Прототипы "Ликвидации": Так был ли Гоцман? На пенсии жил тихо. Реакция властей после показа сериала

До этих пор шумиха вокруг российского сериала об Одессе «Ликвидация» не умолкает. И в этом отчасти виновны сами одесситы. Ведь после того, как они посмотрели фильм «за Одессу» стали искать прототипа начальника одесского УГРО Давида Гоцмана, которого прекрасно сыграл Владимир Машков. Надо сказать, вышла путаница…

«Это несомненно Давид Курлянд!»

Несомненно, такой бесстрашный герой, который по заданию маршала Жукова очищал Одессу от бандитской нечести, был. Ветераны милиции утверждают, что образ Гоцмана авторы сценария Алексей Поярков и Сергей Урсуляк писали с сотрудника УГРО НКВД Давида Михайловича Курлянда 1913 года рождения, выросшем в детдоме до войны.

Это несомненно Давид Курлянд, одесский разысник! С Курляндом мы были знакомы, потому что он уже при жизни занимался музеем, вопросами комплектации экспонатов, тщательно собирал документы. Я знаю, что он был на хорошем счету у коллег и начальства, которое сразу, когда Давид в 30-летнем возрасте пришел в одесский уголовный розыск, подметило, что он быстро принимал решения, умел попадать в цель. Но самое главное, он был бесстрашным трудоголиком и имел неимоверный нюх, когда раскрывал преступления. Ведь он умудрялся внедряться в преступные банды. Не одно преступление он разоблачил! Неудивительно, что он начал с рядового и дослужился до замначальника уголовного розыска Одессы. Кстати, о том что он умер мы узнали спустя 3 дня. Вот такие родственники, даже нам не сказали о смерти друга и коллеги… - рассказал ветеран милиции, директор народного музея истории органов внутренних дел Одесской области Василий Давиденко.

«Перед этим человеком все снимали шляпу!»

Итак, если существовал такой «гоцман», это означает, что есть родственники. Оказалось, в Одессе живет 74-летний сын Анатолий Курлянд, а также двоюродный внук и двоюродная правнучка Давида Михайловича Курлянда. Остальные его родственники сегодня живут в Америке и в Израиле.

Образ замначальника уголовного розыска Одессы полностью исказили. Машков не похож на отца, который был еще добрее. - заявил Анатолий Курлянд. - А вот внешностью вроде похож. Жаль, что во время съемок со мной не советовались. Это разочарование сказалось даже на моем здоровье. Я же сердечник… Но приятно, что об отце сняли фильм. Он заслужил, отдав работе в органах. Все его уважали и боялись, бандиты в том числе. Отец ушел на пенсию в 63 года. Был награжден орденом Красной звезды.

А вот более дальним родственникам образ Гоцмана оказался по душе.

Давид Курлянд был двоюродным братом моего прадеда Ефима Самойловича (по паспорту Шлемовича), у которого был сын Марк Ефимович - отец моего отца Александра Марковича. - начала свой рассказ 32-летняя правнучка Екатерина Курлянд. - В те годы, наши прародственники не распространялись о деятельности Курлянда среди знакомых. Если и говорили о нем, то немного и шепотом. На вопросы младших по поводу него не отвечали. А я узнала о знаменитом родственнике, когда училась на юрфаке. Однажды я сдавала зачет у очень пожилого преподавателя, и он, увидев в зачетке мою фамилию, спросил, не родственница ли я того самого Курлянда? Я призналась, и после этого он поставил мне «автомат» и произнес: «Ради уважения к такому человеку…». Вот после этого и начала расспрашивать свою бабушку о Давиде (а дедушка умер рано). Но она тогда сильно болела и многое уже не помнила. Но мы с отцом узнали от нее в итоге, что Курлянд пользовался просто огромным авторитетом среди коллег и бандитов! Отец помнит, как дедушка мой говорил: «Перед этим человеком все снимали шляпу!». Было у него немало и врагов: не любили такого честного и принципиального. Жаль, что у нас с отцом пространные воспоминания, ведь мы тогда и не думали, что стоит поинтересоваться более подробно о своем двоюродном прародственнике. И фотографий Давида у нас не осталось: возможно, большой семейный фотоархив сгорел во время войны, также что-то было увезено нашими родственниками - родной сестрой моего дедушки с детьми - в Америку. Но мы, конечно же, видели портрет Давида Михайловича. А когда начали смотреть сериал «Ликвидация», сразу же поняли: «Это он!». Нам кажется, и внешность главного героя режиссер удачно подобрал, и характер, и выходки точно выписаны. Ну все практически, как у Курлянда! Машков очень достоверно сыграл! Разве что настоящий Давид не отличался такой эмоциональностью. Человеком слыл сдержанным. И действительно, был бессеребряником. Когда он умер, то не осталось после него ни капитала, и вроде даже жилплощади… Вот и похоронили его возможно бедно, мы даже не знаем, осталась ли с тех времен еще его могила. Сомневаюсь, что он общался напрямую с Жуковым. Кстати, у Давида и семьи не было… Но фильм имеет право на домысел. Нам в целом очень понравился фильм! И спасибо, его создателям, что увековечили память нашего родственника!

Есть все основания предполагать, что Давид Курлянд еще жив, ему 94 года, и он живет в Москве. - удивил автор книг «Бандитская Одесса», академик Виктор Файтельберг-Бланк. - Я узнал по своим источникам, что его дочка замужем за москвичом, и она забрала своего отца в Россию.Следы Давида Курлянда надо искать в Москве…

Кузьменко, Франк, Флиг, Павлов…

Некоторые старожилы Одессы предполагают, что были и другие «гоцманы»: Артем Кузьменко, зам.начальника Управления НКВД по Одесской области, оперативник Франк, сотрудник специального отряда по борьбе с бандитизмом Янкель Шлемович Флиг. Более всего одесситы склонны к кандидатуре Виктора Павлова - личность известная. С1944 года он возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом УКВД Одесской области.

Виктор Павлов хорошо себя показал в борьбе против банды из 16 человек, которая нападала на колхозников. - вспоминает Василий Давиденко. Орудовали она, как правило, на Овидиопольском шоссе. Именно Павлов вычислил главаря по кличке «Батя».

А вот известный в Одессе писатель-детективист, автор «Большого полутолкового словаря одесского языка» Валерий Смирнов убежден в обратном.

Да знал я Давида Гоцмана! Когда я был маленьким, он приходил к нам домой к моему отцу, они были приятелями. Когда вырос, то узнал от отца, что он уехал в Канаду и там последние годы свой жизни провел! И вообще его жену звали не Норой, как в фильме, а Ривой.

Кстати, одесситы по фамилии «Гоцман» были в Одессе. Но два года назад выехали за границу.

Что еще правдиво в сериале?

Маршал Жуков

Маршал Жуков действительно командовал Одесским военным округом. И секретная операция по «зачистке» Одессы от бандитов по его инициативе была проведена на самом деле. - говорит автор двухтомного романа «Ликвидация», написанного по мотивам сценария Алексея Пояркова Вячеслав Бондаренко.- Все остальное — вымысел, но вымысел очень правдоподобный — его сопровождают реальные исторические детали. Герои романа и фильма ходят по настоящим одесским улицам, ездят в трамваях и автомобилях, которые были в Одессе тех лет, болеют за настоящие футбольные команды, у них именно такие татуировки, какие носили в то время...

Приехал Жуков 4 июня 1946 года. Я его встречал на железнодорожном вокзале в качестве помощника военного коменданта станции «Одесса-главная». Жуков выглядел угрюмым, но статным и полным достоинства. - вспоминает Евгений Горелюк, ныне спортивный журналист. - Сначала он поехал на Пролетарский бульвар (сейчас Французский бульвар.- прим.ред.), где проживал, а потом в штаб военного округа на улице Островидова. А позже Жуков жил на улице Дворянской.

Кожаные плащи с трофейных запасов

В фильме есть пара эпизодов, как сотрудники милиции истребляют бандитов, при этом одевшись в модную гражданскую одежду. На первый взгляд, смешно…

Для борьбы с бандитами в помощь милиции Жуков привлек офицеров, в основном из военной разведки — крепких людей. Каждому выдали небольшие браунинги и дорогие кожаные пальто, а также другую хорошую одежду из трофейных запасов для приманки ночных воров. И частой стала такая ситуация: одинокий богато одетый прохожий идет ночью по улице. К нему устремляются несколько грабителей. Звучат выстрелы. Не добежав до жертвы, грабители замертво падают. - пояснил историк Андрей Парамонов.

Одесситы вспоминают, что операция Жукова долго потом носила название «блиц-криг».

Кстати, подобный кожаный плащ, сшитый по фасону тех времен, сохранился в Одесском музее кино. И принадлежит он Глебу Жеглову из фильма «Место встречи изменить нельзя».

Столетний трамвайчик из Харькова

В трех эпизодах заметен старинный трамвайчик. На нем Владимир Машков гонялся за бандитами, трамвай обдавался рикошетом. Так вот трамвай этот уникальный - 1932 года!

Когда его восстановили в Харькове, то киношники, прослышав об этом, приехали за ним в Харьков. Харьковские власти пошли на встречу, и мы оперативно пригнали его на специальном трейлере. - рассказал «смотритель» раритета Василий Плохой.

Как выяснило «КП», за киносъемки управление харьковского горэлектротранспорта получило 35 тысяч гривен.

Съемочная группа была просто в восторге от вагончика. Говорят, ожидали все, что угодно, но не такого красавчика! Благодарили: мол, вагончик просто спас фильм, - радуется Василий Плохой.- Ведь другого такого нет ни в Украине, ни в России. Кстати, я с трамваем возвращался назад в Харьков, за нами ГАИ гналось, мы думали, нарушили что-то, а они хотели просто сфотографироваться…

Мыши на кухнях и протекающие краны

Снимали фильм в сердце Молдаванки, на улице Колонтаевской,21. Натуру переделывать практически не пришлось: разруха и серость двора режиссера очень даже устроила. Гордые одесситы обиделись за то, что Одессу показали далеко не красавицей, а многие ее именно такой, в 40-е годы, и помнят.

Послевоенная Одесса - этого не забудешь никогда...- вспоминает писатель Дмитрий Мирошник. - Влажные стены, разбитые полы, мыши на кухнях, протекающие краны, шум примусов, темные коридоры, пыльные стекла на окнах общих помещений, загаженные кошками черные ходы - все это запомнилось надолго. Голод и нищета доминировали. Добавляли свое бандитизм, ночная стрельба на улицах, кражи, продовольственные карточки, безотцовщина...

Но при этом картина абсолютно нормально смотрится. Оператор там хорош, Миша Суслов, он не одессит, москвич, уезжал в Штаты, потом вернулся, и уже несколько картин снял. Да и режиссер Урсуляк прекрасный, хорошие актеры. Совершенно шикарный Машков — кличка «Гоцман» за ним закрепится надолго… - сделал вывод и ветеран кино, оператор фильма «Место встречи изменить нельзя» Леонид Бурлака.


Снежана ПАВЛОВА.

Источник -http://www.jewish.ru/culture/press/2007/12/news994257174.php

Захватывающее расследование, которое проводит Давид Маркович Гоцман - начальник отдела по борьбе с бандитизмом, - одесский юмор и неподражаемый говор сделали фильм "Ликвидация" одним из самых обсуждаемых и цитируемых. За основу сюжета создатели взяли реальные события, а прототипом главного героя выступал настоящий человек. Картина повествует о борьбе одесской милиции с в послевоенное время.

Краткая история создания фильма

Особый интерес народа к картине вызвало то, что в основу ее легли вполне реальные события в Одессе послевоенного времени. В 1946 году город действительно переживал пик расцвета преступности, и правоохранительные органы боролись с этим, как могли. Правда, фильм насыщен и множеством непроверенной или намеренно придуманной информации, что сделало его более увлекательным, но менее близким к действительности. Маркович - тоже вымышленный персонаж, хотя есть у него и реальный прототип.

Идея создать фильм подобного содержания осенила Олега Компасова, творческого директора студии «Дед Мороз», в 2004 году. Тогда, снимая в Одессе свой очередной сериал, он обратил внимание на тот факт, как мало изменился город с послевоенных лет. Тогда-то и пришла к нему идея снять здесь что-то о тяжелом времени, наступившем после окончания войны.

По возвращении в Москву он взялся за чтение «Бандитской Одессы», где описывалось, как маршал Жуков боролся с бандитизмом в Южной Пальмире. Именно приезд Жукова в Одессу и проведение по его приказу операции по ликвидации преступности в городе и решили обыграть в фильме.

Давид Гоцман: описание персонажа

В фильме «Ликвидация» Давид Маркович Гоцман предстает пред нами бесстрашным борцом с преступностью. На протяжении всех 14 серий он уверенно и целеустремленно ведет сражение с бандитскими группировками Одессы вообще и старается раскрыть особо крупное дело, постепенно придя к выводу, что руководитель преступной операции работает в правоохранительных органах города.

По сюжету фильма становиться известно, что в прошлом Гоцман был фронтовиком-разведчиком и боевым офицером. Получив в сражении тяжелое ранение, где-то около года проводит в госпитале Давид Маркович Гоцман. Биография его умалчивает о том, как провел свои годы этот доблестный борец за справедливость до начала войны. Хотя в дальнейшем кое-что зрителю становится известно из откровений Давы Марковича перед Нонной. Но, как говорится, что было, то было, а пока... Устранение всех одесских преступников - вот единственная мечта, которую имеет в «Ликвидации» Давид Маркович Гоцман. Кличка Академик, принадлежащая неизвестному сотрудникам УГРО крупному авторитету криминального мира, вызывает у Гоцмана беспокойство до тех пор, пока он не узнает, кто за ней стоит.

Прототип Давида Марковича Гоцмана

Создатели фильма, как видно, не хотели просто выдумать сюжет и героев - они желали сотворить что-то более реальное, что могло бы по-настоящему затронуть зрителя. Одесса прекрасно для этого подошла: во-первых, благодаря действительно большому разгулу преступности, а во-вторых, внешний облик города мало изменился с той поры. Для срисовывания образа главного героя тщательно подыскивался подходящий одесский работник милиции 40-х годов.

И человек такой нашелся. Сведения о нем были найдены в милиции (речь идет о личном дневнике). Замначальника Одесского УГРО Давид Менделеевич Курлянд (сменивший позже отчество на Михайлович), родившийся в 1913 году, порядочный человек, любящий свой город и свою работу - вот, по мнению авторов картины, лучший прототип Гоцмана Давида Марковича. Свою работу в милиции он начал в 1934 году, уверенно продвигаясь по карьерной лестнице. За активное участие в обороне СССР Курлянд получил орден Красной Звезды.

Другие прототипы

После тщательного исследования некоторые краеведы пришли к выводу, что Давид Маркович - персонаж, у которого несколько прототипов. По словам тех, кто служил в то время в НКВД, Давид Маркович Гоцман воплотил в себе черты, присущие Артему Кузьменко, Виктору Павлову, оперативнику по фамилии Франк, Янкелю Флингу.

Все эти люди в разное время боролись с преступностью в Одессе. Всех их вспоминают как мужественных и знающих, как вести себя с криминальными лицами, сотрудников милиции. И все они, по мнению некоторых биографов, помогли режиссеру и сценаристу дополнить собирающий образ Гоцмана, основным прототипом которого принято считать все-таки Курлянда.

Великолепная игра Машкова

Шикарный Давид Маркович Гоцман... Как знать, был бы он столь шикарен, если бы не дивная игра актера. По мнению многих, данный образ - это одна из лучших ролей Владимира Машкова. Однако нельзя сказать, что она далась ему так уж просто - пришлось изрядно попотеть. Около года Владимир Львович жил в Одессе, чтобы правдоподобно воплотить образ коренного одессита. Он постарался узнать все, что возможно, об одесской милиции и преступности в городе. И даже наладил контакты с местными авторитетами пенсионного возраста. А для подробного ознакомления с прототипом своего героя Машков изучил все имеющиеся о нем материалы.

Кстати говоря, с организованной преступностью Владимир Машков был знаком не понаслышке. Свое детство он называет бандитским, а юность криминальной. Но если бандитскому жаргону Владимир учился у выходцев из криминального мира, то для овладения уникальным одесским говором, ставшим главной изюминкой картины, Машкову, равно как и другим актерам, пришлось заниматься с лингвистом. Что же до внешних характеристик, интересен тот факт, что Курлянд Давид Михайлович имеет схожие черты с Машковым. Гоцман Давид Маркович (фото, дошедшее до нас, это подтверждает) в исполнении Владимира Львовича, таким образом, получился ну прямо как настоящий Курлянд.

Свое мнение о том, насколько удачно Машкову удалось воплотить переделанный образ Давида Михайловича, высказали родственники последнего. Внук заявил, что Гоцман получился поразительно похожим на его деда. А вот оценка сына была противоположной: по его словам, образ отца был сильно искажен. Хотя, скорее всего, создатели картины и не стремились к цели сотворить полную копию Курлянда.

Награды Машкова за роль Гоцмана

К слову, в 2010 году Машков стал народным артистом РФ, в его копилке около двадцати премий. Владимир часто выступает не только в роли актера, но и как режиссер. Его актерская карьера началась в 1984 году, а пик популярности пришелся на 1994-1995 годы. За участие в фильме «Вор» он даже был номинирован на «Оскар».

Ах, Одесса!

Неподражаемый говор и остроумные, немного необычные для русского человека выражения, которыми блещет Давид Маркович Гоцман (цитаты из фильма сразу же ушли в народ), бесспорно, сделали картину яркой и запоминающейся. Но, несмотря на то, что Машков в течение года учился местному диалекту у самих носителей языка, да еще и усердно занимался с лингвистом, некоторые критики утверждают, что речь главного героя, как и всех, кто по сценарию его окружает, передает лже-одесский акцент.

Так, они обращают внимание на неправильную интонацию актеров, утверждая, что на съемочной площадке был создан совершенно новый диалект. К тому же одесское «шё» актеры постоянно передают как «шо». Критики заметили много других языковых несовпадений. Несмотря на то что речь Давида Гоцмана наверняка отличается от того наречия, на котором говорил Курлянд, она невероятно понравилась зрителю и придала картине незабываемый колорит.

Блистательные фразы

Количество одесского юмора и колкостей в фильме, по мнению специалистов, просто зашкаливает - коренные жители города так не говорят. Видимо, сценаристы решили, что ни одно выражение или шуточка, раздобытая за время пребывания в Одессе, не должны пропасть даром. Тут же запомнились зрителю «картина маслом», «дел за гланды», «за завтра - завтра поговорим» и «не расчесывай мне нервы». Правда, многие критики сходятся во мнении, что не все выражения были в те времена в обиходе у а некоторых и вовсе не существовало.

Например, фраза Гоцмана «гэпну в морду» лишена разумного смысла, так как «гэпнуть» - значит упасть. А выражение Фимы «кидаться головой в навоз» одесситы стали употреблять намного позже 40-х годов. Вместо одесского слова «пекло» звучит «жара», вместо «босявка» - «босота», вместо «ширмач» - «щипач». А выражение «Тока разбег возьму от Дюка» следовало бы изменить на «Сейчас разгон возьму от моста до бойни». Одним словом, фильм «Ликвидация» не совсем подходит для того, чтобы судить по речам его персонажей о разговорной речи одесситов. Впрочем, удовольствия от его просмотра от этого ничуть не меньше.

Памятник Давиду Гоцману

В 2008 году ко было приурочено открытие памятника Гоцману. Под впечатлением от «Ликвидации» распоряжение об установке монумента отдал Юрий Луценко. Памятник установили на улице Еврейской возле административного строения, принадлежащего Одесской областной милиции.

В процессе создания монументального сооружения родился один неожиданный и достаточно важный вопрос: как он должен выглядеть? Обсуждалось, нужно ли придать фигуре черты лица Владимира Машкова или лучше воссоздать по сохранившимся фотографиям лицо Курлянда.

В результате работа скульптора не имеет черт какого-то конкретного человека. По мнению многих, монумент выглядит довольно интересно: по выступающим из стены ступенькам спускается милиционер, держа на раскрытой ладони корм, на который слетелись четыре голубя. Другие недоумевают: где те характерные особенности, по которым можно узнать Даву Марковича? Если не знать, кому посвящен памятник, любимого многими зрителями начальника Одесского УГРО скульптура не напоминает вовсе.

И в заключение

Давид Маркович Гоцман стал собирательным образом, прототипом или прототипами которого послужили доблестные работники милиции. Хотя не все в этой картине правдоподобно, бесспорно одно - в были такие мужественные и сознательные блюстители закона. Остается надеяться, что установленный на улице Еврейской памятник всегда будет напоминать современным сотрудникам правоохранительных органов Одессы, что спокойствие в городе во многом зависит от них.

August 10th, 2016

Нашумевший сериал режиссера Сергея Урсуляка «Ликвидация», вышедший на экраны в 2007 году, увлек миллионы зрителей захватывающим сюжетом и блестящей игрой актеров. Но главной причиной популярности фильма был харизматичный образ Давида Гоцмана, воплощенный на экране Владимиром Машковым.

У этого героя был реальный прототип — одессит Давид Курлянд, сотрудник уголовного розыска, гроза бандитов всех мастей.

Предлагаю узнать о нем подробнее...

Курлянд Давид Михайлович (Менделевич) - родился в Одессе 1 февраля 1913 года. Его родители приехали в Одессу из Прибалтики, а именно из Вильнюса, где они оба родились. Семья поселилась на Молдаванке на улице Садиковской, 37, это угол Разумовской. Отец по профессии был печником-строителем и умер в Одессе в 1921 году. И мать Давида осталась одна с тремя детьми. Он был младшим из детей. Давиду пришлось несколько лет быть на воспитании в детских домах Одессы.

Вот что рассказывает в своих дневниках о своей жизни он сам:

- «Мне тогда было семь лет, и я оказался в одном из детских домов, который вначале находился в Малом переулке, 8 (ныне переулок Маяковского), а затем в доме № 20 по улице Пишоновской (ныне ул. Ковалевского). В этих детских домах я находился около трех лет — 1920—1922 годы. И только после окончания гражданской войны, когда старший брат был демобилизован из Красной армии и вернулся домой, он забрал меня из детского дома».

В начале 20-х годов в Одессе вновь активизировались организованные банды, приезжали «залетные преступники-гастролеры». Оживились шулера, контрабандисты и жулики. В городе участились пожары и кражи. А воспитывавшийся в детдоме Давид не понаслышке узнал криминальный мир и с «лицевой» стороны, и с «изнанки»

Окончив семь классов, Давиду с 13 лет пришлось пойти работать, зарабатывать себе на жизнь. Он пошел по стопам отцам, вначале поработал учеником печника, а потом, когда набрался опыта, уже и печником. Но жизнь брала свое, менялись профессии, менялись места работы: соевый завод, где он поработал завхозом, управление пожарной охраны, суконная фабрика. А ещё вначале 30-х годов комсомол направил его участвовать в ДНД (добровольная народная дружина). Там, в народной дружине, он и познакомился со своей будущей спутницей жизни, девушкой Надей с Заставы. Поженились они еще совсем молодыми. Дом для своей молодой семьи - на улице Столбовой, 4 - он построил своими руками из старенького сарайчика. Еврейский паренек Давид, чтобы кормить семью, подрабатывал: сапожничал, клал людям печи, ремонтировал дымоходы и крыши, а его жена работала на Суконной фабрике.


А в 1934 года, когда ему исполнился 21 год, хорошо зарекомендовавшего себя в ДНД, молодого комсомольца Давида Курлянда пригласили в обком комсомола и предложили поработать в Одесском уголовном розыске, в должности помощника уполномоченного. Так он попал на рабату в милицию, где в дальнейшем и служил, до выхода на пенсию.
Прототипом главного героя стал знаменитый одесский чекист Давид Курлянд В то время в стране была огромная нехватка следователей, судей, инспекторов. Вот и проводились комсомольские наборы, в органы призывали новых людей. Детдомовский парень, не имевший ничего за душой, хотел служить государству и тем идеям, которым его учили. К тому же он был способный: имея образование всего семь классов, он писал безукоризненно грамотно. И потому специалистом в розыскном деле оказался незаменимым. Он не только планировал операции, но и сам в них участвовал. В то же время безрассудно своими подчиненными не рисковал. В первые же дни его работы бандитами были убиты сотрудники угро Нумерованный и Ополько. Смерть товарищей только укрепила уверенность Давида в верности выбора своего решения - бороться с бандитами до конца. Он смело и находчиво выполнял все поставленные перед ним задачи.

За все время службы у Курлянда не было ни одного прокола. И не было такого дела, которое он не смог бы раскрыть. За несколько лет прошел профессиональный путь от помощника опера до старшего оперуполномоченного. Войну он встретил в Одессе. Давид Курлянд вместе с товарищами по службе до последнего дня участвовал в обороне родного города от фашистов. И лишь после того как советские войска оставили Одессу, Курлянд ушёл из города на последнем судне. Он был награждён медаль «За оборону Одессы» за № 300. А вот его мать и сестра Полина с детьми, оставшиеся в Одессе, были растреляны оккупантами.


Утренний развод одесских милиционеров

Курлянд в конце 1941 года был направлен в Узбекистан, в распоряжение Ферганского уголовного розыска для борьбы с преступностью. В те годы туда эвакуировали десятки тысяч людей, многие приезжали не с пустыми руками. Среди них были дезертиры, валютчики, бандиты. Курлянда, как уже опытного сотрудника уголовного розыска назначают заместителем начальника управления уголовного розыска Узбекистана. А было ему только двадцать восемь лет

В марте 1944 года, когда наши войска уже подходили к Одессе, Давид Михайлович был отозван из Узбекистана и в числе освободителей 10 апреля въехал на танке в родной город. После освобождения Одессы от фашистской оккупации в городе и его окрестностях создалась сложная криминогенная обстановка. Отступая, разведорганы немецкой и румынской армий формировали банды из уголовников-рецидивистов, бывших полицаев и их пособников. Перед ними ставилась задача всячески тормозить восстановление разрушенного города; внедряясь в руководящие органы, организовывать саботажи, дезинформировать население, разнося слухи о якобы возвращающихся захватчиках. И, конечно же, совершать убийства, налеты, разбои, грабежи (в том числе и военных складов).

В активную борьбу с предательским отребьем вступили сотрудники Одесского уголовного розыска во главе с Давидом Курляндом. В то время особенно громким стало дело об убийстве и ограблении одесского горвоенкома Ивана Ляшко. Курлянд со своим помощником Леонидом Кривенко напал на след банды Игоря Шевцова, орудовавшей в подобном стиле и подозреваемой в убийстве Ляшко. В течение месяца оперативники сумели выследить и обнаружить логово подельников Шевцова и обезвредить. Также сотрудникам Одесского уголовного розыска, фактически возглавляемого Давидом Курляндом, в течение нескольких недель удалось обезвредить и уничтожить банды «Додж 3/4», «Одесский Тарзан», «Черная кошка». Только «Черная кошка» за короткий срок совершила 12 убийств, налетов и ограблений. Возглавлял банду некто Николай Марущак, а помощником у него был отпетый бандит Федор Кузнецов по кличке Когут. В этой группе насчитывалось 19 рецидивистов. Именно члены шайки "Черная кошка" зверски убили участкового инспектора милиции Небита, сотрудника госбезопасности и несколько войсковых офицеров. Все это производилось с целью присвоения оружия и форменной одежды, в которую экипировались бандиты, когда шли "на дело". Как правило, трупы убитых уголовники прятали в катакомбах.

Курлянд поставил перед своими подчиненными задачу во что бы то ни стало и в сжатые сроки взять или уничтожить банду "Черная кошка" и, по возможности, захватить живым Марущака. По предположению начальника угро, он наверняка знал и других своих сообщников и встречался с ними. А Марущак и его шайка в это время скрывались в катакомбах и в развалинах разрушенных во время войны зданий. И все же по полученной от населения информации сотрудники угрозыска шаг за шагом сжимали кольцо вокруг Марущака. Но опытный бандит со стажем каждый раз избегал подготовленных для него ловушек. Однажды оперативникам удалось выследить вожака. А он, хорошо знавший многие ходы в катакомбах, нырнул в один из них и через время прибыл в свою глубокую пещеру на Куяльнике, где находилась его штаб-квартира. Марущак считался битым волком и обложить его было не так уж и просто.

Прошло некоторое время. И как-то раз при очередной облаве на барахолке, в числе других, был арестован один из сообщников Марущака. Об этом стало известно, когда при выявлении личностей задержанных его опознал один из бывших полицаев. Спасая свою шкуру, он сдал его. Так и вышли на штаб-квартиру банды "Черная кошка". Действуя оперативно, сотрудники угро ранним утром окружили это место. Бесшумно подошли вплотную к логову. Но бандиты, почувствовав опасность и понимая, что они заперты в пещере, решили прорваться сквозь кольцо. Выскочив наружу, открыли ураганный огонь. Оперативники моментально отреагировали на это, начав стрельбу на поражение. Бой был коротким, но жестоким. Тяжело раненный вожак еще пытался отстреливаться из пистолета, но его схватили и обезоружили. В самый последний момент Марущак все же успел раскусить ампулу с ядом. На его лице застыл звериный оскал. Вожак прекрасно понимал, что за содеянное ему спуску не будет, и предпочел умереть добровольно. С бандой "Черная кошка" было покончено.

Вот что вспоминает известный одесский писатель и коллекционер Михаил Пойзнер: - "Два с половиной года оккупации не могли не сказаться на криминальной ситуации. Многих молодых людей, которые в 1941 году по возрасту еще не подлежали призыву, в 1944 году, когда город был освобожден, стали призывать в армию. Те, кто был призван, молодые, необстрелянные, практически все погибли при Ясско-Кишиневской операции. Понятно, что многие пытались уклониться от призыва. Так возникла целая армия дезертиров, некоторые из них пополняли бандитские группы. Да и возвращавшиеся с войны фронтовики зачастую не имели образования и профессии, ничего не умели делать, кроме как стрелять, и тоже порой пополняли среду уголовников, наивно думая: «Вот пару копеек отобьем, а там будет видно…». В городе оставались бывшие полицаи, снабжённые немцами оружием. Вот с кем приходилось иметь дело работникам уголовного розыска.

После войны Одесса входила в состав городов особого списка, которые определялись по уровню бандитизма. В Украине, кроме Одессы, такими городами были ещё Умань и Николаев. В 1948 году Давид Курлянд был назначен заместителем начальника уголовного розыска Одессы. Табельным оружием у него, как и у многих сотрудников уголовного розыска в то время, был так называемый пистолет оперативника - браунинг калибра 7,62. Мощный, безотказный пистолет, который свободно помещался, как в заднем кармане брюк, так и за голенищем сапога. Это было очень удобно, поскольку висящая сбоку кобура мешала и выдавала работника милиции. Но в «руководящем кресле» он сидеть так и не привык. Сам планировал проведение различных операций против бандитов, сам в них участвовал.

В коллективе его называли «профессором» по борьбе с бандитами, фальшивомонетчиками, мошенниками. Безрассудно своими подчиненными не рисковал, хоть и был для сотрудников непререкаемым авторитетом. Криминальные же «авторитеты» боялись и уважали «большого начальника». Бывшие матерые уголовники «завязывали» с прошлым только потому, что дали слово Давиду. Давид Михайлович умел разговаривать со своими подопечными. По словам сына Д.Курлянда Анатолия: "Отца уважали и боялись, в том числе и бандиты.. Фамилия Курлянд приводила в ужас преступников. Нас боялись как огня. Помню, когда я женился на москвичке и любимая взяла мою фамилию, так она год не могла устроиться здесь, в Одессе, на работу. Ее боялись. Руководство каждого предприятия переживало: а вдруг она будет что-то выяснять, выведывать, ее свекор же настоящий сыщик! Ой, смешно и горестно это вспоминать! Еле нашли ей работу."

Создатель Народного музея милиции Василий Давиденко (недавно ушедший из жизни) был близким другом Давида Курлянда. Он с большой теплотой и уважением вспоминал о Давиде Михайловиче, отдавая должное его высокому профессионализму. Он говорил:

- ".. Если начальник уголовного розыска мог быть номенклатурной единицей, то заместитель начальника был «рабочей лошадкой». В мирное время с такой анкетой быть награжденным боевыми наградами, удостоиться ордена Красной Звезды (в 1954 году) — это что-то да значило",

Давид Михайлович Курлянд В 1953-м Давида Курлянда назначают начальником 2-го, затем 1-го отдела милицейской службы. В 1960-м — заместитель начальника уголовного розыска Одессы. До начальника отделения уголовного розыска не дослужился, но заместителем стал знаменитым. С 1958 года почти десять лет Курлянд читал лекции в Одесской спецшколе милиции МВД СССР. А в 1963-м, в возрасте всего лишь пятидесяти лет Давида Михайловича отправили на пенсию.... Но отдыхать он не мог: читал лекции, консультировал работников уголовного розыска, просиживал в архивах, собирая материалы о героическом пути своих соратников, товарищей по оружию.
В то же время Курлянд был бессребреником. Гроза бандитов немного для себя наработал в конце безупречной службы: с любимой женой Надей и с детьми он всю жизнь прожил в коммунальной квартире, в центре города, в районе Соборной площади, а именно в доме Либмана. Дочь Давида Михайловича стала учительницей математики в одесской школе, сын стал профессиональным военным и служил в городе Энгельсе, недалеко от Саратова.

Не слушая сплетен, не замечая грязи, выливаемой на него недоброжелателями, в своей жизни Давид Курлянд руководствовался законом двух П - порядочности и профессионализма. Он всегда был открыт для новых идей, но никогда не спешил немедленно принимать любую. Готов был учесть чужое мнение, но в каждом случае сам решал, что пойдет на пользу делу. Всегда помнил, что для принятия окончательного решения необходимы ясный ум и холодная голова. Эмоции - плохой советчик. И излишне чувствительные, беспомощные, мечущиеся натуры вызывали у него некоторое раздражение. Он был уверен в том, что для достижения намеченной цели нужны организованность, дисциплина и мобилизация скрытого потенциала. И в том, что начатое дело не бросают на полдороге.

А еще две высокие награды обошли Давида Михайловича стороной. В 1957 году за успешную операцию, нашумевшее дело — розыск детей, потерявшихся в катакомбах, Д.Курлянд был представлен к ордену «Знак Почета». Но вместо ордена руководителю отдела милицейской службы объявили благодарность «за находчивость и проявленную инициативу». Представление в 1958 году еще на один орден Красного Знамени, затем заменили медалью «За безупречную службу 1-й степени». Так и проходил Давид Михайлович всю жизнь с одним орденом Красной Звезды,


Памятник Давиду Курлянду в Одессе у входа в областное управление внутренних дел

В 1988 году Давид Михайлович написал дневник воспоминаний, который сегодня хранится в Одесском музее милиции на улице Еврейской. В красной папке более 200 страниц. Здесь перечислены самые значимые дела, которые он расследовал. Описаны они по разному: где по канцелярски, а где по одесски, с юмором. Дневник - кладезь сюжетов для новых детективов, одни заголовки дел уже привлекают внимание: «Оборотень», «И оружие не помогло», «Зачем мошеннику оружие», «Случайное задержание», «Утренние гости», «Неудавшаяся гастроль», «Задача с одним неизвестным», «Курортники», «Засада», «Импортный макинтош», «Яшка-Китайчик», «Флегмона, или…», «Дубровский», «Котиковая шуба», «18-летний губернатор», "Марущка+Соколов", "Моца и К и другие", "Заказная" кража”.

Кстати, в создании музея милиции немалая заслуга самого Давида Курлянда, считавшего воссоздание героического пути своих товарищей по оружию долгом живых перед погибшими.

Личное дело заместителя начальника Одесского уголовного розыска Давида Курлянда до сих пор засекречено. Курлянд был классным специалистом по агентуре, у него был с десяток явочных квартир. И сегодня, вполне возможно, здравствуют дети и внуки тех, с кем он раскрывал сложнейшие дела. Давид Курлянд знал город, как никто другой, без труда ориентировался и в знаменитых одесских катакомбах.

28 июля 1993 года Курлянд Давид Михайлович умер от инфаркта и похоронен на Троицком кладбище.

В 2008 году, после грандиозного успеха "Ликвидации", возле здания одесского областного управления МВД был установлен памятник сотрудникам послевоенного уголовного розыска, который иногда называют "памятник Гоцману". Однако черты лица этого бронзового милиционера, протягивающего руку бронзовым голубям, больше напоминают не киногероя Гоцмана, а его прототипа из жизни. Не менее храброго, но при том доброго, скромного, проницательного, интеллигентного - капитана Давида Михайловича Курлянда. Кто не верит - может посмотреть и убедиться: картина маслом...

Давид Маркович Гоцман: прототип, фото, цитаты Захватывающее расследование, которое проводит Давид Маркович Гоцман - начальник отдела по борьбе с бандитизмом, - одесский юмор и неподражаемый говор сделали фильм "Ликвидация" одним из самых обсуждаемых и цитируемых. За основу сюжета создатели взяли реальные события, а прототипом главного героя выступал настоящий человек. Картина повествует о борьбе одесской милиции с организованной преступностью в послевоенное время. Краткая история создания фильма Особый интерес народа к картине вызвало то, что в основу ее легли вполне реальные события в Одессе послевоенного времени. В 1946 году город действительно переживал пик расцвета преступности, и правоохранительные органы боролись с этим, как могли. Правда, фильм насыщен и множеством непроверенной или намеренно придуманной информации, что сделало его более увлекательным, но менее близким к действительности. Гоцман Давид Маркович - тоже вымышленный персонаж, хотя есть у него и реальный прототип. Идея создать фильм подобного содержания осенила Олега Компасова, творческого директора студии «Дед Мороз», в 2004 году. Тогда, снимая в Одессе свой очередной сериал, он обратил внимание на тот факт, как мало изменился город с послевоенных лет. Тогда-то и пришла к нему идея снять здесь что-то о тяжелом времени, наступившем после окончания войны. По возвращении в Москву он взялся за чтение «Бандитской Одессы», где описывалось, как маршал Жуков боролся с бандитизмом в Южной Пальмире. Именно приезд Жукова в Одессу и проведение по его приказу операции по ликвидации преступности в городе и решили обыграть в фильме. Давид Гоцман: описание персонажа В фильме «Ликвидация» Давид Маркович Гоцман предстает пред нами бесстрашным борцом с преступностью. На протяжении всех 14 серий он уверенно и целеустремленно ведет сражение с бандитскими группировками Одессы вообще и старается раскрыть особо крупное дело, постепенно придя к выводу, что руководитель преступной операции работает в правоохранительных органах города. По сюжету фильма становиться известно, что в прошлом Гоцман был фронтовиком-разведчиком и боевым офицером. Получив в сражении тяжелое ранение, где-то около года проводит в госпитале Давид Маркович Гоцман. Биография его умалчивает о том, как провел свои годы этот доблестный борец за справедливость до начала войны. Хотя в дальнейшем кое-что зрителю становится известно из откровений Давы Марковича перед Нонной. Но, как говорится, что было, то было, а пока... Устранение всех одесских преступников – вот единственная мечта, которую имеет в «Ликвидации» Давид Маркович Гоцман. Кличка Академик, принадлежащая неизвестному сотрудникам УГРО крупному авторитету криминального мира, вызывает у Гоцмана беспокойство до тех пор, пока он не узнает, кто за ней стоит. Прототип Давида Марковича Гоцмана Создатели фильма, как видно, не хотели просто выдумать сюжет и героев – они желали сотворить что-то более реальное, что могло бы по-настоящему затронуть зрителя. Одесса прекрасно для этого подошла: во-первых, благодаря действительно большому разгулу преступности, а во-вторых, внешний облик города мало изменился с той поры. Для срисовывания образа главного героя тщательно подыскивался подходящий одесский работник милиции 40-х годов. И человек такой нашелся. Сведения о нем были найдены в Одесском музее милиции (речь идет о личном дневнике). Замначальника Одесского УГРО Давид Менделеевич Курлянд (сменивший позже отчество на Михайлович), родившийся в 1913 году, порядочный человек, любящий свой город и свою работу – вот, по мнению авторов картины, лучший прототип Гоцмана Давида Марковича. Свою работу в милиции он начал в 1934 году, уверенно продвигаясь по карьерной лестнице. За активное участие в обороне СССР Курлянд получил орден Красной Звезды. Другие прототипы После тщательного исследования некоторые краеведы пришли к выводу, что Давид Маркович – персонаж, у которого несколько прототипов. По словам тех, кто служил в то время в НКВД, Давид Маркович Гоцман воплотил в себе черты, присущие Артему Кузьменко, Виктору Павлову, оперативнику по фамилии Франк, Янкелю Флингу. Все эти люди в разное время боролись с преступностью в Одессе. Всех их вспоминают как мужественных и знающих, как вести себя с криминальными лицами, сотрудников милиции. И все они, по мнению некоторых биографов, помогли режиссеру и сценаристу дополнить собирающий образ Гоцмана, основным прототипом которого принято считать все-таки Курлянда. Великолепная игра Машкова Шикарный Давид Маркович Гоцман... Как знать, был бы он столь шикарен, если бы не дивная игра актера. По мнению многих, данный образ - это одна из лучших ролей Владимира Машкова. Однако нельзя сказать, что она далась ему так уж просто - пришлось изрядно попотеть. Около года Владимир Львович жил в Одессе, чтобы правдоподобно воплотить образ коренного одессита. Он постарался узнать все, что возможно, об одесской милиции и преступности в городе. И даже наладил контакты с местными авторитетами пенсионного возраста. А для подробного ознакомления с прототипом своего героя Машков изучил все имеющиеся о нем материалы. Кстати говоря, с организованной преступностью Владимир Машков был знаком не понаслышке. Свое детство он называет бандитским, а юность криминальной. Но если бандитскому жаргону Владимир учился у выходцев из криминального мира, то для овладения уникальным одесским говором, ставшим главной изюминкой картины, Машкову, равно как и другим актерам, пришлось заниматься с лингвистом. Что же до внешних характеристик, интересен тот факт, что Курлянд Давид Михайлович имеет схожие черты с Машковым. Гоцман Давид Маркович (фото, дошедшее до нас, это подтверждает) в исполнении Владимира Львовича, таким образом, получился ну прямо как настоящий Курлянд. Свое мнение о том, насколько удачно Машкову удалось воплотить переделанный образ Давида Михайловича, высказали родственники последнего. Внук заявил, что Гоцман получился поразительно похожим на его деда. А вот оценка сына была противоположной: по его словам, образ отца был сильно искажен. Хотя, скорее всего, создатели картины и не стремились к цели сотворить полную копию Курлянда. Награды Машкова за роль Гоцмана Роль сотрудника Одесского УГРО послевоенных лет принесла Владимиру Машкову не только удовольствие и материальное вознаграждение, но и народное и официальное признание. За лучшую мужскую роль он получил национальную кинонаграду России. «Золотой Дюк» ему вручили за вклад в культурную жизнь Одессы. Не менее актера, должно быть, порадовало присуждение ему звания почетного гражданина Одессы, которого также был удостоен Михаил Жванецкий. К слову, в 2010 году Машков стал народным артистом РФ, в его копилке около двадцати премий. Владимир часто выступает не только в роли актера, но и как режиссер. Его актерская карьера началась в 1984 году, а пик популярности пришелся на 1994-1995 годы. За участие в фильме «Вор» он даже был номинирован на «Оскар». Ах, Одесса! Неподражаемый говор и остроумные, немного необычные для русского человека выражения, которыми блещет Давид Маркович Гоцман (цитаты из фильма сразу же ушли в народ), бесспорно, сделали картину яркой и запоминающейся. Но, несмотря на то, что Машков в течение года учился местному диалекту у самих носителей языка, да еще и усердно занимался с лингвистом, некоторые критики утверждают, что речь главного героя, как и всех, кто по сценарию его окружает, передает лже-одесский акцент. Так, они обращают внимание на неправильную интонацию актеров, утверждая, что на съемочной площадке был создан совершенно новый диалект. К тому же одесское «шё» актеры постоянно передают как «шо». Критики заметили много других языковых несовпадений. Несмотря на то что речь Давида Гоцмана наверняка отличается от того наречия, на котором говорил Курлянд, она невероятно понравилась зрителю и придала картине незабываемый колорит. Блистательные фразы Количество одесского юмора и колкостей в фильме, по мнению специалистов, просто зашкаливает – коренные жители города так не говорят. Видимо, сценаристы решили, что ни одно выражение или шуточка, раздобытая за время пребывания в Одессе, не должны пропасть даром. Тут же запомнились зрителю «картина маслом», «дел за гланды», «за завтра - завтра поговорим» и «не расчесывай мне нервы». Правда, многие критики сходятся во мнении, что не все выражения были в те времена в обиходе у жителей Одессы, а некоторых и вовсе не существовало. Например, фраза Гоцмана «гэпну в морду» лишена разумного смысла, так как «гэпнуть» - значит упасть. А выражение Фимы «кидаться головой в навоз» одесситы стали употреблять намного позже 40-х годов. Вместо одесского слова «пекло» звучит «жара», вместо «босявка» - «босота», вместо «ширмач» - «щипач». А выражение «Тока разбег возьму от Дюка» следовало бы изменить на «Сейчас разгон возьму от моста до бойни». Одним словом, фильм «Ликвидация» не совсем подходит для того, чтобы судить по речам его персонажей о разговорной речи одесситов. Впрочем, удовольствия от его просмотра от этого ничуть не меньше. Памятник Давиду Гоцману В 2008 году ко Дню милиции было приурочено открытие памятника Гоцману. Под впечатлением от «Ликвидации» распоряжение об установке монумента отдал Юрий Луценко. Памятник установили на улице Еврейской возле административного строения, принадлежащего Одесской областной милиции. В процессе создания монументального сооружения родился один неожиданный и достаточно важный вопрос: как он должен выглядеть? Обсуждалось, нужно ли придать фигуре черты лица Владимира Машкова или лучше воссоздать по сохранившимся фотографиям лицо Курлянда. В результате работа скульптора не имеет черт какого-то конкретного человека. По мнению многих, монумент выглядит довольно интересно: по выступающим из стены ступенькам спускается милиционер, держа на раскрытой ладони корм, на который слетелись четыре голубя. Другие недоумевают: где те характерные особенности, по которым можно узнать Даву Марковича? Если не знать, кому посвящен памятник, любимого многими зрителями начальника Одесского УГРО скульптура не напоминает вовсе. И в заключение Давид Маркович Гоцман стал собирательным образом, прототипом или прототипами которого послужили доблестные работники милиции. Хотя не все в этой картине правдоподобно, бесспорно одно – в истории Одессы были такие мужественные и сознательные блюстители закона. Остается надеяться, что установленный на улице Еврейской памятник всегда будет напоминать современным сотрудникам правоохранительных органов Одессы, что спокойствие в городе во многом зависит от них.

Сериал «Ликвидация», вышедший на экраны в 2007 году, увлек миллионы зрителей захватывающим сюжетом и блестящей игрой актеров. Особенно запомнился всем главный герой фильма - Давид Гоцман, роль которого исполнил Владимир Машков.

У этого харизматичного персонажа был реальный прототип - сотрудник одесского уголовного розыска Давид Курлянд.

Давид Михайлович (Менделевич) Курлянд родился в Одессе 1 февраля 1913 года. Его родители приехали в Одессу из Вильнюса и поселились на Молдаванке. Отец по профессии был печником-строителем. В 1921 году он умер, и вдова осталась одна с тремя детьми. Младшему Давиду пришлось даже побывать на воспитании в нескольких детских домах. Только после окончания гражданской войны старший брат, демобилизовавшись из Красной армии, забрал мальчика домой.

Начало 20-х годов в Одессе было поистине бандитским временем: активизировались местные банды, приезжали «залетные» преступники-гастролеры. Повсюду были шулера, контрабандисты и жулики. В городе участились пожары и кражи. Воспитывавшийся в детдоме Давид знал этот мир не понаслышке, а практически «изнутри».

По окончании 7-го класса, с 13 лет, Давид был вынужден пойти зарабатывать на жизнь. Побыв некоторое время учеником печника, он и сам в скором времени стал печником, как отец. Но жизнь в те времена была такой непредсказуемой, что и места его работы постоянно менялись: соевый завод, где он поработал завхозом, управление пожарной охраны, суконная фабрика. А в начале 30-х комсомол направил Давида участвовать в ДНД - добровольной народной дружине. Там он познакомился и со своей будущей спутницей жизни, девушкой Надей с суконной фабрики. Вскоре они поженились и стали жить в доме, который Давид построил сам, из старенького сарайчика. Чтобы прокормить семью, Давид подрабатывал всем подряд: клал печи, ремонтировал крыши, сапожничал.

А в 1934 году его пригласили в обком комсомола и предложили поработать в Одесском уголовном розыске, в должности помощника уполномоченного. В то время в стране была огромная нехватка следователей, судей, инспекторов. А Давид оказался очень способным: он и планировал операции, и сам в них участвовал.

Утренний развод одесских милиционеров


В первые же дни работы Давида двое его коллег были убиты бандитами. И Курлянд всю жизнь придерживался строгого принципа: безрассудно подчиненными не рисковать. Но с бандитами боролся до конца. За все время его службы у него не было ни одного прокола, ни одного дела, которого он не смог бы раскрыть. За несколько предвоенных лет Давид прошел путь от помощника до старшего оперуполномоченного.

Войну Курлянд встретил в Одессе. Вместе с товарищами по службе до последнего дня участвовал в обороне родного города. И лишь после того как советские войска оставили Одессу, ушел из города на последнем корабле. А вот его мать и сестра Полина с детьми, оставшиеся в Одессе, были расстреляны оккупантами.

В конце 1941 года Курлянд был направлен для борьбы с преступностью в Узбекистан. В те годы туда эвакуировали десятки тысяч людей, попадались среди них дезертиры, валютчики, бандиты. 28-летнего Давида назначили заместителем начальника управления уголовного розыска Узбекистана.

В марте 1944 года, когда советские войска уже подходили к Одессе, Давид Михайлович был отозван и 10 апреля в числе освободителей на танке въехал в город. После освобождения криминогенная обстановка в Одессе была просто ужасающей. Отступая, оккупанты формировали банды из уголовников-рецидивистов, бывших полицаев. Перед ними ставилась задача всячески тормозить восстановление разрушенного города: внедряясь в руководящие органы, устраивать саботажи, дезинформировать население о якобы возвращающихся фашистах. И, конечно же, совершать налеты, убийства, грабежи (в том числе и военных складов).

Одним из громких дел тех лет стало убийство одесского горвоенкома Ивана Ляшко. Курлянд с помощником Леонидом Кривенко напали на след банды Игоря Шевцова. В течение месяца им удалось обнаружить логово бандитов и обезвредить их. Также сотрудники Одесского уголовного розыска под руководством Курлянда обезвредили и уничтожили такие банды, как «Додж ¾», «Одесский Тарзан», «Черная кошка». В «Черной кошке», например, насчитывалось 19 рецидивистов. Именно эта шайка зверски убила участкового инспектора милиции Небита, сотрудника госбезопасности и несколько войсковых офицеров - чтобы захватить оружие и форменную одежду.

Курлянд поставил перед подчиненными задачу - в кратчайшие сроки взять или уничтожить банду и по возможности взять живым ее главаря Николая Марущака. Марущак и его шайка скрывались в катакомбах и развалинах разрушенных во время войны зданий. Каждый раз опытному бандиту удавалось уходить из расставленных на него ловушек.

Как-то раз при очередной облаве на барахолке был взят один из сообщников Марущака. При выявлении личностей задержанных его опознал один из бывших полицаев. Спасая свою шкуру, он сдал его. Так и вышли на штаб-квартиру банды. Рано утром сотрудники угро оцепили это место. Бесшумно подошли вплотную к логову. Почувствовав опасность, бандиты попытались прорваться сквозь кольцо, открыли ураганный огонь. Завязался настоящий бой. Тяжело раненный, Марущак пытался отстреливаться, но его схватили. Однако в последний момент он успел раскусить ампулу с ядом.

Вот что вспоминает известный одесский писатель Михаил Пойзнер: «Два с половиной года оккупации не могли не сказаться на криминальной ситуации. Многих молодых людей, который в 1941 году по возрасту еще не подлежали призыву, в 1944 году, когда город был освобожден, - стали призывать в армию. Те, кто был призван, молодые, необстрелянные, практически все погибли при Ясско-Кишиневской операции. Понятно, что многие пытались уклониться от призыва. Так возникла целая армия дезертиров, некоторые из них пополняли бандитские группы. Да и возвращавшиеся с войны фронтовики зачастую не имели образования и профессии, ничего не умели делать, кроме как стрелять, и тоже порой пополняли среду уголовников, наивно думая: «Вот пару копеек отобьем, а там будет видно...» В городе оставались бывшие полицаи, снабженные немцами оружием. Вот с кем приходилось иметь дело сотрудникам уголовного розыска. После войны Одесса входила в особый список городов с высоким уровнем бандитизма. На Украине такими городами также были Умань и Николаев.

В 1948 году Курлянд был назначен заместителем начальника уголовного розыска Одессы. Однако он не сидел в «руководящем кресле» - сам планировал проведение операций и сам в них участвовал.

В коллективе его называли «профессором» по борьбе с бандитами, фальшивомонетчиками, мошенниками. Криминальные же авторитеты его боялись - и уважали. Нередко матерые уголовники «завязывали» с криминальным миром лишь потому, что дали слово Курлянду. Вспоминает сын Давида Курлянда Анатолий:

«Фамилия Курлянд приводила в ужас преступников. Нас боялись как огня. Помню, когда я женился на москвичке и любимая взяла мою фамилию, так она год не могла устроиться здесь, в Одессе, на работу. Ее боялись. Руководство каждого предприятия переживало: а вдруг она будет что-то выяснять, выведывать, ее свекор же настоящий сыщик!»

Создатель Народного музея милиции Василий Давиденко был близким другом Давида Курлянда. Вот что он говорил: «Если начальник уголовного розыска мог быть номенклатурной единицей, то заместитель начальника был „рабочей лошадкой“. В мирное время с такой анкетой быть награжденным боевыми наградами, удостоиться ордена Красной Звезды (в 1954 году) - это что-то да значило».

В 1953-м Давида Курлянда награждают начальником 2-го, а затем 1-го отдела милицейской службы. В 1960-м он - заместитель начальника уголовного розыска Одессы. А в 1963-м, всего-то в 50 лет, Давида Михайловича отправили на пенсию. Отдыхать он не мог: читал лекции, консультировал работников уголовного розыска, собирал в архивах материалы по истории милицейской работы.

Удивительно и то, что всю жизнь Курлянд с женой Надей и детьми прожил в коммунальной квартире - на Соборной площади, в доме Либмана. Дочь Давида Михайловича стала учительницей математики, а сын профессиональным военным, служил в городе Энгельсе Саратовской области.

А еще Давида Михайловича обошли стороной две высокие награды. В 1957 году за успешную операцию - розыск детей, потерявшихся в катакомбах, - он был представлен к ордену «Знак Почета». Но вместо ордена ему объявили благодарность «за находчивость и проявленную инициативу». А в 1958 году еще один орден Красного Знамени заменили медалью «За безупречную службу 1-й степени».

Памятник Давиду Курлянду у входа в областное управление внутренних дел в Одессе


В 1988 году Давид Курлянд написал воспоминания, которые сегодня хранятся в Одесском музее милиции на Еврейской улице. В красной папке более 200 страниц. Здесь перечислены самые значимые дела, которые он расследовал. Это настоящий кладезь сюжетов для писателей, одни заголовки чего стоят: «Импортный макинтош», «Яшка-Китайчик», «Флегмона, или...», «Котиковая шуба», «18-летний губернатор», «Моца и К и другие».

Личное дело Курлянда до сих пор засекречено. Курлянд был классным специалистом по агентуре и у него был с десяток явочных квартир. И сегодня, вполне возможно, здравствуют дети и внуки тех, с кем он раскрывал сложнейшие дела.