План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: « Безопасность на природе. Конспект занятия по исследовательской деятельности «Правила безопасности в природе», старшая группа

Интеграция образовательных областей:

Цели: закрепление правил безопасного поведения в природе. Расширение представления о правильном поведении на природе, во время грозы, о ядовитых растениях и грибах, насекомых. Воспитание чувства бережного отношения к природе и своему здоровью. Развитие лексико-грамматического строя речи: образование прилагательных от существительных. Развитие познавательного интереса к миру природы, развитие речи в беседе, логического мышления, внимания через дидактические игры, развитие фантазии, творчества.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Предметы: рюкзак, предметы для д/и «Что возьмём с собой в поход?»: коробок спичек, мешок для мусора, бутылка с водой, аптечка, лейкопластырь, ватные палочки, рогатка, топор, зажигалка.

Для аппликации: клей ПВА, кисточки по количеству детей, салфетки, полуватман, природный материал (листочки), медали «Юный друг природы».

Звучит музыка. Дети становятся в круг, приветствуют друг друга.

Воспитатель: Дети, давайте поиграем» Приготовьте ладони и на мои слова поочерёдно будем касаться пальцами одной руки пальцев другой руки.

Здравствуй, солнце золотое (касаются большие пальцы друг друга)

Здравствуй, небо голубое (касаются указательные пальцы)

Здравствуй, вольный ветерок (касаются средние пальцы)

Здравствуй, синий ручеёк (касаются безымянные пальцы).

Мы живём в одном краю, всех я вас приветствую! (касаются мизинцы и ладони раскрываются).

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и подарим свои лучезарные улыбки и нашим гостям, чтобы у них было хорошее настроение.

Ребята, а в каком краю мы живём?

В Сибири. А Сибирь богата лесами, полями, реками и озёрами. А что такое лес? (Растёт много деревьев, растений, грибов, ягод, и в нём живут животные).

А зачем люди ходят в лес? (Отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать ягоды и грибы.)

А для чего нужен свежий воздух? (Чтобы не болеть.)

Сегодня вы также узнаете, какие опасности могут подстерегать вас в лесу, на природе.

Научимся оберегать себя в разных опасных ситуациях. Дети, а как вы понимаете слово безопасность? (Безопасность-это когда ведёшь себя так, чтобы не случилось беды, неприятности.) Вот и мы сейчас отправимся в лес на прогулку. Нам нужно взять всё необходимое, что может пригодиться.

Д/И «Что возьмём с собой в поход?» (рюкзак, аптечка, зажигалка, спички, рогатка, топор, детская косметика).

Дети одеты: длинные брюки, рубашка, кофта с длинным рукавом, головной убор, открытые места смазать средством, отпугивающим насекомых.

Мы всё сложили в рюкзак и поехали на электричке. Друг за другом (чух-чух-чух).

Воспитатель: Станция ЛЕСНАЯ! Я предлагаю вам выйти и сесть на пенёчки.

Ребята, а в лесу не только много интересного, но и сказочного. В лесу живёт старичок Лесовичок, но он от нас прячется. Чтобы старичок Лесовичок вас не боялся, надо показать ему, что вы в лесу не посторонние. Давайте поговорим с ним на лесном языке. Я скажу слово, а вы добавьте к нему слово «лесной».

Воспитатель: Гриб какой? (лесной). (Дорога, ягоды, тропинка, воздух, листочек, дерево, запахи).

Давайте его позовём! (С разной интонацией: шёпотом, погромче, совсем громко.)

Старичок - Лесовичок, выйди к нам!

Выходит с корзинкой, в которой грибы, ягоды.

Здравствуйте, ребята!

Я весёлый старичок,

Старичок-Лесовичок,

Я люблю гулять по лесу

Знаю лес и лес люблю

В гости вас к себе зову!

Отгадайте загадку и вы узнаете, о чём мы будем говорить дальше.

Под сосною у дорожки

Кто сидит среди травы,

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть-нет головы.

Слайды со съедобными грибами, немного информации.

Дети, а все ли грибы съедобные? (Ответы детей.)

Правильно, не все грибы съедобные, есть грибы, которые собирать нельзя! В несъедобных грибах есть яд. Если человек их ест, может возникнуть отравление. В этом случае, необходимо сразу обратиться к врачу.

Слайды с несъедобными грибами

А чем они отличаются, съедобные и несъедобные грибы? (Ответы детей.)

Физкультминутка

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали

А сейчас мы отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём

Вверх на солнышко посмотрим

А затем похлопаем,

Ногами мы потопаем,

Хорошо мы погуляли,

И нисколько не устали.

1, 2, 3, 4, 5 мы пойдём гулять!

Лесовичок: Природа таит в себе ещё много опасностей, в лесу, в котором вы не раз бывали со взрослыми, множество опасностей. Как вы думаете, что это за опасности? (Ответы детей.)

Лесовичок: Вспомните, в каких сказках герои заблудились в лесу? Как они находили дорогу? Как нужно было поступить в этой ситуации? (Ответы детей.)

Лесовичок: Иногда приходится вызывать спасателей МЧС. Кто знает номер телефона? (01).

А сейчас мы вместе погуляем по тропинкам и дорожкам! А почему нельзя ходить по траве? (Ответы детей.) В траве много насекомых, которых вы можете потревожить. Насекомые могут на вас напасть и покусать.

Слайды опасных насекомых

Игра «Назови опасных насекомых»

Ой, ребята, что-то стало очень душно, влажно, подул сильный порывистый ветер. Неужели это начинается гроза? Даже насекомые спрятались.

Слайды о грозе

Что опаснее, гром или молния? (Ответы детей.) Как нужно вести себя, если гроза застала вас на природе? Можно ли использовать зонт в грозу? (Ответы детей.)

Вот и закончилась гроза, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте осмотрим себя, нет ли на одежде клещей? А теперь пойдём в детский сад! Садимся на электричку (чух-чух-чух).

Вот мы и вернулись в нашу группу. Давайте вспомним, чему нас научил Лесовичок.

Игра «Топай – хлопай»

  1. Собирай в корзину только те грибы, которые ты знаешь.
  2. Собирай в корзину мухоморы, ведь они такие красивые!
  3. Не трогайте ядовитые растения и не берите их в рот.
  4. В грозу нужно снять металлические вещи и спрятаться в овраге.
  5. А может быть в грозу нужно укрыться зонтом?

Хорошо, ребята, правила безопасного поведения в лесу вы усвоили. Я предлагаю вам сделать для Лесовичка подарок. Подойдите, пожалуйста, к столу. Перед вами лежат плакат и картинки, выберите и приклейте на плакат только те картинки, которые показывают как правильно вести себя в лесу.

Дети приклеивают и комментируют.

Молодцы, ребята, азбуку безопасности в природе вы знаете хорошо! Сегодня посвящаем вас в «Юные друзья природы». Друг природы-человек, который любит, бережёт её и соблюдает правила безопасности. Вручаю вам медали «Юный друг природы»!

Тема: Безопасность на природе

Цель: Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы, во время пожара. Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми

Ход занятия

Мы все с вами любим отдыхать на природе: в лесу, на речке, на лугу, в поле. В природе встречается много опасностей: гроза, ливень, ураган, лесные пожары.

Ребята, вспомните, в какое время года чаще всего бывает гроза? (Летом.)

По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза?

Что бывает раньше - молния или гром?

Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит.

(гром и молния)

Грохочет без рук, горит без огня.

(гром и молния)

Гроза

Начинается гроза,

Потемнело в полдень,

Полетел песок в глаза,

В небе - вспышки молний.

Ветер треплет цветники

На зеленом сквере,

В дом ворвались сквозняки,

Распахнулись двери.

(А. Барто)

Гроза опасна сильными разрывами молний, которые могут вызвать пожары, расщепление деревьев и загорание, гибель животных и людей. В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающиеся предметы.

Если гроза застала вас в поле, лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь; металлические предметы из рук выбросить. Нельзя бежать по полю, стоять под деревом.

В лесу укрываться во время грозы лучше под кустарниками, невысокими деревьями. Молнии реже поражают березу, чаще поражается дуб.

Пожар - самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых. В сухую, жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.

Дети взяли в руки спички —

Нет жилья у бедной птички.

После страшного огня

Не осталось даже пня.

Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.

Все дети на свете очень любят купаться в реке. Приятно в жаркий летний день искупаться в пруду или в реке! Но перед тем, как зайти в воду, неплохо вспомнить правила безопасного поведения на воде.

Запрещается:

Без взрослых самостоятельно входить в воду;

Прыгать в воду и подныривать;

Хватать, толкать друг друга в воде;

Звать на помощь без причины;

Заходить глубоко, если не умеешь плавать;

Заплывать далеко на надувных матрасах и камерах.

Где бы мы ни находились: в лесу, на лугу, около реки, мы всегда встречаемся с насекомыми. Угадайте их по описанию.

Не птица, а с крыльями,

Над цветами летает,

Медок собирает. (пчела)

Самого не видно, а песню слышно. (комар)

Модница крылатая.

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит - будет плохо. (оса)

Кто над нами вверх ногами? (муха)

Каких насекомых вы еще знаете? (ответы детей)

Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых.

Надо смазывать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых.

Надо хранить продукты в закрытой посуде.

Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.

Надо быть осторожным и внимательным на природе.

Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить.

Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Если пчела укусила и осталось ее жало, то его надо удалить, ужаленное место протереть содовым раствором.

Встретив на пути муравья, не обижай его. Не будешь ему мешать, он тебя не укусит.

Опасное насекомое - клещ. Обязательно просматривайте свое тело, так как клещ впивается под кожу и является разносчиком инфекционной болезни.

Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, за их внешним видом, повадками. Часто дети берут в руки насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Насекомые приносят пользу, и поэтому относиться к ним надо бережно. Все насекомые по-своему полезны.

Природа и безопасность.

(конспект занятия по безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста)

Составитель: Червякова И.А

Киселевск, 2017г

Цель занятия : изучить правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой.

Задачи:

1.Образовательные задачи :- сформировать первичные представления о разнообразии ядовитых растений и грибов, раскрыть значение ядовитых растений и грибов в природе и в жизни человека, их различия с неядовитыми растениями и грибами; познакомить воспитанников с первой помощью при отравлениях.

2.Развивающие задачи :- развивать и формировать у обучающихся умения и навыки, представления о ядовитых растения и грибах; развивать навыки самообразования, интереса к знаниям о живой природе и безопасности; формировать умения различать ядовитые растения и грибы от неядовитых.

3.Воспитательные задачи:- стимулировать положительное личностное воспитание воспитанников; формировать естественное мировоззрение и понимание необходимости различать растения и грибы в природе; создание благоприятной образовательной среды по сохранению здоровья у воспитанников и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни.

Оформление, оборудование и инвентарь: плакаты « Съедобные и ядовитые грибы. Растения»; картинки ядовитых растений, встречающихся на территории России; «Первая помощь при отравлениях ядовитыми грибами и растениями.

Ход занятия

1.Организационный момент

2.Работа над новым материалом

Воспитатель: Летом многие из вас отдыхают за городом, на даче, в деревне, уезжают на море, в лес на природу.

Наверное, всем нравиться быть на природе, играть на траве, купаться в реке. Но надо всегда помнить о том, как оградить себя от беды, не принести вред своему здоровью.

Какие опасности для человека таит природа?

Какие опасности нас подстерегают во время прогулки в лесу?

Какие опасности нас подстерегают при отдыхе на природе, загородом?

Почему случаются отравления?

Основная причина несчастных случаев?

Воспитатель: Много вопросов, но чтоб на них ответить нужно знать многое о природе. Основная причина несчастных случаев - это незнание об опасностях, которые хранит природа, излишняя самоуверенность, а порой полное пренебрежение простейшими правилами собственной безопасности при нахождении на природе.

Очень часто люди отдыхают в лесу: собирают цветы, грибы и ягоды, но чтобы сбор даров леса был безопасным каждый, кто идет в лес, должен знать: как вести себя в лесу, какие грибы, растения, ягоды можно собирать.

Ребята, а вы знаете как себя вести в лесу? (повторение правил поведения в лесу: собирать только знакомые ягоды, грибы и растения; не шуметь в лесу, чтобы не испугать лесных жителей, не стесняться спрашивать у взрослых о том, съедобны ли те грибы, которые повстречались в лесу). Давайте вспомним съедобные грибы и несъедобные (дети называют, воспитатель показывает иллюстрации). В лесу встречаются не только грибы, но и растения как полезные: мать-и-мачеха, крапива, подорожник, лопух, так и ядовитые растения приносящие вред здоровью человека.

Ядовитые растения - это те растения, которые содержат ядовитые вещества, вызывающие отравления у людей. Отравление может привести к тяжелому заболеванию и даже к смерти. Сегодня мы рассмотрим ядовитые растения, которые распространены на территории России (показ иллюстраций).

Белена: растет на пустырях, выгонах, вдоль дорог, на полях, на запрошенных пашнях. Цветет желтовато-белыми цветами с фиолетовыми жилками, начиная с июня до сентября месяца. Вместе с цветением растение дает зеленые коробочки с крышечками - плоды, которые содержат семена.

Семена – буро- серого цвета. Эти семена очень похожи на зернышки мака, поэтому некоторые ребята думают, что это мак, и отравляются этими коварными семенами.

Но белена «предупреждает» человека об опасности: издает неприятный запах, и, конечно, надо помнить о том, что цветки у мака красного, а не желтого цвета.

Следующий ядовитый цветок – наш любимый ландыш майский. Сколько стихов, песен сложено о его красоте. Но забывают сказать о его ядовитости.

У ландыша ядовитые плоды - ярко-красные ягоды. Некоторые из людей могут принять их за съедобные и тогда наступит отравление.

Признаки отравления: головная боль, шум в ушах, головокружение, рвота, расстройство кишечника, редкий пульс, сужение зрачков, в тяжелых случаях развиваются судороги.

Вороний глаз: это растение растет в лесу. Среди четырех крупных листьев расположена ягода – крупная, черно – синего цвета. Похожа на чернику. Но надо различать: у черники листьев много, они мельче, растет по несколько ягод.

Очень много у нас в парках, лесах кустарника, который также ядовит.

Это волчье лыко или волчья ягода . Цветет ранней весной (в апреле, мае) до появления листьев. Цветы розовые, душистые. Плоды ярко – красные.

Если съесть эти ягоды, возникает сильное жжение во рту.

Вслед за этим – резкий отек слизистой оболочки языка, губ, гортани, затрудняется дыхание.

Человек может даже задохнуться. У этого растения ядовита и кора. Стоит только прикоснуться к влажной коре, чтобы получить сильные ожоги. Поэтому, чтобы избежать отравлений, надо помнить о том, что:

1.Нельзя употреблять в пищу все подряд растения, многие из них ядовиты.

2.Использовать надо только те растения, которые вы знаете.

3.Если вы сомневаетесь, съедобно растение или нет, выдавите из него сок. Сок молочного цвета говорит о том, что растение ядовито (исключение составляет одуванчик).

4.Можно потереть губы соком растения или положить маленький кусочек листа на кончик языка. Если в течение 4-5 минут появится ощущение жжения или горечи, это растение не годится в пищу.

Воспитатель – Что же делать, если вы отравились? Нужно действовать быстро и решительно. Надо попытаться вызвать рвоту и промыть желудок. Для этого надо выпить несколько стаканов теплой воды с добавлением в каждый стакан 1-2 чайные ложки соли, обратиться к врачу.

3. Закрепление пройденного материала.

Воспитатель: Какие ядовитые растения есть в наших лесах?

Дети: Ландыш майский, белена, волчье лыко, вороний глаз.

Воспитатель: Чем опасны ядовитые растения?

Дети: Они могут вызвать отравления и даже привести к смерти.

Физкультминутка

Детям необходимо выполнять движения(2-3 раза) и отгадать загадку:

Когда идешь по тропинке, (дети шагают на месте)

Куда ни глянь, в полях (поворачивают голову в стороны)

Белеют чудо - шарики

На тонких стебельках (встают на носочки)

Сквозные, серебристые

Они как пух легки, (размахивают руками)

Стоят и чуть качаются (раскачиваются на месте)

От ветерка с реки (Одуванчик).

Воспитатель:- Какие еще опасности подстерегают в лесу?

Дети:- Грибы. Если съесть ядовитые грибы, то можно отравиться.

Воспитатель: - Всегда, когда начинается грибной сезон, из укромных мест извлекаются корзинки и походная одежда. Готовятся к этому сезону и врачи, так как сбор грибов - занятие, таящие в себе определенный риск. Грибы очень опасны. Нельзя собирать незнакомые грибы, некоторые из них очень ядовиты. Ими можно отравиться и даже умереть.

Самый « страшный» гриб - это бледная поганка.

Имеет зеленоватую шляпку с белыми пластинками, а у основания ножки -клубневидное утолщение и тонкое белое кольцо. Если гриб растереть эго в руках, он издает неприятный запах (показ иллюстрации гриба).

На какой гриб похожа бледная поганка? (Плакат «Съедобные и ядовитые грибы».)

Дети:- На шампиньон.

Воспитатель :- Бледная поганка, маскируясь под шампиньон, то под сыроежку, нет – нет, да и попадет неопытному грибнику. Чтобы не спутать бледную поганку с шампиньоном, надо помнить:

а) бледная поганка, если потереть её в руках, имеет неприятный запах сырого картофеля, а шампиньон не пахнет;

б) пластинки у бледной поганки – белые, а у шампиньона – розовые.

Следующий ядовитый гриб очень красив – шляпка красная или оранжевая с белыми горошинами. Это мухомор.

Грибы известны людям с незапамятных времен. На сегодня изучено около 100 тысяч видов.

Существует поговорка: « Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут». Почему? (ответы детей).

Воспитатель:- Шампиньоны же обильно растут на пастбищах, лугах, в садах и на полях. Очень редко в ельниках. Шляпка белая с розовыми пластинками. На изломе мякоть цвет не меняет. Учитывая высокую питательность, гриб выращивают искусственно. Шампиньон - это съедобный гриб.

Следующий ядовитый гриб имеет серо-желтую шляпку с бугорком в центре. Ножка тонкая, не имеющая пластинчатого кольца. Мякоть желтая с неприятным землистым запахом и горьким вкусом. Ложный опенок. Двойник обыкновенного съедобного опенка (показ обоих грибочков для сравнения).

А у этого грибочка много названий (показ иллюстрации сыроежки): гриб зеленый, гриб желтый, гриб синий, гриб зелено-красный …. Название одно, а мякоть, подобна белому грибу, всегда остается сахарно-белой это-сыроежка.

И так, грибы бывают съедобные и ядовитые. Недостаток знаний о грибах часто приводит к тяжелым отравлениям, особенно среди детей. Отравления грибами не столько редки.

Пример: в один из летних дней пятилетняя девочка отправилась со своей сестрой в лес за грибами. В лесу нашла гриб ей не известный и попробовала его. Через несколько часов у девочки открылась рвота.

Девочку срочно отправили в больницу, где ей сделали промывание желудка, после чего она почувствовала себя хорошо, и хотя врачи возражали, родители забрали девочку домой, а спустя несколько часов произошло резкое ухудшение, вскоре девочка…умерла.

Причиной смерти явилось отравление бледной поганкой.

Бледная поганка- самый ядовитый гриб нашей местности. Каждый год из-за неё страдают во всем мире сотни людей. Многие из них погибают. Высокая смертность объясняется сильным действием яда и необычными свойствами: он не растворяется в воде, ни какой обработкой не уничтожается, сохраняет свою ядовитость даже после 20-минутного кипячения, с трудом выводится из организма человека. В одном грибе бледной поганки содержится смертельная доза для взрослого человека.

Каковы симптомы отравления бледной поганкой?

Признаки отравления наступают через 6-12 часов после употребления грибов, у детей может наступить и раньше, также и количество съеденных ядовитых грибов влияет на время признаков отравления: это обильное слюнотечение, сильные боли в животе, рвота, расстройство кишечника. Через день – два может наступить смерть.

Отравление может произойти и съедобными грибами, если они не правильно приготовлены или плохо хранятся. Поэтому, собирая грибы в лесу, вы должны знать некоторые правила:

1). Будь внимателен при сборе грибов;

2). Изучай внешние признаки съедобных грибов;

3). Знай признаки отличия ядовитых грибов от съедобных;

4). Не собирай грибы у дорог, у предприятий;

5). Не собирай грибы старые, перезрелые;

6). Не срезай гриб, если сомневаешься;

7). Отвари грибы в подсоленной воде 20 -30 минут, слей воду.

Ну, а если произошло отравление грибами, то ваши действия должны быть следующими:

1). Немедленно вызвать врача;

2).До прихода или приезда врача надо действовать быстро и решительно.

Необходимо:

а) дать слабительное;

б) промыть желудок раствором марганца;

в) дать активированный уголь;

г) дать холодную, слегка подсоленную воду.

4. Итог занятия

Воспитатель:- Сегодня вы познакомились с отличительными признаками ядовитых растений, ядовитых и съедобных грибов. Узнали, что отравления ядовитыми грибами, растениями бывают очень тяжелыми вплоть до смерти, поэтому надо соблюдать правила личной безопасности.

Итак, для того чтобы избежать отравления ядовитыми грибами, нужно собирать только те, которые вы хорошо знаете.

Здоровье отравившегося грибами,и даже его жизнь во многом зависит от того, насколько своевременно ему окажут медицинскую помощь.

Помните, что в случае отравления грибами, пусть даже на первый взгляд не тяжелого, необходимо немедленно обратиться к врачу.

«Путешествие в лес»



Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям «Безопасность», «Познание», «Физическая культура».

Цель
: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания.

Задачи :
образовательные
: закрепить знания детей о правилах поведения во время грозы, при пожаре, на водоемах, при встрече с насекомыми;
развивающие: способствовать развитию мышления, воображения, любознательности;
воспитательные : воспитывать чувство любви к природе, умение действовать сообща; доставить детям радость и удовольствие;
коррекционные: закреплять правильное звукопроизношение, развивать диалогическую речь детей, активизировать словарь (турист, привал), закрепить правильное произношение звука ж.

Предварительная работа : беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, физминуток, отгадывание загадок.

Оборудование : оформленный зал- лес, поляна, водоем; иллюстрации, спортивное оборудование: подушки, дуги; аудиозапись(звуки леса).

Литература : Волчкова В.Н., Степанова Н. В. Познавательное развитие детей.

Ход:

Дети с воспитателем заходят в зал. Выполняют релаксационное упражнение « Путешествие в волшебный лес»
«Закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и цветов. Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг вас: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи травы. Насладитесь этим ощущением, захватите это чувство с собой, отправляясь в путешествие. Пусть оно будет с вами весь день».

Воспитатель: Вы любите ходить в лес? Сегодня мы с вами отправимся в поход. Но перед тем, как отправиться, мы вспомним, как называют людей, которые ходят в лес, путешествуют (туристы). А как одеваются туристы? Как называется место, где туристы отдыхают?(привал). Теперь мы знаем все, что нужно, можно отправляться.
Двигательное упражнение « Прогулка»

Воспитатель: Устали мы с вами, ребята, надо отдохнуть, сделаем привал:
Мы с вами любим отдыхать на природе. Но здесь встречаются опасности. перед тем, как мы поговорим об одной из них, отгадайте загадки:
Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит.
(гром и молния)
Грохочет без рук, горит без огня. (гром и молния)

Воспитатель: — Ребята, вспомните, в какое время года чаще всего бывает гроза? (летом)
— По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза?
— Что бывает раньше,- молния или гром? (шум грозы)
— В чем опасность молнии, грозы?

Что делать, если гроза вас застала в поле, где ее лучше переждать? (в овраге, можно лечь, нельзя бежать по полю).
— А в лесу где лучше укрыться? (под кустарниками) Под деревьями опасно стоять. (иллюстрация- рассмотреть)

Гроза прошла стороной от нас, но правила безопасного поведения мы запомним.
Отдохнули, отправляемся дальше. Но тут препятствие, нам надо пройти по кочкам – упражнение « Не замочи ног»(дети преодолевают препятствия).

Воспитатель: — Ребята, в лесу бывают и другие опасности.
Послушаем стихотворение:
Дети взяли в руки спички-
Нет жилья у бедной птички.
После страшного огня
Не осталось даже пня.
Да, это пожар!

Воспитатель: В сухую жаркую погоду, достаточно одной спички, чтобы лес загорелся!
Какие причины возникновения пожара?
— разводить костер на сухой траве,
— разводить большие костры или костры при ветре,
— не потушенный костер,
— брошенная спичка,
Как надо себя вести, чтобы не было пожара?
— не играть со спичками,
— уходя, надо убедиться, что костер потушен- лучше всего залить водой или засыпать землей

Рассматривание иллюстрации.

А если все-таки пожар начался, что надо делать?
— выбегать из леса и сообщить взрослым,- звонить-01
Запомнили правила поведения при пожаре? Отправляемся в путь!

Воспитатель Ребята, я вижу речку, пойдемте к ней.
Физминутка « К речке быстрой»

Воспитатель: Нам надо передохнуть, давайте посидим на берегу:
Все дети любят купаться в реке, приятно в жаркий день искупаться. Но перед тем, как зайти в воду, надо вспомнить правила безопасного поведения на воде:
— без взрослых нельзя входить в воду,
— нельзя прыгать в воду
— толкать друг друга в воде
— заходить глубоко. Рассмотреть иллюстрации

Ну, снова, в путь!
И нам снова надо пройти препятствие: « Пролезь под кустами»

Воспитатель: Вышли мы с вами на полянку. Где бы мы с вами ни находились, мы всегда встречаемся с насекомыми. А в лесу их много.
Угадайте их по описанию- загадке:
Не птица, а с крыльями,
Над цветами летает,
Медок собирает.(пчела)

Самого не видно, а песню слышно.(комар)

Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит- будет плохо.(оса)

Кто над нами вверх ногами?(муха)

Дети отгадывают- отгадку находят на карточке и показывают.

Воспитатель: Как могут навредить человеку эти насекомые? (пчела, комар, оса, муха). Необходимо знать, как защищаться от них:
— надо смазывать части тела средствами, отпугивающие насекомых,
— хранить продукты в закрытой посуде,
— отправляясь в лес, одевать костюм, головной убор(мы с вами правильно оделись?)
— если увидели осиное гнездо, не трогайте его, они могут вылететь и ужалить,
— если около вас пчела, надо быть спокойным, не махать руками,
— встретив муравья, не обижай его, не будешь мешать, он тебя не укусит,
— опасное насекомое- клещ, просматривайте свое тело, так как он впивается под кожу, и разносит инфекцию.

Подвижная игра с дыхательными упражнениями « Жуки»

Лесовичок: “ Кто в моем лесу гуляет, Кто здесь песни распевает,
Ой, да это ребятишки, девчонки и мальчишки!»
Здравствуйте, ребята! В лес чудесный приглашаю, Рад сегодня я гостям, Моим маленьким друзьям!!! В гости ко мне пришли? Любите собирать грибы да ягоды? Но, чтобы пройти по моему лесу, надо много знать и уметь. Вот вы ребята, знаете какие бывают грибы? А сейчас я проверю. Загадки-описание:
Растут в лесу сестрички, Я в красной шапочке расту
Рыжие…..(лисички) Под стройною осиною,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я…..(подосиновик)

На пеньке сидят ребята, Средь молодых сосенок
Называют их…..(опята) В блестящей темной шапочке
Растет грибок……(масленок)

Серенькие шапочки,
Рябенькие ножки,
Под березой растут,
Как же их зовут? (подберезовики)

Лесовичок: Это какие грибы?(съедобные)
Игра « Собери грибы» (Дети собирают съедобные грибы, кладут в корзину Лесовичку, а ядовитые оставляют).
Лесовичок: Но будьте осторожны с грибами, если не быть внимательными в лесу, то в вашу корзину залезут непрошенные гости!
Лесовичок: Съедобные собрали, ядовитые оставили, молодцы!
Но запомните, грибы, которые вы не знаете, оставьте, не топчите. Уж, я, то, знаю, что все грибы в лесу нужны. То белочка съест, то ежик, а мухоморами лоси лечатся.

Лесовичок Но будьте осторожны, в лесу притаились не только ядовитые грибы, но и ягоды, растения.
Давайте посмотрим, запомним, какие ядовитые ягоды, растения могут встретиться в лесу.
Рассматривание иллюстраций.

При отравлении грибами или ягодами необходимо обратиться к врачу.Запомните, ребята, каждая упущенная минута может стоить жизни.
— Но, я надеюсь, что с вами это не случится, вы очень хорошо запомнили ядовитые грибы и ягоды, и они никогда не попадут в вашу корзинку.
Лесовичок: Вы пришли сегодня в лес, Смотрит солнышко с небес, Аккуратно нужно сесть, Чтоб цветочки не задеть! (дети садятся на поляну)
Спасибо тебе, Лесовичок, ты нас много чему научил!

Воспитатель: Мы с ребятами гуляли по лесу, и закрепили другие правила безопасного поведения на природе. Сейчас ребята расскажут, что они знают.
На экране картинки-иллюстрации с разными ситуациями- дети говорят, как вести себя.

Лесовичок: Да, ребята, молодцы, я уверен, что вы будете всегда выполнять правила, и будете приходить в лес, ко мне в гости. А у меня для вас подарок: Вареньем угощайтесь, да домой возвращайтесь!
Спасибо, тебе
До свидания, Лесовичок!
До свидания, детвора!

А мы, ребята, возвращаемся домой!
Двигательное упражнение « Лесной поход»

Вот мы и добрались! Вам понравилось наше путешествие? Интересно было? Многое мы узнали, и научим других.

Самоанализ мероприятия.
Тема: « Путешествие в лес»
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания.

Задачи:
образовательные: закрепить знания детей о правилах поведения во время грозы, при пожаре, на водоемах, при встрече с насекомыми;
уточнить знания детей о съедобных и ядовитых грибах и ягодах;
развивающие: способствовать развитию мышления, воображения, любознательности;
воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, умение действовать сообща; доставить детям радость и удовольствие;
коррекционные: закреплять правильное звукопроизношение, развивать диалогическую речь детей, активизировать словарь (турист, привал).

Соблюдены санэпидимилогические мероприятия: проведена влажная уборка, проветривание, подобрано оборудование в соответствии с ростом детей.

При планировании мероприятия учитывала возрастные и психические особенности детей старшего дошкольного возраста, построила мероприятие на доступном для детей материале.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре общеобразовательной программы использовала принцип интеграции. Дети преодолевали препятствия (физическая культура), отдыхали на привалах -закрепляли правила безопасности на природе. Использовала сюжет(путешествие в лес), который прослеживался во время всего мероприятия.

Весь материал(загадки, физминутки, игры, двигательные упражнения, иллюстрации) подобрала в соответствии с темой.

Были использованы разнообразные методы: словесные, наглядные, поисковые. Прослеживалась смена видов деятельности- дети и сидели, и бегали, и ходили (преодолевали препятствия).

Все основные задачи(образовательные, развивающие, воспитательные) были взаимосвязаны между собой и решались в единстве.

Новый материал не брала, мероприятие проводилось на основе закрепления. Уточнили знания о правилах поведения на природе- при рассматривании иллюстраций, отгадывании загадок, проведении игр.. Использовали двигательные упражнения в начале и в конце путешествия, это создало эмоциональное настроение, активность детей. Провели п\игру с дыхательным упражнением(закрепили произношение звука –ж).

Приход Лесовичка создал положительный эмоциональный настрой, активизировал внимание детей, в игровой форме они закрепили знания о съедобных и ядовитых грибах и ягодах.
На протяжении всего мероприятия шла работа по развитию речи, активизировали словарь, использовали диалогическую речь(вопрос-ответ) , развивались все психические процессы- память, внимание, логическое мышление.

Воспитательная задача реализовывалась при умении действовать согласованно с другими детьми, дети путешествовали всей группой, сообща отвечали.

Использовала музыкальное сопровождение(аудиозапись), что создало фон-шум леса, дети реально почувствовали себя в лесу, использование средств ТСО привлекло внимание детей.

Соблюдала педагогический такт по отношению ко всем детям, обращала внимание, чтобы все дети были активны, следили за происходящим.

Считаю, что мне удалось заинтересовать детей, мероприятие прошло хорошо, дети были эмоциональны, отвечали на вопросы, отгадывали загадки, играли в игры; тем самым закрепляли правила безопасного поведения на природе

Название: Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе «Путешествие в лес»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий,НОД ОБЖ, подготовительная группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБОУ «Начальная школа – Детский сад № 11»
Месторасположение: г. Зима Иркутской области ул. Новокшонова 4А

Программное содержание: Вспомнить с детьми опасности, которые их поджидают, когда они с родителями выезжают в лес, закрепить основные правила безопасности в лесу. Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения. Воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки.

Материал: Иллюстрации к русской народной сказке «Маша и медведь», сказка «Маша и медведь», картинки о пожаре, грибы.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

Работа с родителями: Чтение детям русской народной сказки «Три медведя».

Ход занятия:

Орг. момент: «Всем говорю я «Здравствуйте!»

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный

Потому что в нем вы и я!»

Вос.: Ребята, Сегодня пришло письмо от Незнайки «Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам Незнайка. Хочу попросить у вас помощи. На улице наступила весна, стало тепло и мне очень хочется побывать в лесу, но мой друг Знайка говорит, что в лесу человека подстерегают опасности. Вы ходите в д/сад и много чего знаете. Ребята, помогите мне разобраться, что за опасности могут ожидать меня в лесу?

Воспитатель: Ребята поможем Незнайке?

Закройте глаза. (Звучит музыка) Мы очутились в лесу. Как здесь красиво! Какие же здесь могут быть опасности?

Как вы думаете, что это за опасность?

Дети. В лесу можно заблудиться.

Воспитатель: Правильно! В походе или просто гуляя по лесу, очень легко заблудиться. Опасностью №1 в лесу можно заблудиться.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, в каких сказках герои заблудились в лесу, и как они находили дорогу?

Дети. «Маша и медведь», «Три медведя».

Воспитатель. А теперь сядьте удобнее, сейчас я дам иллюстрации к этим сказкам, а вы расскажите, чем закончились сказки. (Дети делятся на две подгруппы).

Что же надо делать, чтобы не заблудиться в лесу?

Дети: Не ходить в лес одним, а с взрослыми.

Воспитатель: Правильно! Это правило номер 1. Чтобы не заблудиться, не ходи в лес один.

Воспитатель: ребята, но ведь и Машенька была не одна с подружками, а все равно заблудилась. Почему?

Дети: Машенька ушла от подружек, собирая ягоды.

Воспитатель: Так как же нужно вести себя в лесу, если ты пришел с родителями?

Дети: Надо держаться вместе.

Воспитатель: Правильно! Это правило номер 2. В лесу нужно держаться вместе. Как только потеряешь из вида родителей, кричи громче, что бы можно было найти друг друга по голосу.

Когда вы заблудились в темном лесу

И встретите злую сову,

Вы крикните, только погромче, "АУ!"

И вам отзовется "АУ!"

Воспитатель предлагает детям попробовать позвать друг друга.

Физминутка.

Воспитатель: Не смотря на то, что Машенька потерялась, она не растерялась, пошла по лесу и набрела на избушку. Но это в сказке, а на самом деле, что нужно делать? Посмотрите может вам помогут картинки и предметы.(Дети выбирают нужную картинку и объясняют свой выбор).

Воспитатель: Правильно! если ты заблудился в лесу, не поддавайся паники, не беги, куда глаза глядят. Присядь, внимательно прислушайся к звукам, может быть, откуда-нибудь слышатся шум машин, поездов, лай собак, говорящие о близости людей. Постарайся понять, откуда идет звук, и иди, в этом направлении. Если звук становится громче - ты идешь правильно. Самое главное знай - тебя найдут!

Воспитатель предлагает детям игру с кружками (зеленый- можно, красный- нельзя) «Можно - Нельзя». Дети становятся в круг.

Предлагаемые детям ситуации:

Ходить одному в лес за грибами, да за ягодами.

Ходить с подружками и друзьями

Ездить с родителями в лес.

Убегать от родителей, увидев в чаще леса красивую полянку

Все время находиться вместе с родителями.

Какая еще опасность подстерегает нас в лесу?

Дети: Лесные пожары.

В-ль: Как вы думает, от чего может возникнуть пожар?

В: Верно, причиной лесных пожаров становится, прежде всего, небрежность и неосмотрительность людей или шалости детей из-за брошенной горящей спички.

Но причиной пожара может стать и такая линза (показываю).

Она может собрать солнечные лучи в одну точку и стать поводом для пожара. Такой линзой пользуются дети постарше, которые ходят в школу. Сначала тлеют тонкие сухие былинки, а потом ветки. Огонь становится все больше и больше. Запомните, дети, с такой линзой играть нельзя, небольшое пламя приводит к большим лесным пожаром, а тушить лесные пожары могут только взрослые - пожарные и спасатели используя специальную технику, самолеты,вертолеты.

Ребята, хотите послушать, что случилось однажды в лесу?

В жаркий день одна семья отдыхала в лесу, а сын Миша играл с линзой. Папа позвал его играть в мяч! Наигравшись семья отправилась домой, а Миша в спешке забыл свою линзу. Солнечные лучи собрались в одну точку у линзы, и от их тепла стала тлеть высохшая трава. Как вы думаете, что случилось потом?

Ребята помните пословицу ‘’В одном коробке сто пожаров’’. Почему так говорится?

Потому что в одном коробке лежит много спичек, и каждая может стать причиной пожара.

Ребята давайте подумаем и вспомним какие правила нужно знать, чтобы не случилось беды - пожара:

1. Костер разводят только со взрослыми.

2. Никогда не поджигай сухую траву и листья.

3. Не оставляй рядом с костром свою одежду.

4. Не стоит разводить костры очень большие и при сильном ветре, так как искры могут зажечь соседние деревья.

5. Уходя надо убедиться,что костер, потушен. Нельзя оставлять тлеющие угли - налетевший ветер может раздуть из них пламя.

6. Лучше всего залить костер водой или засыпать землей.

7. Опасно находиться возле костра с распущенными волосами.

Дети, кто знает, что это за знак? почему красный цвет? (Цвет опасности)

Здесь на полянке много различных насекомых. Давайте снова разобьемся на две команды, кто с кем был.

Одна группа - отбирает насекомых, которые опасны для человека, другая – которые не опасны для человека. И расскажите почему выбрали именно этих насекомых.

Какие правила нужно знать!

1. На прогулку в лес следует одевать длинные брюки, свитер с длинным рукавом.

2.Открытые участки тела необходимо обрабатывать мазью от комаров.

3. Ни в коем случае нельзя трогать осиное гнездо, иначе осы вылетят и больно ужалят.

4. Стараться быть спокойным, если возле тебя летает пчела, не надо махать руками, нужно перейти в другое место.

5. Не мешать муравьям, они тебя не укусят.

Отгадайте загадку:

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы!

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы (гриб)

Не все грибы наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. Если человек съест их, у него наступит отравление, а иногда и смерть.

Ой смотрите сколько грибов в лесу!

Давайте вспомним какие грибы мы соберем, а какие оставим и не возьмем с собой.

Дети собирают съедобные грибы. Затем проверяем.

А ядовитые грибы можно срывать, топтать? Почему?

Давайте ещё раз вспомним какие опасности нас ожидают в лесу и сделаем для Незнайки плакат “Опасности в лесу”.

На столе картинки, нужно выбрать и наклеить на плакат все опасности.

Спасибо, ребята, вы хорошо справились и помогли Незнайке.

Я думаю он теперь с удовольствием пойдет в лес и будет соблюдать все правила безопасности.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад.