Самолет 7 поколения. Истребители седьмого поколения. Лазерный, адаптивный, модернизируемый, беспилотный

Пентагон всерьез озабочен высокими темпами российского и китайского военного авиапрома. И теперь намерен финансировать разработку истребителей будущего, которые должны заменить F-22 и F-35.

Как заявил официальный представитель ВВС США Хизер Уилсон, на следующие десять лет Пентагон выделил военно-воздушным силам почти на $3 млрд больше, чем планировалось ранее.

Таким образом, США ускорят так называемую программу "Доминирования в воздухе нового поколения" (Next Generation Air Dominance), которая охватывает всю авиатехнику вооруженных сил, включая стратегические бомбардировщики и истребители.

И если с тяжелой авиацией все более-менее понятно – после 2025 г. B1 Lancer и B-2 заменят B-21, – облик истребителей шестого поколения пока неясен. Известно только, что акцент в нем будет сделан на средства радиоэлектронной борьбы и малозаметность, так как ракетами к этому времени уже будет трудно кого-то удивить.

Интересно, что в качестве главного вероятного противника ВВС США видят Китай, а не Россию, хотя Москва "тоже представляет угрозу для своих соседей".

Дело в том, что Пекин быстрее внедряет новые технологии, которые успешно заимствует у США и России. Неслучайно Китай первый презентовал истребитель пятого поколения J-20 и принял его на вооружение в начале прошлого года, в то время как российский Су-57 только начинает свою обкатку в Сирии.

Теперь в США опасаются, что Поднебесная создаст еще более совершенную машину. Недаром Пекин продолжает испытывать свой гиперзвуковой глайдер DF-ZF, и по данным американской разведки, полученный опыт может лечь в основу создания перспективной машины.

Однако, несмотря на все свои опасения, в Пентагоне могут быть уверены, что пока идут в голове гиперзвуковой гонки. В США продолжаются испытания экспериментального X-43, который оснащен прямоточным воздушно-реактивным двигателем, и он уже достигал гиперзвуковой скорости.

Нельзя забывать и про гиперзвуковую ракету Boeing X-51 Waverider. Правда, у нее пока более скромные показатели – всего 6,3 тыс. км/ч, но в будущем планируется разогнать ее до 7,5 тыс. км/час.

Все полученные наработки США могут использовать в истребителе шестого поколения, который, по мнению экспертов, скорее всего станет гиперзвуковым, а производиться будет как в пилотном, так и беспилотном варианте. Фактически такой самолет США уже разрабатывают – это SR-72. Пока он позиционируется как разведчик на замену легендарному "Черному дрозду" SR-71, но технологии, несомненно, будут использованы в создании истребителя, который полетит еще быстрее.

В России пока занимаются пятым поколением, и главная задача – запустить Су-57 в серию. Тем не менее летом 2016 г. глава дирекции программ военной авиации ОАК Владимир Михайлов обозначил несколько характеристик будущего российского истребителя шестого поколения: гиперзвуковая скорость, сверхманевренность, стелс-технологии и использование композитных материалов.

Но больше о работах над перспективной машиной ничего не известно. Периодически в СМИ появляются сообщения об испытаниях российских гиперзвуковых ракет, но подробности военные предпочитают не раскрывать. Проекты строго засекречены.

А главнокомандующий Воздушно-космическими силами вообще объявил о разработках истребителя 7-го (!) поколения. Не слишком ли наши командиры оторвались от своей армии? И что это за поколения такие, ведь самолеты, в отличие от людей, детей пока что не рожают?

Поколения И

Деление истребителей на поколения достаточно условно и касается только турбореактивных машин, появившихся после Второй мировой войны. Хотя это как сказать: немецкий «Мессершмитт-262», считающийся первым самолетом 1-го поколения, успел повоевать. В основном на Западном фронте, но и советские пилоты столкнулись с ними в 1945-м.

Второе поколение — это советский МиГ-15 и американский F-86 «Сэйбр», вооруженные по-прежнему пулеметами и авиапушками, но уже вплотную подобравшиеся к звуковому барьеру. К третьему относятся МиГ-21 и F-4 «Фантом», несущие ракетное вооружение и свободно летающие на сверхзвуке. Четвертое — это вообще наши современники: Су-27, МиГ- 29, американские F-15 и F-16. Их характеризует обильное применение электроники и возросшая универсальность. Представителей 5-го поколения можно пересчитать по пальцам одной руки: американские F-22 «Рэптор» и F-35 «Лайтнинг II», российский Т-50 и китайский J-20 «Чэнду». Причем из «американцев» на вооружение из экономических соображений принят только «Рэптор», а российский и китайский самолеты находятся на стадии испытаний и весьма далеки от серийного производства. Двигатель, способный нести самолет без форсажа на сверхзвуке (одно из основных отличий «пятерочников» от предшествующих поколений, остальные — гиперзвуковые ракеты в качестве основного вооружения, сверхманевренность и малозаметность) у нас появится не ранее 2020 года. В Китае — и того позднее.

Американские «шестёрки»

Предположить, каким будет 6-е поколение, пытаются и у нас, и в США. И все сходятся в том, что для пилота места в нем скорее всего не найдется — истребитель будет дроном. Первый эскизный проект в инициативном порядке представила корпорация «Нортроп Грумман». Получился плоский и «зализанный» для снижения радиолокационной заметности самолет, построенный по схеме «летающее крыло», то есть без хвоста. На 6-м поколении предполагается отказ от ракетного вооружения с заменой его лазерным. Это не фантастика: в СССР такие разработки велись в НПО «Алмаз», ныне входящем в Концерн ВКО «Алмаз-Антей». В прошлом году было сообщено о возобновлении этой темы после длительного перерыва. Кроме того (кстати, о фантастике!) «шестерки», вероятно, получат способность выходить в ближний космос. Однако когда все это реализуется — бог весть: темпы принятия на вооружение новой техники явно замедляются. Между первым и вторым поколениями истребителей прошло всего 5 лет, а между четвертым и пятым — 35!

Самолет-небылица

Если шестое поколение находится глубоко на дне чернильницы, то для седьмого еще чернила не изобретены. На что будет похож истребитель 7-го поколения — это вопрос не к инженерам, а к писателям-фантастам. Впрочем, они на него уже ответили.

Идея того, что мы сейчас назвали бы нанооружием, впервые появилась в романе «Непобедимый» польского писателя Станислава Лема. В романе «Мир на Земле» она получила дальнейшее развитие. Суть в том, что на определенном этапе гонки вооружений средства нападения начинают производить из огромного количества летучих элементов, которые долгое время способны к независимому существованию. Например, ракета или бомбардировщик при подлете к цели представляет собой облако или рой довольно-таки безвредных железно-кремниевых «мух». Уничтожить такое облако классическими средствами ПВО невозможно, поскольку в единое средство поражения оно собирается лишь непосредственно над целью. Лем бросил идею походя, в его воображении подобный боевой наноробот научился сводить людей с ума («Непобедимый»). Во втором романе он же стремительно эволюционировал в совсем уже пылевидное оружие, уничтожающее электронику. Но почему бы истребителю 7-го поколения не быть «наноистребителем»? Только что его не было на экранах радаров, и вдруг — нате! Пожалуй, по аналогии и самолетом-невидимкой, такой стоило бы назвать истребителем-небылицей.

Российский оборонно-промышленный комплекс приступил к разработке истребителя седьмого поколения. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил главком ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев, отметив, что «много говорить не имеет права». Подробности нового проекта пока неизвестны. Не уточняется также и то, какие требования предъявляют военные к самолетам седьмого поколения.

Сегодня и пятое поколение истребителей пока еще освоено не полностью. Единственной страной, имеющей на вооружении такие самолеты, являются США. Они располагают истребителями F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Кроме того, разработкой боевых самолетов пятого поколения занимаются Россия, Китай и Япония. Они создают истребители Т-50 (ПАК ФА), J-20 и X-2 соответственно.

Между тем, как заявил вице-премьер России Дмитрий Рогозин, Объединенное конструкторское бюро имени Сухого 2 марта 2016 года представило проект перспективного истребителя шестого поколения. По словам Рогозина, которые передает ТАСС, проект истребителя шестого поколения был представлен конструкторским бюро «очень кратко». Другие подробности проекта пока неизвестны.

Российские военные пока не обнародовали требования, которые планируется предъявить к боевому самолету шестого поколения. Первыми о начале проработки списка пожеланий к новому истребителю еще в 2011 году заявили ВВС США. В частности, американские военные объявили тогда, что истребители шестого поколения, возможно, будут опционально пилотируемыми.

Военные также заявили, что новые самолеты, возможно, смогут выполнять полеты на гиперзвуковой скорости (более пяти чисел Маха, 6,2 тысячи километров в час). Боевые самолеты также должны быть малозаметными и сверхманевренными. Истребители планируется применять в так называемых зонах с ограничением и воспрещением доступа и маневра (anti-access/area denied environment, зоны A2/AD).

В понятие A2/AD американские военные закладывают не только противодействие систем противовоздушной обороны и авиации противника, постоянное спутниковое наблюдение, но и условия, при которых поставка запчастей и провизии значительно затруднена или вовсе невозможна. К условиям A2/AD также относится и отсутствие американского политического и финансового влияния в регионе.

Наконец, по данным командования ВВС США, истребители нового поколения получат на вооружение несколько типов боевых лазеров, при помощи которых они смогут обнаруживать цели и наводить на них оружие, защищаться от ракет противника, а также сбивать другие самолеты. Разработка некоторых из этих лазеров уже ведется.

Традиционно военные разных стран мира предъявляют различающиеся требования к боевым истребителям в рамках одного поколения. Так, согласно требованиям ВКС России истребитель пятого поколения должен быть малозаметным в оптическом, инфракрасном и радиолокационном спектрах, быть многофункциональным, всепогодным, круглосуточным и сверхманевренным.

Кроме того, он должен уметь совершать полеты на сверхзвуковой скорости без использования форсажа и иметь бортовые информационно-управляющие системы с элементами искусственного интеллекта. Этот список отчасти совпадает с американским.

Руководство Минобороны России перебросило истребители Су-57 в Сирию для испытания машины в условиях, приближенных к боевым.

Таким образом, в Сирии Су-57 будет апробировать системы РЭБ и радиолокации, однако о полноценном боевом применении речь пока не идет.Как пояснил источник, близкий к Минобороны, отправку машин в Сирию формально приурочили ко Дню защитника Отечества.

При этом Россия отправила Су-57 для того, чтобы "наглядно продемонстрировать возможности ОПК и показать с выгодной стороны действия российских военных в Сирии".

Напомним, первые кадры видео с новейшими российскими истребителями в Сирии появились в сети 21-22 февраля. По данным пользователей, они были сфотографированы сирийцами недалеко от российской авиабазы Хмеймим. Сообщается, что это первое подтверждение появления на Ближнем Востоке многофункциональных истребителей пятого поколения (Т-50), разрабатываемых в ОКБ имени П. О. Сухого в рамках проекта «ПАК ФА».

По словам заместеля министра обороны Юрия Борисова, "мы берем Су-57 уже для опытно-боевой эксплуатации, а госиспытания первого этапа закончились". Стоит добавить, что первый полёт самолёт совершил 29 января 2010 года. В 2013 году началось мелкосерийное производство Су-57 для испытания вооружений. Серийные поставки новейшего истребителя в строевые части планируется начать в 2018-2019 гг.

Российский истребитель имеет при себе 10 ракет класса "воздух-воздух" для дальнего воздушного боя и 10 ракет класса "воздух-поверхность" для ударов по наземным целям. Для ведения ближнего боя истребитель оснащен 30-миллиметровыми авиационными пушками.

На сегодняшний день Су-57 по заявленным летным характеристикам превосходит американский аналог F-22 "Раптор". Он имеет преимущества перед истребителем США по скорости и перегрузкам. К примеру, крейсерская сверхзвуковая скорость Су-57 М=2,1, у F22 М=1,82.

Отметим, что эксперт The National Interest Кайл Мизоками в своем авторском материале как-то сравнил Су-57 и американский F-22 "Raptor" и пришел к выводу, что российская разработка Су-57 представляет собой глобально модернизацию легендарного Су-27.

По его словам, Су-57 будет оснащен системами, которые очень качественно развиваются в России и являются явным преимуществом перед американскими аналогами. По сути, речь идет об оснащении ПАК ФА радиолокационной системой нового поколения, которая станет основным средством для обнаружения «самолетов-невидимок» США. Поэтому российский истребители будет намного эффективнее на огромных расстояниях, обнаружив цель и нанеся удар первой, считает эксперт.

Кстати, это не единственное пополнение российской авиагруппировки в регионе: помимо Су-57 в Хмеймим прибыли четыре истребителя Су-35С, четыре штурмовиками Су-25 и самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50. Об этом сообщил Telegram-канал Directorate 4, главной темой публикаций которого является ситуация на Ближнем Востоке.

Эксперты канала "Майор и Генерал" так прокомментировали появление Су-57 в Сирии: "СУ-57 машина реально хорошая и даже посильнее раптора будет. Малозаметность такая же и даже чуть ниже (0,3-0,4 кв. м., в зависимости от угла облучения), двигатели с управляемым вектором тяги не в одной, как у F-22, а в двух плоскостях. А это уже сверхманевренность. И ракеты более дальнобойные (свыше 500 км.). Локатор очень хороший - до 500 км. Может сопровождать более 10 целей одновременно. Отличная система РЭБ - глушит головки самонаведения ракет. Боевая нагрузка - побольше, чем у F-22. Около 25 проц. материалов - композитные радиопоглощающие. По совокупности ТТХ посильнее любого самолёта 5 поколения будет. Скорость более 2 маха- и это БЕЗ ФОРСАЖА. А это очень круто. Есть чем гордится! (и на всякий случай - все это можно посмотреть в открытых источниках".

Сразу после этого появились сообщения, что истребители ВВС США F-22 Raptor сразу прекратили свои полеты, при том что остальные самолеты коалиции продолжают патрулирование и боевую работу в обычном режиме.

«Не хотят светить характеристики перед «главным противником» такого же пятого поколения? Опасаются условного «воздушного соприкосновения», когда станет понятно - кто настоящий царь горы, а кто курица хваленая? Или это случайно так совпало?» - интересуется канал. Заметим, что информация, конечно, весьма интересная, но вот подтверждений ее пока нет.

Между тем, информация о появлении в Сирии Су-57 сильно возбудила западную прессу, в которой моментально началось активное обсуждение этого факта. К примеру, британский таблоид The Express опубликовал статью под заголовком "Российское военное ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Грозные путинские Су-57 спустили с цепей".

Журналисты The Drive назвали две причины размещения в Сирии новейших истребителей. Якобы на этот шаг руководство страны мог толкнуть либо недавний инцидент в районе нефтяных полей "Коноко" или же "желание продемонстрировать потенциальным покупателям силу российского оружия". В любом случае, наши самолеты уже в Сирии.