Предпосылки административно командной системы в ссср. Условия формирования командно-административной системы экономики россии

В рассматриваемый период завершилось становление тоталитарного режима и административно-командной системы управления, обеспечивавшей решение утопической задачи построения социализма в кратчайшие сроки. Характерными чертами советской государственной модели являлись: единовластие ВКП (б) как правящей партии и общеобязательность коммунистической идеологии, режим личной власти И.В. Сталина и культ личности вождя, подмена партийными органами государственных органов, полное огосударствление экономики, командно-репрессивные методы управления, широкое применение государственного принуждения и внесудебных репрессий.

Формально высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК, однако, вопреки Конституции и другим законодательным актам реальная власть сосредоточилась в партийном аппарате. Высшие органы ВКП (б) – Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК рассматривали на своих заседаниях не только важнейшие политические проблемы, но и все текущие вопросы управления страной. Партийные решения фактически приобрели характер нормативных актов и воспринимались государственными органами как обязательные для исполнения. Партийные инстанции формировали персональный состав органов власти и управления. Для этого использовались так называемые номенклатурные списки – перечни различных должностей, которые замещались исключительно по рекомендации партийных органов. Для советской номенклатуры – партийных работников и чиновников различных управленческих уровней – устанавливались особые нормы снабжения продовольствием, обеспечения жилплощадью, оплаты труда.

В конце 20-х – 30-е гг. в ВКП(б) свертывается внутрипартийная демократия, последовательно устраняются (вплоть до физической ликвидации на основании сфабрикованных судебных дел) оппозиционно настроенные по отношению к Сталину лидеры. Одновременно все важнейшие правительственные посты занимают сторонники и выдвиженцы Сталина.

Происходит жесткая централизация управленческого процесса во всех сферах жизнедеятельности общества, а в первую очередь – в экономике. Управленческий аппарат начал строиться по отраслевому принципу, что привело к созданию дополнительных звеньев управления (новых наркоматов, главных управлений), увеличению числа чиновников.

Централизация управления и плановая экономика привели к перестройке кредитной системы. В 1927 г. были запрещены частные кредитные организации, а в 1930 г. – система коммерческого кредитования. Кредиты стали выдаваться по целевому назначению исключительно Госбанком. Все расчеты между предприятиями проводились только через отделения Госбанка.

Проводится реорганизация правоохранительных органов. Расширяются функции милиции, растет ее численный состав. В 1933 г. была образована Прокуратура СССР, которая осуществляла надзор за соответствием всех постановлений центральных и местных органов власти и управления положениям Конституции, за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями, за законностью действий органов милиции, ОГПУ, а также поддерживала обвинения в суде. В 1934 г. создается общесоюзный Наркомат внутренних дел (НКВД), в состав которого вошли бывшее ОГПУ, Главное управление милиции, Главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ). Организационные структуры наркомата превратились в главное орудие политических репрессий в СССР.


Административное принуждение стало одним из основных методов «социалистического строительства». С особой силой это проявилось в аграрном секторе экономики. В начале 30-х гг. проводится сплошная коллективизация (насильственное объединение крестьян в коллективные хозяйства – колхозы), раскулачивание наиболее крепких крестьянских хозяйств, физическая ликвидация и высылка в спецпоселения на востоке страны неблагонадежных крестьян. Жесткое администрирование было использовано и для полного вытеснения частных предприятий из сферы промышленности и торговли. В итоге XVII съезд ВКП (б) в 1934 г. заявил о победе социализма в СССР.

38.
Коллективизация в СССР: причины, методы проведения, итоги.

Началом сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР стал 1929 год. В знаменитой статье И. В. Сталина «Год великого перелома» форсированное колхозное строительство было признано главной задачей, решение которой уже через три года сделает страну «одной из самых хлебных, если не самой хлебной страной в мире». Выбор был сделан - в пользу ликвидации единоличных хозяйств, раскулачивания, разгрома хлебного рынка, фактического огосударствления деревенской экономики. Что стояло за решением о начале коллективизации?

С одной стороны, крепнувшая убежденность в том, что экономика всегда следует за политикой, а политическая целесообразность выше экономических законов. Именно эти выводы сделало руководство ВКП(б) из опыта разрешения хлебозаготовительных кризисов 1926-1929 гг. Сущность кризиса хлебозаготовок состояла в том, то крестьяне-единоличники снижали поставки рна государству и срывали намеченные показатели: твердые закупочные цены были слишком низки, а систематические нападки на «деревенских мироедов» не располагали к расширению посевных площадей, повышению урожайности. Экономические по характеру проблемы партия и государство оценивали как политические. Соответствующими были предложенные решения: запрет свободной торговли хлебом, конфискация зерновых запасов, возбуждение бедноты против зажиточной части деревни. Результаты убеждали в эффективности насильственных мер.

С другой стороны, требовала колоссальных капиталовложений начавшаяся форсированная индустриализация. Главным их источником была признана деревня, которая должна была, по замыслу разработчиков новой генеральной линии, бесперебойно снабжать промышленность сырьем, а города - практически бесплатным продовольствием.

Политика коллективизации проводилась по двум основным направлениям: объединение единоличных хозяйств в колхозы и раскулачивание.

Основной формой объединения единоличных хозяйств были признаны колхозы. В них обобществлялись земля, крупный скот, инвентарь. В постановлении ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. устанавливались поистине стремительные темпы коллективизации: в ключевых производящих зерно регионах (Поволжье, Северный Кавказ) она должна была завершиться в течение одного года; на Украине, в черноземных областях России, в Казахстане - в течение двух лет; в остальных районах - в течение трех лет. Для ускорения коллективизации в деревню были направлены «грамотные в идейном отношении» городские рабочие (сначала 25, а затем еще 35 тыс. человек). Колебания, сомнения, душевные метания крестьян-единоличников, в массе своей привязанных к собственному хозяйству, к земле, к скоту («остался в прошлом я одной ногою, скольжу и падаю другою», - писал по другому поводу Сергей Есенин), преодолевались просто - силой. Карательные органы лишали упорствовавших избирательных прав, конфисковывали имущество, запугивали, сажали под арест.

Параллельно коллективизации шла кампания раскулачивания, ликвидации кулачества как класса. На этот счет была принята секретная директива, по которой все кулачество (кого понимать под кулаком, в ней четко не определялось) делилось на три категории: участников антисоветских движений; зажиточных хозяев, имевших влияние на соседей; всех остальных. Первые подлежали аресту и передаче в руки ОГПУ; вторые - выселению в отдаленные области Урала, Казахстана, Сибири вместе с семьями; третьи - переселению на худшие земли в том же районе. Земля, имущество, денежные накопления кулаков подлежали конфискации. Трагизм ситуации усугублялся тем, что по всем категориям были установлены твердые задания для каждого региона, которые превышали реальную численность зажиточного крестьянства. Были еще так называемые подкулачники, «пособники врагов-мироедов» («самого ободранного батрака вполне можно зачислить в подкулачники», - свидетельствует А. И. Солженицын). По данным историков, зажиточных хозяйств накануне коллективизации было около 3%; раскулачиванию подлежали в некоторых районах до 10-15% единоличных хозяйств. Аресты, расстрелы, переселения в отдаленные районы - весь набор репрессивных средств был использован при проведении раскулачивания, которое коснулось не менее 1 млн хозяйств (средняя численность семей - 7-8 человек).

Ответом стали массовые волнения, убой скота, скрытое и явное сопротивление. Государству пришлось временно отступить: статья Сталина «Головокружение от успехов» (весна 1930) ответственность за насилие и принуждение возложила на местные власти. Начался обратный процесс, миллионы крестьян вышли из колхозов. Но уже с осени 1930 г. нажим вновь усилился. В 1932-1933гг. в самые хлебные районы страны, прежде всего на Украину, Ставрополье, Северный Кавказ, пришел голод. По самым осторожным подсчетам, голодной смертью умерло более 3 млн человек (по другим данным, до 8 млн). При этом неуклонно росли и экспорт зерна из страны, и объемы государственных поставок. К 1933 г. в колхозах состояло более 60% крестьян, к 1937 г. - около 93% . Коллективизация была объявлена завершенной.

Каковы ее итоги? Статистика свидетельствует о том, что она нанесла невосполнимый удар по аграрной экономике (сокращение производства зерна, поголовья скота, урожайности, посевных площадей и пр.). Вместе с тем государственные заготовки зерна выросли в 2 раза, размеры налогов с колхозов - в 3,5 раза. За этим очевидным противоречием стояла подлинная трагедия российского крестьянства. Конечно, крупные, технически оснащенные хозяйства имели известные преимущества. Но главным было не это. Колхозы, формально остававшиеся добровольными кооперативными объединениями, на деле превратились в разновидность государственных предприятий, имевших жесткие плановые задания и подлежавших директивному управлению. При проведении паспортной реформы колхозники паспортов не получили: фактически их прикрепили к колхозу и лишили свободы передвижения. Промышленность росла за счет сельского хозяйства. Коллективизация превратила колхозы в надежных и безропотных поставщиков сырья, продовольствия, капиталов, рабочей силы. Более того, она уничтожила целый социальный слой крестьян-единоличников с его культурой, нравственными ценностями, устоями. Ему на смену пришел новый класс - колхозное крестьянство.

  • Россия в начале 17 века. Крестьянская война в начале 17 века
  • Борьба русского народа против польских и шведских захватчиков в начале 17 века
  • Экономическое и политическое развитие страны в 17 веке. Народы России в 17 веке
  • Внутренняя и внешняя политика России в первой половине 17 века
  • Внешняя политика Российской империи во второй половине 18 века: характер, итоги
  • Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии (1813 - 1814 годы)
  • Промышленный переворот в России в 19 веке: этапы и особенности. Развитие капитализма в России
  • Официальная идеология и общественная мысль в России в первой половине 19 века
  • Культура России в первой половине 19 века: национальная основа, европейские виляния на культуру России
  • Реформы 1860 - 1870 годов в России, их последствия и значение
  • Основные направления и результаты внешней политики России во второй половине 19 века. Русско-Турецкая война 1877 - 1878 годов
  • Консервативное, либеральное и радикальное течения в общественном движении России во второй половине 19 века
  • Экономическое и социально-политическое развития России в начале 20 века
  • Революция в 1905 - 1907 годах: причины, этапы, значение революции
  • Участие России в первой мировой войне. Роль восточного фронта, последствия
  • 1917 год в России (основные события, их характер и значение)
  • Гражданская война в России (1918 - 1920 годы): причины, участники, этапы и итоги гражданской войны
  • Новая экономическая политика: мероприятия, итоги. Оценка сущности и значение НЭП
  • Проведение индустриализации в СССР: методы, результаты, цена
  • Коллективизация в СССР: причины, методы проведения, итоги коллективизации
  • СССР в конце 30-ых годов. Внутреннее развитие СССР. Внешняя политика СССР
  • Основные периоды и события второй мировой войны и великой отечественной войны (ВОВ)
  • Коренной перелом в ходе великой отечественной войны (ВОВ) и второй мировой войны
  • Завершающий этап великой отечественной войны (ВОВ) и второй мировой войны. Значение победы стран антигитлеровской коалиции
  • Советская страна в первой половине десятилетия (основные направления внутренней и внешней политики)
  • Социально-экономические реформы в СССР в середине 50 - 60 годов
  • Общественно-политическое развитие СССР в середине 60-х, половине 80-х годов
  • СССР в системе международных отношений в середине 60-х и середине 80-х годов
  • Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики и обновления политической системы
  • Распад СССР: становление новой Российской государственности
  • Социально-экономическое и политическое развитие России в 1990 годы: достижения и проблемы
  • Складывание Административно-командной системы в СССР в 20-30 годы

    В 20-е годы в СССР стала складываться политическая система, при которой государство осуществляло абсолютный контроль над всеми областями жизни общества.

    Большевистская партия превратилась в главное звено государственной структуры. Наиболее важные государственные решения сначала обсуждались в кругу партийных лидеров - Политическом бюро (Политбюро) ЦК РКП (б), в состав которого в 1921 г. входили В.И. Ленин, Г.Е., Зиновьев, Л.Б. Каменев, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий и т.д. Затем их утверждал ЦК РКП (б), и только после этого все вопросы закреплялись в решениях государственных, т.е. советских органов. Все руководящие государственные посты занимали партийные лидеры: В.И. Ленин - председатель СНК; М.И. Калинин - председатель ВЦИК; И.В. Сталин - народный комиссар по делам национальностей и т.д.

    На Х съезде РКП (б) была принята секретная резолюция "О единстве партии", которая запрещала создание в РКП (б) фракций или групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения. Однако это решение не прекратило внутрипартийной борьбы. Болезнь В.И. Ленина, а затем его смерть в январе 1924 г. осложнила ситуацию в партии. Генеральным секретарем ЦК РКП (б) стал И.В. Сталин. Различное понимание принципов и методов социалистического строительства, личные амбиции, стремление занять в партии и государстве руководящее положение (Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев и др.), их неприятие сталинских методов руководства - все это вызвало оппозиционные выступления в Политбюро партии, в ряде местных партийных комитетов, в печати. Сталкивая политических противников и умело интерпретируя их высказывания как антиленинские, И.В. Сталин последовательно устранял своих оппонентов Л.Д. Троцкого в 1929 г. выслали из СССР, Л.Б. Каменев, Г.В. Зиновьев и их сторонники были репрессированы в 30-х годах.

    И.В. Сталин сосредоточил в своих руках огромную власть, расставив в центре и на местах преданные ему кадры. Складывался культ личности И.В. Сталина.

    В 20-е годы большевистское руководство нанесло удар по сохранявшимся оппозиционным политическим партиям. В 1922 г. были закрыты газеты и журналы левых социалистических партий.

    Летом 1922 г. в Москве прошел публичный судебный процесс над лидерами эсеров, обвиненных в террористической деятельности. В середине 20-х гг. были ликвидированы последние подпольные группы правых эсеров и меньшевиков. В стране окончательно утвердилась однопартийная политическая система.

    Через систему секретных сотрудников ВЧК - ОГПУ (Объединенное Государственное Политическое Управление - с 1924 г.) был налажен контроль над политическими настроениями государственных служащих, интеллигенции, рабочих и крестьян. Органы тайного сыска изолировали в тюрьмах и концлагерях всех активных противников большевистского режима, карательные меры коснулись всех слоев населения. Вслед за раскулачиванием были проведены репрессивные меры в отношении городских слоев населения.

    Репрессии сопровождались нарушением законности. Создавались внесудебные органы в системе госбезопасности, решение которых по вопросам репрессий не подлежало контролю. Устанавливался новый порядок ведения дел о террористических актах. Их рассмотрение проводилось в 10-дневный срок без участия защиты и обвинения.

    Усиливались командно-административные методы руководства социально-политической и культурной жизнью страны. Были ликвидированы многие общественные организации.

    В середине 30-х годов усилились репрессии против командных кадров Красной армии (М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир, И.П. Уборевич, А.И. Егоров, В.К. Блюхер).

    Десятки тысяч невинных людей приговаривали к заключению в системе Государственного управления лагерей (ГУЛАГ).

    Численность заключенных в них лиц увеличилась со 179 тыс. в 1930 г. до 996 тыс. в 1937 г.

    К средине 30-х годов в СССР сложилась административно-командная система. Ее важнейшими чертами были: централизация системы управления экономикой, сращивание политического управления с экономическим, "захват государства партией", уничтожение гражданских свобод, унификация общественной жизни, культ национального вождя.

    История экономики: учебное пособие Шевчук Денис Александрович

    7.5. Условия формирования командно-административной системы экономики России

    В конце ХIХ-начале ХХ в. в стране складывается «государст-венный капитализм».

    «Государственный капитализм» – особая система управления экономикой, сочетающая жесткий бюрократический централизм государственной власти с возросшей силой и самостоятельностью частного капитала, объединенного в крупные союзы и синдикаты, а также либеральную оппозицию, состоящую в основном из интеллигенции и опирающуюся на Государственную думу.

    Причины формирования в России системы «государственного капитализма»:

    1) медленные темпы развития;

    2) недостаточные стимулы к предпринимательству;

    3) мобилизационный путь развития;

    4) связь развития промышленности с государственными заказами;

    5) двойственность социально-экономической структуры: промышленный капитализм и архаичное сельское хозяйство;

    6) узость внутреннего рынка и нестабильность финансовой системы.

    Стремление к макроэкономическому регулированию не было специфической российской чертой. Однако формы его проявления в нашей стране имели свою собственную специфику. До начала XX в. их основной характеристикой был сословный характер. Так, например, казенная промышленность развивалась преимущественно в интересах дворянства. В 90-е годы основной акцент делается уже на развитие частного предпринимательства, регулирование которого осуществляется через систему госзаказов. Мировая война резко усилила потребность в координации деятельности всех участников хозяйственной жизни. Формирование системы централизованного регулирования осуществлялось как «сверху» путем создания специальных правительственных органов для решения проблем военной экономики, так и «снизу» посредством деятельности представительных органов частного капитала. Была и третья сила: левые партии и общественные организации, влияющие на формирование общественного мнения в стране. Между 1914 и 1929 гг. были опробованы различные варианты прямого государственного вмешательства в осуществление хозяйственного процесса с целью его планомерного регулирования.

    В годы войны каркас централизованного регулирования составили образованные в августе 1915 г. четыре особых совещания – по обороне, перевозкам, топливу и продовольствию. Они имели широкие полномочия и возглавлялись ведущими членами правительства, указания которых подлежали безотлагательному исполнению. Особые совещания опирались на разветвленную сеть региональных и местных органов.

    На случай же возникновения межведомственных трений было создано «сверхсовещание» с участием министра внутренних дел. Уже в этот период возникают черты, присущие российской модели командно-административной системы:

    1) множественность регулирующих органов;

    2) главная функция – снабженческо-распределительная (введение государственных монополий на хлеб, уголь, сахар, нефть и хлопок);

    3) покрытие нехватки финансовых ресурсов за счет усиления прямого налогообложения крестьянства;

    4) административное ограничение роста аграрных цен при росте промышленных цен;

    5) создание системы государственных планов, прежде всего по заготовке продовольствия.

    Несмотря на принимавшиеся правительством меры экономическая ситуация в стране обострялась, что послужило одним из факторов социальной революции.

    Опыт централизованного регулирования народного хозяйства Временным правительством включает два основных момента: введение ряда государственных монополий (на хлеб, уголь и сахар) и попытку создания экономического центра, вырабатывающего единый план. Для этого при правительстве был создан Экономический совет.

    Практический опыт реализации мер дал результат, прямо противоположный ожидаемому. Неэффективность политики обусловливалась рядом факторов: неповторимостью бюрократических государственных структур, пытавшихся заменить собой рыночный механизм согласования спроса и предложения; разрушением частнохозяйственного аппарата, традиционно обслуживающего товарообмен между городом и деревней, дестимулирующим влиянием на деревенских производителей фиксации цен на их продукцию, тогда как все остальные цены росли. В этих условиях внимание экономистов, придерживавшихся различной идейно-политической ориентации, все чаще стали привлекать общие вопросы планомерного регулирования всего народного хозяйства. Выделяются два совершенно различных подхода.

    1. Стремление выработать концепцию экономической реформы с использованием важнейших принципов планирования (антимонопольное законодательство, демократизация производственной деятельности, увязка общегосударственных и частных интересов, целостность и централизм экономической политики).

    2. Обоснование использования государства как силы, способной заменить рынок и активно вмешаться в хозяйственный механизм для его модернизации. На крайнем левом фланге сторонников этой позиции находились большевики, утверждающие необходимость доведения до логического конца тенденции укрупнения и монополизации общественного производства путем принудительного синдицирования, национализации ключевых сфер производства, привлечения рабочих к управлению и организации рабочего контроля.

    Победа Октябрьской революции привела к превращению второй позиции в господствующую. Однако сформированные в первые годы советской власти правительственные органы, например ВСНХ, во многом воспроизводили систему централизованного управления промышленностью в годы первой мировой войны. Экономическая политика этого периода имела ситуативный характер, то есть характер реагирования на происходящие процессы. Это выражалось и в практических шагах: реализация Декрета о земле (раздел, а затем и передел земли); сведение национализации финансовой системы (Государственного и частных банков) и промышленных предприятий к стихийной конфискации, что в конце концов подтолкнуло СНК к принятию решения о всеобщей национализации крупной (июнь 1918), а позже (январь 1919 г.) всей промышленности, национализации торговли с ее заменой принудительным государственно организованным распределением и установлением прямого товарообмена между городом и деревней (ноябрь 1918 г.); введение продовольственной разверстки (январь 1919 г.) и всеобщей трудовой повинности и т. д. Очевидно, что указанные и другие меры не являлись реализацией общей программы, а проводились исключительно ради того, чтобы каким-то образом спасти остатки хозяйственных связей и сосредоточить в своих руках оскудевшие ресурсы в условиях угрозы и разгорания гражданской войны и интервенции. В таких условиях система управления народным хозяйством характеризовалась следующими чертами:

    Жесткая централизация и отсутствие действенных горизонтальных связей между вертикальными образованиями – главками и наркоматами;

    Множественность плановых органов, их межведомственный характер и стихийность возникновения;

    Упор на централизацию распределительных функций;

    Отчуждение управленческого аппарата государства от народных масс и реального хозяйственного процесса.

    Причины быстрого формирования административно-команд-ной системы управления в Советской России:

    Опора новой власти на репрессивный аппарат;

    Традиционно сильное государственное вмешательство в экономику;

    Господство идей справедливости в массовом сознании.

    Из книги История экономики: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

    8.3. Попытки реформирования командно-административной системы в 50-60-е гг Первая попытка реформирования командно-административ-ной системы была тесно связана с окончанием в марте 1953 г. сталинского периода в истории СССР. Политические изменения в стране требовалось

    Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

    3. Первые социалистические преобразования. Военный коммунизм как этап становления командно-административной системы (1917 – 1921) Большевики стремились к полному уничтожению частной собственности.В декабре 1917 г. внешняя торговля была поставлена под контроль Наркомата

    Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

    3. Факторы формирования российской модели рыночной экономики Россия после длительного периода существования административно-командного типа системы национальной экономики в конце ХХ в. начала переход к рыночной модели национальной экономики. Это было вызвано

    Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

    20. Факторы формирования российской модели рыночной экономики Формирование российской модели рыночной экономики происходило под влиянием следующих основных факторов, оказавших существенное влияние на ее характер:1) геополитического. Национальная экономика

    Из книги Экономическая география автора Бурханова Наталья

    35. Природные условия и ресурсы России В основе ландшафта России лежат крупные тектонические структуры – платформы, щиты, складчатые пояса, они выражены разнообразными формами – горами, низменностями, возвышенностями и др.Большая часть территории России занята

    Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

    36. «Военный коммунизм» как этап становления командно-административной системы (1917–1921 гг.) Главным направлением деятельности новой власти после Октябрьской революции 1917 г. стала национализация предприятий. Декретами ВЦИК и СНК за три года были национализированы

    Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

    44. Попытки реформирования командно-административной системы (1953–1964 гг.) В период «хрущевской оттепели» проводилась политика полной «десталинизации» страны, когда культ личности И. В. Сталина всячески искоренялся, реабилитировались политические заключенные. Период

    Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

    58. ПЕРВЫЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ КАК ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ (1917–1921 ГГ.) На рубеже XIX–XX вв., несмотря на бурные темпы промышленного производства, общий облик страны в значительной мере определяло сельское

    Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях перехода к инновационному развитию автора Автор неизвестен

    72. СОВЕТСКАЯ ЭКОНОМИКА В ЭПОХУ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ Анализ развития страны в 1960-1980-е гг. представляет немалую сложность. Это один из наиболее противоречивых периодов в истории Отечества, насыщенный

    Из книги Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие автора Тимошина Татьяна Михайловна

    1.3. Роль экономической теории в период глобализации мирового хозяйства и формирования в России рыночной хозяйственной системы Помимо общественных и личных интересов в круг проблем экономической теории включается ныне исследование такого понятия, как «национальные

    Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

    1.3. Трансформация института рынка в условиях формирования глобальной информационной экономики В России идут одновременно два переходных процесса: переход к рынку и переход к информационной стадии развития. В связи с этим встает вопрос, каким образом трансформируются

    Из книги Один на один с биржей. Эмоции под контролем автора Ратон Алексей

    4.4. Направления формирования инновационной экономики на основе развития малого предпринимательства Встречаются различные терминологические определения экономических этапов развития общества, используемые исследователями разных школ и направлений, к которым

    Из книги Стратегии развития научно-производственных предприятий аэрокосмического комплекса. Инновационный путь автора Баранов Вячеслав Викторович

    Глава 8 Характерные черты формирования и развития рыночной экономики Японии (XVIII–XXI

    Из книги автора

    83. Типы банковских систем. Основные различия между командно-административной и рыночной банковскими системами Можно выделить два основных типа банковских систем: командно-административную банковскую и рыночную банковскую систему.Главная особенность рыночной системы

    Из книги автора

    8.1. Условия для формирования новой привычки Привычка – это навык, который возникает постепенно, в результате повторяющихся действий, и впоследствии выполняется сам собой, автоматически, без усилий вашей волиДля формирования новой привычки нужно выполнить ряд

    Из книги автора

    Глава 1 Макроэкономические проблемы формирования инновационной экономики в

    В 1929 году обсуждались два проекта первого пятилетнего плана: проект Госплана (умеренные темпы развития, преобладание частного сектора в сельском хозяйстве) и проект ВСНХ (высокие темпы развития, значительный рост государственных инвестиций в сельское хозяйство). Победил проект ВСНХ. Следствием этого стал курс на «сплошную коллективизацию» . Плановые цифры коллективизации выросли с 5 млн. крестьянских хозяйств до 30 млн. к концу 1929 г.

    Была принята программа борьбы с кулачеством . «Кулаки» подразделялись на три категории: контрреволюционные элементы; враги, не оказывающие активного сопротивления; лояльные к Советской власти.

    Первые две категории подлежали аресту и высылке в Сибирь и Казахстан с конфискацией имущества. Третья переселялась на целинные земли в пределах области. На местах работали комиссии по раскулачиванию (секретарь парткома, председатель исполкома местного Совета, руководитель местной ГПУ).

    В результате только с января по март 1930 года произошло свыше двух тысяч антиколхозных восстаний. В 1930 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении». Начался массовый выход крестьян из колхозов; темпы хлебозаготовок резко снизились.

    Власть вынуждена была пойти на следующие меры:

    Вводились суровые наказания за мелкие хищения колхозной собственности;

    25 тыс. рабочих были отправлены в деревню для проведения коллективизации;

    Проводилась чистка аппарата в связи с саботажем хлебозаготовок;

    Возрождались продотряды с целью ревизий и карательных экспедиций.

    Поборы с колхозов достигали 50-60% урожая, но государство таким образом получило в 2 раза больше зерна, чем в последние годы НЭПа. Отобранное зерно в основном поставлялось в Германию в обмен на кредиты для закупки промышленного оборудования.

    Накануне коллективизации и в ходе ее проведено районирование (1926-1929 гг.). Старое административное устройство (губерния – уезд - волость) заменялось на новое: край (область) – округ – район. В 1930 году ликвидированы промежуточные звенья – округа (кроме национальных округов). На втором этапе районирования (1934-35 гг.) произошло разукрупнение краев и областей.

    После завершения сплошной коллективизации сельские сходы как органы общинного самоуправления были упразднены. Вместо них стали работать сельскохозяйственные производственные совещания при сельсоветах, сельские общественные суды, группы бедноты. В ходе коллективизации образуются новые управленческие структуры. В 1929 году – союзно-республиканский Наркомат земледелия, в1932 году из него выделился Наркомат зерновых и животноводческих совхозов. При Наркомземе образован Колхозцентр, заготовительные работы курировал Комитет по заготовкам (Комзаг) при Совнаркоме СССР.



    Контроль над сельскохозяйственным производством осуществлялся через государственные машинно-тракторные станции (МТС) . Колхозы арендовали технику, расплачиваясь продукцией. Заготовки в «закрома Родины» являлись обязательной частью налога, их невыполнение влекло имущественные и уголовные санкции. Открытие колхозных рынков разрешалось в случае выполнения обязательных заготовок. В 1934 году установлены новые ставки денежного обложения единоличников.

    В 1935 г. сплошная коллективизация была завершена. Ее итоги закрепил «Примерный устав сельскохозяйственной артели» (1933 г.):

    1) в коллективную собственность передавались земельные наделы, скот, техника, хозяйственные постройки;

    2) колхозы были обязаны вести хозяйство по государственному плану;

    3) прием в колхоз осуществляло общее собрание;

    4)устанавливалась очередность выполнения обязательств: поставки государству и МТС, создание семенных фондов и фондов социальной поддержки, выплаты колхозникам по трудодням (по остаточному принципу);

    5) основная форма организации труда – бригада; в качестве формы оплаты – трудодень.

    В сфере промышленности первый пятилетний план предполагал достичь роста промышленной продукции на 136%, роста производительности труда на 110%, снижения себестоимости промышленной продукции на 35%. Безусловный приоритет отдавался тяжелой промышленности (78% капитальных вложений).

    Основными источниками средств были сельское хозяйство; принудительные займы у населения; эмиссия денег (денежная масса увеличивалась вдвое быстрее, чем промышленная продукция); торговля водкой; экспорт зерна, топлива, леса. Однако и эти колоссальные вливания не смогли стимулировать высокие темпы промышленного роста (в1928-1929 гг. – 23%; в 1933 г. – 5%). Намеченное не было осуществлено вследствие нехватки сырья, топлива, оборудования. Дефицитные ресурсы распределялись между ударными объектами (50-60 строек), которые ставились в пример всей стране.

    Первый пятилетний план ни по одному показателю не был выполнен. Второй пятилетний план также не был реализован полностью: из 46 показателей достигнуты были лишь 10. Однако ставка на интенсивный путь развития сыграла положительную роль: производительность труда выросла вдвое. Из страны, ввозящей машины, СССР всего за несколько лет превратился в страну, производящую оборудование.

    В кадровой политике молодого государства также было много противоречивого. В 1928 г. развернулась кампания по борьбе с саботажем «старых специалистов», результатом которой стало массовое изгнание старых кадров из Госплана, ВСНХ, Наркомзема и Наркомфина. Выдвижение на руководящие посты рабочих с предприятий («практиков») не повысило качества управления. Началась борьба с перегибами, осуждение так называемого «спецеедства». Были отменены некоторые введенные раньше дискриминационные меры по отношению к специалистам, в том числе ограничение доступа их детей к высшему образованию.

    С сентября 1932 года на предприятиях вводятся трудовые книжки с фиксацией всех мест работы, а также система прописки. В том же году были установлены такие меры наказания за неявку на работу, как увольнение, лишение продовольственных карточек, выселение с жилплощади. Власть директоров возросла, был упразднен управленческий треугольник (секретарь парткома, директор, председатель профкома) и введено единоначалие директоров.

    С конца 1920-х гг. наблюдается нарастание планово-регулирующих начал в экономике . Власть призвала предприятия повернуться «лицом к плану». Тресты, синдикаты с 1929 г. ориентировались исключительно на плановые показатели. В 1932 г. был введен запрет на магазины и лавки частных лиц. В 1929 г. государство провело кредитную реформу, в результате которой коммерческое кредитование оказалось под запретом, Госбанк стал единственным распределителем краткосрочных кредитов целевого назначения. С этого времени планы кредитования составляли совместно ВСНХ и Госбанк, то есть произошла централизация кредитной системы.

    Государственное управление в 1930-х гг. продолжало тенденцию сочетания функционального и отраслевого принципов руководства . Функциональный принцип управления – руководство по отдельным направлениям деятельности: планированию, финансированию, материально-техническому снабжению (Госплан, Наркомат финансов, ОГПУ). Отраслевой принцип управления – руководство определенной отраслью хозяйства из одного органа по всем направлениям деятельности.

    В 1930-е гг. происходило постепенное усиление отраслевого принципа управления, о чем свидетельствует формирование системы отраслевых промышленных наркоматов, проходившее в несколько этапов:

    1932 – 1934 гг. – упразднение ВСНХ и создание на основе этой структуры наркоматов тяжелой, легкой, лесной и пищевой промышленности;

    1936 - 1937 гг. – разукрупнение Наркомата тяжелой промышленности; из него выделяются самостоятельные Наркомат оборонной промышленности и Наркомат машиностроения;

    1939 г. – общее разукрупнение промышленных наркоматов.

    На базе Наркомата тяжелой промышленности создано шесть новых наркоматов; на базе Наркомата оборонной промышленности – четыре; на базе Наркомата машиностроения – три. Разукрупнению подверглись и другие наркоматы. В результате число общесоюзных наркоматов к 1940 г. выросло до 25; число союзно-республиканских – до 16. Для координации работы столь значительного числа ведомств при Совнаркоме в 1940 г. было создано несколько хозяйственных советов, объединяющих наркоматы родственных отраслей.

    Итак, в СССР в 1930-х гг. сформировалась административно-команднаясистема управления – особая разновидность государственного управления, отличающаяся преимущественным применением директивных методов, широким использованием административного принуждения в экономике.

    Объективными предпосылкам становления АКС были:

    Необходимость проведения единой экономической политики, направленной на выравнивание уровней развития различных регионов;

    Сама природа социалистического строя, основанного на замене частной собственности «общенародной»;

    Решение задач ускоренной модернизации страны в сложных внешнеэкономических обстоятельствах.

    Существовали и субъективные факторы становления АКС:

    Низкий уровень общей и политической культуры населения, что позволило узурпировать власть и просто распоряжаться государственной собственностью узкому слою партийно-советской бюрократии;

    Волюнтаристские методы руководства, недооценка национальных особенностей отдельных территорий со стороны правящей элиты.

    Созданная большевиками административно-командная система управления не была чем-то чуждым российским традициям. Она соответствовала внутренней предрасположенности народа именно к такому типу построения государства.

    Тоталитарная система власти сложилась в СССР на рубеже 20-30-х гг. Предпосылки ее возникновения возникли в 1918 г., когда РКП(б)-ВКП(б) стала единственной правящейпартией в стране. После ликвидации оппозиции ее власть стала бесконтрольной. Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности.

    В 30-е гг. сложился культ личности Сталина. К 1935 г. сторонники Сталина заняли все ключевые посты в государстве. Партийная линия превратилась в догму. Принижалась роль судов и прокуратуры. Органы НКВД были наделены правом внесудебного решения дел, создавались такие внесудебные органы, как «двойки» и «тройки». Грубо нарушался принцип презумпции невиновности. Усилились политические репрессивные меры, была установлена уголовная ответственность для семей репрессированных и т. д. В результате политики произвола и беззакония пострадали миллионы невиновных людей.

    Складывалась административно-командная система управления, при которой государственные и хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов.

    Сталин и его окружение объявили 1929 г. годом великого перелома, был взят курс на форсирование темпов коллективизации и индустриализации.

    В июне 1929 г. началась массовая коллективизация сельского хозяйства. Была объявлена политика ликвидации кулачества как класса. Реализация этой политики нанесла серьезный удар по экономике сельского хозяйства. Были репрессированы тысячи кулаков, середняков и членов их семей. Коллективизация проходила с нарушением принципа добровольности в отношении крестьян, которые не хотели вступать в колхозы. К осени 1929 г. заготовительная кампания приняла насильственный характер, а рыночные механизмы были сломаны.

    В ноябре 1929 г. Пленум ЦК ВКП(б) постановил решить вопрос о сроках коллективизации. В январе 1930 г. специальная комиссия Наркомзема разработала график коллективизации. В соответствии с этим графиком на Северном Кавказе, в Нижнем и Среднем Поволжье коллективизация должна была завершиться к осени 1930 г. Другие районы планировалось коллективизировать к концу 1931 г.

    На всей территории страны преобладающей формой хозяйствования была признана сельскохозяйственная артель.

    Итоги коллективизации были закреплены в двух актах - Примерных уставах сельскохозяйственной артели (1930 и1935 гг.). Первый был принят во время коллективизации, второй - после ее завершения. Уставы закрепляли обобществление полевых наделов колхозников, рабочего и товарно-продуктового скота, семенных и кормовых запасов, хозяйственных построек и т. д.

    Прием в члены артели осуществляло правление, позже - собрание. Исключение из колхоза могло быть обжаловано в райисполком.

    В качестве основной формы организации труда устав закреплял бригаду, в качестве оплаты - трудодень и сдельную оплату. Вводились обязательные нормы выработки.

    Усиливается центральное плановое руководство экономикой страны. Главным инструментом управления экономикой стало планирование. В начале 20-х гг. планирование осуществлялось для отдельных отраслей народного хозяйства. К середине 20-х гг. были разработаны контрольные показатели для народного хозяйства в целом. В 1929 г. принят Первый пятилетний план развития. В 1933 г. было заявлено, что пятилетний план выполнен досрочно. Рыночную экономику заменила административно-командная система.

    С 1929 г. усилились тенденции к централизации в управлении промышленностью. Региональные власти утрачивали свои права в области управления местной промышленностью. Устраняются элементы хозрасчета, усиливается налоговое бремя на частные предприятия, ликвидируются концессии.

    В 1927 г. реформированию подвергся ВСНХ. Вместо единого центрального управления государственной промышленностью образовывались отраслевые главные управления, на которые и опиралось планово-экономическое управление. Сложилась трехзвенная система управления: главк - трест - предприятие.

    В 1934 г. на XVIIсъезде партии были сформулированы основные задачи по реконструкции хозяйственного и управленческого аппарата: разукрупнение наркоматов, чистка госаппарата и партии, разукрупнение профсоюзных объединений и т. п.

    Вместо функциональной системы управления экономикой устанавливалась производственно-территориальная система, при которой усиливалось влияние отраслевых центральных ведомств.

    Основным итогом формирования командно-административной системы стали сращивание государственного и партийного аппаратов, установление приоритета плановых инструментов хозяйствования, унификация правовой системы и правоприменительной практики.