Состав еаэс. Евразийский экономический союз. Цели и история создания

Мир с каждым годом все дальше идет по пути глобализации и интеграции. Крепнут связи внутри экономических и политических союзов, появляются новые межгосударственные объединения. Одной из таких организаций является Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Давайте подробнее узнаем о работе этого регионального объединения.

Суть ЕАЭС

Что же представляет собой Евразийский экономический союз? Это международное объединение, направленное на экономическую интеграцию ряда стран, расположенных в Европе и Азии. В настоящее время в него входят только ряд государств бывшего Советского Союза, но это не означает, что теоретически ЕАЭС не может расширяться за границы существовавшего ранее СССР.

Нужно отметить, что члены Евразийского экономического союза расширяют сотрудничество между собой не только в экономическом плане, но также в политическом и культурном аспекте.

Цели организации

Главная цель, которую перед собой ставит Евразийский экономический союз, - углубление экономического взаимодействия между странами, входящими в него. Это находит выражение в локальных задачах, таких как стимулирование товарообращения между странами, снятие таможенных и налоговых ограничений при торговле, развитие сотрудничества и разработка общих экономических проектов. Результатом углубления сотрудничества должен быть рост экономик стран-участниц и повышение уровня жизни их граждан.

Основным инструментом достижения стратегической цели является обеспечение свободной торговли, что выражается в беспрепятственном перемещении товарных ценностей, капиталов, рабочей силы и других ресурсов в границах ЕАЭС.

Предыстория создания

Давайте выясним, как образовалась такая организация, как Евразийский экономический союз.

Началу реинтеграции государств на просторах бывшего СССР положило создание СНГ. Договор о формировании данного образования в декабре 1991 был подписан между главами РСФСР, Беларуси и Украины. Позже, до 1994 года включительно, к нему присоединились все советские республики, кроме стран Прибалтики. Правда, Туркменистан принимает участие в организации на правах ассоциации, парламент Украины так и не ратифицировал соглашение, поэтому, хотя страна является учредителем и участником объединения, но юридически не его член, а Грузия в 2008 году вышла из СНГ.

Вместе с тем за время своей работы институты Содружества показали свою низкую эффективность. Решения органов СНГ фактически не были обязательными для его членов и зачастую не исполнялись, а экономический эффект от сотрудничества был минимальным. Это заставило задуматься правительства некоторых стран региона о создании более эффективных систем взаимодействия.

Заявление о необходимости создания более тесного союза, чем СНГ, который подразумевал бы системную интеграцию экономик стран-участниц, а также общую оборонную политику, высказал президент Казахстана. По аналогии с Европейским союзом он назвал гипотетическую организацию Евразийским союзом. Как видим, название прижилось и в будущем было использовано при создании новой экономической структуры.

Следующим шагом на пути взаимной интеграции было подписание в 1996 году между лидерами России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Казахстана Договора об углублении интеграции. Его действие охватывало как экономическую, так и гуманитарную сферы.

ЕврАзЭС – предшественник ЕАЭС

В 2001 году интеграционные стремления вышеуказанных стран, а также присоединившегося к ним Таджикистана нашли выражение в создании полноценной международной организации – Евразийского экономического сообщества. В 2006 году участником ЕврАзЭС стал Узбекистан, но всего лишь по прошествии двух лет приостановил свое участие в организации. Статус наблюдателей получили Украина, Молдова и Армения.

Целью данной организации было углубление экономического сотрудничества в регионе, а также реализация некоторых задач, с которыми не справилось СНГ. Она являлась закономерным продолжением тех интеграционных процессов, которые были запущены договором 1996 года, а Евразийский экономический союз стал итогом общих усилий.

Организация Таможенного союза

Одной из главных задач ЕврАзЭС была организация Таможенного союза. Он предусматривал единую таможенную территорию. То есть в границах этого межгосударственного объединения при перемещении товаров таможенные пошлины не взимались.

Договор об образовании Таможенного союза между представителями Казахстана, России и Беларуси был подписан ещё в 2007 году. Но прежде чем организация смогла бы начать полноценно функционировать, каждой из стран-участниц предстояло внести соответствующие изменения во внутреннее законодательство.

ТС начал свою деятельность с января 2010 года. Прежде всего это было выражено в формировании одинаковых таможенных тарифов. В июле начал действовать Единый таможенный кодекс. Он послужил фундаментом, на котором держится вся система ТС. Так был сформирован Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который действует по нынешнее время.

В 2011 году начала функционировать общая таможенная территория, что означало отмену всех таможенных ограничений между странами ТС.

На протяжении 2014-2015 годов в Таможенный союз вступили также Кыргызстан и Армения. Представители властных структур Туниса и Сирии выразили пожелание о вхождении их стран в будущем в организацию ТС.

Таможенный союз и Евразийский экономический союз, по сути, являются составляющими одного и того же регионального интеграционного процесса.

Образование ЕАЭС

Евразийский экономический союз - итоговый результат интеграционных устремлений ряда стран бывшего Советского Союза. Решение о создании данной организации было принято на саммите глав членов ЕврАзЭС ещё в 2010 году. С 2012 года начало функционировать Единое экономическое пространство, на базе которого и планировалось образование ЕАЭС.

В мае 2014 года между главами Казахстана, России и Беларуси был согласован договор о создании данной организации. Фактически он вступил в силу с начала 2015 года. В связи с этим фактом ЕврАзЭС был ликвидирован.

Страны-участницы

Изначально странами-учредителями организации ЕврАзЭС являются государства, которые более всего были заинтересованы в экономической интеграции в регионе. Это Казахстан, Беларусь и Россия. Позже к ним присоединились Армения и Кыргызстан.

Таким образом, в настоящий момент государства-члены Евразийского экономического союза представлены пятью странами.

Расширение

Единый Евразийский экономический союз не является структурой с неизменными границами. Гипотетически его членом может стать любая страна, подходящая под требования организации. Так, в январе 2015 года членом союза стала Армения, а в августе к организации присоединился Кыргызстан.

Наиболее вероятным претендентом на вхождение в сообщество является Таджикистан. Данная страна тесно сотрудничает с государствами ЕАЭС в рамках других региональных организаций и не остается в стороне от интеграционных процессов. Таджикистан является членом СНГ, организации коллективной защиты ОДКБ, в свое время являлся полноправным участником сообщества ЕврАзЭС, которое прекратило существование после начала функционирования ЕАЭС. В 2014 году президент Таджикистана заявил о потребности изучения вопроса о возможности вхождения страны в ЕАЭС.

В 2012-2013 годах проводились переговоры о возможном будущем вступлении в организацию Украины, так как региональное сотрудничество без этой страны, по мнению экспертов, не могло дать максимального эффекта. Но политическая элита государства была настроена на интеграцию в европейском направлении. После свержения правительства Януковича в 2014 году вероятность вступления Украины в ЕАЭС может быть реальной только в долгосрочной перспективе.

Органы управления

Члены Евразийского экономического союза сформировали органы управления этой международной организации.

Высший евразийский экономический совет - орган управления ЕАЭС самой высокой степени. В него входят главы, которые представляют государства Евразийского экономического союза. Данный орган решает все самые важные вопросы стратегического характера. Проводит собрание он раз в год. Решения принимаются исключительно в единогласном порядке. Страны Евразийского экономического союза обязаны исполнять все постановления Высшего совета ЕАЭС.

Естественно, что орган, собирающийся раз в год, не может в полной мере обеспечить постоянное функционирование всей организации. Для этих целей была создана комиссия Евразийского экономического союза (Евразийская экономическая комиссия). В задачи этой структуры входит подготовка и реализация конкретных интеграционных мер, которые предусмотрены общей стратегией развития, выработанной Высшим советом. На данный момент в комиссии работает 1071 человек, которые получили статус международных служащих.

Исполнительным органом комиссии является Коллегия. В её состав входит четырнадцать человек. По сути каждый из них является аналогом министров в национальных правительствах и отвечает за конкретное направление деятельности: экономика, энергетика, таможенное сотрудничество, торговля и т. д.

Экономическое взаимодействие

Главной целью создания ЕАЭС является углубление экономической интеграции между странами региона. Поэтому неудивительно, что в задачах организации экономика стоит на первом месте.

В границах организации действует Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, приятый ещё в 2010 году, до начала функционирования ЕАЭС. Он предусматривает свободное перемещение товаров без контроля на таможне на территории всех стран организации.

Применение экономических инструментов, предусмотренных концепцией развития ЕАЭС, призвано снизить стоимость товаров, которые пересекают границу, из-за отсутствия на них таможенной наценки; увеличить конкуренцию, что должно вызвать рост качества продукции; привести налоговое законодательство во всех странах к единому знаменателю; повысить ВВП членов организации и благосостояние их граждан.

Критика

Вместе с тем существует множество критических отзывов о работе ЕАЭС среди экономических аналитиков. Причем они имеются как у ярых противников существования подобной организации, так и у её умеренных сторонников.

Так, критике подвергается то, что фактически проект был запущен раньше, чем проработаны все нюансы работы его механизмов и достигнуты договоренности о перспективах ЕАЭС. Отмечается также и то, что на самом деле союз преследует не столько экономические цели, сколько политические, а в экономическом плане он не выгоден для всех его членов, в том числе и для России.

Перспективы

В то же время перспективы у ЕАЭС при правильном выборе экономического курса и согласованности действий между участниками выглядят довольно неплохими. Значительный экономический эффект заметен даже в условиях санкций, наложенных на Россию странами Запада. В перспективе планируется, что эффект от участия в ЕАЭС выразится в 25-процентной прибавке ВВП у всех его участников.

Кроме того, существует вероятность дальнейшего расширения организации. Многие страны мира заинтересованы в сотрудничестве с ЕАЭС без вступления в союз. Например, между сообществом и Вьетнамом в скором времени начнет действовать зона свободной торговли. Заинтересованность в установлении подобных отношений высказали также правительства Ирана, Китая, Индии, Египта, Пакистана и ряда других государств.

Промежуточные итоги

Говорить о том, насколько удалась реализация ЕАЭС, пока ещё рано, ведь организация функционирует чуть больше года. Вместе с тем определенные промежуточные итоги можно подвести уже прямо сейчас.

Большим достижением является даже то, что организация действительно работает, а не является созданной просто для галочки структурой. Особенно это значимо в условиях международных экономических санкций против страны, которая, по сути, является цементирующей основой союза – России.

В то же время, несмотря на множество положительных моментов, следует отметить, что все-таки ЕАЭС функционирует не настолько четко, как хотелось бы тем, кто видел будущее этой организации только в радужном цвете. Существует множество разногласий как на уровне высшего руководства стран-участников, так и в плане согласования мелких деталей, что приводит к снижению эффективности экономической отдачи данного проекта в целом.

Но будем надеяться, что недоработки со временем разрешатся, и ЕАЭС превратится в четкий механизм, эффективно работающий на благо всех его членов.

Правовые основы ЕАЭС

Основные положения. Статья 1.

  1. … Евразийский экономический союз (далее — Союз, ЕАЭС), в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.
  2. Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.

Цели Союза. Статья 4.

Основными целями Союза являются:

  • создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
  • стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;
  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Основополагающие принципы и нормы функционирования ЕАЭС. Статья 3.

  • уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности;
  • уважение особенностей политического устройства государств-членов;
  • обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов Сторон;
  • соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции;
  • функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов.

Принцип режима наибольшего благоприятствования в торговле - экономический и юридический термин, означающий установление в международных договорах и соглашениях положений, при которых каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, её физическим и юридическим лицам не менее благоприятные условия в области экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его физическим или юридическим лицам.

Вышеуказанный принцип закреплен в положениях ст.1 Генерального соглашения о тарифах и торговле 1947 года – основополагающего документа Всемирной торговой организации, нормы и принципы функционирования которой принимаются во внимание при применении положений Договора о ЕАЭС (преамбула Договора о ЕАЭС).

Принцип свободного движения капитала, товаров, услуг и рабочей силы, предусматривающий возможность субъектов экономических отношений беспрепятственно осуществлять свою деятельность в пределах Единого экономического пространства, а, следовательно отсутствие ограничений на национальном уровне

История ЕАЭС

Этап «институциональной интеграции»

Приход к власти в Российской Федерации Владимира Путина и определенная стабилизация социально-экономического положения в ключевых странах Евразийского сообщества в начале 2000-х годов позволило лидерам данных стран приступить к более серьезным подходам в интеграции. В этот период были учреждены наиболее важные интеграционные структуры - ЕврАзЭС и ОДКБ, которые, однако, долгое время еще не реализовывали свой полный потенциал, отчего его можно именовать этапом «институциональной интеграции».

В 2000 году Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан в целях повышения эффективности взаимодействия, развития процессов интеграции и углубления сотрудничества в различных областях учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В 2006 году к Сообществу присоединился Узбекистан. Приоритетами новой международной организации были обозначены повышение эффективности взаимодействия и развитие интеграции.

В 2003 году президенты Беларуси, Казахстана, России и Украины, исходя из концепции разноуровневой интеграции, в рамках СНГ заключили Соглашение о формировании Единого экономического пространства с целью создания условий для стабильного и эффективного развития экономик государств и повышения уровня жизни их населения.

В августе 2006 года на неформальном саммите глав государств – членов Евразийского экономического сообщества в г. Сочи было принято решение об активизации работы по формированию Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России с дальнейшим возможным присоединением к нему Кыргызстана и Таджикистана.

На основе достигнутых на саммите договоренностей Беларусь, Казахстан и Россия в октябре 2007 года подписали Договор о создании единой таможенной территории и формирования Таможенного союза.

Этап «фактической интеграции»

Однако, лишь наступление финансово-экономического кризиса, разразившегося в 2008 году по всему миру, простимулировало поиск новых моделей минимизации экономических рисков и устойчивого развития и окончательно обусловил активизацию региональных интеграционных процессов.

В июне 2009 года высший орган Таможенного союза определил этапы и сроки формирования единой таможенной территории Таможенного союза (ТС), обозначив 1 января 2010 года как начало первого этапа ее формирования.

К 1 января 2012 года была сформирована правовая база ЕЭП - рынка со 170 млн потребителей, унифицированным законодательством, свободным передвижением товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В основе ЕЭП лежат согласованные действия в ключевых областях регулирования экономики: в макроэкономике, сфере конкуренции, в области промышленных и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, энергетики, тарифов естественных монополий. Для населения и бизнес-сообщества выигрыш от ЕЭП очевиден. Предприниматели имеют равный режим доступа на общий рынок трех стран, могут свободно выбирать, где им регистрировать свои фирмы и вести бизнес, без излишних ограничений продают товары в любом из государств-членов ЕЭП, имеют доступ к транспортной инфраструктуре и т. д. Создание и поэтапная отладка механизмов работы единого рынка - важная часть планов государств-членов ТС и ЕЭП по переходу от сырьевой экономики к инновационной.

2 февраля 2012 года приступила к работе Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - впервые в двадцатилетней истории евразийского интеграционного процесса был создан постоянно действующий наднациональный регулирующий орган, имеющий реальные полномочия в ряде ключевых сфер экономики. ЕЭК обеспечивает условия функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, разработку предложений по дальнейшему развитию интеграции.

2013 год стал одним из наиболее знаковых периодов в совершенствовании и развитии евразийских интеграционных процессов. В частности, продолжилась работа по обеспечению присоединения Кыргызской Республики к евразийскому интеграционному проекту, начало которой было положено решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, принятым еще в 2011 году.

В мае 2013 года подписан Меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Кыргызской Республикой. Цель заключения Меморандума - поддержание и развитие сотрудничества, основанного на принципах взаимного уважения, углубление взаимодействия Кыргызской Республики с государствами-членами ТС и ЕЭП в различных сферах экономики.

3 сентября 2013 года Президент Армении Серж Саргсян заявил о намерении своей страны вступить в ТС и ЕЭП и интегрироваться дальше, участвуя в формировании Евразийского экономического союза. На заседании Высшего Евразийского экономического совета 24 октября 2013 года в Минске Президенты стран-участников рассмотрели обращение Республики Армения и поручили ЕЭК развернуть работу по присоединению. Созданная для этого Рабочая группа ЕЭК разработала соответствующую «дорожную карту».

24 декабря 2013 года «дорожная карта» по присоединению Республики Армения к ТС и ЕЭП была утверждена на заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств. Главами государств «таможенной тройки» и Армении было принято Заявление «Об участии Республики Армения в евразийском интеграционном процессе», приветствовавшее намерение Республики Армения присоединиться к ТС и ЕЭП и впоследствии стать полноправным членом Евразийского экономического союза.

В 2013–2014 годах Евразийская экономическая комиссия и уполномоченные органы Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации по поручениям Президентов своих стран вели активную подготовку Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). С его принятием завершилась кодификация международных договоров, составляющих нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В этот период состоялось 5 раундов переговоров по доработке проекта Договора, в которых приняли участие более 700 экспертов от государств-членов и ЕЭК. Итоговый документ, насчитывающий более 1000 страниц, состоит из 4 частей (включают в себя 28 разделов, 118 статей) и 33 приложений.

29 мая 2014 года в Астане в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета Президенты Александр Лукашенко, Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин подписали Договор о создании Евразийского экономического союза. Многие политики и эксперты назвали этот проект самым амбициозным и вместе с тем наиболее реалистичным, опирающимся на просчитанные экономические преимущества и взаимные выгоды. Широкие возможности открываются для бизнес-сообщества государств-участников: Договор дает «зеленый свет» формированию новых динамичных рынков с едиными стандартами и требованиями к товарам, услугам, капиталам, рабочей силе.

10 октября 2014 года в Минске подписан Договор о присоединении Республики Армения к ЕАЭС. Документ был принят на заседании Высшего Евразийского экономического совета, в котором участвовали главы входящих в него государств. В этот же день Президенты Александр Лукашенко, Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин одобрили «дорожную карту» по присоединению к Единому экономическому пространству Кыргызской Республики.

23 декабря 2014 года в Москве на заседании Высшего Евразийского экономического совета Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев подписал Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.

Евразийский экономический союз начал функционировать с 1 января 2015 года. Первым председателем высших органов объединения - Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, Евразийского межправительственного совета на уровне глав правительств и Совета ЕЭК на уровне вице-премьеров - стала Республика Беларусь.

Одновременно с 1 января 2015 года в ряде секторов, определенных государствами ЕАЭС, начал действовать единый рынок услуг, в рамках которого поставщикам услуг предоставлен максимальный уровень свободы.

Общее количество секторов услуг в едином рынке составляет 43. В стоимостном выражении это почти 50% от общего объема предоставления услуг в государствах Союза. В дальнейшем Стороны будут стремиться к максимальному расширению этих секторов, в том числе путем поэтапного сокращения изъятий и ограничений, что укрепит евразийский интеграционный проект.

Со 2 января 2015 года после завершения ратификационных процедур Республика Армения стала полноправным членом Евразийского экономического союза. В марте 2015 года на публичное обсуждение были представлены первые документы, в октябре 2015 года - последние из около сорока, которые странам ЕАЭС и Комиссии необходимо было принять до конца года для начала работы в Союзе общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий.

29 мая 2015 года страны ЕАЭС и Вьетнам подписали соглашение о создании зоны свободной торговли. Документ, предполагающий обнуление пошлин на 90% товаров, позволит к 2020 году увеличить товарооборот союзных государств и Вьетнама более чем в два раза. Соглашение положило начало последующей более тесной интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В мае 2015 года Президенты стран Евразийского экономического союза приняли решение о начале переговоров с Китаем по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Это пока не преференциальное соглашение, но важный этап в развитии экономического сотрудничества, упорядочивающий всю структуру отношений и создающий базу для дальнейшего движения. В том числе с целью возможного выхода в перспективе на соглашение о зоне свободной торговли. Для эффективной организации этой деятельности в октябре 2015 года Президенты приняли распоряжение о координации действий стран Союза по вопросам сопряжения строительства ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. Официальные стартовали в начале 2016 года.

12 августа 2015 года после реализации «дорожной карты» и завершения ратификационных процедур Кыргызская Республика стала полноправным членом Союза.

В октябре 2015 года на Высшем Евразийском экономическом совете Президенты пяти союзных стран утвердили Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года - важный документ, определяющий дальнейшую координацию национальных политик и пути повышения конкурентоспособности экономик государств Союза. Эффект от участия в ЕАЭС к 2030 году для государств-членов оценивается до 13% дополнительного прироста ВВП.

С 1 января 2016 года в Евразийском экономическом союзе начинается функционирование общих рынков лекарств и медизделий. Сформированная в ЕАЭС единая система в этой сфере позволит обеспечить их безопасность и качество, создать оптимальные условия для развития и повышения конкурентоспособности фармацевтической промышленности и медицинских изделий, производимых на территории стран Союза, вывода их на мировой рынок.

В течение последнего четырехлетнего периода, и особенно активно в 2015 году в связи с приобретением Союзом международной правосубъектности после подписания Договора о ЕАЭС, государстваучастники ЕАЭС совместно с ЕЭК укрепляли влияние Союза на внешнем контуре. Его авторитет и значение на международной арене заметно возросли. Это подтверждается не только расширением Евразийского экономического союза за счет присоединения к нему Республики Армения и Кыргызской Республики, но и ростом интереса к тесному сотрудничеству с ЕАЭС со стороны многих государств мира: Китая, Вьетнама, Израиля, Египта, Индии и других. Важным элементом стратегии экономического сотрудничества ЕАЭС должен стать и прямой диалог между Евразийской и Европейской комиссиями. Предпосылки к такому диалогу созданы.

В противовес мировым кризисным явлениям продолжается последовательная и успешная трансформация евразийского пространства на рыночных экономических принципах с сохранением политической независимости и сложившегося культурного своеобразия суверенных государств.

Институциональная структура ЕАЭС

В 2012–2015 годах была сформирована эффективная институциональная основа евразийской экономической интеграции: Евразийская экономическая комиссия со штаб-квартирой в Москве, Суд Евразийского экономического союза, располагающийся в Минске. Принято решение о создании к 2025 году финансового регулятора, который будет располагаться в Алматы.

Органами Евразийского экономического союза являются:

  • Высший Евразийский экономический совет;
  • Евразийский межправительственный совет;
  • Евразийская экономическая комиссия;
  • Суд Евразийского экономического союза.

Высший Евразийский экономический совет

Высший Евразийский экономический совет (Высший совет, ВЕЭС) является высшим органом Союза, состоящим из глав государств – членов Союза. Высший совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза.

Решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета принимаются консенсусом. Решения Высшего совета подлежат исполнению государствами – членами в порядке, предусмотренном их национальным законодательством.

Заседания Высшего совета проводятся не реже 1 раза в год. Для решения неотложных вопросов деятельности союза по инициативе любого из государств – членов или Председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.

Заседания Высшего совета проводятся под руководством Председателя Высшего совета. В заседаниях Высшего совета по приглашению Председателя Высшего совета могут участвовать члены Совета Комиссии, Председатель Коллегии Комиссии и иные приглашенные лица.

Евразийский межправительственный совет

Евразийский межправительственный совет (Межправительственный совет) является органом союза, состоящим из глав правительств государств – членов. Межправительственный совет обеспечивает реализацию и контроль за исполнением Договора о Евразийском экономическом союзе, международных договоров в рамках союза и решений Высшего совета; рассматривает по предложению Совета Комиссии вопросы, по которым не достигнут консенсус; дает поручения Комиссии, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках союза. Решения и распоряжения Евразийского Межправительственного совета принимаются консенсусом и подлежат исполнению государствами – членами в порядке, предусмотренном их национальным законодательством.

Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в год. Для решения неотложных вопросов деятельности союза по инициативе любого из государств – членов или Председателя Межправительственного совета могут созываться внеочередные заседания Межправительственного совета.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК)

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) представляет собой постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза, которая начала работать 2 февраля 2012 года на основе Приложения № 1 к Договору о ЕАЭС и Положения о Евразийской экономической комиссии. Основными задачами ЕЭК являются — обеспечение условий функционирования и развития союза, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках союза. ЕЭК осуществляет свою деятельность на основе принципов

  • обеспечение взаимной выгоды, равноправия и учета национальных интересов государств-членов;
  • экономическая обоснованность принимаемых решений;
  • открытость, гласность, объективность.

Суд ЕАЭС

Суд Евразийского экономического союза также является постоянно действующим судебным органом Евразийского экономического союза. Он начал свою работу с 1 января 2015 года на основе Договора о Евразийском экономическом союзе и Статута Суда Евразийского экономического союза. Цель деятельности Суда - обеспечение в соответствии с положениями Статута единообразного применения государствами-членами и органами союза Договора, международных договоров в рамках союза, международных договоров союза с третьей Стороной и решений органов союза. В состав Суда входят по два судьи от каждого государства-члена, срок полномочий каждого из которых - девять лет. Председатель Суда и его заместитель избираются на должности из состава Суда судьями Суда в соответствии с Регламентом и утверждаются Высшим Евразийским экономическим советом. Председатель Суда и его заместитель не могут являться гражданами одного и того же государства-члена. Статус, состав, компетенция, порядок функционирования и формирования Суда союза определяются Статутом Суда Евразийского экономического союза согласно Приложению № 2 к Договору о ЕАЭС. Суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора, международных договоров в рамках союза и (или) решений органов союза, по заявлению государства-члена или по заявлению хозяйствующего субъекта (Приложение № 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе, Статут Суда Евразийского экономического союза).

Таким образом, из вышеизложенного очевидно, что формирование ЕАЭС было крайне динамичным и проходило в короткие сроки. Также в достаточно короткий период былм сформированы основные институты блока, обеспечивающие его функционирование. Подобное развитие было обусловлено как внутренними потреностями государств-членов, так и действие внешних факторов.

Блоки и департаменты (направления работы) ЕЭК

Блоки (направления работы) ЕЭК (2016):

Председатель Коллегии Армения
Член Коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Казахстан
Член Коллегии (Министр) по основным направлениям интеграции и макроэкономике Россия
Член Коллегии (Министр) по вопросам технического регулирования Белоруссия
Член Коллегии (Министр) по промышленности и агропромышленному комплексу Белоруссия
Член Коллегии (Министр) по торговле Россия
Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике Казахстан
Член Коллегии (Министр) по внутренним рынкам, информатизации,

информационно-коммуникационным технологиям

Армения
Член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК Киргизия
Член Коллегии (Министр) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Киргизия

Департаменты ЕЭК (2016):

  • Департамент протокола и организационного обеспечения;
  • Департамент финансов;
  • Правовой департамент;
  • Департамент информационных технологий;
  • Департамент функционирования внутренних рынков;
  • Департамент управления делами;
  • Департамент развития интеграции;
  • Департамент макроэкономической политики;
  • Департамент статистики;
  • Департамент финансовой политики;
  • Департамент развития предпринимательской деятельности;
  • Департамент трудовой миграции;
  • Департамент промышленной политики;
  • Департамент агропромышленной политики;
  • Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;
  • Департамент защиты внутреннего рынка;
  • Департамент торговой политики;
  • Департамент технического регулирования и аккредитации;
  • Департамент санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер;
  • Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики;
  • Департамент таможенной инфраструктуры;
  • Департамент транспорта и инфраструктуры;
  • Департамент энергетики;
  • Департамент антимонопольного регулирования;
  • Департамент конкурентной политики и политики в области государственных закупок.

Лидирующие позиции ЕАЭС

ЕАЭС – самое крупное межгосударственное образование в мире. Его территория занимает 20 млн. кв² или 15% мировой суши.

ЕАЭС является лидером по добыче нефти (включая газового конденсата) и естественного газа. В 2013 году его доля по в мировом производстве данных энергоносителей составлял 18,4% и 14,9% соответственно. Он занимает 3-е место по общему объему выработанной энергии (5,4%) и 4-е по совокупной добыче угля (4,8%).

Союз лидирует по совокупному производству калийных удобрений, по выплавке стали он занимает 5-е место, по чугуну – 3-е.

По производству сельскохозяйственной продукции ЕАЭС также занимает лидирующих позиций. Так, в 2013 году он занимал 1-е место по выращиванию подсолнечника (на зерно) и сахарной свекли, что представлял собой 24,2% и 17,6% общемирового уровня. По общему количеству выращиваемого картофеля он занимал 3-е место (11,3% от общемирового), по зерну – 4-е (9,7%), 5-е по зерновым и зерно-бобовым (4,3%) и мясной продукции (скот и птица на убой) – 3,2%, а по количеству собираемых овощей и бахчевых он занимает 7-е место (1,9%). По производству мо лока в начале 2015 года ЕАЭС занимал 3-е место (7% мирового производства) .

Доля населения ЕАЭС, имеющая доступ к сети интернет в начале 2015 года составила 59,4% населения, что представляет собой 4,4% мировых пользователей интернета.

Макроэкономическая политика ЕАЭС

Макроэкономическая устойчивость и конверегенция

Обеспечение макроэкономической устойчивости опирается на Основные макроэкономические показатели, определяющие устойчивость экономического развития, установленные статьей 63 Договора:

  • годовой дефицит консолидированного бюджета сектора государственного управления – не превышает 3 процентов валового внутреннего продукта;
  • долг сектора государственного управления – не превышает 50 процентов валового внутреннего продукта;
  • уровень инфляции (индекс потребительских цен) в годовом выражении (декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах) – не превышает более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции в государстве-члене, в котором этот показатель имеет наименьшее значение.

В виду замедления темпов роста экономической активности и торговли, снижения цен на сырьевые товары в глобальном масштабе, а также санкций и контр-санкций между Российской Федерацией, США, ЕС и некоторыми другими государствами в экономике ЕАЭС в целом произошел экономический спад в 2014-2016 годах. В свою очередь, это привело к ухудшению показателей экономической устойчивости государств – членов ЕАЭС и превышению порогового значения по тому или иному показателю всеми государствами — членами в этот период. Соответственно, Комиссия с 2014 по 2016 год провела консультации со всеми государствами – членами ЕАЭС по ситуации с превышением того или иного показателя экономической устойчивости, а также разработала в 2016 году рекомендации для Кыргызской Республики (по долгу), для Республики Армения (дефицит бюджета), для Республики Казахстан и Республики Беларусь (инфляция).

Доклад: Долгосрочный прогноз экономического развития Евразийского экономического союза до 2030 года

С точки зрения долгосрочного развития доклад определил три возможных сценария :

1) Инерционный (Продленный статус-кво)

2) Фрагментарный (Транзитно-сырьевой мост)

3) Максимальный (Собственный центр силы)

Потенциальные интеграционные эффекты включают:

  • Рост взаимной торговли
  • Рост ненефтегазового экспорта и сокращение доли импорта из третьих стран
  • Рост прямых иностранных инвестиций

Потенциальный эффект влияния интеграции на уровень экономического развития Союза, определяемый как разница между сценариями с текущим и максимальным уровнем интеграции («Продленный статус-кво» и «Собственный центр силы»), оценивается в пределах 210 млрд долларов США в текущих ценах, или в пределах 140 млрд долларов США по паритету покупательной способности в ценах 2012 года. Эффект от участия в Союзе к 2030 году для государств-членов оценивается до 13 процентов дополнительного прироста валового внутреннего продукта.

Наибольшим потенциалом развития в рамках Союза обладают:

  1. В сфере товаров - производство фармацевтической продукции и товаров химической промышленности.
  2. В сфере услуг - поездки (охватывают товары и услуги, приобретаемые в какой-либо стране во время ее посещения нерезидентами этой страны для собственного потребления или последующей передачи третьей стороне) и транспортные услуги.

Показатели интеграции и экономического развития ЕАЭС

Прямые инвестиции в долларах США увеличились во всех государствах – членах ЕАЭС в 2012 – 2015 гг. за исключением Республики Казахстан в 2015 году. При этом прямые инвестиции из других государств – членов увеличивались несмотря на рецессию 2015 года в ЕАЭС, а также несмотря на сокращение прямых зарубежных инвестиций в целом (за исключением Кыргызской Республики).

Несмотря на сокращение номинальных объемов в 2014-2016 гг., (которое во многом объясняется снижением глобальных цен на сырьевые товары) необходимо отметить увеличение удельного веса взаимной торговли в общем объеме внешней торговли в 2015-2016 гг. Это говорит о том, что внутренняя торговля в рамках Союза в кризисных условиях оказалась более устойчивой, чем торговля Союза с третьими странами. Свой положительный эффект внесло и вступление в ЕАЭС Армянской Республики и Кыргызской Республики.

После образования Таможенного союза в 2010 году темпы экономического роста этого союза в целом были неплохими. Они значительно превышали темп роста развитых экономик мира. В 2011-2012 гг. интеграционный эффект даже позволил Таможенному союзу незначительно обойти по темпам экономического роста среднемировой уровень. Однако, падение цен на сырьевые ресурсы, снижение темпов роста международной торговли и санкции введенные между Российской Федерацией и некоторыми западными странами привели к рецессии в ЕАЭС, который пришел на смену Таможенному союзу. Сегодня перед ЕАЭС стоит задача вернуться к положительным темпам экономического роста.

Экономическая деятельность в рамках ТС и ЕАЭС положительно сказалась на всех участниках этих экономических объединений. Валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности (в долларах США) в 2015 году по сравнению с 2010 годом увеличился во всех государствах-членах от 15 до 27 процентов.

Сальдо счета текущих операций платежного баланса в процентах ВВП также улучшилось, однако это улучшение отражает уменьшение финансирования по капитальному счету и корректировку валютного курса в результате кризисных явлений и на данном этапе не может являться положительным показателем развития. С другой стороны, ослабление национальных валют ЕАЭС в 2014-2016 гг. может способствовать развитию экспорта.

Формы международного сотрудничества ЕАЭС

  1. Полноправное членство

Полноправными государствами-членами ЕАЭС являются: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация.

  1. Статус государства-наблюдателя

Любое государство вправе обратиться к председателю ВЕЭС с просьбой о предоставлении ему статуса государства-наблюдателя при ЕАЭС. И далее Высший совет с учётом интересов развития интеграции и достижения целей Договора о ЕАЭС принимает решение о предоставлении такого статуса либо об отказе в его предоставлении. Статус наблюдателя даёт возможность уполномоченным представителям государства-наблюдателя присутствовать по приглашению на заседаниях органов Союза, получать принимаемые органами Союза документы, не являющиеся документами конфиденциального характера. При этом данный статус не даёт права участвовать в принятии решений в органах Союза. Одновременно государство-наблюдатель обязано воздерживаться от любых действий, способных нанести ущерб интересам Союза и государств-членов, объекту и целям Договора о ЕАЭС.

  1. Меморандум о сотрудничестве и взаимопонимании

Целью Меморандума является создание площадки для всестороннего развития торгово-экономического сотрудничества, выявление и устранение барьеров в торговле. В рамках Меморандума проводятся двусторонние консультации с привлечением экспертов, которые могут активно использовать государства-члены ЕАЭС и государства-партнеры. Первый Меморандум был подписан с Монголией в 2015 году. На данном этапе такая концепция сотрудничества реализована с Чили, Перу, Сингапуром и Камбоджей. В планах – Мексика, Куба, АТЭС, Андское сообщество наций, Африканский союз, Восточноафриканское сообщество, Бразилия, Морока, Иордания, Тайланд, Бангладеш.

  1. Торговые соглашения двух типов: зона свободной торговли (ЗСТ) и торгово-экономическое сотрудничество

Соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом вступило в силу в октябре 2016 года. Лектор отметил, что на данный момент рано говорить о результатах подобного взаимодействия, но через год планируется наблюдать положительные тенденции. Совместные исследовательские группы (между ЕАЭС и соответствующей страной), изучающие целесообразность приступить к ведению переговоров о ЗСТ работают с Южной Кореей и Египтом. Переговоры о создании ЗСТ ведутся с Сингапуром, Индией и Сербией.

Другая форма торгового соглашения (торгово-экономическое сотрудничество) в виде «соглашения о не-префренциальной торговле» прорабатывается с Китаем.

Статус реализации торговых соглашений ЕАЭС с третьими странами (март 2017):

Страна Создание совместной исследовательской группы Начало переговоров Соглашение о ЗСТ
Вьетнам Решение КТС 2009 г. Решение ВЕЭС от 19 декабря 2012 г. Решение ВЕЭС от 8 мая 2015 г.
Сингапур Совместное заявление от 26 октября 2016 г.
Индия Решение Совета от 28 марта 2014 г. Решение Совета ЕЭК от 30 ноября 2016 г.
Южная Корея Решение Совета от 18 октября 2015 г.
Египет Решение Совета от 15 августа 2015 г.
КНР Решение ВЕЭС о начале переговоров по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве от 8 мая 2015 г.
Сербия Решение ВЕЭС о начале переговоров от 31 мая 2016 г.

Итоги 2016 года и планы на будущее:

Дмитрий Ежов подытожил свое выступление итогами 2016 года, который был определен Президентом Казахстана Н.А, Назарбаевым как «год углубления международного сотрудничества ЕАЭС»:

  • успешно развивалось международное сотрудничество ЕАЭС в таких направлениях как Юго-Восточная Азия, Латинская Америка и Африка;
  • импорт из Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) впервые превысил импорт из Европейского союза (ЕС).

Литература:

  1. Договор о Евразийском экономическом союзе. Астана, 29 мая 2014 г.
  2. Кофнер Ю. Евразийский экономический союз в глобальной экономике и перспективы его развития. Москва, 2016 г.
  3. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс] // http://www.eurasiancommission.org/ Дата обращения: 24.04.2017.
  4. История, логика, результаты и перспективы развития ЕАЭС. Отчет лекции ЕЭК в НИУ ВШЭ [Электронный ресурс] // http://сайт/archives/2273
  5. Макроэкономическая политика ЕАЭС. Отчет лекции ЕЭК в НИУ ВШЭ [Электронный ресурс] // http://сайт/archives/2524
  6. Сотрудничество ЕАЭС с третьими странами и международными организациями.

06.11.2018

Таможенный союз (ТС) - межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет - наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз - один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает - 7,11%;
  • Беларусь - 4,55%;
  • Кыргызстан - 1,9%;
  • Армения - 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.

Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза - eurasiancommission.org.

История создания ТС

Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:

  • 1995 год - Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
  • 2007 год - Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
  • 2009 год - ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
  • 2010 год - вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
  • 2011 год - таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
  • 2011 - 2013 годы - продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
  • 2015 год - в Таможенный союз вступает Армения и Кыргызстан.
  • 2016 год - Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Заявление президентов стран ЕАЭС «О цифровой повестке Евразийского экономического союза».
  • 2017 год - «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений. Подписание и ратификация Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
  • 2018 год - Вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Предоставление Республике Молдова статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. Подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Подписание Временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.

Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Цели Таможенного союза и их реализация

Ближайшей целью Таможенного союза было заявлено увеличение рынков сбыта товаров и услуг производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:

  • Отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
  • Ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри ТС;
  • Принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.

Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.

Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Противоречия в ТС

Таможенный союз объединил государства с общим прошлым, в том числе экономическим, но разным настоящим, в первую очередь экономическим. У каждой из бывших советских республик и в советский период имелась своя специализация, а в годы независимости произошло множество других изменений, связанных с попытками найти свое место на мировом рынке и в региональном разделении труда. У Беларуси и Кыргызстана, государств равно далеких географически и по устройству , мало взаимных интересов. Но есть интересы одинаковые. Хозяйственная структура обоих стран еще с советских времен построена таким образом, что нуждается в российском рынке сбыта. Ситуация у Казахстана и Армении несколько отличается, но и для них связи с Россией чрезвычайно важны, в значительной степени по причинам геополитического характера.

В то же время российская экономика до конца 2014 года успешно росла за счет высоких , газ и прочие сырьевые ресурсы. Что давало Российской Федерации финансовые возможности для финансирования интеграционных процессов. Подобный образ действий, возможно, не обещал скорой экономической выгоды, но предполагал рост влияния России на мировой арене. Таким образом, настоящим локомотивом процессов евразийского объединения вообще и Таможенного союза в частности, всегда оставалась Российская Федерация.

История интеграционных процессов последних десятилетий выглядит как череда компромиссов между влиянием России и интересами ее соседей. Например, Беларусь неоднократно заявляла, что ей важен не Таможенный союз сам по себе, а единое экономическое пространство с равными ценами на нефть и газ и допуском предприятий Республики к российским госзакупкам. Ради этого Беларусь согласилась на повышение тарифов на ввоз легковых авто в 2010-2011 годах, не имея собственного производства подобной продукции. Подобная «жертва» также стала причиной объявления обязательной сертификации товаров легкой промышленности, что больно ударило по мелкорозничной торговле. Кроме того внутренние стандарты ТС пришлось привести в соответствие с нормами , хотя Россия является членом этой организации (и пользуется соответствующими возможностями в международной торговле), а Беларусь нет.

Пока Республика Беларусь не получила желаемых выгод в полной мере, т.к. вопросы о равных с внутрироссийскими ценах на энергоносители отложены до 2025 года. Также белорусские предприятия не получили возможностей для участия в российской программе импортозамещения.

Следует отметить, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений и уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, не позволяющих говорить об общей выгоде и равных условия для всех участников организации. Практически каждое из государств ТС в определенные моменты выражало свое недовольство договорными условиями.

Несмотря на ликвидацию таможенных постов внутри Союза, пограничный контроль между государствами сохраняется. Также на внутренних границах продолжаются проверки службами санитарного контроля. Практика их работы не демонстрирует ни взаимного доверия, ни объявленного единства подходов. Пример тому - периодически возникающие между Россией и Беларусью «продовольственные войны». Их обычный сценарий начинается с непризнания качества сертифицированных белорусской стороной продуктов и приводит к запрету поставки российским потребителям «до устранения недостатков».

Преимущества Таможенного союза

Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.

Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.

Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный 93% от общего объема).

Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.

Практика применения таможенных соглашений

Изучая опубликованную информацию о создании и функционировании Таможенного союза легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота.

Но относиться к Союзу как пиар-акции очевидно не следует. Заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри ТС.

Евразийский экономический союз объединяет пять государств, ведущих скоординированную политику экономической интеграции. Международная организация создана с целью принятия мер, направленных на преодоление кризисных тенденций в экономике объединившихся стран, для повышения благосостояния их населения.

Страны участницы ЕАЭС на 2016 год – Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Республика Армения. Основная часть импорта содружества приходится на оборудование, транспортные средства и технику, а экспорт строится на продаже минеральных продуктов.

Хронология создания СЭЗ

Проект интеграции стран был предложен еще в 1994 году, а через год в трехстороннем порядке – Беларусь, Казахстан и Россия, задекларировали Соглашение о Таможенном Союзе. С 2010 функционирует Единый Таможенный тариф, а таможенный контроль вынесен за границы содружества. Передвижение товаров между тремя государствами стало осуществляться без таможенного оформления.

В 2014 году для перехода на новый уровень взаимоотношений был подписан договор об образовании Евразийского экономического союза. К моменту, когда документ вступил в силу в 2015, республика Армения изъявила желание присоединиться к Союзу. Последним в альянс вступил Кыргызстан.

Члены ЕАЭС в рамках договора обеспечивают свободное продвижение продукции, перемещение рабочих и капитала, согласовывают собственную политику с интересами партнеров. Руководство ЕАЭС осуществляется Высшим Евразийским экономическим советом в составе президентов стран участниц. Между государствами упразднены таможенные посты, оставлены только пограничные.

Особенности таможенной и налоговой системы ЕАЭС

Одним из основных вопросов экономической интеграции является формирование единого таможенного пространства. Торговля между пятью объединившимися странами не должна ограничиваться экономическими рамками. Страны, входящие в ЕАЭС должны применять единое таможенное регулирование и единый таможенный тариф. Они имеют общий принцип ведения торговых отношений со странами, не входящими в Союз. Для регулирования отношений в области внешней торговли создана специальная Евразийская экономическая комиссия. В ее компетенции контроль около 170 функций Союза, среди них: тарифное регулирование, сбор торговых статистических отчетов, организация санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и т.д.

Таможенный кодекс ЕАЭС разработан на базе практического опыта ТК ТС и норм ВТО. На территории ЕАЭС действует единая ТН ВЭД, содержащая описание и кодировку товаров. Таможенные пошлины на ввезенный товар отличаются единым размером, действующим на всей территории Союза, но за каждой страной закреплено право самостоятельно устанавливать сезонные пошлины. Срок их действия составляет 6 месяцев. Этот вид пошлин распространяется на утвержденный перечень товаров. В частности к ним относится нефть и нефтепродукты, а также газ, экспортируемый в третьи страны.

Таможенные сборы стран ЕАЭС являются обязательным платежом. Его требуют таможенные органы за мероприятия, необходимые для выпуска и сопровождения товара. Размер такой платы не должен превышать фактические затраты таможенных органов за выполненные ими действия.

Налоги на импорт из стран ЕАЭС регулируются несколькими Протоколами, прилагающимися к Договору о ЕАЭС. При ввозе в РФ товара одной из четырех стран-партнеров, налогоплательщик должен исчислить и уплатить НДС. В отношениях с контрагентами из стран ЕАЭС действует специальный порядок начисления и уплаты НДС. При определении суммы имеет значение дата поступления продукции на учет, под нее рассчитывается налоговая база. Выплатить налог необходимо до 20 числа месяца, наступающего за месяцем, когда импортный товар поступил на учет. Исчисленный НДС предприниматель вносит в декларацию по косвенным налогам. Если на товар предусмотрены акцизные сборы, они взимаются налоговыми органами РФ. НДС, который импортер уплатил при ввозе груза на территорию России, принимается к вычету.

При экспорте товара может применяться нулевая ставка НДС, если в наличии все документы, подтверждающие экспорт.

Кому предоставляются тарифные льготы?

Тарифные льготы в таможенном союзе ЕАЭС предоставляются продукции из развивающихся и наименее развитых стран. К наименее развитым странам по определению ООН относится 49 государств, основная часть которых находится в Африке. Эти страны могут ввозить продукцию, произведенную или достаточно обработанную, на их территории по льготной пошлине в 0%. Чтобы получить преференции они должны предоставить сертификат формы А, подтверждающий происхождение товаров. Сертификат действует один год, его оформление выполняется на двух языках – русском и английском. В перечне пользователей льготами: Ангола, Бангладеш, Камбоджа, Мадагаскар, Эфиопия и другие. Развивающиеся страны в количестве 103 единиц получили от ЕАЭС преференции в размере уплаты 75% от общей таможенной ставки. В этот длинный перечень вошли: Вьетнам, Египет, Бразилия, Индия, Иран, КНДР и многие другие.

Смысл тарифных льгот в обеспечении более выгодных условий конкуренции с товарами развитых стран. На основании Договора о зоне свободной торговли преференции получили и страны СНГ. Их представители должны предоставить сертификат СТ-1 о происхождении товара. Документ выдается на одну партию товара, актуален 12 месяцев, заполняется на русском языке. Особыми льготами пользуется продукция Сербии, представители этой страны предоставляют сертификат СТ-2.

Процедура получения таможенных льгот

Лица, претендующие на преференции, должны пройти несколько обязательных процедур:

  1. Определить страну происхождения товара и сверить ее со списком государств, на которые распространяются льготы.
  2. Проверка правильности определения страны происхождения товара. Продукт должен быть полностью произведен в стране или попадать под правило достаточной переработки.
  3. Определение кода ТН ВЭД ЕАЭС.
  4. Проверка оформления сертификата.

Деятельность логистических операторов в странах ЕАЭС

Среди направлений взаимовыгодного сотрудничества не последнюю роль играет создание общих транспортных коридоров и систем. Совет принял целый ряд положений, обеспечивающих беспрепятственное перемещение грузов в пределах территории Союза.

Особенности грузоперевозок внутри ЕАЭС – это возможность осуществлять доставку товаров водным, железнодорожным и автотранспортом по упрощенной системе. Либерализация транспортной деятельности проходит в нескольких направлениях:

  • транзитные перевозки через территорию стран-партнеров;
  • между государствами, на территории которых зарегистрированы компании перевозчики (двухсторонние соглашения);
  • перевозки в третьи страны.

Интеграционная политика евразийской пятерки позволила вынести автотранспортный контроль на внешние границы содружества и выполнять перевозку грузов без специальных разрешений.

Среди ожидаемых изменений, способных принести практическую выгоду перевозчикам, либерализация каботажных перевозок. Она пройдет поэтапно, начиная с 2016 до 2024 года. В ближайшее время планируется разрешить выполнение одной каботажной перевозки в момент следования в государство регистрации. Неотъемлемыми условием является завершение совершаемой грузоперевозки из страны Евразийского Союза.

Новости: Таможенный кодекс, когда ожидать перемен

Регулярное появление новых отдельных товаров и целых групп, невнесенных ТН ВЭД, требует скорейшего пересмотра и составления обновленного Таможенного кодекса ЕАЭС. Процесс движется медленно из-за разногласий стран-участниц Союза. Кроме этого документа готовится новая редакция Товарной номенклатуры. Чтобы обеспечить ее разработку до 1.01.2017, введен временный мораторий на все изменения ТН ВЭД.