Спортивный поход 1 категории сложности. Категории сложности в альпинизме. Территория и административное деление

При классификации туристских походов их относят к тому или иному виду туризма, к той или иной категории сложности. Это основной принцип. Правилами проведения туристских спортивных походов и разрядными требованиями Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК) установлено, что спортивные походы проводятся по следующим видам туризма: пешеходному, лыжному, горному, водному, велосипедному, мотоциклетному, автомобильному и спелео. В порядке возрастающей протяженности, продолжительности и технической сложности они подразделяются на походы I, II, III, IV, V и VI категорий сложности. В зависимости от категории похода, необходимо подобрать правильное туристическое снаряжение в интернет продаже .

Принадлежность похода определенному виду туризма большей частью очевидна. Различие применяемых средств и способов передвижения не вызывает сомнений. Среди всех видов в какой-то мере условно выделен горный туризм. Он действительно может считаться разновидностью пешеходного туризма, но с большим основанием его следует считать разновидностью альпинизма. И тем не менее самостоятельное выделение его обосновано и не вызывает сомнений в необходимости этого. Природные условия высокогорных районов и специфика препятствий ставят перед горными туристами много не присущих другим видам туризма задач. Здесь и большой арсенал специального снаряжения, и свои технические приемы и тактика, и вопросы высотной акклиматизации.

Отнесение похода к той или иной категории сложности - задача более трудная и не всегда бесспорно решаемая. Принятая много лет назад и действующая сейчас классификация имеет много условностей и базируется в основном на субъективных экспертных оценках. Принимались и принимаются меры, чтобы классифицирование маршрутов было более объективным. Для этого тщательно изучаются материалы отчетов о походах, определяющие сложность маршрута участки оцениваются после повторного или многократного прохождения.

Предпринимались попытки разработать системы оценок преодолеваемых препятствий в очках или баллах. Но к каким-либо приемлемым результатам они не привели. Помимо чрезвычайной сложности и цифровой громоздкости и опасности, что сбор такой информации может стать основной задачей похода, балльная система просто не в состоянии установить объективные «цены» на бесчисленное множество различных препятствий, не говоря уже о таких понятиях, как особенности районов, автономность, погодные условия, объективная опасность и др. Какому, например, препятствию отдать предпочтение в баллах: переправе через горную реку или перевалу, движению на лыжах по глубокому снегу в тайге или по насту в тундре, одному и тому же порогу на реке при большом или малом уровне и расходе воды?

Принятая методика отнесения маршрута к определенной категории сложности путем сравнения его с эталонными маршрутами, установленными для данного района и вида туризма, оправдала себя и продолжает оставаться единственно приемлемой.

Основным фактором, влияющим на обеспечение безопасности, является уровень практического туристского опыта, приобретенного в предыдущих походах. Требования к этому опыту определены Правилами проведения туристских спортивных походов (в дальнейшем - Правилами). Но этот уровень не может быть проверен без подробно разработанной классификации маршрутов. Разрядные требования по туризму устанавливают для каждой категории сложности похода и видов туризма только минимальные протяженность в километрах и продолжительность в днях.

Походы, имеющие протяженность и продолжительность меньшие по сравнению с установленными для походов I категории сложности, являются некатегорийными. Наиболее распространенный их вид - походы выходного дня. Некатегорийные походы могут включать элементы (участки) походов любой, вплоть до VI категории сложности. Наибольшее распространение они получили в водном туризме, реже в горном. Опыт, приобретенный в таких походах, учитывается при решении вопроса о допуске к будущим походам, а к зачету на разряд они, естественно, не принимаются.

В таблице 1 отсутствуют нормативы походов VI категории сложности. Такие походы не требуются для выполнения спортивных разрядов и звания «Мастер спорта СССР» по туризму. По сравнению с «пятерками», они содержат участки повышенной технической сложности. Выделение их в самостоятельную категорию продиктовано все теми же вопросами безопасности. В основном эти походы совершаются в горном и водном видах туризма, несравненно меньше - в лыжном и пешеходном.

С учетом показателей продолжительности и протяженности отнесение походов к различным категориям сложности производится сравнением их с эталонными маршрутами Перечня классифицированных туристских маршрутов (в дальнейшем - перечня). Этот перечень регулярно, раз в четыре года, одновременно с Единой всесоюзной спортивной классификацией (ЕВСК) пересматривается, в него вносятся накопившиеся сведения и изменения.

Таблица 1

Виды туризма и характеристики походов Категории сложности походов
I II III IV V
Продолжительность походов в днях (не менее) 6 8 10 13 16
Протяженность походов в километрах (не менее):
пешеходных 130 160 190 220 250
лыжных 130 160 200 250 300
горных 100 120 140 150 160
водных (на гребных судах и плотах) 150 175 200 225 250
велосипедных 250 400 600 800 100
на мотоциклах 1000 1500 2000 2500 3000
на автомашинах 1500 2000 2500 3000 3500
спелеотуризм (количество пещер) 5 4-5 1-2 1-2 1

В действующем сейчас перечне на 1985-1988 гг. представлено более 1100 маршрутов всех категорий сложности по всем видам туризма и по большинству посещаемых туристами районов СССР.

Характер и разнообразие естественных препятствий, их техническая сложность в различных районах страны разные. Имеющаяся на сегодня информация позволила, с некоторой степенью условности, установить максимальные категории сложности походов для всех видов туризма в каждом районе.

Отсутствие в таблице 2 максимальных категорий сложности походов (а следовательно, и классифицированных маршрутов) в ряде районов для тех или иных видов туризма объясняется по-разному. В одних случаях это говорит о недостаточности или отсутствии объективных сведений по категорированию маршрутов в этих районах, в других - об отсутствии необходимых природных условий. Так, горные походы не могут проводиться в равнинных районах, а также в среднегорье, где характер местности и препятствий благоприятен для пешеходного туризма. Для лыжных походов нужен снег, которого нет, например, в Средней Азии.

Таблица 2

Районы Виды туризма
пешеходный лыжный горный водный
Кольский полуостров III V V
Архангельская обл., Коми АССР III V IV
Карелия, Ленинградская и Вологодская области III III IV
Средняя равнинная часть европейской территории СССР II II II
Южная равнинная часть европейской территории СССР I I II с эл. III
Карпаты II III III с эл. IV
Крым II
Кавказ Западный IV V III с эл. VI
Кавказ Центральный VI III с эл. VI
Кавказ Восточный IV V IV с эл. VI
Закавказье III V III III с эл. V
Урал Полярный IV VI IV
Урал Приполярный V VI IV
Урал Северный III V III
Урал Средний и Южный III III II
Западно-Сибирская. низменность III IV III
Пустынные и полупустынные районы Средней Азии III II
Памиро-Алай VI VI
Памир VI VI
Тянь-Шань Западный IV IV VI
Тянь-Шань Центральный VI VI
Тянь-Шань Северный V VI
Алтай V VI VI VI
Джунгарский Алатау Кузнецкий Алатау IV V IV
Саян Западный V V V
Саян Восточный V VI II VI
Таймыр и плато Путорана V VI V
Красноярский край (остальные районы) V V V
Прибайкалье, Забайкалье V VI III VI
Хабаровский край, Приморье V V V
Якутия, Магаданская область, Чукотка VI VI V
VI VI
Сахалинская область, Курильские о-ва IV

Таблица 3

Районы Вид туризма
велосипедный автомото спелео
Прибалтика II II
Карпаты IV V III
Кавказ V V V
Средняя Азия и Казахстан V V V
Украина (остальные районы), Белоруссия, Молдавия III III IV (Крым)
РСФСР: европейский Север V V III
Центральная Россия III III
европейский Юго-Восток V III
Урал V V III
Алтай V V III
Западная Сибирь IV V III (Саяны),
II (Кузнецкий Алатау и Горная Шория)
Восточная Сибирь и Дальний Восток V V I

Может возникнуть вопрос, почему в таких районах, как Центральный Кавказ, Памиро-Алай, Памир, Северный и Центральный Тянь-Шань, отсутствуют пешеходные и лыжные маршруты. В этих высокогорных (или традиционно альпинистских) районах препятствиями, определяющими категорию сложности похода, в основном являются классифицированные перевалы. В долинах и ущельях, на подходах к ним, имеются дороги или хорошо набитые тропы, а через реки всюду перекинуты мосты. Нет здесь необходимых для пешеходного туризма переправ, таежного бездорожья, сложного ориентирования и др. Зимой в этих горах много снега, но передвигаться приходится в основном не на лыжах, а пешком: в долинах недостаточен снежный покров, а ледники с их ледопадами и крутые склоны перевалов не для лыж. Поэтому в указанных районах условились проводить только горные походы (зимой с применением лыж).

Туристские спортивные походы не должны, как это подчас бывает, проводиться только ради преодоления препятствий (техника ради техники). В таких походах выхолащивается идея путешествия, которая подменяется узкой спортивной целью. Искусственное нанизывание препятствий приводит к потере туристской специфики, Вырождению путешествия в плохое подобие таких, например, самостоятельных видов спорта, как альпинизм и водный слалом.

Туризм нечто большее, чем комплекс физических упражнений. В отличие от большинства видов спорта он имеет несравненно большее содержание: расширение кругозора путешественника при знакомстве с новыми местами и людьми, воздействие на него многообразной природы, активное взаимодействие коллектива людей в борьбе с трудностями и собственными недостатками, автономные действия группы в малоосвоенных и ненаселенных районах, воспитание самостоятельности, инициативы, решительности и самообладания при неожиданных стечениях обстоятельств.

Сохраняя спортивный характер походов (значительные скорости передвижения, ограничение по времени, преодоление естественных препятствий, сознательное уклонение от посторонней помощи и др.), классификация ориентирует на естественно и логично построенные маршруты.

Логичность маршрута складывается из нескольких понятий. В идеальном виде это непрерывный маршрут без (или с минимальным количеством) радиальных выходов и с равномерным распределением физической, технической и психологической нагрузок и естественных препятствий. Он предусматривает максимальное знакомство с районом путешествия.

Непрерывность маршрута - обязательный элемент, без которого резко снижается физическое и психологическое напряжение похода. Разрывом маршрута считается не вызванное крайней необходимостью пребывание в населенном пункте более двух суток, а также использование внутримаршрутного транспорта. В виде исключения и только если это вызвано необходимостью, может быть допущен кратковременный разрыв маршрута с использованием транспорта в пределах данного туристского района. В основном пользоваться транспортом приходится водникам и спелеотуристам, которые в одном походе проходят несколько рек или пещер.

Продолжительность похода установлена разрядными требованиями, исходя из минимального времени в днях, необходимого для прохождения маршрута подготовленной группой. Увеличение продолжительности может быть оправдано большей протяженностью маршрута, большим числом и сложностью естественных препятствий. Добавляются также дни на разведки и на случай непогоды. Количество дневок должно укладываться в пределы 20% общей продолжительности похода.

Спортивность туризма заключается не в скорости прохождения маршрута. Если группа «бежит» в походе, не оглядываясь по сторонам, не осмысливая пройденного и того, что предстоит пройти, то теряется смысл путешествия. Если, например, группа в горах проходит лавиноопасные и камнепадные участки в неподходящее для этого время, вместо того чтобы подождать, то ее «спортивность» не только сомнительна, но и опасна. И опасна не только для нее, но и для других групп. Создается прецедент быстрого и, если повезет, безаварийного прохождения таких участков маршрута в неподходящее для этого время.

Протяженность похода, установленная для каждой категории сложности, понимается как наименьшая допустимая длина зачетного маршрута. К попыткам ее сокращения нужно относиться так же, как и в случае с продолжительностью, - и здесь должна сохраняться логика путешествия. Лишь в исключительных случаях (пожалуй, только в водных и реже в горных походах), при большой технической сложности маршрута протяженность может быть уменьшена, но не более чем на 25%. К спелеопоходам требования по протяженности, естественно, не относятся.

Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (для горных походов - не менее двух наиболее сложных перевалов).

Радиальным выходом считается участок маршрута с возвращением в начальную точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути), засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направления.

Маршрут, построенный только на радиальных выходах из одной точки (базового лагеря), тем более при значительном числе и малой протяженности таких петель, исключает сам дух путешествия. В основном такие отклонения от нормы наблюдаются в горных походах.

Условлено также, что удлинение маршрута при неизменном характере препятствий не может быть основанием для увеличения категории сложности похода. Попытки завысить сложность маршрута особенно заметны у пеших туристов, когда они совершают походы в высокогорных районах. Увеличенные по сравнению с горным эталонным маршрутом протяженность и количество той же сложности перевалов кажутся им основанием для повышения категории сложности похода. И если горный маршрут протяженностью 140 км с двумя перевалами 2А оценивается как поход III категории сложности, то пешеходный маршрут в том же районе в 190 км с большим числом таких же перевалов предлагается как IV, а то и V категории сложности. Этого делать ни в коем случае нельзя.

Техническая сложность маршрута определяется характером, количеством и разнообразием препятствий. Характер препятствий определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для прохождения данного препятствия с надлежащей гарантией безопасности. Маршрутам каждой категории сложности соответствует свой уровень типичных для них препятствий. Маршруты более высокой категории сложности содержат более сложные препятствия, чем маршруты предыдущей категории. При оценке маршрутов в первую очередь учитываются препятствия, которые дают туристам технический опыт, необходимый для обеспечения безопасности в последующих походах.

Эталонные маршруты обобщают и упорядочивают фактически пройденные маршруты, не опережают практику туризма, а несколько отстают от нее и основываются на уже достигнутом уровне технической сложности походов. Но этот уровень не должен быть рекордным: пройденный одной-двумя группами на пределе мастерства в допустимого риска маршрут не может считаться критерием для данной категории сложности походов.

Как уже говорилось, каждые пересмотры действующих перечней классификационных маршрутов приурочиваются к очередному четырехлетию Единой всесоюзной спортивной классификации. Основанием для снижения категории сложности маршрута, указанной в ранее действующем перечне, в основном является тенденция к усложнению походов того или иного вида туризма. Реже это вызвано изменением обстановки в районе маршрута (появление дорог, мостов, новых населенных пунктов, зарегулирование стока рек и др.) или особой популярностью маршрута, на котором образуются хорошие непрерывные тропы, всегда имеется накатанная лыжня, часты встречи с другими группами и пр. Последнее, правда, почти не относится к горному, водному и спелеотуризму.

Отнесение маршрута к определенной категории сложности производится МКК в пределах установленных ей полномочий путем сравнения его с эталонными маршрутами данного вида туризма в данном географическом районе. Перечни классифицированных маршрутов составляются и корректируются на основе предложений с мест туристами высокой квалификации, работающими в МКК и комиссиях по видам туризма Всесоюзной федерации туризма. При этом учитывается необходимость унификации требований к маршрутам одних и тех же категорий сложности, но пролегающим в различных районах страны и проходимых в разных условиях.

Наряду с Перечнем классифицированных туристских маршрутов при определении категорий сложности походов следует пользоваться перечнями классифицированных перевалов высокогорных районов и среднегорья.

Первый из них является неоценимым справочным материалом для разработки маршрутов горных походов. Официально он был утвержден в 1973 г. и вместе с дополнениями и изменениями, выпущенными в 1975 и 1978 гг., насчитывал более 1,5 тыс. перевалов. В действующем сейчас перечне содержатся характеристики более 3 тыс. перевалов, которые неоднократно пройдены и описаны различными туристскими группами.

Перевалы сгруппированы по высокогорным районам и по основным их хребтам и узлам: Западный, Центральный и Восточный Кавказ; Памиро-Алай, включающий Фанские горы, Гиссарский хребет, Матчу, Алайский хребет и Дугобу; Памир; Западный, Северный и Центральный Тянь-Шань; Алтай; Джунгарский Алатау.

Для оценки категорий трудности перевалов разработана специальная методика, в основу которой положены такие определяющие признаки: характер наиболее сложных участков перевала; необходимые для преодоления перевала техника, тактика передвижения и особенности мест ночлегов; количественные характеристики (время движения, число точек страховки); необходимое специальное снаряжение. В зависимости от совокупности всех этих признаков перевалы относят к одной из трех категорий трудности, разделенных в свою очередь на две полукатегории (А и Б).

По каждому перевалу в перечне приведены такие данные: название перевала, в скобках-менее употребляемое; высота над уровнем моря; категории трудности перевала в разное время года; характер основных, определяющих участков (скалы, лед, осыпь, трава, снег); названия ледников, рек, долин, ущелий, озер, которые соединяет перевал. В примечаниях по возможности приведена краткая информация о вариантах прохождения перевала, количестве седловин, о возможных опасных явлениях (карнизы, камнепады, лавины) и др.

Перечень классифицированных перевалов среднегорья призван прежде всего помочь в нелегкой задаче оценки сложности пешеходных и лыжных походов, проводимых в таких районах, как Кольский полуостров, Урал, Саяны, Прибайкалье и Забайкалье, Якутия, Камчатка. Перечень утвержден в 1985 году и насчитывает пока более 1000 перевалов и обзорных вершин. Эти перевалы имеют те же обозначения категорий трудности, что и перевалы высокогорных районов. Но знак равенства между ними ставить нельзя. Определяющие их сложность участки незначительны по протяженности, несравнимы высота и оледенение. Поэтому опыт прохождения перевалов среднегорья для походов в высокогорных районах следует учитывать следующим образом: участники похода должны иметь опыт прохождения (руководитель-опыт руководства) двух перевалов среднегорья той же категории трудности, что и наиболее сложный перевал маршрута в данном высокогорном районе. При этом необходимо учитывать характер наиболее сложных участков (лед, снег, скалы) и высоту перевалов.

Все сказанное выше о классификации маршрутов относится практически ко всем видам туризма. Но специфика каждого из них предопределяет свои особенности в построении маршрутов. И чем эти виды техничнее, тем больше дополнительных требований, направленных в первую очередь на обеспечение безопасности. Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей классификации маршрутов в видах туризма, полезно ознакомиться с таблицей 4, характеризующей развитие категорийных походов разных видов.

Долгие годы по числу категорийных походов первое место занимал пешеходный туризм. Правда, в основном за счет походов I и II категорий сложности. В более сложных походах его уверенно опережали такие технические виды туризма, как водный и горный. Привлекательность и спортивность их очевидна. Из таблицы видно, что в спортивном плане виды туризма расположены в следующей последовательности: водный, пешеходный, горный, лыжный, велосипедный, спелео, автомото.

Число рек, по которым можно сплавляться, ограничено. Поэтому, на первый взгляд, составить перечень водных маршрутов не очень трудно. Но это не так. Оценка реки зависит от типа судна, на котором сплавляется группа, от уровня и расхода воды во время похода, от плотности и характера препятствий. Одна и та же река в зависимости от этого может иметь разную категорию сложности. Причем повышение или понижение против среднего режима воды усложняет прохождение одних препятствий и упрощает прохождение других. Если в других видах туризма можно остановиться практически на любом сложном участке, чтобы собраться с силами, найти лучшее решение, то в водном течение реки не позволяет сделать этого. Гарантию правильных действий может дать только отработанная реакция каждого туриста в отдельности и экипажа судна в целом. Водный туризм остается наиболее сложным видом туризма.

Приведенные в перечне классифицированные водные маршруты оценены во многих случаях по-разному, в зависимости от использования для сплава различных судов (байдарки, плоты, надувные лодки и приравниваемые к ним катамараны). Примеры водных эталонных маршрутов (условные обозначения: п - плоты, н - надувные лодки, б - байдарки);

Алтай. Река Катунь. Пос. Язевка-пос. Иня (д, н- IV, б-V).

Саяны. Река Гутара. Пос. В. Гутара - пос. Шелехово (б, п, н-III). Река Уда. Пос. Алыгджер-пос. Порог (п, н- III; б- III с элементами IV).

Прибайкалье. Река Витим. Пос. Карафтит - пос. Романовка (п, н-III; б-IV). Река Чая. Нижнеангарск-пос. Чая - сплав от верховьев р. Чая до р. Лена (п, н-IV; 6-V).

Карпаты. Река Черный Черемош - река Черемош. Буркут - Вижница (б-II с элементами IV; п, н-II с элементами III).

Кавказ. Река Кура. Пос. Ацкури - Мцхета (б - III с элементами IV; п, н-111). Река Кодори. Сел. Квемо-Ажара-р. Кодори до устья (б, п, н-П с элементами V).

Урал. Река Вишера. Су. Полуночное - Красновишерск (п,н-П).

Вид туризма Категории сложности
I II III IV V VI Всего
Пешеходный
Лыжный
Горный
Водный
Велосипедный
Автомобильный
Мотоциклетный
Спелео
Всего
4682(52 128)
1526(13961)
2208(21 281)
3538(29 029)
695 (6 327)
189 (1 551)
38(280)
363(3 505)
13239(128 062)
960(10 182)
524 (4 548)
1 171 (10 055)
1588(14 285)
300(2 426)
88(537)
20(126)
166(1 474)
4 817 (43 633)
333(2 992)
216(1 880)
545(4 602)
888(8 361)
130(1 223)
31(211)
10(65)
80(758)
2 233 (20 092)
99 (820)
84 (679)
274(2 317)
362(3 374)
54(433)
6 (44)
1(7)
23(236)
903(7 910)
75 (586)
67(554)
240(1 961)
297(2 952)
30 (277)
3(29)
3(20)
16(176)
731(6 555)

1(7)
17(155)
27 (304)

45(466)

6149(66 708)
2418(21 629)
4455(40 371)
6700(58 305)
1209(10 686)
317(2 372)
72 (498)
648(6 149)
21968(206 718)

Основу классификации горных маршрутов составляют перевалы (учитывая их количество и сложность).

Из таблицы 5 видно, что каждое повышение категории сложности похода зависит от включения в него перевала следующей полукатегории трудности. Кажущаяся простота классификации отнюдь не исключает многих затруднений и не учитывает ряда дополнительных факторов. Значительное повышение технического уровня горных походов, появление специального снаряжения привело к распространению горных походов с увеличением числа сложных перевалов при сохранении и даже сокращении минимальной продолжительности. В результате маршруты проходятся на пределе физических и нервных возможностей участников, повышается вероятность аварий и травм (а в горном туризме сейчас несчастные случаи составляют почти 50% от общего числа). Поэтому и появились дополнительные требования как к опыту участников горных походов, так и к классификации маршрутов. Число перевалов, особенно сложных, ограничено. Его с лихвой хватает для настоящего путешествия, если не пробегать маршрут, ничего не видя вокруг. Условлено также, что в горные походы нельзя включать более двух первопрохождений наиболее сложных, определяющих категорию сложности похода перевалов. При этом обязательно полагается планировать дополнительное увеличение в 1,5-2 раза времени для прохождения таких перевалов. Преодолению наиболее сложного перевала на маршруте должно предшествовать прохождение одного-двух перевалов на категорию трудности ниже. Есть районы, где невозможно построить логичный маршрут без увеличения общего числа перевалов за счет несложных перевалов или связок перевалов. В каждом отдельном случае этот вопрос решает МКК.

Категория сложности похода Продолжительность похода в днях (не менее) Количество категорийных перевалов (не более) при минимальной продолжительности похода Максимально допустимое количество категорийных перевалов при соответствующем увеличении продолжительности похода
Всего в том числе
I 9 2 2 4
II 8 3 1 2 5, в т. ч. 1Б не более 3
III 10 4 1 2 6, в т. ч. 2А не более 3
IV 13 5 1 1 2 7, 2А, 2Б - не более четырех, в т. ч. 2Б не более 3
V 16 6 1 2 1 8, 2Б, ЗА - не более пяти, в т. ч. ЗА не более 3
VI 16 7 1 2 1 9, ЗА, ЗБ - не более пяти, в т. ч. ЗБ не более 3

Запрещен необоснованный подъем с перевальной точки на соседнюю вершину.

Примеры горных маршрутов

Кавказ

Нальчик - т/б «Чегем» - пер. Нарзанный (н/к) - т/б «Чегем» -лед. Кулак-пер. Твибер (1Б) -лед. Дзинал-лед. Китлод-пер. Семи+пер. Цаннер (2А)- лед. Безенги-пер. МВТУ (2А)-лед. Башкаауз- лед. Дыхсу - пер. Гезевцек (1Б)-р. Риони-Кутаиси. III категория сложности.

Сел. Верх. Балкария - лед. Дыхсу - пер. МВТУ (2А) - лед. Безенги - пер. Спортивная Дружба (2Б) - лед. Ша-урту-т/б «Чегем»-пер. Бодорку+пер. Лычат (ЗА)- пер. Башиль (2А)-лед, Лекзыр - пер. Доллакора+пер. Ю. Чатын (2Б) -лед. Шхельдинский-пер. Ахсу (2А) - р. Долра - сел. Местия. V категория сложности.

Памиро-Алай. Файские горы

Душанбе - оз. Искандеркуль - р. Искандердарья - р. Норват-пер. Джпджик (1А)-пер. Нижн. Зинах (1Б) - р. Имат - р. Пасруд - оз. Алаудинские - оз. Мутные-пер. В. Казнок (1Б)-р. Казнок-р. Арг- р. Ахбасай-пер. Двойной (1Б) -оз. Б. Алло-р. Зин-дон - р. Вору - Самарканд. II категория сложности.

Душанбе - р. Пасруд - оз. Алаудинские - пер. Адамташ (1Б)-оз. Куликалон-пер. Межозерный (2Б) - оз. Б. Алло - пер. Самарский (2Б) - р. Казнок-р. Арг- р. Ахбасай-пер. Москва (1Б)-р. Арчамайдан- пер. Пштикуль (1Б)-р. Каракуль-пер. Аксу (1Б)- р. Сарымат - пер. 3. Сарымат (2А) - оз. Маргузорские - Самарканд, IV категория сложности.

Памиро-Алай. Дугоба

Пос. Хайдаркан - р. Алаудин - пер. Гаумыш (1А)- р. Гаумыш - р. Джиалису - лед. Джиалису - пер. Илликсу (2А)-лед. Илликсу-пер. Надежда (2А)- лед. Абрамова - ГМС - р. Коксу - р. Джугурташ - пер. Трех (1Б) -р. Арчаканыш-лед. Дугоба-пер. Акташ (1Б)-р. Дугоба-а/л «Дугоба»-т/б «Шахимардан». III категория сложности.

Памир

Пос. Кудара - р. Хабарвивхац - пер. Железнодорожный+пер. Оптимальный (2А)-р. Хабарвив-хац- пер. Осенний (1Б) -р. Язгулемдара-пер. Нижн. Хурджин (1Б) -лед. Рокзоу-пер. Бирджраф (2А) -р. Бартанг-нос. Си-Пондж. III категория сложности.

Пос. Ванч - р. Ванч - пер. Пулковский II (2А) - лед. Ванчдара - лед. Гармо - лед. Вавилова - пер. Бивачный (ЗА) -лед. Федченко-пер. Язгулемский (2Б)- лед. Язгулемский-пер. Дустироз (2Б)-лед. Правый Дустироз - пос. Хрустальный - пос. Ванч. V категория сложности.

Центральный Тянь-Шань

Пржевальск - р. Каракол - оз. Алакель - пер. Алакель Ю. (1Б) -пер. Труд (2А) -пер. Джетыогуз (2Б)- р. Байтор - пер. СОАН (2А) - р. Айлама - р. Кельды-ке-лед. Кельдыке-пер. Загадка 3. (2Б) -лед. Колпа-ковского - р. Сарычат - ГМС «Тянь-Шань» - пер. Давыдова (1Б)-р. Карасай-пос, Карасай. IV категория сложности.

Пржевальск - р. Сарыджас-р. Тюз-пер. Тюз (1Б)- р. Иныльчек - рад. выход к оз. Марцбахера - пер. Майбулак (1Б)-лед. Мушкетова - далее два варианта:

а) пер. Мушкетова (2А)-лед. Семенова-пер. Баян-кольский (2А) - лед. 3. Баянкольский - р. Баянкол - пос. Нарынкол; б) пер. Удачный (2А) или пер. Обзорный (2А) - лед. Семенова - пер. В. Ашутер (2А) - р. Ашу-тер - р. Баянкол - пос. Нарынкол. III категория сложности.

Алтай

Пос. Актащ - ущ. Маашей - пер. Верхн. Шавлинский (2А) -пер. Абылоюк (1Б) -р. Абылоюк-р. Карагем- р. Камрю - пер. С. Туманный (2А) - р. Юнгур - пер. Москвич+пер. Орбита (1Б)-оз. Шавлинское- р. Шавла-пос. Чибит. III категория сложности.

Джунгарский Алатау

Пос. Копал - пер. Копальский (н/к) - р. Кора - лед. Аралтобе-пер. Аралтобе (1Б)-лед. Тронова- пер. Академика Б. Н. Петрова (2Б) - лед. Безсонова - пер. Текелийский (1А)-р. Коржун-пер. Академика С. В. Илью шина + пер. Аболина (2Б)-пер. Макаревича (2А) - пос. Арасан. IV категория сложности.

Пешеходный туризм был и остается наиболее массовым. Почти все туристы начинали с него. Большую часть походов выходного дня и I категории сложности, которые в основном проводятся по родному краю, составляют пешеходные походы. В сложные пешеходные походы отправляется заметно меньше групп, чем в водные и горные. Выбираясь с равнины в горы, сплавляясь в конце пути по несложной реке, у многих, возможно, возникает желание испытать себя в этих более эмоциональных и техничных видах туризма.

При оценке сложности пешеходных походов учитываются автономные действия группы, непрерывность ненаселенной труднопроходимой местности при отсутствии зачастую коротких запасных вариантов выхода в случае аварии. Отсутствие определенных ориентиров в глухом таежном краю, движение через заросли, болота, каньоны без постоянной тропы - все это становится существенным дополнением к чисто техническим моментам маршрута. Для повышения технической сложности пешеходных походов их маршруты дополняются восхождениями на обзорные вершины.

Примеры пешеходных маршрутов

Саяны

Пос. Верхняя Гутара - р. Гутара - пер. к р. М. Сигач - р. Чатыг-Хем - р. Б. Сигач - р. Б. Агул - лед. Кусургашева-пик Грандиозный (восх.)-р. Казыр-верховья р. Чаваш - р. Чапши - р. Сыстыг-Хем - нос. Сыстыг-Хем. V категория сложности.

Прибайкалье

Пос. Зун-Мурин - р. Зун-Мурин - Маргасанская сопка (1А, восх.)-пер. на р. Утулик-р. Россоха-пер. на р. Бобха - пик Порожистый (1А, восх.)-р. Салзан- Байкальск. V категория сложности.

Хребет Кодар

Пос. Чара-р. Ср. Сакукан-пер. Сюрприз (1Б)- пер. Ленинградец (2А)-пер. Рижан (2А)-пер. Верхнесакуканский (н/к)-р. Л. Сыгыкта-р. Сыгыкта- оз. Орон - р. Витим. V категория сложности.

Хребет Черского

Пос. Усть-Нера-сплав по р. Индигирка до устья р. Иньяли - хр. Усть-Нерский - р. Кур - р. Эрикит - р. Буордах-пер. Красноярова (2А)-р. Люнкидэ- лед. Цареградского-лед. Оюнского-пер. Полет (2Б) - лед. Салищева - пер. II съезда РСДРП (2А) - пер. Шатер (2А) - лед. Сумгина - пер. Буковинский (2А) - лед. Кюретер - р. Тирехтях - нос. Сасыр. VI категория сложности.

Камчатка

С. Мильково - оз. Сева - г. Корниловская - р. Мальцевская - р. Гаванка - р. Чаевая - влк. Юрьевский - влк. Жупановский (2А) - р. П. Налачева - р. Л. Нала-чева-пер. Авачинский (1А)-влк. Авачинский (1А)- Ёлизово (восх. на 2 влк.). IV категория сложности.

Пос. Ачайваям - р. Апука - р. Нанкичнатваям - пер. через Апукинский хр. на приток р. Ачайваям - пер. на р. Яёлваям Л. - р. Чингакенваям - пер. на приток р. Яёлваям П. - пер. на верх. р. Укэлаят (хр. Укэлаят) - рад. выход к верш. 2 145 м - пер. на р. Укэлаят П. - восх. на г. Ледяная (1Б, 2 562 м) - лев. приток р. Ачайваям - пер. на р. Этельваям - пер. на р. Ильпи - лед. Снеговой - пер. через хр. Снеговой - р. Ватына - бухта Наталии. VI категория сложности.

Зима на значительной части территории нашей страны держится несколько месяцев, а в ряде районов она единственное время года, когда можно совершать туристские походы, естественно лыжные.

Все, что было сказано о подходе к оценке сложности пешеходных походов, относится и к лыжным.

На лыжах можно развить большие скорости, но не всегда и не везде. Если нет наста и лыжни, передвижение по глубокому снегу становится одним из основных препятствий. К холоду нельзя привыкнуть, а он в лыжных походах - постоянный спутник. Значит, нужно уметь организовать хороший ночлег, согреться: иначе не восстановить силы для работы на следующий день. В безлесной зоне это особенно трудно. Пурга, метель - сочетание сильного ветра, снегопада и мороза - не должны застать врасплох, привести к отморожениям и переохлаждению, к безысходности. Нужно хорошо владеть техникой передвижения на лыжах, особенно на крутых склонах, наледях (и все это с тяжелым рюкзаком).

С холодом туристы-лыжники научились бороться. Здесь их выручают умело изготовленное (самими) снаряжение, теплая одежда и спальные принадлежности. Хуже с лавинами. Они основная опасность в лыжных походах, и избежать ее может помочь только опыт, умение выбрать единственно правильный путь подъема или спуска по лавиноопасному склону, организация надежной страховки.

Помимо других, все эти факторы учитываются при разработке классификации лыжных маршрутов.

Основным и решающим условием успешного проведения велосипедных, автомобильных и мотоциклетных походов является надежное техническое состояние и оснащение транспортных средств.

В основу классификации маршрутов этих колесных видов туризма заложены большие по сравнению с другими видами расстояния и факторы бездорожья при переходе от несложных походов к сложным. То, что есть в родственных видах спорта (велосипедные марафоны, авто- и моторалли), присутствует и здесь: профессиональное мастерство водителя, умение вести машину по проселочным, разбитым дорогам (а то и вовсе без них), хорошая реакция и др. И ко всему этому добавляются присущие другим видам туризма смена погодных условий, необходимость организации ночлегов, самообеспечение и проблема совместимости в коллективе при длительном взаимодействии друг с другом. Нельзя отрицать и наличия больших физических нагрузок, затрат мускульной энергии, особенно в велосипедных походах.

Категории сложности автомотопоходов определяются в зависимости от включения в их маршруты классифицированных участков пли аналогичных им по характеру и количеству препятствий и технической сложности их преодоления. Дополнительная до нормативной протяженность этих маршрутов должна составляться из участков автомобильных дорог без препятствий или участков, сложность которых характеризуется более низкой категорией.

Не следует приветствовать попытки отдельных групп (это особенно заметно у вело-, реже у мототурпстов) усложнять маршруты за счет перетаскивания транспорта, например через перевалы, или в таежных районах по полотну железной дороги. Отмечались случаи, когда такие перетаскивания составляли 25-30% отведенного на весь поход времени. А ведь колеса для того и даны, чтобы передвигаться на них.

Спелеотуризм отличается от других видов туризма в первую очередь отсутствием больших расстояний. В этом отношении он скорее напоминает альпинизм «наоборот»: сначала спуск, затем подъем. Но раз он культивируется, как вид туризма, то в других аспектах должен быть похожим на него, быть путешествием.

При оценке спелеопоходов учитывается набор определяющих сложность похода пещер различных категорий трудности.

Таблица 6

Категория сложности похода Количество категорийных пещер (не менее)
Всего 1 ЗА ЗБ
I 5 3-4 1-2
II 4-5 2-3 1-2
III 1-2 2 или 1
IV 1-2 2 или 1
V 1

Весь набор пещер нужно проходить в течение одного похода. В виде исключения допускается зачет «сборных» походов для тех районов, где нет достаточно пещер, расположенных на приемлемом расстоянии друг от друга.

Если пещера I или II категории трудности имеет очень большую протяженность, прохождение нескольких пещер может быть заменено прохождением нескольких маршрутов в одной и той же пещере.

При классификации пещер переход к более высокой категории трудности определяется появлением новых элементов в технике и тактике, вызванных наличием тех или иных естественных препятствий. Качественный скачок происходит при переходе от пещер I категории трудности к 2А категории трудности, от 2Б к ЗА и т. д. Пещеры, обозначаемые одной и той же цифрой (например, 2А и 2Б) отличаются друг от друга главным образом количественно.

В вертикальных пещерах основными препятствиями являются отвесные и крутонаклонные участки (колодцы), в горизонтальных-узости, водные препятствия (сифоны). Большинство пещер легко отнести к одному из этих двух типов, хотя есть немало пещер смешанного типа (комбинированные).

При разработке маршрутов спелеопоходов следует пользоваться Перечнем классифицированных пещер, утвержденным в 1985 г. В нем приведено около 500 пещер в следующих районах: Беломорско-Кулойское плато, Подолье и Буковина, Средний и Южный Урал, Крым, Кавказ, Средняя Азия, Западный Тянь-Шань, Алтай, Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Саяны, Иркутская область, Дальний Восток. Даются основные данные о каждой пещере: название, тип пещеры-горизонтальная (Г), вертикальная (В), комбинированная (К), длина и глубина в метрах, категория трудности.

При классификации комбинированных походов учитывается ряд принятых условностей. Участок одного вида туризма должен быть непрерывным походом, который может быть классифицирован сам по себе. Например, обносы, обходы пешком отдельных препятствий, а также радиальные пешие выходы в водном походе не превращают его в комбинированный. Если дополняющий маршрут - участок с другим способом передвижения по всем параметрам не выше I категории сложности, то суммарная сложность похода не увеличивается: прибавленная к «четверке» «единичка» не делает поход «пятеркой». Но если комбинированный поход состоит, например, из водной части IV категории и пешеходной - III категории сложности, то он принимается к зачету на разряды как поход V категории сложности. На фактически приобретенный в таком походе технический опыт эта оценка» естественно, не влияет.

Наиболее распространенными и естественными следует считать водно-пешеходные походы. Могут быть и горно-водные, совсем реже - лыжно-водные. Очень сложно обстоит дело с комбинированием пешеходных и горных маршрутов. Практически в горах невозможно выделить самостоятельные непрерывные участки, относящиеся к одному из этих видов. Они так перемешаны, что не поддаются разделению на индивидуально оцениваемые части комбинированного похода. Сейчас, и видимо правильно, условлено, что в высокогорных районах походы могут относиться, только к горному виду туризма.

Для того, чтобы туристы могли оценивать степень своей готовности к прохождению того или иного маршрута, в спортивном туризме принято классифицировать походы по уровню сложности. Приведение туристических маршрутов к определенным стандартам необходимая мера в спортивном туризме так же, как и в гостиничном деле и в других сферах жизнедеятельности. Если при выборе средства размещения турист может иметь представление об уровне комфорта и сервиса ссылаясь на количество звезд, присвоенных гостинице, то в спортивном туризме принята классификация туров, а также классификация, оценивающая сложность прохождения маршрута.

Классификация туров:

    Отдых на стационарных объектах туризма в природной среде и без осуществления активных походов. Примером таких объектов служат турбазы, приюты, гостиницы.

    Экскурсионно-познавательный туризм в природной среде, не подразумевающий активных походов.

    Детско-юношеский, который в свою очередь подразделяется на:

Отдых без активных походов в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ);

Трудовые лагеря;

Экскурсионный;

С активными маршрутами.

4. Активный массовый спортивный туризм, осуществляемый на маршруты I-III категории сложности.

5. Экстремальный спортивный туризм, осуществляемый на маршруты IV-V категории сложности.

6. Экстремальный, экзотический туризм, подразумевающий экспедиции и туры в труднодоступные зоны. Туры и маршруты V-VI категории сложности.

Классификация маршрутов по сложности осуществляется на основании Правил проведения туристских спортивных походов и Единой всероссийской спортивной классификации туристских маршрутов. Походы по разным видам туризма, а именно пешеходному, лыжному, горному, водному, спелео, автомобильному, велосипедному, мотоциклетному, парусному и конному подразделяются на походы выходного дня, походы I,II и III степени сложности (применяется в детско-юношеском туризме), а также I,II,III,IV,V и VI категории сложности. Критериями для присвоения туристическому маршруту одной из этих категорий служит протяженность, продолжительность, трудность преодоления, новизна, технические сложности и ряд других критериев, которые возникают при прохождении маршрута. В порядке возрастания этих показателей возрастает степень или категория сложности. Все походы, которые по протяженности или продолжительности маршрута не соответствуют I категории сложности, являются некатегорийными (походы выходного дня, I,II,III степень сложности).

Походы выходного дня – походы, продолжительность которых составляет от одного до трех дней. Организаторами походов выходного дня обычно являются самодеятельные туристы, туристические клубы, секции.

Классификация маршрутов по степеням сложности (применяется в детско-юношеском туризме) 7

Исходя из данных, приведенных в таблице можно сделать вывод, что степени сложности не присваиваются маршрутам мотоциклетного, спелео и автомобильного туризма. Это объясняется спецификой детско-юношеского туризма, не подразумевающей участие детей в данных видах туризма.

Определение категории сложности происходит на основании таких показателей, как определяющие препятствия, продолжительность, протяженность и иные факторы, которые характерны тому или иному виду туризма (район, перепад высот и др.).

Определяющие препятствия, которые могут встретиться на маршруте, делятся на локальные и протяженные.

Локальные препятствия – препятствия, которые имеют небольшую протяженность. Локальные препятствия требуют от туристов при его преодолении соответствующий уровень технического мастерства, и, как правило, использование специального снаряжения. К локальным препятствиям относятся траверсы хребтов, перевалы, пороги, вершины, пещеры и т.п.

Протяженные препятствия – гораздо более значительны по протяженности, чем локальные препятствия, требуют от туристов значительных затрат физических сил, а также набор знаний, необходимых для их преодоления. Протяженные препятствия широко представлены в пеших, лыжных, парусных маршрутах.

Для присвоения маршруту категории сложности производится его сравнение с эталонным маршрутом. Эталонный маршрут имеет минимально допустимое количество определяющих препятствий, необходимых для его отнесения к одной из категорий сложности.

Для каждой категории сложности определены минимальные значения по продолжительности и протяженности маршрута, но в действительности они могут претерпевать небольшие изменения. Так, например, протяженность маршрута может быть уменьшена, но не более, чем на 25% в случае увеличения числа определяющих препятствий на маршруте.

Минимальные значения по продолжительности и протяженности маршрута, соответствующие той или иной категории сложности. 8

Виды туризма и характеристики маршрута

Продолжительность маршрута в днях (не менее)

Протяженность маршрута в км. (не менее)

Пешеходный

Велосипедный

Мотоциклетный

Автомобильный

Парусный

Количество пещер для спелеотуризма

Для присвоения маршруту категории сложности, необходимо учитывать не только количество дней, проведенных в походе и пройденный километраж, но и сложность перевалов, рек, пещер и других препятствий. Для этого в спортивном туризме существует понятие категория трудности, которое определяется тем, какой уровень физической подготовки и мастерства требуется от туристов для безопасного прохождения препятствия.

В горном туризме принято 6 полукатегорий, по которым можно определить трудность перевалов, вершин и траверсов:

1А – наиболее простая категория, требующая от туристов простейшей индивидуальной техники передвижения, время преодоления составляет несколько часов. На подходах к препятствию обычно есть тропы, так как данная категория пользуется большей популярностью и подходит большему количеству туристов, чем последующие категории.

1Б – требует простейшей коллективной техники, общее время преодоления не превышает 1 день.

2А – более сложная индивидуальная и коллективная техника, требует наличия большего количества специализированного оборудования. Время преодоления не более суток.

2Б – необходимо владеть всеми наиболее распространенными техниками, навыками работы с более сложными страховочными системами. Для препятствий данной категории характерны крутые скальные, снежные и ледовые склоны, возможны ночлеги в ледниковой зоне и на перевале. На преодоление таких препятствий потребуется более суток.

3А – требует от туристов применения разнообразных техник и приемов передвижения, страховки на протяженных участках пути. Обычно необходимо производить предварительную разведку. Неизбежны ночлеги в ледниковой зоне, с необходимостью приготовления воды из снега. Время преодоления таких препятствий до 2 суток.

3Б – наивысшая категория сложности. От туристов требуется непрерывная страховка в течение многих часов и даже суток, отличное владение техникой. Может возникнуть необходимость организации сидячих или висячих биваков. Преодоление препятствий данной категории занимает не менее 2 суток.

В спелеологическом туризме, согласно Перечню классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий, сложность пещер определяется 10 категориями:

1 – пещеры, общая глубина которых составляет от 20 до 100 метров. Для прохождения пещер 1 категории трудности требуется небольшое количество специализированного оборудования. Глубина колодцев не должна превышать 40 м. Колодцы, в большинстве случаев, сухие и не сложные для прохождения. Пещеры 1 категории подходят для туристов, только начинающих заниматься спелеотуризмом. В горизонтальных пещерах должны иметься препятствия: узости, участки несложного скалолазания или обводненные участки. Время прохождения от 2 до 6 часов.

2А – глубина пещер 40 – 180 метров. Допускается небольшое обводнение колодцев, но без сильных водотоков. Время прохождения – 3-8 часов.

2Б – глубина пещер данной категории от 150 до 300 метров. Как и в предыдущей категории допускается небольшое обводнение колодцев. Большее количество препятствий. Время прохождения составляет 6-10 часов.

3А – пещеры, глубина которых 180 – 360 метров. Колодцы могут быть сильно обводнены. В горизонтальных пещерах встречаются небольшие сифоны (тоннели, заполненные водой), для прохождения которых необходимо применение аппаратов автономного дыхания. Время прохождения от 10 до 20 часов.

3Б – общая глубина пещер данной категории трудности от 320 до 550 метров. Количество препятствий больше, чем в категории 3А. Время прохождения – 20-30 часов.

4А – пещеры вертикального и смешанного типа, глубина которых составляет 420 – 550 метров. Для прохождения пещер данной категории сложности требуется организация пункта отдыха на маршруте или подземного лагеря. Встречаются участки сложного лазания. Время, необходимое на прохождение пещеры – 3-4 дня.

4Б – отличается от предыдущей категории наличием большего количества препятствий, а также глубиной пещер, которая составляет 500-700 метров. Время прохождения – 4-5 дней.

5А – глубина пещер от 600 до 900 метров. Наличие множества всевозможных препятствий, на прохождение которых потребуется 5-10 дней. Требуется установка подземных лагерей.

5Б - пещеры, глубина которых составляет от 800 до 1100 метров. Данная категория трудности включает в себя наличие трудностей, которые встречались в предыдущих категориях. Для прохождения необходима установка нескольких подземных лагерей. Время прохождения составляет 10-20 дней.

6 – глубина пещер превышает 1100 метров. Для прохождения пещеры требуется весь арсенал тактико-технических умений и навыков. Время прохождения свыше 15 дней.

Классификация маршрутов позволяет не допускать ошибок при формировании группы туристов, отправляющихся в поход. Основываясь на категории сложности предстоящего похода, подбирается необходимое количество специализированного снаряжения и оборудования, которое потребуется для прохождения маршрута.

1.2.4. Формирование туристической группы, подготовка к самодеятельному походу

Для хорошей организации похода необходима детальная проработка маршрута, подбор оптимального снаряжения, комплектование туристической группы. Группа должна подбираться по уровню подготовки туристов, возрасту, по психологическим особенностям участников похода. Число участников не должно быть слишком большим, но и слишком маленькие по численности группы не всегда могут решить цели, стоящие перед коллективом в туристическом походе. Оптимальным числом участников похода является 6 – 12 человек. Желательно, чтобы туристы, отправляющиеся в поход, имели схожие интересы.

Для улучшения качества туристического похода рекомендуется разделять полномочия между туристами. Таким образом, можно существенно сэкономить людские ресурсы, а также определить рамки ответственности каждого участника похода.

К основным ролям следует отнести:

Руководитель группы - главная и неотъемлемая роль в любом походе. В зоне ответственности руководителя туристической группы находится соблюдение временных рамок прохождения маршрута, поддержание благоприятного климата в группе, обеспечение безопасности каждого туриста. Руководитель группы должен быть уважаемым в коллективе человеком, иметь большой набор теоретических и практических знаний в области туристических походов. К дополнительным требованиям, предъявляемым к лицу, занимающему роль руководителя группы, следует отнести: знание основ педагогики, психологии, возрастной физиологии, а также умение оказать первую медицинскую помощь.

Штурман – является вторым после руководителя группы человеком в команде туристов. Отвечает за разработку маршрута и прохождение по нему группы. Штурман должен обладать навыками работы с картами, знать топографические обозначения, уметь пользоваться компасом и GPS навигацией, а также ориентироваться на местности. В небольших туристических группах эту роль на себя берет руководитель группы.

Медик – относится к ролям, без которых проведение туристических походов крайне нежелательно, а порой и вовсе невозможно. Медик должен обладать навыками оказания медицинской помощи, знать особенности здоровья каждого из участников туристического похода, предварительно проведя индивидуальные консультации с каждым из них. Данная роль предполагает знание свойств всех медикаментов, находящихся в аптечке.

Начпрод – начальник продовольственного снабжения отвечает за формирование меню, закупку продуктов и организацию питания. Во время похода начпрод должен знать, какие продукты несет тот или иной член команды.

Завснар – основная работа заведующего снаряжением проводится на этапе подготовки к походу. Подготовка необходимого, в соответствии с целями туристического похода, снаряжения, распределение оборудования по рюкзакам участников команды в соответствии с возможностями каждого из них.

Реммастер – роль предполагает осуществление ремонта оборудования и снаряжения участников непосредственно во время похода, должен иметь с собой набор необходимых инструментов. Роли реммастера и завснара очень близки между собой, поэтому очень часто обе эти роли исполняет один участник коллектива.

Начфин – начальник финансов распоряжается общественной казной, производит оплату услуг, которые могут быть оказаны группе туристов во время похода (проезд, посещение экскурсий и др.)

Фотограф и летописец – роли, позволяющие запечатлеть эмоции туристов на фотопленку, а также в письменном виде. Именно наличие данных ролей позволяет помнить о времени, проведенном в походе, спустя многие годы.

Все эти роли могут быть так или иначе совмещены между собой, в зависимости от численности, а также от навыков участников группы.

На этапе подготовки необходимо уделить особое внимание подготовке снаряжения. По своему назначению выделяют групповое и личное туристическое снаряжение.

Групповое снаряжение:

1. Палатка – один из наиболее важных элементов снаряжения. Именно палатка на какое то время становится жилищем для туристов. К выбору палатки необходимо подходить исходя из целей, которые преследуются в предстоящем походе. Если планируется поход, не подразумевающий ночевок в неблагоприятных условиях, то достаточно взять с собой треккинговую палатку, несомненным плюсом которой является вес. Экспедиционные палатки способны выдерживать ветра и дожди, подходят для ночевок в лесах. Еще один вид палаток – штурмовые. Эти палатки подходят для ночевки в сложных горных походах, выдерживает неблагоприятные погодные условия, но существенно тяжелее других разновидностей палаток. Штурмовые палатки имеет систему отстегиваемых стенок, что позволяет туристу самостоятельно регулировать температуру в палатке.

2. Котлы для приготовления пищи. Для комфортного проведения похода необходимо брать с собой 2 котла. Один из которых будет предназначен для приготовления пищи, второй для кипячения воды под чай и кофе. Объем котлов должен быть рассчитан в зависимости от числа туристов, отправляющихся в поход. Для приготовления пищи необходим котел в расчете 500 мл на человека, котел для кипячения воды – 300 мл на человека.

3. Кухонная утварь. Для удовлетворения нужд туристического коллектива должна включать в себя: нож, половник, разделочная доска, открывалка для консервных банок, губка для мытья посуды, металлическая губка для мытья котлов.

4. Ремонтный набор. Подбирается в зависимости от целей, которые преследуются в походе, но минимальный набор должен включать в себя: клей, нитки с иголкой, веревка, проволока.

Личное снаряжение:

1. Рюкзак. При выборе рюкзака необходимо обращать внимание на то, чтобы он способствовал наиболее комфортному нахождению туриста в пути. Лямки туристического рюкзака должны регулироваться в зависимости от роста туриста, необходимо наличия пояса, который снимает нагрузку с плеч и переносит ее на ноги. В зависимости от целей и продолжительности похода подбирается объем рюкзака, который измеряется в литрах.

2. Спальник. Должен отвечать сезону. При выборе спальника необходимо руководствоваться минимальным и максимальным температурным режимом, который указывается производителем.

3. Каримат или пенополиуретановый коврик.

4. Фонарик. Должен выбираться с учетом целей и особенностей похода. Например, для участия в спелеологическом походе необходим налобный фонарик для того, чтобы освободить руки.

Организация и проведение ПВД

По форме и содержанию туристская деятельность делится на:

1. Прогулки – кратковременное передвижение по близлежащей местности с познавательной, оздоровительной целью. Бывают пешие, лыжные, велосипедные, лодочные.

2. Экскурсии – коллективные посещения определённых объектов с познавательной или научной целью.

3. Походы – путешествия активными способами передвижения в отдалённых районах с образовательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской целью. Бывают учебные, познавательные, оздоровительные, спортивные, агитационно-массовые, делятся на плановые и самодеятельные, местные и дальние, одно-, двух- и многодневные, а также по способу передвижения (пеший, горный, лыжный, вело- и т. д.) и характеру среды путешествия (горный, равнинный, водный, подземный и т.д.).

4. Экспедиции – организованные многодневные путешествия в малоисследованные районы со специальными исследовательскими целями, часто – несколькими группами.

5. Лагеря – организованные стационарные центры проведения туристских мероприятий.

6. Слёты – кратковременные массовые мероприятия туристской направленности.

[Основным видом деятельности ПКТ является проведение дальних многодневных самодеятельных спортивных горных походов.]

Эффективной формой привлечения новичков и подготовки туристов являются походы выходного дня (ПВД).

[ПВД являются местными одно- или двухдневными самодеятельными учебно-оздоровительными пешими (чаще всего) равнинными походами.]

При подготовке главным является правильный выбор маршрута в соответствии с основной целью похода.

Протяжённость ПВД составляет обычно не более 25 км в день (соответствует 5…8 часам движения по пересечённой местности).

Важно включать в план таких походов не только целенаправленное монотонное движение по маршруту, но и элементы тренировок по профильным и смежным видам туризма, ориентирования на местности, спортивные игры, краеведческие моменты, работу на биваках, культурную составляющую, знакомство с флорой и фауной родных мест.

Уже в ПВД следует поручать участникам исполнять обязанности завхоза, врача, штурмана, весовщика, ремонтника, фотографа, финансиста, причём имеется возможность попробовать себя в разных должностях.

Обычно в форме ПВД проводится и так называемый «КСС» (от «контрольно-спасательная служба») – проверка готовности группы к походу, проводимая незадолго до выхода на маршрут спортивного похода МКК (маршрутно-квалификационной комиссией) «выпускающего» туристского клуба.


Набор трудностей для похода 1 категории сложности

Спортивные походы подразделяются на 6 категорий сложности: с 1-й по 6-ю; существуют также некатегорийные походы (с возможным включением в маршрут препятствий любой категории трудности). Категория сложности похода определяется методом экспертных оценок при помощи сравнения маршрута с эталонными маршрутами, устанавливаемыми на основании опыта проведения походов для конкретной местности и данного вида туризма.

Трудности для горного похода включают в себя:

2. Протяжённость маршрута (его пешей части).

3. Продолжительность похода (определяется по количеству ночёвок в полевых условиях) – минимальная и максимальная.

4. Высотный фактор (высокогорье – районы с высотой не менее 2500 м).

– определяющие трудности, а также:

5. Акклиматизацию к горным условиям.

6. Необходимость подходов к району проведения похода.

7. Погодные и сезонные факторы.

8. Необходимость применения специализированного снаряжения.

9. Автономность, сопряжённая с удалённостью от «цивилизации».

10. Непрерывность нахождения на маршруте – в отличие от «путешествий».

– дополнительные трудности; кроме того, на успешное прохождение похода влияют:

11. Степень изученности района проведения похода.

12. Опыт участников (формальный и фактический, а также наличие в группе «30%-ков»).

13. Наличие адекватного местности картографического сопровождения.

Формальные признаки горного похода 1 к. с.:

1. Продолжительность – не менее 6 ходовых дней.

2. Протяжённость – не менее 100 км. (Измеряется по карте масштаба 1:100000 и умножается на коэффициент для сильнопересечённой местности, равный 1,2. Допускается уменьшение протяжённости не более чем на 25% при наличии дополнительных определяющих препятствий.)

Количество категорий сложности во всех видах активного туризма 6. С возрастанием категории сложности похода увеличивается его трудность от I до VI (таблица 1). Категорию сложности маршрута определяют локальные препятствия, встречающиеся на его пути. В трекинге (горном туризме) – это перевалы, в водном туризме – пороги, в спелеотуризме – пещеры и т.д. В свою очередь, локальные препятствия могут также делиться на несколько категорий трудности. Категория сложности применяется в контексте похода в общем, а категория трудности – для локальных препятствий на туристском маршруте.

Таблица 1 – Нормативы походов в активном туризме

Категория сложности I II III IV V VI
Минимальная длительность, в днях 6 8 10 13 16 20
Вид туризма Минимальная протяженность похода, км
Трекинг (горный туризм) 100 120 140 150 160 160
Велосипедный 300 400 500 600 700 800
Водный 150 160 170 180 190 190
Спелео (кол-во пещер) 5 4-5 1-2 1-2 1-2 1
Пешеходный 130 160 190 220 250 300
Лыжный 130 150 170 210 240 300

В трекинге маршрут похода должен быть линейным или кольцевым и составлять не менее 75% от всего маршрута. Сделано это для того, чтобы в случае нехватки расстояния для зачета в МКК, туристы могли сделать радиальные выходы. «Радиалка» засчитывается в одну сторону, если возвращение по тому же пути.

Трудность восхождения в альпинизме определяется сложностью конкретного маршрута на горную вершину. Категорий сложности также 6, делящихся на 2 полукатегории А и Б (1А к.с. в альпинизме в зачет разряда не включена). Категории сложности маршрута определяются трудностью локальных участков, которых также 6 от I до VI. Существует и международная методика оценки трудности скальных участков UIAA – Союза международных альпинистских ассоциаций. Классификация представлена 11 к.т. от I до XI. Ее можно посмотреть .

В трекинге локальными препятствиями в основном служат перевалы (таблица 2). Основных категорий 3, делящихся на полукатегории также как в альпинизме – А и Б. Существуют перевалы без к.т. – некатегорированные (на картах обозначаются н/к). В зачет похода в трекинге можно включать траверсы и восхождения на пики. Здесь необходимо правильно перевести альпинистскую категорию сложности в треккинг. Приблизительно это выглядит так:

— характер наиболее сложных участков перевала;

— необходимые для преодоления перевала техника, тактика передвижения и особенности мест ночлегов;

— количественные характеристики (время движения, число точек страховки);

— необходимое специальное снаряжение (Попчиковский В.Ю. ).

В зачет маршрута любой к.с. входят несколько перевалов (таблица 2). Установлено минимальное количество перевалов той или иной трудности. При этом максимально количество перевалов в одном маршруте можно увеличить на 2. Туристская группа может включать перевалы любой трудности, не превышающей сложность похода. Стоит отметить, что, начиная с похода III к.с., у группы есть право самим решать, какой перевал пройти логичнее.

Таблица 2 – Нормативы категории сложности походов в трекинге

Категория сложности похода
I II III IV V VI
Минимальное количество перевалов 2 3 4 5 6 7
Трудность перевалов
2 1
2 1 1
2 1 1
2 1 1
2 1*
2*

*в маршруте VI к.с. возможен вариант пер. 2Б – 1 шт, 3А – 3 шт, 3Б – 1 шт.

Сложность перевалов определяется следующим образом (таблица 3).

Таблица 3 – Критерии оценки трудности перевалов

(Таблица из книги «Русский турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг.»)

К.т. перевала Характер наиболее сложных участков пути Техника и условия передвижения Общее время (t) преодоления перевала. Кол-во точек страховки (n). Длина определяющего участка (I) Необходимое специальное снаряжение
Простые, осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30° пологие (до 15°) ледники без трещин крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал, обычно наличие троп на подходах. Простейшая индивидуальная техника передвижения самостраховка альпенштоком или ледорубом. При переправах через реки на подходах может потребоваться страховка с помощью веревки. Ночевки, как правило, в лесной или луговой зоне. Несколько часов.n = 0I = 0 Обувь на нескользкой подошве, альпенштоки, страховочные пояса (грудные обвязки) и карабины на каждого участника. 1-2 основные веревки на группу.
Несложные скалы, снежные и осыпные склоны средней крутизны (от 20 до 45°), а в некоторые годы и участки льда на склонах, обычно покрытые снегом: закрытые ледники с участками скрытых трещин. Простейшая коллективная техника: одновременное движение в связках по склонам и закрытым ледникам. Навеска перил на склонах и при переправах. Возможны ночевки на границе ледниковой зоны. Не более одного дня.n = до 5I = до 40-50 м. Ботинки на рифленой подошве, альпенштоки или ледорубы (1-2 ледоруба на группу обязательно), страховочные системы и карабины на каждого участника. По одной основной веревке на каждых 3-4 человек. Крючья скальные и ледовые (3-4 на группу), скальный и ледовой молоток.
Скальные, снежные, ледовые склоны средней крутизны (от 20 до 45°) закрытые ледники и несложные ледопады. Более сложная индивидуальная и коллективная техника, попеременная или групповая (перильная) страховка, использование кошек или рубка ступеней может понадобиться крючьевая страховка. Возможны ночлеги в ледниковой зоне. Не более сутокn = 5-10I = до 80-100 м. (2-3 веревки подряд) Кроме перечисленного для перевалов 1Б к.т. ледорубы и «кошки» на каждого участника, крючья в необходимом количестве и ассортименте. По одной основной веревке на каждых 2-3 человек.
Крутые (свыше 45°) снежные, ледовые и скальные склоны средней сложности, возможны короткие (до 10-15 м.) стенные участки ледопады средней сложности. Применение всего наиболее распространенного арсенала технических приемов: перильная или попеременная страховка, применение крючьев, движение первого на подъеме, а последнего на спуске без рюкзака, раздельный подъем и спуск рюкзаков спуск по веревке (дюльфер). Как правило, неизбежны ночлеги в ледниковой зоне. Не менее суток.n = 5-20I = до 200 м (3-5 веревок подряд) Кроме перечисленного для перевалов 2А к.т., : тормозные устройства для, спуска по веревке и (желательно) зажимы для подъема. Вспомогательные веревка, петли, расходные концы веревок и крючья для спуска.
Крутые (от 45 до 65°) снежные, ледовые и скальные склоны значительной протяженности стенные участки до 1-2 веревок подряд сложные ледопады. Применение разнообразных приемов передвижения и страховки на протяженных участках, включая применение искусственных опор, лесенок, якорей и т.п. Обычно необходима предварительная разведка и обработка маршрута. Тактика приобретает преобладающее значение. Неизбежны неоднократные ночлеги в ледовой зоне. Организация бивака может потребовать больших затрат времени и сил. До двух сутокn = 10-40I = от 200 до 500 м. (до 10 веревок подряд) Кроме перечисленного выше снаряжения, зажимы для подъема по веревке возможно использование основных и вспомогательных веревок увеличенной длины может потребоваться применение лесенок, закладок и крючьев, извлекаемых при спуске.
То же, что и для 3А, но при большей протяженности сложных участков, разнообразном их характере или предельной сложности, включая стены крутизной 60° и более. Необходимость практически непрерывной взаимной и групповой страховки в течение многих часов и даже суток специальной, рассчитанной на преодоление данного перевала, подготовки отличного владения техникой всеми участниками безупречной тактики. Возможно отсутствие мест для ночевок, что требует организации сидячих или висячих биваков. Не менее двух суток.n ≥ 30I = 500 м. и более (более 10 веревок подряд) То же, что и 3А к.т.. Может потребоваться снаряжение, специально подготовленное для преодоления конкретного перевала.

В критерии оценки маршрутов на горные вершины входит:

— абсолютная высота вершины;

— протяженность маршрута;

— крутизна склонов, характер рельефа;

— техническая сложность отдельных участков;

— общее количество участков различной степени сложности на пути к вершине;

— подходы и спуск с вершины не включаются в категорию сложности маршрута.

В общем-то, они схожи с оценкой перевалов. Сложность альпинистских маршрутов определяется так, как показано в таблицах 4 и 5.

Таблица 4 – Критерии оценки сложности маршрутов на горные вершины

К.с. вершины Характер склонов вершины Категория трудности участков на маршруте (подробно о к.т. см. в таблице ниже). Общее время (t) преодоления вершины. Кол-во точек страховки (n).
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 5000 м. Средняя протяжённость маршрута – 500 м, средняя крутизна – 10-25°. Основу составляют участки 0 к.т. Необходимо наличие участка I к.т. (скального: 20-30 м и более, или ледово-снежного: 80-100 м и более) или наличие нескольких участков II к.т. (каждый — 3-15 м скального или 30-40 м ледово-снежного характера). t от 1,5 до 8 ч.n = 0+
Основу составляют участки 0 и I к.т. Необходимо наличие участка II к.т. (скального: 5-20 м, или ледово-снежного: 80-100 м). t от 2 до 10 ч.n = 0+
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 6000 м. Средняя протяжённость маршрута – 550 м, средняя крутизна – 15-30°. Основу составляют участки 0 и I к.т. Необходимо наличие участка II к.т. (скального: 15-30 м и более, или ледово-снежного: 80-100 м и более) или наличие нескольких участков III к.т. (каждый — 3-10 м скального или 20-50 м ледово-снежного характера). t от 2 до 10 ч.n = 0-3
Основу составляют участки I и II к.т. Необходимо наличие участка III к.т. (скального: 5-20 м, или ледово-снежного: 50-200 м). t от 3 до 10 ч.n = 1-3Возможен спуск по веревке.
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 6500 м. Средняя протяжённость маршрута – 600 м, средняя крутизна – 20-40°. Основу составляют участки I и II к.т. Необходимо наличие участка III к.т. (скального: 20-30 м, или ледово-снежного: 100-300 м) или наличие нескольких участков IV к.т. (каждый — 3-15 м скального или 50-100 м ледово-снежного характера). t от 3 до 10 ч.n = 2-6Спуск по веревке.
Основу составляют участки II и III к.т. Необходимо наличие участка IV к.т. (скального: 20-50 м, или ледово-снежного: 50-200 м). t ≥5 ч.n = 10-15+Возможно потребуется организация ночлега на маршруте. Спуск по веревке.
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 7000 м. Средняя протяжённость маршрута – 650 м, средняя крутизна – 30-50°. Основу составляют участки II и III к.т. Необходимо наличие участка IV к.т. (скального: 40-80 м, или ледово-снежного: 200-400 м) или наличие нескольких участков V к.т. (каждый — 3-15 м скального или 50-150 м ледово-снежного характера). t ≥6 ч.n = 10-20+В большинстве случаев потребуется организация ночлега на маршруте. Спуск по веревке.
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 7500 м. Средняя протяжённость маршрута – 700 м, средняя крутизна – 40-60°. Основу составляют участки III и IV к.т. Необходимо наличие участка V к.т. (скального: 10-40 м, или ледово-снежного: 100-400 м). t ≥6 ч.n = 15-20+В большинстве случаев потребуется организация ночлега на маршруте. Спуск по веревке.
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой более 2000 м. Средняя протяжённость маршрута – 750 м, средняя крутизна – 45-70°. Практически нет участков I и II к.т. Основу составляют участки III и IV к.т. Необходимо наличие участка V к.т. (скального: 50 м, или ледово-снежного: 300-500 м) или наличие нескольких участков VI к.т. (3-20 м каждый). t ≥8 ч.n = 40-50+В большинстве случаев потребуется технически сложная организация ночлега на маршруте. Спуск только по веревке.
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой более 3000 м. Средняя протяжённость маршрута – 800 м, средняя крутизна – 65-75°. Практически нет участков I-III к.т. Основу составляют участки IV и V к.т. Необходимо наличие участков VI к.т. (каждый — 20-40 м или более), суммарной протяжённостью не менее 200 м. t ≥3 дняn = 100+Требуется технически сложная организация ночлега на маршруте (в основном это сидячие или висячие места). Спуск только по веревке.
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой более 3000 м. Средняя протяжённость маршрута – 800 м, средняя крутизна – 70-80°. Практически нет участков I-IV к.т. Основу составляют участки V и VI к.т. t ≥3 дняn = 100+Требуется технически сложная организация ночлега на маршруте (в основном это висячие гамаки т.п.). Спуск только по веревке.
К.Т. Характер участков Техника прохождения
0 Cнежно-ледовые, скальные склоны и гребни крутизной 10-20°. Участки проходятся одновременным движением всей группы.
I Cнежно-ледовые участки крутизной 15-30°, некрутые скалы. Участки проходятся одновременным движением всей группы, с использованием рук для поддержания равновесия.
II Cнежно-ледовые участки крутизной 25-30°, некрутые скалы. Участки проходятся попеременно, а опытными альпинистами – одновременно, с использованием рук для поддержания равновесия.
III Cнежно-ледовые участки крутизной 30-45°, крутые скалы с многочисленными зацепами и выступами или пологие, но гладкие скалы. Скальные участки проходятся «свободным лазанием», с основной нагрузкой на ноги и рюкзаком на плечах. Снежно-ледовые участки проходятся техникой в «три такта» или в кошках.
IV Cнежно-ледовые участки (склоны и гребни со снежными карнизами) крутизной 40-55°, крутые скалы с немногочисленными зацепами и выступами. Скальные участки проходятся «свободным лазанием», прохождение с рюкзаком на плечах возможно, но сильно затруднено. Снежно-ледовые участки проходятся в основном на передних зубьях кошек.
V Cнежно-ледовые участки (склоны и гребни со снежными карнизами) крутизной более 45°, крутые скалы с неудобными немногочисленными зацепами и выступами. Скальные участки проходятся «свободным лазанием» или с постановкой искусственных точек опоры (ИТО). Прохождение с тяжелым рюкзаком на плечах невозможно. Снежно-ледовые участки проходятся в основном на передних зубьях кошек, но в основном с постановкой ИТО.
VI Скальные вертикальные стены и нависания с неудобными, немногочисленными зацепами и выступами. Прохождение участков требует усилий на пределе возможностей человека.

Официальной оценки маршрутов бэккантри на постсоветском пространстве не существует. Категория сложности маршрутов бэккантри тесно переплетается со сложностью альпинистских и туристских маршрутов (таблица 6).

Таблица 6 – Оценка сложности маршрутов бэккантри (Vitaliy Rage )

К.с. маршрута Сложность (рейтинг) спуска (ski )* Аналог в альпинизме Средний уклон и рельеф Особенности спуска и степень опасности
F – Простая 1, 2.1, 2.2 н/к, плоско ≤28 о, холмистая местность без препятствий. Отсутствие ключевых участков, риска потери контроля и падения.
PD Не очень сложная 2.1-3.2 н/к, круче 28-35 о, открытые пространства с небольшими участками крутого рельефа. Катание в лесу. Не очень крутые и короткие сужения. Возможны повороты для преодоления препятствий. Крутые участки с хорошим выкатом.
AD – Средняя 3.2-4.3 1А, 1Б 35-40 о, неизбежны крутые участки. Короткие и очень крутые сужения. Необходимость коротких поворотов. Риск травм при потере контроля. Преодоление препятствий требуют быстрой реакции.
D Сложная 4.2-5.2 2А-3А 40-45 о, крутой склон, скалы, обрывы, лед. Короткие повороты все еще возможны. Много препятствий, которые требуют отличного владения снаряжением. При падении возможна смерть.
TD Очень сложная 5.3+ 3Б-4Б (5А) 45-50 о, очень крутой склон, множество скальных сбросов, ступеней, обрывов, больших трещин. Частично необходимы короткие повороты и сползания по длинным крутым кулуарам. Возможен спуск дюльфером. При падении вероятна смерть.
ED (EX ) – Экстремальная 5.4+ 5А и выше 50-55 о, крутые стены и кулуары, скальные ступени, сбросы, обрывы, большие трещины. Необходимы короткие повороты и сползания по длинным крутым кулуарам. Прохождение дюльфером скальных стен. Отсутствие безопасных точек для остановки

Методики категорирования других видов активного туризма можно подробно посмотреть в этой книге на стр. 86-115. Востоков И.Е., Панов С.Н. Русский турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг. – М., 2001. Скачать .

Официально прохождение маршрутов можно оформить в Федерации спортивтивного туризма и туристского многоборья , есть у нас такая . На сайте можно найти различную информацию туристско-спортивных мероприятий по активным видам туризма: соревнованиям, туриадам, фестивалям, водным регатам и др. по всему Казахстану. Но это, если вы хотите стать спортсменом, если нет, то присоединяйтесь к нам.

Это познавательная статья, в которой мы расскажем о категориях сложности пеших походов. Следует отметить, что категории сложности маршрутов присущи спортивному туризму, когда речь идёт о свершениях и победах. Если же вы ходите в горы просто для души, то категорийные походы не имеют к вам никакого отношения.

- Походы выходного дня. В эту категорию входит всё, что не попадает под классификацию категорий от первой до шестой. Туристы на форумах шутят, что походом выходного дня можно назвать всё, что ниже по сложности первой категории и выше, чем шестая. Поход выходного дня – это, с одной стороны, уже настоящий многодневный поход, о котором можно заявить в МЧС; с другой стороны, вы сами вольны разрабатывать маршрут такого похода, подгоняя комфортность переходов под себя.

На самом деле, мало кто укладывается в минимальное количество дней. Обычно маршруты первой категории сложности проходятся за восемь дней, ведь если пытаться уложиться в шестидневный срок, то за день нужно проходить более двадцати километров.

В горных походах километраж в каждой категории меньше, однако добавляются перевалы определённой сложности. Сложность перевалов варьируется от первой до третьей категории и каждая категория разделена ещё и на подкатегории – А и Б. И если перевал 1А требует навыков самостраховки, которые довольно легко приобрести, посещая горную секцию, то перевал сложности 2А требует командного прохождения, а 3Б – это уже экстрим на любителя. В водных и лыжных походах километраж в каждой категории несколько больше, чем в пеших, что обусловлено большей скоростью их прохождения.

Важно понимать, что спортивный туризм – это спорт, пусть данный его вид и не причисляется к олимпийским видам, а букмекеры не принимают на него ставки. Потому сложные категорийные походы – это не развлекательные путешествия, в которые отправляются с целью насладиться природой, а настоящие командные спортивные соревнования, в которых есть ряд серьёзных требований к физической форме туриста и его экипировке.