Проблемы познания в истории философии. Структура философского знания Кто из философов занимался проблемой познания

ПОЗНАНИЕ

Научное познание

Универсальные способы познания

Познанием называют деятельность, направленную на получение знаний. Философские проблемы познания изучаются гносеологией.

Познание - важнейший вид человеческой деятельности. В процессе познания человек вначале учится использовать внешний мир, приспосабливаясь к этому миру, а затем учится изменять мир, приспосабливая его к своим потребностям. Человек познает для того, чтобы улучшать свою жизнь, делать ее все более совершенной. Познавая, человек увеличивает свои возможности как активного творца действительности. В этом заключается сущность процесса познания.

Одной из ведущих проблем современной теории познания является вопрос о соотношении субъекта и объекта познания.

Объектом любого действия называют то, на что направлено это действие. Субъектом деятельности называют того, кто осуществляет эту деятельность.

Объектом познания называется то, на что направлено познание. Это та часть мира, которая познается субъектом познания.

Субъектом познания называют конкретного носителя познавательной деятельности. Субъектами познания могут выступать отдельные люди, группы людей, общество в целом.

Человек может сделать объектом познания самого себя, свой внутренний мир. В таком случае говорят о самопознании. Многие философы, начиная с античности, считали самопознание необходимым условием мудрости. "Познай самого себя", - гласило приписываемое Фалесу изречение, написанное над входом в дельфийский храм Аполлона. В то же время другие мыслители осуждали превращение собственных чувств и мыслей в предмет пристального внимания, полагая, что подобная самонаправленность сознания (рефлексия) отвлекает человека от активной деятельности, направленной на внешний мир.

В процессе познания выделяют два уровня: чувственный и рациональный.

Чувственное познание осуществляется с помощью органов внешних чувств. Ступенями чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления.

Ощущения возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека. Ощущения передают только отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание.

Целостный образ предмета создают восприятия, представляющие собой совокупность ощущений.

Более высокой ступенью чувственного познания выступают представления - образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятий. Представления возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосредственного воздействия на внешние чувства человека.

С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения закономерностей их существования чувственного опыта недостаточно. Задачу обобщения информации, полученной чувственным путем, выполняет рациональное познание.

Рациональное (от лат. ratio - разум) познание осуществляется с помощью разума. Рациональное познание представляет собой процесс абстрактного (отвлеченного от частных, несущественных свойств предмета) размышления. Основными ступенями рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения.

Элементарной единицей абстрактного мышления является понятие. Из понятий строятся все логические рассуждения. Понятия отражают общие, существенные признаки предметов. Понятие выражается с помощью слова или словосочетания.

Следующая ступень рационального познания - суждение. Суждением называют совокупность понятий, отражающую связи и отношения между предметами и их свойствами. Суждение утверждает или отрицает что-либо. Выражаются суждения в форме предложений.

Третьей ступенью рационального познания является умозаключение. Умозаключение представляет собой процесс получения одних суждений из других на основании законов логики. Умозаключения не зависят непосредственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления.

Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык - это система знаков, передающих информацию. Наибольшее значение в человеческом обществе имеет вербальный язык. Вербальный (от лат. verbum - слово) язык - это система звуковых, словарных и грамматических средств, с помощью которых выражаются процессы мышления.

Кроме чувственного и рационального познания существует интуитивное познание - непосредственное постижение сути вещей. Интуиция (от лат. intueri - пристально всматриваться) - это способность прямого усмотрения истины. Интуитивное познание происходит вне процесса чувственного ознакомления с предметом и вне обдумывания.

В истории гносеологии выделяют ряд направлений, отдающих преимущество тому или иному источнику познания. Важнейшими из них являются сенсуализм, рационализм и интуитивизм.



Направление философии, утверждающее, что основным источником познания являются внешние чувства, называется сенсуализмом (от лат. sensus - чувство). Сенсуалисты полагают, что знания, получаемые с помощью внешних чувств, являются первичным источником всех других знаний. По их мнению, данные чувственного опыта представляют собой нечто вроде атомов, или элементов, из которых строятся все остальные человеческие знания. "Нет ничего в интеллекте, чего не было бы ранее в чувствах", - гласит самый известный лозунг сенсуализма. К сенсуализму относят учение античного философа Эпикура, философские системы английских просветителей Томаса Гоббса и Джона Локка.

Рационализм утверждает, что источником истинных знаний является разум. Чувства могут дать только поверхностные, внешние знания о предметах. Суть вещей постигает только разум. К рационализму относят учения Сократа, Платона, Аристотеля, Декарта, Лейбница, Канта, Гегеля и других философов, провозглашавших независимость разума от внешних чувств. По их мнению, разум изначально обладает внутренне присущими предпосылками знаний, на основе которых развивается процесс познания.

Интуитивизм полагает, что истинные знания достигаются путем прямого проникновения в сущность предметов без посредства чувственного опыта и рассуждения, т.е. путем интуиции. Религиозный интуитивизм считает источником истинного знания божественное откровение. Эстетический интуитивизм полагает, что основным источником знаний является эмоционально-интуитивное озарение, так называемое вдохновение, в результате которого создаются гениальные произведения искусства, раскрывающие истину в форме художественного образа. Интуитивизм получил особое распространение в средневековой мистике, в учениях немецких философов-классиков Фридриха Шеллинга, Артура Шопенгауэра, французского философа начала ХХ в. Анри Бергсона, многих представителей русской религиозной философии конца ХIХ - начала ХХ в.

Результатом процесса познания являются знания. Знаниями называют представления о мире, или идеальные образы мира, находящиеся в сознании людей.

Знания могут быть индивидуальными, принадлежащими одному человеку, и коллективными, принадлежащими обществу в целом.

Знания могут соответствовать действительности (такие знания называются истинными), могут отличаться или противоречить действительности (такие знания называются заблуждениями или ложью). Чем полнее совпадает образ действительности с самой действительностью, тем истиннее наше знание.

Следует, однако, учесть, что определение истины как знания, соответствующего действительности, отражает только логический аспект познания. Проблема истины в истории философии рассматривается намного шире, включая самые различные стороны ее существования: объективность и субъективность, относительность и абсолютность, абстрактность и конкретность. Важное место в истории философии занимают вопрос о критериях истины и вопрос о самой возможности существования истины.

Проблемы познания в истории философии

Важнейшими проблемами гносеологии являются следующие вопросы: что такое знание, в чем состоит сущность познания, каковы источники познания, как соотносится знание со своим предметом? Двумя основными вопросами теории познания являются вопросы: Что я могу знать? и Что есть истина?

Учение об истине занимает центральное место в теории познания, т.к. проблема истины раскрывает вопрос о сущности познания.

Наиболее распространенным в истории философии является определение истины как знания, соответствующего действительности. Это формально-логическое определение истины дал еще Аристотель.

Однако уже в античной философии сложилась и другая (внелогическая) концепция истины. Согласно этой концепции, истиной называют знание, соответствующее не тому, каковы вещи в действительности, а тому, каковыми они должны быть, т.е. каковы они по замыслу, идее. Истины - это знания об идеалах, о сущностях вещей, к которым и стремится познающий ум. Отождествление истины с идеальной сущностью вещей происходит в учениях Сократа, Платона, Гегеля.

"Когда я знаю, как нечто существует, говорят, что я обладаю истиной. Так первоначально представляют себе истину. Это, однако, истина лишь по отношению к сознанию или формальная истина, это только правильность. Истина же в более глубоком смысле состоит, напротив, в том, что объективность тождественна с понятием. Об этом-то наиболее глубоком смысле истины идет речь, когда говорят об истинном государстве или истинном произведении искусства. Эти предметы истинны, когда они суть то, чем они должны быть, т.е. когда их реальность соответствует их понятию. Понимаемое таким образом неистинное есть то же самое, что обычно называют также и плохим. Плохой человек есть неистинный человек, т.е. человек, который не ведет себя согласно своему понятию или своему назначению", - писал Гегель.

Важную роль в учении об истине занимает вопрос об объективности и субъективности истины: существует ли объективная, независящая от человеческого сознания, истина, или же она всегда зависит от сознания познающего субъекта, т.е. субъективна?

Этот вопрос впервые поставили софисты. Они утверждали, что критерий истинности любого знания находится в самом человеке - объективной, не зависимой от человека истины не существует. В конце XIX в. немецкий философ Фридрих Ницше в рамках этой же линии писал: "Истина не есть нечто такое, что нужно найти, а есть нечто такое, что нужно создать".

Взгляды софистов на проблемы истины опровергали Сократ и Платон, утверждавшие, что объективная истина существует. Истина, по Сократу и Платону - это "чистое знание", знание о непреходящих, постоянных, вечных и неизменных образах (сущностях) всех вещей, пребывающих в идеальном мире.

Об истине говорят также как об относительной или абсолютной.

Относительной истиной называют неполное, приближенное к точному знание, которое может дополняться в процессе дальнейшего познания. Относительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине.

Абсолютной истиной называют такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся, например, так называемые истины факта, "вечные истины", физические константы и т.п.

Вопрос об относительности всех истин поставили античные скептики (от греч. skepsis - сомнение), подчеркивавшие условность любых суждений. Точка зрения скептиков на проблему истины, называемая релятивистской (от лат. relativus - относительный), получила свое развитие в дальнейшей истории философской мысли.

Представление о существовании абсолютной истины свойственно средневековой философии, отождествлявшей истину с Богом: истинно все то, в чем проявляется бог. В Новое время представление об абсолютной истине было сформулировано в системах Канта и Гегеля. У Канта абсолютными истинами выступают так называемые вечные истины - врожденные знания о должном. У Гегеля абсолютная истина - это "идея, в которой познание и действительность сравнялись друг с другом и которая есть абсолютное знание о самой себе", т.е. отражение бытия в философском учении о бытии.

Материалистическая философия считает, что всеобщей абсолютной истины не существует, абсолютными истинами условно можно называть такие знания, которые не могут быть опровергнуты в настоящий момент.

Истина всегда конкретна, абстрактной (отвлеченной от действительности) истины не существует. Это означает, что истина всегда связана с конкретными условиями и всегда относится к определенному месту, времени, положению, обстоятельствам.

Одной из центральных проблем в теории познания является проблема критериев истины: чем определяется соответствие знания действительности?

Существует множество критериев истинности знаний: чувственные, опытные, логические, этические, эстетические и др. Например, эстетическое понимание истины отождествляет истину с красотой, гармонией, этическое - с добром, правдой или справедливостью, логическое - с правильностью.

Однако все они односторонне отражают истину. Большинство учений, признающих существование истины, считает всеобщим критерием истины практику. Практикой (от греч. praktikos - деятельный) в философии называют целенаправленную предметную деятельность по преобразованию действительности. В гносеологической категории "практика", понимаемой как "критерий истины", выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания. Познавая мир, человек воссоздает или преобразует этот мир.

Основной проблемой гносеологии является вопрос о том, возможно ли вообще истинное знание, т.е. может ли наше знание об окружающей действительности совпадать с этой действительностью, или же наши знания всегда отличаются от того, что есть, т.е. не могут быть истиной.

В философской литературе этот вопрос встречается в различных формулировках. Например, в учении Канта он выглядит как вопрос о пределах "чистого разума". В марксизме он называется "второй стороной основного вопроса философии" и формулируется следующим образом: познаваем ли мир? В современной литературе он наиболее часто формулируется как вопрос о "границах познания": безгранично ли познаваем мир? Существуют и другие формулировки: познаваема ли сущность вещей? Прозрачен ли для познания мир? Существует ли истина?

Философская позиция, согласно которой мир полностью доступен познанию, называется гносеологическим оптимизмом.

Философская позиция, согласно которой мир доступен познанию только частично, называется агностицизмом (от греч. a - отрицат. приставка и gnosis - знание) или гносеологическим пессимизмом.

В основе агностицизма лежит утверждение о том, что наши знания о мире, получаемые с помощью внешних чувств, всегда в той или иной мере искажают действительность. Наши знания могут только бесконечно приближаться к своему предмету, никогда не совпадая с ним.

"Разум также близок к истине, как многоугольник к кругу; ибо, чем больше число углов вписанного многоугольника, тем более он приближается к кругу, но никогда не станет равным кругу даже в том случае, когда углы будут умножены до бесконечности, если только он не станет тождественным кругу.", - утверждал в своем трактате " Об ученом незнании" философ эпохи Возрождения Николай Кузанский.

Классическая теория агностицизма, или критики разума, была создана в XVII - XVIII вв. В этот период спор между гносеологическим оптимизмом и агностицизмом принял форму спора о границах познаваемости мира человеческим разумом.

"Да и что же такое, наконец, человек в природе? - писал в своем сборнике "Мысли" французский философ, физик и математик Блез Паскаль, - Ничто в сравнении с бесконечным, всё в сравнении с ничтожеством, средина между ничем и всем. От него, как бесконечно далекого от постижения крайностей, конец вещей и их начало, бесспорно, скрыты в непроницаемой тайне; он одинаково не способен видеть и ничтожество, из которого извлечен, и бесконечность, которая его поглощает".

Крупнейшая философская система, в которой была обоснована ограниченность познавательной способности человека, была создана Кантом. Как и Паскаль, Кант утверждал, что существует бескрайняя сфера, познание которой выходит за пределы возможностей человеческого разума. Кант всесторонне рассмотрел проблему границ познаваемости мира и сделал выводы практического (этического) характера.

Кант исследовал вопрос о том, возможны ли вообще знания о сущностях вещей. Он провозгласил, что все наши знания о мире - это знания не о сущностях вещей, а лишь об их явлениях, т.е. о том, что вещи являют, или обнаруживают, нашим внешним чувствам. Кант утверждал, что, познавая мир, мы имеем дело не с самими вещами, которые навсегда остаются "вещами в себе", недоступными для проникновения в них познающего сознания, а с их явлениями, т.е. с тем, что вещи пожелали обнаружить нам: "...Все предметы суть только явления, а не данные таким образом вещи сами по себе (fur sich); поэтому о том, что касается формы их, многое можно сказать a priori, но никогда ничего нельзя сказать о вещи в себе (in sich), которая могла бы лежать в основе этих явлений".

Идеи Канта о принципиальной ограниченности познания оказали сильнейшее влияние на развитие современных форм агностицизма. Ведущим направлением неокантианства стал позитивизм, утверждающий, что наука должна ограничиваться констатацией чувственно наблюдаемых явлений и не претендовать на создание теорий, пытающихся объяснить их сущность.

Гносеологический оптимизм утверждает, что мир познаваем. Суть вещей доступна познающему разуму. Истина существует. Нет пределов у познающего разума. Гносеологическим оптимизмом проникнуты учения Сократа, Платона, Аристотеля, Гегеля, Маркса, Павла Флоренского и многих других мыслителей.

Согласно Платону, познание - это припоминание тех сущностей (идей, образов, чистых форм) всех вещей, которые душа человека видела до его рождения, т.е. пока она сама пребывала в идеальном мире. Постижение истины, говорится в диалоге Платона "Федр", "...есть припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу, свысока глядела на то, что мы теперь называем бытием, и поднималась до подлинного бытия".

Наиболее глубокого выражения концепция гносеологического оптимизма достигает в учении Гегеля, утверждавшего принцип тождества (совпадения) бытия и познания. В концепции Гегеля бытие - это и есть познание.

Подобное толкование истины характерно и для русской религиозной философии конца XIX - начала ХХ вв. Павел Флоренский (1882 - 1937) подчеркивал, что в русском языке отчетливо раскрывается сущность этого понятия: истина (или естина) - это то, что есть.

Познавательное отношение к действительности вытекает из деятельностной сущности человека. Его жизнедеятельность осуществляется посредством преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого себя. Характер и направленность этой деятельности определяется потребностями и интересами человека. Поскольку деятельность человека – сознательная, направленная на реализацию выработанных идей, на преобразование действительности и его самого, то познание помогает ему ориентироваться в мире, оно возникает как необходимая сторона его жизнедеятельности.

В ходе становления человека освоение действительности основывалось первоначально на обыденном опыте, затем по мере расширения и углубления сферы воздействия на окружающий мир познавательное отношение становится особой стороной его жизнедеятельности, возникает потребность во всё большем количестве и многообразии знаний для обеспечения своего существования.

В философии исследованием познания занимается особый раздел – гносеология . Главная задача гносеологии : открыть законы познания с тем, чтобы можно было ими воспользоваться, зная сущность процесса познания. Гносеология или теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность – повседневная или специализированная, профессиональная. Основная проблема гносеологии, «познаваем ли мир?», осмысливается, исходя из следующих вопросов: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир? Можно ли раскрыть сущность предметов и т. д.

В истории философии две основные позиции: агностическая и познавательно – реалистическая. Особенность агностицизма заключается в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем, их закономерностей. Ещё Протагор (ок.490 – ок.420 г.г. до н.э.) замечал, что «Человек есть мера всех вещей». Поскольку разным людям свойственны разные знания и разные оценки одних и тех явлений. Поэтому не возможно достоверное, т.е. общезначимое знание существа окружающих явлений. Основатель античного скептицизма Пиррон (ок.365 – 275 г.г. до н.э.) считал достоверными чувственные восприятия (если нечто кажется горьким или сладким, то это утверждение будет истинным), заблуждение возникает, когда от явления мы пытаемся перейти к сущности – его основе. Всякому утверждению о предмете (его сущности) может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение. Это акцент был усилен агностицизмом в новоевропейской философии уже на базе достижений науки. Например, английский философ Д.Юм, основываясь на том, что следствие отличается от причины, говорил о невозможности выявления последней. Следовательно, по его мнению, доказательство наличия причинно-следственных связей невозможно, есть только одна причинность – наша привычка ожидания одного явления в связи с другим, за пределы психических связей мы проникнуть не можем, схватывая лишь немногие поверхностные качества объектов. Сущность вещей для нас недосягаема.



Родоначальник немецкой классической философии И.Кант не отрицал существование вне сознания реальных «вещей самих по себе», но считал их в принципе непознаваемыми. Воздействуя на человека, вещи вызывают в нём множество разнообразных ощущений, которые оказываются упорядоченными посредством априорных (до опытных) форм живого созерцания, а затем с помощью категорий рассудка. Познаём мы лишь мир явлений, «вещь -в- себе» для познания неуловима.

На рубеже XIX – XX в.в. сложилась ещё одна разновидность агностицизма – конвенционализм . Возросшая теоретизация науки, усиление роли научных понятий и теорий в качестве средств познания расширили возможность конвенций (соглашений) в научном сообществе и создали представление о независимости теории от объекта. Суть конвенционализма как концепции в том, что научные теории и понятия представляются в качестве результата соглашения между учёными, а не отражением объективного мира.

Познавательно – реалистическое направление в гносеологии, не отбрасывая всех сложностей процесса познания, положительно решает вопрос о возможности познания сущности вещей, хотя сам процесс и природа познания понимались неоднозначно. Так, в философии нового времени сформировались сенсуализм и рационализм. Обычно выделяют две стороны познания: чувственную и рациональную. Их роль и значение в процессе познания определялись в зависимости от позиции того или иного направления.

Сторонники сенсуализма признавали решающую роль чувств в познании. Основная формула сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Сама по себе эта формула не вызывает особого возражения, так как наше мышление оперирует материалом, полученным из органов чувств. Но радикальный сенсуализм принижает роль разума, сводя её к простому суммированию чувственных данных. Это приводит как не пониманию специфики чувственного и рационального познания, так и к не пониманию диалектики соотношения между ними. Виднейшим представителем сенсуализма Дж.Локком (XVII в.) была предпринята попытка, вывести из чувственного опыта всё содержание человеческого сознания. По Локку человек рождается с сознанием, подобным чистой доске (tabula rasa ). По мере воздействия внешней среды на сознание (органы чувств) на этой доске появляются знаки, которые складываются и вычитываются мышлением.

Слабые стороны сенсуализма были подвергнуты критике со стороны рационализма (Б.Спиноза, Р.Декарт и др.). Рационализм, наоборот, отводил решающую роль в познании разуму и впадал в другую крайность, утверждая, что разум помимо чувств способен давать знание о действительности. Для объяснения этой способности рационализм чаще всего обращался к теории «врождённых идей», которая утверждала, что человеку врождено некоторое знание, и дело разума раскрыть его. Так же использовалось обращение к «рациональной интуиции», «предустановленной гармонии».

Однако в реальном процессе индивидуального познания чувственное и рациональное выступают как взаимосвязанные стороны познания: чувственное познание направляется и стимулируется рациональным, а рациональные понятия всегда оперируют чувственным материалом.

Чувственное познание состоит в непосредственной, конкретной координации внешнего поведения человека с его внутренним состоянием . Оно имеет три формы: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение выступает субъективным идеальным образом предмета, т.к. преломляет воздействие предмета через призму человеческого сознания. В ощущении фиксируется единичное свойство предмета (боль, холод, жар и т.п.), но вместе с тем через связь субъекта с предметом отражается объективная система отношений, в которые реально вступает и реально включен человек.

Восприятие – целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения. Ощущения отдельно друг от друга не существуют. Они представлены как целостное образное отражение того или иного предмета или явления.

Более сложная форма чувственного восприятия – представление. Это – целостный образ предмета, сохраненный в нашей памяти и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам в ощущениях.

Чувственное познание всегда эмоционально окрашено. Эмоции являются активным, четким выражением отношения человека к тому или иному явлению. Такое отношение всегда в явной или скрытой форме содержит в себе оценку (плохое,хорошее, интересное, красивое и т.п.).

В человеческом чувственном восприятии есть еще один важный элемент, который присущ только человеку. Человек способен охватить взглядом, наглядно представить себе не только то, что видел собственными глазами. Значительная часть его чувственного опыта включает образы, которые взяты из описаний, сделанных другими людьми. В этом проявляется исключительная роль языка с его возможностью передавать информацию

Рациональное познание осуществляется у человека в виде процессов мышления. Мышление – это процессуальная сторона человеческого сознания, состоящая в опосредованной, отвлечённой, обобщённой, знаковой координации внешнего поведения человека с его внутренним состоянием. Оно представлено в трёх формах: понятии, суждении, умозаключении.

Понятие – форма мышления, в которой объект мышления задан в его общих и существенных признаках. Понятия в сокращенной форме аккумулируют и используют итоги многовекового практического опыта человечества. Помимо понятий, которые фиксируют объективные существенные свойства вещей, есть понятия, запечатлевающие отношения между вещами, например, цвет – оттенок. Такие понятия фиксируют общие отношения вещей и явлений. Эти отношения являются идеальными обобщенными объектами познания.

Суждение – форма мышления, в которой отражаются отношения между объектами и их признаками посредством утверждения или отрицания: «этот стол – зеленый».

Умозаключение – процесс мышления, в котором из одних суждений выводятся другие. Например, на основании суждений:

Всеметаллы – электропроводны

Железо – металл

выводится умозаключение: Железо – электропроводно.

Важное место в процессе познания занимает интуиция . Луи де Бройль, например, отмечал, что теории развиваются и часто меняются коренным образом, что было невозможно, если бы основы науки были чисто рациональными, большую роль в этом играют воображение и интуиция. Человек как бы предчувствует, что это и есть правильное решение через «озарение», «наитие». Но интуиция – это не область инстинктов или автоматизма поступков. Существенная черта интуиции – непосредственность. Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) называют такое, которое не опирается на логическое доказательство. Интуиция как новое знание в момент выдвижения не следует с логической необходимостью из существующего чувственного опыта и теоретических построений.

Интуиция – это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Другие черты интуиции: внезапность и неосознанность. Открытие происходит всегда неожиданно, случайно. Интуитивное «видение» совершается без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату. Иногда неосознанным остаётся и сам результат. Особое значение имеет эвристическая (творческая) интуиция, которая отличается от стандартизированной тем, что всегда рождает новое – знание, образ.

Литература.

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000. Разд. II, гл. VII.

2. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Разд. V, гл. 1.

3. Философия / Под ред. А.Ф. Зотова и др. – М., 2003. Разд. 4, гл. 4, п. 1.

, языкознание , семиотика , история культуры и другие. Однако они не ставят и не решают коренных проблем познания, а изучают его отдельные стороны. Особая роль в исследовании познания принадлежит философии.

Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие закономерности и проблемы познания, называется теорией познания, или гносеологией (от греч. слов gnosis - знание и logos - учение). Процесс познания интересует гносеологию с точки зрения его сущности, отношения познания к объективной реальности, к процессу постижения истины. При этом философская теория познания опирается на специ-ально-научное знание о познавательном процессе (психологическое, физиологическое, филоло-гическое, историко-культурное и иное).

Категориальную систему гносеологии составляют ее основные понятия: познание и практика, субъект и объект познания, знание и вера, эмпиризм и рационализм, творчество и интуиция, метод и факт, гипотеза и теория, проблема, заблуждение, ложь и другие. В системе категорий гносеологии центральной является истина.

Одним из первых вопросов, с которым сталкивается гносеология, является вопрос о самой возможности познания субъектом бытия. Вопрос о том, познава-ем ли мир, в философии познания имеет следующие формули-ровки: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление позна-вать материальный и идеальный мир? Можем ли мы в наших представле-ниях и понятиях о материальном мире составлять верное его отражение? и др.

По-разному отвечая на эти вопросы, в истории философии сложились две позиции: познавательно-реалистическая и агностическая.

Представители познавательно-реалистической позиции по-ложительно решают вопрос познания мира, утверждая, что человек располагает способностями и достаточными средствами, по-зволяющими познавать окружающий мир. Сторонники агностицизма отрицают не саму познаваемость вещей, а возможность достоверного познания сущности материальных систем.

Основу познавательно-реалистического понимания сущ-ности процесса познания составляет идея о всеобщности свойства отражения. Смысл данной идеи состоит в том, что нельзя приписывать мышление всей материи, но вместе с тем нельзя и отрывать его от материи. В самой материи нужно видеть свойство, способное через ряд ступеней развиться до уровня сознания. Таким объективным всеобщим свойством материи является свойство отражения.


Отражение, в широком смысле слова, есть процесс и результат взаимодействия, способность материальных объек-тов воспроизводить в своей структуре особенности других объектов, сохранять следы их воздействий.

Свойство отражения имеет разнообразные формы проявле-ния и качественно изменяется при переходе от низших ступеней в развитии материи к более высоким. На социальном уровне развития материи оно становится специфически чело-веческой, идеальной формой. Отражение человеком внешнего материального мира и своих собственных состояний осуществляется на основе физических, химических и биологических форм. Но ведущей формой является сознание.

Таким образом, в свойстве отражения и надо искать ис-токи удивительной способности человека к познанию. Исходя из этого, процесс познания предстает именно как отражение, а его результаты - как образы действительности. Но это не обычное отражение, которое мы наблюдаем в не-живой природе, и не те, более сложные формы отражения, ко-торые присущи живым организмам. Это высшая, человеческая, социальная форма отражения, которая является не пассивным созерцанием действительности, а активным процессом, не простым получением готовых знаний, а творческим их форми-рованием на основе осознания целей, установок и содержания практического воздействия на объект.

Познание - это высшая форма отражения человеком объектив-ной действительности на основе сознания и мышления, представляющая собой бесконечный процесс приближения образов сознания к познаваемому объекту, движение мысли от незнания к знанию, от знания неполного, несовершенного к знанию более полному, совершенному.

В познании существуют разные уровни : чувственное поз-нание и логическое; эмпирическое и теоретическое. Наря-ду с этим выделяют различные формы познания: познание, направленное на получение знания, неотделимого от индиви-дуального субъекта (ощущение, восприятие, представление), и позна-ние, направленное на получение объективированного знания, существующего вне индивида (например, в виде научных те-кстов или в форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл). Различают также виды познания: экологическое, экономическое, политическое, правовое, нравственное, информационное и др. Имеются и другие подходы к классификации познания.

Познание, таким образом, представляет собой активную деятельность людей, направленную на приобретение знаний.

Знания - это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах (представлениях, понятиях, суждениях, теориях) и закрепленный в знаках естественных или искусственных языков. Знание определенным образом соот-носится с верой. Вера - это знание, принятое без достаточной критической проверки, под влиянием чужого мнения, собственного интереса, традиций, внушения и т.д. Так, например, формируются религиозные верования, где тоже говорят об «истине», но здесь она не доказывается, а просто «открывается» тому, кто уверо-вал в религиозные догматы.

Характеризуя основные элементы, составляющие процесс познания, выделим:

1) субъект познания;

2) объект познания;

3) процесс гносеологического взаимодействия между субъ-ектом и объектом, который протекает в определенных формах чувственного и логического отражения действительности.

Субъект познания - это носитель познавательной дея-тельности, источник активности, направленной на объект. Субъектом познания является прежде всего человек, а также социальная группа, слой, класс, этническая общность, общество в целом и др.

Объект познания - это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Объектом позна-ния выступают предметы, процессы и явления ма-териального мира (первичный объект познания). Признающиеся объективными идеальные явления, а также сознание человека, духовные процессы в обществе выступают вторичными объектами познания. Наконец, объектом познания мо-гут быть теоретические модели, которые специально соз-дает и изучает человек в процессе научно-теоретической деятельности (третичные объекты познания).

Условия познания опосредуют отношения субъекта и объек-та. Такое опосредование может ориентировать либо на большую степень адек-ватности познания, либо, наоборот, на искажение сущнос-ти изучаемого объекта. В процессе взаимодействия субъекта и объекта возникают гносеологические отношения: отражения (от объекта к субъекту), выражения (внутри субъекта, в сознании) и обозначения (от субъекта к объекту).

Познание, таким образом, это взаимодействие субъек-та и объекта. Именно поэтому и познавательная деятельность, и ее результат содержат в себе объективное - то, что определяется самим объектом, а также субъективное, что зависит от субъекта. В процессе отражения объект познания распредмечивается в сознании субъекта, получает дру-гое свое «бытие» - в форме мысленного образа.

Он как бы переносится в человеческую голову, преобразовывается в ней и становится идеальным объектом в сознании субъекта. Мысленный образ объекта, благодаря способности человека к абстракциям, может заменять в определенных случаях дейст-вительный объект в мыслительной и практической деятельно-сти субъекта. Он оформляется в сознании, ему дается «имя». Выраженный именем (понятием) в мышлении, образ объекта познания «возвращается» человеком к объекту познания. Происходит обозначение объекта познания с целью его обособления или типизации, проверки полученных знаний.

Процесс познания всегда противоречив по гносеологическим отношениям субъекта и объекта, по мере адекватности объекта познания и знаний о нем, по характеру самих знаний и возможностей их использования на практике. Сложность, противоречивость процесса познания обусловливают его диалектичес-кий характер.

Основные проблемы гносеологии: А Проблема источника познания: что является основным источником познания Классическая философия даёт два варианта ответа: либо чувственный опыт эмпиризм либо разум рационализм. Сторонники этой концепции утверждают что основным источником познания является чувственный опыт. Всё что в него приходит – приходит извне через чувственное восприятие. 4 Рационализм утверждает что главной целью познания является разум: он первичен.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция 10

Философские проблемы познания

План:

  1. Гносеология как раздел философии ;
  2. Проблемы источника познания: эмпиризм и рационализм ;
  3. Проблемы познаваемости мира ;
  4. Субъект познания ;
  5. Философские концепции истины.
  1. Гносеология – это раздел философии, который занимается проблемами познания.
  1. Основные проблемы гносеологии:

А ) Проблема источника познания : « что является основным источником познания

Классическая философия даёт два варианта ответа: либо чувственный опыт (эмпиризм ) , либо разум (рационализм ) .

  1. Эмпиризм . Сторонники этой концепции утверждают, что основным источником познания является чувственный опыт.
    Основателем эмпиризма является Фрэнсис Бэкон.

Рис. 1

Согласно эмпирикам, наш разум представляет собой чистейший резервуар (он совершенно пустой ) , поэтому разум должен быть заполнен какими-то данными извне. А данные из внешнего мира мы можем получить только посредствам наших чувств. Условно каждое чувство представляет собой своеобразный канал. Таких чувств у нас пять:

  • Зрение ;
  • Обоняние ;
  • Слух ;
  • Осязание ;
  • Вкус.

Рис. 2

Все эти органы чувств представляют собой своеобразные каналы, по которым информация из внешнего мира поступает в наш разум.
К примеру, воспринимая какое-либо животное, мы изучаем его с помощью зрения, то есть мы видим определённый образ четвероногого мохнатого животного. Далее мы воспринимаем отдельные звуки, которые издает животное, с помощью нашего слуха. При необходимости, используем органы осязания.
Таким образом, вся окружающая реальность попадает в наше сознание (наш разум ) через данные, которые нам передают органы чувств.
Главным деятелем эмпиризма является Джон Локк.


Рис. 3 « Джон Локк »

Знаменитый тезис Джона Локка: « Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувствах » .
Разум пустой. Всё, что в него приходит – приходит извне (через чувственное восприятие ) .

  1. Рационализм . Основателем этого учения является Рене Декарт.

Рис. 4

Рационализм утверждает, что главной целью познания является разум: он первичен. Возникает противоречие: « каким образом разум может быть первичен, если вся информация, как известно, поступает с помощью органов чувств ? Как разум может играть первичную роль
На все эти вопросы рационалисты отвечают следующим образом: сами по себе чувства (зрение, осязание, слух, обоняние и вкус ) хаотичны и неопределенны, они не могут дать нам никакой конкретной информации. Все эти чувства не привязаны ни к какому предмету, именно поэтому они не дают нам информации.

Наш разум, согласно рационалистам, непостоянный, то есть он выполняет функцию некой схемы (некой призмы ) , которая организует всё чувственное восприятие и придаёт ему некую форму. Только благодаря тому, что наш разум – это своеобразная призма, он фильтрует огромное количество чувственных восприятий и организует их определённым образом. Благодаря этому, у нас получается представление о предмете.
Чувства, с точки зрения рационализма, - это сырой, необработанный материал. Только разум организует эти чувства и, таким образом, организуется познание.
Одним из основных тезисов рационализма является высказывание Лейбница: « Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувствах, кроме самого разума » .
То есть сам разум, с точки зрения рационализма, не пустой: в нём присутствует некоторая структурная схема, категория, матрица, которая формирует наше восприятие.


Рис. 5 « Готфрид-Вильгельм Лейбниц »

  1. Б ) Проблема познаваемости мира : « познаваем ли мир ? В какой степени он познаваем, а в какой нет ?»
    Если отвечать на первый вопрос, то возможны три варианта ответа:
    1 ) Мир абсолютно непознаваем. Такого ответа придерживается агностицизм .
    На первый взгляд эта концепция покажется странной, потому что каждый человек воспринимает мир с помощью органов чувств. Следовательно, не должно быть существенных проблем в познании мира. Тем не менее, аргументы непознаваемости мира у этой концепции очень веские:

Одним из главных аргументов непознаваемости мира является метафизика, а именно, метафизическая теория двух миров.
Метафизика утверждает, что наш мир, который мы видим и ощущаем, это не настоящий мир (это обман наших чувств и восприятия ) . Настоящий мир, согласно метафизике, находится за пределом нашего восприятия – это бесконечный, вечный мир, который нам не доступен. То есть это мир, который мы не можем познать с помощью чувств.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что если мир, который мы воспринимаем, - это ложный мир ; а истинный мир находится за пределами наших чувств, тогда истинный мир для нас непознаваем. Всё, что мы знаем – это заблуждение и иллюзия. Истина для нас закрыта, все наши знания ложны. В целом, истина есть, но мы не знаем, какая она.
К примеру, то, что мы видим, мы видим потому, что так устроены наши органы чувств. Свет мы воспринимаем лишь потому, что у нас так устроены глаза. На самом деле, мир может быть не цветным или иметь совершенно другие цвета: истинный мир от нас закрыт.
Вывод: нужно смириться с тем, что истинный мир мы не узнаем – мы всегда будем жить во лжи.
Одним из главных представителей агностицизма является Эммануил Кант.

2 ) Скептицизм . Скептики утверждают, что мир познаваем, но наше познание всегда будет неполным, ограниченным и относительным.
Аргументы, которые можно выделить в пользу скептицизма:
а ) Субъективные аргументы. В нас самих есть причины, которые делают наше познание не точным и ограниченным:

  • Наши чувства относительны, следовательно, наше познания является относительным.
    Простейшим примером относительности наших чувств является вкусовое восприятие лимона. Если съесть дольку лимона после того, как был выпит фужер вина, то на вкус лимон будет очень сладким ; но если же съесть дольку лимона после того, как была съедена ложка мёда, то на вкус лимон будет казаться кислым.
  • Ограниченность наших чувств: диапазон воспринимаемости человека сильно ограничен. Существует множество явлений, которые наши органы чувств воспринять не могут.
    Примерами таких явлений является ультразвук, инфракрасный свет, ультрафиолет и т.д.

б ) Объективные аргументы. Причины непознаваемости мира лежат в самом объекте. Важной характеристикой, которая не даёт познать мир целиком и полностью, является то, что наш мир слишком большой и обширный. Именно поэтому человек не может претендовать на то, чтобы познать его целиком. Человек – это лишь маленькая часть мира, поэтому мы можем познать только отдельную часть всего мира. Во-вторых, мир постоянно меняется, познать его до конца не удаётся, поэтому то, что является истиной сегодня, завтра может быть уже не истиной.

в ) Причина кроется в нашем языке (в средстве передачи информации ) : многие явления мы можем воспринять, но у нас нет слов для обозначения этого.
Пример: у эскимосов существует более 60 различных слов, которые обозначают оттенки белого цвета. Это очевидно, так как у эскимосов, в основном, лежит снег и различные оттенки белого цвета имеют своё название. В отличие, от эскимосов, у жителей южных стран есть только одно понятие белого цвета и некоторые синтетические образования белого цвета, такие как бело-голубой, бело-розовый и т.д.
г ) Избирательность нашего восприятия. В окружающем мире мы, как правило, обращаем внимание только на то, что нам интересно. Всё остальное мы склонны не замечать.
Был проведён эксперимент: несколько человек посадили перед телевизором дали им задание. Нужно было посчитать, сколько раз баскетболисты перебрасывают друг другу мяч. Все люди сидели и внимательно считали, позднее оказалось, что ни один человек не заметил, что в процессе игра перед камерой появился человек в костюме гориллы, который прыгал и махал руками. Люди были настолько увлечены подсчетом мячей, что появление обезьяны они просто не заметили. Это произошло от того, что их внимание было сфокусировано совершенно на другом.
Аналогичное явление происходит с нашим сознанием: мы обращаем внимание только на то, что нам интересно, остальное же мы просто пропускаем.

) Гносеологический оптимизм . Согласно этой концепции, мир познаваем абсолютно и полностью: мы можем познать мир без каких-то ограничений, то есть мы можем познать абсолютную истину.
Главным аргументом, который выступает в пользу гносеологического оптимизма, является вера в научно-технический прогресс. Эта вера вселяет надежду на то, что мир можно познать полностью и бесконечно .
Если скептики утверждают, что наше знание относительно, то оптимисты утверждают обратное: относительным является наше незнание. Наше незнание временно: то, что мы не знаем сейчас, мы узнаем завтра или послезавтра (через десятки лет и т.д. ) .
К примеру, когда-то не было микроскопа и люди ничего не знали о мире бактерий ; когда-то не было телескопа и люди ничего не знали о галактике и Вселенной.

  1. В ) Проблема субъекта познания.
    Субъектом познания является тот, кто является носителем познавательной деятельности, источником познавательной активности. В данном контексте под субъектом познания будем понимать человека.
    Объектом познания является то, на что направлено познание.
    Каждый человек является субъектом, поскольку он является носителем познавательной деятельности, но он также может являться и объектом. Для себя, человек является субъектом познания, а для других – объектом.
    Гносеология выделяет несколько типов субъектов:
  • Психологический субъект: человек как носитель каких-либо психологических характеристик. У каждого человека есть какие-то особенности психики, особенности характера, которые влияют на наше познание, на восприятие мира.
    Простейшим примером является разделение людей на типы, согласно их темпераменту. Если холерику наступить на ногу, то он агрессивно отреагирует на это. Если же на месте холерика будет сангвиник, то он улыбнётся и не придаст этому особого значения. В свою очередь, если наступить на ногу меланхолику, то он очень сильно расстроится. Если же на месте меланхолика окажется флегматик, то он не придаст этому никакого значения и будет вести себя так, как будто ничего не заметил.
    Ситуация одна, однако, в зависимости от темперамента, реакция у людей совершенно разная.
  • Социально-исторический субъект : человек как носитель социальных, культурных и исторических характеристик. В зависимости от нашей принадлежности к определённой сфере (социальной, культурной, исторической ) , будет меняться наше восприятие действительности мира.
  • Трансцендентальный субъект – это наиболее общая универсальная познавательная характеристика, которая присутствует в каждом человеке, независимо от его социальных, культурных и прочих характеристик.
    Условно, человека можно сравнить с компьютером. В компьютере содержатся различные программы, документы и многое другое, необходимое для полноценного функционирования. Если в компьютер попадёт какой-либо вирус, то он уничтожит всё. Останется лишь операционная система, а это и есть трансцендентальный субъект. Аналогично, если из нашего сознания убрать то, что мы помним и знаем, то останется сплошная пустота, то есть трансцендентальный субъект.
    Структура трансцендентального субъекта по Канту включает в себя три уровня:
    -Уровень чувственности, который представлен пространством и временем.

Уровень рассудка представлен категориями причина-следствие, возможность-действительность, случайность-необходимость и т.д.
-Уровень чистого разума, который наполнен идеями: идея Бога, идея единства мира и т.д.
В ХХ веке появились концепции, которые стали отрицать существование трансцендентального субъекта. Согласно этим концепциям, есть только социально-исторический и психологический субъект, но никакого трансцендентального универсального субъекта не существует.

  1. Г ) Философские концепции истины: « что является истиной
    Таких концепций история философии выделяет три:
    1 ) Самая древняя и самая простая концепция истины была разработана Аристотелем ещё в античной философии. Она получила название классической концепции истины. По-другому эта концепция называется «Теория корреспонденции » .
    Согласно Аристотелю, истина есть не что иное, как соответствие нашего знания или высказывания внешнему предмету. Если наше знание соответствует предмету, о котором оно высказывается, то наше знание является истиной.
    К примеру, если преподаватель на лекции сделал вывод о том, что в аудитории сидят студенты, то это знание является истинным, поскольку оно соответствует предмету – в аудитории действительно сидят студенты. Если же преподаватель скажет, что в аудитории сидят космонавты, то это будет являться неистинной, поскольку в аудитории не присутствует ни один космонавт.

2 ) Поскольку мы не можем точно определить, является ли наше знание истинным, в конце XIX -начале XX вв. появляется неклассические концепции истины . Все эти концепции можно назвать релятивистскими , поскольку они рассматривают истину как относительную.

  1. Прагматизм. Согласно этому учению, истиной является то, что приносит выгоду или пользу в конкретной ситуации. Нет никакой абсолютной универсальной истины на все времена. Истиной является только то, что приносит пользу конкретному человеку. Соответственно, истина условна: то, что для одного человека является пользой, для другого – нет. Следовательно, то, что для одного человека является истиной, для другого – нет. Получается, что истин существует большое количество: много различных ситуаций и в каждой из таких ситуаций истиной может быть что-то одно, а может быть что-то другое. Под истиной прагматики подразумевают то, что является полезным для определённого человека.
    К примеру, рассмотрим человека, страдающего бессонницей. Он приходит к врачу, рассказывает о своём недомогании и врач ему выписывает таблетки, говоря о том, что они самые эффективные. Человек покупает эти таблетки, употребляет их и сон нормализуется. На самом деле, эти таблетки не являются сильным снотворным ; произошёл эффект самовнушения.
    С точки зрения классической концепции истины, врач дал ложную информацию больному, поскольку эти таблетки не являются снотворным. Однако, с точки зрения прагматизма, врач сказал истину, поскольку в данной ситуации эти таблетки действительно помогли человеку уснуть.
  2. Конвенционализм. Согласно этому учению, истиной является договор (соглашение ) между людьми. Следовательно, никакой истины нет: есть только договор между людьми считать что-то за истину.
    Простейшим примером является договор язычников о том, что Солнце – это Бог. Всех, кто отказывался поклоняться Солнцу, выгоняли из общины и всячески наказывали. В свою очередь, современный человек считает, что Солнце – это звезда.
    У каждого человека своё видение значения слова Солнце, следовательно, абсолютной истины не существует.
  3. Диалектическое понимание истины. Согласно этому подходу, абсолютной истины нет: истина носит подвижный, текучий и изменчивый характер. Истина постоянно переходит в свою противоположность – не истину – и становится ложью.
    Например, в данный момент мы являемся студентами, но, по прошествии времени, мы перестанем быть таковыми. Истина превратится в ложь. Или, если данный момент времени запечатлеть на листе бумаги (к примеру, 10:00 ) , то это будет являться истиной. Но, спустя час, эта информация станет ложью, так как стрелки часов будут показывать 11:00.
    Истина – это движение, переход из одного момента в другой. Всё, что течёт и движется – это истина. Таким образом, истина неконкретна или конкретна, но из одной конкретности переходит в другую конкретность.
    К примеру, сейчас мы являемся студентами – это истина. В будущем мы будем являться кем-то другим, и это тоже будет истина.

3 ) Метафизическая концепция истины . По-другому, эта концепция называется абсолютистской , поскольку она даёт представление об абсолютной истине. Согласно этой концепции, абсолютная истина есть и такой абсолютной истиной является первоначало.
К примеру, если взять Платона, то абсолютной истиной будут являться идеи. Если взять Средние века, то такой истиной будет Бог. Если рассматривать метафизику познания, то абсолютной истиной будет являться разум. Если брать во внимание новую метафизику, то абсолютной истиной будет являться хаос.

7

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

5739. Философия. Философские проблемы 70.95 KB
Проблема в философии есть логическая форма познания. Проблема философии как и в частных науках организует познавательную деятельность направляет исследование. Псевдопроблемами являются например проблема вечного двигателя в естествознании и проблема первопричины в философии.
8897. Познание как процесс. Структура познания 11.09 KB
Структура познания. Структура познания: объект и субъект познания. Роль практики в процессе познания. У Аристотеля теория познания в работах Категории Логика Трактат о душе.
12907. МАТЕМАТИКА - ЯЗЫК ПОЗНАНИЯ МИРА 20.25 KB
ЗАЧЕМ НУЖНЫ МОДЕЛИ Прежде чем ответить этот вопрос следовало бы определить что такое модель. Сначала приведем несколько примеров которые помогут сформировать интуитивное представление о понятии “модель†а уж потом дадим определение. Это модель.
5213. Искусство как форма познания мира 21.08 KB
Понятие и сущность искусства. Специфика искусства. Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство. Роль искусства в познании мира. Основные общественные функции искусства как способа познания мира. Актуальность и перспективы развития различных видов искусства...
8898. Диалектика как теория развития и методология познания 14.73 KB
Диалектика как теория развития и методология познания. Диалектика в первую очередь – это учение о развитии но в силу того что она изучает общие закономерности развития она выступает как универсальный метод познания. Маркс показал что законы диалектики носят объективный характер сама диалектика – это учение об общих закономерностях развития природы общества и познания.д Преимущества диалектики перед метафизикой: Диалектика Метафизика Рассматривает источник развития внутри системы как разрешение внутренних противоречий Рассматривает...
15827. Социально-философские взгляды И.А. Ильина 36.03 KB
Но во всем этом удивительном многообразии можно уловить нечто общее то что буквально пронизывает всю его деятельность. Несмотря на то что диссертация была представлена на звание магистра Ивану Александровичу были присуждены сразу две степени магистерская и докторская. Во всяком случае Ильина не трогали полагая что своей пропагандой антикоммунизма он льет воду на мельницу фашизма. Некоторое время ему даже казалось что фашистское движение в чем-то оправдано: люди говорил он ищут волевого и государственного выхода из тупика безволия.
3371. Политико-философские идеи стоиков 6.5 KB
Стоики явились продолжателями платоновскоаристотелевской линии в философии. Вслед за Аристотелем стоики утверждали что общественные установления и государство коренятся в природе что человек от природы склонен к общению. Отражая изменения в государственной жизни современного им общества стоики истолковали эти положения Аристотеля расширительно. Доводя до предела эту мысль навеянную идеями Платона и Аристотеля стоики заявляли что добродетельный человек не остановится перед тем чтобы принести себя в жертву государству.
4710. НАУКА КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 16.45 KB
Наука как специфическая деятельность – это система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности и самом познании. Специфика научной деятельности определяется через специфику ее субъекта, объекта и средств.
8122. Философские учения Древней Индии и Китая 10.58 KB
Школы древнекитайской флософии: Конфуцианство – этикополитическая проблематика. Основные школы: 1Ортодоксальные – признают веды священными книгами и базируются только на ведах – миманса и веданта; а также признают иные источники знания – ньяя вайшешика санкхья йога. Основные принципы школы обрядность ортопраксия антиаскетизм и антимистика. Центральная цель школы разъяснение природыдхармы понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов выполняемых определенным образом.
13968. Философские идеи французского Просвещения (Вольтер и Руссо) 26.47 KB
Французская философия XVIII века была более живой, более остроумной, более критической, чем английская. И этот ее радикализм объяснялся теми острейшими противоречиями, которые назрели во французском обществе, и тем вопиющим безобразием, в состоянии которого находилась официальная верхушка этого общества. «Нам легко делать упреки французам, - писал Гегель, - за их нападки на религию и государство; нужно представить себе картину ужасного состояния общества

Проблема познания в философии

Познание – процесс целœенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека, обусловленный общественно-исторической практикой человечества. Он является предметом исследования такого раздела философии, как теория познания. Теория познания (гносœеология) - ϶ᴛᴏ раздел философии, который изучает природу познания, закономерности познавательной деятельности человека, ее познавательные возможности и способности; предпосылки, способы и формы познания, а также отношение знания к действительности, законы его функционирования, условия и критерии его истинности и достоверности. Главным в теории познания есть вопрос об отношении знания о мире к самому миру, имеет ли возможности наше сознание (мышление, ощущение, представление) давать адекватное отображение действительности.

Учение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возражает против возможности достоверного познания сущности действительности, получило название агностицизма. Ошибочным есть представление об агностицизме как об учении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ отрицает познание вообще. Агностики считают, что познание возможно лишь как знание о явлениях (Кант) или о собственных ощущениях (Юм). Главным признаком агностицизма есть отрицание возможности познания как раз сущности действительности, которая скрыта видимостью.

Тем не менее следует отметить, что агностицизм поднял важную проблему гносœеологии - что я могу знать? Этот вопрос стал ведущим в трудах Канта ʼʼКритика чистого разумаʼʼ и до сегодняшнего дня остается актуальным. Агностицизм всœе знания сводит или к привычке, приспособлению, специфической организации психической деятельности (Юм), или к конструктивной деятельности рассудка (Кант), утилитарной пользы (прагматизм), к проявлению специфической энергии органов чувств (Мюллер), к ʼʼсимволамʼʼ, ʼʼиероглифамʼʼ (Гельмгольц, Плеханов), к результатам соглашения между учеными (конвенционализм), к отображению отношений между явлениями, а не сути их природы (Пуанкаре, Бергсон), к правдоподобию, а не к объективной истинности его содержания (Поппер). Общая идея - знание не дает отображения сущности действительности, а в лучшем случае обслуживает утилитарные потребности и запросы человека.

Принципиальную возможность познания признают не только материалисты, а и большинство идеалистов. Тем не менее в решении конкретных гносœеологических проблем материализм и идеализм коренным образом отличаются, что проявляется как в понимании природы познания, так и в самом обосновании возможности достижения объективно истинного знания, а лучше всœего – в вопросœе об источниках познания. Для идеализма, который возражает против существования мира независимо от сознания, познание трактуется как самодеятельность этого сознания. Свое содержание знания получают не из объективной действительности, а из деятельности самого сознания; как раз оно и является источником познания.

Согласно материалистической гносœеологии источником познания, сферой, откуда оно получает свое содержание, есть существующая независимо от сознания (как индивидуального, так и общественного) объективная реальность. Познание этой реальности - ϶ᴛᴏ процесс творческого отражения его в сознании человека.

Принцип отражения выражает сущность материалистического понимания процесса познания. Знания - ϶ᴛᴏ субъективный образ объективного мира. Тем не менее есть принципиальная разность в понимании процесса познания как отражения действительности домарксистским материализмом и современной материалистической теорией познания.

Продолжительное время материалистическая философия процесс познания рассматривала изолированно от общественно-исторической практики человечества, исключительно как пассивный созерцательный процесс, в котором субъектом был отдельный абстрактный индивид с вечными и не изменяемыми познавательными способностями, заданными ему природой, а объектом – такая же вечная и неизменная в своих закономерностях природа. Дальнейшее развитие материалистической теории познания состоит, во-первых, в распространении диалектики на пояснение познавательных процессов; во-вторых, введения принципа практики как основного и решающего для выяснения сущности гносœеологических проблем и их решения. Введение в теорию познания принципов диалектики и практики дало возможность применить к познанию принцип историзма, понять познание как общественно-исторический процесс отражения действительности в логических формах, которые возникают на базе практики; научно обосновать способность человека в своих знаниях давать истинную картину действительности, раскрыть основные закономерности процесса познания, сформулировать основные принципы теории познания. Современная научная гносœеология основывается на таких положениях.

1. Принцип объективности, ᴛ.ᴇ. признание объективного существования действительности как объекта познания, его независимости от сознания и воли субъекта.

2. Принцип познаваемости, ᴛ.ᴇ. признание того факта͵ что человеческие знания в принципе способны давать адекватное отражение действительности, ее объективную истинную картину.

3. Принцип активного творческого отражения, ᴛ.ᴇ. признание того, что процесс познания - это целœенаправленное творческое отражение действительности в сознании человека. Познание отражает объективное содержание реальности как диалектического единства действительности и возможности, отражая не только действительно существующие предметы и явления, но и всœе возможные их модификации.

4. Принцип диалектики, ᴛ.ᴇ. признание крайне важно сти применения к процессу познания базовых принципов, законов, категорий диалектики.

5. Принцип практики, ᴛ.ᴇ. признание общественно-исторической предметно-чувствительной деятельности человека, направленной на преобразование природы, общества и самого себя, основой, движущей силой, целью познания и критерием истины.

6. Принцип историзма, который требует рассматривать всœе предметы и явления в их историческом возникновении и становлении, а также через призму исторических перспектив их развития, через генетическую связь с иными явлениями и предметами действительности.

7. Принцип конкретности истины, который делает ударение на то, что абстрактной истины не должна быть, истина всœегда конкретна, каждое положение научного познания следует рассматривать в конкретных условиях места и времени.

Процесс познания, будучи процессом активного творческого воспроизведения действительности в сознании человека в результате его деятельного предметно-практического отношения к миру, возможен лишь при взаимодействии человека с явлениями действительности. Этот процесс в гносœеологии осмысливается через категории "субъект" и "объект". Субъект познания, согласно современной философии, - это реальный человек, общественное существо, наделœенный сознанием, прежде всœего в таких ее проявлениях, как мышление, чувства, ум, воля, который освоил исторически выработанные человечеством формы и методы познавательной деятельности и тем самым развил свои познавательные способности и овладел исторически конкретными способностями к целœенаправленной познавательной деятельности.

Субъект познания определяется и как общество в целом. Тем не менее следует иметь в виду, что общество не имеет сверхчеловеческих, сверхиндивидуальных органов познания. Общество выступает субъектом познания непосредственно, через познавательную деятельность отдельных людей. Субъектом познания есть человек не как биологическое существо, а как продукт общественно-исторической практики. Каждый человек реализует себя в познании как общественное существо.

Объект познания - это то, на что направляется познавательная деятельность субъекта.

Объектом познания должна быть в принципе вся действительность, но лишь в той мере, в которой она вошла в сферу деятельности субъекта. Понятия "объект" и "объективная реальность" связаны между собою, но не тождественны по своему смыслу.

Объектом является не вся объективная реальность, а лишь та ее часть, которая уже введена в практику человечества и представляет круг его познавательных интересов. Объектом познания выступают не только явления природы, но и общество, сам человек, отношения между людьми, их взаимоотношения, а также сознание, память, воля, чувства, духовная деятельность вообще во всœей гамме ее проявлений.

Познание должна быть направленным на исследование объективного мира и идеальных объектов, к примеру, числа, поверхности, абсолютно черного тела, идеального газа, равномерно-прямолинœейного движения и т.д. Идеальные объекты - это идеальные образы объективно существующих предметов и явлений, которые получаются субъектом в результате абстрагирования и идеализации, которые выступают заменителями реальных предметно-чувствительных объектов. Необходимость выделœения идеальных объектов обусловлена прогрессирующим развитием науки, более глубоким ее проникновением в сущность действительности. Объект познания, таким образом, - это часть объективной и часть субъективной реальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект не является чем-то раз и навсœегда соответственным себе, он постоянно изменяется под влиянием практики и познания, расширяясь и углубляясь.

Современная материалистическая гносœеология рассматривает субъект и объект в диалектической взаимосвязи, взаимодействии, единстве, где активной стороной есть субъект познания. Тем не менее активность субъекта в познании следует понимать не в значении созидания объективного мира и законов его развития, а в значении творческого характера их открытия и выражении языком науки, в формировании и развитии форм, способов и методов познавательной деятельности.

Процесс познания возможен лишь при наличии взаимодействия субъекта и объекта͵ в котором субъект является носителœем деятельности, а объект - предметом, на который оно направлено. Результатом процесса познания есть познавательный образ (субъективный образ) действительности, который является диалектическим единством субъективного и объективного. Познавательный образ всœегда принадлежит субъекту.

Проблема познания в философии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Проблема познания в философии" 2017, 2018.