Приметы на май на каждый день. Приметы на май. Приметы мая для детей про животных и растения

Пятый месяц года раньше именовался «травень» и «цветень» и считался одним из самых тяжелых месяцев в году. Не случайно считалось, что в мае нельзя устраивать свадьбы, иначе по народным приметам придется маяться не один месяц в году, а всю жизнь: «Женишься в мае - спокаешься, всю жизнь промаешься». Какие народные приметы знали наши предки про май, чьи именины отмечали и какие ритуалы делали?

Народные приметы на 1 - 10 Мая

Этот месяц был трудным и для тех, кто работал в поле и на огороде: нужно было не покладая рук заниматься посадками. Поэтому на каждый майский день существовали особые приметы и обычаи.

В последний день апреля отмечали: если небо ясное, день солнечный, значит, последний весенний месяц и даже все лето будет хорошим. Но даже если еще в апреле на деревьях появились первые зеленые листочки, в мае обязательно ждут холодов и заморозков.

Козьма. Ольха зацвела - сей гречиху. Цветение фиалки и зацветание ивы-бредины указывают на начало сева редиса и моркови, лука, укропа и петрушки. По народным приметам перед посевом выходят утром к обетным студенцам для смачивания семян и, в надежде на будущий урожай, бросают медные деньги на дно студенца.

Другие считают более приличным смачивать семена речной водой в продолжении трех утренних зорь. В таком случае скрытность есть важное дело: иначе урожай будет худой. Если начало мая теплое-в конце будут холода, и наоборот.

Первый день третьего весеннего месяца отмечается как праздник. Однако эта традиция началась не с празднования Международного дня солидарности трудящихся, а гораздо раньше: в петровские времена.

В Москве на Немецкой слободе в этот день устанавливали для торговли «немецкие столы» и разбивали «немецкие станы». Позже горожане переняли эту традицию: 1 мая стал «народно-городским» праздником для мещан, посадских, купцов.

1 мая чествуется память святого Ивана Нового. В этот день у огородников принято засевать морковь и свеклу, что делают с соблюдением специальных обычаев. Рано утром семена смачиваются в родниковой воде, причем в родник советуют опустить медные деньги.

По другому поверью, нужно смачивать семена в обыкновенной речной воде на трех утренних зорьках. Но в обоих случаях никто посторонний не должен видеть, что делают сеятели.

«Чужой глаз-что лихой ворон - завистлив, а зависть - что ржавчина - весь урожай съест», - предостерегала народная мудрость.

Канун тяжелого месяца-мая-считался на Руси днем последних весенних свадеб. «В май жениться - весь век маяться!» - говорили в народе.

В старину по народным приметам считалось, за тяжкую обиду свататься в мае, еще хуже-справлять в этом месяце заранее сговоренную свадьбу.

Иван Ветхопещерник. Выносят холсты в поле. Просят матушку-весну дать хороший урожай ржи.

На Феодора - покойники по земле тоскуют; на Феодора на погосте причитают и родителей окликают. По старинному обычаю, принято было «окликать родителей». На утренней заре все женщины собирались и шли на кладбище, на могилы своих родителей и родственников, и начинали причитать - звать их.

И во времена язычества, и в христианской традиции родители всегда почитались особо, поэтому после их смерти, по народному причету, «пустел высок терем, глох широк двор; не цвели в широком поле цветы лазоревы, не красно росли дубы в дубровушках».

Плакальщицы призывали своих умерших родителей: «Встаньте, пробудитесь, поглядите на своих детушек, выгляньте на нас, сирот, из своих домков, да потешьте словом ласковым!»

На следующий день после окликания родителей, в день святого мученика Прокула, существовал обычай проклинать нечистую силу, которая пыталась вернуть холода на землю.

Рано зацвела черемуха - по народным приметам будет теплое лето. Чем раньше она начинает цвести, тем жарче будет лето.

Теплый май весну снаряжает (начинает). Ночью заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов на все лето, пока хлеб в поле стоит.

5 мая, в день святого апостола Луки, советовали высаживать на грядки лук. «Лук от семи недуг!» - говорили о нем и добавляли: «Лук - татарин: как снег сошел, так он и тут!»

В этой пословице, скорее всего, отражена народная память о весенних набегах крымских и ногайских татар, которые появлялись со стороны степи вместе с первой травой. От этих набегов охраняли русскую землю запорожские казачьи конные караулы, ставившиеся по всем рубежам России.

Егорий Вешний. Праздник пастухов - выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточкам.

6 мая - на Егория вешнего ласточки прилетают; Егорий - с теплом, а Никола - с кормом; в поле стада сгоняют и Егория окликают; на Егорья мороз - будет просо и овес; на Руси два Егорья - один холодный (26 ноября. -), другой голодный. На Егория существовало множество обычаев.

Например, у молодежи в этот день принято было выбирать самого красивого парня - «Зеленого Егора» - и обвешивать его зелеными венками, а на голову класть большой пирог, украшенный цветами.

После чего, совершив обход по деревне и полям, молодые люди разводили костер, усаживались вокруг него и с песнями начинали делить пирог.

Та из девушек, которой досталось в пироге больше начинки, осенью должна выйти замуж.

В Прикарпатье в этот день пекут пироги в форме барашков. В Литве у входов в церкви продают маленыше фигурки лошадей, коров и овец из воска или специального теста.

Евсеев день. С этого дня бывает еще 12 морозов.

8 мая. Марков день. Прилет певчих птиц стаями. «Если на Марка ясный день-будет хороший урожай яровых».

День памяти святого евангелиста Марка, с которым связан обычай ловить чижей.

Народные приметы на 11 - 20 Мая

Максимов день. Теплый ветер приносит здоровье. На Максима больных начинают отпаивать березовым соком. 11 мая (память Святых апостолов Иасона и Сосипатра), по обычаю, начинали собирать березовый сок. Он сладок и быстро начинает бродить, поэтому его называют «хмельным»: «Пьяную березовицу навеселяют хмелем!»

Деревенские знахарки собирают березовый сок не для лакомства, а для лечения. По народным приметам, особенно помогает березовый сок людям, страдающим лихорадкой. Но перед этим, по примете, необходимо было выкупать больного в дождевой воде или еще лучше - натереть мартовским позимним снегом.

Солнечный день 11 мая служит лучшей приметой того, что лихорадка отпустит больного. В этот день принято было выходить на дорогу и ждать теплого ветра с полудня.

Этот ветер в представлении знахарок тоже является целебным. Как только начинал дуть южный ветер, знахарки высгавляли ему навстречу ладанки и особыми нашептываниями загоняли ветер в них, чтобы после, положив ладанку на больного, излечить его.

День девяти мучеников - тоже считался днем лечения. Над больным читали специальный заговор, в котором соединились языческие верования и христианский церковный канон.

Яков Апостол. «Теплый вечер на Иакова Апостола и звездная ночь - к ведренному лету (грозному и теплому), к урожаю». Ясный восход солнца - ведренное лето.

День 13 мая отмечен в русской традиции особыми народными приметами. Если вечером этого дня небо будет звездным и поднимется теплый ветер-то, по подмосковной примете, лето будет богато грозами и теплом, а урожай будет обильным.

В Рязанской области было принято наблюдать в этот день восход солнца: если небо на востоке окажется чистым и безоблачным -лето будет хорошим, если же солнце встанет в облаках - все лето будут идти дожди.

В Тульской области существует поверье, что нельзя в этот день выезжать в дорогу, не умывшись водой, натаянной с мартовского снега.

Весной с первыми оттепелями, по преданию, начинают бродить па земле всякие болезни, и единственное средство от них-мартовский снег: «Боятся болезни его, как соль - воды, воск - огня».

Еремей Запрягальник. Самая ленивая соха - и та в поле. Непогода в этот день сулит суровую и холодную будущую зиму. «Еремей - про посевы разумей». «Если этот день будет погожий, то и уборка хлеба пригожей».

В день святого пророка Иеремии - высевали овес, приговаривая при этом: «Овес сея, проси Еремея». Сеяли только в теплую погоду и перед этим проверяли почву: клали обе руки на землю, чтобы определить, достаточно ли она прогрелась.

Борис и Глеб Сеятели. «Борис и Глеб сеют хлеб». День Афанасия. Соловьиный день - начинают петь соловьи. Запел соловей основательно - весна пошла на убыль, а лето-на прибыль. На Бориса и Глеба соловьи поют, а люди хлеб сеют; на барышдень барышники плутуют - с ними сторожко обращаться надлежит.

15 мая называли «соловьиным днем»: по народным приметам считалось, что в этот день запевают соловьи. В середине мая птицеловы специально отправлялись в лес ставить тенета на птиц. Если соловьи запевали вовремя, в «свой» день - лето ожидали солнечным и сухим. «По соловьям и погода», - говорили в народе.

Мавра Зеленые Щи, Мавра молочница. В зеленые щи крапиву ищи. Обильней становится крестьянская пища. Коровы прибавляют молоко. «И хозяйке легко, коль на столе молоко». Трогаются в рост побеги ели.

На Мавры и щи зеленые; Мавры-рассадницы, Мавры-молочницы: сажают молодую капусту из рассадников в гряды; коровы начинают прибавлять молока, у крестьян подается в этот день первая молочная каша.

Высаживали капустную рассаду, соблюдая при этом древний обычай оберега будущего урожая: выносили на огородные грядки надтреснутый горшок и клали внутрь выдернутый поблизости кустик крапивы (с корнем).

Делалось это для того, чтобы уберечь рассаду от завистников, от дурного глаза. Высаживая капусту, приговаривали: «Рассадушка-рассада, не будь голенаста, а будьпузата, не будь пустая, а будь тугая, не будь красна, а будь вкусна, не будь стара, а будь молода, не будь мала, а будь велика».

Ирина Рассадница. Высаживают огурцы и капустную рассаду, приговаривая: «Не будь голенаста - будь пузаста, не будь пустая-будь тугая; не будь красна-будь вкусна; не будь стара-будь молода; не будь мала-будь велика!»

На Арину худая трава из поля вон: выжигают покосы, луга от прошлогодней травы (так называемый «пал», который очень вреден, но часто огонь переходит на лесные массивы).

Иов Горошник. Иов Огуречник. Сажают огурцы, поливая их прудовой водой. 19 мая - на Дениса-горошника-высевали горох. Иов росы распускает; большая роса к богатому урожаю огурцов.

Народные приметы на 21 - 31 Мая

Иван Богослов, Арсений Пшеничник. «На Ивана Богослова загоняй кобылу и паши под пшеницу». «На Арсеньев день - засевай пшеницу». Примечали: «День с дождями -гриб пойдет полками». На Иоанна Богослова - пироги пекут, странников и нищих угощают.

На Арсения-пшешчника, - в степных областях засевали пшеницу. В этот день принято было печь пшеничные пироги и кормить ими всех знакомых и даже незнакомых, прохожих, помня старинную присказку: «Прохожий- человек Божий».

Никола Вешний, Никола Теплый. Один из почитаемых на Руси праздников. Никола Чудотворец-заступник и покровитель русского народа. «Нет за мужика поборника- супротив Николы». «Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает».

Оба Николы - и Зимний (19 декабря), и Вешний - погоду устанавливают. «Никола Вешний-с теплом, Николай Зимний-с морозом». «Пришел бы Никола, а тепло будет». Травный день. На Евдокию курочка водички напьется, на Николу корова травки наестся.

Отмечавшие этот праздник вспоминали и второй Николин день - Николу зимнего (19 декабря), связывая их в пословице: «Два Николы: теплый да холодный, сытый да голодный». На Николу вешнего в деревне впервые выгоняли коней в ночное. Никола вешний - с теплом; от Николина дня двенадцать утренников остаются.

на Симеона Зилота земля именинница - пахать грех.

Мокей Мокрый. День этот считается показателем погоды для всего лета. Если мокро, то и все лето мокрое, и наоборот. «Коль багряный восход, а днем дождь-лето мокрое и грозовое придет».

День Епифана. Если на Епифана утро в красном кафтане, то и лето будет сухое, пожарное.

Лукерья Комарница. Появляются комары вместе с теплым ветром, по преданию комары перед осенью уносятся ветрами в теплые моря и весною опять приносятся на Русь. Начинается сбор лекарственных трав.

Сидор Огуречник. На Сидора отойдут все сиверы (холода). На Сидора сиверко (северный ветер) - и все лето таково. Холодный ветер уходит на север до зимы, и вместе с ним уходит и последний, самый тяжелый весенний месяц - наступает лето. На Сидора стрижи и касатки (ласточки. -) тепло приносят.

Пахомий теплый, Пахом Бокогрей. «Пришел Пахом-запахло теплом». На Пахома тепло - все лето теплое. Поздний посев овса и пшеницы. Овес пускается в рост. «На Пахомия Травника и пустырь зелен». Пахомий-бокогрей - поздний овес и пшеницу сей.

Федот Овсяник. Семь дев (Александра, Текуса, Клавдия, Фаина, Ефрасия, Матрона, Иулия). «Пришел Федот-земля за свой род». «Семь дев сеют лен». Наступление тепла. Последний дуб лист развернет. Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерить овес кадушкой.

Именинники Мая

1 - Виктор, Иван, Кузьма;
2 - Иван, Георгий, Трифон;
3 - Александр, Федор, Гавриил;
4 - Денис, Федор;
5 - Всеволод, Виталий, Лука, Федор, Климент, Гавриил;

6 - Александра, Анатолий, Георгий;
7 - Алексей, Валентин, Савва, Елизавета;
8 - Марк;
9 - Василий, Глафира, Степан;
10 - Семен;

11 - Виталий, Кирилл, Максим;
12 - Иван, Василий, Богдан, Артем, Филимон;
13 - Яков, Игнатий, Василий, Максим, Никита;
14 - Ефим, Игнатий, Макар, Тамара;
15 - Афанасий, Борис, Глеб, Давид, Роман, Зоя;

16 - Петр, Тимофей;
17 - Пелагея, Исаак, Никита, Кирилл;
18 - Яков, Ирина;
19 - Денис;
20 - Нил, Иосиф, Иван, Михаил;

21 - Арсений, Иван, Пимен;
22 - Николай;
23 - Семен, Таисия;
24 - Кирилл, Мефодий;
25 - Герман, Денис;

26 - Александр, Гликерия, Ирина, Макар, Ефим, Георгий;
27 - Леонтий, Никита, Макар;
28 - Дмитрий, Пахом;
29 - Ефрем, Федор, Модест, Лаврентий;
30 - Евдокия;
31 - Андрей, Кирилл, Петр, Семен, Александр, Денис, Богдан, Юлия, Клавдия, Фаина.

В мае Солнце переходит в знак Близнецов. Планеты-управители этого самого любознательного, общительного и подвижного воздушного знака- Меркурий, в меньшей степени - Прозерпина и Хирон.

Женские имена, созвучные энергетическим и звуковым вибрациям Близнецов: Ангелина, Анжелика, Термина, Гражина, Евгения, Анастасия, Юнона, Эдита, Элина, Эра, Элиза, Гелена, Хлоя, Лика, Инга, Инна, Инесса, Глория, Аполлинария, Альбина, Благовеста, Алина, Глафира (Аглая), Лиана, Ксения, Карина, Глория, Аксинья, Мариэтта, Веста.

Мужские имена, созвучные этому знаку: Аркадий, Анжей, Аполлон, Аксентий, Поликарп, Гарри, Геннадий, Евгений, Игнатий, Илларион, Ираклий, Клементий, Никита, Николай, Эдгар, Эрнест, Эдуард, Фома, Орфей, Ролан, Макар, Евграф, Иннокентий, Савелий.

Ритуалы и праздники Мая

Порассуждаем, какой должна быть магия для месяца Май. Луна Брака обозначает брак Господина и Госпожи и, действительно, обладает большой силой. В это время пара находится в состоянии полной гармонии, не только кружась в танце страсти, любви и чистого экстаза, но и питая все на своем пути.

Пышно зеленеют трава и деревья. Все в полном цвету. Ветра и дожди отступают и пропускают вперед золотые лучи Солнца. И снова мир купается в теплом блеске плодородной чувственности.

Так как сезон роста находится в своем расцвете, Луна Брака - это идеальное время для занятий любыми видами творчества. Сейчас проекты легко близятся к завершению, новые идеи спокойно объединяются. В самом деле, кажется, что все на свете, даже самая дерзкая мечта, может исполниться. Все, что нам надо сделать, - это протянуть руку и схватить ее!

Магические ритуалы на Май

Энергия этой Луны так могущественна, что даже невозможное кажется реальным, так что сейчас можно решать любые проблемы. Кроме того, Луна Брака - это идеальное время для заклинаний на любовь, плодородие, страсть, физическую выносливость, энергию, здоровье, любовь, процветание и завершение планов.

Пример заклинания Луны Брака

О Мать, в то время, когда ты кружишься
В танце любви по всему миру,
Наполни меня своей энергией,
Одари мою работу плодородием,
Чтобы все мои цели выросли из семени
И исполнились словом и делом.
Наполни мое сердце своей любовью,
Когда ты смотришь на нас сверху!

Советы по поводу ритуала и образования крута

Одевайтесь в одежду ярких цветов, украшайте себя живыми цветами, соответствующими сезону. Покройте алтарь кружевной скатертью, украсьте его свадебными принадлежностями и свежесрезанными цветами.

Украшайте алтарь золотыми и серебряными свечами и возжигайте благовоние с цветочным запахом, например жасмин, цветы апельсина или яблони. Можно также зажечь благовоние полной Луны.

Благословите круг свадебным букетом, составленным из свежих цветов, перевязанных яркими лентами. Бросьте его гостям после того, как все выйдут из круга. Если вы совершаете ритуал в одиночестве, оставьте букет снаружи, там, где проходят вечеринки на воздухе.

Подавайте белые пирожные и напиток «мимоза» (шампанское, смешанное с апельсиновым соком). В качестве безалкогольного напитка можно подавать ароматизированную газированную минеральную воду.

Идеи для праздника в честь Луны Брака

Используйте цвета и предметы, о которых уже было рассказано в разделе «Советы по поводу ритуала и образования круга». Подавайте сэндвичи, чипсы, землянику в шоколаде и белые пирожные с «мимозой» или фруктовым пуншем.

Радуйтесь дружбе, партнерству и интимным отношениям. Выдайте наградные сертификаты всем гостям. Можно, например, выдать один наградной сертификат человеку, который достиг наибольших успехов в искусстве общаться с людьми, другой - паре, которая дольше всех сохраняет свои любовные или дружеские отношения, и так далее.

Попросите всех принести цветы или другие растения из своего сада (небольшие букетики диких цветов тоже подойдут), прочитайте книгу о языке цветов, чтобы узнать, какое сообщение несет каждый цветок. Затем сделайте маленькие букеты, чтобы передать информацию каждому гостю.

Даже если полная Луна не выпадает на число, близкое к 1 мая, все равно можно сделать «майские корзинки».

Просто сверните небольшие конусы из цветного картона (для ручек используйте ленты или нитки), затем наполните корзинки оставшимися цветами, маленькими пакетиками с семенами и свечами (каждая должна быть завернута отдельно). Развесьте их на ручках дверей соседних домов.

Если вы проводите вечеринку поздним вечером или ночью, можно устроить танцы, а еще лучше - состязание по нескольким категориям и вручать маленькие призы победителям.

В качестве сувениров можно дарить ароматические палочки или завернутый в тюль птичий корм (все это надо перевязать зелеными атласными лентами и заговорить на творчество).

Май – последний месяц весны, время цветения, буйства красок, разгара огородно-полевых работ. Народные приметы говорят, что если в этом весеннем месяце еще холодно и дождливо, то год должен быть хлебородным: «Дожди в мае хлеба поднимают».

По одной из исторических версий месяц май получил свое название от имени богини Древнего Мира Майи. Ранее, по староримскому календарю, он был третьим по счету, а после того, как вошел в силу григорианский календарь, стал пятым. Майское тепло считается «ненадежным», даже если в начале этого месяца погода радует, то начиная со второй декады она может резко испортиться.

Приметы о погоде

С маем в народе связано множество примет:

  • часто сверкают звезды, значит лето ожидается ясное, сухое и теплое;
  • муравьи, пчелы или пауки активно двигаются – погода будет стоять хорошая весь следующий месяц;
  • майский дождь начинается крупными капельками – он будет идти недолго;
  • месяц выдался не дождливым – июнь тоже будет сухим;
  • часто жалует дождливой погодой – сентябрь будет сухим, и наоборот.

Если в мае много паутины, то лето будет знойным. Рябина зацвела во второй половине мая – не стоит ожидать ранней осени. Когда цветение дуба началось раньше, чем распустился ясень, значит, лето будет сухим. Если в начале мая облачно и дует умеренный ветер, то морозов быть не должно.

Сухую и ясную погоду предвещает туман над водой, который сгустился и не расходится в течение нескольких дней. Если туман поднялся утром, образуя при этом кучевые тучки – пойдет дождь, если же он стелется по земле, то день ожидается солнечным. Частые майские туманы – это предвестники мокрого лета.

Сухое лето сулит большое количество майских жуков. Если ночь выдалась теплой и светлой, следующий день будет пасмурным и дождливым.

Если на новолуние идет ночной дождь, то он будет затяжным, а вот когда на родившуюся луну нет осадков, то сухая погода будет стоять за окном еще долго. Вокруг солнца и луны увеличился ореол – сухая и ясная погода в мае будет еще несколько дней.

Присмотритесь к майской радуге: утренняя – вестница дождливой погоды, а вечерняя, – к солнышку, а в случае появления на небе нескольких радуг стоит ожидать теплый дождь, который продлится достаточно долго.

Если в мае с утра солнечный шар кажется больше обычного, то днем обязательно пойдет дождь, если же днем была гроза, но на улице не похолодало, значит, ночью она снова заявит о себе. Прыгающие лягушки по земле в мае обещают теплый дождик.

По дням

  • В ночь с 30 апреля на 1 мая (Вальпургиева ночь) проводился самый значительный языческий праздник, посвященный плодородию и расцветающей весне. По приметам, в этот день нельзя было заносить в дом сирень, особенно если там находился больной человек, считалось, что запах цветов одурманит и унесет с собой больного. Для здоровья и долголетия на рассвете пили студеную воду из колодца, а сорванная на рассвете веточка вербы сулила путешественнику удачу в пути и благосостояние.
  • 1 мая – Иоаннов день и Космы (Кузьмы) Халкидонского или Огородника. Начинали куковать кукушки в лесах – знать пора сеять лен, морковку и свеклу. Если же она начинает летать над деревней – быть пожару. Первый майский дождь женщины собирали, чтобы помыть им волосы, тогда они росли, как трава в мае. Облака начинают клубиться – к хорошей погоде.
  • 2 мая – день Иоанна Ветхопещерника и блаженной Матроны. В этот день женщины выходили в поле со свежевытканным холстом, расстилали его на земле и клали сверху каравай, приговаривая: «Вот тебе, матушка-весна, обнова». Это сулило сбор хорошего урожая и благополучный год. Цветет осина – пора в лес за сморчками. Если береза распустилась вперед клена – к сухому лету и наоборот.
  • 3 мая – день Иверской иконы Божьей Матери, день окликания предков. В старые времена считалось, что в этот день умершие скорбят о своей земной жизни и возвращаются увидеть своих родных. Поэтому рано утром старухи, пожилые женщины и плакальщицы посещали кладбища, а затем накрывали пышный стол. Если 3 мая появлялась двойная или тройная радуга, то до конца дня погода должна была улучшиться, но в скором времени ожидались обильные дожди. Если цветы маргариток наклонили головки низко к земле – к скорому ненастью.

  • 4 мая – день Ианнуария Беневентского и мучеников Прокула, Соссия и Фавста. В этот день старики выходили за околицу деревни, становились лицом на запад и произносили заговоры от нечистой силы. Начиналось «льняное время»: девушки водили хороводы вокруг яблонь и черемухи, пели песни и присматривали себе женихов. Чем раньше и пышнее зацветет черемуха, тем жарче, по народным приметам, прогнозировалось лето. Много щавеля выросло – к теплой, но снежной зиме. Если звезды ночью сильно мерцали, а на рассвете появились легкие тучки, то к полудню жди дождь.
  • 5 мая – день Феодора Сикеота, Луки и Климента. Высаживали на огородах лук, приговаривая: «Лук от семи недуг». Если к вечеру небо на западе чисто, то осадков на следующий день не будет. Только осина уронит сережки – не проворонь сморчка у дорожки. Если в ночь подморозит, то следующие сорок дней также будет не тепло.
  • 6 мая – Юрьев день, Георгий Победоносец или Вешний, Егорьев день. Рано утром на заре выходили «купаться» в росе и выгоняли скот для приобретения сил и здоровья. Начинались активные посевные работы. Обильная роса – ожидался хороший урожай проса, а шел дождь – легкий год скоту.
  • 7 мая – день Саввы Стратилата, Евсевия, Фомы, Елисаветы. По приметам в Евсеев день ветры все к земле гнут, а к людям маета прилипает. Рожденные этого дня и вовсе всю жизнь маяться будут. Заканчивали посев овса, а появление множества комаров и крылатых муравьев сулил его хороший урожай. После этого дня еще 12 раз могли быть заморозки по ночам. Лучи солнца стали темнеть – жди сильной грозы.
  • 8 мая – день Марка Евангелиста или Ключника, Василия, Фомы. Молились Марку, чтобы он защитил от засухи, «отомкнул» небо и пустил дождь. Солнечная, ясная погода – к урожаю яровых. Утром веет с востока, а вечером с запада, значит, следующий день будет солнечным и без дождя. Если яблони еще не успели зацвести – урожая в этом году ждать не стоит. Высокая и крутая радуга – к хорошей погоде, низкая и пологая – к ненастью.
  • 9 мая – день Василия, Стефана, девы Глафиры Амасийской или Горошницы. Обычно в этот день сеяли горох и сажали ранний картофель, на обед готовили гороховый суп или кашу. Часто и подолгу кующая кукушка предвещала теплую погоду. Если свежий утренний ветер днем усиливается, а к вечеру утихает – к ясной и устойчивой погоде.
  • 10 мая – день Симеона Иерусалимского. Распахивали поля и ждали, когда земля прогреться для засевания пшеницы. Коли сады цветут по холоду, по такому и жать рожь будем. Солнце взошло ясное – лето жди ветреное.
  • 11 мая – день апостолов Иасона, Сосипатра, Святого Кирилла. Заготавливали впрок березовый сок, но погода при этом должна была стоять погожая. Если же с утра туман или дождь, то полезных качеств в соке не будет или он скоро прокиснет. Ясный восход солнца – к хорошему лету, теплая и звездная ночь – к урожаю. Поздно зацвел одуванчик – к засушливому лету.
  • 12 мая – день девяти мучеников Кизических или Целителей. Произносили заговоры от телесных болезней и эпидемий. По приметам в эту ночь сны были вещими. Подул сильный ветер – к скорому ненастью, если дождь начинается с молний, то он будет затяжным.
  • 13 мая – Иаков Зеведеев или Яков Теплый. В дальнюю дорогу на Якова отправлялись, только искупавшись в мартовской талой воде. Она защищала от напастей, болезней и дурного глаза. Хорошая погода и звездное ночное небо в этот день предвещает теплое и урожайное лето. Если цветки одуванчика раскрылись в пасмурный день – к скорому улучшению погоды.
  • 14 мая – день пророка Иеремия или Запрягальщика, Пафнутия и Макария. Считалось, что в этот день сам пророк запрягает свою колесницу и помогает тем, кто пашет и просит у него помощи. Погожий день сулил такой же на сбор урожая. Собака скулит, роет землю и спит тревожно – к скорому дождю с бурей.
  • 15 мая – святого Афанасия Великого, Марии Магдалины, Саломии, Бориса и Глеба Сеятелей. Сажали огурцы, кабачки, тыкву. Начинали петь соловьи: громко и протяжно – к скорому теплу, всю ночь или при густом тумане – к ясному и погожему следующему дню.
  • 16 мая – день мучеников Тимофея и Мавры, Мавра Рассадница, Молочница или Щиха. Высаживали в огороды рассаду, начинали варить щи с зелеными побегами крапивы, щавеля, лебеды. Коров выгоняли пастись, на свежую траву, чтобы давали густое и жирное молоко. Обильная роса и ясный день сулил хороший урожай огурцов. На черемухе много цвета – к мокрому лету.
  • 17 мая – день Пелагии Тарсийской или Заступницы. Пелагия считается покровительницей всех невинных девиц, несправедливо обиженных, птиц и баклушников. Именно в этот день заготавливали дерево для изготовления ложек и другой домашней утвари. Приметы гласят: терн зацвел раньше и обильнее положенного – к холодному концу мая месяца, солнце бледное и в дымке – к продолжительной ненастной погоде.
  • 18 мая – день Ирины Македонской, Арины Рассадницы или Капустницы. Выжигали старые покосы, женщины (обязательно в одиночестве и молча) высаживали капусту и другую рассаду. Изобилие хвоща в балках да по полям говорило о хорошем урожае овса. Если гусь плескается в воде – к теплу, если в пыли – к похолоданию.
  • 19 мая – день Иова Многострадального или Горошника. Второй раз высеивали горох и другие бобовые. Если этим утром легла обильная роса и целый день стоит ясная погода, это благоприятный знак – урожай будет богатым. Если осы организовывают гнезда на открытых солнечных местах, значит, лето будет дождливым и сырым.
  • 20 мая – день воспоминания явления на небе Креста Господня в Иерусалиме, Купальный день. В этот день считалось необходимым искупать лошадей, участвующих в посевных работах, в ближайших реках или водоемах. Сами хозяева также окатывали себя ведром холодной воды с головы до ног для здоровья и придания сил. Ветер веет с юго-востока – к длительной погожей погоде. Радуга с широкой зеленой полосой – к длительному и обильному дождю.

  • 21 мая – Иоанна Богослова и Арсения Великого. Сеяли пшеницу, а зажиточные хозяйки пекли пироги и угощали ими всех проходящих мимо путников, нищих, убогих. Плохим знаком считалось так никого и не встретить на дороге, тогда хотя бы один пирог крошили домашним и диким птичкам. Если гроздья акаций совершенно не издают запаха, значит, скоро будет затяжной дождь.
  • 22 мая – день пророка Исаии и Николая Чудотворца, Угодника или Вешнего. Становилось совсем тепло и лошадей выгоняли на ночные пастбища. Вечером девки носили пастухам пироги, гречневую кашу в горшочках, жгли костры, пели песни и водили хороводы. Хорошей приметой на Николая считался дождь или умыться на рассвете росой – это сулило здоровье и хороший урожай. Ночной гром – к хорошей погоде.
  • 23 мая – день апостола Симона Зилота. Этот день совпадал с языческим праздником Матери-Земли или Кормилицы, людям не разрешалось копать, пахать, бороновать или хоть как-то нарушать целостность земляного покрова. А вот ходить по земле босыми ногами, особенно по росе или собирать лечебные травы вполне приветствовалось. Птицы запели до рассвета – к дождю.
  • 24 мая – день Кирилла и Мефодия, священномученика Мокия или Мокия Мокрого. Народные приметы говорят, что в этот день месяца обычно идут дожди, и они приносят красоту и силу тем, кто под ними вымокнет. Затяжной дождь грозил мокрым и сырым летом. Фазан с вечера усаживается на ветку дерева – к тихой и сухой ночи.
  • 25 мая – день святого Епифания, Германа и Ермогена, Рябинник. В Епифанов день девицы одевали красные сарафаны или юбки, молились святому, чтобы уберег посевы и дома от пожаров. О том же просили и у рябины, водя вокруг хороводы. Багрово-алый восход солнца обещал сильные летние пожары. Если на прудах кувшинки подняли свое листья на самую поверхность, значит, заморозков уже не будет.
  • 26 мая – день девы Гликерии и мученика Лаодикия. Начинался посев гречихи. В старину говорили: «Если на Гликерию много комаров – готовь по ягоды коробов, если мошек – для грибов лукошек». День жаркий, а ночь прохладна – на завтра дождя не будет. Цветки земляники закрылись и поникли к самой земле – жди скорого ненастья.
  • 27 мая – день Исидора Хиосского, блаженного Исидора Твердислова или Бокогрея. С этого дня переставали веять северные ветры, становилось тепло, массово прилетали стрижи и ласточки. Ясный день сулил хороший урожай огурцов, холодный – мокрое и холодное лето. С утра на листьях клена выступили капельки сока – к вечеру быть дождю.
  • 28 мая – день Пахомия Великого, Исаии Ростовского, Димитрия. Устанавливалось настоящее тепло. Старики говорили: «Пришел Пахом Бокогрей – досевай пшеницу поскорей», причем кроме пшеницы сеять больше ничего не рекомендовалось – не взойдет. Летает много паутины – к жаркому лету, дым от костра клубиться и выедает глаза – к сырому дню.
  • 29 мая – день преподобного Феодора Освященного или Житника, Кассиана и Лаврения. Считался последним сроком посева яровых. На обед обязательно готовили кашу (гречневую, ячневую, пшеничную или пшенную) с маслом. До этого дня обязательно зацветала рябина. Если лягушки и жабы расквакались во время холодного дождя – скоро погода наладится.
  • 30 мая – день апостола Андроника и преподобной Евфросинии (Евдокии). Пришла пора окучивать картошку. В народе говорили: «Какова Евдошка – таково и лето: молодой месяц с дождем – к мокрому, с северным ветром – к холодному». Свиньи роют себе ямы для луж и болота перед мокрым летом.
  • 31 мая – память святых отцов семи Вселенских Соборов, Феодота Анкирского и семи дев мучениц. Высаживали лен и наблюдали за дубом. Если на дубе макушка с опушкой (развернулись все листы) – будешь мерить овес кадушкой. Опадание зеленых листьев с дуба или дождь обещали голодный год и плохой урожай фруктов. Пчелы массово сидят и работают на рябине – к хорошей погоде на следующий день.

Свадьба в мае

В прежние времена женитьба в мае по народным приметам не сулила молодой семье ничего хорошего. Старики говорили: «В мае сходиться – всю жизнь маяться». Обидным считалось даже сватовство в этот период.

Если же другого выхода не было и свадьбу надо было играть именно в мае, то венчальную церемонию проводили под старым дубом, символом силы, могущества и прочной веры. Молодые брались за руки и трижды обходили дерево, кланялись ему в пояс и молили сохранить их союз крепким и благополучным.

На сегодняшний день многие молодые люди не верят в старинные приметы и обряды и сочетаются браком в подходящее для них время, твердо веря, что для настоящей любви не страшны любые преграды.

Неблагоприятными для свадьбы по церковному календарю считаются дни Великого поста и короткие однодневные.

- Май - (лат. Majus), назван по имени римской богини Майи, матери Меркурия, олицетворявшей расцветающую природу и плодородие. Есть также версия, что в основе названия имя не римской, а греческой Майи - богини гор, которые в это время покрываются зеленью. Англосаксы называли май "тримилком" - с мая коровы начинали доиться трижды в день. Датчане - "блумаандом". Славянское и укр. название - травень. Славяне также звали его пролетным. Другие названия: травник, травный, светозарник, розовоцвет, розацвет, цветень, светодень, птичий пересвист, соловьиный месяц, кветень, розоцвет, розняк, велик травен, шевой или швибан, майский. Было и еще одно название - ярець (в честь славянского бога солнца Ярилы).
В народе май считается несчастным. Это месяц, неудачный для свадеб. «В мае жениться - век маяться». «Рад бы жениться, да май не велит». Чаще всего холода приходятся на срок цветения черемухи (с 4 мая). Говорят: «Когда цветет черемуха- всегда живет холод». Холода в мае называют «черемховыми».
- Май. В старой русской жизни май считался третьим пролетным месяцем. Когда год стали считать с сентября, стал девятым.
С 1700 г. Он приходится на пятый месяц (порядковый).
Это последний месяц весны. Месяц цветов и любви. Самый зеленый месяц в году. Период подлинного расцвета всего живого.
В мае выделяются подсезоны:
с 1 до 6 мая - Оживление весны
с 7 до 22 мая - Разгар весны
с 23 до 31 мая - Предлетье
Средняя температура воздуха в мае переходит за + 10 С. Может в отдельные годы доходить до + 25 C. Но возможен и возврат холодов, обычно на непродолжительное время. Чаще всего холода приходятся на срок цветения черемухи (с 4 мая). Говорят: «Когда цветет черемуха- всегда живет холод». Холода в мае называют «черемховыми».
Бывает и очень холодный май, даже со снегом. Заметили, что май с устойчивыми холодами бывает за семь лет раз. Но «Май холодный - год хлебородный».
Про погоду в мае народ говорит так: «Майское тепло ненадежно». «Май - коню сена дай». «Майский мороз не выдавит слез». «Пришел май - под кустом рай».
Сырость, дожди в мае - с холодом или теплом, что почти безразлично, приносит благословление полям, составляют наилучшую примету, обещают хороший урожай, но могут быть вредны для плодов, особенно для винограда. «Дождь в мае хлеба поднимает».
В мае световая часть дня значительно расширяется. По наблюдениям психологов установлено, что сон в мае-июне у человека самый короткий.
В мае повсюду зеленеют и цветут кроны деревьев. Растут подснежники, крокусы, лютики, одуванчики и другие весенние цветы. В садах зацветают нарциссы, тюльпаны, маргаритки и др. Поднимаются пионы, лилии, ирисы.
Через 30-32 дня после зацветения мать-и-мачехи (апрель) цветут шиповник, липа, крыжовник, смородина, зеленеют яблони.
Зацвела береза - через неделю зацветут черемуха и лиловая сирень.
В мае у лисиц и волков - выводки. У бельчихи - приплод. В конце мая появляется приплод у лошадей - жеребята, у козы - козлята, у свиньи - поросята.
В это время стригут овец.
В мае молоко самое целебное. Самый лучший мед - майский. В мае собирают лечебную пчелиную пыльцу. Идет сбор березового сока. Из щавеля и молодой крапивы варят витаминные щи. Готова к употреблению спаржа.
Пятый месяц года раньше именовался «травень» и «цветень» и считался одним из самых тяжелых месяцев в году. Свидетельство тому и поговорки: «Май – коню сено дай, да на печь полезай» (и холодно, и корма на исходе).
«Богатый сыт и в мае, а бедный – терпи до Спасова дня»,
«У мая длинные зубы – сидеть мужику без хлеба»,
«Май не холоден, так голоден».
Но все же в мае можно было как-то прожить, перебиться: «Майская трава и голодного накормит».
Зато май подавал надежду на доброе будущее: «Март сухой, да мокрый май – будет каша и каравай»,
«Коли в мае дождь – будет и рожь»,
«Май холодный – год хлебородный».
Многолетние крестьянские наблюдения показывали, что ненастный май всегда обеспечивал обильный урожай хлебов.
Однако в прежние времена май сулил неприятности не только в крестьянском хозяйстве. С ним связывалась и человеческая судьба: «Женишься в мае – спокаешься, весь век промаешься». Или: «Рад бы жениться, да май не велит».
В мае впервые выгоняли лошадей на ночную пастьбу. Убежденно утверждали: «Майская роса – лучше овса».
Не случайно считалось, что в мае нельзя устраивать свадьбы, иначе придется маяться не один месяц в году, а всю жизнь: «Женишься в мае - спокаешься, всю жизнь промаешься». Этот месяц был трудным и для тех, кто работал в поле и на огороде: нужно было не покладая рук заниматься посадками. Поэтому на каждый майский день существовали особые приметы и обычаи.
В последний день апреля отмечали: если небо ясное, день солнечный, значит, последний весенний месяц и даже все лето будет хорошим. Но даже если еще в апреле на деревьях появились первые зеленые листочки, в мае обязательно ждут холодов и заморозков.
Ненадежно майское тепло.
Дождь в мае - жди урожая.
Нехорош сухой май.
Коли май в начале теплый, жди холодов со второй половины.
Торжество пробуждения природы.
В астрологическом календаре по знакам Зодиака: рожденные в мае 1-20 мая - Тельцы, 21-31 мая - Близнецы; знак мая - Телец.
По «священным» деревьям календарь показывает, что рожденные с 1 по 14 мая имеют талисманом жасмин, с 15 по 24 мая - каштан, с 25 по 31 мая - ясень.
Талисман мая - гиацинт, камень-изумруд.
«Майская травка и голодного кормит.
Весенний дождь лишним не бывает.
Май холодный - год хлебородный.
Сколько в мае дождей, столько лет быть урожаю.
Первым весенним дождем смачивают голову, чтобы волосы росли так же быстро, как майская трава.
Хорошее начало мая может обернуться холодом в конце месяца: «В рубахах пахать, в шубах сеять». Особенно бывает холодно, когда дуб развернется. Соловей запевает, когда может напиться воды с березового листа. Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое; если ольха наперед - мокрое».

Весенние приметы

Много майских жуков - к урожаю проса.
Когда весной поверхность снега шершавая – к урожаю, гладкая – к неурожаю.
Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне – к холодному лету.
У берёзы раньше ольхи листья появились – лето будет солнечное, а если у ольхи раньше – холодное и дождливое.
Ранний прилет грачей и жаворонков – к тёплой весне.
Весной смотрят, как тают круги вокруг дерева: как круты края у круга, так крута (быстра) весна будет, а как пологи круги, так и она будет протяжлива.
Грачи, прилетающие весной, летят прямо на гнёзда – к дружной весне.
Зацвела мать-и-мачеха – к теплу.
Грачи играют – будет хорошая погода.
Если весной долго не линяют зайцы – ещё долго будет холод.
Трясогузка - ледоломка прилетит, так через 12 дён река пойдёт.
Высоко летящие и громко поющие жаворонки предвещают отменную погоду.
Если весной висят длинные и толстые сосульки – к урожаю яровых.
Когда весною прилетела ласточка – скоро гром загремит.
Роса появляется на траве с вечера – к хорошей погоде.
Если роса утром скоро высохнет – будет дождь, если не высохнет до полудня – тоже.
Если весной стаи журавлей тянут на север – быть тёплой погоде, если же потянут обратно на юг – быть снова холодам с частыми ветрами.
Журавли летят низко, быстро, тихо – к скорому ненастью.
На водоёмах появились широкие листья лилии – заморозков больше не будет.
Птицы садятся на верхушки деревьев – потеплеет.
Снег по весне тает на полночь (с северной стороны) от муравьиных куч – лето будет тёплое и долгое, а коли на полдень (с южной стороны) – то холодное и короткое.
У вороны (грачей) в гнезде пять или семь яиц – к хорошему году, три или четыре – к плохому.
Ранний прилёт жаворонков и грачей – к тёплой весне.
Ранний излёт пчёл – к красной весне.
Если из берёзы течёт много соку, то лето будет дождливое.
Весной летит много тенётника (паутины) – к хорошему лету.
Много хрущей (жуков с пластинчатыми усами) весною – к засухе.
Синие (дождевые) облака – к теплу и дождю.
Облака плывут быстро и высоко – к хорошей (ясной) погоде.

На Руси его называли «ярец» в честь славянского бога Солнца Ярилы, а также «травень-цветень», «святодень», «птичий пересвист». У греков май обязан своим названием богине гор Майе, которая именно в это время покрывает горы зеленью. У римлян Майя — богиня плодородия и весеннего обновления земли.

ПРИМЕТЫ МАЯ

Май весну венчает, лето встречает.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Как в мае дождь, так будет рожь.

Ай, ай, месяц май: тепл, а голоден!

Апрель теплый, май холодный — год хлебородный.

Майская трава и голодного кормит.

Много майских жуков — к сухому лету.

Сколько в мае дождей, столько лет быть урожаю.

Когда береза лист распустит перед ольхой — лето будет сухое, а если ольха перед березой — мокрое.

Мокрый май — будет каша и каравай.

Хорошее начало мая может обернуться холодом в конце месяца, поэтому говорили:

В рубахе пахать, в шубе сеять.

Обычно холода возвращаются, когда зацветет черемуха (черемуховые холода) и когда дуб развернется.

1 мая

День Козьмы , названный в честь святителя Космы. В этот день на горке ставили соломенное чучело на шесте, вокруг него пировали, а потом сжигали его с песнями и плясками. Когда горел огонь, кричали: «Лето встречаем, зиму провожаем», по аналогии с масленич-ными обрядами. В некоторых местностях маем называли украшенное дерево (типа троицкой березки).

Сей морковь и свеклу на Козьму.

Про морковь говорили так: «Она любит землю пес-чаную, на которой родится глаже и вкуснее, и в ботву не столько станет расти, на черной же земле боле траву пускает, нежели корень свой». Человеку, родившемуся в этот день, пророчили быть огородником.

2 мая

День Иоанна Ветхопещерника, или Ивана Воинственника.

Иван — весне новина.

Крестьяне приносили на поляны свежесотканные хол-сты и рубахи («новину»), полоскали их в реке, расстилали в поле, чтобы отбелились под солнцем. Холстом нового урожая одаривали Весну: на растеленный на лугу холст ставили пирог и, обращаясь на восток, говорили: «Вот тебе, матушка-весна, новая новина!»

На Ветхопещерника обновляй новину.

Уходили домой с надеждой, что Весна оденется в новину и за хлеб-соль уродит в изобилии лен, коноплю и рожь.

3 мая

День Федора , поминовение усопших. День назван в честь преподобного Феодора. По поверьям, взбудораженные весенним оживлением души умерших вылетают на свет Божий и ищут покоя, а потому не-обходимо навещать могилы родственников, прибирать кладбища, причитать или окликать покойных родителей. Во многих местностях на погостах слышны были «плачи» на могилах.

Федор — окликание предков.

На Федора покойники тоскуют по земле.

4 мая

День Прокла . Старики проклинали нечистую силу. Приметы этого дня:

Если муравей сытый и чистый — пшеница хорошо уродится.

Рано зацвела черемуха — к теплому лету.

5 мая

День преподобного Луки . Принято сажать на грядки лук.

Лук от семи недуг.

Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изво-дит.

Кто ест лук, избавлен будет от вечных мук. Лук да баня все правят. Голо, голо, а луковка во щи есть. Про мелкие печали или ничтожные огорчения, не за-служивающие слез, говорили так:

Горе луковое.

Луковую шелуху раскладывали по дому — она изгоняет злых духов и очищает жилище от скверны.

6 мая

День памяти великомученика Георгия По-бедоносца, в народном календаре — Егорьев день (Юрий вешний, Егорий весенний, Егорий вешний, Егорий хра-брый). В народном представлении его образ существует в трех ипостасях: воина, защитника скота и волчьего па-стыря. Говорили так:

Не бывать Весне на Святой Руси без Егория.

Вся живая тварь у Егория под рукой.

Считалось, что он покровительствует не только до-машней скотине, но и диким зверям, и если волк или медведь уносили овцу, то случай этот приписывали воле святого Георгия:

Что у волка в зубах, то Георгий дал.

По преданию, накануне своего вешнего дня святой Егорий объезжает на белом коне все леса и отдает наказы дикому зверью: где кормиться, чем промышлять-

Без Егорьева наказа и серый волк сыт не будет.

На что волк сер, а и тот по закону живет: что Егорий скажет, на том все и порешится.

Егорий-храбрый держит волка впроголодь, а то бы — хоть и скота не води.

День «Егория вешнего» (существует также «Егорий осенний») считался праздником пастухов: скот выгоняли на первый выпас. Важное это событие обставлялось це-лым рядом ритуальных действий. Хозяева пекли обрядо-вое печенье в виде «коровок», «лошадей» и «козулек», делали «соченое молоко» — толкли в ступе конопляное и льняное семя, разводили водой и давали скотине, чтобы узнать, здорова ли она. Животное, которое отказывалось пить это «молоко», считали больным. Затем «для пущего здоровья» скотину обливали во дворе талой водой. Рано утром на лугу хозяин «выкликал волка»:

Волк, волк, на какую животину от Егория тебе наказ вышел?!

После этого в поле бросали голову и ноги от зарезан-ной овцы. Хозяин обходил всю скотину с образом святого Георгия, а когда коров собирали в общее стадо, в часовне служили водосвятный молебен, после чего животных кро-пили святой водой и, наконец, гнали за околицу.

Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!

Ребята-подпаски стегали скот вербой и кричали:

Верба из-за моря,

Дай, верба, здоровья!

Верба, хлест —

Бей до слез!

Бери хворостинку —

Выгоняй скотинку!

Утром рано

Меть барана!

К хвосту первой в стаде коровы привязывали зеленую ветку, которая, сметая с травы ночную росу, обеспечивала обильные удои всему стаду. Старые пастухи уверяли, что средство это верное. В этот день чествовали пастуха: одаривали караваями, кормили в поле мирской яичницей и, по обычаю, окатывали водой, «чтобы не дремал», хотя больше надеялись все же на святого:

Хоть все глаза прогляди, а без Егория не усмотришь за стадом.

Чтобы Егорий не забрал скотину «волку на зуб», перед его иконой накануне этого дня ставили свечи. В обря-довых песнях, сопровождающих выгон скота, крестьяне обращались к святому с просьбой:

Егорий ты наш храбрый,

Макарий преподобный,

Ты паси нашу скотину

В поле и за полем,

В лесу и за лесом,

Под светлым месяцем,

Под красным солнышком

От волка хищного,

От медведя лютого,

От зверя лукавого.

В этот день украшали зеленью и цветами смазливого парня, ставили ему на голову круглый пирог, хороводом вели в поле, где трижды обходили посевы, а потом разво-дили костер, ели пирог и пели весенние песни. Открывался сезон хороводов, а посиделки заканчивались.

Ребятишки ходили по дворам славить Егория:

На Егорья вам,

На вешнего вам!

Телоньки, телитесь,

Кобылки, жеребитесь,

Овечки, ягнитесь,

Свинки, пороситесь,

Курочки, неситесь,

Петушки, топчитесь!

Хозяюшка, добрись,

Хозяин, не скупись!

Выносите к крыльцу

Ребятам по яйцу —

За наши труды

За егорьевские!

С этим днем связаны поговорки и приметы: На Руси два Егорья: один голодный, другой холодный (6 мая и 9 декабря).

Заегорит весна, так и зябкий мужик шубу с плеч до-лой.

Пришел Егорий — и весне не уйти.

На Егорья роса — будут добрые проса.

Егорий весну начинает, а Илья лето кончает.

На Егорья мороз — будет просо и овес.

На Егорья мороз — гречи хороши.

На Егорья дождь — скоту легкий год, гречи нерод.

Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов с Егорьева дня на все лето, пока хлеб в поле стоит.

Утренняя роса на Георгия считалась целебной. Ее соби-рали на льняные полотенца и отжимали до восхода солнца. На росную траву выгоняли гулять босиком детей:

Будь здоров, как Юрьева роса.

7 мая

День Саввы и Евсея , названный в честь пре-подобного Алексия и мученика Саввы Стратилата.

Савва и Евсей — овсы отсей.

Овес не князь — любит грязь.

Сей овес, когда босая нога на пашне не зябнет.

Овес сеяли или до, или после наступления полнолуния, и никогда — во время затмения.

Все запасы подходили к концу:

Про нашего Савву распустили славу: не пьет-де, не ест, а зерном мышей кормит!

8 мая

День Марка-ключника, названный в честь апостола святого Марка. Марк — хранитель ключей от дождя, ему молились от засухи:

Дети зазывали дождь:

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи!

Выйду на крылечко,

Дам огуречка,

Дам и хлеба каравай,

Только пуще поливай!

Первым майским дождиком смачивали голову, чтобы волосы росли, как майская трава. Если дождь, начавшийся в это день, льет до 11 мая, то следующие три года будут очень урожайными.

Зеленая радуга — к добрым урожайным дождям, высо-кая радуга — к хорошей погоде на месяц, низкая радуга — к ненастью.

На Марка в небе ярко, бабам в избе жарко.

9 мая

Дела, сделанные в этот день до восхода солн-ца, будут успешными.

Солнце встает багряное — к грозовому и пожарному лету.

Если кукует кукушка — домашние животные будут бо-леть; кукушка кукует раньше соловья — плохое лето.

10 мая

День Семена-ранопашца.

Не ленись с плужком — будешь с пирожком.

Землю пахать — не в бабки играть.

И поедим, и спляшем — только пашню вспашем.

На пашне огрехи — в кармане прорехи.

Стоя на первой вспаханной меже, пахари зазывали:

Ты, Мать-Сыра земля, укроти ветры полуночные, сдер-жи морозы-холода лютые. Ты взойди, солнце красное, люду на пораду, на добрые всходы! Ты взвейся, жавороночек, во синее небо. Огляди-ка, жавороночек, черную пашню. Ся землица крестьянская вся потом улита, сошенькою всковырена, слезами омыта.

Примета:

Яркая игра звезд перед первым яровым севом — к богатой яровине.

Петь в этот день нельзя — будет большой убыток, неурожай, и все дела пойдут в этот год плохо.

11 мая

День мученика Максима и апостола Ясона, исцелителей от лихорадки. Знахарей задабривали подар-ками.

На Ясона ветер тепляк-здоровяк.

Теплая и звездная ночь — к урожаю, а ясный восход — к ведренному лету.

Солнце на восходе ясное — ясное лето. Звездная ночь — хороший урожай.

Больных лечили «собранным» в этот день в ладанку теплым южным ветром и березовым соком, особенно целебным на Максима.

12 мая

День Девяти мучеников . Им молились от девяти напастей: чтобы не ломало, не томило, не жгло, не трясло, не вязало, не крутило, не слепило, с ног не валило и в мать-сыру землю не сводило.

13 мая

День Якова-звездоночного.

Теплый вечер и звездная ночь на Якова — к сухому ясному лету.

С этого дня прекращали всякое сватовство, ведь в мае жениться — значит всю жизнь маяться (по старо-му стилю в этот день май только, начинался). В первый майский вечер на лугу ставили молодое зеленое деревце, украшенное лентами, водили вокруг него хороводы, жгли костры и веселились. Во многих местах начинали сев.

Роса в этот день целебна. Не обрызгавшись этой росой, нельзя отправляться в дорогу — иначе все дела, связанные с ней, будут неудачными.

14 мая

День Еремея-запрягальника, яремника, названный в честь пророка Иеремии, и день иконы «Не-чаянная радость». В этот день не принято давать в долг зерна и хлеба — по поверьям, это приводит к плохому урожаю.

На Еремея по ранней росе иди на посев. Еремей, Еремей, про посевы разумей! На Еремея и ленивая соха в поле выезжает. Сей неделю после Егорья да другую после Еремея. Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба будет при-гожа.

Ель распустила почки — с севом надо торопиться.

15 мая

День благоверных князей Бориса и Глеба, сеятелей. Соловьиный праздник. Начинают петь соловьи.

Соловейка маленький,

Сизенький, касатенький!

Перышки рябенькие,

На крылышки легонький!

Спой в саду, пощебечи

Ты днем и в ночи:

Так — тьех-тьех, фьють-фьюти!

Так — тьех-тьех, фьють-фьюти!

Приметы:

Если соловья услышишь раньше кукушки — счастливо проведешь лето.

Соловей запел — весна на убыль пошла, а лето на прибавку.

Соловей поет всю ночь — будет солнечный день. Если соловей запел на голые деревья, то неурожай на садов и ну.

Услышав первого соловья, нужно успеть скинуть с себя рубашку — кожа тогда будет гладкой и красивой.

Если на Бориса удалось что-то выгодно продать — «весь год с барышом будешь» (еще этот день называют «барыш-день»).

16 мая

День Мавры-молочницы . У коров при-бавляется молока.

И хозяйке легко, коль на столе молоко. Зацветает черемуха, наступает похолодание.

Черемушка зеленая,

Тонкая, высокая,

Листом широкая!

Под лучами ясными,

Под звездами частыми

Цвети до зазимки —

С комля до вершинки!

На потеху старым,

На диво детям малым!

Появляется первая зелень:

Мавра — зеленые щи.

В зеленые щи крапиву ищи.

17 мая

Огород ограждали изгородью. Поставленная именно в этот день, она убережет посевы от злого глаза и порчи. В церкви заказывали молебны о дождях, растениях и животных, чтобы все хозяйство приносило прибыль.

18 мая

День Ирины-рассадницы, память мученицы Ирины . Пора пересаживать капустную рассаду на грядки, приговаривая:

Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, будь тугая; не будь красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика!

Первый кочан нужно накрыть самым большим горш-ком и белой скатертью. Работа эта издревле считалась исключительно женским делом: посаженные мужчиной, овощи зацветут, но плодов не дадут.

19 мая

День Иова-горошника, огуречника, росенника. Провести его нужно как можно тише, спокой-нее: поразмышлять о жизни, попросить прощения у тех, перед кем виноваты. День назван в честь праведного Иова Многострадального. Пора сеять горох:

Старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье.

И репу, и горох не сей подле дорог.

Иов росы распустил.

Опытные огородники знали: сеять горох нужно на за-кате солнца (чтобы воробьи не видели), при ущербной луне, на сырой земле. Горох, посеянный при северном ветре, будет жестким, при западном или юго-западном — мягким, на нем скоро появляются черви, и он сильно за-растает сорными травами.

Сей, сей горох,

Рассеивай горох!

Уродись, горох,

В огороде не плох!

И крупен, и бел —

На потеху всем,

И сам тридесят —

Для малых ребят!

Приметы этого дня:

Большая роса — к урожаю огурцов.

Ясный день — к обилию огурцов в этот год.

20 мая

Ходить босиком нельзя: это привлекает в дом змей и других ядовитых тварей, а также комаров и мух.

21 мая

День Ивана-Пшеничника.

Иван-пшеничник, загоняй кобылицу и паши землю под пшеницу!

Не сей пшеницу раньше дубового листа.

Дождь — будет много грибов.

Начало сева сопровождалось множеством ритуальных действий, призванных обеспечить хороший урожай. Чтобы летом не овладевала усталость, крестьяне накануне сева изображали различные сельскохозяйственные работы — косьбу, жатву, молотьбу. Чтобы хлеб лучше уродился; хозяин до восхода солнца потрясал сохой, а хозяйки пекли пироги в виде сохи и бороны.

На закате солнца славильщики обходили дворы с по-желаниями богатого урожая. Такие песни назывались «волочебными», а сами окликалыдики — «волочебниками» (от древнерусского слова «волочить» — медленно передвигаться). Будущие радости представлялись в таких песнях как уже свершившиеся:

Не шум шумит, не гром гремит —

Идут-бредут волочебнички,

Волочебнички, полуночнички.

— Хозяин ты наш батюшка!

Ты спишь или так лежишь?

Подари ты нас, волочебничков,

Волочебничков, нерадельничков.

Наши дары малы, не велики —

Пару яиц да пироги.

Не хочешь нас дарить — пойдем бродить,

Грязи толочить, людей смешить.

Хозяинушка наш батюшка!

Зажги огонь, сходи на двор.

На твоем-то дворе три радости:

Первая радость — коровка отелилась,

Другая радость — овечка оягнилась,

Третья радость — кобылка жеребилась.

Коровка телила — телочку,

Овечка ягнила — ярочку,

Все ярочки по парочке,

Твоим деткам на подарочки.

Кобылка жеребила — коника,

Коника все вороника.

С этим же, хозяинушка,

Живи здорово,

Живи богато!

Перед тем как начать сев, сеятель садился на борону и говорил так:

Как я весок и тяжел, так и хлеб мой будь на полосе весной — тяжкой; чтоб никто не мог на моей полосе цвет ни снять, ни сдуть, и чтоб дождь не омыл и буйный ветер не поснимал, кроме меня — хозяина. Так взойди, красное солнышко, на ниву, дай моему хлебу силу! А ты, Мать-Сыра земля, вскорми хлеба!

К семенам примешивали крошки хлеба, скорлупу яиц. Это должно было вернуть земле силу и дать ей плодородие.

Домашних животных в этот день принято было холить и лелеять. Была и другая забота: читались заговоры на прибавление ума, а в церкви заказывали молебны с этими же прошениями.

22 мая

День Николы вешнего, травного, тепло-го, или Никольщина (день перенесения мощей святого Николая), важная церковная и аграрная дата. В этот день святому Николаю Угоднику служили молебен, в котором просили его уберечь скот от падежа. К нему приурочивали посев хлебов, в некоторых местностях начинали сажать картофель. После Николы наступали теплые ночи, вы-растала густая трава.

Никола вешний — праздник конюхов. Принято было не работать и впервые в году выгонять лошадей в поле — на ночной подножный корм. Ребята в ночном жгли костры, во-дили хороводы, пели песни и плясали до утренней зари.

Велика милость Божья, коли в Николин день дождик польет.

Пришел бы Никола, а тепло будет!

С Николы вешнего сади картофель.

Проси Николу, а он Спасу укажет.

До Николы крепись, хоть разопнись, а с Николы не тужи.

До святого Николы не сей гречки, не стриги овечки.

Нет для мужика поборника лучше Николы-угодника.

23 мая

День Симона Зилота . Время собирать це-лебные коренья: травы наполнены особенными соками.

На Симона Зилота земля именинница — грех пахать.

В этот день промывали, протирали и выкладывали на солнце изделия с драгоценными камнями — чтобы долго сохраняли свой вид.

24 мая

День Мокия мокрого, названный в честь священномученика Мокия.

Мокро на Мокея — жди лета еще мокрее.

Если небо прохудится, то все лето будет дождик литься.

Туман на Мокея — к мокрому лету.

Восход багряный — к грозному и пожарному лету.

25 мая

День Епифана.

На Епифана утро в красном кафтане — к пожарному лету.

Если акация сильно пахнет и привлекает много пчел — долго будет стоять хорошая погода.

Если распустились белые кувшинки на озерах и пру-дах — заморозков больше не будет.

26 мая

День Лукерьи-комарницы. Начало кома-риного года.

Много комаров — готовь по ягоды коробов, много мошек — готовь по грибы лукошек.

27 мая

День святого мученика Исидора, или Си-дора-огуречника. Пора сеять ранние огурцы и лен. При-мечали: если весь день ясный, то будет хороший урожай огурцов, а если утро холодное и пасмурное и прояснится к вечеру, посеянные в этот день огурцы будут нехороши.

Кукушка кукует — пора сеять лен, стрижи прилетели — к теплу.

Сидор-видор, сею-вею беленький леночек (из хоро-водной песни).

На Сидора сиверко — лето будет холодное.

Прошли Сидоры, прошли и сиверы.

До Сидоров заморозки бьют.

Ласточки летают высоко — к хорошей погоде.

К Сидору приурочивали также первый посев льна

28 мая

День Пахома-бокогрея, память препо-добного Пахомия Великого. С Пахомия окончательно устанавливается летняя погода. В разгаре время появ-ления листвы и цветения, называемое в народе зеленым шумом.

Пришел Пахом — запахло теплом.

На Пахома тепло — все лето теплое.

На Пахома-травника и пустырь зелен.

Если зацвел можжевельник — пора сеять ячмень (до тех пор, пока цветет калина).

29 мая

День Федота-житника, память преподоб-ного Феодота.

Коли на Федота на дубу макушка с опушкой — будешь мерить овес кадушкой.

Придет Федот — последний дубовый листок развернет.

Пора сеять жито (ячмень). Сеяли, приговаривая:

Роди, Боже, жито гоже, а без гороху проживем по троху.

В засушливую весну крестьяне «ходили на гремячий»: шли к роднику и принимались поблизости от него копать землю. Если удавалось добраться до воды, это считалось большой удачей — дождик был уже близко, оставалось только позвать его:

Гой еси ты, дробен дождь! Пади на мою рожь, чтобы она росла, как лес высока, как дуб толста!

Секи, секи, дождь!

На нашу рожь,

На гречу и пшеницу,

Овес и чечевицу,

А на ячмень —

Поливай весь день!

Это день считался опасным: колдуны напускают на ветер порчу. Хозяева обходили свои владения и разбра-сывали семена, привлекая в дом счастье. Денег в долг не давали: это приведет к неудачам и безденежью.

30 мая

День преподобной Евфросинии, в миру Евдокии.

Какова Евдокия, таково и лето.

Заканчивается сев пшеницы. Если сережки на тополе вызрели за полторы-две недели до осиновых — много ро-дилось сморчков и строчков, можно начинать их сбор.

31 мая

Продолжали сеять лен и сажать огурцы. Дуб одевается, скотина наедается.

Дуб перед ясенем лист пустит — к сухому лету. Услышав кукушку, загадывали:

Ку-ку, кукушечка!

Ку-ку, рябушечка!

Сколько лет мне жить,

По земле ходить?

Примечали:

Кукушка закуковала — пора сеять лен.

Чтобы бел-волокнист уродился лен, сей его на молодой месяц; а чтобы собрать побольше льняного семени — жди полнолуния.

Уродись, бел ленок,

Тонок, долог и высок,

Вверх головистый,

Вниз коренистый,

С цветком голубым,

С корнем золотым.

С давних времен народные приметы о погоде и событиях предрекают наше будущее. Зная смысл майских примет, вы сможете правильно распорядиться временем и привлечь удачу и благополучие в этом месяце.

В народе месяц май носит несколько иных названий, отражающих его суть. Май называют «цветнем» и «травнем», поскольку именно в это время показываются зеленые побеги, раскрываются листья на деревьях и распускаются первые полевые цветы.

Народные приметы, посвященные месяцу маю, передавались из поколения в поколение и скрупулезно собирались сказителями. Самые верные из примет дошли до нас, чтобы рассказать чуть больше о завершающем весеннем месяце.

  • Теплое начало мая — к холодам в конце месяца.
  • Если май дождлив, то будет хороший урожай зерна.
  • Много паутины летает в травень — лето будет жарким.
  • Много березового сока собрали 11 мая — к холодному лету.
  • Холодный май — плодородный год.
  • Цветущая черемуха холод приносит.
  • Много лягушек в мае — хорошего урожая не жди.
  • Рано рябина зацвела — к короткой осени.
  • «Огненная» заря — к холоду.
  • Прилетела стая ласточек — надо ждать первых гроз.
  • Птицы на южной стороне гнездятся — надо ждать холодного лета.
  • Бледная Луна в майскую ночь — к утренним холодам.
  • Рано прилетели журавли — к жаркому и засушливому лету.
  • Если гром во время грозы быстро смолк — к скорому солнцу.
  • Много кукушка кукует — лето жарким будет.
  • Кто в мае не работает — тот в феврале не ест.
  • Птицы раньше обычного запели — примета скорого счастья.

  • Мошки тучами «висят» — день будет теплым.
  • Зацвела яблоня — будет знатный рыбный улов.
  • Сухой май — к дождливому и холодному лету.
  • Вечером костер гаснет как бы сам собой — к сильному ветру.
  • Как кувшинки на воде появились — холодов больше не будет.
  • Бабочки не появляются в мае — к очень холодному лету.
  • Свадьбу в мае сыграешь — всю жизнь маяться будешь.
  • В росе 6 мая искупаться — здоровья на год набраться.
  • Крапивы выпьешь 8 мая — нечистую силу изгонишь.
  • 20 мая надобно воду на солнце выставить: такой водой согретой умоешься — всю хворь с себя сгонишь.

  • Если 28 мая день теплый и солнечный, то и лето теплым будет. Если же дождь или холод — то тепла летом можно не ждать.
  • 9 мая новое дело начать — неудачу позвать.
  • В конце мая большая удача найти на дороге монеты: такая находка богатство сулит.
  • Дуб раньше ясеня листья развернул — к теплому лету и хорошему урожаю, а ясень раньше дуба — к холодам и «голодной» осени.
  • В мае травы собрать — здоровье снискать.
  • Птица на подоконник 11 мая села — к болезни.
  • Собаки ночами в мае долго воют — к непогоде.
  • Как черемуха отцветет — клев хороший начнется.

Наши предки примечали и передавали накопленную мудрость своим детям, внукам и правнукам. Она сохранилась в народных приметах на каждый день , помогающих жить счастливо. Мы желаем вам теплого мая и только хорошего настроения. Будьте счастливы, чаще улыбайтесь и не забывайте нажимать на кнопки и

04.05.2017 01:01

Людям всегда хотелось заглянуть в будущее и предугадать, что же будет завтра. Наши предки наблюдали за погодой и природными явлениями, ...

Устное творчество наших предков богато приметами на все случаи жизни. Многие из них несут предупреждающий...