План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Экосистема Лес. Этажи леса. Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Этажи леса
Программное содержание:
1. Дать детям представление о лесе, как многоярусном, многоэтажном доме, где все растения и животные занимают определённую экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях (исчезновение какого-либо звена ведёт к гибели других звеньев).
2. Учить детей использовать имеющиеся знания о природе, установления взаимосвязей между растениями и животными леса.
3. Учить осознанно, применять знания о правилах поведения в лесу.
4. Обогощать словарь детей за счет слов: можжевельник, жимолость, волчье лыко, голубика, костяника.
5. Воспитывать любовь к природе, желание беречь лес.
Материал: картина – модель «многоэтажного» леса. Пластинка с записью голосов птиц. Конверт с письмом от Старичка – Лесовика. Схематические рисунки правил поведения в лесу. Детали дома (квадраты-8шт., прямоугольники-8шт., треугольники-2шт.) Плоскостные фигуры лесных жителей: медведь, лиса, волк, муравей, заяц, сова, дятел, белка, лягушка, птица, бабочка.
Ход занятия
(Воспитатель входит и вносит письмо)
Воспитатель : - Ребята, к нам пришло письмо. Посмотрите, какой красивый и большой конверт. Сейчас узнаем от кого это письмо и прочитаем его.
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Старичок – Лесовичок! Приглашаю вас к себе в гости, в лес. Я познакомлю вас с моими друзьями: птицами, животными. Но вы хорошо должны знать правила поведения в лесу и выполнять их»
А на чём вы хотите отправиться в лес? (на машине, поезде, катере, и т.д.)
(Под аудиозапись песни «Машина» дети переходят в другой уголок группы, оформленный под лес). Звучит запись голосов птиц.
Мы с вами в лесу. Воздух свежий. Вдохните в себя несколько глубоких глотков воздуха. Как хорошо! Кругом деревья, кусты. Давайте поздороваемся с лесом:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
А вот и лесная поляна. Как много красивых цветов! Давайте присядем и полюбуемся цветами. Ой, да они не простые. Посмотрите. На обратной стороне изображены правила поведения в лесу. Возьмите каждый по волшебному цветку и расскажите, что у вас за правила.
(Дети берут по одному цветку и перечисляют правила)
Берегите муравейники. Не разоряйте их.
Не подходите близко к гнёздам птиц. Не разоряйте птичьи гнезда!
Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!
Не рви цветы!
Не лови бабочек и других насекомых!
Не разжигай костёр!
Не лови и не уноси домой диких животных!
Воспитатель : - Ребята, а что может случиться, если люди не будут выполнять правила поведения в лесу?
(исчезнут цветы, погибнут муравьи, засохнут деревья, улетят птицы…………………..)
Обобщение воспитателя : «Правильно, могут исчезнуть цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся дикие животные……………..
Вам понравились волшебные цветы? (да)
Давайте поиграем с ними в игру «Кто живёт в лесу?»
Вы по-очереди будете называть лесных жителей, и выкладывать из цветочков за мной волшебную тропинку и посмотрим куда она приведёт.
(Дети выкладывают за воспитателем тропинку).
Молодцы! Много вы знаете диких животных. Давайте посмотрим, куда же нас привела тропинка из цветов.
Мы пришли в «Лесную школу». Усаживайтесь на пеньки. Посмотрите на эту картину. Как вы думаете, что на ней изображено? (лес)
Ребята, а вы знаете, что лес называют «многоэтажным домом?»
Посмотрите, какое огромное дерево. Как оно называется? (сосна)
Почему вы узнали, что это сосна? (по стволу)
Обобщение воспитателя: Сосна самое высокое дерево в лесу.
- Какие ещё высокие деревья растут в лесу? (ель)
Обобщение воспитателя: Есть в лесуи невысокие деревья.
- Какие деревья вы знаете? (липа, клён, рябина, черёмуха…..)
Обобщение воспитателя: Между деревьями растут кустарники.
- Какие лесные кустарники вы знаете? (шиповник, малина, смородина…)
Обобщение воспитателя: Правильно, ещё в лесу растут такие кустарники как можжевельник, жимолость.
- А в лесу растут ягоды? (да) Какие лесные ягоды вы знаете? (черника, земляника, брусника)
Обобщение воспитателя: В лесу растут ещё голубика, костяника. Эти ягоды называются низкорослыми кустарничками.
- Что растёт под кустарничками? (мох, трава, грибы)
Обобщение воспитателя: Вот и получился многоэтажный лес: высокие деревья, невысокие деревья и кустарники, низкорослые кустарнички, трава, мох.
Воспитатель : Старичок – Лесовичок любит делать сюрпризы, и посмотрите, что он нам приготовил.
(Воспитатель показывает коробку, в которой находятся детали дома и плоскостные фигурки животных)
Посмотрите, ребята, что это? (детали от дома, звери)
Воспитатель : Старичок – Лесовичок попросил, чтобы вы сами построили многоэтажный дом, а потом расселили всех лесных обитателей по своим этажам.
(Дети вместе с воспитателем выкладывают дом из деталей и считают этажи.)
Обобщение воспитателя: Итак, ребята, у нас получился настоящий многоэтажный лес. В этом лесу живёт много разных диких животных. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Самый, самый, самый…..»
Какой лесной житель самый сильный? (медведь)
Какой самый хищный? (волк)
Какой самый хитрый? (лиса)
Какое дикое животное самое быстроногое? (заяц)
Как вы думаете, какой этаж в лесу занимают эти животные? Почему? (первый)(не могут лазать по деревьям, находят корм и жильё на земле)
(Воспитатель показывает другие фигурки.) Дети выбирают «жителей» первого этажа.
- Какие животные, птицы занимают второй этаж леса? (рысь, филин, дятел, сова)
Обобщение воспитателя: Ребята, эти животные в дуплах старых деревьев делают себе жильё; рысь, сова – сверху высматривают добычу.
А вот белка живёт на третьем этаже леса. Потому что она - легкий зверёк, может передвигаться по тонким веткам.
Кто ещё живёт на верхних этажах? (птицы, бабочки, комары)
Обобщение воспитателя: Ребята, посмотрите, у нас получился лес – большой. Многоэтажный дом. Много разных животных живёт в лесу.
Говорят, что в лесу все друг другу нужны. А вот зачем лесу комар? Он такой надоедливый.(он нужен лягушкам, птицам)
А что будет если исчезнут все комары? (многим лягушкам и птицам будет нечего есть, они уйдут, улетят в другой лес. Разведётся много гусениц, и они съедят все листья на деревьях, деревья погибнут.)
А как вы думаете, человек может прожить без леса? (нет)
Что даёт лес человеку? (свежий воздух, ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы)
Обобщение воспитателя: Лес - нашебогатство, его надо беречь, и, конечно же, соблюдать правила поведения в лесу.
Ребята, сегодня мы побывали в лесу, вспомнили правила поведения в лесу, расселили лесных жителей по этажам, вспомнили пословицы, отвечали на вопросы.
Старичок – лесовичок всегда угощает своих гостей. Давайте поищем и мы угощения (дети ищут угощения и находят корзину с подарками). Подарки по усмотрению воспитателя.
Цель: систематизация знаний детей о лесе и его обитателях.
- Обобщать и уточнять знания детей о животных, растениях, птицах.
- Воспитывать экологическую культуру детей.
- Воспитывать желание по – доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать.
- Развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок.
Ход мероприятия
Дети рассказывают стихотворение.
Цветы в родных лесах какие,
В сосновых, лиственных лесах!
Вот стайка синих колокольчиков,
А вот ромашка на буграх.
А ягоды в лесу какие!
Весь земляникой склон порос,
Малина прячется в крапиве
Среди белеющих берёз.
А сосны, сосны корабельные,
Как часовые, стерегут
Всё то, что мне в лесу известно
И то, что радостью зовут.
Воспитатель: Дорогие ребята! Поговорим с вами о лесе. Три близко растущих друг с другом дерева – это лес? Конечно, не лес. А если четыре – пять деревьев растут довольно далеко друг от друга, представляют ли они собой лес? Эти отдельно стоящие деревья тоже не лес. Так что же такое лес?
В лесу очень много деревьев, они стоят близко друг к другу. Их кроны соприкасаются, а кое – где и плотно смыкаются. Напомню вам, что кроной дерева называется вся его разветвлённая часть. Лес – это дом для мхов и трав, грибов, кустарников и деревьев, птиц, зверей и насекомых. Учёные называют его природным сообществом. Ведь обитатели леса дружно живут бок о бок, сообща, помогая друг другу, будто соседи в большом многоэтажном доме.
Слышали ли вы что – нибудь о лесных этажах? Как вы думаете, что это такое?
Воспитатель: Дело в том, что все растения леса имеют разную высоту. Землю устилают мягкие, бархатистые ковры мхов. Они располагаются на самом нижнем, первом этаже леса. Над ними поднимаются лесные травы, раскрывают разноцветные венчики цветы – ромашки, колокольчики, ландыши, лесная герань. Эти растения занимают второй этаж леса. Здесь же живут и грибы – сыроежки, опята, рыжики, боровики. Кустарники – бересклет, лесной орешник, калина, боярышник, малина – располагаются выше грибов. Их этаж – третий. На четвёртом этаже располагаются высокие деревья.
А какие животные обитают на каждом лесном этаже?
Кого мы можем назвать главным жителем леса? (Дерево).
Сценка “У дедушки Дерева добрые руки”
Дерево: У дедушки Дерева добрые руки,
Большие зелёные добрые руки.
1- ая птица: Какая – то птица в руках суетится.
2-ая птица: Какая – то птица на плечи садится.
Белки: Дедушка дерево, славный такой,
Белок качает большущей рукой.
Жук: Жучище примчался, и сел, и качался,
И всё восхищался, и всё восхищался.
Стрекозы: Стрекозы примчались и тоже качались.
1-ая пчела: Дедушка дерево пчёл подхватил.
2-ая пчела: И на ладони свои усадил.
Хором: И все свиристели в пуховой пастели
Смеялись и пели, качались, свистели.
Дерево очень доброе. Посмотрите, сколько животных, птиц и насекомых оно укрывает, а для некоторых служит домом. Например, для белочек, которые строят в нём своё дупло. Давайте сравним дерево с человеком.
Вопросы к детям.
Воспитатель: Вот видите, как много общего у нас с деревьями. А главное, человек рождается, растёт и стареет. И дерево тоже рождается, растёт и стареет. И человек, и дерево – живые существа.
“Назови одним словом”
Волк, лиса, медведь, олень - это (звери).
Земляника, черника, морошка, малина – это (ягоды).
Ель, сосна, берёза, дуб – это (деревья).
Воробей, клёст, соловей, кукушка – это (птицы).
Подосиновик, опёнок, лисичка, подберёзовик – это (грибы).
Комар, муха, пчела, муравей – это (насекомые).
Физкультминутка “В лесу”
Мы пошли по ягоды в дальний лес.
Видимо – невидимо там чудес!
Мы видали рыжего муравья,
Повстречали белочку у ручья.
Отыскали беленький мы грибок.
Положили бережно в кузовок.
Ну а спелой ягоды и не счесть!
Как домой воротимся, станем есть.
Мы в лесу гуляли бы до утра,
Да уж вечер близится – спать пора.
(Движения выполняются в соответствии с текстом)
Воспитатель: Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки ещё интересней.
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Жёлудь)
Жемчужный колокольчик
Пришёл в лесу весной.
По лесу он разносит
Чудесный запах свой. (Ландыш)
Очень дружные ребята,
У пенька живут… (Опята)
Под осиной гриб тот, дети,
В ярко – красненьком берете. (Подосиновик)
Самолётик не стальной
С носом – тоненькой иглой.
Он летает и пищит,
Укусить нас норовит. (Комар)
Куцехвостик, длинноушка,
На пеньке ты как игрушка:
Лапки ты свои поджал…
От лисички убежал! (Комар)
Летом знойным зацветёт -
Сразу пчёл к себе зовёт.
Круглые листочки,
Жёлтые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар…
Кто это дерево узнал? (Липа)
Прямо в небо рвутся, ввысь:
Ты внимательно всмотрись:
Не берёзы, не осинки.
Нет листочков, есть хвоинки (Ели)
Эта птичка никогда
Для птенцов не вьёт гнезда
Сядет где- то на суку
И кричит: “:Ку-ку! Ку-ку!” (Кукушка)
Я на пне её застала,
Думала, она устала.
Я поймать её хотела.
Но в ладошку поглядела –
Чудеса! Вот это да!
Ускользнула без хвоста! (Ящерица)
Какая птица издаёт такие звуки? (Можно использовать записи голосов птиц)
1. Кар – кар – кар! (Ворона)
2. Чик – чирик – чив – чив! (Воробей)
3. Синь – синь – синь! (Синица)
4. Свир – свир – свир! (Свиристель)
Вопросы к детям.
Какие деревья растут в наших лесах?
Что общего у всех этих деревьев?
Чем деревья отличаются друг от друга?
Каких насекомых можно встретить в лесу?
Какие птицы там обитают?
Зачем люди ходят в лес?
Какой лесной зверь любит малину?
Какие лесные обитатели впадают в зимнюю спячку?
Для чего заяц с приходом зимы меняет шубку?
Воспитатель: Лес – это дом для животных, птиц, растений и насекомых. Но люди иногда так жестоко к нему относятся! Ребята, я хочу показать вам Красную книгу?
Почему она так называется? (Ответы детей).
Красный цвет – это цвет тревоги. Люди обеспокоены тем, что некоторые виды растений и животных исчезают с нашей планеты. Их названия заносятся в Красную книгу, и это означает, что все они находятся под защитой людей и государства. Посмотрите, какая она объёмная, как много растений и животных в беде. Давайте вспомним правила поведения в лесу, чтобы не навредить ему.
Ветки не ломать, деревья не калечить. Не сбивать палками грибы, в том числе и мухоморы.
Старайтесь в лесу не слишком шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны.
Нельзя разводить в лесу костёр.
Надо проводить санитарную вырубку сухих деревьев.
Нельзя на отдыхе в лесу оставлять после себя мусор. Его необходимо собрать в пакеты и забрать с собой.
Не разоряйте муравейники!
На въездах в лесной массив необходимо разместить плакаты, напоминающие о правилах поведения в лесу.
Итог мероприятия.
Долг каждого из нас – охранять родную природу: лес, луг, речку. И от нас зависит, будут ли расти деревья в лесу, в парке, будут ли жить лесные зверюшки, петь весёлые песни птицы.
Ребёнок рассказывает стихотворение.
Речку, лес, в ромашках луг
Получай в наследство.
Охраняй их, юный друг,
Береги их с детства!
вершинина татьяна
Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Этажи леса»
Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе
Тема : "Этажи леса "
ЗАНЯТИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Тема : «Этажи леса »
Цель : уточнить представление детей о лесе, как о доме, в котором живут растения и животные.
Задачи : формировать у детей представление о много этажности леса :
1-й этаж – травы .
2-й этаж - молодые деревья и кустарники.
3-й этаж – деревья : тополя, берёзы.
На всех этажах живут животные :
На верхних этажах – птицы , насекомые.
На средних этажах - насекомые и некоторые птицы.
На нижних этажах - муравьи , лягушки, бабочки, ежи.
В подземелье – кроты, землеройки, дождевые черви.
Учить детей понимать, что животные хорошо приспособлены и живут на том этаже , на котором могут передвигаться, находить пищу, строить дом.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями : световой день короче – прохладно – желтеют листья на деревьях, кустарниках.
Воспитывать духовные, нравственные качества, прививать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа : уточнить вместе с детьми, какое время года, и что увидели на прошлой неделе. Приглашу детей в уголок леса на участке , чтобы продолжить разгадывать тайны леса и удивительные превращения.
Ход занятия.
По дороге спрошу детей о погоде : тепло – холодно, солнечно – пасмурно, ветрено или нет; какое небо : серое, ясное, чистое, в тучах, хмурое. Делаем вывод : сегодня чистое, синее небо с небольшими белыми облаками, ярко светит солнце, но не жарко, а прохладно, дует небольшой ветерок.
Воспитатель : ребята, давайте поздороваемся с лесом, посмотрите какие красавицы берёзки, их сарафаны стали ярче, какая кудрявая зелень, они будто радуются, что мы пришли к ним в гости. Давайте потрогаем ствол берёзки, вы чувствуете, какой он тёплый. Сейчас мы с вами пройдём дальше к тополям.
Воспитатель : ребята, внимание! Начинается удивительное путешествие по лесу. Мы с вами превращаемся в юных следопытов, и будем искать новые, интересные перемены, которые произошли в лесу.
Воспитатель : что нового и интересного вы увидели по дороге? Какие деревья, кустарники, травы вы увидели, как они называются? (берёзы, тополя, одуванчики, ёлочки, шиповник, и т. д.)
Воспитатель : молодцы ребята! Вы очень наблюдательны. Теперь посмотрите внимательно на этот участок леса : одинаковой ли высоты деревья, кустарники, травы? (нет)
Все растения в лесу образуют этажи . Догадайтесь сами, какие растения образуют первый (низкий) этаж ? (травы) .
Какие травы? (лебеда, полынь и т. д.) .
Какие растения составляют второй этаж ? (кустарники : черёмуха, сирень, шиповник) .
А самый высокий этаж это… . (деревья) .
Какие? (тополя, берёзы, сосны, лиственницы) .
Подумайте и скажите, почему трава не может вырасти такая же, как кустарники? А кустарники не могут вырасти как деревья? Ребята, давайте пофантазируем, что было бы, если бы трава выросла как деревья, учитывая её корневую систему, потребление воды, количество стеблей и листьев? Что стало бы с другими растениями? (ответы детей) .
Воспитатель : корни деревьев, кустарников и трав под землёй тоже образуют этажи . И мы весь этот этаж назовём – подземельем.
Дети, мы выяснили, что наш лес – не просто дом, а дом многоэтажный . Его этажи – это растения . Как вы думаете, есть ли жильцы на каждом этаже ?
Давайте искать жильцов с верхнего этажа . Кто же там живёт? (птицы) .
Как вы догадались? (на деревьях есть гнёзда) .
Гнёзда каких птиц мы там видим? (гнёзда вороны, сороки)
Почему же птицы живут так высоко? (умеют летать, строят гнёзда, выводят птенцов) . Да, птицы приспособились жить почти на самых верхушках деревьев.
Кто занимает средний этаж ? (насекомые : жуки, бабочки, осы и т. д.)
Почему они там живут? (питаются листьями, плодами деревьев, семенами, цветами) .
Живут ли насекомые на верхнем этаже ? (да) .
А птицы могут жить на среднем этаже ? (ответы детей) .
Ребята, есть птицы, которые вьют гнёзда в кустах, даже в траве.
Ребята, посмотрите, здесь в кустах есть маленькие гнёздышки. Какие птички там живут? (Воробьи) .
А теперь ребята поищем жильцов первого этажа и понаблюдаем за ними, что же они делают.
Дети расходятся, ищут насекомых и наблюдают за ними. Через некоторое время соберу детей и спрошу, что они увидели.
Воспитатель : И самый последний этаж , о котором мы не сказали это… (подземелье) . Есть ли в нём жители? (мыши, черви, кроты) .
А могут ли животные подниматься или опускаться с одного этажа на другой (птицы могут спускаться на первый этаж , мыши могут подниматься на первый этаж ).
Воспитатель :а теперь давайте найдём цветы, и мы все вместе полюбуемся ими.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты,
Если вместе мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
П/И «Замри и отомри»
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Замри и отомри» только запомните, замирая надо всем прислушаться к звукам, шорохам, может даже запахам, а потом рассказать всем о том, что услышали.
Воспитатель : Дети, мы познакомились с этажами леса . Узнали, что их образуют растения. На каждом этаже живут свои жильцы . Оглянитесь вокруг и запомните, что вы увидели сегодня, а в группе нарисуете , то что увидели, кого встретили.
Публикации по теме:
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Краеведческий музей в детском саду» «Краеведческий музей в детском саду» Цель: Познакомить детей с некоторыми представителями морской фауны, закрепить уже имеющиеся знания.
ННОД по познавательному развитию и художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе «Мы всё можем, всем поможем» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»: раскрытие и совершенствование творческих.
НОД (познавательное развитие) в старшей группе «Здравствуй, подснежник» Конспект НОД в старшей группе «Здравствуй, подснежник!» Цель: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю Предварительная.
НОД с детьми подготовительной к школе группы по ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП) «Как ребята цифру 5 спасли» МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 221 «Росинка» г. Саратов Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы по ОО.
Перспективно-тематической планирование ОО «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС Перспективно-тематическое планирование образовательной области «Познавательное развитие» /Познание природного мира/ Неделя Тема, литература.
Перспективное тематическое планирование по образовательной деятельности «Познавательное развитие» в подготовительной группе Сентябрь Тема: «Наш детский сад» Дата Образовательная деятельность «Познавательное развитие» Интеграция: Тема: «Детский сад, детский сад.
Перспективный план НОД в области «Познавательное развитие» в подготовительной группе Скоро новый учебный год. Предлагаю в помощь воспитателям свою методическую разработку: перспективное планирование НОД в области "Познавательное.
Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. В течение этого года я работаю над.
Планирование «Познавательное развитие в старшей группе» Сентябрь 1. Разговор о школе. Программное содержание: развивать желание детей учиться в школе, вызвать интерес к жизни школьника. Снять.
«Сказочный лес». Конспект занятия по сенсорному развитию во второй младшей группе Цели: формировать у детей элементарные математические представления: навыки сравнения предметов по величине, длине; закрепить счёт до трёх,.
Библиотека изображений:
Конспект занятия по природному окружению и экологическому воспитанию в подготовительной группе: «Этажи леса»
Программное содержание: Уточнить и расширить представление детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знание о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособиться к тяжёлым зимним условиям.
Учить устанавливать связи между особенностями и условиями среды обитания. Воспитывать любовь к животным, стремление помогать лесным жителям зимой. Совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.
Методическое обеспечение: Картина «Этажи леса» , комплект иллюстраций о животных, обруч, маски-шапочки для игры и набор открыток с животными. Предшествующая работа: Читали рассказы В. Бианки «В зимнем лесу» , Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?!» читали сказки о животных, рассматривали иллюстрации С. Радкевича «Встреча с животными» , загадывали загадки о животных, учили стихи, рисовали животных.
Ход занятия: Читаю детям стихотворение И. Сурикова «Зима»
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложится.
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
крепко, непробудно.
Ребята, как вы думаете о каком времени года это стихотворение. О (Зиме)
Правильно ребята о зиме.
А как вы думаете, где лучше всего дышатся зимой? Где пахнет деревьями и тишину нарушает только стук дятла или хруст веточек (В лесу, на даче, за городом, в деревне) .
Правильно ребята, лучше всего дышатся зимой в лесу. Деревья отдыхают под снежными шапками, земля укрыта белым покрывалом. Морозно и тихо в зимнем лесу.
А как вы думаете, что же делают животные в это время года? (сидят в норах, спят) .
Да ребята, вы всё правильно говорите. Но оказывается, многие животные не спят и зимой, они активны круглый год. И вот сейчас я вам предлагаю отправиться на волшебном лифте по зимнем этажам леса, и увидим, как лесные животные проводят зимние дни. Животные с которыми мы встретимся - млекопитающие.
А почему ребята их называют млекопитающие? (пьют молоко, мама кормит своим молочком) . Правильно их называют млекопитающими, потому что мать выкармливает своих детенышей своим молоком.
Нажмём на кнопку - и вот первый этаж нашего путешествия - подземный. А почему называется подземный? (потому что живут под землёй) Круглый год живёт под землёй один зверёк. Сейчас Вадим загадает нам загадку
«Сделал дыру, Вырыл нору,
солнце сияет а он и не знает»
Правильно ребята это крот. Круглый год под землёй живёт крот. В лесу очень много норок вырытых кротами. Тело крота специально приспособлено к жизни в норах и рытью. Крот роет почву сильными передними лапами они короче задних, но с мощными когтями.
Глаза крота недоразвиты, т.е. очень - очень маленькие, поэтому крот почти ничего не видит. Представляете, ребята глаза крота величиной со спичечную головку. Но хорошо развито обоняние - это нюх, по этому мордочка вытянута в небольшой хоботок. Кроты роют норы длинной в несколько сот метров. И в норках и под землёй они отыскивают личинок червей и питаются ими. Норы делают очень длинные как от нашего сада и до №17 школы. А теперь Соня загадай свою загадку
«Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовётся это... (Ёж)
.
Теперь ребята мы сделаем следующую остановку. Вот остановился наш лифт на №2 этаже. Мы в гостях у ежа.
Ребята как вы думаете что делает ёж зимой? (спит, ползает) . Зиму ёж проводит в норе, он забирается в неё поздней осенью. Сворачивается в клубок и впадает в спячку. Температура тела ежа становится очень низко, он редко дышит, сердце работает слабо и медленно и по этому ему не надо питаться. У ежа тоже маленькие глазки, и очень хорошо развит нюх. Тело его покрыто иголками а правильно по научному это называется - видоизменные волосы.
На следующим этаже нашего путешествия живут другие животные. Женя загадывай свою загадку:
«Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы» (Заяц)
А теперь послушайте другую загадку:
«Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса
А зовут её... (лиса)
А теперь послушаем загадку Гены:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Лиса и волк это хищники. А почему они так называются. (Злые, хищные едят других животных.)
Да они хищные потому что живут не рядом с человеком, охотятся на других животных, питаются крупной добычей и имеют очень большие клыки и крупные зубы пиловидной формы. Что вы можете рассказать о волке? Волки это звери на высоких ногах тело покрыто тёплой шерстью. Они могут отыскивать добычу по следам, и долго её преследовать. Один волк весит 60-80 кг. «Это примерно четыре ребёнка встанут на весы, вот так весит 1 волк. Волки живут и охотятся стаей. В стае от 5-12 волков. Волки могут добывать крупных животных (лосей, кабанов) . У волка очень хороший нюх. Живут волки в логове. Лиса похожа на волка она то же хищница. Но лисы живут не стаей а по одиночке. У них очень хорошее зрение и нюх. Мех у лисице очень густой и пушистый. Лиса может спать прямо на снегу не замерзая, живут лисы в норах. (ребята давайте отдохнем и сделаем музыкальную паузу, игра «Охотник и лиса) .
И теперь ребята поговорим о зайцах.
А как вы думаете, зимуют зайцы? Зайцы живут не в норах, а в укромных местах. Это может быть заросли кустарника, валежника. Зайцы грызущие млекопитающее. У них нет клыков но очень крупные передние зубы - резцы. Они не тупятся даже от очень твёрдой пищи. По этому могут обгрызать кору с деревьев. У зайца пушистая шерстка. Летом серая, а зимой белая - незаметная на снегу-
А теперь послушаем загадку Кати:
4
С ветки на ветку,
быстрый как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)
Давайте отправимся на последний этаж нашего путешествия в дупло к белочке. Что вы можете рассказать о белке.
Белка грызун, у неё как у зайца развиты передние зубы.
Тело белки покрыто красивой шерстью, которая на солнце красиво переливается. У белки большой пушистый хвост который помогает ей передвигаться. Белка всегда делает запасы на зиму, (орехи, грибы, ягоды почки деревьев) .
Д/игра «Чей хвост, чья голова»
Вот ребята и закончилось наше путешествие по этажам зимнего леса. А я вам приготовила ещё одну игру «Выложи животное» .
Мы сегодня побывали в зимнем лесу, познакомились с жизнью разных животных. Итог.
План-конспект экологического занятия
«Лес как экологическая система»
на основе интегрированного подхода.
Тема занятия : «Лес как экологическая система».
Возраст дошкольников : подготовительная группа (6 – 7 лет)
Цель и задачи:
Сформировать понятие «этажи леса»;
Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных;
Развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».
Оборудование и материалы: игрушки Лесовичка и Домовенка, картины – «Лес», «Ельник», «Сосновый бор», «Дубовая роща». Карточки с цифрами от 1 до 5. 5 –этажный дом. Макеты деревьев (дуб, сосна, ель, береза, ольха, осина), кустарников (рододендрон даурский, смородина, шиповник), мелкого кустарничка (брусничник). Травы, грибы, лишайники. Животные – звери (медведь, лось, белка, заяц, лиса, еж). Птицы (дятел, кукушка, клест). Насекомые (жук, божья коровка, бабочка, стрекоза, гусеница).
Модели: «Этажи леса».
Какие виды детской деятельности используются : изобразительная деятельность: «Животные леса», «Деревья леса», «Где растут мои любимые ягоды» (кустарники).
Место проведения : групповое помещение.
Описание хода занятия :
Ребята, послушайте внимательно рассказ О. Дмитриева «Что такое лес», и определите тему нашего занятия.
«Однажды один художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? – рассуждал художник. Лес – это, конечно, «деревья».
И стал он рисовать деревья – березы и ели, дубы и сосны, липы и пихты, лиственницы и орешник. Очень хорошо получилось у него. И так похоже, что казалось, вот-вот пробежит ветерок, и затрепещут листочки осин, закачаются лапы елей и ветки берез.
А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – Старичка – Лесовичка, потому что, какой же это лес без лесовичка? Повесил художник картину на стене, полюбовался ей и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы. «Что случилось? – удивился художник. – Почему засох мой лес?»
Какой же это лес? – вдруг услышал художник. – Это не лес, а одни лишь деревья.
Посмотрел он в угол картины и понял, что это Старичок – Лесовичок разговаривает с ним.
Разве может быть лес без кустов, трав, цветов? – продолжал Лесовичок.
Не может, согласился художник и принялся за новую картину.
Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле – среди зеленой травы – множество ярких цветов.
Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник, - но вот теперь-то у меня получился настоящий лес.
Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.
Ты забыл нарисовать грибы, - сказал Лесовичок художнику.
Да, - согласился художник, - но разве в лесу обязательно должны быть грибы? Я много раз бывал в лесу, а грибы находил не часто.
Это ничего не значит, - сказал Лесовичок, - грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса.
И художник нарисовал в своем лесу грибы. Но лес продолжал чахнуть.
Это потому, что в твоем лесу нет насекомых и птиц, - сказал Лесовичок.
Художник взял кисть, и на цветах и листьях появились яркие бабочки и разноцветные жуки, а на ветках – веселые птицы.
Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтобы он погиб…
Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь есть все!
Не все, - сказал Лесовичок. – нарисуй жабу и ящерицу.
Нет! – решительно заявил художник.
Да! – твердо сказал Лесовичок.
И художник нарисовал жабу и ящерицу. И других разных животных. Он окончил работу, когда было уже совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что же у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, фырканье, треск сучьев.
Вот теперь это настоящий лес, - сказал из темноты Лесовичок. – теперь он будет жить, потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы. И животные. Это лес.
Художник зажег свет и посмотрел на картину. Но Лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу. Ведь прячутся же в нем тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидеть! Но все они непременно находятся в лесу. И все они вместе – это ЛЕС».
Ребята, как вы думаете какая тема нашего занятия? Обратите внимание на картину. Что нарисовано на ней? (Лес). Помните, кто живет и охраняет лес? (Лесовичок).
Смотрите, к нам из картины кто-то пришел. Кто это?
Лесовичок : Здравствуйте, дети, я к вам в гости пришел и привел своего брата Домовичка. Вы знаете, где живет Домовичок? (В домах)
Домовичок : Я живу в домах рядом с вами, слежу за порядком. У меня порядок: все знают, на какой улице живут, номер дома, номер квартиры, на каком этаже. У меня, Лесовичок порядок. Не то, что у тебя в лесу.
Лесовичок : Не скажи. У меня тоже порядок. Есть и улицы, и этажи. Ученые их ярусами называют.
Ребята, расскажите Домовичку о нашем лесе. Какие растения растут на самом высоком этаже? (Сосны, ели, дубы). Почему эти растения растут на самом высоком этаже? (Светолюбивые). Посмотрите, а вот на картине молодые ели растут низко. Почему? (Они еще не выросли).
Лесовичок : Видите, ребята, как в лесу интересно. Взрослые живут на одном этаже, а дети на другом. Называют такие деревца подростком. Пройдет время, и они подрастут и займут каждый свой этаж.
Ребята, поставьте на фланелеграф около дома высокие деревья.
Лесовичок : А какие деревья растут ниже? (Береза, ольха, рябина). Почему они заняли этаж пониже? (Менее светолюбивые).
Ребята, разместите деревья на панно.
Лесовичок : Кто занимает этаж ниже? (Кустарники: краса нашего Забайкалья рододендрон даурский, или еще мы его называем багулом; лесная смородина).
Ребята, покажите их Домовичку.
Что растет на этаже еще ниже? (Маленькие кустарники: брусничник; травы, мхи и грибы).
Лесовичок : Домовичок, а у меня для тебя и ребят есть один секрет. Как вы думаете, что находится под этажами? (Подвал). Смотрите! (Открывается полоска, а под ней корни деревьев, грибница).
Домовичок : Что это за подвал, вот у меня подвалы – там трубы, и кошки живут.
Лесовичок : Дети, скажите Домовичку, кто живет у меня в подвале? Давайте расставим номера этажей.
Экологическая игра: «Отгадай мой домик».
Домовичок : Да, я понял, что деревья живут в лесу по этажам, ну а животные ведь бегают, кто, где хочет!
Лесовичок : Ничего подобного, птицы, звери и насекомые селятся тоже каждый на своем этаже. Кто поможет расселить животных?
Домовичок : Я попробую можно?
Ребята, разрешим Домовичку нам помочь? Домовичок рассаживает животных неправильно.
Лесовичок : Да разве так звери да птицы живут?! Дети, помогите Домовичку расселить животных правильно.
Экологическая игра: «Кто где живет».
Лесовичок : Почему звери, птицы и насекомые селятся именно на этих этажах? (В зависимости от того, как они передвигаются, питаются, защищаются от врагов. Модели).
Домовичок: А вот на этих картинах что-то я не вижу этажей. (Картины «Сосновый бор», «Березовая роща», «Дубравник»).
Лесовичок : Деревья любят жить компаниями. А компании бывают разные и называются они по-разному.
Ребята, как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща). Что вы знаете о березовой роще, что это за лес? А как называется этот темный мрачный лес? (Ельник).
Расскажите Домовичку о ельнике и сосновом боре.
Видишь, Домовичок, Лесовичок как дети хорошо знают деревья наших лесов.
Давайте все вместе поиграем в подвижную игру «Лесорубы».
Дети распределяются на три группы. Одни изображают деревья, другие – зверей, третьи – лесорубов. По команде «Лесорубы идут» лесорубы стремятся захватить деревья, а звери стараются их спасти (причем, каждый свое – по экологическому родству). При этом звери должны добежать до деревьев раньше лесорубов и взять их за руки. Если звери не успели или спасают не свое дерево, лесорубы забирают свою добычу.
зайчик – осина, кабан – дуб,
тетерев – береза, глухарь – сосна,
медведь – брусничник, клест – сосна.
Ребята, нам очень интересно было сегодня с нашими гостями. Давайте подарим Лесовичку и Домовичку по картине.
Рисование «Животные леса», «Деревья леса», «Где растут мои любимые ягоды» (кустарники).
Надо ли поместить в лес животных?
Какие животные где живут?
Могут ли животные обойтись без растений?
А растения без животных?
Лесовичок : Да, для леса вы свои. Приходите ко мне в гости. Я вас всех приглашаю. Приходите, буду ждать.