Пришвин короткие рассказы для детей. Сказки и рассказы о природе

«Чистая поэзия» - так можно назвать рассказы Пришвина. Каждое слово, написанное им, - это намек на то, чего не увидишь поверхностным взглядом. Пришвина нужно не просто читать, им нужно наслаждаться, пытаться уловить тонкий смысл кажущихся простыми фраз. Назидания? Здесь они ни к чему, автор прекрасно это понимает. Особое внимание к каждой мелочи - вот, что действительно важно, вот чему учат рассказы Пришвина.

Отдельного внимания заслуживают рассказы Пришвина о животных. Кажется, вся флора и фауна средней полосы России заключена в них! Лишь два произведения - «Гости» и «Лисичкин хлеб», и столько названий: ворона, трясогузка, журавль, цапля, землеройка, лисица, гадюка, шмель, овсянка, гусь… Но и этого мало писателю, каждый житель леса и болот у него имеет свой особенный характер, свои повадки и привычки, голос и даже походку. Животные предстают перед нами как умные и сообразительные сушества ("Синий лапоть", "Изобретатель"), они могут не только мыслить, но и говорить ("Курица на столбах", "Ужасная встреча"). Интересно, что относится это не только к зверям, но и к растениям: шепот леса едва приметен в рассказе «Шепот в лесу», в «Золотом луге» одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются рано поутру, а гриб прокладывает себе дорогу из-под листвы в «Силаче».

Часто рассказы Пришвина повествуют нам о том, как равнодушны бывают люди ко всей красоте, находящейся рядом с ними. Чем чище и богаче духовно человек, тем больше ему открыты, тем больше он сможет увидеть в ней. Так почему мы забываем об этой простой мудрости сегодня? И когда мы это осознаем? Не будет ли уже поздно? Кто знает…

Михаил Пришвин «Лесной хозяин»

То было в солнечный день, а то расскажу, как было в лесу перед самым дождём. Наступила такая тишина, было такое напряжение в ожидании первых капель, что, казалось, каждый листик, каждая хвоинка силилась быть первой и поймать первую каплю дождя. И так стало в лесу, будто каждая мельчайшая сущность получила своё собственное, отдельное выражение.

Так вхожу я к ним в это время, и мне кажется: они все, как люди, повернулись ко мне лицами и по глупости своей у меня, как у бога, просят дождя.

— А ну-ка, старик, — приказал я дождю, — будет тебе всех нас томить, ехать, так ехать, начинай!

Но дождик в этот раз меня не послушался, и я вспомнил о своей новой соломенной шляпе: пойдёт дождь — и шляпа моя пропала. Но тут, думая о шляпе, увидел я необыкновенную ёлку. Росла она, конечно, в тени, и оттого сучья у нее когда-то были опущены вниз. Теперь же, после выборочной рубки, она очутилась на свету, и каждый сук её стал расти кверху. Наверно, и нижние суки со временем поднялись бы, но ветки эти, соприкоснувшись с землёй, выпустили корешки и прицепились... Так под ёлкой с поднятыми вверх сучьями внизу получился хороший шалашик. Нарубив лапнику, я уплотнил его, сделал вход, устелил внизу сиденье. И только уселся, чтобы начать новую беседу с дождём, как вижу, против меня совсем близко пылает большое дерево. Быстро схватил я с шалашика лапник, собрал его в веник и, стегая по горящему месту, мало-помалу пожар затушил раньше, чем пламя пережгло кору дерева кругом и тем сделало бы невозможным движение сока.

Вокруг дерева место не было обожжено костром, коров тут не пасли, и не могло быть подпасков, на которых все валят вину за пожары. Вспомнив свои детские разбойничьи годы, я сообразил, что смолу на дереве поджёг скорей всего какой-нибудь мальчишка из озорства, из любопытства поглядеть, как будет гореть смола. Спустившись в свои детские годы, я представил себе, до чего же это приятно взять чиркнуть спичкой и поджечь дерево.

Мне стало ясно, что вредитель, когда загорелась смола, вдруг увидел меня и скрылся тут же где-нибудь в ближайших кустах. Тогда, сделав вид, будто я продолжаю свой путь, посвистывая, удалился я с места пожара и, сделав несколько десятков шагов вдоль просеки, прыгнул в кусты и возвратился на старое место и тоже затаился.

Недолго пришлось мне ждать разбойника. Из куста вышел белокурый мальчик лет семи-восьми, с рыжеватым солнечным запёком, смелыми, открытыми глазами, полуголый и с отличным сложением. Он враждебно поглядел в сторону просеки, куда я ушёл, поднял еловую шишку и, желая пустить её в меня, так размахнулся, что перевернулся даже вокруг себя.

Это его не смутило; напротив, он, как настоящий хозяин лесов, заложил обе руки в карманы, стал разглядывать место пожара и сказал:

— Выходи, Зина, он ушёл!

Вышла девочка, чуть постарше, чуть повыше и с большой корзиной в руке.

— Зина, — сказал мальчик, — знаешь что?

Зина глянула на него большими спокойными глазами и ответила просто:

— Нет, Вася, не знаю.

— Где тебе! — вымолвил хозяин лесов. — Я хочу сказать тебе: не приди тот человек, не погаси он пожар, то, пожалуй, от этого дерева сгорел бы весь лес. Вот бы мы тогда поглядели!

— Дурак ты! — сказала Зина.

— Правда, Зина, — сказал я, — вздумал чем хвастаться, настоящий дурак!

И как только я сказал эти слова, задорный хозяин лесов вдруг, как говорят, «улепетнул».

А Зина, видимо, и не думала отвечать за разбойника, она спокойно глядела на меня, только бровки её поднимались чуть-чуть удивлённо.

При виде такой разумной девочки мне захотелось обратить всю эту историю в шутку, расположить её к себе и потом вместе обработать хозяина лесов.

Как раз в это время напряжение всех живых существ, ожидающих дождя, дошло до крайности.

— Зина, — сказал я, — смотри, как все листки, все травинки ждут дождя. Вон заячья капуста даже на пень забралась, чтобы захватить первые капли.

Девочке моя шутка понравилась, она милостиво мне улыбнулась.

— Ну, старик, — сказал я дождю, — будет тебе всех нас томить, начинай, поехали!

И в этот раз дождик послушался, пошёл. А девочка серьёзно, вдумчиво сосредоточилась на мне и губки поджала, как будто хотела сказать: «Шутки шутками, а всё-таки дождик пошел».

— Зина, — сказал я поспешно, — скажи, что у тебя в этой большой корзине?

Она показала: там было два белых гриба. Мы уложили в корзину мою новую шляпу, закрыли папоротником и направились от дождя в мой шалаш. Наломав ещё лапнику, мы укрыли его хорошо и залезли.

— Вася, — крикнула девочка. — Будет дурить, выходи!

И хозяин лесов, подгоняемый проливным дождем, не замедлил явиться.

Как только мальчик уселся рядом с нами и захотел что-то сказать, я поднял вверх указательный палец и приказал хозяину:

— Ни гу-гу!

И все мы трое замерли.

Невозможно передать прелести пребывания в лесу под ёлкой во время тёплого летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождём, ворвался в середину нашей густой ёлки и уселся над самым шалашом. Совсем на виду под веточкой устроился зяблик. Ёжик пришёл. Проковылял мимо заяц. И долго дождик шептал и шептал что-то нашей ёлке. И мы долго сидели, и всё было так, будто настоящий хозяин лесов каждому из нас отдельно шептал, шептал, шептал...

Михаил Пришвин «Сухостойное дерево»

Когда дождик прошёл и всё вокруг засверкало, мы по тропе, пробитой ногами прохожих, вышли из леса. При самом выходе стояло огромное и когда-то могучее дерево, перевидевшее не одно поколение людей. Теперь оно стояло совершенно умершее, было, как говорят лесники, «сухостойное».

Оглядев это дерево, я сказал детям:

— Быть может, прохожий человек, желая здесь отдохнуть, воткнул топор в это дерево и на топор повесил свой тяжёлый мешок. Дерево после того заболело и стало залечивать ранку смолой. А может быть, спасаясь от охотника, в густой кроне этого дерева затаилась белка, и охотник, чтобы выгнать её из убежища, принялся тяжёлым поленом стучать по стволу. Бывает довольно одного только удара, чтобы дерево заболело.

И много, много с деревом, как и с человеком и со всяким живым существом, может случиться такого, от чего возьмётся болезнь. Или, может быть, молния стукнула?

С чего-то началось, и дерево стало заливать свою рану смолой. Когда же дерево стало хворать, об этом, конечно, узнал червяк. Закорыш забрался под кору и стал там точить. По-своему как-то о червяке узнал дятел и в поисках закорыша стал долбить там и тут дерево. Скоро ли найдёшь? А то, может быть, и так, что, пока дятел долбит и раздолбит так, что можно бы ему и схватить, закорыш в это время продвинется, и лесному плотнику надо снова долбить. И не один же закорыш, и не один тоже дятел. Так долбят дерево дятлы, а дерево, ослабевая, всё заливает смолой.

Теперь поглядите вокруг дерева на следы костров и понимайте: по этой тропе люди ходят, тут останавливаются на отдых и, несмотря на запрет в лесу костры разводить, собирают дрова и поджигают. А чтобы скорей разжигалось, стёсывают с дерева смолистую корку. Так мало-помалу от стёсывания образовалось вокруг дерева белое кольцо, движение соков вверх прекратилось, и дерево засохло. Теперь скажите, кто же виноват в гибели прекрасного дерева, простоявшего не меньше двух столетий на месте: болезнь, молния, закорыш, дятлы?

— Закорыш! — быстро сказал Вася.

И, поглядев на Зину, поправился:

Дети были, наверно, очень дружны, и быстрый Вася привык читать правду с лица спокойной умницы Зины. Так, наверно, он слизнул бы с её лица и в этот раз правду, но я спросил её:

— А ты, Зиночка, как ты, милая дочка моя, думаешь?

Девочка обняла рукой ротик, умными глазами поглядела на меня, как в школе на учителя, и ответила:

— Наверное, виноваты люди.

— Люди, люди виноваты, — подхватил я за ней.

И, как настоящий учитель, рассказал им о всём, как я думаю сам для себя: что дятлы и закорыш не виноваты, потому что нет у них ни ума человеческого, ни совести, освещающих вину в человеке; что каждый из нас родится хозяином природы, но только должен много учиться понимать лес, чтобы получить право им распоряжаться и сделаться настоящим хозяином леса.

Не забыл я рассказать и о себе, что до сих пор учусь постоянно и без какого-нибудь плана или замысла, ни во что в лесу не вмешиваюсь.

Тут не забыл я рассказать и о недавнем своём открытии огненных стрелок, и о том, как пощадил даже одну паутинку.

После того мы вышли из леса, и так со мною теперь постоянно бывает: в лесу веду себя как ученик, а из леса выхожу как учитель.

Михаил Пришвин «Этажи леса»

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях — в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнёздышки прямо на земле; дрозды — ещё повыше, на кустарниках; дупляные птицы — дятел, синички, совы — ещё повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы.

Мне пришлось однажды наблюдать в лесу, что у них, зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскрёбах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живёт непременно в своём этаже.

Однажды на охоте мы пришли к полянке с погибшими берёзами. Это часто бывает, что берёзы дорастут до какого-то возраста и засохнут.

Другое дерево, засохнув, роняет на землю кору, и оттого непокрытая древесина скоро гниёт и всё дерево падает, у берёзы же кора не падает; эта смолистая, белая снаружи кора — береста — бывает непроницаемым футляром для дерева, и умершее дерево долго стоит, как живое.

Даже когда и сгниет дерево и древесина превратится в труху, отяжелённую влагой, с виду белая берёза стоит, как живая. Но стоит, однако, хорошенько толкнуть такое дерево, как вдруг оно разломится всё на тяжёлые куски и падает. Валить такие деревья — занятие очень весёлое, но и опасное: куском дерева, если не увернёшься, может здорово хватить тебя по голове. Но всё-таки мы, охотники, не очень боимся и когда попадаем к таким берёзам, то друг перед другом начинаем их рушить.

Так пришли мы к поляне с такими берёзами и обрушили довольно высокую берёзу. Падая, в воздухе она разломилась на несколько кусков, и в одном из них было дупло с гнездом гаечки. Маленькие птенчики при падении дерева не пострадали, только вместе со своим гнёздышком вывалились из дупла. Голые птенцы, покрытые пёрышками, раскрывали широкие красные рты и, принимая нас за родителей, пищали и просили у нас червячка. Мы раскопали землю, нашли червячков, дали им перекусить, они ели, глотали и опять пищали.

Очень скоро прилетели родители, гаечки-синички, с белыми пухлыми щёчками и с червячками во ртах, сели на рядом стоящих деревьях.

— Здравствуйте, дорогие, — сказали мы им, — вышло несчастье; мы этого не хотели.

Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети. Нас они нисколько не боялись, порхали с ветки на ветку в большой тревоге.

— Да вот же они! — показывали мы им гнездо на земле. — Вот они, прислушайтесь, как они пищат, как зовут вас!

Гаечки ничего не слушали, суетились, беспокоились и не хотели спуститься вниз и выйти за пределы своего этажа.

— А может быть, — сказали мы друг другу, — они нас боятся. Давай спрячемся! — И спрятались.

Нет! Птенцы пищали, родители пищали, порхали, но вниз не спускались.

Мы догадались тогда, что у птичек не как у нас в небоскрёбах, они не могут перемениться этажами: им теперь просто кажется, что весь этаж с их птенцами исчез.

— Ой-ой-ой, — сказал мой спутник, — ну какие же вы дурачки!..

Жалко стало и смешно: такие славные и с крылышками, а понять ничего не хотят.

Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на какой находился разрушенный этаж.

Нам недолго пришлось ждать в засаде: через несколько минут счастливые родители встретили своих птенчиков.

Михаил Пришвин «Старый скворец»

Скворцы вывелись и улетели, и давно уже их место в скворечнике занято воробьями. Но до сих пор на ту же яблоню в хорошее росистое утро прилетает старый скворец и поёт.

Вот странно!

Казалось бы, всё уже кончено, самка давно вывела птенцов, детёныши выросли и улетели...

Для чего же старый скворец прилетает каждое утро на яблоню, где прошла его весна, и поёт?

Михаил Пришвин «Паутинка»

Вот был солнечный день, такой яркий, что лучи проникали даже и в самый тёмный лес. Шёл я вперёд по такой узенькой просеке, что некоторые деревья с одной стороны перегибались на другую, и это дерево шептало своими листиками что-то другому дереву, на той стороне. Ветер был очень слабый, но всё-таки он был: и наверху лепетали осинки, и внизу, как всегда, важно раскачивались папоротники.

Вдруг я заметил: со стороны на сторону через просеку, слева направо, беспрерывно там и тут перелетают какие-то мелкие огненные стрелки. Как всегда в таких случаях, я сосредоточил своё внимание на стрелках и скоро заметил, что движение стрелок происходит по ветру, слева направо.

Ещё я заметил, что на ёлках их обычные побеги-лапки вышли из своих оранжевых сорочек и ветер сдувал эти ненужные больше сорочки с каждого дерева во множестве великом: каждая новая лапка на ёлке рождалась в оранжевой сорочке, и теперь сколько лапок, столько сорочек слетало — тысячи, миллионы...

Мне видно было, как одна из этих слетающих сорочек встретилась с одной из летящих стрелок и вдруг повисла в воздухе, а стрелка исчезла.

Я понял тогда, что сорочка повисла на невидимой мне паутинке, и это дало мне возможность в упор подойти к паутинке и вполне понять явление стрелок: ветер поддувает паутинку к солнечному лучу, блестящая паутинка вспыхивает от света, и от этого кажется, будто стрелка летит.

В то же время я понял, что паутинок этих, протянутых через просеку, великое множество, и, значит, если я шёл, то разрывал их, сам не зная того, тысячами.

Мне казалось, что у меня была такая важная цель — учиться в лесу быть его настоящим хозяином, — что я имел право рвать все паутинки и заставлять всех лесных пауков работать для моей цели. Но эту замеченную мной паутинку я почему-то пощадил: ведь это она же благодаря повисшей на ней сорочке помогла разгадать мне явление стрелок.

Был ли я жесток, разрывая тысячи паутинок?

Нисколько: я же их не видел — моя жестокость была следствием моей физической силы.

Был ли я милостив, наклоняя для спасения паутинки свою натруженную спину? Не думаю: в лесу я веду себя учеником, и если бы я мог, то ничего бы не тронул.

Спасение этой паутинки я отношу к действию моего сосредоточенного внимания.

Кто не помнит своих первых книжек? Вероятно, не найдется такого человека. С первых толстых страниц «малышкиных» книжек начинается знакомство детей с миром, окружающим их. Они узнают о жителях леса и их повадках, о домашних животных и пользе их для человека, о жизни растений и временах года. Книги постепенно, с каждой страницей приближают малышей к миру природы, учат беречь ее, жить с ней в гармонии.

Особое, уникальное место среди литературных произведений, предназначенных для детского чтения, занимают рассказы Пришвина о природе. Непревзойденный мастер короткого жанра, он тонко и понятно описывал мир лесных обитателей. Иногда для этого ему хватало нескольких предложений.

Наблюдательность юного натуралиста

Еще мальчиком почувствовал свое призвание к писательству М. Пришвин. Рассказы о природе появились еще в первых заметках собственного дневника, начало которому было положено в детстве будущего писателя. Он рос любознательным и очень внимательным к мелочам ребенком. Небольшое имение, где провел свое детство Пришвин, находилось в Орловской губернии, славившейся густыми лесами, порой непроходимыми.

Увлекательные рассказы охотников о встречах с обитателями леса с раннего детства будоражили фантазию мальчика. Как ни просился юный натуралист на охоту, впервые его желание исполнилось только в 13 лет. До этого времени ему позволялось гулять только в округе, а для такого уединения он использовал любую возможность.

Первые лесные впечатления

Во время любимых прогулок по лесу юный фантазер с наслаждением заслушивался пением птиц, внимательно приглядывался к малейшим изменениям в природе и искал встречи с его таинственными обитателями. Нередко ему попадало от матери за долгое отсутствие. Но рассказы мальчика о его лесных открытиях были настолько эмоциональны и полны восторга, что родительский гнев быстро сменялся на милость. Все свои наблюдения маленький натуралист сразу записывал в дневник.

Именно эти первые записи впечатлений от встреч с тайнами природы вошли в рассказы про природу Пришвина и помогли найти писателю те точные слова, которые стали понятны даже малышам.

Проба пера

Писательский талант юного любителя природы был впервые по-настоящему замечен в Елецкой гимназии, где учителем географии в то время работал писатель В. Розанов. Именно он отметил внимательное отношение подростка к родной земле и умение точно, кратко, очень понятно описывать свои впечатления в школьных сочинениях. Признание учителем особой наблюдательности Пришвина впоследствии сыграло важную роль в принятии решения посвятить себя литературе. Но принято оно будет только к 30 годам, а все предшествующие годы копилкой натуралистических впечатлений станет его дневник. Из этой копилки появятся многие рассказы Пришвина о природе, написанные для маленьких читателей.

Участник экспедиции в северные края

Тяга будущего писателя к биологии проявилась сначала в желании приобрести профессию агронома (учился в Германии). Затем он успешно применял полученные знания в сельскохозяйственной науке (работал в сельскохозяйственной академии Москвы). Но переломным событием в его жизни стало знакомство с академиком-языковедом А.А. Шахматовым.

Всеобщий интерес к этнографии подтолкнул писателя отправиться с научной экспедицией в северные районы России для изучения фольклора и собирательства местных сказаний.

Природа родных мест победила сомнения

Девственность и чистота северных пейзажей оказала на писателя неизгладимое впечатление, и этот факт стал переломной точкой в определении его предназначения. Именно в этом путешествии его мысли часто уносились в детство, когда мальчиком он хотел убежать в далекую Азию. Здесь, среди нетронутых лесных просторов, он понял, что родная природа стала для него той самой мечтой, но не далекой, а близкой и понятной. «Только тут впервые я понял, что значит жить самому и самому за себя отвечать», - писал на страницах дневника Пришвин. Рассказы о природе составили основу впечатлений от того путешествия и вошли в натуралистический сборник «В краю непуганых птиц». Широкое признание книги распахнуло для ее автора двери во все литературные общества.

Получив в своих путешествиях неоценимый опыт натуралиста, писатель одну за другой рождает книги. Путевые заметки и очерки натуралиста лягут в основу таких произведений, как «За волшебным колобком», «Светлое озеро», «Черный араб», «Птичье кладбище» и «Славны бубны». В русских литературных кругах «певцом природы» будет признан именно Михаил Пришвин. Рассказы о природе, написанные к этому времени, уже были очень популярны и служили примером для изучения словесности в начальных классах гимназий.

Певец природы

В 20-е годы появляются первые рассказы Пришвина о природе, положившие начало целой серии коротких зарисовок о жизни леса - детские и охотничьи. Натуралистические и географические заметки на этом этапе творчества получают философско-поэтическую окраску и собираются в книгу «Календарь природы», где «поэтом и певцом чистой жизни» становится сам Пришвин. Рассказы о природе теперь полностью посвящены воспеванию красот, окружающих нас. Добрый, гуманный и простой для понимания язык повествования не может оставить равнодушным никого. В этих литературных зарисовках маленькие читатели не только открывают для себя новый мир лесных обитателей, но и учатся понимать, что значит внимательное отношение к ним.

Нравственный стержень детских рассказов М. Пришвина

Получив определенный багаж знаний в первые годы жизни, дети продолжают пополнять его, переступив порог школы. Бережливость к природным богатствам земли формируется как на этапе познания, так и в процессе их творчества. Человек и природа в рассказах Пришвина - та самая основа воспитания нравственных ценностей, которая должна быть заложена с раннего детства. А особое воздействие на хрупкие чувства детей оказывает художественная литература. Именно книга служит платформой знаний, опорой для будущей цельной личности.

Ценность пришвинских рассказов для нравственного воспитания детей заключена в его собственном восприятии природы. Главным персонажем на страницах коротких рассказов становится сам автор. Отражая свои детские впечатления посредством охотничьих этюдов, писатель доносит малышам важную мысль: охотиться надо не за животными, а за знаниями о них. Он уходил на охоту за скворцами, перепелками, бабочками и кузнечиками без ружья. Объясняя такую странность для бывалых лесников, он говорил, что главный его трофей - находки и наблюдения. Охотник за находками очень тонко подмечает любые изменения вокруг, и под его пером между строк природа наполняется жизнью: она звучит и дышит.

Живые страницы со звуками и дыханием

Со страниц книг писателя-натуралиста доносятся настоящие звуки и говор лесной жизни. Обитатели зеленых просторов свистят и кукуют, орут и пищат, гудят и шипят. Трава, деревья, ручьи и озера, тропинки и даже старые пни - все живут настоящей жизнью. В рассказе «Золотой луг» простые одуванчики засыпают на ночь и пробуждаются с восходом солнца. Так же как люди. Знакомый для всех гриб, с трудом поднимающий на своих плечах листву, сравнивается с богатырем в «Силаче». В «Опушке» дети глазами автора видят ель, похожую на облаченную в длинное платье даму, и ее спутниц - елочек-голоножек.

Рассказы Пришвина о природе, так легко воспринимаемые детской фантазией и заставляющие малышей смотреть на мир природы глазами радости и удивления, бесспорно говорят о том, что писатель до старости сохранил в своей душе мир ребенка.

Рассказы о природе в форме коротких заметок, знакомят с окружающим миром растений и животных, жизнью леса и сезонными явлениями природы, наблюдаемые в разное время года.

Небольшие зарисовки каждого времени года передают настроение природы в небольших произведениях, написанных творцами русской прозы. Маленькие рассказы, зарисовки и заметки собраны на страницах нашего сайта в небольшой сборник коротких рассказов о природе для детей и школьников.

Природа в коротких рассказах М. М. Пришвина

Михаил Михайлович Пришвин непревзойденный мастер короткого жанра, в своих заметках настолько тонко описывающий природу всего в двух-трех предложениях. Небольшие рассказы М. М. Пришвина - это этюды о природе, наблюдения за растениями и животными, короткие очерки из жизни леса в разное время года. Из книги "Времена года" (избранные зарисовки):

Природа в коротких рассказах К. Д. Ушинского

Педагогический опыт, идеи, цитаты, ставшие основой в воспитании человека передал в своих работах Ушинский Константин Дмитриевич. Его сказки о природе передают безграничные возможности родного слова, наполнены патриотическими чувствами к родному краю, учат добру и бережному отношению к окружающему миру и природе.

Рассказы о растениях и животных

Рассказы о временах года

Природа в коротких рассказах К. Г. Паустовского

Невероятное описание природы в разных её проявлениях, используя все богатство словаря русского языка можно встретить в небольших рассказах Паустовского Константина Георгиевича. В удивительно легких и доступных строках проза автора, словно музыка композитора, оживает в рассказах на краткий миг перенося читателя в живой мир русской природы.

Природа в коротких рассказах А. Н. Тумбасова

Этюды Тумбасова Анатолия Николаевича о природе представляют собой небольшие эссе каждого времени года. Вместе с автором совершите свое маленькое путешествие в удивительный мир природы.

Времена года в рассказах русских писателей

Небольшие рассказы русских писателей, строки которых неотъемлемо объединяет чувство любви к родной природе.

Весна

Лето

Осень

Зима

Пересказ рассказа требует не только запоминания текста, но и вдумчивости в слова, в содержание рассказа.

Михаил Пришвин (1873 – 1954) был влюблен в природу. Он восхищался ее величием и красотой, изучал повадки лесных зверюшек и умел увлекательно и очень по-доброму писать об этом. Короткие рассказы Пришвина для детей написаны простым языком, понятным даже детсадовцам. Родителям, которые хотят пробудить в своих детях доброе отношение ко всему живому и научить замечать красоту окружающего мира, стоит почаще рассказы Пришвина читать и малышам, и ребятам постарше. Детям нравится такое чтение, после они возвращаются к нему по нескольку раз.

Название Время Популярность
10:26 100
03:36 90
01:59 400
00:25 80
01:10 70
03:28 500
01:44 60
01:12 800
05:11 50
1:13:02 1000
02:06 40
01:58 700
02:01 600
01:37 30
01:58 900
04:21 20
02:14 650
03:19 130

Рассказы Пришвина о природе

Писатель любил наблюдать за жизнью леса. «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался», - писал он. В детских рассказах Пришвина о природе так точно и достоверно описаны шелест листьев, журчание ручья, дуновения ветерка, лесные запахи, что любой маленький читатель невольно переносится в своем воображении туда, где побывал автор, начинает остро и ярко ощущать всю красоту лесного мира.

Рассказы Пришвина о животных

С детства Миша Пришвин с теплотой и любовью относился к птичкам и зверюшкам. Он дружил с ними, пытался научиться понимать их язык, изучал их жизнь, стараясь не потревожить. В рассказах Пришвина о животных переданы занимательные истории о встречах автора с разными зверьками. Там встречаются веселые эпизоды, заставляющие детскую аудиторию смеяться и удивляться уму и сообразительности братьев наших меньших. А есть грустные истории о зверюшках, попавших в беду, вызывающие чувство сопереживания и желание помочь у ребят.

В любом случае, все эти истории пронизаны добротой и имеют, как правило, счастливый конец. Нашим детишкам, растущим в пыльных и шумных городах, особенно полезно рассказы Пришвина читать почаще. Так давайте же поскорее начнем и погрузимся вместе с ними в волшебный мир природы!