Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Речевое развитие предполагает:

Ø владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;

Ø развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Ø развитие речевого творчества;

Ø развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Ø знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Ø формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие речи детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №39 «Василек» Подготовительная группа №3 Автор презентации Воспитатель: Гуляева Л. А.

Приемы и технологии, используемые в ДОУ при формировании речевой деятельности детей Наглядные Словесные Практические Метод непосредственного наблюдения и его разновидности: наблюдение в природе, экскурсии Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам Чтение и рассказывание художественных произведений Заучивание наизусть Пересказ Рассказывание без опоры на наглядный материал Обобщающая беседа Дидактические игры Игры-драматизации Инсценировки Дидактические упражнения Хороводные игры

Развитие речи для детей протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Предметно - развивающая среда-это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Оснащение воспитательно -образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Развитие связной речи через составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам; Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками.

Развитие речи и мышления детей посредством мнемотехники “ Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Развитие речи средствами дидактической игры Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Игры и упражнения для развития речевого дыхания

Картотеки по развитию речи



Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Это не просто последовательность слов и предложений, а последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.


Функции: Главная функция: коммуникативная Социальные функции 1. Помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми 2. Определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности. Формы связной речи: диалогическая (диалог) монологическая (монолог)


Виды связной речи Ситуативная (связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах) Контекстная (содержание понятно из самого контекста. Сложность состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства) В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер диалога, а контекстная речь – характер монолога


Диалогическая речь Диалог- сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи Диалогические умения Собственно-речевые умения (вступать в общение; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать) Умения речевого этикета (обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие) Умение общаться (планирование совместных действий, обсуждение) Неречевые (невербальные) умения (использование мимики, жестов)


Монологическая речь Это связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей Необходимы: внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном Типы монологов Описание – это характеристика предмета Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания


Методы формирования Диалогическая речь Основной метод формирования в повседневном общении: разговор воспитателя с детьми. Педагог должен воспитывать своей речью. «Метод словесных поручений» (попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, сходить в соседнюю группу за книгой и т. п.) Совместная деятельность (проявление умения общаться, договариваться) Дидактическая, театрализованная игра (разыгрывание ситуаций. Сюжеты для сценариев берутся из детской жизни, из хорошо знакомых детям художественных произведений) Использование «речевых ситуаций» (направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения) Подвижные игры, содержащая диалоги («Гуси-лебеди», «Краски», «Коршун» и др. В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.) Беседа (ребенок учится припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы)


Классификация бесед (по Е. А. Флериной) 1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности (цель– выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. Они кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта, а ряд вопросов остается неразрешенным, например, «Посмотрим, что будет дальше...») 2.Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей (Цель – стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Задача воспитателя – обеспечить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания) 3. Беседа заключительная (Цель- уточнить и расширить опыт детей) М. М. Конина выделяет два типа бесед, дополняющих классификацию Е. А.Флериной (на основе материала по которому ведётся беседа)


Монологическая речь обучение рассказыванию (по картине, по игрушке, творческое рассказывание, рассказы детей из опыта) пересказ литературных произведений (сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение беседа дидактическая игра Вспомогательные приёмы Использование мнемотехники, а именно мнемотаблиц (Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации, мнемотаблица- это рисунок или схема, содержащая определённую информацию) Уточнение незнакомых слов Представление словесного плана Подбор синонимов и антонимов
Книжный уголок (удобное размещение, содержание книг соответствующее возрасту детей) Зона театрализованной деятельности (ширма, фланелеграф, различные виды театров) Дидактические игры Пособия для образовательной деятельности, наличие иллюстраций по теме, тематические выставки Наглядная информация для родителей


Справка по результатам контроля «Состояние предметно - развивающей среды по развитию связной речи дошкольников» Цель: определить состояние предметно-развивающей среды в группах, способствующей развитию связной речи детей младшего и старшего дошкольного возраста. Критерии оценки: 1. Наличие и оборудование книжного уголка 2. Наличие тематических выставок 3. Оборудование для театрализованной деятельности 4. Наличие дидактических игр 5. Пособия для НОД 6. Наглядная информация для родителей Вывод: состояние предметно-развивающей среды в группах находится на среднем уровне.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Упражнения для развития мелкой моторики -Переливание из одного сосуда в другой; - Прищепки в корзине; - Раскопки; - Выжимание губки; - Перекладывание бус пинцетом; - Складывание мозаики; - Завязывание и развязывание бантиков или шнурков

На первых этапах речевого развития перед ребенком ставятся следующие задачи: Понимание смысла сказанного; Использование того или иного грамматического средства в собственной речи; Самостоятельное образование формы нового слова по аналогии со знакомыми; Оценивание правильности речи, умение определить, можно так говорить или нет.

Дидактические игры по развитию речи "Закончи предложение" (употребление сложноподчинённых предложений) · Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу) · Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу) · Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу) · Папа принёс конфеты и положил их... куда? (в конфетницу) · Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела) · Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно) · Я не хочу спать, потому что... (ещё рано) · Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода) · Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты) · Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись от собаки) "Подбери рифму" (развивает фонематический слух). Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово. По дороге шёл жучок, Песню пел в траве... (сверчок). Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

"Назови три слова" (активизация словаря) Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы. · Что можно купить? (платье, костюм, брюки) · Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

«Какая кукла» Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта. Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая. - Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: «Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)». От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин?»; «Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»).

Касимова Лидия Александровна, воспитатель комбинированной группы МАДОУ № 29 д. Лесная

«Мудрость предков – зеркало для потомков» К.Д. Ушинский

С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.

С. Скачко

На сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа.

К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты»

Цель:

Использование произведений народного фольклора как возможность развития речи детей, сделать их жизнь интересной и содержательной, наполнить яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Приемы:

  • приём инсценирования с помощью специально отобранных средств;
  • рассказ воспитателя с использованием иллюстрации, картинок, показ слайдов, видеофильмов;
  • приём действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие;
  • приём речевого образца – правильная речевая деятельность воспитателя;
  • хоровые и индивидуальные повторения, которые обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей;
  • заучивание наизусть по ролям, сочинение загадок, сказок;
  • приём оценки ответа или действия и исправление;
  • показ способов действий.

Сказки являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста развитию речи.

Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, образных сравнений, метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к желанию пересказывать ее, инсценировать и даже попробовать свои силы в сочинительстве сказок.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.) , наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".

Вывод:

Детей с малого возраста следует учить восприятию фольклорных текстов, воспитывать интерес к языковому богатству, формировать у них умение слушать и слышать устное народное творчество. Целенаправленная работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством разовьет у детей познавательный интерес к познанию русской культуры. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.

В процессе работы были замечены такие изменения:

У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывают народные игры - забавы с помощью считалок.

После проведённой работы у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

В ходе проведённой работы, видно насколько выросли знания детей малых форм фольклора.