Реформаторская деятельность М.М. Сперанского. Сперанский Михаил Михайлович – краткая биография Форма правления сперанского

Процесс проведения государственных реформ в России, который начался в начале 18 века был прерван после вступления страны в войну с Францией в 1805- 1807 гг. Эта война закончилась Тильзитским миром, невыгодным для России, из-за чего престиж императора был подорван. Поэтому, чтобы восстановить свой авторитет, император Александр I решил продолжить начатые реформы по совершенствованию государственного устройства.

Разработка реформ была предложена заместителю министра юстиции М. М. Сперанскому.

Суть реформ М.М. Сперанского

Сперанский был хорошим и исполнительным государственным служащим, отличался выдающимися способностями и трудолюбием, сам пробился в высшие слои российской бюрократии.

В 1809 г. Сперанский представил проект коренных государственных изменений - «Введение к Уложению государственных законов».

Целью реформы являлись два главных положения:

  • замена самодержавного правления конституционным;
  • отмена крепостного права.

В предложенном Сперанским проекте реформ отражались буржуазно-либеральные принципы:

  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • народное представительство;
  • выборное начало.

Согласно проекту, Государственная дума должна быть высшим законодательным органом, Сенат - судебным органом, а Комитет министров - исполнительным органом.

Из проекта реформ Сперанского следовало следующее:

  1. Государственная дума должна была выражать «мнение народа», однако инициатива принятия новых законов оставалась в руках императора и его бюрократии.
  2. Император сохранял за собой политические и административные полномочия.
  3. Дворянам и среднему сословию (купцам, мещанам, государственным крестьянам, имевшим недвижимость) должны предоставляться избирательные права.
  4. Обозначились гражданские права. Например, никто не мог быть наказан без судебного приговора.
  5. Предлагалось создать Государственный совет для рассмотрения законов и координации деятельности высших государственных учреждений.

Предоставленный проект реформ император одобрил, назвав его «удовлетворительным и полезным». Но приближенные императора выступили против проекта, увидев в нем «посягательство на священные основы российской государственности» .

Из предложенных Сперанским реформ были одобрены и реализованы лишь те, которые касались создания Государственного совета и завершения министерской реформы.

В 1810 г. был создан высший законосовещательный орган - Государственный совет. Основной задачей нового органа стало приведение правовой системы к общему единообразию. Государственный секретарь руководил канцелярией Государственного совета и занимался всем текущим делопроизводством.
Первым государственным секретарем был назначен М. М. Сперанский.

В 1811 году Сперанский ввел новый законопроект - «Общее учреждение министерств», который завершал министерскую реформу. Согласно законопроекту, численность министров увеличилась до 12 человек, разделялись их пределы ответственности, определялась структура и т.п.

В 1809 г. произошло издательство «Указа о придворных званиях». Данный указ определял следующее:

  1. Служба при дворе не имеет никаких привилегий.
  2. Те, кто имеет придворные звания, должны поступать на воинскую службу или гражданскую.
  3. Чиновники обязаны иметь соответствующее образование, обязательно знать базовые дисциплины: право, историю, иностранный язык, статистику, математику.

Так, у М. М. Сперанского появилось множество врагов, назвавших его преобразования преступными . Поэтому М. М. Сперанский вынужден был уйти в отставку в марте 1812 г. Он был отстранен от государственного управления вплоть до 1816 года и сослан в Пермь.

В 1816 г. его вернули на государственную службу и присвоили звание губернатора Пензы, в 1819 году он стал генерал-губернатором Сибири.

В 1821 году император пригласил М. М. Сперанского в Петербург, указав, что его отставка была «вынужденный жертвой» , на которую ему пришлось пойти, чтобы снизить рост недовольства среди большинства дворян, противившихся любым переменам.

Важно отметить, что при Александре I были предприняты попытки следующих реформ:

  1. 1815 г. - введении конституции в Царстве Польском.
  2. 1809 г.- в результате присоединения Финляндии к России император сохранил сейм и конституционное устройство Финляндии.
  3. 1819 - 1820 гг.- создание Н. Н. Новосильцевым «Уставной грамоты Российской империи». Согласно грамоте власть делилась на законодательную, исполнительную и судебную, вводился принцип равенства граждан перед законом и федеративный принцип государственного управления. Важно отметить, что данный проект принят не был и остался только на бумаге.
  4. 1808- 1810 гг.- реформы А.А. Аракчеева.

Основные положения реформ А.А. Аракчеева

А.А. Аракчеев был военным министром, пользовавшимся доверием у Александра I. В 1808 году он начал проведение реформ в армии. А.А. Аракчеев характеризовали как честного и преданного военного, который отличался беспощадностью в своей исполнительской деятельности (его девизом был следующий: «Без лести предан» ).

Аракчеев провел следующие реформы:

  • реформирование артиллерии;
  • порядок в армейском хозяйстве;
  • сделал вооруженные силы мобильными.

После войны с Наполеоном в 1812 году, влияние Аракчеева на императора значительно усилилось. Он подчинил себе Госсовет, Комитет министров, Собственную Его Императорского Величества канцелярию.

Именно с деятельностью Аракчеева связан ряд серьезных преобразований, в том числе крестьянская реформа (1816-1819 гг.) Реформа была проведена в Прибалтике и отображалась в двух законопроектах - «Положении об эстляндских крестьянах» и «Положении о лифляндских крестьянах».

Согласно реформе крестьяне получали личную свободу, однако без земли, т.к. земля признавалась помещичьей собственностью. Так же крестьянам предоставлялось право владения землей на условиях аренды с последующей возможностью выкупа. Когда Аракчеев составлял проект этой реформы, он руководствовался указом императора
«не стеснять помещиков, не применять к ним насильственных мер».

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

М.М.Сперанский, будучи в начале XIX века вторым лицом в Российской империи, внес на высочайшее рассмотрение немало предложений по преобразованию российского устройства. Эта активность создала ему имидж очень результативного реформатора. Но это не так, поскольку большинство предложений Сперанского никогда и не пробовали реализовать, а реализованные нередко давали мизерные результаты.

Либеральные разговоры

С 1802 года официально оказался «особой, приближенной к государю» – он стал секретарем министра внутренних дел Кочубея. Но с царем (еще цесаревичем) Михаил Михайлович был знаком и ранее, и это позволяло ему нередко обращаться к Александру 1 напрямую. Впрочем, в 1803 году царь забрал его от Кочубея к своей персоне, и с этого момента и до 1812 года начался стремительный взлет «худородного» царского советника.

Сперанский хорошо знал французское и английское просветительство и воспринял кое-что из его идей. Предложения, которые он делал царю, основывались в основном на более сдержанных идеях просветителей.

В 1803 году был издан Указ о вольных хлебопашцах, полностью подготовленный Сперанским. Он разрешал крестьянам по договоренности выкупаться с землей у помещиков. В 1809 году были внесены изменения в порядок присвоения придворных чинов и обязательные экзамены на присвоение чинов выше определенного уровня в (речь шла о тех уровнях, что давали право на дворянство). Также с 1807 года и до своей опалы в 1812 году Сперанский работал над планом государственных преобразований, долженствующих превратить Россию в конституционную монархию. Этот план включал внедрение принципа разделения властей, создание выборного законодательного органа и выборных местных органов управления, установление основных прав человека.

Вот только реальный результат этих глобальных планов был почти никакой. Указ о вольных хлебопашцах освободил… аж 37 тыс. крестьян за все царствование Александра I (при условии, что крестьяне составляли более 80% населения огромной империи, и 55% их были крепостными!). Чиновники категорически не желали проходить университетский курс и всячески противились экзаменам, а переход к конституционному устройству даже не пробовали начинать.

Удачная бюрократия

Гораздо большие результаты дали те реформы Сперанского, что имели узко практическое, управленческое назначение. Так, его решением была регламентирована образовательная деятельность Царскосельского лицея, и учебное заведение подготовило для России массу ценных кадров (только однокашники Пушкин с Горчаковым чего стоят!). «Устав духовных училищ» применялся до 1917 года, и привел к тому, что семинарии в России выпускали больше революционеров, чем священников (поскольку в них, в отличие от гимназий, можно было учиться бесплатно, но при том получить право поступления в университет). Министерская реформа 1810 года способствовала улучшению работы центральных органов управления и тоже применялась (с незначительными изменениями) до падения царизма. Налоговая реформа 1810 года и введение прогрессивного подоходного налогообложения помогла существенно уменьшить дефицит бюджета.

Вместе с Аракчеевым Сперанский (после возвращения из опалы) работал над организацией (вот и весь либерализм!), и они, хоть и не дали желаемых результатов, все же просуществовали не один десяток лет.

Занимая посты губернатора Пензы и генерал-губернатора Сибири, Сперанский много сделал для развития этих регионов, успешно осуществив там то, что сегодня назвали бы противодействием коррупции. Созданный им в 1832 году Свод законов Российской империи (начиная с Соборного уложения 1649 года) – великолепная работа в области теоретической юриспруденции.

Излишки теоретизирования (причины неудачи реформ Сперанского)

Почему же столь незначительными оказались практические результаты деятельности человека, наделенного могучим государственным умом? Общих причин две.

  1. Сперанский, при всем своем уме, был теоретиком, имеющим относительные представления о реальных ожиданиях и поведенческих реакциях среднего человека. Он плохо соотносил правильные теории с суровой реальностью.
  2. Александр 1 был либералом только на словах. Ни единого сколько-нибудь заметного реформаторского решения этим царем принято не было – со Сперанским или без него.

Есть немало и менее глобальных причин, по которым конституционные замыслы Сперанского попросту не могли быть реализованы в реальной России того времени.

  1. Сам Сперанский был уверен, что страна еще не готова реализовывать его предложения, и пока нужно заниматься реформами управления. Сколько должно продлиться это «пока» – не уточняется.
  2. Сперанский действовал в условиях «революционной ситуации наоборот»: дворянская верхушка была еще вполне способна руководить по-старому, а отсталые «низы» просто не хотели и не могли брать на себя какую-то часть гражданской ответственности.
  3. Сперанский пытался планировать свои реформы в духе одного киногероя: «все менять, основ не трогая». Он и не думал сомневаться в праве дворян на особое положение, а рассматривал лишь в очень отдаленной перспективе.

Но раб не может быть гражданином, хоть в чем-нибудь равным рабовладельцу. Соответственно, никакая конституция и никакие выборные законодательные органы с представителями сословий в крепостнической России появиться не могли.

Решил с помощью нового витка реформаторской деятельности. С охлаждением царя к членам Негласного комитета возникла потребность в новых лицах, которые, однако, должны были продолжить прежнее направление реформ. Император быстро нашел человека, который отвечал этим требованиям. Им стал М. М. Сперанский.

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) происходил из семьи бедного сельского священника. После окончания Санкт-Петербургской Духовной академии он некоторое время работал учителем, а затем секретарем у князя А. Б. Куракина — любимца Павла I . Когда князь был назначен генерал-прокурором Сената, Сперанский стал работать чиновником в Сенате при Куракине. В короткий срок он зарекомендовал себя поистине незаменимым и очень способным человеком. В начале правления Александра I он оказался в числе главных действующих лиц правительства, хотя и не занимал первоначально крупных государственных постов.

Члены Негласного комитета привлекали Сперанского к обобщению материалов своих обсуждений, а затем стали поручать ему составление проектов по заданным ими темам. В 1803-1807 гг. Сперанский имел уже пост директора одного из департаментов Министерства иностранных дел. Он был наиболее близок к В. П. Кочубею — всесильному министру внутренних дел. В период болезни министра Сперанскому было поручено вместо него лично докладывать императору о положении дел. Эти доклады показали Александру, что Сперанский — тот человек, который ему нужен. Кроме того, в отличие от ближайшего окружения царя, Сперанский не выступал против Тильзитского мира, симпатизируя в душе законам, установленным во Франции Наполеоном .

Началось восхождение Сперанского к вершинам государственной власти. С 1807 г. он статс-секретарь императора, а с 1808 г. — заместитель министра юстиции, который одновременно являлся и генерал-прокурором Сената.

Проект политической реформы: замыслы и результаты.

Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии и предотвращении таким образом для России «французского революционного кошмара». Однако лишь после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления. Такой проект был готов к октябрю 1809 г.

Им стало «Введение к уложению государственных законов», в котором содержались следующие положения:


Управление государством должно осуществляться на основе разделения властей: законодательная власть принадлежит новому выборному учреждению;

Государственной думе; исполнительную власть осуществляют министерства; судебная власть принадлежит Сенату;

Еще один новый орган — Государственный совет — должен был стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу;

- устанавливались три основных сословия российского общества:

1) дворянство,

2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне),

3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);

Политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие; первое сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепостными и т. п.);

Избирательное право получали лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом (т. е. представители первых двух сословий);

Выборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми (вначале проходили выборы в волостные думы, затем депутаты этих органов избирали членов окружных дум, те, в свою очередь, — депутатов губернских дум. И лишь губернские думы выбирали депутатов Государственной думы);

Руководить работой Думы должен был назначаемый царем канцлер.

Осуществление проекта Сперанского должно было стать важным шагом на пути реформ. Этот план со временем получил бы развитие в других преобразованиях. Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти царя и ликвидации крепостного права.

Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.

1 января 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета. Его главной задачей было наведение порядка в подготовке и принятии законов. Все их проекты теперь должны были рассматриваться только через Государственный совет. Совет оценивал не только содержание законов, но и саму необходимость их принятия. В его задачи входило также «разъяснение» смысла законов, принятие мер к их исполнению. Кроме того, члены Совета должны были рассматривать отчеты министерств и вносить предложения по распределению государственных доходов и расходов.

Государственный совет был призван стать не законодательным, а законосовещательным органом при императоре, орудием его законодательной власти.

В 1811 г. Сперанский подготовил проект «Уложения Правительствующего сената», которое должно было стать следующим шагом на пути политической реформы. Исходя из идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения). Этот проект, однако, не был осуществлен.

Проведенные в 1810 - 1811 гг. преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чиновников и большинства дворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца.

Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия.

Сперанский по поручению императора разрабатывал и проекты экономических реформ. Они предусматривали ограничение расходов государства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство. Противодействие реформам в этих условиях стало носить открытый характер. К критике правительства присоединились такие авторитетные люди, как, например, Н. М. Карамзин — один из идеологов консерватизма.

Александр прекрасно понимал, что резкая критика Сперанского, по существу, направлена в его собственный адрес. Сперанского обвиняли далее в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Наполеону. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь сыграло намерение императора объединить общество накануне приближающейся войны с Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

Несмотря на то что реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя, практически реализованы они почти так и не были. В то же время реформаторские поиски Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований.

1. Но Александр I видел, что действия «Негласного комитета» не приводят к серьезным изменениям. Требовался новый че­ловек, который бы решительно и последовательно проводил реформы. Им стал статс-секретарь, заместитель министра юс­тиции Михаил Михайлович Сперанский - человек широко­го кругозора и выдающихся способностей.

2. В 1809 г. по поручению Александра I Сперанский составил проект государственных реформ под названием «Введение к Уложению государственных законов». В нем содержались следующие положения:

> принцип разделения властей;

> законодательная власть должна находиться в новом парла­менте - Государственной думе;

> исполнительную власть осуществляют министерства;

> судебные функции - у Сената;

> Государственный совет рассматривает проекты законов до их поступления в Думу (совещательный орган при импера­торе);

> устанавливалось три сословия российского общества: 1-е - дворянство, 2-е - «среднее состояние» (купцы, государ­ственные крестьяне), 3-е - «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);

> политические права принадлежат 1-му и 2-му сословию, но 3-е может перейти во 2-е (по мере накопления собственности);

> избирательное право имеют 1-е и 2-е сословие;

> во главе Думы - канцлер, назначаемый царем.

3. Конечную цель Сперанский видел в ограничении самодер­жавия и ликвидации крепостного права. Законодательная власть оставалась в руках царя и высшей бюрократии, но суж­дения Думы должны выражать «мнение народа». Вводились гражданские права: «Никто не мог быть наказан без судебно­го приговора».

4. Александр I в целом одобрил политическую реформу Спе­ранского, но решил проводить ее постепенно, начав с само­го простого. В 1810 г. был создан Государственный совет, ко­торый рассматривал проекты законов, разъяснял их смысл, контролировал министерства; во главе его встал Сперанс­кий. В 1811 г. были изданы постановления о функциях ми­нистерств, о Сенате. Но высшее дворянство выразило свое крайнее недовольство проводимыми реформами. Александр I, помня о судьбе своего отца, приостановил реформы.

5. В 1807 г. Россия была вынуждена присоединиться к конти­нентальной блокаде, что крайне негативно отразилось на ее экономике. В этих условиях Александр I поручил Сперанско­му разработать проект оздоровления экономики.

6. В 1810 г. Сперанский подготовил проект экономических ре­форм. Он включал в себя:

> прекращение выпуска не обеспеченных ценностями обли­гаций;

> необходимость выкупить бумажные деньги у населения;

> резкое сокращение государственных расходов;

> введение специального налога на помещичьи и удельные имения;

> проведение внутреннего займа;

> введение чрезвычайного дополнительного налога на 1 год, который уплачивался крепостными крестьянами и состав­лял 50 копеек в год;

> введение нового таможенного тарифа;

> запрет на ввоз предметов роскоши.

7. Критика реформ Сперанского усиливалась, к ней присоеди­нился историк Н. М. Карамзин - идеолог просвещенного абсолютизма. Сперанского даже обвинили в предательстве из-за симпатий к Наполеону. Александр I принял решение об отставке Сперанского, который в марте 1812г. был сослан в Нижний Новгород, затем переведен в Пермь.

8. Реформы Михаила Сперанского практически на столетие обо­гнали время их создания. Но проекты «светила русской бю­рократии» составили ту основу, на которой в 50-60-х годах ХIХ века разрабатывались либеральные реформы в России.

Михаил Михайлович Сперанский появился на свет 1 (12) января 1772 года во Владимирской губернии. Его отец был духовным причетником. С малого возраста Миша постоянно посещал храм и разбирал святые книжки совместно с дедушкой Василием.

В 1780 г. мальчик был зачислен во Владимирскую семинарию. Там, из-за собственных способностей, стал одним из лучших учащихся. После завершения обучения, Михаил становится студентом Владимирской семинарии, а далее и Александро-Невской семинарии. Окончив Александро-Невскую, Михаил начинает в ней карьеру преподавателя.

Уже в 95-ом г. стартовала общественная, политическая и социальная деятельность Сперанского Михаила Михайловича, который становится личным секретарем высокопоставленного князя Куракина. Михаил стремительно продвигается по служебной лестнице и быстро получает звание – действительный статский советник.

В 1806-ом г. Сперанский имел честь познакомиться с самим Александром I. Вследствие того, что Михаил был мудрым и прекрасно работал, вскоре он становится муниципальным секретарем. Таким образом, начинается его интенсивная реформаторская и общественно-политическая работа.

Деятельность Сперанского

Не все планы и идеи этого прогрессивного деятеля были воплощены в жизнь, но ему удалось достигнуть следующего :

  1. Рост экономики Российской Империи и экономической привлекательности государства в глазах зарубежных инвесторов помогли сформировать сильную внешнюю торговлю.
  2. Во внутренней экономике он основал хорошую инфраструктуру, что дало возможность стране стремительно развиваться и процветать.
  3. Армия госслужащих начала функционировать более результативно при минимальном количестве затраченных муниципальных ресурсов.
  4. Была создана более сильная законодательная система.
  5. Под управлением Михаила Михайловича было выпущено «Полное собрание законов Российской Империи» в 45 томах. Данный акт включает в себя законы и акты государства.

Сперанский имел огромное количество противников среди верховных чинов. К нему относились как к выскочке. Его идеи часто сталкивались с агрессивным отношением со стороны консервативных правителей общества. Это отразилось (1811 г.) в известной «Записке о древней и новой России» Карамзина и (1812 г.) в его двух секретных посланиях к императору Александру.

Особое ожесточение против Сперанского было обусловлено 2-мя проведенными им указами (1809 г.):

  1. О придворных званиях – звания камергеров и камер-юнкеров признавались различиями, с коими не связаны были практически никакие чины (в первую очередь они предоставляли чины 4-го и 5-го класса по Табелю о рангах).
  2. Об экзаменах в штатские чины – предписывалось не производить в чины коллежского асессора и гражданского советчика персон, незакончивших институтского курса либо не прошедших определенного испытания.

Против Сперанского возвысилась целая армия недоброжелателей. В очах последних он считался вольнодумцем, революционером. В мире ходили несуразные разговоры о скрытых взаимосвязях его с Наполеоном, близость войны увеличивала тревогу.

Начиная с 1812 года и до 1816 г., Михаил Михайлович пребывает в немилости царя из-за своей деятельности реформиста, так как затрагивается круг значительного числа высокопоставленных персон. Но начиная с 19-го года, Сперанский становится в Сибири генерал-губернатором всего края, а в 21-ом году уже снова возвращается в Санкт-Петербург.

После коронования Николая I, Михаил обретает пост педагога будущего государя Александра II. Кроме того, в этот период Сперанский трудится в «Высшей школе правоведения».

Неожиданно, в 1839 году 11 (23) февраля, Михаил Михайлович Сперанский скончался от простуды, так и не закончив многие свои прогрессивные реформы.

Политические реформы Сперанского

Сперанский был реформатором государства. Он считал, что Российская Империя не готова проститься с монархией, но был приверженцем конституционального порядка. Михаил полагал, что следует поменять организацию управления, внедряя новейшие законодательные акты и нормы. Согласно указу государя Александра I, Михаил Сперанский создал широкую программу реформ, которые могли изменить правительство и вывести из кризиса Россию.

В своей программе реформ он предлагал:

  • уравнивание пред законом абсолютно всех сословий;
  • сокращение затрат всех муниципальных ведомств;
  • преобразования во внутренней экономике и торговле;
  • внедрение новейшего налогового порядка;
  • создание новейшего законодательного права и формирование наиболее свершенных судебных организаций;
  • изменения в работе министерства;
  • деление законодательной власти на судебный и исполнительный орган.

Вывод:

Сперанский стремился разработать наиболее демократичные, однако по-прежнему монархичные государственные структуры, систему, где любой гражданин, независимо от его происхождения, имел бы возможность полагаться на защиту государством собственных прав.

Не все реформы Михаила были выполнены из-за боязни Александра I пред подобными кардинальными переменами. Но даже те изменения, которые удалось сделать, существенно подняли экономику страны.