План-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему: Конспект НОД в средней группе по художественному творчеству (лепка) на тему: « Воробушки на кормушке». Публикация педагога на тему "Деревья. Лепка берёзы"

Ортаңғы то бындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности в с редн ей группе

Тәрбиеші/Воспитатель: Кушербаева З.Б.

Білім беру саласы/Образовательная область: Творчество

Пән/Предмет: Лепка

Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Зимующие птицы»

Тақырыбы/Тема: «Птицы на нашем участке»

Мақсаттары/Цели:

1.Тәрбиелік- воспитательная: Воспитание аккуратности, самостоятельности.

2.Дамытушылық - развивающая: развитие памяти, внимания, воображения.

3.Оқыту- обучющая: формирование навыков использования разных способов лепки птиц. Обучение лепить из глины птичку, передавать овальную форму тела, круглую голову; оттягивать хвост, прищипывать клюв, делить пластилин на кусочки, пользоваться стекой.

Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: ИКТ, личностно – ориентированная.

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: Круг познания «Зимующие и перелетные птицы», скульптурная птица, изображение птицы, пластилин, дощечка, стеки, презентация «Зимующие птицы»

Билингвалдық компонент. Билингвальный компонент: құстар - птицы, қыстап қалатын құстар - зимующие птицы.

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент

Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает. Эта птица - круглый год.

Во дворе у нас живет. И чирикает она

Громко с самого утра:

Просыпайтесь поскорей.

Всех торопит.

Кто это? (воробей) Правильно.

2. Негізі бөлімі/основная часть

Стук в дверь. «Прилетает» птичка. Воспитатель вместе с детьми рассматриваю скульптуру малой формы птицы.

Какая красивая птичка прилетела к нам! Давайте, слепим такую птичку. Но сначала внимательно рассмотрим ее. Что есть у птички? (туловище, голова, клюв, хвост, крылья). Какой формы тело птички? (обводящий жест) (Овальное, как яйцо) .

Какой формы голова? (круглая). На что похожа? (на шарик). В какой части тела находится голова птички? (в начале тела) .

Какой у птички хвост? (длинный, примой). Посмотрите, что у птички есть на голове? (глаза, клюв) .

Сколько глаз у птички? (два). Сколько крыльев? (два)

А сейчас я покажу, как будем лепить птичку. Смотрите внимательно и запоминайте. Разделю ком пластилина пополам, одну часть положу, а другую разделю еще пополам. Сколько комков получилось (три) .Из самого большого куска буду лепить тело. Какой оно формы (овал) Покажите как надо лепить овальную форм (дети показывают) .

Да, надо раскатать пластилин прямыми движениями: туда-сюда (леплю тело). С одной стороны тела будет голова, а с другой что? (хвост) .

Оттяну пластилин пальцами, вот так (показываю). Теперь буду лепить голову. (голова шарик). Как будете лепить голову, покажите руками.

Правильно, будем скатывать комок круговыми движениями. Что надо сделать, чтобы получилось птичка? Правильно. Соединим две части:тело и голову, плотно прижмем, примажем пальцами (показываю) .Примазывать надо аккуратно, чтобы она получилась гладкая, красивая. Теперь прищипнуть клюв в переде, осторожно, чтобы не испортить голову, вот так (показ) : двумя пальцами сверху и снизу, а теперь также сбоку.

Подумайте и скажите, как сделаем глаза, крылья? (нарисуем стекой)

Да, концом стеки нарисуем глаза с одной и с другой стороны, а крылья, перышки другим концом (показ) .

Чтобы наша птичка сидела, вылепим вместо ног подставку: из 3-го маленького куска и скатаем столбик, на него сплюснем и посадим на него птичку, плотно прижмем и примажем. Вот и получилась птичка. Напомню детям об аккуратном пользовании пластилином, уточняю последовательность лепки, даем указание начать лепить.

Индивидуальная работа с детьми: помощь отдельным детям разделить пластилин на 3 части, вспомню с ним способы лепки овала, шара, поупражнять детей в оттягивании и прощипывание (показ на своем куске) похвалю самостоятельных, аккуратных детей, еще раз покажу технику сглаживания поверхности предмета.

3. Қорытынды/итоговая часть

Анализ детских работ. Дети выставляют свои работы на доску. Предложить детям встать вокруг стола, на котором стоит доска с работами детей, рассмотрю их: много птичек вы слепили! Теперь у нашей птички-мамы много птичек-деток, все они разные: большие и маленькие. Посмотрите, эта птичка головку наклонила, зернышки ищет. А это птичка что делает? (обращаю внимание на выразительность образов). Какие птички самые красивые, самые гладкие? Похожи птички на птичку-маму. Дам положительную оценку работе детей. В конце занятия работа с Кругом познания (Зимующие и перелетные птицы).

Дети берут подходящую картинку (зимующую птицу), и крепят к соответствующей картинке.

Қостанай қаласы әкімдігінің «Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №3 бөбекжай-бақшасы» Мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны.

Государственное коммунально е казенное предприятие «Ясли-сад № 3акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная»

Круг познания «Зимующие птицы»

Тәрбиеші:

Воспитатель: З.Б. Кушербаева

Костанай 2018

МБДОУ «Детский сад №11»

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

В средней группе

Образовательная область:

Художественно-эстетическое развитие

(лепка из соленого теста)

Тема: «Птица»

Воспитатель:

Мурашова

Елена Валентиновна

Программные задачи

Образовательные:

Учить детей отражать впечатления,полученные от знакомства с

Произведениями устного народного творчества в продуктивной

Деятельности.

Учить творчески,инициативно подходить к решению задачи.

Учить самостоятельно определять способы лепки и декорирования,

Используя умения полученные ранее.

Закреплять умение лепить из теста сказочную птицу,передавая

Овальную форму тела,оттягивать и прищипывать мелкие части:

Клюв,хвост,крылышки.

Закреплять умение лепить,используя уже знакомые прием

(раскатывание шара,сплющивание).

Развивающие:

Развивать речевую активность детей, обогащать их словарь.

Развивать сенсомоторный опыт.

Развивать мелкую моторику рук,чувство формы,пропорций,

Наблюдательность.

Развивать фантазию,образное мышление,желание создавать свой

Оригинальный образ сказочной птицы.

Воспитательнае:

Воспитывать самостоятельность,аккуратность при работе с

Пластичными материалами,художественный вкус.

Воспитывать стремление делать что-то для других,формировать

Умение объединять результаты своей деятельности с работами

Сверстников.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат

Совместной деятельности.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Чтение художественной литературы о птицах.

Рассматривание иллюстраций с птицами.

Рассматривание иллюстраций,альбомов по декоративно-

Прикладному искусству.

Декоративное рисование.

Отгадывание загадок.

Проект «Зимующие птицы».

Беседы об образе сказочной птицы.

Материалы

Макет «Сказочный сад»

Аудиозапись

Гномик

Письмо

Тарелочки для теста

Разноцветное тесто в закрытых баночках

Баночки с водой

Стеки

Салфетки влажные матерчатые

Доски

Кисти

Декоративный материал-бусины,бисер,стеклярус,крупы,перья и др.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель показывает детям писмо.

Воспитатель: Ребятки,сегодня утром я пришла в нашу

Группу и нашла вот это письмо.Посмотрите,какое оно

Необыкновенное.Как вы думаете от кого оно?

(письмо в красивом конверте с картинками)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Давайте откроем его и прочитаем.

Его прислал гном.Послушайте,что он пишет:

«Здравствуйте, дорогие ребята!

В нашем лесу случилась беда!В нем жили разные удивительные

Птицы.Их пение было слышно всюду.Но однажды они все

Пропали.А назад не возвращаются.В лесу наступила тишина.

И стало очень грустно.Помогите.»

Воспитатель. Что же делать ребята?

(ответы детей)

Дети: надо помочь.

Воспитатель: Как же можем помочь?

Дети: Да, мы можем вылепить птичек.

А из чего можно слепить птичек?

Дети: Из пластилина,теста.

Воспитатель: Ребята,давайте вспомним каких птичек мы с

Вами знаем?

Дети: ответы детей(снигирь,голубь,свиристель,…..)

Воспитатель: Молодцы.(рассматривание иллюстраций)

Посмотрите,какие они разные.

Какие цвета присутствуют в окрасе? (ответы детей)

Что общего у сказочных и у реальных птиц?

Дети: У птиц есть голова,туловище и хвост(Ответы детей)

Воспитатель: Вы правильно заметили,ребята,что при всем

Разнообразии птиц,они имеют много общего.Все птицы

И сказочные и реальные имеют одни и теже части тела

(туловище,голову,хвост)

Воспитатель: Хорошо,а хотите слепить своих птиц из теста?

Дети: да.

Воспитатель: А как вы будете лепить птичку?

(показ приемов лепки в воздухе)

Дети: Скатаем два шарика:голова и туловище.

Воспитатель: А эти два шара будут одинакового размера?

Дети: Туловище больше,а голова меньше.

Воспитатель: Покажите,как вы будите скатывать шар.

Что сделаете потом?

Дети: Соединим их вместе.

Воспитатель: Что еще нужно сделать?

Дети: хвост,крылья.

Можно вытянуть их из туловища,можно сделать отдельно

И соединить.

Воспитатель: Как будите вытягивать,покажите.

Каким еще способом можно слепить птичку?

Дети: Раскатать тесто в валик.Придать форму голове,туловищу.

Оттянуть хвост,крылья,клюв.

Воспитатель: Покажите,как будите скатывать валик.

А чтобы птички получились красивые,яркие,вы можите их

Украсить.Посмотрите,что есть у вас на столе.

А чем вы будете украшать?

Дети: Можно украсить бисером,бусинками,перьями…

Воспитатель: Что вы можете украсить?

Дети: хвост,крылья,глазки из бисера…

Воспитатель: А теперь закройте глаза и представьте свою

Птичку. Какая она.Какие у нее крылья,какой хвост.

Молодцы,ребята.Все необходимое есть у вас на столах.

Проходите на свои места на свои места.

Давайте сначала подготовим свои пальчики,поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика

Сел на ветку снегирек,

Брызнул дождик,-он промок.

Ветерок,подуй слегка,

Обсуши нам снегирька.

(Лепка птички.Во время лепки звучит спокойная музыка

Музыкальная терапия.Душевное равновесие.Трек13)

Воспитатель: Ребята,какие замечательные птицы у вас

Получилось.

(звучит мелодия «В гостях у сказки»)

Ребята,слышите звучит волшебная музыка…Почему?

Дети: ……….(ответы детей)

Воспитатель: Она зовет нас куда-то…

Возьмите своих птичек и подойдите ко мне.Закройте глаза

«Повертитесь,покружитесь и в лесу вы окажитесь».

(появляется макет леса)

Посмотрите,какой красивый лес!А вот и Гномик нас

Встречает.

Здравствуй,Гномик!

Гномик: Здравствуйте,ребята.

Воспитатель: Гномик,мы получили ваше письмо и

Решили помочь.

Посмотри каких сказочных птиц мы вам принесли.

Какие красивые крылья получились у Диминой птички;

Очень красочные хвостики получились у птичек Сони,Кирю-

Ши, Кристины.

Какой красивый хохолок у Машиной птички.

Все ребята очень старались,им очень хотелось тебе помочь.

Гномик:

Вот спасибо удружили ,
Каких птиц вы мне слепили .
Будут жить они не в клетке ,
А в лесу сидеть на ветке .
Будут песни распевать ,
Лес волшебный украшать.

(птичек расставить у макета,звучит пение птиц –

«Экзотика земли» Звуки природы-Цветение сакуры)

Гномик: Ребята,мне так понравились ваши птички.Я хочу вас

Отблагодарить.Примите от меня в подарок эту замечательную

Игру.Она называется «Что перепутал художник»

(Гномик дарит новую игру)

Я всегда буду рад видеть вас в нашем лесу.

Воспитатель: Вот и хорошо,мы рады,что

Смогли помочь . Теперь в вашем саду снова будет звучать

Удивительное пение.А нам пришло время возвращаться в

Детский сад.

До свидания,Гномик.

Ребята,чтобы вернуться давайте закроем глаза и скажем

Волшебные слова «Повертитесь,покружитесь в группе нашей

Окажитесь».

Звучит мелодия «В гостях у сказки»

Вот мы и в группе.Вы молодцы ребята.Вы хотите поиграть

В новую игру?


Конспект НОД в средней группе


Конспект непосредственно образовательно й деятельности в средней группе на тему:

«Деревья. Лепка берёзы»

Интеграция образовательных областей
: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество» (лепка), «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Здоровье»
Виды детской деятельности
: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная
Цели
: уточнить и закрепить знания детей о деревьях, о их пользе; передавать в лепке характерные особенности строения берёзы
Образовательные задачи
: Закрепить названия некоторых деревьев (берёза, клен, дуб, рябина, тополь, ель, сосна) и их частей Активизировать словарь (крона, ствол, ветви, корень, листья, плод, роща)
Развивающие задачи:
Развивать речь ребенка (правильно образовывать существительные множественного числа, прилагательные от существительных, составлять небольшое описание по образцу воспитателя) Развивать внимание, логическое мышление, любознательность, мелкую моторику, интерес к творческой деятельности
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к родной природе, любоваться окружающим миром
Материалы и оборудование
: картинки с изображением различных деревьев, карточки с изображением листьев и плодов, запись русской народной песни «во поле берёза стояла» пластилин белого, зеленого и красного цвета, семена подсолнечника, дощечки для пластилина, половина листа А4 на каждого ребёнка, салфетки
Предварительная работа
: Рассматривание серии картинок «Деревья», настольно- печатная игра «Угадай, какой листочек», чтение художественной литературы о лесе и деревьях, наблюдение на прогулках за деревьями участка группы,

Сюрпризный момент
. Приходит Незнайка с большим букетом собранных осенних листьев. Ребята, я сейчас гулял в Битцевском парке и видел там много-много разных деревьев. Мне было весело, хорошо дышать свежим воздухом, смотреть на летающих птичек, белочек, которые прыгают с ветки на ветку. Веток у деревьев я не ломал, я бережно отношусь к деревьям, ведь это от них в лесу так свежо и хорошо. Я насобирал много листочков от разных деревьев, а потом посмотрел на собранный букет и понял, что не знаю, какой листочек от какого дерева. Ребята, помогите, пожалуйста, мне разобраться.
Воспитатель
: проходи, Незнайка, сейчас мы внимательно рассмотрим картинки с деревьями. А ты с ребятами внимательно слушай мои загадки про деревья. Показ картинок, загадывание загадок про деревья.
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, А в один из теплых дней май сережки дарит ей.
Ответ:
берёза
Ярко ягодки горят, На меня они глядят! Что за чудная картина?- Это дерево -
рябина
!
Летом у
клена
Кафтанчик зеленый, Солнышком пахнет обновка. А осень заплачет И в желтенький плащик Он переоденется ловко.
Во дворе белым-бело, Весь июнь мело, мело… Нет, не снег вокруг, а пух, Лезет в нос он хлеще мух! Расчихались мы не зря – Распушились... (ТОПОЛЯ).
Это дерево могуче, И растёт в лесу дремучем, Плоды полированы, Для птиц рекомендованы. Дятлы, поползни и сойки, Собирают плоды стойко.
Ответ:
дуб В длинноватый коробок Спрятан молодой дубок.
Ответ:
желудь

Стою в лесу на одной ноге, Сверху шишки, снизу мишки, Зимою и летом зеленого цвета, Платьице в иголках, а называюсь я..(ёлка).
У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви- только на макушке (сосна)
Воспитатель
: Ну, что Незнайка,внимательно слушал, запомнил названия деревьев? А теперь я предлагаю тебе поиграть с нами в
игру «Один-много»

(Воспитатель называет дерево в единственном числе, а дети во множественном. Клён- клёны, тополь -тополя, берёза- берёзы, рябина- рябины, дуб- дубы,сосна-сосны, ель-ели_) А теперь следующая
игра, «Какой листик?»
Если лист дуба, то какой он- (дубовый) Если лист березы, то какой он (берёзовый) Если лист клёна, то какой он (кленовый) Если лист тополя, то какой он (тополиный
)
Листья на клене- кленовые Листья на рябине- он рябиновые Листья на березе- березовые Листья на дубе- дубовые
Незнайка:
Ребята, а какие же листочки и сосны и ёлки? (Вместо листочков и них иголочки)
Игра «Плоды и листья
» Детям раздаются карточки с изображением листьев деревьев и их плодов, по заданию необходимо определить пары картинок(ель- шишка, клен- крылатка, дуб- жёлудь, берёза- серёжка) Незнайка играет с детьми, путается, но дети его поправляют
Игра «Найди дерево»

По комнате расставлены стулья. На их спинки прикреплены изображения деревьев. Воспитатель описывает дерево (лист похож на ладошку на длинной ножке, у дерева есть крылатки (клен) , круглый год в зеленых иголках, королева на новогодних утренниках(ёлка) ,дерево с белым стволом и серёжками весной(береза),могучее дерево, на котором растут желуди (дуб),затем даёт сигнал: «Раз, два, три! К дереву беги! Дети находят картинку с нужным деревом, бегут к ней и останавливаются около неё. Затем дети сами по очереди составляют небольшое описание, и игра продолжается с водящим-ребёнком
Упражнение «Покажи и назови части дерева»
Воспитатель показывает на картинке корни, ствол, ветки, крону, листья, затем дети самостоятельно показывают части дерева на картинке. Незнайка вместе с ребятами тоже показывает. Воспитатель: -Ребята, а давайте изобразим дерево. Дети поднимают руки в стороны и вверх. -На что похожи ваши руки?(на ветки)
-На что похожи ваши пальчики? (на маленькие веточки) Покажите на себе ствол (показывают туловище) Ребята, представьте, что подул ветер, и деревья закачались (дети под музыку качают руками)
Физкультминутка «Сосна»
Во дворе стоит сосна, (стоя на одной ноге, потягиваются- К небу тянется она. руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.) Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней. Ветер сильный налетал, (наклоны корпуса вперед- назад) Все деревья раскачал. Ветки гнутся взад-вперед, (рывки руками перед грудью) Ветер их качает, гнет. Будем вместе приседать- (приседания) Раз, два, три, четыре, пять. Мы размялись от души И на место вновь пошли (шагают на месте)
Лепка березы

Ребята, послушайте русскую народную песню «Во поле берёзонька стояла»(показ

картинки) и стихотворение про берёзу

«Люблю берёзку русскую»
Автор: А.Прокофьев Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белёном сарафанчике, С платочками в карманчиках. С красивыми застёжками. С зелёными серёжками. Люблю её нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую. Люблю берёзку русскую, Она всегда с подружками Весною хороводится, Целуется, как водится, Идёт, где не горожено, Поёт, где не положено, Под ветром долу клонится И гнётся, но не ломится! Воспитатель напоминает, что ствол березы белый, веточки напоминают дуги, наверху они короткие, чем ниже, тем длиннее Инструкция: Раскатать из белого пластилина колбаски, снизу толще. Вверху заострить кончик..Накатать тонких белых колбасок, поочередно закрепить каждую по обе стороны ствола. Прижать один конец веточки у ствола, изогнуть веточку дугой по направлению вниз, закрепить другой конец. По стволу нанести пятнышки семечками подсолнечника. Сделать березе листочки (скатать маленькие шарики и приплюснуть их)
Рефлексия
-Ну что,Незнайка, научился различать деревья и листочки на них? Помогли мы тебе?
Незнайка
: - Да, спасибо, теперь я знаю названия многих деревьев, и как называются листочки от них, из каких частей состоит дерево, спасибо вам за то, что научили меня делать из пластилина такую красивую березку. Посмотрите, сколько красивых берёзок получилось, настоящая берёзовая роща. Большое вам спасибо. До свидания Ребята, а вам что на сегодняшнем занятии понравилось больше всего? Ответы детей

Конспект занятия по лепке в средней группе на тему: «Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки»
Програмное содержание:закрепить у детей знание о характерных признаках птиц; создание объемного образа птицы; передавать в лепке характерные признаки птиц, соотношение частей по величине, форме; использовать знакомые приемы лепки: раскатывание, прием оттягивания;воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход занятия.
Наступила весна. В городских парках кормушки нередко полны. Для птиц люди несут семечки. Кормушки не пустуют и летом. Трудно приходится и первым перелётным птицам. Они-то прилетают радостные, - пора гнёзда вить, да потомство выводить. А погода порой не балует. То завьюжит, то запорошит, то похолодает существенно. Скворцы, грачи, жаворонки, зяблики, зарянки, коноплянки – прилетают к нам весной одними из первых. Сегодня мы с вами видели много птиц, которые прилетели к кормушке на нашем участке. Давайте вспомним, кого мы видели. А еще могут прилететь: сорока, ворона, снегирь.
Просмотр презентации "Птицы"
Игра «Отгадай загадку» (показ птиц в призентации, назвать зимующая или перелетная)
1. Вот вещунья - белобока, а зовут ее.
(Сорока - зимующая птица)
2. Чик – чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей,
Кто же это… (Воробей – зимующая птица)
3. Черный, проворный кричит «Крак»,
Червякам враг. (Грач - перелетная птица)
4. Кто присел на толстый сук
И стучит «Тук-тук, тук-тук»? (Дятел. Зимует)5. Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (Снегири – зимующие птицы)
6. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик над окном
Из травы и глины. (Ласточка – перелетная птица)
Птицы – это наши маленькие соседи. Шумные, веселые, певучие, разноцветные, забавные, умные, домашние и городские… Такие разные и такие смешные.
Вы обратили внимание, что все загадки о птицах? И наверное догадались что сегодня мы будем лепить птиц.
Значит у птиц есть: туловище, шея, голова, на голове клюв, хвостик, крылья, лапки. (дети лепят вместе с воспитателем) Берем кусок пластилина делим его на две части. Кладем один кусок на дощечку это будет туловище, а второй делим еще на две одинаковые половинки, из одной половинки сделаем голову, а из второй как ножки. Берем большой кусок пластилина и начинаем делать туловище, раскатываем его в толстую колбаску, теперь вытягиваем из туловища шею с одной стороны, а с другой стороны хвост. Теперь берем маленький кусочек пластилина и раскатываем голову и вытягиваем клюв. Теперь голову прикрепляем к шее, способом примазывания. Берем последний кусочек пластилина и делаем ножки, тоже раскатываем его, круговыми движениями. Раскатали, у нас получился маленький овал, и ставим на него нашу птичку, это у нас как ноги. Вот мы и слепили птичку, но чего же не хватает у нашей птички? Давайте ей нарисуем стекой крылышки и глазки. Вот у нас какие получились птички.
Хотите поиграть в игру «Птички летают». Вы все будете птичками, а я буду говорить слова, а вы на слово «Ай» разлетитесь… Птички сидят, клюют зернышки и улетают.
Села птичка на окошко:
Посиди у нас немножко,
Посиди, не улетай.
Улетела птичка – «Ай! » (игра повторяется 2-3 раза)
Прослушивание аудиозаписи голосов зимующих птиц.
Предложить детям посадить птиц на кормушку и покормить.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Анализ детских работ.

Конспект НОД в средней группе по теме «Птицы зимой»

Автор: Степанова Наталья Геннадьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 83», г. Череповец.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Безопасность», «Музыка».

Цель: Продолжать обогащать знания детей новыми сведениями, способствующими расширению представлениям об объектах живой природы.

Задачи:
1. расширить знания детей о жизни птиц зимой, их внешнем виде, повадках, питании;
2. познакомить детей с новым приемом лепки – смешивание двух исходных цветов, с целью получения более выразительного цвета;
3. учить лепить птиц конструктивным способом из четырех-пяти частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных материалов (бисер – глазки, семечки – клюв, спички – ножки);
4. развивать мелкую моторику рук, глазомер, чувство формы и пропорции;
5. развивать память, наблюдательность, творческие способности, фантазию; усидчивость, аккуратность;
6. обогащать словарный запас детей, развивать речь;
7. воспитывать интерес к природе, любовь к птицам, вызывать желание помогать зимующим птицам.

Материалы, оборудование: плакат «Зимующие птицы», картинки с изображением птиц, украшение группы – декорация зимнего парка (заснеженные деревья, сугробы, елочки, фигурки птиц), пластилин, досочки, стеки, салфетки, дополнительный материал (бусинки, спички, семечки), музыка.

Организационный момент: воспитатель приглашает детей в круг – проводится ежедневный ритуал – минута вхождения в день «Доброе утро» (каждый ребенок, шепотом на ушко, произносит соседу «Доброе утро». А затем, девочки все вместе желают мальчикам – «Доброе утро, мальчики». Мальчики желают девочкам – «Доброе утро, девочки».) Воспитатель желает детям хорошего и интересного дня. Узнает у детей, какой сегодня день недели, число, месяц.

Предложить детям сесть на стульчики.

Звучит музыка – шум ветра, метель.

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

Воспитатель: - Ребята, кто догадался, о каком времени года идет речь в стихотворении? А о ком нам рассказывает поэт, кому трудно живется?
Выслушать ответы детей. Уточнить, что речь пойдет о жизни птиц зимой.

Воспитатель: - Прежде чем говорить о жизни птиц зимой, я бы хотела узнать: А любите ли вы зиму? Боитесь ли вы морозов? А, может быть, вы не любите снег? Выслушать ответы детей. Сделать вывод.

Воспитатель: - Чем вы любите заниматься зимой? Как играть? Расскажите мне о «зимних забавах».
Выслушать ответы детей. Прокомментировать.

Дети: - Можно кататься на лыжах, на санках, на коньках. Играть в хоккей. Строить снежные крепости, лепить снеговиков и т.д.

Воспитатель: - Ребята! Мы с вами выяснили, что далеко не всем так весело и хорошо зимой. Нас окружают живые создания, которым сейчас не до веселья. Они всю зиму сражаются с морозами и снегом, чтобы выжить. Вы, конечно же, догадались, о ком я говорю?
Ответы детей.

Дети: - Да. Это птицы.

Воспитатель: - Правильно. Очень трудно приходится зимой птицам. Но самое страшное для них не холод (у них к зиме вырастает подпушка под перышками), а голод (снегом заметает корм).
Детям предлагается вспомнить, чем питаются птицы? Где птицы могут добывать себе корм в природе?

Дети: - Ягоды на деревьях и кустарниках, семена многолетних травянистых растений, семена клена, ясеня.

Воспитатель: - Ребята! А вы хотите отправиться на прогулку в зимний парк?

Дети: - Да, конечно.

Воспитатель: - Произносим заклинание: «Раз, два, три – повернись, в зимнем парке окажись».

Звучит музыка. Любование зимним пейзажем. Группа украшена - "Зимний парк".

Воспитатель: - Посмотрите, какая красота кругом. Ребята, а здесь много птичек. Жаль, что они поют, не так весело, как летом. А почему, как вы думаете?
Ответы детей. Комментарии воспитателя.

Воспитатель: - Я хочу загадать вам загадки, когда вы назовете ответы, то узнаете, какие птицы остаются у нас зимовать. И, конечно же, скажите, как их можно назвать одним словом.

Дети: - Это зимующие птицы.

Загадки:

С желтой грудкой эта птичка,
А зовут ее – СИНИЧКА.
(желтая грудка, черная шапочка, белые щечки)

Воспитатель: - А вы знаете, что она любит есть? Да, они любят зернышки, крошки. А самое любимое лакомство – сало, семечки. А кто-нибудь из вас слышал, как поют синички? (Си-си-си…)

Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг, вспорхнули яблоки,
Ведь это – СНЕГИРИ.

Воспитатель: - Красавец снегирь появляется с первым снегом. Примета – если заметили снегиря – значит пойдет снег. А что он любит есть?
Ответы детей.

Воспитатель: - Да, он любит клевать ягоды рябины, калины, семена ясеня и клена, семечки. Снегири тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Они прилетают к нам с севера.

Чик-чирик! За зернышком прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? ВОРОБЕЙ.

Описание воробья – ответы детей, чем питается.

Воспитатель: - Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры. Любят выхватывать из-под носа синички ее семечки. Воробышки держатся стайкой. Любят кушать семечки, хлебные крошки, крупу.

Окраской сероватая, повадкой вороватая,
Каркунья хрипловатая. ВОРОНА.

Воспитатель: - Прилетают зимой из леса. Днем летают по городу, а вечером садятся на ветки деревьев и засыпают до утра. Умные, осторожные, ходят вперевалочку. Они всеядные. Едят очистки, остатки пищи, зерна ягоды.

Верещунья – белобока,
А зовут ее СОРОКА.

Какая она? Что ест? - ответы детей.

Воспитатель: - Крупная птица с красивым черно-белым опереньем. Сороки предпочитают перепрыгивать с места на место. Любят блестящие вещи и прячут их в своих гнездах. Она как синичка любит несоленое сало.

Посмотрите-ка вокруг
Он с утра воркует тут.
Он позвал своих друзей.
Это стайка ГОЛУБЕЙ.

Воспитатель: - Они почти не боятся людей. Серые, белые, пестрые. Их много в парках, у магазинов – крошки, семечки, зернышки они очень любят.

Воспитатель: - Как много разных птиц мы увидели в парке. Ребята, они всю зиму проводят у нас в городе, в парках. Как их можно назвать одним словом, раз они зимуют у нас? Правильно, зимующие птицы. Ребята, а вы поняли, что птичкам очень не просто приходится зимой? Если не помочь им, они начнут гибнуть от холода и голода. Что же делать? Как им помочь?
Ответы детей.

Воспитатель: - Ребята, а давайте споем песенку «Маленькая птичка».
Звучит песня в исполнении детей.

Воспитатель: - Вот и подошла к концу наша прогулка, пора возвращаться в детский сад. Произносим волшебные слова: «Раз, два, три – повернись, в детском саду окажись». Вот мы снова оказались в нашей теплой, светлой и уютной комнате. Давайте снимем скорее теплую одежду. Ой, что это, ребята, вы слышите? Кто-то очень грустно чирикает. Где же это?
Воспитатель находит кормушку, а в ней один воробушек.

Воспитатель: - Почему же он один, наверное, он отстал от своей стайки. Он даже зернышки не клюет, почему?
Ответы детей.

Воспитатель: - Да, ребятки ему грустно и страшно одному. Мы с вами можем ему помочь. А как?
Ответы детей. Детям предлагается занять свои места за столиками.

Воспитатель: - Давайте, слепим из пластилина воробушков, тогда мы поможем нашему пернатому гостю.
Показ технологической карты «Лепка воробья», объяснение.Объяснение способа смешивания двух цветов. Поэтапное объяснение, как лепить воробья. Выполнение лепки детьми. Оказание детям необходимой помощи. После выполнения работы детьми провести оценку. Размещение воробьев на кормушке.

Воспитатель: - Теперь нашему гостю – воробью стало хорошо и весело!
Подведение итогов: что узнали нового, что было трудно, чему научились.

Воспитатель: - Ребята, мы узнали очень много нового о зимующих птицах, трудностях с которыми они сталкиваются. А главное, мы знаем, как помочь зимующим птицам. Правильно, мы сделали кормушки и повесили их на территории детского сада. И наша задача не забывать класть туда корм. И тогда наши птички перезимуют, а летом порадуют своими песенками.

Нашу беседу мне хотелось бы закончить стихотворением Александра Яшина:

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.