Пилот самолета рассказал о самых пугающих ситуациях на работе. Авиакатастрофы. Аварийные ситуации в салоне самолета

Сегодня сложно найти человека, который ни разу не летал на самолете. Но все ли мы знаем о том, что происходит на борту во время перелета?!

1. В случае опасности никогда не скрещивайте руки над головой, чтобы обезопасить свою голову от падения тяжелого предмета сверху.

Вы можете получить серьезную травму рук, что лишит вас элементарной возможности самостоятельно выбраться из салона.

2. Перед вылетом подсчитайте количество рядов до аварийного выхода, чтобы в случае непредвиденной ситуации, вы смогли легко сориентироваться во внутреннем пространстве самолета.


3. В грузовом отсеке пассажирских самолетов очень часто перевозят тела умерших людей.


И это считается абсолютно нормальной практикой. Но будьте готовы к тому, что тело может «потечь», запачкав ваш чемодан. Правда, такие случаи происходят крайне редко. Гораздо хуже этого – перевозка рыбы, запах которой не так просто удалить. Поэтому всегда заматывайте свой багаж пленкой, чтобы обезопасить себя от неприятных последствий перелета.

4. Большинство задержек авиарейсов по техническим причинам происходят по вине самих пассажиров: приступы страха, опоздания, конфликтные ситуации с представителями компании и прочие вещи.


5. У бортпроводников существует понятие «чудо-пассажир».


К категории таких пассажиров они относят тех, кто попадает в самолет на инвалидной коляске в числе первых. А, приземлившись, такие пассажиры самостоятельно покидают салон. Разве это не чудо? Исцеление, которое произошло на высоте нескольких тысяч метров!

6. Сама турбулентность практически не может повредить салон самолета. Большую опасность таят в себе вещи, летающие в это время по салону.


7. Коммерческие авиалайнеры могут летать даже на одном двигателе.


8. Большая часть аварий происходит не во время полета, а через несколько минут после взлета или во время посадки самолета.


9. Алкоголь во время полета действует на организм человека гораздо сильнее.


Поэтому многие бортпроводники говорят, что один напиток в воздухе равен двум напиткам на земле.

10. Пассажиры с детьми, пренебрегая правилами приличия, могут очень часто менять подгузники прямо на столиках впереди стоящих кресел.

11. Персонал авиакомпании может работать 6 дней в неделю с минимальным отдыхом, включая пилотирующий состав.


12. Во многих авиакомпаниях стюардессам платят только за промежуток времени от закрытия двери самолета до ее открытия.


Таким образом, ваша задержка может вызвать бурю негативных эмоций на лицах стюардесс, но они будут стараться держать на своем лице дежурную улыбку.

13. Работники аэропорта между собой называют сотрудников багажного отделения очень унизительным прозвищем – «рамповые крысы».


14. В некоторых моделях современных самолетов есть специальные отсеки для людей, которые умирают прямо во время полета.


15. Запомните правило: не стоит хамить, грубить, негативно высказываться и всячески нервировать стюардесс в салоне самолета.


Они могут пожаловаться пилоту на вас, и он, располагая соответствующими полномочиями, может высадить или изолировать вас.

16. Если во время полета двигатель самолета загорится, то есть большая вероятность потушить его прямо в движении.


Но даже в случае экстренной ситуации, двигатель сгорит и отвалится, не затрагивая корпус самолета.

17. Чаще всего в самолете всегда что-то сломано.


Но это только то, что не угрожает вашей безопасности и жизни. Критические поломки устраняются сразу же, в то время как мелкие недочеты откладываются на «потом».

18. Не снимайте обувь в самолете.


Точнее, не ставьте голые ноги на пол, так как, скорее всего, кого-нибудь стошнило туда, и не один раз.

19. С грузом с пометкой «хрупкое» обращаются точно так же небрежно, как и без этой пометки.


20. На коротких рейсах у персонала обычно бывает чуть больше часа, чтобы привести самолет в порядок. Поэтому времени на тщательную уборку нет.


21. Если вы никогда не видели, как люди бьются головами в потолок, а ручная кладь падает на голову, то вы никогда не попадали в настоящую турбулентность.


22. Если в салоне падает давление, то у вас есть только несколько секунд, чтобы надеть на себя кислородную маску. Не задумывайтесь ни на минуту.


23. Если вы летите с несколькими пересадками, то постарайтесь принять душ в аэропорту.


Это снимет общую усталость и придаст вам сил на следующий перелет. Если такой возможности нет, то попробуйте хотя бы сменить одежду. Это тоже отлично помогает!

24. Перед длительным перелетом попробуйте как можно дольше не ложиться спать.


Это поможет вам перенести перелет гораздо легче, особенно если вы боитесь летать. Большую часть пути вы просто проспите.

25. Как мы и говорили, самолет - один из самых безопасных видов транспорта.


Только в США ежегодно более 30000 человек умирают в автомобильных авариях. Статистика полетов показывает, что процент смертности на борту самолета практически равен нулю.

Сейчас в интернете много статей и интервью с пилотами, с рассказами о том, как летают самолеты с сотнями интересных и толковых постов на тему авиации. Однако эта сфера до сих пор овеяна кучей мифов, домыслов и т. д. По моей забавной статистике, многие пассажиры не доверяют пилотам, несмотря на то, что именно они непосредственно занимаются управлением самолета.

Я бы хотела рассказать о том, что происходит в самолете в то время, как в кабине пытаются решить техническую проблему. Все-таки бортпроводники находятся в салоне с пассажирами и принимают участие в подготовке к посадке. Мы нечто среднее между пилотам и пассажиром - связующее звено: что-то знаем, но повлиять на ситуацию не можем.

В моей жизни был ровно один возврат в аэропорт вылета по технической неисправности, но причина была довольно серьезной. Было много чего другого, но возврат пока один. Утро началось как обычно: экипаж прибыл в аэропорт, прошел медконтроль и приступил к проверке самолета. После выполнения всех необходимых процедур, командир дал готовность ВС и через некоторое время нам привезли пассажиров. Самолет исправен, питание загружено, пассажиры пристегнуты. Бортпроводники занимают свои места, командир сообщает о готовности к взлету. Разбег, отрыв, набор высоты. Через некоторое время табло «пристегните ремни» погасло, и мы приступили к сервировке телег.

Говорят, что когда знаешь каждый звук в самолете, то даже без приборов можно понять, что происходит что-то не то. Не могу говорить об этом с уверенностью, но у меня появилось ощущение «неладного» только потому, что есть опыт самостоятельного пилотирования ВС и потому, что знала схемы выхода из конкретно этого аэропорта.

Я немного замешкалась, не зная убирать ли телеги обратно. Экипаж молчал, табло не зажигалось, но мне было очевидно, что предлагать экипажу чай или идти кормить пассажиров - плохая идея. На всякий случай убрала вкладыш с приготовленными напитками и принялась ждать команды. Мне открыли дверь в кабину. На приборной панели светился отказ, 2ой пилот читал QRH, командир крутил курс в обратную сторону. В кабине шел оживленный радиообмен и переговоры внутри экипажа.


Командир бросил беглый взгляд на меня:

Мы возвращаемся?

Пассажирам сказать?

Нет, я сам скажу, готовься к посадке, сейчас включим ремни, все штатно.

Начали убирать тележки и все, что уже было приготовлено для обслуживания. Зажглось табло пристегнуть ремни: «Уважаемые дамы и господа, к сожалению, по техническим причинам мы не можем продолжить наш полет до пункта назначения. Для обеспечения вашей безопасности, я принял решение вернуться в аэропорт вылета. Просим занять свои места и застегнуть ремни безопасности, а так же не волноваться, посадка будет проходить в штатном режиме».

Начинается веселье не только доя пилотов, но и для бортпроводников. Нужно быстро пристегнуть пассажиров, максимально коротко ответить на их вопросы и успокоить переживающих. Задача не из легких, поскольку, «Что случилось?» спрашивают почти все, а ответить нечего, и более того некогда. Часть пассажиров начала паниковать, хотя по бОльшей части нам с ними повезло. У моей коллеги из другой авиакомпании был возврат с выработкой топлива над аэропортом, а пассажирами были дети с родителями, которые летели в Анапу и самолет был полный.

Рассказывала, что паника на борту была кошмарной, детей укачало и вообще разрядить обстановку было сложно.

Мы же благополучно вернулись в аэропорт вылета, далее авиакомпания решала вопрос с заменой самолета и ремонтом вернувшегося и т. д. и т. п.

Было ли страшно? Да нет, но неприятно было. Скажу честно, я поняла, что что-то не то только потому, что у меня есть небольшой опыт пилотирования летательных аппаратов. Пассажиры не поняли ничего, пока командир не сообщил о поломке.


Что происходит в кабине в этот момент? Работа и не более того.

В чем мораль этой басни?

1. Если возникла подобная ситуация, как я описала выше, не спрашивайте у проводников, что случилось, а просто выполните их просьбы. С большой долей вероятности вы все равно не сможете повлиять на ситуацию и даже оценить, насколько серьезен этот отказ. Более того, скорее всего у экипажа не было времени объяснять, что произошло.

2. Нет, это не самолет плохой и не авиакомпания: есть вещи, которые невозможно проверить на земле. Например, уборку шасси на земле проверить сложно, но в воздухе можно понять, что колеса не уходят. Да, самолеты иногда ломаются. Как и любая техника, они требует ремонта и обслуживания. И ломаются они не только у нас в России. Проверяла лично. Хотя проблемы с обслуживанием у нас присутствуют.

3. Не все отказы заканчиваются катастрофой. Далеко не все, а даже скорее единицы.

4. Пилоты тоже хотят жить, у них есть семьи, дети и родственники, поэтому вряд ли кто-то полетит на неисправном самолете «наудачу».


Всем безаварийных полетов, друзья!

Перелет давно стало делом привычным. Многие люди воспринимают его как возможность поспать или посмотреть фильм, не думая о том, что под ногами тысячи метров пустоты. Однако узнав про ситуации, которые периодически могут возникнуть на борту самолета, даже самые стойкие к аэрофобии впадут в панику. Именно по этой причине персонал самолета до последнего нам ничего не рассказывают.

1. Пилот потерял сознание

Такая ситуация достаточно редкая, но бывает всякое. Один пилот с десятилетним стажем однажны признался, что перелетая через Атлантический океан они попали в зону сильной турбулетности. По неудачному стечени обстоятельств, в тот момент, когда его напарник пытался сесть в кресло, самолет сильно затрясло, и он ударил его локтем. Пилот потерял сознание на некоторое время, но благодаря тому, что в кабине пилотов находятся два человека, самолет спокойно продолжил свой полет. Естественно, о случившемся в тот момент знал только обслуживающий персонал лайнера, а пассажиры пребывали в счастливом неведении.

2. Опасность столкновения с другим лайнером

Мы, будучи пассажирами самолета, находимся в твердой уверенности, что столкновения самолетов в воздухе невозможно, благодаря центру управления полетов. Но на самом деле эта опасность возникает намного чаще, чем нам кажется. Один из летчиков, который предпочел остаться анонимным, рассказал, что много раз на его практике самолеты приближались друг к другу очень близко. А два раза ему пришлось совершать опасный резкий маневр, чтобы избежать столкновения. В это время пассажиры думали, что попали в зону сильной турбулентности. Однако по словам пилота, в салоне всегда есть несколько человек, которые подозревают неладное и начинают выспрашивать у стюардесс, что происходит.

3. Кабина в дыму

В этот жуткий момент пилоты самолетов находятся в специальных кислородных масках, чтобы не потерять сознание от отравления и практически всегда требуют разрешение на экстренную посадку. Тем временем в салоне самолета никто и не догадывается об опасной ситуации на борту. Один из пилотов одной британской авиакомпании поведал, чо во время этого происшествия у них также начало заканчиваться топливо, а приборной панели из-за дыма не было видно. К счастью, все обошлось, однако по маршруту следования они на всякий случай запрашивали аварийную посадку, которая не понадобилась.

4. Поломки

Самолет - это огромный сложный механизм. И совершенно нормально, когда в механизме что-то ломается. Ясно, что поломки бывают разными. Но в любом случае, пассажирам об этом не сообщается во избежание паники на борту. Один из анонимных пилотов рассказал, что однажды во время полета перед самой посадкой на крыле оторвалась часть элерона. Это было абсолютно неопасная поломка, однако пассажиры всполошились. Ведь по незнанию можно подумать что угодно, и болтающаяся железка на крыле может напугать очень сильно.

5. Молнии

Все знат, что современные самолеты устойчивы к ударам молнии, и поэтому можно не бояться. Кроме того, кажется, что вероятность попадания молнии в самолет крайне низка, но это не так. Каждый самолет как минимум раз в год сталкивается с этой ситуацией. Несмотря на безопасность во время полета, пассажиры часто очень пугаются, а на самолете остаются заметные следы от удара молнией. Кроме того, часто бывают ситуации, что пролетая через тучу, самолет сам провоцирует появления молний, хотя без него бы их возможно и не было. Гораздо опаснее не сама молния, а яркая вспышка от нее, которая может надолго ослепить пилотов, что превращается в серьезное препятстие для безопасного полета. Ведь временно потерявшие зрение пилоты могут не заменить вихрь или вертикальный поток воздуха, что представляет реальную опасность.

6. Боковой ветер при посадке

Сильный боковой ветер может стать реальным препятствием при посадке самолет. И, хотя пилотов обучают садить лайнер при таких условиях, это не гарантирует хорошего исхода. В этот момент страшно не только пассажирам, которые чувствуют все раскачивания и повороты самолета во время сопротивления, но и пилотам, которым важно сохранить самолет стабильным. Пилоты уверяют, что если опасность слишком велика, они не будут садить самолет в таких условиях.

7. Птицы

Очень красиво смотрится фото, когда самолет окутан стаей птиц. Но на самом деле эта ситуация крайне опасна. Самолет летит на такой огромной скорости, что даже мелкий камешек разнесет лобовое стекло и полчерепа пилоту, не говоря уже о птице. Чаще всего, опасность столкновения есть при посадке самолета и при его взлета на высоте до 100 метров, особенно если в этот период прицы совершают миграции и передвигаются большими стаями. Однако катастрофы и аварии с участием птиц, угрожающие жизни пассажиров, очень редки.

Летите в первый раз, переживаете? Не знаете для чего просят пристегивать ремни и запрещают фотографировать в самолете?

В этой статье я подробно расскажу вам об основных правилах поведения на борту воздушного судна, объясню, с чем связаны те или иные требования бортпроводников и почему их так важно выполнять, а так же, отвечу на вопрос «Что можно/нельзя делать в самолете?».

В любом самолете гражданской авиации первый и самый главный человек это капитан/командир воздушного судна (сокращенно — КВС). КВС несет личную ответственность за все, что происходит на борту: за безопасность полета, за принятие решений о посадке, взлете, о сливе топлива в полете, сбросе багажа, вынужденной посадке и т.д.

Согласно законодательству РФ, да и других стран, КВС вправе отдавать распоряжения любому находящемуся на борту самолета лицу, пассажиру или члену экипажа, а так же, требовать их исполнения. За неисполнение приказов вас ждут большие неприятности с полицией на земле. Второй пилот помогает командиру управлять воздушным судном.

В салоне самолета для вас работает команда стюардов, бортпроводников, во главе со старшим бортпроводником . Старший бортпроводник это заместитель КВС в салоне ВС (воздушного судна).

У некоторых пассажиров существует ошибочное мнение насчет роли стюардесс, считающих их чем-то средним между официантками и, простите, девушками легкого поведения. Дорогие друзья, стюардессы, действительно, отвечают за сервис, ваш комфорт во время полета и выполняют работы по обслуживанию пассажиров.

Но, в первую очередь , это те люди, которые следят за безопасностью полета, они всегда готовы прийти на помощь в случае нештатной ситуации на борту, а в случае аварийной ситуации, спасти вашу жизнь. У них непростая работа с большим количеством стрессов, помните об этом, и, пожалуйста, относитесь к ним с уважением и улыбкой.

Взлет и посадка самолета. Что нужно делать пассажиру?

По статистике всех авиационных происшествий, подавляющее большинство аварийных случаев приходится на взлет и посадку самолета. Все это связанно с близостью с землей и дефиците времени на принятие каких-то важных решений.

При чем, если во время взлета самолет набирает скорость, разгоняется и удаляется от поверхности, а чем дальше и выше, тем безопаснее, то во время посадки, самолет сближается с землей, скорость падает и это очень ответственный момент.

Что же делать пассажиру в это время?

Все просто — выполнять стандартную команду бортпроводника:

Дамы и господа, мы готовимся к взлету и просим вас выключить все электронные приборы, убрать откидной столик, привести спинку кресла в вертикальное положение, открыть шторку на иллюминаторе и туго застегнуть ремни безопасности!

Теперь я подробно расскажу, для чего это все нужно и почему ОЧЕНЬ ВАЖНО выполнять эту просьбу.

  • отключение мобильных телефонов в самолете
Существует мнение, что оборудование, отправляющее и принимающее высокочастотные сигналы, может влиять на навигационные приборы самолета и его точные посадочные системы, а так же, создавать помехи в радиопереговорах летчиков и диспетчеров. Так ли это? Теоретически — да.

Представьте ситуацию, при взлете самолета, скажем в 1 км от земли, когда 300 телефонов одновременно начинают искать сеть, где ее просто нет. Может действительно получиться какая-то каша из магнитного поля. И если до сих пор прецедентов не было, то это не значит что вероятности их возникновения нет. По этому, проявите ответственность, выключайте телефоны или переводите их в режим «В самолете». Не рискуйте.

  • спинки кресел в вертикальное положение

В случае аварийной ситуации опущенная спинка вашего кресла может заблокировать проход пассажирам, сидящим сзади вас.

  • пристегнуть ремень, собрать столик

В случае экстренного торможения, жесткой посадки или прерванного взлета, вы можете не удержаться в кресле и полететь вперед по салону или удариться головой о разобранный стол. Так же, желательно, чтобы во время взлета и посадки у вас в руках не было тяжелых предметов. Не удержите и полетит эта штука, как кирпич, вперед по головам пассажиров. С этим связан запрет на фото- и видеосъемку в эти фазы полета.

  • открыть шторки иллюминаторов

В первую очередь, это связанно с разницей в освещении снаружи самолета и внутри салона. Если в кабине царит полумрак, а снаружи ярко светит солнце, то при экстренной эвакуации, ослепление на несколько драгоценных секунд гарантированы. То же самое, если в кабине яркий свет, а снаружи ночь. По этому, на ночных рейсах при посадке приглушается свет, чтобы глаза адаптировались.

Во-вторых, в случае нештатной ситуации, например при возгорании двигателя, пассажир может увидеть это и сообщить бортпроводнику.

  • не рекомендуется слушать громко музыку в наушниках

Если вы используете систему развлечений самолета, то во время взлета и посадки она отключается, это связано с тем, что пассажир может отвлечься и не услышать важное сообщение и команды бортпроводника.

Набор высоты и снижение. Турбулентность и воздушные ямы

Во время набора высоты и снижения самолет проходит через первый слой нашей атмосферы — тропосферу. Это такая среда, где сильно развиты воздушные турбулентные потоки, возникают облака различного типа, развиваются циклоны и антициклоны. Именно в этой фазе полета в воздушном судне наиболее сильно ощущается «турбулентность». Что это значит и что делать?

Это значит, что попадая в вихревые турбулентные течения, самолет может потряхивать и «болтать» вверх-вниз, вправо-влево. На сленге летчиков «турбулентность» это просто «болтанка».

Иногда такая трясучка может быть очень сильной и продолжительной, особенно когда полет проходит в сложных метеоусловиях: грозы, туман, сильная облачность, ветер и т.д. В этом случае, КВС или старший бортпроводник объявляет, что самолет попал в зону сильной турбулентности и просит всех занять свои места и пристегнуть ремни безопасности.

Не стоит паниковать в этой ситуации, даже когда очень сильно трясет, а глядя в окошко, кажется, что крылья сейчас просто отвалятся от вибрации. Это обычная практика, с которой, в той или иной степени, сталкиваются все воздушные суда. Стоит просто занять свое место, пристегнуться и переждать болтанку. Чем самолет больше, тем турбулентность меньше и наоборот.

Что касается ощущения, что крылья вот-вот отвалятся (я часто сталкиваюсь с этим вопросом) — не переживайте, за всю историю авиации, на серийных самолетах таких случаев еще не было. Крылья испытывают при гораздо больших нагрузках, а покачивание крыла свидетельствует о его правильной и нормальной работе, в условиях переменных нагрузок и разнопланового давления.

Горизонтальный полет

Когда самолет набрал высоту, занял свой эшелон и летит в горизонтальной плоскости, это самое спокойное и приятное время полета. Современные пассажирские лайнеры летают в нижнем слое стратосферы, на высоте 10-12 км, высоко над облаками, где практически не ощущаются никакие метеоусловия, нет птиц, уши не закладывает и совершенно ничего не беспокоит. Вы можете встать со своего места, размять затекшие конечности и делать в самолете что угодно: спать, есть, работать, смотреть кино, слушать музыку, играть на ноутбуке, читать. В общем, расслабьтесь и наслаждайтесь полетом.

Хотя иногда и в горизонтальном полете ощущается турбулентность, особенно, это касается перелетов над Атлантикой.

Если вам предстоит длительный перелет возьмите с собой книгу или планшет, можете воспользоваться бортовой системой развлечения, новейшие дальнемагистральные лайнеры оснащены персональным экраном для каждого пассажира с широким выбором фильмов, музыкальных файлов и так далее.

Посадка. Торможение. Руление

В специальной литературе существует понятие «компетентный пассажир» — человек, который максимально использует свои шансы на спасение в аварийной ситуации.

В 1974 году при аварии самолета В-707 в Паго-Даго в Самоа из ста одного пассажира остались в живых только пятеро, которые потом рассказали, что внимательно прочли памятку и прослушали инструкцию стюардессы.

Поэтому для спасения они воспользовались аварийными выходами на крыло, в то время как другие пассажиры устроили давку, устремившись к традиционному входу-выходу. Комиссия констатировала, что большинство пассажиров спаслись бы, если бы они просто знали, где находятся аварийные люки и как ими пользоваться.

Сегодня самолет относится к самым безопасным видам транспорта. Это действительно так, но лишь в рамках статистики. Нужно добавить, что если при автомобильной аварии или крушении поезда еще можно спастись, то авиакатастрофа обычно означает смерть всех пассажиров на борту.

Когда 26 января 1972 г. на борту самолета DC-9 югославских авиалиний JAT взорвалась бомба, и обломки лайнера рухнули с высоты более 10 км, для всех было ясно, что никто из пассажиров не спасся. Однако стюардесса Весна Вулович выжила. Как это могло случиться? Одни считают, что Весну Вулович спасло то, что у нее было низкое давление — она быстро потеряла сознание, и это уберегло ее от сердечного приступа. Другие просто считают, что случилось чудо. У самой же Вулович в результате катастрофы развилась амнезия — она не помнит ни самого взрыва, ни даже того, что было за час до него. Поэтому вряд ли мы когда-нибудь узнаем правду об этом необычном случае. Необычном потому, что еще никогда не случалось, чтобы кто-то пережил аварию самолета, летевшего так высоко.

Чаще всего авиакатастрофы, в которых кто-то выживал, — это неудачный взлет самолета или его вынужденная посадка. Действующие в таких случаях силы не столь разрушительны, как, например, при столкновении двух самолетов, взрывов баков, полных топлива, или падения с огромной высоты. Однако шанс выжить есть всегда, и он зависит от многих факторов.

Если рассматривать снимки авиакатастроф, то на них часто видно, как из обломков торчит хвост самолета, иногда даже неповрежденный. Именно хвост позже всего касается земли во время падения, поэтому пассажир, сидящий сзади, имеет наибольший шанс остаться в живых. Имеют значения и размеры самолета: чем больше машина, тем она безопаснее.

В пассажирских самолетах нет, как, например, в истребителях, катапульты для пилота; также нельзя спастись из падающего самолета на парашюте. Все, что есть в пассажирских авиалайнерах, служит исключительно тому, чтобы избежать телесных повреждений, какие можно получить в салоне во время полета.

В отличие от автомобиля, самолет, налетая на стационарное сооружение или какое-либо транспортное средство, обычно не останавливается, а несется дальше. Поэтому пассажиры не подвергаются резким ударным воздействиям. Исключением из этого могут быть случаи, когда самолет сталкивается с горой. В этом случае шансы на спасение минимальны.

В других случаях при возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение о вынужденной посадке, которая вполне вероятна в безлюдной местности. При этом, если позволяют условия и самолет управляем, стараются сесть на относительно ровную местность без препятствий, а в крайних случаях и на лес. Травматизм и число жертв при этом возрастает, но если самолет разваливается не сразу и не горит, то шансы на спасение повышаются.

Существует несколько основных типов аварийных ситуаций. В воздухе, чтобы правильно действовать в них, надо не только знать, как себя вести, но и мысленно заранее проделать путь ко спасению. Это дает больше шансов, что в опасную минуту вам не откажет память.

  • Аварии при взлете и посадке

Об аварии такого рода вас вряд ли смогут предупредить заранее. Поэтому самая разумная тактика — предварительные меры личной безопасности перед каждым взлетом и посадкой. Например, быть в верхней одежде: пальто или куртка (не синтетика!) могут защитить вас от ожогов, если придется выбираться из пожара. Оставайтесь в обуви, даже если она на высоком каблуке — на случай, если вам придется идти по осколкам, горящему пластику и т.д.

Туфельки на шпильках женщина следует снять лишь перед надувным трапом, не загораживая при этом путь к эвакуации другим пассажирам и не выпускать обувь из рук, чтобы на земле немедленно обуться. Безусловно, надо снять галстук, шарф, очки, заколки и т.д. — в экстремальной ситуации опасна даже авторучка в боковом кармане пиджака. Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у ваших бедер. Проверьте, нет ли у вас над головой тяжелых чемоданов.

Непосредственно перед аварией обычно есть возможность принять безопасную фиксированную позу. Обычно рекомендуется согнуться и плотно сцепить руки под коленями (или схватиться за лодыжки). Голову надо уложить на колени, а если это не получается, наклонить ее как можно ниже. Ноги следует упереть в пол, выдвинув их как можно дальше (но не под переднее кресло, которое при аварии может заклинить).

Федеральное авиационное управление США рекомендует использовать кресло перед вами для принятия другой фиксированной позы. На спинку кресла следует положить руки в скрещенном состоянии и голову прижать к рукам. Также вытянуть ноги и упереться. И, разумеется, обе позы можно принимать лишь при пристегнутом ремне. В момент удара следует максимально напрячься и подготовиться к значительной перегрузке. Ее направление при большинстве аварий — вперед и, может быть, вниз.

Как правило, аварийные выходы расположены с левой и правой сторон фюзеляжа. Все выходы для пассажиров, подходы к ним и средства открывания имеют заметную на расстоянии маркировку, которая облегчает их обнаружение. О расположении всех выходов из салона рассказывает в краткой инструкции стюардесса. Оставив все предпосадочные волнения, выслушайте ее внимательно. Обязательно мысленно представьте свой путь к ближайшему выходу. А если вы сидите рядом с аварийным люком, то на вас ложится дополнительная ответственность: от того, сумеете ли вы его открыть, зависит жизнь многих людей. Однако не всегда можно открывать ближайший выход (пламя снаружи, деформацию фюзеляжа в этом месте и т.д.), поэтому помнить надо обо всех путях спасения.

Для аварий на взлете и посадке обычна внезапность, и предупреждения экипажа вы можете не дождаться, поэтому будьте в курсе всех событий за бортом (дым, резкое снижение, остановка двигателей и т.д.), чтобы принять фиксированную позу. Однако ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику. Только профессионал может с уверенностью судить об опасности происходящего.

Одним из наиболее частых происшествий на борту самолета — ушибы и другие телесные повреждения, полученные во время турбулентности.

Турбулентность — это различные завихрения и воздушные потоки, хаотично перемещающиеся внутри атмосферы в различных направлениях. Свыше половины случаев турбулентности происходит с самолетом на высоте свыше 6 тысяч метров, 30% — на высоте до 3 тысяч метров и 5-10% — в промежутке от 3 до 6 тысяч метров. Чаще всего это происходит в солнечные дни над домами или над территорией с сильным температурным контрастом (песок, лес, озеро, дорога) — земная поверхность прогревается неравномерно, и нагретые воздушные массы поднимаются вверх с разной скоростью, из-за чего самолет может взлетать в восходящих потоках или проваливаться в воздушные ямы.

Именно так и случилось с «Боингом — 747» американских авиалиний, который летел над тихим океаном 28 декабря 1997 года. Попав в турбулентную зону, огромная машина мгновенно потеряла несколько десятков метров высоты. Все незакрепленные предметы на борту тут же взлетели, ударились об потолок и упали на головы сидящих в креслах пассажиров. Наиболее тяжелые ранения получили те из людей, которые хотя и сидели на своих местах, но небыли пристегнуты ремнями. Сам самолет не пострадал и продолжил полет, но в результате полученных травм умерла одна женщина, а остальным 100 раненным потребовалась медицинская помощь.

Так как самолеты летают на высотах, где воздух сильно разряжен и его давление намного ниже привычного, то салон авиалайнера должен быть герметичным — едва появится малейшая трещина, через нее из самолета весь воздух вырвется наружу, а это очень опасно. Поэтому большинство современных самолетов оснащены кислородными масками, которые автоматически зависают над каждым пассажирским креслом в случае разгерметизации кабины, а пилоты тут же начинают снижать высоту полета.

Информация о приближающейся катастрофе, нервозность экипажа, вырывающийся из двигателей дым или огонь — все это может стать причиной паники. Во-первых — никогда нельзя терять головы. Желательно еще до старта познакомиться со всеми аварийными системами, которые есть в самолете. Стоит продумать собственный план эвакуации — сориентироваться, где находится аварийный выход, и прикинуть, что можно сделать в случае катастрофы.

Если возникнет угрозы аварийной посадки, нужно избавиться от острых предметов (карандаши, ручки и т.д.); хорошо бы иметь что-то мягкое (например, подушку), чтобы уберечь голову.

Декомпрессия (разреженный воздух в самолете). Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит воздух и его нельзя задержать. Одновременно вероятны звон в ушах и боли в кишечнике (расширяются газы).

Не дожидаясь команды или помощи экипажа, немедленно надевайте кислородную маску. О том, где она находится и как ею пользоваться, расскажет стюардесса в начале полета. Маску надо именно надеть, а не просто прижать к носу и рту — даже при поступившем кислороде можно потерять сознание и выронить маску. По той же причине не следует оказыівать кому-то помощь до того, как сами надели маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе, без кислорода окажетесь вы оба.

Декомпрессия — аварийная ситуация, которую экипаж немедленно начинает исправлять, снижая высоту полета. Ниже трех тысяч метров содержание кислорода уже можно считать нормальным. Поэтому при признаках декомпрессии сразу же после надевания маски пристегните ремни и подготовьтесь к резкому снижению или «твердой» посадке.

Пожар на борту самолета. Большинство пассажиров считают, что во время пожара за бортов у них будет около пяти минут после приземления, чтобы покинуть самолет. Однако опыт показывает, что лучше рассчитывать на одну-две минуты. Пожарами сопровождается приблизительно 20% аварий самолетов; свыше 70% людей, попавших в авиакатастрофы с пожарами, остаются в живых.

Очень важно запомнить расположение выходов. При пожаре это необходимо еще и потому, что дым мешает не только дышать, но и видеть указатели. А самое главное при пожаре — немедленно после остановки самолета направиться к ближайшему выходу. При этом:

  • защитите свою кожу — на вас должны быть пальто, шапка, плед;
  • не дышите дымом, защищайтесь одеждой, пригнитесь или даже пробирайтесь к выходу на четвереньках — внизу дыма должно быть меньше; помните — дым, а не огонь — первая опасность;
  • снимите капроновые колготки и чулки, при расплавлении они могут стать причиной тяжелых ожогов;
  • не стойте в толпе у выхода, если очередь не двигается, помните, что если другие выходы; если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки;
  • перед взлетом пересчитайте и запомните число рядом кресел перед и позади вас на пути к аварийному выходу, тогда вы сможете к нему добраться даже на ощупь в непроглядном дыму;
  • не берите с собой ручную кладь, это может стоить вам жизни;
  • не открывайте запасные люки в том месте, где снаружи огонь и дым;
  • будьте решительны и дисциплинированны, боритесь с паникой на борту любыми средствами, окажите максимальную помощь стюардессе;
  • не становитесь сами причиной пожара: на борту самолета надо обращаться с огнем так же, как и в бензовозе.
  • Посадка на воду

    Пассажир, у которого есть все шансы на спасение при посадке на воду, должен иметь некоторое представление о том, в каком положении самолет обладает плавучестью, еще до того, как он сядет на воду. Некоторые самолеты плавают в горизонтальном положении, другие — с погруженным хвостом, а некоторые — с погруженным в воду носом.

    Зная это, вы не броситесь в панике к аварийному выходу в хвостовой части самолета, если этот выход окажется под водой. Следует также заранее знать, какие средства спасения на воде (жилеты, плоты и др.) имеются на борту, где они находятся и как их применять. Перед тем, как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 минут. Однако, если фюзеляж поврежден, это время может оказаться значительно меньшим.

    После приводнения следует спустить на воду спасательные плоты, которые при сбрасывании надуваются автоматически. Если этого не произошло, то нужно сильным рывком дернуть за фал, который ведет к баллону системы газонаполнения. Время приведения плота в рабочее состояние занимает примерно одну минуту летом и три минуты зимой.

    Катастрофические ситуации на самолетах показывают два опасных типа поведения пассажиров — паника и апатия. Как ни странно, оцепенение встречается значительно чаще. Это надо помнить, чтобы предупреждать у себя такую реакцию и ни при каких обстоятельствах не прекращать борьбу за свое спасение.

    Как выжить в крушении самолета на земле. Эд Галеа, профессор из Австралии, переживший авиационную аварию, задумался о том, как можно повысить собственные шансы на выживание. Самое главное — никогда не забывать, что самолет может попасть в аварию. Естественно, речь не идет о падении самолета с большой высоты — выжить в машине, падающей с высоты в 10 тысяч метров, практически невозможно, однако, число инцидентов, происходящих уже на земле, значительно выше, и не стоит забывать, что в них тоже гибнут люди. При этом, по статистике, в период с 1983 по 2000 год в авиационных авариях в США выжили 95% пассажиров. Например, в 2005 году на борту лайнера Air France , загоревшегося во время посадки в аэропорту Торонто находились 309 человек, и все выжили. Это инцидент назвали «Чудо в Торонто».

    Эд Галеа в 1985 году был на борту самолета, который, как это случается, выехал за пределы полосы и загорелся. В этой аварии погибли 55 пассажиров, летевших вместе с ним. С тех пор он занимается правилами выживания на борту. За время своей работы он опросил более 2 тысяч выживших в 105 авиационных авариях. На основе их опыта он вывел ряд простых правил:

    • Путешествуя с семьей, следует держаться вместе

    Половина всех авиапассажиров путешествуют в группе — чаще всего с членами своей семьи. Естественно, что в экстремальной ситуации люди пытаются найти своих близких, чтобы спасаться вместе. Если в салоне семья разделена, то при аварии люди будут не спасаться, а искать друг друга. Если в салоне бушует пожар, то каждая лишняя минута в дыму многократно снижает шансы выжить.

    Поэтому семья, особенно с детьми, должна быть вместе и в то же время заранее быть готова к тому, чтобы разделиться. Если это семья из двух взрослых и двух детей, то Галеа советует действовать следующим образом: «Например, один взрослый будет отвечать за одного ребенка, а другой за другого. Таким образом, у вас получается уже две группы по два человека. При необходимости эти группы должны быть готовы эвакуироваться по отдельности».

    Еще один действенный совет: «Каждый ребенок должен знать, кто из родителей будет искать его, в экстренной ситуации». Конечно, объяснять ребенку перед полетом, как вести себя при аварии, крайне неприятно, однако это может спасти его жизнь.

    • Уметь расстегнуть ремень безопасности

    Это может показаться излишним, но перед полетом пассажир должен понять и отрепетировать расстегивание ремня безопасности. Поразительно, но в экстренной ситуации даже экипаж корабля не всегда может быстро освободиться от ремней. Не стоит забывать, что авиационные ремни расстегиваются не так, как автомобильные. Лишние секунды в салоне, проведенные в борьбе с ремнем, могут стоить жизни.

    • Садиться ближе к проходу и считать кресла до выхода

    На самом деле в самолете нет абсолютно безопасных мест. Места в хвосте лайнера могут оказаться смертельными, если пожар вспыхнул именно там, поэтому общих правил при выборе мест не существует. Однако есть ряд советов.

  • Во-первых, занимая свое место, следует посчитать и крепко запомнить количество рядов кресел, которое надо преодолеть до ближайших двух экстренных выходов. Эта информация поможет быстро найти выход в темноте. Причем запомнить местоположение следует как минимум двух выходов, так как ближайший может быть заблокирован или недоступен.
  • Во-вторых, шансы на выживание несколько повысятся, если пассажир будет сидеть ближе к проходу. Чем быстрее человек начинает двигаться и чем меньше препятствий у него на пути, тем выше его шансы на выживание.
  • При этом безопаснее всего было бы сидеть против хода самолета, однако на пассажирских самолетах это невозможно, хотя на военных транспортах это правило давно применяется. Проблема в том, что большинство людей предпочитает сидеть по ходу, к тому же переоборудование салонов лайнеров потребует огромных инвестиций и полной реконструкции салона.

    Однако это правило можно принять на вооружение применительно к железнодорожным путешествиям. Всегда лучше садиться против хода поезда и при этом желательно так, чтобы напротив не было людей или предметов, которые при резком торможении могли бы нанести человеку травму.

    • Взять дымозащитный капюшон

    «В дыму содержатся вредные и наркотические газы, ирританты. Достаточно вдохнуть определенную дозу, и вы умрете», — говорит Галеа. Поэтому в любое путешествие он берет с собой портативный дымозащитный капюшон. Однако не стоит забывать, что пользоваться им тоже надо уметь, и лежать он должен как можно ближе. Лишнее время, потраченное на поиски и попытки открыть и надеть его, может не спасти, а, наоборот, убить.

    • Группировка и подготовка

    Очень важно не пренебрегать той информацией, которую сообщают перед полетом бортпроводники. Тщательное изучение карточки, на которой сообщаются правила эвакуации, действительно может спасти жизнь.

    Группировка — положение, которое рекомендуется принимать в экстренной ситуации, — может показаться нелепой или глупой, но она призвана спасти пассажира от самого страшного при аварии на земле и пожаре — от потери сознания. При резком торможении или столкновении с наземным препятствием несгруппировавшийся человек скорее всего получит травму головы, которая с высокой долей вероятности приведет к потере сознания. В панике при пожаре человека без сознания спасать никто не будет, поэтому, если самому не позаботиться о себе, шансы на выживание будут минимальны.

    Национальный Совет по безопасности на транспорте США (National Transportation Safety Board) предлагает следующие рекомендации:

  • Выбирать рейсы без промежуточных посадок. Такие рейсы реже становятся жертвами угонщиков.
  • Выбирать большие самолеты. Статистика показывает, что в случае крушения у пассажиров больше шансов уцелеть.
  • Не перегружать ящики для багажа на головой. Если самолет попадет в зону турбулентности или потерпит крушение, тяжелые вещи могут проломить череп.
  • Не следует проносить в самолет любые опасные материалы.
  • Соблюдать осторожность. Ежегодно фиксируется огромное число случаев, когда пассажиры обжигаются чаем или кофе. Максимальное число травм пассажиры получают в туалете.
  • Не следует пить слишком много.
  • Нельзя расстегивать ремни безопасности во время полета. Эта мера предосторожности может оказаться полезной не только в том случае, если самолет начинает падать, но и когда он попадает в зону турбулентности.
  • Следует внимательно выслушать то, что говорят члены экипажа самолета о мерах безопасности, принятых на борту. Пять минут внимания могут сохранить жизнь.
  • Необходимо ознакомиться с письменными инструкциями, которые есть на каждом сидении. Уточнить, где находится ближайший аварийный выход. Если самолет получил пробоину, то в распоряжении пассажира будет не более 15 секунд, чтобы надеть кислородную маску. Если в самолете начался пожар, нужно стараться не глотать дым — дышать через тряпку. Если самолет приземлился — немедленно покинуть его.
  • Основное правило пользования сотовыми телефонами: когда двери самолета закрыты, пользоваться ими не рекомендуется.
  • Как не стать жертвой угонщиков

  • Следите за людьми вокруг вас. Обращайте внимание на других пассажиров, которые ведут себя неадекватно. Если кто-то вызывает у вас подозрение — сообщите об этом службе безопасности аэропорта или стюардессе.
  • Не доверяйте стереотипам. Угонщиком самолета может быть любой человек, вне зависимости от пола, возраста, национальности, стиля одежды и т.д.
  • Если Вы окажетесь в самолете, в котором действуют угонщики, не проявляйте излишней инициативы. Ваша главная задача — остаться живым и невредимым. Помните, что вы не сможете скрутить угонщика в одиночку. Это вдвойне опасно, потому что на борту могут оказаться его сообщники.
  • Знайте, куда можно позвонить в случае опасности. Полезно загнать в память телефона номер линии спецслужб. Может оказаться, что ваш телефон окажется единственным средством связи с внешним миром.
  • Старайтесь держаться других пассажиров. Если самолет захвачен, вы должны объединиться с другими пассажирами и членами экипажа. Не старайтесь повысить свой авторитет за счет заискивания с угонщиками.
  •