Пигмеи низкорослые народы африки проживают. Лесные охотники. Африканское племя пигмеев мбути


Название "пигмеи" переводится буквально, как "люди величиной с кулак". В экваториальной Африке проживает множество народностей, чей рост можно было бы определить, как "метр в кепке", если бы эти люди носили традиционные головные уборы. Рекордсменами среди "лесных лилипутов" считаются мбути, их рост обычно не превышает 135 см !




Побывав в племени мбути, любой славянин почувствует себя великаном. Знакомство с низкорослыми кочевниками будет интересно, поскольку культура мбути самобытна, а устройство общества в корне отличается от привычных нам моделей. Общая численность этой этнической группы достигает порядка 100 тысяч человек. Все мбути живут в гармонии с природой, занимаются охотой и собирательством, но берут у леса ровно столько, сколько необходимо им для выживания. Основа их мировоззрения - бережливое отношение к ресурсам.







У мбути нет социальной иерархии, они живут большими группами, состоящими минимум из 7 семей. В группе нет лидера, каждый имеет свои обязанности в зависимости от пола и возраста. В охоте принимают участие все члены племени: мужчины расставляют сети, женщины и подростки загоняют зверя, дети и старейшины остаются в лагере, чтобы развести священный огонь.



Мбути постоянно меняют места дислокации, жилища они строят очень быстро, используя для этого побеги деревьев и листья. Одежду они традиционно изготавливали из коры деревьев, разминая ее слоновым бивнем. У жителей племени особой популярностью пользовались набедренные повязки. Современные мбути не отказываются и от обычной одежды, которую обменивают на дичь у жителей близлежащих поселений.







Мбути считают себя неотъемлемой частью леса, болезненно реагируют на вырубу деревьев и браконьерство. Все их амулеты и обереги сделаны из природных материалов, при рождении младенца купают в лесной воде, особые магические ритуалы с использованием амулетов, сплетенных из лиан и коры деревьев, проводят мужчины, отправляясь на охоту.

Первые упоминания о пигмеях были сделаны в древнеегипетских записях, датирующиеся 3-им тысячелетием до н.э. Позже о пигмеях писали древнегреческие историки Геродот, Страбон, Гомер. Реальное существование этих африканских племен было подтверждено только в 19 веке немецким путешественником Георгом Швейнфуртом , русским исследователем Василием Юнкером и другими.

Рост взрослых мужчин пигмеев от 144-150 см в высоту. Женщин — около 120 см. Имеют короткие конечности, кожа светло-коричневого цвета, служащая отличным камуфляжем в лесу. Волосы темные, курчавые, губы тонкие.

Род занятий

Живут пигмеи в лесах. Лес для них — высшее божество — источник всего необходимого для выживания. Традиционный род занятий для большинства пигмеев — охота и собирательство. Охотятся они на птиц слонов, антилоп и обезьян. Для охоты используют короткие луки и отравленные стрелы. Помимо разного мяса, пигмеи очень любят мед диких пчел. Для того, чтобы добраться до любимого лакомства, им приходится взбираться на 45-ти метровые деревья, после чего они используют золу и дым, чтобы разогнать пчел. Женщины же собирают орехи, ягоды, грибы и корни.


Живут пигмеи небольшими группами, численностью не менее 50-ти членов. У каждой группы существует специальная территория для строительства хижин. Браки между членами разных племен здесь вполне распространенное явление. Также, абсолютно любой член племени, когда он пожелает, может свободно уйти и присоединиться к другому племени. В племени нет никаких формальных лидеров. Возникшие вопросы и проблемы решаются открытыми переговорами.

Оружие

Оружие – это копье, небольшой лук, стрелы (часто отравленные). Железо для наконечников стрел пигмеи выменивают у соседних племен. Широко используются различные ловушки и западни.

Пигмеи являются наиболее известными карликовыми племенами, живущими в лесах тропической Африки. Главные районы сосредоточения пигмеев сегодня: Заир (165 тысяч чел.), Руанда(65 тысяч чел.), Бурунди (50 тысяч чел.), Конго (30 тысяч чел.), Камерун (20 тысяч чел.) и Габон (5 тысяч чел.) .

Мбутис — племя пигмеев проживающих в лесу Итури в Заире. Большинство ученых считают, что именно они, вероятнее всего, были первыми жителями данного региона.

Тва (батва) — племя пигмеев в экваториальной Африке. Обитают как в горах, так и на равнинах вблизи озера Киву в Заире, Бурунди и Руанде. Они поддерживают тесные связи с соседними скотоводческими племенами, умеют изготавливать глиняную посуду.

Тсва (батсва) — это большое племя проживает недалеко от болота южнее реки Конго. Они, как и племя Тва, живут в сотрудничестве с соседними племенами, приняв их культуру и язык. Большинство из Тсва занимаются охотой или рыболовством.





ПИГМЕИ - на-ро-ды, от-но-ся-щие-ся к цен-траль-но-аф-ри-кан-ской ра-се.

Жи-вут в зо-не тро-пических ле-сов Эк-ва-тори-аль-ной и Восточной Аф-ри-ки. Из-вест-ны под на-зва-ния-ми: тва (бат-ва, абат-ва) - в Ме-жо-зе-рье и Де-мо-кра-тич. Рес-пуб-ли-ке Кон-го (ДРК) (тер-мин «тва» ино-гда при-ме-ня-ет-ся по от-но-ше-нию к охот-ничь-им груп-пам Южной Аф-ри-ки - Южной Ан-го-лы, На-ми-бии, Зам-бии, ЮАР, в том числе к сан); ква/чва (ДРК), мбу-ти / бам-бу-ти (се-ве-ро-вос-ток ДРК), бин-га / ба-бин-га, мбен-га / бам-бен-га (за-пад Эк-ва-то-ри-аль-ной Аф-ри-ки). Раз-де-ля-ют-ся на восточных и западных пигмеев. К вос-точ-ным пигмеям от-но-сят-ся: тва Ме-ж-о-зе-рья (свыше 200 тысяч человек в Ру-ан-де, около 100 тысяч человек в Бу-рун-ди, 35 тысяч человек на вос-то-ке ДРК, 5 тысяч человек в Тан-за-нии и 3 тысячи человек в Уган-де); суа (асуа; 35 тысяч человек), эфе (35 тысяч человек) и кан-го (10 тысяч человек) в бас-сей-не реки Уэле на се-ве-ро-вос-то-ке ДРК. За-пад-ные пигмеи: мон-го-тва (в рай-оне озёр Тум-ба и Маи-Ндом-бе на се-ве-ро-за-па-де ДРК); гбан-зи-ри (бан-зи-ри, гбан-зи-ли, гбан-де-ре; 50 тысяч человек), ба-мас-са (15 тысяч человек) и бу-ра-ка (5 тысяч человек) в вер-ховь-ях реки Убан-ги на юге ЦАР и се-ве-ро-за-па-де ДРК; бо-фи (30 тысяч человек на юго-за-па-де ЦАР) и ака (яка, бая-ка, бе-бая-ка, би-байя, ба-бин-га, мбен-зе-ле, ба-бен-зе-ле, ба-се-се, са-мо-на-зва-ние - биа-ка; 30 тысяч человек на се-ве-ро-вос-то-ке Рес-пуб-ли-ки Кон-го - РК, 20 тысяч человек на юго-за-па-де ЦАР и 5 тысяч человек на се-ве-ро-за-па-де ДРК) в ни-зовь-ях реки Ло-бае; гун-ди в вер-ховь-ях реки Сан-га (15 тысяч человек на юго-за-па-де ЦАР); ба-ка (би-байя, бин-га, ба-бинга) в бас-сей-не рек Джа и Бум-ба на юго-вос-то-ке Ка-ме-ру-на (45 тысяч человек) и в вер-ховь-ях реки Ай-и-на на се-ве-ро-вос-то-ке Га-бо-на (5 тысяч человек); гье-ле (ги-ел-ли / бай-е-ле, ко-ла / ба-ко-ла, койя / ба-койя) к югу от ни-зовь-ев реки Ньонг (5 тысяч человек на юго-за-па-де Ка-ме-ру-на и се-ве-ро-за-па-де Эк-ва-то-ри-аль-ной Гви-неи). Вы-де-ля-ют-ся так-же юж-ные пигмеи: тва бас-сей-на Ка-саи на юго-за-па-де ДРК; упем-ба-тва (лу-ба-хем-ба-тва) в за-бо-ло-чен-ных рай-онах в вер-ховь-ях реки Луа-ла-ба на юго-вос-то-ке ДРК; бан-гве-улу-тва в бо-ло-тах Бан-гве-улу на се-ве-ро-вос-то-ке Зам-бии; лу-кан-га-тва в Центральной Зам-бии; ка-фуэ-тва в ни-зовь-ях реки Ка-фуэ на юге Зам-бии и др. Об-щая чис-лен-ность до 500 тысяч человек. Пигмеи ут-ра-ти-ли свои язы-ки и го-во-рят на язы-ках ок-ру-жаю-щих на-ро-дов бан-ту, а так-же на язы-ках убан-гий-ской под-се-мьи ада-ма-ва-убан-гий-ских язы-ков и цен-траль-но-су-дан-ских язы-ках. Со-хра-ня-ют тра-диционные ве-ро-ва-ния, часть - хри-стиа-не (ка-то-ли-ки и про-тес-тан-ты: баптисты, лютеране и др.).

По наи-бо-лее рас-про-стра-нён-ной тео-рии, пигмеи - по-том-ки або-ри-ген-но-го на-се-ле-ния Эк-ва-то-ри-аль-ной Аф-ри-ки, вы-тес-нен-ные во 2-м тысячелетии до нашей эры в труд-но-дос-туп-ные об-лас-ти по-сле рас-се-ле-ния зем-ле-дельческих на-ро-дов, го-во-ря-щих на язы-ках бан-ту, убан-гий-ских и цен-траль-но-су-дан-ских, ко-то-рые вы-тес-ни-ли из-на-чаль-ные язы-ки пигмеев. Со-глас-но ге-не-тическим ис-сле-до-ва-ни-ям, их пред-ки жи-ли в изо-ля-ции около 60 тысяч лет. Древ-ней-шие из-вес-тия о них име-ют-ся в древнеегипетских над-пи-сях III тысячелетия до нашей эры. У древнегреческих ав-то-ров (в «Илиа-де» Го-ме-ра, у Ге-ро-до-та и Стра-бо-на) пигмеями на-зы-ва-лись ми-фические кар-ли-ки, жив-шие в Аф-рике. В ев-ропейских опи-са-ни-ях Западной Аф-ри-ки XVI-XVII веках пигмеи упо-ми-на-ют-ся под названием «ма-тим-ба». Их су-ще-ст-во-ва-ние под-твер-жде-но в XIX веке немецким ис-следо-ва-те-лем Г. Швейн-фур-том и русской экс-пе-ди-ци-ей В.В. Юн-ке-ра. Основные груп-пы пигмеев об-на-ру-же-ны в XX веке. П. Ше-бе-стой (1929-1930 годы) и М. Гу-зин-де (1934-1935 годы).

За-ни-ма-ют-ся бро-дя-чей охо-той (ору-жие - лук, ко-пьё), ры-бо-лов-ст-вом и со-би-ра-тель-ст-вом, об-ме-ни-вая до-бы-тые про-дук-ты у ок-ру-жаю-щих на-ро-дов на зер-но, ме-талл и гли-ня-ную по-су-ду; бы-ли по-став-щи-ка-ми сло-но-вой кос-ти. Вы-де-лы-ва-ют лу-бя-ную ма-те-рию (мбу-гу). Не зна-ли спо-со-бов до-бы-чи ог-ня (кро-ме ба-ка, до-бы-вав-ших его тре-ни-ем). Ос-но-ву со-ци-аль-ной ор-га-ни-за-ции со-став-ля-ют ло-каль-ные груп-пы по 2-6 нук-ле-ар-ных се-мей (от 15 до 60 человек). Счёт род-ст-ва пат-ри-ли-ней-ный, рас-про-стра-нён брач-ный об-мен сё-ст-ра-ми. Во-ж-ди и со-ци-аль-ная ие-рар-хия от-сут-ст-ву-ют. Тва Ме-жо-зе-рья об-ра-зу-ют эт-но-ка-сто-вую общ-ность - низ-ший ие-рар-хический уро-вень в со-ста-ве рун-ди и ру-ан-да. Со-хра-ня-ет-ся тра-диционный фольк-лор: сказ-ки, ми-фо-ло-гия, му-зы-ка (ин-ст-ру-мен-ты - во-дя-ной ба-ра-бан, ар-фа, музыкальный лук); у мбу-ти и мбен-га раз-ви-та по-ли-фо-ническая му-зы-ка.

В XX веке пред-при-ни-ма-лись по-пыт-ки пе-ре-се-ле-ния пигмеев в ста-цио-нар-ные по-сёл-ки, как пра-ви-ло, при ка-то-лических мис-си-ях. С конца XX века ин-тен-сив-ная вы-руб-ка ле-сов, а так-же ор-га-ни-за-ция в них за-по-вед-ни-ков спо-соб-ст-ву-ют вы-тес-не-нию пигмеев с ис-кон-ных тер-ри-то-рий и раз-ру-ше-нию тра-диционного об-раза жиз-ни. Часть пигмеев пе-ре-хо-дит к осед-ло-сти. Под-вер-га-ют-ся дис-кри-ми-на-ции, ге-но-ци-ду в хо-де гражданских кон-флик-тов.

И др.; ранее предположительно пигмейские языки

Религия

Традиционные верования

Расовый тип

Негрилльский тип большой негроидной расы


Пигме́и (греч. Πυγμαῖοι - «люди величиной с кулак») - группа низкорослых негроидных народов, обитающих в экваториальных лесах Африки . Другое название африканских пигмеев - негрилли.

Свидетельства

Упоминаются уже в древнеегипетских надписях 3-го тыс. до н. э., в более позднее время - в древнегреческих источниках (в «Илиаде» Гомера , у Геродота и Страбона).

Пигмеи в мифологии

Физический тип

У живущих восточнее бака народов эфе и суа , изначально рождаются маленькие дети - ограничитель роста включается во время внутриутробного развития. У бака дети рождаются нормальными, но в первые два года жизни дети бака растут заметно медленнее европейцев .

Род занятий

Пигмеи - жители лесов, лес для них - источник всего необходимого для жизни. Основные занятия - охота и собирательство . Пигмеи не изготавливают каменные орудия труда, ранее не умели добывать огонь (источник огня переносили с собой). Орудие охоты - лук со стрелами с металлическими наконечниками, причём эти наконечники часто отравлены. Железо выменивают у соседей.

Язык

Пигмеи обычно говорят на языках окружающих их народов - эфе , асуа , бамбути и др. В диалектах пигмеев есть некоторые фонетические отличия, но за исключением народа бака , пигмеи утратили родные языки .

Напишите отзыв о статье "Пигмеи"

Примечания

Литература

  • Патнем Э. Восемь лет среди пигмеев / Энн Патнем; С предисл. и под ред. Б. И. Шаревской ; Художник Б. А. Диодоров. - М .: Издательство восточной литературы , 1961. - 184 с. - (Путешествия по странам Востока). - 75 000 экз. (обл.)

Ссылки

  • Культура, музыка и фотографии

Отрывок, характеризующий Пигмеи

– Др… или дура!… – проговорил он.
«И той нет! уж и ей насплетничали», подумал он про маленькую княгиню, которой не было в столовой.
– А княгиня где? – спросил он. – Прячется?…
– Она не совсем здорова, – весело улыбаясь, сказала m llе Bourienne, – она не выйдет. Это так понятно в ее положении.
– Гм! гм! кх! кх! – проговорил князь и сел за стол.
Тарелка ему показалась не чиста; он указал на пятно и бросил ее. Тихон подхватил ее и передал буфетчику. Маленькая княгиня не была нездорова; но она до такой степени непреодолимо боялась князя, что, услыхав о том, как он не в духе, она решилась не выходить.
– Я боюсь за ребенка, – говорила она m lle Bourienne, – Бог знает, что может сделаться от испуга.
Вообще маленькая княгиня жила в Лысых Горах постоянно под чувством страха и антипатии к старому князю, которой она не сознавала, потому что страх так преобладал, что она не могла чувствовать ее. Со стороны князя была тоже антипатия, но она заглушалась презрением. Княгиня, обжившись в Лысых Горах, особенно полюбила m lle Bourienne, проводила с нею дни, просила ее ночевать с собой и с нею часто говорила о свекоре и судила его.
– Il nous arrive du monde, mon prince, [К нам едут гости, князь.] – сказала m lle Bourienne, своими розовенькими руками развертывая белую салфетку. – Son excellence le рrince Kouraguine avec son fils, a ce que j"ai entendu dire? [Его сиятельство князь Курагин с сыном, сколько я слышала?] – вопросительно сказала она.
– Гм… эта excellence мальчишка… я его определил в коллегию, – оскорбленно сказал князь. – А сын зачем, не могу понять. Княгиня Лизавета Карловна и княжна Марья, может, знают; я не знаю, к чему он везет этого сына сюда. Мне не нужно. – И он посмотрел на покрасневшую дочь.
– Нездорова, что ли? От страха министра, как нынче этот болван Алпатыч сказал.
– Нет, mon pere. [батюшка.]
Как ни неудачно попала m lle Bourienne на предмет разговора, она не остановилась и болтала об оранжереях, о красоте нового распустившегося цветка, и князь после супа смягчился.
После обеда он прошел к невестке. Маленькая княгиня сидела за маленьким столиком и болтала с Машей, горничной. Она побледнела, увидав свекора.
Маленькая княгиня очень переменилась. Она скорее была дурна, нежели хороша, теперь. Щеки опустились, губа поднялась кверху, глаза были обтянуты книзу.
– Да, тяжесть какая то, – отвечала она на вопрос князя, что она чувствует.
– Не нужно ли чего?
– Нет, merci, mon pere. [благодарю, батюшка.]
– Ну, хорошо, хорошо.
Он вышел и дошел до официантской. Алпатыч, нагнув голову, стоял в официантской.
– Закидана дорога?
– Закидана, ваше сиятельство; простите, ради Бога, по одной глупости.
Князь перебил его и засмеялся своим неестественным смехом.
– Ну, хорошо, хорошо.
Он протянул руку, которую поцеловал Алпатыч, и прошел в кабинет.
Вечером приехал князь Василий. Его встретили на прешпекте (так назывался проспект) кучера и официанты, с криком провезли его возки и сани к флигелю по нарочно засыпанной снегом дороге.
Князю Василью и Анатолю были отведены отдельные комнаты.
Анатоль сидел, сняв камзол и подпершись руками в бока, перед столом, на угол которого он, улыбаясь, пристально и рассеянно устремил свои прекрасные большие глаза. На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто то такой почему то обязался устроить для него. Так же и теперь он смотрел на свою поездку к злому старику и к богатой уродливой наследнице. Всё это могло выйти, по его предположению, очень хорошо и забавно. А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает, думал Анатоль.
Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою, и с прирожденным ему добродушно победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу. Около князя Василья хлопотали его два камердинера, одевая его; он сам оживленно оглядывался вокруг себя и весело кивнул входившему сыну, как будто он говорил: «Так, таким мне тебя и надо!»
– Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива? А? – спросил он, как бы продолжая разговор, не раз веденный во время путешествия.
– Полно. Глупости! Главное дело – старайся быть почтителен и благоразумен с старым князем.
– Ежели он будет браниться, я уйду, – сказал Анатоль. – Я этих стариков терпеть не могу. А?
– Помни, что для тебя от этого зависит всё.
В это время в девичьей не только был известен приезд министра с сыном, но внешний вид их обоих был уже подробно описан. Княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение.
«Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этого не может быть! – говорила она себе, взглядывая в зеркало. – Как я выйду в гостиную? Ежели бы он даже мне понравился, я бы не могла быть теперь с ним сама собою». Одна мысль о взгляде ее отца приводила ее в ужас.
Маленькая княгиня и m lle Bourienne получили уже все нужные сведения от горничной Маши о том, какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын, и о том, как папенька их насилу ноги проволок на лестницу, а он, как орел, шагая по три ступеньки, пробежал зa ним. Получив эти сведения, маленькая княгиня с m lle Bourienne,еще из коридора слышные своими оживленно переговаривавшими голосами, вошли в комнату княжны.

Пигмеи бака населяют дождевые леса на юго-востоке Камеруна, на севере Республики Конго, в северном Габоне и на юго-западе Центрально-Африканской республики. В феврале 2016 года фотограф и журналист Сьюзан Шульман провела несколько дней среди пигмеев бака, сделав небольшой репортаж об их жизни.

Тропические дождевые леса — их природная среда обитания. Основные занятия — охота и собирательство, в этом гармоничном единении с природой они живут веками, и их мир определяется наличием леса. Племена пигмеев разбросаны по Африке на территории 178 млн гектаров.

Пигмеи отличаются от представителей других африканских племен своей миниатюрность — их рост редко превышает 140 см. На фотографии выше члены племени проводят традиционную охотничью церемонию.

Сьюзан Шульман заинтересовалась жизнью пигмеев бака после того как услышала о Луи Сарно — американском ученом, который вот уже 30 лет живет среди пигмеев бака в Центральной Африке, в дождевом лесу между Камеруном и Республикой Конго.

Луи Сарно женат на женщине из племени, все эти годы он изучает, помогает и лечит пигмеев бака. По его словам, половина детей не доживает и до пяти лет, и если бы он покинул племя хотя бы на год, то ему было бы страшно возвращаться, ведь многих друзей он не застал бы в живых. Луи Сарно сейчас чуть за шестьдесят, а средняя продолжительность жизни пигмеев бака — сорок лет.

Луи Сарно не только обеспечивает медикаменты, но занимается и другими вещами: выступает в роли учителя для детей, адвоката, переводчика, архивиста, писателя и летописца для сообщества из 600 пигмеев бака в селении Яндуби.

Луи Сарно приехал жить с пигмеями в середине 80-х, после того как однажды услышал их музыку по радио и решил поехать и записать еще этой музыки, как можно больше. И ни капли об этом не жалеет. Он имеет возможность регулярно навещать Америку и Европу, но всегда возвращается в Африку. Можно сказать, что в сердце Африки его привела песня.

Музыка пигмеев бака представляет собой похожее на йодлинг многозвуковое пение на фоне природных звуков тропического леса. Представьте многоголосие 40 женских голосов и барабанный ритм, отстукиваемый четырьмя мужчинами на пластиковых бочках.

Луи Сарно утверждает, что никогда раньше не слышал ничего подобного, и это божественно.

Их гипнотическая музыка обычно выступает прелюдией к охоте, так как племя поет, чтобы вызвать лесного духа по имени Боби и испросить у него дозволения поохотиться в его лесу.

Одетый в костюм из листье, «дух леса» дарует племени разрешение и благословляет тех, кто примет участие в завтрашней охоте. На снимке выше пигмей собирается идти на охоту с сетью.

Основу рациона племени составляет мясо обезьяны и голубого дукера — маленькой лесной антилопы, однако в последнее время этих животных в лесу становится все меньше и меньше. Виной тому браконьерство и лесозаготовки.

«Браконьеры охотятся по ночам, они пугают животных факелами и спокойно отстреливают их, пока те стоят парализованные страхом. Сети и стрелы пигмеев бака не могут конкурировать с огнестрельным оружием браконьеров.

Вырубка леса и браконьеры серьезно опустошают лес и очень вредят образу жизни пигмеев бака. Многие из этих браконьеров являются представителями соседней этнической группы банту, составляющей большинство населения в регионе», — рассказывает Сьюзан Шульман.

В результате постепенного истощения дождевых лесов, в которых живет племя бака, будущее их лесного дома находится под вопросом, так как непонятно, к чему все это приведет.

Исторически сложилось так, что племя банту считало пигмеев бака «недочеловеками» и подвергало дискриминации. В настоящее время отношения между ними улучшились, но некоторые отголоски прошлого все же дают о себе знать.

Поскольку традиционная жизнь пигмеев бака становится день ото дня сложнее и проблематичнее, молодому поколению приходится искать работу в городах, где главенствуют банту.

«Молодежь сейчас находится на острие перемен. Возможностей заработать для них крайне мало. Так как ресурсы леса в плане охоты истощаются, приходится искать другие возможности — а это обычно лишь временная работа на банту, которые предлагают, скажем, за пять дней охоты 1 доллар — да и то чаще всего забывают заплатить», — говорит Сьюзан.