Сказочная природа в сказке были кладовая солнца. Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Другие сочинения по этому произведению

Единство природы и человека в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Цели урока:

Показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире;

Сделать мудрые выводы о высоком назначении человека - быть ответственным за всё живое на земле;

Раскрыть иносказательность и символику языка произведения;

Пробудить в учащихся чувство переживания;

Воспитывать в детях чувство красоты, доброты;

Раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация.

Ход урока

Каково настроение?

У поэта Евгения Баратынского есть такие строчки:

С природой одною он жизнью дышал:

Ручья разумел трепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье. (жизнь)

Ребята, какому писателю можно посвятить эти строчки?

Действительно эти строчки как будто бы написаны о М.М.Пришвине - лирике природы, художнике-мыслителе.

Какое произведение дома прочитали?

2. Кроссворд

Разгадать кроссворд и составить слова, которые получились.

Так о чем мы сегодня будем говорить? (О единстве человека и природы, попробуем понять, кто остаётся человеком и в трудной жизненной ситуации)

Запись даты и темы в тетрадь .

Эпиграфом, спутником нашего урока явл.: «Охранять природу - значит любить Родину» М.М. Пришвин.

Нашу исследовательскую работу я предлагаю начать с блиц - опроса.

БЛИЦ-ОПРОС :

В каком году написана сказка - быль « Кладовая солнца»? (1945г.)

Имена героев произведения? (Настя, Митраша)

Название болота, возле которого жили дети?(Блудово)

Топкое место в болоте? (Слепая Елань)

Как вы поняли выражение « Осиротели двое детей» (потеряли родителей)

Что случилось с родителями Насти и Митраши?

О какой Отечественной войне идёт здесь речь?

А что значит Отечественная?

Какое хозяйство досталось детям после родителей? (изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры, петух Петя и поросёнок Хрен)

3.Д\з

д\б найти в тексте произведения слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также сравнения и олицетворения.

( О любви к природе, о том, что он относится к ней ласково, с уважением. Говорит об авторской любви к своим героя).

Примеры сравнений и олицетворений: как Золотая Курочка, как золотые монетки…; деревья стонали, выли…

- Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения? (Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчеркивают восприятие автором природы как живого существа)

Еще какие из-выраз. Ср-ва встретили?

Перифраза, гипербола

4. Беседа о жанре

- Ребята, скажите, что такое жанр? (форма произведения)

Перечислите эти 3 рода. (эпос, лирика, драма)

Какому из 3 родов принадлежит это произведение? (Эпос)

Что такое быль?

А что мы называем сказкой?

5. Работа со словарем.

А где можно посмотреть толкование слова?

Быль - то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.

Задание: подберите синонимы: действительный - реальный,существующий, невоображаемый.

Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

Что переплетается в этом произведении? (сказочное и реальное)

6. Работа в группах

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок», — говорит народная мудрость.

1 группа находит сказочные моменты в произведении.

2 группа - реальные моменты.

3 группа определяет функцию слияния реального и сказочного. Задание закончить предложение: «Сказка и реальность переплетаются в произведении. Автор хотел сказать, что ……..» где бы не находился человек, кем бы он ни был (большим или маленьким), с какой бы целью он не обратился к природе (добыть полезные ископаемых или набрать ягод) природа всегда будет ему помогать, кормить, а человек должен нести ответственность перед всем живым на земле. Эта мысль воплощается в главных героях произведения - Насте и Митраше.

4 группа - работает у карты

К какому выводу пришла 3 группа?

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ:

- За какой ягодой собрались Настя и Митраша ? (Клюква)

Отправимся и мы вслед за нашими героями

Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. (гл4.)

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя.

Пришвин даёт нам понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака - друг человека, и волк - враг человека.

Какие образные определния, изобра-выраз средства дают понять нам, что лес сказочен, заколдован? (Деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Ель и сосна стараются обогнать друг друга, впиваются иголками, прокалывают, стонут и воют. Очень жалко и ель, и сосну)

Здесь же противопоставлены собака и волк - друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда -то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

- Как природа помогает понять настроение спорящих детей?

Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?

Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой -облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”. Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

А что происходит в природе после ссоры детей? (Тогда серая хмарь плотно надвинулась…)

- Как, по-вашему, автор относится к происходящему? ( с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними. Но это не остановило наших героев, каждый из них пошёл своей тропой)

А где еще природа приходит на помощь ребятам? (Елочки-старушки волновались и не хотели пропускать его, трава-белоус-неизменный спутник тропы)

Чему же учит нас Пришвин в этих эпизодах? (Пришвин учит нас видеть, знать и понимать природу)

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.

Фрагмент

А теперь пришло время обратиться к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Как вы понимаете слова?

(Автор хочет нам сказать, природа - это живое существо, у которого есть душа, есть язык, и если мы это осознаем, то научимся разговаривать с природой и понимать её, а за это она будет нам дарить свою любовь)

Как связаны природа и человек в произведении? Каким жизненным навыкам учит нас сказка-быль?

- В завершение разговора вдумайтесь в слова М. М. Пришвина, обращенные к юному поколению, то есть к вам:
Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!»

О чём же говорит писатель? О торфе?

Конечно же, нет. О людях, их душевном богатстве. «Кладовая солнца» - это добрые, любящие сердца людей, их душевное богатство. Обладая этой кладовой, сохраняя её в душе, человек становится счастливым и несёт это счастье другим. Человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. «Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь».

Рефлексия

Домашнее задание.

Написать сочинение -размышление на тему «Охранять природу - значит охранять родину».

Закончить предложение. « Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: человек должен быть …..

Выписать эпитеты к слову солнце.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: « ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

Угадайте, какой предмет лежит в « Волшебном сундучке»

Чудесная, по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца. (Компас)

В ящике находится изделие юного умельца Митраши (Какой-нибудь предмет деревянной посуды: бочонок, ложка, чашка и т. д.)

«Муравка, Муравка, я дам тебе…!»- крикнула ей Настя. Что предлагала Настя Травке? (Хлеб)

Зачем отправились ребята к лес?

>Сочинения по произведению Кладовая солнца

Человек и природа

Творчеству Михаила Пришвина характерна великая любовь к природе. В своих произведениях он нередко изображал взаимоотношения человека с природой, поведение человека в мире природы. В мире литературы этот писатель славится именно как певец радостной жизни природы. Сказка-быль «Кладовая солнца» не является исключением. В ней он также талантливо обрисовывает мир окружающей природы. Каждое деревце, каждое растение, каждое живое существо, все имеет значение в ходе повествования.

Из этого произведения мы узнали, насколько полезной может быть кислая ягода клюква, где она растет, когда ее лучше собирать. Несмотря на то, что ее принято было собирать поздней осенью, от автора мы узнали, что вкусной она становится, только полежав под снегом. В «Кладовой солнца» открывается и новое видение болота. Если раньше мы думали, что это просто темная и непривлекательная трясина, то от автора мы узнали, что болото хранит в своих недрах заряженный солнцем торф, которого «хватит для работы большой фабрики лет на сто». Нередко геологи называли болото «кладовой солнца».

Словно в сказке в произведении Пришвина предстают деревья и травы. Елочки в лесу похожи на людей. Они имеют чудные фигуры, могут грозить опасностью. Так, например, одна елка подняла свой голый сук, словно хочет погладить прохожего, а другой палкой она уже готовиться прихлопнуть тебя. Описание смены погоды также может нагнать страх на человека. По словам автора Блудово болото могло «зарычать, завыть и застонать». По одной легенде на болото когда-то упали два семечка: одно – от сосны, а другое – от ели. И выросли на одном месте два больших дерева. Стоят там они уже лет двести вместе. Как ветер завоет, начинают дружно качаться и стонать на все болото, словно живые.

По описанию природы в рассказах Пришвина можно сделать вывод, что автор призывает людей бережно относиться к природе, так как все ее частицы абсолютно живые. Такое же отношение автор проявляет и к животным. Он с любовью описывает все хозяйство сирот Насти с Митрашей . Так, каждое утро Настя «выгоняла свое любимое стадо». А Травка , собака лесничего , так любила своего хозяина, что и после его смерти жила под остатками дома.

По рассказу дети однажды решили сходить на болото за клюквой и разминулись по дороге. Митраша выбрал более тонкую, опасную дорогу, а Настя – широкую, проторенную. Митраша по дороге попал в беду, так как его затянуло в трясину, а Настя, найдя целое поле клюквы, забыла как о себе, так и о брате. На счастье там охотилась на зайца Травка. Она то и вытащила мальчика из болота. Более того, она признала в нем нового хозяина, словно учуяла в нем покойного Антипыча. С тех пор она Митрашу не покидала. Как и всякая добрая сказка «Кладовая солнца» имеет счастливый конец. Митраша был спасен, серого волка, который держал в страхе всю округу, он подстрелил, а Настя осознала свою жадность к ягодам и решила исправиться. Всю корзину с клюквой она отдала детям, эвакуированным из Ленинграда.

Сочинение

Стоят вельможные деревья,

Почти влезая в каждый дом.

Давно их кончено кочевье,

Они в решетках, под замком.

Н. Заболоцкий

Человек — дитя Природы. Возможно, именно Природа и есть тот самый Бог, которого ищут отчаявшиеся люди. И в самом деле, стоит ли обращаться к религии или мистике для поиска истины? Не в том ли истина, что мы — дети Природы, а одновременно — ее убийцы?..

Не следует впадать в крайности, как это часто делают «зеленые» во время своих манифестаций. Человечество выбрало техногенный путь развития, и с этим уже ничего не поделаешь. Теперь нужно найти форму разумного и бережного сосуществования наших механизмов и нашей Природы.

Американцы очень любят все подсчитывать. Так вот, их статистика утверждает, что в семьях, где есть собака или кошка, число сердечно-сосудистых заболеваний в пять раз меньше, чем в семьях, где их нет. Более того, в этих семьях люди почти не подвержены простудам. Насчет простудных заболеваний есть научная гипотеза. Дыхание собак и кошек создает в квартире бактерицидную, антимикробную среду. Впрочем, давно известны поговорки: «Собака лизнет — все болезни вылечит», «Кошка на больное место ложится». Слюна собак и кошек действительно обладает особыми свойствами. Не исключено, что они действуют как живые кварцевые лампы — стерилизаторы окружающей среды. Возможно, частичка Природы в виде ее домашних представителей заботится о нашем здоровье, создавая своеобразное оздоровительное биополе.

По данным тех же американцев, в странах Европы 90 процентов семей держат какое-нибудь домашнее животное. Это могут быть песик или птичка, хомячок или рыбки в аквариуме. А уж цветы в горшках имеются, наверное, у 99 процентов населения.

Чем это вызвано? Модой? Привычкой?

Да нет, просто человек, насильно вырванный из естественной среды обитания, пытается внести в свои квартиры-клетки хоть какую-то долю живой Природы.

В нашей стране в доперестроечный период очень любили бороться за что-нибудь. «За перевыполнение плана», «за братство народов», «за любовь к природе», «за сохранение лесонасаждений»… Бороться не надо. Мы же не боремся за нормальный аппетит или спокойный сон. Мы стараемся иметь нормальный аппетит и спать в покое. За Природу не надо бороться. И говорить о любви к ней столь же абсурдно, как клясться в дружбе своей коже или объясняться в любви воздуху, которым дышим. Просто следует относиться к ней так, как мы относимся к родителям, даже не всегда хорошим; как мы относимся к своему телу, пусть часто безалаберно; как относимся к самой жизни, не всегда приятной, но все равно чудесной.

И никогда не забывать, что все вокруг живое. Сломал ветку — будто сломал палец у товарища, налил бензин в ручей — будто нагадил в чайник соседу, поджег рощу — спалил дом…

Закончить тему хочется великолепным четверостишием Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Другие сочинения по этому произведению

Митраша и Настя С лесом надо дружить. Единство человека и природы в сказке-были Пришвина “Кладовая солнца” Анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Чему научила меня сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Герои повести М. Пришвина «Кладовая солнца» Настя и Митраша

Человек и природа «Кладовая Солнца» оказываются связанными друг с другом. Каждое природное явление, каждый представитель растительного и животного миров являются действующими лицами в произведении Михаила Михайловича Пришвина.

Взаимодействие

М. М. Пришвин в своем рассказе показывает, что человек является частью природы. Вся природа подобна живым существам: животные и птицы говорят друг с другом, деревья живут собственной жизнью.

Само название произведения подчеркивает значимость болота. «Кладовой солнца» называется Блудово болото, хранившее уникальные растения. На фоне богатства окружающей среды писатель смог показать и богатство человеческой души.

Читатель видит все красоты природы своими глазами, он чувствует запахи, слышит звуки разговоров животных. Природа в сказке одушевлена, она является действующим лицом. Природа способна оказывать влияние на человека. Какие-то природные явления для человека являются друзьями, какие-то - врагами, которые негативно сказываются на жизнедеятельности людей.

Помощники

Настя и Митраша отправляются в лес за клюквой. Эта ягода является «целебной», она помогает человеку. Читатель узнает из произведения, что это за ягода, где она растет и как ее можно собрать. Писатель дает краткое пособие для людей.

Когда дети входят в лес, природа разговаривает с ними: животные и птицы «закрякают в ответ, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами этими ответить» ребятам.

Когда же Митраша попадает в беду, природа начинает грустить и сожалеть о том, что мальчик не послушался свою сестру.

Так, природа способна сочувствовать человеку, искренне переживать за него и помогать. Например, ель, когда место для человека безопасно, готова своими ветками гладить прохожего по голове, когда же место опасно - она хочет ударить человека, чтобы он не захотел пойти дальше.

Главный помощник детей в произведении - собака Травка. Это самый настоящий друг человека. Травка жила для своего хозяина Антипыча, она охотилась не ради себя, а ради него. Жизнь собаки - пример истинной преданности природы человеку. Она по-настоящему любила своего хозяина, он был для нее целым миром. Собака не верила в смерть Антипыча, она искала его по всему лесу.

Именно благодаря Травке Митраше удалось выбраться из болота, которое его затянуло очень глубоко. Без посторонней помощи он бы не смог выжить. Собака спасла жизнь главного героя.

Враги

Главным врагом в произведении называется волк. В селе, которое было местом жизни главных героев, остался лишь один волк - хитрый и сильный Серый помещик. Для каждого жителя он был негативным гостем, потому что ему удалось перерезать всех овец.

Рассказчик говорит о том, что волк пытается обмануть людей своим воем, похожим на собачий вой: «Но ты, прохожий человек, если услышишь и у тебя поднимется ответное чувство, не верь жалости: воет не собака, вернейший друг человека, - это волк, злейший враг его, самой злобой своей обреченный на гибель».

Болото, хоть и является «кладовой Солнца», способно приносить вред человеку. Так, Митраша оказывается погруженным в болото, он понимал, что находится на грани жизни и смерти. И если бы не собака Травка, он бы не смог спастись, как не смогли этого сделать другие люди.

Болото показано в произведении с двух сторон: это и помощник человека, и его враг. Важно уметь найти общий язык с этим представителем окружающей среды.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Человек и природа «Кладовая Солнца», рассмотрит природные явления, которые помогали или же мешали Насте и Митраше в лесу.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению