Редкие капли дождя падали на землю разбор. Тема: «Имя прилагательное»

С.Г.КАЙЛЬ,
г.Тогучин, Новосибирская обл.

Дидактические материалы для 5–9-х классов

5 класс

Тема: «словообразование»

По холмистой прерии разбросаны дубовые и ореховые рощи.
Вдоль берегов тянется густой зеленый лес. Но чаще вы видите колючие заросли, где вместе с акациями растут кактусы.
Здесь много интересного для ботаника и любителя дикой природы. Земледелец этими местами не заинтересуется. Он хорошо знает, что все эти чудесные растения растут на тощей почве.
Белый человек еще не проник в эти места, и одни команчи пролагают тропы по этой земле.
По лесистым берегам рек бродят пума и ягуар. На опушке лесных зарослей показывается тощий волк. Здесь пасется и самое прекрасное животное – лошадь. Черные красавцы табунами разгуливают по прерии.

(По М.Риду)
(96 слов)

Запомните : прерия, ботаник, команчи, ягуар, опушка.

Лексическое значение слов : команчи – воинственное индейское племя. Прерия – обширная равнина со степной растительностью в Северной Америке.

Тема: «Синтаксис»

ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ

Погода стала меняться. Появились низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Налетел резкий ветер. Он зашумел травой, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке.
Ветер налетел с новой силой, поморщил гладь реки, а потом стих. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками. Сплошной полосой хлестанул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим быстрее!».
Но вот ветер утих. Раздались голоса птиц: иволги, пеночки, зяблика. Редкие капли дождя падали на землю и повисали в траве.

(По В.Астафьеву)
(87 слов)

Итоговый диктант

(I полугодие. Комплекс В.В. Бабайцевой)

ПЕРЕД СВАДЬБОЙ

Каждый вечер крот приходил к полевой мыши в гости и болтал, что скоро лето закончится. Когда солнце перестанет палить, они с Дюймовочкой сыграют свадьбу. Но девочка была совсем не рада, ей не нравился скучный крот. Каждое утро и каждый вечер Дюймовочка выходила на порог мышиной норки. Иногда ветер раздвигал верхушки колосьев, и она могла увидеть кусочек голубого неба. «Как светло, как хорошо на воле!» – думала девочка и вспоминала о ласточке. Ей, конечно, хотелось бы повидаться с птичкой. Но ласточка не прилетела. Наверное, она летала в зеленом лесу.
«Через месяц твоя свадьба!» – сказала девочке полевая мышь. Но крошка заплакала и сказала, что она не хочет быть женой скучного крота.

(По Х.К. Андерсену)
(108 слов)

Запомните : Дюймовочка, свадьба, не рада, болтал.

Тема: «Имя существительное»

Вся Сибирь в этот день хорошо прогрелась под солнцем. Побежали ручейки. Они журчали так громко, что даже в избу доносился этот чудесный весенний звук.
Жаконя опять лежал на кровати, а Гутя стояла рядом и качала головой. Обезьянка выглядела ужасно! Красная курточка разорвалась, штанишки расползлись по швам, шапочки совсем не было, и голова была в пуху и перьях.
Всю одежду с Жакони пришлось снять. Потом старушка вынула из сундука кусок красного шелка с желтыми горошинами. Гутя сшила из этой материи платье. Когда платье надели на Жаконю, он сразу стал похож на девочку.

(По Ю.Магалифу)
(91 слово)

Дополнительное задание .

Определите род, число и падеж существительных:

    I вариант – 2-е и 3-е предложения 2-го абзаца;

    II вариант – 1-е и 2-е предложения 3-го абзаца.

Тема: «Имя прилагательное»

ОРАНЖЕРЕЯ

В большом городе был ботанический сад. В нем располагалась огромная оранжерея из стекла и железа. Особенно хороша была оранжерея, когда солнце заходило и освещало ее красным светом.
Сквозь толстые прозрачные стекла виднелись растения. Им было в ней тесно. Ветви деревьев мешались с огромными листьями пальм. Садовники постоянно обрезали ветви, подвязывали листья, но это плохо помогало. Для растений нужны были хороший простор, родной край и свобода. Крыша хотя и прозрачна, но она не заменит ясное небо.
Зимой стекла обмерзали. Ветер гудел и бил в рамы. Растения слушали вой ветра и вспоминали другой, теплый и влажный мир.

(По Г.Уэллсу)
(99 слов)

Запомните : ботанический, оранжерея, постоянно, прозрачный .

Дополнительные задания

1. Найдите в тексте все прилагательные и подчеркните их как члены предложения.
2. Сделайте синтаксический разбор следующих предложений:

    I вариант – 4-е предложение 2-го абзаца;

    II вариант – 6-е предложение 2-го абзаца.

6-й класс

Тема: «Повторение изученного в 5-м классе»

ПРИХОД ВЕСНЫ

Светлая богиня Жива побеждала злую ведьму Морану. По ночам зима еще заращивала льдом и инеем прорехи, что наносили ей днем солнечные лучи. Но все глубже ложились синие проталины. Тяжелые облака освобождали небо.
Скоро в каждой избе хозяйки соберутся месить сладкое тесто и вылепят из него маленьких птиц. Потом этих птиц обмажут медом и пойдут с ними за городскую стену звать в гости весну. Утром в поле они примутся расстилать новый холст, положат на него душистый пирог и оставят все это в дар весне. «Отведай угощения, не побрезгуй», – попросят с поклоном женщины.

(По М.Семеновой)
(91 слово)

Дополнительные задания

1. Фонетический разбор:

    I вариант – синие ;

    II вариант – злую .

2. Морфемный разбор:

    I вариант – побежала, маленьких ;

    II вариант – наносили, расстилать .

Итоговый диктант

(I четверть)

ЛЕСНЫЕ РЕКИ И КАНАЛЫ

В Мещерском крае много каналов. Сейчас эти каналы заглохли и заросли болотными травами. В них гнездятся утки, живут ленивые лини и верткие вьюны. Каналы эти очень красивы. Заросли свисают над водой темными арками. Весной по каналам можно пробиться в легкой лодке на десятки километров.
Иногда высокий камыш перегораживает путь сплошной плотиной. По берегам растет белокрыльник. Листья его немного похожи на листья ландыша, но на одном листе прорисована широкая белая полоса. Я прикасаюсь веслом ко мху, и из него вылетает густым облаком зеленая пыль. Тишина нарушается только звоном комаров и всплесками рыб. Плавание всегда приводит к лесному озеру или к лесной реке. На берегах этих рек в глубоких норах живут водяные крысы. Они выползают из норы, ныряют очень глубоко и выплывают со страшным шумом.

(По К.Паустовскому)
(123 слова)

Тема: «Словообразование»

СЛУЧАЙ С МЕДВЕЖАТАМИ

Однажды я ловил рыбу на выступе скалы. Воздух звенел от крика поздних перелетных птиц. Из леса выбежали три медвежонка. Они прошлепали по мелководью и стали клянчить у меня улов. Я закричал. Медведи испугались и спрятались в зарослях.
Наступила ночь, но медвежата все не спускались с дерева. А вдруг малыши голодны?
Утром я выскочил из дома и направился к большой пихте . Три пары блестящих черных глаз выглянули из трех пушистых клубков на нижней ветке.
Я сварил кашу. Она слегка подгорела. Потом разыскал тяжелые миски и разлил по ним еду. Малыши подошли к каше, присели на корточки и съели ее. Раздалось прерываемое взвизгиваниями урчание.

(По Р.Лесли)
(102 слова)

Тема: «Имя существительное»

Осень спустилась на лес, пруды и маленькие речонки. На поверхности прудов по ночам стала появляться тонкая корка льда, а тронутые морозом листья превратились из красных в желтые. Лесные жители стали спешно собирать съестные припасы. Наступила непогода. Потом ударили настоящие морозы. В одну ночь пруд промерз на большую глубину. Крыши бобровых домиков затвердели.
С наступлением зимы бригада лесорубов и пильщиков двинулась в лес. Они расположились лагерем рядом с бобровыми хатками. Люди знали, что у них под боком есть соседи. Эти соседи – важные, трудолюбивые бобры.
Однажды появились индейцы и попытались поймать ценных зверей. Вечером лесорубы узнали об этом. Негодование их было так сильно, что они хотели отправиться в погоню.

(По Ч.Робертсу)
(107 слов)

Задание

Морфологический разбор слова:

    I вариант – 2-й абзац, 3-е слово;

    II вариант – 2-й абзац, 5-е слово.

7-й класс

Тема: «Причастие»

НОЧЬ НА ПЕРЕВАЛЕ

Как ножом срезанный полукруг луны горел ослепительным синеватым светом. В бездонном сером прорезе между двумя каменными волнами бледно сияли звезды. Горы, слившиеся с тенями, возвышались по сторонам над перевалом. Казалось, что огромные чудовища прилегли, выпятили горбатую спину. Вокруг одного из чудовищ вилось кольцами черное облако. На склоне мелькнула и исчезла блестящая золотая нитка. Это мимо узкой горной струи кто-то прошел с фонарем. Камни, веками неподвижно лежавшие в котловине, придавали ей вид огромного кладбища. Вода озера быстро дрожала в черной каменной чашке. Становилось все холоднее. Гул затих, костры догорели. Пепельные пятна снега посинели и растворились. Змея оторвалась от горы и поползла вверх. Крутой горб чудовища обнажился, точно очерченный черным карандашом. Затем все потухло. Фиолетовая ночь стала черной.

(По М.Алданову)
(115 слов)

МОНАСТЫРСКИЙ САД

Они вышли в тихий тенистый монастырский сад. Семинария занимала здание старинного монастыря, и двести лет назад его квадратный двор содержался в безупречном порядке. Монахи в белой одежде, когда-то ухаживавшие за растениями, были давно забыты. Но душистые травы все еще благоухали здесь в мягкие летние вечера, хотя уже никто не собирал их для лекарственных целей. Теперь между каменными плитами дорожек пробивались усики дикой петрушки. Запущенные розы одичали, их длинные спутанные ветки тянулись по всем дорожкам. Бесплодные виноградные лозы свисали с ветвей кустарника, уныло кивавшего своей верхушкой.
В одном углу сада поднималась ветвистая пышная магнолия с темной листвой, окропленной брызгами молочно-белых цветов. У ствола магнолии стояла грубая деревянная скамья.

(По Э.Л. Войнич)
(118 слов)

Итоговый диктант

(Годовой, пониженной степени сложности)

СОКОЛИНЫЙ ГЛАЗ

Разведчик сначала сидел, равнодушно опершись подбородком на руку, но мало-помалу его суровые черты смягчились. Задумчивые глаза жителя лесов увлажнились, слезы покатились по щекам.
И вдруг раздался вопль, который не был похож ни на человеческий крик, ни на вопль другого земного существа. Он потряс воздух и проник не только во все уголки пещеры, но и в самые укромные тайники человеческих сердец. Вслед за этим наступила полная тишина.
Ни Соколиный Глаз, ни индейцы не ответили. Они слушали, ожидая повторения вопля. Наконец они быстро и серьезно заговорили между собой. По окончании их беседы Ункас выскользнул из пещеры. Когда он ушел, разведчик снова заговорил по-английски. Потом он уселся над потухающими углями, закрыв лицо руками.

(По Ф.Куперу)
(113 слов)

Итоговый диктант

(Годовой, средней степени сложности)

Памятью Адмирал жил еще в том мире, где перед смертью допускалось просить с кем-то свидания. Но на смену этому миру отныне пришел другой, где людям в его положении уже не с кем прощаться.
В свете ламп лица двинувшихся к Адмиралу солдат вдруг обозначились перед ним резче. И он не почувствовал в них ни вызова, ни злобы, одно только любопытство.
Двинулись строем. В безветренной ночи скрип наста под ногами казался почти оглушительным. Сквозь черноту все вокруг воспринималось резче, чем обычно. Студеный воздух, обжигая легкие, впервые не забивал дыхание, а клубился под сердцем пьяняще и освежающе.
На снегу, заштрихованном размашистым углем соснового леса, человеческие тени выглядели огромными. Душа жила уже сама по себе, воспринимая окружающее как бы сверху или со стороны.

(По В.Максимову)
(119 слов)

Тема: «Деепричастие»

ПЕСТРАЯ ЛЕНТА

Просматривая свои записи о приключениях Шерлока Холмса, я нахожу в них много трагических случаев. Работая из любви к своему искусству, этот сыщик никогда не брался за расследование будничных преступлений. Вот одно из таких дел.
Проснувшись в одно апрельское утро, я увидел, что Шерлок Холмс стоит у моей кровати. Обычно он поднимался с постели поздно, но сейчас часы на камине показывали лишь четверть восьмого. «Весьма сожалею, что разбудил вас, Уотсон», – сказал он. Я удивленно спросил: «Что случилось?». Оказалось, что к нам пришла клиентка и ждет в приемной. Я быстро оделся, и через несколько минут мы спустились в гостиную. Дама, одетая в черное, поднялась при нашем появлении. Она подняла вуаль, и мы увидели ее посеревшее лицо. Ей было не больше тридцати лет, но в волосах блестела седина.

(По А.К. Дойлу)
(125 слов)

Итоговый диктант

(I полугодие)

ПОХОЖДЕНИЕ БУРОЙ КРЫСЫ

По желтовато-зеленой равнине спокойно текла неширокая река. На берегу у одного из ее плавных изгибов возвышался изъеденный непогодами столб. Шагах в ста от старого столба была видна такая же старая, поросшая травой плотина. А за плотиной начинались голубовато-зеленые луга, по которым протекал узенький ручеек.
В одно солнечное летнее утро у подножия столба показалась острая мордочка с крошечными ушками и маленькими глазами. Ноздри зверька, нервно дрожащие, настороженно втягивали воздух. Нигде ничего опасного не было. Лишь пестрая гусеница перебиралась по траве.
Зверек вышел из своего убежища – и вдруг очень быстро вернулся назад, снова скрывшись под землей. Оказалось, что вдали появился болотный ястреб. Его немигающие глаза жадно искали что-то в траве. Вдруг ястреб упал в траву, а несколько секунд спустя взлетел, крепко держа в когтях серенький комочек. Несчастная землеройка!
Крысе, сидящей в норе, очень повезло. Осторожность спасла ей жизнь.

(По Ч.Робертсу)
(138 слов)

Итоговый диктант

(I полугодие, комплекс В.В. Бабайцевой)

КРЫСИНЫЕ КАНИКУЛЫ

Прошло несколько дней. Юго-западный ветер стих. Вода спала, и многие переселенцы вернулись на свои места обитания. Но бурая крыса предпочла остаться под кустом дикой розы. Ей понравилось охотиться в густой луговой траве, где прыгали большие и очень вкусные кузнечики. В жаркие летние дни ей понравилось плавать в чистом ручейке. Нора у бурой крысы была вместительная, и скоро в ней нашелся уголок для подруги, одетой в красивую шелковистую шубку.
Успешно избегая встреч с ястребами, бурая крыса провела на лугу почти целое лето. Но в одно прекрасное утро все изменилось. На лугу раздались громкие голоса людей, топот лошадей, появились какие-то красные чудовища. Трава стала падать на землю, образуя длинные ряды.
Когда все сено убрали, луг оказался совершенно открытым для глаз ястребов. Грызунам требовалась особая осторожность. Но скоро молодая зелень снова появилась над землей, и в траве до самых холодов кипела жизнь.

(По Ч.Робертсу)
(140 слов)

Итоговый диктант

(III четверть)

СЛУЧАЙ С ГУСЯМИ

Пока я устраивался на привале, гусь уже успел несколько раз подраться с соседями. Потом откуда-то прибежал бычок с обрывками веревки на шее. Гусь набросился на него.
Теленок пустился наутек. Гусь бежал следом, наступал лапами на обрывок веревки и кувыркался через голову. Некоторое время гусь лежал на спине, беспомощно перебирая лапами. Но потом он опомнился, еще сильнее разозлился и опять погнался за теленком. Под конец теленок забился под непролазный лозняк, стоявший стеной у обрыва, и тоскливо замычал. Его обидчик громко загоготал, победно подергивая хвостом. Из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной. Солнце бесследно исчезло, луг потемнел. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья и, закружив их хороводом, унес вверх.
Гуси полегли в траву, замерли. Под ними спрятались выводки. По всему лугу были видны тревожно поднятые головы.

(По Е.Носову)
(126 слов)

Тема: «Союз»

СЛУЧАЙ НА ИСХОДЕ ЗИМЫ

Был уже конец зимы, когда бурая крыса пережила самое страшное свое приключение. Она хорошо плавала, а ныряла почти так же замечательно, как ее родственница. Бурая крыса умела проплывать под водой большие расстояния, отыскивая корни водяных лилий, крошечные ракушки и различных личинок. Зимняя охота в воде была очень опасна, так как в ручейке жила большая выдра, которая тоже любила охотиться подо льдом. Гораздо опаснее была большая щука, тоже обитавшая в ручейке. Даже издали серовато-зеленая щука показалась крысе очень страшной.
Однажды крыса услышала громкий стук по льду рядом с ее родным кустом дикой розы. Видимо, кто-то пробивал отверстие во льду. Крыса увидела яркий свет, проникавший через это отверстие. И в этом ярком свете нельзя было не заметить большого куска мяса, покачивавшегося в воде. «Сейчас полакомлюсь», – подумала пловчиха. Но сверху раздался тот же страшный звук. Бурая крыса поплыла прочь от дома.

(По Ч.Робертсу)
(142 слова)

ТИГРЕНОК

Ночью тигренок выполз к ручью и жалобно замяукал. Тайга молча приняла его жалобу и ничего не ответила. Тигренок недовольно фыркнул, сунул морду в траву и снова жалобно заревел.
И вдруг рядом кто-то ласково замурлыкал. Тигрица беспокойно обнюхала сына от кончика носа до конца хвоста, лизнула его гладкую шерсть и тихо заурчала, словно успокаивая детеныша.
Тучи надоедливой мошки носились в воздухе и преследовали тигров. Сильные звери беспомощно вертели головами и иногда, нарушая тишину тайги, фыркали. Чаще и громче нарушал тишину тигренок. Чтобы избавить от мошки своего сына, тигрица выбирала открытые места и шла по ветру.
Где-то далеко ухнул филин, также подала жалобный голос сова. Совсем близко от тигренка лесная мышь, вышедшая на прогулку, прошуршала прошлогодними листьями. Тигренку тоже хотелось поиграть, но взгляд матери говорил: «Не смей шуметь, непоседа».

(По Н.Ловцову)
(128 слов)

Тема: «Частицы»

СБОРЫ НА ОХОТУ

Чик проснулся рано утром. Он тихо встал, чтобы не разбудить спящих. Он собирался идти на охоту за перепелками. На улице было тепло, но Чик влез в рубашку. Он сообразил, что перепелки иногда могут падать в колючие кустарники, и тогда в майке все тело исцарапаешь.
Чик напился из-под крана, хотя пить ему не хотелось. Кто знает, скоро ли напьешься на охоте. Проявляя силу воли, Чик постарался как можно больше выпить прохладной утренней воды. Он достал из-за буфета свой лук и три стрелы с железными наконечниками, заточенными напильником. Чик проверил на пальце наконечники, словно за ночь их могли притупить мыши. Надев на себя все снаряжение, он себя чувствовал не хуже воинов, изображенных в учебнике древней истории.
До этого Чик на охоте ни разу не был, но в эти теплые осенние дни в нем проснулась неведомая раньше охотничья страсть.

(По Ф.Искандеру)
(136 слов)

Итоговый диктант

(комплекс В.В. Бабайцевой)

ПУТЕШЕСТВИЕ БЕГЛЕЦОВ

Раф с Шустриком продолжали свой путь по переулку, который шел по верхней окраине города. По обеим сторонам этого переулка шли изгороди. У подошвы крутого холма, поросшего лесом с густым подлеском, протекал громко журчащий и довольно широкий ручей. Время от времени перед глазами собак мелькали между скалами его белопенные воды. Шум воды был настолько силен, что собаки не услышали звука приближающегося грузовика. Он неожиданно выскочил из-за поворота.
Взвизгнув от ужаса, Шустрик юркнул в папоротник и затаился. Раф же бросился чуть ли не под колеса и некоторое время с лаем преследовал грузовик. Машина, видимо, возила мокрый гравий или щебень. Черная морда Рафа была теперь вся запорошена желтовато-красной крошкой.

(По Р.Адамсу)
(106 слов)

9-й класс

Тема: «Повторение изученного в 5–8-х классах»

ПРИКЛЮЧЕНИЯ БЕГЛЕЦОВ

Кролик не успел закончить рассказ. Вдруг он вскинул голову, навострил уши, и ноздри его затрепетали. Через несколько секунд беглецы совсем рядом услышали тяжелую поступь. Неожиданно листья кустарника на другой стороне тропинки разошлись, и оттуда высунулась вытянутая голова с черно-белыми полосками. Морда опущена, зубы скалятся, нос почти касается земли. Потом друзья разглядели крупные мощные ноги и черное туловище. Глаза, злые и умные, уставились прямо на них. Еще кролики увидели зубы, сверкавшие белизной. Какое-то время все неподвижно смотрели на это чудовище. Потом Шишак, стоявший к нему ближе других, повернулся и двинулся прочь. «Пошли отсюда, – шепнул он на ходу. – С ним лучше не связываться».
Друзья побежали за ним и вскоре выскочили на небольшой обрыв. Увидев реку, они замерли и вытаращили глаза. Разумеется, после тяжелой ночи переплыть через нее будет трудно.

(По Р.Адамсу)
(127 слов)

Тема: «Сложносочиненное предложение»

ОХОТА НА ТУРА

Дремавший рогач приподнял голову, и лохматые уши описали два медленных полукруга, вбирая в себя шорохи и голоса. Что его разбудило? Не то принесенный ветром подозрительный шум, не то просто нюх на опасность.
Но наяву лес не рассказал ему ни о чем тревожном. Старый тур по привычке лизнул голое пятно на черном плече и вновь опустил голову, продолжая прерванный отдых.
Но вдруг он стремительно вскочил на ноги. Жадно раздувшиеся ноздри быка втянули воздух, и глубоко в груди родился грозный рокот. Глаза тура начали наливаться кровью. В воздухе витал ненавистный человеческий дух. Он страшно фыркнул и шагнул вперед, но угроза не помогла. Запах продолжал расти, и тогда бык повел коров прочь.
За убегающим туром летела свора собак и скакали во весь опор охотники. Он легко перелетал поваленные стволы, с треском крушил грудью подлесок. Ярость и унижение толчками бились в сердце быка.

(По М.Семеновой)
(139 слов)

Итоговый диктант

(I четверть)

ПОЕЗДКА НА КАВКАЗ

Однажды мама торжественно объявила, что на днях мы на все лето уезжаем на Черное море, в маленький городок Геленджик . Геленджик был тогда очень пыльным и жарким городком без всякой растительности. Только колючие кусты и чахлая акация с желтыми сухими цветочками росли в палисадниках .
Но бухта была очень хороша. В теплой воде плавали, как розовые и голубые цветы, большие медузы . Прибой выбрасывал на берег водоросли, гнилые поплавки от рыбачьих сетей и обкатанные волнами куски темно-зеленых бутылок.
Однажды отец нанял линейку, и мы поехали на Михайловский перевал. На горах весь день лежали, зацепившись за вершины, облака из серой сухой ваты. Кое-где из зелени торчали утесы, а вдали я увидел вершину, горевшую льдом и снегом.
Линейка начала спускаться. Мы въехали в такую чащу, что пришлось остановить лошадей, слезть с линейки и идти дальше пешком. Мы вышли на поляну в зеленом ущелье. Под густыми буками мы увидели старый сарай, стоявший на берегу горной речонки. Мы хотели сразу идти по реке, но мама расстелила скатерть, достала провизию и велела нам перекусить.

(По К.Паустовскому)
(168 слов)

Тема: «Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и изъяснительными»

ВСТРЕЧА С ОРАНГОМ

Сначала это ужасное существо показалось Генри человеком. Но уже в следующий момент мальчик сообразил, что перед ним обезьяна. При виде лохматого чудовища он не мог подавить испуг за сестру, которая была совсем рядом с животным . Первым побуждением Генри было броситься к обезьяне и выстрелить ей в морду . Но в тот самый момент, когда он уже собирался это сделать, Нелли спряталась за дерево. Увидев, что обезьяна не собирается преследовать его сестру, Генри остался на месте .
Очевидно, обезьяна хотела добраться до зарослей водяных лилий у берега. Генри знал, что оранги питаются фруктами. Если фруктов почему-либо не оказывается, то они едят сочные листья и стебли растений.
Мальчик вскочил и быстро побежал к дереву, за которым спряталась Нелли. Там он крепко обнял сестру и попытался успокоить ее, потрясенную встречей с огромной обезьяной . Брат и сестра сообразили, что лучше всего остаться на месте и привлечь к себе осторожнее взрослых.

(По М.Риду)
(145 слов)

Дополнительное задание

Составьте схемы выделенных предложений:

    I вариант – курсивом;

    II вариант – полужирным шрифтом.

Итоговый диктант

(I полугодие»; повышенной степени сложности)

НОЧНЫЕ ЗВУКИ

В лесу, залитом бледным лунным светом, стояла удивительная тишина. Внезапно глухой треск, донесшийся откуда-то издалека, нарушил ночное безмолвие. Охотник Роб Уапп поднял голову и прищурился, пытаясь что-то рассмотреть в той стороне, откуда послышался звук. Старый лесоруб, сидевший вместе с Робом у затухающего костра, продолжал задумчиво курить трубку. Роб вопросительно посмотрел на товарища, и он, заметив это, пробормотал: «Старое дерево свалилось».
Роб ничего не ответил, но тень сомнения скользнула по его открытому, мужественному лицу. В лесу снова наступила тишина, которая казалась даже более торжественной из-за едва слышного журчания ручейка и шипения догорающих поленьев. Охотник и лесоруб сидели молча, думая каждый о своем.
Лесоруб любил и уважал Роба, который был не по годам искусным охотником, прекрасно знавшим нравы лесных зверей. Сам он тоже был хорошим охотником, но, в отличие от Роба, ничем, кроме дичи, в лесу не интересовался. Сейчас он обходил леса, отмечая лучшие ели и сосны, чтобы срубить их зимой. Поэтому мысли его были заняты только деревьями, годными для рубки.

(По Ч.Робертсу)
(159 слов)

Итоговый диктант

(I полугодие; средней степени сложности)

СТОЛКНОВЕНИЕ ХИЩНИКОВ

Вслед за внезапным исчезновением бобров у пруда произошла та неожиданная встреча, которая обычно путает самые точные расчеты, разрушает самые верные планы. Приведенный в ярость исчезновением добычи медведь бросился вперед. В это же время обе рыси подскочили в воздух и распластались в полете гигантского прыжка. С яростным визгом и фырканьем они опустились на землю в нескольких шагах от медведя, плотно прижав к головам уши. Короткие рысьи хвосты вздрагивали от злости.
Медведь быстро повернулся к противникам. Он был готов как к атаке, так и к защите. Для него было ясно, что эти рыси спугнули бобров и тем самым испортили ему охоту. Подобного вмешательства не потерпит ни одно из хищных животных.
Но и рысям было очевидно, что в их неудаче виновен медведь. Поэтому рыси чувствовали слепую ярость, которая могла заставить их броситься на любого врага и вцепиться в него зубами и когтями. Но медведь был владыкой леса, и серые хищницы хорошо знали, что и вдвоем им едва ли удастся справиться с ним.

(По Ч.Робертсу)
(159 слов)

Контрольные диктанты 5 класс.

Тема: «Повторение изученного в начальных классах ».

В лесу.

Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конец нашего пути.

**************

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далёкий путь. Наши поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт зелёным ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.

Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются.

Тема: «Синтаксис. Пунктуация».

Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. « Дождь пойдёт», - проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

Тема: «Фонетика и графика».

Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчёл. Они спешили собрать медовый урожай.

На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моём ведёрке плескалась рыба.

Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. Слегка повеяло сыростью. Становилось всё темнее. Замолкли птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь.

Мы побежали домой, но вымокли до нитки.

Тема: «Лексика».

Летняя гроза.

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь ещё не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки.

**************

Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришёл в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.

Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у неё с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.

В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.

Тема: «Имя существительное».

Детство и юность Пришвина прошла в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

А вы, ребята, читали его книги?

****************

После путешествия по Карелии мы с мамой отправились отдыхать до осени к дедушке в среднюю полосу России.

Мой дедушка - известный в своей округе лесник.

От станции мы шли по просеке, потом свернули по тропинке к речке, перешли мостик и направились к лесу. На опушке росли заросли малины. В её густой зелени легко поцарапаться, но через минуту в ладони лежит кучка красных ягод. Пьянеешь от их запаха!

Какая тишь! С ветки на ветку перепархивают птицы. Из-под куста вылезает ёж. Пошуршал в траве и исчез.

Доходим до рощи, а за ней на полянке избушка дедушки. Нас радостно встречают дедушка и пёс Дружок.

Тема: «Глагол. Правописание -тся и -ться в глаголах».

В лесу.

Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идёт полная талой воды дорожка. Рядом вьётся сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес.

Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных серёжек. Вершины молодых берёз стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на берёзовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдёт день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зелёные язычки молодых листьев.

Это самое хорошее время в лесу. Он ещё не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!

**********

День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.

Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой.

Итоговый контрольный диктант.

*****************

Летнее утро легко поднимает с постели.

Над рекой ещё расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черёмухи. Пора отправляться за грибами.

Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берёз. Берёзка дружит с грибами. Под её покровом растёт всем известный подберёзовик.

Подосиновик - гриб яркий, стройный. Он не вылезет вдруг на дороге или на тропке. Живёт он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь ещё штук пять.

И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.

Контрольный диктант по теме:

«Синтаксис и пунктуация»

Вариант 1

Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», - проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (100 слов)

(По В. Астафьеву)

    Грамматическое задание:

Графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов

1 вар. – в 1-ом абзаце

2-ой вар. – во 2-ом абзаце

Графически объяснить пунктуацию в предложениях

1 вар. - «Дождь пойдёт», - проговорила Нина.

Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель.

2-ой вар. –

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает.

Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Контрольный диктант по теме:

«Синтаксис и пунктуация»

Вариант 2

О пословицах

Пословица – это краткое мудрое изречение народа. Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что они похожи на короткие стихотворения и песни.

В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.

Сохранилось много старых пословиц, в которых говорится о тяжёлой жизни народа. Много пословиц о труде, потому что создавал пословицы трудовой народ.

В них ценится и мастерство, и его умная выдумка. Есть пословицы, где высмеиваются лентяи, болтуны. Мы знаем, что пословицы имеют прямой и переносный смысл. Пословица учит, а поговорка даёт яркую оценку событиям или человеку.

Грамматическое задание:

Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях

1 вар. – в 1-ом абзаце

2-ой вар. – во 3-ем абзаце

Произвести синтаксический разбор предложения

1 вар. - Пословица – это краткое мудрое изречение народа.

2-ой вар. – В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.

Разобрать по составу слова:

1 вар – поговорка

2 вар. - выдумка

http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/kontrolnye-diktanty-v-5-klasse

ХОЧЕШЬ СТАТЬ ПОВЕЛИТЕЛЕМ ПТИЦ?

Если я захочу, птицы сами прилетят ко мне.

Нет, я не волшебник. Я не шепчу заклинаний, и у меня нет волшебной палочки, но зато есть волшебная полочка.

На вид она совсем проста: фанерка с деревянными бортиками.

Чтобы прилетели птицы, нужно на полочку насыпать крупы и хлебных крошек и выставить её за окно.

Полочка сразу станет волшебной, и на неё прилетят голуби и воробьи. К вам наведаются и синицы, если укрепить на полочке кусочек сала. Положите на полочку горсть рябины, и сразу её будут клевать снегири. Сделайте доброе для пернатых!

    Выбрать из текста сложное предложение, подчеркнуть грамматические основы.

    Выписать 3 слова с безударным гласным в корне слова, обозначить орфограмму.

Г.П.Лазаренко «Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки»

ЧТО ЗА ЗВЕРЬ?

Выпал первый снег. И все кругом стало белым. Деревья, земля, крыши – все белое.
Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вышла она на крыльцо. Вдруг видит в снегу на ступеньках следы.
– Что за зверек тут ходит? – подумала девочка.
Бросила Катя на крыльцо котлетку и убежала. День прошел, ночь прошла. Проснулась Катя утром – и скорей на крыльцо. Котлетка цела! А следов стало еще больше. Бросила Катя косточку из супа. Утром смотрит – зверек косточки не трогал. Может быть, это зайчик? Тогда Катя почистила красную морковку и оставила ее на крыльце. Утром глядит, а морковки нет. Зверек приходил и всю морковку съел. Что это за зверек?

(По Е.Чарушину)

Грамматические задания

I вариант

1) Найдите и выпишите одно предложение с однородными сказуемыми, подчеркните грамматическую основу.
2) Найдите и выпишите односоставное предложение.
3) Выпишите словосочетание со связью согласование.

II вариант

1) Найдите и выпишите одно сложное предложение, подчеркните грамматические основы.
2) Найдите и выпишите безличное предложение.
3) Выпишите словосочетание со связью управление.

У самого домика каждый вечер громко поёт соловей.

Поющего соловья трудно увидеть. Он прячется в густых кустах вблизи своего гнезда и при малейшем шорохе затихает. Наш соловей так привык к людям и человеческим голосам, что шума почти не боится. Иногда мы близко подходим к покрытому росой пышному кусту черёмухи, и Саша мне шепчет на ухо:

Вот он, дедушка, смотри!

Взявшись за руки, мы долго слушаем и сморим на маленького певца. Соловей – очень маленькая, неприметная птичка. Но в пении соловья такая радость и такая сила!

Громкое пение соловья иногда будит нас ночью. Мы просыпаемся у открытого окна и, улыбнувшись, ещё крепче засыпаем.

(И.Соколов- Микитов)

Грамматические задания.

    Из предпоследнего предложения выписать словосочетания.

    Синтаксический разбор первого предложения.

    Найти сложное предложение, подчеркнуть грамматические основы.

Текст из книги Е.И.Никитиной «Уроки русского языка в 5 классе»

Заячьи лапы.

Поздно ночью рассказал мне дед Ларион историю о необыкновенном зайце.
В августе ходил дед охотиться, попался ему заяц с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся.
Дед пошел дальше, но затревожился. Он понял, что начался лесной пожар. Ветер перешел в ураган. Огонь стремительно мчался по земле. Дед побежал по кочкам. И в это время выскочил заяц с рваным ухом Он бежал медленно, волочил задние лапы, потому что они обгорели.
Дед знал, что звери лучше чуют опасность и всегда спасаются. Он побежал за зайцем. Дед плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!».
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса, оба упали от усталости. Дед подобрал зайца, отнес домой и вылечил.

(По К.Паустовскому)

Грамматические задания.

    Выписать все словосочетания из первого предложения второго абзаца. Одно из них разобрать.

    Начертить схему предложения с прямой речью.

    Выполнить пунктуационный разбор второго предложения.

    Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.

Текст из книги Е.А.Влодавской «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс»

Контрольные диктанты 5 класс.

Тема: « Повторение изученного в начальных классах ».

В лесу.

Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конец нашего пути.

**************

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далёкий путь. Наши поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт зелёным ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.

Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются.

Тема: «Синтаксис. Пунктуация».

Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. « Дождь пойдёт», - проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

Тема: «Фонетика и графика».

Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчёл. Они спешили собрать медовый урожай.

На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моём ведёрке плескалась рыба.

Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. Слегка повеяло сыростью. Становилось всё темнее. Замолкли птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь.

Мы побежали домой, но вымокли до нитки.

Тема: «Лексика».

Летняя гроза.

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь ещё не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки.

**************

Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришёл в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.

Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у неё с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.

В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.

Тема: «Имя существительное».

Детство и юность Пришвина прошла в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

А вы, ребята, читали его книги?

****************

После путешествия по Карелии мы с мамой отправились отдыхать до осени к дедушке в среднюю полосу России.

Мой дедушка - известный в своей округе лесник.

От станции мы шли по просеке, потом свернули по тропинке к речке, перешли мостик и направились к лесу. На опушке росли заросли малины. В её густой зелени легко поцарапаться, но через минуту в ладони лежит кучка красных ягод. Пьянеешь от их запаха!

Какая тишь! С ветки на ветку перепархивают птицы. Из-под куста вылезает ёж. Пошуршал в траве и исчез.

Доходим до рощи, а за ней на полянке избушка дедушки. Нас радостно встречают дедушка и пёс Дружок.

Тема: «Глагол. Правописание -тся и -ться в глаголах».

В лесу.

Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идёт полная талой воды дорожка. Рядом вьётся сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес.

Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных серёжек. Вершины молодых берёз стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на берёзовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдёт день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зелёные язычки молодых листьев.

Это самое хорошее время в лесу. Он ещё не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!

**********

День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.

Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой.

Итоговый контрольный диктант.

*****************

Летнее утро легко поднимает с постели.

Над рекой ещё расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черёмухи. Пора отправляться за грибами.

Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берёз. Берёзка дружит с грибами. Под её покровом растёт всем известный подберёзовик.

Подосиновик - гриб яркий, стройный. Он не вылезет вдруг на дороге или на тропке. Живёт он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь ещё штук пять.

И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.