«Пороша», анализ стихотворения Есенина. Анализ стихотворения «Пороша» Есенина

Сергей Есенин – один из самых ярких представителей серебряного века, отличившийся откровенной правдой в своих произведениях и окутанной загадками судьбой. Поэзия стала его призванием еще в раннем возрасте и сопровождала на протяжении всего жизненного пути. Каждое стихотворение носит в себе глубокий смысл и часть души поэта. Проникновенные строки «Пороши» не стали исключением.

«Пороша» относится к раннему творчеству поэта, когда он только начинает искать свой путь. Написано оно в 1914 году, когда Есенин пребывал в Москве. Этот год стал знаменательным в жизни поэта, поскольку именно тогда его работы впервые были опубликованы в журнале.

Вскоре Есенин был призван на службу, где написал свой первый сборник стихотворений «Радуница». Атмосфера войны оставила свой отпечаток в жизни поэта и научила по-особому относиться к окружающему миру, поэтому особое внимание в творчестве Сергея Александровича уделяется природе.

Стихотворение «Пороша» всецело посвящено матушке–природе и ее прекрасным составляющим. Оно отражает ценности поэта, который замечает и придаёт значение каждой мелочи: от звона копыт до падения снега.

Жанр, направление и размер

Литературный размер данной работы – четырехстопный хорей. При написании поэт использовал перекрестную рифму. Жанровая группа стихотворения – пейзажная лирика, так как в тексте воспевается красота природы.

Поскольку Есенин в тот период времени был откровенным имажинистом, то многие его произведения написаны в этом направлении. Суть имажинизма заключалась в использовании метафор, создающих прямолинейный, ничем не завуалированный образ с единичным значением. Однако при оценке течения, в русле которого творил автор, нужно понимать, что его самобытность в итоге вычеркнула поэта из всех существующих объединений, и он стал работать над своим индивидуальным, ни на кого не похожим стилем. Сам он любил называть себя «последним поэтом деревни», и это определение его деятельности очень близко по духу к стихотворению «Пороша».

Образы и символы

Как уже говорилось ранее, Есенину не свойственно прятать образы в описании и вводить загадочные символы. В стихотворении «Пороша» центральным образом является природа и все ее проявления, о которых поэт говорит открыто.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Автор описывает снег как природное явление, уделяет внимание лошади и дятлу как представителям животного мира и любуется просторами окружающего пейзажа. Каждый образ проникнут любовью и бережным отношением хозяина к своей земле. Можно предположить, что лирический герой, добрый и тонко чувствующий красоту человек, отправляется в какое-то путешествие и хочет запомнить каждый кусочек родного края.

Темы и настроение

Читая это стихотворение, человек ощущает гармонию с природой, в душе его рождается умиротворение и некая светлая тоска по родным краям. Основная тема «Пороши» — любовь к природе и всему живому. Как важно ценить все, что создано вокруг нас и наслаждаться этим. Наряду с этим тесно переплетается тема ценностей человека, все ли считают окружающий мир ценностью? Лирический герой акцентирует внимание читателя на том, что любому прохожему должна быть понятна его гордость, ведь все сокровища родной земли принадлежат ее обитателям, а потому их необходимо уметь оценить по достоинству.

Еще одной поднятой проблемой является любовь к малой Родине. В лирике Есенина довольно ясно прослеживается мысль, что родные края дают эмоциональную подпитку человеку и заряжают его светлыми чувствами. Однако не все могут прочувствовать это и понять, а потому есть люди, которые всю жизнь обитают в слепоте и мелочной злобе, ведь им не дано получить эмоциональный заряд.

Смысл

Основная идея стихотворения заключается в том, что природа многогранна – это и снег, и леса, и животные, и дороги, и многое другое. И все это по-своему прекрасно, и надо уметь различать красоту, уважать и любить ее.

Поэт учит получать маленькие радости от восприятия таких простых повседневных явлений, уметь видеть смысл в обычном. Это и есть его главная мысль. Такое восприятие не только природы, но и всего мира делает людей чуть более внимательными и мудрыми. Ведь только мудрец способен разглядеть и прочувствовать всю прелесть земли.

Средства художественной выразительности

Чтобы придать своему стихотворению художественную огранку, Есенин использует различные приемы выразительности. Уже с первой строчки можно проследить парцелляцию – намеренное разбиение предложения на короткие отрезки: «Еду. Тихо…». В «Пороше» поэт неоднократно обращается к этому средству: «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой». Для описания протяженности дороги автор использует родственный сравнению прием – метафору — «убегает лентой вдаль». Касательно своего пути наряду с метафорой используется и олицетворение – «убегает», и эпитет – «бесконечная дорога». Стоит отметить, что доля эпитетов в этой работе невелика.

Тропы в стихотворении «Пороша» украшают описание, погружая читателя в атмосферу природного изобилия родной земли, которое мы можем увидеть лишь за городом, в сельской пасторали.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

С. А. Есенин 3.10.1895-28.12.1925

Знакмство с биографией С. А. Есенина: Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году. В Рязанской губернии в селе Константинове. Мальчика отдали на воспитание бабушке и дедушке по материнской линии. Бабушка рассказывала Есенину множество народных песен, стихов, частушек, сказок и преданий, которые и стали «основой» его поэтической природы. . Образование в биографии Есенина было получено в местном земском училище(1904-1909), затем до 1912 года – в классе церковно-приходской школы.

С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-1912), из которой вышел "учителем школы грамоты". Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке. Стихи начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось в 16 – 17 лет. Впервые стихотворения Есенина были опубликованы в 1914 году в детском журнале «Мирок». В 1915 году Есенин переехал из Москвы в Петроград. В 1918 вернулся в Москву. Жил он в очень трудное, для нашей страны, время. На его коротком веку произошло три войны и три революции. И хотя прошло уже более 90 лет со дня его смерти, но стихи его живут до сих пор, они переведены на многие языки, издаются в разных странах. 28 декабря 1925 года Есенина находят повешенным на трубе отопления в своем номере гостиницы « Англетер ». Также найдена прощальная записка, написанная кровью в виде стихотворения «Прощай мой друг, прощай...». Похоронили Сергея в Москве на Ваганьковском кладбище.

Стихотворение «Пороша» написано в 1914 году. Главные темы этого периода творчества - тема природы и тема родины. Но нельзя говорить о том, что в этом стихотворении автор хотел сделать акцент только лишь на образ природы. Присутствует и внутренний смысл произведения

Сергей Есенин сохранил то единение с природой, которое присуще человеку только в детстве, от того его строки так милы, просты, а сравнения так точны. Многие поэты описывали зиму, великолепные пейзажи вдохновляли их на создание шедевров. Однако Сергей Есенин, один из тех, чьи строки запоминаются и вызывают самые яркие чувства. Вот и в стихотворении «Пороша» поэт описывает зимнюю дорогу. Герой Есенина милуется зимой в лесу. Он называет зиму невидимкой, которая постаралась и принарядила все в лесу - повязала на сосну косынку, отчего та стала похожа на старушку, превратила дорогу в белую ленту, звенящую под копытами. Зимой в лесу все превратилось в сказку, точнее в сказочный сон. Дополняют картинку и необычные звуки – сначала, кажется будто тихо, - это первое, что пишет нам поэт о лесе. Однако прислушавшись, автор замечает, что лес шумит от звуков. Там вдали слышен звон копыт и бубенцов, где-то долбит дятел и на верхушке сосны расшумелись вороны. Мы привыкли любить лето, за тепло и яркое солнце. Однако автор предлагает нам полюбить и зиму. От его строк будто предстает перед глазами и тихий лес, деревья белые от снега.

Анализ стихотворения Тема стихотворения - природа. Есенин часто в своих произведениях воспевает красоту родного края. В стихотворении "пороша" он описывает красоту зимнего леса и пейзажи. автор использует метафоры (заколдован невидимкой), сравнения (словно белою косынкой, понагнулась как старушка), эпитеты (серые вороны, Бесконечная дорога), и парцеляцию (еду. Тихо. Слышны звоны). Стихотворение построено на синтаксическом параллелизме и развернутых олицетворениях. В восприятии Есенина вся природа – «святая обитель», храм чудес. Здесь и лес, и сосна – живые существа, описанные как люди. Поэт стремится донести до читателей свое восхищение перед зимней природой – в этом идея стихотворения. Главная мысль – неразрывность природного и человеческого.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В процессе коллективной работы путем сопоставления стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов...

«Эволюция отношения М.Ю.Лермонтова к поэтическому дару» /Сравнительный анализ стихотворения «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова/

Проследить эволюцию отношения к поэтическому призванию в лирике М.Ю.Лермонтова....

Комплексный анализ стихотворения С. А. Есенина «День ушел, убавилась черта»

Предлагаемый материал может послужить примером для учеников, как анализировать поэтический текст, на что можно и нужно обращать внимание....

Почти у каждого русского поэта есть произведения, в которых читателю представлены пейзажные картины. Есенин не исключение. Его пейзажная лирика дает читателю возможность как - будто созерцать картины природы на яву, подумать о прекрасном, восхищаясь красотами русской земли.

Стих «Пороша» точно так же дает возможность погрузиться в зимний лес. Написан он с помощью четырехстопного хорея. Все описано настолько реалистично, что читая его, чувствуешь прелесть зимнего морозного воздуха и скрип снега под ногами.

В этом произведение нет долгих предисловий, автор сразу говорит о том, что творится вокруг, что в данный момент происходит в его жизни. «Еду. Тихо. Слышны звоны. Под копытом на снегу».

И далее, сразу после четкой постановки действия, он начинает описывать лес зимой, используя при этом разные литературные приемы. Одним из таких есть то, что Есененин использует просторечные слова, характерны для обычной разговорной речи. Это и «понагнулась, повязалась, оперлась». Далее автор использует сравнительные обороты. «Словно белою косынкой...», «Понагнулась как старушка...»

Все это помогает как - бы наводить читателя на ощущение сказки в лесу, на восхищение этой сказочной атмосферой, где оживают деревья, разговаривают птицы и звери. Каких только звуков не услышишь в лесу. Автор использует аллитерацию, частое повторение звука «с». Когда Есенин рассказывает о старушке сосне, то на помощь он призывает ассонанс, в начале третьей строфы часто повторяется звук «а».

Читая произведение «Пороша», представляешь себе одухотворенные образы природы. Все описано так, что пред глазами живые предметы и люди, а не обычный зимний лес. И этим автор хочет еще раз доказать, что главная черта в отношениях человека и природы – это единство.

Анализ стихотворения Пороша Сергея Есенина

Автор очень любил в своих стихотворениях описывать великолепие родных просторов. Строки наполнены теплотой, чуткостью, восторгом. И это естественно, ведь у поэта было очень тонкое ощещения восприятия. Он с точностью мог подметить все, что его окружало, расписать это такими словами, что читаешь, и диву даешься, насколько все может быть красивым и ярким. Его строчки вдохновляли, заставляли переживать моменты вместе с поэтом.

Раннее творчество, в том числе и его стихотворение «Пороша», будто пронизаны невинностью и прохладой. Он пишет в своих строках все, что дорого его сердцу с самого младенчества. В этот период творчества, поэт все чаще начинает вспоминать свое прошлое, где есть резкий контраст со своим настоящим. Есенин устает от суетливой Москвы, ему хочется уединения, покоя, в зимний лес, на природу, где нет никого, где есть только тишина и умиротворение.

«Пороша» не только популярна как пейзажная лирика, но так же здесь проявляется и романтизм. Сирую сосну характеризует с деревенской старушонкой, а лес, зачарованной невидимкой, видит как сказочным спящим королевством. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», - здесь описана безмятежность и грациозность. Так же поэт очень хорошо расписывает лошадиную прыть, которая приносит ему великое счастье, а саму дальнюю дорогу, заставляет задуматься и позабыть все свои проблемы и невзгоды.

Поэт мог долгое время наслаждаться красотой природы, чувствуя в ней свое вдохновение, спокойствие. Ему не нужны блага современного общества, известность. И благодаря стихотворениям о природе Есенин получил популярность в обществе. Поскольку, каждый благодаря его стихам, мог представить себе дивную красоту природы, прокатиться на лошадях, почувствовать влажный сырой воздух и побыть наедине с самим собой.

Анализ стихотворения Пороша по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Лермонтова Дума 9 класс
  • Анализ стихотворения Пушкина Арион 9 класс

    В своем поэтическом повествований Пушкин выбрал выдумку о древнегреческом Арионе, он был известен как певец. Данный персонаж зарабатывал путем путешествий и исполняя лирические баллады пред знатными зрителями

  • Анализ стихотворения Плещеева Весна 5 класс

    Это стихотворение оригинально сочетает в своих строках пейзажную, психологическую и социальную лирику. Рассказчик находится в той точке стихотворения и времени, когда уже ручьи бегут, тает снег, но ещё не поют соловьи, деревья ещё без листьев

  • Анализ стихотворения Мандельштама Золотистого меду струя из бутылки текла

    Основной темой лирического произведения, первоначально опубликованного под названием «Виноград», является судьба творческого человека, находящегося в поиске собственного жизненного смысла.

  • Анализ стихотворения Если ты любишь, как я, бесконечно Фета

    Афанасий Фет вынужден хранить тайну своего сердца до самой смерти, он постоянно корит себя за то, что вынужденно отверг любовь девушки, которая на самом деле могла подарить ему счастье и благополучие.

Есенин Пороша анализ стихотворения по плану

1. История создания . Стихотворение "Пороша" относится к раннему периоду творчества Есенина. Поэт включил его в предполагаемый сборник стихов для детей "Зарянка", так и не изданный при жизни Есенина.

2. Жанр стихотворения - пейзажная лирика.

3. Основная тема произведения - красота зимнего пейзажа. Во время написания стихотворения Есенин уже два года жил в Москве. Его до сих пор раздражала шумная городская жизнь. В мечтах поэт постоянно уносился в родные, тихие и спокойные края.

Лирический герой совершает прогулку на коне. Картина зимней природы завораживает его. Величавую тишину нарушают лишь звон копыт и крики ворон. Ничто в природе не напоминает о человеческой суете. Постепенно в воображении лирического героя реальность сливается с выдумкой. В памяти пробуждаются воспоминания о сказках, которые Есенин слышал в детстве от бабушки.

"Сказка сна" преображает весь окружающий пейзаж. В такой атмосфере нетрудно поверить в существование волшебства. Обычная сосна представляется в образе женщины, накинувшей на себя "белую косынку". Хотя искривленное дерево скорее напоминает "старушку", которая не может устоять без своей "клюки". Из мира фантазий лирического героя возвращает однообразный стук дятла, сидящего на вершине сосны.

Последнее четверостишие содержит определенные философские мысли молодого поэта. Еще Н. В. Гоголь представлял Россию в образе бешено мчащейся тройки лошадей. Русь традиционно ассоциируется с бескрайними и необъятными полями и лесами ("простору много"), которые почти половину года завалены снегами.

Еще один традиционный народный образ - уходящая за горизонт "бесконечная дорога". Даже в наше время в России есть обширные территории, где о человеке напоминает только дорога. Во время длительного путешествия невольно возникают размышления о загадочности русской души. Россия обладает невероятными природными богатствами, но они до сих пор почему-то в полной мере не используются русским человеком.

4. Композиция произведения последовательная. Четко выделяются четыре строфы.

5. Размер стихотворения - трех- и четырехстопный хорей; рифмовка перекрестная.

6. Выразительные средства произведения: эпитеты ("серые", "белою", "бесконечная"); метафора ("убегает лентой вдаль"), олицетворения ("дремлет лес", "подвязалася"), сравнения ("словно белою косынкой", "как старушка"). Произведение создает ощущение полного присутствия. Наличие лирического героя обозначено только одним глаголом в начале: "Еду".

7. Главная мысль стихотворения. Есенин считал, что лучше всего понимают и чувствуют красоту природы дети. В детском сознании между мечтой и действительностью еще не проведена четкая граница. Стихотворение "Пороша" представляет собой яркий пример такого непосредственного восприятия.

Сергей Александрович Есенин - признанный мастер пейзажной лирики, который в своих произведениях воспевает красоту родного края. Об этом свидетельствует и стихотворение «Пороша» – образное и лирическое произведение о природе. Предлагаем краткий анализ «Пороша» по плану, который будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 6 классе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1914 году.

Тема стихотворения – Любовь к природе и малой родине.

Композиция – Композиция условно разделена на 4 части, каждая из которых состоит из одной строфы. Все они объединены общей темой, но в каждой строфе наблюдается развитие своей небольшой темы.

Жанр - Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

Метафоры – «дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «стелет шаль ».

Эпитеты – «серые», «белою», «бесконечная ».

Сравнения – «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой ».

Олицетворения – «вороны раскричались», «дремлет лес ».

Инверсия – «повязалася сосна», «скачет конь ».

История создания

Произведение принадлежит раннему творчеству Есенина, когда он только искал свой путь в литературе. Стихотворение написано в 1914 году, во время пребывания молодого поэта в Москве. Этот год для него стал знаковым, поскольку именно тогда появились первые публикации его работ.

Шумная, грязная и суетливая Москва разительно отличалась от умиротворенного спокойствия села Константиново, откуда поэт был родом. Он тосковал по природе, по бескрайним полям и лесам, и свою тоску выразил в стихотворении, которое впоследствии стало одним из ярких образцов пейзажной лирики поэта.

Тема

Центральная тема - любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека. Природа удивительно многогранна и прекрасна, неважно, дорога ли это вдоль пшеничного поля или густой сосновый бор. Каждая травинка, каждый камушек обладает неповторимым очарованием, и очень важно уметь разглядеть и по достоинству оценить эту красоту, полюбить и оберегать ее.

В стихотворении показана ничем не прикрытая радость лирического героя от созерцания зимнего леса, он восхищается природой, воспевает ее красоту. Именно она служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы.

Однако стихотворение «Пороша» – это стих о любви не только к природе, но и к малой родине. Автор уверен, что только отчий дом, родной край, где человек родился и вырос, способны дарить эмоциональную подпитку и заряжать светлыми, добрыми чувствами. Но, к сожалению, не все способны понять эту истину, и поэт учит получать радость от простых окружающих вещей: дороги, старой сосны, звуков леса, топота лошадиных копыт. В этом и заключается главная мысль произведения - любовь к природе и тонкое ее восприятие способно сделать человека мудрее и терпимее.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех строф, которых объединяет тема природы. Однако в каждой строфе раскрывается своя небольшая тема:

В первой строфе читатель знакомится с лирическим героем. Он никак не называет себя, однако можно понять, что он едет верхом. Состояние героя расслабленное, немного сонное. Он наслаждается необычной тишиной: слышен лишь топот копыт и вороний гомон.

Во второй строфе герой наблюдает за зимним, будто спящим, лесом. Он внимательно рассматривает сосну, укрывшуюся под шапкой снега. Преобладает романтическое и мечтательное настроение.

В третьей строфе предстает яркий образ сосны, которую герой сопоставляет одинокой старушке. Зимний лес окутан тишиной, которую нарушает лишь настойчивый стук дятла.

В четвертой строфе передается уже не красота природы, а внутренне состояние лирического героя. Дальнюю дорогу он сопоставляет с бескрайними возможностями, которая дарует жизнь, и личной свободой.

Жанр

Данное произведение является ярким образцом пейзажной лирики. Написано четырехстопным хореем, что придает стихотворению особую музыкальность и лиричность. Выразительность усиливается за счет гармоничного сочетания мужской и женской рифм.

Средства выразительности

Для придания своему произведению максимальной выразительности, поэт мастерски использует разнообразные художественные средства. Для создания образа милой и приветливой сосны-старушки применяет такие просторечные формы слов как « повязалася», «понагнулась», «оперлася ».

Сравнительные обороты « понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой » позволяют явственно представить описываемые поэтом пейзажи.

Эпитеты (« серые», «белою», «бесконечная »), олицетворения (« вороны раскричались», «дремлет лес »), инверсия (« повязалася сосна», «скачет конь») и метафоры (« дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «стелет шаль ») придают произведению красочность и образность, с их помощью зимний пейзаж будто «оживает».