Самый безопасный вид транспорта - самолет. Безопасность полетов. Причины авиакатастроф

Ежедневно из новостей на нас обрушивается поток негативной информации: авиакатастрофы, крушения поездов, массовые ДТП. Собираясь в дальнюю поездку, человек поневоле задумывается: какой же самый безопасный вид транспорта по статистике и как себя подстраховать от несчастного случая. Социологические опросы свидетельствуют, что люди впадают в панику перед авиа перелетом, зато смело садятся в автобусы и личные авто.

Общие характеристики всех видов транспорта

Водный транспорт

Водный транспорт предназначен для транспортировки людей и грузов по рекам, каналам, озерам. С развитием авиации трансконтинентальные перевозки сошли на нет. Из речных плавательных средств актуальны трамвайчики, круизные лайнеры и паромы. Они курсируют между населенными пунктами или берегами по установленному маршруту и графику. Паром эксплуатируется для транспортировки большого количества людей, грузов, транспортных средств.

Наземный транспорт

Рельсовый (железнодорожный) транспорт представлен поездами дальнего и пригородного следования. Пассажирский поезд - надежный и комфортный способ перемещения из одного населенного пункта в другой в сравнительно короткий срок.

Поезда привлекают пассажиров доступными ценами на билеты, курсируют в любое время года и суток, независимостью от погодных условий. Недостаток - прекращение строительства новых железнодорожных магистралей по причине высокой конкуренции с автобусами и личными авто.

Колесный транспорт

Автобусы, маршрутные такси и микроавтобусы. Используются для транспортировки людей на различные расстояния. Преимущества - доступная стоимость билетов и относительно высокая скорость. Недостатки - зависимость от метеоусловий.

Воздушный транспорт

Технический прогресс ХХ века не обошел стороной авиацию. Сегодня воздушное направление динамично развивается, ежедневно в мире осуществляются тысячи внутренних и международных рейсов. Особенности воздушного транспорта - хорошая маневренность, большой территориальный охват.

Главное преимущество - высокая скорость. Сев в самолет в Москве, уже через несколько часов можно любоваться закатом в тропиках.

К недостаткам современной авиации можно отнести высокую стоимость билетов и зависимость от погодных условий. Особенно заметна проблема в зимнее время - массовые задержки рейсов, переполненные пассажирами аэропорты.

Статистика происшествий

Официальные показатели о смертности расходятся с представлением рядовых граждан. Последние считают, что передвижение на наземном транспорте несет минимальный риск.

Мировая статистика использует разные методы для подсчета погибших в транспортных катастрофах. Самая популярная - число летальных исходов на 160 млн км.

Автобусы и машины

Привычные и комфортабельные автобусы, микроавтобусы и машины - самый опасный транспорт. Конкуренцию составит разве что мотоцикл или велосипед. На дорогах России ежедневно гибнут свыше 10 человек и еще больше пострадавших получают тяжелые увечья.

Частые причины ДТП - превышение скорости, попытки обгона, погодные условия, неисправность авто. На втором месте - человеческий фактор: вождение в нетрезвом виде, недосып, отвлечение на разговоры, музыку, перекус.

По данным статистического исследования, число ДТП значительно отличается по регионам. Виной тому неудовлетворительное состояние автомагистралей, отсутствие нормального освещения в ночное время.

Коэффициент смертности на автомобильном транспорте составляет 1,6 человека на 160 млн км при поездке на пассажирских автобусах. Среди машин показатель выше - 3,1 человека на 160 млн км. Ежегодно в ДТП погибает свыше миллиона человек. Это значительно выше, чем в поезде, самолете или теплоходе. За 2016 г автомобильные катастрофы забрали свыше 20000 человеческих жизней.

Железная дорога

Железнодорожный транспорт считается наиболее надежным и безопасным из наземных средств передвижения. По статистике смертности на 160 млн км приходится 0,9 пассажира - меньше одного человека. Не удивительно, что в РФ по статистике также самая низкая смертность именно на жд транспорте.

С учетом скорости современных поездов это неплохой показатель. Большинство крушений связано с дефектом железнодорожного полотна, неисправностью подвижного состава, нарушением техники безопасности на переездах.

За 2014-2016 годы в мире отмечено 40 крупных катастроф, около 100 погибших и свыше 1000 пострадавших. Росстат с 2014 по 2015 г насчитывает порядка 20 погибших вследствие трагедии на железной дороге. Это на 16% превысило показатели 2013 г.

Водный транспорт

С древних времен вода забирала человеческие жизни в качестве платы за передвижение. Современные паромы, трамвайчики и теплоходы гарантируют относительную безопасность пассажирам. Причиной крушения часто становятся погодные условия - шторм, туман, ураганы, айсберги. Статистика неутешительная: 2,6 человека на 160 млн км.

Обратите внимание! Причина половины смертей на воде - падение за борт из-за нарушения правил безопасности.

Статистику смертности на воде портят случаи в акватории Африки и Азии. Переполненные беженцами и нелегальными мигрантами суда направляются к берегам соседних стран в поисках лучшей доли. Безопасность в таких случаях на последнем месте.

Воздушное сообщение

Из всех вышеперечисленных самый безопасный вид транспорта - самолет. Коэффициент смертности составляет 0,5 человека на 160 мл км. Шансы стать жертвой авиакатастрофы равны 1:8 000 000. Получается, вероятность гибели больше по пути в аэропорт, чем в небе.

Внимание! Люди предают большое значение крушению самолетов, теряя доверие к авиации. На деле когда падает самолет, нам об этом в течение 1-2 недель ежедневно вещают с экранов телевизоров и страниц газет. Как результат - негативные эмоции и боязнь полетов.

В 2017 г насчитывается 15 авиакатастроф, большинство из них связаны с грузовыми самолетами. Число погибших составило 22 человека. Это рекордно низкий показатель, в сотни раз ниже жертв дорожных трагедий.

При крушении самолета страховая компания обязана выплатить крупную сумму семьям пострадавших. Если бы авиакатастрофы случались часто, страховщики давно бы обанкротились. Весомый аргумент в пользу самолета.

К самому опасному виду транспорта статистика относит наземные средства передвижения. Но можно подстраховать себя, увеличив шанс на спасение в случае трагедии.

Во время передвижения на авто безопасным считается заднее место за водительским креслом. При угрозе столкновения водитель инстинктивно постарается развернуть машину в противоположную сторону, чтобы отвести удар от себя.

Обратите внимание! В автобусах и маршрутных такси безопасными считаются места в середине салона.

Путешествуя на поезде, рекомендуется приобретать билеты в средние вагоны. В случае столкновения основной удар приходится на локомотив и первые вагоны. При сходе с рельсов последние вагоны часто переворачиваются, шансы травмироваться или погибнуть возрастают. Всегда лучше выбирать места, расположенные спиной к движению. При экстренном торможении это поможет избежать травм.

Путешествуя по воде, важно узнать место нахождения спасательных жилетов. Настоятельно рекомендуется найти быстрый путь от каюты к палубе, чтобы в случае ЧП не впадать в панику и оперативно подготовиться эвакуации.

Звучит странно, но в самолете тоже есть места, повышающие шансы на спасение. Это хвостовая часть самолета. Находиться там не всем комфортно из-за шума, но при падении первый и сильный удар приходится на носовую часть. Данные World Stats фиксировали случаи выживания в авиакатастрофе.

Интересно: большинство выживших во время полета занимали места в задних рядах.

Самым безопасным видом транспорта признан самолет. Каждую минуту в мире поднимаются в небо тысячи лайнеров. Учитывая вместительность самолета 200-300 человек, в полетах находится значительная часть населения планеты. В случае частых крушений Земля опустела бы. Одна авиакатастрофа случается в каждом миллионном полете, куда входят грузовые и военные самолеты.

Важным фактором является скорость. 160 млн км самолет преодолевает быстрее поезда или автобуса. Отсюда вывод: для дальних расстояний лучше выбирать перелет, т.к. коэффициент смертности самый низкий (0,5 человека).

  1. Самолет - 0,5.
  2. Поезд - 0,9.
  3. Автобусы, микроавтобусы, маршрутные такси - 1,6.
  4. Водный транспорт - 2,6.
  5. Личное авто - 3,1.

Вышеперечисленные исследования - всего лишь сухой рейтинг на основе статистического исследования. Сам по себе транспорт является зоной повышенного риска. Выбирая тот или иной вид передвижения, можно только частично подготовить и обезопасить себя.

Кто боится летать и утверждают, что самолет — самый опасный вид транспорта, ошибаются. Инженеры и проектировщики пассажирских лайнеров постоянно работают над улучшением систем и аэродинамических свойств .

Это позволяет минимизировать риск попадания в . Если сравнивать с поездами или автомобилями, то лучший вид транспорта в том, что касается количества аварий. Споры о том, что безопаснее поезд или самолет, все еще продолжаются, но последний их выигрывает.

Исследования по вопросам безопасности разных видов транспорта регулярно проводятся, чтобы выявить общую картину и мировые тенденции.

В области гражданской авиации их осуществляет ICAO (Международная организация гражданской авиации). Она установила, что на 1 миллион вылетов происходит только 1 катастрофа. Таких данных нет ни у железнодорожного транспорта, ни у автомобильного.

Почему же у многих пассажиров дрожат коленки, когда они поднимаются на борт самолета? Любое падение самолета распространяется активно СМИ. Поэтому и репутация у самолетов складывается не самая лучшая.

Многочисленные исследования доказывают лидерство самолета, как самого безопасного вида транспорта.

Вероятность того, что вы попадете в авиакатастрофу равна примерно 1 к 8 000 000. Даже если вы будете каждый летать по одному рейсу, то вам понадобится около 21 000 лет , чтобы попасть в катастрофу.

Если говорить о статистике того, что безопаснее поезд или самолет, то смертность в результате аварии поезда составляет 0,9 пассажиров на 100 млн. км. У машин порог смертности еще выше — 1,6 человек гибнет на 160 млн. км. Каждый год 1,2 млн. людей погибает на дорогах всего мира.

Данные о выживших в авиакатастрофах

Многие источники утверждают, что при падении самолета почти невозможно выжить. Это тоже не совсем верно. Просто СМИ освещают именно те катастрофы, где погибло большое количество человек, а не те, где многие пассажиры выжили.

В США проанализировали 538 катастрофы . В них погибло только 5% человек из всего количество летевших пассажиров.

Согласно тому же источнику из 53 487 пассажиров, попавших в аварию, выжило 51 207 человек.

После детального исследования 26 случаев , когда самолет разрушался при ударе об землю или происходило возгорание на борту, был сделан вывод: 50% всех пассажиров оставались в живых .

Даже в случае авиакатастрофы у пассажиров есть все шансы остаться в живых.

Если пилоты рискуют выполнить так называемое приводнение (посадка самолета на воду), то шансы выжить у пассажиров возрастают на целых 50%. Когда в СССР ТУ-124 сел на Неву, то никто из находившихся на борту не погиб. То же самое произошло и во время посадки на Гудзон в 2009 году.

Изучая причины аварий, специалисты пришли к выводу, что смертоносная для всех пассажиров катастрофа происходит в силу сложившихся вместе сразу нескольких факторов. Это одновременно могут быть и технические причины, и по вине людей.

Еще несколько фактов в пользу безопасности самолетов

В случае, если все вышеприведенные факты еще не дали вам ответ на вопрос: “Почему самолет считается самым безопасным видом транспорта?”, то вот еще пара аргументов, которые доказывают эту точку зрения.

На 100 миллионов миль, которые пролетает среднестатистический пассажир, приходится 0,0003 жертвы. Если сравнивать с теми же автобусами, то этот показатель почти в 17 раз выше!

Для тех, кто думает, что частными авиарейсами летать лучше, есть данные, доказывающие обратное. На личном самолете шансы попасть в аварию 1 к 7229.

Из совершенных за 2012 год 26 600 000 перелетов произошло только 6 катастроф.

Самолет — самый безопасный вид транспорта, и статистика это доказывает. Поэтому вы можете без опасений садиться на пассажирский лайнер и насладиться спокойным перелетом.

Деловые командировки или путешествия на отдых регулярно совершает каждый человек. Но при выборе способа передвижения мало кто ориентируется именно на защищенность собственной жизни вовремя поездки. Большинство ориентируется на скорость, комфорт и престиж. И зря, ведь человеческая жизнь и здоровье должны быть на первом месте. Поэтому рассмотрим все возможности перемещения и определим самый безопасный вид транспорта.

Какой вид транспорта самый безопасный в мире

Определять самый безопасный вид транспорта в мире можно по нескольким критериям:

  1. по количеству аварий среди общего числа рейсов;
  2. по количеству пострадавших из количества пассажиров или тех, кто попал в зону аварии и стал потерпевшим;
  3. по количеству погибших из-за аварии или несчастного случая на 160 млн. километров пути.

Мнение мировых статистов сходится на том, что наиболее безопасно путешествовать на самолете. Такой вывод они сделали из ничтожно малой доли аварий в небе относительно общего количества совершенных полетов. На 100 млн. миль приходится всего лишь 0,6 погибших. При этом около 30 млн. рейсов отправляется ежегодно, из которых около 20 попадают в катастрофу. Не стоит забывать и о том, что половина этих воздушных суден грузовые, и только 10 – пассажирские.

Трудно не согласиться с точной математикой, однако шансы выжить при крушении авиалайнера практически сводятся к нулю. Таким образом, можно сделать вывод, что вероятность попасть в авиакатастрофу не высока, но уж если такая участь настигла – смерти не избежать. Хотя из этого правила тоже бывают исключения. Современная прогрессивная техника рассчитана на случай аварийной посадки на воду.

Статистика безопасности видов транспорта в России

Как показывает практика, внутренние исследования конкретной страны могут давать данные, которые отличаются от международных. Так, самый безопасный вид транспорта в России – поезд. По официальной статистике Госкомстата за 2017 год - 0 погибших из числа тех, кто ехал в поезде, хотя при этом 1626 сбитых поездом пешеходов насмерть. Получается, что передвижение по железной дороге внутри состава ничем не угрожает. Чего нельзя сказать о тех, кто любит прогулки по путям. Наиболее притягательными такие места являются для подростков.

Самолет - самый безопасный вид транспорта на Земле, даже автомобили и поезда значительно уступают по безопасности самолетам. Несмотря на это, с каждой новой катастрофой аэрофобов становится все больше и больше. Многие люди в мире боятся самолетов, ошибочно полагая, что другие виды транспорта куда безопаснее. Правда ли, что шанс аварии большой? И можно ли назвать самолет самым безопасным видом транспорта? Надо разобраться.

Статистика и шансы

Чтобы определить, что самолет - самый безопасный вид транспорта, стоит ознакомиться со статистикой. В среднем в год официально регистрируется семнадцать катастроф. Важно понимать, что эти печальные события произошли не только в России, но и по всему миру. За сто лет существования гражданской авиации при перелетах жертвами авиакатастроф стало сто тысяч человек. Это меньше, чем за год в автомобильных авариях.

Стоит отметить: крушений грузовых рейсов не меньше пассажирских, что является еще одним аргументом в пользу выбора именно самолета. Шанс падения настолько мал, что человек скорее умрет в результате удара молнии, чем после крушения самолета. Статистический анализ привел к заключению: общественное мнение касательно безопасности транспорта основывается на страхах и суевериях.

Безопасность полетов

Стоит упомянуть и положительные качества полетов. Это самый быстрый вид транспорта. Также можно сказать, что самый безопасный вид транспорта - самолет. Чтобы согласиться с этим утверждением, следует изучить все истории полетов. Как видно, список авиакатастроф небольшой.

Отказ двигателей

Перелеты - безопаснейший вид путешествия. Это было доказано на протяжении веков с начала существования авиации. Самолет летает благодаря крыльям, при посадке, вылете и полете его движения контролируются двигателями. Но что произойдет, если они откажут?

Если один двигатель откажет, пассажир этого не почувствует, потому что самолет может управляться вторым двигателем. И даже если сломаются оба, то самолет не будет падать под прямым углом вниз, а станет неопределенное время планировать в воздухе около двухсот километров.

Турбулентность

Не часто встретишь такого человека, который при полетах не попадал в зону турбулентности. Все описывают это как качку. Что же это такое? Турбулентность - это когда при ускорении жидкостей или газов во внешней среде образуются вихри, раздражающие внешнюю среду.

Многие пассажиры задаются вопросом: может ли турбулентность стать причиной трагедии? Такого не может произойти. Самолет спроектирован так, что для того чтобы он упал из-за турбулентности, нужна сила, которая может быть только в атмосфере планеты Юпитер.

Пилоты стараются облететь зону турбулентности, а самолеты могут перенести невероятную тряску, поэтому в земных условиях шанс падения от турбулентности стремится к нулю. Лишь один раз за всю историю человечества самолет потерпел крушение по причине турбулентности, когда пилот решил пролететь над вулканом. Поэтому турбулентность - лишь проблема комфорта, а не безопасности.

Полет в непогоду

Пилоты отлично разбираются в погодных условиях. За определенное время до вылета они смотрят на прогноз по маршруту, чтобы не попасть в шторм. Если прогноз погоды не соответствуют технике безопасности, рейс отменяется или переносится на другой день. Перед началом своей карьеры летчики проходят много тестов на симуляторах, учатся действовать в любой ситуации решительно и хладнокровно.

Как сильно влияет сдвиг ветра на полет

Сдвиг ветра - резкое изменение движения и (или) скорости воздуха на маленьком расстоянии в атмосфере. Это важный фактор, влияющий на летательный аппарат во время взлета и посадки. Относится он не только к самолетам, но и к другим видам летальных аппаратов.

Сдвиг ветра встречается в самых низких слоях атмосферы (до ста метров в высоту). Современные самолеты имеют большую массу, что делает их более инертными. Высокая инерция не позволяет самолету быстро изменять свою скорость. Сохранение самолетом этой скорости при перелете через разные уровни ветра приводит к изменению скорости в воздухе. Из-за этого самолет идет по траектории ниже предполагаемой, что делает посадку опасной.

Что действительно опасно?

Обледенение - это когда самолет покрывается льдом снаружи. Происходит при полете в небе с переохлажденными каплями воды. Это очень опасно, поскольку обледенение ухудшает управляемость самолета, делает его тяжелее. Результатом может стать авария или даже крушение самолета. Еще в аэропорту самолет может обледенеть при минусовой температуре. Перед полетом судно обрабатывается специальной жидкостью, которая останавливает образование льда. Обливают каждую внешнюю часть самолета: от крыльев до стабилизатора. В атмосфере обледенение маловероятно, но возможно.

Причины

Выделяют три основные причины авиакатастроф:

  1. Ошибка персонала.
  2. Технические неполадки.
  3. Террористические акты.

Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Ошибка персонала

Надо понимать, что под ошибкой персонала подразумевается не только неверный шаг пилотов во время полета, но и непрофессиональная работа специалистов по обслуживанию и эксплуатации, техников, диспетчеров, операторов. Ведь предсказать действия человека невозможно, а полет - сложная последовательность технических процессов, которая требует строгого контроля.

Большинство авиакатастроф приходится именно из-за человеческого фактора, об этом говорит официальная статистика. Однако технологии стремительно идут вперед. С каждым годом авиаинженеры разрабатывают новые автоматические системы, проектируют самолеты новых поколений, что сводит роль человека в полете к минимуму.

Технические неполадки

Плохая и дешевая техника может легко отказать в работе в любой неудобный момент, но даже качественная автоматика отказывает. Отказ техники - нередкая причина авиакатастроф, около трети падений случается именно из-за этого.

Основные причины неполадок в работе - сбои работы бортового компьютера и систем навигации. Узнать точную причину этих поломок очень сложно. Учитывая это, авиакомпании закупают новые и безопасные самолеты, отказываясь от устаревших моделей.

Террористические акты

Еще с середины прошлого века террористические акты стали большой проблемой, влияющей на безопасность полетов. Чаще всего террористы захватывают судно или устанавливают взрывчатые вещества в самолете. Такие катастрофы, к сожалению, забирают много жизней.

Опасно ли летать на самолетах? Как видите, статистика падений низка, а их причины - это редкие ситуации, от которых и на земле никто не застрахован.

Наверное, многие слышали, что путешествовать по воздуху гораздо безопаснее, чем любым наземным или водным способом. И это действительно так, поэтому бояться перелетов не стоит. Однако важно помнить следующее: всецело безопасного вида транспорта не существует! По каждой категории есть свои данные по ЧП и, увы, смертности пассажиров. Однако статистика на протяжении многих лет утверждает, что в авиакатастрофах гибнет в сотни раз меньше людей, чем, например, в результате ДТП. Даже велосипедисты (опять же по статистике) попадают в аварии чаще, чем пассажиры авиалайнеров. Интересно, что примерно 80% людей боятся летать, полностью отказываются от перелетов из-за своего страха 5%, предпочитая «более безопасные» наземные и водные виды транспорта. Давайте разберем, что безопаснее: самолет или поезд?

По данным, собранным за последние 5 лет, самым безопасным видом транспорта признан самолет. Немного отстают поезда и водные суда.

Давайте поразмышляем над тем, почему самолет - самый безопасный вид транспорта. В мире имеется невообразимое количество самолетов. В 2013 году было установлено, что каждые 3 секунды где-нибудь на Земном шаре приземляется один авиалайнер.

Давайте представим, что при таком количестве самолетов шанс попасть в авиакатастрофу составлял бы всего 0.01%, тогда каждый день происходило бы по меньшей мере 13 крушений. Реальная вероятность пассажира стать жертвой авиакатастрофы составляет 1 к 8 000 000 . Даже если летать ежедневно, потребуется 21 000 лет для того, чтобы погибнуть в результате авиакатастрофы. Для сравнения: шанс получить тяжелую травму, просто прогуливаясь пешком, значительно более высокий: 1 к 1 749.

Железнодорожный транспорт по безопасности не сильно отстает от воздушного. Больше всего людей гибнет в результате ДТП.

Умолчать о крушении даже небольшого пассажирского самолета невозможно, поэтому при помощи радио, телевизора и интернета мир узнает о реальном количестве происшествий. Другое дело, что любая авиакатастрофа - это чрезвычайно масштабное происшествие, поэтому новости о крушениях шокируют числом пострадавших, а также кадрами очевидцев и съемочных групп.

Схождение поезда с рельсов - отнюдь не менее масштабное событие, чем крушение самолета. Примечательно, что железнодорожный транспорт занимает второе место по безопасности, так как в случае возникновения аварии пассажир хотя бы частично имеет возможность самому принять участие в собственном спасении. Однако, к примеру, с начала 2016 года в мире уже было зафиксировано 6 масштабных происшествий, а в 2015 году - по меньшей мере 24. Однозначно ответить на вопрос: «Почему самолет безопаснее поезда?» весьма трудно как минимум ввиду того, что в разных странах, а также за различные периоды статистика может сильно меняться. Тем не менее на 100% достоверно одно: больше всего людей в мире разбиваются в автомобилях.

Выживаемость в авиакатастрофах

Многие считают, что если человек окажется на борту самолета, потерпевшего крушение, его шансы на выживание стремятся к нулю. Однако статистика является более оптимистичной. В США были сделаны любопытные подсчеты, в которых учитывалась статистика 568 катастроф, произошедших в период с 1983 по 2001 годы. Погибших оказалось всего 5% от совокупного числа пассажиров на борту. Значительно повышаются шансы на выживание (на целых 50%) в том случае, если самолет совершит экстренное приводнение. Следовательно, маршруты, проходящие через водные участки, являются теоретически наиболее безопасными.