Самообразование личности — ключ к успеху и просветлению. Непрерывное образование и самообразование

Самообразование это- образование, получаемое вне стен образовательных учреждений, с помощью самостоятельного изучения материала.

Преуспеть в современном мире без самообразования невозможно, также невозможно без негои формирование правильного мировосприятия, и ориентации в нашем постоянно изменяющемся далеко несовершенном мире, ибо надо знать и существующие альтернативные течения, науки, предметы, не затрагиваемые современной политизированной системой образования.

Человек всовременном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, а для этого необходимо систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания. Самообразование становится сегодня актуальной проблемой как для ученика, так и дляучителя. Учительдолжен превратиться из информатора в организатора учения.

Необходимо помнить, что школьные знания - это только фундамент науки, который не может предоставить ученикам знаний, необходимых им в практической деятельности.

Если кто-либо из учащихся думает, что ему хватит знаний, полученных в образовательном учреждении, и больше не нужно их улучшать, то стоит сказать, что он сильно ошибается.

Д.И. Писарев писал, что важно получать знания в школе и еще важнее получать их, когда заканчиваешь учиться. Помимо этого, учение после выхода из школы по многим параметрам (результатам, влиянию и др.) превосходит первое. Что же может подвигнуть человека работать над собой, двигаться вперед, увеличивать свои возможности и расширять свои знания? Ответ гораздо проще, чем мы думаем!

Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообразование является мощным фактором, восполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

Современная педагогика считает формирование умений и навыков самообразования высшим этапом обучения и одним из необходимых условий осуществления непрерывного образования.

Самообучение является аналогом обучения. Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Здесь огромную роль играет внутренний мир человека: не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, а также умение учиться не только учителя, но с помощью книг, у других людей, у природы. Самообучение основывается на потребности в знаниях.

Для развития умственной самостоятельности, как основы самообучения, человеку необходимо приобрести опыт осуществления по отношению к самому себе функций учителя: научиться анализировать, планировать, регулировать и оценивать собственную учебную деятельность . Основополагающими являются анализ и оценка результатов учебной деятельности. Средствами являются самоанализ и самооценка. Последняя позволяет не только определить успешность своих действий, но и определить, на что направить основные усилия в будущем. Следовательно, оценка не только контроль, но и стимул действия, в отличие от отметки, которая часто является формальным выражением оценки и ее обозначением, оценка является необходимым содержательным элементом в структуре учебной деятельности. Поэтому умение оценить себя - сильный фактор активизации самостоятельной учебной деятельности.

Возрасты самообразования.

Каждые пять-семь лет сознание человека, способы его мышления, тип воображения должны изменяться, освежаться. Это происходит через смену способов познания, объектов и методов исследования.

Ведь с возрастом человек не только определяется, но и «кристаллизуется», отбрасывая «лишние» интересы, уничтожая несовершенные намерения — отказываясь от нереализованных вариантов развития; так делают деревья, сбрасывая нижние, юношеские ветви, отсыхающие с годами. Но у дерева и человека спирали развития различны.

В каждой профессиональной среде установились и бытуют свои представления об оптимальном времени, в которое человек может плодотворно заниматься той или иной работой. Распространена точка зрения, что каждые шесть лет вообще следует менять место службы. Однако, даже и не конкретизируя так точно, необходимость смены деятельности признают все.

Так вот, самообразование — постоянный процесс , уравновешивающий «профессиональный кретинизм» и ведомственный эгоцентризм с широким движением общекультурной, гуманистической мысли, с объективным движением общества.

Главная задача самообразования - самостоятельное развитие и совершенствование личности для максимальной подготовки ее к жизни; построение личности, способной не только познавать существующий мир, но и целенаправленно изменять его к лучшему.

В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности, принятием внутренней ответственности за свое самосовершенствование. Знания, приобретаемые путем самообразования, очень прочно сохраняются в памяти и продуктивно реализуются.

В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения:

ставить цели, определять средства и способы их достижения, понимать смысл поставленной задачи, анализировать и оценивать собственную деятельность,расставлять смысловые акценты;

быть восприимчивым к окружающей действительности, критичным и самокритичным в оценке собственных действий и поступков окружающих;

осуществлять сознательный выбор и нести за него ответственность;

использовать имеющиеся и вырабатывать новые приемы внутреннего стимулирования самообразовательной деятельности, создавать на этой основе действенный инструментарий самовоздействия и самоподдержки;

расширять личностные образовательные интересы и потребности.

Подлинное самообразование невозможно без хорошо сформированной культуры умственного труда системы рациональных способов умственной деятельности, состоящей прежде всего из процессов приема, усвоения, переработки и передачи знаний.

Для этого необходим достаточно высокий уровень развития восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, креативности, всех компонентов саморегуляции. Поэтому формирование культуры самообразования немыслимо без развития познавательных, творческих и рефлексивных способностей.

По мнению Г.М.Коджаспировой под культурой самообразования принято понимать как высокий уровень развития всех компонентов самообразования, так и систему способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления целостной познавательно-созидающей деятельности (от самообучения до формирования определенных качеств личности).

Самообразование и геронтология

Геронтоло́гия (от др.-греч. γέρων — «старик» и λόγος — «знание, слово, учение») — наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним (омоложение).

Старость, пожилые годы — эпоха, по определению, просветительская. Старость — один из пиков самообразования. И этот парадокс по-своему объясним. Утеряв многие деловые и прагматические связи с миром, пожилой человек ищет способы укрепления душевной, внутренней связи с ним. Как и все живое, он сохраняет в себе потребность обновляться. Теперь и того и другого он может достичь, только набирая новые знания.

Эпоха «золотой осени», мудрой поздней зрелости человека может иметь очень разную протяженность. Но для многих людей эта длительность осени связана с активностью интереса к миру. Вспыхивающая во многих и многих поздняя страсть к наукам и искусствам, к чтению и смотрению передач, к историческим расследованиям и переписке со знаменитостями — вовсе не прихоть. Пожилые люди создают этим возможность активного соприкосновения с миром. Самообразование становится образом их жизни, ее смыслом, ее энергией, спасением от бед и недугов. Занятие самообразованием превращается в стимул к существованию.

Психологическую функцию, — самообразование исполняет не только в старости.

Познание всегда — акт эмоциональный. Шквал любопытства, недоверия, изумления, даже потрясения, который оно в себе несет, сродни тем потрясениям, какие таит в себе искусство. Сочетание, наложение этих бурных эмоций познания приводит человека к эмоциональному подъему. А вместе с ним нередко возникает чувство внутреннего просветления и очищения, которое по отношению к искусству называется катарсис . Этот термин — катарсис — уходит своими корнями в питательную благословенную почву древнегреческой эстетики и философии. Великие греки уважали в нем идею об очистительном воздействии искусства на человеческую душу.

Платон верил, что переживание катарсиса способствует освобождению духа от несносных телесных пут. Аристотель поместил понятие катарсиса в ряд центральных «несущих» конструкций своей «Поэтики». Как и старшие греки, он высоко ставил катарсис, возлагал на это состояние, переживаемое человеком в момент восприятия искусства, особые надежды, видя в нем средство воспитательное, очистительное. Переживая катарсис, люди получают облегчение и очищаются от своих аффектов, получая при этом «безвредную радость». К сожалению, в «Поэтике» нет достаточно полного, однозначного определения сущности катарсиса, что, естественно, вызвало бурную длительную полемику среди исследователей.

Нет окончательной ясности в понимании катарсиса и до сих пор. Одни трактуют это состояние чисто эстетически, другие склонны к более широкой, этической его трактовке (среди последних заметное место принадлежит Г. Лессингу). К XIX веку появилась новая точка зрения — близкая скорее к медицинской, понимающая катарсис как «облегчение» души, наступающее после страстного напряжения (немецкий ученый Я. Бернайс). 3. Фрейд внес свою лепту в трактовку этого вопроса, предложив рассматривать катарсис как один из методов психотерапии.

Прежде всего разумно посмотреть на катарсис с более общих позиций и увидеть в нем черту не только переживания искусства, а некое универсальное свойство человеческой души: очищаться, сопереживая. В этом чудесном качестве отдельного человека — одна из причин выживаемости рода в целом. Жить эмоциями, страстями других людей, сливаться с ними духом, «уходить» всецело в их дела — эта способность человека предопределяет здоровье его души, дает импульс к ее развитию, очищает и раскрепощает личность.

Катарсис — одна из высших кульминационных точек всякого культурного чувства, то есть бескорыстного, познающего сопереживания делам других людей, основанного на солидарности.

В катарсисе человек «выпрыгивает» из своей изолированности, бежит от зоологического эгоцентризма, опутывающего каждого по рукам и ногам, освобождается от томительных личных аффектов. «Секрет» катарсиса в бурном и радостном преодолении себя, данного уровня своего «я». Выходит человек из этой очистительной бури сопереживания обновленным, освобожденным, помудревшим.

Ка́тарсис (от др.-греч. κάθαρσις — возвышение, очищение, оздоровление). Категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно — высший духовно-эмоциональный результат эстетического отношения, эстетического восприятия в целом, эстетического воздействия искусства на человека.

Самообразование необходимо!

Стремление к новым знаниям, духовное этическое развитие, совершенствование в своей профессиональной сфере, приобретение новых навыков и определённых умений - совершенно необходимо для современного человека.

Необходимо заметить, что человек, повышающий уровень своего самообразования, имеет богатый внутренний мир и выглядит более полезным в глазах окружающих его людей. Помимо этого, на сегодняшний день, не представляется возможным найти себе место «под солнцем» без дополнительных знаний. Это значит, что самообразование необходимо совершенно любому человеку.

В современной культурной ситуации самообразование может предопределять социокультурную независимость и самостоятельность личности. Сам феномен самообразования порожден кризисом мировой образовательной системы. Оно-то и прокладывает путь к выходу из этого тупика.

Самостоятельное обучение с каждым годом становится все более актуальным и востребованным. Современная жизнь не позволяет людям всех возрастов и профессий растрачивать большое количество времени для посещений очных курсов, или для занятий в техникуме, институте, университете.

Самообразование ценно не как узкое «набирание» знаний. Самообразование — это путь развития как интеллекта, так и личности в целом. Самообразование — свободное движение личности в культуре, неформальное общение с ней — а значит, это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере. Самообразование — это неформальное бытие человека в знании.

Самообразование как вид свободной духовной деятельности — самый свободный путь к ускоренному саморазвитию. Его важно понимать как целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я.

Выстраивается цепочка: образование себя средствами Культуры — выстраивание общества вокруг себя средствами своей личности.

Особая ценность самообразования в самостоятельном поисковом размышлении, в свободном усвоении свободно избранной области знания.

Это тип свободного экспериментирования, духовного поведения.

Самообразование — необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Программа «ШКОЛА - G» позиционируется нами как МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ самообразовательная программа.

Конкретные виды мультимедийного самообразования:

1. Систематический просмотр определенноговидео материала

2. Прослушивание аудиокниг

3. Чтение конкретных электронных и др.изданий, подписок.

4. Обзор в Интернете информации по интересующемупредмету.

5. Работа с образовательными компьютерными программами

Источники мультимедийного самообразования.

1. Видео, аудио информация на различных носителях

2. Электронная и др. литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

3. Интернет

4. Образовательные компьютерные программы

Самообразование — основа совершенствования личности

Скажем сразу, что мы под самообразованием понимаем систематическую, организованную и самостоятельную учебу личности. Самообразование в широком смысле этого слова является необходимым компонентом всякого учения, в том числе школьного и вузовского.

Можно различить, в основном, два вида самообразования в зависимости от его формы и самостоятельности .

Называют эти виды по-разному, но нам кажется, будет правильным назвать — системное и автономное .

Системное самообразование побуждается и направляется учебным заведением (школа, вуз и т. д.). Процесс обучения управляется в основном не обучающимся, а учебными заведениями. Обучающиеся лишь выполняют данное задание или углубляют то, что преподнесено на занятиях. Конечно, и при таком виде самообразования учащийся может выходить за рамки представляемой ему программы знаний и, таким образом, приближаться ко второму, более высокому уровню самообучения.

Под автономным самообразованием мы понимаем такое, когда самосовершенствование, самообучение или изучение какого-либо вопроса побуждается не извне, а из потребностей или интересов самой личности. Человек при этом сам определяет цели самообучения и объем знаний (программу занятий), который должен быть освоен. При автономном самообразовании контроль за ходом учебы выступает в виде самоконтроля , самоотчета и т. д., т. е. этот процесс приближает личность к самоуправлению .

Бесспорно, что в жизни часто приходится сочетать оба указанных вида самообразования. Однако в школьный и вузовский периоды господствует системное , а в зрелом возрасте — автономное самообразование .

Программа «ШКОЛА - G» позиционируется нами как АВТОНОМНАЯ самообразовательная программа.

По своему содержанию знания разнообразны и выполняют различные функции.

Одни знания расширяют кругозор личности и способствуют формированию мировоззрения, определяющего отношения к различным сторонам внешней действительности и к самой себе, собственной деятельности, — это теоретические знания .

Личность, овладевая такими знаниями, одновременно формирует себя и собственную жизненную позицию. Следовательно, самообразование является в одно и то же время и самовоспитанием .

Особенно это ярко наблюдается при овладении вторым видом знаний — прикладными знаниями о способах деятельности , которые лежат в основе умений и навыков и которые определяют профессиональную готовность личности к труду.

Следует различать и третий вид знаний — это знание того, как приобретать знания . Овладение им обеспечивает высокую эффективность самообразования .

Овладение осознанными действиями как в области теории, так и практики, обеспечивает становление общих способностей, особенно проявляющихся в познавательной деятельности.

Приобретение знаний — сложный самостоятельный процесс, позволяющий активизировать мыслительную деятельность, мобильную волю, формирующий волевые качества, такие как организованность, упорство и настойчивость. Поэтому люди, которые много и интенсивно занимались самообразованием, предстают перед нами не только знающими, но и трудолюбивыми, волевыми.

Таким образом, самообразование — одна из важных составляющих самоуправления и способов всестороннего и гармоничного развития личности. В процессе самообразования развивается не только ум человека, но и произвольное внимание и в целом самостоятельность личности. Все это свидетельствует, что самообразование является процессом, затрагивающим многие сферы человеческой психики и способствующим ее развитию.

В постиндустриальном обществе сфера знания - ось, вокруг которой организуются новая технология, экономический рост, стратификация общества (Д. Белл) .

СТРАТИФИКАЦИЯ — социологическое понятие, обозначающее: структуру общества и отдельных его слоев

Важность образования в этом типе общества несомненна, и его технологии претерпевают кардинальные изменения. Суть их - в постепенном смещении соотношения "образование — самообразование" к доминантному превалированию последнего. Поэтому отчетливее проявляется тенденция, когда самообразовательные процессы, протекающие стихийно, обретают все более осознанные и рационально организованные формы, а самообразование в качестве неотъемлемой составляющей разнообразных видов деятельности человека обретает доминирующие позиции.

Эволюция самообразования пойдет также по пути увеличения разнообразия его форм и содержания. «Самые удивительные открытия XXI века будут сделаны не благодаря развитию науки и техники, а благодаря тому, что мы по-новому оценим понятие "человек"». Процессы самообразования станут основой переосмысления места и роли человека в обществе, переоценки его интеллектуального, эмоционального, творческого потенциала. Общество, прогрессируя, усложняясь, повысит свои требования и к самообразовательной активности личности.

Миссия образования - служить самообразованию

Совершенствование качества обучения в медицинских вузах и повышение квалификации врачей все больше обсуждается во время встреч работников здравоохранения. Ведь требования к современным врачам такие, что его образование начинается в высшем учебном заведении и не заканчивается до конца его жизни.

Необходимость самообразования не зависит от опыта, стажа работы, возраста и заслуженности врача. Непрерывное развитие профессионализма и повышение квалификации составляют основу качественной медицинской помощи. Самообразование - это процесс самостоятельного обучения вне стен какого-либо учебного заведения. Оно необходимо для творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессии с повышенной ответственностью за жизнь и здоровье человека, какой является профессия врача.

Существующая система повышения квалификации врача , когда он прослушивает один раз в 5 лет месячный курс, где ему рассказывают о новинках в медицине, уже не отвечает современным требованиям медицины. Чтобы быть действительно высококвалифицированным врачом, надо повышать уровень своих знаний постоянно.

В современном обществе польза от самообразования не вызывает ни у кого сомнений. А для врача самообразование - это залог профессионализма и успешности. Конечно же, самым важным этапом профессионального развития врача является приобретение практического опыта по специальности и его подтверждение, то есть получение сертификата.

Сертификация врача - это процесс присвоения статуса специалиста в выбранной им области , который доказывается прохождением экзаменов и зачетов. Наличие сертификата большой плюс при устройстве на работу в любое медицинское учреждение, оно обязательно скажется на отношениях к вам работодателей. Ведь с получением сертификата у врача повышается профессиональный авторитет среди коллег и собственная самооценка, что естественно положительным образом должен повлиять на размер заработной платы и успешную карьеру.

Врачам непросто найти время и возможности , чтобы повысить свой багаж знаний без отрыва от основной работы. Решить проблему можно, записавшись в курсы дистанционного обучения работников здравоохранения и изучая новейшие данные о способах и методах лечения, которые применяются во всем мире, оперативно размещаемых в различных Интернет порталах.

Оценку профессионального уровня врача во многих европейских странах проводят по количеству публикаций в медицинских изданиях, участий в научных и практичных конференциях, докладах на этих конференциях и наличию документов об окончании различных медицинских курсов. Если в течение года врач не участвовал ни в одном из этих мероприятий, то он не может пройти сертификацию и подтвердить категорию врача. Особое внимание обращается на отношение врача к вопросу самообразования. Если в течение 5 лет он не принимал никаких мер для повышения собственного профессионального уровня, то это может стать причиной сокращения его на работе.

Если представить деятельность врача в области самообразования глаголами, то получится: читать, анализировать, изучать, наблюдать, спрашивать, пробовать, практиковать и принимать опыт. Предметная область приложения этих глаголов к медицине заключается в изучении и внедрении новых технологий и методов лечения в медицине, а для этого надо:


Посещать передовые медицинские центры и участвовать в обмене опытом;
- систематически интересоваться событиями и новостями в современной медицине;
- повышать уровень своей культуры и эрудиции;
- проводить обзор информации в Интернете по новинкам в области медицины и фармацевтики;

Читать периодические издания по специальности и осваивать новые технологии;
- регулярно посещать конференции, симпозиумы и совещания;
- дискуссировать и проводить обмен опытом с коллегами по работе;
- изучать иностранный язык и при первой возможности посетить известные зарубежные клиники;

Своевременно обучаться на курсах повышения квалификации;
- изучать информационно-компьютерные технологии и научиться пользоваться им в области медицины;
- использовать электронную почту и Интернет для общения с коллегами по работе и передача информации;
- вести здоровый образ жизни и найти время для систематических занятий спортом. Постоянно болеющий врач не может добиться профессионального роста.

Чем больше разнообразных умений и опыта врача, тем больше шансов у него не просто устроиться на хорошую работу, но и требовать себе высокую зарплату и уважение. Ведь с уходом профессионального врача клиника теряет хорошего специалиста, на подготовку которого нужно минимум 8 лет времени и немало средств из бюджета медицинского учреждения.

- Вернуться в оглавление раздела " "

Оглавление темы "Калькуляция стоимости услуг в медицине":

Современный мир - это водоворот новинок, изменений и постоянного, ни на секунду не прекращающегося развития. В этих условиях принцип и процесс саморазвития и самосовершенствования невероятно важны.

Человек, который останавливается на достигнутом, пусть даже высоком уровне, рискует рано или поздно стать анахронизмом - потерять связь с настоящим и будущим, утратить способность эффективного самовыражения и, возможно, даже разучится решать новые проблемы.

Что такое самообразование?

Самообразование — это процесс добровольной и осознанной познавательной деятельности, которая проводится по индивидуальному желанию и мотивируется личными побуждениями. Самообразование может иметь профессиональный или личный характер и преследовать соответствующие цели, например, повышение профессиональных навыков и ускорение карьерного роста или получение новых знаний, умений и расширение личного кругозора и мировоззрения.

Характерной чертой является отсутствие системного контроля извне. План самообразования учителя, медика, юриста или временно безработного человека абсолютно уникален для каждого. Человек, занимающийся профессиональным и личностным развитием, полностью контролирует весь процесс - от сроков и содержания до результатов и их эффективности.

Самообразование в педагогике

Педагогика - это сфера деятельности, не терпящая стагнации. Педагог, неспособный меняться, принимать новое и делать его частью своей жизни, не может дать новому поколению людей необходимый опыт и даже знания.

В сегодняшнем мире с огромной скоростью меняется все, кроме, пожалуй, признанной классики. Любой педагог, будь то школьный учитель или воспитатель детского сада, за свою карьеру сталкивается с несколькими поколениями людей. Кому, как не ему, должен быть понятен процесс неумолимого изменения, развития и обновления? Кто, если не педагог, должен стремиться стать частью того же мира, что и люди, за которых он в ответе перед обществом?

Педагогическая деятельность чрезвычайно комплексна и специфична, ее высокое общественное влияние и социальная роль диктуют свои требования соответствия профессии. Реальность воспитательной и образовательной работы такова, что воспитатель, учитель, преподаватель сталкиваются с частыми и фундаментальными изменениями в процессе организации собственной деятельности и условий труда.

Меняющиеся социальные требования, высокие темпы развития наук, методик и средств преподавания ставят все более сложные задачи для современного педагога и бросают вызов его творческому мышлению, умению реагировать на неожиданности, перестраивать свою деятельность в ответ на смену общественной ситуации и научным и социальным открытиям.

План по самообразованию воспитателя должен покрывать все возможные сферы интересов детей. Вполне вероятна ситуация, в которой педагог не может высказать обдуманное мнение или обоснованную точку зрения по тому или иному вопросу. Однако любознательность и желание знать все об интересах своих подопечных мотивирует к непрерывному саморазвитию.

Попытки регламентации самообразования

Ни одно специализированное учебное заведение не сумеет дать молодым специалистов максимально важные темы по самообразованию. Во-первых, это крайне индивидуализированный и субъективный процесс; во-вторых, не существует стандартного набора тем, спектр которых охватывал бы всю глубину и разнообразие современного мира. Такие понятия, как «самообразование по ФГОС» и «обязательные курсы повышения квалификации», знакомы каждому педагогу. Но, несмотря на наличие норм, регламентов и внешнего контроля, процесс профессионального самообразования остается личным выбором каждого.

Педагогические вузы акцентируют внимание на том, насколько важно и необходимо постоянное самообразование учителя. Однако, навыки и умения, необходимые для организации этого процесса, не закладываются во время лекций и семинаров по педагогике и методике преподавания. Умение составить план по самообразованию воспитателя или учителя приходит с опытом работы, а также в процессе анализа собственной деятельности, сравнения ее с работой коллег и изучения новинок в сфере методологии.

Влияние самообразования на общее интеллектуальное развитие

Мозг человека часто сравнивают с компьютером, несмотря на то, что похожих черт практически нет. Однако, есть момент, который делает наш мозг чрезвычайно похожим на вычислительную машину - стремление к автоматизации. Мозг старается затрачивать как можно меньше энергии на определенные процессы, порой доводя их до автоматизма. С одной стороны, это удобно, можно выполнять рутинную работу и одновременно строить планы на отпуск. С другой стороны, ничто хорошее не дается легко.

Со временем мозг «застывает», успокаивается и костенеет в созданных им самим рутинных процессах, и когда наступает момент столкнуться с чем-то новым, пойти на необходимые изменения, человеческое сознание отказывается воспринимать мир вне привычных рамок. Именно так появляется человек с ограниченным кругозором, тот самый, что в Тулу едет со своим самоваром и иначе жить отказывается.

Психологическая функция самообразования

Каждые несколько лет мозг должен получать «встряску», сознание должно выходить за рамки привычного, и зоны комфорта должны расширяться. Именно таким образом человек сохраняет свою активность на высоком уровне, именно в этом заключается ценность постоянного развития. Самообразование - это действие, поддерживающее познавательные процессы человека в постоянном тонусе.

Психологическая функция самообразования состоит в том, что этот процесс создает ряд препятствий, поддерживающих человеческий мозг и сознание в состоянии бдительности и готовности. Такой человек обладает гораздо большей профессиональной и личностной ценностью для макро- и микросоциума.

Необходимость самосовершенствования

Самообразование — это составной процесс самосовершенствования, который побуждается расхождением реального человека и его идеального образа. Момент, когда человек осознает возможность и необходимость стать лучше, является основным побудителем работы над собой - процесса, длиною в жизнь.

Самосовершенствование - это самостоятельный, осознанный процесс развития нравственных, интеллектуальных и физических качеств путем постоянной работы над собой, постановки и решения новых проблем, выполнения более сложных задач и формирования лучшей версии себя - той, которая сможет не только ориентироваться, но и максимально проявлять себя в быстро изменяющемся мире.

Самосовершенствование ведет за собой повышение самооценки, расширение зоны комфорта, личностное и профессиональное развитие. Существует ряд профессий, представители которых не мыслят эффективного выполнения обязанностей без постоянного процесса самообразования. Медики, педагоги, психологи, юристы и многие другие профессионалы нуждаются в постоянном саморазвитии как личных, так и профессиональных качеств.

Личностный рост

Способность к саморазвитию, самообразованию и постоянному личностному росту является залогом формирования успешного человека, основными чертами которого будут ответственность, самостоятельность, уверенность в своих силах и настойчивость в достижении целей. Именно такие личности особенно ценны для общества и пользуются огромным успехом во всех сферах жизнедеятельности.

Психологи характеризуют человеческую личность как сумму трех составляющих - эмоциональной, познавательной и поведенческой. Личностные качества оцениваются по тому, насколько развита каждая из трех составляющих. Фактически это то, что человек знает о себе и об окружающем мире, что он чувствует, и как он это выражает и использует.

Постоянный личностный рост особенно важен в педагогике. Учителя, воспитатели детских садов и преподаватели вузов готовят к жизни будущие поколения, и делают это, не только передавая определенный набор знаний и навыков, но и собственным примером и жизненным опытом. Преподаватель, способный практически продемонстрировать преимущества саморазвития и самообразования, влияет на мировоззрение своих учеников гораздо сильнее и глубже.

Профессиональный рост

Каждый профессионал на определенном этапе своей карьеры оказывается на перепутье, где его ждет указательный камень, описывающий три возможных пути его профессионального развития:

  • самосовершенствование;
  • стагнация;
  • адаптация.

Путь самосовершенствования самый трудный, на нем множество препятствий, трясин и неожиданных поворотов, но именно он способен привести идущего к наиболее полной самореализации, раскрытию и использованию своего потенциала.

Путь адаптации - проторенная дорога, ведущая из пункта А в пункт В, с определенным количеством ям, кочек и крутых поворотов. В результате в пункт В прибывает достойный профессионал среднего уровня, ориентирующийся в пути по дорожным знакам и сборнику правил.

Путь стагнации - ровная изолированная тропа, ведущая по кругу. Фактически, стагнация - это застой. Мозг стремится затратить минимум энергии и автоматизирует привычные действия до такого уровня, когда что-либо новое или непривычное воспринимается в штыки.

Самообразование воспитателей детских садов, учителей, преподавателей вузов, методистов и даже чиновников в сфере образования должно всегда идти по пути самосовершенствования.

Что нужно для самообразования?

Чтобы получить ощутимые результаты от процесса самообразования, саморазвития и самосовершенствования, нужны, в первую очередь, желание и сила воли. Однако этим ряд необходимых предпосылок, личных качеств и требуемых действий не отграничивается.

Для успешного процесса необходимы внешние и внутренние стимулы. Среди внешних профессиональных побудителей могут быть:

  • конкуренция;
  • профессиональные требования;
  • общественное мнение;
  • карьерный рост;
  • финансовое вознаграждение.

Внутренними профессиональными и личностными стимулами, мотивирующими самообразование учителя, являются:

  • профессиональные амбиции;
  • интерес и преданность делу;
  • творческий подход;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • потребность в новых знаниях и опыте.

Среди личностных качеств и навыков, необходимых для успешного процесса самообразования, стоит выделить:

  • умение видеть и оценивать конечный результат процесса;
  • настойчивость и скрупулезность;
  • любознательность;
  • умение планировать и оценивать процесс самообразования;
  • способность мыслить критически и аналитически;
  • развитые процессы восприятия и переработки новой информации.

Мотивация

Непросто совмещать профессиональную деятельность, личную и общественную жизнь и в то же время заниматься постоянным процессом самосовершенствования и самообразования. Именно поэтому главную роль в этом процессе играет мотивация.

Самообразование воспитателя, учителя или любого другого профессионала - процесс длительный, и его результаты зачастую проявляют себя неявно и не сразу, поэтому для успешного достижения целей профессионального и личного развития необходимо помнить о поставленных целях и мотивах, побудивших человека к самообразованию.

«Видеть цель» и «представлять себе конечный результат» - это, конечно, действенные методики, однако, звучат они намного проще, чем претворяются в жизнь. Мотивация самого себя должна быть таким же длительным и действенным процессом, как и самообразование воспитателя или другого профессионала.

Мотивационные приемы

Для поощрения продолжительной познавательной, психологической и физической деятельности используются мотивационные приемы, разделяющиеся на две группы, - стимулирование и принуждение самого себя. К приемам самостимулирования относятся:

  • убеждение;
  • поощрение;
  • внушение.

Самопринуждение разделяется на:

  • осуждение;
  • запрет;
  • приказ.

План самообразования учителя необязательно должен быть изложен на бумаге, но, тем не менее, необходимо строго и неукоснительно следовать его пунктам. Для поддержания мотивации важна отчетность. Если человек способен давать самому себе объективный отчет о проделанной работе, усвоенных знаниях и полученном опыте, это само по себе является отличным стимулом к продолжению деятельности.

Самообразование — это неотъемлемая часть педагогической деятельности, потому что учитель является не только носителем знаний, но и личным примером. Знания и эрудированное мнение педагога не должны ограничиваться его предметом и академическими знаниями в общем, а покрывать всю сферу возможных интересов его учеников.

Думающий и имеющий свое мнение, видит вокруг себя в повседневной жизни массу недостатков и проблем, и естественно, не все он в состоянии объяснить. А еще сложнее понять, как необходимо действовать и бороться с ними. Для мыслей и действий не всегда есть в наличии желание и силы. Многие уповают еще на отсутствие возможностей. Известны предположения, что личность изначально имеет огромный творческий потенциал, но не каждый стремится к его реализации и не каждому помогают его реализовать. Еще известны другие, противоположные мнения, что "так устроен человек", ему ближе некая повседневность-привычность бытия и шаблонность мышления (или нас заставляют так думать?). Одной из важных причин такой умственной, а за ней следующей и физической ленности являются недостатки знаний в той или иной области, связанной с возникшими проблемами.

Второй причиной выступает слабая мотивация к какой-либо активности в современных условиях усиливающейся неопределенности, выдаваемой за очередную кризисную волну, на гребне которой следует "затягивать пояса". Третья причина есть производная от второй, так как любая неопределенность вызывает страх за собственные безопасность, здоровье и благополучие. В приведенной цепи причин есть и положительный вектор, потому что в ряде случаев страх содрогает личность и приводит в движение дух, а движение духа есть начало мудрости . Также приводится в движение и мысль, что в совокупности создает основу необходимых хороших навыков.

Несколько слов о внешней среде, в которой происходит все вышесказанное. Несмотря на видимые достижения науки и цивилизации, универсальных рецептов жизни и мироустройства так и не выработалось, а те, которые все-таки существуют и могли бы считаться общепринятыми - тщательно умалчиваются или трактуются прозорливыми в свою пользу, искажаясь при этом до такой степени, что в результате рецепт выгоден одним и "незаметно смертелен" для других.

Чтобы не тратиться зря, всегда хочется подсмотреть, а как там у них, за границей? Описания картин подсмотренного зачастую далеки от объективности, раскрывая только суть вершин айсбергов или суть сиюминутной выгоды избранных, который еще вдобавок серьезно маскируется. Как источник знаний такие картины точно не годятся. Чужой опыт не ясен, свой сильно забыт и (или) анализируется очень слабо. Но несмотря на это, все срисованное и перекроенное на свой лад без соблюдения разумных принципов общественной полезности пытаются применить в у нас, хотя уже неоднократно доказывает то, что иностранный опыт в российских условиях приживается не всегда хорошо, когда внедряемые модели перенимаются некритично, а долгосрочные перспективы и последствия мало кого волнуют.

Источников знаний в наш информационный век перманентной "турбулентности и перезагрузки" больше чем достаточно, но от имеющегося обилия выбор часто заканчивается поверхностностью их изучения или даже полным отсутствием выбора. Множественность не позволяет как следует сосредоточиться на чем-то одном, и таким образом, вдохновения к обучению она не производит, как впрочем не приводит она и к отчаянию от сложности выбора, быстро погашаясь от еще большей множественности источников для развлечений. В результате такого противоречия в нашем мире все реже рождается что-либо великое, но и это пока полбеды. Самое страшное здесь в том, что страдает и деградирует само образование, его суть в принципе. Кажущаяся доступность образования на самом деле в своей основе скрытно запрограммирована на неравенство доступности.

Тема образования в обществе, безусловно является актуальной во все времена, бесконечные реформы образовательной системы вызывают множество бурных реакций и обсуждений, при этом такой вопрос как самообразование все больше уходит в тень по причине его "трудности и неприбыльности". Именно поэтому в данной статье нам бы хотелось обратить внимание на такой процесс как постоянное самообразование . В нем определенно упорядочиваются знания, вырабатываются исторически обусловленные и полезные навыки, как умение оглядываться вокруг, наблюдать, замечать, слушать и . Поразительно отметить то, что именно в наш век самообразование постепенно уходит на второй план. Можем предположить, почему это так происходит.

Многолетние рыночные преобразования сделали свое дело и "невидимой руке" (рукам?) явно необходим массовый рынок платных (и не очень качественных) образовательных услуг, поэтому понятие самообразования медленно, но верно предается забвению. Оно невыгодно с точки зрения хрематистики , поэтому пропаганда идеи самообразования не получает должного развития, имея для этого прекрасные возможности. Они весьма обширны в силу доступности информации для тех, кто ее действительно ищет, умеет учиться и сосредотачиваться.

В самообразовании связывается воедино настоящий успех, общественно-полезная экономика, правильно формируемые мировоззрение и миропонимание. Это своего рода, индикаторы качественного образования, но оно "капитализму посвященных" без надобности . Конечно, у нас немало талантливых аналитиков и энтузиастов, увлекающихся самообразованием, но их численность мала (и постепенно снижается) чтобы назвать это явление массовым. А ведь здесь, в этом увлечении (при правильной расстановке приоритетов), ни много ни мало, кроется еще и источник суверенитета духа, который актуален всегда. Известные события уходящего 2014 года еще раз подчеркнули известную мысль о том, что "или мы будем суверенными – или растворимся, потеряемся в мире".

А еще лучше сказать, что нас "растворят или потеряют" как духовно разоруженных людей, стиль жизни которых не имеет направления к самообразованию. Если попытаться сделать оценку современной рекламы, то в ней четко виден пропагандируемый стиль жизни. Это потребление, погоня за скидками, новыми формами, новыми версиями и т.д. Это видят все? Гораздо сложнее определить приоритеты, содержание и мотивационно-целевые установки самообразования.

Очень трудно найти источник многогранных интересов для воспитания самообразования, если кругом заезженная и навязчивая реклама из повторяющихся фраз, а телеэфиры забиты бесконечными однотипными шоу с нескончаемыми "сезонами" не приносящими пользы не уму, ни сердцу. Безусловно, интеллектуальный и патриотический видеоконтент гораздо сложнее создать и привлечь к нему рекламодателей.

Стоит отметить, что рассматриваемая тема нормативно присутствует на государственном уровне. Так, в Конституции РФ указано, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1, ред. от 21.07.2014) говорят об обязанности государства в поощрении деятельности граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами (статья 30). Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" в статье 17 определяет семейное образование и самообразование как "формы получения образования и формы обучения". Развернутой конкретики приведенных определений и примерных методик самообразования в современных нормативно-правовых документах найти не удалось.

Любопытно взглянуть на документ 26-летней давности "Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства" - приложение к Постановлению Госкомтруда СССР Гособразования СССР и Секретариата ВЦСПС от 15 июня 1988 г. N 369/92-14-147/20/18-22.

В нем самообразование определено как систематическое самостоятельное обучение работника, которое осуществляется по индивидуальному плану, утверждаемому его непосредственным руководителем. В составлении плана чувствуется что-то бюрократическое, не каждый будет готов подойти к его составлению творчески, не "для галочки". Но жизнь подтверждает старую истину о том, что качество любого мероприятия зависит напрямую от качества его планирования, качества проработки во всех деталях, а в отсутствии планов "невидимая рука" (руки?) ведет нас к неразберихе и кризисам.

Напрашивается вывод, что для интересующихся самообразованием необходимы своего рода "путеводители самообразования" (они же и есть планы) по определенным темам, обновление которых постоянно должно поддерживаться по мере выхода в свет новых книжных изданий. Их распространение возможно организовать через библиотеки, молодежные досуговые центры, специализированные интернет-проекты. На наш взгляд, такая идея заслуживает того, чтобы вкладывать в нее время и деньги.

Каждый человек, если ему напомнить о реалиях бытия, отчетливо понимает, что образный "банк времени" выдает ему ежесуточный беспроцентный кредит в количестве 86400 секунд. Такое богатство (и это не условность) каждый решает сам куда вкладывать. Миллионам "временных сделок" помогают интернет, телевидение, реклама, вездесущие и многоформатные СМИ, в которых ведутся "боевые действия" информационной войны и битвы (как известно, на их полях - сердца людей) за интересы корпораций. Такие "помощники" осложняют выбор образовательного вектора и еще больше запутывают, а точнее сказать порой уводят в сторону, отвлекают. Центр тяжести в конечном итоге смещается снова к развлечениям. Таким образом, "вклады времени" людей становятся одновременно удручающими и бессмысленными. В итоге они теряют власть над вещами, а последние ее усиливают над обществом. Конечно не сами по себе, за ними стоят группы людей, имеющие свои интересы.

Развлечения конечно полезны и приятны, но отнюдь не в таком количестве, в каком мы их имеем сейчас в реальном и виртуальных мирах. В последний переселяются с каждым днем все больше, как правило молодых людей, увлеченных всем новым. И чаще стоит задумываться о том, какую долю в этом новом занимает полезное. А где сейчас виртуальный мир? Он не только в мониторах, он повсюду там, где используется слово и изображения, привлекающие взгляд. Виртуальность чувствуется во всем искусственном и зачастую ассоциируется с обманом. Н.А. Кричевский утверждает, что наше общество поражено эпидемией лжи. Лгут все, государство общество и индивидуумы. Ложь, лицемерие, двуличие становятся общепринятой нормой поведения, неписанным правилом достижения успеха . Ложь применяется для управления, навязывания чужих мнений и установок и тесно связана с таким понятием, как двойные стандарты, которые для высших политиков и госчиновников уже стали нормой российской жизни .

И конечно, неприятно осознавать, а тем более лицезреть явно (но полезно для поиска идей искоренения несправедливости), когда кто-то кем-то управляет не с целью получения общего блага (или защиты общих интересов), а в лично-корыстных изысканиях. Понятно и видно это не всем, но чем больше людей будут на стороне зрячих, тем больше будет сил и возможностей бороться с ложными догмами, усиленно провозглашаемыми научно-экономической истиной. Кто желает войти в их число должен понимать, что те кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телефизор или сидит в социальных сетях .

Причем не просто читают бегло ради удовольствия, а с пониманием и глубокой проработкой текстов, то есть когда четко поставлена задача самообразования. Для ее решения необходимо выстраивать адекватные современной жизни мировоззрение и миропонимание. А для этого не достаточно просмотра видеороликов и фильмов. Необходимо читать «толстые» книги, упорядочивая свою психику и выстраивая взаимосвязь лексики и образов .

1. Хрематистика (от др.-греч. χρηματιστική - обогащение) - термин, которым Аристотель обозначал науку об обогащении, искусство накапливать деньги и имущество, накопление богатства как самоцель, как сверхзадача, как поклонение прибыли.

2. Кричевский Н.А. Экономика во лжи. Прошлое, настоящее и будущее российской экономики, Эксмо, 2014 г.

3. http://kob-media.ru/?p=239

4. Матвейчев О. Суверенитет духа. - М.: Эксмо. 2009. - 448 с.

5. Т. В. Грачёва. Когда впасть не от Бога. - Рязань: Зёрна-Слово, 2010. - 320 с.

6. Кстати сказать, и сам Никита Александрович отчасти склонен к лукавству, делая вывод в своей работе о том, что мы обязаны победой в

Система образования, как и другие разновидности социально-культурной практики, направлена и на разрешение противоречия между процессами социализации и индивидуализации. Суть его состоит в том, что общество в силу множества как объективных, так и субъективных причин пренебрегает «интересами индивида», относится к нему как к «средству», а не как к «цели».

Это противоречие отнюдь не случайно. Его четко сформулировал в своей лекции «Педагогика и социология», прочитанной в 1902 году в Сорбонне, французский социолог Э. Дюркгейм: «Воспитание не имеет единственной или главной целью индивида и его интересы, оно есть прежде всего средство, с помощью которого общество постоянно воспроизводит условия своего собственного существования... Оно (воспитание) состоит в целенаправленной социализации молодого поколения»".

Историческая миссия преодоления этого противоречия во многом зависит от эффективности использования всех возможностей и резервов системы непрерывного образования.

Институт непрерывного образования охватывает школу и внешкольные учреждения культуры, базируется как на образовании, так и на самообучении. И в том, и в другом случае учащимися осуществляется учебное познание, т.е. освоение некоторой части общественного знания (отличие «учебного» познания от «неучебного» в том, что объектом познания является не реальная действительность (природа, Бог, общество, человек), а знания об этой действительности, уже добытые людьми. Отличие познавательной деятельности в этих двух случаях заключается в том, что при обучении педагогом преподносится учащимся учебный материал, заранее отобранный, систематизированный и обработанный для наилучшего восприятия (учебная и популярная литература, кино, лекция), причем предусматривается соответствующая система контроля и аттестации обучаемых; самообучение предполагает самостоятельный отбор и осмысление учащимися соответствующих фрагментов общественного знания, часто без помощи каких-либо специально подготовленных «учебных материалов».

Граница между образованием и самообразованием не является жесткой. Любое образование включает элементы самообразования, ибо предполагает самостоятельное осмысление учащимся учебного материала (например, домашние задания), а самообразование редко обходится без рекомендаций со стороны сведущих людей (консультантов, библиографов, коллег). Обучение и самообразование дополняют друг друга как две формы учебного познания. При этом следует учитывать, что формальное обучение включено в игру (учащиеся мысленно переносятся в ту или иную проблемную ситуацию, анализируют ее, пытаются найти решение и т.д.), а самообразование включено в практическую (как правило, производственную) деятельность, которая ставит свои отнюдь не вымышленные проблемы. Поэтому самообразование выше обычного обучения, оно, по словам ученых, «конечная истина образования».


Структура института непрерывного образования включает те учреждения образования, культуры и науки, которые обеспечивают обучение и самообразование в наши дни. Их можно классифицировать, во-первых, по уровню передаваемого учащимся знания: необходимые всем первоосновы знания и знания специально-профессиональные; во-вторых, по формам обеспечиваемого учебного познания: обучение и самообучение (см. табл. 1).