Смотреть что такое "Снег" в других словарях. Проект: Откуда берется снег Почему идет снег для детей

Шеина Наталья

Развитие познавательной и продуктивной деятельности;

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей.

Предварительная беседа с детьми, рассматривание снега.

Откуда берется снег?

Наверное, каждый ребенок хотя бы раз задавал взрослым вопрос: «Откуда берется снег? Его что – Дед Мороз приносит?». Нужно объяснить малышу, откуда же появляется снег и почему летом идет дождь, а зимой – снег. А может быть, и Вы думаете, что снег и дождь идет из одних и тех же туч? Это не так! Давайте узнаем, как это происходит на самом деле. Предлагаю прочитать рассказ Н. А. Гурьевой «Снег» из книги «Знакомство с природой России». «В снегопад, при тихой безветренной погоде, из облаков на землю падают, точно маленькие парашютики, снежинки. Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды и идёт он из тех же туч, что и дождь. Но потом ученые доказали, что снег никогда не рождается из капелек воды. Водяной пар есть в воздухе всегда. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки. Оказывается, водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где очень холодно, и из них образуются крошечные кристаллики. Кристаллик растет, потому что к нему присоединяются другие крошечные кристаллики. Потяжелев, этот кристаллик начинает опускаться на землю. Падая, он продолжает расти и превращается в красивую звездочку – снежинку. Подставив варежку, можно поймать снежинку и полюбоваться ее узором. Кажется, что каждая снежинка не похожа на другие, но ученые сумели выделить несколько основных форм снежинок. Им, даже дали названия: звезда, пластинка, столбик, игла, пушинка, ёж, запонка. Форма снежинок зависит от погоды.

«Снежинка».

Константин Бальмонт

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную -

На землю просится.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Крутится бешено.

В лучах блистающих

Скользит умелая

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда хрустальная.

Лежит пушистая

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

Откуда берутся снежинки?

Почему все снежинки разные?

Идут зимние месяцы. В это прекрасное время года мы можем полюбоваться на белоснежные пушистые снежинки. А заодно многое узнать о них. Ведь мир природы удивителен! Но свои тайны он открывает только самым любознательным и внимательным. В нашем детском саду прошел конкурс который назывался «Снежинки - веселинки». Наши дети и родители проявили высокую творческую активность. Приятного путешествия в мир снежинок.







Публикации по теме:

МКДОУ №28 "Гусельки" Совместно с социальными партнерами ЦХТ Северная реализовали в детском саду проект "Откуда хлеб пришел на стол?" В.

Игра – основной вид деятельности дошкольника. Первые игры мы начинаем осваивать с педагогами группы и педагогом – психологом нашего сада.

В рамках тематической недели «Огонь - друг или враг» воспитанники старшей группы «А» МК ДОУ Павловского детского сада № 10 не только закрепляли.

Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Хочу предложить на ваше обозрение фотоотчет. Зима удивительное и волшебное время года. Я работаю.

Дошкольники старшей «А» группы МК ДОУ Павловского детского сада № 10 впервые совершили экскурсию за территорию детского сада. Цель.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Меня очень.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад №44 «Сказка»

Проектно-исследовательская работа

«Что такое снег?»

«Что такое лёд?»

Воспитатель:

Белянская Любовь Сергеевна

    Тип проекта – исследовательско-творческий

    Вид проекта – групповой, краткосрочный

    Вид детской деятельности – познавательно-исследовательская

    По составу участников: дети старшей группы

Цель:

    Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.

    Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

    Активизация словаря: опыт, гололед, снегопад, оттепель.

Задачи исследования:

    Узнать, что такое снег и как он образуется.

    Узнать, почему скрипит снег.

    Изучить свойства снега.

    Рассмотреть формы снежинок.

Определить чистоту снега.

    Узнать, что такое лед.

    Формы нахождения.

    Месторождения и образование льда.

    Структура льда.

    Что такое снежинка.

Методы исследования :

    Изучение природоведческой литературы по данной теме;

    Наблюдения;

    Проведение опытов;

    Анализ полученных результатов путем сравнения.

Объект исследования : снег и лед.

I этап – Информационно-технологический :

    Подбор материала по теме проекта;

    Составление перспективного плана работы с детьми и сотрудничества с родителями.

I I этап – Практический:

    Экскурсия на участок с целью наблюдения за зимними природными явлениями (снег, иней на деревьях, гололед);

    Работа с иллюстрациями «Природные явления»;

    Целевая прогулка – эксперимент: свойства снега: легкий, рыхлый. Изготовление снеговика;

    Составление рассказов детьми «За что я люблю зиму»;

    Научно - экспериментированная деятельность «Свойства снега»;

    Рисование на тему «Снежные забавы»;

    «Лаборатория Всезнайки» - экспериментирование

со льдом.

III этап – Результативный:

    Папка-передвижка «Снежные забавы»;

    Фотогазета « Мы - исследователи»;

    Снежный городок на территории детского сада.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА :

    Расширение экспериментальным путем знаний у детей о свойствах снега и льда.

    Возможность найти решение познавательной задачи и умение делать выводы.

    Проявление интереса к исследовательской деятельности.


Свойства снега и льда.

Опыт 1. Снег мягкий, легкий. Лед плотный и хрупкий. Вывод: Снег легче песка, так как он состоит из снежинок. Лед легко раскалывается.

На мягком снегу видны следы. Снег очень легкий!

Мы проверили – лед хрупкий!

Опыт 2. Снег скрипит.

Вывод : Скрип снега слышен при морозе. Основной причиной хруста снега считается ломание кристалликов, из которых состоит снежинка.

Опыт 3. Определение прозрачности и цвета.

Вывод: Картинку под снегом не видно. Лед прозрачный, а снег – непрозрачный. Снег белый, лед бесцветный



Сквозь льдинку видно друга!

Опыт 4. Снег и лед легче воды.

Лед плавает в воде.

Опыт 5. Воздействие температуры.

Вывод: Под действием тепла снег и лед превратились в воду. В тепле снег и лед быстро тает. Но снег тает быстрее льда.


Ладошки холодные и мокрые!

Опыт 6. Образование льда . Изготовление цветных льдинок.

Вывод: На морозе вода превращается в лед.


Наливаем цветную воду и …на мороз.

Ура! Льдинки готовы!

Опыт 7. Что такое иней.

Вывод: Снег и иней − одно и тоже. Только есть разница в том, что снежинки − это пар, который замерз в облаках, а иней − это пар, который замерз на стекле, железе, ветках.


Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой.
А весною на весу
Превращается в росу. (Иней)

Опыт 8. Ледяной секретик.

Вывод: Лед прозрачный и хрупкий, скользкий. Поэтому очень опасный для человека, если не соблюдать осторожность.


Где можно встретить лед?

Существуют такие разновидности льда, как озерный лед, морской, речной.

Всем знакомы ледяные сталактиты, по-простому названные «сосульками». Эти сосульки растут везде на поверхности при медленной кристаллизации (замерзании) капающей и стекающей воды при разнице температур. «Сосульки» обыденны и в ледяных пещерах.

Выводы исследования:

Снег − это вид атмосферных осадков, выпадающих на земную поверхность, состоящий из мелких кристаллов льда. При низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется. Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый и холодный, в тёплую погоду хорошо лепится, а в тепле быстро тает.

Иней − это пар, который замерз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах. Но иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах, это − изморозь .

Лед - является кристаллическим состоянием воды. Лед бесцветный, стеклянный блеск, прозрачный.

Снежинка – снежный кристалл в форме шести лучевого многогранника.

Обобщение знаний о свойстве снега и льда.

Состояние воды

Свойства

Прозрачность

Действие тепла

Другие свойства

Непрозрачный

Тает быстро, превращается в воду.

Не скользкий

Бесцветный

Прозрачный

Медленно тает, превращается в воду.

Плотный,твердый, упругий, хрупкий.

Снег и лёд – это зимние развлечения для ребят.


В результате проведенных опытов и наблюдений, мы узнали, что снег и лед – это замерзшая вода и их родство доказано.

Снег и лёд имеют огромное значение в жизни живой природы и человека. Снег нужен для защиты посевов от холода. В суровые морозные зимы в снег прячутся многие птицы. Прячутся мыши под снегом. Залегают в спячку медведь и барсук. В снегу укрывается в непогоду заяц. На дне глубоких водоемов в зимнее время температура не ниже 4 градусов. Ледяная крыша надёжно защищает от стужи.

Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Наша задача - поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности. Любознательность, жажда новых впечатлений, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, всё это распространяется на все сферы деятельности ребёнка.

«Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи.

« Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому ещё не известные». К.Э. Циолковский

Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

Без снега невозможно представить себе зиму, однако, откуда берется снег? Несмотря на то, что этот вопрос является, в некотором роде, детским, все же на него иногда не могут ответить грамотно даже взрослые. Под снегом подразумевается особенная форма атмосферных осадков, которая состоит из кристаллов льда очень малых размеров. Снег относится к обложным осадкам, выпадающие на земную поверхность.

Происхождение снега

По своей структуре снег всегда состоит из большого количества кристалликов льда очень мелких размеров. По своей сути, снег считается замерзшей водой. Из-за чрезмерной влажности, в вверху атмосферы давление является несколько ниже, а температура воздуха заметно прохладнее, именно данное явление объясняет, откуда берутся снег и лед в атмосфере. Далее пар постепенно кристаллизуется, как правило, это происходит обычно вокруг пылинок или других мелких частиц. Их еще называют центрами кристаллизации. Постепенно снежинка тяжелеет и падает вниз.

Почему снег белый

Белый цвет снега происходит от воздуха, который заключается в снежинке. Свет всех всевозможных частот отражается на поверхностях между кристаллами снежинки и воздухом, после этого он рассеивается. Заметим, что снежинки на 95% состоят из воздуха. Именно это обуславливает их низкую плотность и также их медленную скорость падения (около 0,9 км/ч) на земную поверхность. Самая крупная снежинка была зарегистрирована метеостанциями 28 января 1887 г. в Форт-Кео, Монтана в США. Ее диаметр составлял 15 дюймов (это около 38 см). В среднем, снежинки имеют диаметр около 5мм, а их средняя масса составляет 0,004 грамма.

Как же образуется снег

Как известно, снег - один из видов атмосферных осадков . А самое главное условие для его образования - холод . Вода начинает замерзать уже при 0°С . Сам снег образуется тогда, когда крохотные водяные капли в облаках тянутся к пылевым частицам и сразу замерзают . Так образуются кристаллики льда, размер которых поначалу не превышает 0,1 миллиметра (в диаметре). Затем они падают вниз и нарастают благодаря конденсации воздушной влаги . Здесь и образуются шестиконечные фигуры снежинок.


Примечательно, что ввиду строения молекул воды между сторонами снежинок получаются углы лишь в 60 или 120 градусов .

Подробнее об образовании снежинок

Белоснежному цвету снежинки обязаны воздуху , который заключается в их полостях. Попадая на кристаллики снежинки, свет самых разных волн отражается и рассеивается. Сами кристаллы переливаются множеством цветов.


Любая снежинка содержит в себе ~95% воздуха. Именно поэтому они обладают очень низкой плотностью и замедленной скоростью падения .

Самые крупные снежинки в истории наблюдались в конце января 1887 года в Штате Монтана (). Одна из найденных там «снежинок» обладала размером 37 на 20 сантиметров ! Позже, в 1971 году в Братске были найдены снежинки размеров около 20 на 30 сантиметров . При всём этом, нормальный размер у среднестатистической снежинки редко превышает 5 миллиметров в диаметре (масса в районе 0,005 граммов ).


Виды образования снега

Снежные осадки могут принимать весьма разные формы. Они зависят напрямую от воздушной температуры и силы ветра . Вот основные снежные формы:

  • снежные кристаллы . Это индивидуальные и самостоятельные ледяные образования. Могут обладать симметрией;
  • снежинки . О которых я и говорил. Это набор снежных кристаллов, которые были свободно слиты в комок;
  • иней . Сильно переохлаждённые водяные капли, застывающие при касании земной поверхности;
  • «крупа» . Это свободно связанные оледеневшие капли воды. Их часто зовут «мягким градом»;
  • град . Крупные кусочки льда, могут достигать внушающих размеров.

Вот так по-разному может образовываться обычный снегопад.

Чередниченко Елена

Откуда берется снег.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Ведение______________________________________________________ 2

Что такое снег и как он образуется _______________________________ 3

Почему скрипит снег.__________________________________________ 3

Свойства снега._______________________________________________ 4

Почему все снежинки разные и имеют такую красивую форму_______ 5

Вывод _______________________________________________________ 5

Список литературы.____________________________________________ 6

Приложение 1. ________________________________________________ 7

Приложение 2.________________________________________________ 9

Приложение 3. _______________________________________________ 10

Введение.

Проект «откуда берется снег?»

Нет! Ну, вы это видели? Белые хлопья падают с неба и тают на носу. Откуда берутся эти холодные пушинки? Кто выдавливает на них такие причудливые узоры, которые никогда не повторяются? Почему он и холодный и теплый, и колючий и мягкий, и искристый и поглощающий всякий свет?
Откуда берется, в принципе понятно, - падает сверху, а кто его бросает оттуда? А самое главное - зачем бросает? Нет, ну я не против, мне даже нравится, ведь без этого белого одеяла зима такая безобразная, серая, скучная, тоскливая.
Но я бы хотела подружиться с этим дизайнером, его фантазия неиссякаема, он источник вдохновения для многих талантливых людей. Не было бы снега, кто б услышал "Зима. крестьянин торжествуя..." или "Если снежинка не расстает..." или "А снег идет, а снег идет...". Ни хоккея, ни бобслея, ни коньков. А из чего бы мы лепили Снежных баб, Снеговиков, замки?
Снег. Я обязательно узнаю откуда ты берешься и расскажу всем! Ведь если спрашивают "Откуда берется снег?", значит это кому-нибудь нужно!

Объект исследования: снег

Предмет исследования: причины появления и физические свойства снега.

Цель моей работы:

Исследовать, что такое снег, изучить его свойства.

Для выполнения этой цели мы поставили перед собой такие задачи исследования:

  • Узнать, что такое снег и как он образуется.
  • Узнать, почему скрипит снег.
  • Изучить свойства снега.
  • Узнать, можно ли иней считать снегом.
  • Рассмотреть формы снежинок.
  • Определить чистоту снега.

Гипотеза: Предположим, что снежинки нам посылают инопланетяне с Марса.

Методы исследования:

  • изучение природоведческой литературы по данной теме;
  • прямые и косвенные наблюдения;
  • проведение опытов;
  • анализ полученных результатов путем сравнения.

Что такое снег и как он образуется.

Откуда взялся снег? Легенда гласит, что восставшие ангелы в момент падения теряли свои белоснежные крылья. Так и появился снег.

Я спросила маму: Интересно откуда зимой берутся облака ведь зимой вода не испаряется?

Вода испаряется всегда, - сказала мама, только зимой она испаряется медленнее.

Но ведь Земля огромная, смотри сколько снега лежит. Вот и наберется туча. Кроме того тучи к нам из жарких стран приходят. Замерзает пар в туче, и получается снег.

Раньше думали, что снег-это замерзшие капельки воды. Только недавно была разгадана тайна снежинок. Снег никогда не родится из капелек воды.

Водяные пары поднимаются высоко-высоко в небо, где очень холодно и сразу же, из водяных паров, образуются крошечные льдинки-кристаллики. Но это ещё не снежинки. Кристаллик постоянно растёт, развивается, и, наконец, превращается в удивительно красивую звёздочку, у которой шесть хрупких, нежных лучиков. Нет ни одной снежинки, которая была бы похожа одна на другую.

Эти снежинки собираются вместе в одну дружную семью-тучку, медленно-медленно опускаются и падают на землю.

Почему скрипит снег.

Снежинки имеют форму шестиугольника. При температуре не выше -6 градусов, снег начинает, при ходьбе по нему или сдавливании в руках, издавать характерный скрип. Если температура поднимется выше указанной, скрип слышен не будет. Существует две причины возникновения данного явления:

снег состоит из снежинок, представляющие собой кристаллы, в которые превращаются капли воды в снежных облаках. Во время перелома этих кристаллов и слышен скрипящий или хрустящий звук.

трение кристаллов снега друг об друга при смещении.

Чем ниже температура, тем тверже становятся снежные кристаллы, тем выше становится хрупкость. Интересно можно определить температуру на слух по звуку ломающихся снежинок?
Ведь каждой температуре соответствует своя тональность скрипа.

Свойства снега .

Мы набрали в чашу снег и определили.

Наблюдение 1. В чаше –снег. Он белого цвета

Наблюдение 2. Снег не прозрачен.

Наблюдение 3. Потрогав палочкой я поняла что он рыхлый

Наблюдение 4. В тепле снег превратился в воду.

Вывод: Снег белый, непрозрачный, рыхлый превращается в воду.

Мама сказала подыши на железный ключ и ты узнаешь. Ключ стал покрывать инеем и чем дольше я дышала тем слой инея становился все толще, а сам иней все пушистее. Я провела варежкой и иней посыпался вниз. Только уже нельзя было понять что сыпется иней или снег. Значит снег и иней это одно и тоже. Снежинки это пар который замерз в облаках. А иней это пар который замерз на стекле, железе, деревьях и других предметах.

Почему все снежинки разные и имеют такую красивую форму?

Лед из которого состоит снег сделан из крошечных частичек, которые нельзя увидеть даже в микроскоп. Эти частички имеют форму маленьких шестиугольников.

Когда они слипаются вместе они никак не могут слепится в круг или квадрат. Вот и получается шестиконечная звездочка.

Мы вырезали из бумаги шестиугольники и как я не старалась у меня получались только разные звездочки.

Из литературы мы узнали, что снежинка – это скопление маленьких кристаллов льда, которые отражаются друг от друга, потому у снега белый цвет. А настолько ли он чист и бел как нам кажется. Я взяла белую чашку и набрала снег, он казался очень и очень чистым. Но когда он растаял я увидела что на дне чаши было много разных частичек и грязь.

А з наете ли вы, что снег не всегда бывает белым? Во многих регионах мира людям приходилось видеть его красным, зеленым, голубым и даже черным! Причиной подобного разнообразия цветов являются крошечные бактерии, грибки, а также пыль, содержащиеся в воздухе и поглощаемые снежинками, когда те опускаются на земную поверхность.

Вывод: Нет наша гипотеза не подтвердилась снег нам посылают не инопланетяне с Марса, а образуется он где-то далеко где на океан светит солнышко, вода в нем нагревается и испаряется (как в чайнике). когда она долетает до неба получаются облака. они плывут в разные страны. если попадают в теплые страны из них идет дождь, а если в холодные, то дождь замерзает и становиться снегом.

Приложение. 1. Стихотворения о снеге.

В час предрассветный добрый волшебник

Тихо по городу шел

В инее стали ветви березок

А на земле белоснежный ковер

Белый снежок укрывает дорожки

В инее чудном деревья стоят

Добрый волшебник, незримый художник

Город одел в белоснежный наряд

Села мне на рукавицу
Белая снежинка
И нахохлила, как птица,
Ледяную спинку.
Замерла тихонько я,
Чтоб не улетела.
Скоро варежка моя
Станет белой-белой

*****************************

У матушки тучи, за белой горою,
Родилась снежинка холодной порою.
Студеная буря дочурку качала,
В туманы ночные ее пеленала.
А выросла дочка и просит у тучи:
- Ах, мама! Покину я горные кручи!
Ах, матушка туча, я вниз полечу,
Я землю потрогать ладошкой хочу.

*****************************

БЕРЁЗА

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

ВЕТХАЯ ИЗБУШКА

Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег...
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом...
В снежном доме будет
Резвая игра...
Пальчики застудят, -
По домам пора!
Завтра выпьют чаю,
Глянут из окна -
Ан уж дом растаял,
На дворе - весна!

********************************

Николай Некрасов

СНЕЖОК

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

***************************************************************************

Приложение 2. Загадки.

Выгляну в оконце - лежит белое суконце.
Всю зиму лежит, а весной убежит!

Он летает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
Он на солнышке - румяный, под луной он - голубой.
Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой -
Он и белый, и лохматый, и пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой, назови его, ответь!

Плыла лебедь сытая, вниз кидала-сыпала на поля-озерушки, белый пух да перышки.

Бел как мел, с неба прилетел. Зиму пролежал, в землю убежал.

Хоть у него и красок нет, но красит все он в белый цвет.

Он все время занят делом, он не может зря идти.
Он идет и красит белым все, что видит на пути.

СНЕГ

***************************************************************************

Приложение 3 .Пословицы, поговорки, приметы о снеге и метели

Где зима без снега - там и лето без хлеба.

Больше снега на полях - больше хлеба в закромах.

И снег на зонте будет легок, если подумаешь о том, что это твой снег.

Много снегу - много хлеба, много воды - много травы.

Где снег, там и след: не было снегу, не было и следу.

Будет снег глубок - будет и год хорош.

И зимою б съел грибок, да уж очень снег глубок.

Не первый снег на голову.

Коль за дело сумеешь взяться - и снег загориться, а коль не сумеешь, то и масло не вспыхнет. Больше снега на полях - больше хлеба в закромах.

Не то снег, что метет, а то, что сверху идет.

Задержишь снег на полях зимой - будешь с хлебами осенью.

Снега надует-хлеба прибудет, вода разольется - сена наберется.

Пусть снег холодный, а от стужи укрывает.

Как ни мойся, а белее снега не будешь.

Белый снег на черную землю, и то к лицу.

Вьюги и метели под февраль налетели.

У врагов шинели не по нашей метели.

Январю-батюшке - морозы, февралю - метели.

Боюсь я тебя, как прошлогоднего снега.

Был бы дождь, да снег помешал.

Зима пройдет, и снег сойдет, а что посеяно - взойдет.

Кривая береза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.

Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю.

Выполнила

ученица 5«В» класса

МБОУ СОШ №1

г.Ардон

Чередниченко Елена Олеговна

Исследовательский проект.

Руководитель проекта

Чередниченко Оксана Викторовна.

Учитель географии.

МБОУ СОШ №1

г. Ардон

г. Ардон 2014г.