Самолеты штурмовики их отличие от остальных. Штурмовики и фронтовые бомбардировщики. Реактивный удар. Разница между истребителем и штурмовиком

Во магазинах автомобильных запчастей слышат от продавцов о том, что стойка и амортизатор - синонимы. Порожденная этим мнением путаница грозит покупкой ненужной детали и, как следствие, бесполезного ремонта. Разница между стойкой и
Наверное, каждой ребенок задавал своим родителям вопрос: чем отличается корабль от судна?
Для максимального упрощения ведения учета на предприятии специалистами разработана специальная программа 1с, которая имеет различные версии - 1С7 и 1С8. Большинство предприятий уже достаточно давно перешли на версию 1с8, и, наверное, это неспроста - видимо, между указанными двумя версиями какие-то различия, которые привели к выбору в пользу «восьмерки». Попробуем проанализировать ситуацию и сделать определенные выводы.
1с8 - более «продвинутая» версия программы, а 1С7 - в некоторой степени устарела.
Нормал - 80;
Регуляр - 92;
Премиум - 95;
Супер - 98.
Цифры рядом с названием бензина называются октановым числом. Чем выше октановое число, тем лучше, так как его величина определяет степень стабильности молекул бензина, обеспечивает отсутствие детонации.
В настоящее время на автозаправках можно видеть все марки бензина, но наиболее востребованы АИ -92, АИ -95 и АИ -98. Буква А в марке бензина обозначает то, что бензин предназначен для использования в автомобилях.
В самом начале автомобильной эры, на рубеже XIX и XX веков, машины были исключительно пассажирскими. Очень скоро произошло их первое разделение по назначению: для перевозки людей и для транспортировки грузов. Сегодня существует несколько классификаций автомобильного транспорта, но на первом месте всегда будет стоять его назначения.
В чем же разница между классами автомобилей? Конструкция каждого из них еще на стадии проектирования «заточена» для решения одной определенной задачи. Этим достигается ее максимальная эффективность.
После падения в России в Челябинске небесного тела снова вернуло интерес к астрономии , и ведущие СМИ наперебой начали рассказывать об этом явлении. Тем не менее, многие оценки оказались неточными, а иногда - неверными. Кто-то называл тело кометой, кто-то - астероидом, хотя фактически объект относится к классу болидов. Стоит выяснить, чем отличаются друг от друга данные понятия и чем грозит земли столкновения с подобными объектами.
Выбирая автомобиль, человек руководствуется множеством факторов, в числе которых стоимость транспортного средства, марка , модель авто, и, конечно, тип кузова. Последний фактор играет едва ли не решающее значение, так как от него напрямую зависит комфорт и возможность правильной эксплуатации автомобиля. Хэтчбек и универсал пользуются широкой популярностью у водителей всего мира, и разница между двумя типами кузова как раз и обусловливает выбор автомобилиста в пользу того или иного варианта.
Размер багажного отделения.
Одним из самых популярных является седан, но и купе пользуется успехом у многих водителей. При этом важно понимать, чем отличается купе от седана, ведь автомобиль - дорогое приобретение, которое будет со своим владельцем не один год.
Купе - тип кузова с двумя дверями, чаще всего спортивного вида; задний ряд сидений или отсутствует, или ограничения емкости для взрослого человека.
Седан - самый популярный тип кузова с четырьмя дверями и полноразмерными сиденьями.
Чаще всего перед автомобилистом возникает вопрос: что лучше выбрать - турбину или компрессор? Оба устройства имеют как определенные преимущества, так и недостатки, которые прямо влияют на выбор. Например, их различия можно заметить не только во внешнем виде, но и в принципах работы, что, собственно, и является главным критерием при выборе устройства.
Компрессор может быть различным и применяться в самых различных областях промышленности. Он необходим для сжатия и подачи газов (в том числе воздуха) под давлением.

Штурмовик - боевой тип летательного аппарата (вертолет или самолет), который относится к штурмовой авиации. Предназначение штурмовика заключается в непосредственной поддержке сухопутных войск над полем сражения и прицельном поражении морских и наземных целей.

Ранее этот тип самолета предназначался для осуществления атак живых целей, оснащался толстой броней и сильным вооружением для стрельбы вниз, по уставу Красной армии 1928 г. назывался боевиком.

Штурмовка – поражение морских и наземных целей с использованием ракет и стрелково-пушечного вооружения (пулеметов и пушек). Такой способ вооружения считается наиболее эффективным для нанесения ударов по вытянутым целям, таким как походные колонны техники и пехоты или их скопления.

Самые разрушительные удары штурмовики наносят по живой небронированной технике (тягачи, железнодорожный транспорт, автомобиль) и живой силе. Для выполнения поставленной задачи летательный аппарат должен лететь на небольшой высоте с пологим пикированием или без него («бреющий полет»).

История

Самолетами штурмовой авиации поначалу были различные неспециализированные летательные аппараты, как, например, пикирующие и легкие бомбардировщики, а также обычные истребители. Однако в 1930-е годы для штурмовых действий выделили отдельный класс самолетов. Дело в том, что пикирующий бомбардировщик по сравнению со штурмовиком поражает только точечные цели. Не годится для этого и тяжелый бомбардировщик, который поражает с большой высоты крупные неподвижные цели, – большой риск ударить по своим. Истребители для увеличения маневренности не обшивают толстой броней, а такой самолет, действуя на малой высоте, подвергается сильному обстрелу из различного оружия.

Самый массовый штурмовик Второй мировой войны и вместе с тем самый массовый боевой самолет в истории авиации – Ил-2. Под окончание Второй мировой войны стал выпускаться штурмовик Ил-10.

Германская армия также использовала специализированный самолет штурмовой авиации – Henschel Hs 129, однако его было выпущено совсем малое количество, существенно повлиять на исход войны он не мог. Задачи штурмовика в Люфтваффе были возложены на Junkers Ju 87G, который имел в своем оснащении две подкрыльевые пушки и был предназначен для истребления танков. Также немцами был выпущен вариант с усиленной броней этого самолета – Ju-87D.

Нельзя выделить четкие границы класса штурмовиков. Ближе всего к штурмовикам находятся такие типы летательных аппаратов, как пикирующий бомбардировщик и истребитель-бомбардировщик.

Во времена Второй мировой войны истребитель-бомбардировщик не проявил себя в этом отношении, каким бы пригодным ни казался для этого на первый взгляд. Проблема заключалась в том, что тяжело и дорого обучить квалифицированного пилота бомбардировщика и истребителя. А подготовить хорошего боевого летчика, который мог бы одинаково хорошо руководить обоими типами самолетов, еще сложнее. Без этого истребитель-бомбардировщик становился обычным скоростным, но не пикирующим бомбардировщиком. Из-за неумения пикирования и отсутствия второго члена экипажа, который отвечал за прицеливание, истребители-бомбардировщики не годились для нанесения авиационных бомбовых ударов. А отсутствие достаточного бронирования запрещало ему действовать на малых высотах настолько эффективно, как это делали специализированные штурмовики.

Наиболее успешно как штурмовики использовались модификации истребителей Focke-Wulf Fw 190F, серийные модели истребителей Republic P-47 Thunderbolt и Hawker Typhoon.

После изобретения кассетных бомб, которые поражали цели эффективнее, чем стрелковое оружие, роль штурмовиков снизилась. Этому посодействовало также развитие ракет «воздух-поверхность» (появились управляемые ракеты, повысилась их дальность и кучность). Увеличилась скорость боевых самолетов, выполнять поражение целей при полете на малой высоте им стало проблематично. Но появились вертолеты-штурмовики, которые практически вытеснили самолеты с малых высот.

Поэтому со стороны ВВС в послевоенный период росло сопротивление разработке узкоспециализированных самолетов-штурмовиков.

Несмотря на то что огневая поддержка авиацией сухопутных войск была и до теперь остается важным компонентом поля боя, главный упор делается на разработку универсальных самолетов, которые совмещают в себе функции штурмовика.

Такими послевоенными машинами стали A-7 Corsair II, A-6 Intruder, Blackburn Buccaneer. Иногда атаку наземных целей проводили при помощи переделанных моделей учебно-тренировочных самолетов, например Cessna A-37, BAE Hawk и BAC Strikemaster.

В 60-х годах ХХ века американские и советские военные вернулись к концепции проектирования специализированного самолета огневой поддержки войск. Конструкторы обеих стран примерно одинаково видели такой аппарат – он должен быть бронированным, высокоманевренным, иметь дозвуковую скорость полета и нести артиллерийское и ракетно-бомбовое вооружение. Советские военные разработали с учетом этих требований юркий Су-25, а американцы – более тяжелый самолет Republic A-10 Thunderbolt II.

Оба самолета не несли вооружения для проведения воздушного боя (позже их стали оснащать ракетами класса «воздух-воздух» для самозащиты, которые имели небольшой радиус действия). Особенности военно-политической ситуации (превосходство в Европе советских танков) обусловили главное назначение А-10 как специализированного противотанкового самолета. Предназначение Су-25 заключалось в огневой поддержке войск на поле боя (поражение живой силы, всех типов транспорта, огневых точек, важных укреплений и объектов противника), но одна его модификация была аналогом американского «противотанкового» самолета.

Штурмовики и в настоящее время очень востребованы для выполнения военных миссий. На военной службе в российских ВВС штурмовики Су-25 останутся как минимум до 2020 года. На роль штурмовиков в НАТО предлагаются серийные модифицированные истребители, поэтому для них применяются двойные обозначения (напр. F/A-18 Hornet). Использование на этих летательных аппаратах высокоточного вооружения позволяет проводить успешные атаки без сильного сближения с целью. На Западе в последнее время такой тип самолетов получил название «ударный истребитель».

Многие страны вовсе не используют понятие «штурмовик», штурмовку выполняют самолеты, которые относятся к классам «тактический истребитель», «фронтовой истребитель», «пикирующий бомбардировщик» и др.

В настоящее время штурмовые вертолеты также называют штурмовиками.

Страны НАТО обозначают данный класс летательных аппаратов префиксом «А-».

Классификация самолетов:


А
Б
В
Г
Д
И
К
Л
О
П

В обновлении 1.6 нас ожидают значительные изменения геймплея, среди которых особое место занимает изменение классов самолётов.

До сих пор в игре присутствовало 3 класса: истребитель, тяжёлый истребитель и штурмовик (о последних - чуть ниже). Теперь к этим трём классам добавится ещё один - многоцелевые истребители. Что они собой представляют? Для начала давайте взглянем на изменения в игре, произошедшие с выходом последних версий.

Наземные цели стали играть существенно большую роль в достижении победы в бою. Соответственно, возросла ценность самолётов, способных эффективно с ними бороться. С другой стороны, лёгкие истребители не предназначены для уничтожения наземных целей и при попытках их атаковать несут потери. Кроме того, ракетно-бомбовый или тяжёлый пушечный подвес негативно сказывался на скорости и манёвренности, что делало самолёты уязвимыми в воздушном бою.

В обновлении 1.6 произойдёт разделение истребителей на два класса. Первый из них - лёгкие истребители, предназначенные теперь исключительно для воздушного боя. Их задачей останется завоёвывать господство в воздухе, уничтожая вражеские самолёты за счёт своей скорости и манёвренности. Для лучшего выполнения этой задачи лёгкие истребители не будут оснащаться подвесным и тяжёлым вооружением, ухудшающим их лётные характеристики.

Второй класс - многоцелевые истребители. Исторически они являлись универсальными машинами, способными вести бой за господство в воздухе и при этом наносить мощные удары по наземным целям. Ценой такой универсальности стали характеристики, несколько уступающие узкоспециализированным машинам. Для таких машин требовалась большая живучесть и мощное вооружение, что приводило к увеличению веса конструкции и, соответственно, снижению лётных качеств. С другой стороны, их защищённость не может сравниться с бронёй штурмовиков, что не позволяет чувствовать себя спокойно в прицеле зениток противника.

Тем не менее способность влиять на ход боя и в воздухе, и на земле даёт в руки пилотов исключительно гибкое оружие. Манёвренность многоцелевых истребителей не намного ниже, чем у лёгких, и существенно превосходит характеристики тяжёлых, что даёт им отличные шансы в воздушном бою. А увеличенная по сравнению с обычными истребителями прочность вкупе с высокой скоростью и мощным вооружением позволит наносить мощные стремительные удары по наземке и дольше выживать под огнём противников.

Для наглядного примера давайте рассмотрим классический многоцелевой истребитель и его отличия от истребителя завоевания господства в воздухе. Возьмём самолёты VII уровня F4U-4 Corsair и Як-3.

Як-3 создавался как манёвренная машина, способная превзойти противника в воздушном бою. По этой причине на нём было установлено не самое мощное на то время вооружение и предполагался небольшой запас топлива. Конструкция Як-3 была предельно облегчена для экономии веса, чтобы увеличить скорость и манёвренность. В результате Як-3 мог успешно противостоять воздушному противнику, но был очень уязвим для вражеского огня. А его собственное вооружение не позволяло поражать защищённые наземные цели.

Change-Vought F4U Corsair, снаряженные ракетами HVAR, готовы к вылету

С другой стороны, Chance-Vought F4U Corsair в ходе своего развития получал всё большие возможности для поражения наземных и надводных целей. Его прочная конструкция и мощный двигатель позволяли нарастить количество ударного вооружения без большого ущерба для характеристик самолёта, а высокая живучесть позволяла вернуться на базу даже с тяжёлыми повреждениями. При этом он оставался грозным воздушным бойцом, добившимся выдающихся успехов в войне на тихоокеанском фронте против Японии.

Серия Focke-Wulf FW.190 - крайне универсальные машины Германии

В игре классовой особенностью многоцелевых истребителей станет возможность подвешивать ударное и тяжёлое пушечное вооружение практически без снижения лётных характеристик. Таким образом, эти машины займут нишу между лёгкими и тяжёлыми истребителями, являясь универсальными бойцами поля боя - способными влиять на обстановку и в воздухе, и на земле.

Также отметим, что разделение веток истребителей на две части поможет начинающим игрокам быстрее оценить, какой стиль игры им более подходит. Все ветки наций будут начинаться с многоцелевых истребителей, и игрок сможет попробовать и воздушный бой, и штурмовые атаки. По мере продвижения по ветке развития самолёты станут обретать всё больше выраженных черт, позволяющих им выполнять какую-то из двух ролей более эффективно. Соответственно, игрок сможет выбрать для себя, как и на какой технике ему более комфортно играть - сконцентрироваться на воздушном бое или отыгрывать роль истребителя-бомбардировщика. При этом чёткое позиционирование самолёта в одной из истребительных веток подсказывает игроку, какие действия он должен будет предпринимать в бою: если он выбирает многоцелевой истребитель и устанавливает на него ракеты, бомбы или тяжёлые пушки, это означает, что в первую очередь ему стоит фокусироваться на наземных целях. До разделения веток это было неочевидно - как-никак, выбрав истребитель и установив на него топовый «обвес», игрок ожидал, что в воздушном бою тот будет максимально эффективен, - однако такая конфигурация для манёвренного боя подходит не лучшим образом.

И, наконец, о штурмовиках. Вспомним исторические реалии: среди техники периода, представленного в World of Warplanes, классические бронированные штурмовики массово строились только в СССР (семейство самолётов Ильюшина). Другие нации, представленные в игре, использовали самолёты, которые модифицировались под конкретные задачи поля боя. Один и тот же самолёт мог быть и бомбардировщиком, и разведчиком, и (с усиленными бронированием и вооружением) штурмовиком. В частности поэтому в обновлении 1.6 мы переименуем класс штурмовиков - теперь в его название добавятся ударные самолёты. Это обозначение более адекватно отображает характер веток самолётов различных наций, которые специализируются на уничтожении наземных целей.

Истребитель-бомбардировщик – тактический фронтовой истребитель, способный атаковать надводные и наземные цели. Летательный аппарат (ЛА), в котором соединили качества бомбардировщика и истребителя. Все основные типы могут использовать в качестве вооружения ракеты и бомбы по типу «земля-воздух». Главное отличие от штурмовика заключается в возможности применения маневрирований в наступательных воздушных боях.

Как правило, бомбардировщики и штурмовики, атакующие наземные цели, прикрываются истребителями. Истребители-бомбардировщики могут действовать без какого-либо прикрытия, потому что обладают отличной маневренностью и вооружением для подавления вражеских перехватчиков и наземных ПВО. Однако для достижения максимального эффекта уничтожения наземных или морских целей лучше всего применять соединения из штурмовиков и бомбардировщиков. В то же время массированные удары малоэффективны против одиночных мобильных целей (танки, грузовые и транспортные автомобили). С этой ролью хорошо справляется истребитель-бомбардировщик. Есть еще один минус истребителя-бомбардировщика – в отличие от обычного стандартного бомбардировщика он не может нести такое же количество боезапаса.

Поршневые истребители-бомбардировщики

Первые единицы бомбардировочных истребителей строились еще в эпоху поршневых винтовых моторов, самые известные среди которых оставили весомый след в истории развития авиации:

  1. Spitfire.
  2. Messerschmitt Bf.110 и Me.210.
  3. De Havilland Mosquito.
  4. Bristol Blenheim.

К этому списку можно было бы добавить советский Як-9, однако в основном его эксплуатировали в качестве истребителя. По начальным мыслям конструкторов поршневые истребители-бомбардировщики должны были применяться как универсальные самолеты, способные уничтожить наземного и воздушного противника. В отличие от теории практика была более плачевной. Как британские, так и германские ЛА отлично справлялись с вражескими транспортными самолетами, бомбардировщиками и мобильными наземными целями, но существенно уступали одномоторным истребителям.

Помимо этого, они проигрывали штурмовикам и бомбардировщикам в способностях уничтожения или повреждения отлично укрепленных наземных объектов – фабрики, мосты, крупные боевые и транспортные корабли. Однако истребители-бомбардировщики были отличным дополнением для бомбардировочных соединений. Их применяли в качестве эскортных истребителей.

Реактивные типы истребителей-бомбардировщиков

Первые сверхзвуковые самолеты, способные эффективно атаковать наземные цели и вести воздушный бой, считались истребителями 3-го поколения: Су-17М, МиГ-27, МиГ-23Б, МиГ-23 БН, «Мираж» Ф-1, американский Ф-4. Но задачи применения истребителей-бомбардировщиков в боевых действиях определяются поставленной доктриной в конкретных ВВС. Американские Ф-105 во времена Вьетнамской войны эксплуатировались только как атакующие наземные цели ЛА. При этом в воздушных боях, как правило, одерживали победу. Поэтому в сравнении с поршневыми типами реактивные более маневренные и нередко применяются как обычные истребители. Непосредственно истребитель-бомбардировщик может отлично выполнить задачу по перехвату и уничтожению воздушной цели (вертолет, самолет) и наземной. Кроме того, подобный тип самолета может производить точечные удары по наземным объектам или преследовать мобильные наземные войска.

Отличия от многоцелевого истребителя

До недавнего времени не было такого понятия, как «многоцелевой истребитель», но в связи с растущими возможностями новых технологий такое понятие имеет право быть. Разница между истребителем-бомбардировщиком и многоцелевым истребителем довольно-таки малая. Иногда один тип самолета могут классифицировать так или иначе.

Условные отличия следующие:

  1. Истребитель-бомбардировщик – это оптимальный вариант фронтового бомбардировщика, который при необходимости или смене военного положения может вступить в бой в качестве истребителя.
  2. Многоцелевой истребитель считается универсальным. Он предназначен для получения превосходства в воздушном пространстве, а при аналогичной смене боевого положения может наносить удары с воздуха по наземным целям.

Как правило, многоцелевыми истребителями называют самолеты ВВС 5-го поколения, что приводит к неразберихам в классификации. Примеры: Су-7Б, Су-17, МиГ-27, МиГ-15, COKO J-22 Opao, F-15E Strike Eagle, SEPECAT Jaguar, Panavia Tornado.

Классификация самолетов:


А
Б
В
Г
Д
И
К
Л
О
П
Р

MENSBY

4.1

Сегодня почти никто не разрабатывает новые штурмовики для ВВС, предпочитая делать ставку на истребители-бомбардировщики. Вот пять самолетов-штурмовиков, которые сухопутные войска боятся видеть в небе над собой.

Один такой самолет остается в строю со времен войны во Вьетнаме, а другой не сделал пока ни единого боевого вылета. Большинство используется в самых разных ситуациях, что подчеркивает гибкость и универсальность их боевого применения. Удары с воздуха по наземным целях по-прежнему очень важны. Вот пять самолетов-штурмовиков, которые сухопутные войска очень не хотят видеть в небе над собой.

Не превратились ли штурмовики в вымирающий вид? Сегодня почти никто не разрабатывает новые ударные самолеты этого типа для ВВС, предпочитая делать ставку на истребители-бомбардировщики, хотя штурмовики со своим высокоточным оружием делают всю грязную работу по оказанию непосредственной авиационной поддержки и изоляции поля боя с воздуха. Но так было всегда: ВВС всегда сторонились непосредственной ударной поддержки и больше интересовались стремительными истребителями и величественными бомбардировщиками. Многие штурмовики времен Второй мировой войны начинали свою жизнь в конструкторских бюро как истребители, а в ударные самолеты превращались лишь после «неудачи» разработчиков. Тем не менее, штурмовики все эти годы умело и на совесть выполняли одну из главных задач авиации по уничтожению сил противника на поле боя и по оказанию поддержки своим сухопутным войскам.

В этой статье мы проанализируем пять современных самолетов, которые выполняют очень старые задачи, связанные с нанесением ударов по наземным целям. Один такой самолет остается в строю со времен войны во Вьетнаме, а другой не сделал пока ни единого боевого вылета. Все они являются специализированными (или стали специализированными) и предназначены для нанесения ударов по войскам противника в условиях боя. Большинство из них используются в самых разных ситуациях, что подчеркивает гибкость и универсальность их боевого применения.

А-10 появился на свет в результате соперничества между видами вооруженных сил. В конце 1960-х в результате длительной борьбы между сухопутными войсками и ВВС США за машину непосредственной авиационной поддержки родились две конкурирующие программы. Сухопутные войска выступали за ударный вертолет Cheyenne, а ВВС финансировали программу A-X. Проблемы с вертолетом в сочетании с неплохими перспективами A-X привели к тому, что от первого проекта отказались. Второй образец со временем превратился в А-10, который имел тяжелую пушку и был предназначен конкретно для уничтожения советских танков.

А-10 хорошо зарекомендовал себя во время войны в Персидском заливе, где он нанес серьезный ущерб иракским транспортным конвоям, хотя вначале ВВС не хотели отправлять его на этот театр военных действий. А-10 также использовали в войнах в Ираке и Афганистане, а недавно он принял участие в боях против ИГИЛ. Хотя сегодня «Бородавочник» (как его ласково называют военные) редко уничтожает танки, он продемонстрировал свою высочайшую эффективность в противопартизанской борьбе – благодаря небольшой скорости и способности долгое время барражировать в воздухе.

ВВС с 1980-х годов несколько раз пытались отказаться от А-10. Военные летчики из ВВС утверждают, что этот самолет обладает низкой живучестью в воздушном бою и что многоцелевые истребители-бомбардировщики (от F-16 до F-35) могут выполнять его задачи намного эффективнее и без особого риска. Возмущенные пилоты А-10, сухопутные войска и американский конгресс с ними не согласны. Последняя политическая баталия из-за «Бородовочника» оказалась настолько суровой, что один генерал ВВС заявил: любой военнослужащий ВВС США, который направит информацию об А-10 в конгресс, будет считаться «изменником».

Как и А-10, Су-25 – медленный, тяжелобронированный самолет, способный оказывать мощное огневое воздействие. Подобно «Бородавочнику» он разрабатывался для нанесения ударов на центральном фронте в случае конфликта между НАТО и Варшавским пактом, но затем пережил ряд модификаций для применения в иных условиях.

С момента создания Су-25 участвовал во многих конфликтах. Сначала он воевал в Афганистане, когда туда вошли советские войска – его применяли в борьбе с моджахедами. Иракские ВВС активно использовали Су-25 в войне с Ираном. Его задействовали во многих войнах, так или иначе связанных с распадом Советского Союза, в том числе в российско-грузинской войне 2008 года, а затем и в войне на Украине. Использовавшие российские зенитно-ракетные комплексы повстанцы сбили несколько украинских Су-25. В прошлом году, когда стало очевидно, что иракская армия не в состоянии самостоятельно справиться с ИГИЛ, Су-25 снова привлек к себе внимание. Иран предложил задействовать свои Су-25, а Россия предположительно поставила в срочном порядке партию этих самолетов иракцам (хотя они могли быть и из иранских трофеев, захваченных в 1990-е годы у Ирака).


Внешне Super Tucano кажется весьма скромным самолетом. Он немного смахивает на P-51 Mustang компании North American, который был принят на вооружение более семидесяти лет назад. У Super Tucano очень специфическая задача: наносить удары и осуществлять патрулирование в воздушном пространстве, где ему никто не оказывает сопротивление. Таким образом, он стал идеальной машиной для ведения противопартизанской борьбы: он может выслеживать мятежников, наносить по ним удары и находиться в воздухе до полного выполнения боевой задачи. Это практически идеальный самолет для борьбы с повстанцами.

Super Tucano летает (или скоро будет летать) в составе десятка с лишним ВВС в странах Южной Америки, Африки и Азии. Этот самолет помогает бразильским властям управлять обширными землями в бассейне Амазонки, а Колумбии - бороться с боевиками FARC. Доминиканские ВВС используют Super Tucano в борьбе с наркоторговлей. В Индонезии он помогает охотиться на пиратов.

После многолетних усилий ВВС США сумели заполучить эскадрилью таких самолетов: их намереваются использовать для повышения боевой эффективности ВВС стран-партнеров, включая Афганистан. Super Tucano идеально подходит для афганской армии. Он прост в управлении и обслуживании и может дать афганским ВВС важные преимущества в борьбе с талибами.

В начале войны во Вьетнаме ВВС США ощутили необходимость в большом, хорошо вооруженном самолете, который мог бы летать над полем боя и уничтожать наземные цели в моменты, когда коммунисты переходят в наступление или когда их удается обнаружить. Вначале ВВС разработали самолет AC-47 на основе транспортной машины C-47: они оснастили ее пушками, установив их в грузовом отсеке.

AC-47 оказался весьма эффективным, и командование ВВС, отчаянно нуждавшееся в непосредственной авиационной поддержке, решило, что более крупный самолет будет еще лучше. Самолет огневой поддержки AC-130, разработанный на основе военно-транспортного C-130 Hercules, – большая и медленная машина, которая совершенно беззащитна перед истребителями противника и серьезной системой ПВО. Несколько самолетов AC-130 было потеряно во Вьетнаме, а один был сбит ПЗРК во время войны в Персидском заливе.

Но в своей основе АС-130 просто перемалывает наземные войска и укрепления противника. Он может бесконечно барражировать над вражескими позициями, ведя мощный пушечный огонь и используя свой богатый арсенал других средств поражения. AC-130 – глаза на поле боя, и, кроме того, он может уничтожать все, что движется. AC-130 воевали во Вьетнаме, участвовали в войне в Персидском заливе, во вторжении в Панаму, в Балканском конфликте, в Иракской войне и в операции в Афганистане. Есть сообщения о том, что один самолет переоборудован для борьбы с зомби.

Этот самолет не сбросил ни одной бомбы, не выпустил ни единой ракеты и не совершил ни одного боевого вылета. Но когда-нибудь он может это сделать, и это позволит внести коренные изменения в рынок боевой авиации XXI века. Scorpion – дозвуковой самолет с очень тяжелым вооружением. У него нет той огневой мощи, которой обладают А-10 и Су-25, но он оснащен самым современным бортовым радиоэлектронным оборудованием и имеет достаточно небольшой вес, что позволяет ему вести разведку и наблюдение, а также наносить удары по наземным целям.

Scorpion может заполнить важную нишу в ВВС многих стран. Долгие годы военно-воздушные силы с большой неохотой приобретали многоцелевые самолеты, которые выполняют несколько важных задач, но не обладают тем престижем и глянцем, которым присущ ведущим истребителям. Но поскольку стоимость истребителей стремительно растет, а многие ВВС остро нуждаются в штурмовиках, чтобы поддерживать порядок внутри страны и охранять границы, Scorpion (а также Super Tucano) могут подойти на эту роль.

В определенном смысле Scorpion – высокотехнологичный коллега Super Tucano. ВВС развивающихся стран могут вложить средства в оба самолета, так как это даст им массу возможностей в плане нанесения ударов по наземным целям, а Scorpion в некоторых ситуациях позволит вести воздушный бой.

Заключение

Производство большинства этих самолетов было завершено много лет назад. На то есть веские причины. Штурмовик никогда не был особенно популярен как класс авиации в ВВС разных стран. Непосредственная авиационная поддержка и изоляция поля боя – исключительно опасные задачи, особенно когда их выполняют на малых высотах. Штурмовики часто действуют на стыках частей и соединений и иногда становятся жертвами несогласованности их действий.

Чтобы найти замену штурмовикам, современные ВВС сосредоточились на совершенствовании возможностей истребителей-бомбардировщиков и стратегических бомбардировщиков. Поэтому в Афганистане значительную часть задач по непосредственной авиационной поддержке выполняют бомбардировщики B-1B, созданные для нанесения ядерных ударов по Советскому Союзу.

Но как показывают недавние сражения в Сирии, Ираке и на Украине, у штурмовиков до сих пор есть важная работа. И если эту нишу в США и Европе не заполнят традиционные поставщики из военно-промышленного комплекса, то это сделают (относительные) новички типа Textron и Embraer.

Роберт Фарли - адъюнкт-профессор Паттерсоновской школы дипломатии и международной торговли (Patterson School of Diplomacy and International Commerce). В сферу его научных интересов входят вопросы национальной безопасности, военной доктрины и морского дела.