«Робинзон Крузо» анализ. Дефо «Робинзон Крузо» – анализ

ВВЕДЕНИЕ


«Робинзон Крузо» (англ. Robinson Crusoe) герой романов <#"justify">1.1Краткое содержание романа


Полное название первой книги звучит как «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим».

В августе 1719 года Дефо выпускает продолжение «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», а еще год спустя «Серьезные размышления Робинзона Крузо», но в сокровищницу мировой литературы вошла лишь первая книга и именно с ней связано новое жанровое понятие «Робинзонада».

В этом романе рассказывается о мужчине, чьи мечты всегда были повернуты к морю. Родители Робинзона не одобряли его мечту, но в конце концов Робинзон Крузо сбежал из дома и отправился в море. В первое же плаванье он потерпел неудачу, его корабль потонул. Выжившие члены экипажа стали сторониться Робинзона так как и следущее его плаванье не удалось.

Робинзон Крузо попал в плен к пиратам и пробыл у них долгое время. Сбежав, плавал по морю 12 дней. На пути ему встречались туземцы. Наткнувшись на корабль, добрый капитан взял его на палубу.

Робинзон Крузо остался жить в Бразилии. Стал владеть сахарно тростниковой плантацией. Робинзон разбогател и стал влиятельным человеком. Своим друзьям он рассказывл о своих приключениях. Богачи заинтересовались его рассказом о туземцах, которых он встречал во время побега от пиратов. Так как негры в то время были рабочей силой, но стоили очень дорого. Собрав корабль, они отправились в путь, но по злочастной судьбе Робинзона Крузо потерепели неудачу. Робинзон попал на остров.

Он быстро обосновался. У него на острове было три дома. Два возле берега, чтобы увидеть если мимо будет проплывать корабль, а другой дом в центре острова, где росли виноград и лимоны.

Пробыв на острове 25 лет он заметил на северном берегу острова человеческие следы и кости. Чуть позже на том же берегу он увидел дым от костра, взобравшись на холм, Робинзон Крузо разглядел в подзорную трубу дикарей и двух пленных. Одного они уже ели, а другой ждал своей участи. Но вдруг пленный побежал в сторону дома Крузо, за ним побежали два дикаря. Это обрадовало Робинзона и он побежал им навстречу. Робинзон Крузо спас пленного, назвав его Пятница. Пятница стал сожителем и работником Робинзона.

Еще два года спустя к ним на остров подплыла лодка с английским флагом. На ней было трое пленных, их вытащили из лодки и оставили на берегу, а другие пошли осматривать остров. Крузо и Пятница подошли к пленным. Их капитан рассказал, что его корабль взбунтовался и зачинщики бунта решили оставить капитана, его помощника и пассажира на этом, как они думали, необитаемом острове. Робинзон и Пятница поймали тех и связали, они сдались. Еще через час приплыла другая лодка, их тоже поймали. Робинзон Пятница и несколько других пленных поплыли на лодке к кораблю. Успешно захватив его они вернулись на остров. Так как зачинщиков бунта казнили бы в Англии, они решили остаться на острове, Робинзон показал им свои владения и уплыл в Англию. Родители Крузо уже давно умерли, а плантация его до сих пор осталась. Его наставники стали богачами. Узнав, что Робинзон Крузо жив, они очень обрадовались. Крузо получил значительную сумму денег по почте (Робинзон не решался вернуться в Бразилию). Позже Робинзон продал свою плантацию, став богачом. Он женился, у него родилось трое детей. Когда его жена умерла он захотел вернуться на остров и посмотреть, как там живется. На острове все процветало. Робинзон привез туда все необходимое: нескольких женщин, порох, животных и другое. Он узнал, что жители острова воевали с дикарями, выиграв взяли их в плен. Всего на острове Робинзон Крузо провел 28 лет.


1.2 Проблемы жанровой принадлежности


Сюжет романа «Робинзон Крузо» распадается на две части: в одной описываются события, связанные с общественным бытием героя, пребыванием на родине, во второй описывается отшельническая жизнь на острове.

Повествование ведется от первого лица, усиливая эффект правдоподобия, автор из текста полностью изъят. Однако, хотя по жанру роман близок описательному жанру реального происшествия (морской хроники), назвать сюжет чисто хроникальным нельзя. Многочисленные рассуждения Робинзона, его отношения с Богом, повторы, описания владеющих им чувств, нагружая повествование эмоциональной и символической составляющими, расширяют рамки жанрового определения романа.

Недаром к роману «Робинзон Крузо» было применено множество жанровых определений: приключенческий просветительский роман (В. Дибелиус); авантюрный роман (М. Соколянский); роман воспитания, трактат о естественном воспитании (Жан Жак Руссо); духовная автобиография (М. Соколянский, Дж. Гюнтер); островная утопия, аллегорическая притча, «классическая идиллия свободного предпринимательства», «беллетристическое переложение локковской теории общественного договора» (А. Елистратова).

Согласно М. Бахтину, роман «Робинзон Крузо» можно назвать романизированными мемуарами , с достаточной «эстетической структурностью» и «эстетической преднамеренностью» (по Л.Гинзбург ). Как отмечает А.Елистратова: «Робинзон Крузо» Дефо, прообраз просветительского реалистического романа в еще необособленном, нерасчлененном виде, совмещает в себе множество различных литературных жанров» .

Во всех этих определениях содержится зерно истины.
Так, «эмблемой авантюрности, пишет М. Соколянский, нередко является присутствие слова «авантюры» (приключение) уже в названии произведения" . В заголовке же романа как раз стоит: «Жизнь и удивительные приключения...». Далее, авантюра это разновидность события, но события чрезвычайного. А уже сама фабула романа «Робинзона Крузо» представляет экстраординарное событие. Над Робинзоном Крузо Дефо произвел своеобразный просветительский эксперимент, забросив его на необитаемый остров. Иными словами, Дефо временно «выключил» его из реальных общественных связей, и практическая деятельность Робинзона предстала в общечеловеческой форме труда. Этот элемент и составляет фантастическое ядро романа и одновременно тайну его особой привлекательности. Признаками духовной автобиографии выступает в романе сама форма повествования, свойственная данному жанру: мемуарно дневниковая. Элементы романа воспитания содержатся в рассуждениях Робинзона и его противостоянии одиночеству.

Как пишет К. Атарова: «Если рассматривать роман в целом, это остросюжетное произведение распадается на ряд эпизодов, характерных для беллетризованного путешествия (так называемое imaginaire), популярного в XVII-XVIII вв. В то же время центральное место в романе занимает тема возмужания и духовного становления героя» .

А. Елистратова отмечает, что: «Дефо в «Робинзоне Крузо» стоит уже в непосредственной близости к просветительскому «роману воспитания».

Роман можно прочесть и как аллегорическую притчу о духовном падении и возрождении человека иными словами, как пишет К. Атарова, «повествование о скитаниях заблудшей души, отягченной первородным грехом и через обращение к Богу обретшей путь к спасению» .

«Дефо недаром настаивал в 3-й части романа на его аллегорическом смысле, - отмечает А. Елистратова. Благоговейная серьезность, с какою Робинзон Крузо вдумывается в свой жизненный опыт, желая постичь его скрытое значение, суровая скрупулезность, с какою он анализирует свои душевные побуждения, - все это восходит к той демократической пуританской литературной традиции XVII в., которая получила завершение в «Пути паломника» Дж.Бэньяна. Робинзон видит проявление божественного промысла в каждом происшествии своей жизни; его осеняют пророческие сны... кораблекрушение, одиночество, необитаемый остров, нашествие дикарей - все кажется ему божественными карами» .

Любое пустячное происшествие Робинзон осмысляет как «промысел божий», а случайное стечение трагических обстоятельств как справедливая кара и искупление за прегрешения. Даже совпадения дат представляются герою осмысленными и символическими: «...греховная жизнь и жизнь уединенная», подсчитывает Крузо, -начались для меня в один и тот же день».

Согласно Дж. Старру, Робинзон выступает в двуединой ипостаси и как грешник, и как избранник божий.

«Смыкается с таким осмыслением книги, отмечает К. Атарова, и интерпретация романа, как вариации библейского сюжета о блудном сыне: Робинзон, презревший советы отца, покинувший отчий дом, постепенно, пройдя через жесточайшие испытания, приходит к единению с Богом, своим духовным отцом, который, как бы в награду за покаяние, дарует ему в конечном счете спасение и благоденствие» .

М. Соколянский, приводя мнение западных исследователей по данному вопросу, оспаривает выдвинутую ими интерпретацию «Робинзона Крузо» как модифицированного мифа о пророке Ионы.

«В западном литературоведении, отмечает он, особенно в новейших трудах фабула «Робинзона Крузо» нередко интерпретируется как модификация мифа о пророке Ионе. При этом игнорируется активное жизненное начало, присущее герою Дефо... Разница ощутима в чисто фабульном плане. В «Книге пророка Ионы» библейский герой фигурирует именно как пророк...; герой Дефо в роли предсказателя вовсе не выступает...».

Это не совсем так. Многие интуитивные прозрения Робинзона, равно как и его вещие сны, вполне могут сойти за предсказания, внушенные свыше. Но далее: «Жизнедеятельностью Ионы полностью управляет всевышний... Робинзон же, сколь много он ни молится, в своей деятельности активен, и эта поистине творческая активность, инициативность, изобретательность никак не позволяет воспринять его как модификацию ветхозаветного Ионы».

Современный же исследователь Е. Мелетинский считает роман Дефо с его «установкой на бытовой реализм», «серьезной вехой на пути демифологизации литературы» .

Между тем, если уж проводить параллели между романом Дефо и Библией, то скорее напрашивается сравнение его с книгой «Бытие» . Робинзон по сути создает свой мир, отличный от островного мира, но отличный и от оставленного им мира буржуазного мир чистого предпринимательского творения. Если герои предыдущих и последующих «робинзонад» попадают в готовые, уже сотворенные до них миры (реальные или фантастические например, Гулливер), то Робинзон Крузо строит этот мир шаг за шагом подобно Богу. Вся книга посвящена доскональному описанию творения предметности, ее умножения и материального наращивания. Акт этого творения, разбитый на множество отдельных моментов, оттого так захватывающ, что в основу его положена не только история человечества, но и история всего мира. В Робинзоне поражает его богоподобность, заявленная не в форме Писания, а в форме житейского дневника. Присутствует в нем и остальной арсенал, свойственный Писанию: заветы (многочисленные советы и наставления Робинзона по разным поводам, даваемые в напутствие), аллегорические притчи, обязательные ученики (Пятница), поучительные истории, каббалические формулы (совпадения календарных дат), временная разбивка (день первый и т.д.), ведение библейских родословных (место которых в родословных Робинзона занимают растения, животные, урожаи, горшки и т.д.). Библия в "Робинзоне Крузо" словно пересказана на заниженном, обытовленном, третьесословном уровне. И как просто и доступно по изложению, но емко и сложно в интерпретации Св. Писание, так же внешне и стилистически прост, но в то же время фабульно и идейно емок «Робинзон». Сам Дефо печатно уверял, что все злоключения его Робинзона не что иное, как аллегорическое воспроизведение драматических перипетий в его собственной жизни.

Многие же детали приближают роман к будущему психологическому роману.

«Некоторые исследователи, пишет М. Соколянский, не без оснований подчеркивают значение творчества Дефо-романиста для становления европейского (и прежде всего английского) психологического романа. Автор «Робинзона Крузо», изображая жизнь в формах самой жизни, сосредоточивал внимание не только на внешнем мире, окружающем героя, но и на внутреннем мире мыслящего религиозного человека» . А по остроумному замечанию Э.Циммермана, «Дефо в некоторых отношениях связывает Бэньяна с Ричардсоном. Для героев Дефо... физический мир есть слабо различимый признак более важной реальности...».


ГЛАВА 2. ПРИКЛЮЧЕНИЯ РОМАНА «РОБИНЗОН КРУЗО»


2.1 Роман «Робинзон Крузо» в критике


Наибольшей славы Дефо роман «Робинзон Крузо». По мнению исследователей творчества писателя, непосредственным толчком к написанию романа стал эпизод с корабельного дневника капитана Вудса.

Впоследствии по материалам этого дневника известный журналист Стиль напечатал статью о приключениях шотландского матроса, который, как считают, в определенной степени был прототипом Робинзона Крузо.

Д.Дефо перенес место пребывания своего героя к бассейну Атлантического океана, а время действия отнес примерно на 50 лет в прошлое, тем самым увлечив срок пребыьания своего героя на необитаемом острове в 7 раз.

Характерные черты просветительского романа «Робинзон Крузо»:

ØУтверждение мысли, что разум и труд главные движущие силы прогресса челочества;

ØПравдоподобность произведения предоставила реальная история, положенная в основу сюжета;

ØДостоверность повествования способствовала форма дневника;

ØВведение повествовния от первого лица, от имени самого героя, позволяла автору показать мир глазами обычного человека и одновременно раскрыть ее характер, чувства, моральные качества;

ØОбраз Робинзона Крузо подан в развитии;

ØВ центре внимания не только экзотика безлюдного острова и захватывающие приключения, сколько человек, его переживания, чувства, когда она оставалась наедине с природой;

ØРобинзон - действенная и активная человек, настоящий сын своего времени, он ищет различных средств обнаружения собственных способностей и практицизма;

ØРобинзон - новый герой. Это не выдающаяся или исключительная личность, не исторический деятель, не мифический образ, а обычный человек, наделенное душой и умом. Автор воспевает активность простого человека в преобразовании окружающей действительности;

ØОбраз главного героя имеет большое воспитательное значение;

ØЭкстремальная ситуация становится критерием определения не только физической силы, а прежде человеческих качеств героя;

ØХудожественное достижение романа - решение писателя заставить своего героя анализировать не только то, что происходить в его душе;

ØПрирода дала толчок для развития нравственных качеств героя. Благодаря ее постоянному влиянию. Робинзона будто проходят социальные проблемы, интриги и конфликты. Ему не нужно быть лицемерным, жадным, лживым. Пребывание на лоне природы и в согласии с ней вызвало к жизни только лучшие черты натуры - искренность, трудолюбие и способность быть естественным;

ØГлавная идея произведения - прославление активности, трудовой энергии, ума и высоких моральных качеств человека, которые помагают ей овладевать миром, а также утверждение большое значение природы для духовного развития человечества;

Ø«Робинзон Крузо» образец реалистического романа эпохи Просвещения. Сюжет был обусловлен прежде всего интересом английского общества к географических открытий и путешествий;

Новой в тогдашней литературе эта тема не была. Еще до Д.Дефо появлялись произведения, в которых рассказывалось о судьбе несчастных путешественников, заброшенных в нецивилизованного мира. В 1674 в Англии опубликовали перевод книги арабского писателя XII века Ибн Туфайль «о приключениях Хаджи Бен Йокдане», который достиг большой мудрости, живя на острове совсем одиноко.

После появления романа Дефо литературоведческая наука обогатилась новым понятием «робинзонада», что означает традиционный в литературе сюжет, построенный на изображении жизни и испытаний персонажа, попавшего в экстрамальные условия, по определенным причинам был лишен человеческого общества.

Роман - робинзонада - отличительная черта литературы не только XVIII века, а и следующих этапов в развитии мировой литературы. Образцами романов - робинзонад являются следующие произведения: «Остров Фельзенбург» И.Шнабеля, «Новый Робинзон» И.Кампе, «Швейцарский Робинзон» Висса, «Отшельник Тихого океана» Пси слое, «Маугли» Киплинга, «Руссзий Робинзон» С.Турбина.


2.2 художественный анализ романа


Он не читал «Робинзона Крузо» с детства, сказал Беттередж, говоря сам с собой.- Посмотрим, поразит ли его «Робинзон Крузо» теперь!
Уилки Коллинз. Лунный камень: «Даниель Дефо… Знаменитый создатель знаменитого Робинзона Крузо, о приключениях которого на необитаемом острове знает каждый ребенок еще до того, как сам научается читать… Да ведь более привычного, «домашнего», вседоступного писателя, казалось бы, трудно представить!» И однако автор «Робинзона Крузо» и как человек, и как художник одна из самых загадочных литературных фигур своей эпохи. До сих пор много темных мест в его биографии. Начать хотя бы с даты рождения, которая точно не установлена. Не ясна до конца роль Дефо в закулисных интригах и политической борьбе его времени биографы и сейчас открывают все новые и новые факты.

И все же не это главное. Загадка в секрете его неотразимого воздействия на читателей. Ее разрешению посвящены эссе и заметки великих писателей, статьи и монографии литературных критиков. Споры об этой загадке, начатые еще при жизни автора, не смолкают и поныне. Кристально ясная, понятная, казалось бы, любому ребенку книга упорно сопротивляется аналитическому разъятию, не открывает секрета своего неувядаемого обаяния. Феномен простоты гораздо труднее поддается критическому осмыслению, чем усложненность, зашифрованность, герметизм.

Ко времени, когда Дефо создал своего «Робинзона», он уже был широко известной фигурой в литературной и политической жизни Лондона. За плечами у литератора, самую малость не дотянувшего до седьмою десятка, осталась жизнь, полная превратностей и приключений, участие в восстании Монмута (1685) и счастливое избавление от кровавой расправы; разнообразная коммерческая деятельность, дважды приводившая Дефо к банкротству; деловые поездки по стране и на континент; участие в политической борьбе и журнальной полемике своего времени; приближенность ко двору в период правления Вильгельма Оранского и тюремное заключение при королеве Анне; унизительное наказание у позорного столба (1703) за злую сатиру против официальной «высокой» церкви и тайные сношения с английскими премьер-министрами Харли и Годольфином… Действительно, как утверждал впоследствии и сам Дефо, жизнь он провел не менее бурную, чем его герой.

В этой кипучей жизни, вобравшей в себя деятельность предпринимателя, коммерсанта, политика, журналиста и писателя, нас более всего интересует одна сфера литературная. Но и в этой сфере жанровый размах весьма широк: Дефо автор не одной сотни сочинений сатирических памфлетов на злобу дня в прозе и в стихах, жизнеописаний выдающихся личностей (включая уголовных преступником), трактатом и эссе по экономике, коммерции, политике, богословию.

Но в каком то более широком смысле Дефо, как и его герой на необитаемом острове, начинал, что называется, «с нуля». «Жизнь и странные и удивительные..." значилось на титульном листе первой книги, которой по праву открывается история английского романа эпохи Просвещения», пишет А. А. Елистратова. Можно сказать и шире «история европейского реалистического романа». Именно Дефо оказался первооткрывателем в этом жанре. Еще не созданы нравоописательные эпопеи Филдинга, «психологические драмы» Ричардсона, сатирические бурлески Смоллетта, не предпринята анатомия человеческого сознания в произведениях Стерна. А несмелые пробы пера современников Дефо, например писательницы и драматурга Э. Хейл, выступившей одновременно с ним в жанре романа, отличаются явной незрелостью. Возможно, что и гениальные находки самого Дефо носили стихийный характер. «Он меньше всего думал о том, что его книга станет одним из первых образцов будущего реалистического романа новой европейской литературы и что самые ее недостатки окажутся ее достоинствами: безыскусственность станет глубоким искусством, назидательность историческим признаком времени, когда она написана», писал об авторе «Робинзона Крузо» академик М. П. Алексеев.

И все же Дефо, опять таки как и его герой, в значительной мере опирался на плоды цивилизации. У «Робинзона» были предшественники и в реальной жизни, и в литературе.

Сама страсть героя к путешествиям яркая примета времени, времени, когда на карте мира кое где значилось: «Пока еще не открытые места». На карте, приложенной к четвертому изданию «Робинзона Крузо» (вышедшему в августе 1719 г.), не нанесены еще северо западные границы Северной Америки, северо восточные границы Азии и лишь слегка намечены северные и западные очертания Австралии, называвшейся тогда Новой Голландией. Интерес к рассказам мореплавателей был огромен. Книги о путешествиях пользовались широчайшим читательским спросом. Из целого потока авторов путевых очерков и записок конца XVII начала XVIII в. назовем лишь две фамилии связанные с обстоятельствами создания «Робинзона», адмирала Уильяма Дампьера, издавшего весьма популярные «Новое кругосветное путешествие» (1697), «Путешествия и описания» (1699) и «Путешествие в Новую Голландию» (1703), и Вудса Роджерса

В путевых дневниках тихоокеанских путешествий последнего, изданных в 1712 г., Дефо мог прочесть историю Александра Селькирка, прототипа знаменитого Робинзона.

Шотландец, уроженец небольшого городка Ларго в графстве Файф, Селькирк как помощник капитана Страдлинга принимал участие водной из тихоокеанских экспедиций Уильяма Дампьера.

Одной из тихоокеанских экспедиций Уильяма Дампьера. Поссорившись с капитаном, он добровольно остался на необитаемом острове Масса Тьерра архипелага Хуан Фернандес, близ берегов Чили. Селькирк рассчитывал, что его подберет какой-нибудь проходящий мимо корабль, но дожидаться этого ему пришлось 4 года и 4 месяца. Лишь в 1709 г. он был взят на борт корабля «Герцогиня» под командованием Вудса Роджерса, приставшего к острову для пополнения запасов питьевой воды. Через три года Селькирк вместе с экспедицией Роджерса вернулся в Англию. Его удивительную историю рассказали в своих путевых записках и Роджерс, и капитан Кук, шедший вместе с Роджерсом на корабле «Герцог», а несколько позднее о ней поведал еще более широкому кругу читателей Ричард Стиль в издаваемом им журнале «Англичанин» (1713).

Рассказ Роджерса был опубликован также отдельной брошюрой под названием «Превратности судьбы, или Удивительные приключения Александра Селькирка, написанные им самим». От этой пиратской брошюры, вероятно, и берет начало легенда о том, что Дефо воспользовался для своего романа рукописями Сель кирка. Дотошные исследователи уже в нашем веке обнаружили и других отшельников поневоле, проведших долгое время на островах; их истории мог также знать Дефо.

Однако большинство исследователей единодушны в том, что история Селькирка и ей подобные подсказала Дефо лишь идею сюжета и некоторые внешние детали рассказа.

Были у «Робинзона» и чисто литературные источники, прежде всего роман Генри Невиля «Остров Пайнса, или Четвертый остров близ неизвестного австралийского материка, недавно открытый Генрихом Корнелиусом фон Слоттеном» (1668), где рассказывалось о жизни англичанина Джорджа Пайнса с семьей на необитаемом острове.

Определенное воздействие, видимо, оказал на Дефо аллегорический роман Джона Беньяна «Путь паломника» (1678 1684), повествующий не о реальном путешествии, а о скитаниях души в поисках истины.

Но нее это лишь позднейшие предположения, результат новейших критических изысканий. А в свое время история создания «Робинзона Крузо» обрастала мифами и легендами: спорили с азартом о том, где писался и я роман в Кенте пли в Лондонском доме в Сток Ньюингтоне; упрекали автора в плагиате, в использовании якобы существовавших записок самого Александра Селькирка, с уверенностью утверждали, что ни один издатель не брался печатать книгу, и даже ставили авторство Дефо под сомнение. 25 апреля 1719 I роман вышел в снег в Лондоне, в типорафии Уильяма Тейлора.

В Лондоне, в типорафии Уильяма Тейлора. Успех книги был настолько велик, что в течение того же года вышло еще три издания (по современным понятиям допечаток тиража), не считая «пиратских». Через четыре месяца Дефо выпустил продолжение «модной» книги: «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», повествующие о судьбе «робинзоновой колонии» и о путешествиях героя по Китаю, Дальнему Востоку и Сибири. В августе 1720 г. Дефо издал третий том: «Серьезные размышления Робинзона Крузо...»
Определенное воздействие, видимо, оказал на Дефо аллегорический роман Джона Беньяна «Путь паломника» (1678 1684), повествующий не о реальном путешествии, а о скитаниях души в поисках истины.

Но нее это лишь позднейшие предположения, результат новейших критических изысканий. А в свое время история создания «Робинзона Крузо» обрастала мифами и легендами: спорили с азартом о том, где писался и я роман в Кенте пли в Лондонском доме в Сток Ньюингтоне; упрекали автора в плагиате, в ис-пользовании якобы существовавших записок самого Александра Селькирка, с уверенностью утверждали, что ни один издатель не брался печатать книгу, и даже ставили авторство Дефо под сомнение 25 апреля 1719 I роман вышел в снег в Лондоне, в типорафии Уильяма Тейлора.

В Лондоне, в типорафии Уильяма Тейлора. Успех книги был настолько велик, что в течение того же года вышло еще три издания (по современным понятиям - допечаток тиража), не считая «пиратских». Через четыре месяца Дефо выпустил продолжение «модной» книги: «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», повествующие о судьбе «робинзоновой колонии» и о путешествиях героя по Китаю, Дальнему Востоку и Сибири. В августе 1720 г. Дефо издал третий том: «Серьезные размышления Робинзона Крузо...» Это ряд эссе на философские, социальные и религиозные темы.

Сейчас «Робинзон» перекочевал в разряд детских книг, «сочинение, возвестившее новую эпоху в развитии человечества, стало теперь по преимуществу книгой для детского чтения». Но нужно помнить, что изначально роман предназначался для более широкого и вовсе не детского круга читателей. При всей своей кажущейся простоте книга эта удивительно многогранна. О некоторых ее аспектах и не подозревают современные любители английской словесности.

дефо роман жанровый критика

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Роман английского писателя Даниэль Дефо «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо...» по праву принадлежит к числу наиболее читаемых произведений мировой литературы. Интерес к нему не иссякает как со стороны читателей, так и со стороны исследователей английского романа эпохи Просещеня,высоко оценивающих вклад писателя в развитие национальных традиций жанра и всей западно европейской беллистристики. Д.Дефо был одним из тех авторов просветителей, которые своим творчеством заложили основы многих типов, жанровых разновидностей и форм романа XIX - XX вв.. Секрет небывалого успеха романа о приключениях Робинзона Крузо заключается, безусловно, в выборе темы: страсть героя к путешествием - яркая примета времени, когда на карте еще были незаполненные места под надписью типа; «Нераскрытые земли».

Занимательность ее заключается в авантюрной, поэтизированной природе сюжетной основной линии романа.«Робинзон Крузо на своем острове - один лишенный помощи себе, однако, питание и самоохранение достигающий даже некоторого благополучения, вот предмет..., который тысячью способов можно сделать занимательным...,» писал Ж.Ж.Руссо в педагогическом трактате «Эмиль, или о востипании».

Дефо на примере «Робинзон Крузо» доказывает непреходящую ценность труда в общественном развитии и создании материальной и духовной базы общества.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Атарова К.Н. Секреты простоты// Даниель Дефо. Робинзон Крузо. М., 1990

2.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975

3.Гинзбург Л.Я. О психологии прозы. Л., 1971

4.Даниель Дефо. Робинзон Крузо. М.: «Художественная литература», 1992

5.Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М.: «Наука», 1966. 472 с.

6.Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

7.Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения: Проблемы типологии. Киев; Одесса, 1983.

8.. Шалата О. «Робинзон Крузо» Дефо у светло библейнои тематики // Слово I час. 1997. № 5. С. 53

9.Шишмареваа М. М Дефо Д. Робинзон Крузо // пер. с анг.: СП Лексика, 1992

10.Папсуев В.В. Даниэль Дефо романист. К проблеме генезиса романа нового времени в английской литературе ХVIII века. М., 1983

11.Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер М.: Наука, 1973

12.Урнов Д.М. Дефо. М.: Наука, 1978

13.. Шевель А.В. Лексические и структурно композиционные особенности текста английского романа начала XVIII века. (На материалах произведений Д.Дефо.) Львов, 1987


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Наибольшей славы Даниэлю Дефо принес роман "Робинзон Крузо". По мнению исследователей творчества писателя, непосредственным толчком к написанию романа стал эпизод с корабельного дневника капитана Вудса

Роджерса, опубликованного под названием "Путешествие вокруг света от XVII08 к ХУИШ года". Впоследствии по материалам этого дневника известный журналист Стиль напечатал статью о приключениях шотландского матроса, который, как считают, в определенной степени был прототипом Робинзона Крузо.

Существует предположение, что в гостинице "Ландогер Трау" состоялась встреча Д. Дефо с Александром Селькирка штурманом судна "Пять портов", который за непокорность капитану был высажен на необитаемый остров Хуан - Фернандес у берегов Чили. Там он прожил 4 года.

Д. Дефо перенес место пребывания своего героя к бассейну Атлантического океана, а время действия отнес примерно на 50 лет в прошлое, тем самым увеличив срок пребывания своего героя на необитаемом острове в 7 раз.

Отдавая дань тогдашней литературе, писатель дал такое название произведения, была созвучна его фабуле: "Жизнь и необычайные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове вблизи американского побережья, недалеко от устья великой реки Ориноко, оказавшись на берегу после кораблекрушения, во время которой погиб весь экипаж, кроме него, с приложением рассказы о не менее удивительный способ, которым его наконец освободили пираты. Написано им самим. ".

Характерные черты просветительского романа "Робинзон Крузо"

Утверждение мысли, что разум и труд - главные движущие силы прогресса человечества.

Правдоподобность произведения предоставила реальная история, положенная в основу сюжета.

Достоверность повествования способствовала форма дневника.

Введение повествования от первого лица, от имени самого героя, позволяла автору показать мир глазами обычного человека и одновременно раскрыть ее характер, чувства, моральные качества.

Образ Робинзона Крузо подан в развитии.

В центре внимания не только экзотика безлюдного острова и захватывающие приключения, сколько человек, его переживания, чувства, когда она оставалась наедине с природой.

Робинзон - действенная и активная человек, настоящий сын своего времени, он ищет различных средств обнаружения собственных способностей и практицизма.

Робинзон - новый герой. Это не выдающаяся или исключительная личность, не исторический деятель, не мифический образ, а обычный человек, наделенное душой и умом. Автор воспевает активность простого человека в преобразовании окружающей действительности.

Образ главного героя имеет большое воспитательное значение;

Экстремальная ситуация становится критерием определения не только физической силы, а прежде человеческих качеств героя.

Художественное достижения романа - решение писателя заставить своего героя анализировать не только то, что он видит вокруг, но и то, что происходит в его душе.

Природа для Робинзона - мудрый учитель и проводник в его деятельности. Она - замечательный объект для преобразования, для выявления возможностей и способностей человека. В английском духовной культуре ХУIII века значительную роль играло учение Дж. Локка, который провозгласил приоритет опыта в умственной деятельности. Опыт проверяет правильность умственных предположений, способствует познанию истины. А человек приобретает опыт с помощью своих чувств. Эти мысли философа нашли художественное воплощение в романе Дефо.

Природа дала толчок для развития нравственных качеств героя. Благодаря ее постоянному влиянию, Робинзона будто проходят социальные проблемы, интриги и конфликты. Ему не нужно быть лицемерным, жадным, лживым. Пребывание на лоне природы и в согласии с ней вызвало к жизни только лучшие черты натуры - искренность, трудолюбие и способность быть естественным.

Особенность романа сочетание конкретики с широкими социальными и моральными обобщениями (Робинзон и людоеды; Робинзон и Пятница - это в понимании просветителей бы смоделирована в миниатюре социальная история человечества).

Главная идея произведения - прославление активности, трудовой энергии, ума и высоких моральных качеств человека, которые помогают ей овладевать миром, а также утверждение большое значение природы для духовного развития человечества.

"Робинзон Крузо" - образец реалистического романа эпохи Просвещения. Сюжет "Робинзон Крузо" был обусловлен прежде всего интересом английского общества к географических открытий и путешествий.

Новой в тогдашней литературе эта тема не была. Еще до Д. Дефо появлялись произведения, в которых рассказывалось о судьбе несчастных путешественников, заброшенных в нецивилизованного мира. 1674 в Англии опубликовали перевод книги арабского писателя ХП века Ибн Туфайль о приключениях Хаджи Бен Йокдане, который достиг большой мудрости, живя на острове совсем одиноко.

После появления романа Дефо литературоведческая наука обогатилась новым понятием - "робинзонада", что означает традиционный в литературе сюжет, построенный на изображении жизни и испытаний персонажа, попавшего в экстремальные условия, по определенным причинам был лишен человеческого общества.

Роман-робинзонада - отличительная черта литературы не только ХУШ века, а И следующих этапов в развитии мировой литературы. Образцами романов - робинзонад являются следующие произведения: "Остров Фельзенбург" И. Шнабеля (XVII 51), "Новый Робинзон" И. Кампе (XVII79), "Швейцарский Робинзон" Висса (Хулио 12-XVIII 27), "Отшельник Тихого океана" Пси слое (ХУШ 24), "Маугли" Киплинга (XVIII94-XVIII 95), "Русский Робинзон" С.Турбина (XVIII 79).

Современные писатели тоже создают робинзонады. Так, российская писательница Л. Петрушевская в сочинении "Новые робинзоны" изображает чувство современного человека, вынуждена бежать от абсурдного и чудовищного мира на лоно природы, чтобы спастись морально и физически.

Анализ романа «Робинзон Крузо»

Подлинную славу и бессмертие Даниэлю Дефо принёс роман "Удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719).

В те годы буржуазные предприниматели упорно искали все новые и новые рынки сбыта. Для этой цели снаряжались многочисленные торговые экспедиции. Многие путешественники посещали самые отдаленные страны и острова. Британские корабли бороздили все океаны и моря. В Англии выходило очень много книг о различных путешествиях. Дефо с большим увлечением читал эти книги, но особый интерес у него возбудил очерк о приключениях Александра Селькирка, опубликованный в журнале «Англичанин», издаваемом Стилем.

Приключения Александра Селькирка, по существу, и составили сюжетную канву «Робинзона Крузо». Дефо много путешествовал. Он побывал в Испании, Франции, Голландии и объездил всю Англию. Эти поездки обогатили не только его географические познания, но и помогли ему глубже проникнуть в жизнь народа, в психологию своих современников.

«Робинзон Крузо» — не только верное описание жизни частного лица, но и произведение большой художественной значимости, глубоких обобщений. Писатель, по существу, построил новый жанр романа в английской литературе. Этот жанр был уникальным сплавом приключенческого романа с социальным и философским.

В «Робинзоне Крузо» заложена серьезная философская идея. Однако автор еще испытывает некоторое влияние писателя Беньяна, который, например, в своей книге «Странствия паломника» призывал людей к совершенствованию, к отречению от земных благ во имя духовного освобождения, а также философа Мандевилля, в «Басне о пчелах» пришедшего к горькому выводу, что моральным фундаментом современного ему общества является порок.

Даниэль Дефо, решавший в своем «Робинзоне Крузо» ту же проблему совершенствования человека, что и Джон Беньян, занял иную позицию. Он считал, что цель человеческого существования — творческий труд, преобразующий природу, создающий все блага для существования людей.

В отличие от Мандевилля, который был сторонником идеи «естественного человека» и отрицал капиталистическое общество, Дефо положительно оценивал новые буржуазные отношения.

Сюжет «Робинзона Крузо» имеет множество общих черт с жанром морского романа, который был известен уже в древней Элладе («Эфиопика» Гелиодора), но Дефо все неестественное превращал в правдивое повествование о «земном», реальном человеке, о его заботах и трудах, о его надеждах.

Для того чтобы заинтересовать своих читателей, Дефо часто прибегал к литературной мистификации. «Робинзон Крузо» был издан без имени автора. Все повествование ведется от основного действующего лица. Эта форма помогла писателю глубже раскрыть духовный мир своего героя и придала всему произведению непосредственный характер.

Образ Робинзона — не биография автора или матроса Селькирка и не художественная картина истории человеческого общества, так как центральный герой формулирует идеи, психологию и эмоции современников Дефо. Это четкий и в то же время художественный образ.

Энгельс в письме к Карлу Каутскому 20 сентября 1884 года раскрыл социальную сущность Крузо. Он писал, что Робинзон — это настоящий «буржуа». Анализ романа Дефо убеждает нас в верности этой характеристики. Психология Робинзона насквозь буржуазна. Крузо, потерпев кораблекрушение и обнаружив на пароходе золото, вначале философски заявляет: «Ненужный хлам!.. Зачем ты мне теперь?». Но практицизм буржуа побеждает, поразмыслив, он все же решил взять деньги с собой.

Самые поэтические страницы романа посвящены картинам человеческого труда. Читатель с интересом следит за тем, как Робинзон в целях самосохранения вначале использует естественные богатства природы, а потом, занимаясь скотоводством и земледелием, умножает их. Дефо подробно описал хозяйственную деятельность Робинзона: как его герой разбивал палатку, складывал очаг, строил ограду для своего жилища, лодку, плел корзины, обжигал посуду, приручал животных и возделывал поле.

Писатель в образе Крузо раскрыл замечательное качество, свойственное новому классу, пришедшему на смену феодалам,— трудолюбие. Для Робинзона труд является естественной потребностью. Попав на необитаемый остров, Крузо быстро приспосабливается к обстановке и постепенно начинает завоевывать природу. Ош занимается охотой, рыболовством и, наконец, земледелием—Робинзон понимает, что только трудом можно создать материальные блага, нужные для существования человека, поэтому он каждый день неутомимо работает. Крузо — рационалист и всю свою деятельность характеризует трезво: «Я придавал цену лишь тому, чем мог как-нибудь воспользоваться»,— писал он в дневнике.

Робинзон знал, что в борьбе за жизнь нельзя совершать ложных действий. Поэтому Крузо оценивал все события и свои поступки по правилам двойной бухгалтерии и отмечал, какие из них принесли ему пользу, а какие — вред.

На природу Робинзон смотрел трезво, по-деловому и стремился извлечь из нее пользу только для себя, так же он относился и к людям. Крузо уважал своего помощника Пятницу, но заставлял его делать все, что он считал выгодным для себя. Робинзон с гордостью заявлял, как истый буржуа-завоеватель, что он «...царь и хозяин этой земли». Образ Робинзона, типичного предпринимателя, в психологическом отношении сложен. Дефо показал его в развитии, В юности Крузо — легкомысленный, ищущий приключений, неопытный человек. Но под влиянием жизни и тяжелых испытаний он стал волевым, сильным и энергичным. У Робинзона сложилось реалистическое мировоззрение. Сама жизнь развеяла его юношескую наивность и мечтательность. Крузо понял, что человек должен бороться за свою жизнь со стихийными силами природы, подчинять своей воле других людей и тогда он завоюет победу. Индивидуализм и эгоизм — вот его основные моральные качества. Автор показал, по существу, одинокую личность, которая боролась за самоутверждение на земле.

Роман Дефо — своеобразный очерк. В нем, несмотря на исключительность сюжета, все достоверно. Но произведение отличается от обычного очерка глубокой типизацией образов, широким охватом действительности, проблемностью и психологичностью. Фабула «Робинзона Крузо» — цепь отдельных эпизодов, каждый из которых мог быть самостоятельным очерком, но так как все они связаны действиями, размышлениями центрального героя, то становятся компонентами большого художественного полотна — романа. Второстепенные герои этого произведения, как правило, эпизодичны, и служат для того, чтобы раскрыть психологию основного героя.

Для романа Дефо характерными чертами являются лаконизм, почти протокольное описание событий и раскрытие психологических переживаний своего героя посредством внутренних монологов и дневниковых записей. Вот как кратко и скупо описывает Крузо в дневнике драматическое событие в своей жизни: «Мой плот опрокинулся, и весь мой груз затонул». Никаких горестных размышлений, но эта запись до предела насыщена эмоциями. Пейзажные картины Дефо рисует также лаконично, но они очень емки и точны. Например: «И вот, как-то тихим утром мы вышли на взморье, когда мы отплыли, поднялся такой густой туман, что мы потеряли берег из вида, хотя до него от нас не было и полуторы мили». В этом описании нет пышных метафор и ярких эпитетов, но все слова точно воссоздают обстановку.

Язык Дефо строг и часто носит деловой характер. В романе часто встречаются и чисто канцелярские обороты, например: «В виду вышеизложенного...».

Дефо в «Робинзоне Крузо» высказал прогрессивные идеи. Он оптимистически расценивал человеческую жизнь. Источник этого оптимизма Дефо видел прежде всего в трудовой, активной деятельности человека. Он считал, что культура и цивилизация улучшат жизнь человека и обогатят ее. Поэтому он резко расходился во взглядах на историю человечества со многими своими современниками. Дефо решительно отрицал возврат к прошлому и отстаивал прогресс. Он художественно выразил предприимчивость буржуазии периода первоначального накопления и в то же время показал занятого трудовой деятельностью реального человека, его горести и радости.

Приключенческий сюжет романа не помешал ему просто и реально описать будничные, повседневные явления. Жизненно убедительная мотивировка поступков героя, простота и естественность стиля — все это характерно для своеобразного произведения Дефо.

Первая часть «Робинзона Крузо» наиболее поэтична. Дефо проявил в ней яркий и необычный талант художника слова. Эта часть романа принесла автору широкую известность. Успех побудил Дефо написать продолжение романа. Сравнительно за короткий срок он создал еще две части: «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо, составляющие вторую и последнюю часть его жизни, и захватывающее его путешествие по трем частям света, написанные им самим» (1719) и «Серьезные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо, с его видением ангельского мира» (1720).

В этих частях Дефо описывает путешествия Крузо по Индии, Китаю, Сибири и другим странам, его возвращение на остров, основание на нем колонии и смуту, которую там организовал моряк Аткинс и его сообщники. Робинзон усмирил бунтовщиков. На Острове воцарился мир. Все колонисты начали жить на основе принципов составленного ими договора.

Несмотря на то что две части, продолжившие повествование о жизни Крузо, в художественном отношении были значительно слабее первой, роман в целом оказал большое влияние на творчество писателей разных стран и веков.

Жан-Жак Руссо назвал «Робинзона Крузо» «удачнейшим трактатом о естественном воспитании» и. в своем «Эмиле» рекомендовал этот роман как полезную и нужную книгу. Прочитав роман Дефо, он писал: «Эта книга будет первой, которую прочтет мой Эмиль; она долгое время будет составлять всю его библиотеку и навсегда займет в ней почетное место». Белинский отмечал реалистичность этого, казалось бы, фантастического романа.

В XVIII и XIX веках появилось очень много «робинзонад», написанных под явным влиянием Дефо. Все они в идейно-художественном отношении были слабее романа Дефо и выражали субъективные взгляды отдельных писателей на возможность существования единичных и обособленных хозяйств.

Сочинение

Литературную деятельность Д. начал рано политическими памфлетами (анонимными) и газетными статьями. Проявил себя как талантливый сатирик-публицист и выдающийся идеолог буржуазии. Писал на разные политические темы.

К художественному творчеству Д. обратился поздно. На пятьдесят восьмом году жизни он написал своего "Робинзона Крузо". Несмотря на это, литературное наследие, оставленное им, огромно. Вместе с публицистикой насчитывается свыше 250 произведений Д. В настоящее время его многочисленные произведения известны только узкому кругу специалистов, но "Робинзон Крузо", читаемый как в крупных европейских центрах, так и в самых захолустных уголках земного шара, продолжает переиздаваться в огромном количестве экземпляров. Изредка в Англии переиздается еще "Капитан Сингльтон".

"Робинзон Крузо" – ярчайший образец так наз. авантюрного морского жанра, первые проявления к-рого можно обнаружить в английской литературе XVI в. Развитие этого жанра, достигающего своей зрелости в XVIII в., обусловлено развитием английского торгового капитализма. С XVI века Англия становится главной колонизаторской страной, и в ней наиболее быстрым темпом развивается буржуазия и буржуазные отношения. Родоначальниками "Робинзона Крузо", как и других романов названного жанра, могут считаться описания подлинных путешествий, претендующие на точность, а не на художественность. Дефо использует стиль "Путешествий". Его особенности, имевшие определенное практическое значение, в "Робинзоне Крузо" становятся литературным приемом: язык Д. также прост, точен, протоколен. Ему совершенно чужды специфические приемы художественного письма, так наз. поэтические фигуры и тропы.

Буржуа не закрывал глаза на то, что в мире борьбы не все идет гладко. В борьбе с природой и людьми он препятствия преодолевал, на неудачи не жаловался, не роптал. Мир хорош, но мир неорганизован, везде бесхозяйственность. На какой бы точке земного шара Крузо ни очутился, везде он смотрит на окружающее глазами хозяина, организатора. В этой своей работе он с одинаковым спокойствием и упорством смолит корабль и обливает горячим варом дикарей, разводит ячмень и рис, топит лишних котят и уничтожает людоедов, угрожающих его делу. Все это делается в порядке обычной повседневной работы. Крузо не жесток, он гуманен и справедлив в мире чисто буржуазной справедливости.

Один из самых знаменитых английских романов впервые увидел свет в апреле 1719 года. Его полное название «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим» со временем было сокращено до имени главного героя.

В основу произведения легла реальная история, произошедшая с шотландским моряком Александром Селькирком, служившем боцманом на судне «Сэнк Пор» и высаженном в 1704-м году по его личной просьбе на необитаемый остров Мас-а-Тьерра (Тихий океан, 640 км. от побережья Чили). Причиной несчастья реального Робинзона Крузо стал его неуживчивый характер, литературного – непослушание родителям, выбор неправильного жизненного пути (моряк вместо чиновника в королевском суде) и небесная кара, выразившаяся в естественном для любого путешественника несчастье – кораблекрушении. Александр Селькирк прожил на своём острове четыре с небольшим года, Робинзон Крузо – двадцать восемь лет, два месяца и девятнадцать дней.

Время действия романа 1 сентября 1651 года – 19 декабря 1686 года + тот период, который нужен персонажу на возвращение домой и рассказ о своём необычном приключении. Мотив выхода из родительского запрета (параллель с библейским блудным сыном) обнаруживает себя в романе дважды: в самом начале произведения попавший в качку Робинзон Крузо раскаивается в том, что сделал, но стыд показаться на глаза близким (в том числе и соседям) вновь возвращает его на неправильный путь, который заканчивается длительной изоляцией на необитаемом острове. Родительский дом герой покидает 1 сентября 1651 года; Бразилию, где он безбедно живёт последующие годы – 1 сентября 1659-го. Символическое предупреждение в виде повторяющейся морской бури и времени начала приключений оказывается для Робинзона Крузо ничего не значащим фактом.