Современный флот Северной Кореи. Очень странный флот. Современные наукоемкие технологии Подводный флот кндр

В связи с нынешним обострением международных отношений вокруг КНДР, я решил выложить этот внеплановый материал.

Широко известно, что КНДР является самым "молодым" среди членов "ядерного клуба". С 2006 года (когда впервые стало известно, что программа разработки ядерного оружия увенчалась успехом), КНДР провела - вопреки требованиям международного сообщества, включая Китай и Россию - пять ядерных испытаний, эквивалентом от 1 кт и до 45 кт. Согласно последним предположениям, КНДР располагает арсеналом из 15-20 ядерных зарядов, и, вероятно, приближается к созданию компактного и достаточно "живучего" боеприпаса, приспособленного к установке в боевую часть баллистической ракеты.

До последнего времени предполагалось, что основные усилия КНДР в области средств доставки ЯО сосредоточены на межконтинентальных баллистических ракетах. Однако, незначительный прогресс в этой области (судя по проблемным пускам сателлитов, надежность северокорейских многоступенчатых ракет оставляет желать много лучшего) и растущие опасения относительно уязвимости как самих ракет - для средств ПРО, так и их стартовых комплексов - для превентивного удара, по всей видимости, заставили военное руководство КНДР пересмотреть стратегию. Территория Северной Кореи сравнительно компактна: укрыть крупные стартовые комплексы от обнаружения на ней затруднительно. Кроме того, вся территория Корейского Полуострова перекрывается американскими противоракетными системами морского базирования (противоракеты SM-3 на американских, японских, и - в перспективе - южнокорейских эсминцах), что позволяет тем эффективно перехватывать стартующие баллистические ракеты на участке разгона, когда те крайне уязвимы.

В решении проблемы, северокорейцы, судя по всему, последовали по пути других атомных держав и обратили внимание на море.

Итак, что же известно о подводных ракетоносцах блитательного товарища, новой звезды, гения среди гениев в военной стратегии, высшего руководителя партии, армии и народа (все титулы официальные) и просто скромного первого секретаря ЦК ТП КНДР?

Впервые о новом направлении в северокорейской ядерной стратегии широкой публике стало известно в 2014 году, когда сателлит системы "Google Earth" сделал снимок северокорейского порта Синпо и новой субмарины у достроечной стенки. Интересующиеся военно-морскими вопросами немедленно отметили, что новая субмарина достигает 65 метров в длину и примерно 7 метров в ширину, существенно превосходя все предшествующие подводные лодки северокорейской постройки. Так, например, наиболее многочисленные в КНФ (Корейский Народный Флот) лодки типа "Санг-О II" (одна из которых была в 1996 году захвачена южанами во время попытки пролезть в южнокорейский порт) имеют длину всего 40 метров и ширину не более 4 метров. Таким образом, новая субмарина, очевидно, представляла собой значительный шаг вперед.

Наибольший интерес привлекла конструкция рубки субмарины. Помимо необычно больших размеров, часть рубки была прикрыта синим брезентом, скрывая некий элемент конструкции. Одной из версий - что именно спрятано под синей покрышкой - стала шахта для баллистической ракеты. При этом указывалось, что аналогичное решение (размещение ракетных шахт вертикально в рубке субмарины) применялось на советских подводных лодка проекта 611АВ и проекта 629. Подобное сходство едва ли случайно: в 1990-ых, КНДР, через подставные фирмы и ряд иностранных посредников, заключила соглашение о покупке на металлолом ряда списанных советских субмарин - в число которых входили и ракетоносные проекта 629А. Таким образом, инженеры КНФ могли детально ознакомиться с основными конструктивными решениями.

Дальнейшие серии снимков, в 2014-2015 году, подтвердили начальные предположения:

На этой паре снимков представлены два интересных объекта. Во-первых отчетливо видна массивная рубка субмарины с отчетливо различимым крупным отверстием в ней (размеры отверстия поначалу привели к тому, что эксперты - ошибочно - посчитали субмарину несущей две ракеты). Во-вторых, рядом с лодкой замечен крупный плот с цилиндрической конструкцией в центре - очень напоминающий погружаемые стенды, использовавшиеся для испытательных пусков БРПЛ в советском флоте!

Погружаемый стенд ПСД-4, Черноморский Флот. 1961.

Легко заметить, что конструкции северокорейского и советского стендов практически идентичны: четыре "пилона" с мачтами по углам, и массивный цилиндр пусковой шахты в центре. Скорее всего, инженеры КНФ сумели получить доступ к чертежам советских стендов (возможно, через Китай) и опирались на них при разработке собственной версии. Склонность инженеров КНДР развивать и улучшать доступные образцы вместо создания новых достаточно хорошо известна.

В дальнейшем, новая северокорейская субмарина неоднократно мелькала на фотографиях, пока, наконец, не "засветилась" в официальном материале с военно-морских учений КНФ:

Ракетоносная субмарина КНФ на учениях. Видны впечатляюшие размеры рубки.

Новому классу субмарин было присвоено условное обозначение "Синпо" (англ. "Sinpo"), по имени порта строительства, но, по более точным данным, официальное название класса - "Горае" (англ. "Gorae"). Согласно имеющимся данным, как минимум одна субмарина этого класса - вероятно, демонстратор технологии - находится в строю КНФ по крайней мере с 2015 года, и принимала участие в экспериментах с подводным запуском ракет. Еще несколько лодок этого (либо улучшенного) типа, предположительно, строятся, или, возможно, уже завершают испытания.

Что же известно об этих лодках?

По конструкции, лодки класса "Синпо" являются концептуальным развитием предшествующих серий малых подводных лодок КНФ, таких как тип "Санг-О", "Йоно" и "Юго". Которые, в свою очередь, являются развитием югославской сериии "адриатических" субмарин. Хотя КНФ располагает некоторым количеством крупных субмарин Тип 033 (китайская версия проекта 633, собраны в КНДР из компонентов китайского производства) и даже по крайней мере одной субмариной проекта 613, советской постройки (эта почтенная старушка еще в 2013 году мелькала на учениях, что я не могу охарактеризовать иначе как издевательство над ценным музейным экспонатом!), строительство крупных подводных лодок оказалось для КНФ не по карману. Кроме того, крупные субмарины КНФ априори были бы очень уязвимы для современных систем ПЛО, имеющихся в распоряжении ВМФ США, Японии и Республики Корея.

Корпус субмарины типа "Синпо" очень похож на корпус подводной лодки типа "Йоно", и, видимо, является ее прямым развитием. Основываясь на этом сходстве, можно предположить, что ракетоносная субмарина однокорпусная, имеет не менее трех палуб и оснащена сонарным комплексом (вероятно, довольно примитивным) в носовой части. Горизонтальные рули находятся в передней части корпуса, вертикальные - в кормовой. Предполагается (по имеющимся снимкам это не ясно), что субмарина несет от 2 до 4 торпедных аппаратов в носовой части.

Силовая установка субмарины, судя по всему, стандартная, дизель-электрическая. Лодка, вероятно, оснащена устройством работы дизелей под водой (шноркелем), но нет никаких признаков наличия на ней какой-либо воздухонезависимой установки. Движитель - стандартный винтовой. Экипаж, согласно подсчетам - 70-80 человек.

Технические данные субмарины, разумеется, являются лишь объектом экстраполяции, но все же можно предположить следующие ТТХ:

* Водоизмещение - от 2000 до 2500 тонн.
* Длина - 65 м
* Ширина - 7 м
* Скорость подводная/надводная - экстраполируя данные по трофейной "Санг-О" можно предположить, что не превышает 10/16 узлов. Вероятно, реальная ниже.
* Глубина погружения - опять же, экстраполируя данные по "Санг-О", глубина погружения 150-200 метров. Есть возможность ложиться на дно.
* Дальность надводного хода - скорее всего не превышает 5000-6000 км.

Основной интерес, разумеется, представляет собой ракетное вооружение субмарины. Оно представлено единственной ракетой "Пуккусонг-1" (также известной как KN-11). Некоторой иронией является то, что название ракеты в переводе с Корейского означает "полярная звезда" - то есть идентично названию первой американской БРПЛ, "Поларис"!

Эта баллистическая ракета обладает определенным сходством с советской баллистической ракетой подводного базирования Р-27, созданной в середине 1960-ых. Хотя сходство, вероятно, является чисто внешним, нельзя исключать, что инженеры КНФ сумели получить некоторую (возможно, косвенную) информацию о конструкции снятой с вооружения Р-27, или ее китайского аналога - JL-1.

Ракета одноступенчатая, имеет длину около 9,3 метров, диаметр около 1,5 метров и стартовый вес - предположительно - в районе 15 тонн. Она, вероятно, способна нести некоторые из существующих северокорейских ядерных боеголовок. Однако, точно не известно, имеются ли в распоряжении КНФ теплозащитные системы, способные обеспечить безопасный вход боеголовки в атмосферу.

Интересной деталью является то, что ракета, вероятно, существует в жидкостном и твердотопливном вариантах:

Слева: фотография пуска ракеты в 2014 году. Справа: фотография пуска ракеты в 2016 году. Выхлопные струи ракет отчетливо различаются.

Это может объясняться либо независимой разработкой жидкостных и твердотопливных БРПЛ, либо же решением перейти на твердое топливо в связи с проблемами хранения жидкостной ракеты на очень небольшой субмарине. Так как КНДР, скорее всего, не имеет доступа к современным технологиям твердого ракетного топлива, эффективность двигателей ракеты, вероятно, невелика. Ракета однодвигательная, с единственным неподвижным соплом. Управление ракетой в полете, как и у других баллистических ракет КНДР, выполняется при помощи решетчатых рулей на корме.

Ракета приспособлена к запуску из погруженного положения, с глубины 2-5 метров. Первоначально, тесты проводились с "горячим" запуском, т.е. включением двигателей ракеты прямо в шахте с дальнейшим выходом ее из шахты своим ходом. Однако, в дальнейшем, КНДР, очевидно, переключилось на технологию "холодного" запуска: ракета выталкивается из шахты сжатым воздухом, с запуском двигателей над водой. Возможно, это связано с переходом на твердое топливо, воспламенение которого проходит легче.

С октября 2014 по февраль 2017, КНФ провел 12 испытательных пусков ракеты, со следующими результатами:

В ходе пусков, была продемонстрирована дальность полета порядка 500 км. Однако, следует отметить, что реальная дальность полета ракеты, вероятно, выше, и составляет от 1200 до 1500 км. Это связано с тем, что в двух последних (успешных) пусках, ракета запускалась по очень высокой, почти вертикальной траектории, поднимаясь на высоту до 550 км. При более оптимальной траектории - под углом ближе к 45 градусам - дальность полета может составить более 1000 км. Неясен вопрос с наличием у ракеты отделяющейся головной части, что могло бы помочь определить дальность. Анализ, проведенный специалистами Республики Корея позволяет предположить дальность до 2500 км, при использовании отделяемой головной части.


Предположительный радиус досягаемости северокорейских субмарин (оранжевый) и их ракет (синий).

Итак, главный вопрос - что же дают субмарины типа "Синпо" флоту КНДР?

Очевидно, что эти лодки - несмотря на все усилия конструкторов - все же не являются подлинными подводными ракетоносцами. Их радиус действия ограничен, они не способны длительное время оперировать в подводном положении, иначе как под шноркелем - что, с учетом современного развития средств противолодочной обороны, делает их крайне уязвимыми. Примечательно, что северокорейские конструкторы попытались (как смогли) смягчить проблему, разработав систему подводного пуска ракеты: для сравнения, ранние советские подводные ракетоносцы могли запускать свои ракеты только из надводного положения.

Крупным недостатком является наличие на борту только одной баллистической ракеты. Даже не принимая во внимание ненадежность северокорейских ракет - с учетом всех сложностей подводного пуска, я бы предположил, что вероятность успешного запуска "Пуккусонг-1" в реалистичных (не демонстрационных) условиях составляет не более 50%, без учета возможных сбоев уже в полете - низкая точность и слабость боевой части делают маловероятным успешное поражение чего-либо за исключением очень крупных, площадных объектов. Это де-факто сводит возможности субмарин КНФ к сдерживанию потенциальной угрозой атаки: реальные их боевые возможности очень ограничены.

В целом, субмарины типа "Синпо", скорее, являются не столько подводными ракетоносцами, сколько подводными мобильными пусковыми. Вероятно, их основной задачей является не патрулирование в открытом океане (ВМФ КНДР не располагает никакими средствами, позволяющими прикрыть районы боевого развертывания ракетоносцев), а дежурство в стационарном положении - возможно, лежа на дне - в прибрежных водах Северной Кореи и операции в водах Японского и Желтого морей.

В чем преимущество подобного - более дорогого - способа базирования, перед обычными стационарными/мобильными установками?

1) Подобные "прибрежные ракетоносцы" малоуязвимы для внезапного нападения. Являясь дизель-электрическими субмаринами, они могут совершать переходы на небольшие расстояния практически бесшумно, и длительное время лежать на дне, не выдавая себя работой механизмов. Выявить заранее и уничтожить первым ударом подобные ракетные платформы чрезвычайно трудно: нужно прочесывать с магнитометрами квадратные километры акватории (и даже ПВО КНДР, при всей ее устарелости, может доставить сильную головную боль противолодочным самолетам!)

2) Они могут осуществлять запуски ракет с непредсказуемых направлений. Территория КНДР весьма мала, и полностью "просматривается" американскими и южнокорейскими радарами - а также "простреливается" американскими и японскими противоракетами SM-3 (морского базирования) и THAAD (наземного базирования). Ввиду ограниченности подлетного времени, стартующие северокорейские ракеты могут быть поражены противоракетами еще на разгоне - в тот момент, когда они особенно уязвимы. Субмарины даже "прибрежного" действия позволяют существенно расширить спектр возможных пусковых позиций, затрудняя перехват на разгоне и вынуждая прибегать к менее эффективному поражению боеголовок на входе в атмосферу.

3) Потенциально - хотя такая вероятность и весьма невелика - северокорейские ракетоносные субмарины представляют угрозу для островных территорий США на Тихом Океане, для союзников США за пределами Японского Моря, и даже для американской "домашней территории" на Аляске. Это вынуждает американцев по крайней мере уделять значительные усилия противолодочной обороне. Следует, однако, заметить, что американцы и их союзники (а также все более негативно настроенный к КНДР Китай) контролируют все "бутылочные горлышки" Японского, Желтого, и Восточно-Китайского моря, и выход сравнительно шумных субмарин, не способных двигаться под водой долгое время без шноркеля, на океанские коммуникации - маловероятен.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 21 марта 2015; проверки требуют.

Военно-морские силы Корейской народной армии (кор. 조선인민군 해군 , 朝鮮人民軍海軍 ) - одна из составных частей Корейской Народной Армии , наряду с Военно-воздушными силами , Сухопутными войсками и Силами специальных операций КНДР .

Командование ВМФ имеет в подчинении два флота, Восточный и Западный, в составе 16 боевых групп. В силу географического положения обмен кораблями между флотами отсутствует.

Подводный флот децентрализован. Подводные лодки базируются в Чхахо (Ch’aho), Маянгдо (Mayangdo) и Пипха-готе (Pip’a-got).

В составе флота находятся 5 корветов УРО (из них 2 - типа «Наджин», 1 - типа «Сохо»), 18 малых противолодочных кораблей, 4 советских подводных лодки проекта 613 , 23 китайских и советских подводных лодок проекта 033 (проекта 633), 29 малых подводных лодок проекта «Санг-О» , более 20 сверхмалых подводных лодок, 34 ракетных катера (10 проекта 205 «Оса» , 4 класса «Хуанфен», 10 «Сочжу», 12 проекта 183 «Комар» ; на вооружении катеров стоят ПКР П-15 Термит или китайские CSS-N-1 SCRUBBRUSH), 150 торпедных катеров (около половины - отечественной постройки), катера огневой поддержки (в том числе 62 класса «CHAHO»), 56 больших (6 «Хайнань», 12 «Тэчжон», 13 «Шанхай-2», 6 «Чонджу», 19 «СО-1») и более 100 малых патрульных катеров, 10 малых десантных кораблей «Хантэ» (способных перевозить по 3-4 лёгких танка), до 120 десантных катеров (в том числе около 100 «Нампо», созданных на базе советского торпедного катера П-6, имеющих скорость до 40 узлов и дальность действия до 335 км и способных перевозить до 30 полностью экипированных десантников), до 130 катеров на воздушной подушке, 24 тральщика «Юкто-1/2», 8 плавучих баз сверхмалых подводных лодок, спасательное судно подводных лодок, 4 гидрографических судна, минные заградители.

Применение высокоскоростных ракетных и торпедных катеров позволяет проводить внезапные атаки на корабли противника. Подводные лодки могут быть использованы для блокирования морских коммуникаций, постановки минных заграждений и высадки войск, а также для спецопераций.

В составе ВМФ имеется две снайперские бригады на кораблях-амфибиях. В состав береговых войск входят два полка (тринадцать дивизионов противокорабельных ракет) и шестнадцать отдельных артиллерийских дивизионов береговой артиллерии. На вооружении береговых батарей находятся ракеты класса «земля - море» С-2 «Сопка», CSSC-2 SILKWORM (китайская копия советской П-15М), and CSSC-3 SEERSUCKER с дальностью поражения до 95 км, а также береговые артиллерийские установки калибра 122/130/152 мм.

В Военно-морском флоте КНДР используются полупогружённые катера, используемые 137-й эскадрой ВМФ для высадки солдат сил специального назначения с моря. Благодаря своему низкому профилю эти катера слабо различимы с помощью радаров. Скорость на поверхности воды составляет до 45 узлов (83 км/ч), скорость в полупогружённом состоянии - 4 узла (7,4 км/ч).

Помимо боевых кораблей, под прямым управлением Министерства народных вооружённых сил находятся 10 грузовых судов.

История ВМС КНДР берет своё начало с 5 июня 1946 г., когда при помощи советских советников в Вонсане были сформированы Силы морской Охраны Северной Кореи. Первоначально морские силы подчинялись министерству внутренних дел Северной Кореи, но с получением торпедных катеров и формированием 2-го дивизиона ТКА 29 августа 1949 г. морские силы были переформированы в отдельный род войск.

Береговые батареи, развёрнутые для защиты от кораблей противника, противодесантной обороны и защиты минных заграждений, были оборудованы в основном полевыми орудиями среднего калибра. На важнейших участках береговой линии оборону осуществляли также батальоны морской пехоты. Плотность обороны побережья была крайне невысокой, в среднем для защиты 50-60 км участка берега использовалась одна трёхорудийная батарея. Для компенсации малочисленности береговой обороны эффективно использовались подвижные батареи. Тем не менее, для борьбы с береговыми батареями американские войска были вынуждены стянуть значительное количество кораблей и самолётов. Кроме того, батареи лишили корабли противника возможности подходить близко к берегу и вести прицельный обстрел прибрежных и сухопутных войск КНА.


В тревожном бюллетене о чрезвычайных действиях, обсуждаемом сегодня в Министерстве обороны, говорится, что президент Путин приказал Северному флоту быть на высочайшем уровне боеготовности. Этот приказ поступил сразу после того, как было получено сообщение о северокорейской субмарине в Тихом океане, непосредственно у западного побережья США. Предполагается, что перехваченные Пентагоном закодированные сообщения Пхеньянского радио менее 24 часов назад предназначались именно для этой подлодки.

Согласно этому бюллетеню, в 00:00 (полночь) (GMT + 8:30) по местному времени, Пхеньянское Радио начало передавать массивную серию таинственных случайных чисел, адресованную неким «членам университета дистанционного обучения». Сопоставляя послание для «университета дистанционного обучения» с другими данными, военные сразу обратили внимание, что сразу после окончания передачи все наблюдаемые северокорейские субмарины предприняли стандартное боевое маневрирование уклонения.

В течение 6 часов после появления этой северокорейской радиопередачи все американские и канадские противолодочные военные самолеты в этом районе стремительно выдвинулись в сторону побережья Калифорнии. Пентагон наотрез отказывался сообщать своим коллегам из России о том, что именно произошло.


Прямо у берега Калифорнии замечены несколько низколетящих самолетов, в том числе военно-морской EP-3E Aries II, который используется для электронного наблюдения, P-3C Orion, который используется для обнаружения подводных лодок, и Boeing P-8 Poseidon, используемый для борьбы с подводными лодками.

Через час после того, как у побережья Калифорнии были замечены противолодочные самолеты НАТО, Народно-освободительная армия Китая начала экстренное развертывание 150 000 военного контингента на своей общей границе с Северной Кореей. Еще через два часа не менее десяти северокорейских сухогрузов получили от Китая приказ немедленно покинуть китайские территориальные воды и вернуться в свой порт прописки.

Это крайне важный момент, поскольку видимо Китай выполняет свою угрозу от 24 февраля прекратить все закупки угля из Северной Кореи . Они обеспечивают около одной трети общего дохода от экспорта Северной Кореи.


Практически сразу после всех этих странных событий северокорейский МИД опубликовал военное заявление, адресованное американцам: «Отныне только американцы несут всю ответственность за катастрофические последствия, которые могут повлечь за собой агрессивные действия США».

В настоящее время война кажется неизбежной. Самые мрачные мысли возникают вокруг новых северокорейских подводных лодок класса Sinpo. По меньшей мере с 2014-го года эти субмарины способны запускать баллистические ракеты.

Крупный план новой северокорейской 67-метровой подлодки серии Sinpo, 24 июля 2014 года

Военная доктрина КНДР учитывает техническое отставание страны, поэтому Северная Корея ставит своей задачей не тактическую победу, а причинение максимально возможных потерь своему врагу, в качестве которого рассматривает южных корейцев, японцев и американцев.

Своих политических и военных лидеров КНДР защищает одной из самых глубоких в мире подземных тоннельных систем. Предполагается, что общая длина тоннелей составляет тысячи миль и они тянутся по всему полуострову. В течении нескольких часов после начала военных действий КНДР способна перебросить к Сеулу не менее 30 000 своих солдат.

Министр обороны США Джеймс Мэттис, носящий прозвище «Бешеный пёс», несколько недель назад заявил, что если Северная Корея использует свое ядерное оружие, она столкнется с «эффективным и подавляющим» военным откликом со стороны Америки и ее союзников. Однако Запад видимо не учитывает две вещи. Во-первых, при всех вариантах больших военных событий будут миллионные жертвы среди гражданского населения. Во-вторых Китай никогда не позволит силам США и союзников выдвинутся севернее 38-й параллели.


Наконец Запад упускает из вида Сирию, где всего несколько часов назад погибли несколько российских военнослужащих. Пока считается, что это вызвано террористическим огнем исламского государства . Но если вдруг как-то окажется, что все это будет каким-либо образом связано с США, у американцев будет больше причин для беспокойства, чем их сейчас у Северной Кореи.


За следующие несколько сотен лет субмарина прошла серию эволюционных изменений, улучшив свою подвижность, практичность, и другие возможности. В этом списке собраны 10 стран с самым большим флотом подводных лодок в мире. Рейтинг включает общее количество дизельно-электрических и атомных лодок. Это совсем не значит, что самый большой флот является самым сильным. Это чистая оценка количества единиц, которая указывает на то, у кого больше всего военных субмарин. Несколько пунктов могут удивить вас, но будьте уверены - сюда включены все крупные игроки.

Южная Корея - 14 субмарин

Начинаем с подводных лодок Южной Кореи. Военно-морской флот Республики Корея в настоящее время имеет на вооружении 14 дизельно-электрических субмарин. 12 из этих субмарин - немецкие лодки типа 209 и 214, в то время как две маленькие субмарины построены в Корее. Текущие планы для Кореи предполагают строительство класса 214 на собственных верфях - это будет высококлассная технологически продвинутая подводная лодка. Тип 214 обладает восемью торпедными установками, способностью запускать противокорабельные ракеты и устанавливать мины. По всей вероятности, в скором времени Южная Корея значительно поднимется в этом списке, поскольку новые субмарины будут введены в состав военно-морского флота уже очень скоро.

Турция - 14 лодок

Наравне с Южной Кореей, Турция является крупнейшим оперетором немецких субмарин в мире. Все субмарины турецкого военно-морского флота - дизельные электроходы Типа 209. Эта особая субмарина - один из наиболее экспортируемых типов, которые могут быть настроены согласно всем пожеланиям потенциальных клиентов. Со стоимостью приблизительно в $290 миллионов, у каждой из подлодок турецкого флота 209 s есть установка запуска противокорабельных ракет Гарпун. В следующем году турецкий военно-морской флот планирует заменить часть 209-х более современным немецким типом дизельно-электрических субмарин - 214.

Израиль - 14 подлодок

Когда идет речь о военно-морских силах, мало кто вообще думает об Израиле. В военных терминах большинство людей рассматривает Израиль в плане авиации, или пехоты, но у страны действительно есть флот из 14 субмарин. Как и относительно многих других аспектов израильских вооруженных сил, трудно получить какую-либо точную информацию по флоту. Согласно ряду источников, израильский военно-морской флот в настоящее время управляет 14 субмаринами (хотя некоторые источники заявляют о меньшем количестве). Самыми известными и безусловно самыми дееспособными являются лодки класса Дельфин. Построенные в Германии с 1998 года, дизельно-электрические субмарины класса дельфина способны переносить на борту израильское ядерное оружие. Израиль также обладает одним из самых лучших танков в мире.

Япония - 16 субмарин

После Второй мировой войны строгие санкции регулируют японские вооруженные силы, а конституция страны предусматривает, что Япония должна обладать только защитным вооружением. В конечном счете, Япония имеет маленькие, но очень современные вооруженные силы, включая Морские силы самообороны Японии (JMSDF). Сегодня, подводная флотилия Японии составлена из дизельно-электрических торпедных подводных лодок. Они разделены на два класса очень современных подводных лодок, самая старая из которых была построена в 1994. Новейшие субмарины класса Soryu оснащены всеми самыми современными технологиями, имеют диапазон передвижения на 7000 миль, могут запускать ракеты, торпеды и устанавливать мины.

Индия - 17 субмарин

В настоящее время, подавляющее большинство подводных лодок Индии - это дизельно-электрические торпедные субмарины, построенные русскими и немцами. Их наличие позволило Индии поиграть мышцами вокруг своих прибрежных вод в Индийском океане. Позже были предприняты шаги перевода индийского подводного флота в сферу ядерной энергии. Был заключен арендный договор относительно российской субмарины ядерного класса "Акула" и создание собственной баллистической ракеты - ясные признаки того, что Индия хочет значительно расширить возможности своего подводного флота. Учитывая время и расходы, связанный со строительством ядерных субмарин, нынешние дизельные электроходы будут оставаться основой индийского военно-морского флота в течение следующих нескольких лет. Но в будущем страна может подняться на несколько позиций в списке.

Иран - 31 субмарина

Нет, это не опечатка, потому что Иран действительно владеет в настоящее время пятым по величине подводным флотом в мире. Иран традиционно направляет большую часть своего военного бюджета в воздушные и наземные войска. В течение последних нескольких лет военно-морской флот Исламской Республики Иран начал разрабатывать новые надводные суда и субмарины. Подводные силы в основном сосредоточены на операциях по прибрежной и малой дальности вокруг Персидского залива. Самые продвинутые субмарины - три построенных русскими дизельных электрохода класса Kilo. Построенные в 1990-х, эти субмарины могут преодолевать расстояния более чем 7000 миль, устанавливать мины и противостоять любым военно-морским силам, приближающимся к иранским берегам. Они дополнены рядом других субмарин, предназначенных для мелко-прибрежных водных операций.

Россия - 63 субмарины

С крахом Советского Союза в начале 1990-х, советский военно-морской флот, как и большинство вооруженных сил, пострадал от плохого финансирования и обслуживания. В течение последних нескольких лет эта ситуация крайне изменилась, поскольку Россия стремится преобразовать и модернизировать свои силы под лидерством Владимира Путина. Подводный флот российского ВМФ определенно извлек выгоду из этой реформы. Россия имеет целый ряд субмарин с возможностью запуска баллистических ракет и 30 субмарин с возможностью ядерного удара. Помимо атомных подлодок, флот включает 20 дизельных электроходов класса Kilo. Строятся новые подводные лодки, вместо устаревших и опасных старых моделей. Очевидно, что подводные силы России как минимум не потеряют свое место в этом списке, а скорее даже поднимутся выше в ближайшие годы. Советую вам также почитать о самом мощном оружии в истории.

Китай - 69 подводных лодок

За прошлые 30 лет вооруженные силы Китая подверглись программе крупного расширения и модернизации. Помимо наземных войск и военно-воздушных сил, существенное развитие наблюдается и в области флота. У страны есть лишь несколько атомных современных подлодок, а большую часть подводного флота составляют 50 дизельно-электрических субмарин. Принято считать, что китайская военная доктрина прежде всего сосредоточена на защите своих территорий и прибрежных вод от потенциальных врагов. Возможность ядерного удара используется, как средство устрашения, а обладают ею лишь несколько субмарин. Не являющиеся такими же мощными, как американские или российские проекты, китайские субмарины с баллистическими ракетами все еще способны к запуску ядерного оружия дальнего действия по любой стране, достаточно глупой, чтобы напасть на Китай. Китай также имеет одну из самых мощных ядерных ракет в мире.

США - 72 субмарины

Второе место в этом списке занимает военно-морской флот Соединенных Штатов. Хотя США и управляет лишь второй по величине подводной силой в мире, она является самой мощной и современной в мире. С момента строительства первой субмарины USS Holland в 1900, страна создала очень эффективную подводную силу. Активный флот США полностью атомный, потому военные операции ограничены только количеством еды, которую могут перевезти суда. В настоящее время самый многочисленный тип субмарины - торпедная подводная лодка класса Los-Angeles - 40 таких машин находятся в эксплуатации. Построенная в период между 1970-ми и 1990-ми, подлодка стоит приблизительно $1 миллиард в сегодняшней валюте, перемещает почти 7000 тонн, может погружаться на глубину около 450 метров и вооружена четырьмя торпедными установками. Чтобы не утратить своего лидерства, США начали заменять эти лодки времен холодной войны более новыми и более современными субмаринами класса Вирджиния стоимостью в $2.7 миллиарда.

Северная Корея - 78 подлодок

Армия Северной Кореи занимает первую строчку в этом списке с флотом в 78 подводных лодок. Все субмарины Северной Кореи дизельно-электрические, и ни одна из них не перемещает более 1800 тонн. Потенциальная опасность этой силы была продемонстрирована в 2010, когда маленькие 130-тонники класса Yono потопили южнокорейский корвет Чонан. Тем не менее, это второразрядная сила, составленная из стареющих лодок советской эры и сделанных в домашних условиях прибрежных субмарин меньшего размера. Северокорейские субмарины небольшого размера имеют неплохие возможности на мелководье, могут устанавливать мины, проводить разведку во вражеских гаванях и транспортировать спецназ к вражеским берегам. Если Северная Корея продолжит расширять свой флот маленьких субмарин, то вряд ли уступит лидерство в этом списке в ближайшее время. В продолжение, читайте также о странах с самой большой армией, которым посвящена специальная подборка.

Второго мая ресурс 38 North, который занимается мониторингом геополитической ситуации и вооруженных сил Северной Кореи, рассказал, что на коммерческих спутниковых фотографиях обнаружена вторая северокорейская баржа для испытания подводных запусков баллистических ракет. По сути, это модификация советского плавучего погружающегося стенда ПСД-4. Запуски ракет происходят с подобных стендов прежде, чем начнутся испытания непосредственно с подводных лодок.

Первый подобный стенд был обнаружен в КНДР еще в 2014 году. Подавляющее большинство запусков ракет КНДР с подводных лодок южнокорейские и американские эксперты считают произведенными именно с плавучих погружаемых стендов, а вовсе не с подводных лодок, как заявляют в КНДР.

Так или иначе, второй обнаруженный стенд вновь вызвал вопросы: планировали в КНДР тестовые запуски еще три года назад или это новый собственный стенд, и теперь КНДР ускорит программу создания баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), способных нести ядерные заряды.

Издание The National Interest отмечает, что в 90-х годах прошлого века несколько старых советских подводных лодок проекта 629 (построенных еще в 50-60-х годах), способных к запуску БРПЛ, ушли в КНДР на разделку, и в КНДР могли либо восстановить их, либо при разборке приобщиться к советским военным технологиям. Но доказательств этому нет.

Скорее, по мнению издания, в 2012-2013 годах в КНДР начали строительство собственной экспериментальной подводной лодки Gorae (или Sinpo — по названию верфи. В теории она может запустить одну или две БРПЛ с глубины 10-15 метров, то есть ей для запуска ракеты надо подняться выше к поверхности (современные лодки запускают ракеты с глубины до 50 метров).

Точных данных о Gorae нет. Формы лодки КНДР напоминают югославские лодки типа «Сава» 70-х годов. Подразумевается, что дальность оперирования не превышает 750 миль, а скорость — 20 узлов. Пока подтверждено, что у КНДР есть одна такая субмарина, и, возможно, есть еще пять.

Особого смысла в Gorae американские эксперты не видят. Такая устаревшая подводная лодка не сможет уходить в долгие автономные плавания (чтобы нанести, например, неожиданный ядерный удар или удар возмездия по противнику). Более того, она не сможет покинуть порт незамеченной, а в случае военных действий средства ПВО и ПРО Северной Кореи не смогут ее защитить, а значит, она сразу же будет потоплена. Кстати, во время традиционных весенних учений подводного флота субмарины КНДР уходят в море всего на 3-5 дней.

Хотя и допускаются крайние варианты: что Gorae чудом может незаметно уйти в самоубийственную миссию в один конец в море, чтобы запустить ракеты по американским объектам в Японии, или же КНДР удастся произвести запуск по Южной Корее из одной из бесчисленных внутренних бухт изрезанной береговой линии. В этом случае Южной Корее и Японии придется полагаться на противоракетную оборону. Либо придется пойти на превентивный удар по Gorae и предполагаемым точкам их базирования.

Контекст

Испытания в КНДР насторожили Россию

Русская служба BBC 29.04.2017

Почему притихла КНДР?

Yahoo News Japan 06.02.2017

Лицом к лицу с КНДР

Asahi Shimbun 28.04.2016

В СМИ отмечают тот факт, что Gorae может быть использована лишь для испытаний ракет и создания более современных и крупных северокорейских субмарин в будущем.

Что касается подводного флота КНДР, то, согласно военному аналитику Джозефу Бермудесу (Joseph Bermudez), у Северной Кореи в строю есть от 52 до 67 дизель-электрических субмарин. Четыре подводных лодки проекта 613 (построены в 1951-57 гг.) были поставлены Советским Союзом, но к 2013 году были списаны. Семь лодок проекта 633 (построены в 1950-е годы) были поставлены Китаем (китайская модификация — проект 033) в собранном виде и еще 70 в разобранном виде.

В 2015 году, по данным Пентагона, у КНДР в строю находилось до 70 подводных лодок различных проектов. По данным издания Jane360, Северная Корея также была замечена в создании муляжей подводных лодок, чтобы при съемке с воздуха или космоса их принимали за настоящие субмарины.

В 2010 году было опубликовано международное исследование о затоплении военного корабля «Чхонан» ВМС Южной Кореи и гибели более 40 моряков, на страницах которого утверждалось, что у КНДР в наличии 20 субмарин проекта 633, 40 малых субмарин класса «Сан-О» и «Сан-О II» и 10 сверхмалых лодок класса «Йоно».

Кстати, тогда в 2010 году потопление «Чхонана» приписали КНДР, подводная лодка которой нанесла торпедный удар. Несмотря на устаревший подводный флот КНДР, как оказалось, даже сверхмалые подводные лодки «Йоно» вполне себе в состоянии топить корабли противника, наносить неожиданные удары и оперировать на малых глубинах, что с тех пор при планировании операций принимается во внимание уже серьезно.

Не сбрасывают сегодня со счетов и просто приличное количество малых и сверхмалых подводных лодок у Северной Кореи, что может позволить флоту КНДР нанести множество ударов одновременно и по разным целям, а также проводить минирование вод.

Что же касается программы создания баллистических ракет подводных лодок, способных нести ядерные заряды, то военные эксперты, несмотря на все споры, сходятся в том, что в КНДР после ряда испытаний запуска ракет с плавучих погружаемых стендов рано или поздно будут способны проводить успешные запуски и с реальных подводных лодок. В 2014 году на достижение этой цели Северной Корее отводили 2-3 года.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.