Самая большая скорость истребителя. Какой самый быстрый самолет в мире

Обычный пассажирский самолет летает со скоростью порядка 900 км/час. Реактивный военный истребитель может развивать примерно втрое большую скорость. Однако современные инженеры из РФ и других стран мира активно разрабатывают еще более скоростные машины — гиперзвуковые самолеты. В чем специфика соответствующих концепций?

Критерии гиперзвукового самолета

Что такое гиперзвуковой самолет? Под таковым принято понимать аппарат, способный летать со скоростью, многократно превышающий таковую для звука. Подходы исследователей к определению конкретного ее показателя разнятся. Распространена методология, по которой самолет следует считать гиперзвуковым, если он кратно превышает скоростные показатели самых быстрых современных сверхзвуковых аппаратов. Которые составляют порядка 3-4 тыс. км/ч. То есть гиперзвуковой самолет, если придерживаться данной методологии, должен развивать скорость от 6 тыс. км/ч.

Беспилотные и управляемые аппараты

Подходы исследователей могут разниться также в аспекте определения критериев отнесения того или иного аппарата к самолетам. Есть версия, что к таковым правомерно относить только те машины, которые управляются человеком. Есть точка зрения, по которой самолетом также можно считать и беспилотный аппарат. Поэтому некоторые аналитики классифицируют машины рассматриваемого типа на те, что подлежат управлению человеком, и те, которые функционируют автономно. Подобное деление может быть оправдано, поскольку беспилотные аппараты могут обладать намного более внушительными техническими характеристиками, например, в части перегрузок и скорости.

Вместе с тем многие исследователи рассматривают гиперзвуковые самолеты как единую концепцию, для которой ключевой показатель — скорость. Неважно, сидит ли за штурвалом аппарата человек либо машина управляется роботом — главное, чтобы самолет был в достаточной мере быстрым.

Взлет — самостоятельный или с посторонней помощью?

Распространена классификация гиперзвуковых летательных аппаратов, в основе которой — отнесение их к категории тех, что способны взлетать самостоятельно, либо тех, которые предполагают размещение на более мощном носителе — ракете либо грузовом самолете. Есть точка зрения, по которой к аппаратам рассматриваемого типа правомерно относить главным образом те, что способны взлетать самостоятельно либо при минимальном задействовании иных типов техники. Однако те исследователи, которые считают, что основной критерий, характеризующий гиперзвуковой самолет, — скорость, должен быть первостепенным при любой классификации. Будь то отнесение аппарата к беспилотным, управляемым, способным взлетать самостоятельно либо с помощью других машин — если соответствующий показатель достигает указанных выше значений, то значит, речь идет о гиперзвуковом самолете.

Основные проблемы гиперзвуковых решений

Концепциям гиперзвуковых решений — много десятилетий. На протяжении всех лет разработки соответствующего типа аппаратов мировые инженеры решают ряд существенных проблем, объективно мешающих поставить выпуск «гиперзвука» на поток — подобно организации производства турбовинтовых самолетов.

Основная сложность в конструировании гиперзвуковых самолетов — создание двигателя, способного быть в достаточной мере энергоэффективным. Другая проблема — выстраивание необходимой аппарата. Дело в том, что скорость гиперзвукового самолета в тех значениях, что мы рассмотрели выше, предполагает сильный нагрев корпуса за счет трения об атмосферу.

Сегодня мы рассмотрим несколько образцов удачных прототипов летательных аппаратов соответствующего типа, разработчики которых смогли значительно продвинуться вперед в части успешного решения отмеченных проблем. Изучим теперь наиболее известные мировые разработки в части создания гиперзвуковых летательных аппаратов рассматриваемого типа.

от Boeing

Самый быстрый гиперзвуковой самолет в мире, как считают некоторые эксперты, это американский Boeing X-43A. Так, в ходе тестирования данного аппарата было зафиксировано, что он достигал скорости, превышающей 11 тыс. км/час. То есть примерно в 9,6 раза быстрее

Чем особенно примечателен гиперзвуковой самолет X-43A? Характеристики данного летательного аппарата таковы:

Предельная скорость, зафиксированная на тестах, - 11 230 км/час;

Размах крыльев - 1,5 м;

Длина корпуса - 3,6 м;

Двигатель - прямоточный, Supersonic Combustion Ramjet;

Топливо - атмосферный кислород, водород.

Можно отметить, что рассматриваемый аппарат относится к самым экологичным. Дело в том, что используемое топливо практически не предполагает выделения вредных продуктов горения.

Гиперзвуковой самолет X-43A был разработан совместными усилиями инженеров NASA, а также компаний Orbical Science Corporation и Minocraft. создавался порядка 10 лет. В его разработку было вложено около 250 млн. долларов. Концептуальная новизна рассматриваемого самолета в том, что он был задуман с целью испытания новейшей технологии обеспечения работы двигательной тяги.

Разработка от Orbital Science

Компания Orbital Science, которая, как мы отметили выше, приняла участие в создании аппарата X-43A, успела также создать свой гиперзвуковой самолет — X-34.

Его предельная скорость — более 12 тыс. км/ч. Правда, в ходе практических тестов она не была достигнута — более того, не удалось достичь показателя, который показан самолетом X43-A. Рассматриваемый летательный аппарат ускоряется при задействовании ракеты «Пегас», функционирующей на твердом топливе. Машина X-34 была впервые испытана в 2001 году. Рассматриваемый самолет ощутимо больше аппарата от Boeing — его длина составляет 17,78 м, размах крыльев — 8,85 м. Максимальная высота полета гиперзвуковой машины от Orbical Science — 75 километров.

Летательный аппарат от North American

Еще один известный гиперзвуковой самолет — X-15, выпущенный компанией North American. Данный аппарат аналитики относят к экспериментальным.

Он оснащен что дает повод некоторым экспертам не относить его, собственно, к классу самолетов. Однако наличие ракетных двигателей позволяет аппарату, в частности, совершать Так, во время одного из испытаний в таком режиме он был протестирован пилотами. Предназначение аппарата X-15 — исследование специфики гиперзвуковых полетов, оценка тех или иных конструкторских решений, новых материалов, особенностей управления подобными машинами в различных слоях атмосферы. Примечательно, что была утверждена еще в 1954 году. Летает X-15 со скоростью более 7 тыс. км/час. Дальность его полета — более 500 км, высота превышает 100 км.

Самые быстрые серийные самолеты

Изученные нами выше гиперзвуковые аппараты фактически относятся к категории исследовательских. Полезно будет рассмотреть некоторые серийные образцы самолетов, приближенных по характеристикам к гиперзвуковым или являющихся (по той или иной методологии) ими.

В числе подобных машин — американская разработка SR-71. Данный самолет некоторые исследователи не склонны относить к гиперзвуковым, поскольку его предельна скорость составляет порядка 3,7 тыс. км/час. В числе наиболее примечательных его характеристик — взлетная масса, которая превышает 77 тонн. Длина аппарата — более 23 м, размах крыльев — более 13 м.

Одним из самых быстрых военных самолетов считается российский МиГ-25. Аппарат может развивать скорость более 3,3 тыс. км/ч. Максимальный взлетный вес российского самолета — 41 тонна.

Таким образом, на рынке серийных решений, приближенных по характеристикам к гиперзвуковым, РФ — в числе лидеров. Но что можно сказать о российских разработках в части «классических» гиперзвуковых самолетов? Способны ли инженеры из РФ создать решение, конкурентное машинам от Boeing и Orbital Scence?

Российские гиперзвуковые аппараты

В данный момент российский гиперзвуковой самолет находится в стадии разработки. Но идет она достаточно активно. Речь идет о самолете Ю-71. Его первые испытания, судя по сообщениям в СМИ, были проведены в феврале 2015 года под Оренбургом.

Предполагается, что самолет будет использоваться в военных целях. Так, гиперзвуковой аппарат сможет при необходимости осуществлять доставку поражающих средств на значительные расстояния, вести мониторинг территории, а также задействоваться как элемент штурмовой авиации. Некоторые исследователи полагают, что в 2020-2025 гг. в РВСН поступит порядка 20 самолетов соответствующего типа.

В СМИ есть сведения о том, что рассматриваемый гиперзвуковой самолет России будет размещаться на баллистической ракете «Сармат», которая также находится на стадии проектирования. Некоторые аналитики считают, что разрабатываемый гиперзвуковой аппарат Ю-71 — это не что иное, как боеголовка, которая должна будет отделяться от баллистической ракеты на конечном участке полета, чтобы затем, благодаря высокой, характерной для самолета маневренности, преодолевать системы ПРО.

Проект «Аякс»

В числе наиболее примечательных проектов, связанных с разработкой гиперзвуковых самолетов, — «Аякс». Изучим его подробнее. Гиперзвуковой самолет «Аякс» — концептуальная разработка советских инженеров. В научной среде разговоры о ней начались еще в 80-е годы. В числе наиболее примечательных характеристик — наличие системы тепловой защиты, которая призвана защищать корпус от перегрева. Таким образом, разработчики аппарата «Аякс» предложили решение одной из «гиперзвуковых» проблем, обозначенных нами выше.

Традиционная схема тепловой защиты летательных машин предполагает размещение на корпусе особых материалов. Разработчики «Аякса» предложили иную концепцию, по которой предполагалось не защищать аппарат от внешнего нагрева, а впускать тепло внутрь машины, одновременно увеличивая ее энергоресурс. Основным конкурентом советского аппарат считался гиперзвуковой самолет «Аврора», создаваемый в США. Однако в связи с тем, что конструкторы из СССР существенно расширили возможности концепции, на новую разработку был возложен самый широкий круг задач, в частности, исследовательских. Можно сказать, что «Аякс» — гиперзвуковой многоцелевой самолет.

Рассмотрим более подробно технологические новшества, предложенные инженерами из СССР.

Итак, советские разработчики «Аякса» предложили использовать тепло, возникающее как результат трения корпуса самолета об атмосферу, преобразовывать в полезную энергию. Технически это могло быть реализовано посредством размещения на аппарате дополнительных оболочек. В результате формировалось что-то вроде второго корпуса. Его полость предполагалось заполнить неким катализатором, например, смесью горючего материала и воды. Теплоизолирующий слой, изготовленный из твердого материала, в «Аяксе» предполагалось заменить на жидкостный, который, с одной стороны, должен был защищать двигатель, с другой — способствовал бы каталитической реакции, которая, между тем, могла сопровождаться эндотермическим эффектом — перемещением тепла с наружной части корпуса внутрь. Теоретически охлаждение внешних частей аппараты могло быть каким угодно. Избыточное тепло, в свою очередь, предполагалось задействовать с целью повышения эффективности работы двигателя самолета. При этом данная технология позволяла бы генерировать вследствие реакции топлива и виды свободный водород.

В данный момент доступные широкой публике сведения о продолжении разработки «Аякса» отсутствуют, однако исследователи считают весьма перспективным внедрение советских концепций в практику.

Китайские гиперзвуковые аппараты

Конкурентом России и США на рынке гиперзвуковых решений становится Китай. В числе самых известных разработок инженеров из КНР — летательный аппарат WU-14. Он представляет собой гиперзвуковой управляемый планер, размещаемый на баллистической ракете.

МБР запускает летательный аппарат в космос, откуда машина резко пикирует вниз, развивая гиперзвуковую скорость. Китайский аппарат может монтироваться на разных МБР, обладающих дальностью от 2 до 12 тыс. км. Установлено, что в ходе тестов аппарат WU-14 смог развить скорость, превышающую 12 тыс. км/ч, превратившись, таким образом, в самый быстрый гиперзвуковой самолет по версии некоторых аналитиков.

Вместе с тем многие исследователи считают, что китайскую разработку не вполне правомерно относить к классу самолетов. Так, распространена версия, по которой аппарат следует классифицировать именно как боеголовку. Причем весьма эффективную. При полете вниз с отмеченной скоростью даже самые современные системы ПРО не смогут гарантировать перехвата соответствующей цели.

Можно отметить, что разработками гиперзвуковых аппаратов, задействуемых в военных целях, занимаются также Россия и США. При этом российская концепция, по которой предполагается создавать машины соответствующего типа, значительно отличается, как свидетельствуют данные в некоторых СМИ, от технологических принципов, реализуемых американцами и китайцами. Так, разработчики из РФ концентрируют усилия в области создания летательных аппаратов, оснащенных прямоточным двигателем, способных запускаться с земли. Россия планирует сотрудничество в этом направлении с Индией. Гиперзвуковые аппараты, создаваемые по российской концепции, как считают некоторые аналитики, характеризуются меньшей стоимостью и более широкой областью применения.

Вместе с тем гиперзвуковой самолет России, о котором мы сказали выше (Ю-71), предполагает, как считают некоторые аналитики, как раз-таки размещения на МБР. Если этот тезис окажется верным, то можно будет говорить о том, что инженеры из РФ работают сразу по двум популярным концептуальным направлениям в строительстве гиперзвуковых летательных аппаратов.

Резюме

Итак, вероятно, самый быстрый гиперзвуковой самолет в мире, если говорить о летательных аппаратах безотносительно их классификации, это все же китайский аппарат WU-14. Хотя нужно понимать, что реальные сведения о нем, в том числе касающиеся испытаний, могут быть засекречены. Это вполне соответствует принципам китайских разработчиков, которые часто во что бы то ни стало стремятся сохранить свои военные технологии в тайне. Скорость самого быстрого гиперзвукового самолета — более 12 тыс. км/ч. Его «догоняет» американская разработка X-43A — многие эксперты считают самым скоростным именно его. Теоретически гиперзвуковой самолет X-43A, а также китайский WU-14 может догнать разработка от Orbical Science, рассчитанная на скорость более 12 тыс. км/ч.

Характеристики российского самолета Ю-71 пока что не известны широкой публике. Вполне возможно, что они будут приближены к параметрам китайского летательного аппарата. Российские инженеры также ведут разработки по гиперзвуковому самолету, способному взлетать не на базе МБР, а самостоятельно.

Текущие проекты исследователей из России, Китая и США так или иначе связаны с военной сферой. Гиперзвуковые самолеты, безотносительно их возможной классификации, рассматриваются в первую очередь как носители вооружений, скорее всего, ядерных. Однако в работах исследователей из различных стран мира встречаются тезисы о том, что «гиперзвук», подобно атомным технологиям, вполне может быть мирным.

Дело за появлением доступных и надежных решений, позволяющих организовать серийное производство машин соответствующего типа. Использование подобных аппаратов возможно в самом широком спектре отраслей хозяйственного развития. Наибольшую востребованность гиперзвуковые летательные аппараты, вероятно, найдут в космической и исследовательской индустрии.

По мере удешевления технологий производства соответствующих машин заинтересованность в инвестировании в подобные проекты могут начать проявлять транспортные бизнесы. Промышленные корпорации, поставщики различных сервисов могут начать рассматривать «гиперзвук» как инструмент повышения конкурентоспособности бизнеса в части организации международных коммуникаций.

В мире существуют большое количество самолетов, которые преодолели рубеж скорости в 2 Маха (2448 км/ч). Некоторые из них являются исследовательскими аппаратами, но большая часть – это боевые или разведывательные машины.

Согласитесь, есть что-то завораживающие в полете на сверхзвуковой скорости, которую способны достигать все самые быстрые самолеты в мире. Только представьте себе: вы находитесь на высоте пять километров, слышите в наушниках четкую команду «вперед» и выжимаете дроссель назад, до упора. Вы чувствуете, как мощный двигатель разгоняет вас до скорости, немыслимой для любой другой жизненной формы на нашей планете.

Но дело совсем не в вас – вы просто пассажир. Самолет, на котором вы летите – вот истинное произведение искусства, в него был вложен труд и знание сотен конструкторов и инженеров. Сейчас мы поведаем вам о десяти самых стремительных самолетах в мире.

Су-27 2876,4 км/ч

Су-27 может достичь скорости в 2,35 Маха. Этот самолет является вершиной инженерной мысли бывшего Советского Союза. Этот самолет имеет два двигателя и электродистанционную систему управления, впервые использованную на советских боевых самолетах. Эта машина создавалась чтобы завоевать превосходство в воздухе, и для этого он должен был противостоять новому поколению американских самолетов, таких как F-15 Eagle. Су-27 вооружен 30-мм пушкой и имеет 10 точек подвески для ракет типа «воздух-воздух», которые могут поражать противника на средних и коротких дистанциях. Су-27 – это действительно классная машина, несмотря на то, что она первый раз поднялась в небо более 35 лет тому назад, эти истребители до сих пор в строю. Созданы многочисленные модификации Су-27. И самые современные из них являются грозным противником для любого самолета.

General Dynamics F-111 3060 км/ч

Девятый номер нашего списка самых быстрых самолетов в мире, не является истребителем, это тактический бомбардировщик, который способен достигать скорости 2,5 Маха. Этот прекрасный самолет уже списан в 1998 году. Он имел девять точек внешней подвески и два бомбовых отсека внутри фюзеляжа. Все это позволяло ему поднимать в воздух и доставлять до цели 14300 кг обычных или ядерных бомб, нести ракеты «воздух-воздух» или на него можно было установить многоствольную скорострельную пушку. F-111 еще называли Муравьедом. F-111 был первым самолетом запущенным в серию, с изменяемой стреловидностью крыла, и это давало этому самолету ощутимые преимущества.

McDonnell Douglas F-15 Eagle 3065 км/ч

Это американский всепогодный истребитель, который считается одним из наиболее успешных самолетов, он до сих пор состоит на вооружении ВВС США. F-15 Eagle относится к четвертому поколению, имеет два двигателя и прекрасную тяговооруженность. Все это позволяет разгонять самолет весом 18000 кг до скорости в 2,5 раза выше, чем скорость звука. Свой первый полет F-15 Eagle совершил в далеком 1976 году, но он и сегодня считается важной частью вооружений ВВС США и будет оставаться в строю вплоть до 2025 года. 1200 экземпляров этих самолетов американцы поставили своим самым близким союзникам: Японии, Саудовской Аравии и Израилю. В текущих планах американского командования продолжить производство этих машин, вплоть до 2019 года.

Изначально этот самолет задумывался, как средство завоевания превосходства в воздухе, но затем была выпущена модификация F-15E Strike Eagle, которую уже можно отнести к истребителям-бомбардировщикам. Эта машина может брать на борт ракеты класса «воздух-воздух» Sparrow, Sidewinder, дополнительные топливные баки или авиационные бомбы. Для этого у F-15E Strike Eagle предусмотрено 11 точек подвески. Кроме того, этот самолет вооружен 20-мм скорострельной пушкой M61A1 Vulcan. Не удивительно, что на счету этого самолета более 100 подтвержденных побед в воздушных боях.

МиГ-31 3463,92 км/ч

Этот самолет может достигать скорости 2,83 Маха. На нем установлены два мощнейших двигателя, что позволяло самолету развивать сверхзвуковую скорость как на больших, так и на низких высотах. На МиГ-31 были установлены пассивные и активные радиолокационные системы, четыре подобные машины могли контролировать фронт длиной 900 километров. Миг-31 был вооружен:

  • автоматической 23-мм пушкой;
  • четырьмя тяжелыми ракетами «воздух-воздух» R-33 или шестью R-37;
  • ракетами «воздух-воздух» среднего или дальнего радиуса действия или специальными ракетами для высокоскоростных целей.

Производство этой машины было остановлено в 1994 году и точно неизвестно, сколько самолетов было сделано. Предположительно, это 400-500 машин.

XB-70 Valkyrie 3672 км/ч

XB-70 Valkyrie — это уникальный самолет и еще одно детище «холодной войны». Шесть его двигателей должны были разгонять самолет массой 240 тонн до скорости 3 Маха. В результате такой скорости конструкция самолета в некоторых местах нагревалась до 330 °C. Такая высокая скорость самолету нужна была для того, чтобы уходить от советских перехватчиков и, самое главное, чтобы избежать последствий ядерного взрыва. Ведь, XB-70 Valkyrie – это стратегический бомбардировщик, созданный для доставки ядерного оружия. Огромные размеры самолета позволяли ему поднимать достаточно топлива, чтобы залетать внутрь территории СССР на дальность 6900 километров и возвращаться обратно без дозаправки в воздухе. Самолет мог брать на борт 14 ядерных бомб. Первый полет XB-70 совершил в 1964 году, были построены два самолета.

Bell X-2 Starbuster 3911,9 км/ч

BellX-2 – это экспериментальный американский самолет, который был создан для изучения условий полета на высоких скоростях. Первый полет машины состоялся в 1954 году, а уже через два года программа была прекращена. Именно на этом самолете изучалось, как ведет себя самолет при скоростях выше 2 Махов. Именно на этом самолете была достигнута невероятная на то время, скорость 3,196 Маха, однако после достижения этой скорости, пилот сделал резкий маневр и самолет вышел из-под контроля. После этого случая программа была прекращена.

МиГ-25 3916,8 км/ч

МиГ-25 был создан для перехвата американских разведывательных самолетов, таких как SR-71, летавших на больших высотах со сравнительно небольшой скоростью. Чтобы быть в состоянии выполнять подобные задачи, МиГ-25 имел уникальные характеристики: скорость самолета равнялась 3,2 скорости звука, он мог поражать цели на высоте до 25 километров. Ни один из МиГ-25 так никогда и не сбил SR-71, но зато эти машины отлично показали себя в нескольких конфликтах, например, в ирано-иракской войне. МиГ-25 был вооружен 4 ракетами класса «воздух-воздух». Этот самолет до сих пор эксплуатируется в нескольких странах. Всего было построено примерно 1100 машин.

Lockheed YF-12 4100,4 км/ч

YF-12 разрабатывался, как прототип самолета, который может развивать скорость 3,35 скорости звука. Своим внешним видом он не отличается от SR-71 Blackbird, кроме того, что YF-12 вооружен тремя ракетами класса «воздух-воздух». Именно этот самолет послужил прототипом для создания SR-71 Blackbird. Кроме этого, оба эти самолета разрабатывал один конструктор – знаменитый Кларенс «Келли» Джонсон. Вскоре программа была прекращена, но этот самолет навсегда остался в истории авиации, как обладатель нескольких титулов, которые, впрочем, у него скоро отобрал SR-71 Blackbird.

SR-71 Blackbird 4102,8 км/ч

После испытаний этот самолет использовался как ВВС США, так и НАСА. Военные использовали «Черного дрозда» в качестве стратегического разведчика, а НАСА использовала его для исследовательских целей. Первый полет SR-71 Blackbird совершил в 1964 году. Всего было выпущено 32 машины. Их активно использовали для шпионажа против СССР, Кубы и других стран. SR-71 Blackbird был первым самолетом, на котором применили технологию стелс. Но основной защитой самолета была его скорость: он легко уходил от перехватчиков и ракет. Основной проблемой при его создании, была высокая температура, до которой самолет разогревался в полете. Для SR-71 необходимо специальное топливо, заправляется он только в полёте.

North American X-15 8200,8 км/ч

Это самый стремительный в мире пилотируемый самолет. Его максимальная скорость 6,7 Маха. Построен он для проведения исследовательских работ по изучению гиперзвуковых пилотируемых полетов. X-15 имеет ракетный двигатель, он стартует с борта стратегического бомбардировщика. Этот самолет уже достиг высоты 107 км, скорости 6,7 Маха и совершил суборбитальный космический полет. Приземляется самолет самостоятельно, на дно высохшего озера.

Самолеты, которые преодолевают звуковой барьер

1. Boeing X-43

X-43 - беспилотный экспериментальный гиперзвуковой летательный аппарат, построенный по программе NASA «Hyper-X» - разработка самолёта с прямоточным реактивным двигателем. Для разгона (вывода на требуемую скорость и высоту) использовался разгонный блок ракеты Пегас. Целью разработки самого быстрого самолета в мире является испытание новейшей технологии, которая представляет собой гиперзвуковую альтернативу современным турбореактивным двигателям. Как считают ученые, в будущем гиперзвуковые самолеты смогут достичь любой точки земного шара всего за три-четыре часа.
Самолет X-43A занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самый быстрый самолет в мире.

Краткая характеристика самого быстрого самолета в мире:
- Длина самолета, м - 3,6
- Размах крыльев, м - 1,5
- Высота, м - 0,6
- Масса, кг - примерно 1270
- Работает на прямоточном воздушно-реактивном двигателе
- Максимальное число Маха – 10.6
- Максимальная скорость, км/ч – 11230

2. Orbital Sciences Corporation Х-34

Х-34 – самый быстрый самолёт в мире, способный развивать скорость до 12 144 км/ч. Однако в топе он на втором месте, так как на данный момент в ходе экспериментов была достигнута скорость менее 11230 км/ч. Ускорение самолёта производится с помощью прикреплённой к нему твёрдотопливной ракеты «Пегас» (Pegasus). Первые испытания самого быстрого самолёта в мире состоялись весной 2001 года. На создание и тестирование двигателя аппарата (Hyper-X) было потрачено 7 лет и 250 млн. долларов. Успешными стали испытания Х-34, проведённые лишь весной 2004 года, когда во время запуска в Тихом океане близ острова Святого Николая аппарат смог достичь скорости 11 000 км/ч.

Краткая характеристика:
- Длина самолета, м - 17,78
- Размах крыльев, м - 8,45
- Высота, м - 3,5
- Масса, кг - примерно 1270
- Силовая установка - ЖРД Fastrac
- Максимальная достигнутая высота, км - 75
- Максимальное число Маха – 11,5
- Максимальная скорость, км/ч – 12 144

3. North American X-15

X-15 - экспериментальный самолёт-ракетоплан США, оснащённый ракетными двигателями. Первый и на 40 лет единственный в истории пилотируемый гиперзвуковой летательный аппарат-самолёт, совершавший суборбитальные пилотируемые космические полёты. Основная задача Х-15 - изучение условий полета на гиперзвуковых скоростях и входа в атмосферу крылатых аппаратов, оценка новых конструкторских решений, теплозащитных покрытий, психофизиологических аспектов управления в верхних слоях атмосферы. Общая концепция проекта была утверждена в 1954 г. В полёте достигнут неофициальный рекорд высоты, продержавшийся с 1963 до 2004. Максимальная скорость -7274 км/ч.

Краткая характеристика:
- Полный вес заправленного самолёта, кг - 15195
- Вес израсходованного топлива, кг - 6577
- Масса после посадки, кг - 6260
- Максимальная достигнутая высота, км - 107,96
- Дальность полёта, км - 543,4
- Продолжительность активного участка полёта: 85,8 сек
- Число Маха: 5,58
- Максимальная скорость, км/ч - 7274
- Носитель: бомбардировщик NB-52A

4. SR-71 («Blackbird»)

SR-71 - стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США. На данный момент самый быстрый и самый высоколетящий серийный самолет в мире и остаётся уже на протяжении 25 лет.

Размеры самолета:
- Длина, м - 32.76
- Высота, м - 5.64
- Размах крыла, м - 16.95
- Площадь крыла, м² - 167.22
- Угол стреловидности - 60°

Масса самолета
- Максимальная взлетная масса, кг - 77111
- Масса пустого, кг - 27216
- Силовая установка - 2 ТРД J-11D-20B тягой, кг - 14750

Летные данные
- Максимальное число Маха – 3.5
- Максимальная скорость, км/ч - 3715
- Крейсерская скорость, км/ч - 3187
- Практический потолок, м - 30480
- Перегоночная дальность полета, км - 4818

5. Миг-25 («Летучая мышь»)

Самый быстрый в мире реактивный военный самолет. На нём было установлено 29 мировых рекордов. Существует две основных разновидности этого самолёта: разведчик и перехватчик.

Размеры самолета
- Длина, м - 23,82
- Высота, м - 5.64
- Размах крыла, м - 13,95(14,015 м - перехватчик)
- Площадь крыла, м² - 61,4
- Угол стреловидности - 41° 02′(42° 30′-перехватчик)

Масса самолета
- Максимальная взлетная масса, кг - 41200
- Масса пустого, кг - 18800
- Силовая установка- 2 × ТРДФ Р15БД-300, кг - 14750

Летные данные
- Максимальное число Маха – 3,2
- Максимальная скорость, км/ч - 3 395
- Крейсерская скорость, км/ч - 3000
- Практический потолок, м - 23000
- Перегоночная дальность полета, км – 2400(максимальная для МиГ-25РБ)

6. МиГ-31

МиГ-31 - двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения. МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800-900 км.

Размеры самолета
- Длина, м - 21,62
- Высота, м - 6,5
- Размах крыла, м - 13,45
- Площадь крыла, м² - 61,6
- Угол стреловидности - 41°

Масса самолета
- Максимальная взлетная масса, кг - 46 750
- Масса пустого, кг - 21 820
- Силовая установка - ТРДДФ Д-30Ф6

Летные данные
- Максимальное число Маха – 2.8
- Максимальная скорость, км/ч - 3000
- Крейсерская скорость, км/ч - 2500
- Практический потолок, м - 20 600
- Перегоночная дальность полета, км – 3000

7. Макдоннел-Дуглас F-15 («Игл»)

Макдоннел-Дуглас F-15 «Игл» - американский всепогодный тактический истребитель четвёртого поколения. Предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Принят на вооружение в 1976 году. Существует 22 модификации этого самолёта. Истребители F-15 применялись на Ближнем Востоке, в Персидском заливе и Югославии.

Размеры самолета
- Длина, м - 19,44
- Высота, м - 5,63
- Размах крыла, м - 13
- Площадь крыла, м² - 56,6
- Угол стреловидности - 45°

Масса самолета

- Масса пустого, кг - 12700
- Силовая установка - ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-100

Летные данные

- Максимальная скорость, км/ч - 2650
- Крейсерская скорость, км/ч - 917

- Перегоночная дальность полета, км – 5750

8. Дженерал Дайнемикс F-111 («Aardvark» или «Pig»)

Дженерал Дайнэмикс F-111 - двухместный тактический бомбардировщик дальнего радиуса действия, самолёт тактической поддержки, с крылом изменяемой стреловидности. 27 июля 1996 года были выведены из боевого состава ВВС США

Размеры самолета
- Длина, м - 22,4
- Высота, м - 5,22
- Размах крыла, м - 9,47(19,2 в развернутом положении)
- Площадь крыла, м² - 48,77(61,07 в развернутом положении)
- Угол стреловидности - 16° при развернутом крыле

Масса самолета
- Максимальная взлетная масса, кг - 30845
- Масса пустого, кг - 12700
- Силовая установка - 2 двухконтурных турбореактивных Pratt & Whitney TF-30-P-100,2416 кг

Летные данные
- Максимальное число Маха – 2,5
- Максимальная скорость, км/ч - 2645
- Крейсерская скорость, км/ч - 940
- Практический потолок, м - 17985
- Перегоночная дальность полета, км – 5190

9. Су-24

Су-24 - советский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

Размеры самолета
- Длина, м - 24,594
- Высота, м - 6,192
- Размах крыла, м - 10,366(17,638 в развернутом положении)
- Площадь крыла, м² - 51(55,16 в развернутом положении)
- Угол стреловидности - 16°- 69°

Масса самолета
- Максимальная взлетная масса, кг - 39 700
- Масса пустого, кг - 22 300
- Силовая установка - 2 ТРДДФ АЛ-21Ф-З,2416 кг

Летные данные
- Максимальное число Маха – 2,4
- Максимальная скорость, км/ч - 2540
- Крейсерская скорость, км/ч - 1400
- Практический потолок, м - 11 500
- Перегоночная дальность полета, км – 2850

10. ТУ-144 («Charger»)

ТУ-144 - советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Ту-144 первый в мире сверхзвуковой авиалайнер, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок. Самый быстрый сверхзвуковой авиалайнер, созданный для коммерческих целей.

Размеры самолета
- Длина, м - 65,7
- Высота, м - 12,5
- Размах крыла, м - 28,8
- Площадь крыла, м² - 507
- Угол стреловидности - 57°

Масса самолета
- Максимальная взлетная масса, кг - 207 000
- Масса пустого, кг – 98000
- Силовая установка - 4 ДТРДФ НК-144А

Летные данные
- Максимальное число Маха – 2,36
- Максимальная скорость, км/ч - 2500
- Крейсерская скорость, км/ч - 2200
- Практический потолок, м - 20000
- Перегоночная дальность полета, км – 4300

Наш век скоростей и соревнований, иногда заставляет задуматься, а из всех существующих?

В данной статье, попытаемся наиболее полно и беспристрастно ответь на этот вопрос. Для начала необходимо определиться с терминами.

За самолёт будем принимать серийное изделие управляемое летчиком и имеющим два крыла, стабилизаторы и прочие атрибуты фюзеляжа самолёта. NASA в 2004 г. провело испытание экспериментального проекта X-43A с реактивным двигателем, который развил скорость 11230 км/час, по результатам испытаний NASA, совместно с книгой Гиннесса поспешили назвать его самый быстрый самолет в мире . На самом деле это, беспилотник, выпущенный в нескольких экземплярах, запускаемый с борта другого самолета и применяющий в качестве двигателя ракетную установку, поэтому назвать его самолетом нельзя.

Из современных военных пилотируемых летательных аппаратов, самым быстрым признан американский стратегический сверхзвуковой разведчик SR-71 Blackbird черный дрозд, названный так из за тёмно-синего окраса фюзеляжа. Этот футуристический объект эксплуатировался до 1998 года, из-за больших расходов на эксплуатацию, и низкой надёжности, всего было потеряно 12 самолётов из 32, далее эксплуатация прекратилась. Максимальную же зафиксированную скорость SR-71 Blackbird развил - 3540 км/ч. Что на сегодняшний день является рекордом. Таким образом, можно сказать, что составляет на сегодняшний день – 3540 км/ч.

SR-71 Blackbird

Нельзя не отметить, советский истребитель МИГ-25 по словам летчиков вполне мог развить скорость, хоть и кратковременную, до 3600 км/ч, что почти на 200 км/ч больше чем SR-71. Но так как по международным правилам скорость не была зафиксирована официально, рекорд остался за SR-71 Blackbird.

Далее по списку Российский истребитель перехватчик дальнего действия СУ-31. Данный самолет разработан КБ Сухого еще в 1979 г. и принят на вооружение в 1981 г., и с успехом эксплуатируется по сей день. Максимальная скорость СУ-31 в соответствии с технической документацией, составляет – 3000 км/ч. Но по заверениям летчиков он способен и на большее.

Этот бомбардировщик был разработан еще в 1960 году. Основное его предназначение было осуществление разведки и проведение радиоэлектронной борьбы. Максимальная скорость этого аппарата составляет 2655 км/ч.

Самый быстрый пассажирский самолет

Из гражданской авиации пальму первенства по скорости, делили Советский ТУ-144 и франко-английский проект Конкорд. Конструкционная скорость Т-144 составляла 2500 к/ч против 2300 км/, у Конкорда, но из за того что ТУ-144, практически не совершал пассажирских перевозок, номинацию самый быстрый пассажирский самолет необходимо, вручить Конкорду, который совершал в течение многих лет регулярные авиаперевозки, до момента запрещения его эксплуатации в 2000 году.