Презентация на тему реки. Презентация на тему реки и окружающий мир. скорость течения очень большая

Реки и окружающий мир

Определение реки

Река - это водный поток с определенным течением по руслу. Река питается подземными стоками от русла. Течение реки определяется расположением устья и истока. Вода в реке набирается несколькими способами:

За счет атмосферных осадков(дождя, снега)

За счет запасов подземных вод.

Происхождение рек

Реки в основном текут там, где сопротивление наименьшее. Это обычно в тектонических разломах.

Изучение рек

Изучению рек посвящен определенный раздел в гидрологии (науке о воде)- потамология. Именно здесь ученые изучают строение рек и их сетей, стока и т.д.

Исток и устье реки

Истоком реки называется начало, откуда зарождается водоем. Устье же, наоборот, то место, куда река впадает. Реки могут впадать в озера, другие реки или моря. Те реки, которые впадают в моря или озера, называются главными, а те, которые соединяются в устье с другой рекой – притоками. Река с притоками называется речной системой.

Прилив и отливы рек

Все реки ограничены берегами. Во время таяния снегов или чрезмерных осадков уровень воды поднимается вверх и иногда выходит за береговую линию. Явление, когда вода выходит из берегов, называется наводнением

Классификация рек

Реки классифицируются по разным признакам.

По величине они бывают:

Крупные или большие. К таким рекам в основном относят равнинные реки. Их бассейн должен быть площадью не менее 50 тыс. квадратных км.

Средние.Для таких рек минимум установлен на планке в 2 тыс. кв. км.

Малые. Мелкими реками называются все те, у кого бассейн не достигает площади в 2000 км.

По топографическому признаку:

Горные. Такие реки в большинстве случаев текут с быстрым течением и большими уклонами. Некоторые из них могут размываться.

Равнинные. Равнинные реки иногда достигают огромных размеров. Они характеризуются наличием извилин русла. Часто именно равнинные реки являются частью речной системы, впадая в другую, главную, реку.

Иные классификации рек

Классификаций рек существует огромное множество. Например, реки могут классифицироваться по возможности водного спорта или по сетям притоков и т.д.

Роль реки в жизни человека

Река издревле являлась одним из источников жизни человека. Реки являются источником пресной воды, а также пропитания. Ловля речной рыбы спасала человека от голодной смерти. И сегодня, роль рек нельзя преуменьшать. Они имеют большое экономическое и политическое значение.

Крупнейшие реки мира

Самыми крупными реками в мире считаются реки Амазонка и Нил. В нашей стране же самой крупной рекой является Енисей.

Слайд 12 подземные реки

Большинство рек текут по поверхности суши. Однако существуют на планете подземные реки, те которые текут в подземных пещерах. Наиболее известные подземные реки Хамза и Пуэрто-Принсеса. Они являются самыми крупными.

    Именно о реках сегодня мы поговорим на уроке. Возникает вопрос. Что такое река? Подумайте. Наверное вы представляете себе воду, которое течет в углублении на поверхности суши. Правильно.

    Река - это естественный водный поток, текущий в выработанном русле. Каждая река имеет начало и конец.

    Место где река берет свое начало, называется истоком . Истоки бывают разные. Волга начинается на Валдайской возвышенности там, где выходят подземные воды. Ангара вытекает из озеро Байкал. Река Обь образуется при слиянии двух рек Бии и Катуни. Терек берет свое начало с ледников Большого Кавказа с вершины Зилга-Хох.

    То есть можно сказать что, одна река вытекает из болота, другая река начинается из родника, третья река зарождается на склонах гор, четвертая река начинается из озера.

    Течет река сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку.

    Место впадения реки в море, озеро или другую реку называют устьем.

    Расстояние от истока до устья есть длина реки.

    Впадая в реку, другая река становится ее притоком.

    Главная река со всеми притоками образует речную систему.

    (Задание : по карте определите речную систему реки Лена, определите исток, притоки, устье)

    2. Бассейн реки:

    Участок земной поверхности с которого вся вода втекает в реку, называется водосборным бассейном этой реки.

    Каждая река, даже маленькая имеет свой бассейн.

    Самый большой бассейн у реки Амазонка.

    3. Реки горные и равнинные.

    По характеру течения реки подразделяются на горные и равнинные . Так давайте подумаем, чем равнинные реки отличаются от горных.

    Равнинные реки текут спокойно, в широких долинах. К равнинным рекам относятся река Волга(ее длина от истока до устья - 3530 км, средняя скорость течения - меньше 1 м/с).

    Равнинные реки используются для судоходство.

    Горные реки текут значительно быстрее, чем равнинные. У этих рек узкие и глубокие долины. Многие горные реки начинаясь в горах, выходят на равнину и становятся равнинными. Примером такой реки является река Терек. До Владикавказа это река горная, а с Владикавказа равнинная. На территории республики Терек протекает на протяжении 120 км, остальные 600км протекают на территории других республик. Не зря называют реку Терек- рекой дружбы.

    Характер течения реки Терек Описал в своем стихотворении М.Ю.Лермонтов

    Терек воет, дик и злобен.

    Меж утесистых громад.

    Буре плач его подобен,

    Слезы брызгами летят.

    Но, по степ разбегаясь,

    Он лукавый принял вид

    И, приветливо ласкаясь.

    К морю Каспию журчит…

    4. Пороги и водопады.

    Даже на самых спокойных реках могут быть участки, на которых течение реки изменяется. Твердые породы и нагромождения камней образуют пороги . Преодолевая их, река пенится, высоко летят брызги, возникают водовороты.

    Падая с высокого уступа река образует водопад . Самый высокий водопад на Земле -Анхель в Южной Америке, в бассейне реки Ориноко. Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем.

    В Северной Америке находится самый широкий водопад в мире, Ниагарский водопад, в Африке- водопад Виктория. В горной части нашей республики также есть водопады. Самый высокий из них- Зайгелан.

    5. Питание рек:

    Ребята! Вы уже знаете. что количество воды в реке не бывает одинаковым. Реки питаются дождевой водой, талым водами снега и льда, подземными водами. От питания рек зависит изменения ее уровня. Так, например, река Волга зимой имеет исключительно подземное питание, весной главным источником воды служат талые снеговые воды, летом-дождевые и подземные. Такой способ питания реки называется смешанным. То есть пополнение реки за счет поступления в нее воды от различных источников называется смешанным питанием.

    Разливается Волга весной, выходя из берегов, затопляя пойму, а летом мелеет.

    Самыми полноводными реками на Земле считаются Амазонка и Конго, а самая длинная река в мире Нил.

    Ребята, а в какое время года реки мелеют?

    Какое хозяйственное значение имеют реки?

    Прежде всего реки являются носителями пресной воды, реки используются для судоходство, рыболовство, для орошения, на крупных реках строят платины, гидроэлектростанции.

    Ребята! На крупных реках нашей страны есть очень много электростанций, да и у нас в республике тоже есть гидроэлектростанции -Гизельдонская, владикавказская, которые частично обеспечивают энергией нашу республику. Совсем недавно вступила в эксплуатацию Зарамагская ГЭС.

    Закрепление:

  • Ребята, давайте вспомним, с какими крупными реками мы познакомились на уроке.
  • Какие крупные водопады мы узнали?
  • Какая река является главной водной артерией нашей республики?
  • А еще какие реки протекают на территории нашей республики?
  • Изучая, тему Реки, мы познакомились с терминами: река, исток, устье, речная система, речной бассейн, водопад (дать определения)

ТЕСТ:

  1. Самая длинная река в мире

б) Енисей

в) Ориноко

в) Амазонка

а) Ниагарский

б) Анхель

в) Виктория

а) снеговое, дождевое

б) подземное

б) водопад

Просмотр содержимого документа
«Презентация "РЕКИ" »


Цель урока:

  • Расширить знания учащихся о реках;
  • Объяснить понятия « река », « исток », « устье »,

« речная система », « речной бассейн », « равнинные реки», « горные реки », « пороги », « водопады », « питание рек ».

  • Назвать и показать на карте крупные реки мира и России.

Река это естественный водный поток текущий в выработанном русле.


Место, где река берет свое начало,

называется истоком.


Истоки бывают разные:

- болото,

- озеро,

- подземные воды,

- ледник в горах


Строение реки

Место впадения реки

в море, озеро или другую реку называют устьем.

Впадая в реку, другая река становится притоком.


Правило определения правого и левого притока

  • Встать лицом к устью реки (вниз по течению);

2. Если река впадает справа – это правый приток .

3. Если река впадает слева – это левый приток.

4. Главная река со всеми притоками образует речную систему



По характеру течения реки

п о д р а з д е л я ю т с я

горные

равнинные


  • Равнинные реки текут спокойно, в широких долинах.
  • Горные реки текут значительно быстрее, чем равнинные.
  • У горных рек узкие и глубокие долины.

горные

Терек:

1. длина 623 км;

2. опускается на 5000 м;

3. падение реки 5000 м;

4. скорость течения очень большая;

5. неудобна для судоходства.

равнинные

Волга:

1. длина 3530 км;

2. опускается на 250 м;

3. падение реки небольшое;

4. скорость течения меньше

5. удобна для судоходства.


Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит…

М.Ю.Лермонтов


Даже на самых спокойных реках могут быть участки,

на которых течение резко изменяется. Твердые породы

и нагромождения камней образуют пороги.



Падая с высокого уступа, река образует водопад .



ПИТАНИЕ РЕК

ПОДЗЕМНОЕ

ДОЖДЕВОЕ

СНЕГОВОЕ


Река Волга зимой имеет исключительно подземное

питание, весной главным источником воды служат

талые снеговые воды, летом - дождевые и подземные.

Разливается Волга весной, выходя из берегов,

затопляя пойму, а летом мелеет.




- река,

- исток,

- устье,

- речная система,

- речной бассейн,

- водопад.


Т Е С Т:

  • Самая длинная река в мире

б) Енисей

в) Ориноко

2. Река с самым большим в мире бассейном

в) Амазонка

3. Самый высокий водопад на Земле

а) Ниагарский

б) Анхель

в) Виктория

4. Смешанным питанием называется

а) снеговое, дождевое

б) подземное

в) пополнение воды в реке из различных источников

5. Река, падая с высокого уступа, образует:

б) водопад

в) дельта


§ 30 РЕКИ

1.Выучить основные определения темы

и правило определения правого и левого притока

6 класс

Тема урока – «Реки»

Цель урока: Сформировать представление о реке и ее частях
Тип урока – изучение нового материала

Задачи :

Образовательные: сформировать у учащихся представление о реке и ее частях; познакомить с понятиями: исток, устье, притоки, речной бассейн, водораздел; научить определять левые и правые притоки реки.

Развивающие: развивать умение работать с текстом; сформировать умение работать в группах; формировать умения работать с различными картами.

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру.

Ведущие понятия урока : исток, устье, притоки, речной бассейн, водораздел.

Оборудование : Проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал, атлас 6 класса.

Ход урока

Этап/время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Средства обучения

Организационный момент, 1-3 мин

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку (к уроку приготовлены, тетради, пеналы)

Добрый день ребята!

Приветствуют учителя, староста называет отсутствующих

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, 3-8

Изучение нового материала, 8-38 мин

Темой нашего сегодняшнего урока будет географический объект, о котором сложено немало песен, стихотворений и загадок.
Вот одна из них:

«Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.
В неё льётся, из неё льётся,
Сама по земле плетётся.
Змея разлеглась у меня на пути,
Ползёт, а меня не пускает пройти,
Ползёт, оставаясь на месте своём.
Ты знаешь, о чём говорю я?»

«Течёт, течёт – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.»

О чем говорится?

Правильно! Сегодня на уроке мы будем говорить о реках!
-А что вы знаете о реках?

А что бы вы хотели узнать?

Думаю, что в течении урока мы найдем с вами ответы на все интересующие вас вопросы.

Целью нашего урока будет сформировать представление о реке и ее частях.

А теперь давайте откроем тетради и запишем тему нашего сегодняшнего урока «Реки»

Давайте посмотрим на карту. Вы видите множество нитей голубого цвета. Все это реки.

На земле почти 20 млн. рек, но только 53 из них имеют длину более 1000 км. А в России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.

Что же такое река?

Давайте обобщим ваши ответы и сделаем вывод, что «Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении», на картах обычно направление течения реки показывают стрелкой.

А участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку, называется водосборным бассейном этой реки.
Речной бассейн – это участок суши, с которого вся вода стекает в реку

На слайде речной бассейн показан желтым цветом.

Граница, разделяющая соседние речные бассейны, называется водоразделом - например, горы.

Водораздел – граница, разделяющая речные бассейны.

Действительно, по одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую - в другую. В горах водораздел проходит по гребням хребтов, на равнинах - по наиболее возвышенной их части, на слайде водораздел показан пунктирной линией.

А теперь ребята, мы с вами будем изучать строение реки.

На прошлом уроке мы с вами, в тетрадях, начертили таблицу, которую будем сегодня заполнять все вместе.

Так же, на прошлом уроке вы поделились на группы и выбрали капитанов. Каждая группа отвечает за свою часть реки 1 гр.- Исток, 2 гр.- Устье и 3 гр.- Притоки.

У каждой группы на столе лежат следующие предметы:
1) Атласы 6 класса

2) Лист с номером и названием группы, а так же заданием, которое нужно выполнить, строго следуя плану написанному на этом листе. (Таблица заполняется капитаном, и используется им при ответе у доски.)

3) Текст «Реки» которым вы будете пользоваться для выполнения заданий и подготовки ответа.

4)Свое выступление вы будете сопровождать примерами, которые изображены как у вас на карточках, которые лежат на столе, так и на слайде презентации.

5)Так же у вас на столах лежит «Схема реки», с ней вы будете работать в конце урока, так что прошу вас отложить ее в сторону

Каждая группа заполняет только свой столбик в таблице, остальные столбики вы будете заполнять по ходу ответа другой группы.

После выступления капитана 3й группы у каждого из вас должна получиться полностью заполненная таблица.

На подготовку к ответу вам дается 5 минут, а ответ не должен превышать 3х минут.

За работу на уроке вам будут выставлены оценки, которые будут зависеть от качества выступления и активности на уроке. За нарушение дисциплины на уроке оценка будет снижена.

Приступайте.

Время подготовки закончилось, прошу капитана группы «Исток» выступить с сообщением.

Исток

Устье

Притоки

Примеры:

р.Ока-родник
р.Москва-болото
р.Ангара – озеро
р.Терек – из гор

Устье – место впадения реки

Куда река может впадать?

Примеры:
р.Волга-в море
р.Селенга-в озеро
р.Иртыш-в реку

Какие притоки есть у реки?

(правые и левые)

Спасибо, теперь капитан группы «Устье».

Исток

Устье

Притоки

Исток – место, где река берет начало

Откуда река может начинаться?

(из родника, из болота, из озера, в горах)

Примеры:

р.Ока-родник
р.Москва-болото
р.Ангара – озеро
р.Терек – из гор

Устье – место впадения реки

Куда река может впадать?

(в море, озеро, или в другую реку)

Примеры:
р.Волга-в море
р.Селенга-в озеро
р.Иртыш-в реку

Приток – река, впадающая в более крупную реку

Какие притоки есть у реки?

(правые и левые)

Как же определить, какой приток – правый или левый?

(Встать лицом по течению и справа будет правый приток, а слева – левый приток).

Капитан группы «Притоки»

Исток

Устье

Притоки

Исток – место, где река берет начало

Откуда река может начинаться?

(из родника, из болота, из озера, в горах)

Примеры:

р.Ока-родник
р.Москва-болото
р.Ангара – озеро
р.Терек – из гор

Устье – место впадения реки

Куда река может впадать?

(в море, озеро, или в другую реку)

Примеры:
р.Волга-в море
р.Селенга-в озеро
р.Иртыш-в реку

Приток – река, впадающая в более крупную реку

Какие притоки есть у реки?

(правые и левые)

Как же определить, какой приток – правый или левый?

(Встать лицом по течению и справа будет правый приток, а слева – левый приток).

Спасибо капитанам за выступление! У вас должна получиться вот такая заполненная таблица.

Слушают учителя

О реках!

Они бывают разные, глубокие и мелкие, большие и маленькие, горные и равнинные.

Что такое река, какие еще они бывают.

Открывают тетради и записывают тему в тетрадь.

Смотрят на карту

Слушают учителя

Разные варианты ответов

Записывают определение в тетрадь

Слушают учителя, записывают определение в тетрадь.

Слушают учителя

Учащиеся знакомятся с текстом и формулируют ответы на поставленные вопросы.

Отвечают сообщения

Отвечают сообщения

Записывают определения в тетрадь

Отвечают сообщения

Записывают определения в тетрадь

Закрепление,38-43 мин

А теперь давайте закрепим полученные сегодня знания и выполним задание на карточках со схемой реки. Ваша задача указать стрелками соответствие цифры на карте и названием части реки.

Давайте проверим что получилось. Для ответа поднимаем руку.

А сейчас передайте свою карточку соседу справа и проведем взаимоконтроль:

5 правильных ответов и нет исправлений – отлично

4 правильных ответа или есть одно исправление – очень хорошо

3 правильных ответа или 2 исправления – стоит обратиться за помощью

1-2 правильных ответа – нужно обратиться к определениям.

Каждый участник выполняет задание в карточке.

Отвечают задание

Организационный момент, 43-45 мин

Итак, что мы узнали сегодня на уроке?

Чему научились?

Выставление отметок

Спасибо за урок!

Мы узнали, что такое река, познакомились с понятиями исток, устье, притоки, бассейн реки и водораздел, а так же научились определять левые и правые притоки.

Подходят с дневниками на подпись, прощаются с учителем

Если осталось время, то можно провести с учениками работу с картой.

А теперь, используя карту России, давайте назовем крупнейшие реки России!