и крепления парашютного прибора ППК-У. На правом клапане наносится заводской и стеллажный номера парашюта.

Двухконусный замок - механическое приспособление для замыкания пряжек силовых лент стабилизирующего парашюта и удержания их в течении всего периода стабилизированного снижения парашютиста, а также для освобождения этих пряжек и сбрасывания их с конусов при выдёргивании звена ручного раскрытия или срабатывания парашютного прибора ППК-У. Двухконусный замок состоит из монтажной пластины крепления, корпуса с двумя большими конусами, затвора с двумя малыми конусами крышки, крышки большого конуса, малого конуса, 2 амортизаторов, 2 пряжек силовых лент, пружинящей шайбы, плоской шайбы, винта длиной 18 мм, винта крышки, винта с гайкой и 3 винтов длиной 20 мм.
Вытяжное кольцо входит в звено ручного раскрытия, состоит из кольца, троса и петли.

Парашют Д5 предназначен для учебно-тренировочных и боевых прыжков из транспортных самолетов. Появился парашют Д-5 в войсках в начале 1970-х годов. Конструкция его оказалась очень удачной и в том или ином виде, разновидности и дальнейшие модификации этого парашюта используются по настоящее время. Наиболее известная разновидность - Д-5 серии 2, которая стояла на вооружении ВДВ практически до середины-конца 1980-х годов.

Имея большую площадь купола и сравнительно небольшую массу парашюты Д-5 сер. 2 обеспечивают безопасное приземление парашютиста. В комплекте парашютной системы применяется запасная парашютная система З-5, З-6П. В целях страховки на ранце этих систем устанавливают усовершенствованные парашютные приборы ППК-У.

Тактико-технические характеристики парашюта Д-5 сер.2.

Масса парашютиста-десантника не должна превышать 120 кг. Скорость самолета во время отделения - не более 400 км/ч. Максимальная высота прыжка - 8000 метров. Минимальная безопасная высота для прыжка со стабилизацией падения 3 секунды, при скорости полета самолета равной 160 км/ч - 200 метров. Скорость снижения на стабилизирующем парашюте - не более 35 м/с. Скорость снижения на основном парашюте - не более 5 м/с. Введение системы в действие производится как вытяжным кольцом так и страхующим прибором. При этом усилие, необходимое для раскрытия двухконусного замка с помощью звена ручного раскрытия не превышает 16 кг-с.

Габариты уложенного парашюта.

Длина без стабилизирующего купола в камере, смонтированного на ранце: 595+10 мм;
Ширина без парашютного прибора: 335+10 мм;
Высота: 220+10 мм;

Масса парашюта без переносной сумки и приборов не более 13,8 кг.

Особенности строения купола.

Купол состоит из капронового полотна и имеет форму двадцативосьмиугольника. Площадь купола равна 83 м². Для увеличения прочности нижняя кромка купола прошита капроновыми лентами прочностью 200 кгс, а его центральная часть - лентами прочностью 70 кгс. На куполе крепится 28 строп длиной по 9 метров из капронового шнура прочностью на разрыв - 150 кгс. Так же Д-5 серии 2 имеет стабилизирующий парашют с площадью 1,5м².

Парашютирование и приземление.

Парашют Д-5сер.2 - не управляемый, и перемещается по движению ветра. (Однако при наличии некоторого опыта можно немного скорректировать точку приземления путём скольжения. Подробнее о данном методе в ТТХ парашюта Д1-5у). У него отсутствуют стропы управления и парашют не имеет своей скорости горизонтального движения.

Для безопасного приземления парашютист должен двигаться по направлению ветра и избегать бокового положения или движения спиной по направлению движения ветра. Для разворота по ветру перед приземлением нужно развернуться, перекрещивая свободные концы. Подготовка к приземлению включает в себя необходимость плотно сжать ноги и слегка согнуть их в коленях. Стопы необходимо держать параллельно земле. Ноги при этом должны быть напряжены.

После касания ногами земли парашютисту нужно упасть на бок или сделать кувырок вперед по направлению движения. Затем парашютисту необходимо "погасить купол" парашюта для чего он должен встать на ноги и либо как можно быстрее оббежать купол сбоку, тем самым изменив его форму против ветра, либо взявшись за 2-3 нижних (расположенных в данный момент ближе к земле) стропы начать подтягивать их на себя, что так же повлияет на форму купола после нескольких метров натяжения. После того как весь купол ляжет на поле парашютист должен собрать парашют в сумку и вернуться на старт.

Укладку производят 2 человека – укладывающий (ответственный за укладку) и помогающий.

Укладка парашюта производится поэтапно:

а) проверка наличия, исправности частей парашюта

б) проверка и подготовка ППК – У.

а) укладка основного купола

б) надевание камеры на купол.

а) зачековка камеры стропами

б) укладка купола в камеру

в) укладка строп в газырь камеры

г) подготовка стабилизирующего купола к укладке

а) складывание перьев стабилизатора и надевание камеры на стабилизирующий купол

б) контровка колец перьев стабилизатора с кольцами камеры

в) укладка стабилизирующего купола и строп в камеру

г) укладка камеры с уложенным осноным куполом и стропами на дно ранца

а) затяжка клапанов ранца

б) крепление камеры со стабилизирующим куполом на ранец парашюта

в) подготовка и монтаж ППК – У

г) заряжение двухконусного замка

а) подготовка подвесной системы

в) заполнение паспортов

г) проверка парашюта

г) укладка парашюта в переносную сумку и ее опечатывание

Инструмент для укладки: походное полотнище, крючок – вилка

При одевании парашюта перед прыжком переносную сумку укладывают под грудную перемычку.

После приземления нужно: отстегнуть запасной парашют, вытянуть купол «во флаг», свернуть стропы «бесконечной» петлей, купол свернуть в ру­лон: снять подвесную систему с ранцем (основного купола) и положить, в сумку прибором к верху. Ранец должен разделить сумку на две части: в одну половину укладывается подвесная система, а в другую - купол со стропами.

Тема № 4.

Парашютный страхующий прибор.

ППК-У

ППК-У – полуавтомат парашютный комбинированный унифицированный предназначенный для раскрытия ранца парашюта или введения других устройств; раскрывающих парашют через определенный промежуток времени или на определенной высоте. Прибор используется в качестве страхующего средства на спасательных, десантных, запасных, тренировочных и спортивных парашютах, когда парашютист сам, по каким-либо причинам не может раскрыть парашют с помощью вытяжного кольца.

1. Диапазон срабатывания прибора:

По времени – от 2 до 5 секунд;

По высоте – от 0,3 до 8 километров;

2. Прибор работает в интервале температур от +60 0 до -60 0 на высотах до 35 км.

3. Усилие силовых пружин во взведенном состояние не менее 28 кг.

4. Ход вытяжного кольца 70 мм.

5. Прибор устойчив к воздействию клея и росы.

6. Прибор защищен от попадания в него сора.

7. Прибор работоспособен после пребывания во взведенном состоянии непрерывно в течение 12 месяцев.

8. Полный технический ресурс составляет 1000 срабатываний.

Основные части прибора:

2. Анероидное устройство

3. Часовой механизм

4. Вытяжное устройство

5. Система блокировки

Кроме того, в комплект ППК-У входят:

1. Гибкая шпилька

2. Набор инструмента

3. Паспорт

Тема № 5

Теоретические основы прыжка с парашютом.

Воздух обладает определенными свойствами: массой, давлением и плотностью. Двигаясь в воздушной массе, тело испытывает при этом сопротивление воздуха. Главной причиной, создающей сопротивление, являются вихри, образующиеся около тела при его движении. У хорошо обтекаемых тел вихри появляются только сзади тела. У плохо обтекаемых тел, они образуются по всей поверхности. Тела, вызывающие сильные вихреобразования, всегда испытывают большое сопротивление воздуха. С увеличением размеров тела, растет его сопротивление. Сопротивление воздуха в направлении, противоположном движении тела, называется лобовым сопративленим.

О - сила лобового сопротивления.

Сх - коэффициент сопротивления.

@ - плотность воздуха

S - наибольшая площадь поперечного сечения.

V - скорость движения

Коэффициент сопротивления определяют опытным путем, чаше всего аэродинамических трубах. В безвоздушном пространстве скорость падения тела возрастает пропорцио­нально времени.

Раскрытие парашюта можно разделить на три периода;

Раскрытие вытяжного парашюта (стабилизирующего) и его наполнения.

Вытягивание чехла выход строп и стаскивакие чехла с купола.

Наполнение купола.

1-й период мало зависит от скорости падения и плотности воздуха. Этот период занимает 0,2 сек.

2-й период зависит от скорости движения и плотности воздуха и занимает в среднем 0,3 - 0,5 сек.

3-й период самый продолжительный по времени. Продолжительность третьего периода колеблется, от 0.5 до 1,5 сек.

Таким образом, раскрытие парашюта занимает 2-3 сек и расстояние 60 -90 метров, инерционная нагрузка при раскрытии парашюта возникает в результате быстрой потери скорости и воспринимается как удар.

Чем больше купол, тем нагрузка при раскрытий парашюта будет меньше. После раскрытия парашют попадает под власть воздушных течений. Если ветра нет, он опускается вертикально, но обычно, имеется какое-нибудь перемещение воздушной массы, и парашют несет парашютиста туда, куда дует ветер.

Приземление - наиболее сложный этап прыжка, требующий совершенного знания правил, хладнокровия, рассудительности и умения владеть парашю­том и своим телом. Факторами, влияющими на величину удара парашютиста о землю, являются: скорость снижения, способ приземления, скорость ветра, состояние грунта, устойчивость движения. Удар характеризует по­терю скорости парашютистом.

Таким образом, вес тела при ударе увеличивается в 17 раз. И при весе парашютиста 30 кг, превысит 1500 кг. Но даже сгибая колени и туловище при приземлении надо делать это правильно, иначе эффект будет недостаточным. Надо добиться того, чтобы напряжение ног и туловища соответствовало скорости приземления, кроме того, в искусстве мягкого призем­ления очень важно равномерное напряжение мыши в процессе всего удара.

Тема № 6

Правела передвижения по аэродрому.

Аэродромом называется земельный участок, специально оборудованный для обеспечения взлета, посадки, стоянки, обслуживания летательных аппара­тов. Аэродром, с целью определения рабочей части, должен иметь ограни­чительные знаки, обозначающие ВПП (взлетно-посадочная полоса) и РД (рулевая дорожка). Рядом с местом приземления са­молета, левее ВПП выкладывается посадочное Т. летом - белое, зимой - черное. Впереди и сзади «Т», из таких же полотнищ выкладываются ограничители. Из полотнищ выкладывается и «крест» - место точного приземления парашютистов. РД, места стоянки самолетов и технических средств на старте, место расположения людей обозначаются флажками и указателями. Из числа опытных спортсменов назначается стартовый наряд: дежурный по старту и дежурный по площадке приземления. Всем, находящимся на старте, необходимо располагаться в специально отведенном для людей месте «квадрате» (старт). Покидать его можно только с разрешения инструктора. Находиться за пределами квадрата, особенно сидеть или лежать в высо­кой траве опасно, водитель автомашины, обслуживающий полеты, может не заметить в траве человека и наехать на него.

Курить на аэродроме разрешается только в специально отведенном месте. В близи самолетов, парашютов и технических средств курить и пользо­ваться открытым огнем категорически запрещено. Прежде, чем идти по аэродрому, необходимо осмотреться вокруг. Чтобы не попасть под самолёт или снижающегося парашютиста. Если на пути стоит самолет, то обходить его надо с сзади, а вертолеты спереди, на расстоянии не ближе 10 м. Группы людей должны передвигаться по аэродрому только строем. Переходить ВПП можно только с разрешения РП (руководителя паллетов), убедившись, что самолет не взлетает и не идет на посадку. При необходимости перейти или переехать на другую сторону аэродрома, надо двигаться за пределами ВПП, а лучше по краю аэродрома. При этом следует быть внимательным в полосе воздушных подходов, вблизи начала и конца ВПП. Парашютист, приземляющийся на ВПП или РД должен, собрав парашют на руки, быстро освободить ее.

Тема № 7

Ознакомление с самолетом.

Самолет Ан-2 создан в качестве "воздушного грузовика", мощность двигателя 1000 л.с. Максимальный взлетный вес 5500 кг. Биплан, с передним расположением основных стоек шасси. Основные части самолета фюзеляж (полумонокок): крылья, двигатель, шасси хвостовое оперение, оборудование. Благодаря силовой установке (двигатель с винтом), он может приобретать определенные поступательные движения. При этом воздушные поток обтекает крылья и на них, благодаря профилю, создается подъемная сила, способная оборвать самолет от земли. Хвостовое оперение и элероны служат для управления самолетом в трех, плоскостях во время полета. Фюзеляж служит для размещения полезного груза, в данном случае, парашютистов. На борту самолета Ан-2, в зависимости от загрузки, разрешается брать до 10 парашютистов с выпускающим. Посадка в самолет парашютистов производят в последовательности, обратной очередности прыжка, т.е. первым заходит парашютист, прыгающий последним. В первую очередь занимают места с правой стороны грузовой кабины. После посадки в самолет всей группы, выпускающий инструктор убирает подножку, закрывает дверь, зацепляет карабины за переходники и докладывает летчику. После набора высоты 700 м выпускающий разблокированные приборы на запасных парашютах. Прыжки с самолета Ан-2 выполняются как одиночно, так и серией от двух до 10 человек. По команде «приготовиться» парашютисты, сидящие на левом борту и назначенные выпускающим на прыжок в данном заходе, поворачиваются липом к двери и принимают изготовочную позу. Дверь открывает выпускающий. Сигналы для прыжка подаются летчиком: «приготовиться» - два коротких сигнала сирены; «пошел» - продолжительный гудок сирены; «отставить» - частые гудки сирены. Выпускающий дублирует сигналы голосом. По команде «пошел» парашютисты друг за другом с интервалом в 1-3 сек, отделяются от самолета «солдатиком». Чтобы правильно отделиться от самолета, парашютист должен левую ногу поставить серединой ступни в левый нижний угол проема двери. Правая нога в этот момент находится на полшага сзади и полупрогнувшись отделиться от самолета, сохраняя положение тела. Нужно показать кур­сантам правильное отделение от самолета «солдатиком», а после этого практически отработать этот прием с каждым курсантом

(вариант укладки на принудительное стягивание чехла)

1. Вытяжной фал – служит для принудительной расчековки ранца и стягивания чехла:

Длина – 3 метра, усилие на разрыв – 1200кг.

Имеет карабин 1 , среднюю 4 и нижнюю 3 петлю, для предохранения вытяжной веревки от ожогов на нее надет чехол 2 из хлопчатобумажной ленты (ЛХБМкр-35-260) в виде полого шланга.

2. Чекующий трос (вытяжной трос) – служит для зачековки ранца. Имеет три шпильки 2 , обрезиненную петлю 3 , защитный чехол 4 , петля чехла 5 .

3. Чехол купола:

Материал – перкаль. Длина – 5,3м.

Чехол купола изготовлен из перкаля Б оранжевого цвета (арт. 7015кр), имеет форму рукава-1 длиной 5,28 м и надевается на всю длину сложенного купола.

По всей длине чехол усилен лентами-2 прочностью 150 кг (ЛХБ-25-150), которые в верхней его части образуют уздечку-3 для присоединения вытяжного шарового бесстропного парашюта (ШВП).

В верхней части чехла нашиты два кармана-4 , способствующие выходу строп из сот и стягиванию чехла с купола.

В нижней части чехол имеет одну пару двойных резиновых (съемных) сот-5 , одиннадцать пар резиновых (несъемных) сот-6 и две ленты для укладочной рамки-7 .

Фартук чехла имеет два окна-8 для пропуска двойных резиновых (съемных) сот.

Над окнами имеются карманы для укладки в них пучков строп.

Пучки строп, вложенные в двойные резиновые (съемные) соты, зачековывают нижнюю часть чехла и препятствуют преждевременному выходу купола из чехла (допускается порыв двух сот из 11 с каждой стороны).

Предохранитель строп-9 предназначен для предохранения уложенных в соты строп от зацепления.

Две направляющих из силовых лент для вставки рамки (при укладке, для более удобной зачековки строп).

Купол

Площадь: 82,5м 2

Материал: перкаль П.

По всей площади купол прошит силовыми лентами, образующими силовой каркас.

На полотнищах, между 27 и 28, 28 и 1, 1 и 2 стропами имеются треугольные щели для выхода воздуха избыточного давления, вследствие чего появляется горизонтальная скорость и возможность управления.

Стропы

Длина: 8,87м

Количество: 28

Материал ШХБ-125 (шнур хлопчатобумажный с усилием на разрыв 125кг).

Стропа №14 промаркирована красным по всей длине (или оранжевыми манжетами у свободного конца и на кромке купола). С этой стропы начинают укладку.

К стропам 26, 27, 28 и 1, 2, 3 смонтирована стропа управления.

Подвесная система

Материал: ЛТК-1600 (лента такелажная капроновая, усилие на разрыв 1600 кг)

4 свободных конца

Главную (круговую) лямку

2 ножных обхвата

2 наспинно-плечевых обхвата

Грудную лямку (перемычку)

Поясной обхват

2 замка крепления ЗП

Карман для кольца на левом плечевом обхвате

Шлейку крепления гибкого шланга (со стороны кольца)

1 грудной карабин

2 ножных карабина

3 ответных D-образных пряжки к карабинам

Подвесная система (рис. 11) изготовлена из капроновой ленты прочностью 1600 кг (ЛТК-44-1600) и состоит из главной лямки и двух наслинно-плечевых обхватов.

Главная лямка сострочена из ленты в два сложения , концы которых образуют два свободных конца длиной 430 мм .
На главной лямке имеются две изогнутые пряжки, предназначенные для соединения ее с наспинно-плечевыми обхватами в верхней части подвесной системы.

На главную лямку на уровне груди с левой стороны пришит карман вытяжного кольца. Выше кармана пришит гибкий шланг.
В нижней части главная лямка раздвоена, ленты сшиты встык и к ним пришита накладка для более удобного сидения в подвесной системе во время снижения.

Для присоединения запасного парашюта к подвесной системе в главную лямку вмонтированы две скобы крепления с фиксаторами.
Наспинно-плечевые обхваты, правый и левый, проходящие через изогнутые пряжки и окна главной лямки, образуют грудную перемычку и при помощи двух пряжек - поясной обхват, обеспечивающий регулировку подвесной системы по росту.

Наспинно-плечевые обхваты скрепляются между собой, образуя крестовину, к которой присоединяется ранец.

Наспинно-плечевые обхваты, идущие книзу от крестовины, огибают главную лямку ниже окон для поясного обхвата, образуя треугольники с закрепленными с левой стороны - карабином, а с правой - пряжкой.

Нижние концы наспинно-плечевых обхватов, пропущенные между главной лямкой и огибающие ее в нескольких местах, образуют ножные обхваты, на которых смонтированы пряжки для регулировки их по росту. Три карабина и три пряжки, находящиеся на ножных обхватах и грудной перемычке, служат для застегивания подвесной системы.

К подвесной системе присоединяется ранец, а к пряжкам-полукольцам подвесной системы - стропы купола.

Ранец

Ранец предназначен для укладки в него купола в чехле, части строп и свободных концов подвесной системы, вытяжного шарового бесстропного парашюта и полуавтоматического прибора.

Ранец изготовлен из авизента А (арт. 6700) и состоит из дна ранца и четырех клапанов: двух боковых, одного верхнего и одного нижнего.

К верхнему клапану 1 пришиты два гибких шланга 2 , головка пластины 3 для крепления шланга полуавтоматического прибора и лента-завязка 4 , предназначенная для крепления шланга полуавтоматического прибора. В основании верхнего клапана имеются два окна 5 для выхода свободных концов подвесной системы.

Верхний и два боковых клапана ранца имеют отвороты с карманами 6 , которые после укладки купола в ранец заправляются укладочной линейкой под нижний и боковые клапаны. Отвороты предохраняют купол от загрязнения.

Для удержания клапанов в закрытом положении на ранце имеется замыкающее устройство, состоящее из шнурового кольца 7 , двух конусов 8 , расположенных на клапанах ранца, четырех люверсов с пришивной шайбой 29 и одной пряжки-люверса 28 .

Пятый люверс 18 , установленный на правом боковом клапане между нижним и средним люверсами, предназначен для фиксации положения шарового бесстропного вытяжного парашюта внутри ранца в сложенном состоянии.

Шнуровое кольцо 7 изготовлено из шелкового шнура ШШ-80 .
Быстрое раскрытие клапанов ранца обеспечивают восемь ранцевых резин 9 , из которых семь одинарных и одна двойная.

Длина одинарной ранцевой резины с кулонами равна 370 мм , а двойной - 385 мм . Одним концом ранцевые резины присоединяются неразъемно к проволочным петлям на клапанах ранца.

На боковые клапаны ранца с внешней стороны по ленте периметра нашиты две косынки с пряжками 10 , к которым присоединяются крепления запасного парашюта 13 , предназначенные для крепления его к основному парашюту и для регулирования плотности прилегания парашюта к телу парашютиста.

Крепление запасного парашюта состоит из ленты (ЛРТ арт. 159-Т) и карабина. На внешней стороне левого бокового клапана ставится заводская маркировка.

Металлические петли 12 пришиты на ленте периметра ранца для крепления двойной ранцевой резины верхнего клапана с целью исключения зацеплений вытяжного шарового бесстропного парашюта за хвостовую гайку полуавтоматического прибора и предохранения парашютиста от удара хвостовой гайкой полуавтоматического прибора.

На правом боковом клапане 16 расположены карман прибора 14 для размещения полуавтоматического прибора, карман карабина 15 , который служит карманом для карточки-заместителя паспорта и для укладки карабина вытяжной веревки, лента-завязка для крепления прибора, кольцо 20 для контровки вытяжной веревки, лента крепления шланга 21 для укладки гибкого шланга при прыжке с ручным раскрытием ранца.

Предохранительный клапан 19 , который является продолжением правого бокового клапана, застегивается четырьмя кнопками-турникетами 17 после затяжки ранца.

Предохранительный и нижний клапаны имеют металлические пластины 27 для придания жесткости.

Дно ранца 23 с внешней стороны имеет четыре пары петель 22 для крепления подвесной системы к ранцу, шлевки 11 для направления ранцевых резин.

На дне ранца с внутренней стороны по боковым и нижней сторонам периметра рамы жесткости нашиты карманы, левый и правый 24 , и клапан 31 , препятствующие сдуванию уложенного в чехол купола со дна ранца в момент раскрытия парашюта и обеспечивающие последовательное вытягивание чехла с уложенным в него куполом.

По внутренним сторонам карманов пропущен ранцевый шнур.
У верхнего клапана ранца карманы имеют отверстия 25 , под обтачку которых для жесткости вставлены металлические кольца.

В отверстия пропускаются резиновые соты 26 , которые замыкаются пучками строп, Резиновые соты крепятся петлей-удавкой к шнуру, пристроченному к верхнему клапану ранца у рамы жесткости. Шнур и место крепления соты со шнуром прикрыты шлевками.

1. Внутренняя часть:

а) Две резиновых соты в верхней части ранца (участвуют в формировании поддерживающих клапанов – в них укладывают два нижних сложения чехла)

б) Два поддерживающих клапана – упорядочивают выход чехла из ранца

в) Нижних предохранительный клапан – предохраняет стропы от износа

2. Внешняя часть

а) Правый клапан (если смотреть со спины)

1. Четыре люверса (1, 2, 4 – элементы чекующего приспособления, 3 - смотровой)

2. Защитный клапан с жёсткой пластиной и 4 турникетами

3. 3 шубных петли для ранцевых резин

4. Проволочное кольцо для фиксации троса

5. Карман для монтажа страхующего прибора

6. Шлейка гибкого шланга

б) Левый клапан

2. Проволочное кольцо с мягкой петлёй (<неразборч>)

3. Конус – элемент чекующего приспособления

4. 3 шубных петли

5. Заводской и инвентарный номера парашюта

в) Нижний клапан

1. Пряжка-люверс

2. Одна шубная петля

г) Верхний клапан

2. Шубная петля

3. Байонетная пластина для монтажа страхующего прибора (гарантирует, что при срабатывании прибора не произойдёт его подтягивания к чекующему приспособлению)

4. 2 гибких шланга

3. Спинка ранца

а) 9 шубных петель для ранцевых резин

б) 2 шлейки для пропуска ранцевых резин (резинки должны быть пропущены через шлейки!)

в) Шлейка крепления ранца к подвесной системе (больших нагрузок на соединение нет, ранец можно отстегнуть от подвесной, при раскрытом парашюте на ранец нагрузки нет, только на подвесную)

г) 2 косынки с лентами для подтяга запасного парашюта (ленты после подтяга должны быть завязаны на узел для предотвращения их самопроизвольного ослабления).

Предназначен для учебно-тренировочных прыжков из транспортных самолетов с высоты до 8 000 метров при скорости летательного аппарата до 400 км/час

ПАРАШЮТ Д-5 СЕРИИ 2

Схема раскрытия парашюта Д-5 серии 2

1 ─ камера стабилизирующего купола; 2 ─ стабилизирующий купол; 3 ─ соединительное звено; 4 ─ камера основного купола; 5 ─ основной купол; 6 ─ ранец

Общий вид уложенного парашюта Д-5 серии 2

1 ─ карабин; 2 ─ лента зачековки

Тактико-технические данные парашюта Д-5 серии 2

1. При общей массе парашютиста с парашютами не более 120 кг парашют Д-5 серии 2 обеспечивает:

  • не менее 80 применений на скорости полета до 400 км/ч по прибору и высотах до 8000 м при немедленном введении стабилизирующего парашюта в действие и последующем снижении на нем в течение 3 с и более;
  • устойчивость при снижении;
  • возможность прекращения снижения на стабилизирующем куполе в любой момент путем раскрытия двухконусного замка вытяжным кольцом;
  • минимальную безопасную высоту применения из горизонтально летящего самолета на скорости полета 160 км/ч по прибору со стабилизацией 3 с ─ 200 м, при этом время снижения на полностью наполненном куполе основного парашюта ─ не менее 10 с;
  • среднюю вертикальную скорость снижения, приведенную к стандартной атмосфере и общей массе парашютиста с парашютами 120 кг, на участке 30─35 м от земли ─ не более 5 м/с;
  • быструю потерю высоты при скольжении без явлений складывания купола;
  • применение двух страхующих приборов (основного и дублирующего) с длиной шланга 240 мм;
  • быстрое гашение купола после приземления при отсоединении правого свободного конца подвесной системы посредством замка ОСК-Д;
  • применение запасных парашютов типа 3-2 или 3-5;
  • усилие, необходимое для раскрытия двухконусного замка вытяжным кольцом или прибором, ─ не более 16 кгс.

2. Габаритные размеры уложенного парашюта, мм: длина без стабилизирующего купола в камере, смонтированного на ранце, ─ 595+10;

ширина без парашютного прибора ─ 335+10; высота ─ 220+10.

3. Масса парашюта без переносной сумки и приборов не более 13,8 кг.

Тактико-технические данные частей парашюта Д-5 серии 2

1. Камера стабилизирующего купола цилиндрической формы, изготовлена из капронового авизента (арт. 56039). Длина камеры 300 мм, ширина в сложенном виде ─ 190 мм. В верхней части камеры имеется карабин, который крепится к камере капроновой лентой ЛТКкрП-26-600 прочностью 600 кгс. В нижней части камеры нашиты диаметрально противоположно четыре кольца НП-25-8 для контровки камеры с кольцами стабилизатора. В подгибку верхнего основания камеры вложен капроновый шнур-завязка ШКП-150 прочностью 150 кгс для затяжки верхнего основания камеры. В ушко карабина пропущена и прострочена зигзагообразной строчкой капроновая лента ЛТКкрП-26-600 прочностью 600 кгс для зачековки резиновой соты, смонтированной на ранце. Масса камеры ─ 0,155 кг.

Камера предназначена для укладки в нее стабилизирующего купола, строп и верхней части стабилизатора.

2. Стабилизирующий купол изготовлен из капронового полотна (арт. 56004П или 56008П) и состоит из основы и боковины. Купол имеет форму усеченного конуса с площадью большого основания 1,5 м². Для обеспечения наполняемости купола в его полюсной части нашито вытяжное устройство, состоящее из восьми карманов, материалом для которых служит крашеное каландрированное полотно (арт. 56005крПК или 56005крП). На внешнюю сторону основы купола настрочены в радиальном направлении усилительные ленты ЛТКП-15-185 прочностью 185 кгс и круговые ленты ЛТКП-13-70 прочностью 70 кгс. На куполе имеется 16 строп из капронового шнура ШКП-150 прочностью 150 кгс. Длина строп № 1,4, 5, 8, 9, 12, 13 и 16 в свободном состоянии от нижней кромки купола до петель стабилизатора ─ 520 мм, а строп № 2, 3, 6, 7, 10, 11, 14 и 15 ─ 500 мм.

На каждую боковую сторону пера нашито по ленте с кольцом для контровки с кольцами, нашитыми на камере стабилизирующего купола.

Масса стабилизирующего купола ─ 0,57 кг.

3. Соединительное звено из капроновой ленты ЛТКМкрП-27-1200 прочностью 1200 кгс в два сложения, предназначено для соединения стабилизирующего купола с ранцем на этапе стабилизированного снижения и с основным куполом на всех этапах работы.

В верхней части соединительное звено образует петлю размером 130 мм для присоединения коуша стабилизатора. На расстоянии 410 мм от верхней петли пришита петля из капроновой ленты ЛТКкрП-26-600 прочностью 600 кгс для присоединения фала гибкой шпильки прибора. Нижняя часть соединительного звена разветвляется, образуя силовые ленты, в концы которых вшиты пряжки двухконусного замка.

На силовые ленты с двух сторон нашиты перемычки из капроновой ленты ЛТК-44-1600 прочностью 1600 кгс. Между перемычками вшита капроновая лента прочностью 1200 кгс, образующая петлю для присоединения к уздечкам камеры и основного купола. Образовавшийся из лент соединительного звена треугольник с обеих сторон закрыт косынками, изготовленными из капроно─вого авизента серого цвета (арт. 56039).

Под одну из косынок соединительного звена с использованием капроновой ленты прочностью 600 кгс нашито направляющее кольцо для фала гибкой шпильки прибора. На силовых лентах около пряжек имеются стрелки для контроля правильности монтажа и постановки силовых лент на двухконусный замок. Длина соединительного звена ─ 1030 мм.

Масса соединительного звена ─ 0,275 кг.

4. Камера основного купола из капронового полотна серого цвета (арт. 56023крП), предназначенная для укладки основного купола и строп, имеет форму цилиндра высотой 635 мм и шириной (в сложенном виде) 450 мм. Продолжением нижнего основания служит специальный рукав, в подгибку которого вставлено эластичное кольцо для обеспечения упорядоченного выхода основного купола из камеры.

Поверхность камеры усилена двумя капроновыми лентами прочностью 600 кгс, которые образуют уздечку. Для удобства укладки купола на край камеры нашита косынка из капронового полотна серого цвета.

В подгибку верхнего основания для затяжки камеры

вложен капроновый шнур прочностью 150 кгс. В нижней части камеры прикреплены две пары съемных резиновых сот. На обратной стороне, на расстоянии 185 мм от нижнего основания камеры, пришит фартук, который имеет четыре окна, образованные люверсами, для пропуска съемных резиновых сот.

На камере нашиты один средний газырь, группа правых и группа левых газырей для укладки строп, три ленты распределителя сот с сотами из ранцевого шнура для удержания строп в газырях.

Для удобства укладки строп на газырях нашиты капроновые ленты прочностью 150 кгс.

Масса камеры ─ 0,44 кг.

5. Купол парашюта Д-5 серии 2 из капронового полотна (арт. 56009П) имеет форму двадцативосьмиугольника и предназначен для безопасного снижения и приземления парашютиста. Площадь купола равна 83 м².

Для увеличения прочности нижняя кромка купола прошита капроновыми лентами прочностью 200 кгс, а его центральная часть ─ лентами прочностью 70 кгс.

На куполе крепится 28 строп из капронового шнура прочностью 150 кгс и длиной 9000 мм.

Масса купола ─ 8,136 кг.

Форма купола парашюта Д-5 серии 2 в плане.

Цифры по кругу ─ номера строп, цифры внутри круга ─ номера квадратов:

1─ полотнища купола; 2, 4 ─ усилительный каркас; 3 ─ петли для строп.

6. Подвесная система из капроновой ленты ЛТК-44-1600 прочностью 1600 кгс, предназначена для удобного размещения парашютиста и является соединительным звеном между парашютистом и куполом.

Подвесная система снабжена замком ОСК-Д и состоит из следующих основных частей: главной лямки с наспинно-плечевыми обхватами, одной пары отделяемых свободных концов, ножных обхватов.

На свободных концах подвесной системы закреплены разъемные пряжки. С обратной стороны главной лямки (справа ─ ниже замка ОСК-Д, слева ─ ниже изогнутой пряжки) пришиты с помощью капроновой ленты ЛТКкрП-43-800 прочностью 800 кгс пряжки для крепления ремней грузового контейнера. В нижней части главная лямка раздвоена, ленты сшиты встык, а на них нашита ватная накладка для удобного сидения в подвесной системе.

В середине нижней части главной лямки с внешней стороны пришита петля из капроновой ленты прочностью 800 кгс для крепления звена грузового контейнера.

По обеим сторонам от петли на расстоянии 150 ─ 165 мм с использованием капроновой ленты прочностью 600 кгс пришиты пряжки-полукольца для подтягивания нижних углов ранца к главной лямке.

Плечевые обхваты, образовавшие грудную перемычку, далее проходят через окна главной лямки и при помощи прямоугольных пряжек, вшитых в концы плечевых обхватов, образуют поясной обхват.

Нижние концы наспинно-плечевых обхватов, пропущенные между лентами главной лямки и огибающие их нескольких местах, образуют ножные обхваты.

Масса подвесной системы 2 кг.

7. Ранец из капронового авизента состоит из дна, правого и левого клапанов. Дно ранца двойное, в него вставлена рама жесткости.

Ранец предназначен для размещения в нем купола со стропами, уложенными в камеру, части свободных концов подвесной системы и страхующего прибора. На ранце имеются двухконусный замок и гибкий шланг, обтянутый хлопчатобумажной лентой ЛХХ-40-130 цвета лаки прочностью 130 кгс.

Длина шланга ─ 380 мм.

Масса ранца ─ 2 кг.

8. Вытяжное кольцо с тросом предназначено для раскрытия двухконусного замка. Оно изготовлено из стального прутка и состоит из корпуса, ограничителя, троса и проволочной петли.

Масса кольца ─ 0,1 кг. Длина троса─ 600 мм.

9. Страхующий прибор (основной) АД-ЗУ-240, ППК-У-240Б или КАП-ЗП-240Б.

Длина шланга прибора 240 мм, длина троса 397 мм, длина петли 19 мм, длина фала гибкой шпильки

Масса страхующего прибора ─ 0,95 кг.

При установке на парашют только одного прибора для раскрытия двухконусного замка прибор может быть укомплектован петлей длиной 42 мм. Серьга в этом случае не применяется.

10. Страхующий прибор (дублирующий) АД-ЗУ-240, ППК-У-240Б или КАП-ЗП-240Б.

Длина шланга ─240 мм, длина троса ─ 397 мм, длина петли─19 мм, длина фала гибкой шпильки ─ 360 мм.

Масса прибора ─ 0,95 кг.

11. Серьга, предназначенная для соединения основного и дублирующего приборов , изготовлена из стали. Толщина серьги ─ 2,5 мм. Серьга имеет два отверстия: одно предназначено для конуса затвора замка, другое ─ для петель основного и дублирующего приборов.

12. Переносная сумка прямоугольной формы, изготовлена из грузового авизента.

Габариты сумки ─ 260X740X600 мм. Масса сумки ─ 0,725 кг.

13. Паспорт парашюта предназначен для записи сведений о приеме, передаче, эксплуатации и ремонте парашюта.