Современное определение «экология. Экология как наука и практика

Сможем ли мы остаться зоологами, ботаниками, лесниками и иметь смутное представление о решении проблем, которые стоят перед нами, или попробуем стать экологами в широком смысле этого слова? Роль, которую мы будем играть в науке, зависит только от нашего ответа. Господа, будущее - в наших руках.

Барингтон Мур - первый президент Американского экологического общества (1919).

Что такое экология

Эволюция понятия "экология"

Слово "экология" создан из двух греческих - logos (учение, наука) и oikos (дом, жилье, жилье, среда). Абсолютно это означает учение об окружающей среде, среда, кого окружает. Но в таком узком понимании это понятие почти не рассматривался. Можно сослаться лишь на Энциклопедию 1904 года, где под онкологией понималась часть зоологии о обитания животных - норы, гнезда, берлоги, дупла и так далее.

С самого начала использования термина под экологией понималось учение о влиянии окружающей среды на биологический объект. Б. Геккель, которого большинство исследователей считают пионером использования термина (1866 год), под экологией понимал науку о жизни, о связи организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все условия существования.

Есть предположение, что впервые термин "экология" был использован в понимании "естествознание" натуралистом и писателем Ґ.Д. Торо в книге "Жизнь в лесу", которая напечатана в 1858 году.

Срок долго не получал признания и использования. В 1895 году (или в 1901, по другим источникам) напечатана книга датского ботаника Э. Варминга "Онкологическая география растений", в которой обосновано понятие о жизненной форму растений.

Официально срок был утвержден в 1910 году на Третьем ботаническом конгрессе в Брюсселе в виде понятий "аутэкология" - экология растения (особи) и "синэкология" - экология сообщества.

Срок начали использовать не только в научных трудах. В 1913 году основан Британское экологическое общество и журнал "Journal of Ecology" а в 1916 году - Американское экологическое общество. С 1916 года в США издается журнал "Ecology". В 20-х годах XX века возникла американская школа "культурной экологии", в трудах членов которой использовано понятие "экология человека". В частности, в 1921 году X. Берроуз издал книгу "География как человеческая экология".

В 1927 году английский ученый В. Элтон в книге "Экология животных" рассматривает популяцию как единицу, которую надо изучать самостоятельно вследствие особенностей экологических адаптаций и регуляций.

Понятие "экология" начинают распространять на вопросы методологии изучения объектов. В 1935 году А. Тесле (США) ввел понятие "экологическая система", а К. Тролль (Германия) - "экология ландшафта".

Особенно широкое использование термин "экология ** начал набирать во второй половине XX века, когда люди почувствовали ухудшение состояния среды своего существования. Распространение шло как в сторону измельчения объектов наблюдения или характеристики отдельных свойств, например, поведения животных или заболеваний, так и в сферу нематериального мира. Академик Д. В. Лихачев предложил термин "экология культуры". Появились понятия "экология творчества", "экологическое сознание", "социальная экология", "экологическая ситуация", "экологическая культура". Некоторые специалисты считали целесообразным использование термина "экология" вместо привычных загальновизначених. Например, рассматривается "экология естественного воспроизводства сосны", "экологическая оценка кормовых угодий", "экологическая физиология". Широкое распространение термин получил для характеристики влияния человеческой деятельности - "инженерная экология", "Техноэкология", "урбоэкология", "экология города", "экология урбанизированных систем", "прикладная экология", "экологические последствия антропогенного воздействия" и так далее.

Некоторые считают экологию шире, чем самостоятельную науку - как мировоззрение.

Значительное употребление термин в официальных материалах (стандартах, инструкциях и т.д.) - "экологическая экспертиза", "экологический проект", "экологическая политика", "экологическая сеть", "экологический календарь", "экологическое образование", "экологическая информация" , "экологически уязвима государство (территория)", "экологическая карта".

Термин широко используется в быту и в средствах массовой информации. И здесь каждый вкладывает свой смысл. Диктор телевидения - "употребление алкоголя и плохая экология вредят вашей печени". Бабушка на базаре - "проклятая экология потеряла на огороде огурцы". Президент страны - "экология взяла нас за горло". Название международного фестиваля искусства - "экология природы - экология души". Мэр города - "экология городской среды". Примеров множество.

Чем же объяснить "бум" срока, который появился для определения направления сугубо научной дисциплины и помещают в себе понятие "наука"? Главная причина - звучность, меткость, удобство слова. Зачем говорить: "в результате загрязнения окружающей природной среды...", сказал: "плохая экология" - и тебя все поняли. Специалист снисходительно улыбнется твоей неосведомленности, дилетант - кивает головой в знак согласия. Как тут не вспомнить Гилярова А.Н., который писал в 1990 году: "Нет ничего удивительного в том, что это удобно, емкое слово, многократно повторенное средствами массовой информации, потеряло значение научного термина и приобрело важный социальный, а иногда и политический содержание ".

Но, пожалуй, не надо, во-первых, соглашаться с тем, что слово "экология" потеряло значение научного термина, а во-вторых, термин "экология" без достаточного основания.

Экологические проблемы в той или иной мере решались человечеством стихийно на протяжении всей естественной истории. Человек рано понял, что пользоваться природными богатствами необходимо разумно, не нарушая продуктивных физических и биологических природных механизмов и сохраняя тем самым основу своего существования.

Корни экологического знания уходят в глубокую древность. Наскальные рисунки, сделанные первобытными людьми, свидетельствуют о том, что интерес человека к окружающему миру был далек от простого любопытства.

Идея охраны природы и, в частности, красоты естественных лесов была близка жителям Древней Греции. Так, древнегреческий поэт Гораций в письме патрицию Фуску Авидию говорит: «В ваших садах великолепные колоннады. Не для того ли они построены, чтобы запереть рощи и леса? Природа, которую вы гоните прочь ударами секир, которую вы гоните в двери из ваших домов, к счастью, возвращается обратно через окно».

Древнегреческие мыслители передали эстафету римским ученым, а те «перекинули мостик» в эпоху Возрождения.

Великие географические открытия эпохи Возрождения послужили толчком для развития природопользования. Ученые и путешественники не только описывали внешнее и внутреннее строение растений, но и сообщали сведения об их зависимости от условий произрастания или возделывания. Описание животных сопровождалось сведениями об их повадках, местах обитания.

Большой вклад в формирование экологических знаний внес шведский естествоиспытатель К. Линней (1707-1778). Не утратили своей актуальности его сочинения «Экономия природы» и «Общественное устройство природы». Под «экономией» ученый понимал взаимоотношения всех естественных тел, сравнивал природу с человеческой общиной, живущей по определенным законам.

Французский исследователь природы Ж. Бюффон (1707-1788) в 1749 г. предпринял дерзкую для того времени попытку представить развитие Земли, животного мира и человека как единый эволюционный ряд. В его более поздних трудах подчеркивалось ведущее значение климатических факторов в экологии организмов.

Важные наблюдения, оказавшие влияние на развитие экологии, были выполнены учеными Российской Академии наук в ходе экспедиционных исследований, проводимых начиная со второй половины XVIII в. Среди организаторов и участников этих экспедиций следует отметить С.П. Крашенинникова (1711-1755), прославившегося своим «Описанием земли Камчатки», И.И. Лепехина (1740-1802) — автора «Дневных записок путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства» в 4 томах, академика П.С. Палласа (1741-1811), подготовившего капитальный труд «Описание животных российско-азиатских».

Большое воздействие на развитие экологической науки оказал один из родоначальников эволюционного учения Ж.Б. Ламарк (1744-1829), считавший, что важнейшей причиной приспособительных изменений организмов, эволюции растений и животных является влияние внешних условий среды.

Основоположником отечественной экологии можно назвать профессора Московского университета К.Ф. Рулье (1814-1858). В своих трудах и публичных лекциях он настоятельно подчеркивал необходимость изучения эволюции живых организмов, развития и строения животных в зависимости от изменений среды их обитания. Ученый сформулировал принцип, лежащий в основе всех наук о живом, — принцип исторического единства живого организма и окружающей среды.

Большое значение для развития экологии имели труды зоолога Н.А. Северцова (1827-1885). Им впервые были предприняты попытки классификации животных по биологическим типам (жизненным формам).

Крупнейший немецкий ученый А. Гумбольдт (1769-1859) заложил основы новой науки — биогеографии (преимущественно географии растений). Основатель учения о жизненных формах, Гумбольдт подробно изучил основные климаты Северного полушария и составил карту его изотерм. Кроме того, исследователь внес большой вклад в развитие геофизики, вулканологии, гидрографии, изучал природу стран Европы, Центральной и Южной Америки. В груде «Космос» Гумбольдт предпринял попытку обобщить достижения наук о Земле.

И все же на заре своего развития экология занималась описательным изучением природы. Великие исследователи и естествоиспытатели XIX в. оставили полные лиризма описания и наблюдения природных явлений. Достаточно назвать с интересом читаемый и сегодня многотомный труд А. Брема «Жизнь животных», первый том которого появился в 1863 г. Французский ученый Ж.А. Фарб в 1870 г. издал «Записки энтомолога», которые до сих пор поражают точностью наблюдений за удивительным миром насекомых.

Становление экологии как науки

Ключевым моментом в развитии экологического знания было возникновение самого термина «экология». Днем рождения, а точнее «крещения», экологии как науки можно считать 14 сентября 1866 г., когда немецкий биолог Э. Геккель (1834-1919) закончил написание фундаментального труда «Всеобщая морфология организмов». Классифицируя разделы биологии в одном из подстрочных примечаний, Геккель впервые употребил слово «экология» (от греч. oikos — дом, жилище, родина, местопребывание, обиталище и logos — слово, учение) в отношении научного знания.

Э. Геккель дал следующее определение экологии как науки: «...познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантагонистические и антагонистические взаимоотношения животных и растений, контактирующих друг с другом. Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование». Геккель относил экологию к биологическим наукам и наукам о природе, которых прежде всего интересуют все стороны существования живых организмов: «Под экологией мы подразумеваем науку об экономии, о домашнем быте животных организмов. Она исследует общие отношения животных как к их неорганической, так и к органической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые и непрямые контакты...»

К концу XIX в. термином «экология» начали пользоваться многие биологи, причем не только в Германии, но и в других странах. В 1868 г. в России под редакцией И.И. Мечникова вышел в конспективном изложении труд Э. Геккеля «Общая морфология», где впервые было упомянуто слово «экология» на русском языке.

Экология как наука возникла в середине XIX в. в недрах биологической науки, которая к тому времени стала интересоваться не только классификацией всего живого и строением организмов, но и реакцией животных и растений на условия существования.

Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Ч. Дарвина (1809-1882) — основателя учения об эволюции органического мира. Вывод Дарвина о присущей всему живому постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии.

Если Геккеля можно считать праотцом новой науки, интуитивно предвосхитившим всю значимость и глобальность экологии, то Дарвин заложил ее биологический фундамент — основание, на котором строилось экологическое знание. Вначале оно имело практической целью регулирование численности экономически важных видов животных и изменение естественных сообществ (биоценозов) в выгодном для человека направлении.

В 1859 г. Дарвин публикует книгу «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», которая совершила подлинный переворот в биологии.

Важным шагом на пути экологии к изучению целостных природных комплексов стало введение в 1877 г. немецким гидробиологом К. Мёбиусом (1825-1908) понятия о биоценозе. Он сформулировал его в книге «Устрицы и устричное хозяйство», где описал комплексы донных животных, образующих гак называемые устричные банки. Такие комплексы Мёбиус назвал биоценозами, имея в виду объединения живых организмов, которые соответствуют по составу, числу видов и особей средним условиям среды и в которых организмы связаны взаимной зависимостью и сохраняются благодаря постоянному размножению в определенных местах.

Заслуга Мёбиуса в том, что он сумел раскрыть многие закономерности формирования и развития естественных природных сообществ (биоценозов). Тем самым были заложены основы важного направления в экологии — биоценологии.

Таким образом, К. Мёбиус один из первых применил к исследованию объектов живой природы особый подход, который в наши дни получил название системного подхода. Этот подход ориентирует исследователя на раскрытие целостных свойств объектов и механизмов, их обеспечивающих, на выявление многообразных связей в биологической системе и разработку эффективной стратегии ее изучения. В современной науке системная парадигма (господствующая теоретическая концепция, система взглядов) доминирует, а в экологии системный подход к рассмотрению объектов живой природы является основным.

Как признанная самостоятельная научная дисциплина экология оформилась около 1900 г.

В процессе детального исследования окружающей среды возник особый раздел экологии — аутоэкология (от греч. autos — сам) — экология отдельных видов, организмов, изучающая их взаимоотношения с окружающей средой. Аутоэкология имеет большое прикладное значение, особенно в области биологических методов борьбы с вредителями растений, исследований переносчиков болезней и их профилактики.

Однако каждый отдельный вид даже при его изучении во взаимосвязи с другими видами, оказывающими на него непосредственное влияние, является всего-навсего мельчайшей частичкой среди тысяч таких же видов растений, животных и микроорганизмов, которые обитают в той же зоне. Осознание этого факта привело к появлению в середине 20-х гг. XX в. синэкологии (от греч. sin — вместе), или биоценологии, исследующей взаимоотношения популяций, сообществ и экосистем со средой. На III Международном ботаническом конгрессе в Брюсселе в 1910 г. синэкология официально оформилась в качестве составной части экологии.

Постепенно ученые-экологи перешли от стадии описательной к стадии осмысления собранных фактов. Интенсивное развитие получила экспериментальная и теоретическая экология. Именно на 20-40-е гг. XX в. приходится расцвет теоретической экологии. Были сформулированы основные задачи изучения популяций и сообществ, предложены математические модели роста численности популяций и их взаимодействий, проведены лабораторные опыты по проверке этих моделей. Установлены математические законы, описывающие динамику популяций взаимодействующих групп особей.

В тот же период появились первые основополагающие экологические концепции, такие как «пирамида чисел», в соответствии с которой численность особей снижается от растений (в основе пирамиды) до травоядных животных и хищников (на ее вершине); «цепь питания»; «пирамида биомасс».

С самого начала экологи пытались осознать предмет своей деятельности как целостную дисциплину, призванную свести множество разнообразных фактов в стройную систему, вскрыть достаточно общие закономерности, а главное — объяснить и по возможности составить прогноз тех или иных природных явлений. На данном этапе развития экологии остро ощущалась нехватка базовой единицы изучения.

Такой единицей стала экологическая система, или экосистема. Термин «экосистема» был предложен английским экологом А. Тенсли в 1935 г. Ее можно определить как ограниченное во времени и пространстве единство, природный комплекс, образованный живыми организмами (биоценоз) и средой их обитания (косной, например атмосферой, либо биокосной — почвой, водоемом и т.п.), связанными между собой обменом веществ и энергии. — одно из основных понятий экологии, применимое к объектам разной сложности и размеров.

Примером экосистемы может служит пруд с обитающими в нем растениями, рыбами, беспозвоночными животными, микроорганизмами, донными отложениями, с характерными для него изменениями температуры, количества растворенного в воде кислорода, состава воды и т.п. Экосистемой является лес с лесной подстилкой, почвой, микроорганизмами, с населяющими его птицами, травоядными и хищными млекопитающими, с характерным для него распределением температуры и влажности воздуха, света, почвенных вод и других факторов среды, с присущим ему обменом веществ и энергии. Гниющий пень с живущими на нем и в нем организмами и условиями обитания тоже можно рассматривать как экосистему.

Огромное влияние на развитие экологии оказали работы выдающегося русского геохимика В.И. Вернадского (1863-1945). Он изучал процессы, протекающие в биосфере, и разработал теорию, названную им биогеохимией, которая легла в основу современного учения о биосфере. Биосфера — это область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамичную систему.

Появление и развитие учения о биосфере стало новой вехой в естествознании, изучении взаимодействия и взаимоотношений между косной и живой природой, между человеком и окружающей средой.

В 1926 г. В.И. Вернадский опубликовал труд «Биосфера», который ознаменовал рождение новой науки о природе и связи с ней человека. В этой книге биосфера впервые показана как единая динамическая система, населенная и управляемая жизнью, живым веществом планеты. В работах но биосфере ученый утверждал, что живое вещество во взаимодействии с косным есть часть большого механизма земной коры, благодаря которому происходят разнообразные геохимические и биогенные процессы, миграции атомов, осуществляется их участие в геологических и биологических циклах.

В.И. Вернадский установил, что химическое состояние наружной коры нашей планеты всецело находится под влиянием жизни и определяется живыми организмами, с деятельностью которых связан планетарный процесс — миграция химических элементов в биосфере.

В дальнейшем ученый приходит к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека, от которой зависит сохранность равновесия состава биосферы. Он вводит новое понятие — ноосфера, т.е. «мыслящая оболочка», сфера разума. Вернадский писал: «Человечество, взятое в целом, ставится мощной геологической силой. Перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободного мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера».

Взаимосвязи в живой природе, с которыми приходится сталкиваться ученым, чрезвычайно широки и многообразны. Поэтому в идеале эколог должен обладать поистине энциклопедическими знаниями, сконцентрированными во многих научных и общественных дисциплинах. Для успешного решения реальных экологических задач необходима совместная междисциплинарная работа исследовательских групп, каждая из которых представляет различные отрасли науки. Именно поэтому во второй половине XX в. в экологии сложились экологические школы ботаников, зоологов, геоботаников, гидробиологов, почвоведов и др.

Современная экология

Понятие «экология» в настоящее время приобретает глобальный характер, однако сами ученые-экологи вносят разный смысл в определение этого термина.

Одни говорят, что экология — это раздел биологии. Другие утверждают, что это биологическая наука. Действительно, экология как наука сформировалась на базе биологии, но в настоящее время является самостоятельной, обособленной наукой. Теоретик современной экологии Н.Ф. Реймерс указывал: «Современная экология — биологизированная (как и географизированная, математизированная и т.д.) биоцентричная наука, но не биология. Биологическая ее составляющая — взгляд от живого на окружающую среду и от этой среды на живое. Такой угол зрения имеют десятки наук: антропология, этнография, медицина и др. Но для экологии характерен широкий системный межотраслевой взгляд».

Развитие экологии повысило теоретическое и практическое значение таких наук о Земле, как метеорология, климатология, гидрология, гляциология, почвоведение, океанология, геофизика, геология. Существенно меняется роль географии, которая теперь стремится не только дать более полную и многоплановую картину облика планеты, но и разработать научные основы ее рационального преобразования, сформировать прогрессивную концепцию природопользования.

Однако главное — это интегрирующая функция современной экологии, оформившейся в широкую комплексную отрасль, занимающуюся исследованием, прикладной деятельностью и содействующую развитию новых областей естественных, технических и общественных наук. Экология стимулирует «междисциплинарность» научной деятельности, ориентирует все науки на решение своего рода «сверхзадачи» — поиски гармонии человечества и природы. В этом плане глобальная экология творчески ассимилировала наиболее рациональные аспекты многих наук и научных теорий. Отталкиваясь от эволюционного понимания живой природы, современная экология в то же время учитывает специфику беспрецедентного по масштабам и характеру антропогенного воздействия на биосферу. Это воздействие во многом обусловлено переходом научно-технической революции на более высокий этап развития, объективно требующий осмысления многих порожденных ею противоречивых процессов и явлений в природе и обществе и ослабления наиболее опасных из них.

Одним из реальных вкладов экологии в развитие науки в целом можно считать расширение рамок использования ряда концепций и научных понятий, которые ранее входили в арсенал лишь отдельных, довольно узких научных дисциплин.

Таким образом, с одной стороны, признается, что экология — это наука, а с другой — подчеркивается, что это совокупность научных дисциплин. Действительно, экология в той или иной мере затрагивает почти все сферы жизнедеятельности живых организмов (и их совокупностей) и человека. Экология — синтетическая наука.

На одном из форумов экологи попытались официально определить, что такое экология. Каждый предлагал свое определение. В результате в протокол была занесена такая фраза: «Экология — это то, чем занимаюсь я, а не занимаетесь вы».

Термин «экология» и производное от него слово «экологический» превратились к концу XX — началу XXI в. в расхожие емкие слова, охватывающие и отражающие те глобальные изменения, которые произошли не только в окружающей человека среде, но и во взаимоотношениях людей.

Резюмируя, можно дать следующее определение экологии: экология — наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и с окружающей их природной средой, а также исследующая структуру и функционирование биологических (надор- ганизменных) систем различного уровня. К надорганизменным системам относятся популяции, биоценозы, экосистемы и биосфера. Они также являются предметом изучения экологии.

Экологию можно определить и как науку о «нишах» организмов в экологических системах.

В начале XX в. сформировалась новая биологическая наука - экология . В переводе с греческого - это «наука о местообитании».

Экология - это наука о взаимоотношениях организмов, сообществ между собой и с окружающей средой.

Представления о наличии взаимосвязи живых существ между собой и со средой их обитания существовали в биологии уже давно. В зоологических и ботанических работах издавна помимо описания строения животных и растений рассказывалось об условиях их существования.

Сам термин «экология» был введен в науку в 1866 г. видным немецким биологом Э. Геккелем. Однако лишь в XX в., преимущественно во второй его половине, чисто экологические исследования получили огромный размах. И это, конечно, не случайно.

Развитие человеческого общества в конце II тысячелетия характеризуется интенсивным ростом численности населения, а следовательно, и возрастанием потребностей человечества в пище и сырье. В условиях научно-технического прогресса воздействия людей на природу приобрели поистине планетарный характер. Огромные пространства на Земле подверглись коренным преобразованиям в результате хозяйственной деятельности человека. Это выразилось и в истощении природных ресурсов, и в разрушении природных комплексов, и в загрязнении внешней среды.

Человек вступил в острый конфликт с природой, углубление которого грозит глобальной экологической катастрофой. В результате могут погибнуть многие виды организмов, и в первую очередь сам человек. Чтобы предотвратить это, нам необходимо пересмотреть свои взаимоотношения с окружающим миром. Существование и развитие человеческого общества должно строиться на глубоком понимании законов существования и развития живой природы, природных комплексов и систем.

Научной основой для решения вышеназванных проблем послужит именно экология. Сегодня она стремительно накапливает данные и оказывает все усиливающееся влияние на естествознание, науку в целом, а также на все сферы деятельности человека - сельское хозяйство, промышленность, экономику и политику, образование, здравоохранение и культуру. Только на базе экологических знаний могут быть построены эффективная система охраны природы и рациональное природопользование.

Задачи экологии как науки:

1) изучение взаимоотношений организмов и их популяций с окружающей средой;

2) исследование действия среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов;

3) установление зависимости между средой и численностью популяции;

4) исследование взаимоотношений между популяциями разных видов;

5) изучение борьбы за существование и направления естественного отбора в популяции.

Экология человека - комплексная наука, изучающая закономерности взаимоотношений человека с окружающей средой, вопросы народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствование физических и психических возможностей человека.

Среда обитания человека по сравнению со средой обитания других живых существ - очень сложное переплетение взаимодействующих естественных и антропогенных факторов, причем этот набор в разных местах резко различается.

У человека имеется 3 среды обитания:

1) природная;

2) социальная;

3) техногенная. Критерий качества среды обитания человека - состояние его

здоровья.

В отличие от всех других существ человек имеет двойственный характер с точки зрения экологии: с одной стороны, человек является объектом различных факторов среды (солнечный свет, другие существа), с другой - человек сам является экологическим (антропогенным) фактором.

Экология - наука о взаимодействии живых орга­низмов и их систем с окружающей средой (ОС), об их взаимовлиянии и взаимопроникновении, что позволя­ет определить пути оптимизации и возможного изме­нения условий для окружающей среды и живых орга­низмов. Под окружающей средой понимается практи­чески вся Вселенная. Очень часто термин ОС заменяют словом «природа».

Под живыми организмами понимается не только че­ловек, но и все остальные живые представители приро­ды: животные, растения, простейшие организмы.

В буквальном переводе слово «экология» означает учение о «доме» (от греч. «ойкос» - местообитание, жилище, дом и «логос» - учение). Впервые этот термин и общее определение экологии было сделано немецким биологом Э. Геккелем в 1866 г.

В соответствии с историей раз­вития экологии в ней можно выделить такие отрасли:

а) биоэкология - экология микроорганизмов, гри­бов, простейших, животных (отдельно рассматри­вается биоэкология птиц, рыб и т. д.), а также палеоэкология (эволюционная экология);

б) экология систем - тундр, пустынь, полупустынь, лесов, степей и т. п. Сюда же относится радиаци­онная и химическая экология. Термин «экосисте­ма» предложен в 1935 г. английским ботаником А. Гексли;

в) экология человека - историческая, археологичес­кая, собственно человека, города (урбоэкология), промышленная, сельскохозяйственная, рек­реационная (экология зон отдыха), правовая, эко­номическая и т. п.

2. Структура современной экологии

С научной точки зрения вполне обоснованно деле­ние экологии на теоретическую и прикладную:

теоретическая экология вскрывает общие закономерности организации жизни;

прикладная экология изучает механизмы разруше­ния биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рациональ­ного использования природных ресурсов.

Экология

Динамическая;

Аналитическая;

Общая (биоэкология);

Геоэкология;

Прикладная;

Экология человека;

Социальная экология.

Аутэкология (аутоэкология) представляет собой раздел экологии, который изучает особенности реагирования и взаимодействия видов живых организмов с факторами окружающей среды. В настоящее время аутэкологии в качестве самостоятельной научной дисциплины выделилась популяционная экология, предметом научных исследований которой является популяция живых организмов, существующих в определенных условиях среды и под влиянием которых она развивается видоизменяется.

Синэкология - это раздел экологической науки, который изучает закономерности развития и существования сообществ живых организмов (биоценозов) в конкретных изменяющихся условиях среды обитания. В последние годы активно развивается такая отрасль экологии, как биогеоценология. Активизация научных поисков в рамках этого направления связана с выявленными значительными влияниями биогеоценотических факторов на особенности развития человеческих сообществ.

Популяционная экология

Популяция - группа организмов одного вида, про­живающих в определенном районе. Примерами попу­ляций являются все окуни в пруду, белки обыкновен­ные или дубы белые в лесах, население в отдельной стра­не или население Земли в целом. Популяции - это динамичные группы организмов, адаптирующиеся к изменениям условий окружающей среды путем из­менения своих размеров, распределения возрастных групп (возрастной структуры), генетического состава.

Биогеоценология - Однородные участки суши или воды, заселенные живыми организмами, называются биотопами (места­ми жизни). Исторически сложившееся сообщество орга­низмов разных видов, населяющих биотоп, называется биоценозом, или биомом.

Сообщество организмов биоценоза и окружающая их неживая природа образуют устойчивую и динамичную систему - биогеоценоз, или экосистему. Таким обра­зом, биогеоценоз - это совокупность биома и биотопа.

Некоторые авторы усматривают различие в терми­нах «экосистема» и «биогеоценоз». В этом случае от­личие заключается в том, что экосистема может не содержать растительных сообществ, а биогеоценоз не­возможен без фитоценоза. Границы биогеоценоза со­впадают с границами растительного сообщества, яв­ляющегося его основой. Биогеоценоз функционирует как целостная, самовоспроизводящаяся и саморегули­рующаяся система. В состав биогеоценоза входят сле­дующие компоненты:

    неорганические вещества, включающиеся в кру­говорот (соединения углерода, азота, кислорода, вода, минеральные соли и пр.);

    климатические факторы (температура, давление, освещенность и др.);

    органические вещества (белки, нуклеиновые кис­лоты, углеводы, липиды);

    продуценты - автотрофные организмы, синтези­рующие органические вещества из неорганичес­ких под действием солнечного света (в основном зеленые растения);

    консументы - гетеротрофные организмы (расти­тельноядные и плотоядные потребители готового органического вещества). В основном животные.

деструкторы и редуценты - гетеротрофные орга­низмы, разрушающие остатки мертвых растений и животных (черви, мокрицы, раки, сомы) и пре­вращающие их в минеральные соединения (бак­терии, грибы).

Глобальная экология (изучение биосферы)

Также в подразделение общей экологии входят: экология растений; экология животных; экология микроорганизмов; водных организмов.

Раздел геоэкология рассматривает: экология суши;экология пресных вод;экология моря; экология Крайнего Севера;экология высокогорий и т.д.

Прикладная экология: промышленная (инженерная);технологическая;С/х;медицинская;промысловая;химическая;рекреационная; геохимическая;к природоиспользованию.

Экология человека: экология города;экология народонаселения;

Социальная экология: экология личности;экология человечества;экология культуры;этноэкология.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель

Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека наокружающую среду, однако необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»). Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно чётко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки.

Классическое определение экологии: наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.

Вот некоторые возможные определения науки «экология»:

  • Экология — познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды… Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование.
  • Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях.
  • Экология — наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах.

Территория, как основной экологический ресурс

Земля - важнейший природный ресурс. Это ресурс, который обеспечивает возможность существования жизни, является фактором ее разнообразия и.пространственным базисом. Первостепенное значение земельных ресурсов в формировании других природных сред, таких как атмосфера, гидросфера и биосфера, давно научно доказано, но в большинстве случаев не воспринимается как должное.

Согласно ст. 4 федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», земля является объектом охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

В глобальном значении к главным компонентам земной природы относят землю, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы, которые в совокупности обеспечивают благоприятные условия для существования жизни на Земле. Ресурсами природы являются также природные силы и явления, в том числе гравитация, излучения, колебания, ветер, течения, а также природные условия.

20. Обоснования интегрирующего положения антропоэкологии в системе знаний о человеке

Антропоэкология

("антропос" (греч.) - "человек"; "экология" (греч.) - "учение о жилище")

— a) учение о взаимоотношениях и взаимозависимости человека с окружающим его миром.

Следует различать термины "экология человека" и "антропология". Экология человека - это учение о сохранении и развитии здоровья людей на основе выявления зависимости организма человека, его психики от состояния природной и социальной среды.

Антропология - это учение о взаимоотношениях и взаимозависимости человека с окружающим его миром: от природы, общества и культуры до биосферы и мироздания в целом.

Экология человека обращена преимущественно вовнутрь, антропология - вовне, экология человека близка к валеологии, антропология акцентирует внимание на духовном компоненте взаимоотношения человека со всем сущим.

Человек всегда стремился жить в гармонии и согласии с окружающей его природой, в дружбе и мире с другими людьми. Эти стремления нашли свое высшее выражение практически во всех религиях мира, в произведениях великих писателей, композиторов, художников. В последние десятилетия эти естественные стремления человечества были зафиксированы во многих документах международных организаций - Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека и т. д.

Ближайшими задачами прикладных антропоэкологических исследований, т.е. имеющих практическую значимость, также могут быть следующие:

1. Изучение человеческих общностей в конкретной экологической обстановке (оценка биологических особенностей, типов обмена веществ, генетические характеристики, процессы роста и развития и т.д.).

2. Изучение процессов роста и развития человека в различных экологических условиях (например, дифференциация по различным биологическим признакам жителей тропических и внетропических широт).

3. Изучение населения города как антропогенной экологической ниши (например, явление акселерации, характерное в основном для горожан). На основе результатов исследований городского населения могут быть разработаны системы возможных изменений в физическом облике человека.

4. Глобальное моделирование антропоэкологических связей. В этом случае в центре исследования - человеческая популяция с характерным для нее комплексом адаптивных морфофизиологических и генетических черт, а также система ее связей с климатическими и геохимическими факторами.

Знание общих проблем экологии человека необходимо представителям самых различных отраслей науки и практической деятельности - проектировщикам новых городов (градостроительное проектирование), гигиенистам, экологам-правоведам, специалистам по охране природы, руководителям различных департаментов в органах местного и регионального управления, представителям педагогической профессии, социальным и экстремальным психологам, экопсихологам. Антропоэкологические знания необходимы для экологического благополучия населения нашей страны и ее отдельных регионов, в повседневной деятельности различных министерств, ведомств, учреждений, нуждающихся в антропоэкологической информации.

21. Причины, позволившие человеку поменять стратегию изменения численности популяции.

нынешняя почти безграничная мощь человечества конечна во времени.

Снижение численности населения может произойти в силу нескольких причин. Во-первых, решающим фактором способен стать голод, вызванный сокращением пищевых ресурсов. Этот механизм хорошо известен человечеству, он и сейчас «работает» в некоторых странах. На планете только 500 миллионов человек имеют полноценную пищу в избытке, а 2 миллиарда человек питаются плохо и голодают. Ежегодно от голода умирают 20 миллионов. Численность же человечества увеличивается на 200 миллионов в год. Если количество умирающих от голода возрастет на порядок, прирост населения остановится, а если еще больше, то начнет сокращаться. При этом люди будут умирать «где-то далеко и нечасто», поэтому широкое сообщество могло бы даже сделать вид, будто ничего не замечает. Это самый «естественный» вариант коллапса.

Второй вариант небиологический: одна из ядерных стран попытается захватить остатки невозобновляемых ресурсов, а другие начнут с ней ядерную войну. Именно к критическому моменту демографического взрыва человечество накопило атомное оружие в таком количестве, которого достаточно для того, чтобы в любой момент довести себя до сколь угодно малой численности. Случайное ли это совпадение или безжалостное проявление неких законов эволюции, пусть гадают философы. Есть надежда, что, как ни примитивно мышление политиков, они все же не допустят постановки этого сценария.

Третий вариант сугубо политический: страны сознательно вводят ограничение рождаемости и постепенно снижают численность населения. Этот путь, с точки зрения биолога, может оказаться мало эффективным. Дело в том, что плодовитость человека определяется популяционными биологическими механизмами, и поэтому до сих пор все попытки государственного стимулирования или ограничения рождаемости оказались безрезультатными, но вызывали очень сильный протест людей. Мы вернемся к этому вопросу позднее. Тут же заметим, что совсем иное дело, если бы рождаемость снизилась без принуждения, самопроизвольно, на основе действий популяционных механизмов.

Но это была бы уже четвертая форма коллапса, самая мягкая и поэтому самая желательная. Ведь биосфера подает нам все более сильные сигналы о том, что мы опасно превысили свою численность.